Проведение экспертизы медицинского осмотра. Проведение экспертизы медицинского осмотра Медицинский осмотр по 44 фз

Для выполнения своих служебных обязанностей сотрудники нашего предприятия обязаны проходить первичные медицинские осмотры и токсикологические исследования. Предприятие не может заключить договор на оказание услуг с определенным медучреждением по причине, что сотрудники приезжают из разных населенных пунктов. Указанные осмотры они проходят по месту проживания, а Предприятие компенсирует им понесенные на это расходы. Будут ли первичные медосмотры считаться закупкой по Закону № 44-ФЗ или данные затраты можно возместить работникам в порядке компенсации?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Письмо Минэкономразвития России от 22.07.2016 № Д28и-1986

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

«… Указанные в обращении медицинские осмотры согласно положениям контракт на статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации осуществляются за счет средств работодателя.

Таким образом, в случае, указанном Вами в обращении, закупка медицинских услуг подотчетным лицом осуществляется для обеспечения государственных или муниципальных нужд заказчика.При этом в соответствии с частями 1 и статьи 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) указан в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Следует отметить, что в случае, указанном в обращении, заказчик вправе заключить контракт в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ….»

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

Предварительный медосмотр.
Ошибки проведения первых закупочных процедур по ФЗ № 223. Выводы.

В целях профилактики и предупреждения профессиональных заболеваний, контроля за состоянием здоровья работников своего предприятия ООО «Организатор» (заказчик) согласно Приказу 302 н Минздрава России, руководствуясь нормами Федерального закона от 18 июля 2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - 223-ФЗ) и Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - 135-ФЗ), положением о закупках, утвержденным приказом директора, приняло решение провести открытый запрос котировок на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра сотрудников ООО «Организатор».
В соответствии со ст. 212 ТК РФ на работодателя возлагается обязанность по организации и проведению за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований. В свою очередь работники согласно ТК РФ (ст. 214) обязаны проходить вышеназванные медицинские обследования (в том числе периодические медосмотры). В противном случае работодатель обязан отстранить или не допустить к работе сотрудника, который не прошел в установленном порядке обязательный периодический медосмотр (ст. 76 ТК РФ).
Заказчику ООО «Организатор» (крупное предприятие, численность работников которого более 500 человек) предстояло провести конкурентную закупочную процедуру согласно 223-ФЗ, итогом которой должен был стать заключенный договор по оказанию услуг по проведению предварительного медосмотра стоимостью более 100 тысяч рублей.

Перед заказчиком стояли следующие задачи:

  • разработать закупочную документацию, где будут прописаны условия проведения предстоящего запроса котировок, в последующем разместить ее на ООС (ЕИС);
  • грамотно составить техническое задание с указанием того, что именно хотел бы получить заказчик от потенциальных участников;
  • осуществить прием заявок участников в установленные сроки;
  • рассмотреть заявки, подвести итоги закупки, отразить их в протоколе, разместив его на ООС согласно действующему законодательству в сфере закупок;
  • заключить договор с победителем закупочной процедуры;
  • направить сотрудников в медицинское учреждение для прохождения периодического медосмотра по списку и графику, составленным специалистом в сфере охраны труда.
  • копию учредительных документов с имеющимися изменениями;
  • копию выписки из ЕГРЮЛ (полученную не позднее 30 дней с момента публикации извещения о проведении запроса котировок);
  • заполненную форму котировочной заявки в соответствии с требованиями документации о проведении запроса котировок (оригинал);
  • анкету участника закупки по установленной в документации о проведении запроса котировок форме;
  • сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках услуг (копии документов, подтверждающих соответствие услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации - лицензия);
  • согласие участника закупки исполнить условия договора, указанные в извещении о проведении запроса котировок;
  • цена договора.
  • Форма заявки

    С учетом всех сотрудников, которым необходимо было пройти периодический медосмотр, было составлено техническое задание с указанием общего числа работников и необходимого обследования для каждого из них согласно выполняемым профессиональным обязанностям:

    Техническое задание
    ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПЕРИОДИЧЕСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ОСМОТРА СОТРУДНИКОВ ООО «ОРГАНИЗАТОР»

    № п/п Наименование услуги
    1 Медицинское заключение по результатам предварительного (периодического) мед. осмотра Приказ №302 МЗ и СР РФ от 12.04.2011 Пр.1 п.3.4.2 п.3.4.1 Пр.2 п.27 (мужчина)
    2 Медицинское заключение по результатам предварительного (периодического) мед. осмотра Приказ №302 МЗ и СР РФ от 12.04.2011 Пр.1 п.3.4.2 п.3.4.1 п.3.5 Пр.2. п.27 (мужчина)
    3 Медицинское заключение по результатам предварительного (периодического) мед. осмотра Приказ №302 МЗ и СР РФ от 12.04.2011 Пр.1 п.1.1.4.8.2 п.1.2.45.1 (мужчина)
    4 Медицинское заключение по результатам предварительного (периодического) мед. осмотра Приказ №302 МЗ и СР РФ от 12.04.2011 Пр.1 п.1.3.5 (женщина)
    5 Медицинское заключение по результатам предварительного (периодического) мед. осмотра Приказ №302 МЗ и СР РФ от 12.04.2011 Пр.1 п.1.3.5 (мужчина)
    6 Медицинское заключение по результатам предварительного (периодического) мед. осмотра Приказ №302 МЗ и СР РФ от 12.04.2011 Пр.2 п.1 п.2 (мужчина)
    7 Медицинское заключение по результатам предварительного (периодического) мед. осмотра Приказ №302 МЗ и СР РФ от 12.04.2011 Пр.1 п.3.5 п.3.4.2 Пр.2 п.10 (мужчина)
    8 Медицинское заключение по результатам предварительного (периодического) мед. осмотра Приказ №302 МЗ и СР РФ от 12.04.2011 Пр.1 п.1.2.32.2
    9 Медицинское заключение по результатам предварительного (периодического) мед. осмотра Приказ №302 МЗ и СР РФ от 12.04.2011 Пр.1 п.2.7 п.3.5 (мужчина)
    10 Медицинское заключение по результатам предварительного (периодического) мед. осмотра Приказ №302 МЗ и СР РФ от 12.04.2011 Пр.1 п.3.4.1 п.1.2.37 п.1.2.32.1 п.3.5. п.1.2.1 (мужчина)
    11 Медицинское заключение по результатам предварительного (периодического) мед. осмотра Приказ №302 МЗ и СР РФ от 12.04.2011 Пр.1 п.3.2.2.4 (женщина)
    12 УЗИ молочных желез
    13 ФЛГ в 2- проекциях

    Общее число сотрудников - 136 человек.

    Требования к медицинским организациям:

    Наличие документа, подтверждающего соответствие участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим медицинский вид деятельности, проведение периодического медосмотра;

    При проведении медосмотра должны использоваться разовые медицинские инструменты и стерильный расходный материал;

    Медицинская организация должна располагать квалифицированным медицинским персоналом;

    Опыт оказания аналогичных услуг более года.

    Начальная максимальная стоимость медицинских услуг - 237 000,00 (двести тридцать семь тысяч) рублей 00 коп. (без НДС) (стоимость услуг сформирована на основе мониторинга рынка данных услуг).

    Оплата услуг осуществляется Заказчиком на основании акта выполненных работ, путем внесения наличных денежных средств в кассу Исполнителю или по безналичному расчету, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя с отсрочкой платежа 30 календарных дней с момента подписания акта оказанных услуг.

    Периодический медосмотр осуществляется согласно графику, согласованном с заказчиком _________________________________________________________

    В течение установленного заказчиком срока (с 30.10.2013 по 06.11.2013) было подано две заявки на участие в запросе котировок на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра сотрудников ООО «Организатор». Комиссия заказчика рассмотрела заявки участников, после чего был составлен итоговый протокол закупочной процедуры, где отображены результаты запроса котировок:

    Протокол

    После публикации данного протокола на сайте закупок 14.11.2013 был заключен договор с победителем запроса котировок на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра, после чего сотрудники ООО «Организатор» приступили к прохождению необходимого обследования.

    Однако участник, занявший по итогам рассмотрения заявок второе место, не согласился с результатами закупки и направил 19.11.2013 жалобу в антимонопольный орган, где указал, что заказчиком не соблюдены требования п.11 закупочной документации:

    «…котировочная заявка будет отклонена от рассмотрения и оценки в следующих случаях:

    - непредставления оригиналов и копий документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено документацией о проведении запроса котировок;

    - несоответствия участника закупки требованиям к участникам закупки, установленным извещением о проведении запроса котировок, документацией о проведении запроса котировок;

    - несоответствия котировочной заявки требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок;

    - несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям документации о проведении запроса котировок;

    - предоставления в составе котировочной заявки заведомо ложных сведений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав заявки…» ,

    так как лицензия на проведение медицинских осмотров участника, занявшего первое место, была получена в мае 2013 года. По мнению участника № 1, у победителя нет «опыта оказания аналогичных медицинских услуг более года», указав, это является одним из требований к медицинским организациям.

    В жалобе участник просит антимонопольную службу признать результаты открытого запроса котировок неправомерными.

    Для того чтобы разобраться в сложившейся ситуации, УФАС назначило точное время и место рассмотрения жалобы, а также обязало заказчика в соответствии с требованиями ч. 15 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции представить в антимонопольный орган следующую информацию и документы:

    Копию устава ООО «Организатор» и выписки из ЕРГЮЛ;

    Копию Положения о закупках ООО «Организатор»;

    Копию распорядительного документа по вопросу организации и проведения запроса котировок;

    Извещение и документацию о запросе котировок, а также доказательство их размещения на ООС;

    Изменения, вносимые в извещение и документацию, разъяснения (при наличии);

    Заверенные копии заявок участников запроса котировок;

    Все протоколы, составленные в ходе запроса котировок;

    Проект договора, являющийся неотъемлемой частью документации о закупке;

    Договор, заключенный с победителем запроса котировок;

    Письменное пояснение указанного в техническом задании документации запроса котировок требования к медицинским организациям «опыт оказания аналогичных услуг более года»;

    Указать, чем руководствовался заказчик (закупочная комиссия) при оценке заявок претендентов закупки на соответствие требованию «опыт оказания аналогичных услуг более года»;

    Письменный отзыв на жалобу.

    В установленный срок заказчик представил в антимонопольный орган все запрашиваемые сведения. ООО «Организатор» пояснило, что закупочная комиссия при оценке заявок участников запроса котировок на оказание услуг про проведению периодического медицинского осмотра сотрудников на соответствие требованию «опыт оказания аналогичных услуг более года» руководствовалась документами, которые подали участники. Данное требование подразумевало (по мнению заказчика) оказание медицинских услуг того же назначения, близких по совокупности существенных признаков (это может быть любые виды медицинских услуг, оказываемых медицинским учреждением). А в требованиях закупочной документации не указано конкретно «опыт оказания услуг по проведению медицинских осмотров». Также заказчик пояснил, что вышеназванное требование технического задания запроса котировок устанавливалось им в целях получения необходимых услуг медицинскими учреждениями, положительно зарекомендовавших себя и представленных на рынке услуг более года, для обеспечения надежности и качества медицинских услуг, что отвечает нуждам заказчика (в соответствии с п.1 ст. 1ФЗ № 223), которым является ООО «Организатор».

    В назначенное время и месте состоялось рассмотрение комиссией УФАС России жалобы, поданной участником, занявшим второе место в запросе котировок, на действия заказчика, единой комиссии открытого запроса котировок на оказание услуг по проведению периодического осмотра сотрудников ООО «Организатор», с участием представителей сторон по доверенности.

    Пример доверенности представителя заказчика

    Доверенность № …

    …, (число, месяц, год)

    Настоящей доверенностью (наименование организации), зарегистрированное (дата регистрации) по адресу: (…) , ОГРН ______, ИНН ________, в лице (должность) (ФИО), действующего на основании _____________________________________________________,

    уполномочивает_______________________________________________________________

    (должность, ФИО лица), паспортные данные (серия ___ №, кем выдан, дата выдачи), зарегистрированного/ую по месту жительства по адресу: (указать адрес регистрации лица):

    представлять интересы организации в УФАС (указать субъект РФ) при рассмотрении жалобы (наименование участника, подавшего ее) на действия Заказчика запроса котировок на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра сотрудников (наименование организации).

    Доверенность выдана без права передоверия сроком на один месяц.

    Подпись доверенного лица ______________________________ удостоверяю.

    Должность _____________ (ФИО)

    ____________________________________________________________________________________

    На заседании комиссии УФАС России заявитель пояснил, что при проведении ООО «Организатор» запроса котировок в техническом задании документации о закупке к участникам закупки - медицинским организациям было установлено требование: «опыт оказания аналогичных услуг более года». По итогам запроса котировок победителем было признано ООО «В», которое предложило наиболее низкую цену на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра. По мнению заявителя, у ООО «В» опыт проведения медосмотров менее года, и в этой связи признание его победителем закупки является необоснованным, а изложенные в жалобе обстоятельства по допуску ООО «В» к участию в закупочной процедуре и признание последнего победителем запроса котировок являются неправомерными действиями членов комиссии, созданной заказчиком.

    Позиция заказчика была абсолютно противоположна мнению заявителя, на заседании комиссии УФАС представитель организатора закупки не был согласен с доводами проигравшего участника, изложенными в жалобе, пояснив, что запрос котировок был проведен согласно требованиям 223-ФЗ, Положения о закупке. В связи с тем, что ООО «В» подало заявку с наиболее низкой ценой и стало победителем закупочной процедуры.

    Антимонопольный орган изучил представленные документы сторон, выслушал пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы. Комиссия УФАС установила, что согласно ст. 2 закона 223-ФЗ приказом директора ООО «Организатор» было утверждено Положение о закупке товаров, работ и услуг для нужд общества, которое регламентирует закупочный процесс заказчика и содержит требования к закупке. Для того, чтобы и проводить торговые процедуры на поставку товаров, выполнения работ и оказание услуг, приказом директора ООО «Организатор» была сформирована комиссия, на которую возлагались обязанности по организации закупок.

    Анализируя документы заказчика, комиссия УФАС установила факт размещения на ООС извещения о проводимом запросе котировок на оказание услуг по проведению периодического медосмотра сотрудников ООО «Организатор» и закупочной документации о данной закупке, утвержденной директором предприятия (НМЦ договора заказчиком установлена в размере 237 000 рублей).

    Согласно техническому заданию медицинские организации должны иметь опыт оказания аналогичных услуг более года. В соответствии же с Положением о закупке и закупочной документацией котировочная заявка будет отклонена от рассмотрения и оценки, в том числе, в случаях:

    Несоответствия участника закупки требованиям к участникам закупки, установленным извещением о проведении запроса котировок и документацией;

    Несоответствия предлагаемых услуг требованиям документации запроса котировок.

    Комиссия УФАС изучила также протокол, составленный по итогам закупки, где было указано, что заявки, поданные участниками запроса котировок, соответствуют установленным заказчиком требованиям и допущены к дальнейшему рассмотрению и оценке. Участник № 2, а именно ООО «В», предложивший цену ниже, чем участник № 1 (ООО «А») и был признан комиссией заказчика победителем.

    Антимонопольный орган проанализировал пакет документов котировочных заявок участников. Выяснилось, что участник № 2 (победитель) представил следующие сведения: форма заявки, анкета, свидетельство о государственной регистрации и постановке на учет в налоговом органе, а также лицензию на осуществление медицинской деятельности от 22.05.2013 с приложением. Информация, которая указывала бы на опыт оказания аналогичных услуг более года, в данной заявке отсутствовала. Заявка ООО «А» (участник № 1) состояла из таких же документов (лишь лицензия на осуществление медицинской деятельности датировалась 06.03.2013).

    Представитель заказчика на заседании комиссии при рассмотрении жалобы не предоставил документальных доказательств оказания ООО «В» (победителем) аналогичных услуг более года. Доводы о том, что соответствие участников запроса котировок требованию закупочной документации «опыт оказания аналогичных услуг более года» основано на датах государственной регистрации юридических лиц, указанных в свидетельствах, которые представили участники в котировочных заявках, не были приняты Комиссией УФАС, поскольку в соответствии действующим законодательством РФ государственная регистрация юридического лица свидетельствует о его создании. Представитель заказчика также пояснил, что участники запроса котировок давно зарекомендовали с положительной стороны в регионе как медицинские учреждения, оказывающие качественные услуги населению квалифицированными специалистами, информация о них имеется в свободном доступе интернете, а также на рекламных плакатах города. Однако антимонопольный орган требовал документальное подтверждение вышесказанного.

    Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы комиссией УФАС было установлено, что заявка самого проигравшего ООО «А» также не содержит сведений о соответствии учреждения требованию «опыт оказания аналогичных услуг более года». Представленные участниками закупочной процедуры в составе заявок лицензии на осуществление медицинской деятельности, а именно на проведение медицинских осмотров, выданы в 2013 году. То есть, следуя Положению о закупках и закупочной документации, котировочные заявки, поданные участниками закупки, должны были быть отклонены по причине их несоответствия требованиям.

    Изучив представленные доказательства и материалы дела, комиссия УФАС пришла к выводу, что заказчик нарушил порядок проведения запроса котировок, который установлен в Положении и закупочной документации.

    На момент рассмотрения жалобы заказчик заключил договор с победителем закупки, в соответствии с которым ООО «В» уже приступило к выполнению своих обязательств по проведению периодического медосмотра сотрудников ООО «Организатор».

    По итогам рассмотрения жалобы комиссия УФАС решила признать жалобу заявителя обоснованной, не выдавать предписание ООО «А» . Ни одна из сторон не стала обжаловать данное решение в судебном порядке.

    Выводы:

    • требования к участникам закупки должны быть четкими и понятными, чтобы при их изучении поставщиками (подрядчиками /исполнителями) не возникло двоякого мнения о том, что конкретно нужно заказчику (например, что значит «опыт аналогичных услуг»? если заказчика интересует услуги по проведению периодического медосмотра, то именно это следует указать в условиях закупки).
    • каждое требование, которое устанавливает заказчик, должно иметь документальное подтверждение. Необходимые сведения участники представляют в составе заявки. Для того, чтобы не возникло путаницы и вопросов со стороны претендентов на заключение договора, следует наиболее четко и ясно прописать, какие именно документы нужно направить заказчику (при необходимости указав, как правильно их оформить, например, заверить нотариально, прошить и пронумеровать и т.д.).
    • прежде чем обращаться с жалобой в антимонопольный орган, заявителю следует быть уверенным в том, что его заявка подана согласно всем установленным требованиям закупочной документации заказчика, все документы правильно подготовлены и оформлены надлежащим образом (желание установить справедливость при проведении закупочного процесса следует основывать на собственной безупречности при подготовке и подаче заявки на участие).

    На основании п. 4 ст. 94 для оплаты договора, заключенного по результатам проведения запроса предложений (в запросе предложений был только один участник, основание заключения договора с ним - п.25 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), необходимо экспертное заключение сторонней организации о качестве, полном объеме оказанных услуг Заказчику. Предмет договора: медицинский осмотр сотрудников Заказчика (534 человека).
    Вопрос 1. Договор на оказание вышеуказанных экспертных услуг заключается до начала проведения профмедосмотра сотрудников или после?
    Вопрос 2. Каким образом проводится экспертиза профмедосмотра: совместный осмотр сотрудников Заказчика врачами Исполнителя и представителями Эксперта, просмотр личных медицинских карт сотрудников Заказчика после медицинского осмотра?..
    Вопрос 3. Какая организация может считаться компетентной и правомочной для проведения экспертизы профмедосмотра?
    Спасибо.

    Ответ

    Согласно ч. 15 ст. 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ , эксперт (экспертная организация) - лицо (физическое или юридическое), которое обладает специальными познаниями, квалификацией по предмету закупки. Никаких иных детализированных требований к квалификации экспертов Закон № 44-ФЗ не устанавливает, за исключением ч. 8 ст. 41 Закона № 44-ФЗ (обязательность лицензии, допусков, аккредитаций в установленных случаях). В ч. 1 ст. 41 Закона № 44-ФЗ также говорится, что эксперты привлекаются заказчиком. Исходя из этого, делаем вывод:

    1. Контракт на оказание экспертных услуг может быть заключен в любое время. Это может быть даже договор о безвозмездном оказании такой услуги (не надо делать закупку). Так сейчас поступают очень многие заказчики.
    2. Экспертиза может заключаться в просмотре медицинских карт и опросе (качество обслуживания) сотрудников организации, которые проходили медосмотр.
    3. В качестве эксперта может быть привлечен врач, имеющий соответствующий диплом. Организацию привлекать вовсе не обязательно.

    П о какой статье 44 ФЗ нужно или можно заключить договор с больницей по медосмотру сотрудников нашей организации? Если учитывать то, что в нашем городе одна больница, а соседняя находится в 25 километрах от нас, стоимость проезда составляет 40-50 рублей на одного человека. Не хотелось бы включать этот договор к 5%. Стоимость договора составит не более 15-20 тыс. руб. и еще вопрос: если мы приложим отчет о нецелесообразности выбора другого исполнителя, войдет ли в 5% этот договор?

    Ответ

    Также учреждение вправе провести конкурентную процедуру выбора исполнителя по оказанию услуг медосмотра – конкурс, аукцион или запрос котировок. При этом, если будет подана только одна заявка на участие, учреждение будет вправе заключить контракт с единственным подавшим заявку участником, если она соответствует всем требованиям (как с единственным поставщиком) на основании пункта 25 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ. Такой контракт не будет ходить в 5 процентов от общего годового объема, предусмотренного планом-графиком. Если будет подано несколько заявок (и от больницы, которая находится в соседнем пункте), то учреждение выбирает победителя в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ.



    Просмотров