С изменениями и дополнениями от. С изменениями и дополнениями от к финансовым активам, в которые могут размещаться

3. Размер ежемесячной выплаты в рублях, предусмотренной для военнослужащих, определяется исходя из 50 процентов:

а) месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским (специальным) званием;

б) месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской (замещаемой) должностью, получаемого на день убытия за пределы территории Российской Федерации, а при назначении на штатные воинские должности (должности) в воинские части за границей - месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской (замещаемой) должностью, указанной в штате соответствующей воинской части;

в) ежемесячной надбавки за выслугу лет (стаж службы);

а) военнослужащим:

в рублях - в размере одного оклада месячного денежного содержания на военнослужащего и одной четвертой этого оклада на каждого члена семьи военнослужащего, переехавшего на новое место военной службы военнослужащего или в близлежащий от указанного места населенный пункт либо (из-за отсутствия жилого помещения) в другие населенные пункты;

в иностранной валюте - в размере 50 процентов должностного оклада (только на военнослужащего).

Подъемное пособие в рублях выплачивается исходя из размера оклада месячного денежного содержания, получаемого на день убытия за пределы территории Российской Федерации, а при назначении на штатные воинские должности (должности) в воинские части за границей - из размеров месячных окладов в соответствии с занимаемой воинской (замещаемой) должностью, указанной в штате воинской части (организации), и присвоенным воинским (специальным) званием;

б) работникам:

в рублях - в размере тарифной ставки (оклада), установленной по должности, для работы в которой направляется работник, либо, если работник направляется на работу в должности, предусмотренной контрактом или договором, - в размере тарифной ставки (оклада), получаемой работником в Российской Федерации по основной (последней) должности на день убытия за пределы территории Российской Федерации;

в иностранной валюте - в размере 50 процентов должностного оклада.

13. Подъемное пособие не выплачивается работникам - гражданам Российской Федерации, принятым на работу за пределами территории Российской Федерации.

14. Суточные за время нахождения в пути следования к месту военной службы (службы, работы) выплачиваются:

при проезде по территории Российской Федерации - в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, определяющими порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации;

при проезде по территории иностранного государства - в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, определяющими порядок и размеры выплаты суточных в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств.

При следовании из Российской Федерации день пересечения государственной границы Российской Федерации включается в дни, за которые суточные выплачиваются в иностранной валюте, а при следовании в Российскую Федерацию день пересечения государственной границы Российской Федерации включается в дни, за которые суточные выплачиваются в рублях.

Даты пересечения государственной границы Российской Федерации при следовании за пределы территории Российской Федерации и при возвращении в Российскую Федерацию определяются по отметкам органов пограничного контроля Федеральной службы безопасности Российской Федерации в заграничном паспорте военнослужащего (работника).

В случае вынужденной задержки в пути следования суточные за время задержки выплачиваются при представлении документов, подтверждающих факт вынужденной задержки.

Членам семьи военнослужащего, работника (супруге, супругу, их несовершеннолетним детям, детям старше 18 лет, ставшим инвалидами до достижения возраста 18 лет), выезжающим как вместе с военнослужащим (работником), так и отдельно от него, суточные выплачиваются в том же порядке.

15. Военнослужащим и работникам при направлении за пределы территории Российской Федерации и при возвращении в Российскую Федерацию возмещаются следующие расходы (включая расходы на переезд членов семьи):

а) на проезд воздушным и железнодорожным транспортом:

военнослужащим и членам их семей - в соответствии с установленными Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации категориями проезда;

работникам и членам их семей - по тарифу экономического класса при следовании воздушным транспортом и в размере стоимости проезда в купейном вагоне скорого фирменного поезда при следовании железнодорожным транспортом.

При следовании указанными видами транспорта в состав возмещаемых расходов включаются также расходы на уплату аэропортовых, страховых (кроме добровольных) и компенсационных сборов. При использовании воздушного транспорта для проезда военнослужащего, работника и членов их семей к месту военной службы (службы, работы) военнослужащего, работника за пределами территории Российской Федерации и (или) обратно в Российскую Федерацию проездные документы (билеты) оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту военной службы (службы, работы) либо если оформление (приобретение) проездных документов (билетов) на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту военной службы (службы, работы) и (или) обратно;

б) на проезд в аэропорт или на вокзал (в пунктах отправления или пересадок);

в) на провоз багажа весом до 80 килограммов на военнослужащего (работника) и на каждого члена его семьи независимо от количества багажа, разрешенного для бесплатного провоза по билету на тот вид транспорта, которым они следуют;

г) на уплату сборов за выдачу (получение) и регистрацию служебных заграничных паспортов, за выдачу (получение) виз;

д) в связи с наймом жилого помещения в случае вынужденной задержки в пути следования по территории Российской Федерации (включая пограничные пункты) - в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, определяющими порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, на основании документов, подтверждающих факт вынужденной задержки в пути;

е) в связи с наймом жилого помещения в случае вынужденной задержки в пути следования на территории иностранного государства - в размере фактических расходов, но не более установленных предельных норм для соответствующей страны (за исключением отдельных категорий военнослужащих и работников, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации разрешено возмещение затрат в размере фактических расходов независимо от установленных норм), на основании документов, подтверждающих факт вынужденной задержки в пути.

16. Военнослужащим и членам их семей компенсируются расходы на проезд к месту отпуска и обратно в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

17. Расходы, предусмотренные пунктами 15 и настоящего Положения, возмещаются при условии представления подтверждающих эти расходы документов (счетов, квитанций, проездных билетов и др.).

18. Военнослужащим, работникам и членам их семей в случае заболевания оплачивается медицинская помощь (кроме стоматологического протезирования), в том числе в случаях, требующих экстренного помещения больного в стационарное лечебное заведение, за исключением родовспоможения и плановых операций.

19. В случае смерти военнослужащего (работника) за пределами территории Российской Федерации членам его семьи выплачивается материальная помощь в размере 50 процентов расчетного оклада посла Российской Федерации в государстве пребывания и возмещаются расходы, связанные с переездом в Российскую Федерацию, в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 15 и настоящего Положения.

В случае смерти военнослужащего (работника) или члена его семьи расходы, связанные с оплатой обязательных услуг по хранению тела умершего, его перевозкой внутри государства пребывания, приобретением гроба и транспортировкой тела в Российскую Федерацию, осуществляются за счет средств федерального органа исполнительной власти, направившего военнослужащего (работника) за пределы территории Российской Федерации, если оплату указанных видов услуг не принимают на себя уполномоченные органы государства пребывания.

Социальное пособие на погребение выплачивается в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации.

20. Военнослужащим (работникам), которым жилая площадь в государстве пребывания бесплатно не предоставляется, возмещаются фактические расходы в связи с наймом жилого помещения с мебелью исходя из следующих норм общей площади:

для руководителей представительств Министерства обороны Российской Федерации в министерствах обороны (вооруженных силах) иностранных государств, главных военных советников (консультантов), старших групп российских военных специалистов и командиров воинских частей - до 75 кв. метров;

для заместителей и помощников руководителей представительств Министерства обороны Российской Федерации в министерствах обороны (вооруженных силах) иностранных государств, главных военных советников (консультантов), старших групп российских военных специалистов, для начальников отделов и служб, старших офицеров - до 60 кв. метров;

для лиц, замещающих младшие офицерские должности, - до 50 кв. метров;

для других военнослужащих (работников) - до 40 кв. метров.

Квартира предоставляется только одному из работающих членов семьи.

Коммунальные услуги оплачиваются военнослужащими (работниками) за счет собственных средств.

21. Условия материально-бытового обеспечения граждан Российской Федерации, являющихся членами семей военнослужащих и работников, которые приняты на штатные должности за пределами территории Российской Федерации для оказания технического содействия и исполнения иных обязанностей, устанавливаются в порядке, предусмотренном настоящим Положением.

22. На период направления за пределы территории Российской Федерации за военнослужащими, работниками и членами их семей сохраняются права и льготы, гарантии и компенсации, установленные федеральным законодательством для военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, а также для работников, направляемых на работу в представительства Российской Федерации за границей.

"О порядке управления средствами Резервного фонда"

Дата публикации: 04.03.2008

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О порядке управления средствами Резервного фонда

В соответствии со статьями 96_11 и 96_12 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Установить, что управление средствами Резервного фонда может осуществляться:

а) путем приобретения за счет средств Резервного фонда иностранной валюты в долларах США, евро и фунтах стерлингов (далее - разрешенная иностранная валюта) и ее размещения на открытых в Центральном банке Российской Федерации банковских счетах в разрешенной иностранной валюте (далее - счета по учету средств Резервного фонда) на основании договора банковского счета между Федеральным казначейством и Центральным банком Российской Федерации (далее - договор банковского счета). За пользование денежными средствами, размещенными на счетах по учету средств Резервного фонда, Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;

б) путем размещения средств Резервного фонда в следующие виды финансовых активов, номинированных в разрешенной иностранной валюте (далее - разрешенные финансовые активы):

долговые обязательства иностранных государств;

долговые обязательства иностранных государственных агентств и центральных банков;

долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;

депозиты в иностранных банках и кредитных организациях.

2. Установить, что предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда составляют:

минимальная доля долговых обязательств иностранных государств - 50 процентов;

максимальная доля долговых обязательств иностранных государств - 100 процентов;

максимальная доля долговых обязательств иностранных государственных агентств и центральных банков - 30 процентов;

максимальная доля долговых обязательств международных финансовых организаций, в том числе оформленных ценными бумагами, - 15 процентов;

максимальная доля депозитов в иностранных банках и кредитных организациях - 30 процентов.

3. Утвердить прилагаемые Требования к финансовым активам, в которые могут размещаться средства Резервного фонда.

4. Установить, что для управления средствами Резервного фонда Министерство финансов Российской Федерации утверждает:

а) нормативную валютную структуру средств Резервного фонда, порядок приведения фактической валютной структуры средств Резервного фонда в соответствие с нормативной;

б) нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда в пределах требований, установленных пунктом 2 настоящего постановления, порядок расчета фактических долей разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда и их приведения в соответствие с нормативными долями;

в) нормативы минимального и максимального сроков до погашения долговых обязательств иностранных государств, долговых обязательств иностранных государственных агентств и центральных банков, долговых обязательств международных финансовых организаций, в том числе оформленных ценными бумагами;

г) перечень иностранных государственных агентств, в долговые обязательства которых могут размещаться средства Резервного фонда;

д) нормативы минимального и максимального сроков размещения средств Резервного фонда на депозитах в иностранных банках и кредитных организациях;

е) порядок расчета и зачисления процентов, начисляемых на денежные средства, размещенные на счетах по учету средств Резервного фонда, и иные условия договора банковского счета;

ж) порядок взаимодействия с Федеральным казначейством при проведении операций по счетам по учету средств Резервного фонда в процессе управления средствами Резервного фонда;

з) порядок взаимодействия с Федеральным казначейством при определении условий договора банковского счета в процессе управления средствами Резервного фонда.

5. Федеральному казначейству не позднее 20 января 2008 года заключить с Центральным банком Российской Федерации договор банковского счета.

6. Министерству финансов Российской Федерации представлять в Правительство Российской Федерации в составе отчетности об исполнении федерального бюджета квартальные и годовые отчеты об управлении средствами Резервного фонда. При этом:

сведения об остатках средств на счетах по учету средств Резервного фонда;

сведения об объеме купленной и проданной разрешенной иностранной валюты и объеме разрешенной иностранной валюты, размещенной на счетах по учету средств Резервного фонда и в разрешенные финансовые активы;

сведения о расчетных ставках процентов за пользование денежными средствами, размещенными на счетах по учету средств Резервного фонда;

сведения о расчетных суммах дохода за пользование денежными средствами, размещенными на счетах по учету средств Резервного фонда;

наименования и основные характеристики разрешенных финансовых активов, в которые были размещены средства Резервного фонда;

сведения о доходе, полученном от размещения средств Резервного фонда в разрешенные финансовые активы по видам разрешенных финансовых активов;

б) в годовом отчете, кроме информации, предусмотренной в подпункте "а" настоящего пункта, отражаются:

сведения о годовом доходе, полученном от уплаты процентов за пользование денежными средствами, размещенными на счетах по учету средств Резервного фонда;

сведения о годовом доходе, полученном от размещения средств Резервного фонда в разрешенные финансовые активы по видам разрешенных финансовых активов.

7. Министерству финансов Российской Федерации ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, размещать на сайте Министерства финансов Российской Федерации в сети Интернет сведения о величине активов Резервного фонда на начало отчетного месяца, сведения о зачислении средств в указанный фонд, их размещении и использовании в отчетном месяце.

8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пунктов 1 и 6, вступающих в силу с 1 января 2008 года.

9. Признать утратившим силу с 1 февраля 2008 года постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2006 года N 229 "О порядке управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 18, ст.1998).

Председатель Правительства

Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Российской Федерации

ТРЕБОВАНИЯ

к финансовым активам, в которые могут размещаться

средства Резервного фонда

1. Требования к финансовым активам, в которые могут размещаться средства Резервного фонда, включают в себя требования к долговым обязательствам иностранных государств, долговым обязательствам иностранных государственных агентств и центральных банков, долговым обязательствам международных финансовых организаций, в том числе оформленным ценными бумагами (далее - долговые обязательства), а также требования к депозитам в иностранных банках и кредитных организациях.

2. К долговым обязательствам иностранных государств, в которые могут размещаться средства Резервного фонда, относятся долговые обязательства в виде ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Канады, Люксембурга, Нидерландов, США, Финляндии, Франции и Швеции.

3. К долговым обязательствам иностранных государственных агентств, в которые могут размещаться средства Резервного фонда, относятся долговые обязательства в виде ценных бумаг организаций (юридических лиц), которые созданы в иностранных государствах, указанных в пункте 2 настоящего документа, для осуществления функций по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом или кредитованию отдельных секторов экономики. Указанные организации (юридические лица) должны быть подотчетны органам государственной власти иностранных государств, в которых они созданы. Перечень иностранных государственных агентств, в долговые обязательства которых могут размещаться средства Резервного фонда, утверждается Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

4. К долговым обязательствам иностранных центральных банков, в которые могут размещаться средства Резервного фонда, относятся долговые обязательства в виде ценных бумаг центральных эмиссионных банков иностранных государств, указанных в пункте 2 настоящего документа.

5. К долговым обязательствам международных финансовых организаций, в которые могут размещаться средства Резервного фонда, относятся долговые обязательства, в том числе оформленные ценными бумагами, следующих финансовых институтов:

а) Азиатский банк развития (Asian Development Bank, ADB);

б) Банк развития при Совете Европы (Council of Europe Development Bank, СЕВ);

в) Европейский банк реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development, EBRD);

г) Европейский инвестиционный банк (European Investment Bank, EIB);

д) Межамериканский банк развития (Inter-American Development Bank, IADB);

е) Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation, IFC);

ж) Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD);

з) Северный инвестиционный банк (Nordic Investment Bank, NIB).

6. Долговые обязательства должны соответствовать следующим требованиям:

а) эмитент долговых обязательств должен иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня "АА-" по классификации рейтинговых агентств "Фитч Рейтингс" (Fitch-Ratings) или "Стандарт энд Пурс" (Standard & Poor’s) либо не ниже уровня "АаЗ" по классификации рейтингового агентства "Мудис Инвесторс Сервис" (Moody’s Investors Service). Если эмитенту долговых обязательств указанными агентствами присвоены разные рейтинги долгосрочной кредитоспособности, то в качестве рейтинга долгосрочной кредитоспособности принимается наименьший из присвоенных;

б) сроки погашения выпусков долговых обязательств являются фиксированными, условия выпуска и обращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп (погашение) и права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;

в) нормативы минимального и максимального сроков до погашения выпусков долговых обязательств, установленные Министерством финансов Российской Федерации, являются обязательными;

г) ставка купонного дохода, выплачиваемого по купонным долговым обязательствам, а также номиналы долговых обязательств являются фиксированными;

д) номинал долговых обязательств выражается в долларах США, евро и фунтах стерлингов, платежи по долговым обязательствам осуществляются в валюте номинала;

е) объем выпуска долговых обязательств, находящихся в обращении, составляет не менее 1 млрд.долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларах США, не менее 1 млрд.евро - для долговых обязательств, номинированных в евро, и не менее 0,5 млрд.фунтов стерлингов - для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов;

ж) выпуски долговых обязательств не являются выпусками, предназначенными для частного (непубличного) размещения.

7. Если приобретенные долговые обязательства перестают соответствовать требованиям, установленным подпунктами "а" и "е" пункта 6 настоящего документа, такие долговые обязательства подлежат продаже в течение 1 месяца со дня возникновения указанного несоответствия.

8. Номинальный объем приобретенных долговых обязательств одного выпуска не должен превышать 15 процентов номинального объема этого выпуска.

9. При размещении средств Резервного фонда на депозитах в иностранных банках и кредитных организациях должны выполняться следующие требования:

а) иностранный банк или кредитная организация должны иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня "АА-" по классификации рейтинговых агентств "Фитч Рейтингс" (Fitch-Ratings) или "Стандарт энд Пурс" (Standard & Poor’s) либо не ниже уровня "АаЗ" по классификации рейтингового агентства "Мудис Инвесторс Сервис" (Moody’s Investors Service). Если банку или кредитной организации указанными агентствами присвоены разные рейтинги долгосрочной кредитоспособности, то в качестве рейтинга долгосрочной кредитоспособности принимается наименьший из присвоенных;

б) нормативы минимального и максимального сроков размещения средств Резервного фонда на депозитах в иностранных банках и кредитных организациях, установленные Министерством финансов Российской Федерации, являются обязательными;

в) суммарный объем средств Резервного фонда, размещенных на депозитах в одном иностранном банке или кредитной организации, не должен превышать 25 процентов общего объема средств Резервного фонда, размещенных на депозитах в иностранных банках и кредитных организациях.

10. Министерство финансов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к долговым обязательствам и депозитам в иностранных банках и кредитных организациях в пределах требований, предусмотренных настоящим документом.

11. Перечень операций с финансовыми активами, в которые могут размещаться средства Резервного фонда, включает в себя разрешенные операции с долговыми обязательствами, к которым относятся:

а) покупка долговых обязательств;

б) продажа долговых обязательств.

12. Средства Резервного фонда могут размещаться на депозитах в иностранных банках и кредитных организациях.

в) персональных кредитных карточек со встроенной микроЭВМ, криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями;

д) приемной и передающей аппаратуры радиовещания, коммерческого телевидения или иной аппаратуры коммерческого типа для вещания на ограниченную аудиторию без шифрования цифрового сигнала, в которой шифрование ограничено функциями управления видео- или аудиоканалами;

а) средства шифрования

б) средства имитозащиты

в)

г) средства кодирования

д) средства изготовления ключевых документов

е) ключевые документы

3. Лицензирование деятельности по распространению шифровальных (криптографических) средств осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации (далее - лицензирующий орган).

4. Лицензионными требованиями и условиями при распространении шифровальных (криптографических) средств являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании помещений, технологического, испытательного, контрольно-измерительного оборудования, иных объектов и сооружений, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;

г) представление соискателем лицензии (лицензиатом) в лицензирующий орган перечня шифровальных (криптографических) средств, в том числе иностранного производства, не имеющих сертификата Федеральной службы безопасности Российской Федерации или Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, технической документации, определяющей состав, характеристики и условия эксплуатации этих средств, и (или) образцов шифровальных (криптографических) средств;

д) использование соискателем лицензии (лицензиатом) программ для электронно-вычислительных машин и баз данных на основании договора, заключенного с правообладателем, в соответствии со статьей 14

подпунктами "а" , "б" , "д" пункта 4

пунктом 1 статьи 9

б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании помещений, технологического, испытательного, контрольно- измерительного оборудования, иных объектов и сооружений, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности.

8. Лицензирующий орган проводит проверку полноты сведений, содержащихся в документах, представленных в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения. В случае выявления неполноты сведений лицензирующий орган в срок, не превышающий 10 дней, направляет (вручает) соискателю лицензии уведомление о необходимости представления недостающих сведений.

пунктом 6

порядке

Федеральным законом

пунктом 2 статьи 6 и пунктом 1 статьи 14

Федеральным законом

законодательством

Положение
о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств
(утв. постановлением

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Настоящее Положение не распространяется на деятельность по техническому обслуживанию:

государственную тайну ;

б) шифровальных (криптографических) средств, являющихся компонентами доступных для продажи без ограничений посредством розничной торговли, либо сделок по почтовым запросам, либо электронных сделок, либо сделок по телефонным заказам программных операционных систем, криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями, которые разработаны для установки пользователем самостоятельно без дальнейшей существенной поддержки поставщиком и техническая документация (описание алгоритмов криптографических преобразований, протоколы взаимодействия, описание интерфейсов и т.д.) на которые является доступной, в том числе для проверки;

г) портативных или мобильных радиотелефонов гражданского назначения (в том числе предназначенных для использования в коммерческих гражданских системах сотовой радиосвязи), которые не способны к сквозному шифрованию;

е) специально разработанных и применяемых только для банковских и финансовых операций шифровальных (криптографических) средств в составе терминалов единичной продажи (банкоматов), криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями;

ж) специально разработанных и применяемых только в составе контрольно-кассовых машин шифровальных (криптографических) средств защиты фискальной памяти;

з) шифровальных (криптографических) средств независимо от их назначения, реализующих симметричные криптографические алгоритмы и обладающих максимальной длиной криптографического ключа менее 56 бит, а также реализующих асимметричные криптографические алгоритмы, основанные либо на разложении на множители целых чисел, либо на вычислении дискретных логарифмов в мультипликативной группе конечного поля, либо на дискретном логарифме в группе, отличной от названной, и обладающих максимальной длиной криптографического ключа 128 бит;

и) беспроводного оборудования, осуществляющего шифрование информации только в радиоканале с максимальной дальностью беспроводного действия без усиления и ретрансляции менее 400 м в соответствии с техническими условиями производителя (за исключением оборудования, используемого на критически важных объектах);

к) шифровальных (криптографических) средств, используемых для защиты технологических каналов информационно-телекоммуникационных систем и сетей, не относящихся к критически важным объектам.

2. К шифровальным (криптографическим) средствам (средствам криптографической защиты информации) относятся:

а) средства шифрования - аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, системы и комплексы, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации и предназначенные для защиты информации от несанкционированного доступа при ее передаче по каналам связи и (или) при ее обработке и хранении;

б) средства имитозащиты - аппаратные, программные и аппаратно- программные средства, системы и комплексы, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации и предназначенные для защиты от навязывания ложной информации;

в) средства электронной цифровой подписи - аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, обеспечивающие на основе криптографических преобразований реализацию хотя бы одной из следующих функций: создание электронной цифровой подписи с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи, подтверждение с использованием открытого ключа электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи, создание закрытых и открытых ключей электронной цифровой подписи;

г) средства кодирования - средства, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации с выполнением части преобразования путем ручных операций или с использованием автоматизированных средств на основе таких операций;

д) (независимо от вида носителя ключевой информации);

е) ключевые документы (независимо от вида носителя ключевой информации).

3. Лицензирование деятельности по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации (далее - лицензирующий орган).

4. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств являются:

б) наличие в штате у соискателя лицензии (лицензиата) следующего квалифицированного персонала:

руководитель и (или) лицо, уполномоченное руководить работами по лицензируемой деятельности, имеющие высшее профессиональное образование и (или) профессиональную подготовку в области информационной безопасности, а также стаж работы в этой области не менее 5 лет;

инженерно-технические работники, имеющие высшее профессиональное образование или прошедшие переподготовку (повышение квалификации) в области информационной безопасности с получением специализации, необходимой для работы с шифровальными (криптографическими) средствами;

в) выполнение соискателем лицензии (лицензиатом) при осуществлении лицензируемой деятельности требований, устанавливаемых в соответствии со и Федерального закона "О федеральной службе безопасности";

е) представление лицензиатом в лицензирующий орган перечня шифровальных (криптографических) средств, в том числе иностранного производства, не имеющих сертификата Федеральной службы безопасности Российской Федерации или Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, технической документации, определяющей состав, характеристики и условия эксплуатации этих средств, и (или) образцов шифровальных (криптографических) средств;

ж) использование соискателем лицензии (лицензиатом) программ для электронно-вычислительных машин и баз данных на основании договора, заключенного с правообладателем в соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных".

5. Осуществление лицензируемой деятельности с нарушением, в том числе с грубым нарушением, лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" , "б", "ж" пункта 4 настоящего Положения, либо одновременное нарушение 2 и более требований указанного пункта.

6. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет (направляет) в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии и документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также:

а) копии документов, подтверждающих наличие у руководителя (лица, уполномоченного руководить работами по осуществлению лицензируемой деятельности) и инженерно-технических работников высшего профессионального образования или прохождение ими переподготовки (повышение их квалификации) в области защиты информации с использованием криптографических методов и средств обеспечения информационной безопасности, а также необходимый стаж работы в области лицензируемой деятельности;

б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании помещений, технологического, испытательного, контрольно-измерительного оборудования, иных объектов и сооружений, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности.

7. Копии документов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 6 настоящего Положения, подписываются (заверяются) соискателем лицензии.

9. При рассмотрении заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган проводит проверку достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения документах.

10. В случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган выдает его дубликат на основании письменного заявления лицензиата в течение 10 дней с даты получения заявления.

Дубликат оформляется в 2 экземплярах (на каждом проставляется пометка "дубликат"), один из которых направляется (вручается) лицензиату, а другой - хранится в лицензионном деле лицензиата.

В случае необходимости лицензирующий орган выдает заверенную им копию документа, подтверждающего наличие лицензии, на основании письменного заявления лицензиата и оригинала указанного документа в течение 10 дней с даты получения заявления.

11. Срок действия лицензии составляет 5 лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке , предусмотренном для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

12. Лицензионный контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

13. Информация, относящаяся к осуществлению лицензируемой деятельности, предусмотренная пунктом 2 статьи 6 и пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", размещается в официальных электронных или печатных средствах массовой информации лицензирующего органа в течение 10 дней с даты:

б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии, переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановлении или возобновлении действия лицензии;

в) получения сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, а также о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

14. Доступ к указанной в пункте 13 настоящего Положения информации является свободным и безвозмездным.

15. Принятие лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, а также ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в нем, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

16. За предоставление лицензирующим органом лицензии, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, выдачу дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, и продление срока действия лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Положение
о лицензировании предоставления услуг в области шифрования информации
(утв. постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 957)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования предоставления услуг в области шифрования информации, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Настоящее Положение не распространяется на предоставление услуг в области шифрования информации с использованием:

а) шифровальных (криптографических) средств, предназначенных для защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну ;

б) шифровальных (криптографических) средств, являющихся компонентами доступных для продажи без ограничений посредством розничной торговли, либо сделок по почтовым запросам, либо электронных сделок, либо сделок по телефонным заказам программных операционных систем, криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями, которые разработаны для установки пользователем самостоятельно без дальнейшей существенной поддержки поставщиком и техническая документация (описание алгоритмов криптографических преобразований, протоколы взаимодействия, описание интерфейсов и т.д.) на которые является доступной, в том числе для проверки;

в) персональных кредитных карточек со встроенными микроЭВМ, криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями;

г) портативных или мобильных радиотелефонов гражданского назначения (в том числе предназначенных для использования в коммерческих гражданских системах сотовой радиосвязи), которые не способны к сквозному шифрованию;

д) приемной аппаратуры радиовещания, коммерческого телевидения или иной аппаратуры коммерческого типа для вещания на ограниченную аудиторию без шифрования цифрового сигнала, в которой шифрование ограничено функциями управления видео- или аудиоканалами;

е) специально разработанных и применяемых только для банковских и финансовых операций шифровальных (криптографических) средств в составе терминалов единичной продажи (банкоматов), криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями;

ж) специально разработанных и применяемых только в составе контрольно-кассовых машин шифровальных (криптографических) средств защиты фискальной памяти;

з) шифровальных (криптографических) средств независимо от их назначения, реализующих симметричные криптографические алгоритмы и обладающих максимальной длиной криптографического ключа менее 56 бит, а также реализующих асимметричные криптографические алгоритмы, основанные либо на разложении на множители целых чисел, либо на вычислении дискретных логарифмов в мультипликативной группе конечного поля, либо на дискретном логарифме в группе, отличной от названной, и обладающих максимальной длиной криптографического ключа 128 бит;

и) беспроводного оборудования, осуществляющего шифрование информации только в радиоканале с максимальной дальностью беспроводного действия без усиления и ретрансляции менее 400 м в соответствии с техническими условиями производителя (за исключением оборудования, используемого на критически важных объектах);

к) шифровальных (криптографических) средств, используемых для защиты технологических каналов информационно-телекоммуникационных систем и сетей, не относящихся к критически важным объектам.

2. К шифровальным (криптографическим) средствам (средствам криптографической защиты информации) относятся:

а) средства шифрования

б) средства имитозащиты - аппаратные, программные и аппаратно- программные средства, системы и комплексы, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации и предназначенные для защиты от навязывания ложной информации;

в) средства электронной цифровой подписи - аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, обеспечивающие на основе криптографических преобразований реализацию хотя бы одной из следующих функций: создание электронной цифровой подписи с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи, подтверждение с использованием открытого ключа электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи, создание закрытых и открытых ключей электронной цифровой подписи;

г) средства кодирования - средства, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации и выполняющие часть преобразования путем ручных операций или с использованием автоматизированных средств на основе таких операций;

д) средства для изготовления ключевых документов (независимо от вида носителя ключевой информации);

е) ключевые документы (независимо от вида носителя ключевой информации).

3. Лицензирование предоставления услуг в области шифрования информации осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации (далее - лицензирующий орган).

4. Лицензионными требованиями и условиями при предоставлении услуг в области шифрования информации являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на правах собственности или на ином законном основании помещений, технологического, испытательного, контрольно-измерительного оборудования, иных объектов и сооружений, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;

б) наличие в штате у соискателя лицензии (лицензиата) следующего квалифицированного персонала:

руководитель и (или) лицо, уполномоченное руководить работами по лицензируемой деятельности, имеющие высшее профессиональное образование и (или) профессиональную подготовку в области информационной безопасности, а также стаж работы в этой области не менее 5 лет;

инженерно-технические работники, имеющие высшее профессиональное образование или прошедшие переподготовку (повышение квалификации) в области информационной безопасности с получением специализации, необходимой для работы с шифровальными (криптографическими) средствами;

в) выполнение соискателем лицензии (лицензиатом) при осуществлении лицензируемой деятельности требований, устанавливаемых в соответствии со и Федерального закона "О федеральной службе безопасности";

г) реализация криптографических алгоритмов, рекомендованных лицензирующим органом, в разрабатываемых шифровальных (криптографических) средствах, применяемых в информационно-телекоммуникационных системах и сетях критически важных объектов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих выполнение работ или оказание услуг с использованием шифровальных (криптографических) средств для государственных и муниципальных нужд;

д) применение лицензиатом средств обработки информации, аттестованных в соответствии с требованиями по защите информации;

е) ведение лицензиатом учета изготовления, выдачи, возврата и уничтожения ключевых документов;

ж) обеспечение лицензиатом уничтожения исходной ключевой информации путем физического уничтожения носителя, на котором она расположена, или путем стирания (разрушения) исходной ключевой информации без повреждения носителя (для обеспечения возможности его многократного использования) в соответствии с эксплуатационной и технической документацией к соответствующим шифровальным (криптографическим) средствам, а также с указаниями организации, производившей запись исходной ключевой информации;

з) представление лицензиатом в лицензирующий орган перечня шифровальных (криптографических) средств, в том числе иностранного производства, не имеющих сертификата Федеральной службы безопасности Российской Федерации или Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, технической документации, определяющей состав, характеристики и условия эксплуатации этих средств, и (или) образцов шифровальных (криптографических) средств;

и) использование лицензиатом шифровальных (криптографических) средств иностранного производства при условии, что эти средства были ввезены на территорию Российской Федерации и распространялись в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации;

к) использование соискателем лицензии (лицензиатом) программ для электронно-вычислительных машин и баз данных на основании договора, заключенного с правообладателем в соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных".

5. Осуществление лицензируемой деятельности с нарушением, в том числе с грубым нарушением, лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" , "б" , "к" пункта 4 настоящего Положения, либо одновременное нарушение 2 и более требований указанного пункта.

6. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет (направляет) в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии и документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также:

а) копии документов, подтверждающих наличие у руководителя (лица, уполномоченного руководить работами по осуществлению лицензируемой деятельности) и инженерно-технических работников высшего профессионального образования или прохождение ими переподготовки (повышение их квалификации) в области защиты информации с использованием криптографических методов и средств обеспечения информационной безопасности, а также необходимый стаж работы в области лицензируемой деятельности;

б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании помещений, технологического, испытательного, контрольно-измерительного оборудования, иных объектов и сооружений, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности.

7. Копии документов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 6 настоящего Положения, подписываются (заверяются) соискателем лицензии.

8. Лицензирующий орган проводит проверку полноты сведений, содержащихся в документах, представленных в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения. В случае выявления неполноты сведений лицензирующий орган в срок, не превышающий 10 дней, направляет (вручает) соискателю лицензии уведомление о необходимости представления недостающих сведений.

9. При рассмотрении заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган проводит проверку достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения документах.

10. В случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган выдает его дубликат на основании письменного заявления лицензиата в течение 10 дней с даты получения заявления.

Дубликат оформляется в 2 экземплярах (на каждом проставляется пометка "дубликат"), один из которых направляется (вручается) лицензиату, а другой - хранится в лицензионном деле лицензиата.

В случае необходимости лицензирующий орган выдает заверенную им копию документа, подтверждающего наличие лицензии, на основании письменного заявления лицензиата и оригинала указанного документа в течение 10 дней с даты получения заявления.

11. Срок действия лицензии составляет 5 лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке , предусмотренном для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

12. Лицензионный контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

13. Информация, относящаяся к осуществлению лицензируемой деятельности, предусмотренная пунктом 2 статьи 6 и пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", размещается в официальных электронных или печатных средствах массовой информации лицензирующего органа в течение 10 дней с даты:

б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии, переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановлении или возобновлении действия лицензии;

в) получения сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, а также о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

14. Доступ к указанной в пункте 13 настоящего Положения информации является свободным и безвозмездным.

15. Принятие лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, а также ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в нем, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

16. За предоставление лицензирующим органом лицензии, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, выдачу дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, и продление срока действия лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Положение
о лицензировании разработки, производства шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных и телекоммуникационных систем
(утв. постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 957)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования разработки, производства шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных и телекоммуникационных систем, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Настоящее Положение не распространяется на разработку, производство:

а) шифровальных (криптографических) средств, предназначенных для защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну ;

б) портативных или мобильных радиотелефонов гражданского назначения (в том числе предназначенных для использования в коммерческих гражданских системах сотовой радиосвязи), которые не имеют функции сквозного шифрования;

в) приемной аппаратуры радиовещания, коммерческого телевидения или иной аппаратуры коммерческого типа для вещания на ограниченную аудиторию без шифрования цифрового сигнала, в которой шифрование ограничено функциями управления видео- или аудиоканалами;

г) применяемых только для банковских и финансовых операций шифровальных (криптографических) средств в составе терминалов единичной продажи (банкоматов), криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями;

д) шифровальных (криптографических) средств независимо от их назначения, реализующих симметричные криптографические алгоритмы и обладающих максимальной длиной криптографического ключа менее 56 бит, а также реализующих асимметричные криптографические алгоритмы, основанные либо на разложении на множители целых чисел, либо на вычислении дискретных логарифмов в мультипликативной группе конечного поля, либо на дискретном логарифме в группе, отличной от названной, и обладающих максимальной длиной криптографического ключа 128 бит;

е) беспроводного оборудования, осуществляющего шифрование информации только в радиоканале с максимальной дальностью беспроводного действия без усиления и ретрансляции менее 400 м в соответствии с техническими условиями производителя (за исключением оборудования, используемого на критически важных объектах);

ж) шифровальных (криптографических) средств, используемых для защиты технологических каналов информационно-телекоммуникационных систем и сетей, не относящихся к критически важным объектам.

2. К шифровальным (криптографическим) средствам (средствам криптографической защиты информации), разработка, производство которых подлежит лицензированию, относятся:

а) средства шифрования - аппаратные, программные и аппаратно- программные средства, системы и комплексы, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации и предназначенные для защиты информации от несанкционированного доступа при ее передаче по каналам связи и (или) при ее обработке и хранении;

б) средства имитозащиты - аппаратные, программные и аппаратно- программные средства, системы и комплексы, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации и предназначенные для защиты от навязывания ложной информации;

в) средства электронной цифровой подписи - аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, обеспечивающие на основе криптографических преобразований реализацию хотя бы одной из следующих функций: создание электронной цифровой подписи с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи, подтверждение с использованием открытого ключа электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи, создание закрытых и открытых ключей электронной цифровой подписи;

г) средства кодирования - средства, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации с выполнением части преобразования путем ручных операций или с использованием автоматизированных средств на основе таких операций;

д) средства для изготовления ключевых документов (независимо от вида носителя ключевой информации);

е) ключевые документы (независимо от вида носителя ключевой информации).

3. Лицензирование разработки, производства шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных и телекоммуникационных систем, осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации (далее - лицензирующий орган).

4. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении разработки, производства шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных и телекоммуникационных систем, являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на правах собственности или на ином законном основании помещений, технологического, испытательного, контрольно-измерительного оборудования, иных объектов и сооружений, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;

б) наличие в штате у соискателя лицензии (лицензиата) следующего квалифицированного персонала:

руководитель и (или) лицо, уполномоченное руководить работами по лицензируемой деятельности, имеющие высшее профессиональное образование и (или) профессиональную подготовку в области информационной безопасности, а также стаж работы в этой области не менее 5 лет;

инженерно-технические работники, имеющие высшее профессиональное образование или прошедшие переподготовку (повышение квалификации) в области информационной безопасности с получением специализации, необходимой для работы с шифровальными (криптографическими) средствами, а также стаж работы в этой области не менее 2 лет;

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) допуска к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну

г) выполнение соискателем лицензии (лицензиатом) при осуществлении лицензируемой деятельности требований и условий, устанавливаемых в соответствии со и Федерального закона "О федеральной службе безопасности";

д) реализация криптографических алгоритмов, рекомендованных лицензирующим органом, в разрабатываемых шифровальных (криптографических) средствах, применяемых в информационно-телекоммуникационных системах и сетях критически важных объектов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих выполнение работ или оказание услуг с использованием шифровальных (криптографических) средств для государственных и муниципальных нужд;

е) обеспечение соискателем лицензии (лицензиатом) контролируемого доступа персонала к конфиденциальной информации и (или) работам с шифровальными (криптографическими) средствами, а также сохранности конфиденциальной информации и шифровальных (криптографических) средств, используемых при осуществлении лицензируемой деятельности;

ж) применение лицензиатом средств обработки информации, аттестованных в соответствии с требованиями по защите информации;

з) использование соискателем лицензии (лицензиатом) программ для электронно-вычислительных машин и баз данных на основании договора, заключенного с правообладателем в соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных".

5. Осуществление лицензируемой деятельности с нарушением, в том числе с грубым нарушением, лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "в" и "з" пункта 4 настоящего Положения, либо одновременное нарушение 2 и более требований указанного пункта.

6. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет (направляет) в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором помимо сведений, предусмотренных статьей 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", указывается тип шифровального (криптографического) средства, планируемого к разработке и (или) производству либо к использованию в разрабатываемых и (или) производимых защищенных информационных и телекоммуникационных системах, и документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также:

а) копии документов, подтверждающих наличие у руководителя (лица, уполномоченного руководить работами по осуществлению лицензируемой деятельности) и инженерно-технических работников высшего профессионального образования или прохождение ими переподготовки (повышение их квалификации) в области защиты информации с использованием криптографических методов и средств обеспечения информационной безопасности, а также необходимый стаж работы в области лицензируемой деятельности;

б) копию документа, подтверждающего допуск соискателя лицензии к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (только при разработке шифровальных (криптографических) средств);

в) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании помещений, технологического, испытательного, контрольно-измерительного оборудования, иных объектов и сооружений, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности.

7. Копии документов, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 6 настоящего Положения, подписываются (заверяются) соискателем лицензии.

8. Лицензирующий орган проводит проверку полноты сведений, содержащихся в документах, представленных в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения. В случае выявления неполноты сведений лицензирующий орган в срок, не превышающий 10 дней, направляет (вручает) соискателю лицензии уведомление о необходимости представления недостающих сведений.

9. При рассмотрении заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган проводит проверку достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения документах.

10. В случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган выдает его дубликат на основании письменного заявления лицензиата в течение 10 дней с даты получения заявления.

Дубликат оформляется в 2 экземплярах (на каждом проставляется пометка "дубликат"), один из которых направляется (вручается) лицензиату, а другой - хранится в лицензионном деле лицензиата.

В случае необходимости лицензирующий орган выдает заверенную им копию документа, подтверждающего наличие лицензии, на основании письменного заявления лицензиата и оригинала указанного документа в течение 10 дней с даты получения заявления.

11. Срок действия лицензии составляет 5 лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке , предусмотренном для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

12. Лицензионный контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

13. Информация, относящаяся к осуществлению лицензируемой деятельности, предусмотренная пунктом 2 статьи 6 и пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", размещается в официальных электронных или печатных средствах массовой информации лицензирующего органа в течение 10 дней с даты:

б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии, переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановлении или возобновлении действия лицензии;

в) получения сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, а также о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

14. Доступ к указанной в пункте 13 настоящего Положения информации является свободным и безвозмездным.

15. Принятие лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, а также ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в нем, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

16. За предоставление лицензирующим органом лицензии, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, выдачу дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, и продление срока действия лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.



Просмотров