Деловая игра «Я знаю право! Деловая игра "закон на нашей земле" й этап - выполнение заданий.

Деловая игра «Я и Закон»

Цель: профилактика правонарушений несовершеннолетних; пропаганда правовых знаний;

Задачи:

Формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;

Формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;

Формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям

Развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию

Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: книги, раздаточный материал, смайлики, мультимедийное оборудование.

Ход классного часа:

1. Организационный момент:

Один ребенок в центре круга. Учитель произносит слова: « Все началось с того, что ребенок перестает слушаться родителей, перестает им подчиняться, стал их обманывать». После слов одевает веревку на руку ребенку и продолжает: «Ты стал, плохо учиться, начал прогуливать уроки, обманывать учителей ». И одевает веревку на вторую руку. «Связался с плохой компанией, начал курить, пить и употребить наркотики». Одевает веревку на ногу. «На все это нужны были деньги, ты стал заниматься хулиганством, мелким воровством, кражами». И одевает веревку на вторую ногу. И произносит слова: «И вот настал момент, когда ты совершаешь тяжкое преступление». И одевает веревку на тело ребенку. Веревка стягивается. И в конце связанный ребенок, который стоит в центре произносит слова: «Всё. Итог. Тебя ждет строгое наказание, разлука с близкими. Сломленная жизнь.»

Ребята как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь? (дети отвечают)

Да действительно, сегодня мы с вами поговорим о преступлениях, правах, обязанностях подростков и о наказаниях. А тема нашей деловой игры звучит так «Я и закон».

Ребята, вы вступили в сложный, но интересный возраст. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет.

И сегодняшняя наша встреча – это знакомство с законами, определяющими нашу жизнь. И попробуем в ходе нашего занятия разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.

2. Основная часть:

ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем.

- Где прописаны эти законы?

Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».

3. Игра «Ассоциации». С какими словами у вас ассоциируется слово «закон»

Закон -…………………………(порядок, безопасность, люди, жизнь и т.д.).

4. Задание

В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина.

Давайте подумаем, какие вы имеем права и обязанности в 14лет

Права

Жить и воспитываться в семье

Получить паспорт гражданина РФ

Работать в свободное от учебы время

Право на охрану здоровья

Обязанности

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

Получить основное общее образование (9 классов)

Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Права и обязанности у нас есть, но есть и ответственность.

Учитель. В повседневной жизни о праве чаще вспоминают тогда, когда оно по каким-либо причинам окажется нарушенным или когда возникла спорная ситуация и даже прямой конфликт. Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества. Знать права, уметь ориентироваться в них – необходимо всем. То, насколько вы умеете это делать, и поможет выяснить наше сегодняшнее заседание.

Учитель. Предлагаю вам описание различных правонарушений. Необходимо определить, обсудив ситуацию в мини группах, о чем идет речь о проступке, шалости, злонамеренном поступке или преступлении. (Учащиеся классифицируют карточки с описанием ситуаций и защищают свою точку зрения)).

1. В кинотеатре подростки пили пиво и нецензурно выражались. (проступок).

2. Шестнадцатилетний мальчик позвонил ради шутки в полицию и сообщил, что в школе заложена бомба. (преступление).

3. 14-летний мальчик в неположенном месте перебежал улицу, всем машинам пришлось резко затормозить. (проступок).

4. Девочки спрятали ручку или тетрадь соседа по парте (шалость).

5. Двое подростков угнали машину, чтобы съездить на дискотеку. (преступление).

6. Десятиклассник гулял по крыше дома и наступил на козырек балкона. Тот рухнул на стоящего под балконом человека, который умер в больнице.(преступление).

7. Ученики сорвали расписание уроков в коридоре школы (злонамеренный поступок).

8. Д евочка оскорбила своего одноклассника, тот в отместку ударил ее и сломал челюсть. (преступление).

9. 15-летний подросток перерезал телефонный провод у себя в квартире, чтобы сестра не могла позвонить своей подруге (злонамеренный поступок).

10. Мальчик позвонил однокласснику и сказал, что первого урока не будет. (шалость).

11.Г руппа подростков ловила рыбу запрещенными способами. (проступок).

12. Девочки – школьницы собирали в лесу цветы, находящиеся под охраной закона. (проступок).

Учитель. Ребята, обсудите в группах и напишите определение шалости, злонамеренного поступка, проступка, преступления. (Работа выполняется в мини группах. Каждая группа пишет одно определение, затем зачитывает его).

Проступок - действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью.

Злонамеренный поступок - умышленное причинение вреда людям или окружающей среде.

Шалость - поступок ради забавы, веселая проказа, проделка.

Преступле́ние (уголо́вное преступле́ние - правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.

Притча (5 мин)

Жил мальчик, который всех обижал, оскорблял, бил. Однажды, отец дал мальчику в руки гвозди и молоток и сказал ему, когда ты захочешь кого-то оскорбить, унизить, иди и забей гвоздь в забор. Через какое-то время весь забор был в гвоздях. Тогда отец говорит сыну. Посмотри сколько гвоздей ты забил, а теперь ты иди и выдергивай эти гвозди. Когда мальчик выдернул гвозди, то весь забор был в дырах. Тогда отец говорит сыну, Представь на месте этого забора человека. Гвозди, которые ты вбивал это оскорбления, когда же ты вытащил гвозди, то все равно остались дыры.

Как вы думаете, о чем эта притча?

За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность.

Ответственность

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: (памятки для учащихся)

1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность

наступает с 14 лет.

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3 . Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.

4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Я бы хотела немного остановиться на уголовной ответственности, за какие правонарушения наступает ответственность с 14 лет.

Убийство,

Умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью,

Похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера,

Вымогательство,

Уничтожение или повреждение имущества

Терроризм

Захват заложника

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма,

Вандализм

Хищение либо вымогательство наркотических веществ

За остальные преступления ответственность наступает с 16-ти лет.

Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность».

5. Задание

Рассмотрим понятие нарушений:

Учитель. Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»

Необходимо к этим понятиям найти определения.

Проступок. Правонарушение. Преступление

Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Рассмотрим несколько ситуаций

Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

Он находится в вестибюле школы).

(Проступком)

Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)

Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)

Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

Представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

(эти ребята совершили преступление)

Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.

Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.

6. Рефлексия.

Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?

Учитель: Как видите в руках у меня две нити.

(нити приклеплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)

С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)

А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать?

(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)

Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы)

А применительно к нашей жизни?

Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “от сумы и то тюрьмы не зарекайся ”

7. Вывод.

Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.

Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем

Памятка школьнику

Дорогой друг, ты учишься в школе, в которой тебе ещё учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают одноклассники и учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.

Во-первых , не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.

Во-вторых , запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

В-третьих , ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.

В-пятых , веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

В-шестых, ты должен аккуратно вести тетради, ведь это твоё лицо.

В-седьмых , если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

В-восьмых , помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

В-девятых , как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.

В-десятых , если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям и учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона

«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»

Обратная связь: Продолжите одну из предложенных фраз:

- Я не знал, но сегодня узнал, что...

Меня удивило, что...

Я сделал вывод, что...

Новым для меня было...

Цель : Способствовать формированию у школьников правосознания и правовой культуры через активизацию разносторонней творческой деятельности; воспитывать любовь к Родине, уважение к другим и к себе, чувство собственного достоинства.

Оборудование : макет «Дом», символические ключи, пропуски, карточки с заданиями

1. Вступление

То о чем мы сегодня будем говорить относится ко всем нам. Вам, ребята, предстоит очень интересная жизнь в обновляющемся Казахстане, от вас самих зависит, будет ли эта жизнь сложной или вы проживете ее радостно и счастливо. Вы уже знаете, что жизнь - это не только развлечения и радости. Это и нелегкий труд. Сегодня мы проведем игру «Ты и закон» Но прежде чем начать наше занятие, давайте настроимся на позитивные мысли.

Дети выходят и читают:

Мир. Мир. Мир везде.
Мир в тебе. Мир во мне.
Свет. Свет. Свет везде.
Свет в тебе. Свет во мне.
Любовь. Любовь. Любовь везде.
Любовь в тебе. Любовь во мне.
Жизнь.

Воспитатель: Пусть на протяжении всего занятия нас сопровождает теплый, добрый казахстанский дождь. Давайте создадим эффект бурного, но короткого ливня (дети повторяют движения за ведущим).

Ученик:
Народ наш как одна семья
Идет дорогой ясной.
Все - дочери и сыновья
Своей страны прекрасной.

2. Приветствие на разных языках

Сәлеметсіз бе! Здравствуйте! Hello! Здоровеньки буллы! Gutten Tag! Шалом! Есямассыз!

Воспитатель: Приветствие на разных языках можно продолжать еще долго, так в нашей стране проживает более 130 представителей различных национальностей.

Звучит песня «Я, ты, он, она»

Воспитатель: Итак, ребята, давайте разделимся на три команды. Сегодня мы будем говорить о правовой культуре. Это сложное психологическое явление, отражающее многие важные стороны жизни общества и государства. Чтобы представить себе, что такое правовая культура, из каких частей она состоит, возьмем для сравнения дом.

При этом будем помнить, что сравнение условно. Наш «дом» всего лишь схема. У «дома» три этажа. На первом этаже разместились правовые знания и умения ими пользоваться, второй означает отношение к праву, третий -поведение и деятельность в ситуациях, имеющих правовое отношение. Как и всякий дом наш опирается на «фундамент». «Фундаментом» правовой культуры человека выступают его политические и нравственные взгляды, убеждения.

3. Актуализация знаний учащихся

Воспитатель: ребята, давайте ответим на такие вопросы:

А кем является каждый из нас?

Ученик: Каждый из нас гражданин Казахстана

Воспитатель: Правильно. Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное правами и обязанностями.

Воспитатель: А скажите, пожалуйста, в каких законодательных актах прописаны права ребенка?

Ученик: Декларация «О правах человека»

Воспитатель: Да, правильно. Декларация - это документ, который защищает наши права. К вашему сведению именно в этот день - 10 декабря в 1948 году многие страны приняли декларацию «О правах человека». Поэтому 10 декабря по всей стране проходят классные часы, посвященные этому событию.

Кто скажет, сколько лет в этом году исполняется этому важному документу?

Ученик: 66 лет

Воспитатель: А какие еще вы знаете документы?

Ученик: Конвенция по правам ребенка

Воспитатель: Совершенно верно. 20 ноября в 1989 году на генеральной Ассамблее организации объединенных наций государствами была принята «Конвенция по правам ребенка», которая отныне служит мерилом основных прав детей в мире. В Европе нет ни одного государства, которое бы не присоединилось к данной Конвенции.

А еще, какие документы нашей республики вы знаете?

Ученик: Конституция РК, Закон «О правах ребенка»

Воспитатель: Конституция - это основной Закон нашей республики, который был принят 30 августа в 1995 году. В главной книге страны каждая статья гарантирует счастливую жизнь. Слово «Конституция» в переводе с латинского означает - «Установление».

Молодцы! Мы с вами неоднократно обсуждали положения Конвенции, также как, наверное, и все дети со своими воспитателями и учителями. И теперь, давайте вспомним основные направления «Конвенции по правам ребенка».

В этом документе содержатся такие значимые для каждого ребенка положения. Пожалуйста, ребята, назовите их:

Ученики:

Каждый ребенок имеет право на бесплатное начальное образование;

Имеет доступ к среднему и профессиональному обучению;

Право получать образование, готовящее к активной взрослой жизни в свободном обществе;

Получает воспитание в духе взаимопонимания, мира, терпимости и равенства;

Имеет право на досуг, игры и возможность участвовать в культурной и творческой жизни;

Каждый ребенок не должен подвергаться какой-либо дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии;

Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство;

Дети имеют право на медико-санитарное обслуживание и социальное обеспечение.

Воспитатель: Да, в целом «дух» конвенции звучит так: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему».

Ученик: Я горжусь, что я живу в такой прекрасной стране. Моя мечта стать достойным гражданином РК. Я хочу, чтобы у меня была своя семья и дети, мне бы хотелось вырастить своих детей счастливыми и здоровыми. Хочу привести слова великого Абая:

Если смолоду честь не терял,
Если щедро прожил для людей,
Если враг твою доблесть познал,
Если верен был дружбе своей,
Если доброе имя берег,
Если все доверяли тебе
Если ты не плутал средь дорог,
Если сам не перечил судьбе,
Если жил согревая сердца,
Если полной влюблялся душой,
Если что отдавал - до конца,
Если брал - возвращая с лихвой,
Если смело прошел перевал,
Ели жить не осталось уж сил,
Если смерть свою не умолял,
Значит, ты человеком прожил!

Воспитатель: спасибо, Азамат. А теперь давайте совершим «Путешествие в сказку». Каждая команда получает иллюстрацию из сказки. Ваша задача определить каким правом воспользовались герои.

Ученик: «Айболит» К. И. Чуковский (право на получение мед помощи)

Ученик: «Золотой ключик» А. Толстой (право на образование)

Ученик: «Сказка о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкин (Право на труд)

Воспитатель: А теперь продолжим наше занятие и проведем «Правовой аукцион»

Вам даются вопросы, на которые вы должны ответить. Отвечает та группа, которая первой поднимет символический ключ. Правильно ответившим вручается пропуск на следующий этаж. (Раздать вопросы)

Музыкальная минутка

Воспитатель: А теперь давайте проверим правильность ответов.

(Правильные ответы: 1-г, 2-б, 3-б, 4-в, 5-б, 6-а, б)

Воспитатель: все прекрасно справились с заданием, и поэтому три команды заслужили право перейти на следующий этаж.

Воспитатель: детство - это пора жизни человека во время которой происходит становление личности, ответственности за свои дела и поступки.

Мы поговорили с вами о правах, а теперь давайте поговорим немного о ваших обязанностях. Каждому праву соответствует обязанность. Например, право на свободу высказываний ограниченно обязанностью не говорить неправду, не говорить вещи, унижающие другого человека. В конституции Республики Казахстан об обязанностях граждан написано:

Каждый гражданин Республики Казахстан обязан знать права;
Выполнять обязанности;
Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры;
Любить свою Родину;
Защищать Отчизну;
Беречь природу;
Приумножать богатства.

Воспитатель: Ребята, вам было дано домашнее задание. Вы должны были нарисовать рисунок на тему «Моя Родина Республика Казахстан». Прошу вас показать свои рисунки и прокомментировать их.

1) Ученик 1 - конституция (слайд 16)

2) Ученик 2 - культурное наследие (слайд 17)

3) Ученик 3 - Астана (слайд18)

Воспитатель: Спасибо ребята. Мы видим, что вы ответственно подошли к данному заданию. А теперь, объявляю музыкальную паузу.

Музыкальная минута (слайд19)

Воспитатель: Напомните-ка, как называется документ, в котором прописаны права и обязанности школьников

Ученики : устав школы

Учащиеся школы обязаны:
- соблюдать устав школы;
- добросовестно учиться;
- бережно относиться к имуществу школы;
- соблюдать правила поведения учащихся.

Воспитатель: Спасибо дети. Запомните! Права предоставляются, а обязанности выполняются.

Воспитатель: А сейчас я раздам вам карточки, в которых написаны ситуации. Вы должны определить что это: преступление, проступок или нарушение. Пока команды ознакамливаются с ситуациями вашему вниманию предлагается музыкальная минутка.

Музыкальная минутка (слайд 21)

Воспитатель: Итак, все ознакомились с ситуациями. Теперь давайте их рассмотрим.

Воспитатель: Думаю, вы все отлично справились с заданием и поэтому мы переходим на третий этаж, где мы подведем итоги.

Воспитатель: Зачем нужна правовая культура? Делаем вывод.

Ученик: правовая культура - это наши убеждения, нормы, принятые в нашем обществе, это гарантия того, что меньше будет правонарушений, а значит спокойнее станет наша жизнь.

Воспитатель: давайте все вместе соберем букет мечты и желаний. Я раздаю вам цветы, на которых вы должны написать свои мечты и желания.

Играет музыка, все пишут

Воспитатель: А теперь каждый должен зачитать и прикрепить свой цветок.
Посмотрите, какой получился прекрасный букет - букет мечты и желаний. Из нашего сегодняшнего занятия можно сделать вывод, что если мы будем выполнять законы, то наша жизнь станет еще красивее, а наша страна станет еще богаче.

Наш Президент обращается к детям с такими словами: «Верю, что ты будешь любить родную землю и вырастишь достойным гражданином нашего Отечества».

Наше сегодняшнее мероприятие особенно знаменательно тем, что проходит в канун празднования Дня Независимости Республики Казахстан. Я поздравляю всех с 19-летней годовщиной независимости. Желаю счастья и процветания!

Дети читают пожелания.

Все поют песню «Мы дети земли Казахстан».

Воспитатель: Спасибо ребятам за активное участие.

Спасибо всем за внимание!

Цель мероприятия - воспитание активной гражданской позиции у молодого поколения, формирование интереса к праву, правоведению.

Задачи мероприятия:

1) расширение знаний обучающихся в сфере прав человека;

2) сознание обучающимися своей роли в правовой сфере жизни общества;

3) развитие у обучающихся интереса к изучению правовых дисциплин.

Этапы проведения игры «Я знаю право!»:

1) представление команд;

2) разминка;

3) мини-игра «Преступление и наказание»;

4) выполнение заданий по командам;

5) блиц-опрос;

6) подведение итогов работы.

1-й этап - представление команд

Целесообразно проводить игру на группе студентов (учеников) не менее 20 человек и поделить их на 4 равные команды. Каждая команда в течение 2 минут выбирает капитана, название и девиз команды.

2-й этап - разминка

1) «Высшее право часто есть высшее ________» Теренций (зло)

2) «Жестокость законов препятствует их __________» Ш. Монтескье (соблюдению)
3) «Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они _____________» Д. Локк (соблюдались)

4) «Закон есть высшее проявление человеческой __________, использующее опыт людей на благо общества» С. Джонсон (мудрости)

5) «Быть добрым совсем нетрудно; трудно быть __________» В. Гюго (справедливым)

6) «Каждый человек имеет нравственную возможность защищать свои _________». А.П. Куницын (права)

7) «Закон ценен не потому, что он закон, а потому, что в нем заключена _______________». Генри Уорд Бичер (справедливость)

3-й этап - мини-игра «Преступление и наказание»

В течение 4 минут командам необходимо будет из представленных ситуаций выбрать те, которые являются уголовно наказуемыми деяниями (преступлениями)

1) В результате драки Александр сломал ногу Андрею (+)

2) Игорь вытащил из сумки незнакомой женщины 100 рублей и присвоил себе (-)

3) Михаил ночью громко слушал музыку и не стал открывать дверь приехавшим на вызов соседей сотрудникам полиции (-)

4) Олег продолжил движение на запрещенный сигнал светофора (-)

5) Антон срубил в лесу ель на новый год без специального разрешения (-)

6) 15-летние подростки угнали транспортное средство из-под окон жилого дома (+)

7) Директор ООО «Красная Лилия» не полностью выплатил деньги за услуги бригаде строителей (-)

8) Группа студентов собралась на митинг и предложила свергнуть правительство насильно (+)

9) Служивший по призыву Ярослав ушел из воинской части без разрешения командования из-за плохих отношений с товарищами (+)

4-й этап - выполнение заданий

    Основная цель команд — отвечать на вопросы и зарабатывать как можно большее число очков

    Команды отвечают по очереди, капитан команды решает, кто будет оглашать ответ на вопрос

    Если спустя 30 секунд команда не может дать правильный ответ, право ответа предоставляется другой команде. Если она правильно отвечает, то получает ½ от стоимости вопроса.

Номинация

Вопрос

Ответ

Основы права 10

Как называется общественно опасное действие?

Преступление

Основы права 20

Способность человека своими действиями приобретать права и выполнять обязанности

Дееспособность

Основы права 30

Кто является законным представителем ребенка?

Родители, опекуны, попечители

Основы права 40

Назовите международный документ о правах ребенка

Декларация прав ребенка

Основы права 50

Что такое право?

Система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных и гарантированных государством

Административное и трудовое право 10

Возраст наступления административной ответственности?

Административное и трудовое право 20

С какого возраста по общему правилу можно заключать трудовой договор?

Административное и трудовое право 30

Молодая женщина трудоустроилась на работу в организацию на должность секретаря-референта. Через несколько месяцев она вышла замуж и забеременела. Администрация расторгла с ней трудовой договор. Женщина обжаловала свое увольнение в суде. Какое решение должен принять в данном случае суд?

Суд должен обязать работодателя принять ее на работу обратно

Административное и трудовое право 40

1)Выражение недоверия Президенту со стороны парламента
2) Многообразие, множественность
3) Уполномоченный по правам человека

1) Импичмент
2) Плюрализм
3) Омбудсмен

Административное и трудовое право 50

Водитель Петушков подобрал на дороге тяжело раненого человека и, стремясь поскорее доставить его в ближайшую больницу, сократил путь и проехал по улице, движение по которой было запрещено. Задержавший Петушкова сотрудник ГИБДД наложил на него штраф в размере 5000 рублей.

Правильно ли поступил сотрудник ГИБДД? Ответ поясните

Водитель действовал в состоянии крайней необходимости, такие образом, он не будет нести ответственность, потому что хотел спасти жизнь раненого человека

Гражданское право 10

Цивилистика-это…..?

Наука, изучающая гражданское право

Гражданское право 20

Гражданин К. заключил договор с ООО «Мёд» на поставку меда и пчел для разведения. К моменту поставки товара гражданин К. изменил свою фамилию на Н. Поставщик отказался поставить гражданину Н. мед и пчел, мотивируя это тем, что договор поставки заключен с гражданином К., а не с гражданином Н. Правомерны ли действия поставщика и почему?

действия поставщика незаконны, т. к. в соответствии с ч. 2 ст. 19 Гражданского Кодекса РФ перемена имени или фамилии не является основанием для прекращения или изменения прав и обязанностей приобретенных под прежним именем.

Гражданское право 30

В некоторых случаях полная дееспособность возникает до достижения восемнадцати лет, а именно:..

при вступлении в брак,

при эмансипации.

Гражданское право 40

При разводе М. и Н. одним из спорных объектов имущества супругов была квартира. М. указывала суду, что данное имущество должно быть разделено, в силу того, что оно нажито в период совместного проживания супругов. Н. возражал, мотивируя это тем, что данная квартира досталась ему в порядке наследования по завещанию матери.

Какое решение примет суд?

Суд примет решение в пользу Н., т. к. согласно с ч. 1 ст. 36 Семейного Кодекса РФ имущество полученное одним из супругов во время брака в порядке наследования считается его собственностью.

Гражданское право 50

Что значит мнимая сделка?

Сделка, субъекты которой не имели цели реального достижения каких-либо правовых последствий

Уголовное право 10

С какого возраста можно привлекать виновного к уголовной ответственности

по общему правилу - с 16 лет, а за некоторые преступления - с 14 лет

Уголовное право 20

Унижение чести и достоинства другого человека, выраженное в неприличной форме. Что это?

Оскорбление

Уголовное право 30

Нападение с целью хищения чужого имущества, сопровождающееся насилием, опасным для жизни и здоровья лица, подвергшегося нападению

Уголовное право 40

пятнадцатилетний Э. совершил двойное убийство при отягчающих обстоятельствах. Какой максимально возможный срок наказания в виде лишения свободы может быть назначен несовершеннолетнему?

В соответствии с ч. 6 ст. 88 УК РФ максимальное наказание в виде лишения свободы, которое может быть назначено несовершеннолетнему, не может превышать 10 лет.

Уголовное право 50

А., достигший пятнадцатилетнего возраста совершил убийство (преступление предусмотренное ст. 105 ч. 1 УК РФ), мошенничество (преступление предусмотренное ст. 159 УК РФ), разбой (преступление предусмотренное ст. 162 УК РФ), кражу (преступление предусмотренное ст. 158 УК РФ).

По всем ли преступлениям А. подлежит уголовной ответственности?

В силу своего возраста А. не подлежит уголовной ответственности по ст. 159 УК РФ и подлежит уголовной ответственности по ст. 105, 158 и 162 УК РФ

Избирательное право 10

Найдите одно из представленных понятий, которое является обобщающим для всех остальных понятий, данного ряда:

Выборы депутатов, избирательное право, тайное голосование, списки политических партий, избирательная компания

Избирательное право

Избирательное право 20

Студент академии, обучающийся на очном отделении, имеет временную прописку в общежитии данной академии, а постоянное место его проживания в селе Борисовка.
Он решил, что не пойдет на выборы, потому как в день голосования не мог уехать в родное село.
Оцените, правильно ли решил студент

Избирательное право 30

Назовите лидера партии «Единая Россия»

Медведев Дмитрий Анатольевич

Избирательное право 40

Избиратель не имеет при себе паспорта или заменяющего его документа, но желает проголосовать. Можно ли ему голосовать? Обоснуйте ответ.

Избирателю, не имеющему паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина РФ, избирательный бюллетень не выдаётся!

Избирательное право 50

Все вы знаете, что участковая комиссия обычно работает до глубокой ночи. Наблюдатель от одной из партии предложил свою помощь в подсчете голосов на участке, но комиссия ему в этом отказала. Правомерны ли действия участковой комиссии? Ответ поясните.

Правомерны. Так как наблюдатель не имеет право принимать участие в подсчете голосов

Место, где споры решают цивилизованным путем, то есть по закону

Как назывался первый письменный свод законов Древней Руси?

Русская Правда

Как на Руси наказывали за воровство?

Отрезали ухо

Поединок с применением оружия между двумя лицами по вызову одного из них

Безвозмездное изъятие в собственность государства имущества в качестве взыскания или наказания за правонарушение.

Конфискация

5-й этап - блиц-опрос
Отвечать выходят капитаны команд, каждый капитан отвечает на 5 вопросов

Вопрос

Ответ

Команда №1

1.Как называются люди, выбранные в Государственную Думу?

Депутаты

Количество субъектов в составе РФ

3.Сколько депутатов в Государственной Думе РФ?

4.На какой срок избирается Президент РФ?

5.Во сколько лет человек может стать избирателем?

Команда №2

1.Как называется парламент в РФ?

Федеральное Собрание РФ

2.С какого возраста человек обладает правами?

С рождения

3. Какой должен быть возраст кандидата на пост Президента РФ?

4. В каком законодательном документе закреплены права и свободы человека и гражданина Российской Федерации?

В Конституции

5. Какое образование в Российской Федерации является обязательным?

Основное общее

Команда №3

1. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?

2. Как называется верхняя палата российского парламента?

Совет Федерации

3. Кому принадлежит исполнительная власть в РФ?

Правительству

4. Гражданин Российской Федерации может быть избран депутатом Государственной Думы при достижении на день голосования?

5. До какого возраста ребенок считается несовершеннолетним?

Команда №4

1. Юрист, оказывающий профессиональную юридическую помощь гражданам в уголовном судопроизводстве

2. В каком документе предусмотрена уголовная ответственность?

Уголовный кодекс РФ

3. Законодательная власть в РФ принадлежит

Парламенту (Федеральному собранию)

4. Основной источник права в РФ?

Закон (нормативно-правовой акт)

Референдум


6-й этап - подведение итогов работы
Время проведения мероприятия: 80 минут

Щеглова Нина Михайловна
Должность: воспитатель группы продленного дня
Учебное заведение: МБОУ"С(К)ОШ"Злагода"
Населённый пункт: г.Симферополь Республика Крым
Наименование материала: авторская методическая разработка
Тема: Деловая игра " Закон. Царство беззакония"
Дата публикации: 24.12.2017
Раздел: начальное образование

Деловая игра: « Закон. Царство Беззакония».

Цель: дать понятие термина «закон»; показать детям роль закона в обществе.

Дать понятие термина « беззаконие», оттенив его ситуацией беззакония;

подвести детей к осознанию неразрывности прав и обязанностей.

Развивать такие качества личности, как доброжелательность,

правдивость, отзывчивость.

Учить анализировать свои поступки.

Форма: деловая игра.

Предварительная работа: экскурсия в центральный суд, просмотр

видеороликов, знакомство с законодательным законом, чтение и обсуждение

правовых ситуаций.

Оборудование: социальный ролик « Закон. Царство беззакония», слайды:

высказывания известных людей; кроссворд, таблица с записью черт

характера, видеоролик « Конституция России».

Сегодня у нас деловая игра «Закон. Царство беззакония».(просмотр

видеоролика).

Обратите внимание: по одну сторону находится представитель « Царства

Закон», по другую – представитель « Царства Беззакония».

Слово предоставляется судье.

Судья: Добрый день, наши юные друзья, гости. Сегодня состоится суд над

царством « Закон» и «царством «Беззакония». Выслушаем всех друзей,

гостей и вынесем свое решение. В каком царстве мы хотели бы жить?

Вопрос: Дети, дайте свое понятие термина « закон». К концу занятия мы

попытаемся определить, кто из вас ближе к истине.

Ведущий: Послушайте письмо. Это один наш юный друг побывал в царстве

«Закон» и вот что пишет.

В этом царстве мудрый и справедливый правитель по имени ЗАКОН.

Все знают, что если ты виноват, то будешь наказан, даже если ты первый

министр! Жители знают, что нельзя оклеветать просто так человека.

Каждого из подданных защищает его Величество Закон.

В царстве есть главная книга, в которой записаны основные правила и

их обязаны соблюдать все.

Как вы думаете, какие законы записаны в книге?

Просмотр видеоролика « Конституция России»

Основной Закон России – Конституция.

Устав школы, класса.

3.Правила внутреннего распорядка.

Правила единых требований к учащимся.

Режим дня.

Декларация прав человека, которая защищает права человека во всем

мире (принята 10.12.1948г)

Концепция о правах ребенка (принята 20.11. 1989г.)

Законы должны оберегать жизнь и достоинство каждого человека.

С утра до вечера можно слышать, как люди вежливо разговаривают

друг с другом, можно видеть милые улыбки на лицах продавцов,

водителей автобусов, детей и взрослых, спешащих на работу или с

работы. Никто не позволяет грубо разговаривать, унижая достоинство

другого человека.

Вопрос: Ребята, нравится ли вам такой порядок?

Хотелось бы вам жить в таком государстве?

Что мешает нам вести себя также?

Есть здесь и другой закон, предписывающий беречь и приумножать

красоту и порядок в царстве. Поэтому везде чисто и опрятно. Никто не

позволяет себе сорить в подъездах домов, на улицах и в парках. Вдоль

тротуаров, возле домов тянутся ухоженные аллеи цветов и

причудливых кустарников. Кстати, много сделали сами жители в

выходные дни.

Как мы с вами можем сделать класс, школу, пришкольную

территорию лучше, чище, красивее? Как?

Как вы думаете, почему в царстве Закон такая хорошая жизнь?

(Учащиеся: Хорошие справедливые законы. - Каждый житель

соблюдает закон.)

3.Что бывает, если кто – то нарушает закон? А если все жители

нарушают закон?

Жители царства законопослушны, и все, кто посещают страну

удивляются, что в стране царят МИР и ПОРЯДОК…

Как вы думаете, люди каких профессий остались без работы или почти

без работы?

(Учащиеся: милиционеры, судьи, тюремщики).

2.Почему так случилось?

(Дети: все жители соблюдают закон).

Разгадывание кроссворда «Закон».

По горизонтали:

За что получает ученик оценки в школе? (Знание)

По- другому, закон – это (правило)

Туда обычно глядит нерадивый ученик на уроке (Окно)

Так тебя похвалит ученик, если ты будешь соблюдать законы школы и

класса (Молодец)

Основной Закон государства (Конституция)

По вертикали:

Правило, которое все обязаны соблюдать (Закон)

Это и есть ключевое слово.

Ведущий: Итак, основной Закон государства - Конституция.

Вопрос: Что же такое закон?(Учащиеся: важное правило, правило,

которое все обязаны соблюдать).

В Конституции, Основном Законе государства записаны многие статьи,

где сказано, как строятся взаимоотношения граждан друг с другом и с

государством. Здесь записаны основные права граждан и их обязанности.

Что такое права человека? (Дети: это возможность человека что – то

делать, как –то поступать, соблюдая законы).

Что такое обязанность человека? (Дети: обязанность – это мера

должного поведения).

Установите взаимосвязь прав и обязанностей. (Дети: права надо знать, а

обязанности - выполнять. Нужно быть только добросовестным и

ответственным).

Только закон и исполнение закона могут обеспечить нам порядок. Вот

почему, защищая права граждан, государство предусматривает

наказание за несоблюдение закона.

Вопрос: - В каком случае можно обойтись без наказания в государстве?

(Учащиеся: если все будут выполнять, соблюдать закон).

Ведущий: А вообще –то, ребята, закон должен быть внутри нас.

Совесть человека должна подсказывать, как ему следует поступать.

Вопрос: - Подумайте, какие черты характера помогут быть

законопослушным, а какие мешают?

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА:

Вспыльчивость

Торопливость

Осмотрительность

Аккуратность

Честность

Лживость

Уважение к людям

Безразличие.

Ведущий: Важно помнить, что законы не только в государстве, но и в

каждом человеке. Мы сами делаем выбор, по каким законам жить. По

законам правды или лжи, добра или зла, чести или бесчестия.

Пословица гласит: « Человек – кузнец своего счастья».

Вопрос: А какие понятия равнозначны понятиям « Добро», «Зло»?

(Ответ: Добро = благо = любовь = красота = свет! Зло = ненависть =

безобразие = тьма).

Судья: Если все будут соблюдать законы, будут законопослушными, в

жизни воцарится мир и порядок и всем будет хорошо!

Судья предоставляет слово Беззаконию.

Если кто – то без законов

Хочет жизнь свою прожить,

То его, конечно, надо

И лелеять, и хвалить.

Фотографию в газету

Поместить и подписать:

«Он советует законы

Никогда не выполнять!»

Вопрос: Вы согласны с таким жизненным девизом?(Ответы детей)

Ведущий: Вот суд вынесет решение, где нам лучше жить?

Но, увы, в царстве Закон случилось несчастье. Над страной пронесся ураган

Беззаконие. Он смеялся над красивой и упорядоченной жизнью царства Закон

и хотел все испортить, и доказать, что лучше жить в беспорядке (хаосе).

Ураган Беззаконие разрушил все на своем пути. Главную книгу, где были

записаны самые справедливые законы. Ураганный ветер разорвал в клочья и

разметал по всему свету.

Хулиганы поют:

Говорят, мы бяки – буки

Хулиганы высший класс!

Взяли что ли палки в руки

И побалуем сейчас.

Ой ля - ля, ой ля - ля

И побалуем сейчас – 2 раза.

Ведущий: Ребята, кто вы? Почему так шумите?

Хулиганы: А как известно, мы народ горячий

И не выносим нежностей телячьих!

А любим мы курить, любим мы дразнить,

И веселиться!

Ведущий: По – моему, это гости из царства Беззакония.

Хулиганы: Да. Нам не нужен порядок. Мы не выполняем закон. Мы сами себе

хозяева, живем по принципу: « Кто сильнее, тот и прав». Мы никогда не

убираем мусор, говорим кому хотим и что хотим. В школу мы не ходим, а

целыми днями слоняемся по улицам, курим, деремся.

Ведущий: И к чему это привело?

Хулиганы: В нашем царстве Беззакония нет порядка и справедливости. На

улицах ив домах горы мусора. Все курят, ругаются и болеют. Во время драк

мы получаем много синяков. Ран, ушибов, но в больницу мы идти боимся!

Там работают двоечники и незнайки, которые ничего не знают, а лечить

Ведущий: Дети, вам понравилось бы жить в таком царстве, где люди не

чувствуют себя защищенными, где не выполняется закон?(Ответы детей).

Дети: Люди не чувствовали себя защищенными, как раньше. Они жили в

постоянной тревоге за своих детей, за свое и их будущее. Здесь больше не

было порядка и справедливости закона. Здесь царствовали Чудо – Юдо по

прозванию Беззаконие со своими слугами. Оно само не ведало, что творило.

Оно не любило людей. Чудо –Юдо было ленивым и своенравным.

Теперь в государстве без закона никто не задумывался над вопросоми: « Что

можно делать, и что нельзя?».

Вопрос: К чему это привело?

Может ли человек осуществлять свои права в царстве Беззакония?

Дети: В царстве Беззакония не стало основного закона дорожного движения.

Ни одного знака, ни одного светофора, постового…

Вопрос: Хотели бы вы ездить по таким дорогам? Почему?

Почему следует выполнять правила дорожного движения. (Ученик: они

созданы для нашей безопасности. Этот закон обязателен для всех –

пешеходов и водителей).

Чудо – Юдо по прозванию Беззаконие отменило и закон, который давал право

иметь жилище и гарантировал (обеспечил) его неприкосновенность.

Вопрос: Как вы думаете, что произошло?

Ученик: Не было и закона, запрещающего сажать человека в тюрьму, если он

не виноват, без доказательств.

Вопрос: Хотели бы вы ни за что оказаться в тюрьме?

Вопрос: Дети, вам понравилось бы жить в таком царстве, где люди не

чувствуют себя защищенными, где не выполняются законы?

Разгадывание кроссворда.

По горизонтали:

Качество, которое помогает бороться с беззаконием (Храбрость).

Что приносит людям беззаконие? (Горе).

Человек. Нарушающий закон (Преступник).

По вертикали:

Слово, которым называется беспорядок (Хаос).

Это и есть ключевое слово.

Друзья, любители викторин и познавательных программ! Сейчас мы с

вами проведем очень интересную и необычную викторину по сказкам

разных писателей.

Какие сказочные герои несли добро, а какие зло?

Жители царства решили собрать всю свою храбрость и, обьединившись,

свергли Чудо – Юдо беззаконие и его слуг. Люди вновь зажили счастливо и

спокойно.

Судья: Прошу всех встать, суд идет!

Юные друзья! Выслушав всех присутствующих, суд вынес решение.

Чтобы хаоса не было, нужен закон. Отсутствие законов не прибавляет

человеку свободы и спокойствия. Чтобы не нарушали твои права, следует

уважать права других и соблюдать закон.

Рефлексия:

Ведущий: Ребята, мы начали классный час с обстановки

доброжелательности и понимания. Давайте и закончим его на этой же

Друзья мои, внушайте людям веру

И чаще говорите: « Добрый день!»

И следуйте хорошему примеру,

Продляйте добрым словом жизнь людей!

Другу помоги с душой

И пекись, как бы о брате,

Не для выгоды пустой

Или выигрыша ради,

Другу помоги с душой.

Надо помогать друзьям,

Вместе с ними вырастая,

И поверьте, сила злая

Не опасна будет вам!

4.Жаль друзья: прощаться надо.

Всем домой уже пора.

Пусть законы вам, ребята,

Помогают в жизни, ДА!

Основные задачи:

  • систематизировать знания учащихся по теме;
  • проверить качество усвоения пройденного материала;
  • закрепить юридические умения и навыки, применение их в конкретных ситуациях;
  • воспитывать гражданские качества и правовую политическую культуру.

Форма проведения. Игра проходит в форме конкурса. Каждая команда сидит за отдельным столом. Побеждает та команда, которая наберет в конце игры большее количество баллов.

Разминка

Каждой команде предлагается дать определение понятиям. Время на размышление не выделяется. За правильный ответ команда получает 2 балла.

Конкурс “Государственная власть”

Командам предлагается выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. За правильный ответ команда получает 3 балла.

I II
1. Президент РФ является:
а) главой государства
б) главой правительства
в) главой парламента
г) Верховным Главнокомандующим ВС РФ
1. Парламент России называется:
а) Советом Федерации
б) Федеральным Собранием
в) Государственной Думой
г) Верховным Советом
2. Исполнительная власть принадлежит:
а) Совету Министров
б) Кабинету Министров
в) Правительству РФ
2. Суды в России:
а) принимают законы
б) проводят выборы в стране
в) вершат правосудие
г) являются единственным государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица
3. Из каких двух палат состоит российский парламент:
а) Совет Союза прокуратуры в РФ
б) Совет Национальностей
в) Совет Федерации
г) Государственная Дума
3. Как называется глава системы
а) главный прокурор
б) ведущий прокурор
г) генеральный прокурор

Конкурс “Государственные символы России”

I. Государственный гимн России

Командам выдаются полоски бумаги, на которых напечатаны по две строчке трех куплетов государственного гимна России. Командам необходимо сложить эти строчки так, чтобы получился весь текст гимна.

Время на выполнение задания - 1 минута. За правильное выполненное задание команда получает 2 балла.

Правильный ответ. Текст государственного гимна РФ:

1.Россия - священная наша держава,
Россия - священная наша страна.
Могучая воля, великая слава-
Твое достоянье на все времена!

Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

2.От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая-
Хранимая Богом родная земля!

3.Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

II. Государственный флаг олицетворяет:

а) суверенитет государства
б) природные богатства
в) историческое прошлое государства

III. Российский герб - 2-главый орел исторически связан с гербом:

а) Франции
б) Германии
в) Византии

Командам предлагается выбрать правильный ответ. За правильный ответ команда получает 1 балл.

Конкурс капитанов. “Продолжи фразу”

Капитанам команд предлагаются незаконченныефразы, афоризмы, высказывания известных людей, цитаты из важнейших юридических документов. Задача – воспроизвести фразу полностью и точно. Правильный ответ - 2 балла.

  1. “ Чтобы быть свободным, нужно / подчиняться законам /” (античная мудрость)
  2. “ Закон суров, но / это закон /!” (древнеримское изречение)
  3. “ Высший закон- /благо народа /” (древнеримское изречение)
  4. “ Право ребенка быть тем, / кто он есть /” (Я. Корчак, педагог)
  5. “ Обязанность без права есть /рабство /; право без обязанности - / анархия /”
  6. (Г.Ламене, богослов, философ)
  7. “ Свобода есть право делать все, что /дозволено законом /” (Монтескье, философ)
  8. “ Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется /наилучшему обеспечению интересов ребенка /” (Конвенция о правах ребенка, ст. 3)
  9. “ Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих /уважение человеческого достоинства ребенка /” (Конвенция о правах ребенка, ст.28)

    Конкурс “Трудовое право”

Командам предлагаются тексты с ошибками юридического характера в правовых ситуациях. Необходимо исправить ошибки и дать правильный ответ, используя КЗоТ РФ. Время на обсуждение-2 минуты. За правильное выполненное задание команда получает 2 балла.

    1.На работу устраивается подросток 14 лет. Работодатель и он договариваются о том, что это будет тяжелый труд по подъему тяжестей в ночное время, но за большие деньги./ ТК РФ устанавливает прием на работу с 15 лет. Несовершеннолетние не допускаются к указанным работам ./

    2.При приеме на работу работодатель требует характеристику с последнего места работы или из школы, заставляя подписать контракт об обязательных сверхурочных работах./ Характеристика не требуется при приеме на работу, сверхурочные работы допускаются в исключительных случаях при согласии работника ./

    3.Проявляется дискриминация при приеме на работу: женщине устанавливается меньше оклад, чем мужчине. Предпочтение отдается красивым, русским. /В оплате труда не должно быть дискриминации. Нарушены конституционные принципы права на труд ./

    4.Устанавливается испытательный срок для тех, кому не исполнилось 18 лет или для молодых специалистов./Для таких категорий работников испытательный срок не устанавливается ./

    Конкурс “Ты - мне, я – тебе”

Команды обмениваются вопросами по теме “Государство и право”. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

    Конкурс “ Человек и его права”

Командам предлагаются тексты с утверждениями. Необходимо знаками “+” или “-” отметить согласны или не согласны с данными утверждениями. Время на выполнение задания-3 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 2 балла.

I команда:

Правильный ответ:

А Б В Г Д Е Ж З И К
+ + - - - - + + + +

А.Осуществление всех социально- экономических и культурных прав человека зависит от уровня экономического развития страны.

Б. Политические права обусловлены степенью осуществления права гражданина на информацию.

В. Не обладая дееспособностью, человек не может пользоваться никакими правами.

Г. Отпуск в России является самым коротким в сравнении с большинством индустриально развитых государств.

Д.Человек с ограниченной дееспособностью самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным сделкам и за причиненный вред.

Е. Продавец не обязан сообщать покупателю достоверную информацию о свойствах вещи.

Ж. Выгул собак без намордника во дворе дома является нарушением правил содержания животных.

З.Соседи могут привлечь к административной ответственности человека, постоянно включающего магнитофон на полную мощность после 23 часов.

И.Административное решение, вынесенное судом, обжалованию не подлежит.

К.Несовершеннолетнему преступнику суд может заменить уголовное наказание принудительными мерами воспитательного характера.

II команда:

Правильный ответ:

А Б В Г Д Е Ж З И К
- - - + - + + - - -

А. Естественные права человека относятся к политическим правам.

Б. Во всех государствах, подписавших Пакт об экономических, социальных и культурных правах, вводится бесплатное среднее образование.

В. Если гражданину нанесен вред от бездействия государственных органов, то государство не обязано возмещать причиненный вред.

Г. Работники оперативных органов при расследовании уголовных дел имеют право нарушить неприкосновенность жилища в случае проведения обыска.

Д. За опоздание на работу администрация имеет право объявить выговор и перевести работника на нижеоплачиваемую должность.

Е. Пассажира, нарушившего правила на транспорте, можно привлечь к юридической ответственности.

Ж. Если гражданин не пришел на помощь другому человеку, его можно привлечь к уголовной ответственности.

З. Лицензия на право приобретения гражданином оружия может быть выдана человеку, не имеющему постоянного места жительства.

И. Если автомобилист двигался по улицам города со скоростью до 100км/ч, то он тем самым совершил уголовное преступление.

К. Сотрудники милиции не могут привлекаться к ответственности за противоправные действия или бездействие.

Конкурс “Правовой статус ребёнка”

Командам предлагаются карточки, на которых перечислены основные вехи в жизни ребенка: с рождения, с 6 лет, с 10 лет, с 14 лет, с16 лет, с 18 лет. Необходимо соотнести приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности и основные возрастные вехи в жизни ребенка. Во время перечисления прав и обязанностей необходимо поднять соответствующую карточку. Время на обсуждение командой каждого пункта задания – 5 секунд. За правильно выполненное задание команда получает-12 баллов.

1.Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права / с 18 лет /.

2.Несет уголовную ответственность за любые преступления / с16 лет /.

3.Может быть членом кооператива, акционерного общества /с 16 лет /.

4.Имеет право на получение паспорта. /14 лет /.

5.Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) /с 14 лет /.

6.Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей /с 14 лет /.

7.Вправе распоряжаться самостоятельно своим заработком, стипендией, иными доходами /с14 лет /.

8.Дает согласие на изменение своего имени или фамилии /с10 лет /.

9.Вправе самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки /с 6лет/.

10.Вправе посещать школу /с 6 лет /.

11.Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов /с рождения /.

12.Имеет право на имя, отчество и фамилию / с рождения /.

Конкурс “Уголовная ответственность несовершеннолетних”

Командам предлагается текст с ошибками. Необходимо найти ошибки и дать правильный ответ. Время на обсуждение- 3 минуты. За правильно выполненное задание команда получает -2 балла.

I команда:

На основании статьи 87 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 16, но не исполнилось 20 лет. К несовершеннолетним, признанными виновными в совершении преступления, предусматривается одно уголовно-правовое воздействие-назначение наказания. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним:

а) штраф;
б) лишения права заниматься определенной деятельностью;
в) конфискация имущества;
г) пожизненное лишение свободы;
д) обязательные работы;
е) исправительные работы;
ж) арест;
з) лишение свободы на определенный срок.

II команда:

Самой строгой мерой наказания для несовершеннолетних является смертная казнь. Если подросток совершил преступление, а не достиг возраста уголовной ответственности, его направляют в специализированный детский дом закрытого типа. Впервые в уголовном законодательстве в особую главу выделены преступления против несовершеннолетних. Вовлечение в совершение преступления, а тем более в преступную группу, наказывается лишением свободы до 15 лет.

Ошибки Правильные ответы
1.16 лет 1.14 лет
2. 20 лет 2. 18 лет
3.Одно уголовно-правовое воздействие 3.Два уголовно-правовых воздействия:
а) назначения наказания;
б) принудительные меры

воспитательного воздействия

4. в, г 4.а, б, д, е, ж, з
5.Смертная казнь 5. Лишение свободы на срок не свыше
6.Специализированный детский дом 6.Специализированные воспитательные

учреждения

7.До 15 лет 7. До 8 лет

Конкурс “Гражданин России”

Обязанности гражданина РФ

Команды получают карточки с перечнем обязанностей. Задание командам: отметить те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции нашей страны. Время на выполнение задания-15 секунд. За правильно выполненное задание команда получает 1 балл.

Обязанности:

1.Соблюдать законы.
2.Платить налоги .
3.Состоять в рядах, какой- либо политической партии.
4.Быть членом профсоюза.
5.Защищать Отечество.
6.Сохранять природу и окружающую среду .
7.Бережно относиться к памятникам истории и культуры .
8.Учиться, получать образование.
9.Участвовать в управлении делами государства.



Просмотров