В зависимости от субъектов выделяют управленческие отношения. Административное право

По методологии Международного валютного фонда (МВФ) платежный баланс Российской Федерации был впервые составлен в 1992 году. До указанного периода в СССР основным документом в области внешних платежно-расчетных отношений был Сводный валютный план, так называемый платежный баланс СССР. Он составлялся Министерством финансов СССР и Госпланом СССР на основе валютных планов министерств и ведомств, а затем представлялся на рассмотрение и утверждение правительства.

Современный платежный баланс Российской Федерации в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 18 июля 1994 года № 849 «О порядке разработки и предоставления платежного баланса РФ» составляется и анализируется Центральным банком РФ, Государственным комитетом по статистике РФ и Министерством РФ.

Платежный баланс Российской Федерации представляет собой статистическую систему, в которой отражаются все валютные операции между резидентами и нерезидентами Российской Федерации, связанные со сменой прав собственности на товары, услуги, финансовые активы, предоставление труда и капитала.

Законодательной и правовой базой разработки платежного баланса России являются:

  • - Федеральный закон № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации «Банке России» от 10 июля 2002 года;
  • - Федеральный закон № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 года;
  • - постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 1994 года № 849.

В соответствии с данными законодательными и нормативными актами ответственность за составление платежного баланса возложена на Центральный банк РФ, который правомочен самостоятельно определять методологию формирования статистических и аналитических показателей и порядок их распространения и не вправе раскрывать получаемые данные в разрезе отдельных отчитывающихся единиц.

Источниками информации для разработки платежного баланса РФ являются отчетные данные обо всех внешнеэкономических операциях резидентов России, поступающие на регулярной основе в Банк России из государственных и кредитных организаций, нефинансовых учреждений, а также оценочные данные.

Данные по платежному балансу размещаются в представительстве Банка России в сети Интернет, публикуются в еженедельном издании «Вестник Банка России», средствах массовой информацииРоссийская газета» и др.), статистических изданиях МВФ International Financial Statistics, Balance of Rayments Statistics Yearbook.

Платежный баланс России публикуется в форме аналитического представления. Оно позволяет учесть специфику российской экономики в процессе ее перевода на рыночные основы, отразить наиболее важные для России валютные операции, показать основные тенденции в валютной сфере.

Платежный баланс РФ как статистическая система валютных операций состоит из 4 крупных позиций: сальдо счета текущих операций; сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами; чистые ошибки и пропуски; изменение валютных резервов.

В платежном балансе текущие и капитальные операции показываются в виде сальдо. Каждая из них представляет разность между валютными средствами, полученными российскими резидентами от нерезидентов, и инвалютными средствами, переданными российскими резидентами нерезидентам.

Рассмотрим состояние платежного баланса России за январь-сентябрь 2013 года в сопоставлении с основными компонентами баланса за 2005-2012 годы. [Приложение 1]

Счет текущих операций и счет операций с капиталом.

Профицит счета текущих операций в январе-сентябре 2013 года сократился более чем вдвое - с 61,5 до 28,3 млрд. долларов США. В III квартале 2013 года текущий счет был почти сбалансированным, его положительное сальдо составило 0,6 млрд. долларов США. [Рисунок 2]

Рис. 2. Соотношение основных компонентов счета текущих операций в январе-сентябре 2005-2013 годов (млрд. долларов США)

Положительное сальдо торгового баланса сократилось со 146,8 млрд. долларов США в январе-сентябре 2012 года до 134,0 млрд. долларов США по итогам трех кварталов 2013 года.

Экспорт товаров в январе-сентябре 2013 года снизился к уровню аналогичного периода предшествующего года на 4,1 млрд. долларов США и составил 383,9 млрд. долларов США. Его сокращение сложилось в результате снижения контрактных цен на 3,8% при увеличении физических объемов поставок на 2,9%.

В товарной структуре экспорта по итогам девяти месяцев 2013 года наблюдалось повышение удельного веса природного газа при уменьшении доли остальных укрупненных позиций: сырой нефти, черных и цветных металлов, а также прочих товаров.

Рост экспорта природного газа обусловлен увеличением физического объема поставок на 8,1% при незначительном снижении экспортных цен. Объемы поставок нефти за рубеж сократились на 4,7% за счет снижения контрактных цен и падения физических объемов. Доля трех основных топливно-энергетических товаров в структуре экспорта увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2012 года с 66,2% до 67,3%.

Наиболее существенно ухудшилась конъюнктура черных и цветных металлов, в результате чего экспорт этой товарной группы уменьшился на 10,2%, а ее доля в структуре вывоза снизилась с 8,5% до 8,0%. Вследствие сокращения поставок химической продукции на внешний рынок доля товарной группы упала до 6,0%. Удельный вес продовольственных и сельскохозяйственных товаров снизился до 2,8%. Доля вывоза машин, оборудования и транспортных средств в совокупном экспорте сократилась с 5,1 до 4,9%. [Рисунок 3]

В географической структуре экспорта по итогам января-сентября 2013 года наибольшие объемы поставок приходились на Нидерланды (13,6%), Италию (7,6%), Германию (7,0%) и Китай (6,8%). Удельный вес партнеров по Таможенному союзу - Республики Беларусь и Республики Казахстан - составил 3,9 и 3,2%, соответственно.

Импорт других значимых товарных групп существенно не изменился. Ввоз продукции химической промышленности вырос на 4,9% до 36,7 млрд. долларов США (15,8% ввоза), аналогичными темпами увеличивались поставки продовольственных товаров, импорт которых достиг 30,0 млрд. долларов США (12,9%). Опережающие темпы роста демонстрировал ввоз продукции легкой промышленности, доля которой в структуре товарного импорта возросла до 6,3%. [Рисунок 4]

Рис. 3. Экспорт товаров в январе-сентябре 2005-2013 годов (млрд. долларов США, по методологии платежного баланса)

Рис. 4. Импорт товаров в январе-сентябре 2005-2013 годов (млрд. долларов США, по методологии платежного баланса)

В географическом распределении импорта важнейшими партнерами являлись Китай (16,7%), Германия (11,8%), Украина (5,1%) и США (5,1%). Удельный вес партнеров по Таможенному союзу - Республики Беларусь и Республики Казахстан - составил 4,3 и 3,2%, соответственно. [Рисунок 5]

Рис.5. Страны - основные торговые партнеры России в январе-сентябре 2012-2013 годов (млрд. долларов США)

Дефицит баланса услуг в январе-сентябре 2013 года вырос почти на треть до 43,6 млрд. долларов США. В продолжение тенденции, сложившейся в 2012 году и первой половине 2013 года, в III квартале стоимость полученных от иностранных контрагентов услуг росла опережающими темпами по сравнению с экспортом услуг (19% против 12%). [Рисунок 6]

Рис. 6. Структура экспорта и импорта услуг в январе-сентябре 2013 года (в % к итогу)

Экспорт услуг в январе-сентябре 2013 года составил 51,3 млрд. долларов США. Стоимость транспортных услуг (30,1% экспорта) возросла до 15,4 млрд. долларов США, или на 8,7% относительно сопоставимого периода 2012 года. Опережающими темпами рос экспорт предоставленных прочих услуг, составивший 26,5 млрд. долларов США (51,7% экспорта). Прирост по статье поездки к уровню соответствующего периода 2012 года превысил 15,3%, а доля таких услуг в структуре экспорта возросла до 18,2%.

Импорт услуг составил 94,9 млрд. долларов США. Более половины прироста получено по статье поездки. Затраты российских граждан на личные и деловые выезды за границу выросли на 26,4% до 41,2 млрд. долларов США, удельный вес статьи в составе импорта повысился до 43,4%. Импорт услуг транспортных компаний-нерезидентов по сравнению девятью месяцами 2012 года вырос на 7,9% и составил 12,8 млрд. долларов США, доля этой категории услуг уменьшилась до 13,5%. Прирост стоимости прочих услуг составил 18,1%, их удельный вес сохранился на уровне базисного периода - 43,1%.

Отрицательный баланс оплаты труда сложился в январе-сентябре в размере 8,9 млрд. долларов США (за девять месяцев 2012 года - 8,1 млрд. долларов США). Рост выплат работающим в России менее одного года иностранным гражданам оценен в 12,1 млрд. долларов США (10,9 млрд. долларов США в январе-сентябре 2012 года) был обеспечен повышением среднего размера заработной платы в долларовом эквиваленте.

Дефицит баланса инвестиционных доходов в январе-сентябре 2013 года вырос до 48,5 млрд. долларов США (40,1 млрд. долларов США годом ранее). Динамику показателя определяли возросшие с 39,7 до 42,3 млрд. долларов США перечисления корпораций в пользу нерезидентов, а также увеличение чистых выплат банков (с 1,7 до 5,8 млрд. долларов США). Доходы, полученные Банком России, на чистой основе составили 1,5 млрд. долларов США. [Рисунок 7]

Рис. 7. Инвестиционные доходы в январе-сентябре 2005-2013 годов (млрд. долларов США)

Дефицит баланса вторичных доходов в январе-сентябре 2013 года вырос до 5,5 млрд. долларов США (4,1 млрд. долларов США в сопоставимом периоде 2012 года). В III квартале 2013 года сохранился восходящий тренд в динамике личных трансфертов, переводимых за рубеж домашними хозяйствами-резидентами. [Рисунок 8]

Рис. 8. Вторичные доходы в январе-сентябре 2005-2013 годов (млрд. долларов США)

При отсутствии крупных операций по прощению долга и сбалансированном счете операций с капиталом совокупное сальдо счета текущих операций и счета операций с капиталом по итогам девяти месяцев 2013 года уменьшилось вдвое и составило 28,0 млрд. долларов США. Годом ранее его величина равнялась 56,5 млрд. долларов США.

Финансовый счет.

В январе-сентябре 2013 года отрицательное сальдо финансового счета сложилось на уровне, близком к девяти месяцам 2012 года: 28,2 и 28,0 млрд. долларов США, соответственно.

Чистое принятие обязательств резидентами по итогам девяти месяцев выросло до 120,3 млрд. долларов США. Две трети ресурсов привлечено в I квартале в ходе крупной разовой сделки на рынке слияний и поглощений. В III квартале на фоне активизировавшегося вывода капитала нерезидентами с российского финансового рынка приток инвестиций замедлился до 9 млрд. долларов США.

Внешние обязательства банковского сектора в январе-сентябре выросли на 12,1 млрд. долларов США (22,6 млрд. долларов США в январе-сентябре 2012 года). Несмотря на продолжившееся размещение новых еврооблигационных займов от имени системно значимых российских кредитных организаций в объеме 11,2 млрд. долларов США, банки испытывали возрастающее воздействие изъятия средств нерезидентами с текущих счетов и депозитов. [Рисунок 9]

Чистое принятие обязательств прочими секторами в январе-сентябре 2013 года составило 96,5 млрд. долларов США (23,4 млрд. долларов США годом ранее). Около половины прироста обеспечено наращиванием прямых инвестиций, объем которых составил 63,5 млрд. долларов США2 (28,4 млрд. долларов США в базисном периоде 2012 года). В структуре последних возрос вклад кредитов, предоставленных связанными зарубежными структурами.

Рис. 9. Чистое принятие обязательств резидентами по категориям инвестиций в январе-сентябре 2005-2013 годов (млрд. долларов США) прямые инвестиции производные финансовые

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в структуре привлеченных из-за рубежа ресурсов заметно увеличился удельный вес ссудного капитала. Объем кредиторской задолженности прочих секторов в январе-сентябре на чистой основе вырос на 38,5 млрд. долларов США (2,1 млрд. долларов США годом ранее).

Чистое принятие обязательств органами государственного управления по итогам трех кварталов составило 9,9 млрд. долларов США (8,0 млрд. долларов США годом ранее).

Прирост иностранных активов, за исключением резервных, в январе-сентябре 2013 года составил 148,5 млрд. долларов США (83,7 млрд. долларов США годом ранее). [Рисунок 10]

Внешние требования государственного сектора по итогам девяти месяцев выросли на 1,4 млрд. долларов США (уменьшение требований на 2,0 млрд. долларов США в аналогичном периоде 2012 года было связано с прощением Российской Федерацией задолженности развивающихся стран перед бывшим СССР, которое по величине преобладало над предоставлением новых государственных кредитов).

Рис. 10. Чистое приобретение финансовых активов резидентами, без учета резервных активов, по категориям инвестиций в январе-сентябре 2005-2013 годов (млрд. долларов США)

Частный сектор в январе-сентябре 2013 года нарастил иностранные активы на 147,9 млрд. долларов США (85,0 млрд. долларов США годом ранее). В III квартале замедление чистого приобретения финансовых активов частным сектором до 15,4 млрд. долларов США - минимального значения с III квартала 2010 года - стало следствием сокращения внешних требований банковского сектора.

Прочие секторы в январе-сентябре 2013 года нарастили иностранные активы на 125,0 млрд. долларов США (72,0 млрд. долларов США в сопоставимом периоде 2012 года). Прирост прямых инвестиций по итогам января-сентября 2013 года составил 82,2 млрд. долларов США, почти втрое превысив показатель сопоставимого периода предыдущего года. В структуре прямых вложений доминировали: вложения резидентов в капиталы иностранных компаний, а также предоставление крупных кредитов связанным зарубежным структурам. Существенной оставалась динамика вложений в недвижимость за рубежом.

По итогам девяти месяцев зафиксировано уменьшение остатков наличных средств в иностранной валюте у резидентов (кроме банков) на 3,0 млрд. долларов США. Динамика показателя определялась масштабными продажами валюты населением.

Объем сомнительных операций в январе-сентябре 2013 года оценен в 22,9 млрд. долларов США (26,8 млрд. долларов США годом ранее).

Нетто-отток частного капитала в январе-сентябре 2013 года сохранился на уровне, близком к прошлогоднему - 46,1 млрд. долларов США и 46,4 млрд. долларов США, соответственно. В III квартале 2013 года чистый вывоз частного капитала вырос до 11,6 млрд. долларов США (7,9 млрд. долларов США в июле-сентябре 2012 года), главным образом из-за замедления прироста внешних обязательств компаний и банков.

Международные резервы Российской Федерации на 1 октября 2013 года составили 522,6 млрд. долларов США. С начала года международные резервы сократились на 15,0 млрд. долларов США, причем большая часть изменений была обусловлена отрицательной переоценкой (10,0 млрд.долларов США), связанной с обесценением золотого запаса. За счет операций, учитываемых в платежном балансе, резервные активы уменьшились на 6,9 млрд. долларов США. В течение III квартала международные резервы выросли на 8,8 млрд. долларов США. Наибольший вклад в их изменение внесла положительная курсовая переоценка, сформировавшаяся вследствие ослабления позиций доллара США на международном рынке. За счет операций, учитываемых в платежном балансе, резервы сократились на 7,4 млрд. долларов США. Расходование ресурсов на проведение валютных интервенций в сумме 14,2 млрд. долларов США было частично компенсировано значимыми поступлениями, в составе которых преобладало зачисление средств от размещения еврооблигаций Минфином России.

Стоимость монетарного золота на 1 октября 2013 года составила 43,1 млрд. долларов США. С начала года доля золота в международных резервах снизилась на 1,2 процентных пункта до 8,3%. Глубокое падение стоимости золотого запаса по итогам первого полугодия не было скомпенсировано его частичным восстановлением в III квартале 2013, произошедшим вследствие коррекции мировых цен.

По состоянию на 1 октября 2013 года объем международных резервов был достаточен для финансирования импорта товаров и услуг в течение 13 месяцев (на 1 октября 2012 года - 15 месяцев).

В январе-сентябре 2013 года отмечалось последовательное снижение от квартала к кварталу профицита счета текущих операций. Сохранившийся на прошлогоднем уровне вывоз частного капитала фондировался за счет международных резервов и возросших заимствований государственного сектора.

Глава 2.

Возможности регулирования платежного баланса

    1. Методы государственного регулирования

платежного баланса

Платежный баланс издавна является одним из объектов государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами.
Во-первых, платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики. Например, покрывая дефицит текущих операций платежного баланса
национальной валютой, США способствовали экспорту инфляции в другие
страны, созданию избытка долларов в международном обороте, что подорвало Бреттонвудскую систему в середине 70-х годов.
Во-вторых, после отмены золотого стандарта в 30-х годах ХХ в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий.
В-третьих, в условиях интернационализации хозяйственных связей
повысилось значение платежного баланса в системе государственного
регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг
основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы.
Материальной основой регулирования платежного баланса служат:
1)государственная собственность, в том числе официальные золото -
валютные резервы; 2)возрастание доли (до 40-50%) национального дохода
,перераспределяемого через государственный бюджет; 3)непосредственное
участие государства в международных экономических отношениях как
экспортера капиталов кредитора, гаранта, заемщика; 4)регламентация
внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов
государственного контроля.

Государственное регулирование платежного баланса - это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирования экспорта, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.
Странами c дефицитным платежным балансом обычно предпринимаются следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов.

Дефляционная политика. Такая политика, направленная на
сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструментов служат
финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы. В условиях экономического спада, при наличии большой армии безработных и резервов неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень трудящихся и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются компенсирующие меры.
Девальвация. Понижение курса национальной валюты направлено на
стимулирование экспорта и содержание импорта товаров. Однако роль
девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных
условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой
политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии
экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и
благоприятной ситуации на мировом рынке.
Удорожая импорт, девальвация может привести к росту издержек
производства импортных товаров, повышению цен в стране и последующей
утрате полученных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних
рынках. Поэтому хотя она может дать стране временные преимущества, но во многих случаях не устраняет причины дефицита платежного баланса.
Валютные ограничения. Блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.
Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну.

Важным объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков государство
предоставляет целевые экспортные кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного
капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на
обязательство выполнять определенную экспортную программу.
В целях регулирования платежей и поступлений по «невидимым»
операциям платежного баланса принимаются следующие меры:
1. Ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны;
2. Прямое или косвенное участие государства в создании
туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов;
3. Содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств
для уменьшения расходов по статье «Транспорт»;
4. Расширение государственных расходов на научно-исследовательские
работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.
5. Регулирование миграции рабочей силы. В частности, ограничение
въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих.
6. Регулирование движения капиталов направлено, с одной стороны,
на поощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с другой - на уравновешивание платежного баланса путем стимулирования притока иностранных и репатриации национальных капиталов. Этой цели подчинена деятельность государства как экспортера капиталов, создающая благоприятные условия для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии по инвестициям обеспечивают страхование коммерческого и политического риска.
При активном платежном балансе государственное регулирование

направленно на устранение нежелательного чрезмерного активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы - финансовые, кредитные, валютные и другие, а также ревальвация валют используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов в том числе кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения импорта капиталов.

Обычно применяется компенсационное регулирование
платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных
комплексов мероприятий: ре-стрикционных (кредитные ограничения, в том
числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы,
импорта товаров и др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта
товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.). Государство
осуществляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо
платежного баланса.

В поисках источников погашения дефицита платежного баланса
промышленно развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке
капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов. В этой связи активно участвуют коммерческие банки (особенно евробанки) в покрытии дефицита платежного баланса. Преимуществом банковских кредитов по сравнению с кредитами международных валютно-кредитных и финансовых организаций являются их большая доступность и не обусловленность стабилизационными программами. Однако банковские кредиты относительно дорогие и труднодоступны для стран, имеющих крупную внешнюю задолженность.

С середины 70-х до середины 80-х годов промышленно развитые страны активно применяли нефтедоллары для погашения дефицита своих платежных балансов путем рециклирования (перераспределения) валютной выручки нефтедобывающих стран от экспорта нефти.
К временным методам покрытия дефицита платежного баланса относятся также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной помощи.

В связи с активным привлечением иностранных кредитов для балансирования платежного баланса внешняя задолженность стала глобальной проблемой.

Окончательным методом балансирования платежного баланса служит использование официальных валютных резервов.
В условиях частичной демонетизации золото как всеобщее платежное средство используется: во-первых, в ограниченных размерах и лишь в последнюю очередь, когда исчерпаны все другие возможности; во-вторых, в опосредствованной форме путем его предварительной реализации на мировых рынках золота в обмен на национальные кредитные деньги, в которых принято заключать торговые и кредитные соглашения и осуществлять международные расчеты.

Главным средством окончательного балансирования платежного баланса служат резервы конвертируемой иностранной валюты. После второй мировой войны США и Великобритания погашали дефициты своих платежных балансов национальной валютой, так как Бреттонвудское соглашение придало доллару и фунту стерлингов статус резервной валюты. Благодаря Этой привилегии США смогли сохранить половину своего огромного золотого запаса, накопленного в годы войны и после нее.
С 70-х годов для приобретения иностранной валюты, необходимой для
покрытия дефицита платежного баланса, стали применяться СДР путем
перевода их со счета одной страны на счет другой в МВФ. Однако эмиссия
СДР незначительна, их доля в международных ликвидных резервах

невелика (2,4%). С 1979 г. страны - члены ЕВС для покрытия временного дефицита платежного баланса применяют также ЭКЮ. Вспомогательным средством балансирования платежного баланса является продажа иностранных и национальных ценных бумаг на иностранную валюту. Например, США частично покрывают пассивное сальдо своего платежного баланса, размещая облигации казначейств в центральных банках других стран.
Окончательным средством погашения дефицита платежного баланса служит также иностранная помощь в форме субсидий и даров.

Например, в 1947 году 75% совокупного дефицита платежных балансов стран Западной Европы были покрыты за счет помощи США ценой экономических и политических уступок. В современных условиях привлечение помощи особенно характерно для большинства развивающихся стран, платежные балансы которых, как правило, дефициты.

Активное сальдо платежного баланса используется государством для
погашения (в том числе досрочного) внешней задолженности страны,
предоставления кредитов иностранным государствам, увеличения официальных золотовалютных резервов, вывоза капитала в целях создания второй экономики за рубежом.

2.2.Методы межгосударственного регулирования платежного баланса

Новым явлением стало межгосударственное регулирование платежного баланса с середины 70-х годов. Оно возникло как следствие интернационализации хозяйственных связей и недостаточной эффективности национального регулирования. С возрастанием роли внешних факторов воспроизводства длительное не равновесие платежного баланса усиливает диспропорции в экономике отдельных стран и в мировом хозяйстве. Поэтому ведущие страны разрабатывают методы коллективного регулирования платежного баланса. К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся:
1. Согласование условий государственного кредитования экспорта;
2. Двухсторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах по соглашениям «своп»;

3. Кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ.

Превышение допустимой в мировом сообществе нормы задолженности страны ставит проблемы экономического, а затем политического характера.
Поскольку рынки ограничивают кредиты таким странам, покрытие дефицита ее платежного баланса возможно лишь за счет условных кредитов, в частности
МВФ, предусматривающих стабилизационные программы, а также вмешательство кредиторов и международных организаций в экономику и политику стран-заемщиц. Поэтому в целях уменьшения риска подобной зависимости страны-должники, в том числе промышленно развитые, переориентируют экономическую политику в целях уменьшения внешнего государственного долга. Эффективным средством оздоровления платежного баланса является сокращение военных расходов, в том числе зарубежных.
Мировой опыт регулирования платежного баланса свидетельствует о
трудностях одновременного достижения внешнего и внутреннего равновесия национальной экономики. Это усиливает две тенденции – партнерство и разногласия - во взаимоотношениях стран с активным и пассивным платежным балансом.

Глава 3.

3.1. Платежный баланс в 2010 году

В январе - сентябре 2010 года платежный баланс формировался под воздействием разнонаправленных факторов. Улучшение конъюнктуры рынка основных товаров российского экспорта происходило наряду с восстановлением внутреннего спроса, способствовавшим ускорению роста импорта. Положительное сальдо текущего счета от квартала к кварталу снижалось. При этом расширялось привлечение иностранного капитала, которое, однако, не компенсировало его отток. В результате темпы прироста валютных резервов в III квартале 2010 года существенно замедлились. Профицит счета текущих операций по сравнению с январем - сентябрем 2009 года вырос в 1,8 раза и составил 60,9 млрд. долларов США. Положительное сальдо торгового баланса увеличилось в 1,5 раза (114,5 млрд. долларов США).
Соотношение базовых параметров счета текущих операций в платежном балансе Российской Федерации (млрд. долларов США)
Экспорт товаров возрос до 286,5 млрд. долларов США (на 37,8%). Более половины его прироста обеспечено повышением средних контрактных цен на сырую нефть и нефтепродукты. По природному газу существенного изменения цен не отмечалось, а физический объем поставок вырос на 14,5%. Совокупный экспорт указанных топливно-энергетических товаров составил 183,0 млрд. долларов США (в январе - сентябре 2009 года - 129,6 млрд. долларов США). Их доля в структуре вывоза выросла с 62,4 до 63,9%. Увеличение экспорта других товаров (на 32,3%) также обусловлено преимущественно повышением цен.
Импорт товаров в январе - сентябре 2010 года возрос до 172,0 млрд. долларов США (на 30,8%). Почти две трети прироста получено за счет увеличения ввоза в натуральном выражении. Структура импорта, в которой традиционно преобладали машины, оборудование и транспортные средства, продукция химической промышленности, а также продовольственные товары и сырье для их производства, почти не изменилась.
Отрицательное сальдо международной торговли услугами увеличилось до 18,6 млрд. долларов США (на 30,5%). Объем предоставленных нерезидентам услуг вырос на 7,5% - до 32,6 млрд. долларов США. Стоимость полученных услуг была больше, чем в сопоставимый период 2009 года, на 14,8% - 51,2 млрд. долларов США, в том числе расходы, связанные с поездками резидентов за рубеж, превысили на 6,5% докризисный максимум января - сентября 2008 года.
Дефицит баланса оплаты труда изменился незначительно и составил 6,8 млрд. долларов США (в январе - сентябре 2009 года - 6,5 млрд. долларов США).
Отрицательное сальдо инвестиционных доходов выросло с 20,5 до 24,9 млрд. долларов США. Суммы, начисленные к выплате, увеличились на 15,5%, к получению - на 10,2%. Рост реинвестированных доходов и дивидендов обусловил увеличение совокупного объема выплат частным сектором в пользу нерезидентов до 48,8 млрд. долларов США. Доходы, полученные банками и прочими секторами <1> из-за рубежа, оценивались в 20,8 млрд. долларов США. Положительное сальдо инвестиционных доходов органов денежно-кредитного регулирования уменьшилось с 5,4 млрд. долларов США в январе - сентябре 2009 года до 3,6 млрд. долларов США в январе - сентябре 2010 года в результате падения доходности резервных активов. В таблице 1 приведены данные Центробанка РФ по оценке платежного баланса РФ за 2010 год.

Таблица 1.

Оценка платежного баланса Российской Федерации за 2010 год
(млрд. долл. США)

Предмет и методы административного права.

Предмет административного права – это совокупность общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в процессе практической реализации государственного управления в политической, экономической, социально-культурной и межотраслевой сферах. Деятельность органов государственного управления затрагивает интересы практически всех субъектов общественных отношений.

В сферу регулирования административного права включается широкий круг общественных отношений, имеющих сложный характер. Эти отношения возникают в связи с практической реализацией органами исполнительной власти своих полномочий и носят публично-правовой характер. Значение исполнительной власти состоит в том, что на нее возложено непосредственное управление государственными делами, для чего ей предоставлены соответствующие распорядительные полномочия. Исполнительная власть осуществляется сложной структурой государственных органов, возглавляемой Правительством РФ. На исполнительную власть возложено претворение в жизнь законов. В субъектах Российской Федерации создаются свои органы исполнительной власти. Их система, наименование устанавливаются самостоятельно субъектами федерации с учетом требований основ конституционного строя и общих принципов организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Административное право регулирует также отношения внутриаппаратного характера, которые возникают для организации органов исполнительной власти, их территориальных подразделений, распределения между ними полномочий.

Предмет административного права включает три крупных блока общественных отношений: 1). отношения, возникающие в связи с организацией органов исполнительной власти, распределением полномочий между ними, определением их правового статуса; 2). отношения, возникающие в связи с реализацией органами исполнительной власти публично-правовых полномочий; 3). отношения, возникающие в связи с участием граждан в управлении делами государства.

При определении предмета административного права необходимо учитывать: сферу государственного управления, охватывающую любые проявления государственно-управленческой деятельности; наличие в ней обязательного субъекта исполнительной власти или иного уполномоченного органа; реализацию ими распорядительных полномочий, предоставленных для осуществления государственно-управленческой деятельности.

Таким образом, предметом административного права является:

Административно-правовой статус граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц, без гражданства;

Полномочия Президента РФ в сфере государственного управления;

Порядок организации и функционирования органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, иных государственных органов и реализации ими исполнительно-распорядительных полномочий;

Административно-правовой статус предприятий, учреждений, общественных объединений;

Порядок реализации форм и методов государственного управления;

Полномочия судебной власти при рассмотрении дел об административных правонарушениях;

Порядок организации и прохождения государственной службы (военной, гражданской и правоохранительной);

Применение мер государственного принуждения (административно-предупредительные меры; меры административного пресечения);

Административная ответственность;

Порядок рассмотрения обращений физических и юридических лиц органами исполнительной власти и принятие по ним надлежащих решений;

Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении;

Отношения, возникающие в административно-политической, экономической, социально-культурной и межотраслевой сферах.

В юридической литературе выделяют различные основания определения предмета административного права. Так, в зависимости от характера участников управленческих отношений, выделяют отношения, возникающие между соподчиненными и несоподчиненными субъектами исполнительной власти; между органами исполнительной власти и предприятиями, учреждениями, организациями; между органами исполнительной власти и гражданами, их общественными объединениями, религиозными организациями.

Иная разновидность общественных отношений, являющихся предметом регулирования административного права, приводится с учетом формы государственного устройства России. Выделяют управленческие отношения, возникающие между федеральными и региональными органами исполнительной власти; органами исполнительной власти субъектов Российской федерации.

Cледующее основание определения предмета административного права предлагается применительно к направлениям административной деятельности. Выделяются управленческие отношения, связанные: с подготовкой и принятием нормативно-правовых актов; с функциями по контролю и надзору за исполнением и соблюдением общеобязательных правил всеми субъектами права; с функциями по управлению государственным имуществом и оказанием государственных услуг.

Предлагается наиболее обобщенное понимание предмета административного права, включающего общественные отношения, возникающие в различных областях управленческой деятельности. Так, выделяют управленческие отношения в экономической, социально-культурной, политической и, надо полагать, межотраслевой сферах.

Другое обоснование определения предмета административного права обусловлено конкретными целями возникновения управленческих отношений, подразделяющиеся на внутренние и внешние. Они связаны с формированием управленческих структур, распределением между ними полномочий. Кроме того, отношения управленческого характера возникают в аппаратах органов законодательной и судебной властей, прокуратуры, органах местного самоуправления.

Вместе с предметом правового регулирования, метод является тем превалирующим средством, который позволяет выделить административное право в относительно самостоятельную отрасль российского права.

Методы административно-правового регулирования – это способы, приемы и средства юридического воздействия на волю и поведение участников управленческих отношений с целью исполнения и соблюдения ими правовых предписаний. Методы административного права находят свое выражение в установлении субъективных прав и юридических обязанностей, а также в механизме их реализации в сфере государственного управления.



По отношению к предмету правового регулирования метод выступает в качестве производного фактора. Сущность метода правового регулирования заключается в определении юридических средств и закреплении правовых процедур при помощи и в рамках которых государство оказывает юридическое воздействие на общественные отношения, образующие предмет правового регулирования. Реализация тех или иных методов зависит от особенностей общественных отношений и сферы их возникновения.

Существует мнение, что каждая отрасль российского права обладает своим автономным, индивидуальным средством правового воздействия. В этой связи может идти речь о конституционно-правовом, административно-правовом, уголовно-правовом, гражданско-правовом и других методах правового регулирования. С другой точки зрения – все отрасли права используют единый правовой инструментарий, общие средства, и речь следует вести об определенном их соотношении применительно к конкретной отрасли российского права. Такой подход представляется более приемлемым.

Учитывая специфику государственного управления, в котором участники отношений, как правило, не равны, в административном праве превалируют следующие методы правого регулирования:

Предписание – возложение на субъектов административного права обязанностей совершать те или иные действия, предусмотренные административно-правовыми нормами. Например, уплата налогов, защита Отечества, охрана окружающей природной среды, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений сотрудниками органов внутренних дел и т.п.

Запрет – возложение на лиц прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия, предусмотренные административно-правовыми нормами под угрозой применения мер государственного принуждения. Например, нормы Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях по своему характеру являются запрещающими.

Дозволение (уполномочивание) – предоставление субъектам возможности самим выбирать вариант поведения в пределах, предусмотренных административно-правовыми нормами. Данный метод правового регулирования, позволяющий реализовать субъективные права, определен в главе 2 Конституции РФ и детерминирован в текущем законодательстве Российской Федерации (например, право на образование, на труд, заниматься предпринимательской деятельностью, пользоваться культурными ценностями, на свободу передвижения и т. п.).

Поощрение – метод, направленный на стимулирование активности граждан в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, в благотворительности. Мерами поощрения являются государственные награды: звание Героя Российской Федерации; ордена, медали, знаки отличия, почетные звания Российской Федерации.

Рекомендации – метод, применяемый, в частности, Общественной палатой Российской федерации при проведении общественного контроля за нормотворческой деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления. При обращении в соответствующие органы решения Общественной палаты носят рекомендательный характер.

Координация и согласование – метод, применяемый при проведении политических, экономических, социально-культурных и спортивных мероприятий, когда требуется взаимодействие различных органов исполнительной власти. Или, например, согласно федеральному закону о прокуратуре одной из ее задач является координация деятельности правоохранительных органов.

Административно-правовое регулирование характерно преимущественно для таких общественных отношений, в которых исключается юридическое равенство их участников и преобладает императивный метод (метод властных предписаний). Однако это не означает, что участники таких отношений не равны перед законом.

Доминирование предписания среди средств административно-правового регулирования обусловлено сущностью управленческих отношений, которые называют властеотношениями, для которых характерен обязательный субъект, наделенный полномочиями государственно-властного характера.

Таким образом, методы административного права представляют собой определенное соотношение средств, способов и приемов правового регулирования, разнообразных по своему характеру, и применяемые как при совершении правомерных действий, так и в отношениях, возникающих при совершении административных правонарушений. Метод административного права предполагает возможность одностороннего волеизъявления для возникновения общественных отношений, при этом согласие другой стороны не требуется. Метод административного права не исключает использование и диспозитивных средств, основанных на равенстве участников управленческих отношений. Это вызвано необходимостью учета интересов их участников на основе добровольного согласия.

Во всех вариантах регулирующего воздействия административное право проявляет себя властно, независимо от конкретной формы выражения властности (предписание, запрет или дозволение). Также как и предмет, метод административного права отличается динамизмом, что обусловлено природой управленческих отношений.



Просмотров