Антидопинговые споры в практике Спортивного арбитража при Торгово-промышленной палате Российской Федерации: первый опыт. Международный спортивный арбитражный суд во время Олимпийских игр

С учетом императивных норм применимого законодательства об арбитраже к третейским разбирательствам, начатым в Спортивном арбитраже и на момент введения в действие указанных Правил не завершенным, если стороны не договорились об ином.

"Регламент спортивного арбитража при Торгово-промышленной палате Российской Федерации" (утв. Приказом ТПП РФ от 21.04.2009 N 21) (ред. от 15.11.2013) (вместе с "Положением о третейских сборах, апелляционных третейских сборах и расходах")

Статья 3. Компетенция Спортивного арбитража

1. Спортивный арбитраж разрешает споры, возникающие в сфере физической культуры и спорта, в том числе: споры, вытекающие из документов субъектов физической культуры и спорта, регулирующих правила проведения чемпионатов, первенств и иных соревнований; споры, связанные с определением статуса и порядка переходов (трансферов) спортсменов (игроков); споры, вытекающие из агентской деятельности; споры, возникающие из спонсорских контрактов; споры, связанные с правами на телетрансляцию спортивных мероприятий; споры, связанные с объектами спорта, а также любые иные споры, возникающие из договорных и других гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.

2. В соответствии с положениями Конвенции ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте (2005 г.) и Всемирного антидопингового кодекса Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) (2003 г.) Спортивный арбитраж в порядке апелляции разрешает споры из нарушения антидопинговых правил, возникшие между НП "РУСАДА", иной антидопинговой организацией, с одной стороны, и спортсменом и иными лицами, которым Всемирным антидопинговым кодексом Всемирного антидопингового агентства предоставлено право на апелляцию, с другой.

Спортивный арбитраж в порядке апелляции разрешает споры, связанные с обжалованием решений субъектов физической культуры и спорта, при наличии апелляционной оговорки.

В компетенцию Спортивного арбитража не входит рассмотрение апелляционных заявлений на решения граждан, государственных и муниципальных органов власти, третейских судов и других лиц, для обжалования решений которых нормативно-правовыми актами установлен иной порядок.

3. Разрешение спора в Спортивном арбитраже возможно лишь при согласии сторон, выраженном в форме третейского или апелляционного третейского соглашения, предусмотренного в статье 4 настоящего Регламента.

4. Право на обращение в Спортивный арбитраж принадлежит лицам, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта: физическим, юридическим и лицам, имеющим статус индивидуального предпринимателя.

Под физическими лицами, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта (далее по тексту - "граждане"), понимаются спортсмены-профессионалы национального и международного уровня, спортсмены-любители, тренерский персонал и иные лица, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта.

Под юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта (далее по тексту - "организации"), понимаются физкультурно-спортивные организации любых организационно-правовых форм и форм собственности (спортивные федерации, клубы, ассоциации), а также все иные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта.

Прошедшей весной приступил к активной деятельности Спортивный арбитраж при Торгово-промышленной палате Российской Федерации: 29 марта 2010 года было рассмотрено первое дело, а именно – апелляция на ряд решений Национальной антидопинговой организации (НАДО) «РУСАДА», касающихся нарушения антидопинговых правил.

Полагаю, что это событие - хороший повод для обсуждения ряда практических правовых проблем в сфере антидопингового регулирования в России.

1. ФАБУЛА ДЕЛА

В результате допингового контроля участниц Кубка России по синхронному плаванию в пробе спортсменки Д. были обнаружены вещества, относящиеся к одному из классов Запрещенного списка Всемирного антидопингового агентства (ВАДА). По результатам расследования данного неблагоприятного результата НАДО «РУСАДА» пришла к выводу о том, что Д. нарушила антидопинговые правила. Материалы дела были направлены в Федерацию синхронного плавания России, президиум которой принял решение о дисквалификации Д.

В порядке статьи 13.2 Кодекса ВАДА, Д. оспорила в апелляционном порядке два решения НАДО «РУСАДА»: решение о временном отстранении от участия в учебно-тренировочных сборах и соревнованиях и решение о нарушении антидопинговых правил. Мне довелось представлять интересы Д. при рассмотрении ее апелляционного заявления Спортивным арбитражем при ТПП РФ.

2. ЧТО РЕШИЛ СПОРТИВНЫЙ АРБИТРАЖ

Спортивный арбитраж отменил решение НАДО «РУСАДА» о временном отстранении Д. от участия в учебно-тренировочных сборах и соревнованиях, полностью согласившись с доводами спортсменки о том, оно было вынесено с нарушением ее прав. Арбитраж, в частности указал в решении, что данное требование заявителя «подлежит удовлетворению вследствие нарушения фундаментальных принципов, отражающих право стороны быть заслушанной и изложить свою позицию». При этом арбитраж не согласился с доводами НАДО «РУСАДА» о том, что проведение предварительных слушаний зависит от волеизъявления спортсмена, а участие последнего в таких слушаниях не является обязательным, признав ошибочным такое толкование статьи 7 Кодекса ВАДА.

Значение решения Спортивного арбитража в рассматриваемой части, безусловно, выходит за рамки конкретного спора и является прецедентным, поскольку предложенное в нем толкование правил проведения предварительных слушаний является обязательным и подлежит соблюдению НАДО «РУСАДА» под угрозой отмены принимаемых решений о временном отстранении спортсменов от участия в учебно-тренировочных сборах и соревнованиях.

К сожалению, второе требование Д. было арбитражем отклонено со ссылкой лишь на сам факт обнаружения в ее организме запрещенных субстанций и статью 2.1 Кодекса ВАДА, квалифицирующую это как нарушение антидопинговых правил. Решение в этой части является весьма лаконичным и не содержит детального обсуждения доводов спортсменки, заслуживавших, по нашему мнению, более пристального внимания со стороны спортивного арбитража в силу их универсальности. Остановимся подробнее на некоторых, наиболее важных из них.

3. О ЧЕМ УМОЛЧАЛ СПОРТИВНЫЙ АРБИТРАЖ

3.1. О статусе решения НАДО «РУСАДА»

Возражая против требования об отмене решения о том, что Д. нарушила антидопинговые правила НАДО «РУСАДА» привела следующий довод. В соответствии с пунктом 5 статьи 26 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», выносить решения о санкциях в отношении спортсменов, нарушивших антидопинговые правила могут только спортивные федерации.

Что касается решений, принимаемых по результатам расследований неблагоприятных результатов допингового контроля, то они, по мнению НАДО «РУСАДА», носят «рекомендательный» характер, обязательными не являются и обжалованию в апелляционном порядке не подлежат.

С такой позицией невозможно согласиться. Действующий в России Порядок проведения обязательного допингового контроля, утвержденный Приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 13 мая 2009 года № 283, определяет компетенцию национальной антидопинговой организации (НАДО «РУСАДА») при рассмотрении дел о нарушении антидопинговых правил.

Согласно подпункту «ж» пункта 10.2 указанного нормативного правового акта, национальная антидопинговая организация по согласованию с общероссийской федерацией по виду спорта проводит слушания с вынесением санкции в отношении нарушителей антидопинговых правил, в случае если антидопинговыми правилами международной спортивной федерации по виду спорта не предусмотрено иное.

При этом общероссийская спортивная федерация «применяет спортивные санкции» в отношении нарушителей, в случае если антидопинговыми правилами международной спортивной федерации по виду спорта не предусмотрено иное (подпункт «б» пункта 10.3 Порядка проведения обязательного допингового контроля). Федерация синхронного плавания России является членом Международной федерации водных видов спорта (FINA), которой приняты и введены в действие с 24 сентября 2009 года Правила допингового контроля 2009–2013 (FINA Doping Control Rules 2009-2013), применение которых является обязательным для всех национальных федераций – членов FINA.

Из содержания пунктов 2 и 3 Порядка проведения обязательного допингового контроля также следует, что указанные Правила подлежат применению при проведении допингового контроля в рамках спортивных мероприятий, проводимых Федерацией синхронного плавания России. Согласно пункту (с) раздела «Сфера применения» (Scope) Правил допингового контроля 2009–2013, каждая федерация – член FINA должна руководствоваться ими при проведении допингового контроля на соревнованиях национального уровня. При этом допускается как проведение всех этапов допингового контроля самой национальной федерацией, так и передача любых полномочий в этой сфере национальной антидопинговой организации.

Таким образом, совместное толкование вышеуказанных правовых норм с учетом определения понятия «национальная антидопинговая организация», содержащемся в Кодексе ВАДА, позволяет сделать вывод о том, что применительно к спортивным мероприятиям национального уровня по синхронному плаванию полномочия по осуществлению допингового контроля распределяются следующим образом: НАДО «РУСАДА» осуществляет сбор проб, обработку результатов тестирования и проведение слушаний для решения вопроса о том, имело ли место нарушение антидопинговых правил; Федерация синхронного плавания России на основании решения НАДО «РУСАДА» о том, что нарушение антидопинговых правил имело место, применяет спортивные санкции к нарушителям.

Отсюда очевидна несостоятельность довода о «рекомендательном» характере решений НАДО «РУСАДА» о нарушении антидопинговых правил. Эти решения, принимаемые специально уполномоченной организацией, являются единственным правовым основанием для применения санкций в отношении нарушителей. Неслучайно в статье 13.2 Кодекса ВАДА, содержащей перечень решений, на которые может быть подана апелляция, отдельно значится такой вид решения как «решение о том, что имело место нарушение антидопинговых правил». А из содержания специального нормативного правового акта следует, что никто иной как НАДО «РУСАДА» обязан такие решения принимать.

Приведенный довод был представлен Спортивному арбитражу при рассмотрении дела Д., однако правовой оценки в решении арбитража не получил. Уже после того, как данное дело было рассмотрено и решение по нему вынесено, был опубликован Федеральный закон от 07.05.2010 № 82-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в котором по-новому сформулированы полномочия общероссийских спортивных федераций в рассматриваемой сфере.

В частности, согласно подпункту 5 пункта 10 статьи 26 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», общероссийские спортивные федерации обязаны применять санкции (в том числе спортивную дисквалификацию спортсменов) на основании и во исполнение решения соответствующей антидопинговой организации о нарушении антидопинговых правил спортсменами и другими лицами. Таким образом, правильность предложенного выше подхода теперь подтверждена законодателем.

3.2. О праве спортсмена на участие в слушаниях

Одним из доводов Д., оспаривавшей законность решения о нарушении антидопинговых правил, было нарушение ее права на беспристрастное слушание, закрепленное в статье 8.1 Кодекса ВАДА.

Согласно статье 8.1 Кодекса ВАДА, каждая антидопинговая организация, несущая ответственность за обработку результатов, должна организовать процесс слушаний для любого лица, которому вменяется в вину нарушение антидопинговых правил с соблюдением принципов, перечисленных в указанной статье. Таким образом, решения НАДО «РУСАДА» о том, имело ли место нарушение антидопинговых правил, должны приниматься по результатам беспристрастных слушаний, организованных и проведенных в соответствии с указанными требованиями.

Нами было обращено внимание Спортивного арбитража на то, что при вынесении НАДО «РУСАДА» решение в отношении Д. был нарушен ряд принципов, предусмотренных статьей 8.1 Кодекса ВАДА. В частности, Д. не было сообщено о времени и месте проведения слушаний, а также о ее правах во время слушаний. В результате она была лишена возможности реализовать свои права на участие в слушаниях, на представление объяснений и доказательств во время слушаний, на профессиональную юридическую помощь.

Кроме того, по нашему мнению, был нарушен принцип своевременности слушаний. В своем решении Спортивный арбитраж не дал оценки приведенным доводам. Поэтому остался открытым принципиальный вопрос: может ли нарушение права спортсмена на участие в слушаниях (по существу - отказ в таком участии) явиться основанием для отмены решение о нарушении антидопинговых правил, при условии, что спортсмен не оспаривает неблагоприятный результаты тестирования? По нашему мнению, данное процедурное нарушение не только может, но и должно влечь безусловную отмену решения, иначе принципы, закрепленные в статье 8.1 Кодекса ВАДА, останутся чистой декларацией.

Кроме того, как видно из Кодекса ВАДА, реализация соответствующих прав спортсмена не ставится в зависимость от того, оспаривает он результаты тестирования или нет. Поскольку эти аргументы, не получив должной оценки в решении, без указания мотивов были отклонены арбитражем, можно утверждать, что обозначенная правовая проблемы своего разрешения пока не получила.

Остается надеяться, что при рассмотрении подобных дел в будущем Спортивный арбитраж сформулирует правовую позицию, близкую к предложенной здесь. Об обоснованности таких ожиданий свидетельствует определенная противоречивость рассматриваемого решения Спортивного арбитража, который обосновав отмену решения о временном отстранении Д. именно нарушением ее права на участие в предварительных слушаниях, оставил в силе решение о нарушении антидопинговых правил, не взирая на то, что в этом случае Д. была лишена возможности участвовать в заключительных слушаниях по существу дела.

4. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

4.1. Последние изменения в законодательстве

Как уже отмечено, Федеральным законом от 07.05.2010 № 82-ФЗ в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» внесен ряд изменений, вступающих в силу с 09.11.2010. В числе прочего, по новому определены полномочия спортивных федераций и национальной антидопинговой организации при рассмотрении нарушений антидопинговых правил. С одной стороны, общероссийские спортивные федерации обязаны применять санкции (в том числе спортивную дисквалификацию спортсменов) на основании и во исполнение решения соответствующей антидопинговой организации о нарушении антидопинговых правил спортсменами и другими лицами (подпункт 5 пункта 10 статьи 26).

С другой стороны, общероссийская антидопинговая организация проводит слушания с применением санкций в отношении спортсменов (иных лиц), которым вменяется нарушение антидопинговых правил, если иное не предусмотрено антидопинговыми правилами, утвержденными международной спортивной федерацией по соответствующему виду спорта (подпункт 4 пункта 2 статьи 26.1).

Представим себе, что антидопинговыми правилами, утвержденными международной спортивной федерацией по соответствующему виду спорта, допускается проведение слушаний с применением санкций национальной антидопинговой организацией (как, например, это допускают Правил допингового контроля 2009–2013 Международной федерации водных видов спорта, а также правила ряда других международных федераций).

В этом случае все этапы допингового контроля, вплоть до вынесения санкций, будут находиться в компетенции НАДО «РУСАДА» вне зависимости от согласия национальной федерации, которое требуется согласно действующим ныне правилам (подпункт «ж» пункта 10.2 Порядка проведения обязательного допингового контроля, утвержденного Приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 13 мая 2009 года № 283).

Из содержания вышеприведенных положений закона можно сделать вывод о том, что только в тех случаях, когда антидопинговыми правилами международной спортивной федерацией по соответствующему виду спорта, не допускается проведение слушаний с применением санкций национальной антидопинговой организацией, решения о применении санкций должны приниматься национальной федерацией на основании и во исполнение решения национальной антидопинговой организации о нарушении антидопинговых правил.

Однако, в новой статье 26.1 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», регулирующей компетенцию общероссийской антидопинговой организации, ничего не говорится о ее обязанности принимать решения о нарушении антидопинговых правил и передавать их в соответствующие спортивные федерации для применения санкций к нарушителям в подобных случаях.

Полагаем, что данное положение должно быть внесено в подпункт 8 пункта 2 статьи 26.1, заменив содержащуюся в нем неопределенную формулировку. 4.2. Расширение сферы применения спортивного арбитража Подписание Копенгагенской декларации по борьбе с допингом в спорте от 3 марта 2003 года и ратификация Международной конвенции ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте от 19 октября 2005 года означают, поддержку Россией Кодекса Всемирной антидопинговой организации (статья 22 Кодекса ВАДА).

В числе прочего, в силу статьи 22.3 Кодекса ВАДА, это включает в себя обязательство уважать арбитраж как предпочтительное средство разрешения споров, связанных с применением допинга. В России данное положение частично реализовано путем отнесения к компетенции Спортивного арбитража при ТПП РФ апелляций на решения НАДО «РУСАДА» на основании статьи 2 соглашения между Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и указанной организацией от 29 апреля 2009 года № 160, а также статей 3 и 5 Регламента Спортивного арбитража при ТПП РФ.

В то же время, как показано выше, в ряде случаев принятие решений о применении санкций за нарушение антидопинговых правил отнесено к компетенции общероссийских спортивных федераций, большинство из которых соглашений с третейскими судами не имеют.

Следовательно, их решения в апелляционном порядке независимыми негосударственными арбитражами не рассматриваются. Такое положение нельзя считать нормальным, особенно, имея в виду то, что указанные решения спортивных федераций основаны на решениях о нарушении антидопинговых правил, которые отнесены к исключительной компетенции НАДО «РУСАДА» и подлежат проверке в апелляционном порядке Спортивным арбитражем при ТПП РФ.

Имея в виду вышеуказанное обязательство России, данная коллизия могла быть разрешена следующим образом. Согласно пункту 7 статьи 6 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», к полномочиям Российской Федерации в области физической культуры и спорта относится аккредитация общероссийских спортивных федераций.

Одним из обязательных условий такой аккредитации могло бы явиться наличие соглашения между соответствующей федерацией и третейским судом, о передаче на его рассмотрение апелляций на решение спортивной федерации о применении санкций за нарушение антидопинговых правил.

Законодательное закрепление такого условия означало бы выполнение Россией своих обязательств, вытекающих из Международной конвенции ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте от 19 октября 2005 года (статьи 3, 4, 5) и Кодекса ВАДА (статья 22.3).

Настоящая статья подготовлена на основе сообщения, сделанного автором на Международной конференции «Спортивный арбитраж: зарубежный опыт, современная практика, перспективы для России», состоявшейся 3-4 июня 2010 года в Москве

Дело № 1/2010

В редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела. Федеральным законом от 07.05.2010 № 82-ФЗ в статью 26 внесены изменения, вступающие в силу с 09.11.2010

Согласно Приложению 1 «ОПРЕДЕЛЕНИЯ» Кодекса ВАДА, это организация, определенная каждой страной в качестве обладающей полномочиями и отвечающей за принятие и реализацию антидопинговых правил, осуществление сбора проб, обработку результатов тестирования, проведение слушаний; все - на национальном уровне.

Это в полной мере относится и к соревнованиям национального уровня по другим видам спорта, если правилами соответствующей международной федерации не предусмотрено иное

Во второй половине ХХ века интерес к Олимпийским играм и спорту в целом значительно возрос. К этому времени сформировалась и потребность решения участившихся конфликтных ситуаций в большом спорте при помощи специализированного юридического органа. Учитывая вышесказанное МОК в 1983 году утверждает Устав международного спортивного арбитражного суда , который через год начал свою деятельность (1984 г.). Штаб-квартира Международного спортивного арбитражного суда – Tribunal Arbitrat du Sport (TAS) г.Лозанна в Швейцарии. Рабочий язык – английский и французский. Основная функция TAS заключается в обеспечении профессионального рассмотрения возникающих в спорте споров. Девиз: «Право есть искусство добра и справедливости». Основные принципы деятельности: оперативность, конфиденциальность, независимость, невысокая стоимость. Возглавляет Международный спортивный арбитражный суд президент и 2 его заместителя. В составе TAS трудятся не менее 150 арбитров, утверждающихся специальным списком сроком на 4 года. TAS не только консультирует и рассматривает иски, но и занимается рассмотрением апелляций (1991 г.), принятых дисциплинарными органами различных спортивных организаций. Для этого при спортивном арбитражном суде функционируют 2 палаты – Палата обычного арбитража и Палата апелляционного арбитража. Начиная с 1996 года для эффективности работы в структуру TAS введены децентрализованные отделения (филиалы) в г.Нью-Йорк и г. Сиднее и палаты adhok (они работают короткое время на Олимпийских играх). В состав Международного спортивного арбитражного суда входит Канцелярия (Генеральный секретарь и советники), которая назначает, после внесения взноса в количестве не менее 500 швейцарских франков, арбитражную группу (3 человека). Канцелярия также определяет впоследствии сумму аванса и общую сумму судебных издержек. Регламентом TAS предусматриваются следующие процедурные действия арбитражной группы:

  • письменное расследование
  • устное расследование
  • следственное действие
  • ускоренное судопроизводство (деятельность палаты adhok)
  • неявка сторон (отзыв заявления)

Арбитры TAS подписывают декларацию об обязательстве вести дело лично, объективно и независимо. В настоящее время услугами Международного спортивного арбитражного суда пользуются практически все спортивные организации и объединения. Реестр рассматриваемых дел классифицируется на:

  • дела, связанные с решением экономических споров (контракты, трансферт спортсменов, продажа права на телетрансляцию и т.п.);
  • дела дисциплинарного характера (нарушение правил соревнования спортсменами, употребление допинга, неэтичное поведение, жестокое обращение с лошадьми и др.);
  • дела организационного порядка (судейство спортивных соревнований, отбор спортсменов и т.д.).

Знаковым событием в судьбе TAS стало решение Швейцарского федерального суда от 15 марта 1993 г., который признал Международный спортивный арбитражный суд правомочным и законным арбитражным органом. Таким образом, наличие законодательной базы и признание юридического спортивного органа послужили началом появления спортивного права. Спортивное право – это система правовых норм, регулирующих отношения в сфере физической культуры и спорта .


В 1994 г. с целью осуществления контроля за работой TAS и его арбитров был создан дисциплинарный орган – Международный арбитражный совет в области спорта – Conseil Internasional de l’Arbitrage en matiere de Sport (CIAS) . В его состав вошли 12 человек – 4 представителя МОК, 3 представителя от ассоциации по летним олимпийским видам программы, 1 представитель от Ассоциации по зимним видам олимпийской программы и 4 представителя от Ассоциации национальных олимпийских комитетов. CIAS разработал и принял нормативный акт – Кодекс спортивного арбитража (1994 г.), на основании которого в настоящее время осуществляют свою деятельность арбитры TAS.

Решения органов международных и национальных спортивных организаций могут быть обжалованы в суде общей юрисдикции. В случае отказа в удовлетворении исковых требований, иск может быть передан спортсменом или организацией в Европейский суд по правам человека или Комитет по правам человека при ООН.

Арбитраж в Российской Федерации и Спортивный арбитражный суд (САС)

В связи с тем, что некоторые вопросы спортивного права не могут быть отнесены к ведению арбитражных судов в России, например, трудовые и административные вопросы, российская судебная практика несколько отличается от практики арбитражных органов в иных юрисдикциях, например, от Спортивного Арбитражного Суда в Лозанне (САС), обладающего более широкими и более структурированными полномочиями.

Это касается возможности обращения в спортивный арбитраж, если она не предусмотрена арбитражным соглашением или арбитражной оговоркой.

Тем не менее, важно понимать, что в связи с особым статусом Российской арбитражной системы (как показано выше) и, в частности, с ограничением юрисдикции, установленной законом «О третейских судах в Российской Федерации», для спортивного арбитражного суда в отношении ряда областей правоотношений в спорте, а также для вопросов трудового права в спорте, в отношении международных спортсменов, которые работают в России, любой возникающий спор должен рассматриваться в САС в г. Лозанна, Швейцария. В подобных случаях закон Швейцарии, как правило, применяется, если стороны спора не могут в ином порядке продемонстрировать необходимость разрешения дела на основании их внутригосударственного права.

В остальных вопросах в отношениях между Россией и САС действуют те же критерии международной практики спортивного права.

Как стало широко известно, Спорт и арбитраж в большинстве европейских спортивных систем тесно связаны особой юрисдикционной связью, что позволяет рассматривать внутригосударственные спортивные споры в арбитраже. Действительно, спортивные споры, которые возникли внутри спортивных федераций или национальной спортивной организации, передаются в Спортивный Арбитражный Суд в Лозанне в соответствии с арбитражными оговорками, содержащимися в их положениях.

В качестве вступления напомним: Спортивный Арбитражный Суд был учрежден в 1984 году и тридцать лет спустя в настоящее время представляет собой независимый и хорошо организованный международный спортивный суд, пользующийся поддержкой российских спортивных федераций, в частности, в связи с апелляцией по специализированному спортивному Арбитражному суду по ст. 23 Устава ОКР . САС состоит из Суда первой инстанции и Апелляционной инстанции.

Юрисдикция определяется на основании арбитражной оговорки в договоре, соглашением о передаче споров на рассмотрение арбитражными судами, в заявке или в действующих спортивных регламентах.

Обжалованию в апелляционном порядке в САС подлежат решения, вынесенные любой федерацией, ассоциацией или спортивным органом, правила или регламент которого в открытой форме предусматривают данную возможность.

Суд первой инстанции САС рассматривает любые спортивные споры, включая вопросы принципа, касающиеся спорта, материальной заинтересованности или каких-либо иных интересов или деятельности, связанных со спортом. Многие положения Кодекса международного спортивного арбитража должны звучать знакомо для тех, кто хорошо знает регламенты ведущих арбитражных институтов. Данные арбитражные разбирательства носят конфиденциальный характер, если стороны не договорились об ином: правила (установленные в Кодексе международного спортивного арбитража) предусматривают обмен одного пакета письменных документов вместе с подтверждающими доказательствами, после которого идет слушание дела, в котором могут участвовать свидетели по обстоятельствам дела и эксперты (в отношении которых предусмотрены санкции за дачу ложных показаний); не предоставляется автоматического права на раскрытие содержания документов перед САС, хотя суд имеет право потребовать представить документы либо по просьбе одной из сторон, либо по собственному усмотрению; как будет описано ниже, решения САС подлежат исполнению в соответствии с Нью-Йоркской Конвенцией.

Как упоминалось ранее, в соответствии со ст. S12 Кодекса международного спортивного арбитража, САС компетентен решать все виды споров частного характера в отношении спорта. Среди данных споров можно выделить, в частности, две категории: споры коммерческого характера и споры дисциплинарного характера. К первой категории относятся споры, вытекающие из всех видов правоотношений между сторонами, в отношении которых было заключено арбитражное соглашение между сторонами, предусматривающее передачу споров в САС. В качестве примеров можно привести споры в связи со спонсорскими контрактами, договорами на права вещания, трудовыми договорами, споры, связанные с гражданской ответственностью, договорами между спортсменом и его менеджером. Все вышеперечисленные споры подлежат обычной процедуре арбитражного разбирательства, и, следовательно, должны рассматриваться Судом Первой инстанции.

Вторую категорию споров, которые могут быть переданы в САС, представляют дисциплинарные дела. Данная категория включает в себя споры, вытекающие из решений, принятых последними инстанциями, судами спортивных федераций, ассоциаций или других спортивных организаций, если Регламенты данных органов или конкретные арбитражные соглашения предусматривают рассмотрение споров в САС. Например: принятие решений, касающихся допинга, решения, касающиеся квалификации спортсменов, случаев насилия и т. д. Все дисциплинарные дела могут быть обжалованы в арбитраже, и, следовательно, рассматриваться Апелляционной инстанцией.

В свете вышеизложенного, хорошо видно, что для передачи спора на рассмотрение в САС стороны в споре должны согласиться на это. В частности, для споров коммерческого характера согласие может принять форму «арбитражной оговорки» или «арбитражного соглашения» 1 .

Первое может быть определено как статья, включенная в договор, предусматривающая арбитражное разбирательство в САС, второе - как договор, заключенный после возникновения спора, в соответствии с которым стороны в споре соглашаются передать спор на рассмотрение в САС. Это означает, что все российские спортсмены, компании (и, в более общем смысле, все российские юридические лица) имеют право включать арбитражную оговорку или заключать арбитражное соглашение, предоставляя тем самым САС право разрешать их споры при условии, что данные споры касаются спорта. Действительность оговорки, за исключением обращения в суды первой инстанции, не признается всеми национальными правовыми системами, поэтому, как правило, федерациям и организаторам рекомендуется проверять действительность их арбитражных оговорок в рамках их собственной правовой системы.

По дисциплинарным спорам, в отличие от описанного выше, соглашение представляет собой результат арбитражной оговорки, включенной федерацией или иными спортивными организациями в их положения или Регламенты, и согласие спортсмена на данную арбитражную оговорку.

  • Article 23 of the ROC Rules - Disputes 23.1. All disputes between the ROC and its members, as well as between the ROC members,shall be considered by a specialized sports arbitration court. 23.2. After initiation of the dispute the parties conclude the arbitration agreement in whichthe specialized sports arbitration court competent to consider the dispute is determined. 23.3. The decision is final except the cases when the sports arbitration court envisages theopportunity to appeal against decision of the sports arbitration court to the Court of Arbitrationfor Sport (CAS) in Lausanne(Switzerland). 23.4. The decision of the CAS is final and binding on the parties and may not be appealed.
  • 1 CAS explicitely provides for these kind of clauses in its Rules,
  • Arbitration clause to be inserted within the Statutes of a sports federation, associationor other sports body: «Any decision made by ... may be submitted exclusively by way of appeal to the Court of Arbitration forSport in Lausanne, Switzerland, which will resolve the dispute definitively in accordance withthe Code of sports-related arbitration. The time limit for appeal is twenty-one days after thereception of the decision concerning the appeal.»
  • Acceptance of the arbitration clause by athletes It is important that athletes expressly accept in writing this clause of the Statutes. They maydo so either by means of a general written declaration applicable to all future disputes betweenthem and the sports federation, association or other sports body (see section a below), or by awritten declaration limited to a specific sports event (see section b below).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

2.1 Общие положения

2.5 Консультационная процедура в САС

Глава 3. Разрешение споров, возникающих во время Олимпийских игр

3.1 Общие положения о рассмотрении споров, возникающих во время Олимпийских игр

3.2 Процедура рассмотрения споров, возникающих во время Олимпийских игр

3.3 Судебная практика

Глава 4. Участие Спортивного арбитражного суда в рассмотрении дел, связанных с обвинениями в применении допинга

4.1 Правила применения норм Всемирного антидопингового кодекса Спортивным арбитражным судом

Заключение

Введение

Актуальность темы обусловлена необходимостью исследования особенностей современного спорта, в число которых входит формирование международного спортивного права и системы международного спортивного арбитража.

Ход разбирательства в обычных судебных инстанциях не приспособлен, по мнению большинства российских и зарубежных специалистов, к разрешению споров, сторонами которых являются участники спортивной деятельности.

Учитывая специфику споров, прямо или косвенно связанных со спортом, к настоящему времени созданы и успешно функционируют спортивные арбитражные суды: международный Спортивный арбитражный суд (англ."Courtof Arbitration for Sport, CAS, фр."Tribunal Arbitral du Sport, TAS), спортивные арбитражные комиссии (суды) в Бельгии, Германии, Испании, Италии, Люксембурге, Франции и других странах мира. Создаются арбитражи и в общеевропейских спортивных организациях, например, в Европейском народном спортивном движении. С июля 2003 года в России действует Спортивная арбитражная палата (Спортивный арбитражный суд) при Олимпийском комитете России, с октября 2009 года образован Спортивный арбитраж при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

В настоящее время в нашей стране проводится активная работа по подготовке к крупнейшим международным соревнованиям: Олимпийским зимним играм 2014 года в Сочи, Чемпионату мира по футболу 2018 года, Всемирной Универсиаде в Казани 2013 года и другим спортивным мероприятиям.

В связи с этим целью настоящей дипломной работы является изучение международного спортивного арбитража как основного инструмента разрешения споров, прямо или косвенно связанных со спортом.

Задачами исследования, способствующими достижению данной цели, являются:

выявление правовой природы международного спортивного арбитража;

исследование особенностей международного спортивного арбитражного процесса;

рассмотрение специфики разрешения споров, возникающих во время Олимпийских игр;

анализ проблем участия Спортивного арбитражного суда в рассмотрении дел, связанных с обвинениями в применении допинга;

изучение международной судебной арбитражной практики в отношении российских спортсменов и федераций.

Предметом исследования являются нормы права, в том числе спортивного, основанные на них правоотношения, организация, полномочия и судебная практика международного Спортивного арбитражного суда.

Объект исследования - общественные отношения в области споров, прямо или косвенно связанных со спортом.

Теоретико-методологическую, нормативную и информационную базу исследования составили работы по международному частному праву, международные и российские правовые акты в области спортивного права: Кодекс международного спортивного арбитража от 22 ноября 1994 года, Олимпийская хартия, Европейская хартия спорта, Международная хартия физического воспитания и спорта (Декларация ООН от 21 ноября 1978 года), судебная практика международного Спортивного арбитражного суда, законодательство Российской Федерации, федеральные законы в области физической культуры и спорта и так далее.

В исследовании использованы труды в области спортивного арбитража и спортивного права таких российских авторов, как Бриллиантова А.М., Кузин В.В., Кутепов М.Е. и другие.

В связи с тем что тематика международного спортивного арбитража является относительно новой, в дипломной работе сделана попытка впервые ввести в научный оборот данные судебной практики разрешения споров, возникающих во время Олимпийских игр, судебной практики участия Спортивного арбитражного суда в рассмотрении дел, связанных с обвинениями в применении допинга, решения международного спортивного арбитража в отношении российских спортсменов и федераций.

Новизна работы и ее практическая ценность обусловлены предметом исследования - нормами спортивного права, основанными на них правоотношениями и судебной практикой международного Спортивного арбитражного суда, которые недостаточно исследованы российской правовой наукой, что явилось результатом противоречивого становления данных правовых явлений и бурного роста правовых споров, прямо или косвенно связанных со спортом. В работе впервые подробно проанализировано вынесенное в апелляционной процедуре решение Спортивного арбитражного суда в Лозанне (Швейцария), урегулировавшее отношения между российской и международной федерациями бадминтона как вида спорта, включенного в программу Олимпийских игр.

Материалы дипломной работы могут быть использованы при подготовке к рассмотрению в международном Спортивном арбитражном суде конкретных дел с участием российских спортсменов и федераций, а также в учебном процессе в Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации.

История создания международного спортивного арбитража

В начале 80-х годов прошлого столетия резко возросло количество споров в области спорта. Данная ситуация стала импульсом к созданию специализированной юридической организации, основной миссией которой являлось бы рассмотрение споров, прямо или косвенно связанных со спортом, и принятие решений по ним.

Идея создания международного Спортивного арбитражного суда, принадлежавшая президенту Международного олимпийского комитета Хуану Антонио Самаранчу, была изложена им на сессии МОК в Баден-Бадене.

В 1981 году МОК принял решение о создании специализированного органа для разрешения спортивных споров. В 1982 году рабочей группой МОК был подготовлен Устав Спортивного арбитражного суда (САС), который был утвержден в 1983 году и вступил в силу 30 июня 1984 года. Вместе с Уставом был принят и первый Регламент суда.

В соответствии с указанными нормативными документами Спортивный арбитражный суд состоял из 60 членов, работа которых оплачивалась МОК. Годовой бюджет Спортивного арбитражного суда утверждался Президентом МОК.

В первые годы своего существования Спортивный арбитражный суд, по существу, сосредоточил свое внимание на деятельности в двух основных направлениях:

на рассмотрении исков спортивных организаций и отдельных лиц по поводу споров в области спорта независимо от их природы;

на обеспечении консультирования различных спортивных организаций и отдельных лиц в отношении проблем и вопросов, возникающих в области спорта, которые потенциально могут привести к конфликту интересов.

В 1991 году в деятельности Спортивного арбитражного суда появилось еще одно направление - рассмотрение апелляций, поданных на решения, принятые различными дисциплинарными органами спортивных организаций.

В начале 1990-х годов ХХ века назрела необходимость пересмотра статуса суда, поскольку под вопрос были поставлены независимость и беспристрастность САС в силу его тесной организационной и финансовой связи с МОК. Итогом реорганизации суда стало принятие в 1994 году Кодекса международного спортивного арбитража и Договора о создании Международного совета по спортивному арбитражу.

Предложенная двухуровневая система была призвана разделить организационные и судебные функции суда, где Международный совет по спортивному арбитражу (МАСС) должен был решать организационные вопросы (надзор за функционированием и финансирование Спортивного арбитражного суда), а САС - собственно разрешать споры. Таким образом, Международный арбитражный совет в области спорта взял на себя по отношению к Спортивному арбитражному суду исполнение функций, принадлежавших ранее МОК.

Новые учредители Спортивного арбитражного суда - МОК, Ассоциация национальных олимпийских комитетов, Ассоциация зимних видов спорта, Ассоциация летних видов спорта - осуществляют финансирование суда в равных долях. Важным аспектом реформы явилось и создание в рамках Спортивного арбитражного суда двух постоянных подразделений: палат обычного и апелляционного арбитража. Кроме того, в рамках САС созданы специализированные структурные подразделения, которые получили название палаты «ad hoc» (для «данного» случая). Эти подразделения предназначены для разрешения споров, возникающих во время проведения Олимпийских игр. Они начали функционировать начиная с 1996 года на XXVI Олимпийских играх в Атланте. Кроме того, в структуру Спортивного арбитражного суда входят и так называемые децентрализованные подразделения в виде постоянно действующих отделений, созданных в 1996 году в Сиднее (Австралия) и Денвере (США). Последнее из названных отделений в 1999 году было переведено в Нью-Йорк. Местопребывание МАСС и САС - Лозанна, Швейцария.

Кодекс международного спортивного арбитража, вступивший в силу 22 ноября 1994 года, действует по настоящее время. Вместе с тем в 2003 году Кодекс подвергся значительной переработке на основе правовых принципов, выработанных практикой суда. Новая редакция Кодекса включает в себя две части: учредительную (S) и процессуальную (R). В учредительной части содержатся положения об органах суда, в процессуальной - арбитражный регламент, апелляционный регламент, регламент примирительной процедуры с участием посредника (медиация) и положения о консультационных заключениях САС.

Регламент разрешения споров, возникающих во время Олимпийских игр, является составной частью Кодекса международного спортивного арбитража.

Глава 1. Правовая природа международного спортивного арбитража

Как уже отмечалось, в соответствии с Кодексом международного спортивного арбитража от 22 ноября 1994 года (далее также - Кодекс)в целях урегулирования споров в области спорта арбитражным путем созданы два органа: Международный арбитражный совет в области спорта (МАСС) и международный Спортивный арбитражный суд (САС).

1.1 Международный арбитражный совет в области спорта (МАСС): статус, состав и структура, основные полномочия

Основные положения о МАСС определены в статьях S4 - S11 Кодекса международного спортивного арбитража.

Назначение МАСС - способствовать урегулированию споров в области спорта путем использования арбитража, охранять независимость САС и права сторон. Для этого совет обеспечивает управление и финансирование САС.

Международный арбитражный совет в области спорта (МАСС) состоит из 20 членов - юристов высшего класса, назначаемых следующим образом:

а) четыре члена назначаются международными федерациями (трое - международными федерациями по летним олимпийским видам спорта и один - международными федерациями по зимним олимпийским видам спорта);

б) четыре члена назначаются Ассоциацией национальных олимпийских комитетов, которые выбираются из числа ее членов или извне;

в) четыре члена назначаются Международным олимпийским комитетом (выбираются из числа его членов или извне);

г) четыре члена назначаются 12 членами МАСС, назначенными описанным выше образом, после соответствующих консультаций с тем, чтобы эффективно защищать интересы спортсменов;

д) четыре члена назначаются 16 членами МАСС, назначенными описанным выше образом, из числа независимых официальных лиц тех организаций, которые назначают других членов МАСС.

При назначении члены МАСС подписывают декларацию, согласно которой они обязуются выполнять свои функции персонально, со всей объективностью и независимостью, в соответствии с положениями Кодекса международного спортивного арбитража, а также сохранять конфиденциальность, предусмотренную статьей R43 Кодекса.

Члены МАСС не могут быть включены в список арбитров САС и выступать в качестве советников одной из сторон в процессе рассмотрения спора.

Если член МАСС подает в отставку, умирает или не может выполнять свои функции по какой-либо другой причине, он замещается на период до истечения его мандата по правилам, применяющимся при его назначении.

МАСС выполняет следующие функции:

1) принимает и изменяет Кодекс международного спортивного арбитража;

2) избирает из числа своих членов на четыре года:

президента по предложению МОК;

двух вице-президентов (одного - по предложению международных федераций, другого - по предложению национальных олимпийских комитетов), на которых в порядке их возраста возлагается ответственность замещать в случае необходимости президента;

президента Палаты обычного арбитража и президента Палаты апелляционного арбитража САС;

заместителей президентов названных палат;

3) намечает кандидатуры для формирования списка арбитров САС;

4) занимается отводом и лишением полномочий арбитров, а также выполняет другие функции, предусмотренные его процедурным регламентом;

5) обеспечивает финансирование САС, для чего:

получает и распоряжается согласно финансовому регламенту САС фондами, предназначенными для его функционирования;

утверждает бюджет САС, подготовленный канцелярией САС;

утверждает годовые отчеты САС, составляемые канцелярией;

6) назначает генерального секретаря САС;

7) осуществляет основной контроль за деятельностью канцелярии САС;

8) использует, если считает это необходимым, региональные арбитражные структуры - постоянные или специально создаваемые для определенного случая;

9) создает, если считает это необходимым, фонды содействия для облегчения обращения в САС и определяет порядок их использования;

10) может принимать любые другие меры, которые считает необходимыми для обеспечения защиты прав сторон, с тем, чтобы гарантировать наилучшим образом независимость арбитров и способствовать урегулированию споров, возникающих в области спорта, путем использования арбитража.

МАСС исполняет свои обязанности или самостоятельно, или через правление, которое состоит из президента и двух вице-президентов МАСС, президента Палаты обычного арбитража и президента Палаты апелляционного арбитража САС.

МАСС не может делегировать правлению функции, перечисленные в пунктах 1, 2, 3, 5.2 и 5.3 статьи S6 Кодекса.

МАСС собирается, когда этого требует деятельность САС, но не реже одного раза в год.

Выносимое МАСС решение считается законным, если половина членов совета участвуют в его принятии. Решения принимаются во время собраний простым большинством голосов. Голос президента является решающим в случае равенства голосов «за» и «против». Любое изменение Кодекса международного спортивного арбитража требует большинства в две трети членов МАСС. Члены МАСС участвуют в принятии решений лично, представительство не допускается.

Генеральный секретарь САС участвует в принятии решений с правом совещательного голоса и работает в качестве секретаря МАСС.

Президент МАСС является одновременно президентом Спортивного арбитражного суда. На него возложено решение текущих административных задач, касающихся деятельности Совета.

Правление собирается по решению президента МАСС.

Решение правления считается принятым, если трое из его членов участвуют в заседании. Решения принимаются простым большинством голосов, голос президента является решающим в случае равенства голосов «за» и «против».

Члену МАСС или правления может быть заявлен отвод, если обстоятельства позволяют усомниться в его независимости по отношению к одной из сторон арбитражного разбирательства, которое должно стать предметом решения МАСС или правления на основании пункта 4 статьи S6 Кодекса. Член Совета или правления должен незамедлительно взять самоотвод, если в судебном разбирательстве фигурирует как сторона та спортивная организация, к которой он принадлежит, или в нем в качестве арбитра или советника участвует член адвокатского бюро, к которому принадлежит член МАСС или правления.

Отведенный член Совета или правления не принимает участия в принятии решений, касающихся данного арбитражного дела, и не получает по нему никакой информации.

1.2 Спортивный арбитражный суд (САС): статус, состав и структура, основные полномочия

Статус Спортивного арбитражного суда, его состав, структура и основные полномочия определены в статьях S12 - S22 Кодекса международного спортивного арбитража.

Спортивный арбитражный суд разрешает споры в составе одного или трех назначенных арбитров (используется терминология «группа арбитров, рассматривающих конкретное дело»).

Задачей групп арбитров является достижение арбитражного разрешения споров в области спорта в соответствии с процедурой, установленной Регламентом. САС контролирует назначение групп арбитров и ход процедуры. Он обеспечивает стороны необходимой инфраструктурой.

В обязанности групп арбитров входят:

а) разрешение споров, которые переданы им для рассмотрения в обычном арбитраже;

б) разрешение споров путем апелляционной арбитражной процедуры по делам, касающимся решений дисциплинарных судов или аналогичных инстанций федераций, ассоциаций, других спортивных организаций, в том случае, если уставы и регламенты этих организаций это предусматривают;

в) давать независимое заключение по просьбе МОК, международных федераций, национальных олимпийских комитетов, ассоциаций, признанных МОК, и организационных комитетов Олимпийских игр.

Это официальные лица, назначенные МАСС. Они фигурируют в списке арбитров в течение четырех лет. Общее число таких арбитров 150.

Формируя список арбитров Спортивный арбитражный суд и МАСС должны обращаться к лицам, имеющим юридическое образование и известную компетенцию в области спорта. При этом необходимо, как правило, соблюдать следующее распределение:

30 арбитров из числа лиц, предложенных МОК и избранных из числа его членов или извне;

30 арбитров из числа лиц, предложенных международными федерациями и избранных из числа их членов или извне;

30 арбитров из числа лиц, предложенных национальными олимпийскими комитетами и избранных из числа их членов или извне;

30 арбитров, выбранных после соответствующих консультаций с тем, чтобы профессионально защищать интересы спортсменов;

30 арбитров, выбранных из числа независимых лиц тех организаций, которые призваны предложить арбитров в соответствии с указанной статьей Кодекса.

По мере необходимости МАСС дополняет список арбитров.

О предложениях, касающихся назначения арбитров в связи с формированием списка, МАСС уведомляется упомянутыми спортивными организациями в установленный им срок.

Список арбитров САС и все изменения в нем публикуются.

При формировании списка арбитров МАСС контролирует, по мере возможности, справедливое представительство в нем всех континентов.

Если арбитр САС подает в отставку, умирает или какие-либо другие причины мешают ему исполнять обязанности, он может быть замещен на срок, остающийся до момента истечения срока действия его мандата, по тем же правилам, которые предусмотрены при его назначении, с исключениями, предусмотренными Регламентом.

Лица, фигурирующие в списке арбитров, могут быть призваны работать в группах, состоящих в ведении обеих палат Суда.

При назначении арбитры САС подписывают декларацию, в соответствии с которой они обязуются выполнять свои функции лично, со всей объективностью и независимостью, согласно положениям Кодекса международного спортивного арбитража.

С 2010 г. вступила в силу обновленная редакция Кодекса Международного спортивного арбитража, предусматривающая, в частности, невозможность одного и того же лица состоять в Списке арбитров САС и выступать в процессе в качестве представителя стороны - участника арбитражного разбирательства. Данное ограничение в гораздо большей степени призвано обеспечить беспристрастность и независимость арбитров при рассмотрении спортивных споров.

Арбитры САС обязаны соблюдать конфиденциальность.

Организация деятельности Спортивного арбитражного суда

САС состоит из двух арбитражных палат: Палаты обычного арбитража и Палаты апелляционного арбитража.

Палата обычного арбитража создает группы арбитров, имеющие своей задачей разрешать споры в обычной арбитражной процедуре, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные Регламентом.

Палата апелляционного арбитража создает группы арбитров для рассмотрения протестов на решения дисциплинарных судов или аналогичных инстанций федераций, ассоциаций, других спортивных организаций при условии, что уставы и регламенты этих спортивных организаций или отдельные договоры предусматривают возможность опротестования их решений в Спортивном арбитражном суде. Эта палата выполняет и другие обязанности, предусмотренные Регламентом.

Арбитражные дела, относящиеся к ведению САС, передаются палатам в соответствии с их назначением. Передача дел не может быть оспорена сторонами дела как неправомерная.

Председатель любой из палат САС может быть отстранен от участия в деле, если обстоятельства позволяют законно усомниться в его независимости по отношению к одной из сторон арбитражного дела, переданного в возглавляемую им палату. Так же, как и в процедуре отвода, он должен сразу же отказаться от участия в деле, переданном на рассмотрение в возглавляемую им палату, если в нем участвует как сторона спортивная организация, к которой он принадлежит, или в нем в качестве арбитра или советника участвует член адвокатского бюро, к которому принадлежит председатель палаты.

Если председатель одной из палат отстранен от участия в деле, его функции выполняет президент Спортивного арбитражного суда. Отстраненный председатель палаты не получает также никакой информации, касающейся деятельности Суда по данному арбитражному делу.

В структуру САС входит канцелярия, состоящая из генерального секретаря и секретарей, которые замещают генерального секретаря в случае необходимости.

Канцелярия выполняет функции, возложенные на нее Кодексом международного спортивного арбитража.

Устав дополняется Регламентом, принимаемым Международным арбитражным спортивным советом.

Регламент применяется, когда стороны пришли к соглашению передать спор в области спорта на рассмотрение Спортивного арбитражного суда. Такой спор может проистекать из контракта, содержащего арбитражные условия, или являться предметом заключенного позднее арбитражного договора (обычная арбитражная процедура). Он также может иметь отношение к обжалованию решения, вынесенного дисциплинарным судом, аналогичной инстанцией федерации, ассоциации или другой спортивной организации, если уставы и регламенты этих организаций или особое соглашение предусматривают обжалование в Спортивный арбитражный суд (апелляционная арбитражная процедура).

Споры могут касаться принципиальных вопросов в области спорта, денежных интересов и других проблем, возникающих в спортивной деятельности.

Регламент применяется также, когда САС просят дать консультацию (консультационная процедура).

Глава 2. Международный спортивный арбитражный процесс

2.1 Общие положения

Процедура рассмотрения споров в Спортивном арбитражном суде установлена Регламентом (R), общие положения определены в его статьях R27 - R37.

Местом рассмотрения спортивных арбитражных споров является Лозанна (Швейцария). В то же время, если обстоятельства этого требуют, председатель группы арбитров или в его отсутствие президент соответствующей палаты может решить после консультации со сторонами спора, что заседание группы арбитров состоится в другом месте.

Рабочими языками в Спортивном арбитражном суде являются французский и английский. При отсутствии согласия сторон председатель группы арбитров определяет в начале процедуры один из этих языков в качестве языка арбитража, принимая во внимание обстоятельства, которые он считает относящимися к делу.

С согласия группы арбитров стороны могут выбрать другой язык. Об этом они информируют САС. В таком случае группа арбитров относит все или часть расходов по переводу на счет сторон.

Стороны спора могут быть представлены лицами по их выбору. Фамилии, адреса, номера телефонов и факсов лиц, представляющих стороны спора, должны быть сообщены в канцелярию САС, другой стороне спора и группе арбитров, как только она будет создана.

Канцелярия осуществляет уведомление и передает сообщения, которые САС или группа арбитров предназначают сторонам спора. Уведомления и сообщения составляются на французском или английском языке и направляются по адресам, указанным в арбитражном ходатайстве, апелляционном иске или ходатайстве о консультации, или по любому другому адресу, указанному в ходе рассмотрения спора.

Решения, постановления и другие документы САС и группы арбитров передаются таким образом, чтобы имелось доказательство их получения сторонами спора.

Информация, исходящая от сторон спора и предназначенная САС или группе арбитров, включая арбитражное ходатайство (апелляционный иск, ходатайство о консультации), направляется в Суд в стольких экземплярах, сколько существует сторон спора, советников и арбитров, плюс один экземпляр для канцелярии САС.

По мотивированному ходатайству председатель группы арбитров или в его отсутствие председатель соответствующей палаты может продлить сроки, установленные Регламентом, если того требуют обстоятельства дела.

Независимость и квалификация арбитров

Каждый арбитр должен оставаться независимым от сторон спора и обязан немедленно заявить обо всех обстоятельствах, могущих поставить под сомнение его независимость по отношению к сторонам или к одной из них.

Каждый арбитр должен фигурировать в списке, формируемом Международным арбитражным спортивным советом в соответствии с Уставом, являющимся частью Кодекса, и обладать необходимыми данными для того, чтобы провести арбитражное разбирательство до конца в оптимальные сроки.

Как уже отмечалось, арбитр может быть отведен, если обстоятельства позволяют законно усомниться в его независимости. Отстранение должно быть истребовано немедленно после того, как стала известна его причина.

Отстранение (отвод) является исключительно компетенцией МАСС или его правления. Совет (или правление) принимает решение по мотивированному ходатайству после того, как получит письменное мнение по этому поводу сторон спора, арбитра, который ведет данное дело, и других арбитров. МАСС выносит коллегиальное мотивированное решение.

Любой арбитр может быть освобожден от должности Советом, если он отказывается или ему что-либо мешает выполнять свои функции. МАСС может делегировать выполнение этой функции своему правлению. МАСС предварительно просит стороны спора, арбитра, ведущего данное дело, и других арбитров письменно высказать свое мнение по этому поводу, и принимает коллегиальное мотивированное решение.

В случае отставки, смерти, освобождения от должности или отвода арбитра происходит его замена в порядке, применяемом при его назначении. Если отсутствуют противоположные мнения сторон спора или специальные решения группы арбитров, процедура протекает без повторения действий, предшествующих замене арбитра.

Предварительные и охранительные меры

В соответствии с Регламентом ни одна из сторон спора не может требовать предварительных и охранительных мер до передачи в Спортивный арбитражный суд заявления или апелляционного иска, которые предполагают отсутствие иных способов разрешения спора.

Президент соответствующей палаты до передачи досье группе арбитров, а затем и группа арбитров могут по ходатайству одной из сторон спора предписать предварительные или охранительные меры. В связи с передачей спора, связанного с апелляционной арбитражной процедурой в САС, стороны отказываются требовать такие меры от гражданских властей. Такой отказ не касается предварительных и охранительных мер, относящихся к спорам, связанным с обычной арбитражной процедурой.

Приняв к рассмотрению заявление о предварительных мерах, президент соответствующей палаты или группа арбитров предлагают противостоящей стороне спора высказать свое мнение в течение 15 дней или в более короткий срок, если обстоятельства дела того требуют. Президент соответствующей палаты и группа арбитров выносят постановление в кратчайшие сроки. В случае крайней срочности президент соответствующей палаты до передачи досье группе арбитров, а затем председатель группы арбитров могут принять постановление сразу же после подачи заявления при условии, что противостоящая сторона спора определится по этому вопросу в дальнейшем.

Применение предварительных и охранительных мер может зависеть от предоставления гарантий сторонами спора.

2.2 Обычная арбитражная процедура

Основные положения обычной арбитражной процедуры отражены в статьях R38 - R46 Регламента.

Арбитражное ходатайство

Сторона, которая намеревается обратиться в САС, в соответствии с Регламентом передает ходатайство, включающее следующие данные:

краткое описание фактов и правовых оснований, в том числе описание вопросов, передаваемых в САС в целях вынесения решения;

претензии стороны-истца;

копию контракта, содержащего арбитражное условие, или копию документа, предусматривающего арбитражное разбирательство;

все необходимые сведения, касающиеся числа и способа выбора одного или нескольких арбитров, особенно если арбитражное условие предусматривает трех арбитров; фамилию и адрес арбитра, выбранного истцом из лиц, фигурирующих в списке САС.

При подаче ходатайства сторона-истец делает взнос, предусмотренный Регламентом.

Осуществление САС арбитражной процедуры и ответ на арбитражное заявление

Исключая случаи, когда очевидно («с первого взгляда»), что необходимые арбитражные условия рассмотрения спора отсутствуют, канцелярия САС принимает все необходимые меры для осуществления арбитражной процедуры. В этих целях она сообщает о поступившей жалобе ответчику, в случае необходимости запрашивает стороны спора о выборе применяемого права по сути спора, выборе сторонами одного или нескольких арбитров для назначения их из списка САС, а также для ответа на арбитражное заявление.

Ответ на арбитражное заявление должен содержать следующие данные:

краткое описание доводов защиты;

возражения о неправомочности рассмотрения арбитражного заявления (возражение против рассмотрения дела, основанное на его неподсудности данному суду);

встречный иск.

Создание группы арбитров

Как уже отмечалось, группа может состоять из одного или из трех арбитров. Если арбитражное условие не уточняет числа арбитров, президент палаты принимает решение с учетом сущности спора и сложности дела.

Стороны спора договариваются о порядке назначения арбитров. При отсутствии согласия арбитры назначаются следующим образом.

Если согласно арбитражному условию или решению президента палаты следует назначение одного арбитра, стороны спора назначают его по взаимной договоренности в 20-дневный срок, установленный канцелярией САС после получения ходатайства. Если такая договоренность в указанный срок не достигнута, президент палаты сам назначает арбитра.

Если согласно арбитражному условию или решению президента палаты необходимо назначить трех арбитров, сторона-истец определяет одного арбитра в ходатайстве или в срок, установленный в момент решения о числе арбитров, а сторона-ответчик определяет другого арбитра в срок, установленный канцелярией в момент получения ходатайства. При отсутствии таких назначений президент палаты сам назначает арбитра от имени сторон. Два арбитра, назначенные таким образом, выбирают по обоюдному согласию председателя группы арбитров в срок, установленный канцелярией. При отсутствии согласия к назначенному сроку президент палаты назначает председателя группы от лица двух избранных ранее арбитров.

Арбитры, определенные сторонами, а также председатель группы считаются официально назначенными по данному делу только после их утверждения президентом палаты. Перед утверждением он убеждается, что арбитры отвечают условиям, определенным Регламентом.

Когда группа арбитров создана, канцелярия оформляет это решение и передает арбитрам досье по делу.

Многосторонний арбитраж

В случае если в арбитражном ходатайстве указываются несколько истцов и (или) ответчиков, Суд создает группу арбитров с таким их числом и с таким порядком назначения, которое удобно для всех сторон спора. В отсутствие согласия президент палаты самостоятельно устанавливает число арбитров.

Если необходимо назначить трех арбитров и имеется несколько истцов, последние назначают одного арбитра сообща. Если надо назначить трех арбитров и имеется несколько ответчиков, последние по согласованию назначают одного арбитра. В отсутствие таких согласованных позиций президент палаты сам приступает к назначению арбитров от лица истцов или ответчиков. Председатель арбитражной группы назначается по согласованному решению сторон либо в отсутствие согласия - президентом палаты.

Если ответчик желает, чтобы в арбитражном деле участвовал посредник (третье лицо), он должен указать это в своем ответе, привести обоснования и передать дополнительный экземпляр своего ответа. Канцелярия направляет этот экземпляр лицу, об участии которого ходатайствуют, и назначает ему срок для того, чтобы определиться с участием в процессе и передать свое решение. Она определяет также срок, в течение которого истец принимает решение об участии посредника (третьего лица).

Если третье лицо желает участвовать в арбитраже как сторона, оно должно передать в САС просьбу по этому поводу в срок, установленный для ответа ответчика. Эта просьба содержит те же исходные данные, которые должны фигурировать в арбитражном заявлении. Канцелярия передает один экземпляр этой просьбы сторонам и устанавливает им срок для того, чтобы они определились с участием третьих лиц и сообщили о своем решении.

Третье лицо может участвовать в арбитраже, только если оно связано арбитражным условием или если оно само и другие стороны процесса согласны на это. По истечении указанных сроков президент палаты решает вопрос об участии третьего лица. В случае необходимости группа арбитров устанавливает особые процедурные правила для участия третьего лица в деле.

Примирение

Президент палаты до передачи досье группе арбитров, а затем и группа арбитров могут попытаться решить спор путем примирения сторон. Любое мировое соглашение может быть предметом арбитражного решения, если оно приводит к согласию между сторонами.

Конфиденциальность

Арбитражная процедура, проводимая в соответствии с Регламентом, конфиденциальна. Стороны, арбитры и САС обязуются не разглашать факты и другую информацию, имеющие отношение к спору и процедуре. Решение арбитража не публикуется, если только само решение не предусматривает этого или все стороны не согласны с опубликованием.

Арбитражная процедура

Процедура включает письменное разбирательство (расследование), а если группа арбитров считает это необходимым, и устное разбирательство (расследование).

Письменное разбирательство (судебное следствие)

Как только получено досье, председатель группы арбитров устанавливает процедуру письменного разбирательства (судебного следствия). Процедура, как правило, включает памятную записку, контрзаписку (ответную записку) и, если обстоятельства того требуют, возражение и контрвозражение противостоящей стороны.

В памятной записке и контрзаписке стороны могут сформулировать просьбы, не вошедшие в жалобу или в ответ. После этого сторона не может больше излагать новые просьбы без согласия другой стороны.

Стороны представляют вместе с деловыми бумагами все документы, в которых, по их мнению, содержатся факты и аргументы, подтверждающие их позицию. После обмена деловыми бумагами стороны больше не могут представлять документы без взаимного согласия или, в чрезвычайных обстоятельствах, без разрешения группы арбитров.

В своих деловых бумагах стороны называют свидетелей и экспертов, которых они хотят заслушать, и излагают все обстоятельства дела.

Устное разбирательство (судебное следствие)

Когда обмен документами по делу закончен, председатель группы арбитров устанавливает правила устного судебного разбирательства (следствия) и дату судебного заседания. Устное судебное следствие включает само заседание арбитражного суда, в ходе которого группа арбитров заслушивает стороны, свидетелей и экспертов, а также заключительные судебные речи сторон. Сторона-ответчик имеет слово последней.

Председатель группы арбитров ведет дебаты и следит за тем, чтобы они были лаконичны, ограничены темой предъявленных письменных документов и относились непосредственно к делу. Дебаты проходят за закрытыми дверями, за исключением тех случаев, когда стороны согласны на открытое слушание. Дебаты протоколируются. Любое опрашиваемое в суде лицо может пользоваться переводчиком за счет той стороны, которая об этом ходатайствовала.

Стороны могут пригласить и попросить, чтобы были заслушаны свидетели и эксперты, которых они указали в материалах по делу.

Перед тем как заслушать свидетеля, эксперта или переводчика, группа арбитров призывает это лицо говорить правду под угрозой наказания за лжесвидетельство.

После устного следствия стороны больше не могут представлять письменные документы, если только этого не предписывает группа арбитров.

Следственные судебные действия, предписываемые группой арбитров

Каждая сторона может просить группу арбитров предписать, чтобы другая сторона предоставила в ее пользование или под ее контроль дополнительные документы. Сторона, ходатайствующая о предоставлении документов, должна доказать наличие, доступность этих документов суду и отношение по существу к рассматриваемому делу.

Группа арбитров может в любое время, если она считает это необходимым, потребовать представления дополнительных документов, предписать допрос свидетелей, назначить и заслушать экспертов или произвести другие следственные судебные действия.

Группа арбитров консультирует стороны по вопросам выбора и миссии эксперта. Эксперт, назначенный группой арбитров, должен быть независим от сторон и обязан немедленно раскрыть любое обстоятельство, способное поставить под сомнение его независимость в отношении сторон или одной из них.

Ускоренная арбитражная процедура

С согласия сторон группа арбитров может прибегнуть к ускоренной процедуре, правила проведения которой она и определяет.

Определение права, подлежащего применению в международном Спортивном арбитражном суде

Выбор системы права (законодательства) для рассмотрения конкретного дела принадлежит сторонам. Если стороны не придут к согласию по этому вопросу, дело рассматривается по швейцарскому праву. Стороны могут разрешить группе арбитров вынести решение исходя из требований справедливости.

Арбитражное решение

Арбитражное решение выносится большинством голосов, в отсутствие большинства - председателем группы арбитров. Арбитражное решение должно быть оформлено в письменном виде, мотивировано, если только стороны не согласились с ним, датировано и подписано. Достаточно одной подписи председателя группы арбитров.

Арбитражное решение окончательно и обязательно для исполнения, оно не подлежит обжалованию. Отсутствие возможности обжалования, как правило, является обязательным условием арбитражного судебного разбирательства. Это фиксируется в арбитражном соглашении, заключаемом до начала судебной процедуры, и объясняется помимо прочего тем, что стороны не проживают и не имеют места официальной регистрации в Швейцарии.

Разъяснение решения

Сторона может попросить у Суда разъяснения решения, вынесенного в результате обычной арбитражной процедуры, если содержание этого решения неясно, двусмысленно, или если его пункты противоречат друг другу, или если в решении имеют место редакционные ошибки или ошибки в подсчетах.

Когда САС получает просьбу о разъяснении решения, президент соответствующей палаты изучает, есть ли основание для дачи разъяснений. В положительном случае он передает просьбу группе арбитров, которая вынесла решение, для дачи разъяснений. Арбитры группы, отказывающиеся или препятствующие процедуре разъяснения, подлежат замене. Группа арбитров выносит решение по указанной просьбе в течение месяца после передачи ей материалов дела.

2.3 Процедура арбитражной апелляции

Основные положения процедуры арбитражной апелляции установлены статьями R47 - R69 Регламента.

Апелляция

Сторона может обжаловать решение дисциплинарного суда аналогичной инстанции спортивной федерации, ассоциации или другого спортивного органа, если уставы или регламенты перечисленных спортивных организаций прямо это предусматривают или если стороны заключили отдельный арбитражный договор (соглашение). Кроме того, необходимым условием арбитражной апелляции является исчерпание истцом до обращения в Спортивный арбитражный суд других правовых возможностей, которыми он располагал в соответствии с уставами и регламентами перечисленных спортивных организаций.

Апеллянт передает в САС апелляционное заявление, включающее:

копию обжалуемого решения;

претензии апеллянта;

фамилию арбитра, выбранного апеллянтом из списка арбитров САС, если стороны не согласились прибегнуть к помощи одного арбитра;

в случае необходимости мотивированное ходатайство о приостановлении исполнения решения спортивной инстанции, чье решение обжалуется;

копию положений устава, регламента или особого договора (соглашения), предусматривающих возможность апелляции к САС.

В момент подачи ходатайства апеллянт делает денежный взнос, предусмотренный Регламентом.

Сроки апелляции

При отсутствии специального срока подачи апелляции, установленного уставами или регламентами федераций, ассоциаций, других спортивных организаций или особыми арбитражными договорами (соглашениями), срок подачи апелляции - 21 день со дня сообщения о решении, явившемся предметом апелляции.

Апелляция представляется на рассмотрение группы из трех арбитров, за исключением случаев, когда в момент подачи апелляции апеллянт сообщает, что стороны договорились прибегнуть к помощи одного арбитра, или если президент палаты считает, что апелляция приобретает срочный характер и должна быть передана на рассмотрение одного арбитра.

Обоснование апелляции

Через 10 дней после истечения срока подачи апелляции апеллянт передает в САС ходатайство, содержащее описание фактов и правовые позиции (аргументы), лежащие в основе апелляции. Вместе с ходатайством подаются все документы и доказательства, на которые он намеревается ссылаться. В противном случае апелляция не рассматривается (считается невнесенной).

Процедура рассмотрения арбитражной апелляции

Если апелляционное ходатайство оформлено надлежащим образом и нет очевидных (явных) оснований для его отклонения, канцелярия САС сообщает об апелляционной жалобе ответчику, и президент палаты приступает к созданию группы арбитров. В случае необходимости он также в кратчайшие сроки принимает решение о приостановлении исполнения обжалуемого решения.

В случае если стороны не договорились прибегнуть к помощи одного арбитра или если президент палаты считает, что апелляция приобретает срочный характер и подлежит рассмотрению одним арбитром, ответчик назначает одного арбитра через 10 дней после получения апелляционной жалобы. При неназначении ответчиком арбитра в этот срок президент палаты приступает к назначению арбитра от имени ответчика.

Если стороны договорились прибегнуть к помощи одного арбитра или если президент палаты считает, что апелляция должна быть передана на рассмотрение одного арбитра, президент палаты назначает такого арбитра в момент получения апелляционной жалобы.

В случае если следует прибегнуть к помощи трех арбитров, президент палаты назначает председателя группы арбитров в момент назначения арбитра ответчиком. Арбитры, назначенные сторонами, считаются назначенными только после утверждения их президентом палаты. Перед этим президент палаты убеждается, что арбитры отвечают требованиям, предъявляемым Регламентом.

Когда группа арбитров создана, канцелярия передает арбитрам материалы дела (досье).

Ответ ответчика

Через 20 дней после получения искового заявления ответчик передает в САС свой ответ на исковое заявление. Ответ должен содержать:

описание доводов защиты (возражений против исковых требований);

возражения о неправомочности (возражение против рассмотрения дела, основанное на его неподсудности данному суду);

все документы и доказательства, на которые ответчик намеревается ссылаться.

Сторонам не разрешается менять свою аргументацию, представлять новые документы и доказательства после подачи мотивированной апелляции и ответа на исковое заявление. Исключение из этого правила допускается лишь в случае специальной договоренности сторон или решения председателя группы арбитров, полагающего, что имеют место существенные и экстраординарные обстоятельства.

Как только досье передано, председатель группы арбитров определяет правила судебного заседания для заслушивания сторон, свидетелей и экспертов, а также судебных речей. Он может потребовать ознакомления с материалами дела дисциплинарного суда или аналогичной инстанции, вынесшей решение, которое стало предметом обжалования.

Компетенция состава арбитров не ограничена рамками обжалуемого решения и тех обстоятельство и фактов, которые стали предметом рассмотрения первой инстанции, вынесшей решение. Состав суда вправе рассмотреть дело denovo, в связи с чем его правомочия не сводятся лишь к отмене решения полностью либо в части, и возвращению дела на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Применимое право

Группа арбитров выносит решение в соответствии с применимыми регламентами и правовыми нормами, избранными сторонами, а при отсутствии такого выбора - в соответствии с правом страны, в которой находится федерация, ассоциация или другая спортивная организация, чье решение обжалуется.

Судебное арбитражное решение

Решение выносится большинством голосов, а при отсутствии большинства - председателем группы арбитров. Решение должно быть принято в письменном виде, мотивировано, датировано и подписано. Достаточно одной подписи председателя группы арбитров.

Группа арбитров может информировать стороны о содержании решения до его полного письменного обоснованного изложения. Решение обязательно для исполнения с момента письменного уведомления о его содержании.

Арбитражное судебное решение по делу окончательно. Оно не подлежит обжалованию. Как уже отмечалось, данное обстоятельство обязательно фиксируется в арбитражном договоре (соглашении) до начала судебной процедуры и объясняется помимо прочего тем, что стороны не проживают и не имеют официальной регистрации в Швейцарии.

Решение или резюме, констатирующее окончание процедуры рассмотрения, публикуется САС, если только стороны не договорились, что материалы арбитражного рассмотрения должны остаться конфиденциальными.

Разъяснение апелляционного решения

Сторона может просить САС разъяснить решение, вынесенное в результате арбитражной апелляционной процедуры, если содержание этого решения неясно, двусмысленно, или если его пункты противоречат друг другу, или если в решении имеют место редакционные ошибки или ошибки в подсчетах.

При наличии достаточных оснований президент соответствующей палаты поручает группе арбитров, которая вынесла решение, дать по нему официальное разъяснение (в течение месяца). Арбитры, препятствующие вынесению разъяснения, подлежат замене.

2.4 Рассмотрение Спортивным арбитражным судом дела в отношении Всероссийской федерации бадминтона

В 2006 году Спортивный арбитражный суд в Лозанне вынес в апелляционной процедуре решение, кардинальным образом повлиявшее на перспективы развития российского бадминтона как вида спорта, включенного в программу Олимпийских игр.

Истцом выступила Всероссийская федерация бадминтона (ВФБ), срок аккредитации которой в Министерстве спорта Российской Федерации истек в 2005 году. Кроме того, федерация по судебному решению утратила статус юридического лица, в связи с чем утратила членство в Олимпийском комитете России в соответствии с его уставом. В соответствии с этими изменениями Совет консулов Международной федерации бадминтона принял в состав МФБ другую спортивную организацию - Национальную федерацию бадминтона России (НФБР), получившую аккредитацию в Росспорте и избранную в состав Олимпийского комитета России. Не согласившись с этим решением Совета консулов МФБ ВФБ подала апелляционный иск в Спортивный арбитражный суд в Лозанне с требованием отменить решение Совета консулов МФБ и восстановить Всероссийскую федерацию бадминтона в МФБ, исключив оттуда НФБР.

Интересы истца в суде представлял Нейл Камерон (Лондон, Англия).

Ответчиком являлась Международная федерация бадминтона (Куала-Лумпур, Малайзия), представленная Ричардом Хевиттом, поверенным из Уэдлейк Белл, Англия.

Председателем группы арбитров был назначен Франсуа Каррар, поверенный в Женеве (Швейцария), арбитрами - Одд Сейм-Хоген, поверенный в Осло (Норвегия), и Майкл Дж. Белофф, барристер в Лондоне (Англия).

Фактические обстоятельства дела

Всероссийская федерация бадминтона была основана в 1962 году и стала членом Международной федерации бадминтона в 1992 году после распада СССР и образования Российской Федерации.

Международная федерация бадминтона является всемирной организацией, управляющей развитием бадминтона. Она была основана в 1934 году. В состав МФБ входят 155 федераций. Цели и задачи МФБ определены в ее Уставе и включают среди прочего следующее:

«осуществление контроля над соревнованиями с международной точки зрения во всех странах и на всех континентах»;

«придание юридического статуса взаимоотношениям организаций - членов МФБ друг с другом»;

«укрепление уз товарищества между уже существующими организациями - членами МФБ, а также поощрение создания новых».

МФБ состоит в Олимпийском движении и признает Олимпийскую Хартию, а также другие решения МОК. В соответствии с Олимпийской Хартией МФБ является единственной в мире уполномоченной МОК организацией, представляющей международный бадминтон в мировом олимпийском движении и организующей проведение соревнований по бадминтону во время Олимпийских игр.

Процессуальные действия российской стороны

27 июля 2005 года Никулинский районный суд города Москвы по требованию Федеральной регистрационной палаты Министерства юстиции Российской Федерации вынес постановление о прекращении деятельности ВФБ, а также об исключении ВФБ из Единого государственного реестра юридических лиц. Основанием послужило то обстоятельство, что ВФБ систематически не представляла в срок в Федеральную регистрационную палату ежегодную обязательную информацию о своей деятельности. В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» 31 августа 2005 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись о прекращении деятельности ВФБ в качестве юридического лица.

...

Подобные документы

    Характеристика и история Олимпийских игр, принципы и символика олимпийского движения. Порядок проведения олимпийских игр. Содержание регламента разрешения споров, возникающих во время Олимпийских игр. Сущность и особенности олимпийских видов спорта.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2018

    Развитие спортивного движения и четкая дифференциация физических упражнений. Международные спортивные федерации, союзы, ассоциации и лиги. Организационные аспекты управления физкультурно-спортивным движением. Федерация фигурного катания на коньках России.

    реферат , добавлен 18.09.2014

    Спортивный туризм как одна из эффективных оздоровительных технологий. Природные комплексы Красноярского края для занятия спортивным туризмом. Описание комплекса мероприятий способствующих развитию спортивного туризма в крае. Разработка спортивного тура.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2012

    Спортивный туризм, как самостоятельный вид физического воспитания, его проблемы и история развития в России. Государственная инициатива в отношении спортивного туризма. Анализ причин трагедий в спортивных походах. Эльбрус: очередная массовая трагедия.

    курсовая работа , добавлен 03.05.2009

    Развитие профессионального спорта в России. Профессиональный спорт с позиций системного подхода. Управление профессиональным спортом с помощью политических партий, рекламы и пропаганды. Источники финансирования, внутреннее управление спортивным клубом.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2014

    Древнегреческие Олимпийские игры. Возрождение Олимпийских игр современности. Олимпизм, олимпийское движение, Олимпиада. Международный олимпийский комитет (МОК). Программа Олимпийских игр. Зимние Олимпийские игры. Краткий обзор некоторых Олимпиад.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2007

    Правовая и законодательная основа физкультурно-спортивного движения в России, его цели и задачи. Анализ эффективности физкультурно-спортивных моделей за рубежом и в России. Хоккей с мячом как один из видов массового физкультурно-спортивного движения.

    курсовая работа , добавлен 26.07.2011

    История развития международного туризма. Функциональная классификация видов туризма. Деятельность всемирной туристской организации. Международный туризм как одна из форм международных экономических отношений. Центры современного международного туризма.

    реферат , добавлен 16.04.2013

    Рассмотрение особенностей территориальной организации спортивного туризма. Знакомство с основными нормативами категорийных туристических походов в Беларуси. Общая характеристика видов спортивного туризма: велосипедный, горнолыжный, велосипедный.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2016

    Субъекты физкультурного (физкультурно-спортивного) движения в Российской Федерации. Организационная структура как важнейшая характеристика строения системы управления ФКиС. Органы управления физической культурой и спортом в РФ. Структура индустрии спорта.



Просмотров