Кто лишается права изменить гражданство рф. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Комментарий к Статье 6 Конституции РФ

1. Гражданство Российской Федерации представляет собой устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Устойчивость отношений гражданства определяется их постоянным характером: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства.

Правовой характер связи лица с государством, образующей отношения гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство - правовое, а не просто фактическое состояние. Оно представляет собой один из важнейших элементов правового статуса личности. От него зависит напрямую объем прав, свобод и обязанностей того или иного лица.

Конституция относит законодательство о гражданстве к ведению РФ. На основании комментируемой статьи должен разрабатываться федеральный закон.

Был принят Закон РФ от 28.11.1991 N 1948-1 "О российском гражданстве" (в ред. от 31.05.2002) (далее - Закон о гражданстве 1991 г.). В преамбуле Закона указывалось, что он призван обеспечить осуществление норм и принципов международного права и Конституции РСФСР, относящихся к гражданству и правам человека, создание наиболее благоприятных правовых условий для каждого гражданина РСФСР, защиту и покровительство РСФСР гражданам РСФСР, находящимся за ее пределами. Закон о гражданстве устанавливал прежде всего те общие основы, которые определяли сущностные черты отношений гражданства. В нем устанавливалось (ст. 2), что российское гражданство является равным независимо от оснований его приобретения. Он не выделял никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами России по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство и т.д. Не имело правового значения и время приобретения гражданства. Отныне российское гражданство носило открытый и свободный характер. Это выражалось в том, что согласно указанному Закону в Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство, а также право изменить свое гражданство, которого никто не может быть лишен (ст. 1). Содержащийся в нем запрет на лишение человека гражданства вытекал из права человека на гражданство, двустороннего характера связи между человеком и государством, что предполагает расторжение этой связи как той, так и другой стороной только по взаимному согласию.

Закон о гражданстве устанавливал (ст. 3), что приобретение гражданства РСФСР иностранными гражданами допускается при условии их отказа от прежнего гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РСФСР. Однако в нем устанавливалось, что гражданину РСФСР может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым есть соответствующий договор РСФСР.

Законодатель исходил из принципа сохранения российского гражданства лицами, проживающими за пределами страны (ст. 4). Закон гарантировал гражданам РСФСР защиту и покровительство за пределами республики (ст. 5). В нем устанавливалось, что гражданин РСФСР не может быть выдан другому государству иначе, как на основании закона или международного договора РСФСР (ст. 1).

Подписанный 31 марта 1992 г. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ отнес к ведению федеральных органов государственной власти РФ гражданство Российской Федерации. Таким образом, решение вопросов гражданства республик в составе РФ оставалось в ведении органов власти республик. В Законе ничего не говорилось о едином гражданстве, однако этот важнейший принцип гражданства в условиях федеративного устройства закреплялся посредством признания того, что граждане РСФСР, постоянно проживающие на территории республики в составе РСФСР, являются одновременно гражданами этой республики (ст. 2).

За время своего действия Закон о гражданстве 1991 г. подвергался изменениям и дополнениям. 17 июня 1993 г. Верховный Совет РСФСР внес в него некоторые изменения и дополнения*(15). В связи с изменением наименования государства в Законе слова "Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика" было решено заменить словами "Российская Федерация". Отменено положение Закона, предусматривающее необходимость отказа от прежнего гражданства при желании приобрести российское гражданство, расширен круг бывших граждан СССР, имеющих права на приобретение гражданства в порядке регистрации, а также восстанавливаемых в гражданстве РФ, и т.д.

В Законе о гражданстве 1991 г. говорилось о том, что в порядке регистрации гражданство РСФСР приобретают граждане СССР, постоянно проживающие на территории других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 г., если они не являются гражданами этих республик и в течение трех лет со дня вступления в силу Закона о гражданстве заявляют о своем желании приобрести гражданство РСФСР. Федеральный закон от 06.02.1995 N 13-ФЗ "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" слова "в течение трех лет со дня вступления в силу" Закона о гражданстве заменил словами "до 31 декабря 2000 года".

Конституционный Суд РФ своим Постановлением от 16.05.1996 N 12-П*(16) признал не соответствующим Конституции п. "г" ст. 18 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" в части, распространяющей правило о приобретении гражданства РФ в порядке регистрации на лиц, которые: родились на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации; являлись гражданами бывшего СССР; не изъявили свободного своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации; выехали ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР; не являются гражданами других государств (входивших в состав бывшего СССР); и впоследствии вернулись на постоянное жительство в пределы Российской Федерации.

12 декабря 1993 г. в Российской Федерации была принята новая Конституция, которая внесла существенные изменения в институт российского гражданства. В ней получил дальнейшее развитие принцип единого гражданства. Закрепив гражданство РФ в качестве одной из основ конституционного строя, Конституция определила, что оно является единым и равным независимо от основания приобретения. В ней нет упоминания о федеративном характере гражданства, а сами принципы Федерации и гражданства изложены в разных статьях Конституции и составляют самостоятельные основы конституционного строя. Более того, закрепляя перечень субъектов Федерации и устанавливая важнейшие критерии их правосубъектности (ст. 5), Конституция не упоминает собственное гражданство среди атрибутов государственности республик в составе РФ, не говоря уже о других субъектах. Таким образом, с момента принятия Конституции 1993 г. в Российской Федерации устанавливалось только одно гражданство - гражданство РФ, а решение всех вопросов, связанных с гражданством в Российской Федерации, было отнесено к исключительному ведению РФ (п. "в" ст. 71).

Однако все эти новеллы не нашли отражения ни в действующем законодательстве РФ и ее субъектов, ни в практике работы как федеральных, так и региональных органов государственной власти. Никаких существенных изменений в законодательство, вытекающих из действующей Конституции, не вносилось. Более того, органы государственной власти РФ и ее субъектов вели себя в вопросах гражданства таким образом, как будто этой Конституции вообще не существует.

Таким образом, в Российской Федерации в области гражданства сложилось совершенно ненормальное положение, при котором практика деятельности как федеральных, так и региональных органов находилась в явном противоречии с Конституцией. В значительной мере это объяснялось тем, что сам действующий Закон о гражданстве 1991 г. устарел и многие его положения не соответствовали ни Конституции, ни реалиям российского общества.

4 мая 1997 г. Президент РФ внес в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", предусматривающий 25 различных изменений и дополнений, направленных на упорядочение решения вопросов российского гражданства, основанное на опыте его реализации. Однако законопроект не был принят Государственной Думой.

Надо сказать, что в нашей стране на выработку политики в сфере законодательства о гражданстве и на развитие самого законодательства о гражданстве существенное влияние оказывала политическая борьба. Свидетельством тому стал принятый Государственной Думой Федеральный закон от 24.05.1999 N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (в ред. от 18.07.2006). В этих условиях возникла острая необходимость в подготовке нового федерального закона о гражданстве РФ, направленного на укрепление российской государственности, создание единого правового пространства, последовательное отражение интересов государства и личности при решении вопросов гражданства. Дополнительным стимулом к подготовке нового законодательства явилось также подписание Россией в 1997 г. Европейской конвенции о гражданстве.

Новый закон - Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (в ред. от 01.10.2008) (далее - Закон о гражданстве 2002 г.), вступил в силу 1 июля 2002 г. В нем содержатся принципы гражданства РФ и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством РФ, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ. В соответствии с этим Законом (ст. 2) вопросы гражданства РФ регулируются Конституцией, международными договорами РФ, Законом о гражданстве РФ, а также принимаемыми в соответствии с ним другими нормативными правовыми актами РФ.

Закон исходит из того, что гражданство РФ является единым и равным, независимо от основания его приобретения. Этот принцип базируется на мировой практике федерализма, которая основана на отказе от возможности существования суверенного государства в составе другого суверенного государства. Отказ от конституционного закрепления суверенитета республики в составе РФ является одной из наиболее важных гарантий государственной целостности России.

В Законе о гражданстве 2002 г. устанавливается, что проживание гражданина РФ за ее пределами не прекращает его гражданства РФ (п. 3 ст. 4). Этот принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться. Таким образом, ни само по себе проживание за пределами РФ, ни его длительность не могут быть основанием для прекращения гражданства РФ. Таким основанием может быть лишь волеизъявление самого гражданина. Согласно указанному Закону (п. 4 ст. 4) гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его. В соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 61) новый Закон закрепляет принцип, согласно которому гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству. Тем самым устанавливаются важные гарантии защиты интересов российских граждан.

Согласно ч. 6 ст. 4 Закона о гражданстве 2002 г. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ. Тем самым констатируется приверженность России международному принципу сокращения безгражданства в отношении лиц, проживающих на ее территории, что согласуется, в частности, с п. "б" ст. 4 Европейской конвенции о гражданстве. Закон закрепляет принцип двойного гражданства (ст. 5). Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства РФ.

В соответствии со ст. 8 Закона заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства указанных лиц, а расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.

Закон о гражданстве 2002 г. признает гражданами РФ лиц, имеющих гражданство РФ на день вступления его в силу, т.е. на 1 июля 2002 г., а также лиц, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с этим Законом. Закон устанавливает условия, при которых лица сохраняют свое гражданство. Повторяя в основном норму Закона о гражданстве 1991 г., Закон о гражданстве 2002 г. (ст. 8) внес в нее лишь некоторые редакционные изменения. Сохранение гражданства лицами, проживающими за пределами страны, направлено на поддержание связей между нашей страной и ее гражданами, проживающими за рубежом. Оно ликвидирует складывающиеся годами представления о том, что проживание граждан за границей, не связанное с исполнением ими служебного долга, заслуживает осуждения.

Закон о гражданстве 2002 г. установил новое правило, согласно которому ребенок, родившийся на территории России от состоящих в браке родителей, имеющих различное гражданство, приобретает гражданство РФ по рождению без необходимости согласия родителей. Ребенок же, родившийся в таком браке за границей, приобретает гражданство РФ в порядке приема по заявлению родителей (ст. 14).

Рассматриваемый Закон внес существенные изменения в порядок приема в гражданство РФ. Он устанавливает общий порядок приема в гражданство РФ (ст. 13), а также основные требования к тем, кто обращается с заявлением о приеме в гражданство. Одним из таких требований является отказ от иного гражданства при приобретении российского гражданства. Вместе с тем этот Закон предусматривает обстоятельства, облегчающие прием в гражданство.

Закон о гражданстве 2002 г. отказался от регистрации как способа приобретения российского гражданства. Однако он предусматривает упрощенный порядок приема в гражданство, т.е. порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по этим вопросам в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, установленные им. Прием в гражданство РФ в упрощенном порядке основывается на принципах почвы и крови и отвечает интересам лиц, желающих сохранить связь с Россией как со своей исторической родиной.

Кроме того, Закон предусматривает ряд оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ, независимо от того, идет ли речь об общем или упрощенном порядке приема в гражданство (ст. 16). При этом законодателем учтены многолетняя практика, интересы государства и общества. По сравнению с ранее действовавшим Законом о гражданстве 1991 г. основания для отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ существенно расширены, конкретизированы и полностью соответствуют Европейской конвенции о гражданстве.

Закон о гражданстве 2002 г. рассматривает восстановление в гражданстве в качестве одного из оснований приобретения гражданства РФ. В нем указывается (ст. 15), что иностранные граждане, лица без гражданства, ранее имевшие гражданство РФ, могут быть восстановлены в гражданстве РФ в порядке, аналогичном общему порядку приема в гражданство РФ. При этом срок их проживания на территории РФ сокращается до трех лет. Следует отметить, что под иностранными гражданами и лицами без гражданства, ранее имевшими гражданство РФ, понимаются не бывшие граждане РСФСР, а бывшие граждане именно Российской Федерации. Закон устанавливает (ст. 16) также основания, по которым отклоняются заявления о восстановлении в гражданстве РФ.

Согласно указанному Закону приобретение российского гражданства возможно также по основаниям, предусмотренным международными договорами России. Одним из таких оснований является оптация, т.е. выбор гражданства при изменении Государственной границы РФ.

В отличие от Закона о гражданстве 1991 г. в новом Законе не предусмотрен институт почетного гражданства, хотя в регионах России он продолжает использоваться.

Законом о гражданстве 1991 г. предусматривались два способа выхода из гражданства: общий - по ходатайству гражданина и упрощенный - в порядке регистрации, которым могли воспользоваться лица, заявившие о намерении выйти из гражданства РФ, у которых хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имели иное гражданство либо сами они выехали на постоянное место жительства в другое государство.

Закон о гражданстве 2002 г. (ст. 19) устанавливает, что непременным условием выхода из гражданства РФ является добровольное волеизъявление лица. Предусматриваются две процедуры выхода из гражданства: общий порядок для лиц, проживающих на территории России, и упрощенный - для лиц, проживающих за ее пределами. Более конкретно, чем в Законе о гражданстве 1991 г., решается в новом Законе вопрос об оптации как основании выхода из гражданства. Как гласит его ст. 21, при территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором РФ Государственной границы Российской Федерации граждане РФ, проживающие на территории, которая подверглась указанному преобразованию, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора.

Как и Закон о гражданстве 1991 г., последующий Закон содержит норму (ст. 26), имеющую цель предусмотреть возможные варианты решения вопросов гражданства детей при их усыновлении гражданами РФ и иностранными гражданами и во многом сходную с аналогичной нормой прежнего Закона. Однако она отличается и некоторыми особенностями. В Законе о гражданстве 2002 г. предусмотрено несколько вариантов решения вопроса о гражданстве детей при их усыновлении (удочерении). Новый Закон впервые в истории отечественного законодательства о гражданстве детально регулирует вопросы гражданства детей, над которыми установлены опека и попечительство. В нем имеется ст. 27, содержащая общепринятые и оправдавшие себя на практике нормы регулирования гражданства детей, которые соответствуют положениям СК. Законом о гражданстве 2002 г. более подробно регламентируются вопросы о гражданстве недееспособных лиц (ст. 27).

Новый Закон сохраняет институт двойного гражданства. В нем содержится понятие двойного гражданства (ст. 3), которое определяется как "наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства". В него также включена ст. 6, посвященная двойному гражданству, которая базируется на конституционной норме, допускающей наличие у гражданина РФ иного гражданства в соответствии с международными договорами РФ или федеральным законом. Положение Закона о гражданстве 2002 г. о двойном гражданстве полностью согласуется с наиболее распространенной и законодательной, и правоприменительной практикой иностранных государств и со ст. 7, 14 и 15 Европейской конвенции о гражданстве.

Закон о гражданстве 2002 г. сохранил основные положения прежнего Закона, касающиеся лиц без гражданства, внеся в них ряд редакционных уточнений. Так, внесено изменение в определение лица без гражданства, под которым понимается лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства, а сокращение безгражданства отнесено к числу основных принципов гражданства РФ. По-новому сформулирован сам этот принцип: "Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации" (ч. 6 ст. 4).

После принятия Закона о гражданстве 2002 г. в процессе проводимого в стране обмена паспортов СССР образца 1974 г. на новые российские паспорта обнаружилось, что более 1 млн человек, приехавших в Россию после распада Советского Союза и до принятия Закона о гражданстве 2002 г., оказались в сложнейшей жизненной ситуации. Эти люди приехали в Россию, жили и работали, участвовали в ее политической жизни. Многие из них служили в российской армии. Однако, не приобретя после переезда в Россию российского гражданства, они оказались лицами без гражданства. Сложившаяся ситуация нуждалась в принятии ряда мер по ее разрешению, включая и внесение соответствующих корректив в новый Закон о гражданстве, которые также способствовали проведению нашей страной эффективной иммиграционной политики. Такие коррективы были внесены Федеральным законом от 11.11.2003 N 151-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации".

Указанный Федеральный закон установил, что упрощенный порядок приема в гражданство распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, достигших 18 лет и обладающих дееспособностью, которые: а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство РФ; б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданство этих государств и остаются в результате лицами без гражданства. К этим положениям, содержащимся и в Законе о гражданстве 2002 г., он также добавил, что иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, вправе обращаться с заявлением о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного Законом 2002 г., если указанные граждане и лица: а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР; б) состоят в браке с гражданами РФ не менее трех лет; в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста 18 лет и являющихся гражданами РФ.

Кроме того, данный Закон установил, что нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г., вправе обращаться с заявлением о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории РФ, установленного Законом о гражданстве 2002 г., и без представления вида на жительство. В нем указывалось, что иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации принимаются в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных законом и без представления вида на жительство, если они до 1 июня 2006 г.*(17) заявят о своем желании приобрести гражданство РФ.

Закон устанавливал, что в гражданство РФ принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных Законом о гражданстве 2002 г., и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории РФ. Что же касается детей и недееспособных лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, то для них упрощенный порядок приема в гражданство предусматривает снятие требования проживать на территории РФ и иметь законный источник средств к существованию, владеть русским языком, обязательство соблюдать Конституцию и законодательство РФ, а также требования об отказе от иного гражданства.

В Законе также указывается, что граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках или воинских формированиях, вправе обращаться с заявлением о приеме в гражданство РФ без соблюдения условий, предусмотренных Законом о гражданстве, и без представления вида на жительство.

Федеральным законом от 18.07.2006 N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу совершенствования государственного управления в сфере миграции" в Закон о гражданстве 2002 г. были внесены изменения, связанные с наименованием органов, уполномоченных на осуществление функции по контролю и надзору в сфере миграции. Отдельным редакционным изменениям этот Закон подвергся и в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 N 328-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу прохождения военной службы иностранными гражданами, лицами, имеющими двойное гражданство".

Конституционность отдельных положений Закона о гражданстве 2002 г. неоднозначно оценивалась Конституционным Судом. Так, в связи с жалобой одной из гражданок Конституционный Суд определил, что оспариваемые положения п. "а" ч. 1 ст. 12 Закона о приобретении ребенком гражданства РФ по рождению, не препятствуют лицу, оба родителя которого или единственный его родитель признаны гражданами РФ по рождению, независимо от места рождения данного лица на территории бывшего СССР, в оформлении признания гражданства РФ по рождению, если только это лицо не утратило гражданства РФ по собственному свободному волеизъявлению (см. Определение КС РФ от 21.04.2005 N 118-О*(18)).

Конституционный Суд рассмотрел также жалобу на нарушение конституционных прав ч. 1 ст. 13 Закона о гражданстве 1991 г. и ч. 1 ст. 12 Закона о гражданстве 2002 г. (Определение КС РФ от 24.05.2005 N 235-О*(19)). Суд пришел к выводу, что оспариваемые положения, рассматриваемые во взаимосвязи с другими положениями данных законов, по своему содержанию не направлены на лишение граждан возможности признания их гражданами РФ по рождению, в связи с чем не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права.

2. Гражданство является первоосновой взаимоотношений человека и государства. Это выражается в том, что объем прав, свобод и обязанностей того или иного лица напрямую зависит от гражданства. Во всей полноте они принадлежат лишь гражданам соответствующего государства. Поэтому каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией. В Законе о гражданстве 2002 г. (ст. 4) указывается, что принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Как уже отмечалось, одним из важнейших принципов гражданства РФ является принцип, запрещающий возможность лишения гражданства РФ или права изменить его.

В советский период лишение гражданства было наиболее распространенным основанием прекращения гражданства по инициативе государства. Оно являлось обязательным атрибутом советского законодательства о гражданстве, что предоставляло властям свободу чинить незаконные репрессии. Широкое использование советскими властями лишения гражданства для защиты своеобразно понимаемых ими интересов государства давно уже вызывает справедливую критику. При этом институт лишения гражданства часто рассматривался как атрибут тоталитаризма, совершенно неприемлемый в демократическом обществе.

Однако сам институт лишения гражданства здесь ни при чем. Достаточно сказать, что он используется в законодательстве многих зарубежных государств отнюдь не тоталитарного толка. Кроме того, не исключает возможности его использования в интересах государства и международное право. Однако, не будучи изначально институтом тоталитаризма, институт лишения гражданства был настолько дискредитирован советским властями, использовавшими его в целях политической борьбы и для расправ с инакомыслящими, что дальнейшее его применение в российском постсоветском законодательстве стало просто невозможным.

Текст Ст. 6 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Комментарий к Ст. 6 Конституции Российской Федерации

1. Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с конкретным государством. Гражданство в России возникло в марте 1917 г., придя на смену подданству (подданство — правовая связь человека с монархом, а гражданство — с государством) после низложения монархии. Нормативно-правовые акты, регулирующие содержание этого института, в России неоднократно менялись, между ними отсутствует правовая преемственность, поэтому эта правовая связь носит ярко выраженный политический характер.

Основной закон 1993 г. впервые в отечественной истории выносит вопрос правового регулирования гражданства на конституционный уровень, к тому же в включает его в раздел Основ конституционного строя. На наш взгляд, это объясняется большим значением, которое придавалось этому институту на этапе становления суверенного российского государства. Разумеется, Конституция определяет лишь отдельные основополагающие принципы этого института, на которых остановимся подробнее.

Приобретение и прекращение гражданства. Поскольку гражданство — это устойчивая правовая связь, однако некоторая часть населения России все же меняет его, т.е. приобретает или утрачивает российское гражданство. В советское время эта процедура не всегда была основана на законе. Например, в первые годы советской власти правом приема в российское гражданство пролетариев зарубежных государств обладали местные Советы, в период массовой эмиграции евреев в Израиль их лишали гражданства на основании секретного (ныне отмененного) Указа Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1967 г. N 818-VII «О выходе из гражданства СССР лиц, переселившихся из СССР в Израиль»*(19). Некоторых деятелей культуры, иммигрировавших за рубеж, лишали гражданства персональными указами. Для того чтобы избежать возможности повторения этого позорного опыта, Конституция прямо указывает, что гражданство приобретается и прекращается только в соответствии с федеральным законом.

Единое гражданство. Этот принцип был закреплен Законом РСФСР от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве РСФСР»*(20), изданным за несколько дней до обретения Россией суверенитета на основании Беловежского соглашения от 9 декабря 1991 г., провозгласившего распад СССР. Означает этот принцип единство гражданства России и гражданства республик в составе Российской Федерации. Дело в том, что одним из элементов суверенной государственности республик в составе РФ было наличие у них собственного гражданства, которое приобреталось и утрачивалось одновременно с гражданством России. Действующий Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» (далее — Закон о гражданстве) не содержит указания на наличие в республиках собственного гражданства, но и не запрещает им его устанавливать*(21). Более того, установление гражданства республик в составе Российской Федерации, на наш взгляд, не относится к предмету федерального закона. Поэтому наличие данного принципа, закрепленного в Основах конституционного строя, не лишает республики указанного права.

Однако следует заметить, что действующий Закон о гражданстве, воспроизводя текстуально данную норму Конституции, никак не раскрывает содержание этого принципа.

Равное гражданство. Законодательство некоторых зарубежных государств содержит ограничения для лиц, приобретших гражданство данной страны не по рождению. Например, законодательство США позволяет гражданину страны баллотироваться в Сенат (верхнюю палату Парламента) только по истечении девяти лет после приема в гражданство США, а Президентом страны может стать только лицо, родившееся на территории США. Российский закон в этом смысле более демократичен: он делегирует всю полноту прав, свобод и обязанностей любому гражданину страны, независимо от способов приобретения гражданства.

2. Части 2 и 3 комментируемой статьи продолжают закрепление основных принципов гражданства Российской Федерации. Так, в ч. 2 говорится равенстве прав, свобод и обязанностей каждого гражданина. Поскольку эта норма содержится в статье Конституции, регулирующей вопросы гражданства, очевидно, речь идет о равенстве прав независимо от сроков приобретения гражданства. Российский закон исключает порядок так называемой натурализации, т.е. постепенного приобретения прав мигрантами, применяемый законодательством некоторых зарубежных государств.

Однако Основной закон подчеркивает, что он гарантирует это равенство прав своим гражданам только на территории России и только тех прав, которые установлены Конституцией России. Это означает, что, несмотря на обязанность государства защищать своих граждан за пределами своей территории, оно не может гарантировать им всей полноты прав за пределами государственной границы, поскольку там действуют законы других государств.

3. Выше уже говорилось о лишении гражданства, присущем советскому периоду истории нашего государства. Закон РСФСР от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве РСФСР» и действующий Закон о гражданстве в соответствии с демократическими традициями, присущими большинству государств мира, исключают подобный способ прекращения гражданства России, зато исходят из права любого человека самостоятельно и свободно решить вопрос своего гражданства. Речь идет о свободном праве гражданина решать, быть ли ему гражданином России или другого государства либо вообще остаться лицом без гражданства.

С 1 сентября 2018 года вступил в силу обновленный закон федерального уровня « », регламентирующий порядок получения статуса гражданина РФ и вопросы относительно того, в каком случае гражданин Российской Федерации может быть лишен гражданства. Основные поправки в новом законодательном акте коснулись упрощения процедуры приобретения российского паспорта гражданами Украины, а также изменений условий для аннулирования уже полученного паспорта РФ. Подробнее о процедуре лишения статуса российского гражданина – далее.

В тексте нормативного акта, принятого в этом году, перечислены все законные основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. Отказ от гражданства – решение исключительно добровольное. Нельзя лишить российского паспорта того, кто не хочет с ним расставаться. Но есть исключения из этого правила.

Так, законопроект о лишении гражданства РФ говорит следующее: человека, получившего ранее российский паспорт, ожидает лишение гражданства за терроризм, если по решению суда он был признан виновным в организации террористического акта, захвате заложников, действиях, направленных на разжигание национальной розни или создание вооруженной группировки. Помимо терроризма, существуют другие основания для потери статуса гражданина России:

  • смена гражданства России на право обладать паспортом другой страны, законодательство которой не подразумевает двойного гражданства и требует аннулирования российского паспорта для получения местного;
  • переход ребенка в число граждан страны своих родителей, усыновителей либо тех, кто оформил попечительство;
  • утрата права на российский паспорт в связи с выявлением предоставления иммигрантом или лицом, не имеющим гражданства, ложных сведений при получении российского паспорта. Аннулирование происходит по соответствующему решению суда.

Если человек не сам принял решение об отказе, то принудительная утрата гражданства возможна только в соответствии с предусмотренными в законе основаниями. Другие причины не могут выступать в качестве мотива для аннулирования гражданства.

В России новый закон о гражданстве: Видео

Способы проведения процедуры

Упрощенная схема

Подразумевает возможность отказаться от российского паспорта по упрощенной схеме. Возвращаться на родину для отказа от гражданства при реализации этой схемы не потребуется. Помимо стандартного пакета документов, тем, кто оформляет отказ за рубежом, также следует предоставить:

  • подтверждение о снятии с регистрации по адресу постоянного проживания на территории России;
  • справку о правомерности нахождения на территории страны, где оформляется отказ.

Новый закон о лишении гражданства так же, как и предшествующий ему нормативный акт, позволяет подать документы в дипломатическое представительство или России в стране пребывания тем, кто постоянно проживает в другой стране, а также детям, родители которых имеют гражданство другой страны.

Перечень документов

Для того чтобы отказаться от паспорта и гражданства России, помимо непосредственно заявления об отказе, также понадобятся:

  • действующий гражданский паспорт заявителя;
  • справка из налоговой инспекции, подтверждающая, что у заявителя отсутствуют какие-либо непогашенные обязательства перед государством. Такая справка выдается в течение 10 дней с момента запроса;
  • квитанция, подтверждающая оплату госпошлины;
  • документ, подтверждающий получение заявителем гражданства другой страны;
  • 3 цветных или черно-белых фотографии заявителя размером 3х4 см;
  • свидетельство о смене личных данных для тех, кто менял фамилию и/или имя.

Помимо оригиналов документов и справок, к заявлению прилагают их копии.

Куда они подаются


В случае обращения за аннулированием гражданства на территории РФ, документы подаются в территориальное управление по вопросам миграции МВД России. Если гражданин РФ находится за границей, обращаться следует в посольство, консульство или диппредставительство, расположенное на территории страны проживания.

Сколько ждать

Отказ от гражданства, так же, как и урегулирование вопроса о том, занимает много времени. При упрощенной схеме подачи документов на получение справки об аннулировании статуса гражданина уйдет до полугода, при оформлении в обычном порядке – до одного года.

В каких случаях в прекращении будет отказано

Действующий свод законов подразумевает запрет на лишение гражданства Российской Федерации, если:

  • человек, подавший заявление, имеет задолженность перед государством по налогам;
  • в отношении претендующего на аннулирование статуса гражданина РФ возбуждено уголовное дело либо по делу уже вынесен приговор, имеющий обвинительный характер;
  • у заявителя есть непогашенные кредиты в российских банках;
  • человек, подавший прошение об отказе от паспорта РФ, имеет статус военнообязанного, но не отслужил в армии.

Если имеет место быть хотя бы одна из ситуаций, описанных в пунктах выше, прекращение российского гражданства невозможно. Чтобы иметь возможность аннулировать гражданство РФ и получить статус гражданина другой страны, необходимо сначала урегулировать все вопросы, связанные с обязательствами перед налоговой службой и другими организациями, а затем повторно подать заявление. Прежде чем отказываться от российского паспорта, нужно взвесить все за и против, чтобы потом не мучиться вопросом, что делать, если лишили гражданства РФ.

Выход из гражданства - решение крайне серьёзное. И дело не только в этической стороне вопроса. Отказавшись от гражданства, россиянин больше не может рассчитывать на помощь, поддержку и защиту своей страны. Принимая добровольное решение, это обязательно нужно учитывать. Но есть и ещё один вопрос, который волнует многих: может ли гражданин РФ быть лишён гражданства?

Какие существуют правовые основания для прекращения гражданства Российской Федерации

Высшим законом в России является Конституция . Никакие правовые положения не могут ей противоречить. Другой важный источник - «Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации ». Он был принят в 2002 году, а последние правки вносились в 2016. О выходе из гражданства говорится в ст. 19 и 20. Все остальные законы, постановления и указы носят подчинённый характер. Основные положения о прекращении гражданства: оно возможно только на добровольной основе по личному заявлению.

Возможные причины выхода

Причины выхода из гражданства могут быть самыми разными. Кто-то связал свою судьбу с гражданином другого государства и теперь уезжает к супругу или супруге. Кто-то нашёл в другой стране работу своей мечты и принял решение о выезде за границу на ПМЖ. Есть люди, которые отказываются от гражданства по политическим соображениям, выражая таким образом свою гражданскую позицию.

Люди, отказавшиеся от гражданства, рассказывают, что по-прежнему считают себя русскими. Они всё так же стремятся быть в курсе событий, происходящих в России, ощущают эмоциональную связь с родиной. Фактическое гражданство никак не связано с патриотизмом, и любить родину можно, даже будучи подданным другой страны.

В каких случаях нельзя отказаться от гражданства

В некоторых случаях получить разрешение на выход из гражданства нельзя:

  • если у россиянина есть невыполненные обязательства перед государством, он сначала должен их погасить. К примеру, юноша, которого призвали в армию, должен сначала отслужить, и лишь после этого он может обращаться с заявлением в ФМС;
  • человек не должен оказаться вне правового поля государства. Поэтому, чтобы отказаться от подданства России, нужно либо иметь твёрдые гарантии получения другого гражданства, либо уже быть подданным другой страны;
  • если россиянина обвинили в совершении преступления либо признали виновным решением суда, отказаться от гражданства он не может. Это правило не касается лиц, уже понёсших установленное законом наказание.

Могут отказать и лицам, имеющим непогашенные финансовые обязательства. При этом не имеет значения, идёт речь о взятой ссуде или о деньгах, занятых у родственников.

Стандартный и упрощённый порядок отказа от гражданства РФ

Человек, желающий отказаться от российского подданства, должен добровольно и самостоятельно обратиться с заявлением в соответствующую инстанцию. Какую именно, зависит от того, где проживает заявитель. Если он находится в России, то обращаться нужно в миграционную службу по месту жительства. В этом случае заявителя ждёт стандартная процедура. Упрощённая версия предполагает более быстрое рассмотрение дела и предназначена для тех, кто имеет веские основания для скорейшей смены подданства.

Видео: условия выхода для жителей Крыма

Стандартная процедура

Чтобы отказаться от российского подданства, нужно подать заявление в миграционную службу по месту жительства.

Заявление адресуется непосредственно президенту России. Конечно, это не означает, что каждое подобное обращение глава государства рассматривает лично. Решение принимает местная миграционная служба.

Россиянин, решивший сменить подданство, должен предоставить в УФМС такие документы:

  1. Заявление. Сдать нужно два экземпляра документа, при этом оба должны быть оригиналами. Стандартный формуляр можно взять в отделении УФМС или скачать на портале МВД . Заполнять документ можно и на компьютере, и от руки. В заявлении указывается максимально полная информация о заявителе: образование, наличие учёных степеней, религиозная принадлежность, семейное положение, наличие/отсутствие судимостей, причины отказа от гражданства и т. д.
  2. Полученную в налоговой службе справку. Документ должен подтверждать, что у гражданина нет налоговых задолженностей.
  3. Копию свидетельства о браке, если заявитель человек семейный.
  4. Паспорта. Речь идёт и о загранпаспорте, и о внутреннем российском.
  5. Копию свидетельства о рождении.
  6. Справку из военкомата. Это касается как мужчин, так и женщин, если они являются военнообязанными.
  7. Какие-либо подтверждения того, что заявитель получил или обязательно получит другое гражданство. Это может быть уже имеющийся паспорт другой страны или письменная гарантия дипломатического представительства, удостоверяющая последующее предоставление гражданства.

Все ксерокопии должны быть нотариально заверены. Конечно, на руках нужно иметь и оригиналы вышеуказанных документов.

Пошлина в данный момент составляет 3 500 рублей.

Рассмотрение заявления занимает довольно много времени. Возможно, ждать придётся целый год. После того как уполномоченный орган примет решение, заявителя уведомят об этом письменно. Если прошение будет удовлетворено, бывшему подданному РФ выдадут справку о выходе из гражданства. С этого момента заявитель перестаёт быть россиянином. При этом он теряет право находиться на территории России на общих основаниях, просто как гражданин этой страны. Поэтому в том же отделении УФМС каждому отказавшему от подданства выдают и вид на жительство.

Все российские паспорта при выходе из гражданства обязательно нужно сдать. Речь идёт и о стандартном документе, и о бланке образца СССР, и о загранпаспорте.

Упрощённая процедура

Упрощённой процедура называется потому, что занимает меньше времени. Список документов при этом практически идентичен. Процедурой могут воспользоваться:

  • россияне, уже выехавшие на ПМЖ в другую страну. В этом случае смена подданства, по сути, лишь удостоверяет существующий факт;
  • граждане России, дети, родители или супруги которых являются иностранными подданными. Российское законодательство не препятствует воссоединению семьи.

Для оформления отказа от подданства нужно обратиться в ближайшее консульство Российской Федерации. Заявителю потребуется следующий список документов:

  1. Загранпаспорт. Потребуется и ксерокопия документа. Копировать нужно все значимые страницы: с личной информацией, штампом о постановке на консульский учёт, записями о детях. До окончания срока действия паспорта должно оставаться не менее полугода.
  2. Свидетельство о рождении. Нужно предъявить как сам документ, так и его ксерокопию.
  3. Если человек менял ФИО, нужно предоставить документы, удостоверяющие этот факт. Обычно это брачное свидетельство, но все зависит от ситуации. Если ФИО менялось по нестандартным причинам, о подтверждающих документах можно спросить у работника консульства.
  4. Документы о снятии с регистрации в России. Это может быть отметка в загранпаспорте, адресный листок убытия, штамп во внутреннем паспорте, справка, полученная в российском консульстве.
  5. Документ, по которому российский гражданин проживает за рубежом. Какой именно, определяет местное законодательство. Это может быть как вид на жительство или удостоверение личности, так и любой другой документ установленного образца.
  6. Три стандартных фото формата 3 на 4 см.
  7. Документ, подтверждающий, что заявитель уже является подданным другой страны. Можно предъявить любую гарантию того, что гражданство другого государства будет вскоре предоставлено.
  8. Справка налоговой службы РФ. Необходимо официально подтвердить отсутствие налоговых задолженностей.
  9. Заявление. Бланк заполняется на русском языке. Сделать это можно и на компьютере, и вручную. Необходимо полно и точно ответить на все вопросы, указанные в формуляре. Документ нужно предоставить в двух экземплярах

Все документы, выданные на иностранных языках, переводятся на русский и заверяются российским нотариусом или работником российского консульства, выполняющим соответствующие функции. Заявление нужно подавать лично, отправленные по почте документы не рассматриваются.

После того как сотрудник консульства проверит все документы и примет их в работу, нужно уплатить консульский сбор. Его сумма составляет 61 евро. Срок рассмотрения документов по упрощённой форме в два раза меньше, чем по стандартной, – от полугода. Если решение будет положительным, заявителю выдаётся справка, подтверждающая факт выхода из российского гражданства. При этом все российские паспорта нужно сдать.

Особенности для несовершеннолетних

Отказ от российского гражданства для ребёнка возможен в случае:

  1. Если один из его родителей отказывается от российского подданства.
  2. Если один из родителей ребёнка является подданным другой страны.

И в том, и в другом случае необходимо нотариально заверенное согласие другого родителя, являющегося подданным РФ.

Необходимо будет предъявить документы, подтверждающие гарантию получения ребёнком гражданства другой страны. В этом плане процедура ничем не отличается от порядка, установленного для совершеннолетних россиян.

Ребёнок, которому уже исполнилось четырнадцать лет, должен сам в письменной форме изъявить желание выйти из гражданства. При этом потребуется заверить его подпись у нотариуса.

Есть ситуации, в которых подобный шаг невозможен:

  1. Если над несовершеннолетним установлены попечительство или опека.
  2. Если один из родителей является подданным РФ, а второй гражданства не имеет.
  3. Если отец и мать или единственный родитель имеют российское подданство и не собираются его менять.

Эти меры призваны защитить интересы ребёнка, удерживая его в том же законодательном поле, в котором находятся и его близкие.

Может ли гражданин быть лишён гражданства РФ

Вопреки расхожему мнению, лишить гражданина Российской Федерации подданства против его воли нельзя. Конституция страны прямо запрещает подобную меру наказания. Она практиковалась во времена СССР, но в 1991 году была отменена.

Иногда возникают ситуации, когда при обращении в органы ФМС люди лишаются паспортов - их конфискуют сотрудники миграционной службы. Это действие может быть законным или незаконным - решение об этом выносит суд. Но в любом случае утрата паспорта - вовсе не то же самое, что лишение гражданства.

Подробное решение параграф § 22 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015

Кто может быть гражданином России?

Гражданами России, то есть физическими лицами, обладающими гражданством Российской Федерации, по действующему законодательству являются: лица, имеющие гражданство России на день вступления в силу Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» 2002 года, и в последующем не прекратившие гражданства России; лица, которые приобрели гражданство России в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» 2002 года.

Есть ли различия в положении иностранного гражданина, живущего и работающего в России, и гражданина России?

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных законодательством или международными договорами Российской Федерации.

Кому может быть отказано в приобретении российского гражданства?

Отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, которые:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;

в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).

Вопросы и задания к документу

1. Опираясь на основной текст параграфа и приведённые фрагменты документа, сформулируйте условия, определяющие гражданство детей в нашей стране.

Гражданство детей определяется по гражданству его родителей. Если у его родителей разное гражданство, то по заявлению родителя с гражданством РФ, по заявлению опекуна.

2. Выскажите своё мнение: можно ли утверждать, что при решении вопроса гражданства детей законодательство Российской Федерации стремится максимально учесть интересы ребёнка? В своём ответе приведите не менее трёх аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.

Я думаю, что нет, т.к. гос-ву невыгодно, если дети получают иностранное гражданство: во-первых, в будущем они могут уехать. Во-вторых, эти страны могут быть в конфликте и т.д. К примеру, гражданам США запретили усыновлять детей из России. А если учесть, что ребенку лучше, если его усыновят, чем он будет в детдоме, то становится ясна причина появления этого закона: его сделали, как ответ на закон Магницкого. А не из заботы об интересах детей.

Вопросы

1. Что такое гражданство? Каковы принципы российского гражданства?

В юридической литературе под гражданством понимается правовая принадлежность лица к данному государству, т. е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений.

Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Гражданин РФ не может быть лишён своего гражданства или права изменить его. Он не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

Назовите основания приобретения гражданства.

Во-первых, приобретение гражданства по рождению. Согласно нормам Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», ребёнок является гражданином РФ, если на день его рождения:

а) оба родителя или единственный его родитель имеют гражданство России (место рождения ребёнка значения не имеет);

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (место рождения ребёнка значения не имеет);

в) один из его родителей - гражданин России, а другой - иностранный гражданин, при условии, что ребёнок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя (или единственный его родитель), проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребёнок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребёнку своё гражданство.

Во-вторых, приём в гражданство, или натурализация. Любое лицо, достигшее 18-летнего возраста и обладающее дееспособностью, имеет право обратиться с заявлением о приёме в гражданство РФ, если оно проживает на территории России в течение пяти лет непрерывно.

2. В отношении каких категорий иностранных граждан и лиц без гражданства может быть применена упрощённая процедура приёма в российское гражданство?

Законодательство предусматривает упрощённую процедуру приёма в гражданство для некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства. В первую очередь речь идёт о выдающихся деятелях науки, техники и культуры; высококвалифицированных специалистах; лицах, которым предоставляется политическое убежище на территории РФ, а также о тех, кого в установленном порядке признали беженцами.

Кроме того, закон учитывает интересы ветеранов Великой Отечественной войны, имевших гражданство бывшего СССР и проживающих на территории РФ; лиц, состоящих в браке с гражданами России, а также тех, кто имеет хотя бы одного родителя - российского гражданина, проживающего на территории Российской Федерации. В упрощённом порядке получить российское гражданство могут те, кто родился на территории РСФСР и имел гражданство бывшего СССР.

Лица, которые в прошлом имели гражданство России, но по каким-либо основаниям его утратили, имеют право восстановиться в нём.

3. В чём отличия прав гражданина от прав человека? Каковы права гражданина РФ? Назовите конституционные обязанности, возложенные на гражданина РФ.

Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет. К их числу относят право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на частную жизнь и другие права, которые создают условия для самоопределения, самореализации личности, обеспечения её независимости от любого незаконного вмешательства.

Права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его гражданства.

Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека, плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве.

Гражданам Российской Федерации принадлежит право участвовать в управлении делами государства. Оно подразумевает право граждан на участие в проведении референдумов и свободу выборов, право быть избранными в органы государственной власти. Российские граждане могут быть депутатами, судьями, прокурорами, следователями, работниками органов безопасности, таможенной службы, военнослужащими, капитанами морских кораблей и воздушных судов, арбитражными управляющими при банкротстве. Только гражданин России может быть избран Президентом.

Государство формулирует свои требования к индивидам через систему обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение.

Конституция РФ предусматривает обязанность каждого платить установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; заботиться о детях и нетрудоспособных родителях.

4. Что такое воинская обязанность?

Граждане РФ несут военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Напомним, что воинская обязанность гражданина РФ включает: воинский учёт, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу и прохождение военной службы, а также пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

5. Что такое альтернативная гражданская служба? Кто имеет право на замену военной службы по призыву АГС?

Это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. АТС может осуществляться в медицинских и иных государственных учреждениях, а также в организациях Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала. Она регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учётом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе».

Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Право на альтернативную гражданскую службу (АГС) есть у каждого гражданина, имеющего религиозные верования или убеждения, несовместимые с несением военной службы. Путь к реализации этого права лежит через подачу в военкомат заявления о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу.

6. Каковы основные права и обязанности налогоплательщика?

Налогоплательщики должны встать на учёт в органах Федеральной налоговой службы, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, вести в установленном порядке учёт своих доходов (расходов) и объектов налогообложения также в случаях, предусмотренных указанным законодательством. Они не имеют права препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей. Налогоплательщики обязаны предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Налогоплательщики имеют право: получать бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Они могут пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленных законодательством, и получать отсрочку, рассрочку или налоговый кредит. Налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов; обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц; требовать соблюдения налоговой тайны и возмещения в полном объёме убытков, причинённых незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц, и др.

Задания

1. В конституциях стран мира, следуя установившейся в между-народно-правовых актах терминологии, говоря о правах человека, употребляют слова «каждый имеет право...», «никто не может быть лишён...», «все», «личность». Когда же речь идёт о правах, предоставляемых только лицам, имеющим гражданство данного государства, то употребляется чёткая формулировка «граждане имеют право». Познакомьтесь с главой 2 Конституции РФ. В каких статьях говорится о правах гражданина? Что это за права? Чем они отличаются от других прав, сформулированных в этой же главе?

О правах гражданина говорится в статье 19, 20, 27,32,33,36. Эти статьи говорят о равенстве всех граждан перед законом, о том, что никто не имеет права лишать человека жизни, что никто не может быть подвергнут пыткам, что граждане могут без ограничений передвигаться по стране и выезжать заграницу, также каждому гарантируются свобода слова и печати, также граждане имеют право участвовать в управлении государством, имеют право избирать и быть избранным, могут отправлять жалобы, как коллективно, так и индивидуально. В этой главе представлены не только гражданские права гражданина, но и политические, экономические и культурные.

2. Почему защита Отечества названа в Конституции РФ и долгом, и обязанностью гражданина? Почему слова «долг» и «обязанность» стоят рядом?

Прежде всего это обусловлено тем, что ты являешься гражданином той или иной страны, а долг всегда подразумевает обязанность и наоборот, т.е. ты обязан исполнить свой долг, или твой долг исполнять свои обязанности. В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым, образуя непреложный закон гражданского поведения.

3. Молодой человек должен быть призван на военную службу осенью. Он решил воспользоваться правом на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и подал заявление в военкомат за несколько дней до начала осеннего призыва. Как вы думаете, будет ли удовлетворена его просьба? Ответ поясните.

Его просьба не будет удовлетворена.

Граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:

До 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;

До 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

4. В 2010 г. «Левада-центр» провёл опрос 1600 россиян. Один из вопросов звучал так: «Как Вы лично относитесь к службе в армии?» Результаты опроса вместе с данными аналогичных исследований, проведённых ранее, представлены в виде диаграммы (в % от числа отвечавших).

Какие выводы можно сделать на основе данных диаграммы? А как бы вы ответили на этот вопрос? Своё мнение обоснуйте.

Мнение россиян не сильно поменялось за 13 лет. Я бы ответил: «Служба в армии - бессмысленное и опасное занятие, и нужно любыми средствами стараться избежать её».

5. Подберите в периодической печати примеры, иллюстрирующие налоговые правонарушения в России. Проанализируйте их и сформулируйте наиболее общие причины налоговых правонарушений.

Компания решила открыть филиал в г. Переславле-Залесском. С этой целью она провела подготовительные мероприятия. В частности, в марте были наняты директор и бухгалтер. В июне фирма подала в налоговую инспекцию заявление о постановке на налоговый учет. Налоговики посчитали, что датой создания филиала является день назначения на должность директора филиала. На этом основании они оштрафовали фирму на 5000 руб. Фирма обратилась в суд. Арбитры признали решение инспекции незаконным, поскольку филиал считается созданным, если там оборудованы стационарные рабочие места.

Предприниматель Шаламова Т.М. открыла в филиале Сбербанка РФ расчетный счет, но не сообщила об этом в инспекцию. Налоговики вынесли решение о привлечении Шаламовой к ответственности за нарушение срока представления в налоговой орган информации об открытии счета в виде штрафа, равного 5000 рублей. Предприниматель штраф не уплатила. Инспекторы обратились в суд. В ходе судебного разбирательства было установлено, что Шаламова Т.М. долгое время находилась на амбулаторном лечении, в связи с чем не могла сообщить об открытии банковского счета. Кроме того, в ее жизни на тот момент имели место сложные семейные обстоятельства. Суд признал эти причины смягчающими ответственность и снизил размер штрафа до 500 руб.

Причины возникновения налоговых правонарушений в России можно разделить на три условных категории: правовые; экономические; моральные.

Российское налоговое законодательство, слишком объёмно, его нормы распылены по большому количеству законодательных актов. Более того, в эти нормативные акты постоянно вносятся изменения и дополнения. Эти нестабильность и сложность налогового законодательства и являются теми причинами правового характера.

Экономические причины обусловлены действием довольно высоких налоговых ставок и невозможностью некоторых налогоплательщиков своевременно и полно платить налоги.

Моральными причинами являются низкая правовая культура, неприязненное отношение к имеющейся налоговой системе и, не в последнюю очередь, корысть налогоплательщиков.



Просмотров