Разработать любой нормативный правовой акт. Признаки нормативных актов

Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на несколько уровней. Однако выделяются две большие группы:законы иподзаконные акты . Очень часто используется термин «законодательство». В это понятие входят все нормативные акты, изданные федеральными и региональными органами государства. Такое терминологическое наименование оправданно потому, что основу целостной системы нормативных актов образуют именно законы.

Перечислим и кратко охарактеризуем основные виды нормативных актов (рис. 2.6).

Законы - это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

Законы - это наиболее значительный вид нормативных актов.

Во-первых, законы могут приниматься только одним органом - парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране. Так, в США федеральные законы принимаются Конгрессом США, в России - Государственной Думой РФ.

Во-вторых, законы принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой.

В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. В одних странах установлен строгий перечень вопросов, которые подлежат урегулированию именно с помощью закона. В других государствах, например в России, такого перечня нет, поэтому Федеральное Собрание формально может принять закон по любому вопросу. Однако вряд ли парламент сочтет необходимым принимать закон по вопросу, не имеющему первостепенного значения.

В-четвертых, законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими видами нормативных актов.

Рис. 2.6. Виды нормативных актов в Российской Федерации

По своей значимости федеральные законы делятся на группы:

1. конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету Конституции РФ (Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и др.). Такие вопросы в общих чертах урегулированы в Конституции, однако в конституционных законах они получают дальнейшее развитие и детализацию. Понятно, что конституционные законы не должны противоречить Конституции РФ;

2. текущие (обычные) законы , принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества (например, Федеральный закон «Об акционерных обществах», ГК РФ, УК РФ, Закон РФ «Об образовании» и др.). Текущие законы также не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

Разновидность текущих законов -кодексы , которые представляют собой сложные систематизированные акты. Как правило, в кодексе в определенном порядке располагаются все или самые главные нормы какой-нибудь отрасли права. Так, в УК РФ собраны все нормы о преступлении и наказании, в ГК РФ - самые важные нормы, регулирующие имущественные отношения. Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс - это как бы развитое «юридическое хозяйство», в котором должно быть все, что необходимо для регулирования той или иной группы общественных отношений. Причем весь этот материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован. Как правило, кодекс состоит из двух частей: общей и особенной. В общей части собраны нормы, имеющие значение для применения любой нормы особенной части, т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом. Так, в Общей части УК РФ содержатся нормы о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, понятие преступления, перечень наказаний, основные правила их применения. В Особенной части УК РФ предусмотрены конкретные деяния и наказания за них.

Указы издает Президент РФ по вопросам, относящимся к его компетенции, которая у него достаточно широка, поскольку он одновременно является главой государства и фактически главой исполнительной власти. В случае если указ противоречит Конституции и законам России, он может быть признан Конституционным Судом РФ недействительным. Нормативными по своему характеру являются указы Президента, в которых он выступает в качестве гаранта Конституции РФ или регулирует порядок осуществления предоставленных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам структуры исполнительной власти, обороны, охраны общественного порядка, гражданства, награждения. Публикуются указы в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете».

Постановления издаются Правительством РФ. В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического характера (руководство промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальная зашита населения, внешние экономические связи, организация работы министерств и др.). Большое количество актов Правительства связано с выработкой механизма, порядка исполнения законов, принятых парламентом. «Запуск» их в жизнь - очень важный вид правотворческой деятельности, осуществляемой Правительством, поскольку, если не будет разработан механизм исполнения законов, они потеряют свой смысл. Постановления - зеркало деятельности Правительства. Их анализ дает ответ на вопрос, эффективно, грамотно, оперативно ли действовало Правительство. Публикуются они в тех же источниках юридической печати, что и законы.

Нормативными актами министерств являютсяинструкции, приказы, положения, наставления, правила, уставы и т. д. Но ведущую роль играют именно инструкции. Они регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной категории. Но есть инструкции, которые носят межотраслевой характер и распространяются не только на работников, но и на другие организации, на всех граждан (инструкции Министерства финансов РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и др.). Такие акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ, где проверяется их законность. Публикуются акты министерств в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации - законы , это наиболее распространенное их наименование. Далеко не все субъекты Федерации активно занимаются законотворчеством. В этом плане себя проявляют города федерального значения Москва и Санкт-Пе- тсрбург, а также Свердловская и Саратовская области. Бюджет, налоги, приватизация - вот наиболее серьезные вопросы регионального нормотворчества. Причем принятие акта такого рода требует заключения администрации субъекта Федерации.

Нормативные акты губернаторов краев, областей (президентов республик) называются указами.

Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик) принято именоватьпостановлениями. Они могут регулировать различные вопросы: порядок предоставления в аренду помещений, земельных участков, взимание платы за проезд в общественном транспорте, за обучение в детских музыкальных школах и т. п.

Акты как законодательных (представительных), так и исполнительных органов субъектов Федерации публикуются в местных газетах.

Акты органов местного самоуправления называются, как правило,решениями. Они издаются по вопросам местного значения, касающимся жителей городов, районов, сел, поселков, деревень (озеленение, благоустройство, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. д.).

Корпоративные (внутриорганизапионные, внутрифирменные) нормативные акты - это такие акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. Корпоративные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий (вопросы использования их финансовых средств, управленческие, кадровые, социальные вопросы и др.). В процессе уменьшения вмешательства государства в дела предприятий и расширения их самостоятельности корпоративные акты берут на себя все большую нагрузку.

Нормативно - правовой акт - это официальный документ, принятый компетентным субъектом правотворческой деятельности в особом порядке, содержащий нормы права, имеющий свои реквизиты, структуру, особый порядок вступления в силу.

Признаки :

1. Официальный документ - любой официальный документ имеет всегда письменную форму.

2. Всегда содержит нормы права

3. Принимается компетентными гос. органами, негосударственными субъектами правотворчества, правительством, президентом, негосударственными субъектами правотворчества (органы местного самоуправления), либо населением на референдуме

4. Принимается в особом процедурном порядке

5. Имеет свои реквизиты: наименование (закон, поставновление, приказ, указ), заголовок, дату и место принятия, дата вступления в силу, подписи должностных лиц и др. Титул акта - наименование, дата и мест опринятие.

6. Имеет свою внутреннюю структуру - нормативный материал распределяется по частям, разделам, главам, главы - стсоят из частей, а стьти - из пунктов.

Виды НПА:

1. По сфере действия

федеративные, субъектов федерации, органов местного сампоуправления, локальные

2. По срокам действия:

постоянные, временные (где указан срок действия акта)

3. По предмету правового регулирования:

конституционно-правовые, гражданско-правовые и др.

4. По субъектам правотворечества:

акты референдума, акты органов гос. власти, санционированные правовые акты негосударственных субъектов правотворчества

5. По юридической силе:

законы, подзаконные акты

Законы: - это нормативно - правовой акт, принятый в особом порядке законодательными (представительными) органами власти либо непосредственно на референдуме, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Признаки:

1. разновидность НПА

2. принимается в особом процедурном порядке, закреплённом в Конституции и регламентами Парламентов.

3. Принимается только законодательными (представительными) органами, либо на референдуме.

4. Регулирует наиболее важные общественные отношения - регулирующие полит. систему общества, наиболее важные отношения

5. Обладает высшей юридической силой - то есть все иные НПА издаются на основе законы и не могут ему противоречить

6. имеет особый порядок вступления в силу

7. выражает волю и интересы общества в целом, если мы ведём речь о демократическом государстве

Классификация законов:

1. По времени действия: временные(чрезвычайные), постоянные

2. По кругу лиц: общего действия (КРФ), специальные (закон о статусе судей, о прокуратуре и т.д.)

3. По сфере действия: общефедеральные и субъектов



4. По юридической силе: КРФ, ФКЗ, ФЗ(кодифицированные и обычные), законы субъектов РФ(по вопросам совместного ведения, по вопросам их исключительного ведения)

Конституция - это основной закон государства, выражащий волю и интересы народы в целом, либо отдельных социальных слоёв (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

Основные свойства К.:

1. особый субъект, который устанавливает К. или от имени которого она принимается

2. учредительный первыичный характер конституционных установлений - народ, являясь носителем суверенитета и единственным источником власти учреждает основы общественного и гос. устройства.

3. особый предмет конституционного регулирования - носит всеобхъемлющий характер и затрагивает все сфера жизни общества

4. особые юридические свойства:

Верховенство К.

Высшая юридическая сила

Стабильность К.

Прямое действие

Ядро правовой системы

Особый порядок принятия, пересмотра и внесения поправок

Особая охрана

Виды конституций:

1. по субъекту принятия

октрыированные и принятые народом

2. гибкие и жёсткие - по порядку внесения изменений

3. по форме выражения - писаные (единый НПА) и неписаные

4. реальные (положение соответствует действительности) и фиктивные - по характеру реализации

Подзаконные нормативные акты - издаются компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнении законов и содержат юридические нормы

Виды подзаконных нормативных актов РФ:

1. нормативные указы и распоряжения прездинта РФ

2. нормативные постановления и распоряжения правительства - общие подзаконные акты

3. ведомственные подзаконные акты - приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, гос. комитетов

4. решения и постановления органов гос. власти и управления субъектов федерации - решения председателя правительства области или постановление

5. нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов

4,5 - местные

6. локальные (внутриорганизационные нормативные акты)

3. Действие НПА во времени, пространстве и по кругу лиц:

Вступление в силу нормативного акта и утрата юр. силы.

НПА вступает в силу:

1. может быть указано вступление в самом нормативном акте:

А) с момента подписания

Б) с момента принятия

Г) с точно обозначенной даты

2. если таких указаний нет, то по истечении определённого срока после опубликования

А) законы - по истечении 10 дней

Б) нормативные акты президента и правительства - по истечении 7 дней

В) ведомственные НПА встпуают в силу со дня присвоения им порядкового номера гос. регистрации (в мин. юсте РФ)

Г) чрезвычайные акты - с возникновением определённых обстоятельств

Д) есть НПА, которые не могу публиковаться; для актов, не подлежащих публикации - вступление для них с момента фактического получения акта исполнителями

Утрата юр. силы:

1. истёк срок действия, на который издан НПА

2. в результате прямой отмены акта путём публикации решения компетентного органа об этом

3. в связи с изданием нового нормативного акта, заменяющего прежний

4. для черзвычайных актов - изменение обстоятельств

Ретроактивность - распространение действия законы на события, имевшие место до вступления в юр. силу; по общему правилу НПА обратной силы не имеет. Исключение из правила:
1) когда законодатель прямо придаёт НПА обратную силу

2) издание актов, смягчающих или устраняющих юр. ответственность или наказуемость деяния

Ультраактивность (переживание закона) - закон либо его часть утрачивает силу по специальному указанию может продолжать регулировать отдельные общественные отношения

В пространстве: территориальное действие НПА и экстерриториальное действие НПА. Территориальное действие НПА означает, что он действует в пределах территории государства. Акты, действующие на всей территории государства, акты субъектов федерации, акты муниципальных органов. Что понимается под территорией? Это земная и водная поверхность, воздушное пространство, недра, территориальные воды, континентальный шейх. Экстерриториальное действие означает возможность их применения в отношении российских граждан, находящихся за пределами РФ. Условная территория госудасртва - это территории посольств, консульств, воинских подразделений, дислацируемых за границей, территория гражданских кораблей и солоны летательных аппаратов, находящиеся на нейтральной территории, территории военных кораблей, что касается военных кораблей и летательных аппаратов - где бы они не находились.

Действие НПА по кругу лиц. НПА распространяются на всех адрессатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Есть понятие специального действия НПА - когда распространяется на отдельные категории граждан(воинский устав например). Из общего правила есть 3 исключения: 1. главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств наделены дипломатическим иммунитетом, следовательно к ним не могут быть применены меры ответственности и гос. принуждения за нарушение уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях; 2. проживающие на территории государства иностранные лица и лица без гражданства (апатриды), хотя и пользуются широким кругом прав и свобод наряду с гражданами в некоторых правоотношениях не могут выступать носителями прав. 3. некоторые нормативные акты в частности, предусматривающие уголовную ответственность распространяются на граждан не зависимо от их места нахождения и не зависимо от того, понесли они уже наказание по нормам иностранного законодательства или нет.

Нормативные правовые акты являются наиболее изученной в отечественном правоведении формой права. Исследованию подвергалась природа нормативных правовых актов их признаки и свойства способствующие их выделению из системы форм права. Благодаря усилиям ученых разработана теория указного права выявлена закономерность согласно которой указы стремятся регулировать отношения и решать вопросы не отнесенные к их компетенции подменять не только постановления но и законы. Он непременно...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Нормативный правовой акт
Оглавление


Введение

Нормативные правовые акты являются наиболее изученной в отечественном правоведении формой права. Исследованию подвергалась природа нормативных правовых актов, их признаки и свойства, способствующие их выделению из системы форм права. Важнейшее условие эффективного существования нормативных правовых актов в их иерархичности, системности. Эти свойства изучались и в советском, и в современном российском правоведении. Благодаря усилиям ученых разработана теория указного права, выявлена закономерность, согласно которой указы стремятся регулировать отношения и решать вопросы, не отнесенные к их компетенции, подменять не только постановления, но и законы. Отдельные виды законов пока не становились предметом исследования, так, например, законы Российской Федерации – практически не разработанное явление. Кодексы, хотя и являются важнейшим элементом законодательства, чаще рассматриваются в связи с систематизацией, точнее, как ее результат. Подзаконные акты, а именно их система, пока изучены не достаточно; имеются лишь отдельные работы. Это в известной степени объясняется их изменчивостью, ускользающей природой, склонностью подменять наименования и содержание. Именно поэтому изучение нормативных правовых актов являете темой актуальной и своевременной.

Можно сформулировать определение нормативного правового акта – это письменный официальный документ, принятый в определенной законом форме и процедуре, направленный на возникновение, изменение или отмену обязательных правовых предписаний, рассчитанный на многократное применение, длительное существование, регулирование общественных отношений, нуждающихся в государственно-организационном воздействии. Правовые акты издаются органами государственной власти, местного самоуправления, гражданами (в порядке референдума) в пределах их компетенции, и адресованы неперсонифицированному кругу субъектов.

Короткие определения обречены быть неполными, фрагментарными. Более глубокое проникновение в природу и сущность нормативного правового акта требует изучения его признаков. Поэтому тема данной работы актуальна. Целью и задачами данной работы является мучение сущности, признаков и видов нормативный правовых актов.

1 Понятие и виды нормативных правовых актов

За многие десятилетия усилий ученые выявили и исследовали огромное количество признаков нормативного правового акта. Мы рассмотрим те, которые видятся актуальными и необходимыми применительно к современным условиям.

Тем не менее, актуальность вопроса о признаках нормативных правовых актов только возрастает. Это связано в тем, что современная законодательная практика ставит под сомнение, испытывает на устойчивость признаки, которые наукой провозглашаются незыблемыми. Таким образом, предметом анализа выступает восприятие практикой теории нормативных актов в части их признаков.

1) Нормативный правовой акт несет волевое содержание. Относительно того, чью волю призван воплощать и реально воплощает данный акт, постоянно ведутся споры. Наиболее простым и распространенным является увязывание нормативного правового акта и государственной воли.

2) Официальный характер также выступает немаловажным признаком нормативного правового акта. Издаваемый органами государственной власти или иными уполномоченными органами, акт несет на себе отпечаток силы, его породившей. Официальный характер нормативные правовые акты получают в ввиду его связи с государством.

3) Правовой акт входит в единую систему, осуществляя правовое регулирование в соответствии с общими целями и задачами общества и государства. Иерархическое построение выступает не столько признаком отдельного документа, сколько характеризует систему актов.

4) Всеобщий характер также выступает важным признаком нормативного правового акта. Он непременно должен содержать общие предписания в виде норм права и рассчитан на многократное применение 1 .

5) Для характеристики нормативного правового акта исключительно большое значение имеет его документарная природа. В научной литературе высказано мнение о тройственной природе нормативного правового акта, который выступает и как источник права, и как форма права, и как акт-документ.

Таким образом, нормативный правовой акт – это письменный документ, имеющий внутреннюю структуру, соответствующую правилам законодательной техники. Правовой акт отличается языком, использованием специальных терминов, наличием установленных реквизитов (дата, номер, наименование и т.п.).

6) Для проникновения в сущность нормативного правового акта важны процедурные вопросы. Российское государство создало достаточно развитый механизм регулирования правотворчества. Основные идеи, принципы, конструкция законодательного процесса получили закрепление в Конституции РФ. Конституционный Суд РФ установил, что «из принципа верховенства Конституции Российской Федерации и задачи обеспечения соответствия ей законов и иных правовых актов (часть 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации) вытекает обязанность всех участников законодательного процесса соблюдать установленную Конституцией Российской Федерации процедуру законотворчества» 2 .

7) Правовой акт издается уполномоченными субъектами в пределах их компетенции. Их правомочие на издание актов устанавливается конституцией, законами, иными актами. Каждому правотворческому органу предоставлена определенная форма (формы) акта, в которую он воплощает свои предписания. Например, Президент РФ создает только указы и распоряжения. Компетенция органов устанавливается в соответствующих юридических нормах. Например, в общих чертах она закреплена в статьях 71 и 72 Конституции РФ. В данном признаке фактически объединены два, однако разъединение их затруднительно. С одной стороны, орган должен соблюдать требования к форме (указ, приказ и др.), с другой – к содержанию. Второе требование означает, что каждому органу определен круг вопросов, которые он управомочен решать. Выход за эти пределы представляет собой нарушение компетенции.

8) Нормативный правовой акт предназначен для регулирования общественных отношений. Это достигается разными способами и методами, путем запретов, обязываний и дозволений, с использованием различных юридических средств.

Для характеристики нормативных правовых актов важны адресаты их предписаний, т. к. их отношения выступают предметом правового регулирования. Очевидно, что общественные отношения могут возникать между людьми (как индивидами, так и их коллективами). Не все отношения нуждаются в правовом воздействии и далеко не все могут поддаваться нормативно-организационному воздействию.

С учетом сказанного можно выделить следующие признаки нормативного правового акта: 1) волевое содержание; 2) официальный характер; 3) входит в единую систему; 4) нормативность; 5) принимается в специальной процедуре; 6) издается компетентными органами и лицами; 7) регулирует общественные отношения; 8) издается управомоченными органами и лицами; 9) гарантируется принудительной силой государства; 10) имеет форму и структуру, установленные законом.

Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение 3 . Нормативно-правовой акт-это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определёнными субъектами и содержит норму права. Нормативный правовой акт в России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Иной подход к понятию нормативного правового акта представляет коммуникативная теория права. Она отходит от традиционного понимания НПА как акта гетерономного и включает в число таких актов и автономные нормативно-правовые акты. Таким образом НПА — результат правомерных действий субъектов, направленных на достижение определенных правовых последствий путем текстуального закрепления правовой информации в письменной форме 4 .

Закон — это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения 5 . Особый порядок — законотворчество. По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные (закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства) и обыкновенные (принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества). Среди последних выделяются кодифицированные и текущие. По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные. В Российской Федерации, как в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт. Содержание закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам РФ относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента РФ, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства РФ, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно поэтому подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

Источником права в России, а также и в большинстве стран мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные договоры и соглашения, заключаемые сторонами социального партнёрства в трудовом праве.

Поскольку Россия является федеративным государством, в ней действуют нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В РФ установлена следующая иерархическая система нормативно-правовых актов (в зависимости от их юридической силы):

Конституция РФ.

1. Законы:

Федеральные конституционные законы,

Федеральные законы.

2. Подзаконные правовые акты:

Указы Президента РФ,

Постановления Правительства РФ,

Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агенств).

3. Локальные нормативно-правовые акты.

Международные договоры и соглашения РФ (а так же общепризнанные принципы и нормы международного права составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России и имеет бо́льшую юридическую силу чем законы 6 , но не должны противоречить Конституции Российской Федерации).

Нормы права, носителями которых являются Конституция РФ и Федеральные Конституционные Законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов.

  • в зависимости от содержания:
  • отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами)
  • гражданско-правовые
  • уголовно-правовые
  • и т.д.
  • комплексные

Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы.

Вступление в силу нормативно-правового акта может быть осуществлено одним из следующих способов:

  • через указание в тексте на календарную дату, с момента наступления которой он вступает в юридическую силу;
  • через указание на обстоятельства, с которыми связано вступление акта в юридическую силу ("с момента опубликования", "с момента подписания" и т.д.)
  • по истечении определенного указанного в другом законе (например в ФЗ от 14 июня 1994г. №5-ФЗ "О ПОРЯДКЕ ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, АКТОВ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ") времени после официального опубликования.

Момент утраты юридической силы определяется также волей законодателя и может быть связан:

  • с истечением срока, на который он был принят (для временных актов)
  • с наступлением срока, с которого акт объвляется отмененным (указание об утрате актом юридической силы может содержаться в отдельном акте).

Все остальные способы - способы прекращения правового действия, а не способы прекращения юр. силы. Например: принятие акта большей юр.силы. Существуют такие понятия как футуроспективное действие закона (обращен в будущее, рассчитан на facta futura), ретроактивное (распространение на отношения, возникшие до вступления данного акта в силу) и ульраактивное действие (акт утрачивает силу, а отдельные нормы продолжают действовать).

Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Нормативно-правовой акт может действовать в пространстве на всей территории государства, на какой-то определённой части страны и (в отдельных случаях) за пределами государства.

Нормативно-правовые акты могут иметь общий характер, то есть действовать в отношении всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответствующей территории, или адресоваться лишь некоторым из них. Общие, и специальные (касаются конкретного круга лиц)

2 Является ли на ваш взгляд постановление конституционного суда РФ нормативным правовым актом. Поясните свою точку зрения.

В юридической науке нет единого мнения по вопросу о юридической природе актов конституционного правосудия в Российской Федерации. М.И. Байтин считает, что акты Конституционного Суда РФ в соответствии с его статусом и функциональным назначением в системе разделения властей, в том числе итоговые правовые решения, по своей юридической природе представляют собой не нормативно-правовые установления, а особую разновидность актов толкования права. По мнению Г.А. Гаджиева, акты Конституционного Суда РФ являются судебными прецедентами. П.А. Гук также указывает на прецедентный характер решений Конституционного Суда РФ. Б.А. Страшун, напротив, отрицает прецедентный характер решений Конституционного Суда РФ. По его мнению, решения Конституционного Суда, "даже разрешающие конкретные дела о конституционности законодательных и некоторых других правовых норм высокого уровня, это не прецеденты, потому что подобные дела разрешать никакой другой суд не компетентен. И для самого Конституционного Суда его собственные решения вряд ли можно считать прецедентами, поскольку аналогичные дела Судом повторно не рассматриваются" 7 . В.А. Сивицкий и Е.Ю. Терюкова указывают на нормативную природу актов Конституционного Суда РФ. В.И. Анишина полагает, что они "фактически имеют силу нормативного акта" 8 . Б.С. Эбзеев считает: решениям Конституционного Суда РФ присуща "материально-правовая сила закона, но это решение не является нормативным актом и не рассматривается в качестве прецедента, имеющего нормативно-регулирующее значение, хотя фактически и выступает таковым" 9 . Е.И. Козлова относит постановления Конституционного Суда РФ к особого рода источникам конституционного права. "Хотя суд, - подчеркивает она, - и не является органом, принимающим правовые акты, однако содержащиеся в его решениях правовые позиции имеют юридическое значение. На их основе утрачивают силу правовые акты, признанные не соответствующими Конституции. Аналогичный характер имеют и постановления конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации" 10 .

Кроме перечисленных есть точки зрения, в соответствии с которыми постановления Конституционного Суда РФ - это акты, содержащие только официальную конституционную доктрину, акты толкования, не создающие правовые нормы, акты оценки норм права с точки зрения их конституционности, акты, имеющие преюдициальное значение.

Итак, разброс мнений по вопросу нормативности решений Конституционного Суда РФ чрезвычайно широк. Эта проблема напрямую связана с изучением нормативности решений конституционных судов и исполнения этих решений не только как судебных актов, имеющих обязательно значение для лиц, участвующих в деле, но и как нормативных правовых актов, распространяющихся на неограниченный круг лиц.

Исследователи, которые юридическую природу решений Конституционного Суда РФ сводят к тому, что они являются нормативно-правовыми актами, в качестве доказательства своей позиции приводят Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции РФ, в котором сам Суд определил: "Решения Конституционного Суда Российской Федерации, в результате которых неконституционные нормативные акты утрачивают юридическую силу, имеют такую же сферу действия во времени, пространстве и по кругу лиц, как решение нормотворческого органа, и, следовательно, такое же, как нормативные акты, общее значение, не присущее правоприменительным по своей природе актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов" 11 .

Однако эти аргументы в обоснование позиции о нормативности итоговых актов Конституционного Суда РФ принять нельзя, поскольку Конституционный Суд РФ в данном постановлении лишь подчеркнул разницу между актами Конституционного Суда и актами иных судов в Российской Федерации. В связи с этим интересна позиция С.А. Татаринова, который отмечает: постановления Конституционного Суда РФ должны быть законодательно закреплены в правовой системе России как нормативные интерпретационные акты 12 . С С.А. Татариновым можно согласиться лишь отчасти, так как нельзя с полной уверенностью говорить о нормативном характере постановлений Конституционного Суда РФ. Поэтому юридическую природу решений Конституционного Суда РФ мы выводим из факта, что они являются интерпретационными актами правотворчества. Такие акты в юридической науке предложено называть "интерпретационными правовыми актами" 13 . Решения других судов в отличие от конституционных, как справедливо пишет В.И. Анишина, по сути, являются конкретным регулированием определенных правоотношений, возникших между участниками данного дела 14 .

Интерпретационный характер решений конституционных и уставных судов субъектов Федерации подчеркивает И.Г. Дудко. Однако он не распространяет интерпретационный характер решений этих судов до уровня нормативно-правовых актов. По его мнению, решения конституционных (уставных) судов являются интерпретационными актами, призванными устанавливать действительный смысл норм основного закона субъекта Федерации, и единственная функция данных актов - разъяснение действующих норм. Именно она определяет их юридическую природу.

Сам Конституционный Суд РФ, как справедливо пишет Л.В. Лазарев, не считает свои решения нормативными актами. Он указывает лишь на общность у этих видов правовых актов определенных признаков, которых нет у актов иных судов 15 .

Кроме качества нормативности решения Конституционного Суда РФ носят интерпретационный характер, так как дают толкования конституционных и иных правовых норм. Поэтому решения Конституционного Суда РФ как источник российского права следует отнести к нормативно-интерпретационным актам.

Эти акты имеют общие свойства с судебными прецедентами: выраженная в них правовая позиция является общим правилом поведения, которым должны руководствоваться все субъекты права при решении вопросов в рамках своей компетенции и полномочий по аналогичным делам. Однако решения Конституционного Суда РФ нельзя отождествлять с судебными прецедентами, поскольку данные решения не могут заменять законы при решении конкретных дел, и исключительно судебными прецедентами не могут обосновываться решения судов.

Таким образом, решения Конституционного Суда РФ являются актами применения права, носящими нормативно-интерпретационный характер, что позволяет отнести их к особому виду источников российского права наравне с нормативно-правовыми актами, судебными прецедентами, правовыми обычаями. Они имеют все признаки нормативных правовых актов, под которым понимаются исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения. Эти признаки - нормативный характер, непосредственное действие, общеобязательность, юридическая сила.

Выводы

Таким образом, понятие нормативного правового акта находится в постоянном развитии. Сохраняются основополагающие признаки этого феномена, такие как его связь с органами государственной власти, поддержка принудительной силой государства. Тем не менее, основания для удовлетворения современным состоянием нормативных правовых актов нет. Многочисленные примеры судебной практики свидетельствуют о том, что граждане, организации не видят в актах государства абсолютной истины. Как только политический режим допустил саму мысль об отсутствии священного происхождения и незыблемости актов государства, их система стала сыпаться под настойчивыми ударами заявителей в суде. Пиетет, как необходимая составляющая силы государства, практически исчез. Его место занимает желание любыми способами защитить свой интерес, даже если это борьба против государства и его актов. Все это явно свидетельствует о том, что нужны новые подходы к доктрине нормативных актов. Существует острая потребность придания ей юридической силы. Реальный путь для достижения этого результата видится в принятии федеральных законов, регулирующих законодательный процесс и систему нормативных правовых актов. Не случайно мы столь большое внимание уделяли социологическим школам в части их взглядов на авторитет Законодателя. Убежденность граждан в их сопричастности к деятельности государства, растворение воли всех в воле государственных предписаний, согласие с ограничениями, вера в обоснованность запретов – все это сделает авторитет нормативного правового акта действительным. Есть другие формы права, которые все это имеют в силу своего происхождения и сущности. Именно об этом должен помнить независимый и неприкосновенный Законодатель.


Список использованной литературы

  1. Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления. Определения. 1997 - 1998. М.: Юристъ, 2000. С.17
  2. Архипов С. И. Субъект права: теоретическое исследование. СПб, 2009.
  3. Марченко М. Н. Судебное правотворчество и судейское право. М., 2007.

1 Алексеев С. С. Общая теория права: В 2-х томах. М., 2009.

2 Байтин М. И. Сущность права. Саратов, 2007.

3 Байтин М. И. Сущность права. Саратов, 2007.

4 Сивицкий В. А. Проблемы систематизации правовых норм в Российской Федерации. М., 2007.

5 Алексеев С. С. Общая теория права: В 2-х томах. М., 2009.

6 Алексеев С. С. Общая теория права: В 2-х томах. М., 2009.

7 Страшун Б. Решения Конституционного Суда Российской Федерации как источник права // Конституционное правосудие. 2007 - 2008. N 4, 5. С. 155, 156.

8 Анишина В.И. Применение постановлений Конституционного Суда РФ судами общей юрисдикции // Российская юстиция. 2009. N 11. С. 23.

9 Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. М.: Закон и право, 2007. С. 164.

10 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2008. С. 29, 30.

11 Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления. Определения. 1997 - 1998. М.: Юристъ, 2000. С. 17

12 Татаринов С.А. Постановления Конституционного Суда РФ в системе источников конституционного права // Государственная власть и права человека / Отв. ред. В.Ф. Волович. Томск: Изд-во ТГУ, 2007. С. 132.

13 Кряжкова О.Н. О месте правовых позиций Конституционного Суда РФ в правовой системе России // Правовые проблемы укрепления российской государственности. Ч. 23 / Под ред. В.Ф. Воловича. Томск: Изд-во ТГУ, 2005. С. 99.

14 Анишина В.И. Правовая природа актов судебного правотворчества // Журнал российского права. 2006. N 10. С. 124.

15 Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. М.: Городец, 2008. С. 57.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

15025. Правовой нигилизм и правовой идеализм как факторы, замедляющие развитие гражданского общества в России, и задачи правовой культуры в их преодолении 465.78 KB
Правовая действительность диктует необходимость обсуждения просчетов в политике государства для дальнейшего совершенствования правового сознания россиян и определения социально-психологических причин возникновения в обществе феномена правового нигилизма. Надо сказать, что внедрение правового нигилизма в правосознание молодых россиян ставит вообще под сомнение идею реализации правового государства в России.
17032. НОРМАТИВНЫЙ ВЕКТОР В ЭКОНОМИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ 8.29 KB
Так английская традиция отрицала саму возможность существования каких-либо интересов отличных от агрегата предпочтений индивидуумов индивидуализм. Германская же традиция наоборот допустив наличие интересов общества как такового холизм признала категорию коллективные потребности в качестве фундаментальной основы знаменитой немецкой финансовой науки. В качестве попытки объединения этих традиций в докладе представлена Концепция экономической социодинамики КЭС ядром которой является тезис о том что у всякой общности людей в...
10698. Гражданско-правовой договор 27.45 KB
Вопросы лекции: Понятие и значение гражданскоправового договора. Содержание договора. Заключение договора. Изменение и расторжение договора.
11759. Основы правовой статистики 1.34 MB
При этом правовые явления и процессы рассматриваются в динамике развитии; взаимосвязи что позволяет выявить причинно-следственные связи развития; сравнении и сопоставлении что позволяет установить специфику и типические черты изучаемого явления. В установлении и количественное выражение закономерностей и взаимозависимости массовых явлений статистическая наука опирается на закон больших чисел особенность которого состоит в том что правильности и закономерности массовых явлений могут отчетливо быть обнаружены только при их массовом...
12528. ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО 111.97 KB
Рассмотрение международного законодательства, определяющего правовой статус безработного гражданина; Выявление и краткая характеристика нормативных актов отечественного законодательства, регулирующего статус безработного гражданина; Рассмотрение основных понятий: рынок труда, подходящая работа, занятость населения;
20466. 32.18 KB
Признаки и критерии банкротства. Особенности банкротства коммерческих организаций. Законодательство и процедуры банкротства в западных странах давно отработаны и широко используются для оздоровления экономики. В дореволюционной России практика банкротства также была весьма развитой при этом банкротство трактовалось как одна из составляющих несостоятельности.
13423. Методы правовой статистики 7.86 KB
Любое статистическое исследование начинается вопервых с получения исходных статистических данных например с учета правонарушений судебных решений или других юридически значимых фактов вовторых с обобщения установленных фактов в соответствующую совокупность полученные данные по какимлибо признакам сводятся в различных формах отчетности. Программа статистической сводки включает следующие этапы: разработка системы показателей характеризующих преступность или другое социальноправовое явление в целом и его отдельные группы;...
12857. 45.24 KB
Понятие и признаки некоммерческой организации. В соответствии с Гражданским Кодексом РК некоммерческими являются организации не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью и могут извлекать прибыль но такая деятельность может быть только неосновной побочной и осуществляться лишь в той степени в которой это необходимо для их уставных целей. Некоммерческие организации могут...
18386. Правовой механизм межгосударственного сотрудничества 117.33 KB
Принципы международного права по охране окружающей среды. Система международно-правовой охраны окружающей среды. Международные договоры и региональные соглашения регулирующие правовую охрану окружающей среды. Координирующая роль международного права в деле охраны окружающей среды.
15024. Особенности мусульманской правовой системы 455.26 KB
Необходимо констатировать, что из всех мировых религий ислам наиболее близко соприкасается с государством и правом. И связующим звеном здесь выступают именно мусульманское право и исламская правовая идеология. В свою очередь, подчеркивая государственный характер ислама, мусульманское право всегда стояло в центре его учения и воспринималось не только как система норм, но и как универсальная политико-правовая доктрина.
  • Предмет и методология теории государства и права
    • Предмет теории государства и права
    • Методология (методы) теории государства и права
    • Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук
  • Происхождение государства и права
    • Характеристика власти в первобытном обществе
    • Социальные нормы первобытного общества и способы социального регулирования
    • Происхождение государства
  • Понятие и признаки государства
    • Понятие, признаки и сущность государства
    • Государственная власть, ее свойства и формы осуществления
  • Теории происхождения государства
    • Многообразие теорий происхождения государства
    • Общая характеристика основных теорий происхождения государства
  • Типология государства
    • Понятие типа государства, критерии типологии
    • Формационный подход к типологии государства
    • Цивилизационный подход к типологии государства
    • Достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов в типологии государства
  • Функции государства
    • Понятие функций государства, их признаки и содержание
    • Классификация функций Российского государства
    • Формы осуществления функций государства
  • Форма государства
    • Понятие формы государства и ее основные элементы
    • Форма правления, классификация
    • Форма государственного устройства
    • Государственно-политический режим
  • Механизм государства
    • Понятие механизма государства
    • Структура государственного механизма
    • Государственный орган - основной элемент государственного механизма
  • Государство в политической системе общества
    • Политическая система: понятие, основные черты, типы
    • Основные элементы политической системы
  • Правовое государство и гражданское общество
    • Соотношение гражданского общества и правового государства
    • Личность, право и государство
  • Понятие, признаки, сущность и содержание права
    • Понятие и основные признаки права
    • Сущность и содержание права
  • Основные школы права
    • Естественно-правовая концепция. Историческая школа права. Нормативистская теория права
    • Марксистская теория права. Психологическая теория права. Социологическая теория права
  • Право в системе социальных норм
    • Социальные нормы: понятие и виды
    • Право, мораль, обычаи и религиозные нормы
    • Право, корпоративные и технические нормы
  • Принципы и функции права
    • Понятие, сущность и классификация принципов права
    • Понятие, признаки и характеристика функций права
  • Правосознание, правовая культура, правовое сознание
    • Понятие, структура, функции и виды правосознания
    • Понятие, структура, функции и виды правовой культуры
    • Правовое воспитание: понятие, формы и методы
  • Нормы права
    • Понятие, признаки и структура нормы права
    • Классификация правовых норм
    • Способы изложения правовой нормы в статьях нормативного правового акта
  • Формы (источники) права
    • Понятие формы (источника) права
    • Правовой обычай
    • Юридический прецедент
    • Нормативный правовой акт
    • Нормативный договор и иные источники права
    • Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
  • Правотворчество
    • Понятие, принципы и виды правотворчества
    • Этапы и стадии законотворческого процесса
    • Законодательная техника
  • Система права и система законодательства
    • Понятие и структурные элементы системы права
    • Основания деления права на отрасли
    • Отрасли и институты права
    • Внутригосударственное и международное право
    • Соотношение системы права и системы законодательства
    • Систематизация нормативных правовых актов
  • Правовые отношения
    • Правовые отношения: понятие, признаки, динамика
    • Структура и содержание правоотношения
    • Классификация правоотношений
    • Юридические факты и их классификация
  • Реализация норм права
    • Реализация права: понятие и формы
    • Применение как особая форма реализации права
    • Стадии применения права
    • Акты применения правовых норм
  • Толкование норм права
    • Понятие толкования норм права
    • Способы (виды) толкования правовых норм
    • Виды толкования по субъектам
    • Виды толкования по объему
  • Коллизии и пробелы в праве
    • Понятие юридических коллизий, их виды и способы устранения
    • Понятие пробелов в праве и способы их устранения
  • Правомерное поведение и правонарушение
    • Понятие и характеристика правомерного поведения
    • Классификация правомерного поведения
    • Понятие, признаки и состав правонарушения
    • Виды правонарушений
  • Юридическая ответственность
    • Понятие, признаки, основания юридической ответственности
    • Функции юридической ответственности
    • Принципы юридической ответственности
    • Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от ответственности
    • Виды юридической ответственности
  • Законность, правопорядок, общественный порядок
    • Понятие и принципы законности
    • Содержание законности
    • Понятие, признаки, структура правопорядка
    • Содержание, форма, функции и принципы правопорядка
    • Соотношение правопорядка, общественного порядка, законности
  • Правовое регулирование и его механизм
    • Понятие и пределы правового воздействия и регулирования
    • Механизм правового регулирования: понятие и элементы
    • Способы, типы и режимы правового регулирования
  • Правовые системы современности
    • Понятие и структура правовой системы, классификация правовых систем
    • Англосаксонская правовая семья (общего права)
    • Романо-германская правовая семья (континентального права)
    • Правовые семьи религиозного и традиционного права

Нормативный правовой акт

Это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений; это письменный документ, создаваемый в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов или всего народа по установлению или признанию норм права, вводящий, изменяющий или отменяющий правила общего характера. М.Н. Марченко отмечает, что все нормативные правовые акты являются государственными по своему характеру, их система определяется конституцией, они содержат общие предписания в отличие от правоприменительных актов, в каждом государстве есть своя иерархия, т.е. «система расположения, соподчиненности нормативных правовых актов».

Особенности этого источника права состоят в следующем:

  • это акт нормативного характера (содержит нормативные предписания);
  • это правовой акт (содержит только нормы права в отличие от актов нормативного содержания, например инструкции по правилам эксплуатации техники);
  • это акт, создаваемый в результате правотворческой деятельности государства или на референдуме (законодательная процедура, предусматривающая прохождение законопроекта в парламенте, согласительные процедуры, «чтения законов», промульгацию и др.);
  • это акт, обладающий общеобязательностью (рассчитан на неопределенный круг лиц, которые обязаны следовать предписаниям этого акта);
  • это акт, оформляемый в виде официального государственного документа (с соблюдением необходимых реквизитов и указанием порядка вступления его в законную силу);
  • это акт, в котором нормы права группируются по определенным структурным образованиям (статьи, главы, разделы и др.).

Нормативный правовой акт является наиболее распространенным источником права, особенно для стран романо-германской (континентальной) системы права. В нем закрепляется большинство социально значимых норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения. Иные источники права общерегулятивной значимостью не обладают. Статьи нормативных правовых актов четко формулируют предписываемые правила поведения. В отличие от нормативного правового акта юридические прецеденты носят казуистический характер, а правовые обычаи - неопределенный характер. Нормативные правовые акты могут подвергаться быстрым изменениям по сравнению с иными актами.

Системе законодательства любого государства свойственно прежде всего деление на законы и подзаконные акты (по юридической силе). Основаниями деления нормативных актов на виды являются: юридическая сила, характер и объем действия, содержание, субъекты издания и др. Юридическая сила нормативных правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Акты высших правотворческих органов обладают большей юридической силой по сравнению с актами нижестоящих органов.

Источники права Российской Федерации можно в целом представить следующей системой:

  • Конституция РФ;
  • общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры;
  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы (кодифицированные и текущие);
  • указы и распоряжения Президента РФ;
  • постановления, распоряжения и заключения Правительства РФ;
  • акты палат Федерального Собрания РФ (постановления, регламенты);
  • ведомственные акты (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, издающие приказы, инструкции);
  • акты государственных органов субъектов РФ; акты органов местного самоуправления.

Закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по основным вопросам общественной жизни. Закон содержит правовые нормы и является основным источником права.

Закон принимается только высшим представительным органом или путем референдума, обладает высшей юридической силой и верховенством но отношению к другим источникам права, отражает волю и интересы всего общества, издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, принимается, изменяется и дополняется в особом законодательном порядке. В некоторых государствах законы могут приниматься не только представительными органами, но и высшими судебными инстанциями, в порядке делегированного правотворчества, на референдумах. Законы принимаются по существенным вопросам общественной жизни, в особом законодательном порядке, составляют ядро всей правовой системы государства, обусловливая структуру всей совокупности нормативных правовых актов страны.

Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Таким образом, первичность законов, их высшая юридическая сила и особый порядок принятия являются наиболее существенными их особенностями. Изменить или отменить закон имеет право только тот орган, который его принял.

Классификация законов может иметь следующий вид:

  • по юридической силе (конституция, федеральные конституционные и федеральные законы);
  • по сфере действия (федеральные и субъектов федерации);
  • по субъектам законотворчества (принятые на референдуме или органами государственной власти);
  • по отраслевой принадлежности (конституционные, административные, гражданские и др.);
  • по внешней форме выражения (конституция, кодекс, закон, устав);
  • по сроку действия (постоянные и временные);
  • по кругу лиц (распространяющие свое действие на иностранцев, граждан, лиц без гражданства, лиц определенных профессий и др.);
  • по времени вступления в силу (непосредственно или с даты, указанной в законе).

При этом необходимо учитывать, что конституционные законы, определяя правовые основы и конституционный строй всего государства, носят учредительный и первичный характер, они обладают высшей юридической силой по отношению к другим законам и иным актам, они являются нормативной основой (базой) всего текущего законодательства. Законом законов, первоосновой нормативного регулирования является Конституция. Прямым продолжением Конституции, детализацией ее норм являются конституционные законы. Обыкновенные законы могут быть кодифицированными или текущими. Среди них могут быть законы общего, специального или чрезвычайного характера.

Подзаконные нормативные правовые акты издаются в пределах компетенции исполнительного органа государственной власти, они не должны противоречить закону, но могут его конкретизировать, развивать, дополнять. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они основываются на юридической силе законов.

По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные, внутриорганизационные.

1. Общие подзаконные акты - это нормативные правовые акты органов общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц определенного государства. К ним относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти (указы и распоряжения Президента России как акты первоначального правотворчества, постановления и распоряжения Правительства РФ, которые носят нормативный характер).

2. Ведомственные подзаконные нормативные правовые акты принимаются на основе законов Российской Федерации, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. В соответствии с ними регулируют отношения, находящиеся в ведении определенной исполнительной структуры. Но среди них есть акты значительной сферы действия (акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Федеральной налоговой службы и др.).

3. Местные (региональные) подзаконные нормативные правовые акты - это акты органов исполнительной власти на местах. Они издаются территориальными органами государственной власти и управления (нормативные решения или постановления правительств субъектов и др.).

4. Внутриорганизационные подзаконные нормативные правовые акты имеют и другое наименование - локальные акты. Это нормативные правовые акты, издаваемые различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяющиеся на членов данных организаций (различные уставы и положения, правила, коллективные договоры и иные акты коммерческих и некоммерческих организаций).

В зависимости от уровня органов, принимающих подзаконные акты, различают следующую иерархию: указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти (постановления, приказы, распоряжения, инструкции, положения, правила), акты главы субъекта, акты правительств субъектов РФ (постановления и распоряжения), акты муниципальных исполнительных органов власти, локальные нормативные акты и др.

Локальные нормативные правовые акты (ЛНА) принимаются в достаточно широких сферах общественной деятельности (уставы, положения, инструкции и др.). Особое значение они приобрели в организациях по регулированию отношений между работодателем и наемными работниками. В рыночных экономических отношениях приобретают большое регулятивное значение коллективные договоры, соглашения по охране труда и другие акты совместного нормотворчества. К локальным нормативным актам относятся также приказы работодателя и администрации организаций, принятые в пределах их компетенции.

Локальные нормативные правовые акты относятся к категории подзаконных источников права, стоящих на низшем уровне юридического регулирования. Они имеют ограниченную сферу действия и не должны противоречить законам и другим подзаконным актам.

Нормативный акт - это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.

Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность.

Нормативные акты характеризуются следующими признаками.

Во-первых, они имеют правотворческий характер: в них нормы права устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются. Нормативные акты - это носители, хранилища, жилища правовых норм, из них мы черпаем знания о правовых нормах.

Во-вторых, нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия.

В-третьих, нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер. Письменная форма способствует достижению единообразного понимания требований юридических норм, что очень важно, поскольку за их неисполнение возможно применение санкций.

В-четвертых, каждый нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу.

В-пятых, все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию, и лишь только после этого государство имеет право требовать их неукоснительного исполнения, исходя из презумпции знания закона, и налагать санкции.

Требования, предъявляемые к нормативным актам. Укажем лишь на самые важные из них.

1. Чтобы иметь большую регулирующую силу, нормативные акты должны быть качественными. Этого можно достигнуть, если они будут не представлять собой плод фантазии или желаемого правотворческих субъектов, а отражать объективную реальность. В принципе данное требование носит более общий характер и относится к правовым нормам в целом. Однако именно при принятии правовых актов возможность принятия волюнтаристских решений становится наиболее очевидной.

Однако свобода законодателя в принятии тех или иных решений не безгранична. Выше уже говорилось об объективной обусловленности права общественными отношениями. В том случае, если принятые нормативно-правовые акты будут противоречить объективной действительности, содержащиеся в них нормы как минимум станут «мертвыми», не применяющимися на практике. В случае же острого противоречия принятие такого акта чревато социальными потрясениями. Любые, даже очень хорошие идеи не могут быть претворены в жизнь с помощью нормативных актов, если общество до них не «дозрело», если нет необходимых условий. В качестве примера можно привести Закон о выборах, которым вводятся элементы пропорциональной избирательной системы, т. е. представительства в парламенте партий, при отсутствии практически таковых в российской действительности (партии-головастики, т. е. партии, не имеющие электората, не в счет).

2. Нормативные акты должны иметь структуру, а не представлять хаотичный набор нормативных положений. Как правило, нормативный акт имеет вводную часть, называемую преамбулой. В ней излагаются цели и задачи нормативного акта, характеризуется общественно-политическая обстановка, существующая в момент его принятия. Первые статьи нормативного акта могут быть посвящены определению терминологии, используемой в дальнейшем. Затем построение нормативного акта может укладываться в следующую схему: субъекты правоотношений (например, налогоплательщики и финансовые органы), объекты (получаемый доход), права и обязанности (обязанность уплатить налоги, право проверить точность их уплаты и др.), льготы, меры поощрения (например, освобождение от налогов малых предприятий в течение двух лет с момента создания) и санкции (за уклонение от уплаты налогов штраф в размере сокрытой суммы). Такой порядок компоновки нормативного материала используется в некодифицированных актах, наличие которых присуще «молодым», недавно появившимся отраслям права. «Старые» отрасли права, как правило, кодифицированы. Кодексы же имеют более сложное строение.

3. Нормативные акты должны быть доступными для понимания гражданами. Причем здесь законодатель должен ориентироваться не на интеллектуалов, а на людей среднего или даже ниже среднего интеллектуального уровня. Нормативные акты должны излагаться простым, ясным языком, отличаться строгостью стиля, соответствовать законам формальной логики, а также не носить слишком абстрактного характера, но одновременно и не увязать в деталях. В них не должно быть сложных юридических терминов.

Нормативные акты при разумном и умелом их составлении - могучее орудие преобразования общества. Однако очень многое зависит от их разработчиков, которые максимально должны учитывать объективные реалии и напрочь отбрасывать свои личные пристрастия. Если печать субъективизма будет неумеренно яркой, то нормативные акты могут стать орудием причинения вреда народу. Например, издание в 1991 г. Указа Президента РФ, разрешающего свободу торговли, преследовало благородную цель: раскрепостить граждан в сфере обмена. Но непродуманность в организации исполнения Указа повлекла нежелательные последствия: антисанитарию на территории городов, всплеск инфекционных заболеваний и др. Поэтому крайне важным является разработка руководства по производству нормативных актов (закона об издании нормативных актов).

Виды нормативных актов. Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на две большие группы: законы и подзаконные акты. Очень часто используется термин «законодательство», В это понятие входят все нормативные акты, изданные федеральными и региональными органами государства. Такое терминологическое наименование оправданно потому, что основу целостной системы нормативных актов образуют именно законы.

Перечислим и кратко охарактеризуем основные виды нормативных актов.

Законы - это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

Законы - это наиболее значительный вид нормативных актов.

Во-первых, законы могут приниматься только одним органом - парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране. Так, в США законы принимаются Конгрессом США, в России - Федеральным Собранием.

Во-вторых, законы принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой.

В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. В одних странах установлен строгий перечень вопросов, которые подлежат урегулированию именно с помощью закона. В других государствах, например в России, такого перечня нет, поэтому Федеральное Собрание формально может принять закон по любому вопросу. Однако вряд ли парламент сочтет необходимым принимать закон по вопросу, не имеющему первостепенного значения.

В-четвертых, законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими видами нормативных актов.

По своей значимости законы делятся на три группы: основные законы (конституции), регулирующие основополагающие вопросы жизни государства (конституционный строй, основные права и свободы граждан, систему государственной власти и др.);
конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету Конституции (Закон о выборах Президента, Закон о выборах в Государственную Думу, Закон о судебной системе и др.). Такие вопросы в общих чертах урегулированы в Конституции, однако в конституционных законах они получают дальнейшее развитие и детализацию. Понятно, что конституционные законы не должны противоречить Конституции РФ;
текущие (обычные) законы, принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества (например, Закон об акционерных обществах, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Закон об образовании и др.). Текущие законы также не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

Разновидность текущих законов - кодексы, которые представляют собой сложные систематизированные акты. Как правило, в кодексе в определенном порядке располагаются все или самые главные нормы какой-нибудь отрасли права. Так, в Уголовном кодексе собраны все нормы о преступлении и наказании, в Гражданском кодексе - самые важные нормы, регулирующие имущественные отношения. Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс - это как бы развитое «юридическое хозяйство», в котором должно быть все, что необходимо для регулирования той или иной группы общественных отношений. Причем весь этот материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован. Как правило, кодекс состоит из двух частей: общей и особенной. В общей части собраны нормы, имеющие значение для применения любой нормы части особенной, т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом. Так, в Уголовном кодексе в Общей части содержатся нормы о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, понятие преступления, перечень наказаний, основные правила их применения. В Особенной же части предусмотрены конкретные деяния и наказания за них.

Законодательный процесс. В России законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом. Такой сложный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необходимых для его реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.

Законотворческий (законодательный) процесс проходит в своем развитии несколько стадий.

1. Законодательная инициатива. Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос об издании законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано, во-первых, с тем, что его существенное расширение поставит Государственную Думу перед необходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъекты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и гражданах.

2. Подготовка законопроектов. Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан. Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тот орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе.

3. Обсуждение законопроекта. Происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект может проходить несколько чтений (обсуждений), число которых в законе не ограничено.

4. Принятие закона. Осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное. Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных - двух третей от общего числа депутатов. Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом Федерации (который его может одобрить или отклонить), но если рассмотрения не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который, в свою очередь, может наложить на него и вето.

5. Опубликование закона. Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия - необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение, да и вообще требовать его соблюдения. Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства-Российской Федерации» и в «Российской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты.

Указы. Их издает Президент России по вопросам, относящимся к его компетенции, которая у него достаточно широка, поскольку он одновременно является главой государства и фактически главой исполнительной власти. В случае, если указ противоречит Конституции и законам России, он может быть признан Конституционным Судом недействительным. По своему содержанию указы Президента связаны в основном с конкретизацией и детализацией действующих законов, принятием правил и положений, названных в актах парламента. Норма! ивными по своему характеру являются указы Президента, в которых он выступает в качестве гаранта Конституции РФ или регулирует порядок осуществления предоставленных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам структуры исполнительной власти, обороны, охраны общественного порядка, гражданства, награждения. Публикуются указы в «Собрании законодательства Российской Федерации» (СЗ РФ).

Постановления. Этот вид нормативных актов издается Правительством России. В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического характера (руководство промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальная защита населения, внешние экономические связи, организация работы министерств и ведомств и др.). Большое количество актов Правительства связано с выработкой механизма, порядка исполнения законов, принятых парламентом. «Запуск» их в жизнь - очень важный вид правотворческой деятельности, осуществляемой Правительством, поскольку, если не будет разработан механизм исполнения законов, они потеряют свой смысл. Постановления - зеркало деятельности Правительства. Их анализ дает ответ на вопрос, эффективно, грамотно, оперативно ли действовало Правительство. Публикуются они также в «Собрании законодательства Российской Федерации».

Инструкции министерств и ведомств. Указанные органы создаются для руководства той или иной сферой деятельности, реализацией специальных исполнительных, контрольных, разрешительных или надзорных функций государства. Нормативные акты их, помимо инструкций, называются и другими терминами: . приказы, положения, наставления, правила, уставы и т. д. Но ведущую роль играют именно инструкции. Они регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной категории. Но есть инструкции, которые носят межотраслевой характер и распространяются не только на работников, но и на другие организации, на всех граждан (инструкции Минфина, Центрального банка, Министерства транспорта, Министерства труда и др.). Такие акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции, где проверяется их законность. Публикуются акты министерств и ведомств в «Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств».

Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации. Законы - наиболее распространенное их наименование. Далеко не все субъекты Федерации активно занимаются законотворчеством. В этом плане активно себя проявляют г. Москва, Санкт-Петербург, Свердловская, Саратовская области. Бюджет, налоги, приватизация - вот наиболее серьезные вопросы регионального нормотворчества. Причем принятие актов такого рода требует заключения администрации субъекта Федерации.

Нормативные акты губернаторов краев, областей (президентов республик) называются указами.

Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик). Эти акты принято именовать постановлениями. Они могут регулировать различные вопросы - предоставление в аренду помещений, земельных участков, взимание платы за проезд в общественном транспорте, за обучение в детских музыкальных школах и т. п.

Акты как представительных, так и исполнительных органов субъектов Федерации публикуются в местных газетах.

Акты органов местного самоуправления называются, как правило, решениями. Они издаются по вопросам местного значения, касающихся жителей городов, районов, сел, поселков, деревень (озеленение, благоустройство, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. п.).

Корпоративные (внутриорганизационные, внутрифирменные) нормативные акты. Это такие акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. Корпоративные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий (вопросы использования их финансовых средств, управленческие, кадровые, социальные вопросы и др.). В процессе уменьшения вмешательства государства в дела предприятий и расширения их самостоятельности корпоративные акты берут на себя все большую нагрузку.



Просмотров