Что положено гражданину рф по закону. Помощь молодой семье от государства: что положено и как получить

Гражданами называются индивиды, которые неотрывно связанны с конкретным государством, его правовой основой. Это дает возможность .

Согласно законодательству, граждане определенного государства имеют отличие от иностранных лиц и граждан совсем не имеющих гражданства, но проживающих на территории этой страны. К зарубежным гражданам относятся лица, обладающие правами и обязанностями, но в своем государстве. Они подчиняются тем законам, которые были предусмотрены по отношению к ним, законодательством их страны.

Естественно, что у них нет аналогичных прав в другом государстве, но они обязаны подчиняться его законам.

Граждане Российской Федерации . На юридическом языке, гражданином России считается человек, имеющий правовую принадлежность к собственному государству. Те государства, где имеется монархический строй, термин «гражданин» звучит по другому – «подданство», правда смысл этого слова практически одинаков. Выдать гражданина РФ другой стране невозможно, даже для судебного разбирательства. Россия гарантирует абсолютно всем своим гражданам полное покровительство, она защищает их даже за границами собственной территории.

Однако, за такую помощь, государство требует от граждан выполнение определенных обязанностей. Они должны соблюдать и подчиняться действующим законам. В связи с этим, даже находясь далеко от своей страны, гражданин обязан выполнять требования конституции своей страны. Каждый гражданин России, может быть уверен, что даже если он будет долго отсутствовать в стране, он никогда не лишится своего гражданства.

Каким образом человек превращается в гражданина ? Как получить гражданство? Вопрос довольно риторический. Гражданство присваивается ребенку уже в роддоме. Для этого родители должны быть гражданами России. Если кто-то из родителей имеет гражданство России, а другой иностранный подданный, то ребенок, чтобы автоматически получить гражданства РФ, должен появиться на свет только в РФ. Если у обоих родителей имеется иностранное гражданство, но проживают они на территории РФ, а иностранное государство не дает новорожденному свое гражданство, то Россия, согласно законодательству о месте происхождения предоставляет его ребенку.

Вторым способом получения гражданства является натурализация. Иначе говоря, после достижения восемнадцатилетнего возраста, любое дееспособное лицо имеет право написать заявление о получении звания «гражданин России». Это возможно, если гражданин проживает в России более 5 лет. Лица, которые имели ранее российское гражданство, могут легко его восстановить. Согласно федеральному закону, гражданство можно получить, если усыновить или удочерить ребенка.

Российский гражданин и его права . У каждого гражданина имеется полный комплекс прав, относящихся к общепризнанным и являющихся человеческими. Дополнительно, в комплекс входят права, предусмотренные в этом государстве. Гражданами страны считаются люди, которые проживают постоянно на ее территории и имеют ее гражданство. У россиянина имеется право принимать участие в выборах и референдумах, его могут выбрать на работу государственные структуры, Он может стать:

1. депутатом;

2. судьей;

3. следователем;

4. прокурором;

5. работником полиции;

6. работать в службе безопасности;

7. таможенником;

8. военнослужащим;

9. дипломатом;

10. капитаном.

Любой россиянин имеет право быть избранным в президенты страны. У российского гражданина имеются и определенные обязанности . Предоставляя гражданам России определенные права, государство требует от них конкретного поведения, согласно законодательству. В связи с этим существуют некоторые обязанности, которые нужно выполнять, в противном случае следует наказание.

Говоря другим языком, обязанностью является соответствующее поведение гражданина. Некоторые обязанности распространяется на все лица, проживающие в государстве. Это касается:

Уплаты налогов;

Бережного отношения к историческому наследию;

Бережливое отношение к природе;

Заботы о детях;

Заботы о нетрудоспособных родителях.

Воинская обязанность . Гражданин России обязательно несет воинскую обязанность. Он обязан защищать свою родину в критических ситуациях. Воинская служба состоит из:

1. учета;

2. подготовки;

3. призыва;

4. прохождения службы;

5. пребывания в запасе;

6. призыва на сборы;

7. служба по призыву из запаса.

После исполнения 17-ти лет, каждый молодой человек, согласно законодательству должен состоять на воинском учете, и прибыть по повестке в военкомат. За неявку и нарушение правил выносится предупреждение или штраф. На службу принимаются лица от 18 и до 27 лет, включительно. Исключение имеют лица с отсрочкой или освобождением. Уклонение от воинской обязанности связано с уголовной ответственностью. По призыву служат два года, а лица, окончившие институт, 1 (один) год.

От воинской службы освобождаются :

Лица, имеющие не соответствующее состояние здоровья;

Доктора и кандидаты наук;

Родственники, погибших, исполнивших свой воинский долг.

Согласно закону, некоторым гражданам дается отсрочка, если у них на попечении двое или более детей, не достигших трехлетнего возраста. Такую отсрочку получают и те, кто учится на очном факультете. Отсрочка действует до полного его окончания. Она выдается не больше двух раз.

Иностранные граждане в России и их обязанности . Все иностранные граждане, без исключения обязаны:

Платить налоги;

Оплачивать сборы;

Заботливо относиться к окружающей среде;

Беречь природные богатства;

Беречь исторические и архитектурные памятники;

С уважением относиться к Конституции РФ, действующей на территории России.

Иностранный гражданин, в обязательном порядке должен зарегистрироваться в миграционной службе в течение 3-х суток после приезда в страну. Лица, проживающие на территории России, должны проходить перерегистрацию ежегодно. После окончания сокращенного срока проживания, зарубежный гражданин должен покинуть территорию страны в течение 3-х дней.

Конституционные (основные) права и свободы человека и граждани­на - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения или в силу гражданства, защищаемые государством и со­ставляющие ядро правового статуса личности.

Понятия «права чело­века» и «права гражданина» не тождественны.

Права человека - это совокупность естественных и неотчуждае­мых прав и свобод, таких, как право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, которыми человек обладает в силу рождения и которые не зависят от его принадлежности к государству.

Права гражданина - это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству. В данном случае действует принцип - каждый гражданин является человеком, но не каждый человек является гражданином.

Личные (гражданские) права и свободы. К личным (гражданским) правам и свободам относятся:

1. Право на жизнь (ст. 15 Конституции);

2. Право наличную сво­боду (ст. 16 Конституции);

3. Неприкосновенность достоинства чело­века (ст. 17 Конституции);

4. Право на неприкосновенность частной, личной, семейной жизни (ст. 18 Конституции);

5. Право определять и указывать или не указывать национальную, партийную и религиоз­ную принадлежность (ст. 19 Конституции);

6. Свобода слова и твор­чества (ст. 20 Конституции);

7. Право на свободу передвижения и вы­бора места жительства (ст. 21 Конституции);

8. Свобода совести (ст. 22 Конституции);

9. Право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции).

Политические права и свободы - одна из групп конституционных прав и свобод, которые принадлежат только гражданам государства и дают им возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Политические права и свободы состоят из нескольких моментов:

1) право на свободу объединений - возможность граждан добровольно, на основе свободного волеизъявления создавать формирования в соответствии со своими интересами для достижения общих целей.

2) право на участие в мирных митингах, собраниях, шествиях и пике­ тированиях - возможность выбора формы воле­ изъявления граждан.

3) право на участие в управлении делами государства - возможность гражданина непосредственно и через своих представителей осуществлять действия по формированию и функци­онированию представительных, исполнительных и судебных органов государства.

Экономические права и свободы - это совокупность конституцион­ных прав, определяющих юридические возможности человека в эко­номической сфере. К их числу относятся:

1) право на частную собственность - возмож­ность владеть, пользоваться и распоряжаться любым, законно при­обретенным имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение иму­щества для гос. нужд может быть произведено только при условии равноценного возмещения.

2) право наследования - возможность перехо­да к лицу (наследнику) прав и обязанностей умершего (наследода­теля).

3) свобода предпринимательской деятельности - возможность самостоятельной инициативной деятельности граждан и их объединений, осуществляемой под свою ответственность ради получения прибыли.

Социальные права - возможность претендовать на получение от государства определенных материальных и нематериальных благ. Они включают в себя:

- право на отдых - возмож­ность предоставления лицу времени, свободного от исполнения тру­довых обязанностей. Конституция предусматривает: ограничение продолжительности рабочего времени, установление выходных и празднич-ных дней, право на ежегодный оплачиваемый отпуск;

- право на защиту материнства, отцовства и детства ;

- право на социальное обеспечение , что означает возможность получения системы материальной поддержки и обслуживания граждан государством в случае достижения определенного законом возраста, по болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям в виде выплаты пенсий и социальных пособий;

- право на охрану здоровья и медицинскую помощь - возможность гражданина обращаться и получать не­обходимую помощь по сохранению и укреплению его физического здоровья;

- право на образование означает возмож­ность получения бесплатного среднего образования в государствен­ных учебных заведениях, а также на конкурсной основе бесплатно­го высшего образования в государственном высшем учебном заве­дении.

Культурные права человека - признаваемые гарантированные Кон­ституцией или законом возможности реализации человека в сфере культурной и научной жизни. Они включает в себя право на пользо­вание родным языком и культурой, на свободный выбор языка обще­ния, воспитания, обучения и творчества.

Основные (конституционные) обязанности человека и гражданина - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответствен­ностью виды и мера общественно-необходимого поведения лиц, нахо­дящихся на территории государства, либо только собственных граж­дан, независимо от места их нахождения, в связи с необходимостью их участия в обеспечении интересов общества, государства, других граж­дан.

Конституция РК возлагает на каждого граж­данина следующие обязанности:

1. Обязанность соблюдать Консти­туцию РК и законодательство Республики Казахстан;

2. Обя­занность уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц;

3. Обязанность уважать государственные символы Республи­ки;

4. Обязанность и долг платить законно установленные налоги, сборы и иные обязательные платежи;

5. Обязанность и долг защищать Республику Казахстан;

6. Обязанность забо­титься о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры;

7. Обязанность сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.

Каждый человек имеет определенное общественное положение (статус). При этом все граждане России обладают равным правовым положением - их административно-правовой статус одинаков. Это старт-ап для дальнейшего продвижения. Какие права и обязанности включает административно-правовой статус граждан РФ?

Быть гражданином - значит иметь права и нести обязанности - права и обязанности, определенные и ограниченные правом - по отношению к государству

Административно-правовой статус гражданина является составной частью общего правового статуса личности. Многие права и обязанности граждан РФ в административно-правовых отношениях производны от их конституционных прав и обязанностей и находят свое конкретное выражение в законах и подзаконных административно-правовых актах, в актах органов местного самоуправления.
Всю совокупность субъективных публичных прав условно делят на три категории: 1) права на определенные государственные услуги - притязания; 2) частно-личностные права - право свободы, которым соответствует обязанность невмешательства власти в сферу самоопределения, отведенную индивиду законом, и др.; 3) совокупность политических прав, т.е. прав на участие в государственной власти и др., составляющие привилегию гражданства .

Среди основных прав граждан РФ, являющихся составной частью их административно-правового статуса и имеющих существенное значение с точки зрения взаимоотношений граждан с органами государственной власти, следует назвать следующие:

  1. 1. Право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ст. 22 Конституции РФ);
  2. 2. Право частной собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35 Конституции РФ);
  3. 3. Право на неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникнуть в жилище против воли проживающих там граждан иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании решения суда (ст. 25 Конституции РФ);
  4. 4. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений допускается только на основании судебного решения (ст. 23 Конституции РФ);
  5. 5. Право на передвижение. Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы страны, причем граждане РФ могут беспрепятственно возвращаться в Россию (ст. 27 Конституции РФ);
  6. 6. Политические права: право участвовать в управлении государством, в том числе избирать и быть избранным в органы государственной власти местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ);
  7. 7. Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ);
  8. 8. Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ);
  9. 9. Право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ);
  10. 10. Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ).
  11. 11. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству

Политические права граждан РФ имеют основополагающее значение при осуществлении государственного управления , во многом определяют характер административно-правовых отношений между гражданами и другими субъектами административного права.

Согласно Закону 2002 г. (п. 4 ст. 4) гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

Граждане РФ, имея права, должны также выполнять возложенные на них Конституцией РФ и законами обязанности, имеющие существенное значение для организации процесса государственного управления. Закон устанавливает следующие обязанности:

  1. защищать Отечество,
  2. платить законно установленные налоги и сборы,
  3. сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам и др.

Особенность субъективных прав и юридических обязанностей в правоотношении гражданства состоит в том, что они носят весьма общий, универсальный характер. Данные права и обязанности можно рассматривать в качестве юридических фактов, на основе которых возникают менее общие субъективные права и обязанности в составе других правоотношений.


Институт гражданства
основные начала законодательства о гражданстве

Институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию. С одной стороны, гражданство выступает как средство и способ защиты прав индивида, с другой - как институт защиты интересов государства.

Подданством или гражданством называется постоянная связь отдельного лица с определенною страною и ее правительством, основанная на обязанности "верности" и "подчинения". Одно подчинение не составляет еще подданнической связи. Подчиняться властям данной страны должны и живущие в ней иностранцы, только обязанность верности, основанная на нравственном долге каждого гражданина, по мере своих сил всячески способствовать благосостоянию государства, отличает подданнические отношения от других случайных отношений Н.О. Куплеваский

Признание гражданства является своего рода юридической "инвентаризацией" государством своего населения, разделением его на "своих" и "чужих", которое осуществляется периодически на основе наиболее общих, часто формальных принципов, обусловливающих связь лица с государством. Устанавливая круг своих граждан, государство создает тем самым необходимые предпосылки для отграничения граждан от иностранцев или лиц без гражданства, а также для решения ряда других вопросов не только гражданства, но и касающихся суверенитета государства. При этом государство определяет условия, наличие которых необходимо для того, чтобы лицо было признано его гражданином.

Лица, признаваемые в установленном законом порядке гражданами, состоят по отношению к государству в более тесных отношениях, чем остальные жители государственной территории и имеют такие права и обязанности, каких не имеют последние.

12 декабря 1993 г. в Российской Федерации была принята новая Конституция, которая внесла существенные изменения в институт российского гражданства. В ней получил дальнейшее развитие принцип единого гражданства. Закрепив гражданство Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя, Конституция определила, что оно является единым и равным независимо от оснований приобретения (п. 1 ст. 6). С момента принятия Конституции РФ 1993 г. в Российской Федерации установлено только одно гражданство - гражданство Российской Федерации, а решение всех вопросов, связанных с гражданством отнесено к исключительному ведению Российской Федерации (п. "в" ст. 71).

В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации — это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей . Документом, удостоверяющим гражданство РФ, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица.

Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения, а также носит открытый и свободный характер. Это выражается в том, что согласно действующему закону каждый человек имеет право на гражданство, а также право изменить свое гражданство, которого никто не может быть лишен. Насильственное, принудительное удержание человека в гражданстве ущемляло бы его свободу. В Законе о гражданстве 2002 г. устанавливается, что проживание гражданина Российской Федерации за ее пределами не прекращает его гражданства Российской Федерации (п. 3 ст. 4). Этот принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, что закреплено в ст. 27 Конституции РФ.

К числу основных принципов гражданства, закрепленных в российском законодательстве, можно отнести: равенство гражданства;
свободу и добровольность выбора гражданства;
недопустимость лишения гражданства;
недопустимость выдачи гражданина другому государству;
защиту и покровительство государства в отношении своих граждан за границей;
сохранение гражданства лицами, проживающими за пределами данного государства;
сохранение гражданства при заключении или расторжении брака.

Гражданство - это только формально-предварительный статус, который лишь в дальнейшем, в зависимости от целого рода условий и обстоятельств, заполняется уже конкретным содержанием. Можно лишь отметить, что этот статус действительно является первоначальным статусом лица, который подлежит установлению в первую очередь, ибо он обосновывает порядок и границы определяемости данного лица соответствующими элементами правовой и политической системы страны Кишкин С.С.

Наличие гражданства есть фактор юридического равенства всех граждан (по правовому статусу) независимо от территории их проживания в России или за ее пределами. Гражданам РФ, находящимся за пределами Российской Федерации, предоставляется защита и покровительство Российской Федерации.

Органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защитить их права и охраняемые законом интересы.

Текст Ст. 32 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

Комментарий к Ст. 32 Конституции Российской Федерации

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Суверенитет народа означает, что:

а) субъектом публичной власти, как государственной, так и негосударственной, выступает народ как совокупность всего населения страны;

б) объектом суверенной власти народа могут быть все те общественные отношения, которые представляют общественный интерес в масштабе всей страны. Эта особенность свидетельствует о полноте суверен ной власти народа;

в) суверенитету власти народа свойственно верховенство, когда на род выступает как единое целое и является единственным носителем публичной власти и выразителем верховной власти во всех ее формах и конкретных проявлениях*(128).

Данное право реализуется в конкретных формах, через отдельные конституционные права:

избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

участвовать в референдуме;

на равный доступ к государственной службе, т.е. право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации;

участвовать в отправлении правосудия, что означает право граждан занимать должность судьи, быть присяжным или народным заседателем.

Право участвовать в управлении делами государства в соответствии с комментируемой нормой принадлежит только гражданам России. Это право юридически обеспечивает включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений в своей стране, в сферу национальной политики, в связи с чем данное право гарантируется демократической организацией всей политической системы общества, вовлекающей граждан в активную политическую деятельность. Право граждан России на управление делами государства де-юре обеспечивает их включение в сферу политики, являясь юридическим выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей учредительной власти.

Данное положение вытекает из общепризнанных принципов и норм международного права. В частности, в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах содержится положение о том, что каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений должен иметь право принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей.

Конституционное право граждан на участие в управлении делами государства является непосредственно действующим и обеспечивается всем правовым механизмом защиты. Фундаментом для реального участия граждан в управлении делами государства и контролем над деятельностью органов власти и общественных организаций служат гарантированные Основным законом страны информационные права личности (в частности, право на информацию), судебная защита нарушенных прав и свобод, право на свободу мысли и слова, право выражения мнений и убеждений, получения и распространения информации, право на создание объединений, право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги.

Право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления наступает либо с 18 лет (пассивное избирательное право), либо позднее, с наличием особых прав (постоянное проживание на территории России непосредственно перед выборам, а также обладание гражданством России). Например, для избрания в депутаты Государственной Думы обязательный возрастной ценз составляет 21 год; для осуществления полномочий Президента Российской Федерации обязательно постоянное проживание на территории России не менее 10 лет,

возрастной ценз при этом составляет 35 лет, хотя существуют и иные данные для избрания и осуществления полномочий (наличие опыта работы в руководящих структурах, высокая правовая грамотность и т.д.).

Возрастной ценз, при котором возможно участие в референдуме, составляет 18 лет и не сопряжено для гражданина России ни с какими другими ограничениями.

Следует особо отметить, что провозглашенное на конституционном уровне всеобщее избирательное право не означает, что не существует никаких ограничений в этой области. В частности, это касается граждан, которые не способны по своему умственному или психическому состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности (за ними в судебном порядке признается недееспособность, т.е. они не могут выступать в качестве субъекта правовых отношений).

Ограничению своих гражданских прав подвергаются также лица, содержащиеся под стражей.

В статье 12 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»*(129) в обеспечение ч. 2 ст. 32 Конституции РФ сказано: «Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации». Однако российское законодательство при наличии определенных условий предоставляет иностранным гражданам более широкие права в области формирования органов местного самоуправления. Так, п. 10 ст. 5 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»*(130) предусматривает, что «на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации» (далее — Закон об основных гарантиях).

2. Обычно под непосредственным участием граждан в управлении делами государства понимают участие в выборах и референдумах.

Наиболее значимым выражением воли и интересов тех или иных слоев населения являются выборы — процедура, посредством которой группа людей выдвигает из своей среды кандидата для выполнения каких-либо общественных функций (задач). Это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их на осуществление принадлежащей ему государственной власти. Путем выборов передается право на реализацию суверенитета в установленных Конституцией РФ пределах.

Основополагающим законодательным актом, регулирующим избирательный процесс в нашей стране (как на федеральном, региональном, так и на местном уровнях), является Закон об основных гарантиях.

Одна из форм конституционного права граждан на участие в управлении делами государства — референдум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено, передано) — всенародное голосование с целью выявить общественное мнение страны для принятия окончательного решения по важному государственному вопросу. На референдуме решаются, как правило, наиболее важные вопросы жизнедеятельности общества и государства (например, утверждение Конституции). Голосование избирателей иначе называют плебисцитом (от лат. plebiscitum — решение народа). С точки зрения юридической различий нет — это полные синонимы; плебисцитом называют референдум по вопросам, имеющим для страны или региона судьбоносный характер: о государственной принадлежности спорной территории, форме правления, дальнейшем существовании правящего режима, о доверии лидеру страны и т.д.

Правовая регламентация этого института непосредственной демократии заключена в Конституции РФ, Федеральном конституционном законе от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»*(131), Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В отличие от выборов, голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату какого-либо лица, а решению какого-либо вопроса. Принятое решение считается решением народа, и его юридическая сила нередко выше юридической силы законов, принятых парламентом.

Референдум в Российской Федерации — форма прямого волеизъявления граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме. Он проводится в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации».

Местный референдум — референдум, проводимый среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Согласно ст. 12 Закона об основных гарантиях, на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Вопросы местного референдума не должны противоречить российскому законодательству, а также законодательству соответствующего субъекта РФ.

Референдум субъекта Российской Федерации — референдум, проводимый среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено на территории субъекта РФ. На референдум субъекта РФ могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта РФ или в совместном ведении РФ и ее субъектов, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом.

3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи, не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Недееспособность — это юридическое понятие, означающее утрату лицом способности самостоятельно осуществлять свои гражданские права и обязанности вследствие глубоких нарушений психики, обусловленных психической болезнью или слабоумием.

Признать гражданина недееспособным может только суд в порядке, предусмотренном законом. Для установления психического состояния лица, о дееспособности которого решается вопрос, суд назначает судебно-психиатрическую экспертизу.

Судебно-психиатрическая экспертиза в уголовном процессе назначается для определения психического состояния обвиняемого или подозреваемого в случаях, когда имеются сомнения в его вменяемости либо способности к моменту рассмотрения дела отдавать отчет в своих действиях или руководить ими, а также для определения психического состояния свидетеля и потерпевшего, если требуется установить у них наличие способности адекватно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания. С помощью судебно-психиатрической экспертизы устанавливают также необходимость применения принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим общественно опасные деяния. В гражданском процессе судебно-психиатрическая экспертиза назначается для установления психического состояния лица, по поводу которого решается вопрос о его дееспособности, и определения психического состояния и способности истцов и ответчиков понимать значение своих действий или руководить ими при совершении гражданско-правовых сделок.

Порядок назначения и проведения судебно-психиатрической экспертизы регламентирован Уголовно-процессуальным и Гражданским процессуальным кодексами РФ, а также специальной инструкцией о производстве судебно-психиатрической экспертизы.

Гражданин, совершивший преступление (согласно ст. 14 УК РФ , виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания), должен быть наказан, т.е. осужден и приговорен к определенному, соответствующему степени и характеру совершенного преступления, наказанию, в частности к определенному сроку лишения свободы.

4. Внимательное прочтение Конституции РФ позволяет сделать вывод о том, что под понятие «непосредственное участие граждан в управлении делами государства» подпадают (наряду с участием в выборах и референдумах) и случаи замещения гражданами государственных должностей. В пользу этого говорит хотя бы то, что понятие государственной службы и равенство прав граждан на замещение государственных должностей устанавливаются той же ст. 32 Конституции РФ.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», государственная служба — это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации;

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

субъектов РФ;

органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Деятельность лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» не регулируется.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

1) государственная гражданская служба (подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ);

2) военная служба (вид федеральной государственной службы);

3) правоохранительная служба (вид федеральной государственной службы).

Согласно ст. 10 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», федеральным государственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Государственный гражданский служащий субъекта РФ — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ*(132).

Согласно комментируемой норме граждане, замещая государственные должности, реализуют свое право. Право же, согласно Конституции, может быть ограничено в оговоренных Конституцией случаях только законом. В силу данного положения государственная служба, т.е. выполнение обязанностей по государственной должности, существенно отличается от работы по найму. Во втором случае нанимателем выступает конкретное лицо, а в первом «нанимателем» является все общество, от имени которого и принимаются законы.

Более того, смысл формулировки «граждане Российской Федерации имеют…» предполагает отсутствие каких-либо ограничений для тех или иных групп граждан, всеобщность (все граждане России) и безусловность. Декларативность этой формулировке придает хотя бы тот факт, что, например, согласно ст. 12 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», на государственную службу по контракту вправе поступать граждане, которые должны к этому моменту:

владеть государственным языком Российской Федерации;

достигнуть возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

Кроме того, Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», специальным федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту. Условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия устанавливаются в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы.

Иностранные граждане и лица без гражданства, исходя из п. 4 ст. 32 Конституции РФ, не имеют равного с гражданами России доступа к государственной службе.

Так, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в ст. 14 лишает иностранных граждан права:

находиться на муниципальной службе;

замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации;

быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

быть принятым на работу на объекты и в организации (в соответствии с Перечнем, утвержденным Правительством РФ), деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации*(133);

заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом*(134).

5. Часть 5 комментируемой статьи предусматривает право граждан России участвовать в отправлении правосудия. В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Участие в осуществлении правосудия на территории России могут принимать судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе, а также присяжные заседатели. Из Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации», Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» следует, что «судьей может быть гражданин Российской Федерации…»*(135).

Как получить от государства 260 000 рублей и возможно ли это? Да, вполне. У многих людей, узнавших об этом, появляются блеск в глазах и жгучее желание поскорей разузнать подробности. Действительно, четверть миллиона - деньги неплохие. 99,9% населения, услыхав об этой сумме, сразу прикидывают, на что бы они её потратили. Но всё не так просто. К сожалению, в России просто так деньги никому не дают. Нужно соответствовать кое-каким условиям.

Общее положение

Первое, что стоит отметить вниманием, рассказывая о том, как получить от государства 260 000 рублей, так это основное условие. И заключается оно в следующем: каждый гражданин Российской Федерации может стать обладателем данной суммы, но только единожды за всю свою жизнь. Ну а второе условие такое - эти деньги выдают людям, купившим жилье. Или собирающимся его прибрести.

260 000 рублей от государства может получить каждый гражданин РФ, оплачивающий подоходные налоги. Выдают сумму тому, кто приобретает жилье себе или несовершеннолетнему ребёнку.

Конкретизация средств

Говоря о том, как получить от государства 260 000 рублей, нужно отметить вниманием один немаловажный нюанс. Указанная сумма - максимальная. Вообще, как правило, гражданину выдают 13% от стоимости жилья, на которое он положил глаз, при этом она не должна превышать двух миллионов рублей. Вот и получается максимум в 260 000 руб.

В том случае, если квартира/дом стоят меньше 2 000 000 руб., то недостающую сумму человек может «добрать» тогда, когда будет осуществлять следующую покупку недвижимости.

Пару слов об ипотеке. Люди, оформляющие данный вид займа, особенно интересуются тем, как получить от государства 260 000 рублей. Что ж, помимо пресловутых 13%, они имеют право на возвращение 13% с уплаченных процентов по кредиту. Что это значит? Элементарную вещь. Человек, купивший жильё в ипотеку, имеет полное право на более «привлекательную» сумму. Но и тут есть своё ограничение. Оно равно не двум, а трём миллионам рублей.

Вычет

Все документы для возвращения денег, уплаченных по процентам, подаются в налоговую службу. Туда необходимо отнести несколько бумаг. Потребуются налоговая декларация по НДФЛ за 12 месяцев, справки о доходах с места работы, документы на производственные расходы и подтверждающие право на жилье. Если всё это есть, то человек имеет возможность получить 260 000 рублей от государства. Налоговый вычет будет произведён, только перед всем этим инспекторы должны рассмотреть заявление человека и проверить бумаги. Потом средства перечисляют по указанным реквизитам. Но нужно понимать, что делается всё далеко не за неделю. Ждать придётся долго.

На что ещё можно потратить деньги?

Есть ещё бесчисленное множество нюансов, касающихся того, как получить от государства 260 000 рублей. «Доступно каждому!» - такой слоган слышится повсеместно. На деле всё не совсем так. Хотя да, каждому, кто намеревается строить или покупать дом, квартиру, дачу или другое жилое имущество. Деньги нельзя пустить на то, на что захочется. Ими можно оплатить проект и смету, материалы для строительства и отделки, труд ремонтников, проведение и подключение коммуникаций.

Правда, ещё совсем недавно стали давать разрешение на так называемую перекредитацию. Что это значит? Например, человек узнал о выгодных ипотечных предложениях другого банка. Но слишком поздно - кредит-то он уже оформил давным-давно. Ничего страшного. Он может взять там кредит и погасить за счет этих средств ипотеку. После чего уже отдавать долг на более выгодных условиях данному банку. При чем тут государства? При том что её тоже можно пустить на оплату процентов.

Прочие документы

Многие люди интересуются тем, как получить от государства 260 000 рублей. Советы тех, у кого это уже получилось, нередко могут помочь упростить себе задачу. Как показывает практика, в налоговую нужно принести как можно больше разнообразных документов. При себе должно быть не только свидетельство о гос. регистрации права собственности на имущество. Ещё важно взять договор о его приобретении. Там должна быть обозначена стоимость жилья. Если это участок с домом, то цена указываться в отдельности - как за постройку, так и за землю.

Ещё обязательно иметь акт о приёме-передаче жилища налогоплательщику. Помимо этого, важно наличие договора участия в долевом строительстве и уступки права требования на квартиру/дом/участок. И наконец, необходимо предоставить судебное решение, являющееся окончательным подтверждением права собственности человека.

Но даже это ещё не всё. Все документы на оплату тех или иных расходов должны быть у человека при себе. Это квитанции, кассовые и товарные чеки, выписки, расписки, платежные поручения… и всё перечисленное обязано содержать в себе ФИО человека, подающего заявление на получение материальной помощи.

Кредитные бумаги

Если человек оформлял ипотеку, то ему ещё потребуется предоставить дополнительные документы. Вместе с ними получится самая настоящая увесистая папка. Так вот, нужны ипотечный/кредитный договор, график погашения займа и «капающих» процентов, а ещё справка, выданная банком. В ней должна содержаться подробная информация о процентах, которые гражданин уже успел выплатить. Доказательством тому будет являться выписка со счета. Естественно, её также понадобится предъявить.

Вот как получить от государства 260 000 рублей на недвижимость. Документов очень много. Больше даже, чем на получение ВНЖ в какой-нибудь высокоразвитой стране. И это даже вызывает улыбку, учитывая, что речь идет максимум о 260 тыс. руб.

Пример

Чтобы понять, как всё работает, нужно перенести теорию на практику. Достаточно будет одного примера.

Итак, есть человек, условно его можно назвать Антоном. Он трудоустроен и в месяц получает 45 тысяч рублей. Но также он уплачивает 13% от этой суммы в качестве налога. Эта сумма составляет 5 850 р. Получается, что за один год Антон выплатит 70 200 рублей. И это как раз та сумма, которую государство вернёт Антону в виде Но нужно помнить, что право получить такую «привилегию» действует лишь в том году, когда он приобретает имущество.

Антон решает купить квартиру за 2 000 000 рублей. И, в соответствии с законом, ему полагается пресловутый 13-процентный вычет - 260 000 р. Если зарплата Антона останется такой же, то в течение трех лет он будет получать вычет в размере 70 200 рублей, и потом ещё один год - 49 400 р. Вот как получить от государства до 260 000 рублей. Простые налоги, которые человек просто легально не платит, работая - вот что подразумевает эта А если ещё вспомнить, сколько всяческих бумаг надо предоставить, чтобы получить разрешение от налоговой! В итоге ведь, по сути, человеку выдают заработанные им же деньги. Не удивительно, почему многие сейчас предпочитают работать без трудоустройства - это действительно выгодней.

Что ещё стоит знать

Стоит также отметить, что пресловутые 13%, кровно заработанные, между прочим, можно вернуть в качестве компенсации за платное лечение (дорогостоящую операцию, например) или за учёбу. Естественно, потребуется предоставить массу бумаг, как и в ранее упомянутом случае. Но кроме актов на покупку жилья и всего прочего, нужно будет собрать договор о платном лечении/обучении, лицензию учреждения (клиники или вуза), платёжные квитанции и НДФЛ. Затем - всё так же. Подача документов в налоговую и долгое ожидание. Если верить отзывам, то заявление могут рассматривать до трёх месяцев. После принятия решения в течение 30 дней человеку на счет придут деньги.

Что ж, как можно видеть, соблазнительные 260 000 рублей просто так никому не дают. Только налогоплательщикам и из их же средств. Впрочем, если человек трудоустроен и ежемесячно отдает 13% в казну государства, он просто обязан воспользоваться такой возможностью и, что называется, забрать своё. В конце концов, 260 тысяч - это тоже деньги, и неплохие.

Кстати, есть и более выгодные предложения. Например, «молодая семья». В рамках этой программы тоже выдают деньги на приобретение жилья. Документов и волокиты много, но зато можно получить не 13, а 30 процентов или даже 35% (при наличии ребёнка).



Просмотров