Привилегии и иммунитеты персонала дипломатических представительств. Какие категории персонала имеются в дипломатическом представительстве Назначение главы представительства

Назначение главы представительства

Перед назначением главы представительства аккредитующее го­сударство запрашивает у компетентных властей страны пребывания агреман (согласие) на назначение конкретного лица главой предста­вительства в данном государстве. Отказ в агремане или отсутствие ответа на запрос препятствуют назначению лица главой представи­тельства. Государство не обязано мотивировать свой отказ в агре­мане.

По получении агремана лицо назначается главой представитель­ства. Главе представительства выдается верительная грамота - до­кумент, адресованный властям страны пребывания, в котором просят верить (отсюда название - «верительная грамота») тому, что данное лицо будет излагать от имени этого государства. По прибытии в страну назначения глава представительства вручает свои веритель­ные грамоты главе государства или министру иностранных дел (если глава представительства - поверенный в делах).

В РФ главы дипломатических представительств в иностранных государствах назначаются Президентом РФ, а верительные грамоты подписывает министр иностранных дел РФ.

Персонал дипломатического представительства подразделяется на три группы: дипломатический персонал, административно-техни­ческий персонал и обслуживающий персонал.

Дипломатический персонал образуют лица, имеющие дипломати­ческие ранги (специальные звания). К дипломатическому персоналу относятся: послы и посланники, советники, торговые представители, специальные атташе (военный, военно-морской, военно-воздуш­ный), первые, вторые, третьи секретари, атташе.

В нашей стране установлены следующие дипломатические ранги: чрезвычайный и полномочный посол, чрезвычайный и полномочный посланник 1-го и 2-го класса, первый секретарь 1-го и 2-го класса; второй секретарь 1-го и 2-го класса; третий секретарь; атташе. Дипломатические ранги посла и посланника присваиваются Президен­том, остальные - министром иностранных дел. Сотрудники дипло­матического персонала представительств РФ состоят на службе в МИДе РФ.

Административно-технический персонал - это лица, осущест­вляющие административно-техническое обслуживание представи­тельства (переводчики, референты и т.д.).

Обслуживающий персонал включает в себя лиц, выполняющих обязанности по обслуживанию представительства (садовники, пова­ра и т.д.).

Члены дипломатического персонала, как правило, являются гражданами представляемого ими государства, члены администра­тивно-технического и обслуживающего персонала могут быть граж­данами страны пребывания.

41. Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств. Личные привилегии и иммунитеты.

Дипломатические привилегии и иммунитеты



Под дипломатическими привилегиями понимаются особые права и преимущества, предоставляемые представительствам и их сотруд­никам. Иммунитеты - это изъятия представительства и его сотруд­ников из юрисдикции и принудительных действий со стороны госу­дарства пребывания.

Различают привилегии и иммунитеты дипломатических предста­вительств и привилегии и иммунитеты их сотрудников.

Дипломатические представительства пользуются следующими привилегиями и иммунитетами.

1) Неприкосновенность помещений представительства: никто не может войти на территорию представительства иначе, как с согласия главы представительства. Под помещением представительства пони­маются как здания и сооружения, занимаемые представительством, так и земельные участки представительства. Государство пребывания обязано принимать все меры для защиты помещений представитель­ства от вторжения извне и нанесения им ущерба.

2) Помещения представительства и находящееся в них имущест­во, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных дей­ствий.

3) Представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Сборы, взимаемые представи­тельством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов и пошлин страны пребывания.

4) Архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Дипломати­ческая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

Дипломатические курьеры пользуются личной неприкосновен­ностью и подлежат особой защите со стороны государства пребыва­ния. Аккредитующим государством или представительством может быть назначен дипломатический курьер ad hoc. В этом случае иммунитеты прекращаются в момент доставки дипломатической почты по назначению. Дипломатическая почта может быть вверена также ко­мандиру экипажа гражданского самолета.

5) Сотрудникам представительства предоставляется свобода передвижения по территории страны пребывания.

Сотрудники представительства пользуются следующими приви­легиями и иммунитетами.

1) Личность дипломатического агента неприкосновенна. Дипло­мат не подлежит аресту или задержанию в какой-либо форме.

2) Частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представи­тельства.

3) Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания.

4) Дипломатический агент пользуется иммунитетом от граждан­ской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме:

вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имуществом для целей представительства;

исков, касающихся наследования, в отношении которых он высту­пает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказополучателя наследства;

исков, относящихся к любой профессиональной или коммерчес­кой деятельности дипломатического агента за пределами его офици­альных функций.

42. Консульские представительства. Понятие, виды, функции.

Виды и функции консульских представительств

Установление дипломатических отношений сопровождается, как правило, установлением и консульских отношений. В государствах, с которыми консульские отношения не установлены, функции кон­сульских учреждений могут выполнять дипломатические представи­тельства. В то же время в государстве, где нет дипломатического представительства, консульские учреждения могут осуществлять не­которые из дипломатических функций.

Различают четыре вида консульских представительств : генераль­ное консульство, консульство, вице-консульство, консульское агент­ство. Их возглавляют соответственно генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент. К консульским учреждениям отно­сятся также консульские отделы дипломатических представительств.

Местонахождение консульского учреждения и его класс опреде­ляются по соглашению с государством пребывания. Консульское представительство в отличие от дипломатического действует не на всей территории страны пребывания, а в пределах установленного консульского округа.

При назначении на должность консул получает письменное пол­номочие - консульский патент. Консул приступает к исполнению своих обязанностей после получения согласия (экзекватуры) госу­дарства пребывания. Экзекватура оформляется в форме записи на консульском патенте либо в виде отдельного документа.

В РФ консульские учреждения подчинены МИД РФ и действуют под руководством главы дипломатического представительства. Кон­сульские должностные лица и сотрудники консульских учреждений состоят на государственной службе в МИД.

Функции консульских представительств несколько уже, чем у посольств. В задачи консульских учреждений РФ входят:

защита за границей прав и интересов РФ, российских физических и юридический лиц;

содействие развитию дружественных отношений с государством пребывания;

учет постоянно проживающих и временно находящихся в его консульском округе граждан РФ;

воинский учет граждан РФ;

обеспечение и защита прав граждан РФ, находящихся под арес­том, задержанных или лишенных свободы в иной форме или отбыва­ющих наказание;

выдача, продление, погашение виз на въезд и выезд;

регистрация актов гражданского состояния;

совершение нотариальных действий;

легализация документов;

содействие военным кораблям РФ, морским и воздушным судам;

иные полномочия, предусмотренные законом и договорами.

Персонал консульских учреждений делится на три группы: кон­сульские должностные лица, административно-технический и обслу­живающий персонал.

Консульские привилегии и иммунитеты

43. Порядок назначения и основания прекращения функций консульского представителя.

Статья 11

Консульский патент или уведомление о назначении

1. Представляемое государство снабжает главу консульского учреждения

документом, имеющим форму патента или подобного ему акта, составляемым при

каждом назначении, удостоверяющим его должность и указывающим, как общее

правило, его полное имя и фамилию, категорию или класс, к которому он

принадлежит, консульский округ и местонахождение консульского учреждения.

2. Представляемое государство направляет этот патент или подобный ему акт

дипломатическим или иным соответствующим путем правительству того государства,

на территории которого глава консульского учреждения должен выполнять свои

функции.

3. Если государство пребывания согласно, представляемое государство может

вместо патента или подобного ему акта послать государству пребывания

уведомление, содержащее данные, о которых говорится в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 12

Экзекватура

1. Глава консульского учреждения допускается к выполнению своих функций

разрешением со стороны государства пребывания, называемым экзекватурой, какую бы

форму такое разрешение ни имело.

2. Государство, отказывающее в выдаче экзекватуры, не обязано сообщать

представляемому государству мотивы такого отказа.

3. За исключением случаев, предусмотренных в статьях 13 и 15, глава

консульского учреждения не может приступить к исполнению своих обязанностей до

получения им экзекватуры.

Статья 13

Временное допущение глав консульских учреждений

До выдачи экзекватуры глава консульского учреждения может быть временно

допущен к выполнению своих функций. В таком случае применяются положения

настоящей Конвенции.

Статья 25

Прекращение функций работников консульского учреждения

Функции работников консульского учреждения прекращаются, в частности:

a) по уведомлении государства пребывания представляемым государством о том,

что его функции прекращаются;

b) по аннулировании экзекватуры;

c) по уведомлении государством пребывания представляемого государства о том,

что государство пребывания перестало считать его работником консульского

персонала.

Статья 26

Отбытие из государства пребывания

Государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта,

предоставлять работникам консульского учреждения и частным домашним работникам,

не являющимся гражданами государства пребывания, а также членам их семей,

проживающим вместе с ними, независимо от их гражданства, время и условия,

необходимые для того, чтобы они могли подготовиться к отъезду и выехать как

можно скорее после прекращения функций соответствующих работников. В частности,

оно должно предоставить, в случае необходимости, в их распоряжении транспортные

средства, которые требуются для них самих или для их имущества, за исключением

имущества, приобретенного в государстве пребывания, вывоз которого во время

отбытия запрещен.

44. Консульские привилегии и иммунитеты.

Различают привилегии и иммунитеты консульских представи­тельств и их сотрудников.

Привилегии и иммунитеты консульских представительств сле­дующие:

1) Неприкосновенность помещений представительства: никто не может войти на территорию представительства иначе, как с согласия главы консульского или дипломатического представительств.

Венская Конвенция о консульских сношениях 1963 г. устанавли­вает ограничение неприкосновенности консульских представи­тельств. Речь идет о так называемой «пожарной оговорке», когда на территорию представительства возможен доступ без разрешения в случае пожара. Эта норма долгое время являлась основанием для отказа СССР ратифицировать данную конвенцию. В заключенных нашим государством двусторонних консульских конвенциях «пожар­ная оговорка» отсутствует.

Государство пребывания обязано принимать все меры для защи­ты помещений представительства от вторжения извне и нанесения им ущерба.

Привилегии и иммунитеты сотрудников консульских представи­тельств следующие:

2) Консульское представительство может беспрепятственно сно­ситься со своим правительством, дипломатическим представительст­вом и другими консульскими представительствами.

3) Помещения консульского представительства и находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполни­тельных действий.

4) Представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Сборы, взимаемые представи­тельством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин страны пре­бывания.

5) Архивы и документы консульского представительства непри­косновенны в любое время и независимо от их местонахождения.

6) Официальная корреспонденция представительства неприкос­новенна. Почта представительства не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

В отличие от сотрудников дипломатических представительств, сотрудники консульских представительств пользуются несколько меньшими привилегиями и иммунитетами.

1) По общему правилу, консульские должностные лица пользуют­ся личной неприкосновенностью и не могут быть подвергнуты задер­жанию или аресту, иначе как в случае преследования за совершение ими тяжкого преступления или исполнения вступившего в законную силу приговора суда. При этом понятие «тяжкое преступление» оп­ределяется по законодательству страны пребывания (Венская кон­венция 1963 г. и некоторые двусторонние конвенции). Однако в от­дельных соглашениях в качестве тяжких преступлений определены такие, за которые может быть назначено наказание свыше пяти лет лишения свободы.

2) Консульские агенты не могут отказываться от дачи свидетель­ских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выпол­нением ими служебных обязанностей. В случае отказа консульских должностных лиц от дачи показаний к ним не могут применяться меры принуждения.

3) Частная резиденция консульского агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представитель­ства.

4) Консульский агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме слу­чаев:

исков о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием;

вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имущество для целей представительства,

исков, касающихся наследования, в отношении которых он высту­пает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказополучателя наследства,

исков, относящихся к любой профессиональной или коммерчес­кой деятельности консульского агента за пределами его официаль­ных функций.

Следует учитывать также, что некоторые двусторонние соглаше­ния, заключенных нашим государством, приравнивают консульские представительства по привилегиям и иммунитетам к дипломатичес­ким

45. Понятие, система и источники коллективной безопасности.

Основным инструментом для сохранения мира и предупрежде­ния возникновения войн является универсальная система междуна­родной безопасности, предусмотренная Уставом ООН. Устав закреп­ляет основы современного мирового правопорядка, принципы взаи­моотношений государств на международной арене и предусматрива­ет целый комплекс мер по сохранению международного мира и пре­сечению актов агрессии. В их числе:

· средства мирного разрешения международных споров;

· меры по обеспечению мира с использованием региональных ор­ганизаций безопасности;

· временные меры по пресечению нарушений международного мира и безопасности;

· принудительные меры в отношении государств-нарушителей без использования вооруженных сил;

· принудительные меры в отношении государств-агрессоров с ис­пользованием вооруженных сил.

Поскольку различные аспекты этой проблемы уже были предме­том нашего рассмотрения, остановим внимание на исследовании ре­гиональных систем международной безопасности.

46. Региональные системы коллективной безопасности.

Системы региональной безопасности основаны на международ­ных договорах и характеризуются следующими чертами:

закрепляется обязательство участников договора решать споры между собой исключительно мирными средствами;

предусматривается обязанность участников оказывать индивиду­альную или коллективную помощь государству, подвергшемуся во­оруженному нападению извне;

о принятых мерах коллективной обороны немедленно извещается Совет Безопасности ООН;

в договоре участвуют, как правило, государства одного региона, а сам договор действует в пределах заранее определенного района, указанного в соглашении сторон;

принятие новых государств в установленную договором систему безопасности возможно лишь с согласия всех ее участников.

Организация американских государств

Организация американских государств (ОАГ) была создана на основании Межамериканского договора о взаимной помощи 1947 г., Устава ОАГ 1948 г. и Межамериканского договора о мирном разре­шении международных споров 1948 г. В 60-80-х гг. в Договор 1947 г. и Устав ОАГ были внесены существенные изменения.

Членом ОАГ может быть любое американское государство, рати­фицировавшее его Устав. В настоящее время в ОАГ участвуют все американские государства, за исключением Канады и Кубы.

Целями ОАГ являются достижения мира и безопасности на аме­риканском континенте, укрепления солидарности и сотрудничества, защиты территориальной целостности, организации совместных вы­ступлений в случае агрессии, мирного разрешения споров.

В соответствии со ст. 25 Устава ОАГ любая агрессия против одно­го из американских государств рассматривается как агрессия против всех остальных.

Устав дает расширительный перечень случаев, когда государства вправе применять меры «законной коллективной самообороны»: если неприкосновенность или целостность территории, или сувере­нитет, или политическая независимость любого американского госу­дарства будут нарушены посредством вооруженного нападения или акта агрессии, не представляющего собой вооруженного нападения, или внутриконтинентального конфликта между американскими госу­дарствами, или в результате ситуации, которые могут поставить под угрозу мир в Америке.

В отличие от других региональных систем коллективной безопас­ности Устав ОАГ не предусматривает обязанности ОАГ извещать Совет Безопасности ООН о принятых мерах военного характера, что, на мой взгляд, не согласуется с положениями Устава ООН.

Структура ОАГ более сложна, чем у других региональных орга­низаций.

Высшим органом ОАГ является Генеральная ассамблея, в кото­рой представлены все государства - члены ОАГ.

Для рассмотрения проблем срочного характера создано Консуль­тативное совещание министров иностранных дел. При нем учрежден Консультативный комитет обороны для координации деятельности участников по вопросам военного сотрудничества.

В функции Совета ОАГ, состоящего из представителей госу­дарств - членов ОАГ, входит ознакомление со всеми межамерикан­скими договорами, заключаемыми государствами ОАГ, разработка проектов конвенций в рамках ОАГ, обеспечение работы т.н. Панаме­риканского Союза, оказание содействия связям с ООН и т.д.

Генеральный секретариат ОАГ (ранее - Панамериканский союз) возглавляет Генеральный секретарь ОАГ, избираемый на пять лет.

Помимо главных органов, в ОАГ существуют вспомогательные структуры" специализированные конференции и специализирован­ные организации (Межамериканская комиссия по правам человека, Межамериканский юридический комитет и т д.).

Местопребывание ОАГ - г. Вашингтон.

Организация Североатлантического договора (НАТО)

Североатлантический договор был подписан в 1949 г. Первона­чальными участниками НАТО являлись США, Великобритания, Франция, Италия и др., всего 12 государств. В настоящее время коли­чество членов НАТО - 16 Вопрос о том, является ли НАТО регио­нальной международной организацией, достаточно спорен: ведь в ее состав входят государства трех континентов.

Согласно положениям Североатлантического договора (ст. 5 и 7), вооруженное нападение против одного или нескольких государств-участников будет рассматриваться как нападение против всех них, если такое нападение произойдет, каждый участник будет помогать стороне, подвергшейся нападению, всеми средствами, включая при­менение вооруженной силы. Нападение включает в себя вооружен­ное нападение как на территории государств-членов, так и на их суда и самолеты в определенном районе.

Обо всяком таком нападении и всех принятых мерах немедленно сообщается Совету Безопасности ООН. Меры прекращаются, когда Совет Безопасности принимает меры для восстановления и поддер­жания международного мира и безопасности.

В соответствии с Договором был создан Совет НАТО (высший политический и военный орган), в котором представлены все члены НАТО на уровне глав государств, правительств и министров ино­странных дел. В качестве постоянного органа Совет собирается раз в неделю на уровне постоянных представителей в ранге послов.

Совет учреждает вспомогательные органы, в частности, Военный комитет заседает не реже двух раз в год.

В 1991 г. создан Совет Североатлантического сотрудничества, в котором государства представлены министрами иностранных дел.

Вступить в НАТО согласно положениям Договора может любое европейское государство, которое в состоянии проводить в жизнь принципы этого Договора, с согласия остальных участников.

В начале 90-х гг. НАТО сделала ряд заявлений относительно деятельности этой организации в новых условиях (например, Брюс­сельское заявление с приглашением о присоединении к программе «Партнерство во имя мира» и др.). Римская декларация сессии Сове­та НАТО о мире и сотрудничестве 1991 г., в частности, определила новую структуру безопасности, отношения с РФ и странами Восточ­ной и Центральной Европы, проведение Конференции по безопас­ности и сотрудничеству в Европе, меры по контролю над вооруже­ниями.

Сегодня представители НАТО утверждают, что «Североатланти­ческий союз был создан с двумя целями: для обороны территории стран, являющихся его членами, и для защиты и поощрения ценнос­тей и идеалов, которые они разделяют... наши ценности и идеалы разделяет все большее число стран, мы с радостью воспользуемся возможностью соответственно пересмотреть свою оборону, сотруд­ничать и консультироваться с нашими новыми партнерами, помочь укрепить уже не разделенный более Европейский континент и внести вклад нашего Союза в новую эру доверия, стабильности и мира». Однако действия НАТО в бывшей Югославии, по моему мнению, представляли серьезное нарушение положений Устава ООН. Суще­ствуют также проблемы во взаимоотношениях НАТО и России, осо­бенно в связи с предполагаемым расширением НАТО на восток.

Местопребывание НАТО - г. Брюссель (Бельгия).

Система коллективной безопасности в рамках СНГ

В соответствии с Договором о коллективной безопасности 1992 г. и Соглашением об утверждении Положения о Совете коллективной безопасности 1992 г (участвуют Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан) в рамках СНГ учрежден Совет кол­лективной безопасности.

Современная практика признает следующие виды дипломатических и приравненных к ним представительств, которыми обмениваются стороны:

  • а). Посольства – представительства первого, высшего класса, во главе которого находится представитель, имеющий класс посла, аккредитованного при главе государства.
  • б). Миссии, возглавляемые посланником, аккредитованным при главе государства – представительства 2 класса или папские интернунциатуры.
  • в). Миссии, возглавляемые поверенным в делах, аккредитованным при министерстве иностранных дел.
  • г). Дипломатические и приравненные к ним официальные представительства, имеющие по тем или иным причинам иное, чем посольство и миссия, название и некоторые особенности правового положения.

Практикой предусмотрен институт кумулирования миссии. Представительство государства одним лицом одновременно в нескольких других государствах.

Функции дипломатического представительств:

представительство. Выступать от имени государства по всем вопросам официальных отношений;

дипломатическая защита прав и законных интересов аккредитующего государства, его физических и юридических лиц, находящихся на территории страны пребывания;

ведение переговоров с правительством страны пребывания;

сбор информации, касающейся страны пребывания и распространение официальной информации, поступающей через представительство от аккредитующего государства с помощью законных средств;

консульские функции.

Дипломатический корпус. В узком значении это главы иностранных посольств и миссий, аккредитованных в данной стране. В широком смысле слова – ранговые, профессиональные дипломаты и члены их семей проживающие совместно.

Дипломатический ранг – это личный ранг дипломата, присваиваемый в соответствии с законами и правилами похождения дипломатической службы. Ранги вводятся внутренним правом каждого государства и предусматриваются для всех его должностных лиц, ведущих в рамках ведомства иностранных дел работу по осуществлению официальных сношений с иностранными государствами. Ранг сохраняется независимо от занимаемой должности и остается при уходе в отставку.

Численность дип. персонала является компетенцией аккредитующего государства.

Административно-технический персонал: референты, переводчики, технические секретари, стенографистки и канцелярский персонал, шифровальщики. Все эти сотрудники не имеют дипломатических паспортов, но командируются на работу ведомством иностранных дел.

Члены обслуживающего персонала. Шоферы, уборщицы, лифтеры, повара, вахтеры, садовники и т.д. К ним примыкает обособленная группа лиц, не входящих в персонал представительств, но работающих по найму у самих сотрудников посольства – это так называемые частные домашние работники.

ПЕРСОНАЛ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ

Штатный состав сотрудников дипломатических представительств. Он состоит из трёх категорий сотрудников: 1) официального, т. е. собственно дипломатического, штата, включающего помимо главы представительства также и всех остальных работников, обладающих дипломатическим качеством, т. е. советников, секретарей, атташе (военных, морских, авиационных и прочих специальных атташе). В практике многих стран, отражённой и в международном праве, принято причислять к дипломатическому штату священников и врачей представительств, несмотря на явно не дипломатический характер их функций, а на Востоке - драгоманов (переводчиков); 2) канцелярского (технического) персонала, в который входят заведующие канцеляриями, архивисты, секретари консульских отделов, личные секретари, машинистки, стенографистки, бухгалтеры, заведующие хозяйством и т. д.; 3) обслуживающего персонала: швейцаров, курьеров, шофёров, лифтёров, дворников, садовников, поваров, камердинеров, домашней прислуги и т. п.

Право лиц, принадлежащих к первой категории, на дипломатические привилегии, в т. ч. на дипломатический иммунитет (см.), является общепризнанным положением международного права со времён Гуго Гроция. После Гаванских конвенций 1928 (см.) о дипломатических должностных лицах это право стало международно-правовой нормой также для всех американских государств. Оно обычно зафиксировано и во внутреннем законодательстве государств. Законодательство СССР, исходя из целевой установки предоставления привилегий - абсолютной независимости и безопасности представителя, - признаёт дипломатические привилегии лишь за официальным персоналом, точно указывая при этом его номенклатуру. "Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР" от 14. I 1927 гласит: "Дипломатическим представителям и членам дипломатических представительств иностранных государств: советникам (в т. ч. торговым), первым, вторым и третьим секретарям и атташе (в т. ч. торговым, финансовым, военным, морским) предоставляются на началах взаимности все права и преимущества, присвоенные им по положению согласно нормам международного права" (ст. 2).

Старые теории международного права и практика многих государств распространяли дипломатические привилегии на персонал второй и третьей категорий, что приводило к серьёзным злоупотреблениям и не оправдывалось необходимостью. В настоящее время считается почти общепризнанным, что обслуживающий персонал не пользуется такими привилегиями. Что касается канцелярского персонала, то вопрос рассматривается как спорный. В последнее время наблюдается всё больше сторонников его решения в отрицательном смысле. В частности Гаванские конвенции 1928 обусловливают неприкосновенность и неподсудность лишь официального персонала, не определяя, правда, детально круга этих лиц.

В практике государств, не признающих дипломатических привилегий за лицами технического персонала, аресты и предание их суду имеют место только в редких случаях, когда дело идёт о тяжёлых преступлениях. Обычно правительства ограничиваются требованием отозвания или высылкой провинившегося лица.

Обязанностью персонала дипломатических представительств, к какой бы категории он ни принадлежал, является уважение к законам страны пребывания и невмешательство в её внутренние дела. Законодательство СССР запрещает советским дипломатическим представителям и персоналу представительств всякое вмешательство во внутренние дела страны пребывания.


Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Смотреть что такое "ПЕРСОНАЛ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ" в других словарях:

    Персонал дипломатического представительства дипломатический персонал (дипломаты); административно технический персонал: делопроизводители, машинистки, переводчики и т. п.; и обслуживающий персонал. Административно технический и… … Википедия

    ПЕРСОНАЛ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА - штат представительства, включает в себя дипломатический персонал (т.е. дипломатов), административно технический персонал (делопроизводителей, машинисток, переводчиков и т.п.) и обслуживающий персонал (шоферов, уборщиц, поваров и т.п.)… … Юридическая энциклопедия

    ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ КОРПУС, в широком смысле весь дипломатический персонал (с членами семей) дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве. В узком смысле только главы дипломатических представительств. От имени… … Современная энциклопедия

    В широком смысле весь дипломатический персонал (с членами семей) дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве; в узком смысле только главы дипломатических представительств. Возглавляется старшиной (дуайеном) … Большой Энциклопедический словарь

    В широком смысле весь дипломатический персонал (с членами семей) дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве; в узком смысле только главы дипломатических представительств. Возглавляется старшиной (дуайеном).… … Политология. Словарь.

    Корпус (Corps diplomatique) совокупность послов идр. Д. агентов, аккредитованных При одном и том же государе илиправительстве. Лишь с тех пор как вошло в обычай содержать постоянныепосольства, стало возможным рассматривать представителей их как… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - (фр. corps diplomatique, CD) дипломатический персонал дипломатических представительств, находящихся в данной стране. В узком смысле главы дипломатических миссий в их совокупности, включая временных поверенных в делах; в широком… … Википедия

    Дипломатический корпус - весь дипломатический персонал (с членами семей), аккредитованный в данной стране. В Д.к. входят не только главы представительств, но и все дипломатические работники, в том числе официальные представители Пограничной службы России в сопредельных… … Пограничный словарь

Штат дипломатического представительства состоит из главы представительства, дипломатического, а также административ­но-технического и обслуживающего персонала. Члены дипло­матического персонала - это лица, имеющие дипломатический ранг, который присваивается дипломату в соответствии с су­ществующими в стране правилами относительно прохождения дипломатической службы (послы, посланники, советники). Ди­пломатический ранг сохраняется пожизненно. К дипломатиче­скому персоналу относятся также торговые представители и их заместители, военные атташе и специалисты по областям со­трудничества, имеющие различные дипломатические ранги.

Главы представительств государств, согласно ст. 14 Вен­ской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., делятся на три класса:

а) класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств;

б) класс посланников и интернунциев, ак­кредитуемых также при главах государств;

в) класс поверен­ных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.

Класс главы дипломатического представительства опреде­ляется соглашением заинтересованных государств. Назначение главы представительства осуществляется в соответствии с об­щепринятыми международными правилами и национальным законодательством аккредитующей страны и сводится к сле­дующим стадиям:

1) запрос агремана - согласия государства пребывания на назначение данного лица в качестве главы ди­пломатического представительства;

2) издание после получе­ния агремана акта, оформляющего назначение главы предста­вительства;

3) вручение верительных грамот, т. е. документа, удостоверяющего официальный статус главы дипломатическо­го представительства и аккредитующего в этом качестве в го­сударстве пребывания. Верительные грамоты подписываются главой аккредитующего государства и адресуются главе госу­дарства, принимающего дипломатического представителя.

Аккредитующее государство может назначить главу пред­ставительства в одно или несколько государств, если не заяв­лено возражений со стороны любого из этих государств.

Члены дипломатического персонала назначаются аккреди­тующим государством без предварительного запроса. Назначение производится ведомством иностранных дел. Своеобразно решается вопрос относительно военных атташе. Согласно Вен­ской конвенции государство пребывания может предложить, чтобы имена -военных, морских или авиационных атташе зара­нее сообщались на его одобрение. Действующее в Российской Федерации правило предусматривает обязательное согласие на назначение того или иного лица в качестве военного атташе.

Дипломатический персонал образуют лица, имеющие дипломати­ческие ранги (специальные звания). К дипломатическому персоналу относятся: послы и посланники, советники, торговые представители, специальные атташе (военный, военно-морской, военно-воздуш­ный), первые, вторые, третьи секретари, атташе.

В РФ установлены следующие дипломатические ранги: чрезвычайный и полномочный посол, чрезвычайный и полномочный посланник 1-го и 2-го класса, первый секретарь 1-го и 2-го класса; второй секретарь 1-го и 2-го класса; третий секретарь; атташе. Дипломатические ранги посла и посланника присваиваются Президен­том, остальные - министром иностранных дел. Сотрудники дипло­матического персонала представительств РФ состоят на службе в МИДе РФ.

Административно-технический персонал - это лица, осущест­вляющие административно-техническое обслуживание представи­тельства (переводчики, референты и т.д.).

Обслуживающий персонал включает в себя лиц, выполняющих обязанности по обслуживанию представительства (садовники, пова­ра и т.д.).

Члены дипломатического персонала, как правило, являются гражданами представляемого ими государства, члены администра­тивно-технического и обслуживающего персонала могут быть граж­данами страны пребывания.

Выше говорилось об основных привилегиях и иммунитетах сотрудников дипломатических представительств, которые зафиксированы в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. Тем не менее ряд важных вопросов, касающихся персонала дипломатического представительства, остался за рамками изложения и требует разъяснения. Поэтому в целях более глубокого понимания условий, в которых трудятся сотрудники дипломатических представительств за рубежом, важно осветить некоторые дополнительные моменты, раскрывающие эту тему. Итак, помимо посла, возглавляющего дипломатическое представительство, в составе посольства работает большая группа сотрудников, отнесенных Венской конвенцией 1961 г. к трем разным категориям: дипломатическому персоналу, административно-техническому персоналу и обслуживающему персоналу представительства.

К категории дипломатического персонала относятся члены персонала представительства, имеющие дипломатический ранг. Административно-технический персонал - это сотрудники, которые осуществляют административно-техническое обслуживание представительства, они не имеют дипломатического ранга. К категории обслуживающего персонала относятся сотрудники представительства, выполняющие обязанности по обслуживанию дипломатического представительства. Помимо этого, имеется еще одна категория сотрудников, которая квалифицируется как частные домашние работники. К ней относятся лица, работающие у сотрудника представительства и не являющиеся служащими аккредитующего государства (это могут быть повар, садовник, горничная, личный шофер и т. п.).

Помимо дипломатов, являющихся сотрудниками министерства иностранных дел, к дипломатическому персоналу относятся также военные, военно-морские и военно-воздушные атташе, а также их помощники. Кроме того, к дипломатическому персоналу могут быть отнесены лица, командируемые в посольство по линии других государственных ведомств в целях изучения опыта и налаживания сотрудничества со страной пребывания в таких конкретных областях, как культура, наука, образование, сельское хозяйство, морское судоходство, спорт и т. п. Как правило, эти сотрудники входят в штат дипломатического представительства, занимают соответствующие дипломатические должности и относятся к дипломатическому персоналу.

Что касается административно-технического и обслуживающего персонала дипломатического представительства, то его представители не являются дипломатическими служащими. Однако, как и дипломатические работники, они, как правило, являются гражданами аккредитующего государства, подбираются кадровой службой внешнеполитического ведомства аккредитующего государства и командируются за границу на временную работу в дипломатическое представительство. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. допускает, что членами дипломатического персонала могут быть также граждане государства пребывания, но это возможно только с согласия этого государства. Причем такое согласие может быть в любое время аннулировано. Точно так же государство пребывания может оговорить за собой аналогичное право в отношении граждан третьих стран, которые не являются одновременно гражданами аккредитующего государства.

В соответствии со сложившейся дипломатической практикой принято уведомлять министерство иностранных дел страны пребывания о прибытии и об окончательном отъезде сотрудников дипломатического представительства, направляя ему вербальную ноту. Дипломатическая практика также предусматривает рассылку циркулярной ноты с извещением о прибытии на работу в посольство новых дипломатических сотрудников. Члены дипломатического, административно-технического и обслуживающего персонала прибывают на работу в дипломатическое представительство в стране аккредитации после получения ими соответствующей дипломатической или служебной визы.

В некоторых случаях, однако, между государствами заключаются соглашения о безвизовом въезде для сотрудников дипломатических представительств. Тем не менее все прибывающие на работу в дипломатическое представительство сотрудники обязаны получить в министерстве иностранных дел страны пребывания дипломатическую или служебную карточку, которая подтверждает аккредитацию этого сотрудника в стране пребывания. Такая карточка является документом, удостоверяющим личность дипломатического или административнотехнического сотрудника, и предъявляется по запросу представителей официальных властей страны пребывания. После завершения командировки сотрудника дипломатического, административно-технического или обслуживающего персонала и его отъезда из страны пребывания его дипломатическая или служебная карточка возвращается с нотой в министерство иностранных дел страны пребывания.

Государство пребывания может в любое время, не мотивируя своего решения, уведомить аккредитующее государство о том, что глава дипломатического представительства, любой из членов дипломатического, административно-технического или обслуживающего персонала представительства является персоной нон грата. В таком случае аккредитующее государство должно отозвать данное лицо из страны или прекратить его работу в представительстве. Причем следует иметь в виду, что то или иное лицо может быть объявлено персоной нон грата еще до его прибытия на территорию государства аккредитации. В случае если аккредитующее государство откажется выполнять или не выполнит в течение разумного срока указанные выше обязательства об откомандировании или увольнении лица, объявленного персоной нон грата, государство пребывания имеет право отказаться признавать данное лицо в качестве сотрудника представительства.

По Венской конвенции 1961 г. дипломатическое представительство должно уведомлять министерство иностранных дел страны пребывания о назначении сотрудников представительства, их прибытии и окончательном отбытии или прекращении их функций в представительстве; о прибытии и окончательном отбытии членов семей сотрудников; о прибытии и окончательном отбытии частных домашних работников, состоящих на службе у сотрудников представительства, а также о найме и увольнении лиц, проживающих в государстве пребывания, в качестве сотрудников представительства или домашних работников, имеющих право на привилегии и иммунитеты.

В Венской конвенции 1961 г. дается определение понятия «дипломатический агент», под которым понимается как глава представительства, так и член дипломатического персонала представительства. По аналогии с привилегиями и иммунитетами дипломатических представительств, о которых говорилось выше. Венская конвенция 1961 г. устанавливает привилегии и иммунитеты для дипломатических агентов. В частности, Конвенция указывает, что личность дипломатического агента является неприкосновенной, он не может быть арестован или задержан. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу и достоинство. Частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства. Бумаги, корреспонденция и имущество дипломатического агента пользуются неприкосновенностью.

По Венской конвенции 1961 г. дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания, а также от гражданской и административной юрисдикции, за исключением следующих случаев: вещные иски, относящиеся к частному недвижимому имуществу на территории государства пребывания; иски, касающиеся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо; иски, относящиеся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.

Дипломатический агент не обязан давать показания в качестве свидетеля. В отношении его не могут приниматься никакие исполнительные меры, за исключением случаев, указанных выше. Но и в этих случаях соответствующие меры могут применяться только таким образом, чтобы не произошло нарушения неприкосновенности его личности или его резиденции. Вместе с тем надо помнить, что иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства. Иными словами, в случае совершения дипломатическим агентом уголовного преступления он должен быть передан властям своей страны, которые и подвергнут его суду.

Хотелось бы в связи с этим напомнить одну особенность, о которой говорилось выше: дипломатический агент или лицо, пользующееся иммунитетом, не может само, т. е. произвольно, отказаться от этого иммунитета, это может сделать только аккредитующее его государство. При этом такой отказ должен быть определенно выраженным. Возбуждение дела дипломатическим агентом лишает его права ссылаться на свой иммунитет от юрисдикции в отношении встречных исков, связанных с основным иском. Отказ от иммунитета от юрисдикции в отношении гражданского или административного дела не означает отказа от иммунитета в отношении исполнения решения, для чего требуется особый отказ.

Как упоминалось выше, дипломатический агент освобождается от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных. Исключение составляют косвенные налоги, которые обычно включаются в цену товаров или обслуживания, сборы и налоги на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государства пребывания, а также налог на наследство и пошлина на наследование, взимаемые государством пребывания. Кроме того, дипломатический агент не может быть освобожден от сборов и налогов на частный доход, источник которого находится в государстве пребывания, и налогов на капиталовложения в коммерческое предприятие в государстве пребывания. Платит он и сборы, взимаемые за конкретные виды обслуживания (водоснабжение, электричество, вывоз мусора и т. п.), а также регистрационные, судебные и реестровые пошлины, ипотечные и гербовые сборы в отношении недвижимого имущества. Дипломатический агент согласно Венской конвенции 1961 г. не должен заниматься в стране пребывания профессиональной или коммерческой деятельностью в целях получения личной выгоды.

Если глава дипломатического представительства в соответствии с установившимися правилами прибывает в страну назначения только после отъезда своего предшественника, то другие сотрудники обычно приезжают туда до отъезда тех лиц, которых они заменяют. В течение 5-10 дней осуществляется передача дел от завершающего свою заграничную командировку сотрудника приехавшему ему на замену коллеге. Такая практика позволяет вновь приехавшему работнику ознакомиться с кругом своих новых обязанностей и теми проблемами, которыми ему предстоит заниматься. Кроме того, в этот период отъезжающий сотрудник имеет возможность передать прибывшему на замену коллеге свои деловые связи, познакомить с людьми, помогавшими ему в осуществлении служебных функций. Для облегчения процесса вхождения нового дипломатического сотрудника в должность, а также чтобы дать отъезжающему дипломату возможность попрощаться со своими знакомыми, друзьями и коллегами по дипломатическому корпусу, посол, как правило, устраивает прием в честь отъезжающего сотрудника и его преемника.

Особую категорию дипломатических сотрудников составляют ак- кредитуемые при посольстве военные (военно-морские, военно-воздушные) атташе. Они являются официальными представителями военного ведомства назначившей их страны при военном ведомстве страны пребывания. При этом военные атташе, помимо своих прямых функций, заключающихся в поддержании регулярных контактов с соответствующими оборонными ведомствами страны пребывания, исполняют и очень важные функции советников посла по военным и военно-политическим вопросам. В зависимости от имеющейся необходимости и по договоренности с властями страны пребывания в одном государстве могут быть аккредитованы одновременно военный атташе, военно-морской атташе и военно-воздушный атташе. Однако нередко в целях экономии средств министерство обороны направляет одного военного атташе, который одновременно представляет в стране пребывания все три рода войск. Военные атташе и их помощники пользуются теми же дипломатическими иммунитетами и привилегиями, что и остальные дипломатические сотрудники посольств и миссий. В российских посольствах военные атташе включаются в список дипломатического персонала, причем военный атташе следует в нем после советника посольства перед первым секретарем, а его помощник - перед вторым секретарем посольства.

Порядок аккредитования военных атташе регулируется ст. 7 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., которая, в частности, предусматривает, что государство пребывания может предложить, чтобы имена военных атташе, готовящихся въехать на работу в это государство, были сообщены заранее. На практике во избежание проблем аккредитующее государство обычно по собственной инициативе сообщает сведения о военных атташе, направляемых на работу в загранучреждение, без запроса со стороны государства аккредитования.

Все дипломатические представительства по запросу министерства иностранных дел страны пребывания составляют полный список своих дипломатических сотрудников, расставляя их в протокольном порядке, т. е. по протокольному старшинству. В посольствах Российской Федерации такой список выглядит примерно следующим образом. Возглавляет его Чрезвычайный и Полномочный Посол. Далее идет старший дипломат, который остается временным поверенным в делах на период отсутствия в стране посла: в крупных посольствах это советник-посланник, в небольших - советник. Затем идут другие советники, военный атташе, первые секретари, помощники военного атташе, вторые секретари, третьи секретари и атташе. Атташе по отраслям, представляющие различные ведомства (по науке и технике, культуре, сельскому хозяйству и др.), могут размещаться в конце списка после атташе, либо, если они занимают более высокую должность, например советника, первого или второго секретаря, их ставят на соответствующее более высокое место. В тех странах, где сохраняются торговые представительства России, их руководители (торговые представители - торгпреды) обычно заносятся в дипломатический список посольства после советника-посланника или, если такового в посольстве нет, после советника, который в отсутствие посла выполняет функции временного поверенного в делах. В некоторых случаях после должности внесенного в список дипломата указываются его функциональные обязанности (например, консульские, политические, экономические или иные). В списке также указывается имя супруги или супруга дипломата. Дипломаты, имеющие одинаковые должности, располагаются в списке в соответствии со временем своего прибытия на работу в посольство.

В практике дипломатической службы некоторых стран второй по положению дипломат посольства имеет должность полномочного министра. Если их в посольстве несколько, то старший по положению полномочный министр может также быть представлен как заместитель главы миссии. Вместе с тем надо иметь в виду, что не существует такой должности, как заместитель посла.

Как правило, один раз в год протокольный отдел министерства иностранных дел страны пребывания запрашивает у дипломатических миссий полные списки всех их дипломатических сотрудников и публикует затем список членов дипломатического корпуса в виде брошюры. В этой брошюре помимо имени и должности указываются также контактные телефоны и адрес проживания. Вместе с тем в последние годы, опасаясь террористических актов против своих сотрудников, посольства ряда стран возражают против публикации домашних адресов своих дипломатов.



Просмотров