Административное право. М

В связи с тем, что с момента подписания в печать первого выпуска учебнометодического пособия «Административное право» в апреле 2013 г. Федеральным Собранием Российской Федерации принято более 80 Федеральных законов о внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе введено новое административное наказание и ряд мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. возникла необходимость дополнения и переработки этого пособия.
В новом выпуске изменения внесены при подготовке ряда ситуативных заданий и практических задач, а также при разработке четвертой деловой игры и включения новых тестовых заданий. Кроме того, разработан «Круглый стол» по обсуждению студентами проблемы исполнения постановления о назначении гражданам административного наказания в виде административного запрета посещения мест проведения массовых спортивных мероприятий в дни их проведения по ст. 3.17, 31.17 КоАП России.
С учетом внесенных изменений и дополнений данное пособие не только будет соответствовать федеральному государственному образовательному стандарту, но и поможет студентам-бакалаврам и преподавателям, а также всем, кто интересуется проблемами изучения административного права, ориентироваться в новых реалиях установления административной ответственности.

Индивидуальные и коллективные субъекты административно-правовых отношений.
1. Задание для самостоятельной работы
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое индивидуальные субъекты административного права?
2. Что такое административно-правовой статус граждан и его структура?
3. В чем заключается административная правоспособность и административная дееспособность граждан?
4. Что такое административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства?
5. Что такое коллективные субъекты административного права?
6. Что такое общественные объединения, порядок их образования?
7. Дайте определение понятия и правовую характеристику организации. общественной организации и политической партии, назовите порядок их образования и ликвидации.
8. Расскажите по этапам о порядке государственной регистрации политической партии.
9. Раскройте сущность административно-правового статута негосударственных предприятий и учреждений.
10. Разберитесь с понятиями «административная правосубъектность». «административная правоспособность» и «административная дееспособность».

СОДЕРЖАНИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ, ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ И «КРУГЛЫЙ СТОЛ»
Тема 1. Место административного права в правовой системе РФ
Тема 2. Механизм административно-правового регулирования
ПЕРВАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА. Как подобрать различные по видам и структуре административно-правовые нормы
Тема 3. Индивидуальные и коллективные субъекты административно-правовых отношений
Тема 4. Органы исполнительной власти как субъекты административно-правовых отношений
Тема 5. Государственная служба и государственные служащие
Тема 6. Административно-правовые формы и методы государственного управления
«КРУГЛЫЙ СТОЛ» студентов по обсуждению проблемы применения административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения к отдельным лицам (очная форма обучения)
Тема 7. Обеспечения законности и дисциплины в сфере деятельности органов исполнительной власти
ВТОРАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА. Как провести служебную проверку жалобы по факту грубого нарушения законности сотрудником полиции
Тема 8. Административная ответственность
ТРЕТЬЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА. Порядок проведения служебного расследования по факту грубого нарушения служебной дисциплины сотрудником полиции
Тема 9. Административный процесс и производство по делам об административном правонарушении
ЧЕТВЕРТАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА. Как привлечь к административной ответственности правонарушителя и подготовить административное дело
Типовые образцы заполнения процессуальных документов необходимых для оформления дела об административном правонарушении, предусмотренного ст. 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил)
Тема 10. Организация государственного управления в экономике и отраслях материального производства
Тема 11. Организация государственного управления социально-культурной сферой
Тема 12. Организация государственного управления административно-политической сферой
ТЕМЫ РЕФЕРАТИВНЫХ СООБЩЕНИЙ
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ
Приложение 1. Текущий контроль знаний студентов
Приложение 2. Диапазон баллов для оценки аудиторных занятий и самостоятельной работы
Приложение 3. Методические указания по изучению дисциплины
Приложение 4. Памятка для преподавателя по использованию учебно-методического пособия.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Административное право, Практикум, Решетник Ю.Ф., 2015 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  1. Агапов А. Б. Административное право: учебник / А. Б. Агапов. - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 937 с. Зеленцов А. Б.
  2. Админимстративная ответственность:вопросы теории и практики./Под ред. Хаманевой Н.Ю.- М.:ИГП РАН. 2005 г.
  3. Административное право в схемах и определениях: учеб. пособие / Д.М. Овсянко; Мос. гос. юрид. академия. — М.: Юристъ, 2009. — 84 с.
  4. Административное право зарубежных стран. Учебник/Под ред. А.Н.Козыриной и М.А.Штатиной.-М.:Спарк. 2003 г.
  5. Административное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. /Отв. ред. Л.Л. Попов. – М.: Проспект, 2015. – 560 с.
  6. Административное право.Особенная часть./Под ред. Э.Г.Липатова и Ю С.Е.Чаннова.-М.:Ось-89.2006 г.
  7. Административно-процессуальное право России: учебник / А. Б. Зеленцов, П. И. Кононов, А. И. Стахов. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 341 с.
  8. Административно-процессуальное право. Курс лекций./Под редю. И.Ш.Килясханова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2004 г.
  9. Административный процесс: учеб. пособие / В.В. Волкова [и др.]. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. - 175 с.
  10. Административный процесс: учебник / под ред. М. А. Штатиной. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 364 с.
  11. Алехин А.П. Административное право России: учебник: в 2 ч. / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий; Мос. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова (МГУ). — М.: Зерцало, 2009. — 848 с.
  12. Анисимов П.В., Симухин В.Д., Симухин А.В.Административная ответственность в Российской Федерации. Учебное пособие.-М.:Ось-89. 2004 г.
  13. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. — М.: Омега-Л, 2006. — 584 с.
  14. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник. — М.: Эксмо, 2010. — 624 с.
  15. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник для вузов. — М.: Норма, 2007. — 816 с.
  16. Бахрах Д.Н.,Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник для вузов.-М.:НОРМА.2004 г.
  17. Глущенко П.П. Административное право. Краткий курс. /П.П. Глущенко, Н.Н. Жильский и др. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - 272 с.
  18. Головистикова А.Н. Административное право России в таблицах и схемах.Учебное пособие. — М.:Эксмо. 2007г.
  19. Дмитриев Ю.А. Административное право Российской Федерации: учебник для юридических вузов / Ю.А. Дмитриев, И.А. Полянский, Е.В. Трофимов. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — 461 с.
  20. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: учебник. — М.: Юстицинформ, 2007. — 416 с.
  21. Козлов Ю.М. Административное право: учебник для вузов. — М.: Юристъ, 2007. — 554 с.
  22. Козлов Ю.М., Овсянко Д.М., Попов Л.Л. Административное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. Л.Л. Попова. — М.: Юристъ, 2005. — 703 с.
  23. Конин Н. М. Административное право: учебник / Н. М. Конин, Е. И. Маторина. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 574 с.
  24. Кононов П. И. Административное право России: учебник / П. И. Кононов. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 648 с.
  25. Копытов Ю. А. Административное право: учебник / Ю. А. Копытов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 649 с.
  26. Копытов Ю.А. Административное право. — М.: Юрайт, 2015. — 650 с.
  27. Макарейко Н. В. Административное право Конспект лекций/ Н. В. Макарейко. - М.: Юрайт, 2014. - 154 с.
  28. Малахова Н.В. Общая характеристика административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопас-ность ответственность за их совершение // Правовая идея. — 2013. — № 7. — С. 2.
  29. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник для вузов. — М.: Юристъ, 2006. — 541 с.
  30. Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: курс лекций // СПС КонсультантПлюс, 2009.
  31. Мигачев Ю. И. Административное право Российской Федерации: учебник / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров; под ред. Л. Л. Попова. - 4-е изд., нерераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 519 с.
  32. Мигачев Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право России. — М.: Велби Проспект, 2008. — 688 с.
  33. Мигачев Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право Российской Федерации. — М.: Юрайт, 2015. — 520 с.
  34. Научно-практическое пособие по применению КоАП РФ./под ред. П.П.Серкова.-М.:НОРМА. 2006 г.
  35. Россинский Б.В. Административные правонарушения.Энциклопедический словарь.-М.:НОРМА. 2003 г.
  36. Стахов А. И. Административное право России: учебник / А. И. Стахов, П. И. Кононов. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 651 с.
  37. Стахов А.И. Административная ответственность. Учебное пособие для вузов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право. 2004 г.
  38. Стахов А.И., Кононов П.И. Административное право. — М.: Юрайт, 2014. — 656 с.

© Смоленский М. Б., Дригола Э. В., 2014

© ООО «КноРус», 2014

Предисловие

Административное право является одной из важнейших отраслей системы российского права. Оно предназначено для регулирования общественных отношений в многосторонней области государственного управления, осуществления исполнительной власти государственной службы и др. Административное право характеризуется мобильностью и широкой сферой охвата в отношении управления хозяйственным, социально-культурным и политико-правовым строительством. Задачи, стоящие перед административным правом в правовом регулировании общественных отношений, обширны. Нормы административного права упорядочивают и закрепляют наиболее целесообразные общественные отношения в сфере управления, охраняют урегулированные правом общественные отношения, способствуют зарождению новых связей, соответствующих духу времени и проводимым реформам.

Посредством административно-правовых норм определяются правовой статус физических и юридических лиц в сфере управления, правовое положение государственных органов исполнительной власти и их взаимоотношения с гражданами. Нормы административного права определяют административно-правовой статус органов исполнительной власти местного самоуправления, общественных и иных негосударственных объединений, а также государственных служащих и служащих органов муниципальных образований.

Административное право влияет на ход общественного развития. Соответственно этому наука административного права занимает большое место в системе правовой науки, перед ней стоят задачи исследования и совершенствования механизма административно-правового регулирования, улучшения системы управления, обновления административного законодательства, повышения эффективности правоприменения, укрепления законности, правопорядка и дисциплины.

Учебная дисциплина «Административное право Российской Федерации» ставит своей целью дать студентам и слушателям в процессе его изучения необходимые знания об исполнительной власти и механизме правового регулирования отношений в обществе, которые складываются в процессе организации и деятельности государственной администрации.

Полно и развернуто представленные новые нормативные правовые акты, касающиеся регулирования отношений в сфере административного права, соответствуют государственному образовательному стандарту.

Глава 1
Административное право как отрасль права, как наука и ее место в системе отраслей права

1.1. Понятие административного права

Административное право России как понятие многогранно и рассматривается в трех проявлениях: 1) как отрасль права в системе национального права, т. е. как система административно-правовых норм, действующих на территории России; 2) как наука, изучающая административные отношения и формирующая на их основе знания о принципах, нормах и институтах; 3) как учебная дисциплина, основанная на данных науки и практики, осуществляющая исполнительную власть.

Административное право России как отрасль права – составная часть национальной правовой системы, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления и иные отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении разных форм государственной деятельности, а также отношения, которые возникают в сфере исполнительной власти. Административно-правовые нормы так же, как и другие правовые нормы, устанавливаются государством, т. е. уполномоченными на то органами государственной власти и имеют общеобязательную силу. Их реализация обеспечивается экономической, организационной, социально-культурной деятельностью и гарантируется принудительной силой государства.

Главное, что отличает административное право от других отраслей права, – предмет регулирования. Административное право регулирует отношения, складывающиеся преимущественно в государственном управлении, исполнительной деятельности государства в сфере социальной, политической, культурной, экономической и иных областях общественной жизни.

Нормы административного права:

– регулируют статус и порядок образования органов исполнительной власти, иных органов государственного управления, их компетенцию и взаимоотношения с другими государственными органами, общественными объединениями и иными негосударственными формированиями, а также гражданами;

– определяют правовое положение физических и юридических лиц в сфере управления;

– устанавливают формы и методы государственного управления;

– регулируют порядок прохождения государственной службы в органах управления и других государственных органах, администрирование в учреждениях и организациях, определяют обязанности и права, а также правовое положение органов местного самоуправления, общественных объединений в сфере государственного управления;

– определяют способы обеспечения соблюдения законности в государственном управлении;

– регулируют управленческие отношения в социальной, культурной, политической и хозяйственных сферах и др.

Являясь составной частью российского права, административное право тесно связано со всеми отраслями права, так как совместно регулирует общественные отношения. Так, с конституционным правом оно регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного устройства, взаимоотношения личности и государства, вопросы организации государственной власти и ее осуществления на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; с финансовым – общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства, а также возникающие в процессе аккумуляции и распределения денежных средств, составляющих денежные фонды государства, определяя компетенцию финансовых и налоговых органов и регламентируя порядок их организации и деятельности; с гражданским – общественные отношения имущественного характера в сфере полномочий исполнительной власти и ее должностных лиц; с трудовым – отношения, возникающие в процессе труда государственных служащих, и иные вопросы, связанные с охраной труда и соблюдением законодательства о труде; с уголовным – в сфере борьбы с правонарушениями.

Место административного права в системе российского права определяется характером и важностью регулируемых им общественных отношений. Его специфика и отличие от других отраслей права состоят в том, что оно регулирует прежде всего управленческие отношения, складывающиеся в сфере управления и исполнительной деятельности государства в лице его органов. В то же время административное право является юридической наукой, представляющей собой систему научных взглядов и представлений, знаний и теоретических положений об отрасли административного права и предмете его регулирования.

Наукой административного права исследуется государственное управление, т. е. исполнительная, исполнительно-распорядительная и административная деятельность. Исследуются правовые формы и методы управления; правовое положение субъектов в сфере государственного управления; административно-правовой статус государственных служащих; способы управления; способы соблюдения законности и др.

Результатом научных исследований являются разработка рекомендаций и предложений, направленных на повышение эффективности административно-правового регулирования и совершенствование практики применения норм административного права во всех сферах и отраслях управления. Наука административного права призвана разрабатывать научные понятия и категории, которыми она пользуется. В этом проявляется ее влияние на развитие и совершенствование исполнительной деятельности и механизма государственного управления. Тем самым наука административного права вносит свой вклад в решение проблем, стоящих перед обществом в условиях построения правового государства.

Теоретической основой науки административного права являются философские и общесоциологические науки, положения теории социального управления, общей теории права и государства. Нормативной базой отрасли служат Конституция РФ, конституции и уставы субъектов Федерации, законы, указы, акты органов исполнительной власти. Важную роль играют труды отечественных и зарубежных юристов.

Методологической основой науки административного права являются исторический, сравнительно-правовой, логический, формально-юридический и социологические методы исследования. Наука административного права призвана служить интересам личности, общества и государства.

Наука административного права связана со многими отраслями права: с теорией права и государства, историей государства и права, конституционным правом. Поскольку они содержат исходные, общие для всех отраслевых юридических наук теоретические положения, их изучение должно предшествовать изучению науки административного права. Наряду с этим изучению финансового, земельного, экологического, гражданского права должно предшествовать изучение административного права, так как без познания вопросов управления и административно-правового регулирования большинство проблем других отраслей права не могут быть всесторонне и глубоко поняты. Трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право тесно связаны с наукой административного права по отдельным смежным вопросам.

Таким образом, административное право имеет огромное практическое значение для жизнедеятельности государства и общества.

1.2. Предмет и метод административного права

Наука административного права является составной частью юридической науки. Она представляет собой систему научных взглядов и представлений, знаний и теоретических положений об отрасли административного права.

К предмету исследования административного права как науки относятся:

– правовое положение граждан (физических лиц) в сфере государственного управления;

– правовой статус органов государственного управления;

– правовое положение негосударственных объединений в сфере управления, а также предприятий, учреждений, организаций;

– административно-правовой статус государственных и общественных служащих;

– правовые формы и методы управления;

– способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении;

административный процесс и его виды;

– системы общего, отраслевого и межотраслевого управления и регулирование управления нормами административного права;

– административно-юрисдикционная деятельность.

Любая отрасль правовой системы подразделяется на правовые институты – обособленные комплексы правовых норм, регулирующие общественные отношения конкретного вида. Для административного права, в частности, это институты административной ответственности и административного принуждения.

Отрасли российского права отличаются прежде всего предметом и методом правового регулирования. Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, которые регулируются ее нормами.

Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти, регулируемых нормами административного права. Эта группа общественных отношений непосредственно связана с государственно-управленческой деятельностью, а потому в обобщенном виде называется управленческой.

В. Д. Сорокин в качестве единого предмета правового регулирования рассматривает социально-правовую среду .

Однако, давая определение предмета административного права, необходимо обратить внимание на следующие исключения:

– не все управленческие отношения включаются в предмет административного права, например отношения, складывающиеся в связи с управлением в негосударственных формированиях – в частных организациях, общественных объединениях. В то же время нормы административного права оказывают свое воздействие на деятельность этих формирований;

– не все отношения с участием органов исполнительной власти включаются в предмет административного права. Так, приобретая имущество, тот или иной орган исполнительной власти совершает имущественную сделку в соответствии с нормами гражданского права. Заключение подобных сделок не входит в содержание действий по реализации исполнительной власти.

Как же нормы административного права регулируют ее предмет? Они устанавливают прежде всего формы и методы государственного управления, а также способы обеспечения законности в государственном управлении.

Нормы административного права регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия должностных лиц этих органов; взаимоотношения органов исполнительной власти с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и гражданами.

Нормы административного права определяют правовое положение граждан, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных формирований в сфере управления. Наконец они регулируют управленческие отношения в административно-политической, социально-культурной и экономической сферах.

Субъектами управленческих отношений могут быть все, кому нормы административного права предоставляют правомочия и на кого они возлагают определенные обязанности по поводу осуществления управленческих функций.

Управленческие отношения многообразны. В зависимости от особенностей их участников управленческие отношения можно разделить на следующие отношения:

– между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на разном организационно-правовом уровне (например, вышестоящие и нижестоящие органы);

– между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одном организационно-правовом уровне (например, два министерства, администрации двух областей);

– между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями;

– между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т. п.);

– между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;

– между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями и учреждениями (коммерческие структуры и т. п.);

– между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

– между субъектами исполнительной власти и гражданами.

Во всех этих видах управленческих отношений участвует тот или иной исполнительный орган. Без них управленческие отношения в административно-правовом смысле возникать не могут, ибо только они в состоянии в юридической форме выражать волю и интересы государства, а также реализовывать государственную власть.

Управленческие отношения можно классифицировать в зависимости от конкретных целей их возникновения на две группы:

1) внутренние (или внутриорганизационные, внутрисистемные, внутриаппаратные) – отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределениями обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата органа управления и т. п.;

2) внешние – связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему органов исполнительной власти (например, на граждан, общественные объединения, коммерческие структуры).

Если предмет административного права позволяет обнаружить сферу правового регулирования, то метод – средства этого регулирования.

Метод административного права совокупность приемов и способов, с помощью которых регулируются управленческие отношения.

Любая отрасль права использует в качестве средств правового регулирования три юридические возможности – предписание, запрет, дозволение. Они в совокупности и составляют содержание средств правового воздействия на общественные отношения.

Предписания – возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Запреты – фактически те же предписания, но иного характера, а именно, возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Методы правового регулирования – это способы воздействия на волю и поведение участников правовых отношений. Методы правового регулирования, характерные для административного права:

метод власти – подчинения, или метод прямого распорядительства – отношения в рамках административного права строятся на подчинении одного участника другому;

метод согласования – регулирует отношения между участниками, не находящимися между собой в подчинении;

метод равенства – субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма, предпринимают совместные действия в форме административного договора.

Особенности административно-правового регулирования управленческих общественных отношений, вытекающие из сущности государственно-управленческой деятельности и предмета административного права:

– для механизма административно-правового регулирования характерны прямые средства распорядительного типа, т. е. предписания. Непосредственное выражение они находят в том, что одной стороне регулируемых отношений предоставлен определенный объем юридически властных полномочий, адресуемых другой стороне;

– административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения (т. е. властеотношения).

Суть методов административно-правового регулирования управленческих отношений включает в себя:

– установление определенного порядка действий;

– предоставление возможности совершать либо не совершать действия, предусмотренные административно-правовой нормой, в условиях, определенных этой нормой;

– предоставление возможности выбора одного из предусмотренных административно-правовой нормой вариантов должного поведения;

– запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих механизмов юридической ответственности.

1.3. Система административного права

С общетеоретических позиций система любой отрасли права представлена следующей конструкцией: отрасль права – подотрасли – правовые институты – правовые нормы.

Система административного права это совокупность взаимосвязанных административно-правовых институтов и норм.

Административно-правовой институт есть совокупность относительно обособленных административно-правовых норм, регулирующих качественно однородную группу управленческих отношений.

Нормы административного права подразделяются на нормы Общей и Особенной частей. Это деление легло в основу построения административного права как учебной дисциплины.

Нормы административного права группируются по правовым институтам, например институты государственной службы, административной ответственности.

В Общей части сгруппированы административно-правовые нормы по наиболее основным, обобщающим проблемам, относящимся ко всей системе государственного управления. Схема Общей части административного права может быть представлена следующим образом:

– нормы и институты, закрепляющие принципы государственного управления;

– нормы и институты, регулирующие административно-правовой статус граждан (физических лиц);

– нормы, определяющие порядок организации и административно-правовой статус органов исполнительной власти (государственного управления), а также иных субъектов управления;

– нормы, регулирующие государственную службу и определяющие правовой статус государственных служащих;

– нормы, упорядочивающие административно-правовые статусы негосударственных организаций, их представителей;

– нормы, определяющие формы и методы государственного управления;

– нормы, регулирующие административно-юрисдикционную деятельность;

– нормы, обеспечивающие законность управления.

Административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в отдельных отраслях государственного управления, составляют Особенную часть административного права. Эта часть состоит из трех блоков:

1) управление экономикой (промышленностью, сельским хозяйством, строительством и жилищно-коммунальным хозяйством, транспортным комплексом, связью, использованием и охраной природных ресурсов, торговлей, финансами и кредитом и др.);

2) управление социально-культурной сферой (образованием, наукой, культурой, здравоохранением, в области труда и социального развития и др.);

3) управление административно-политической сферой (обороной, безопасностью, внутренними делами, иностранными делами, юстицией и др.).

Административное право является одной из самых крупных и сложных отраслей российского права. Это обусловлено прежде всего его предметом, широким кругом управленческих отношений.

Учебник написан на основе современного российского законодательства. В книге рассматриваются предмет и метод административного права, понятия государственного управления и исполнительной власти, административно-правовой статус граждан, органов исполнительной власти, государственных служащих, хозяйственных предприятий и учреждений, общественных и религиозных объединений, административное правонарушение и административная ответственность, административный процесс. Раскрыты вопросы организации управления в отдельных сферах экономики, социально-культурной и административнополитической деятельности. После глав даны контрольные темы для проверки усвоения материала учащимися.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Номер подписан в печать: 21-08-2015
    Учредитель: Даниленко Василий Иванович, [email protected]
    Издатель: ООО
    Главный редактор: Куракин Алексей Валентинович, доктор юридических наук, [email protected]
    ISSN: 2306-9945
    Контактная информация:
    Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
    E-mail: [email protected]
    тел.+7 (966) 020-34-36
    Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
    Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php


    DOI: 10.7256/2306-9945.2015.3.16191

    Аннотация: Предметом статьи являются проблемы правового и организационного характера, связанные с административно-правовым регулированием регламентов реализуемых в сфере внутренних дел. Автором подробно проводится теоретико-правовой анализ концепций правового регулирования регламентной деятельности в системе МВД России. Рассматриваются авторские позиции относительно такой категории как «административный регламент». Основное внимание в статье уделяется разработки методов и методологии административно-правового регулирования позитивных отношений в сфере внутренних дел. Рассматриваются авторские позиции относительно толкования и правовой регламентации данных категорий. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что в настоящее время для обеспечения правопорядка в сфере внутренних дел необходимо совершенствовать формы и методы административно-правового регулирования процессуальной деятельности. Основным вкладом, который сделан авторами в настоящей статье это необходимость развития административно-правового регулирования в сфере внутренних дел. Новизна статьи заключается в разработке предложений по развитию форм и методов административно-правового регулирования в сфер внутренних дел, а также создание правовых и организационных гарантий законности в сфере внутренних дел.


    DOI: 10.7256/2306-9945.2015.3.16193

    Аннотация: Предметом статьи являются проблемы правового и организационного характера, связанные с административно-правовым регулированием безопасности экономки. Автором подробно проводится теоретико-правовой анализ концепций правового регулирования экономических отношений с позиции административно-правового регулирование обеспечения ее безопасности. Рассматриваются авторские позиции относительно понятия государственного регулирования экономики. Основное внимание в статье уделяется разработки методов и методологии административно-правового регулирования безопасности экономических отношений. Особо в статье рассматриваются методы административно-правового регулирования государственно-частного партнерства в сфере экономки, раскрываются особенности соответствующего партнерства в государственном секторе российской экономики, на основании проведенного исследования формулируются предложения по их совершенствованию. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что в настоящее время для обеспечения правопорядка в сфере экономки необходимо совершенствовать формы и методы административно-правового государственно-частного партнерства. Основным вкладом, который сделан авторами в настоящей статье это необходимость развития административно-правового регулирования безопасности экономики. Новизна статьи заключается в разработке предложений по развитию форм и методов государственного регулирования экономики, а также создание правовых и организационных гарантий законности в экономике нашей страны.

    Административное принуждение.
    Мусаткина А.А. - К вопросу о институте административной ответственности c. 30-43


    DOI: 10.7256/2306-9945.2015.3.15959

    Аннотация: Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающие в сфере функционирования института административной ответственности и смежных с ним институтов мер защиты и мер безопасности. Предметом исследования является совокупность норм, закрепляющих институт административной ответственности и смежные с ним правовые институты. Автором исследуется структура института административной ответственности, определяется его юридическая природа, проводится отграничение от смежных правовых институтов. Обосновываются рекомендации, направленные на совершенствование законодательства и практики его применения. Доказывается иерархичность института административной ответственности. В процессе исследования использовался диалектический, сравнительно-правовой, формально-юридический метод. автор применял философские категории общего частного и отдельного, а также законы перехода количественных изминений в качественные, отрицания отрицания и другие. Автор обосновывает, что такие вид административного наказания как приостановление деятельности по своей юридической природе находится ближе к мерам административной защиты, нежели мерам юридической ответственности. Доказывается, что по своей структуре институт административной ответственности внешне схож с институтом уголовной ответственности, что обусловлено генетическим связями, а также связями координации и субординации


    DOI: 10.7256/2306-9945.2015.3.15876

    Аннотация: Предметом статьи являются проблемы правового и организационного характера, связанные с административно-правовым регулированием установления причин и условий установления причин и условий совершения административных правонарушений. Авторами подробно проводится теоретико-правовой анализ концепций правового регулирования установления причин и условий совершения административных правонарушений. Рассматриваются авторские позиции относительно понятия административно-правовой профилактики правонарушений и установления личностных и профессиональных качеств субъекта административного правонарушения. Основное внимание в статье уделяется разработки методов и методологии административно-правового регулирования установления причин и условий совершения административных правонарушений. Кроме того, в статье проводится теоретико-правовой анализ понятий концепций профилактической деятельности в сфере административно-правового регулирования. Рассматриваются авторские позиции относительно толкования и правовой регламентации данных категорий. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что в настоящее время для обеспечения правопорядка в сфере действия норм административного права необходимо совершенствовать формы и методы установления причин и условий совершения административных правонарушений. Основным вкладом, который сделан авторами в настоящей статье это необходимость развития административно-правового регулирования выявления потенциальных субъектов административных правонарушений. Новизна статьи заключается в разработке предложений по развитию форм и методов административно-правового регулирования профилактической деятельности, а также создание правовых и организационных гарантий законности в нашей стране.

    Липинский Д.А. - Функции административной ответственности c. 63-93


    DOI: 10.7256/2306-9945.2015.3.15975

    Аннотация: Предметом исследования выступают нормы административного права, определяющие карательное, регулятивное, превентивное и иные направления воздействия административной ответственности. Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающие в административно-правовой сфере регулирования. Автор обосновывает наличие у административной ответственности карательной, превентивной, восстановительной и воспитательной функций. Исследуются структура функций юридической ответственности, исходя из ее широкого понимания, включающая позитивный и негативный аспекты реализации. В работе отмечаются недостатки Кодекса об административно-правовых правонарушениях и предлагаются рекомендации, направленные на совершенствование действующего законодательства. В процессе исследования применялся диалектический метод, сравнительно-правовой метод, формально-юридический метод. Широко использовался структурно-функциональный анализ. Выводы. 1. Кодекс об административных правонарушениях отличается «преемственностью» недостатков утратившего силу Кодекса об административных правонарушениях РСФСР. В нем сохранилось дублирование составов налоговых правонарушений и одновременно не все административные правонарушения были включены в КоАП РФ;в КоАП РФ предусмотрены следующие виды административных наказаний: предупреждение; административный штраф; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права; административный арест, административное выдворение за пределы РФ, возмездное изъятие орудия или предмета административного правонарушения. Административное выдворение за пределы РФ и возмездное изъятие орудия или предмета административного правонарушения по своей юридической природе не являются мерами административного наказания. Они относятся к мерам защиты. Дополнительные меры защиты − выдворение за пределы РФ, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, применяемые одновременно с мерами административного наказания, направлены на усиление восстановительного воздействия административной ответственности в тех случаях, когда обычными мерами этого не удается достичь.2. Ликвидация юридического лица, приостановление действия лицензии, аннулирование лицензии, запрет заниматься определенными видами деятельности − эффективные способы частной превенции административных правонарушений, т.к. исключают субъекта из определенной сферы общественных отношений и лишают его фактической и юридической возможно-сти совершить аналогичное правонарушение, но содержаться они должны в едином систематизированном нормативно-правовом акте − КоАП РФ, тем более что сам законодатель избрал подобный путь установления административной ответственности.3. Административная дисквалификация, лишение специального права, приостановление действия лицензии, аннулирование лицензии, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения ис-ключают фактическую и юридическую возможность совершения субъектом административного правонарушения в определенных сферах общественных отношений и тем самым способствуют их нормализации, восстановлению;преобладание в санкциях административных норм штрафа свидетельствует о том, что государство расценивает штраф не только как средство кары и превенции, но и как средство пополнения бюджета и компенсации потерь, понесенных государством в результате совершенного административного правонарушения. В результате совершения конкретного административного правонарушения ущерб причиняется не только потерпевшему, но и государству в целом, а штраф является одним из средств восполнения этого ущерба.



Просмотров