\ \ Российское предпринимательское право. Источники права, регулирующие предпринимательскую деятельность в российской федерации

Под источником права понимаются определенные формы выражения государственной воли, складывающиеся из принятых в определенном порядке компетентными государственными органами актов, которыми устанавливаются нормы права.

Источниками предпринимательского права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие предпринимательские отношения.

Законодательство о предпринимательской деятельности включает законы и подзаконные нормативно-правовые акты, являющиеся источниками предпринимательского права.

Если предпринимательское право представляет собой совокупность правовых норм по регулированию предпринимательских отношений, то законодательство о предпринимательской деятельности - совокупность нормативных актов, в которых содержатся данные нормы.

Конечно, нормы одной отрасли права могут включаться в нормативные акты другой отрасли законодательства. Так, с одной стороны, нормы предпринимательского права содержатся в гражданском законодательстве. С другой стороны, в нормативных актах предпринимательского законодательства содержатся нормы гражданского права, примером чего являются транспортные уставы и кодексы. Преимущественно это акты предпринимательского законодательства, но в части регулирования перевозки пассажиров и багажа они содержат нормы гражданского права.

Все нормативные акты в зависимости от их юридической силы делятся на законы (законодательные акты) и подзаконные нормативные акты. Законы, как нормативные акты высших органов государственной власти, обладают высшей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам. Статья 76 Конституции РФ разграничивает федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой по сравнению с федеральными законами. Поэтому федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Переход к законодательству, а не подзаконному регулированию экономики, несомненно, следует отнести к положительному явлению в жизни страны. Достоинство закона, состоящее в его высоком уровне подготовки и принятия, непререкаемости, абсолютном знании (никто не вправе ссылаться на его незнание) делают закон мощным рычагом реализации экономического строительства. Именно закон регламентирует исходные позиции рыночной экономики.

Основным видом источников законодательства о предпринимательской деятельности являются законы Российской Федерации.

Главным источником безусловно является Конституция Российской Федерации. Для предпринимательского права центральное значение имеют нормы ст. 8 и ст. 9, определяющие равенство форм собственности. Переход к рыночным отношениям диктует необходимость использовать в экономике конкурентное взаимодействие всех форм собственности: государственной, муниципальной, частной и иных форм собственности.

Будучи Основным законом нашей страны, Конституция РФ содержит в себе нормы различных отраслей права.

Конституционные основы устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен. К числу таких прав и свобод нужно отнести право на собственность, право на информацию, право на судебную защиту и т.п.

Конституционные нормы создают основу для единообразного предпринимательского правового регулирования. Это выражается в том, что в соответствии со ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия отнесены к компетенции Российской Федерации. Поэтому любые акты субъектов РФ, принимаемые по этим вопросам, незаконны.

Особое место занимают отраслевые кодифицированные нормативные акты в виде основ и кодексов. Отраслевые кодифицированные нормативные акты являются прежде всего базой для развития всего текущего отраслевого законодательства на территории Российской Федерации.

В принятом в 1994-1995 гг. новом Гражданском кодексе РФ предмет предпринимательского права вошел в предмет гражданского права. Авторы Гражданского кодекса часть предпринимательских отношений по горизонтали отнесли к сфере гражданского законодательства, а предпринимательские по вертикали, не вошедшие в эту сферу и не регулируемые комплексно административным правом, оставили не урегулированными. Учитывая сложность и многоуровневость предпринимательских отношений, а также объективно оценивая социально-экономическую обстановку в России в настоящее время и необходимость скорейшего создания основ нормативно-правовой базы рыночной экономики, позиция авторов Кодекса вполне объяснима.

Представляется, что высказываемые предложения о проведении кодификации предпринимательского законодательства путем издания единого федерального закона, который установит общие правила и основные положения регулирования предпринимательских отношений во всех отраслях экономики и по всем видам хозяйственной деятельности, приведет предпринимательское законодательство в единую систему.

Среди подзаконных, регулирующих предпринимательские отношения, нормативных актов большой массив составляют правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством РФ. В соответствии со ст. 90 Конституции РФ Указы Президента не могут противоречить Конституции и федеральным законам РФ. В случае их противоречия действует норма Конституции, законы РФ. Указы Президента как средство регулирования предпринимательских отношений применяются при пробельности в решении законом тех или иных вопросов или при необходимости оперативного принятия законодательных решений.

Постановления Правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также являются источниками предпринимательского права. Постановления Правительства РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и Указам Президента РФ.

В противном случае постановление Правительства РФ может быть отменено Президентом РФ в соответствии с п. 3 ст. 115 Конституции РФ. Акты правительства в точном смысле их регулятивных возможностей должны издаваться в развитие и исполнение законов.

В ряде источников предпринимательского права стоят акты министерств и ведомств, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди этих актов наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере (например, антимонопольных органов и др.).

Местные органы власти и управления также могут издавать нормативные акты хозяйственно-правового содержания, опираясь на Конституцию РФ и соответствующие законы.

Статья 73 Конституции РФ предусматривает возможность регулирования субъектами РФ отношений, находящихся вне пределов ведения, установленных ст. 71-72. Главные регулирующие возможности территориальных образований и их органов связаны с правом собственности на принадлежащие им имущественные фонды. Так, например, район вправе определить правила пользования природными ресурсами, правила пользования водозаборными сооружениями, условия и порядок разгосударствления и приватизации муниципальных предприятий и муниципального имущества (ст. 55 п. 7, 11, 16 Закона “О местном самоуправлении”) и др.

Советское и современное российское законодательство о предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов никогда не было кодифицировано.

В настоящее время основной массив нормативных актов составляют акты министерств и ведомств, а законами и указами урегулированы далеко не все вопросы предпринимательской деятельности.

Для современного законодательства о предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов характерны следующие тенденции.

1. Многие предписания законодательства не порождают ни юридических прав, ни обязанностей. Они лишь в самом общем виде ставят задачи и описывают желаемое положение дел. Сами по себе правильные слова ничего в экономике страны изменить не могут. Для их реализации необходимо создание конкретных юридически закрепленных правил поведения и контроль со стороны исполнительной власти за их осуществлением.

2. В законодательстве существует часто употребляющийся термин “ответственность”. Можно назвать три значения этого термина: а) как синоним обязанности; б) сознание долга перед обществом, государством, людьми, побуждающее выполнить возложенные на хозяйственный орган или должностное лицо обязанности; в) юридическую ответственность, основанием возникновения которой является правонарушение.

Однако разработчики проектов законодательных и других нормативных актов не заинтересованы в установлении за уклонение от предписанных правовыми нормами правил юридической ответственности. Как правило, фигурирует декларация о “персональной ответственности”.

3. Значительное число актов законодательства о предприни-мательской деятельности, хотя и содержит слова “право” и “обязанность”, но создает лишь видимость правового регулирования. Если акт не обеспечен механизмом его реализации, то на практике его применить затруднительно.

4. Если при подготовке законопроектов ведомственные интересы сказываются на качестве разрабатываемых документов, то ведомственное засилье в подготовке решений Правительства РФ проявляется и в других формах. Например, просматривается тенденция к неоправданному сокращению нормативно-правового регулирования важнейших отношений в сфере народного хозяйства на уровне Правительства РФ с одновременной передачей юридической регламентации этих отношений на ведомственный уровень, причем именно тем органам, учреждениям и организациям которые являются сторонами этих отношений, что создает возможность для реализации ведомственных интересов в ущерб общегосударственным.

5. Не только наличие правового регулирования, но в ряде случаев и его отсутствие могут дать определенную информацию. Дело в том, что просматривается тенденция к затягиванию выполнения поручения о подготовке некоторых правовых актов.

6. Для законодательства о предпринимательской деятельности, как и для всего современного российского законодательства, характерна декларативность (заявления от имени государства, правительства, торжественное провозглашение основных принципов и т.п.). Между тем все зарубежные страны перешли от абстрактной формы права к более казуистичной. Казуистика - рассмотрение отдельных примеров судебных дел (казусов) с точки зрения того, как они должны решаться согласно нормам права.

7. Девальвация (снижение, уменьшение содержания) законов РФ, регулирующих хозяйственную деятельность, происходит из-за наличия в них большого количества отсылочных и бланкетных норм, то есть норм, предоставляющих государственным органам, должностным лицам право самостоятельно устанавливать правила поведения, запреты и т.п.

ЛЕКЦИЯ № 2

Источник права – это внешняя форма выражения права, которую нельзя смешивать с самим правом. Так, если право связано со своим социально-экономическим содержанием, с особенностью предмета и метода правового регулирования, то источники права имеют свою структуру, они относительно самостоятельны как по отношению к содержанию, так и к внутреннему строению права.

1 Вопрос. Понятие и система предпринимательского законодательства.

Предпринимательское законодательство – это совокупность нормативных актов, регулирующих отношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности.

Следует отметить, что общеправовой классификатор отраслей законодательства, утверждённый Указом Президента РФ от 16.12.1993г. № 2171 (опубликован в САПиПРФ за 1993г. № 51, ст. 4936), а также все последующие более поздние редакции этого документа выделяют законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности наряду с гражданским законодательством, законодательством о труде и другими отраслями законодательства.

Данное обстоятельство позволяет сделать вывод, что предпринимательское законодательство – это самостоятельная отрасль Российского законодательства.

Признаки предпринимательского законодательства:

1. особый объект регламентации – отношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности (горизонтальные, вертикальные, внутриорганизационные);

2. особый субъектный состав, участвующий в названных отношениях – лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность;

3. предпринимательское законодательство – комплексная отрасль законодательства; она формируется на стыке смежных отраслей права;

4. предпринимательское законодательство формируется на уровне РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Гражданское законодательство, в отличии от предпринимательского, - исключительная сфера ведения РФ (ст. 71 Конституции РФ).

Недостатки предпринимательского законодательства:

  1. Нестабильность. Постоянно принимаются новые нормативные правовые акты, изменяющие ранее принятые. На практике часто возникают сложности с тем, чтобы разобраться в какой редакции действует та или иная норма (повышается роль юриста).
  2. В связи с большой динамикой развития законодательства наблюдаются противоречия и пробелы (так, Закон «Об акционерных обществах», говоря о сделках, в совершении которых имеется заинтересованность, применил термин «аффилированные лица». Однако трактовка последнего не предлагается).
  3. Зачастую акты предпринимательского законодательства носят декларативный (неопределённый) характер. Особенно это касается положений о государственной поддержке тех или иных участников отношений (так, Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» – ст. 6 – содержит значительный перечень направлений государственной поддержки. Однако в действительности все изложенные в Законе меры остаются только на бумаге).

Учитывая названные недостатки учёные предлагают принять Предпринимательский (коммерческий, хозяйственный) кодекс. При этом они ссылаются на опыт Германии, Японии и других государств, где подобные нормативные акты уже давно существуют. Такой кодекс принят Украиной.



Основной камень преткновения – как выделить из ГК РФ имущественные отношения, возникающие между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Ведь их правовое регулирования ничем не отличается от имущественных отношений формирующихся между другими участниками гражданско-правового оборота.

2 Вопрос. Виды актов предпринимательского законодательства.

1. Конституция РФ.

2. Федеральные законы, в том числе ГК РФ.

3. указы Президента РФ, которые не должны противоречить ни ГК РФ, ни другим Федеральным Законам.

4. Постановления Правительства РФ, которые принимаются во исполнение Федеральных законов и Указов Президента РФ.

5. Акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомственные нормативные акты). Они издаются на основе и во исполнение Федеральных законов, указов Президента РФ, распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе самих Федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

Ведомственные нормативные акты издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.

Ведомственные нормативные акты можно разделить на две группы:

а) узковедомственные.

б) межведомственные (межотраслевые) – зависит от статуса (компетенции) органа исполнительной власти (Госстандарт, Минфин).

Ведомственные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и официальному опубликованию. Незарегистрированные и (или) неопубликованные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти применяться не могут, так как считаются не вступившими в силу.

6. Акты субъектов РФ.

7. Акты органов местного самоуправления.

Следует отметить, что нормотворчество на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления развивается достаточно быстрыми темпами. При этом часто наблюдаются противоречия с актами, обладающими большей юридической силой. Такая ситуация вызвана, прежде всего, тем, что отсутствует чёткое разграничение компетенции между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями. К тому же порою юридическая квалификация разработчиков нормативных актов на уровне субъектов РФ и муниципальных образований оставляет желать лучшего.

3 Вопрос. Локальные (корпоративные) акты как источники предпринимательского права.

Если исходить из того, что предпринимательское право регулирует и внутриорганизационные отношения, то, безусловно, к источникам предпринимательского права следует отнести локальные или корпоративные акты. Как источники указанные акты характеризуются следующими признаками:

1. Они принимаются самим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность. Кто именно наделён теми или иными полномочиями определяется в Уставе, Учредительном договоре, Положении о совете директоров, Положении о правлении. Иногда в этих актах оговаривается процедура принятия локальных актов. Более того, желательно, чтобы процедурные вопросы были оговорены.

2. Локальные (корпоративные) акты принимаются по вопросам внутренней жизни предпринимателя. Эти акты не имеют силы во взаимоотношениях с другими юридическими или физическими лицами.

Как правило, они регламентируют вопросы:

а) внутриуправленческих отношений: администрация (руководство) и структурное подразделение (Положение о филиале);

б) отношений, возникающих между структурными подразделениями;

в) отношения, связанные с движением, хранением, эксплуатацией имущества.

3. Локальные (корпоративные) акты не могут противоречить нормативным актам, то есть имеющим большую юридическую силу, уставу и (или) учредительному договору.

Локальные (корпоративные) акты принимаются в форме приказов, распоряжений, положений, инструкций, правил. При выборе формы того или иного акта в первую очередь следует руководствоваться требованиями действующего законодательства. Так, например, согласно п. 3 ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы действуют на основании положений, утверждённых юридическим лицом. При отсутствии соответствующих предписаний лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, может делать самостоятельный выбор.

При подготовке (разработке) локальных (корпоративных) актов юристу отводится значительная роль:

1. Юрисконсульт должен принимать участие в этой работе либо как непосредственный исполнитель, либо как консультант.

2. Он должен проверять их на соответствие нормам действующего законодательства, а также положениям учредительных документов, то есть проводить их юридическую экспертизу.

Работа юрисконсульта также может быть урегулирована локальными актами. В частности на предприятии могут приниматься такие документы как Положение о договорной работе, Положение о претензионно-исковой работе, Положение о юридической службе. Более того, когда на предприятии работает не один юрист, а целый штат работников, принятие подобных документов крайне необходимо.

4 Вопрос. Обычаи делового оборота как источник предпринимательского права.

Термин «обычай» имеет несколько значений. В качестве собирательного понятия он охватывает как собственно обычай, так и традиции, обыкновения. ГК РФ использует такую категорию как «обычно предъявляемые требования» (ст. 474, 478, 992).

В литературе отождествляют термин «обычно предъявляемые требования» с термином «обычное правило (право)», под которым подразумевают норму права, установленную самой общественной средой путём постоянного, однообразного её соблюдения участниками соответствующих отношений.

Согласно ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признаётся сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения.

Из сказанного следует, что обычай делового оборота – это вид обычного правила, так как последнее не ограниченно рамками «области предпринимательской деятельности».

Следует отметить, российское законодательство использует ещё одно понятие – «торговый обычай». Так, в п. 3 ст. 28 Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 года говорится о принятии названным судом решений с учётом торговых обычаев, применяемых к конкретным сделкам. Как видно «торговый обычай» ограничен рамками категории сделка. Это свидетельствует о том, что понятие «торговый обычай» уже по своему объёму, чем понятие «обычаи делового оборота», поскольку последнее ограничивается сферой предпринимательской деятельности.

Обычаи делового оборота характеризуются следующими признаками:

1. обычай – это сложившееся и широко применяемое в сфере предпринимательской деятельности правило поведения;

2. обычай рассчитан на широкое и массовое использование;

3. обычаи делового оборота – правила не предусмотренные законодательством. Этим обычаи отличаются от норм закона.

4. обычаи делового оборота выступают в виде отдельных изолированных друг от друга правил поведения. Они не образуют единой и целостной системы.

В ряде случаев обычаи делового оборота фиксируются в определённом документе. Однако в силу ст. 5 ГК РФ обычай существует независимо от того, зафиксирован ли он в каком-либо документе или нет.

В ГК РФ правила об обычаях делового оборота содержатся во многих статьях: 6, 309, 311 и др. В частности ГК РФ называют в качестве обычаев делового оборота примерные условия договора в случаях, когда в конкретном законе, договоре нет отсылки к этим условиям. При этом примерные условия договоров должны соответствовать требованиям ст. 5 ГК РФ (обычаи делового оборота) и ст. 421 ГК РФ (свобода договора).

Соотношения обычаев делового оборота с положениями законодательства или договора определяются в п. 2 ст. 5 ГК РФ, согласно которому обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются. Исходя из этого, можно сделать вывод, что обычаи делового оборота могут устанавливать правила отличные от диспозитивных нормативных конструкций законодательства.

Чтобы быть источником предпринимательского права, обычаи делового оборота должны быть санкционированы государством. Здесь есть два подхода:

  1. Отсылка к нему, содержащаяся в законодательстве, что сделано в ст. 5 ГК РФ.
  2. Восприятие обычаев делового оборота судебной практикой (в дореволюционной России суды занимались выявлением и систематизацией обычаев делового оборота, издавали сборники обычаев делового оборота).

Следует отличать категории «обычай делового оборота» и «обыкновение». Последнее (обыкновение) не является источником права. Они применяются только тогда, когда эти правила известны сторонам и нашли отражение в договоре в виде прямой отсылки. Так, во внешней торговле применяются Международные правила по толкованию торговых терминов «Инкотермс». Этот документ представляет собой свод правил, носящих факультативный необязательный характер. Они применяются в том случае, если на них сделана прямая ссылка в контракте, при чём в нём (контракте) не предусмотрено иное, чем в тексте «Инкотермс».

5 вопрос. Судебная практика и ее роль в правовом регулировании отношений, возникающих в сфере предпринимательской деятельности.

Судебная практика – это объективизированный опыт реализации права, складывающийся в результате деятельности судов по применению юридических норм.

Сущность судебной практики, как правоприменительной деятельности, состоит в принятии какого-либо решения по конкретному делу. В свою очередь ВС РФ и ВАС РФ информируют юридическую общественность о принятых судебных решениях, имеющих принципиальное значение. Так, например, в вестнике ВАС РФ публикуются:

1. материалы Президиума ВАС РФ о рассмотрении дел в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов;

2. Постановления Пленума ВАС РФ или совместные Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ, которые строятся на основе изучения и обобщения практики применения законов и других нормативных актов.

Согласно п. 2 ст. 13 Закона РФ «Об арбитражных судах в РФ» Пленум ВАС РФ по вопросам своего ведения принимает постановления, обязательные для арбитражных судов.

Такая деятельность высших судебных инстанций:

1. ориентирует нижестоящие суды по тому или иному вопросу при вынесении последними решений;

2. оказывает влияние на формирование отношений между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность (в частности на содержание заключаемых договоров).

Официальная доктрина не признает судебную практику в качестве источника права. Судебные органы не вправе издавать нормативно-правовые акты.

В юридической литературе вопрос о правовой природе судебной практики спорен. Существует две точки зрения:

2. другие ученые придерживаются полностью противоположного мнения (Алексеев С.С., Комиссаров К.И., Савельева Т.А.).

В обоснование первой позиции приводятся следующие аргументы. Во-первых, это возрастающая роль судебных органов в новых политических и социально-экономических условиях. Суды способны оказать позитивное воздействие на становление новой правовой системы, выработку единых общих правил поведения в конкретных фактических ситуациях. Рад исследователей указывают на постановления КС РФ: будучи принятыми по конкретным делам они имеют общий характер и распространяются на всех субъектов, которые могут оказаться в аналогичной ситуации; они рассчитаны на многократность применения (пока положения закона не будут приведены в соответствие с Конституцией РФ), а их нормы обладают свойством императивности.

Сторонники второй точки зрения говорят о том, что признание судебной практики источником права не вписывается в положения Конституции РФ о разделе государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Такое признание не согласуется с характерными особенностями Романо-германской правовой системы, к которой традиционно причисляют Россию. Некоторые говорят о несовместимости судебного правотворчества с парламентским.

Несмотря на то, что судебная практика не является источником права, ее роль значительно выросла. Сегодня судебная практика оказывает существенное влияние на развитие и совершенствование предпринимательского законодательства. Причиной тому служит наличие в нем (законодательстве) многочисленных пробелов, противоречий и присутствие в нормах права декларативных конструкций. Тем самым судебная практика показывает на необходимость внесения соответствующих изменений в действующее законодательство.

Во-вторых, ряд нормативно-правовых актов содержит положения оценочного характера: разумное ведение дела, разумный срок (ст.ст. 314, 345, 375 ГК РФ), разумная цена (ст. 424 ГК РФ). Т ем самым в процессе толкования таких норм, происходит их конкретизация и интерпретация, в результате чего повышается роль судебного толкования. Однако конкретизируемые нормы не могут выходить за пределы юридических предписаний.

Наконец, некоторые пробелы в законодательстве могут быть ликвидированы судебными органами самостоятельно посредством использования аналогии закона и аналогии права. Однако суды должны обосновывать их применение.

Лекция 2. Источники предпринимательского права

1. Понятие и виды источников предпринимательского права. Нормативный правовой акт как источник предпринимательского права.

2. Значение гражданского законодательства РФ в регулировании предпринимательской деятельности.

3. Регулирование отношений в сфере предпринимательства правовыми обычаями.

  1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры как источники предпринимательского права.

1. Понятие и виды источников предпринимательского права.

Нормативный правовой акт

как источник предпринимательского права

К источникам предпринимательского права относятся нормативные правовые акты, обычаи делового оборота, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры.

Нормативный правовой акт - официальный документ, принятый в установленном порядке компетентными органами государства и содержащий общеобязательные правила поведения.

Все нормативные правовые акты объединены в определенную систему, которая характеризуется иерархичностью, специализацией и дифференциацией. Нормативные правовые акты можно классифицировать в зависимости:

От сферы действия - федеральные; акты субъектов Российской Федерации; акты органов местного самоуправления; локальные акты;

От срока действия - акты неопределенно длительного действия; временные акты;

От юридической силы - законы и подзаконные акты.

Многочисленные законы также классифицируются по различным основаниям.

В зависимости от их значимости в системе действующего законодательства различают законы конституционные и текущие.

Конституционные законы закрепляют основы государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся: Конституция РФ и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, конкретизирующие ее содержание. Конституция РФ является Основным Законом государства и занимает ведущее место в системе нормативных правовых актов. Для предпринимательского права особое значение имеют конституционные нормы, содержащие отраслевые принципы. Кроме того, в Основном Законе закреплены конституционные гарантии предпринимательства и конституционные ограничения.

Перечень конституционных законов прямо закреплен в Конституции РФ, что определяет их место в системе законодательства и повышенную юридическую силу. Всего принято четырнадцать федеральных конституционных законов - законы о порядке деятельности Правительства РФ, судебной системе, Конституционном Суде и т.д. Так, ст. 96 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" предусматривает право граждан и объединений граждан в форме организации обратиться с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение прав и свобод.

Текущие законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны предпринимательской деятельности. Особой разновидностью текущих законов являются кодифицированные законы. Важная роль в регулировании предпринимательской деятельности принадлежит ГК РФ.

Предпринимательские отношения регулируются также нормами Бюджетного , Налогового кодексов , Кодекса об административных правонарушениях, Уголовного кодекса и других кодифицированных законов.

Законы, регулирующие правовое положение участников предпринимательской деятельности и их объединений, например: "Об акционерных обществах" , "Об обществах с ограниченной ответственностью" , "О производственных кооперативах" , "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" , "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" , "О финансово-промышленных группах" и др.;

Законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, например: "О рекламе" , "Об аудиторской деятельности" , "Об организации страхового дела в РФ" , "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" , "Об оценочной деятельности" и др.;

Законы, предусматривающие возможность использования нематериальных благ, результатов интеллектуальной деятельности и обеспечивающие индивидуализацию предпринимательской деятельности, например: "О коммерческой тайне" , "Об информации, информатизации и защите информации" , ГК РФ;

Законы, направленные на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, например: "Об арбитражных судах" , " защите конкуренции", "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", "О третейских судах" , "О международном коммерческом арбитраже" и др.;

Законы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность субъектов предпринимательства, например: "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", "О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами", "О валютном регулировании и валютном контроле" , "Об экспортном контроле" и др.

К подзаконным нормативным правовым актам относятся указы Президента Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.

Указы Президента РФ содержат нормы права и регулируют разнообразные экономические отношения, например: "О защите потребителей от недобросовестной рекламы" , "О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп", "Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации" и др.

Нормативные правовые акты российского Правительства можно подразделить на акты, издаваемые во исполнение Конституции , федеральных законов и нормативных указов Президента, и акты по вопросам собственной компетенции. Правительство разрабатывает, утверждает и реализует базовые нормативные правовые акты и целевые комплексные программы, рассчитанные на длительный период действия (федеральный бюджет, федеральная программа поддержки малого предпринимательства и т.д.), например: Постановление Правительства РФ "О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности"; Постановление Правительства РФ "О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества"; Постановление Правительства РФ "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и др.

Нормативные правовые акты Правительства, регулируя предпринимательские отношения:

Устанавливают правовые ориентиры деятельности: а) органов исполнительной власти (Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе"; Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации"; Постановление Правительства РФ "О порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц"); б) организаций и индивидуальных предпринимателей (Постановление Правительства РФ "Об использовании в названиях организаций наименований "Россия", "Российская Федерация"; Постановление Правительства РФ "О знаке обращения на рынке");

Вводят нормативные правовые основы для издания других правовых актов (Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества"; Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о создании и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию").

В соответствии с действующим законодательством Правительство РФ издает постановления и распоряжения. Постановления, как правило, нормативны и общеобязательны, они разрабатываются и принимаются коллегиально. Распоряжения, будучи разновидностью правоприменительных актов, принимаются и подписываются Председателем или заместителем Председателя Правительства на основе единоначалия и адресуются, как правило, узкому кругу исполнителей (распоряжение Правительства РФ "Об утверждении Перечня стратегических предприятий и организаций").

Главным недостатком действующего хозяйственного законодательства является отсутствие обобщающего закона, который привел бы многочисленные нормы этого законодательства в единую систему. Только издание такого системообразующего закона может привести к радикальному улучшению правового регулирования хозяйственной деятельности. Кодификация предпринимательского права - это наиболее оптимальный путь совершенствования законодательства. Лучше принять один закон, чем около сотни применительно к отдельным видам предпринимательской деятельности, формам и требованиям к ее осуществлению. При этом дополнительным аргументом в пользу принятия предпринимательского (хозяйственного) кодекса является и тот факт, что в Германии, Франции, США, Японии и других странах предпринимательские отношения регулируются торговыми кодексами.

Противники кодификации предпринимательского права приводили следующие аргументы: исторический опыт России, в которой так и не был принят торговый кодекс, опыт других государств, в которых при проведении поздних кодификаций гражданского законодательства произошло поглощение торговых кодексов гражданскими (Нидерланды, Италия), трудности разграничения предпринимательского кодекса с гражданским и др.

Научные дискуссии о соотношении гражданского и предпринимательского кодексов закончились тем, что с 1 января 1995 г. вступил в действие новый Гражданский кодекс Российской Федерации. Законодатель в очередной раз не воспринял взгляды представителей концепции хозяйственного права о необходимости регулирования предпринимательских отношений в рамках отдельного кодифицированного акта.

ГК РФ, закрепив в составе предмета гражданского права предпринимательские отношения, особо выделил то обстоятельство, что "гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием" (п. 1 ст. 2 ГК РФ). По мнению представителей цивилистической школы, законодательно был решен давний спор о дуализме частного права в нашей стране в пользу права гражданского.

Обычай делового оборота не обязательно должен быть зафиксирован в письменном документе, хотя нередко они имеются и являются желательными, так как наличие таких документов вносит определенность в отношения сторон. Письменным подтверждением обычая делового оборота могут быть условия публикуемых примерных договоров, что допускается п. 2 ст. 427 ГК РФ. Существование обычая или, напротив, его отсутствие в иных случаях сторона вправе доказывать, используя любые допускаемые правом доказательства.

Обычай делового оборота имеет факультативное значение, что подтверждается ст. 309 ГК РФ: обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Данная норма получила дальнейшее развитие в статьях ГК РФ (ст. ст. 311 , , , , , , , , , и др.).

Применение обычаев предусматривается и иными нормативными правовыми актами, в частности ст. ст. 134 , , Кодекса торгового мореплавания РФ, и может вытекать из положений международных договоров, заключенных Российской Федерацией. Например, согласно ст. 138 Кодекса торгового мореплавания РФ ("Палубный груз") перевозчик имеет право перевозить груз на палубе только в соответствии с соглашением между перевозчиком и отправителем, законом или иными правовыми актами РФ либо обычаями делового оборота.

Поскольку обычай делового оборота признается источником права, его применение следует считать возможным и при отсутствии в правовых нормах прямой отсылки к обычаю, если существует пробел в законодательстве, а также в условиях заключенного между сторонами договора.

В ряде статей ГК РФ используется термин "обычно предъявляемые требования", который в одних случаях дополняет отсылку к обычаям делового оборота (ст. ст. 309 , , ГК РФ), а в других используется как самостоятельный термин (ст. ст. 484 , , ГК РФ). В научной литературе обычай делового оборота рассматривается как разновидность обычно предъявляемых требований, что представляется дискуссионным, так как обычай делового оборота - это дополнительный источник права, что прямо следует из ст. 5 ГК РФ. Обычно предъявляемые требования таким статусом не обладают. Вопрос о применении и содержании таких требований должен решаться в судебном порядке с учетом широкого круга факторов. На основе обычно предъявляемых требований могут складываться обычаи делового оборота при наличии признаков, содержащихся в ст. 5 ГК РФ, и подтверждения широкой практикой их применения.

В законодательстве Российской Федерации используется и другой термин - "торговый обычай" (п. 3 ст. 28 Закона РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже"). В научной литературе торговый обычай характеризуется как правило поведения, сложившееся в сфере международной торговли в результате неоднократного воспроизведения одних и тех же действий. Применение торговых обычаев допускают и международные договоры, участницей которых является Россия. Так, согласно ст. VII Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже (заключена в Женеве 21 апреля 1961 г.), при разрешении дела арбитры руководствуются положениями контракта и торговыми обычаями.

Во-вторых, международные договоры Российской Федерации, являющиеся составной частью ее правовой системы.

Международным договором признается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества, способствуют расширению международных связей с участием государственных и негосударственных организаций, в том числе с участием субъектов национального права, включая физических лиц.

Международные договоры Российской Федерации могут заключаться от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры) и от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры).

К признакам, свидетельствующим о невозможности непосредственного применения положений международного договора Российской Федерации, относятся содержащиеся в договоре указания на обязательства государств-участников по внесению изменений во внутреннее законодательство этих государств. В этих случаях наряду с международным договором следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора. Так, ст. 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" устанавливает, что обязательной ратификации подлежит широкий круг международных договоров, в том числе те, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом.

В настоящее время в Российской Федерации идет интенсивный процесс согласования внутригосударственных норм с требованиями соответствующих норм международного права. В решениях Конституционного Суда РФ содержится более 200 ссылок на международные документы различного уровня.

Международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в ст. 6 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации": путем подписания договора; обмена документами, его образующими; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; любым иным способом, о котором условились договаривающиеся стороны, а также при условии, что указанный договор вступил в силу для Российской Федерации (например, Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи была принята в Вене 11 апреля 1980 г., СССР присоединился к Конвенции 23 мая 1990 г., для Российской Федерации Конвенция вступила в силу 1 сентября 1990 г.).

Международный договор Российской Федерации доводится до всеобщего сведения путем опубликования.

Нормы международных договоров Российской Федерации обладают приоритетом по отношению к противоречащим им нормам внутригосударственных законов.

Это означает, что в случае обнаружения противоречия между международным договором и национальным законом правоприменительные органы должны руководствоваться не предписаниями закона, а нормами, содержащимися в договоре. Договор обладает приоритетом в отношении любых законов, как федеральных, так и законов субъектов Федерации, принятых до заключения договора или после того.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" дано следующее разъяснение: "...суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этом случае применяются правила международного договора Российской Федерации".

Международные договоры могут быть как двусторонние, так и многосторонние. Не претендуя на перечисление всех международных договоров, обозначим лишь некоторые из них.

Для России сохранили свое действие международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства - правопреемника СССР. Так, СССР заключил двусторонние договоры о взаимной правовой помощи по гражданским и уголовным делам с Республикой Кипр, с Тунисской Республикой, с Греческой Республикой, с Иракской Республикой и многими другими <1>. Целью этих договоров является обеспечение взаимного признания и соблюдения имущественных и личных прав субъектов одного государства на территории другого. Международные договоры о поощрении и взаимной защите капиталовложений СССР заключил с Австрийской Республикой, Королевством Бельгия, Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, Чешской Республикой и др.

Торговые договоры, заключенные Россией и устанавливающие общие режимы, применяемые в торговле с соответствующими иностранными государствами, определяют правовое положение юридических лиц и граждан, содержат правила по вопросам торгового арбитража и т.д. Россия заключила соглашения об экономическом сотрудничестве с Великобританией, Финляндией, Китаем и другими странами. В соглашениях предусматриваются создание в странах предпосылок для инвестиций, которые были бы привлекательны для инвесторов из другой страны, меры по поощрению создания и поддержке систем защиты интеллектуальной собственности и др.

Участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) были подписаны: Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств - участников СНГ, Соглашение о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран - участниц СНГ, Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности; Соглашение о принципах сближения хозяйственного законодательства государств - участников Содружества, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, Договор о создании Экономического союза и др.

К многосторонним соглашениям о взаимной охране авторских прав, о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности относятся Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г., Мадридская конвенция о международной регистрации товарных знаков 1891 г. и др.

Одним из важнейших многосторонних международных договоров является Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция). Венская конвенция дает определение договора международной купли-продажи товаров, содержит положения о форме договоров и порядке их заключения, регулирует содержание прав и обязанностей продавца и покупателя, а также ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по договору. В Конвенции содержатся положения о переходе риска с продавца на покупателя и положения об обязанностях сторон по сохранению товара.

Россия является участницей многосторонних конвенций по вопросам иностранных инвестиций, например Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, заключенной в Сеуле в 1985 г. (Россия присоединилась в 1992 г.), Конвенции о защите прав инвестора (заключена в г. Москве в 1997 г.).

Проекты различных международных договоров подготавливаются межправительственными организациями. С целью содействия международной торговле в 1966 г. был создан специальный орган - Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). На Комиссию возложены обязанности по подготовке новых международных конвенций, содействию кодификации международных торговых обычаев и т.д. Так, в области международных расчетов Комиссией была подготовлена Конвенция о международных переводных векселях и международных простых векселях, заключенная в 1988 г. в Нью-Йорке.

Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА) - межправительственная организация, созданная в 1926 г. Им были подготовлены проекты конвенций по целому ряду вопросов (международной купле-продаже товаров, перевозкам грузов и пассажиров и др.). В частности, в 1988 г. в Оттаве была принята Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. 2004. N 2.

Под источниками права понимают формы выражения норм права. Источниками предпринимательского права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения.

Источниками предпринимательского права являются Федеральные законы, законодательные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, инструкции министерств и ведомств РФ) и обычаи делового оборота.

Нормы предпринимательского права содержаться в Конституции РФ, в ряде конституционных законов, например, в Законах РФ об арбитражном суде; в федеральных законах, например, Гражданском кодексе РФ.

Круг отношений, не урегулированных Гражданским кодексом, отражен в приведенном разделе о системе предпринимательского права. Особое место в этой проблеме занимают так называемые вертикальные отношения, т.е. предприниматель - орган управления. Эти отношения не регулируются гражданским правом, не регулируются комплексно и административным правом.

Таким образом, одновременный подход к предмету и источникам предпринимательского права не подходит. Нужно системно-правовое регулирование однородных хозяйственных отношений и здесь на первый план выходит проблема кодификации предпринимательского законодательства, т.е. разработка хозяйственного кодекса.

Особое значение для системы источников предпринимательского права имеют судебная практика и руководящие разъяснения пленумов. Именно в судебной практике можно найти правовую опору для ограничения произвола исполнительной власти и эйфории законодателей.

Анализ предпринимательского законодательства позволяет выделить несколько групп источников, часто вступающих в коллизию друг с другом:

1. Законы, принятые в бывшем СССР; например: Основы законодательств об арендных отношениях в СССР и союзных республиках.

2. Законодательство РСФСР, принятое в перестроечный период; например: Закон "Об инвестиционной деятельности в РСФСР".

3. Законы и подзаконные акты, принятые после 12 июня 1992 г., с последующими изменениями и дополнениями; например: Закон Российской Федерации "О стандартизации", "Об охране окружающей среды".

Весь этот нормативный массив законодательства принимался в разное время, более того, при различных политических и правовых условиях и, собственно, отличается своей противоречивостью.

Советское и современное Российское хозяйственное законодательство никогда не было кодифицировано. В настоящее время основной массив нормативных актов составляют приказы и инструкции министерств и ведомств Российской Федерации, так как законами Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации урегулированы не все хозяйственные вопросы.

1.Основным источником предпринимательского права является Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Для предпринимательского права особое значение имеют те конституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы. Кроме того, в Основном законе закреплены конституционные гарантии предпринимательства, конституционные ограничения.

Конституция разграничивает компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этим разграничением проводит дифференциацию источников права. Так, в соответствии со ст. 71 в ведении Российской Федерации находятся, в том числе, федеральная государственная собственность и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития, установление правовых основ единого рынка, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные браки, гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное законодательство. В главе 8 Конституции РФ установлены основы местного самоуправления. Так, в ст. 130 сказано, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение население вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

2. Гражданский кодекс РФ охватывает своим регулированием и предпринимательские отношения, и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд прежде всего граждан. Некоторые его статьи регулируют не только частно-правовые отношения публичного характера (например, нормы о конкуренции, национализации, правила о заключении договоров в обязательном порядке и др.). Вместе с тем в ряде случаев Гражданским кодексом РФ определяются внутрихозяйственные, внутрифирменные отношения. Кодекс содержит множество норм, регулирующих предпринимательство. Начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и до предпринимательских договоров - все это представлено в ГК РФ. Обращает на себя внимание тот факт, что в некоторых случаях статьи Кодекса содержат принципиально различные нормы для предпринимателей и лиц, такой деятельностью не занимающихся (например, ст. 401) устанавливает различные основания ответственности, ст. 322 - различные нормы о солидарных обязательствах и др.).

3. Ведущую роль в системе источников предпринимательского права играют федеральные законы.

А) законы, регулирующие общие состояние определенного вида рынка, например Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Федеральный закон "О рынке ценных бумаг";

Б) Законы, устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке, например Федеральные законы "Об акционерных обществах", "О финансово-промышленных группах" и др.;

В) законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, например Закон РСФСР "об инвестиционной деятельности", федеральные законы "О связи", "О рекламе" и др.;

г) законы, совмещающие в себе сферы регулирования второй и третьей группы, то есть устанавливающие правовое положение субъектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательства, например Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", "закон РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" и др.;

д) законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Закон РФ "О стандартизации", Закон РФ "О сертификации продукции и услуг", Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и др.

4. Подзаконные акты Среди ни них мы должны в первую очередь назвать указы Президента РФ. Издаваемые Президентом акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Это требование ст.90 Конституции РФ определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента. Гарантией обеспечения законности нормативных актов Президента является право Конституционного Суда РФ рассматривать дела о конституционности этих актов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат исполнению (ст.125 Конституции РФ). Однако некоторые акты Президента, Противоречащие законам, применяются на практике.

Указы как средство регулирования предпринимательских отношений призваны восполнить пробелы в решении законом тех или иных вопросов. Такую задачу решил, например, Указ Президента РФ "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" и др.

Постановления правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к числу источников предпринимательского права. Акты Правительства в точном смысле их регулятивных возможностей должны издаваться в развитии и во исполнение законов. Однако этот принцип не всегда выдерживается. Так, долгое время основным источником правового регулирования лицензирования выступало Постановление Правительства РФ "о лицензировании отдельных видов деятельности". В этом смысле более обосновано появление среди актов - источников предпринимательского права Постановления Правительства РФ от 5 августа 1992 г. "О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогооблажении прибыли".

Большой массив источников предпринимательского права - нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди этих актов наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Мингосимущества РФ, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и др. В некоторых сферах предпринимательства, например в сфере бухгалтерского учета и отчетности, статистической отчетности, налогооблажения наиболее детальное регулирование отношений обеспечивается именно актами данного уровня.

5. В практике регулирования хозяйственных отношений встречаются еще Постановления Верховного Совета РФ. Примером действующего акта такого рода может служить Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".

6. Нормативно-правовые акты СССР также продолжают действовать, если они не отменены и не противоречат действующему законодательству Российской Федерации. Так, применяется, правда с учетов многочисленных изменений, План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденный Приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 г.

7. Мы рассмотрели систему источников предпринимательского права федерального уровня. Вместе с тем в силу федеративного устройства нашего государства и в соответствии с Конституцией РФ многие сферы общественной жизни регулируются актами субъектов Российской Федерации. Иерархия их по юридической силе часто напоминает федеральную систему. Так, в Москве среди источников предпринимательского права мы находим Законы Москвы, и распоряжения Мера Москвы, и постановления Правительства Москвы, и акты департаментов Правительства Москвы.

8. Органы местного самоуправления также издают хозяйственно-правовые акты, опираясь на главу 8 Конституции РФ Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Главные регулирующие возможности муниципальных образований и их органов связаны с правом собственности на принадлежащие им имущественные фонды.

9. Велика роль локальных нормативных актов, принимаемых самими хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности. Такие акты могут относиться как к деятельности предприятий в целом (Устав), так и к отдельным подразделениям предприятий, регулировать внутрихозяйственные отношения (Положение о филиале, представительстве). Режим коммерческой тайны в организации устанавливается локальным нормативным актом. Локальным актом является приказ об учетной политике предприятия, то есть выбранной им совокупности способов ведения бухгалтерского учета.

10. Помимо нормативно-правовых актов, источниками предпринимательского права являются обычаи делового оборота. В соответствии со ст.4 ГК РФ "обычаем делового оборота признается сложившиеся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе". Обычаи делового оборота в качестве источника права рассчитаны исключительно на предпринимательские отношения. Они применяются наряду с законодательством и при его пробельности, но никак не вопреки. Правовое значение обычаев состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативно-правовых актов и договора. Обычаи широко применяются во внешнеторговом обороте, морских перевозках.

11. Составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, как двусторонние (о торговле экономическом сотрудничестве), так и многосторонние (Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, Евразийская патентная Конвенция). ГК РФ предотвращает возможные коллизии международного и национального законодательства, решая вопрос в пользу первого.

Средство достижения единообразного понимания и применения источников права предпринимательской сферы.

123 08.03.2019 3 мин.

На сегодняшний день все больше людей прибегают к такому способу заработка, как индивидуальное предпринимательство. Правительство РФ постоянно издает акты и законы на поддержку развития малого бизнеса. Кроме того, что необходимо зарегистрировать это право, важно понимать, в чем суть всего правого процесса. Источники предпринимательского права – это способ выражения права.

Сюда можно отнести нормативно-правовые акты, которые содержат информацию о правовых нормах. Именно они и регулируют отношения в хозяйственной сфере. Главным источником считается Основной закон страны. Именно в Конституции отображены все гарантии предпринимательства, а также конституционные ограничения.

Какие они существуют

К источникам предпринимательского права необходимо отнести акты и нормы, благодаря которым удается регулировать отношения между предпринимателями в ходе их деятельности. В нормативных актах может содержаться информация про нормы одной отрасли – ГК, УК, ГПК. Остальные акты сосредотачивают в себе нормы различных отраслей права (Закон о конкуренции).

Самым главным законодательным актом считается гражданский кодекс. Именно он внедрил в себя все нормы частного, согласно которым регулируется предпринимательская деятельность. ГК объединяет также акт, согласно которому все участники предпринимательского акта обязуется принимать во внимание интересы общества.

Максимальное «сотрудничество» норм частного публичного права можно отыскать в особых нормативных актах. Именно они позволяют регулировать предпринимательскую деятельность. Примером таких актов станет закон о банках и банковской деятельности.

В ходе использования права преимущество отдается специальным правилам. В свою очередь, общие правила используются дополнительно. Это происходит в тех ситуациях, когда не удалось достичь баланса в отношениях между предпринимателями или они не полностью отрегулированы в специальных нормах.

На видео – источники предпринимательского права:

Классификация

Формы регулирования в предпринимательском праве (ПП) подразделяют на нормы международного и обычаи делового оборота. Первые используют при преобразовании их в нормы частного права. Именно международные соглашения – это составная часть разовой системы страны. Удельный вес норм межнационального права в коммерческой сфере все время возрастает.

Обычай делового права – это сформированное и пользующееся большим спросом в коммерческой деятельности права поведение. Оно не закреплено в законодательных документах. Эта форма регулирования (ПП) не должен идти в разрез с положениями, которые прописаны в положениях законодательства и соглашениях, заключаемых между предпринимателями.

Для предпринимательского законодательства характерны диспозитивные правила. Возможности решения задачи формирования правого государства определяются правовыми возможностями экономической свободы ИП, прописанные в коммерческой сфере.

Классифицируют источники предпринимательского еще и по правовой силе. Сюда можно отнести законы, подзаконны, локальные, общие и специальные акты.

Законы принимают только органы законодательной власти Российской Федерации и ее участники. Общероссийские законы можно классифицировать на федеральные конституционные и прочие федеральные. К первым можно смело отнести Основной закон РФ. Самым главным федеральным законом является Гражданский кодекс. Именно он служит объединяющим звеном для общих и особых норм частного права, которые регулируют отношения в предпринимательской сфере. Вокруг ГК собраны особые законы и подзаконные акты. Все они должны быть зафиксированы в Кодексе.

Подзаконные акты – это решения, которые были приняты Главой государства и Правительством РФ. Все указы Президента не должны идти в разрез с законом. Все постановления Правительства должны приниматься только при условии, что они не идут в разрез указам Президента. Все остальные органы исполнительной власти имеют право на издательство нормативных актов, содержащих нормы (ПП), но только в рамках, прописанных в законе и остальных правовых актах.

Локальные акты предусматривают за собой частно-правовой статус ИП. Они могут быть согласованы органами управления коммерческой организации. Принятые локальные акты не должны идти в разрез с централизованными актами. К локальным можно отнести договоры и различные соглашения.
, берется ли подоходный налог с декретных или же нет.

Предпринимательство – это одна их форм деятельности граждан. Каждый человек имеет право зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и развивать свой бизнес. Но добиться гарантированного эффекта будет невозможно, если не обладать информацией об источниках предпринимательского. Именно они позволяют отрегулировать отношения в рассматриваемой сфере. Только при условии плодотворного сотрудничества малый бизнес будет развиваться, и приносить свою прибыль.



Просмотров