Развлечение в детском саду на тему: Права ребёнка. Подготовительная группа

Викторина по правам ребенка

обществознание 5 класс

Цели викторины :

Образовательные - проверка знаний учащихся8- 9-х классов по курсу обществознания, в частности знаний основ конституционного строя России, прав и свобод человека и гражданина, прав ребенка, международных документов о защите прав человека и ребенка.

Воспитательные – пропаганда идеи народовластия, развитие чувства патриотизма на примере Конституции России, развитие чувства интернационализма на примере международных документов о защите прав человека и ребенка.

Развивающие – развитие способности работать в команде, оперативно мыслить, четко излагать свои мысли, научить практически применять усвоенные знания.

Ход викторины:

Дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан страны свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.

Мы собрались сегодня для того, чтобы поговорить о правах детей.

Давно и очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь.

Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон “око за око, зуб за зуб”. Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.

После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война - самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН). В 1948 году государства, входящие в ООН подписали Всеобщую декларацию прав человека - документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.

Всеобщая декларация прав человека - нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще - и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства.

Именно поэтому в 1989 году 20 ноября ООН приняла особый документ под названием “Конвенция о правах ребенка”..(презентация (Слайд № 1)

Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).(Слайд № 2.)

“Конвенция о правах ребенка” - это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит - пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах.(Слайд№3)

О каких же правах идет речь в конвенции, на что каждый ребенок имеет право-знаете ли вы? Мы узнаем из викторины.

Вопросы I тура.

1. В каком году была принята Всеобщая Декларация прав человека? – 1948 году.

2. Каким международным органом была принята Всеобщая Декларация прав человека? – Генеральной Ассамблеей ООН.

3. Почему День прав человека отмечается именно 10 ноября? – Это дата принятия Всеобщая Декларация прав человека.

4. Сколько статей включает Всеобщая Декларация прав человека? – 30 статей.

5. Что такое ЮНИСЕФ? – Детский фонд ООН.

6. В каком году была принята Конвенция о правах ребенка? – 1989 г.

7. В каком году была принята Декларация о правах ребенка? –1959 г.

8. Кто является ребенком по определению Конвенции о правах ребенка? – Каждое человеческое существо, достигшее 18 лет.

9. В каком году была принята Конституция РФ? – 1993 г.

11. Как называется вступительная часть к Конституции? – Преамбула.

12. Сколько субъектов в РФ? – 89.

13. В какой главе Конституции закреплены права и свободы человека и гражданина? – Во II-й главе.

14. Что такое презумпция невиновности? – Этот принцип означает, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке.

15. Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? – С 18 лет.

Вопросы II тура.

Попробуйте рассудить героев сказок и указать, какие их права были нарушены.

Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр. Какая статья Конвенции о правах ребенка была нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Статья №31, признающая право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих- его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)

Имеет ли право такой мальчик, как том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекельберри Финн? (Во времена Марка Твена такая дружба была вопиющим нарушением общественной морали, но сейчас Конвенцией признаётся право ребенка на свободу ассоциацию и свободу мирных собраний)(Слайд № 4).

Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста).

Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей, звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетку и обращаться с ним, как с животным? (Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но, согласно Конвенции, каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы).(Слайд № 5)

Опекун всемирно известного Гарри Потерра перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает? (Ст. 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайную корреспонденцию и т.д.)

Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевятьземель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы).(Слайд № 6.)

Вопросы III тура.

Попробуйте рассудить ситуацию

(используя Конвенцию о правах ребенка)

Ситуация №1.

Мама – Сколько раз тебе говорить – после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!!!

Сын – Но, мама!!! Ты же всё равно не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?

О чём нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный её непослушным сыном?

– Статья Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением порядка.(Слайд № 7.)

Ситуация №2.

Ученик – Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами Вы историю не знаете, путаетесь часто, уроки у Вас неинтересные. Пусть нам другого учителя найдут, поумнее...

Учительница - Как ты смеешь, Иванов, так со мною разговаривать?

Ученик – Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А Ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал – меня за вашу двойку знаете как наказали... Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте – преподаватель вы плохой, неумелый...

Закон в этой ситуации на стороне Марьи Ивановны. А чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? – Что бы пострадала репутация других людей. (Ст. 13).(Слайд № 8.)

Ситуация №3.

Ученик Сидоров разбил окно в школе. Это видели его одноклассники и сообщили его классной руководительнице.

Учитель – Сидоров, ах ты негодяй!!! Это ты разбил окно! Теперь ты у меня не отвертишься!

Сидоров – А что Сидоров! Чуть что – так сразу Сидоров! Вы сами-то видели?

Учитель – А мне и видеть не надо...Весь класс подтвердит. Пойдём-ка к директору!

Сидоров – А вы сначала докажите, а потом и к директору пойдем... Но вы же ещё и виновной окажитесь, потому что нарушили уважение моей личности и презумпцию невиновности - основные гарантий Международного права!!! (Слайд № 9).

Разъясните ситуацию.

В ст. 28 Конвенции сказано, что школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинство ребенка. Что же касается презумпции невиновности, то о ней говорится лишь в связи с нарушениями уголовного законодательства (ст. 40), что к данному конкретному факту отношения не имеет. Налицо чистая случайность, которую ещё как-то можно связать с нарушением школьной дисциплины, в том случае, если окно было разбито преднамеренно.

Ситуация №4.

Мама – Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.

Сын – Мам, у меня контрольная завтра...

Мама – Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак...

Сын – Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.

(Слайд № 10)

Разъясните ситуацию.

Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст.32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приёме на работу и условиях труда детей.

В конце игры подводятся итоги, награждаются победители:

Приложение №1

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 – 2010гг . – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты

Приложение №2

Викторина по правам ребенка

    Ответить на вопросы.

1. В каком году была принята Всеобщая Декларация прав человека?.

2. Каким международным органом была принята Всеобщая Декларация прав человека?

4. Сколько статей включает Всеобщая Декларация прав человека?

5. Что такое ЮНИСЕФ?

6. В каком году была принята Конвенция о правах ребенка?

7. В каком году была принята Декларация о правах ребенка?

8. Кто является ребенком по определению Конвенции о правах ребенка?

9. В каком году была принята Конституция РФ?

10. Какой День является Днем Конституции?

11. Как называется вступительная часть к Конституции?

12. Сколько субъектов в РФ?

13. В какой главе Конституции закреплены права и свободы человека и гражданина?

14. Что такое презумпция невиновности?

15. Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?

    Попробуйте рассудить героев сказок и указать, какие их права были нарушены.

    Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр. Какая статья Конвенции о правах ребенка была нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?

    Имеет ли право такой мальчик, как том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекельберри Финн?

    Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?

    Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей, звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетку и обращаться с ним, как с животным?

    Опекун всемирно известного Гарри Потерра перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?

    Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевятьземель в тридесятое царство.

    Попробуйте рассудить ситуацию

(используя Конвенцию о правах ребенка)

Ситуация №1.

Мама – Сколько раз тебе говорить – после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!!!

Сын – Но, мама!!! Ты же всё равно не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?

О чём нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный её непослушным сыном?

Ситуация №2.

Ученик – Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами Вы историю не знаете, путаетесь часто, уроки у Вас неинтересные. Пусть нам другого учителя найдут, поумнее...

Учительница - Как ты смеешь, Иванов, так со мною разговаривать?

Ученик – Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А Ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал – меня за вашу двойку знаете как наказали... Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте – преподаватель вы плохой, неумелый...

Ситуация №3.

Мама – Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.

Сын – Мам, у меня контрольная завтра...

Мама – Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак...

Сын – Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.

Приложение №3

АНКЕТА

    Какие права ты имеешь, как ученик?____________________

    Что обязан делать ученик?_____________________________

    С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?_

4.Что такое права?_____________________________________

5.Что такое обязанности?_______________________________

6.Зачем придумали права людей и обязанности?

КВН «О правах играя» подготовительная группа

Цель : способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.
Задачи:
- закрепить знания по Конвенции о правах ребенка;
- обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях;
- способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
- продолжать развивать умение работать в группе;
-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство коллективизма

Ход мероприятия

Появляется Незнайка. Он весело шагает, насвистывая себе под нос и играя в мяч. Навстречу ему идет Знайка. Незнайка случайно попадает в Знайку мячом.
Незнайка. Ой, привет! Куда это ты направляешься?
Знайка. (поправляет очки). Я иду в детский сад. Там дети в школе « Правовых знаний» изучают свои права.
Незнайка. Каких, каких знаний, правовых? (Недоумленно). Там что ходят только направо?
Знайка. Какой ты глупый Незнайка! Там можно много узнать интересного и нового о самой важной ценности человечества – о правах!
Незнайка. О чем, о чем? О каких таких правах?
Знайка. В этом детском саду, незнайка есть «Школа правовых знаний» где ребята изучают свои права. А вот послушай!
Дети исполняют песню. Звучит музыка на мелодию песни «Учат в школе».
Как права ребятам знать,
Интеллект свой повышать,

И законы уважать,
Малышей не обижать,
Все мы знаем, все мы знаем, все мы знаем.
На учебу есть права,
И на отдых есть права,
Все мы знаем, все мы знаем, все мы знаем.
На заботу есть права,
На работу есть права,
Все мы знаем, все мы знаем, все мы знаем.
Знайка. Понятно?
Незнайка. И что здесь такого? Ну права, ну законы! Я сам себе законы пишу и все знаю!
Знайка. Ничего то ты не знаешь.
Воспитатель. Знайка и Незнайка, а давайте проверим много ли знают наши ребята? Я предлагаю провести КВН. И вы тоже присоединяйтесь к нам. У нас 2 команды. Команда «Почемучек» и команда «Мудрецов».

Задание 1 “Визитка команды”
Эмблема и девиз команды «Почемучки».
Мы пытливые умы, мы с вопросами на «ты»
«Почему?» вопрос любимый, помогает нам расти.
Эмблема и девиз команды «Мудрецы»
Мы почти что Мудрецы, много нам читают,
Умники и умницы, много знать желаем.

Задание 2 «Литературная викторина «Права литературных героев»
Воспитатель: Жители Законии, ребята, прислали вам видеописьмо, и просят помочь им узнать, в каких сказках и у кого из героев нарушаются права? Смотрим на экран.
(просмотр фрагмента презентации «Права литературных героев»).
- В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
(В гости к бабушке пошла, пироги ей понесла. Серый волк за ней следил, обманул и проглотил. « Красная шапочка».)
(Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом. Он и скушал их потом. Кто же были эти маленькие дети? «Волк и семеро козлят».)
- Почему волк смог нарушить право на жизнь в этой сказке? (волк смог нарушить право на жизнь, потому что козлята не послушали маму и открыли дверь волку)
(Сидит в корзине девочка у мишки за спиной. Не хочет миша девочку отпускать домой и, сам того не ведая, несёт её домой. «Маша и медведь»).
«Колобок», «Гуси-лебеди»,
- В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований?
(Появилась девочка в чашечке цветка. И бала та девочка не больше ноготка. И бежала девочка с ласточкой на Юг, спасаясь от преследований мыши и крота. «Дюймовочка».)
- Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?
(Кто работать не хотел, а играл и песни пел? К братцу третьему потом прибежали в новый дом. А волк хотел проникнуть в их крепкое жилище, конечно, все они спаслись, но долго хвостики тряслись. «Три поросёнка».)
- В чём заключается нарушение права на неприкосновенность жилища в этой сказке? (Волк нарушил право на неприкосновенность жилища, так как два домика разрушил, а в третье хотел без разрешения проникнуть.)
«Заюшкина избушка», «Зимовье».)
- В какой сказке обижают, неволят, применяют физическое наказание?
(«Золотой ключик или приключение Буратино»)
- В какой сказке эксплуатируют героиню? Нарушают право на праздник, развлечение?
(Дразнят Золушкой меня, оттого что у огня, силы не жалея, в кухне я тружусь, тружусь, с печкой я вожусь, вожусь.«Золушка»).

Конкурс 3 «Нарисуй Узор»
Входит Чебурашка. У него грустное лицо. Садиться на стульчик.
Воспитатель. Интересно кто это к нам пришел? Ты кто? Как тебя зовут?
Чебурашка. Я Игрушка. А как меня зовут я не знаю. Имя мне никто не давал.
Воспитатель. Ребята, а разве может быть так, что у ребенка нет имени? У каждого ребенка есть право на имя. Имя ему дают родители при рождении.
Чебурашка. А я сказочный герой, поэтому имя мне ни кто не давал.
Воспитатель. Не расстраивайся. Мы с ребятами придумаем тебе имя. Как же нам его назвать?
Дети. Чебурашка.
Воспитатель. Теперь тебя зовут Чебурашка. Нравиться тебе твое имя?
Чебурашка. Очень нравиться. Спасибо вам ребята!
Воспитатель. Знаешь, Чебурашка при рождении все дети нашей страны получают документ. Он называется «Свидетельство о рождении» (показывает документ). В этом документе закреплено право ребенка на имя. Чебурашка, мы хотим сделать тебе подарок. Ребята, нарисуют красивые свидетельства о рождении, а ты выберешь, то которое тебе больше всего понравиться. И я впишу в него твое имя.
Рисование «Нарисуй узор, какой ты хочешь».
Дети при помощи штампиков, палочек раскрашивают рамку «Свидетельство о рождении». Чебурашка выбирает себе то свидетельство, которое ему больше всего понравилось. Воспитатель вписывает в него имя и показывает свидетельство детям и Чебурашке.
Воспитатель. Любимый наш Чебурашка, мы дарим тебе это свидетельство. Теперь у тебя есть твой сказочный документ.
Чебурашка. Спасибо ребята, я очень рад. Пойду покажу это свидетельство своим друзьям. До свидания ребята.

Музыкальная пауза. Группа «Барбарики» песня «Человек-хороший»

Конкурс 4 Игра «Волшебный сундучок».
Воспитатель. У меня в руках «волшебный» сундучок. Его подарил наш друг Чебурашка. Давайте посмотрим, что же в нем находиться.
Из сундучка по очереди воспитатель достает предметы, символизирующие знакомые детям права человека. Каждое право кратко обсуждается.
Сердечко
Воспитатель. Какое право может обозначать сердечко?
Дети. Право на любовь и заботу.
Воспитатель. Что означает забота? Кто заботиться о вас? О ком вы заботитесь?
Свидетельство о рождении .
Воспитатель. Что это за документ? О каком праве он вам напоминает?
Дети. Право на имя.
Воспитатель. Что означает иметь право на имя? Как вы должны обращаться друг к другу? Как следует обращаться ко взрослым людям?
Домик.
Воспитатель. Как вы думаете, почему в сундучке лежит доми? О каком праве он напоминает?
Дети. О праве на имущество.
Воспитатель. Как вы считаете, можно ли взять чужую вещь? Как люди должны относиться к своему дому?
Конверт.
Воспитатель. О чем вам напомнил этот конверт?
Дети. Никто не имеет права читать чужие письма и подглядывать.
Воспитатель. Как вы думаете, почему нельзя читать чужие письма?
Букварь
Воспитатель. Узнаете эту книгу? О каком праве детей она напоминает?
ДетиО праве на образование.
Воспитатель. Почему это право необходимо?
Игрушечные утка и утенок.
Воспитатель. Как вы думаете, почему чебурашка положил в сундучок эти игрушки? О чем они напоминают нам?
Дети. О праве ребенка быть вместе с мамой.

Конкурс 5 «Конкурс капитанов».
Воспитатель.Все вы знакомы с Конвенцией ООН о правах ребенка и Декларацией прав человека. Попробуйте ответить на следующие вопросы, к каждому из которых я предложу 3 варианта ответа. Вы должны выбрать правильный ответ, поднять карточку с нужной буквой.
1. В каком документе изложены права ребенка?
А. В конституции РФ.
Б. В конвенции о правах ребенка.
В. В декларации прав ребенка.
2. Кто признается ребенком в соответствии с Конвенцией о правах ребенка?
А. Лицо до достижения 18 лет.
Б. Лицо до достижения 14 лет.
В. Лицо до достижения 16 лет.
3. Кто в нашей стране призван стоять на страже прав и свобод граждан?
А. Председатель правительства
Б. Президент
В. Председатель Государственной Думы.
4. Что является высшей ценностью в России по Конституции РФ?
А. Промышленный и военный капитал.
Б. Человек, его права и свободы.
В. Государство

Конкурс 6 «Игра разрезная картинка»
Воспитатель: Одну картинку порвали на7 частей, попробуйте собрать её.
(По образцу дети собирают сюжетную картинку “ Все имеют Права независимо от..”. Знак разрезан на 7 частей - по одной части на каждого ребенка.Дети собирают его на ковре)

1 ребенок. Лишь появиться ребенок
2. И дышать начнет едва.
3. У него уже с пеленок
4. Веские права
5. Он имеет право жить
6. Развиваться и дружить
7. Иметь просторный, добрый дом,
8. Видеть тихий, мирный сон
9. Врачей помощь получать,
10. Обучаться, Отдыхать.
11. Быть веселым и здоровым
12. Восхищаться чем то новым
13. И любить и быть любим
Все… Он на свете не один.

Воспитатель . Ребята, давайте предоставим нашим гостям воспользоваться правом на личное мнение. Возьмем у них интервью. Незнайка будет корреспондентом и будет брать интервью, А Знайка будет репортером снимать на видеокамеру
-Вам понравилась наша игра?
- Что больше всего запомнилось?
- Вам нравиться наш детский сад?
- Спасибо за интервью. Приходите к нам еще. Будем рады видеть вас! Досвидания!

Подведение итогов и вручение поощрительных подарков.

Сказочная викторина в начальной школе «Ваши права».


Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» Курская область
Описание: викторина посвящена международному Дню защиты детей и предназначена для детей начальных классов и среднего звена. Материал праздника можно использовать для бесед, классных часов и внеклассных мероприятий.
Цель: формирование у детей знаний о правах человека.
Задачи:
1.Учить детей видеть и слышать, пытливо вглядываться в мир, наблюдать этот мир и действовать в соответствии с законами жизни.
2.Обобщить, закрепить и углубить знания учащихся о правах человека, полученные на уроках окружающего мира и в географическом кружке «Жить, чтобы жить».
3.Развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников.
4.Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, нравственно-патриотическому воспитанию школьников.
Учитель:
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.
Одновременно с ними появились Главные Вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что он имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху.
Люди взялись за решение Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров, и даже в битвах и войнах… В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы. И на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Если в точности соблюдать все, что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся.


Я предлагаю вам сказочную викторину: рассмотреть иллюстрации к сказкам, определить их название и подумать, о каких правах идет речь в этих сказках, чьи права главных героев, по-вашему, здесь нарушены?

Гадкий утенок Г.Х. Андерсен


-Кто из обитателей двора пользовался самым большим авторитетом? (Индюк)
-Чьи права были нарушены в этой сказке? (Гадкого утенка)


-Почему обитатели двора обижали гадкого утенка?
(Он был не похож на других)
-Должны ли герои сказки иметь равные права независимо от своего происхождения?
(Все равны в своих правах и никто не должен их нарушать.)

Как ты думаешь, поступят ли ребята твоего класса как обитатели двора?
(Ни один ребенок не должен быть обижен и оскорблен.)

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» р.н. с.


Какое право нарушила ведьма в этой сказке?
(Право на жизнь и свободу, право на владение личным имуществом)


Чьи еще права были нарушены в этой сказке?
(Нарушены права братца на защиту и право на семью)

«Лиса и заяц» р.н.с.


О нарушении какого права идет речь на этой иллюстрации?
Кто нарушил это право? (Лисица)
Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права? (Петух)

«Лягушка-путешественница» В. Гаршин


Каким правом воспользовалась лягушка?
(Правом на свободное передвижение)
Кто помог лягушке воспользоваться этим правом? (Утки)

«По щучьему велению»


Кто из героев нарушал права в этой сказке? (Все)
Прав ли Емеля, велев дубинке поколотить офицера?
(Нет.Все равны в своих правах и никто не должен их нарушать.)

«Сказка о попе и его работнике Балде» А.С. Пушкин


Каким правом воспользовался Балда? (Правом на труд)

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»


На какое право посягнула царица, приказав Чернавке увести царевну в лес?
(Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу, право на семью)
Какое право охранял пес Соколко, когда не пускал старуху в дом?
(Право на неприкосновенность жилища)

«Серая Шейка» Д. Мамин-Сибиряк


Назовите главных героев сказки.
Какие и чьи права нарушены в этой сказке?
(Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу уточки нарушила хитрая лисица)

С. Аксаков «Аленький цветочек»


Каким правом воспользовался купец, отправившись торговать?
(Право на свободное передвижение: уезжать и возвращаться на родину)
Какое право нарушила злая волшебница, когда украла маленького принца?

«Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкин


В чем были виноваты ткачиха с поварихой, со сватьей бабой Бабарихой?
(Посягательство на честь и репутацию)
Какие еще права они нарушили?
(Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу)

«Гуси-лебеди»


Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца?
(Право на личную неприкосновенность, семью, жизнь и свободу)
Кто помог девочке спасти и выручить брата? (Мышка, Речка, Печь)

«Колобок» р.н.с.


Расскажите о нарушении прав Колобка в этой сказке?

В каких сказках Кощей Бессмертный увозил к себе царевен и хотел на них жениться против их воли? Какие права он при этом нарушал?
(Право на личную неприкосновенность, семью, защиту, жизнь и свободу)
Кто в этих сказках помогал царевнам восстанавливать свои права?

Подумай, какими по твоему мнению правами должен обладать ребенок?

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Василий Александрович Сухомлинский

Праздник 1 июня - это призыв ко всем людям на планете не забывать о правах детей на жизнь и счастливое детство. Наши малыши нуждаются в защите и в определенных свободах, без которых просто нельзя сформировать доброе, справедливое, ответственное и гуманное общество.

Викторина по правам ребенка «Защити себя сам »

3 класс.

Цель: Правовое воспитание школьников, проверка в игровой форме знаний учащихся своих прав и обязанностей в соответствии с законодательством;

Задачи:

    Обучающие :

Закрепить знания детей о Конвенции ООН о правах ребенка, активизировать речь детей по темеправового воспитания.

    Развивающие :

Обобщить и систематизировать знания детей об их правах: все дети защищены Законом, никто не может нарушать права, записанные в Конвенции; способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;

Развивать умение рассуждать, сопоставлять, высказывать своё мнение, умение отстаивать свои права и уважать права других людей;

Развивать умение детей работать коллективно;

Формировать коммуникативные навыки при работе в коллективе;

Развивать познавательный интерес.

    Воспитывающие :

Воспитывать чувство самоуважения, дружеское, толерантное отношение друг к другу.

Планируемые результаты:

1) Регулятивные: научиться принимать и сохранять учебную задачу;

2) Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь, развить групповую работу, уважать другую точку зрения;

3) Познавательные: научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

4) Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Приветствие

Постановка проблемы

Посмотрите на слайд, и скажите какое слово спрятано в ребусе?

Верно, в ребусе спрятано слово «право».

Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго защищает.

И в нем важны нам все права, Они великой силой обладают.

О чьих правах мы будем с вами сегодня говорить?

(сегодня мы с вами будем говорить о правах детей)

Слушают стихотворение

О правах детей

Мотивация к игре

Сегодня у нас правовая викторина , которая называется "Защити себя сам"

У нас пять команд. Даем вам 1 минуту, для того чтобы вы придумали название команды и выбрали капитана команды.

Озвучивание команд.

Условия викторины таковы : за каждый правильный ответ команда получает жетон; если команда не сможет ответить на вопрос, то ей помогает другая. Так что слушаем вопросы внимательно. Отвечаем на вопросы, только по знаку готовности, с места не выкрикиваем. За нарушение дисциплины будут сниматься жетоны.

Придумывают название и выбирают капитана команды.

Слушают условия

Актуализация знаний

Основная часть

И так, первый конкурс называется «Вспомним – ка»

"Что такое права ребенка?"

" что такое обязанность? "

Если человек родился
Имя дать ему должны.
Будет жить в любви, заботе,
Гражданин своей страны.
- О каком праве говорится в стихотворении?

Какой документ получает человек при рождении?
5 вопрос

Имя каждому дано и у каждого оно одно! Иногда можно услышать, как вместо имени называют прозвище. Это правильно? Почему не правильно?
- Какая обязанность есть у вас, связанная с этим правом?

Следующий наш конкурс называется «Музыкальный конкурс»

Сейчас для вас прозвучат песни. Вы должны сказать, о каких правах идет в них речь. У каждой команды спрашиваем по очереди, а остальные внимательно слушают. При не правильном ответе одной команды, вопрос переходит к другой команде.

    “В каждом маленьком ребенке” .

    “Песенка мамонтенка ”

    “Песня бременских музыкантов”

    “Песенка Чебурашки ”

    “ Чунга-чанга”

    “Если б не было школ ”

Игра:"Школьные забавы"

Каждая команда получает 1 сценку и разыгрывают её. Жетон получает та команда, которая назовет о какой обязанности и праве говорится в сценке.

Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенци­ей ребенка запрещено насилие над детьми!

Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете мате­матики! Ведь дети ее только что помыли!

Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!

Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Учитель. Миша, убери пожалуйста за собой посуду.

Миша: Почему я должен убирать? Пусть работники столовой убирают.

Учитель: Гриша, слезь с подоконника!

Гриша: Почему я должен слезть с подоконника, хочу и буду сидеть.

А какие обязанности и правила у нас есть в классе?

Сейчас каждая команда получит по цветку, с обязанностями и правилами в классе. Мы вам раздадим листы, с правильными и с ошибочными утверждениями. Ваша задача, разукрасить цветок и вписать туда правильные утверждения из данного списка. И затем вы должны выйти и защитить свой проект. Остальные слушают внимательно и затем проговаривают эти правила.

«Право - охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять». Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание и т. д.

«Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения». Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей и т. д.)

о праве на имя, фамилию, отчество

Свидетельство о рождении.

Не правильно.

Обращаться и называть друг друга по имени.

Потому что прозвища людям не дают, прозвища дают только животным.

Слушают правила конкурса.

(право на всестороннее развитие)

(жить в семье).

(право на свободу передвижения, мирных собраний)

(право на имя).

(право на отдых). (право на образование)

Слушают правила игры.

(Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права дру­гих людей начистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!)

(А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников, так же должно быть бережное отношение к имуществу образовательного учреждения)(это прописано в законе об образовании)

(Его одноклассники имеют право на образование. А он бе­гал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.)

(Учащийся уважительно относится к работникам столовой. Учащийся обязан после приема пищи убрать со стола посуду.)

(Запрещается самовольно раскрывать окна, сидеть на подоконниках; Обязанность заботиться об охране и укреплений здоровья, обеспечить безопасность, так же должно быть бережное отношение к имуществу образовательного учреждения)

- общие правила поведения: правила поведения учащихся на перемене, правила поведения на занятиях, правила поведения в столовой,правила поведения дежурного по классу).

Слушают правила,

Затем выполняют задание.

Закрепление

1. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность

жилища? («Лиса и За­яц», лиса)

2. В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное

передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками?

(«Лягушка - путешественница", лягушка)

3. В какой сказке и кто нарушал право на свобо­ду и свободный труд за вознаграждение, дер­жал кукол в рабстве?

(«Приключения Бурати­но», Карабас-Барабас)

4. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? (Колобок)

5. В какой сказке народ свободно наслаждался искусством бродячих артистов?(«Бременские музыканты»).

6. Кто из сказочных женщин пользовался пра­вом на свободное перемещение на метле? (Баба-яга)

Ответы детей.

Подведение итогов

Награждение(1,2,3 место)

C тихотворение.

Ты имеешь право, но в тоже время и обязанности!

Ты хочешь стать человеком завтрашнего дня, ИТАК

Говори всегда правду.

Будь храбрым.

Не обманывай, не жульничай, не воруй.

Будь мужественным.

Оставайся честным и вежливым.

Учись работать с другими.

Уважай закон и права.

Держи свои слова.

Люби хорошо выполненную работу.

Уважай природу и окружающую среду.

Помогай больным и беспомощным.

Учись добиваться намеченной цели.

Учись работать в коллективе.

Встань на защиту прав человека.

Укрепляй дружбу между людьми.

Прислушивайся к чужому мнению.

Будь толерантным!

Рефлексия

Теперь поднимите правую руку и сожмите в кулак. Мы будем называть утверждения, а вы должны будете разгибать по одному пальчику, если утверждение правильное. Все приготовились?

1. Разогните один палец, если вы поняли правила поведения на перемене.

2. Разогните второй палец, если вы поняли правила поведения на занятиях.

3. Разогните третий палец, если вы поняла обязанности дежурного по классу.

4. Разогните четвертый палец, если вы поняли правила поведения в столовой.

5.Разогните пятый палец, если у вас все получилось.

Сейчас поднимем левую руку и похлопаем себе за то, что замечательно справились со всеми заданиями!

Спасибо вам, ребята, за викторину! Мы желаем вам узнать ещё много нового и интересного! До свидания!

1)общие правила поведения:

    Учащийся школы должен уважать работников школы.

    К ученику, не соблюдающему чистоту и порядок на территории и в здании школы, применяются меры дисциплинарного характера.

    Учащийся бережет имущество школы, аккуратно относится к своему и к чужому имуществу. В случае причинения ущерба имуществу школы обязаны возместить его.

    Учащийся, нашедший потерянные или забытые вещи, сдает их дежурному администратору или дежурному охраннику.

    Принимает участие в мероприятиях по благоустройству школы и школьной территории, в меру своих физических возможностей.

    Учащийся приходит в школу за 15 минут до начала занятий, чистый, опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает рабочее место и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.

    Разрешается на уроках жевать жевательную резинку.

    Учащийся приходит с опозданием на урок, садится за парту в верхней одежде, не переодевает сменную обувь.

    Разрешается пользоваться плеерами и мобильными телефонами на уроках.

    Разрешается приходить в школу по желанию.

Правила поведение на занятиях:

    Когда учитель входит в класс, учащиеся встают, приветствуют учителя. Подобным образом учащиеся приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий.

    Учащийся обязан выполнять домашнее задания в сроки, установленные учителем.

    По первому требованию учителя учащийся предъявляет свой дневник.

    Учащийся обязан иметь на занятиях необходимые учебники, тетради, пособия инструменты и письменные принадлежности.

    На уроках запрещается отвлекаться самому и отвлекать других от занятий посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку делами

    Учащийся поднимает руку, если хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя.

    Разрешается ходить по классу во время урока.

    Разрешается перебивать, отвлекать учителя во время занятий.

    Можно слушать музыку на уроке.

    При желании ответить разрешается выкрикивать.

Поведение учащихся на перемене.

1 Ученик обязан навести чистоту и порядок на своем рабочем месте;

2 Ученик должен находиться на территории школы.

3 Запрещается бегать по школе, толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу.

5 Обязаны подчинятся требованиям дежурного учителя по этажу.

6Дежурный класс помогает дежурному учителю следить за соблюдением дисциплины во время перемен.

7 Учащиеся могут бегать по школе.

8 Во время перемены разрешается бегать в магазин.

9 Разрешается отвлекать одноклассников, которые готовятся к следующему уроку.

Поведение учащихся в столовой

1 Учащийся обязан уважительно относится к работникам столовой.
2 Учащиеся должен бережно относятся к имуществу школьной столовой.
3 В столовой допускается громко разговаривать, бегать, играть
4 Учащийся обязан после приема пищи убрать со стола посуду.
5 Не разрешается выносить из столовой напитки, бутерброды, и другие продукты питания, приобретенные в буфете.
6 Учащийся имеет право принести в столовую принесенный из дома завтрак.

7 Разрешается бросаться едой.

8 Разрешается сидеть за столом в верхней одежде.

9 Разрешается после звонка на урок задерживаться в столовой.

Обязанности дежурного по классу:

1.Дежурные назначаются в соответствии с графиком дежурства по классу.

2. Помогают педагогу подготовить класс для урока, производят посильную уборку классного помещения.

3. Во время перемены проветривают класс, помогают учителю развесить учебный материал для следующего урока, раздают тетради по просьбе учителя.
4. После окончания уроков готовят класс для следующего рабочего дня.

5. Дежурные осуществляют уборку.

6. Разрешается поручать свои обязанности другим.

7.Разрешается дежурить только по желанию.

8.Безразлично относится к просьбе учителя о помощи.

9.Бережно относится к имуществу в классе.



Просмотров