Что такое минюст рф. Чем юстиция отличается от полиции? XX век: послереволюционные реформы

Область права - это одна из самых известных тем. Очень часто у нас любят обсуждать различные ограничения, проблемы и конфликты. А вот институтам, что следят за выражением прав, как правило, внимание уделяется не очень существенное. Одним из таких является министерство юстиции. Это один из самых важных институтов, что нужен для создания правового государства. Что он собой представляет? Какие функции возложены на него? Какие структуры включены в Министерство юстиции Российской Федерации? Давайте разбираться.

Общая информация

Что же представляет собой министерство юстиции? Это федеральный орган, являющийся частью исполнительной власти. Он обеспечивает реализацию и поддержку государственной политики в правовой сфере. Возглавляется министром, являющимся частью Правительства РФ. В основном деятельность этого органа носит организационно-управленческий характер. Кроме этого, на них возложена правоохранительная функция обеспечения исполнения наказаний, что были назначены судом и иных судебных решений. Вся структурная организация и осуществляемая деятельность базируется на законодательной базе, а также нормативных положениях, постановлениях и указах. Министерство юстиции - это важный и неотъемлемый институт современного правового государства.

Какие задачи оно выполняет?

Функции министерства юстиции следующие:

  1. Правовое обеспечение нормотворческой деятельности правительства и президента РФ.
  2. Организационно-правовая поддержка судебной реформы.
  3. Регистрация актов гражданского состояния, юридических лиц и правовой принадлежности недвижимости (а также сделок с нею).
  4. Регулирование правового обслуживания.
  5. Контроль над соблюдением законодательства.
  6. Осуществление юридических экспертиз принимаемых правовых актов органами субъектов РФ.
  7. Обеспечение информатизации.

Вот так, в общем, и выглядят функции министерства юстиции. Прежде, чем рассматривать их более внимательно, давайте сосредоточимся на структуре этого органа власти.

Что оно собой представляет?

Министерство юстиции - это центральный орган, обеспечивающий руководство территориальными подразделениями, что входят в общую систему. Возглавляет эту структуру министр. У него персональная ответственность за реализацию вверенным ему органом своих функций. Министр занимается внесением проектов нормативных актов на рассмотрение правительства и президента по вопросам, что относятся к его компетенции. В его ведении находятся международные договоры о правовой помощи в гражданских, семейных и уголовных делах. У министра есть заместители. Также в роли совещательного органа действует коллегия.

Структура министерства юстиции состоит из управлений (департаментов) и отделов. Каждая единица занимается работой по одному из направлений. Как самостоятельное структурное подразделение здесь функционирует центральный орган уголовно-исполнительной власти. Начальники всех единиц назначаются лично руководителем Минюста. Кроме этого, в органы министерства юстиции входит ряд научно-исследовательских подразделений вроде Российской правовой академии.

В субъектах РФ

У читателя может сложиться впечатление, что Министерство юстиции Российской Федерации существует только в Москве. Но это не так. Есть министерства республик, отделы юстиции областей, краев и прочих субъектов РФ, что возглавляются определёнными начальниками и министрами. В случае, если рассматриваются вопросы, что затрагивают всю Российскую Федерацию - они рассматриваются центром. Но лицензионную работу, функционирование нотариата, нормотворческая деятельность в субъектах РФ - это всё совершается на местах.

Чем же занимается управление министерства юстиции?

Давайте сейчас более внимательно рассмотрим затронутые ранее моменты и узнаем, какие есть полномочия:

  1. Участвует в правовом обеспечении осуществляемой нормотворческой деятельности. В данном случае подразумевается координация федеральных органов, что относятся к исполнительной власти, во время подготовки законопроектов, что вносятся на рассмотрение соответствующим субъектам.
  2. Осуществление юридической экспертизы относительно рассматриваемых правовых актов. В случае, если будет установлено, что они не соответствуют Конституции или федеральным законам, то готовится мотивированное заключение, где указывается, в чем проблема. Этому способствует система правовой информатизации, что разрабатывается и совершенствуется.
  3. Государственная регистрация нормативно-правовых актов ведомств федеральных органов, относящихся к исполнительной власти. В этом случае осуществляется контроль над соответствием Конституции, федеральным законам, распоряжениям и указам президента, постановлениям правительства. Также Минюст следит за правильностью и своевременностью их публикации. К тому же, он берёт участие в их подготовке к выпуску кодексов и сборников.

Это далеко не полный список.

Взаимодействие с судебной системой

В данном случае управление министерства юстиции выражается в следующем:

  1. Обеспечивается установленный порядок функционирования судов. Обеспечение данной функции возложено на судебных приставов, которые являются частью министерства юстиции.
  2. Исполнение принятых судебных актов, а также решений других органов. Министерство юстиции занимается организацией и контролем порядка принудительного исполнения принятых постановлений.
  3. Минюст следит за исполнением наказаний уголовных преступлений. Так, в его ведение была передана пенитенциарная служба.
  4. Участвует в охране законных интересов граждан в международно-правовом поле. Так, министерство юстиции предоставляет предложения (вместе с МИД) о заключении договоров с иностранными субъектами, может вести переговоры по отдельным ситуациям.
  5. Организовывает и развивает систему юридических услуг. В данном случае подразумевается сотрудничество с различными организациями и объединениями адвокатов, регистрация и выдача лицензий гражданам, правовое просвещение.

Контролирующий аспект деятельности

Министерство юстиции - это чрезвычайно многогранный субъект исполнительной власти. И сейчас давайте поговорим о контроле, что оно осуществляет. Так, Минюст может запрашивать у федеральных органов, являющихся представителями исполнительной власти, а также у местных субъектов все сведения, что связаны с общественными объединениями. Кроме этого, оно вносит представления о привлечении определённых лиц в случае ненадлежащего исполнениями ими Конституции, федеральных законов, распоряжений и указов президента, а также постановлений правительства.

Ещё министерством юстиции осуществляется государственная политика в сфере обеспечения защиты на права интеллектуальной собственности. Под его ведением также находится единственный реестр недвижимого имущества, посредством которого реализуется регистрация собственности и любые изменения в составе её конечных бенефициаров. Для обеспечения права граждан на квалифицированную высококачественную юридическую помощь осуществляется взаимодействие с адвокатурой и нотариатов, выдаются лицензии, координируется их деятельность. Также министерством юстиции осуществляется регистрация уставов создаваемых общественных объединений. На Минюст возложено создание, руководство, развитие и совершенствование деятельности учреждений судебной экспертизы.

Что ещё?

Важным является обеспечение органов и учреждений квалифицированным кадрами. Для этого Минюст взаимодействует с образовательными учреждениями, обеспечивает организацию профессиональной учебы и повышения уровня сотрудников. В силу специфики работы здесь как никогда актуально утверждение - кадры решают всё.

В заключение

Конечно, хотелось бы, чтобы приказы Министерства юстиции РФ меняли жизнь мгновенно. Но так уж получилось, что на эту структуру в большем мере возложена констатация имеющихся в обществе тенденций. Так, если говорить о праве частной собственности, то сложно ожидать, что кто-то будет надрываться защищать людей, если они сами не готовы бороться за себя и свои интересы. Поэтому, не следует во всём уповать на чиновников. Если есть что-то, представляющее интерес для группы людей, то необходимо прорабатывать собственное видение нормативного регулирование, обращаться с наработками в соответствующие органы и учреждения, рассказывать и доказывать необходимость именно такого положения. Помните, что имеющиеся права и привилегии всегда являются результатом чьей-то борьбы за них.

Осуществляющего законность за соблюдением нормативно-правовых актов в стране, исполняющий многочисленные функции, а также обладающий рядом специфических полномочий, которые присущи лишь этому государственному звену.

XIX век: начало

Система органов юстиции Российской империи впервые была впервые введена российским императором Александром I, который издал специальный манифест «Об учреждении министерств». Данное событие произошло в 1802 году, 8 сентября. Данный нормативно-правовой акт предусматривал не только полномочия органов юстиции, но и в качестве руководителя провозглашал министра, должность которого мог занимать только генерал-прокурор Российской Империи.

Деятельность органов юстиции на тот момент состояла из подготовки законодательных актов, а также координации учреждений прокуратуры и судебной деятельности. в качестве дополнительных функций министерство осуществляло перевод, перемещение, увольнение должностных чинов, занимающих место в служебном аппарате государства. Первым и наиболее выдающимся министром юстиции стал Державин Гавриил Романович, который в своей жизни совмещал любовь к поэзии и государственную деятельность.

Непосредственное участие Министерство юстиции приняло в реализации судебной реформы, благодаря которой полномочия руководителя данного органа существенно увеличились. На момент наступления 1864 года этот элемент управления осуществлял не только руководство судебными звеньями и прокуратурой, но также занимался управлением тюремной и межевой частями, руководил нотариатом.

Роль органов юстиции в истории прослеживается благодаря отраслевым реформам, например, министерство ввело институт мирового судьи, который функционирует по сей день; принимало непосредственное участие в разработке государственной политики, а также претворении провозглашённых нормативных документов в жизнь.

XX век: послереволюционные реформы

История органов юстиции в двадцатом веке обернулась преобразованием вышеназванного ведомства в под названием «Народный комиссариат юстиции». Несмотря на коренное изменение наименования министерства, деятельность его осуществлялась в том же направлении - формирование судебных органов и подбор высококвалифицированных профессионалов своего дела. Непосредственная роль в формировании новой государственной политики советского государства заключалась в разработке и внедрении качественного нового законодательства СССР.

В 1936 году происходят радикальные изменения - прокуратура выделяется в самостоятельное ведомство. Однако в связи с подобными реформами задачи органов юстиции существенно увеличиваются в сфере систематизации и подготовке кодифицированных нормативно-правовых актов. складывался из трёх основных этапов:


Научно-исследовательские лаборатории, институты, разработки также входили в органы юстиции. Функции государственного аппарата во второй половине XX века в области законотворческой деятельности были самыми существенными по сравнению с другими ведомствами и оказывали на Правительство СССР непосредственное влияние.

В 1991 году Верховный Совет постановил впредь именовать данный орган Министерством Юстиции Российской Федерации. В 1992 году были внесены все соответствующие поправки в Конституцию государства, а также были изданы новые федеральные законы и иные подзаконные нормативно-правовые акты.

Органы юстиции: функции, понятие, место на современном этапе развития государства

На сегодняшний день органы юстиции - это неотъемлемый элемент правительственного аппарата государства. Существует огромное количество мнений о терминологическом значении слова «юстиция». Одни предполагают, что деятельность юстиции означает законную деятельность, другие считают, что перевод говорит о координации судебной деятельности. В любом случае, какая бы точка зрения ни была вам ближе, терминологическое значение слова связано с законной деятельностью, то есть той, которая носит юридический характер. Разбираясь в данном вопросе более подробно, необходимо уточнить, что терминологическое толкование слова «юстиция» в большей мере связано с историческими традициями и историей развития данного органа.

На данный момент органы юстиции Российской Федерации осуществляют функции организационно-управленческого характера. Основным регулирующим документом, осуществляющим координацию деятельности вышеназванного элемента государственного аппарата, является Положение о Министерстве юстиции РФ. Немаловажную роль в этой сфере играют многочисленные постановления Правительства РФ, а также указы главы государства.

Органы юстиции: задачи, функции, система

Органы юстиции - это государственное ведомство, на которое возложен следующий перечень задач:

Основные функции органов юстиции распределены по её системе, которая выглядит следующим образом:

  1. Министерство юстиции РФ.
  2. Органы и учреждения УИС.
  3. Министерства юстиции краёв, республик и иных регионов, входящих в состав Российской Федерации.

Министерство юстиции как главенствующий, центральный аппарат системы

Органы юстиции - это учреждения и организации, которые входят в главное Министерство юстиции страны. К таковым, как правило, относят нотариаты, органы ЗАГС, Российскую правовую академию, центры правовой информации, лаборатории по осуществлению судебной экспертизы, редакции журналов официального выпуска и так далее.

Министерство юстиции - это центральное звено, основная деятельность которого складывается из руководящих и координирующих полномочий в отношении территориальных органов и учреждений, которые входят в вышеперечисленную систему. В России статус управленца данным элементом государственного аппарата выступает Министр юстиции, который несёт персональную юридическую ответственность за полноту реализации возложенных на министерство задач.

Каким образом происходит работа «законодательной» системы? Министр юстиции вносит на рассмотрение главы государства либо Правительства РФ проекты документов нормативно-правового характера. Важно отметить, что министр вправе вносить на рассмотрение лишь те документы, которые непосредственно относятся к выполняемой им деятельности.

Что касается структуры данного государственного ведомства, то оно состоит преимущественно из управлений, департаментов и отделов. Каждое занимается отведённым ему видом деятельности в порядке, установленным нормативно-правовыми актами. В качестве примера, на данный момент, полномочия органов юстиции Российской Федерации принадлежат управлению по систематизации законодательства, управлению экспертных учреждений, отделу судебной практики и так далее.

Вспомогательная роль отводится Научному центру правовой информации, центру судебной экспертизы на федеральном уровне, а также Российской правовой академии.

Органы юстиции РФ в субъектах страны

Нетрудно догадаться, исходя из представленной выше системы, что органы юстиции Российской Федерации на региональном уровне представлены в качестве министерств краёв, республик, отделов субъектов РФ. Каждым регионом определяется самостоятельно возглавляющая данное министерство должность начальника или министра.

Все органы юстиции на местах, независимо от формы их образования, подчиняются Министерству юстиции и другим федеральным исполнительным органам государственной власти. Полномочия органов юстиции на местах во многом сходны с деятельностью центрального аппарата, так региональные органы юстиции задачи, функции выполняют следующим образом:

  • Осуществляют нормотворческую деятельность в незапрещённых законом пределах.
  • Организуют работу нотариата на местах.
  • Осуществляют лицензионную деятельность: выдачу лицензий, контроль за сроком действия, применение юридических мер ответственности к лицам, нарушивших законодательство и так далее.

В дальнейшем планируется возложить на органы субъектов полномочия по организации обеспечения материально-технической базы для мировых судов.

Основные направления деятельности органов юстиции в субъектах заключаются в:

  1. Правовом обеспечении нормотворческой деятельности.
  2. Осуществление государственной регистрации локальных нормативных актов как органов государственной власти, так и юридических и физических лиц (регистрация сделок с недвижимостью, запись актов гражданского состояния и так далее).

Роль министерства юстиции в нормотворческой деятельности органов правительства

Одной из главнейших сфер деятельности (понятие органов юстиции это подтверждает) является нормотворческая.

Осуществляя поручения президента Российской Федерации, представители Министерства участвуют в экспертизе по проверке соответствия нормативно-правовых актов на предмет законности по отношению к вышестоящим правовым документам. Причём это относится лишь к тем актам, которые направляются на подпись президенту страны и ещё не прошли стадию официального опубликования. К данной отрасли также относятся полномочия по рассмотрению предложений Правительства РФ по вопросу совершенствования законотворческой деятельности. Уполномочено Министерство юстиции и давать заключения о необходимости разработки того или иного законопроекта, обосновывая свою точку зрения в письменном виде.

Исходя из вышесказанного, неудивительно, что органы юстиции Российской Федерации обладают полномочиями по самостоятельной разработке законопроектов, которые впоследствии вносятся на рассмотрение в Правительство РФ. Юридическая экспертиза по проверке законности нормативно-правовых актов заключается в том, что в случае выявления каких-либо несоответствий (Конституции РФ, федеральному законодательству и так далее) органу, принявшему данный документ, выносится мотивированное заключение. Вследствие этого каждый орган, который принял тот или иной правовой акт, обязан отправлять копию на рассмотрение в Министерство юстиции.

Ещё одним направлением деятельности является осуществление работы, связанной с систематизацией законодательства. Так, юстиция в РФ содержит Единый банк нормативных актов государства, где каждый желающий может ознакомиться с той или иной нормой. Кроме того, Министерство юстиции является непосредственным участником в деятельности по составлению и изданию Свода законов РФ.

Контроль за ведомствами и учреждениями на местах

Реализация данной функции непосредственно связана с нормотворческой деятельностью органов юстиции, так как контроль осуществляется в том числе и посредством проверки соответствия ведомственных НПА Конституции РФ, федеральному законодательству и постановлениям Правительства. Только после полной проверки «местного» законопроекта с согласия органов юстиции он проходит стадию официального опубликования. Те акты, которые не прошли регистрацию, однако, вопреки несогласию органа юстиции, были обнародованы, не имеют юридической силы, а, следовательно, их несоблюдение не влечёт ответственности.

Контроль местных органов также осуществляется путём государственной регистрации их уставов: общероссийских, межрегиональных, международных объединений. Также к данной категории относятся религиозные организации. В случае отказа в государственной регистрации религиозного образования оно должно немедленно прекратить свою деятельность, в противном случае объединение приобретает статус религиозной секты, которая не имеет права на существование в России.

Другой формой контроля является реализация государственных полномочий в сфере регистрации коммерческих и некоммерческих организаций. Все необходимые данные подлежат обязательному внесению в Единый государственный реестр юридических лиц.

Служба судебных приставов как структурный элемент аппарата Министерства юстиции

Многочисленные проблемы органов юстиции связаны с тем, что они обладают обширным кругом полномочий, разграничить которые между отделами или ведомствами представляется весьма затруднительным. Для того чтобы внести ясность в структуру функционирующего аппарата, необходимо упомянуть об отдельном ведомстве, который входит в систему Минюста - это

Основная деятельность этого структурного подразделения направлена на обеспечение соблюдения порядка проведения судебных заседаний, исполнение уголовного наказания в виде штрафа, а также реализацию иных принудительных мер.

Организация и координация деятельности данного ведомства содержатся в ФЗ «О судебных приставах», а также в нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность исполнительного производства.

В состав этого структурного подразделения входят:

  1. Главный департамент судебных приставов, относящихся непосредственно к Минюсту РФ.
  2. Служба судебных приставов военных судов.
  3. Служба судебных приставов, располагаемые на местах в субъектах: в районных или межрайонных подразделениях.

Все приставы подразделяются на две группы, в зависимости от выполняемых ими функций:

  • Приставы, которые обеспечивают установленный порядок деятельности и функционирования судов, судебных заседаний.
  • Приставы, которые уполномочены осуществлять исполнение уголовного наказания в виде штрафа, а также иные решения суда.

В целях реализации возложенных полномочий судебные приставы обладают законными основаниями применения физической силы, например, для обеспечения порядка в зале судебного заседания.

Уголовно-исполнительная система как один из элементов юстиции

Уголовно-исполнительная система представлена Центральным аппаратом, главная задача которого - осуществлять координирующую деятельность и разработку государственной политики в сфере исполнения и отбывания уголовных наказаний. Помимо руководящего органа, в УИС присутствует огромное множество учреждений, непосредственно исполняющих уголовных наказания, а также применяющих иные меры уголовно-правового характера. Центральный аппарат представлен в виде отдельного ведомства под названием Федеральная служба исполнения наказаний, которая также обладает определённой иерархичной структурой.

Деятельность УИС складывается из следующих направлений:

  1. Исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы. Как правило, основная роль здесь отводится структурным подразделениям в лице уголовно-исполнительных инспекций, которые ведут учёт, контроль исправления лиц, осуждённых к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы и так далее.
  2. Исполнение уголовных наказаний, связанных с изоляцией от общества , организация деятельности учреждений по исполнению и отбыванию наказания в виде лишения свободы в определённом судом виде исправительного учреждения.
  3. Выполнение по постановлению суда меры пресечения в виде заключения под стражу путём организации функционирования следственных изоляторов, а также ряд иных полномочий.
  4. Осуществление сотрудниками УИС конвоирования осуждённых к лишению свободы.
  5. Ресоциализация осуждённых и возвращение их в общество после отбытия уголовного наказания.

Важно отметить, что вышеизложенный перечень деятельности не является исчерпывающим, так как уголовно-исполнительная система представлена разрозненной ветвью организаций различного характера, в том числе и научно-исследовательских институтов ФСИН, высших учебных заведений, контролирующих органов и так далее.

Термин «юстиция» в буквальном смысле означает совокупность судебных учреждений, судебное ведомство. Однако в ряде стран, в том числе – в и Российской Федерации – органы юстиции не являются судебными органами, а представляют собой систему органов, федеральных служб и учреждений, решающих широкий спектр задач в области правоприменения и непосредственно правоохранительной деятельности.

К органам юстиции относятся :

1. Собственно, органы юстиции .

2. Две федеральных службы : Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба служебных приставов.

3. Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности.

4. Судебно-экспертные учреждения .

5. Иные органы и учреждения, подведомственные Минюсту РФ (Государственная регистрационная палата и т.д.).

Изначально данная разветвленная система была представлена только Министерством и территориальными органами юстиции. Лишь в 90-х годах XX века были созданы федеральные службы и большинство учреждений, образующих нынешнею систему органов и учреждений юстиции.

Все перечисленные органы и учреждения подведомственны Министерству юстиции РФ (Минюст России), которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере:

1. исполнения уголовных наказаний;

2. регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций;

3. регистрации общественных объединений, политических партий и религиозных организаций;

4. адвокатуры и нотариата;

5. государственной регистрации актов гражданского состояния;

6. обеспечения установленного порядка деятельности судов;

7. исполнения судебных актов и актов других органов;

8. оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;

а также правоприменительные функции и функции по контролю в указанной сфере деятельности.

Правовую основу организации и деятельности Минюста образует Положение о Минюсте РФ, утвержденное Президентом РФ 13 октября 2004 г. № 1313 (ред. от 26.04.2012). Указанным положением на Минюст РФ возложены следующие основные задачи:

1. разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

2. нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;

3. обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

4. обеспечение деятельности Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека — заместителя Министра юстиции России;

5. организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций;

6. осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Минюст РФ возглавляет министр, назначаемый Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Как и любой федеральный министр, он является членом Правительства РФ. Министр имеет заместителей, назначаемых на должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

В Минюсте РФ образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра, руководителей подведомственных Минюсту России федеральных служб и федерального агентства, которые входят в состав коллегии по должности. Кроме указанных лиц, в состав коллеги могут иные специалисты в области права. Состав коллегии Минюста России (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом Российской Федерации. Коллегия рассматривает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью Минюста РФ. Решения коллегии реализуются приказами и распоряжениями министра. В случае разногласий между министром и коллегий министр проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях Правительству РФ.

В структуру Минюста входят 11 Департаментов:

1. Департамент регистрации ведомственных нормативных правовых актов;

2. Департамент организации и контроля;

3. Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения наказаний и судебных актов;

4. Департамент государственной службы и кадров;

5. Департамент международного права и сотрудничества;

6. Департамент конституционного законодательства;

7. Департамент гражданского и социального законодательства;

8. Департамент управления делами;

9. Департамент по делам некоммерческих организаций;

10. Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой;

11. Департамент законопроектной деятельности и мониторинга правоприменения;

12. Аппарат Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека – заместителя Министра юстиции РФ.

В состав Минюста на правах структурных подразделений также входят:

1. ФССП РФ;

2. ФСИН РФ;

3. Российский Федеральный центр судебной экспертизы;

4. Государственная регистрационная палата;

5. Научный центр правовой информации;

6. Российская правовая академия;

7. Государственные юридические бюро.

При Минюсте РФ образуется научно-консультативный совет. Состав совета и положение о нем утверждается министром юстиции РФ.

Прежде чем приступать к рассмотрению федеральных служб в составе Минюста, необходимо вкратце обратиться к деятельности непосредственноорганов юстиции. Система их очень проста, построена по территориальному принципу, предполагая существование Министерств, Главных управлений и Управлений в субъектах РФ и отделов на уровне муниципальных образований. Указанные органы осуществляют деятельность, которую в самых общих чертах можно определить как учетно-регистрационную, в частности:

проводят экспертизу проектов нормативных правовых актов;

2. обобщают практику применения законодательства РФ;

3. участвуют в работе по систематизации и кодификации законодательства РФ;

4. осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством;

5. организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований;

6. ведут реестры нотариусов и адвокатов в субъектах РФ и т.д.

Сотрудники органов юстиции состоят на государственной службе, им в установленном порядке присваиваются классные чины работников органов юстиции, аналогичные классным чинам прокурорских работников.

В соответствии с ФЗ от 21 ноября 2011 г. «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», в нашей стране формируется система оказания бесплатной юридической помощи, основную роль в которой играют органы юстиции Государственные юридические бюро. Они оказывают следующие виды юридической помощи:

1. правовое консультирование в устной и письменной форме;

2. составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

3. представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов РФ;

4. любые иные незапрещенные законодательством РФ виды.

Категории граждан, которые могут претендовать на получение бесплатной юридической помощи, определены статье 20 ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ». К ним относятся: малоимущие граждане (граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ); инвалиды I и II групп; ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда и т.д.

К работе в системе оказания бесплатной юридическое помощи могут привлекаться адвокаты и нотариусы.

Характеристика Министерства юстиции РФ

Министерство юстиции РФ (Минюст России ) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

В систему Минюста РФ входят его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность.

Задачи Министерства юстиции РФ

Основными задачами Министерства юстиции РФ являются:

Реализация государственной политики в сфере юстиции;

Обеспечение прав и законных интересов личности и государства;

Обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности;

Обеспечение установленного порядка деятельности судов;

Обеспечение исполнения актов судебных и других органов;

Обеспечение исполнения уголовных наказаний.

Для решения этих задач Минюст России наделен всеми необходимыми функциональными полномочиями , осуществляемыми в нескольких основных направлениях во взаимодействии с функциональными структурами аппарата Министерства, функционально-отраслевыми структурными подразделениями, ответственными за конкретное направление деятельности Минюста России , а также действующими в его системе Федеральной службой судебных приставов, Федеральной службой исполнения наказаний и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

Одной из приоритетных сфер Министерства юстиции РФ является его участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности , и в том числе в законодательном процессе, осуществляемое на основе планов законопроектной деятельности Президента и Правительства РФ.

Направления деятельности Министерства юстиции РФ

Основными направлениями деятельности Министерства юстиции РФ являются:

Разработка проектов планов законопроектной деятельности Правительства РФ, планирование законопроектной деятельности Министерства;

Контроль за исполнением планов законопроектной деятельности;

Методическое обеспечение подготовки федеральными органами исполнительной власти законопроектов;

Разработка законопроектов;

Участие в подготовке законопроектов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, включая подготовку правовых заключений на законопроекты, вносимые в Правительство РФ;

Сопровождение законопроектов в палатах Федерального Собрания РФ.

Функции Министерства юстиции РФ

Министерство юстиции РФ выполняет следующие функции :

Проводит юридическую экспертизу конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, а также их нормативных правовых актов, поступивших на рассмотрение в Минюст России по поручениям Президента РФ, Правительства РФ, обращениям федеральных органов государственной власти, должностных лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам;

Организует проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ территориальными органами Минюста России;

Разрабатывает методические материалы по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ и правовому обеспечению ведения Федерального регистра ;

Осуществляет контроль за проведением этой работы территориальными органами Минюста России и ряд других функций.

Участие Минюста России в правовом обеспечении нормотворческой деятельности проявляется и в том, что это Министерство является уполномоченным Правительством РФ государственным органом по контролю за соблюдением установленных Правительством РФ Правил подготовки нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти и их государственной регистрацией в целях обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов граждан, совершенствования правового регулирования и контроля за соответствием издаваемых федеральными органами исполнительной власти и иными органами и организациями нормативных правовых актов Конституции РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ, международным договорам.

При этом Правительство РФ установило, что разъяснения о применении указанных Правил дает Министерство юстиции РФ.

Компетенция Минюста России по всем ее направлениям реализуется им непосредственно, а также через разветвленную систему его территориальных органов , созданных и действующих во всех федеральных округах и субъектах РФ.

Федеральные управления Министерства юстиции РФ по федеральным округам являются окружными территориальными органами Минюста России .

Основными задачами Федерального управления Министерства юстиции РФ являются:

Обеспечение реализации Министерством юстиции РФ в федеральном округе государственной политики в сфере юстиции;

Организация и осуществление контроля за соответствием федеральному законодательству актов органов государственной власти субъектов РФ в федеральном округе;

Организация и осуществление контроля в федеральном округе за состоянием работы по выполнению задач, возложенных на территориальные органы и учреждения Министерства юстиции РФ , не входящие в уголовно-исполнительную систему, а также за соблюдением законности и прав человека в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ;

Координация деятельности органов и учреждений Министерства юстиции РФ, осуществляющих деятельность в субъектах РФ, входящих в федеральный округ.

Федеральные службы, подведомственные Министерству юстиции РФ

Минюсту России подведомственны две федеральные службы: ФСИН России и ФССП России, которые являют­ся федеральными органами исполнительной власти, наделенными компетенцией в соответствии с установленной им сферой деятельности.

Федеральная служба исполнения наказаний в соответ­ствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденным Указом Президента РФ от 13 ок­тября 2004 г. № 1316, осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере испол­нения уголовного наказания в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обви­няемых в совершении преступлений, и подсудимых, нахо­дящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом представлена отсрочка от­бывания наказания.

Основными задачами ФСИН России являются: испол­нение уголовных наказаний; содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступле­ний, и подсудимых; контроль за поведением условно осуж­денных, которым судом представлена отсрочка отбывания наказания; обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и след­ственных изоляторах (СИЗО); охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей; охрана пси­хиатрических больниц (стационаров) специализированного типа, обеспечение безопасности, охрана и сопровождение лиц, которым назначено принудительное лечение; создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и феде­ральных законов; организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации и др.

Федеральную службу исполнения наказаний возглавля­ет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Директор службы имеет шесть заместителей, один из ко­торых является первым заместителем.

Структура аппарата ФСИН состоит из 18 управлений по основным направле­ниям деятельности, например: оперативное управление; управление социальной психологической и воспитатель­ной работы с осужденными; управление организации деятельности тюрем и следственных изоляторов; управление охраны и конвоирования; управление трудовой адаптации осужденных и др.

В систему ФСИН входят 87 территориальных органов, и том числе: главные управления и управления ФСИН и федеральных округах и субъектах РФ, а также два тер­риториальных отдела ФСИН по Республике Ингушетия в Карачаево-Черкесской республике.

По состоянию на 1 февраля 2010 г. в состав уголовно-ис- полнительной системы России входят: 755 исправительных колоний; 226 следственных изоляторов; 7 тюрем; 62 воспи­тательные колонии для несовершеннолетних; 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией и другие учреждения.

Федеральная служба судебных приставов - федераль­ный орган исполнительной власти, осуществляющий функ­ции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функ­ции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

В соответствии с Федеральным законом «О судебных приставах» основными задачами ФССП России являются: обеспечение установленного порядка деятельности Консти­туционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов 1*Ф, а также судов общей юрисдикции и арбитражных су­дов; осуществление принудительного исполнения судебных актов судов, а также актов других органов, предусмотрен­ных законодательством об исполнительном производстве; исполнение законодательства об уголовном судопроизвод­стве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным за­конодательством РФ к подследственности ФССП России.

Судебные приставы в соответствии с функциональными обязанностями подразделяются на две категории: судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятель­ности судов и судебные приставы-исполнители.

В обязанности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов входит: обе­спечивать в суде, а при выполнении процессуальных дей­ствий - вне здания суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников заседаний; обеспечивать но поручению судьи безопасность доставки уголовного де­ла и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания; поддерживать общественный порядок в здании, помещении суда; осуществлять охрану здания, помещений суда; осуществлять привод лиц, уклоняющих­ся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя служ­бы судебных приставов; обеспечивать безопасность судеб­ных приставов-исполнителей при исполнении служебных обязанностей, выполнять иные обязанности, возложенные на судебных приставов по обеспечению установленного по­рядка деятельности судов законодательством.

Судебные приставы-исполнители имеют право: получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки, в том числе сведения о вкладах физических лиц в банках и иных кредитных орга­низациях; проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них долж­ников и ведение финансовой документации по исполнению указанных документов; арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество; на­лагать арест на денежные средства и иные ценности долж­ника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; объявлять ро­зыск должника и его имущества; входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежа­щие им, производить осмотры указанных помещений и хра­нилищ, при необходимости вскрывать их, выполнять иные действия, связанные с исполнительным производством.

Федеральную службу судебных приставов возглавляет директор - Главный судебный пристав РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ.

Директор несет персональную ответственность за осу­ществление возложенных на ФССП России полномочий. Директор имеет девять заместителей, один из которых яв­ляется первым заместителем.

Структуру центрального аппарата ФССП России состав­ляют управления и отделы, организованные и действующие в соответствии с основными направлениями деятельности Службы (например, управления: организации исполни­тельного производства; организации работы по реализации имущества должников; организации дознания и админи­стративной практики; организации обеспечения исполни­тельных действий и установленного порядка деятельности судов; отдел по защите государственной тайны, мобилиза­ционной подготовке и гражданской обороне и др.).

В субъектах РФ созданы и действуют территориальные органы ФССП России: главные управления, управления и отделы, которые в свою очередь осуществляют руковод­ство подразделениями судебных приставов на местах, а так­же подразделениями Службы, осуществляющими дознание м предварительное расследование в форме дознания. В со­ответствии с приказом ФССП России от 16 февраля 2010 г. № G6 утверждено Положение об организации процессуаль­ного контроля при проверке сообщений о преступлениях в осуществлении дознания в территориальных органах федеральной службы судебных приставов, в соответствии с которым в территориальных органах ФССП России уста­новлен порядок работы подразделений, осуществляющих предварительное расследование по уголовным делам в фор­ме дознания по выявлению и расследованию преступлений против правосудия.

Контрольные вопросы и задания

1. В каких нормативных правовых актах определена концепция формирования органов и учреждений Минюста России?

2. Назовите состав и полномочия коллегии Минюста России.

3. Каков порядок назначения и освобождения от должности министра юстиции России и его заместителей?

4. Что следует понимать под системой органов юстиции?

5. Из каких подразделений состоит система органов Минюста России?

6. Назовите основные направления деятельности органов юстиции.

Какова роль Минюста России во взаимоотношениях с адвокатурой, нотариатом и органами записи актов гражданского состояния?

8. Назовите основные задачи, полномочия и обязанности ФССП России.

9. Расскажите о задачах, обязанностях и структуре ФСИН России.

1. Гулягин, А. К. Актуальные вопросы компетенции органов юстиции. - М.: Юрист, 2009.

2. Министерство юстиции России за 200 лет (1802-2002). Историко-правовой очерк. - М.: НОРМА, 2002.

3. Сборник основных нормативных правовых актов о феде­ральной юстиции: в 4 т. - М.: НОРМА, 2002.

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Батычко
Правоохранительные органы в вопросах и ответах
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

22. Основные функции Министерства юстиции Российской Федерации

Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Структура Минюста России:

— Министр юстиции РФ, который руководит деятельностью Минюста России и отвечает за его работу, его заместители, руководители подразделений Минюста России. Министр в пределах своей компетенции вправе издавать приказы, инструкции, разъяснения и другие ведомственные акты;

— коллегия Минюста России в составе министра (председатель коллегии), его заместителей, начальников управлений Минюста России по федеральным округам, иных руководящих работников этого Министерства, а также сотрудников Администрации Президента РФ;

— департаменты и управления Минюста России, отвечающие за деятельность судебных приставов, регистрацию нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, иные участки работы Минюста России, в т. ч. и за вопросы организации работы в самом аппарате Минюста России, его материально-техническое и финансовое обеспечение и др.

Основные функции Министерства юстиции РФ (Минюст России):

— координация нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти;

— юридическая экспертиза проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;

— осуществление государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер;

— представление в Правительство РФ предложения об отмене или приостановлении действия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в случае их несоответствия Конституции РФ, международным договорам РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ;

— изучение практики применения законодательства в сфере юстиции;

— ведение государственного реестра нормативных правовых актов, федеральных органов исполнительной власти;

— участие в подготовке Свода законов РФ, разработке и реализации программ правовой информатизации;

— представление правовой информации Президенту РФ, Правительству РФ, иным федеральным органам государственной власти;

— обмен правовой информацией с иностранными государствами;

— осуществление государственной регистрации общероссийских и международных общественных объединений, отделений иностранных некоммерческих неправительственных объединений, а также юридических лиц;

— организационное и методическое руководство деятельностью Службы судебных приставов;

— организация оперативно-розыскной деятельности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, и следственных изоляторах; обеспечение исполнения уголовных наказаний;

— организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений системы Минюста России;

— наделение нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации;

— дача согласия на образование коллегий адвокатов, ведение их реестра;

— координация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния;

— правовая защита интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения;

— исполнение в пределах своей компетенции обязательства Российской Федерации по международным договорам РФ о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;

— выдача разрешений на открытие представительств иностранных юридических организаций на территории РФ;

— иные функции.

Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).

Похожие материалы:
Основные формы участия работников в управлении организацией
Основные формы реализации полномочий органов местного самоуправления (Батычко В.Т., 2010)
Основные формы осуществления государственной власти
Основные функции менеджмента
Основные функции таможенных органов (Батычко В.Т., 2005)
Основные функции таможенных органов

Организация Министерства юстиции Российской Федерации.

Функции и полномочия Министерства юстиции Российской федерации.

Органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов.

В наши дни вопрос о том, как следовало бы организовать осу­ществление рассматриваемой правоохранительной функции, реша­ется неоднозначно. Различия обусловлены прежде всего тем, что судебная система Российской Федерации, как отмечено выше (см, § 3 гл. III учебника), в последние годы значительно усложнилась. В ее составе появились подсистемы (ветви) судов, которых раньше не было - Конституционный Суд РФ, военные суды и арбитражные суды. Кроме того, уже начался процесс формирования судов субъек­тов федерации.

В значительной мере в силу этого обстоятельства и ряда дру­гих причин организационное обеспечение деятельности судов ока­залось вверенным не какой-то одной системе органов (до недавнего времени это были преимущественно Министерство юстиции РФ и его местные органы), а разным - в зависимости от того, об обеспечении каких судов идет речь.

Такой подход закреплен в ст. 30 Закона о судебной системе ("Обеспечение деятельности судов"):

"1. Обеспечение деятельности Конституционного Суда Россий­ской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов.

2. Обеспечение деятельности других судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Рос­сийской Федерации.

3. Обеспечение деятельности других арбитражных судов осу­ществляется Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации".

С учетом такой общей ориентации, данной в законе, и следует рассматривать вопросы построения организационного обеспечения деятельности судов.

Министерство юстиции РФ (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Правовой основой организации системы органов Минюста является Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г.

№ 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», которым было утверждено Положение о Министерстве юстиции РФ.

Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ, координирует ее Правительство РФ. Возглавляет Минюст на основе единоначалия Министр юстиции, наделенный значительными полномочиями, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Минюст России, его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность, образуют систему Министерства. В каждом федеральном округе образованы федеральные управления Минюста России по федеральным округам, в 21 субъекте РФ действуют главные управления, в 63 – управления (отделы) по субъектам РФ.

В соответствии с п. 5 Положения о Минюсте России на него возложены следующие основные задачи: реализация государственной политики в сфере юстиции; обеспечение прав и законных интересов личности и государства; обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности; обеспечение установленного порядка деятельности судов; обеспечение исполнения актов судебных и других органов; обеспечение исполнения уголовных наказаний.

В целях реализации государственной политики в сфере юстиции Минюст России:

координирует нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти;

обеспечивает деятельность полномочных представителей Правительства РФ в Государственной Думе и Конституционном Суде РФ;

проводит юридическую экспертизу законопроектов и иных нормативных правовых актов, выносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативных правовых актов субъектов на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам;

осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также проверку отбора ими актов, подлежащих государственной регистрации, и контроль за правильностью и своевременностью их опубликования;

ведет государственный реестр актов федеральных органов исполнительной власти и учет актов субъектов РФ;

ведет федеральный регистр нормативных актов субъектов РФ и проводит их юридическую экспертизу;

участвует в работе по ведению классификатора правовых актов и подготовке Свода законов РФ;

изучает практику применения законодательства РФ в сфере юстиции;

участвует в разработке реализации программ правовой информатизации;

осуществляет информационное обеспечение судов общей юрисдикции;

готовит ежегодные доклады Президенту РФ и Правительству РФ о соблюдении законности органами государственной власти и должностными лицами при принятии ими нормативных правовых актов, о состоянии работы по исполнению актов судебных и других органов, исполнению уголовных наказаний.

Министерство юстиции Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, призванный обеспечивать реализацию государственной политики в сфере юстиции. Министерство юстиции возглавляет министр, который по должности входит в Правительство Российской Федерации.

Деятельность этих органов носит в основном организационно-управленческий характер. Однако в настоящее время в органах юстиции сосредоточена такая правоохранительная функция, как исполнение наказаний, назначенных судом, и других судебных решений.

Организация и деятельность органов юстиции основана на Законе РФ "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации", а также Положении о Министерстве юстиции РФ, постановлениях Правительства РФ и указах Президента РФ.

На органы юстиции возлагаются следующие задачи: участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ; проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации; организационно-правовое обеспечение судебной реформы; государственная регистрация юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость и сделок с нею; регулирование сферы правового обслуживания; контроль за исполнением законодательства; правовая информатизация и другие.

Система органов юстиции состоит из:

* Министерства юстиции РФ;

* министерств юстиции республик, входящих в состав РФ, управлений (отделов) юстиции краев, областей, автономных округов, автономной области, Москвы и Санкт-Петербурга;

* органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. В систему Министерства юстиции входят учреждения и организации, в отношении которых органы юстиции осуществляют некоторые управленческие функции - нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз, Российская правовая академия, Научный центр правовой информации, редакции некоторых журналов.

Министерство юстиции РФ. Министерство юстиции РФ является центральным органом, осуществляющим руководство деятельностью территориальных органов юстиции и других учреждений и организаций, входящих в его систему. Возглавляет его Министр, который несет персональную ответственность за реализацию возложенных на Министерство и его органы задач. Министр вносит на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ проекты нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции Министерства юстиции РФ, подписывает в установленном порядке международные договоры Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, уголовным, семейным делам, вносит представления Президенту РФ и Правительству РФ о привлечении к ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения ими Конституции РФ, законов и нормативных актов Правительства РФ и Президента РФ. Министр юстиции РФ возглавляет Совет по кадровой политике при Президенте РФ, рассматривающий кандидатуры для назначения на должность судей федеральных судов РФ, входит в состав Совета по судебной реформе при Президенте РФ. Министр имеет заместителей, в качестве совещательного органа при нем действует коллегия, куда помимо Министра и его заместителей входят другие руководящие работники Министерства. Коллегия обсуждает важнейшие вопросы деятельности Министерства юстиции РФ, ее решения проводятся в жизнь приказами и распоряжениями Министра юстиции.

Структурно Министерство юстиции РФ состоит из управлений (департаментов) и отделов, каждый из которых возглавляет работу по одному из направлений деятельности министерства: Управление систематизации законодательства, Управление организационно-правового обеспечения юридической помощи, Управление регистрации ведомственных нормативных актов, Управление экспертных учреждений, Отдел судебной практики и др. В качестве самостоятельного структурного подразделения в состав Министерства юстиции РФ входит центральный орган уголовно-исполнительной системы. Руководство подразделениями осуществляют начальники, назначаемые Министром.

При Министерстве юстиции РФ состоят Российский федеральный центр судебной экспертизы, Научный центр правовой информации, Российская правовая академия.

Органы юстиции субъектов Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации действуют министерства республик, управления (отделы) юстиции краев, областей и других субъектов РФ, возглавляемые соответственно министрами и начальниками управлений. По вопросам, относящихся к ведению Российской Федерации, органы юстиции подчиняются Министерству юстиции РФ, по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов - Министерству юстиции РФ и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы юстиции субъектов Российской Федерации осуществляют деятельность по обеспечению нормотворческой деятельности законодательных органов субъектов федерации, организации работы нотариата, лицензионной работы. Предполагается возложить на них организацию материально-технического обеспечения деятельности мировых судей.

Структурно министерства юстиции республик в составе РФ, управлений (отделов) юстиции субъектов Российской Федерации состоят из отделов, осуществляющих работу в соответствии с определенными функциями органов юстиции.

Основными направлениями деятельности Министерства юстиции относятся:

1. Участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности. Это направление реализуется путем координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по подготовке законопроектов, вносимых в Федеральное Собрание Правительством Российской Федерации в порядке законодательной инициативы.

2. Проведение юридической экспертизы правовых актов. В случае несоответствия правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или федеральному закону Министерство юстиции представляет мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшего правовой акт, и в соответствующие федеральные органы государственной власти. На Министерство юстиции возложены и функции генерального заказчика межгосударственной системы правовой информатизации в Российской Федерации. Министерством определен также полномочный орган, осуществляющий координацию работ по созданию национальных банков данных, используемых для межгосударственного обмена правовой информацией между государствами - участниками СНГ.

3. Государственная регистрация ведомственных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. В области законодательства Министерство юстиции осуществляет контроль за соответствием ведомственных нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации; государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер; контроль за своевременностью и правильностью их официального опубликования; участвует в подготовке к выпуску официальных изданий - кодексов и сборников законодательства, занимается систематизацией законодательства, ведет банк нормативных правовых актов Российской Федерации, участвует в составлении и издании Свода законов Российской Федерации.

4. Обеспечение установленного порядка деятельности судов. Эта функция возложена на службу судебных приставов, входящую в систему органов Министерства юстиции.

5. Исполнение судебных актов и актов других органов. В этой сфере деятельности Министерство юстиции организует и контролирует порядок принудительного исполнения актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий.

6. В связи с проведением реформы пенитенциарной системы страны и совершенствованием системы исполнения уголовных наказаний в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 г. "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" предусматривается передать уголовно-исполнительную систему в ведение Министерства юстиции и возложить на Министерство юстиции функцию по обеспечению исполнения уголовных наказаний.

7. Организация и развитие системы юридических услуг. В области оказания правовых услуг гражданам и юридическим лицам Министерство юстиции сотрудничает с объединениями и организациями адвокатов; обязано способствовать развитию системы юридических услуг. Его органы регистрируют и выдают лицензии гражданам и юридическим лицам на право заниматься деятельностью по оказанию правовых услуг; участвуют в правовом просвещении граждан.

8. Участие в международно-правовой охране прав и законных интересов граждан. В этой области Министерство юстиции Российской Федерации наделено функциями представления в установленном порядке согласованных с Министерством иностранных дел Российской Федерации предложений о заключении международных договоров Российской Федерации о правовой помощи юридическим и физическим лицам по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и по его поручению ведет необходимые переговоры. Заключает соглашения о правовом сотрудничестве с соответствующими органами иностранных государств и международными организациями. Организует выполнение договоров о правовой помощи, конвенций и соглашений в части, относящейся к его компетенции.

9. Контроль за исполнением законодательства. При осуществлении такого контроля Министерство юстиции наделено функциями:

* запрашивать у федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведения, связанные с уставной деятельностью общественных объединений;

* вносить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации представления о привлечении к ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти по фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.

10. Реализация государственной политики в области правовой защиты интеллектуальной собственности.

11. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделки с ними, создание Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.

12. Регистрация уставов общественных и религиозных объединений.

13. Взаимодействие с адвокатурами и нотариатом в целях обеспечения конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи; выдача лицензий на право нотариальной деятельности; координация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния.

14. Руководство деятельностью учреждений судебной экспертизы, создание их, развитие и совершенствование.

15. Обеспечение кадрами органов и учреждений юстиции, повышение квалификации кадров. В сфере кадровой политики государства Министерство юстиции взаимодействует с соответствующими образовательными учреждениями по подготовке юридических кадров; организует работу по обеспечению кадрами органов и учреждений юстиции, их профессиональную учебу, а также подготовку и повышение правовой квалификации кадров для федеральных органов исполнительной власти.

Смотрите также:



Просмотров