Инструкция по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел — Российская газета. Система судебно-экспертных учреждений мвд рф Сколько экспертиз должен проводить эксперт системы мвд

Произошедшие за последние пять лет изменения нормативно-правового регулирования в области борьбы с преступностью, введение в действие новых Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, принятие Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», безусловно, нашли свое отражение и в организации деятельности экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел. Характер правовых норм, установленных Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и УПК РФ, потребовал более четкого организационного разделения субъектов судебно- экспертной деятельности и участников уголовного судопроизводства, выполняющих функцию обвинения. Сегодня активное использование криминалистических средств и методов становится одной из наиболее результативных форм борьбы с преступностью. В России ежегодно свидетелями выступают около 10 миллионов человек. Из этого количества примерно четверть подвергается угрозам и насилию и меняет свои показания. Это одна из причин, заставляющая постоянно искать пути повышения более эффективного использования вещественных доказательств в расследовании преступлений. В результате на протяжении последних лет отмечается устойчивое увеличение объемов экспертно-криминалистической работы, повышение ее результативности. Экспертами ЭКП ОВД ежегодно выполняется около 80% криминалистических экспертиз по уголовным делам, находящимся в производстве правоохранительных органов. Практически все осмотры мест происшествия по тяжким преступлениям против личности проводятся с участием экспертно-криминалистической службы органов внутренних дел Российской Федерации. Применение криминалистических средств и методов на сегодняшний день способствует созданию объективной доказательственной базы по более чем 2/3 (более 70%) всех раскрытых преступлений. Одна из основных задач ЭКП ОВД — это эффективное применение криминалистических средств и методов при производстве следственных действий, важнейшим из которых является осмотр места происшествия. За последние 5 лет повысился уровень криминалистического обеспечения осмотров мест происшествий, сохранились положительные тенденции их результативности. Указанный период характеризуется ростом участия специалистов ЭКП в осмотрах мест происшествий на 25%. Благодаря тесному взаимодействию со следственными и оперативно- розыскными подразделениями полнее стали использоваться изъятые при осмотрах следы и другие вещественные доказательства. Положительные тенденции по результативности участия специалистов- криминалистов в осмотрах мест происшествий повлияли на увеличение количества проводимых экспертиз и исследований. Так, количество выполненных экспертиз с 1998 года по настоящее время возросло на 50%, исследований по оперативным материалам — на 80%. Как уже отмечалось, рост числа зарегистрированных преступлений за последние годы, повышение требований нового УПК РФ к порядку формирования доказательственной базы, активизация усилий по укреплению взаимодействия служб и подразделений обусловили увеличение объемов работы ЭКП ОВД России практически по всем направлениям экспертной деятельности. Указанные проблемы были рассмотрены на коллегии МВД России от 24 декабря 2002 года № 5 км/2 «О состоянии и мерах по повышению эффективности деятельности экспертно-криминалистических подразделений в борьбе с преступностью». В рамках реализации решений данной коллегии ЭКЦ МВД России осуществлен комплекс организационных мероприятий, в том числе и по упорядочению и переработке нормативно-правовой базы, регламентирующей экспертно-криминалистическую деятельностьРешение Коллегии МВД России от 24 декабря 2002 г. № 5 км/2 «О состоянии и мерах по повышению эффективности деятельности экспертно-криминалистических подразделений в борьбе с преступностью», утв. приказом МВД России № 79 от 4 февраля 2003 г.. Проведена реорганизация ЭКП ОВД России, сформированы экспертно-криминалистические центры при МВД, ГУВД, УВД 85 субъектов Федерации, 20 УВДТ, УВД (ОВД) на режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях. Утверждены новые нормы положенности ЭКП ОВД и новые должностные оклады начальствующего состава экспертно-криминалистических центров в соответствии с приказами МВД России № 1120-02 г., № 366-03 г., № 985-03 г. Переработаны системы учета и оценки деятельности ЭКП ОВД, формы статистической отчетности ЭКП, периодичность и порядок ее выдачи в ЭКЦ МВД России и ОВД субъектов Российской Федерации. Введение в практику ЭКП новых и совершенствование имеющихся направлений экспертных исследований способствуют неуклонному возрастанию значения результатов экспертиз в раскрытии и расследовании преступлений. В настоящее время в ЭКЦ при МВД, ГУВД, УВД выполняются разнообразные виды экспертиз — криминалистические, взрывотехнические, генотипоскопические, фоноскопические, геммологические, пожарно-технические, бухгалтерские, экспертизы в сфере компьютерных технологий и т.д., что позволяет службам, задействованным в раскрытии и расследовании преступлений, иметь научно обоснованную и аргументированную поддержку в формировании следственных версий, проведении оперативно-розыскных мероприятий, установлении истины по уголовному делу. Наряду со ставшими традиционными криминалистическими экспертизами, которые проводятся практически в каждом МВД, ГУВД, УВД, в последние годы появляются и развиваются новые виды экспертиз, потребность в которых вызвана меняющимся характером преступности, увеличением числа таких преступлений, как похищение людей, терроризм, вымогательство, криминальные взрывы, подделка и изготовление вредных для здоровья продуктов питания, в области компьютерных технологий. В первую очередь, это — взрывотехнические, фоноскопические, одорологические, генетические, компьютерно-технические экспертизы, исследования контрафактной продукции и ряд других. Сегодня в органах внутренних дел выполняется 24 вида экспертиз, из них 17 относятся к специальным, годовые объемы работ по которым постоянно растут. Так, в Центре и практически во всех ЭКЦ системы внутренних дел выполняются физико-химические, пищевые и автотехнические экспертизы, в 66 региональных центрах — взрыво- и пожарно-технические, в 47 — биологические, в 17 — организованы лаборатории по производству генотипоскопических экспертиз, общеизвестных как ДНК-экспертизы, в 4 — отделения исследования запаховых следов. Кроме того, в 58 регионах созданы медико-криминалистические группы для идентификации неопознанных трупов. Сейчас на различных стадиях формирования находятся подразделения судебно-экономических экспертиз, способные проводить исследования по всем направлениям, включая производство судебно-бухгалтерских, налоговых, финансово-аналитических и финансово- кредитных экспертиз. Необходимо отметить, что, несмотря на развитие специальных видов экспертных исследований, использование традиционных видов экспертиз в обозримом будущем не потеряет свою актуальность. Об этом свидетельствуют статистические данные. Так, установлению причастности лица к совершению преступлений способствовали результаты почти 70 процентов выполненных традиционных криминалистических экспертиз. При этом нагрузка на одного эксперта составила более ста экспертиз. По результатам только дактилоскопической экспертизы в минувшем году дана информация о возможной причастности к совершению преступлений более 30 тыс. лиц, по 14,5 тыс. преступлений уголовные дела направлены в суд. Например, именно с помощью дактилоскопической экспертизы удалось раскрыть «громкое» убийство бывшего депутата Государственной Думы Сергея Юшенкова. Решающее место в комплексе антитеррористических мероприятий имеет использование возможностей взрывотехнических, фоноскопических, баллистических, дактилоскопических экспертиз, а также экспертно-криминалистических учетов, картотек и коллекций ЭКП ОВД России. В ЭКП 74 МВД, УВД субъектов Российской Федерации имеются 160 специалистов-взрывотехников, прошедших специальную подготовку. В настоящее время в Центре создана и пополняется коллекция образцов взрывотехнических устройств, содержащая порядка 3 тыс. объектов; подготовлены учебные пособия и методические рекомендации, в том числе по расчету поражающих факторов взрыва, исследованиям ВВ и ВУ как промышленного, так и самодельного изготовления. По заданию и при непосредственном участии специалистов Центра разработана и принята на вооружение органов внутренних дел передвижная взрывотехническая лаборатория, укомплектованная всем необходимым для качественного осмотра и исследования места взрыва. При раскрытии и расследовании преступлений террористического характера результативно используются записи телефонных переговоров, заявлений террористов, членов организованных преступных групп. Сегодня стало реальным создание фонотеки голосов террористов, вымогателей, похитителей людей и других категорий преступников. Расширяется спектр, совершенствуются технологии автоматизированных систем ведения картотек следов и объектов, изъятых с мест нераскрытых преступлений. Ежегодно результаты проверок по экспертно-криминалистическим учетам способствуют раскрытию и расследованию полумиллиона преступлений. В результате проверок следов и объектов в 2003 г. по экспертно- криминалистическим учетам получена розыскная информация по более чем 400 тыс. преступлений. В последние годы хорошие результаты по установлению лиц, совершивших тяжкие преступления, дает внедрение в экспертную практику автоматизированных программных комплексов. Так, развитие автоматизированных дактилоскопических идентификационных систем (АДИС) в настоящее время выходит на уровень создания региональных и межрегиональных комплексов с объемами баз данных в несколько миллионов дактилокарт. С начала 2000 г. АДИС «Дельта-С» с объемом банка данных около 2 млн. дактилокарт находится в совместной эксплуатации ГУВД г. Москвы и ГУВД Московской области. В результате по 1000 уголовным делам на сегодняшний день идентифицированы лица, причастные к совершению преступлений, установлена личность более 1500 неопознанных трупов. В ЭКП МВД, ГУВД, УВД действуют порядка 400 таких систем, в составе которых функционируют более 980 компьютеров. В 2001 г. на базе ГУ ЭКЦ МВД России началось формирование централизованной дактилоскопической картотеки следов рук, изъятых с мест нераскрытых особо тяжких и тяжких преступлений межрегионального и серийного характера (ЦДС). Основной целью создания ЦДС является повышение эффективности использования дактилоскопических учетов ЭКП ОВД России для раскрытия и расследования межрегиональных и серийных преступлений, прежде всего по таким видам, как терроризм, хищение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, организация преступного сообщества, убийства и т.п. На 1.04.2004 г. массив содержал информацию в виде 8000 карточек. Целенаправленная работа осуществляется Центром в рамках борьбы с незаконным оборотом огнестрельного оружия, а также в раскрытии преступлений, совершенных с его применением. Продолжается формирование всероссийского банка данных экспериментального отстрела производимого в Российской Федерации и закупаемого за рубежом нарезного огнестрельного оружия. По состоянию на 1.04.2004 г. на учет ФПГТ поставлены пули и гильзы, стреляные из 976 779 единиц служебного и гражданского оружия с нарезным стволом. Основными задачами, решаемыми Центром, являются совершенствование правового регулирования и организационно-методическое руководство всеми ЭКЦ, а также организация, проведение и координация прикладных научных исследований. Как уже отмечалось, получают развитие новые виды экспертиз, в том числе и ДНК-анализа и компьютерно-технических, как в Центре, так и на местах. Проведение такого рода исследований требует высокой профессиональной подготовки, а в ряде случаев — детального научного подхода. Научные исследования ведутся по трем направлениям: разработка основ деятельности экспертно-криминалистический подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в борьбе с преступностью, разработка и совершенствование методик криминалистических исследований, а также разработка информационного и компьютерного обеспечения применения экспертно-криминалистических методов и средств. Кроме того, немалый практический интерес представляют ведущиеся в НИЛ ЭКЦ работы по криминалистическому исследованию героина, комплексному экспертно-криминалистическому исследованию фальсифицированной табачной и алкогольной продукции, изучению возможности повышения доказательственной значимости результатов ДНК-анализа при раскрытии и расследовании преступлений, а также по системе подготовки собак-детекторов запаховых следов человека. Сегодня в подразделениях Центра трудятся четыре доктора наук, шестнадцать кандидатов наук, еще четырнадцать сотрудников учатся в адъюнктуре. В прошлом году в Центре проводились научные исследования в соответствии с рабочими программами и календарными планами по 14 (15 в АППГ) темам плана НИР-2004 г.: из них 8 тем — переходящих из плана НИР-2003 г. и 6 — вновь открытых в 2004 г. Всего на сегодняшний день в экспертно-криминалистических подразделениях в системе МВД России трудятся свыше 14 тыс. человек. Кадры для ЭКП ОВД готовят Московский и Санкт-Петербургский университеты МВД России, Волгоградская и Нижегородская академии МВД России, Саратовский юридический институт МВД России, а также другие ведомственные вузы. В настоящее время проводится кардинальная реструктуризация центральных исполнительных органов государственной власти, в том числе она коснулась МВД России и соответственно нашей службы. В этой связи необходимо отметить, что в последние 15-20 лет по инициативе отдельных ученых и руководителей Министерства юстиции поднимается на самом высоком уровне вопрос создания единой государственной экспертной службы при Минюсте. Иными словами, это ведомство претендует на монополию проведения всех видов экспертиз. ЭКЦ МВД России не поддерживает данную позицию по следующим причинам. Экспертная служба МВД России, существующая уже 85 лет, насчитывает более 14 тыс. специалистов. Для сравнения: в Минюсте России таковых — 1,5 тыс. плюс 1 тыс. внештатных частнопрактикующих экспертов, делающих экспертизу на платной основе; в Комитете по Госнаркоконтролю России насчитывается 2-2,5 тыс. специалистов. Объем работ экспертных подразделений органов внутренних дел превышает объем работы экспертных учреждений системы юстиции не только по абсолютной величине (причем на порядок), но и по нагрузке на одного эксперта. При значительно меньших сроках производства экспертиз обеспечивается должное качество их производства. В МВД России создана и совершенствуется система профессиональной подготовки экспертов. Три высших учебных заведения МВД России осуществляют подготовку экспертных кадров для органов внутренних дел по специальности «Судебная экспертиза», чего нет ни в одном правоохранительном ведомстве, имеющем экспертные учреждения. Нет их и в Минюсте России. В настоящее время все экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях (независимо от ведомственной принадлежности их инициатора) в экспертных подразделениях органов внутренних дел проводятся на безвозмездной основе. В экспертных учреждениях системы юстиции под предлогом высокой нагрузки производство экспертиз нередко поручается внештатным экспертам и осуществляется на платной основе. Это обстоятельство приводит к тому, что все чаще судьи, следователи прокуратуры и других ведомств назначают экспертизы не в учреждения системы юстиции, а в экспертные подразделения органов внутренних дел. За последний год выполнено более 100 тыс. таких экспертиз. Экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел созданы во всех субъектах Российской Федерации и представлены в 85% городских и районных ОВД. При этом 72% личного состава работают именно в городском и районном звене. Минюст России не обладает такой сетью экспертных учреждений. Создание аналогичной сети, объем и количество требуемой штатной численности экспертного состава и материально-техническое обеспечение их деятельности, включая помещения, оборудование, расходные материалы, потребуют колоссальных затрат из федерального бюджета. Следует учитывать, что штатная численность и основная часть технических средств экспертных подразделений органов внутренних дел не могут быть переданы подразделениям Минюста и останутся в органах внутренних дел для ведения экспертно-криминалистических учетов, участия в осмотрах мест происшествий, других следственных действиях и оперативно-розыскных мероприятиях. Кроме того, представляется, что сосредоточение функции производства судебных экспертиз в рамках одной, пусть и «государственной», службы поставит под сомнение реализацию основных принципов уголовного процесса, а именно, принципов состязательности и равноправия сторон судопроизводства. Это исключит возможность выбора экспертного учреждения. Повторные экспертизы будут назначаться все в ту же единственную «государственную» службу, при этом возникает опасность распространения корпоративных подходов к оценке спорных заключений экспертов. В настоящее время экспертные системы развиваются с учетом задач и направлений деятельности своих ведомств, многообразие которых обеспечивает активное совершенствование практически всего спектра экспертных средств и методов. Аналогичные ведомственные системы успешно действуют в составе правоохранительных органов ведущих зарубежных стран. Такой подход полностью согласуется с положениями ст. 11 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Вместе с тем формирование единой политики в области развития государственной судебно-экспертной деятельности, укрепление взаимодействия государственных судебных учреждений в решении имеющихся проблем организации производства судебных экспертиз, совершенствовании экспертных методик представляются актуальными. На наш взгляд, эти вопросы могут и должны находить свои решения в работе Межведомственного координационно-методического совета, созданного 6 лет назад, членами которого являются руководители и ведущие ученые всех государственных экспертных учреждений страны, Генеральной прокуратуры и Верховного Суда Российской Федерации. На сегодняшний день эффективность деятельности экспертных подразделений определяется не столько принадлежностью к тому или иному ведомству, сколько уровнем квалификации специалистов и финансированием этой сферы. Сегодня на суде нередко выступают со своими заключениями эксперты и МВД России, и ФСБ России, и Минюста России, что говорит об объективности и состязательности самого процесса выявления истины. Здесь будет уместно упомянуть, что в мировой судебно-криминалистической практике фактически ни в одной развитой стране мира нет аналога Единой экспертно-криминалистической службе. Наоборот, во многих государствах Европы и Америки созданы по пять шесть ведомств, которые имеют своих экспертов. И это правильная, востребованная жизнью практика. В рамках международного сотрудничества осуществляется активное взаимодействие с ведущими европейскими криминалистическими учреждениями. Это и обмен интересующей информацией по различным направлениям криминалистики, это и организация совместных семинаров и стажировок специалистов для обмена опытом работы, ознакомление со структурой и организацией деятельности зарубежных коллег, а также передовыми методами производства криминалистических экспертиз и исследований. В рамках созданной в 1993 г. Европейской сети криминалистических учреждений (ЕСКУ), объединившей усилия ведущих криминалистических учреждений стран Европейского сообщества, ЭКЦ МВД России в 1994 г. был принят в состав ЕСКУ на равных с другими странами правах. Это позволяет нам принимать непосредственное участие в деятельности рабочих групп и комитетов ЕСКУ по исследованиям ДНК-анализа, наркотических веществ, лакокрасочных покрытий автомобилей, судебному анализу речи и звука, новым криминалистическим информационным технологиям. Такое взаимодействие дает возможность поддерживать экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел на соответствующем мировому научно-методическом уровне, экономить силы и средства при разработке новых методик проведения исследований, получать необходимую информацию по наиболее актуальным проблемам криминалистики на безвозмездной основе, а также осуществлять исследования вещественных доказательств, в том числе и по конкретным уголовным делам, на базе лучших европейских криминалистических лабораторий при отсутствии методических или технических возможностей в России. Автор: В. В. Мартынов — начальник Экспертно-криминалистического центра МВД России, кандидат технических наук.

1.Федеральное государственное казенное учреждение «Экспертно-криминалистический центр МВД РФ»

Осуществляет централизованное организационно-методическое руководство экспертными учреждениями.

Основные направления деятельности:

Организационно-методическое руководство ЭКЦ в системе МВД РФ.

Осуществление экспертно-криминалистической деятельности производства повторных экспертиз по уголовным делам, экспертиз, требующих применения уникальной аппаратуры или новых экспертных методик.

Научно-методическое обеспечение производства судебных экспертиз и экспертных исследований в экспертно-криминалистических подразделениях.

Организация ведения экспертно-криминалистических учетов в системе МВД РФ.

Оснащение экспертных подразделений современными техническими средствами, используемыми при экспертно-криминалистической деятельности.

Организация проведения стажировок и семинаров сотрудников экспертных подразделений, научно-практических конференций по актуальным проблемам теории и практики судебной экспертизы.

Участие в подготовке проектов нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.

Проведение особенно сложных экспертиз, а также экспертиз по многоэпизодным уголовным делам.

Круг экспертиз и исследований, выполняемых экспертами и сотрудниками ЭКЦ, чрезвычайно широк - это экспертизы практически всех распространенных родов и видов , в том числе традиционной криминалистической экспертизы. При ЭКЦ работает экспертно-квалификационная комиссия , рассматривающая качество подготовки эксперта. Также действует методический ученый совет , рассматривающий наиболее важные вопросы научной и практической деятельности экспертной службы.

2. ЭКЦ МВД по субъекту РФ

3. Экспертные службы на местах полиции

Система судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции

1. Российский федеральный центр судебной экспертизы.

Является головным экспертным учреждением. Здесь осуществляются научные разработки, создаются новые методики исследования вещественных доказательств, а также проводятся судебные экспертизы практически всех наиболее распространенных родов и видов экспертиз. РЦФСЭ, как правило, производит либо повторные и особо сложные экспертизы, либо первичные экспертизы для судебных и следственных органов Москвы, Московской, Брянской, Тверской и Смоленской областей.

2. Межрегиональные лаборатории судебных экспертиз и центральные ЛСЭ

3. Филиалы ЛСЭ и экспертные группы

Для каждого учреждения Министерства юстиции установлена своя область обслуживания .

Одно из важных направлений деятельности учреждений Министерства юстиции - подготовка научных судебно-экспертных кадров.

Главным направлением всех экспертных учреждений Министерства юстиции является проведение судебных экспертиз по заданиям судов, ОВД, органов безопасности, таможенных, налоговых органов, нотариата, органов социальной защиты.

Система судебно-медицинских и судебно-психиатрических учреждений

1. Российский центр судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения и социального развития

Создан для научной разработки современных методов судебно-медицинской экспертизы живых лиц, трупов, вещественных доказательств, судебно-химического анализа, а также для выполнения особо сложных судебно-медицинских экспертиз по заданию правоохранительных органов РФ. На РЦСМЭ возложено научно-методическое обеспечение производства судебно-медицинских экспертиз, а также профессиональная подготовка и повышение квалификации экспертов.

2. Бюро судебно-медицинской экспертизы органов управления здравоохранением субъектов РФ

3. Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени Сербского Министерства здравоохранения и социального развития РФ

Является ведущим звеном и научным центром судебной психиатрии.

4. Судебно-психиатрические экспертные комиссии

Основное звено системы судебно-психиатрических учреждений, которые организуются на правах структурных подразделений психиатрических учреждений общего профиля. Могут быть амбулаторными и стационарными.

Компетенции судебно-медицинской экспертизы:

1. Экспертиза трупов в случае насильственной смерти

2. Исследование трупов при подозрении на применение насилия

3. Экспертиза потерпевших, подозреваемых, обвиняемых

4. Судебно-медицинское освидетельствование граждан для определения характера и тяжести причиненного здоровью вреда, возраста и пр.

5. Экспертиза вещественных доказательств

6. Экспертиза по материалам уголовных и гражданских дел

7. Судебно-психиатрическая экспертиза

Проводимая масштабная реформа МВД в России в 2018 году сократит штатную численность полицейских, передаст часть функций другим организациям и ведомствам, а также ужесточит дисциплину сотрудников. Первые шаги уже сделаны в некоторых регионах страны.

Реформа полиции – чего ждать

Самые серьезные изменения, которые принесет реформа полиции, коснутся так называемых «несиловых» функций. Ожидаются изменения в системе медицинского обслуживания полицейских – непрофильные функции министерства будут переданы другим ведомствам. Соответствующие предложения в проект «Повышение обороноспособности и безопасности государства» на 2018-2024 годы уже подготовила межведомственная рабочая группа, созданная при аппарате Совета безопасности.

Общие сведения о преступности (январь-июль 2017 года)

В планах рабочей группы упразднение ведомственных поликлиник, больниц и санаториев. Ожидается, что они будут либо переданы Министерству здравоохранения, либо проданы. Полицейские же будут обслуживаться через систему добровольного медицинского страхования. Авторы изменений ссылаются на то, что в среде силовиков распространено мнение о давлении на медицинский персонал для уменьшения количества обнаружений профессиональных заболеваний. Если сотрудники МВД будут обслуживаться в обычных поликлиниках, то данное предположение не сможет иметь никаких обоснований. В настоящее время ежегодные затраты на медицинское обслуживание полицейских составляют около 25 млрд рублей. По подсчетам авторов инициативы, переход на ДМС будет стоить не дороже.

Помимо медицинской сферы, изменения затронут экспертно-криминалистическое подразделение МВД – законодатели подумывают над их передачей в ведомство федеральных государственных унитарных предприятий. Кроме того, гражданскими служащими станут:

  • кадровики;
  • психологи;
  • финансисты;
  • бухгалтеры.

Также планируется передача обязанностей по выдаче паспортов и водительских удостоверений гражданским ведомствам – Росреестру, Минюсту или иным организациям.

Сокращения полицейских

Штатные сотрудники министерства уже попали под сокращение – в первую очередь подразделения по борьбе с экстремизмом. При этом увольнения коснулись не только регионов, но и центрального аппарата ведомства. Так, как передают СМИ, сотрудники ГУПЭ МВД переехали в главное здание министерства из кабинетов на Садовой-Спасской улице. Помимо уменьшения штатного расписания, реформы коснутся и управления по противодействию экстремизму.

Ранее информагентства опубликовали информацию, согласно которой, функции по оперативно-розыскной деятельности в части противодействия терроризму и экстремизму будут возложены на Росгвардию. Само министерство пока воздерживается от официальных комментариев.

Еще одним признаком глобальной реформы, эксперты называют увольнение заместителя министра юстиции РФ Сергея Герасимова. Высокопоставленный чиновник отправлен в отставку приказом президента. Указ был опубликован на официальном портале правовой информации 21 августа 2017 года.

Герасимова называли одним из «идеологов реформы полиции». Зимой он направил письмо в Конституционный суд России с призывом сохранить уголовную ответственность за нарушения во время митингов. Чиновник заявил, что данную меру наказания необходимо применять к тем лицам, которые неоднократно совершали административные правонарушения.

С наступлением 2018 года в Министерстве внутренних дел снова грядут перемены. Нововведения повлекут за собой сокращение штата, изменение должностных обязанностей и компетенций сотрудников и ужесточение дисциплинарных требований.

Реформа системы МВД в текущем году преследует следующие цели:

  • безопасность страны во время проведения Чемпионата мира по футболу;
  • сокращение численности сотрудников;
  • реализация государственной и миграционной политики;
  • сокращение преступности;
  • усиление контроля над оборотом наркотиков.

Штатные сокращения и упразднения

Президент лимитировал штат отдела внутренних дел и уменьшил ее на 10000 человек. Данный Указ появился на портале правовой информации 31.12.2017 года. Согласно документу, с начала текущего года численность штата ведомства, финансируемая из бюджета, не должна превышать 894 871 человека. Это требование не распространяется на охрану и обслуживающий персонал. Так:

  • сотрудников органов внутренних дел должно быть не более 746859;
  • федеральных гражданских госслужащих – 17199;
  • прочих работников – 130813.

Реструктуризация, по большей части, касается ГИБДД. В рамках нововведений планировалась ликвидация ГИБДД, посредством слияния с ДПС, сокращение штата вневедомственной охраны и патрульной службы.

Следует отметить, что под сокращение не попадут сотрудники, занимающиеся совершением регистрационных действий и проведением экзаменов на право управления ТС. А те, кому повезло меньше, смогут продолжить службу, но уже в других подразделениях МВД.

Однако в МВД России планы об упразднении ГИБДД не подтверждают. Реформация коснется Госавтоинспекции лишь путем реорганизации работы ведомства. Ожидается сокращение части нынешних функций инспекции и повышение эффективности работы за счет сохранения числа сотрудников.

В планах ведомства максимально освободить сотрудников Госавтоинспекции от бумажной работы: сведение к минимуму административных дел, отмена выездов на ДТП, упразднение групп разбора. Функции ГИБДД ограничатся только составлением протоколов об административных правонарушениях в электронном виде.

Главными целями реформации ГИБДД в 2019 году являются:

  • создание новой высокоэффективной структуры;
  • полное истребление коррупции;
  • сокращение расходов бюджета;
  • упразднение целого ряда руководящих должностей;
  • обеспечение порядка на дорогах;
  • увеличение автопарка за счет объединения двух структур;
  • подтверждение уровня квалификации каждого сотрудника.

Однако многие эксперты считают, что слияние двух структур: ГИБДД и ДПС, отрицательно скажется на будущих результатах, так как связано с потерей квалифицированных специалистов и опытных сотрудников. Более того, их специфика работы весьма различается, сотрудники ДПС даже не обязаны знать правила дорожного движения, а обучение повлечет за собой дополнительные финансовые затраты.

В настоящее время, продолжается сокращение работников отдела по борьбе с экстремизмом не только на региональном, но и на центральном уровнях: часть их обязанностей, а именно – предупреждение и противодействие терроризму, теперь будет выполнять Росгрвардия.

На рассмотрении находится проект передачи экспертно-криминалистического подразделения МВД в ведомство федеральных государственных унитарных предприятий. Этот вопрос еще не решен, ответ на него станет известен лишь после окончательного принятия масштабной реформы.

Реформация коснулась и государственных служащих МВД. С текущего года работники бухгалтерии, психологи, кадровики и финансисты станут гражданскими служащими.

Изменение полномочий

Более того, сотрудникам полиции сократят число обязанностей. Теперь выдача паспортов и водительских удостоверений станет прерогативой Росреестра и Министерства юстиции.

В конце 2019 года ожидается переход полномочий службы пожарной безопасности к Министерству внутренних дел. А обязанности Министерства чрезвычайных ситуаций возьмут на себя МВД и министерство обороны. Также для осуществления эффективного ведомственного контроля планируется создание управленческого подразделения Министерства государственной безопасности (МГБ).

Перемены касаются и руководящих должностей. По приказу президента, опубликованному еще в августе прошлого года, снят с должности и отправлен в отставку замминистра юстиции Российской Федерации – Сергей Герасимов. К слову, он был инициатором сохранения уголовной ответственности за нарушение правопорядка во время официальных митингов и ужесточения наказаний для лиц, неоднократно совершивших административные правонарушения.

Медицинское обслуживание

Изменения коснутся и медицинского обслуживания МВД. Теперь лечением сотрудников полиции будет заниматься не Министерство МВД, а профильные ведомства. Полицейских переведут на систему добровольного медицинского страхования. Причиной такого решения послужило большое количество жалоб персонала медицинских учреждений, относящихся к числу ведомственных, на давление со стороны силовиков для уменьшения количества обнаруженных профзаболеваний. Чтобы исключить всяческие подозрения по этому поводу, было принято решение – перевести сотрудников полиции на обслуживание в медучреждениях, находящихся в подчинении Министерства здравоохранения.

По мнению экспертов, такие изменения не увеличат финансовые расходы на обслуживание МВД.

Что касается учреждений здравоохранения, относившихся к ведению МВД, — их передадут профильному Министерству, либо продадут.


В регионах:

В некоторых регионах страны начали реформацию еще до начала 2019 года, например, Ставропольский край, в котором главное изменение коснулось именно внутренней дисциплины. Служащим рекомендовали не посещать места, занимающиеся розничной торговлей алкоголем, в том числе бары и клубы, запретили кредитоваться в микрофинансовых организациях, а руководителям отделов поручили следить за условиями жизни своих подчиненных.

Изменения не коснутся:

  • порядка приема на службу;
  • возраста вступления в ряды сотрудников полиции;
  • системы взысканий и поощрений, применяемых к полицейским.

Очевидна масштабность новой реформы, но говорить об ее эффективности пока рано. По итогам проделанной работы ожидается внесение поправок, учитывая рекомендации МВД, а также качественные и статистические показатели деятельности.

Численность сотрудников МВД

Министерство внутренних дел Российской Федерации Уровень управления 2013 2014 2015 2016
Всего должностей в соответствии со штатным расписанием январь-декабрь январь-декабрь январь-декабрь январь-декабрь Изм.за год
Российская Федерация Региональный 2 492 656 301 655 910 719 137 9,6%
Центральный федеральный округ Региональный 646 169 050 166 676 179 698 7,8%
Московская область в старых границах Региональный 55 2 764 2 583 2 612 1,1%
Белгородская область Региональный 35 5 193 5 327 5 884 10,5%
Брянская область Региональный 56 5 935 5 827 6 402 9,9%
Владимирская область Региональный 21 6 007 5 972 6 783 13,6%
Воронежская область Региональный 77 8 829 8 223 8 850 7,6%
Ивановская область Региональный 29 4 885 4 803 5 151 7,2%
Калужская область Региональный 8 4 337 4 291 4 619 7,6%
Костромская область Региональный 19 4 499 4 252 3 965 -6,7%
Курская область Региональный 34 5 758 5 585 6 053 8,4%
Липецкая область Региональный 43 5 414 5 122 5 360 4,6%
Московская область Региональный 95 25 196 26 106 28 605 9,6%
Орловская область Региональный 16 4 056 3 861 4 373 13,3%
Рязанская область Региональный 32 5 202 4 882 5 286 8,3%
Смоленская область Региональный 45 4 265 4 222 4 713 11,6%
Тамбовская область Региональный 51 5 504 5 164 6 018 16,5%
Тверская область Региональный 30 5 253 5 147 5 549 7,8%
Тульская область Региональный 22 7 067 6 693 7 148 6,8%
Ярославская область Региональный 28 6 876 6 199 6 885 11,1%
Москва Региональный 5 54 774 55 000 58 054 5,6%
Северо-Западный федеральный округ Региональный 272 63 073 61 261 67 704 10,5%
Республика Карелия Региональный 23 3 961 3 811 4 280 12,3%
Республика Коми Региональный 40 5 228 5 169 5 699 10,3%
Архангельская область Региональный 37 6 112 5 818 6 593 13,3%
Ненецкий автономный округ Региональный 328 328 357 8,8%
Архангельская область (без автономного округа) Региональный 37 5 784 5 490 6 236 13,6%
Вологодская область Региональный 24 7 069 6 755 7 228 7,0%
Калининградская область Региональный 0 3 976 3 970 4 692 18,2%
Ленинградская область Региональный 135
Мурманская область Региональный 29 4 475 4 319 4 939 14,4%
Новгородская область Региональный 16 4 019 3 885 4 067 4,7%
Псковская область Региональный 23 3 557 3 387 3 810 12,5%
Санкт-Петербург Региональный 80 24 676 24 147 26 261 8,8%
Южный федеральный округ (с 29.07.2016) Региональный 74 145
Республика Адыгея Региональный 2 438 2 430 2 604 7,2%
Республика Калмыкия Региональный 16 1 944 1 863 1 937 4,0%
Республика Крым Региональный 7 225 7 640 5,7%
Краснодарский край Региональный 31 25 700 24 477 27 890 13,9%
Астраханская область Региональный 4 854 4 700 5 330 13,4%
Волгоградская область Региональный 36 10 248 9 974 10 732 7,6%
Ростовская область Региональный 11 13 908 13 699 16 114 17,6%
Севастополь Региональный 1 666 1 898 13,9%
Южный федеральный округ (с 2010 года) Региональный 94 59 092 57 143
Северо-Кавказский федеральный округ Региональный 85 50 391 54 566 57 537 5,4%
Республика Дагестан Региональный 15 112 14 213 13 809 -2,8%
Республика Ингушетия Региональный 12 3 224 3 051 3 329 9,1%
Кабардино-Балкарская Республика Региональный 13 5 041 4 773 4 867 2,0%
Карачаево-Черкесская Республика Региональный 2 846 2 757 2 934 6,4%
Республика Северная Осетия - Алания Региональный 2 6 607 5 902 6 995 18,5%
Чеченская Республика Региональный 13 3 849 10 858 11 416 5,1%
Ставропольский край Региональный 45 13 712 13 012 14 187 9,0%
Приволжский федеральный округ Региональный 571 126 592 121 739 133 017 9,3%
Республика Башкортостан Региональный 37 14 511 13 849 15 176 9,6%
Республика Марий Эл Региональный 6 2 879 2 803 3 073 9,6%
Республика Мордовия Региональный 22 3 981 3 824 4 474 17,0%
Республика Татарстан Региональный 46 15 209 14 782 15 722 6,4%
Удмуртская Республика Региональный 34 5 893 5 786 6 233 7,7%
Чувашская Республика Региональный 12 5 016 4 883 5 206 6,6%
Пермский край Региональный 60 14 351 13 486 14 446 7,1%
Кировская область Региональный 43 6 089 5 928 6 631 11,9%
Нижегородская область Региональный 67 14 660 13 867 14 954 7,8%
Оренбургская область Региональный 100 8 883 8 342 9 441 13,2%
Пензенская область Региональный 33 5 782 5 344 5 876 10,0%
Самарская область Региональный 54 13 729 13 818 14 956 8,2%
Саратовская область Региональный 37 10 947 10 440 11 891 13,9%
Ульяновская область Региональный 20 4 662 4 587 4 938 7,7%
Уральский федеральный округ Региональный 180 60 666 56 886 63 526 11,7%
Курганская область Региональный 71 4 670 4 655 5 064 8,8%
Свердловская область Региональный 29 21 443 19 708 21 906 11,2%
Тюменская область Региональный 44 18 815 18 082 20 732 14,7%
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра Региональный 8 346 8 233 9 124 10,8%
Ямало-Ненецкий автономный округ Региональный 3 613 3 482 3 838 10,2%
Тюменская область (без автономных округов) Региональный 44 6 856 6 367 7 770 22,0%
Челябинская область Региональный 36 15 738 14 441 15 824 9,6%
Сибирский федеральный округ Региональный 430 88 406 89 751 100 248 11,7%
Республика Алтай Региональный 23 1 450 1 446 1 598 10,5%
Республика Бурятия Региональный 29 4 420 4 389 4 833 10,1%
Республика Тыва Региональный 13 1 956 1 874 1 898 1,3%
Республика Хакасия Региональный 2 816 2 589 2 939 13,5%
Алтайский край Региональный 46 11 176 11 319 12 160 7,4%
Забайкальский край Региональный 40 5 511 5 384 6 427 19,4%
Красноярский край Региональный 40 14 792 14 481 16 007 10,5%
Иркутская область Региональный 76 11 114 11 039 12 969 17,5%
Кемеровская область Региональный 82 13 064 13 013 14 203 9,1%
Новосибирская область Региональный 27 12 402 10 755 12 109 12,6%
Омская область Региональный 16 9 426 9 064 10 039 10,8%
Томская область Региональный 38 279 4 398 5 066 15,2%
Дальневосточный федеральный округ Региональный 214 39 031 38 997 43 262 10,9%
Республика Саха (Якутия) Региональный 21 4 926 5 044 5 912 17,2%
Камчатский край Региональный 5 2 498 2 508 2 585 3,1%
Приморский край Региональный 84 12 232 11 628 12 944 11,3%
Хабаровский край Региональный 42 9 677 8 232 8 778 6,6%
Амурская область Региональный 15 4 643 4 511 5 390 19,5%
Магаданская область Региональный 19 1 650 1 709 1 749 2,3%
Сахалинская область Региональный 13 1 417 3 469 3 923 13,1%
Еврейская автономная область Региональный 15 1 346 1 284 1 293 0,7%
Чукотский автономный округ Региональный 642 612 688 12,4%
Крымский федеральный округ Региональный 8 891

Сегодня Профсоюз обратился с письмом к начальнику московского Главка следующего содержания:

Уважаемый Анатолий Иванович!

Ранее мы уже обращались к Вам с просьбой разобраться в ситуации связанной с увольнением Артемова Александра который проходил службу в должности инспектора полка ДПС ГИБДД УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве (письмо от 16.04.2015 исх. № 034). На данное письмо мы получили формальный ответ за подписью начальника УРЛС Горшкова О.В. от 15.05.2015 исх. № 7/48-П-41, в котором нам сообщается, что представленная информация не нашла своего объективного подтверждения и нарушений в ходе проведения служебной проверки и увольнения сотрудника не выявлено.

Однако в ходе судебного процесса, проходящего в Таганском районном суде по иску Артемова А.А., стали известны обстоятельства, говорящие против утверждения Горшкова О.В. и которые не могли быть не замечены должностными лицами, проводящими проверку по нашему обращению, если вообще такая проверка проводилась.

Так, представителем УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве, в подтверждение своих доводов о виновности Артемова, в суд были представлены в качестве доказательства справки об исследовании образцов почерка гражданки Паскаль № 163 от 30 января 2015 года и сотрудника Артемова №635 от 31 марта 2015 года. При этом перед экспертом были поставлены совершенно одинаковые вопросы: «кем, - Паскаль А.В. или иным лицом выполнены подписи в постановлении об административном правонарушении и, соответственно, кем, - Артемовым А.А. или иным лицом выполнены подписи в постановлении об административном правонарушении».

В момент ознакомления с результатами исследования в суде выясняется любопытный факт - данные исследования проводились в одном экспертном подразделении, а именно во 2-м отделе ЭКЦ ЦАО ГУ МВД России по г Москве, но, видимо из-за того, что исследование проводилось в разное время, специалист Н.Н. Кисилева сделала разные выводы. В первом случае, когда необходимо было исследовать образцы почерка Паскаль и наказать неугодного сотрудника, который добросовестно исполнял свои служебные обязанности, специалист однозначно установила, что подписи в графах постановления выполнены не Паскаль, а иным лицом. Во втором случае, когда необходимо было провести исследование образцов почерка Артемова и установить его виновность или невиновность в уголовно наказуемом деянии, видимо из-за большей ответственности, специалист установила, что ответить на вопрос: Артемовым или иным лицом выполнена подпись в постановлении- не представилось возможным из-за относительной краткости и простоты строения сопоставимых частей исследуемой подписи и образцов, ограничившие объем графической информации для идентификации.

Оба исследования утверждались заместителем начальника ЭКЦ - начальником 2-го отдела майором полиции Р.М. Песчановым. Такое положение вещей, позволяет предположить, что специалисту поступали указания от руководства, об определенном действии или бездействии,в зависимости от обстоятельств.Так же приведенный факт заставляет задуматься об объективности других исследований проведенных в ЭКЦ УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве, в которых решался вопрос о привлечении граждан к уголовной ответственности или освобождения от таковой (наркотики, мошенничество, кражи, оружие).

Проведенное исследование образцов почерка госпожи Паскаль и его выводы послужили основанием для ложного обвинения Артемова в совершении дисциплинарного проступка и последующим увольнением сотрудника со службы в органах внутренних дел, а так же для организации проверки в рамках статей 144-145 УПК РФ.

Так же сообщаем Вам, что на следователя МРСО Замоскворецкое Иванова Д.Е. проводящего доследственную проверку в отношении Артемова, со стороны руководства, так же оказывалось давление и принуждение к привлечению последнего к уголовной ответственности. Несмотря на такое давление Иванов принял решение об отказе в возбуждении уголовного дела, однако, для того, что бы данный факт не мог быть использован Артемовым в суде ИО руководителя МРСО Замоскворецкое ст. лейтенант Буренин Е.И. принял решение о его отмене по формальным основаниям. Данное решение в настоящее время обжалуется в СУ по ЦАО г. Москвы.

В связи с вышеизложенным-

Просим:

  1. Провести служебную проверку по приведенным в обращении фактам;
  2. Привлечь виновных должностных лиц к ответственности, в том числе за совершение действий повлекших существенное нарушение прав и свобод Артемова А.А. гарантированных Конституцией РФ (право на труд);
  3. Провести проверку всей служебной деятельности ЭКЦ УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве, с последующей аттестацией специалистов и руководства на пригодность к замещению должностей в ОВД.

О мерах и решениях, принятых по настоящему обращению, просим уведомить Профсоюз письменно, в установленный законом срок.

Приложение:

  1. Аудиозапись разговора ИО начальника МРСО Замоскворецкое Е.И. Буренина с Артемовым А.А., где первый говорит о том, что СЛЕДОВАТЕЛЮ Иванову БЫЛО ДАНО УКАЗАНИЕ о возбуждении уголовного дела, а тот вынес отказной!!!
  2. Справки об исследовании.

Председатель

Координационного Совета М.П. Пашкин



Просмотров