Предпринимательское право предмет и метод правового регулирования. по предмету: Предпринимательское право

Предпринимательское право РФ представляет собой комплекс нормативных положений. Они различны по своей направленности и характеру. Эти положения сгруппированы по институтам. Существующие виды предпринимательского права содержат нормы, разделенные на категории в соответствии со своими задачами. Так, например, выделяют институт приватизации и разгосударствления, банкротства, регулирования качества услуг и товаров. Рассмотрим далее подробно, что собой представляют предмет, метод и система предпринимательского права.

Общие сведения

Существующие в настоящее время юридические институты регламентируют предпринимательские правоотношения субъектов друг с другом, предприятий с государством и населением. Работа хозяйствующих обществ осуществляется в соответствии с различными нормами. Они носят административно-правовой, финансовый и иной характер. Посредством положений регламентируются вопросы внешней торговли, развития конкуренции, приватизации и пр. В рамках экономической сферы работает и гражданско-правовой механизм. Он обеспечивает защиту имущественных интересов участников рынка.

Источники

Предпринимательское право и как выше было указано, базируются на различных нормах. Они выступают в качестве источников. Нормы, регламентирующие взаимодействие хозяйствующих субъектов, присутствуют в федеральных законах, указах президента, постановлениях правительства, инструкциях, приказах ведомств и министерств. В качестве источников права выступают также и обычаи оборота. Они распространяются на случаи, не регламентированные законодательными нормами.

Предмет и метод предпринимательского права

Нормы, как выше было указано, регламентируют взаимодействие хозяйствующих обществ с другими участниками оборота. Именно оно является предметом права. Кроме этого, в качестве него выступают некоммерческие взаимодействия, устанавливаемые в рамках функционирования предприятий. К ним, в числе прочего, относят госрегулирование народнохозяйственного комплекса. Воздействие на взаимодействия осуществляется различными способами. Эти методы предпринимательского права существуют в двух формах. Первый основывается на равенстве участников, экономических механизмах. Это гражданско-правовой способ воздействия. Другой исходит из неравного взаимодействия сторон. Это административно-правовой механизм воздействия.

Используемые способы

В указанные выше группы входят разные методы предпринимательского права. Они используются в зависимости от характера взаимодействия между субъектами. При этом все методы предпринимательского права ориентированы на обеспечение равных условий для всех участников рынка. Существуют следующие средства воздействия:

  1. Механизм автономных решений. Этот метод регулирования предпринимательского права предполагает возможность субъекта самостоятельно принимать решения по какому-либо вопросу. При вступлении его во взаимодействие с другими участниками оборота он обязан согласовывать свои распоряжения с ними.
  2. Механизм обязательных предписаний. Этот механизм работает при неравных взаимодействиях сторон - властно-подчиненных.
  3. Рекомендации и запреты. Эти методы предпринимательского права используются для создания определенных ограничений. Один участник взаимодействия может дать другому рекомендации о правилах ведения бизнеса или прямо запретить что-либо (заключение сделок, например).

Основы работы хозяйствующих субъектов

В любой экономике выпуск услуг и товаров производится множеством предприятий. При этом только в рамках рыночных условий компания выступает в качестве независимого и самостоятельного субъекта. Предпринимательскую деятельность можно определить как процесс соединения и организации производственных факторов для создания материальных благ для реализации интересов и достижения целей хозяйствующего общества. Основной задачей субъекта выступает извлечение максимальной прибыли. Предпринимательская деятельность может осуществляться индивидом в статусе ИП или от имени юрлица.

Признаки бизнеса

Из приведенного выше понятия предпринимательской деятельности можно вывести следующие характеристики:

  1. Это самостоятельная работа дееспособных индивидов.
  2. Это инициативная деятельность, ориентированная на реализацию способностей человека.
  3. Это продолжительный процесс, целью которого выступает извлечение прибыли.
  4. Работа всегда связана с риском.
  5. Предпринимательская деятельность базируется на нормах права и может осуществляться как физлицами, так и организациями.

Субъекты

Предпринимательской деятельностью вправе заниматься:

  1. Объединения людей.
  2. Граждане России.
  3. Иностранцы.

Субъект наделяется статусом предпринимателя после госрегистрации. Без проведения данной процедуры работа предприятия будет считаться незаконной. Предпринимательская деятельность ведется как с образованием, так и без создания юрлица. В последнем случае физлицо получает статус ИП.

Цели бизнеса

Субъект может вести предпринимательскую деятельность для:

  1. Самореализации.
  2. Извлечения постоянных и высоких доходов.
  3. Выживания в долгосрочном периоде.
  4. Завоевания рынка и пр.

В качестве основного мотива, однако, выступает извлечение прибыли. Принятие этой цели за основную обуславливается следующим:

  1. Доход выступает в качестве универсального показателя эффективности предприятия. Далеко не все компании могут позволить осуществлять действия, приводящие к снижению прибыли.
  2. На рынке существует достаточно высокая конкуренция. Выжить в борьбе в состоянии только те предприятия, которые имеют высокий доход.
  3. Стремление к максимизации прибыли позволяет прогнозировать и объяснять поведение ряда компаний, динамику применяемых ими цен и производственных объемов.

Форма организации работы

Правовой формой предприятия выступает комплекс конкретных признаков, позволяющих ему выделиться в системе общих характеристик юрлиц. По этим критериям данная компания (или группа фирм) отличается от остальных. Каждый класс юрлиц по своей организационно-правовой форме разделяется на группы. Коммерческие структуры могут образовываться в виде хозяйственных обществ и товариществ, унитарных муниципальных и госпредприятий, производственных кооперативов. Некоммерческие организации создаются в формах религиозных/общественных объединений, потребкооперативов, учреждений, находящихся на финансировании собственника, благотворительных фондов и пр.

Принципы и методы предпринимательского права

Взаимодействие субъектов в экономике осуществляется в соответствии с конституционными положениями и нормами ГК. Предмет и метод предпринимательского права - юридически закрепленные категории. Функционирование предприятий регламентируется достаточно жестко. При этом предпринимательские правоотношения строятся на определенных условиях.

Свобода

В 34 и 8 статьях Конституции указано, что каждый обладает правом на реализацию своих способностей и использование собственного имущества для ведения предпринимательской и прочей разрешенной законодательством деятельности. Принцип свободы получил свое развитие в ГК и иных нормативных актах. Он отражает возможность субъекта создавать и развивать свой бизнес в любой выбранной им экономической сфере, в любой допускаемой законом форме, используя неизъятые из оборота объекты имущества. Этот принцип подтвержден установлением общей правосубъектности для большей части ИП и коммерческих предприятий. Между тем, свобода имеет свои рамки. В интересах общества федеральное законодательство может ограничивать ее в той степени, в какой этого требует необходимость обеспечения защиты конституционных основ, нравственности, здоровья населения, обороноспособности страны и пр. Например, некоторые виды деятельности должны быть лицензированы.

Многообразие форм, равенство и защита собственности

Статья 8 Конституции устанавливает, что в РФ признаются и охраняются государственное, частное, муниципальное имущество. В соответствии с этим положением, в законодательстве не могут предусматриваться никакие ограничения и привилегии для какой-либо формы собственности. Не допускаются преференции для субъектов, ведущих свой бизнес с использованием материальных ценностей, принадлежащих муниципалитету, государству или иному лицу. Ранее нормами предусматривалась преимущественная защита госимущества. В настоящее время правила едины для всех форм собственности и субъектов.

Единое экономическое пространство

В России предусматривается свободное перемещение финансовых средств, услуг и продукции по всей территории. Этот принцип также является конституционным. Он фиксируется в статьях 74 и 8 Основного Закона. В соответствии с указанным принципом, на территории России запрещено введение таможенных пошлин, сборов, установление границ или иных препятствий для ограничения свободного перемещения финансовых средств, изделий и услуг. могут использоваться только в случае необходимости обеспечить защиту здоровья и жизни населения, безопасность страны, охрану культурных и природных ценностей. При этом ни региональные, ни федеральные структуры власти не имеют права вводить эти ограничения по своей инициативе.

Поддержание конкуренции

В России не допускается деятельность, ориентированная на недобросовестную борьбу и монополизацию рынка. Данный принцип установлен статьями 34 и 8 Конституции. Выполнение этого требования выступает в качестве необходимого условия для развития рыночной экономики и ведения бизнеса в стране. Особая роль в вопросе поддержания конкуренции, борьбы с недобросовестными ее проявлениями и монополизацией отведена Федеральному закону от 22.03.1991 г. Он выступает в качестве первого в отечественной истории антимонопольного нормативного акта.

Использование государственных механизмов

В любой стране применяются различные инструменты госрегулирования. Различные их формы и способы влияния на работу экономических субъектов зависят от политических условий, уровня хозяйственного и общественного развития, национальными особенностями, историческими традициями и рядом других факторов. Переход отечественной экономики на рыночную модель потребовал пересмотра существовавшей ранее системы воздействия. При этом были, разумеется, допущены ошибки, но вместе с этим и был достигнут определенный положительный эффект. В частности, госрегулирование сегодня обеспечивает поддержание соблюдения баланса интересов частного предпринимательства, государства и в целом всего общества.

Законность

Она является основополагающим принципом в любой сфере, в том числе и предпринимательской. Функционирование экономических субъектов должно осуществляться строго в соответствии с нормами. При этом государство обязано обеспечить законность издаваемых актов, решений, принимаемых органами госвласти и муниципального управления. В существующих нормах предусмотрен ряд мер, направленных на соблюдение законности. В частности, в 13 статье ГК определены порядок и условия признания недействительности акта муниципального или регионального госоргана. В сфере нормативного регулирования укрепление законности обеспечивается введением правил регистрации постановлений федеральных институтов исполнительной власти в Минюсте.

Учебная дисциплина

Предпринимательское право в настоящее время достаточно активно изучается в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального звена. Образовательные программы включают в себя основы нормативной регламентации работы предприятий, специфику функционирования субъектов, факторы возникновения и реализации юридических возможностей участников оборота. Отдельное внимание при изучении дисциплины уделяется вопросам В рамках обучения описываются комплексы норм, связанных со сферой бизнеса и другими областями, взаимодействующими с ней. Кроме этого, изучается отношения по госрегулированию экономики для обеспечения реализации интересов государства. Студенты в процессе обучения знакомятся с основами ведения бизнеса, вникают в специфику норм, способов воздействия на взаимодействие участников рынка.

Предпринимательское право как отрасль российского права - совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию рыночной экономики, возникающие по поводу обеспечения интересов государства и общества. Предметом предпринимательского права являются общественные отношения, урегулированные нормами предпринимательского права, которые подразделяются на.

1) горизонтальные - отношения «предприниматель - предприниматель»;

2) вертикальные - отношения «предприниматель - орган управления».

при регулировании хозяйственно - правовых отношений используются и императивные, и диспозитивные методы правового регулирования.

Методы правового регулирования:

1) обязательные предписания применяются, когда одна сторона правоотношения вправе давать другой стороне предписания, обязательные для выполнения.

С их помощью императивные нормы права устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов предпринимательских правоотношений. Метод обязательных предписаний характерен для прямого государственного регулирования предпринимательской деятельности, например, обязательность государственной регистрации субъектов предпринимательства, нормы налогового законодательства и т. д.;

3) согласования. При этом субъект предпринимательского права самостоятельно решает возникшие вопросы, а при вступлении в правовое отношение по согласованию с другим его участником;

4) запреты ограничивают определенные действия хозяйствующих субъектов, например, в Законе РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены запреты на недопущение действий, причиняющих вред окружающей среде;

5) автономные решения заключается в том, что правоотношения (права и обязанности участников предпринимательской деятельности) устанавливаются по взаимной договоренности (согласованию) между ними.

Предпринимательская деятельность Российского государства осуществляется в соответствии с определенными принципами, закрепленными Конституцией РФ и ст. 1 Гражданского кодекса РФ. Принципы предпринимательского права основополагающие начала, которые пронизывают правовые нормы предпринимательского права.

Основные принципы :

1) свобода предпринимательской деятельности. Данный принцип закреплен в ст. 8 Конституции РФ. «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности», но эта свобода не безгранична, она может быть ограничена федеральными законами в интересах общества в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Свобода предпринимательской деятельности ограничивается широкой практикой лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности;


2) юридическое равенство различных форм собственности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для тех или иных форм собственности для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности;

3) свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности. Соблюдение данного принципа - необходимое условие развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности. Важная роль в поддержании конкуренции, борьбе с недобросовестными формами ее проявления монополистической деятельностью отводится Закону РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;

4) получение прибыли как цель предпринимательской деятельности - основной стимул, главный побудительный мотив предпринимательства. Прибыль - разница между полученным доходом и произведенными расходами;

5) государственное регулирование предпринимательской деятельности - соблюдение баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом;

6) законность в предпринимательской деятельности - основа построения правового государства. Предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства, а также государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство;

7) единое экономическое пространство. На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

3. Источники предпринимательского права

Источники предпринимательского права - нормативно-правовые акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность:

1) Конституция РФ - основной источник предпринимательского права, имеет высшую юридическую сипу, прямое действие и применяется на всей территории РФ;

2) Гражданский кодекс РФ, который регулирует предпринимательские и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд граждан. ГК РФ раскрывает понятие предпринимательской деятельности, множество норм, регулирующих предпринимательство, организационно-правовые формы осуществления предпринимательской деятельности, правовой режим имущества предпринимателей, правила о заключении договоров в обязательном порядке, определяет внутрихозяйственные, внутрифирменные отношения;

3) законы - нормативные акты, принимаемые представительным органом государственной власти РФ или ее субъектами

Виды законов:

А) Федеральный конституционный - нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием с соблюдением установленной Конституцией РФ процедуры, вносящий изменения и дополнения в Конституцию РФ, а также закон, принятие которого специально предусмотрено Конституцией РФ;

Б) Федеральный - нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием по всем остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить конституционным федеральным законам,

В) законы субъектов Российской Федерации нормативные акты, принимаемые высшим представительным органом субъекта Федерации. Федеральные законы подразделяются на:

1) регулирующие общее состояние определенного вида рынка. Например, Закон РФ от 09.10.2002 г.«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ФЗ от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

2) устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке. Например, ФЗ от 26.12.1995 г. 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ от 30.10.1995 г. 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах»;

4) акты федеральных органов государственного управления (подзаконные акты) – указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;

5) акты федеральных органов исполнительной власти - нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами;

6) акты исполнительных органов субъектов РФ применяются при условии, что их нормы не противоречат актам более высокого уровня,

7) обычаи делового оборота – сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области (в том числе в предпринимательской деятельности) правила поведения, не предусмотренные законодательством;

8) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры

Российской Федерации применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, кроме случаев, когда для их применения требуется издание российского акта. В Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации отдается приоритет международным договорам.

4. Конституционные основы предпринимательской деятельности

Под конституционными основами предпринимательской деятельности понимаются основополагающие конституционные нормы, которые: формируют необходимые предпосылки для предпринимательской деятельности; предопределяют содержание, условия и порядок ее осуществления; обеспечивают право на предпринимательскую деятельность соответствующими гарантиями. Эти конституционные нормы: выражают определенные концепции правового регулирования; закрепляют конституционные принципы; определяют правовой статус предпринимателя, включающий его права, обязанности, ответственность, свободы и интересы, а также устанавливают их гарантии.

В структуру Конституции РФ входят также нормы, устанавливающие экономический публичный порядок: 1) принципы государственного регулирования экономической деятельности; 2) нормы о возможном ограничении основных экономических прав и свобод (ст. 55 и 56); 3) нормы о полномочиях федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ в сфере правового регулирования предпринимательства.

Конституционные принципы рыночной экономики можно классифицировать следующим образом.

1. Конституционные принципы, являющиеся проявлением общих принципов права: а) справедливости; б) пропорциональности и соразмерности при ограничении субъективных прав; в) юридической безопасности; г) добросовестности и недопустимости злоупотребления субъективными правами.

2. Общие конституционные принципы рыночной экономики: а) правового государства; б) демократии; в) разделения властей; г) равенства перед законом и судом; д) социальной рыночной экономики.

3. Специальные конституционные принципы рыночной экономики: а) общедозволительности; б) свободы экономической деятельности; в) единства экономического пространства; г) свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; стабильности гражданского оборота; юридической безопасности предпринимателей; д) признания и защиты равным образом разных форм собственности; е) неприкосновенности частной собственности; ж) поддержки конкуренции.

На конституционный принцип свободы экономической деятельности опирается ряд норм гл. 2 Конституции РФ, закрепляющих права: 1) выбирать род деятельности или профессию (т. е. род занятий) – свобода быть либо наймодателем-предпринимате-лем, либо наемным работником (ст. 37 Конституции РФ); 2) свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27); 3) на объединение для совместной экономической деятельности (ч. 1 ст. 34); 4) иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, свобода владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами (ст. 34 и 35) и свобода рынка земли (ч. 2 ст. 36); 5) на свободу договора (ч. 2 ст. 35); 6) на защиту от недобросовестной конкуренции (ч. 2 ст. 34); 7) заниматься любой предпринимательской деятельностью в соответствии с принципом «разрешено все, что не запрещено законом» (ч. 1 ст. 34).

Конституционные нормы охраняют не только частные интересы, но и общественные (публичные). Этим продиктована необходимость включения в Конституцию РФ положений, определяющих границы (пределы) основных экономических прав.

5. Понятие, виды субъектов предпринимательского права

Субъекты предпринимательского права - носители хозяйственных прав и обязанностей, обладающие следующими признаками:

1) регистрация в установленном законом порядке;

2) наличие имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности;

3) самостоятельная имущественная ответственность.

Необходимо различать понятия «субъект предпринимательского права» и «субъект предпринимательской деятельности».

Субъект предпринимательского права – лицо, которое в силу присущих ему признаков участвует или может участвовать в предпринимательских правоотношениях, граждане-предприниматели, коммерческие и некоммерческие юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, органы местного самоуправления, учреждения и организации и т. д. Они могут в течение длительного времени не вступать ни с кем в предпринимательские (хозяйственные) правоотношения. Субъекты предпринимательской деятельности всегда конкретны и наделены обязанностями и правами в сфере хозяйствования.

Субъект предпринимательской деятельности - лицо, деятельность которого направлена на получение дохода, а также правовой статус которого регулируется предпринимательским правом. Субъекты предпринимательской деятельности - члены органов управления, менеджеры коммерческих организаций. Они непосредственно осуществляют предпринимательские функции, используя экономические ресурсы в целях получения прибыли.

Виды субъектов предпринимательского права различают:

1) в зависимости от наличия или отсутствия юридического лица:

А) индивидуальный предприниматель без образования юридического лица (ч I ст. 23 ГК РФ) ;

Б) коммерческая и некоммерческая организации (ст. 50 ГК РФ).

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя с момента государственной регистрации его в этом качестве, а также создавать юридические лица самостоятельно с другими лицами.

Правила, установленные гражданским законодательством, применяются и к отношениям с участием:

Иностранных граждан и иностранных юридических лиц;

Лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законом,

2) по признаку происхождения собственности:

А) публичные, учрежденные государством, субъектами РФ,

Б) частные, учрежденные гражданами и юридическими лицами частного права (ст. 212 ГК РФ);

3) по экономическим показателям:

Б) средние;

В) крупные,

4) по признаку основной деятельности в сферах:

А) промышленности;

Б) сельского хозяйства;

В) транспорта;

Г) торговли.

Иные субъекты предпринимательства:

1) филиалы, представительства и иные структурные подразделения коммерческих организаций,

2) производственно-хозяйственные комплексы (финансово-промышленные группы, холдинги, простые товарищества и иные объединения предпринимателей без образования юридического лица).

Субъекты предпринимательства:

1) товарные и фондовые биржи;

2) инвестиционные фонды;

3) негосударственные пенсионные фонды,

4) хедж-фонды;

5) саморегулируемые организации и иные объединения предпринимателей;

6) органы власти и местного самоуправления.

Субъекты предпринимательского права:

1) физические лица,

2) юридические лица;

3) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

Граждане как субъекты предпринимательского права. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с наступлением совершеннолетия, поскольку этот вид занятий требует от гражданина самостоятельно, своими действиями приобретать и осуществлять субъективные права, создавать для себя юридические обязанности и исполнять их. Прежде всего, необходимым правовым условием предпринимательской деятельности выступает ее государственная регистрация.

В качестве индивидуального предпринимателя выступает дееспособный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, самостоятельно на свой риск и под свою имущественную ответственность осуществляющий деятельность, направленную на получение прибыли. Граждане могут иметь имущество на праве собственности, наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах.

Юридические лица как субъекты предпринимательского права. Юридическое лицо - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном владении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Признаки юридического лица:

1 организационное единство;

2) государственная регистрация в установленном законом порядке;

3) наличие обособленного имущества;

4) способность от своего имени приобретать и осуществлять субъективные права, выполнять юридические обязанности;

5) способность от своего имени выступать в суде в качестве истца и ответчика.

Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму (товарищество на вере, закрытое акционерное общество и т. п.). Наименования некоммерческих организаций, а также государственных и муниципальных предприятий и (в предусмотренных законом случаях) других коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица (п. 1 ст. 54 ГК РФ). Коммерческая организация должна иметь фирменное наименование, которое в случае регистрации в установленном порядке принадлежит юридическому лицу на исключительном праве его использования. Государство (Российская Федерация), субъекты РФ, муниципальные образования как субъекты предпринимательского права. На равных началах с гражданскими и юридическими лицами в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, выступают Российская Федерация, субъекты РФ: республики, края, области, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования.

6. Легитимация предпринимательской деятельности

Легитимация предпринимательской деятельности осуществляется посредством ее государственной регистрации. Правосубъектность регионов в настоящее время связана с уставами краев, областей, которые в соответствии со ст. 66 Конституции РФ принимаются представительным органом соответствующего субъекта РФ. Легитимация муниципальных образований осуществляется путем разработки ими своего устава, который принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

1. Легитимация предпринимательства - это. правовой процесс поэтапного включения хозяйствующих субъектов в отношения экономического оборота. Легитимация предпринимательства реализует интегратив-ную функцию права посредством институционализации норм и ценностных предпосылок предпринимательства, подтверждающей легализации и судебного контроля споров по поводу причиненного ущерба.

2. Следует различать два типа легитимации предпринимательства -частную и частно-публичную. Частная легитимация предпринимательства обосновывается идеологией невмешательства государства в рыночную экономику и строится на принципах свободы частного предпринимательства, правового равенства участников экономического оборота и судебной защиты прав и юридических интересов. Идеология частно-публичной легитимации предпринимательства содержит идею правового вмешательства государства в рыночную экономику. Частно-публичная легитимация основывается на принципах равенства различных форм собственности; свободы предпринимательства, ограниченной трудовым правом, антимонопольным законодательством и запретом недобросовестной конкуренции; равенства участников экономического оборота, гарантированного защитой их прав и юридических интересов в коммерческом и трудовом арбитраже.

3. Процесс легитимации предпринимательства включает институ ционализацию правового положения предпринимателей, закрепленную в понятиях правосубъективности, правовом статусе, реализуемом посредством правоспособности и компетенции. Противоречивость институциона лизации правового статуса индивидуального предпринимателя связана с отсутствием четкого разграничения прав и ответственности граждан предпринимателей и граждан - обычных субъектов гражданского права. Неопределенность институционализации правового статуса коммерческой организации вызвана противоречивостью правового оформления понятий юридического лица. Устранение данных противоречий возможно посредством уточнения понятий правоспособности и дееспособности предпринимателей как их правовозможности, а также юридического лица, характеризующегося видовыми, а не родовыми отличиями от других организаций.

4. Следующим этапом процесса легитимации предпринимательства является легализация правового статуса субъектов предпринимательской деятельности, осуществляемая через механизмы государственной регистрации. Противоречивость легализации правового статуса субъектов предпринимательской деятельности возникает в результате раздвоения процесса формирования правосубъектности коммерческих организаций - регистрация субъектов хозяйствования, осуществляемая соответствующими административными органами, обособлена от ведения по ним Государственного реестра Госналогслужбой РФ. Для устранения данного противоречия необходимо, чтобы легализация статуса субъектов предпринимательской деятельности имела двухстадийный порядок.

5. Результативность легитимации предпринимательства - это легитимный порядок, в котором защиту нарушенных прав и интересов осуществляет судебный контроль. Эффективность правового регулирования экономических споров арбитражным судом в сфере предпринимательской

деятельности обусловлена необходимостью расширения компетенции арбитражных судов, адекватным уголовно-правовым обеспечением уклонения субъектов предпринимательской деятельности от погашения кредиторской задолженности, правовой регламентацией судебного контроля над действиями судебного пристава-исполнителя.

6. Необходимым компонентом легитимации предпринимательства являются досудебные и судебные альтернативные формы защиты прав и интересов предпринимателей, которые имеют общие черты: добровольность, альтернативность порядка и средств, гибкость процедуры, основанной на принципе арбитрирования. Для упорядочения сложившихся на практике переговорных процедур урегулирования споров и разногласий российскими предпринимателями представляется возможной разработка Типовых положений, регламентирующих их проведение. Развитие правовой основы альтернативных форм защиты прав и интересов предпринимательства должна сопровождаться деятельностью юристов-практиков, ориентированной не на неизбежность судебной тяжбы, а на возможность достижения соглашения.

7. Государственное регулирование и контроль в сфере предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование - это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы. Государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяется на:

1) косвенное, представляющее собой систему льгот и налогов; ценовую политику, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т. д.;

2) прямое. Сюда относят регулирование финансовой деятельности, экологической, санитарной, пожарной безопасности, меры весов и денежной единицы, качества продукции, а также ее сертификации.

Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов обусловлено определенными обстоятельствами:

1) предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем, порождаемых свободой выбора субъектами сферы экономической деятельности;

2) борьбой с криминализацией предпринимательских отношений;

3) предотвращением экономических кризисов, социальных потрясений;

4) контролем за использованием общенациональных ресурсов;

5) социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения.

К основным направлениям в государственном регулировании рыночных отношений относят:

1) установление целей развития рынка. В государственном законодательстве указываются только общие ориентиры развития, а граждане вольны поступать в соответствии с принципом: все, что не запрещено, дозволено. Запреты устанавливаются на те цели, которые по своей природе антигуманны и противоестественны;

2) закрепление и гарантирование всех форм собственности и их равенства государственным законодательством. В обществе существуют две формы управления, государственное управление и общественное управление (через партии, профсоюзы и т. д.). Государственное управление в широком смысле – это управление делами общества через законодательные, исполнительные и судебные органы власти; и в узком смысле - это деятельность исполнительных органов власти.

Методы государственного регулирования делятся на:

1) административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение к действиям), т. е. прямое регулирование;

2) экономические (цены, тарифы, квоты, налоги, лицензии), т. е. косвенное регулирование;

3) морально-политические (убеждение, массовая информация).

Функции государственного управления :

1) прогнозирование. Прогноз бывает ежегодным, краткосрочным и долгосрочным, носит подзаконный характер, не обеспечивается финансированием;

2) планирование (план-закон принимается законодательным органом и имеет высшую юридическую силу, обязательное исполнение, ответственность за неисполнение) ;

3) подбор и расстановка кадров;

4) материально-техническое обеспечение;

5) финансирование;

6) информационное обеспечение;

7) оперативное управление собственностью;

8) нормативное регулирование;

9) учет и контроль.

За соблюдением предпринимателями правил предпринимательской деятельности осуществляется контроль, который представляет собой проведение проверки выполнения предпринимателем при осуществлении в своей деятельности обязательных требований к товарам, работам, услугам.

При осуществлении мероприятий по контролю должностные лица органов контроля осуществляют необходимые исследования, экспертизы, оформляют проверки и принимают меры по результатам мероприятий.

Контроль за соблюдением правил предпринимательской деятельности является одним из средств государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности.

Видами контроля являются:

1) в зависимости от объема проверяемой деятельности:

А) общий контроль;

Б) специальный контроль;

2) в зависимости от стадии контроля и цели проверки:

А) предварительный;

Б) текущий;

В) последующий;

3) в зависимости от того, кем осуществляется контроль, и характера полномочий контролирующих органов различают контроль:

А) Президента РФ;

Б) органов законодательной (представительной) власти;

В) органов исполнительной власти;

Г) органов судебной власти;

4) налоговый;

5) валютный;

6) бюджетный;

7) банковский и страховой надзор;

8) транспортный;

9) государственный, осуществляемый администрациями морских, речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации аэропортов на территориях портов;

10) государственный, осуществляемый в области обеспечения безопасности движения, экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте;

11) таможенный;

12) иммиграционный;

13) лицензионный,

14) безопасности при использовании атомной энергии;

15) за обеспечением защиты государственной тайны;

16) санитарно-карантинный, карантинный фитосанитарный и ветеринарный контроль в переходах Государственной границы РФ;

17) объектов, которые признаются в соответствии с законодательством опасными, а также особо важных и режимных объектов;

18) оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, правосудия, прокурорский надзор;

19) государственный метрологический.

При проведении контроля устанавливаются:

1) порядок проведения мероприятий по контролю;

2) права предпринимателей, меры по защите их прав и законных интересов;

3) обязанности органов контроля и их должностных лиц при осуществлении контроля.

Разновидностью контроля является надзор (общий и административный), отличие которого от контроля состоит в том, что:

1) надзор применяется в отношении организационно неподчиненных объектов, а контроль в отношении организационно подчиненных и иногда в отношении неподчиненных объектов;

2) при контроле применяются меры дисциплинарного воздействия, а при административном надзоре меры административного воздействия;

3) органы контроля осуществляют проверку различных сторон деятельности, а органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил.

8. Лицензирование предпринимательской деятельности

Лицензирование - это комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. Лицензирование отдельных видов деятельности, являясь формой государственного регулирования, ограничивает количество субъектов, занимающихся тем или иным видом деятельности, а также определяет условия и требования его осуществления. Лицензирование, с одной стороны, обеспечивает защиту прав граждан от недобросовестного предпринимателя в тех случаях, когда данный вид деятельности требует соблюдения условий его ведения, а с другой - не служит препятствием для развития предпринимательства, процедурно и финансово усложняя получение лицензии. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, установлен Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензированию подлежат такие виды деятельности, как: разработка, производство, ремонт и испытание авиационной техники; разработка, производство, ремонт, утилизация и торговля вооружением и военной техникой; переработка нефти, газа и продуктов их переработки; фармацевтическая деятельность; деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; космическая деятельность; медицинская деятельность и др. Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляют федеральные министерства или федеральные агентства по решению Правительства РФ, а также органы исполнительной власти субъектов РФ.

Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия: предоставление лицензий; переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий; приостановление и возобновление действия лицензий; аннулирование лицензий (в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии); ведение реестра лицензий; контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии, а также за предоставление лицензии взимается лицензионный сбор в размере трехсот и ста рублей соответственно. Срок действия лицензии не может быть менее пяти лет. Однако срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

9. Саморегулирование в предпринимательской деятельности

В России предусмотрена такая форма объединения предпринимателей как саморегулирование. Основным нормативным документом в данной сфере является Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность субъектами предпринимательской деятельности. Эта деятельность заключается в разработке и установлении стандартов и правил, а также контроль за их соблюдением.
Субъекты предпринимательской деятельности могут создать саморегулируемую организацию (СРО). Законом определены общие требования к СРО:
СРО создается в форме некоммерческой организации;

  • объединение в составе СРО в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами не установлено иное;
  • наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами СРО;
  • обеспечение СРО дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями.

По общему правилу СРО вправе применять следующие способы обеспечения имущественной ответственности своих членов перед потребителями:
создание системы личного и (или) коллективного страхования;

  • формирование компенсационного фонда.

Компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов СРО в размере не менее чем три тысячи рублей в отношении каждого члена.

В случае применения в качестве способа обеспечения ответственности членов СРО перед потребителями системы личного и (или) коллективного страхования минимальный размер страховой суммы по договору страхования ответственности каждого члена не может быть менее чем тридцать тысяч рублей в год.
Однако в отношении ряда видов СРО федеральными законами установлены иные суммы.
Законом определены органы управления СРО:
- общее собрание членов СРО;

  • постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО;
  • исполнительный орган СРО.
    В законе подробно расписана компетенция каждого органа.

Предпринимательское право как отрасль права и его место в российской правовой системе

Вопрос о месте и роли предпринимательского права в системе права РФ, его содержании и структуре, решается в юридической науке неоднозначно. Можно выделить несколько позиций по данной проблеме:

ПД самостоятельная отрасль права, имеющая только ей присущий предмет правового регулирования, которым являются общественные отношения, связанные с ПД, а также особый метод правового регулирования.

ПД не признаётся отраслью права. Сторонники этой позиции исходят из того, что частно-правовые отношения, возникающие в процессе ПД, регулируются единым гражданским правом. По отношению к организации и руководству ПД регулируется административным правом и тесно связанными с ним отраслями права.

ПД самостоятельная отрасль права IIуровня, сочетающая признаки и методы ряда базовых отраслей (прежде гражданского и административного права).

ПД самостоятельная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих общественность в сфере предпринимательской деятельности. ПД как научная дисциплина представляет собой систему достоверных знаний, систему представлений учёных о ПД как о правовой отрасли.

ПД как учебная дисциплина есть изложение с учётом определённых методов, требований системы знаний о данной отрасли.

Предмет предпринимательского права.

Самостоятельность той или иной отрасли в системе права связывается с наличием предмета и метода правового регулирования, а также принципов правового регулирования.

Предметом предпринимательского права являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию народного хозяйства. Эти отношения подразделяются на две группы: предпринимательские отношения (горизонтальные отношения, т.е. отношения предприниматель - предприниматель) и некоммерческие отношения (вертикальные отношения, т.е. отношения предприниматель - орган управления), образуя в своей совокупности хозяйственно - правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот.

Определение предпринимательской деятельности дано в статье 2 ГК РФ, это, во-первых - самостоятельная деятельность, во-вторых - деятельность осуществляемая на свой страх и риск, и самое главное, в-третьих - деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

Кроме того, эта деятельность должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке. Регистрация не признак - это установленная законом обязанность.

Ко второй группе отношений, входящих в предмет предпринимательского права, относятся отношения некоммерческого характера, но тесно связанные с предпринимательскими отношениями. Например, отношения, связанные с образованием предприятия (предпринимателя), лицензирование и т.д. Кроме того, в эту группу отношений входят отношения по государственному регулированию народного хозяйства. Это отношения по поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельности, правового регулирования качества продукции, товаров и услуг, правового регулирования ценообразования и т.д.


Важной особенностью предпринимательского права является субъективный состав. В предпринимательском праве за основу берется понятие "хозяйствующий субъект", содержащийся в ст. 4 Федерального закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Здесь Российское предпринимательское право исходит вслед за Германским торговым кодексом, из личности коммерсанта, т.е., согласно §1 Германского торгового кодекса, коммерсантом является тот, кто ведет торговый промысел и подлежит регистрации в торговом реестре. Таким образом, хозяйствующий субъект - это лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Вместе с тем понятие "хозяйствующий субъект" шире понятия "предприниматель", так некоммерческая организация - учебное заведение, не будучи предпринимателем, может участвовать в хозяйственном обороте, например, купить у общества с ограниченной ответственностью товары.

Предпринимательское право может быть определено, как совокупность юридических норм, регулирующих хозяйственные отношения. Анализ данного определения показывает три формы проявления отрасли прав: правовая концепция, нормы права и правоотношения. К первой форме относятся правовые идеи, заложенные в соответствующей доктрине. Такие идеи и доктрины вместе составляют правовую концепцию. Современная концепция предпринимательского права разработана в работах академика В.В. Лаптева, действительного члена АН УССР В.К. Мамутова, профессора В.С. Мартемьянова, профессора В.К. Андреева, доктора юридических наук В.В. Толстошеева, профессора А.Г. Быкова и др. Опираясь на концепцию, можно определить содержание правовых норм. Нормы предпринимательского права устанавливают правила хозяйственной деятельности субъекта. Эти нормы обычно содержатся в законах и других нормативных актах и образуют в целом отрасль законодательства - хозяйственное законодательство. Основные виды хозяйственных норм: регулятивные и правоохранительные. Основная масса норм предпринимательского права носит регулятивный характер. В литературе постоянно муссируется мнение, будто предпринимательское право относится к числу комплексных отраслей права. Такие взгляды являются ошибочными, так как и другие права "пользуются" услугами "охранительных норм" других отраслей для пересечения посягательств и пересечения нарушений правил хозяйственной деятельности. В этом суть охранительной функции права.

Нормы предпринимательского права, не реализованные в жизни, превращаются в декларацию, поэтому формой существования предпринимательского права являются правоотношения, которые не являются фотокопией содержания нормы права, так как при реализации испытывают воздействие различных факторов. Таким образом, правоотношение не является третьим элементом отрасли права, без которых предпринимательское право остается бумажным правом. Правоотношение позволяет ликвидировать монополизм норм права, свойственной нормативной теории права и уделить основное внимание практике применения нормы права. Соединяя положительные моменты нормативной теории с социологической теорией права, можно избавиться от иллюзии законотворческой деятельности, отдавая предпочтение правоприменению и по его результатам реально оценить эффективность права.

На основе анализа форм правления отрасли права можно дать следующее определение предпринимательского права. Предпринимательское право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, также отношения по государственному регулированию народного хозяйства в обеспечении интересов государства и общества.

Понятие «предпринимательское право» может рассматриваться в четырех значениях.
1. Предпринимательское право как система законодательства1 -это совокупность правовых норм, содержащихся в источниках права (нормативных правовых актах, обычаях делового оборота) и регулирующих порядок осуществления предпринимательской деятельности. Изучение предпринимательского законодательства предполагает также анализ судебно-арбитражной практики в целях достижения единообразия в понимании и применении норм, содержащихся в источниках права.
2. Предпринимательское право как научная дисциплина, т.е. система знаний, совокупность представлений ученых о данной отрасли. Наука предпринимательского (хозяйственного) права познает истоки его зарождения, этапы становления и прогнозирует, опираясь на сумму накопленной информации, направления развития.
3. Предпринимательское право как учебная дисциплина - система обобщенных сведений о предпринимательском праве как отрасли, его законодательстве и практике применения, а также о науке.
4. Предпринимательское право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения, тесно с ними связанные иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию хозяйствования в целях обеспечения интересов государства и общества.
Общественные отношения, урегулированные нормами предпринимательского права, и составляют предмет данной отрасли. Рассмотрим подробнее три вышеуказанные группы отношений, входящих в предмет предпринимательского права.
Центральной и основной группой, несомненно, выступают предпринимательские отношения, то есть отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
Легальное определение предпринимательской деятельности дано в п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ.

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, вы-полнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве установленном законом порядке.
(Ст. 2ГКРФ)

Анализ данного определения позволяет выделить следующие признаки предпринимательской деятельности:
1. Предпринимательская деятельность характеризуется самостоятельностью. Условно можно выделить имущественную и организационную самостоятельность предпринимателя. Имущественная самостоятельность определяется наличием у предпринимателя обособленного собственного имущества как экономической базы деятельности. Объем имущественной самостоятельности зависит от того юридического титула, на основе которого это имущество принадлежит субъекту. Наиболее велика самостоятельность собственника имущества. Предприятия, действующие на праве хозяйственного ведения, также имеют значительную имущественную самостоятельность, однако уже ограниченную законом и договором с собственником. И наконец, принадлежность имущества на праве оперативного управления дает наименьший простор для проявления предпринимательской инициативы. Организационная самостоятельность -это возможность принятия самостоятельных решений в процессе предпринимательской деятельности, начиная от принятия решения заниматься такой деятельностью, выбора вида деятельности, организационно-правовой формы, круга учредителей.

2. Предпринимательская деятельность сопряжена с риском. Этим предпринимательство коренным образом отличается от хозяйственной деятельности периода административно-плановой экономики, допускавшей существование заведомо убыточных предприятий, которые при плохих результатах хозяйствования могли обратиться за поддержкой к государству. Вполне объяснимо в связи с этим, что такой чисто рыночный институт, как институт несостоятельности (банкротства), возрождается в нашей стране только с переходом к рынку. Предпринимательский риск - мощный стимул к успешной работе; уменьшения убытков можно достичь путем заключения договора страхования предпринимательского риска, то есть риска убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами или изменения условий этой деятельности по независящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риска неполучения ожидаемых доходов.

3. Предпринимательская деятельность направлена на систематическое получение прибыли. Получение прибыли, являясь основной целью предпринимателя, придает его деятельности коммерческий характер, который не утрачивается даже в том случае, если в результате получена не прибыль, а убыток. Вместе с тем, если получение прибыли как цель не ставится изначально, деятельность нельзя назвать предпринимательской, она не носит коммерческого характера.

Нельзя не обратить внимания и на такой квалифицирующий признак предпринимательской деятельности, как систематичность в извлечении прибыли. К сожалению, четких количественных критериев систематичности законодательством пока не выработано. Законодательный пробел предлагают восполнить, включив в определение предпринимательской деятельности дополнительные квалифицирующие признаки, такие как доля прибыли от этой деятельности в общих доходах лица, «существенность» прибыли, получение ее определенное число раз за конкретный отчетный период и др.

4. В соответствии с определением, прибыль извлекается субъектами от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Данный признак, как представляется, сформулирован весьма неудачно. Дело в том, что предпринимательская деятельность многогранна и ее направления никак не могут быть представлены закрытым перечнем. Почему, например, нужно вести речь лишь о правомочии пользования в отношении имущества? А если субъектом извлекается прибыль в процессе реализации права распоряжения имуществом (например, сдачи его в аренду)? А если патентообладатель систематически извлекает прибыль, предоставляя другим лицам право пользоваться результатом его интеллектуальной деятельности, заключая лицензионные договоры? Эти случаи не укладываются в законодательный перечень. Видимо, не имело смысла в законе перечислять возможные направления предпринимательской деятельности, так как они определяются прежде всего рынком.

5. Наконец, как сказано в ст. 2 ГК РФ, предпринимательская деятельность осуществляется лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Буквальное толкование законодательной нормы приводит к выводу, что, если деятельность осуществляется лицами не зарегистрированными, она не является предпринимательской. Такой вывод представляется неверным. Действительно, как же в таком случае применять ст. 171 «Незаконное предпринимательство» Уголовного кодекса РФ, как взыскивать в судебном порядке доходы, полученные от такой деятельности, в доход бюджета? Несовершенство юридической техники приводит к необходимости применения других способов толкования данной нормы: систематического, логического. Такой признак предпринимательской деятельности, как осуществление ее лицами, зарегистрированными в установленном порядке, - это формальный признак, то есть признак, легализующий эту деятельность, придающий ей законный статус. Его отсутствие не приводит к утрате деятельностью качества предпринимательской, однако делает ее незаконной. В отличие от анализируемого формального признака, рассмотренные ранее признаки предпринимательской деятельности являются сущностными (раскрывающими ее сущность), и только их совокупность дает возможность квалифицировать деятельность лица как предпринимательскую.

Следует отметить, что в научной и учебной литературе предлагается рассматривать и иные, не представленные в законодательном определении признаки предпринимательской деятельности: профессионализм, инновационный характер и др.

Предпринимательские отношения тесно связаны с другими, не имеющими непосредственной цели извлечения прибыли. В частности, такие отношения складываются при осуществлении деятельности организационно-имущественного характера по созданию и прекращению предприятий, получению лицензий и сертификатов, проведению экологической экспертизы и в ряде других случаев. Такая хозяйственная деятельность носит некоммерческий характер, но создает основу, а зачастую является необходимым условием, предпосылкой будущей предпринимательской деятельности. Именно поэтому некоммерческие отношения, тесно связанные с предпринимательскими, охватываются хозяйственно-правовым регулированием и входят в предмет предпринимательского права.

Создает условия для предпринимательства и деятельность ряда некоммерческих организаций, таких как учреждения, объединения и др. Деятельность товарных и фондовых бирж, основной целью которых является формирование соответствующего рынка, также регулируется нормами предпринимательского права, а складывающиеся при осуществлении этой деятельности отношения включаются в предмет данной отрасли.

И наконец, государство, в целях реализации публичных интересов общества, воздействует на субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, регулируя эту деятельность разными способами и с применением различных форм. Эти отношения, возникающие в процессе государственного регулирования предпренимательства, образуют третью группу из состава предмета предпринимательского права.

Под методом правового регулирования, применяемым в отрасли права, понимается совокупность приемов и способов воздействия на отношения, регулируемые данной отраслью. Как правило, каждая отрасль предполагает лишь специфичные юридические средства воздействия на определенный вид общественных отношений. Однако в ряде случаев отрасли права регулируют не только типичные для них общественные отношения, но и отношения, так или иначе связанные с ними. Тогда и метод правового регулирования включает юридические средства, характерные не только для данной отрасли, но и для других отраслей права. Кроме того, в сложных отраслях, к которым, вне всякого сомнения, относится предпринимательское право, обычно используется не один, а сочетание нескольких методов правового регулирования.

В общетеоретическом плане метод правового регулирования общественных отношений определяется с учетом следующих компонентов:
а) порядок установления прав и юридических обязанностей;
б) степень определенности предоставленных прав и автономности действий их субъектов;
в) подбор юридических фактов, влекущих правоотношения;
г) характер правового положения сторон в правоотношениях, в которых реализуются нормы, а также распределение прав и обязанностей между субъектами;
д) пути и средства обеспечения субъективных прав.

Исходя из специфики предмета предпринимательского права, законодатель в некоторых случаях предусматривает установление прав и обязанностей в силу заключенного договора, в других случаях - в связи с актом применения права (предписание антимонопольного органа), в третьем случае права и обязанности прямо вытекают из закона (обязанность государственной регистрации). Нормы предпринимательского права могут предоставлять возможность более или менее самостоятельно решать вопрос об объеме прав и обязанностей (диспозитивные нормы), могут носить рекомендательный характер, а могут исчерпывающе определить объем субъективного права или обязанность (императивные нормы). Субъекты предпринимательских правоотношений могут находиться в равноправном или подвластном положении (горизонтальные отношения между предпринимателями и вертикальные отношения между предпринимателями и государством - не идентичны). Защита установленных прав и применение санкций при невыполнении обязанностей могут осуществляться разными средствами -гражданско-правовыми, административными, уголовными и в различном порядке - административном, судебном.

Таким образом, взаимосвязь свободы при реализации частных интересов с государственным властным воздействием там, где это диктуется публичными интересами, а также учет рекомендаций компетентных органов - это основные характеристики метода правового регулирования предпринимательского права.

Предмет и метод правового регулирования являются классификационными признаками деления системы права на отрасли. Именно по предмету и методу отрасли ограничиваются одна от другой, и именно наличие самостоятельного предмета и специфического метода дает возможность говорить об отдельной отрасли.

Следует отметить, что вопрос о предпринимательском праве как самостоятельной отрасли права является весьма дискуссионным. Впрочем, спор о разграничении отраслей права становится уже традиционным для российского правоведения.

В научной и учебной литературе существует несколько концепций регулирования предпринимательских отношений. Представители взглядов на предпринимательское (хозяйственное) право как на самостоятельную отрасль, занимая монистическую позицию, считают, что данные отношения должны регулироваться одной отраслью права. Дуалистическая концепция рассматривает эти отношения главным образом с позиций гражданского и административного права, полагая, что горизонтальные отношения равноправных субъектов в сфере товарно-денежного оборота должны регулироваться гражданским правом, а вертикальные отношения - административным правом и нормами примыкающих к нему отраслей. На данной позиции, в частности, стоят авторы Гражданского кодекса РФ. Высказываются мнения и о комплексности данной отрасли, так как ее нормы призваны урегулировать разнородные отношения.

Безусловно, каждый имеет право высказывать свою точку зрения и вырабатывать самостоятельную позицию по данному спорному вопросу. Однако следует учесть теснейшее переплетение и взаимосвязь самых разных общественных отношений, подчас отсутствие резкой грани между близлежащими их видами. Поэтому и грань между отраслями права весьма подвижна, сама система права никогда не пребывает в статике, что соответствует развитию общества. Происходят преобразование прежних отраслей права и становление новых, падение значения одних отраслей и рост влияния других. Переход России к рыночным отношениям влечет за собой развитие предпринимательской деятельности, а отсюда - объективная необходимость ее всестороннего регулирования. Нормы по правовому регулированию хозяйственной деятельности существуют в любом государстве. В одних странах эти нормы, составляя предпринимательское законодательство, являются частью гражданского права (Италия, Нидерланды), в других представляют особую отрасль (Франция, Германия, Испания, Португалия). Для обозначения этой отрасли применяются различные термины: торговое право, коммерческое право, предпринимательское право. Терминология определяется условиями развития и историческими традициями того или иного государства. В ряде государств, таких как Франция, Германия, Испания, Япония и других, наряду с гражданским кодексом, приняты и действуют торговые кодексы (торговые уложения). В этом случае говорят о дуализме частного права. Несмотря на эти различия, для всех государств характерен единый подход к правовому регулированию предпринимательской деятельности: соответствующие правовые нормы создаются и выделяются в особую сферу правового регулирования. Это дает возможность обеспечить развитие предпринимательской деятельности, создать необходимые правовые условия для ее осуществления, защитить как частные интересы предпринимателей, так и публичные интересы государства и общества в целом.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ
АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Кафедра Гражданского права

КУРСОВАЯ РАБОТА

по предмету: Предпринимательское право

на тему « Предмет и метод предпринимательского права»

Выполнила студентка 5 курса

Заочного отделения

Церенова О.В.

План:

Введение

1. Предмет предпринимательского права

2. Методы предпринимательского права

3. Принципы предпринимательского права

4. Отграничение предпринимательского права от других отраслей права

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Всестороннее правовое регулирование предпринимательской деятельности и широкое изучение предпринимательского права становятся важными факторами успеха проводимых в стране экономических реформ.

Предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

По причине вероятностного характера рыночной экономики предпринимательство неизбежно связано с риском. Осуществление предпринимательской деятельности на свой риск – один из основных квалифицирующих признаков предпринимательской деятельности. Термин "риск" ("risco") в переводе на русский язык означает "скала", испанские и португальские мореплаватели этим словом обозначали опасность, угрожающую их кораблям. В этом значении - "опасность" или "угроза опасности" - слово "риск" укоренилось в русском языке. Именно в смысле опасности, страха, угрозы понести невыгодные материальные последствия слово "риск" используется в праве.

Предпринимательское право отражает основные аспекты правового регулирования, как предпринимательской деятельности, так и деятельности предпринимателей. Предпринимательское право включает основы правового механизма регулирования предпринимательской деятельности, представляющего комплекс имущественных отношений (по субъектам, объектам, договорным обязательствам и др.), в выработке навыков применения законодательства при решении правовых вопросов, касающихся деятельности предпринимателей.

Как отрасль права предпринимательское право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними отношения (предшествующие, сопутствующие, сменяющие), в том числе отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности. Также предпринимательское право можно рассматривать как отрасль законодательства (совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность), как науку (систему знаний о предпринимательском праве, истории и тенденциях его развития) и как учебную дисциплину (систему обобщенных знаний о предпринимательском праве как отрасли права, нормативной базе предпринимательского права и практике ее применения, а также о науке предпринимательского права).

Целью данной работы является изучение основных аспектов предпринимательского права.

Вопрос о сущности предпринимательского права решается в юридической науке неоднозначно. Можно выделить несколько позиций по данной проблеме.

Первая заключается в том, что хозяйственное право - самостоятельная отрасль права со своим предметным единством и методами правового регулирования.

Вторая исходит из того, что предпринимательское право - отрасль права второго уровня, сочетающая в себе признаки и методы ряда базовых отраслей, - прежде всего гражданского и административного.

Третья позиция состоит в том, что частноправовые отношения между юридически равноправными товаропроизводителями регулируются единым гражданским правом, а отношения по организации и руководству предпринимательской деятельностью - прежде всего, административным и тесно связанными с ним иными отраслями права.

1. Предмет предпринимательского права

Объектом изучения предпринимательского права является предпринимательская деятельность.

Предметом предпринимательского права является нормативно определенная комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм и институтов, регулирующих общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности.

Предмет регулирования предпринимательского права как отрасли права составляют три группы общественных отношений.

1. Предпринимательские отношения, которые возникают между хозяйствующими субъектами на основе гражданско-правовых сделок (например, в связи с заключением договора аренды, поставки, комиссии и др.). Такие отношения называют "горизонтальными", поскольку они основываются на равенстве сторон.

2. Отношения организационно-имущественного характера, которые создают условия для осуществления предпринимательской деятельности (создание, реорганизация, ликвидация предприятий, деятельность торговых, фондовых бирж по организации торговли и другая деятельность некоммерческого характера).

3. Отношения, возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности (например, при осуществлении государственного контроля (надзора), при государственной регистрации хозяйствующих субъектов, лицензировании отдельных видов деятельности, налогообложении и т.д.) 1 .

Каждая отрасль и подотрасль права, как правило, имеет системообразующий правовой акт (кодекс), вокруг которого формируется вся система данной отрасли и подотрасли права. В ходе развития рыночного законодательства системообразующие правовые акты предпринимательского права были поглощены различными отраслями права, что затруднило формирование данной отрасли права как системы правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность.

Предпринимательское право основывается на теории хозяйственного права, но не тождественно ему. В РСФСР концепция хозяйственного права связывалась с правовым оформлением принципов демократического централизма и планово-централизованной системы управления экономикой, изменившей свое значение при переходе к рыночной организации хозяйства.

Конституция РФ закрепила право свободы предпринимательской и экономической деятельности для каждого гражданина России. Она гарантировала каждому гражданину страны "право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности" (статья 34) 1 .

С введением в действие в 1996 г. Гражданского кодекса РФ 2 большая часть статей Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности была поглощена Кодексом и утратила силу. Таким образом, в настоящее время основу законодательства о предпринимательстве составляет гражданское законодательство, регулирующее отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Наряду с этим предпринимательскую деятельность регулируют:

* нормы административного права;

* нормы финансового и налогового, трудового, земельного, уголовного и большинства других отраслей законодательства.

Следовательно, речь идет о комплексном правовом регулировании устойчивой группы общественных отношений, которую точнее следовало бы именовать законодательством о предпринимательстве и предпринимательской деятельности. В отечественной науке неоднократно предлагалось урегулировать круг данных правоотношений принятием Предпринимательского кодекса, однако на законодательном уровне подобное решение принято не было.

Современное российское законодательство о предпринимательстве достаточно унифицировано, для использования международных учений о предпринимательстве в российском правопорядке с учетом его национальных особенностей как традиционной части европейского континентального права.

Предпринимательское право не следует смешивать с торговым (коммерческим) правом, ибо последнее всегда развивалось, как часть (подотрасль) частного права, а в законодательной сфере торговые кодексы (в тех государствах, где они имеются, например, в Германии и во Франции) всегда рассматривались, как специальные законы по отношению к гражданским кодексам. Правовые нормы финансового, налогового и других отраслей права традиционно не входят в содержание торгового права.

Понятие предпринимательской деятельности содержится в статье 2 ГК РФ.

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.

Выделяют следующие признаки предпринимательской деятельности.

1. Систематичность, то есть осуществление предпринимательской деятельности в течение определенного периода. Однако законодатель не определяет четких критериев систематичности. Поэтому для квалификации деятельности как предпринимательской применяют такие критерии, как:

Доля прибыли от осуществления предпринимательской деятельности в общих доходах лица;

Размеры прибыли;

Получение ее определенное количество раз за какой-либо отчетный период и др.

2. Самостоятельность, которая включает две составляющие:

а) организационная самостоятельность - возможность самостоятельно принимать решения в процессе предпринимательской деятельности (волевой характер);

б) имущественная самостоятельность - наличие у предпринимателя обособленного имущества для осуществления предпринимательской деятельности.

3. Рисковый характер предпринимательской деятельности. Риск (от лат. "risco" - "отвесная скала") - вероятность неполучения запланированного или ожидаемого положительного результата.

Риск можно охарактеризовать как правомерное (на грани фола) создание потенциальной или реальной опасности в целях получения прибыли, достижения какого-либо другого результата предпринимательской деятельности. Для риска характерна ситуация, отличающаяся большей или меньшей степенью неопределенности результатов. Предприниматель при осуществлении определенного вида деятельности не в состоянии однозначно предвидеть, добьется он успеха или нет, получит ли прибыль или понесет убыток. Зачастую, чем выше степень риска, тем больше шанс получить высокие прибыли.

4. Самостоятельная имущественная ответственность предпринимателя. Пределы такой ответственности зависят от организационно-правовой формы осуществления предпринимательской деятельности.

5. Легализованный характер. Предпринимательская деятельность может осуществляться только лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации является правонарушением (ст. 14.1 КоАП РФ; ст. 171 УК РФ).права права Дисциплина: Административное право «Предмет и методы административного права как отрасли права» Контрольная работа... административным правом и такими отраслями права , как финансовое, земельное, экологическое, предпринимательское . Механизм...

  • Понятие предпринимательского права (2)

    Реферат >> Маркетинг

    На хозяйственные отношения. Сложность вопроса о предмете и методах предпринимательского права определяется характером самой этой отрасли...



  • Просмотров