Совокупность требований установлены положениями лицензировании. Лицензирование деятельности: когда оно нужно и как проводится процедура

С 1 мая 2015 года управляющая компания может осуществлять свою деятельность в сфере ЖКХ только при наличии лицензии. Мы расскажем об условиях ее получения, о том, какие требования предъявляются к компании и должностным лицам и может ли компания быть лишена лицензии.

Лицензированная деятельность в области ЖКХ

Лицензирование УК предусмотрено Законом от 21.07.14 №255-ФЗ, ЖК и иными нормативными актами. Получение лицензии не требуется, если деятельность осуществляется жилищными, потребительскими кооперативами или ТСЖ.

Получить лицензию могут как юрлица, так и лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Данный документ выдается в течение месяца с момента подачи документов в органы ГЖК. Это время отводится на проведение проверки компании, на определения соответствия поданных документов требованиям законодательства. ГЖК также осуществляет проверку и контроль за соблюдением лицензионных требований.

Лицензирование УК является единоразовым действием.

Разрешительный документ платный, его стоимость устанавливается Правительством. Лицензия на право осуществления деятельности в сфере ЖКХ является бессрочной. Она не может быть передана иным лицам и действует только на территории России.

Неотъемлемый атрибут лицензии - приложение, в котором указываются адреса МКД, где осуществляется деятельность компании. В случае изменения реестра многоквартирных домов, управляющая компания обязана не позже 3 рабочих дней известить органы ГЖК. Изменения вносятся на сайт ГЖК, поскольку данная информация является открытой и общедоступной.

Понятие лицензионных требований

Согласно п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД, Постановления №1110 от 28.10.14 г., лицензионные требования подразумевают выполнение требований, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК. Согласно данным требованиям управляющая компания, в процессе деятельности принимает обязательства:

  • за надлежащее содержание имущества коллективного пользования, находящегося на балансе МКД;
  • за надлежащее качество услуг и работ, за соблюдение требований техрегламента и порядка содержания МКД;
  • за соразмерность качества предоставляемых услуг установленным предписаниям.

Требования, предъявляемые к лицензиату или соискателю

Согласно ст. 193 ЖК к управляющей компании, которая претендует на получение лицензии (лицензиат), предъявляются следующие требования:

  • лицензиат или соискатель обязан зарегистрироваться в качестве юридического лица либо являться ИП в соответствии с законами РФ. Лица, зарегистрированные на территории иностранных государств, допуск к деятельности, связанной с управлением МКД не получают.
  • Должностные лица компании должны иметь квалификационный аттестат.
  • У руководителя компании не должно быть судимости за совершение экономических и иных преступлений.
  • В реестре должны отсутствовать лица, ранее осуществлявшие функцию лицензиата, и лицензия которых аннулирована, лица, к которым применялось админнаказание (дисквалификация), а также ИП, чья лицензия аннулирована или применялось админнаказание (дисквалификация).
  • Сводный федеральный реестр лицензий не должен содержать данные про аннулирование лицензии на управление МКЖ.
  • Выполнение требований по предоставлению данных (согласно ч.10 ст.161 ЖК).
  • Другие, установленные законом требования.

Кроме вышеуказанных лицензионных требований, компания должна пройти проверку на наличие помещения и оборудования, необходимого для осуществления деятельности в сфере ЖКХ. УК должна осуществлять аварийно-диспетчерское обслуживание дома как лично, так и силами субподрядчиков.

Кроме того, получение лицензии будет невозможным в случае банкротства либо открытого процесса ликвидации юрлица, претендующего на управление МКД.

Лицензионные требования и условия, предъявляемые к должностному лицу лицензиата или соискателя

Для того чтобы УК была допущена к лицензированию, ее руководителю необходимо сдать бесплатный экзамен, прием которого осуществляет постоянно действующая региональная комиссия. Перечень экзаменационных вопросов утверждается на законодательном уровне.

После сдачи экзамена на соответствие занимаемой должности, руководитель получает аттестат (срок действия последнего - 3 года). Только при наличии у должностного лица квалификационного аттестата, компания сможет претендовать на получение лицензии.

  • Для руководителей УК существуют следующие лицензионные требования и условия:
  • лицо не должно иметь судимости за экономические преступления (непогашенные и не снятые);
  • раскрыть информацию о работе в порядке, установленном законом;
  • иметь квалификационный аттестат на соответствие занимаемой должности

Обязанности управляющей компании

Обязанности УК предусмотрены договором, на основании которого компания, по требованию жильцов, управленческих органов ТСЖ, жилкооператива либо другого кооператива, на протяжении определенного срока и за вознаграждение принимает на себя обязательства:

  • осуществлять работы либо предоставлять услуги, необходимые в процессе управления домом;
  • осуществлять работы либо предоставлять услуги, связанные с надлежащим содержанием и ремонтом имущества коллективного пользования;
  • предоставлять услуги ЖКХ лицам, проживающим в доме;
  • проводить по согласованию с владельцами квартир дома деятельность, связанную с улучшением управления МКД.

Нарушения лицензионных требований

С целью повышения ответственности управляющих компаний, законом предусмотрены основания для аннулирования лицензии.
Потерей права на управление домом является неисполнение предписаний органов госжилнадзора 2 и более раза в течение года. Грубые нарушения лицензионных требований также являются основанием для лишения управляющей компании разрешения на осуществления деятельности.

Кроме того, лицензия аннулируется, если общее число многоквартирных домов в реестре, приложенном к лицензии, сокращается на 15% и более за год.

Лицензия может быть аннулирована только в судебном порядке и по решению органов ГЖН. В случае аннулирования либо отмены лицензии, компания продолжает выполнять свои функции по управлению МКД до момента возникновения обязательств у новой управляющей компании. Новая управляющая компания выбирается на общем собрании владельцев квартир МКД либо на основании публичного конкурса, проводимого местными органами самоуправления.

"Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии", 2008, N 10

В настоящее время у государственных органов, организаций различных форм собственности, а также у граждан возникает постоянная потребность в использовании защищенной полиграфической продукции. Спектр ее использования настолько широк, что включает, например, и приобретение гражданином лотерейного или железнодорожного билета, и выдачу свидетельства о постановке на учет юридического лица, и получение им лицензии на осуществление определенного вида деятельности.

Определение защищенной полиграфической продукции содержится в Постановлении Правительства РФ от 16.01.2007 N 15 "О лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией" (далее - Постановление Правительства РФ N 15). Такой продукцией является полиграфическая продукция, в том числе бланки ценных бумаг, содержащая не менее двух защитных элементов, изготовленная с применением полиграфических, голографических, информационных, микропроцессорных и иных способов защиты полиграфической продукции, предотвращающих полную или частичную подделку этой продукции (например, бланк медицинской книжки, бланк паспорта гражданина РФ, бланк трудовой книжки, лотерейный билет, свидетельства о государственной регистрации прав, возникающих при сделках с недвижимостью, бланки ценных бумаг на предъявителя, бланки именных и ордерных ценных бумаг, проездные билеты, бланки рецептов на сильнодействующие наркотические средства, льготные рецепты, марки для маркировки алкогольной продукции и т.д. (Письмо Минфина России в ФОИВ от 21.02.2005 N 03-04/58). В отношении производства денежных знаков ситуация везде одинакова: государство, как правило, имеет собственные предприятия, занимающиеся выпуском денег, ему всегда принадлежит исключительное право на эту деятельность.

Для того чтобы полиграфическая продукция относилась к категории защищенной от подделок, она должна содержать не менее двух элементов защиты из числа перечисленных в Приказе Минфина России от 07.02.2003 (в ред. от 11.07.2005) N 14н "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года N 817" (далее - Приказ Минфина России 14н). К таким защитным элементам, в частности, относятся индивидуальный номер для каждого бланка, водяной знак, ныряющая полимерная нить, защитные волокна, ультрафиолетовое свечение красок (защитных волокон), специальные виды типографской печати.

Соответственно, организации, у которых возникла необходимость в использовании такой продукции, могут приобрести ее только у того производителя (продавца), который имеет лицензию на изготовление и продажу такой продукции.

Естественно, бланков лицензии или свидетельства о государственной регистрации права в свободной продаже нет, изготавливается такая продукция только по специальному заказу соответствующего органа или учреждения, но бланк трудовой книжки, например, может приобрести любая организация.

Следует отметить, что стремительное развитие мировых полиграфических технологий и техники поставило деятельности по изготовлению защищенной полиграфической продукции в разряд наиболее уязвимых объектов для достижения криминальных интересов. В обзорах новостей очень часто появляются репортажи о подделках тех или иных документов (начиная от паспорта гражданина, заканчивая бланками лицензий, дипломов и т.д.). В связи с этим государство и ввело строгий механизм контроля за изготовлением и реализацией такой продукции, выразившийся в лицензировании этой деятельности, предъявлении строгих требований к организациям, осуществляющим эту деятельность.

Достаточно сказать, что сегодня не так много компаний обладают правом изготавливать защищенную полиграфическую продукцию. Так, согласно реестру лицензий на осуществление этого вида деятельности (по состоянию на 02.07.2008), расположенному на официальном сайте ФНС России, а в данный момент именно ФНС России является лицензирующим органом в соответствии с пп. 5.2.6 п. 5 Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", в настоящее время в России только 22 организации обладают такой лицензией, из них 7 организаций имеют право на изготовление защищенной полиграфической продукции всех уровней ответственности ("А", "Б", "В"), 14 организаций имеют право на изготовление продукции "Б" и "В" уровней ответственности и 1 организация имеет право на изготовление продукции только "В" уровня ответственности. Из них 11 организаций находятся в Москве, 1 - в Московской области, 3 - в Санкт-Петербурге, по 1 - в Костроме, Владивостоке, Новосибирске, Краснодаре, Екатеринбурге, Смоленске, Ижевске. Таким образом, если в Москве и Санкт-Петербурге имеется хоть какая-то конкуренция в этой сфере, то в других субъектах РФ она отсутствует.

Лицензионные требования и условия для осуществлении деятельности по изготовлению защищенной полиграфической продукции, а также торговле указанной продукцией к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим (желающим осуществлять) такую деятельность (далее - лицензиаты), касаются всех аспектов их деятельности и установлены Постановлением N 15. Рассмотрим каждое из этих требований подробно.

Первое. Субъектом, который может получить лицензию на осуществление деятельности по изготовлению защищенной полиграфической продукции, а также торговли указанной продукцией может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель, так как Постановлением Правительства РФ N 15 не установлено соответствующих ограничений.

Второе. В целях обеспечения комплексной системы безопасности, обеспечивающей сохранность и оперативный учет защищенной полиграфической продукции, ее полуфабрикатов и печатных форм, а также защитных материалов и технологий, используемых в процессе производства, при изготовлении защищенной полиграфической продукции на всех этапах производственного цикла - от приемки заказа до выдачи готовых изделий заказчику, лицензиатом должен быть организован и строго поддерживаться специальный режим охраны помещений (территории), используемых для осуществления деятельности по изготовлению и учету защищенной полиграфической продукции (пп. "а" п. 4 Положения о лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 15 (далее - Положение о лицензировании)).

Положения по режиму охраны помещений (территории) включают требования по обеспечению:

  • охраны помещений, оборудованию их средствами охранно-пожарной сигнализации. Окна помещений должны быть оснащены решетками полиграфических предприятий;
  • пропускного режима в помещения и режима нахождения в них. Например , в производственных помещениях формных, разработки оригинал-макета и печатных цехов (участков) не разрешается нахождение работающих в отсутствие ответственного лица, назначенного начальником цеха (участка) или руководством лицензиата. Подробнее с данными требованием можно ознакомиться в Приказе Минфина России N 14н.

Третье. Для лицензиатов установлен специальный порядок изготовления, приема, хранения, обработки, сдачи, отпуска, транспортировки и учета бумаги, полуфабрикатов печатных и формных изделий полиграфической деятельности, порядок действий при обнаружении их недостачи и хищения. Например , информация обо всех случаях утери, хищения бланков защищенной полиграфической продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, должна направляться в трехдневный срок в Министерство внутренних дел РФ.

Также установлены требования к степеням защиты изготавливаемой продукции, порядок и условия уничтожения бракованной продукции, сроки хранения соответствующей документации.

Подтверждением наличия указанных требований согласно пп. "в" п. 6 Постановления N 15 будут являться следующие документы:

  • инструкция по режиму охраны помещений (территории), используемых для осуществления лицензируемой деятельности;
  • инструкция по учету защищенной полиграфической продукции с приложением форм по учету указанной продукции.

Составляются данные инструкции в свободной форме и утверждаются руководителем соискателя лицензии. Данные инструкции должны соответствовать Требованиям по режиму охраны помещений (территорий), используемых для осуществления деятельности по изготовлению и учету защищенной полиграфической продукции, утвержденным Приказом Минфина России N 14н (далее - Требования по охране). Неточное содержание инструкций может привести к отказу лицензирующего органа в выдаче лицензии на основании несоответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям (ч. 2 и 3 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный Закон N 128-ФЗ)).

По данному вопросу имеется судебная практика. Так, Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2006, 18.09.2006 N 09АП-8827/2006-АК по делу N 09АП-8827/2006-АК было оставлено без изменений Решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.06.2006, отказавшего ОАО "Перспектива" (далее - Общество) в удовлетворении заявления о признании незаконным решения ФНС России об отказе в предоставлении лицензии, обязании ФНС России предоставить лицензию. Отказ ФНС России в выдаче лицензии был основан на несоблюдении Обществом требований законодательства в части соответствия Инструкции по режиму охраны помещений, используемых для осуществления лицензируемой деятельности, и Инструкции по учету защищенной полиграфической продукции в полном объеме Требованиям по охране.

Следующими документами, подтверждающими соответствие лицензиата требованиям по охране помещений, являются:

  • акт обследования МВД России, в котором должно найти отражение соблюдение соискателем лицензии требований Приказа Минфина России N 14н и руководящих документов МВД России по режиму охраны помещений. Составляется такой акт на основании заявления соискателя лицензии в соответствии с Руководящим документом МВД России "Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств РД 78.36.003-2002", утвержденным МВД России 06.11.2002;
  • договор с организацией, осуществляющей вневедомственную охрану помещений, схемы охранной и пожарной сигнализации, схемы расположения постов охраны с их описанием, утвержденных руководителем соискателя лицензии.

Четвертое. Установление единого порядка изготовления, применяемого ко всем видам защищенной полиграфической продукции, включая выбор формата документов и детализацию печати (Технические требования и условия изготовления защищенной полиграфической продукции, утвержденные Приказом Минфина России N 14н).

Технические требования и условия изготовления защищенной полиграфической продукции установлены с учетом назначения, срока обращения, условий применения, уровня ущерба в случае фальсификации и привлекательности подделки защищенной полиграфической продукции данного вида.

Например , для надежного обеспечения защиты от подделки защищенной полиграфической продукции бумага и печатное изображение, а также краски должны нести в себе элементы защиты. Каждый вид защищенной полиграфической продукции должен быть отпечатан не менее чем двумя видами печати. Номер и серия выполняются высоким способом печати. Установлены также критерии отнесения продукции к уровням "А", "Б" и "В", технические требования к их изготовлению.

Пятое. Наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, имеющих высшее или среднее профессиональное образование в области полиграфического производства (дизайн, графический дизайн, технология полиграфического производства, полиграфическое производство) и стаж работы по специальности не менее 5 лет, что должно подтверждаться следующими документами: трудовыми договорами; должностными инструкциями сотрудников, отражающими обязанности сотрудников в области выполнения защищенного полиграфического производства, составленными в соответствии с действующим законодательством; трудовыми книжками в подтверждение стажа работы; документами, подтверждающими соответствующее образование, выданными организациями, имеющими право осуществлять образовательную деятельность.

Следует заметить, что имеется судебная практика, свидетельствующая об отказе в предоставлении лицензии в связи с неправильным составлением либо отсутствием в пакете документов на получение лицензии документов, подтверждающих соответствие лицензиата данным требованиям (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2006, 18.09.2006 N 09АП-8827/2006-АК).

Для получения лицензии лицензиат представляет заверенные им копии перечисленных документов. Также Письмом Минфина России от 17.03.2003 N 05-05-09/04 (далее - Письмо Минфина России N 05-05-09/04) установлена рекомендуемая форма, в соответствии с которой предоставляются сведения о наличии в штате организации соответствующих требованиям сотрудников.

Шестое. Наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений, технологического оборудования, а также технической и технологической документации, позволяющих производить защищенную полиграфическую продукцию (пп. "г" п. 4 Постановления Правительства РФ N 15).

На территории лицензиата не разрешается размещение жилых помещений и различных служб, не имеющих отношения к изготовлению защищенной от подделки полиграфической продукции. Уборка производственных помещений, где установлено полиграфическое оборудование, используемое для изготовления защищенной полиграфической продукции, производится в рабочее время в присутствии работающего там персонала. Также лицензиатом должны соблюдаться общие требования к производственным помещениям, установленные действующими ГОСТами и СНИПами (например, лимит нахождения на определенной площади одной единицы оборудования (одного рабочего места)). Подтверждающими документами будут являться: договор аренды; договор, подтверждающий право собственности на здания, помещения; поэтажный план с экспликацией; свидетельство о государственной регистрации права. В лицензирующий орган можно представить заверенную соискателем копию соответствующего договора, а также сведения в свободной форме, содержащие номер и дату заключения договоров (Письмо Минфина России N 05-05-09/04).

Сведения о наличии технологического оборудования могут быть представлены по форме, утвержденной Письмом Минфина России N 05-05-09/04. Косвенным подтверждением технических возможностей оборудования будет являться обязательное представление лицензиатом образцов бланков защищенной полиграфической продукции (по каждому виду изготавливаемой продукции), которые должны изготовить сотрудники соискателя лицензии на принадлежащем соискателю оборудовании.

Расположение такого оборудования должно обеспечивать законченный цикл изготовления соискателем лицензии (лицензиатом) защищенной полиграфической продукции. Оборудование должно находиться в помещении, территориально обособленном от помещений, в которых изготавливается иная полиграфическая продукция. Сведения о расположении оборудования представляются посредством представления планировки помещений каждого территориально обособленного подразделения с указанием его места нахождения.

Технологический документ, согласно ГОСТ 3.1109, - это графический или текстовый документ, который отдельно или в совокупности с другими документами определяет технологический процесс или операцию изготовления изделия. Такими документами могут быть: инструкции по эксплуатации оборудования, паспорта на оборудование, технические условия и т.д.

Седьмое. Использование соискателем лицензии (лицензиатом) автоматизированных систем, обрабатывающих конфиденциальную информацию, а также средств защиты такой информации, прошедших процедуру оценки соответствия (аттестованных и (или) сертифицированных по требованиям безопасности информации) в соответствии с законодательством РФ. Средствами защиты являются, например, криптозащита, программа ЭВМ, защищенный режим использования электронной почты и т.д. К подтверждающим документам относятся договоры на приобретения соответствующих программ, документы, подтверждающие исполнение договоров, документы, подтверждающие прохождение автоматизированными системами, обрабатывающими конфиденциальную информацию, и системами защиты такой информации, процедуры оценки соответствия (сертификаты, аттестаты) в соответствии с действующим законодательством РФ (ГОСТ Р ИСО/МЭК15408-2-2002 "Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Критерий оценки безопасности информационных технологий. Часть 2. Функциональные требования безопасности"; ГОСТ Р 52069.0-2003 "Защита информации. Система стандартов. Основные положения"; ГОСТ Р 50922-2006 "Защита информации. Основные термины и определения"; ГОСТ Р 51275-2006 "Защита информации. Объект информатизации. Факторы, воздействующие на информацию. Общие положения").

Восьмое. Наличие у соискателя лицензии (лицензиата) авторских прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, используемых для изготовления защищенной полиграфической продукции, либо договоров о передаче (полной или частичной) исключительных (имущественных) прав на такие программы. Подтверждающими документами в данном случае будут: договор, подтверждающий право использования таких программ, с условием перехода на определенный период авторских прав на программы соискателю лицензии, документы, подтверждающие исполнение договора.

Девятое. Наличие у лицензиата документов, подтверждающих полномочие заказчика на приобретение защищенной полиграфической продукции определенного вида и количества, если таковые имеются (Письмо Минфина России N 05-05-09/04).

Следует отметить, что установлен перечень документов, представляемых соискателем лицензии в лицензирующий орган:

  1. документы, указанные в п. 1 ст. 9 Федерального закона N 128-ФЗ;
  2. документы, указанные в п. 6 Постановления Правительства РФ N 15:

а) копии документов (дипломы, аттестаты, удостоверения), подтверждающих квалификацию работников соискателя лицензии;

б) копии документов или заверенные в установленном порядке выписки из документов, которые подтверждают стаж работы по специальности не менее 5 лет;

в) инструкция по режиму охраны помещений (территории), используемых для осуществления лицензируемой деятельности, и учету защищенной полиграфической продукции с приложением форм по учету указанной продукции, схем охранной и пожарной сигнализаций, схем расположения постов охраны с их описанием, утвержденных руководителем соискателя лицензии;

г) образцы защищенной полиграфической продукции с описанием элементов защиты и указанием уровня защищенности, изготовленные соискателем лицензии и предполагаемые к использованию при изготовлении указанной продукции (шесть экземпляров каждого образца);

д) копии документов, подтверждающих прохождение автоматизированными системами, обрабатывающими конфиденциальную информацию, процедуры оценки соответствия в соответствии с законодательством РФ;

е) копии документов, подтверждающих право на используемые для осуществления лицензируемой деятельности программы для электронно-вычислительных машин и базы данных;

ж) копии документов, подтверждающих право собственности, право хозяйственного ведения или оперативного управления на помещения, предназначенные для осуществления лицензируемой деятельности, либо копии договоров аренды указанных помещений или безвозмездного пользования ими, а также перечень имеющегося оборудования, обеспечивающего законченный цикл изготовления защищенной полиграфической продукции, и схема его расположения.

Данного перечня документов будет достаточно для приема лицензирующим органом заявления на получение лицензии. Но следует иметь в виду, что Приказом Минфина России N 14н утвержден Регламент работы экспертной комиссии по рассмотрению материалов, представленных для получения лицензии на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией, в соответствии с которым лицензирующий орган после проведения проверки полноты сведений, содержащихся в представленных документах, передает их в Экспертную комиссию, которая в свою очередь может провести фактическую проверку соискателя лицензии по месту его нахождения на предмет достоверности представленных им сведений и соответствия лицензионным требованиям. Соответственно, в ходе проверки соискатель лицензии должен будет обеспечить допуск экспертам комиссии в соответствующие производственные помещения, показать оборудование, предоставить по их запросу для ознакомления документы, подтверждающие его соответствие лицензионным требованиям (подробный порядок проведения такой проверки на законодательном уровне не урегулирован). По результатам проверки составляется акт о соответствии либо несоответствии соискателя лицензионным требованиям, который впоследствии послужит, наряду с другими материалами, представленными соискателем, основанием для принятия решения о выдаче либо отказе в выдаче лицензии.

Таким образом, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, желающим заниматься деятельностью по изготовлению и продаже защищенной полиграфической продукции, необходимо соблюсти все перечисленные требования при подготовке соответствующей материальной базы (помещений, оборудования, обеспечения их охраны), создать штат из квалифицированных сотрудников, подготовить все необходимые документы в соответствии с соблюдением гражданского, трудового и другого законодательства. А также нужно будет соответствовать всем этим условиям и после получения лицензии на протяжении всего периода осуществления такого рода деятельности. В противном случае орган, выдавший лицензию, вправе приостановить ее действие или аннулировать ее в соответствии со ст. 13 Федерального закона N 128-ФЗ, п. 5 Положения о лицензировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 15.

Действующим законодательством установлена административная и уголовная ответственность за осуществление такого рода деятельности без лицензии (ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП), ст. 171 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ)) и административная и уголовная ответственность за подделку документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передачу либо сбыт (ст. 19.23 КоАП, ст. ст. 233, 327 УК РФ (незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ; подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков)).

Требования для соискателей лицензии на осуществление деятельности по изготовлению защищенной полиграфической лицензии достаточно строги, сложен порядок получения такой лицензии, но, на взгляд автора, эти меры являются обоснованными, так как они направлены на защиту большого спектра прав государства, всех организаций и граждан.

Согласно п. 16 Положения о лицензировании за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии, а также за ее предоставление или переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, уплачивается государственная пошлина в порядке и размерах, установленных законодательством РФ о налогах и сборах.

Подпунктом 71 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием (выдача лицензии на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукции соответствует требованиям данного пункта), предусмотрена государственная пошлина в следующих размерах:

  • рассмотрение заявления о предоставлении лицензии - 300 руб.;
  • предоставление лицензии - 1000 руб.;
  • переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, - 100 руб.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами, учитываемыми при налогообложении прибыли, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом каких-либо исключений или ограничений для лицензионных платежей действующим налоговым законодательством не предусмотрено. В данном случае экономическая обоснованность расходов на лицензирование не должна вызывать у налоговых органов сомнений, ведь получение лицензии необходимо для осуществления предпринимательской деятельности, т.е. для получения дохода. Аналогичный вывод содержится в Письме ФНС России от 20.07.2007 N СК-9-02/110.

В отношении порядка признания затрат на получение лицензии в составе расходов при методе начислений в настоящее время нет однозначного мнения, так как НК РФ не регламентирует порядка учета лицензионных сборов.

Официальная позиция заключается в том, что расходы по уплате госпошлины за выдачу лицензии, равно как и по уплате госпошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления, распределяются на срок действия лицензии (Письмо Минфина России от 16.08.2007 N 03-03-06/1/569). Данную позицию поддерживают и некоторые судебные решения: Постановление ФАС Поволжского округа от 14.02.2008 по делу N А65-9200/2007.

Однако такую позицию Минфина России можно попытаться оспорить. Как отмечалось ранее, за выдачу лицензии уплачивается государственная пошлина, которая согласно п. 10 ст. 13 НК РФ является федеральным сбором. Подпунктом 1 п. 7 ст. 272 НК РФ предусмотрено, что датой осуществления прочих расходов, в частности расходов по налогам (сборам), является дата начисления налогов (сборов). Аналогичную позицию высказывают и некоторые судебные инстанции: Постановления ФАС Поволжского округа от 03.05.2007 N А49-7142/2006, ФАС Волго-Вятского округа от 30.11.2006 N А28-3289/2006-109/21. Ранее и финансовое ведомство придерживалось такой же позиции: Письмо Минфина России от 30.11.2005 N 03-03-04/1/399.

При кассовом методе признания доходов и расходов затраты на получение лицензии в налоговом учете будут признаны единовременно в момент оплаты (ст. 273 НК РФ).

Порядок учета расходов на получение лицензии в бухгалтерском учете также не регламентирован. К решению этого вопроса можно подойти двояко.

С одной стороны, Положением о лицензировании предусмотрено, что лицензия на изготовление и продажу защищенной полиграфической продукции может выдаваться на срок до 5 лет, следовательно, произведенные расходы относятся ко всему сроку действия лицензии. Расходы, признанные в бухгалтерском учете в соответствии с установленным порядком, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются как расходы будущих периодов и подлежат списанию равномерно в течение периода, к которому они относятся. Для отражения информации о подобного рода расходах Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предусмотрен счет 97 "Расходы будущих периодов". По дебету счета 97 будут учтены государственные пошлины, уплаченные за получение лицензии, а по кредиту в течение срока действия лицензии расходы будут равномерно списываться на затратные счета. При этом в бухгалтерском учете будут произведены следующие операции:

Д-т сч. 97 К-т сч. 68 - учтена госпошлина на оформление лицензии;

Д-т сч. 20, 26 К-т сч. 97 - расходы, связанные с получением лицензии, учтены в стоимости выпускаемой продукции.

С другой стороны, при оформлении лицензии взимается госпошлина (сбор), которая может быть учтена единовременно в составе прочих расходов на основании Положения по бухгалтерском учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

В сложившейся ситуации целесообразно организовать бухгалтерский учет расходов на оформление лицензии таким образом, чтобы выбранный метод совпадал с методом, применяемым в налоговом учете (либо единовременно, либо равномерно в течение срока действия лицензии). Это поможет избежать образования в бухгалтерском учете налогооблагаемых временных разниц.

Литература

  1. О лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией: Постановление Правительства РФ от 16.01.2007 N 15.
  2. О реализации Постановления Правительства РФ от 11.11.2002 N 817: Приказ Минфина России от 07.02.2003 N 14н.
  3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.

А.И.Илишева

Юрисконсульт

"Интерком-Аудит" (BKR)

Ю.В.Богданова

Консультант

Аудиторско-консалтинговой группы

"Интерком-Аудит" (BKR)

Лицензия - это разрешение на право осуществлять конкретный вид деятельности, которое выдается специальным лицензирующим органом. Для получения лицензии соискатель должен соответствовать определенным требованиям и оплатить госпошлину.

Кому нужно получать лицензию?

В статье 12 закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 № 99-ФЗ приводится перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. Всего их 51, среди них:

  • деятельность, связанная с шифрованием и защитой информации;
  • деятельность, связанная с оружием и военной техникой;
  • производство лекарств и медтехники;
  • охранная и детективная деятельность;
  • оказание услуг связи, телевидение и радиовещание;
  • деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, компьютерных программ, баз данных и фонограмм на любых носителях;
  • образовательная деятельность;
  • фармацевтическая и медицинская деятельность;
  • перевозки водным и воздушным транспортом;
  • перевозки железнодорожным транспортом пассажиров и опасных грузов;
  • перевозки пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.

Лицензионные требования

Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.

Например, лицензионные требования к перевозке пассажиров автотранспортом указаны в постановлении Правительства от 2 апреля 2012 г. № 280. Соискатель такой лицензии должен иметь:

  • транспортные средства, соответствующие техническим требованиям для перевозки пассажиров и оснащенные аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС;
  • помещения и оборудование для техобслуживания и ремонта транспортных средств;
  • водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование;
  • специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств или наличие договора с медицинской организацией или ИП, имеющими соответствующую лицензию.

С требованиями к выдаче лицензий по вашему виду деятельности вы можете ознакомиться, обратившись в соответствующий лицензирующий орган. Требования к получению лицензии на продажу алкоголя мы рассмотрим ниже, в отдельном разделе.

Документы для получения лицензии

В лицензирующий орган надо подать заявление о выдаче лицензии и пакет подтверждающих документов, указанных в ст. 13 закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ. Учитывая, что лицензированию подлежат виды деятельности, контролируемые разными службами, формы таких заявлений будут отличаться. Для примера мы предлагаем вам ознакомиться с заявлением на получение лицензии для пассажирских автоперевозок.

В заявлении должны быть указаны наименование, организационно-правовая форма, место нахождения соискателя; лицензируемый вид деятельности; ИНН; данные выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ; сведения об оплате госпошлины.

Кроме заявления подаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензионным требованиям, а также опись всех документов. О том, какие именно нужны документы, надо узнавать в лицензирующем органе или самостоятельно найти соответствующий нормативно-правовой акт.

Необходимость представления нотариально заверенных учредительных документов отменена законом от 14.10.2014 № 307-ФЗ, поэтому если от вас требуют такие копии (а они по-прежнему указаны в некоторых Административных регламентах для получения лицензий), вы можете отказаться от выполнения такого требования, ссылаясь на этот закон.

Перечень сведений, указываемых в заявлении, и список документов, прилагаемых к нему, является исчерпывающим (ст. 13 (4) закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ), то есть от вас не должны требовать другие документы.

Сколько стоит лицензия?

Размер государственной пошлины за лицензию установлен статьей 333.33 НК РФ. Статья очень большая, поэтому подскажем, где искать. Находим пункт 1 подпункт 92. Размер госпошлины составляет 7 500 рублей для всех видов лицензируемой деятельности, за исключением :

  • банковских операций (0,1 % уставного капитала, но не более 500 тыс. рублей);
  • производство, хранение, закупку, поставки этилового спирта и алкогольной продукции (от 800 тыс. до 9,5 млн. рублей);
  • розничная продажа алкогольной продукции - 65 тыс. рублей за каждый год срока действия лицензии;
  • предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами - 30 тыс. рублей.

Обращаем ваше внимание - госпошлина оплачивается один раз за весь срок действия лицензии . В общем случае срок лицензии не ограничен, но по некоторым видам деятельности он установлен (с возможностью продления), например, срок алкогольной лицензии не должен превышать пять лет.

При отказе в выдаче лицензии госпошлина не возвращается . В 2013 году в Конституционном суде рассматривалось дело о возврате заявителю 40 тыс. рублей в связи с отказом в выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя (Постановление КС от 23.05.2013 № 11-П). По этому вопросу даже сами судьи не пришли к согласию, один из них высказал особое мнение, суть которого «Формально правильно, но по сути — издевательство». Исходя из этого, прежде чем оплачивать лицензию, рекомендуем сначала обратиться в соответствующий лицензирующий орган, чтобы убедиться, что вы сможете соблюсти необходимые требования для ее получения.

Как получить лицензию?

После того, как вы нашли контакты лицензирующего органа, подготовили необходимые документы и уплатили госпошлину, надо обратиться за получением лицензии. Документы можно подать:

При получении документов соискателю лицензии выдается копия описи с отметкой о дате приема (лично или заказным письмом с уведомлением о вручении). Если в поданном пакете документов обнаруживается неполный комплект или нарушение требований, то в течение трех рабочих дней со дня приема заявления соискателю вручается (высылается) уведомление о необходимости устранить нарушения в тридцатидневный срок. После устранения нарушений мотивированное решение о рассмотрении заявления на лицензию или о возврате заявления принимается в течение трех рабочих дней.

Если же претензий к документам не было, то решение о выдаче лицензии выносится в течение пяти рабочих дней , а сама лицензия вручается лицензиату или направляется ему заказным письмом с уведомлением в течение трех рабочих дней после этого решения. Возможно получение лицензии и в форме электронного документа, если было указано в заявлении.

В выдаче лицензии могут отказать, тогда в решении об этом должны быть указаны мотивы отказа со ссылками на нормативно-правовые акты или реквизиты акта проверки соискателя лицензии, если отказ был основан на несоответствии лицензионным требованиям.

Выдается лицензия по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 октября 2011 г. № 826. Если лицензия был испорчена или утеряна, то можно получить ее дубликат в порядке, предусмотренном статьей 17 закона № 99-ФЗ.

Действует лицензия на территории всей Российской федерации, но если лицензиат меняет регион деятельности, то должен сообщить об этом в лицензирующий орган того субъекта РФ (край, область, республика), где он собирается работать.

Как получить лицензию на алкоголь?

Розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво - это достаточно популярный вид деятельности наших пользователей, поэтому расскажем подробнее, как получить лицензию на алкоголь. Регулирует лицензирование этого вида деятельности специальный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года. Сначала внесем ясность в вопрос продажи пива (а также пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи).

Пиво является алкогольной продукцией, но его реализацию регулируют отдельные положения закона. На продажу пива не распространяются особые требования к розничной продаже и потреблению алкогольной продукции, указанных в статье 16 закона № 171-ФЗ, и для продажи пива не нужна лицензия .

С 2013 года продавать пиво можно лишь в стационарных объектах (магазинах), но к их площади нет определенных требований, как для реализации другой алкогольной продукции. В городских поселениях для продажи пива необходимо применять кассовый аппарат даже на режимах ЕНВД и ПСН. И еще одно отличие пива от другого алкоголя - его могут реализовывать не только организации, но и индивидуальные предприниматели.

Что касается алкоголя в целом, то получение лицензии на его производство и оборот кроме закона № 171-ФЗ регулирует еще и специальный Административный регламент. Документы для получения лицензии на производство алкоголя отличаются от тех, что подают на получение лицензий для других видов деятельности. В нашей статье мы рассмотрим лицензионные требования только к розничной продаже алкоголя , т.к. требования к его производству, хранению и оптовому обороту имеет смысл рассматривать отдельно.

Для получения лицензии соискатель должен:

  • быть юридическим лицом (ИП продавать алкоголь, кроме пива, не могут);
  • иметь в собственности или долгосрочной (от года) аренде стационарные торговые объекты и складские помещения;
  • общая площадь таких помещений для розничной продажи алкоголя должна быть не менее 50 кв. м в городских поселениях и не менее 25 кв. м в сельской местности;
  • при продаже алкоголя в городских поселениях лицензиат должен применять кассовый аппарат, даже если он является плательщиком ЕНВД;
  • иметь уставный капитал определенного размера (требование устанавливают региональные лицензирующие органы), но не более 1 млн. рублей.

Региональные лицензирующие органы могут устанавливать и другие дополнительные требования, поэтому прежде чем собирать необходимые документы и оплачивать госпошлину, обратитесь за подробной информацией в соответствующее окружное управление Росалкогольрегулирования. Их контакты, так же как и форму заявления на лицензию вы можете найти в Административном регламенте.

Переоформление, приостановление и возобновление действия лицензии

Если у лицензиата меняются данные, указанные в статье 18 закона № 99-ФЗ, надо обратиться в лицензирующий орган за переоформлением лицензии. Переоформление требуется в случаях:

  • реорганизации юридического лица;
  • изменения личных данных и места жительства ИП;
  • смене юридического адреса и наименовании организации;
  • изменения адреса, по которому осуществляется лицензируемый вид деятельности.

Порядок переоформления лицензии приводится в статье в статье 18 закона № 99-ФЗ, размер госпошлины составляет от 600 до 2600 рублей.

Лицензирующий орган не только выдает лицензии, но и следит за деятельностью лицензиата. Если в процессе плановой или внеплановой проверки обнаружатся нарушения лицензионных требований, то будет вынесено предписание об их устранении, а если это не произойдет в указанный срок, то деятельность лицензии может быть приостановлена (статья 20 закона № 99-ФЗ), На период приостановления вести лицензируемую деятельность запрещено.

После того, как требования лицензирующего органа выполнены, действие лицензии возобновляется. Сведения о приостановлении и возобновлении лицензий вносятся в специальный реестр.

Аннулирование и прекращение действия лицензии

В случае невыполнения требований, из-за которых было вынесено предписание или приостановлена деятельность лицензии, она должна быть аннулирована по иску лицензирующего органа. Действие лицензии прекращается в течение 10 рабочих дней после такого судебного решения.

Деятельность лицензии может быть прекращена и в добровольном порядке, если:

  • подано заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности;
  • прекращена деятельность физического лица в качестве ИП;
  • прекращена деятельность юридического лица (за исключением реорганизации).

При прекращении деятельности ИП или юрлица сообщать об этом в лицензирующий орган не надо, это сделает налоговая инспекция.

Ответственность за работу без лицензии

За нарушение законов о лицензировании предусмотрена административная ответственность:

  • за деятельность без лицензии по статье 14.1(2) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП - от 4 до 5 тысяч рублей, при этом допускается конфискация продукции, орудий производства и сырья;
  • за деятельность с нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1(3) КоАП РФ: штраф для организаций от 30 до 40 тысяч рублей, для ИП - от 3 до 4 тысяч рублей;
  • за деятельность с грубым нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1(4) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП - от 4 до 5 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • за деятельность без лицензии при производстве и реализации алкоголя по статье 14.1(17) КоАП РФ: от 200 до 300 тысяч рублей с возможностью конфискации продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота.

Если при этом деятельность без лицензии причинила крупный ущерб гражданам, организациям, государству или принесла доход в крупном размере (более 1,5 млн. рублей), то возможно привлечение и к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ - штраф до 300 тысяч рублей или арест до шести месяцев.

Cтраница 1


Лицензионные требования и условия - совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.  

Лицензионные требования и условия установлены Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации.  

Лицензионные требования и условия - это совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензиатами обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.  

Лицензионные требования и условия представляют собой совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.  

Какие лицензионные требования и условия предъявляются к аудиторским фирмам и индивидуальным аудиторам.  

В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности квалификационные требования к работникам юридического лица или гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем.  

В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих специальных условий для их осуществления, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности. Под объектами понимаются здание, сооружение, а также оборудование и иные технические средства, с помощью которых осуществляется лицензируемый вид деятельности.  

За рубежом лицензия, как правило, выдается различными органами управления, но все лицензионные требования, стандарты, связанные с получением лицензии, экзаменационные процедуры в основном разрабатываются и контролируются профессиональными организациями специалистов. Обычно лицензирование в большинстве стран вводилось тогда, когда профессия становилась массовой, получив развитие в условиях свободной конкуренции, и имела в своей основе развитую и доступную систему образования.  

В уставе предприятия можно дополнительно описать состав имущества предприятия; систему снабжения основными видами требуемых материалов, электроэнергией, теплом; правила оплаты труда, социальные гарантии работающим; экологические, санитарные и лицензионные требования к деятельности.  

Лицензия (специальное разрешение) - документ, предоставляющий право его владельцу на осуществление определенного вида деятельности в течение установленного в нем срока при обязательном соблюдении лицензионных условий и требований. Лицензионные требования и условия - совокупность установленных нормативными правовыми актами положений, выполнение обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.  

Важно провести различие между лицензированием и сертификацией. Лицензионные требования запрещают какую-либо профессиональную деятельность без разрешения государства. Они являются явным ограничением торговли. До тех пор, пока сертификация носит лишь информативный характер, она имеет право на существование.  

Лицензионные требования и условия - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатами обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Одним из обязательных лицензионных требований и условий является соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности. Лицензия выдается только юридическому лицу, причем в соответствии со статьей 7 Федерального закона О лицензировании...  

Уменьшение подверженности опасным химическим факторам.  

Попытки управления этой отраслью, кроме всего прочего, осложняются большими различиями в определениях работ, выполняемых парикмахерами и косметологами, на местном, национальном и международном уровнях. В США лицензионные требования варьируются от штата к штату. А во многих странах вообще не существует никаких лицензионных требований.  

Важным инструментом в регулировании природопользования является лицензирование. Под ним понимаются мероприятия, связанные с выдачей лицензии, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором за соблюдением лицензиатами соответствующих требований и условий. Лицензия - разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионные требования и условия - совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.  

Страницы:      1

Одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности яв­ляется соблюдение законодательства Российской Федерации, поло­жений о лицензировании конкретных видов деятельности.В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности квалифи­кационные требования к работникам юридического лица или гражда­нину, являющемуся индивидуальным предпринимателем.В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих специальных условий для их осуществления, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться требования о соот­ветствии указанным специальным условиям объекта, с помощью ко­торого осуществляется такой вид деятельности.Принятие решения о выдаче лицензии. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирую­щий орган:· заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и ор­ганизационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке - для юридического лица; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина, - для индивидуального предпринимателя;· характеристику лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель на­мерены осуществлять с указанием срока, в течение которого он его намерен осуществлять;· копии учредительных документов и копию свидетельства о го­сударственной регистрации лицензиата в качестве юридическо­го лица - для юридических лиц;· копию свидетельства о государственной регистрации граждани­на в качестве индивидуального предпринимателя - для инди­видуальных предпринимателей;· справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;· документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии, мак­симальный размер которой не может превышать трехкратный минимальный размер оплаты труда, установленный федераль­ным законом.По итогам рассмотрения представленных документов на получе­ние лицензии лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 30 дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимы­ми документами. После этого лицензирующий орган обязан уведо­мить соискателя лицензии о принятии решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение трех дней после принятия указанным органом соответствующего решения. В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора, ему вручается лицензия.Основания для отказа в выдаче лицензии. Основанием для отказа в выдаче лицензии является:· наличие в документах, представленных соискателем лицензии недостоверной или искаженной информации;· несоответствие соискателя лицензии лицензионным требова­ниям и условиям.Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установ­ленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензиру­ющего органа в выдаче лицензии или бездействие лицензирующего органа.В том случае, если юридические лица образовались в результате законодательно установленного порядка преобразования, изменения его наименования или места его нахождения, то переоформление до­кумента, подтверждающего наличие лицензии, начинается с подачи заявления. При переоформлении документа, подтверждающего нали­чие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изме­нения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждаю­щего наличие лицензии, осуществляется в течение пяти дней со дня подачи лицензиатом соответствующего заявления.Надзор за соблюдением лицензионных требований и условий. Над­зор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и усло­вий осуществляется государственными надзорными и контрольными органами, лицензирующими органами в пределах их компетенции.В пределах своих полномочий они имеют право:· проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соот­ветствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензи­онным требованиям и условиям;· запрашивать и получать от лицензиата необходимые объясне­ния и справки по вопросам, возникающим при проведении про­верок;· составлять на основании результатов проверок акты (протоко­лы) с указанием конкретных нарушений;· выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выяв­ленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких на­рушений;· выносить предупреждение лицензиату;· осуществлять иные предусмотренные законодательством Рос­сийской Федерации полномочия.Лицензиат обязан обеспечивать условия для проведения лицензи­рующими органами проверок, в том числе представлять необходимую информацию и документы.Лицензирующие органы могут приостанавливать действие лицензии, если будут выявлены нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой причинение ущерба правам, законным интересам граждан, а также государству. Лицензия может быть даже аннулирована решением суда на основа­нии заявления лицензирующего органа, выдавшего ее, или органа го­сударственной власти.Основанием для аннулирования лицензии является:· обнаружение недостоверных или искаженных данных в доку­ментах, представленных для получения лицензии;· неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензион­ных требований и условий;· незаконность решения о выдаче лицензии.Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжа­ловано в порядке, установленном законодательством Российской Фе­дерации. Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Этот срок не может превышать шесть месяцев.Формирование и ведение реестров лицензий. Лицензирующие орга­ны формируют и ведут реестры лицензий на конкретные виды дея­тельности, лицензирование которых они осуществляют.В реестрах лицензий должны быть указаны:· сведения о лицензиатах;· сведения о лицензирующем органе, выдавшем лицензии;· виды деятельности, на осуществление которых выданы лицен­зии;· даты выдачи и номера лицензий;· сроки действия лицензий;· сведения о регистрации лицензий в реестрах, основания и даты приостановления и возобновления действия лицензий;· основания и даты аннулирования лицензий;· иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.Информация, содержащаяся в реестрах лицензий, является от­крытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц.Величина лицензионного сбора. За выдачу лицензии взимается ли­цензионный сбор. Размер лицензионного сбора за выдачу лицензии устанавливается Правительством РФ в положениях о лицензирова­нии конкретных видов деятельности.Максимальный размер лицензионного сбора за выдачу лицензии не должен превышать десятикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.Суммы лицензионных сборов за выдачу лицензий зачисляются в соответствующие бюджеты, и из этих источников осуществляется фи­нансирование лицензирования.

Еще по теме Требования и условия лицензирования:

  1. Расходы на подтверждение соответствия продукции, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров


Просмотров