Какой государственный орган выдает лицензии. Тема лицензирование предпринимательской деятельности

Государственная система лицензирования – это комплексные действия уполномоченных государственных органов, которые включает в себя мероприятия по предоставлению, продлению, приостановление и прекращению выдачи лицензий на тот или иной вид деятельности. А также, это непосредственное регулирование и контроль за взаимодействием между участниками лицензионного процесса.
Система государственного лицензирования строго регулируется на законодательном уровне различными федеральными законами, постановлениями и прочими нормативно-правовыми актами.

Данная система состоит из таких понятий как:

Лицензируемый вид деятельности – деятельность, которая может осуществляться, только после того, как на неё будет получена лицензия;

Лицензия – разрешительный документ, который выдаётся после прохождения необходимых мероприятий, имеет установленный вид и является подтверждением права на занятие лицензируемым видом деятельности;

Требования лицензионные – комплекс условий, которые установлены настоящим законодательством, характеризующие тот или иной вид лицензируемой деятельности;

Лицензируемые органы – государственные исполнительные органы, которые занимаются всеми вопросами процесса лицензирования в Российской Федерации;

Держатель лицензий – физическое или юридическое лицо, которое получило право на использование лицензии для своего конкретного вида деятельности;

Кандидат на лицензию – юридическое или физическое лицо, которое обратилось в государственные органы, предоставляющие лицензию, и желает пройти необходимые процедуры для получения специфического документа.

Органы, выдающие лицензию, используют ряд важных принципов:

Обеспечение прав, интересов и защиты граждан, а также способствование безопасности государства;

Способствование целостности экономического фона на территории государства;

Формирование и усовершенствование списка видов деятельности, которые подлежат лицензированию;

Открытость и доступность процесса лицензирования;

Правовое регулирование лицензирования.

Требования для получения лицензии и условия отказа

Как и любой процесс, получение лицензии у государственных органов лицензирования характеризуется требованиями. Существуют обязательные и специфические требования.

Обязательные требования включают: соблюдение законодательных норм, санитарные, противопожарные правила, гигиенические аспекты и все пункты для отдельных видов деятельности.

Наряду с обязательными требованиями, отдельную важность имеют специфические требования. Они предъявляются к отдельному кандидату, который проходит процесс получения лицензии. Дополнительные требования прописаны в отдельных постановлениях для каждой конкретной деятельности.

Каждая лицензия имеет свой срок и территорию, на которой она действует. Когда заканчивается срок или меняется место расположения лицензиара или его деятельность, то эти изменения должны быть внесены в необходимые уставы.

Для получения лицензии, субъект должен написать заявление установленного образца, в котором содержаться все главные данные: причина, вид деятельности, срок, месторасположение. Собрать необходимый пакет документов. Далее, государственные органы лицензирования рассматривают заявление, принимают решение на основании определённых критериев. Если условия соблюдены, то лицензия будет выдана в течении трёх недель после принятия решения.

Но, всё же, бывают случаи, когда государственные органы выдачи лицензий отвечают на заявление отказом. На это есть определённые основания:

Недостоверность информации, которую подаёт соискатель;

Когда субъект не соответствует требованиям, выдвигаемым органами власти;

Если экспертиза показала отрицательный результат после проведения необходимых проверок.

Экспертиза, которая выполняет проверку всех данных соискателя, носит секретный характер, защищена от внешних вмешательств, защищена от утечки.

Если соискатель неудовлетворён принятым решением, он может оспорить его согласно законодательству.

Уполномоченные органы могут остановить или полностью аннулировать лицензию в таких случаях:

Если лицензиат сам написал заявление на приостановление или аннулирование лицензии по своим субъективным причинам;

Когда данные, предоставленные для получения лицензии, со временем будут признаны неправдивыми;

Если лицензиат нарушил правила, установленные государственной системой лицензирования;

Закрытие предприятия, самостоятельно или по решению суда.

Процесс аннулирования заключается в следующих аспектах:

Непосредственное принятие решения, которое побуждает к приостановлению или аннулированию;

Сообщение об этом лицензиату в форме письма;

Как только получено письмо лицензиатом, мгновенное исполнение его в силу;

После выполнения требований, необходимых для восстановления лицензии, обязательное вступление в силу данного процесса.

Основные функции и принципы государственной системы лицензирования

Каждая система создана для чего-то конкретного, система лицензирования не является исключением, поэтому она выполняет определённые функции.

Система представлена органами лицензирования, именно их деятельность носит такие функции:

Организация процесса лицензирования;

Проведение необходимых оценочных мероприятий, позволяющих принять правильное решение относительно выдачи лицензии;

Анализ документов и заявлений для получения лицензии;

Непосредственная выдача лицензий;

Выводы по приостановке лицензий или их аннулирование;

Создание различных методических пособий, призванных улучшить и развить процесс лицензирования;

Создание перечня лицензий, которые выданы, приостановлены или аннулированы.

Система лицензирования должна осуществлять контроль, разрабатывать новые мероприятия, проводить техническую оснащенность, для того, чтобы данная система работала как можно лучше и приносила пользу данной сфере и государству в целом.

Также следует учесть, что государственная система лицензирования должна обеспечить защиту информации. Это позволит привлечь иностранных инвесторов для видения своей деятельности в Российской Федерации.


Принципы государственной системы лицензирования:

1. Обоснование отнесения конкретного вида деятельности к определённой категории.

2. Формирование закрытого списка видов деятельности, подлежащих лицензированию.

3. Следование конкретным, предусмотренным критериям процесса лицензирования на всей территории государства.

4. Следование полномочиям субъектов лицензирования.

5. Введение минимизированного перечня документов, необходимых для получения лицензий.

6. Контроль выполнения функций, возложенных на систему государственного лицензирования.

Непосредственным вектором направленности системы лицензирования является , потребитель и государство.

Для предпринимателя система призвана обеспечить:

Упрощение деятельности и формирование новых структур бизнеса;

Уменьшение затрат, необходимых для получения лицензии.

Потребителю обеспечить:

Защиту от опасных и вредных товаров и оказания некачественных услуг;

Возможность обеспечить поддержку потребителю, если то обратится в суд для решения конфликтных ситуаций.

Государству система необходима для:

Правильного и эффективного функционирования предпринимательской деятельности и рынка товаров и услуг;

Создания ситуации, в которой будет соблюдено соотношение интересов субъекта хозяйствования, потребителя и государства;

Пополнения бюджета государства, путём установления тарифов на получение и продление лицензии.

Нормативно-правовой аспект лицензирования в РФ

Развитие процесса лицензирования в ведущих странах мира, является эталоном для нашей государственной системы лицензирования. У них чётко отработан момент взаимосвязи между лицензионной и государственной деятельностью.

Российское законодательство в этой сфере начало развиваться только в начале 90-х годов. В начальных законах был только факт возможности процесса лицензирования предпринимательской деятельности, но не было упомянуто ни о перечне видов деятельности, ни о способах контроля и регулирования мероприятии. Это значительно усложняло и замедляло эффективность экономических процессов в государстве.


Развитие данной отрасли хозяйства было медленным и имело определённые сложности. Недостаток заключался в том, что необходимо было ввести единые правовые нормы, а сделать это без особой подготовки не представляло возможности. Те постановления, которые принимались в то время, не имели надлежащей гибкости и универсальности, не затрагивали интересы всех сторон процесса лицензирования.

К 1995 году, лицензирование около 35 видов деятельности происходило по отдельно взятым законам. Но, так или иначе, эти законы не предусматривали причин, по которым субъекту необходимо было получать лицензию на тот или иной вид деятельности. Не была разработана специфика прохождения процесса получения лицензии. Государство слишком поздно взяло на себя ответственность за данный процесс и подвергло его сложностям, которые отразились на всей системе в целом.

В конечном итоге, после долгих попыток, было принято Постановление, которое имело свои особенности:

Изучение способов и целей, разграничение видов деятельности, установление методики ведения процессов получения лицензии, предоставление особых полномочий федеральным ведомствам, для повышения эффективности работы государственной системы лицензирования;

Обобщение и обработка списка видов деятельности, на которые необходимо наличие лицензии, согласно проведению детальной экспертизы и повышению контроля;

Упрощение для лицензиаров, путём закрепления срока действия документа – 3 года, и отсутствие ограничения свыше;

Утверждение того, что установление тарифов за получения лицензии является следствием отсутствия прибыли от данной деятельности;

Разделение функций различных органов власти, которые способствуют развитию лицензионной деятельности.

С этим Постановлением был сделан очень важный шаг на встречу к усовершенствованию и правовому регулированию на всех уровнях государственной власти. Это, безусловно, гораздо лучше, чем было в самом зарождении процесса, но есть, куда расти. Законодательство должно без остановок развиваться и совершенствоваться в данном направлении.

В 1998 году в России был принят Закон, который затрагивал лицензирование отдельных видов деятельности. Проведя анализ данного документа, можно сказать, что он расширил и усовершенствовал отдельные понятия, сделав их более доступными. Более детально были описаны функции органов лицензирования, их полномочия и значения для государства.

Система лицензирования в США

Лидером по продаже лицензий во всём мире являются Соединённые Штаты Америки. Вся система государственного лицензирования взаимодействует с патентной деятельностью и обеспечивает эффективное развитие интеллектуальной сферы. Это стимулирует процесс изобретательства и развивает экономику страны в целом.

Система государственного лицензирования в США развивалась при активном участии компетентных людей в разных сферах общества, ученых, профсоюзов. Эти стороны процесса намного важнее, чем само государство.

Процесс лицензирования изобретений и патентов представлен также такими субъектами:

1. Учреждение, которое контролирует процесс поиска инвесторов.

2. Организация, которая возглавит процесс оформления документов.

Конечно же, любой изобретатель в такой стране как Соединённые Штаты, может сам заниматься получение лицензии, но так это процесс существенно затянется и приведёт к потере времени и денег. А это противоречит принципам данного государства.

В итоге, можно сказать, что в России делается всё возможное, чтобы усовершенствовать государственную систему лицензирования, разрабатываются законы, вкладываются средства, также, необходимо принимать во внимание зарубежный опыт успешных стран.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Деятельность по предоставлению медицинских услуг подлежит обязательному лицензированию. Это регламентируется Федеральным Законом № 99-ФЗ от четвертого мая 2011-го года и прочими нормативными документами (региональными актами, правительственными постановлениями, административными письмами). Для того, чтобы получить разрешение на осуществление врачебных услуг, необходимо обратиться в орган, выдающий лицензию на медицинскую деятельность.

Кто может получить разрешение?

Претендовать на лицензию имеет право как юридическое, так и физическое лицо. Каждая категория соискателей подает определенный пакет документов. Это предопределяет специфику процедуры получения разрешения.

Кому необходима лицензия?

Разрешения должны получать все заведения, оказывающие медицинские услуги. То есть лицензия нужна:

  • Больницам
  • СПА-салонам, оказывающим услуги медицинского массажа
  • Центрам косметологии
  • Профилакториям
  • Станциям скорой помощи
  • Кабинетам красоты
  • Санаториям
  • Родильным домам
  • Центрам кардиологии
  • Медико-криминалистическим учреждениям
  • Поликлиникам
  • Центрам реабилитации
  • и многим другим организациям.

Сведения о предприятиях и ИП, имеющих разрешения (или лишившихся их по какой-либо причине), находятся в реестре выданных лицензий на медицинскую деятельность. То же самое относится к документам с приостановленным сроком действия. Лицензирующий орган заносит в реестр следующие сведения:

  • Информацию о компании или ИП (наименование, адрес, ОКПО, ИНН, ОГРН)
  • Дату получения разрешения
  • Вид деятельности, на которую выдана лицензия
  • Номер разрешения
  • Дату приостановления действия разрешения (с указанием причины) и число, когда она была возобновлена
  • Срок действия лицензии
  • Дату аннуляции разрешения (с указанием причины)
  • и некоторые другие данные.

Лицензия на медицинскую деятельность - кто выдает?

Данный вопрос находится в компетенции Росздравнадзора и его региональных отделений. Лицензия также выдается местными органами самоуправления. Документ не имеет ограничений по сроку действия. Но необходимо помнить, что в случае обнаружения нарушений в работе учреждения или ИП лицензия может быть отозвана. Поэтому, во избежание недоразумений с властями, необходимо строго соблюдать законодательство. По всем вопросам, относящимся к получению или переоформлению разрешений, нужно обращаться в орган, где выдают лицензии на медицинскую деятельность. Альтернативным вариантом может стать консультация у посредников, работающих в этой сфере.

Документы

Список бумаг, необходимых для оформления лицензии, очень широк. В частности, для юридического лица он выглядит так:

  • Учредительные документы
  • Санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора
  • Документы, свидетельствующие о праве собственности на помещение. Или договор аренды.
  • Квитанция об уплате госпошлины
  • Документы на персонал и оборудование

Каждый элемент списка содержит множество составляющих. Например, документы на персонал – это дипломы, приказы о назначении на должность, сертификаты, удостоверения о прохождении курсов повышения квалификации, медицинские книжки и многое другое. При подаче бумаг на получение лицензии они непременно должны присутствовать.

Что входит в процесс лицензирования

Процедура оформления разрешения на медицинские услуги состоит из нескольких этапов.

В первую очередь, выбирается вид лицензии. Определяется перечень работ и услуг, которые будет оказывать соискатель (предприятие или индивидуальный предприниматель). Далее устанавливается его соответствие нормативным требованиям и проводится ревизия предприятия лицензирующим органом. Если недостатков не обнаружено, то в течение 45-ти дней соискатель получает разрешение на ведение медицинской деятельности.

Переоформление лицензии

Иногда юридическим или физическим лицам требуется переоформление разрешения на медицинские услуги. Причиной такого решения могут стать:

  • Внесение изменений в список работ, указанных в лицензии
  • Выполнение новых услуг
  • Осуществление вида деятельности по адресу, не указанному в разрешении

Лицензирующий орган принимает решение по переоформлению документа в течение десяти рабочих дней. Эта услуга так же, как и получение разрешения на ведение медицинской деятельности, платная. Сумма определяется государством. Соискатель должен оплатить пошлину перед получением документа.

Нюансы процедуры

Соискателям необходимо помнить о том, что в процессе оформления лицензии существуют промежуточные стадии. Например, получение разрешений в сопутствующих службах. Поэтому период подготовки может затянуться надолго. Для снижения временных потерь можно обратиться к посредникам. Они помогут оформить необходимые документы и возьмут решение всех вопросов на себя. В таком случае процесс подготовки к лицензированию займет минимум времени. Если есть желание заняться процессом самостоятельно, то можно воспользоваться государственными услугами и обратиться в лицензирующий орган напрямую.

В законе о лицензировании отдельных видов деятельности в России указано, что выдавать, приостанавливать, продлевать, аннулировать лицензии могут органы федеральной и местной власти, уполномоченные на выполнение данных функций. Предлагаем вам познакомиться с обзором органов лицензирования, действующих сегодня в нашей стране.

  • МВД России. Этот орган выдает лицензии на частную сыскную и охранную деятельность, коллекционирование, экспонирование и продажу огнестрельного оружия, его деталей и патронов.
  • ФМС России. У этого органа есть полномочия на оформление лицензий для осуществления деятельности по трудоустройству граждан РФ внутри страны и за ее пределами.
  • МЧС России . Этот орган осуществляет лицензирование деятельности, связанной с тушением пожаров. Также необходимы для монтажа, обслуживания и ремонта объектов и средств, обеспечивающих пожарную безопасность сооружений и зданий.
  • ФСТЭК России . Этим органом выдаются лицензии на работы по технической защите конфиденциальных данных.
  • ФСБ России . Этот орган лицензирует разработку, выпуск, покупку и продажу средств защиты конфиденциальных данных, технического оборудования для негласного получения различных сведений. Также выдаются на выявление электронных устройств негласного получения информации, распространение и техобслуживание криптографических средств, шифрование данных, разработку, производство и реализацию шифровальных устройств.
  • Роспотребнадзор . В этом органе осуществляется оформление лицензий на деятельность, предусматривающую использование возбудителей инфекционных заболеваний, источников ионизирующего излучения, средств защиты от радиации, продуктов генной инженерии.
  • Росздравнадзор . Этот орган лицензирует организации и предпринимателей, работающих в медицинской сфере: оказывающих услуги в области здравоохранения, разрабатывающих, производящих и реализующих лекарственные средства и медицинские товары и т. д.
  • Росохранкультура (Минкульт). Этот орган лицензирует деятельность по реставрации, консервации, ремонту объектов культурного наследия, а также их элементов. Также выдаются на воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений на носителях всех типов.
  • Минпромторг России. Этим органом оформляются лицензии на производство и распространение пиротехнических изделий, работы с химическим оружием, разработку и испытания авиационной техники, производство и продажу оборудования для игорного бизнеса, торговлю военной техникой и вооружением (совместно с Роскосмосом), производство огнестрельного оружия, деталей и патронов для него (совместно с Рособоронзаказом).
  • Рособоронзаказ . Этот орган лицензирует деятельность по разработке, производству, ремонту, утилизации военной техники, вооружения, боеприпасов и деталей их конструкции.
  • Росстандарт. Этот орган осуществляет лицензирование производства и ремонта измерительных средств.
  • Ространснадзор. В этом органе оформляются лицензии на различные виды грузоперевозок, пассажирских перевозок, погрузочно-разгрузочную деятельность, буксировку морским транспортом, обеспечение авиационной безопасности.
  • Росавиация. Этот орган лицензирует пассажирские и грузовые перевозки воздушным транспортом.
  • ФНС России. Этот орган отвечает за лицензирование деятельности, связанной с производством и продажей защищенных от подделок полиграфических продуктов, организации и осуществлению азартных игр.
  • Росгидромет . Этот орган лицензирует работы, оказывающие активное влияние на гидрометеорологические и геофизические явления и процессы, а также гидрометеорологическую и смежную с ней деятельность.
  • Ростехнадзор . Орган лицензирует деятельность, связанную с продажей гражданам электроэнергии, эксплуатацией взрывоопасных, пожароопасных и химически опасных объектов производства, производство и распространение взрывчатых материалов. Также лицензия Ростехнадзора необходима для выполнения экспертизы промышленной безопасности.
  • ГосЖилНадзор. Орган отвечает за выдачу управляющим компаниям.
  • Роскосмос. Орган лицензирует работы, связанные с космической деятельностью.
  • . Этот орган специализируется на выдаче лицензий предпринимателям и организациям, которые осуществляют деятельность по проектированию, строительству, эксплуатации, оснащению оборудованием объектов военно-стратегического оснащения, использующих атомную энергию, утилизации ядерных боеприпасов, добычу радиационных веществ для оборонных предприятий, научные исследования с использованием радиационных и ядерных веществ и т. д.

Получение любой лицензии - дело, за которое должны отвечать опытные профессионалы. Доверьте лицензирование специалистам нашей компании, и у вас не возникнет трудностей с получением разрешительного документа для вашей сферы деятельности.

Главная > Закон

Тема 4. Лицензирование предпринимательской деятельности

    Понятие, принципы и признаки лицензирования. Лицензируемые виды деятельности Структура лицензии и её действие Порядок выдачи лицензии Лицензирующие органы

    Понятие, принципы и признаки лицензирования.

Отдельные виды деятельности, перечень которых должен быть определен законом, могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии). Лицензия - разрешение (право) на осуществление определённого вида деятельности при обязательном соблюдении определённых требований и условий, которое выдаётся лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Признаки лицензирования:
    Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности. Деятельность, на осуществление которой выдана лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Общая норма, дающая понятие лицензирования предпринимательской деятельности, появилась в федеральном законе о лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 27.07.2006 N156-ФЗ). Эта норма устанавливает, что некоторыми видами предпринимательской деятельности можно заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Закон определил основные принципы осуществления лицензирования:
    обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации; установление единого перечня лицензируемых видов деятельности; установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации; установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; гласность и открытость лицензирования; соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
В лицензировании можно выделить два параллельных направления:
      выдача лицензий и контроль за соблюдением лицензионных требований и условий.

    Лицензируемые виды деятельности

Какие виды деятельности требуют обязательного лицензирования? Признаки лицензируемых видов деятельности:
    обычно требуют специальных знаний, являются сверхприбыльными, направлены на обеспечение общественных интересов в сфере обороны страны, производства военной техники, коммунального хозяйства или они требуют более тщательного контроля со стороны государства в целях защиты интересов граждан. Лицензирование может быть установлено как в отношении собственно предпринимательской деятельности, носящей продолжительный характер (нотариальная деятельность), так и отдельных операций в рамках одного вида деятельности (страхование).

    Структура лицензии и её действие

Лицензия должна содержать следующие реквизиты:
    наименование органа, выдавшего ее; наименование, юридический адрес и регистрационные реквизиты ее владельца; разрешенный вид деятельности; область действия лицензии; особые условия осуществления лицензируемой деятельности (в случае необходимости); регистрационный номер, дату и сроки начала и окончания действия лицензии.
Известно, что должностные лица по собственному разумению вычеркивают или вписывают в выдаваемую лицензию некоторые направления деятельности. Это недопустимо. В лицензию могут быть включены по просьбе ее обладателя все виды не запрещенных законом операций в рамках данного направления деятельности, для ведения которых представлены необходимые обоснования. Действие лицензии в пространстве (определяется территорией, на которой действует лицензия) Правила по этому: Если лицензия выдана федеральными органами государственной власти, то деятельность может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Если лецензия выдана органом субъекта РФ, то она может осуществляться на территории данного субъекта РФ. На территориях иных субъектов Российской Федерации такая деятельность может осуществляться при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ, если иное не установлено федеральными законами.

Действие лицензии во времени.

Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем три года. Федеральными законами и положениями о лицензировании некоторых видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Правда, по заявлению соискателя лицензии она может быть выдана и на срок менее чем три года.

    Порядок выдачи лицензии

Сама процедура выдачи лицензии состоит из нескольких этапов в зависимости от разрешительного или заявительного порядка. В наиболее развернутом виде можно выделить четыре этапа: I этап: подача предпринимателем соответствующих документов; Для того, чтоб начать работу по оформлению лицензий, необходимо предоставить следующие документы: - копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица - для юридического лица; - копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя - для индивидуального предпринимателя; - копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе; - документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления о выдаче лицензии; - копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям квалификацию индивидуального предпринимателя или работников юридического лица; - информация о наличии у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании зданий и помещений, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, с указанием наименования и иных реквизитов документов, на основании которых соискатель лицензии их использует. II этап: экспертиза поданных документов специалистами, которая практически не регламентируется и полностью зависит от привлекаемых или используемых специалистов, более того, в некоторых территориальных актах предусматривается возможность отказа по квалификационному несоответствию, хотя критериев такого соответствия нормативные акты не предусматривают; III этап: выдача лицензии или отказ в выдаче, которые осуществляются по определенным правилам, предусматривающим, в частности, внесение лицензионного сбора; IV этап: обжалование принятого решения предпринимателем, который вправе сделать это в судебно-арбитражном или административном порядке. V этап: последующий контроль за соблюдением лицензионных требований и условий. Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных условий и требований осуществляется государственными надзорными и контрольными органами, лицензирующими органами в пределах их компетенции.

    Лицензирующие органы

Лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с указанным Федеральным законом; Лицензирующие органы имеют право:
    проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соответствия осуществляемой им деятельности лицензионным требованиям и условиям; запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок; составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений; выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки их устранения; выносить предупреждение лицензиату; осуществлять иные предусмотренные законодательством РФ полномочия.
Основанием для рассмотрения дел о приостановлении действия или лишении, аннулировании лицензии являются представления о нарушении лицензионных условий: - органов государственного контроля (финансовой и торговой инспекций, санитарного, экологического, пожарного контроля, управлений ценовой политики, внутренних дел, антимонопольной политики и др.); - отраслевых департаментов, комитетов, управлений; - префектур административных округов; - контрольного управления Московской лицензионной палаты или контрольного подразделения органа лицензирования на основании проведенных проверок или выявленных фактов недостоверности данных и документов, представленных лицензиатом при получении лицензии; - лицензионных органов других субъектов Российской Федерации, на территории которых лицензиат нарушил лицензионные условия. Материалы представленные для рассмотрения, должны содержать: необходимые данные об обладателе лицензии; факты нарушения лицензионных условий, законодательства, нормативных актов, регламентирующих данный вид деятельности, факты о наложении взысканий городскими или территориальными контролирующими органами за выявленные нарушения; предлагаемую меру воздействия. Руководитель лицензионного органа принимает решение: о направлении материалов в Экспертный совет (комиссию) для рассмотрения дела по существу; о затребовании дополнительной информации или проведении дополнительной экспертизы; о прекращении дела. Экспертный совет (комиссия) может вынести заключение о: закрытии дела; приостановлении действия лицензии; лишении лицензии; аннулировании лицензии. Орган лицензирования, принявший решение о приостановлении, лишении, аннулировании лицензии, выданной лицензионным органом другого субъекта Российской Федерации, передает эти сведения в лицензионный орган, выдавший лицензию, в установленном порядке.
  1. Тема Организация страховой деятельности

    Документ

    Сложность в изучении страхового права во многом определена тем, что в страховых правоотношениях используется свой специфичный, не встречающийся ни в каких в других отношениях, категориальный аппарат.

  2. Методические рекомендации по вопросам организации и ведения предпринимательской деятельности

    Методические рекомендации

    Малое и среднее предпринимательство – важный сектор экономики города. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике городского округа город Рыбинск последовательно возрастает, обеспечивая решение важных экономических и социальных

  3. Реферат

    Одним из основных видов государственного контроля над предпринимательской деятельностью является лицензирование. В этой связи широкому кругу организаций для начала своей деятельности необходимо получить лицензию (разрешение).

  4. Общие положение о субъектах предпринимательской деятельности

    Лекция

    Ершова И.В. Предпринимательское право [Текст]: учебник / Инна Владимировна Ершова. – Изд. 3-е, перераб. и. доп. – М.: ИД «Юриспруденция», 2005. – 536 с.

  5. Гражданско-правовое регулирование предпринимательской деятельности физического лица

    Автореферат

    Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» на кафедре правового обеспечения рыночной экономики

1. Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:

  • предоставление лицензий;
  • переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
  • приостановление действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий и возобновление действия лицензий;
  • ведение реестров лицензий, предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;
  • контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;
  • обращение в суд с заявлениями об аннулировании лицензий.

Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

2. Лицензирующие органы формируют открытые и общедоступные государственные информационные ресурсы, содержащие сведения из реестров лицензий, положения о лицензировании конкретных видов деятельности, а также технические регламенты и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким ресурсам в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен.

Комментарий к статье 6

1. В продолжение ст. 5 Закона "О лицензировании" в комментируемой статье перечислены полномочия лицензирующих органов. Учитывая, что лицензирование отдельных видов деятельности могут осуществлять как федеральные органы исполнительной власти, так и органы исполнительной власти субъектов РФ, то положения комментируемой статьи распространяют свое действие на федеральные и региональные лицензирующие органы. Согласно ч. 2 ст. 77 Конституции РФ, в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации. При этом федеральные законы, определяющие полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта РФ, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий (п. п. 2, 4 ст. 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (в ред. от 22.07.2008) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

Во исполнение вышеизложенных конституционных и законодательных положений, в комментируемой статье федеральным и региональным лицензирующим органам предоставляется равный объем полномочий в сфере лицензирования. В соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий, т.е. региональные органы власти независимы при осуществлении предоставленных им полномочий и принятии соответствующих решений. Однако самостоятельность органов исполнительной власти не следует понимать буквально, поскольку суверенитет государственных образований и их органов власти ограничен Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Важно отметить, что законодательством субъектов РФ не могут быть предусмотрены иные полномочия исполнительных органов субъектов РФ, за исключением тех, которые определены федеральным законодательством. Так, Определением Верховного Суда РФ от 22.12.2004 N 50-Г04-18 установлено, что положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в ред. от 22.07.2008) не предоставляют главам исполнительной власти субъектов РФ права по определению должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена КоАП РФ.

Следовательно, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере лицензирования образуют единую систему лицензирующих органов, наделенных едиными полномочиями и определенной самостоятельностью в рамках этих полномочий. Основное отличие федеральных и региональных лицензирующих органов заключается в видах деятельности, подлежащих лицензированию. Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в области лицензирования ограничены небольшим набором видов деятельности (подробнее см. комментарий к ст. 5 Закона). При этом на федеральные органы исполнительной власти возложены обязанности по разработке проектов положений о лицензировании этих видов деятельности. Более того, федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения единых подходов к решению вопросов, касающихся лицензирования конкретных видов лицензируемой деятельности, осуществляемого органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы для осуществления полномочия Российской Федерации по лицензированию отдельных видов деятельности, могут быть приняты и утверждены Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по лицензированию отдельных видов деятельности. Так, например, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06.06.2008 N 263н утверждены Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по лицензированию фармацевтической деятельности, которыми определяются полномочия лицензирующих органов субъектов РФ, применяемых ими форм документов при осуществлении процедуры лицензирования, устанавливается четкий порядок осуществления каждого этапа лицензирования, а также порядок организации деятельности лицензирующего органа субъекта РФ.

Таким образом, в настоящее время сложилась такая ситуация, где федеральный центр фактически в полном объеме возложил на себя полномочия по лицензированию отдельных видов деятельности. Тем не менее, несмотря на определенные ограничения полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ в части лицензионной деятельности, объем этой деятельности достаточно велик.
2. Рассматривая полномочия лицензирующих органов,
представляется целесообразным в рамках данного комментария более подробно остановится на сущности этих полномочий. Понятие полномочий содержалось в ранее действовавшем Федеральном законе от 24.06.1999 N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", под которыми понимались права и обязанности органа государственной власти в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий, а совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения, установленным Конституцией РФ и принятыми в соответствии с ней конституциями (уставами) субъектов РФ представляет собой компетенцию органа государственной власти.

В правовой науке также сформулированы определения понятия компетенции. Так, под компетенцией понимается "совокупность полномочий конкретного органа власти, возложенных на него определенным нормативным актом для реализации установленных действующим законодательством специфических задач и функций этого органа", или "компетенция заключается в определении сферы общественных отношений, в рамках которой действует орган государства, то есть круга его деятельности, который в законодательстве называют предметом ведения органа государства".

Говоря о полномочиях органов власти, не следует разграничивать такие понятия, как "право" и "обязанность" государственных органов. По сути, учитывая, что орган власти наделяется государством соответствующими полномочиями, то, соответственно, реализуя свое право в отношении конкретных субъектов правоотношений, он одновременно выполняет обязанность перед государством. В силу этого в правоведении используется термин "правообязанность".

Таким образом, полномочия лицензирующих органов есть установленная законом мера принятия решений и совершения действий, непосредственно связанных с лицензированием. Федеральные органы исполнительной власти наделяются конкретными лицензионными полномочиями (в зависимости от их компетенции) положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми постановлениями Правительства РФ. Так, Постановлением Правительства от 26.01.2006 N 45 установлено, что осуществление лицензирования деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах возлагается на Федеральную налоговую службу, а Положением о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.07.2007 N 451, определены конкретные полномочия лицензирующего органа. Так, например, в рамках полномочия по предоставлению лицензии, лицензирующий орган в день приема документов проводит проверку правильности заполнения заявления о предоставлении лицензии и наличия прилагаемых к нему документов. В случае если указанное заявление оформлено с нарушением требований, установленных Федеральным законом, и (или) в составе прилагаемых к нему документов отсутствуют документы, предусмотренные п. 6 названного Положения, соискателю лицензии в течение 3 рабочих дней вручается (направляется) копия описи представленных документов с уведомлением о необходимости устранения нарушений в оформлении заявления и (или) представления отсутствующих документов.
3. Содержание полномочий лицензирующих органов выражается в:

Государственном подтверждении законности вхождения субъекта правоотношений в хозяйственный оборот;

Наделении субъектов специальной правоспособностью с определением ее пределов в сфере действия общего запрета (легитимация правоспособности в сфере действия общего запрета) или легитимации правоспособности в сфере действия локального запрета при общем дозволении, если объектом лицензирования является конкретный вид деятельности.

Рассмотрим каждое полномочие более подробно.

Итак, лицензирующие органы уполномочены комментируемым Законом прежде всего предоставлять лицензии. Данное полномочие включает в себя ряд действий по принятию заявления о предоставлении лицензии и перечня прилагаемых к нему документов, проверке полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии и в результате принятия решения о предоставлении лицензии либо об отказе в ее предоставлении, уведомлении об этом соискателя лицензии, выдаче документа, подтверждающего наличие лицензии (подробнее см. комментарий к ст. 9 Закона). Полномочие по предоставлению лицензии является одним из наиболее значимых, поскольку оно является основанием для возникновения лицензионных правоотношений в целом и, соответственно, влечет за собой реализацию всех других полномочий, перечисленных в комментируемой статье.

Полномочия по переоформлению лицензий включают в себя тот же набор действий, что и при предоставлении лицензии, однако по отношению к последнему имеют вторичный характер, в связи с чем возникает еще одно действие по внесению изменений в реестр лицензий (см. комментарий к ст. 11 Закона).

Полномочие по приостановлению действия лицензии ставится в зависимость от ситуации, когда в административном порядке приостанавливается деятельность лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий. Следовательно, исходя из законодательной трактовки данного полномочия во всех других случаях лицензирующие органы не вправе приостанавливать действие лицензии. Приостановление лицензии предполагает и возможность ее возобновления, в связи с чем лицензирующие органы наделены соответствующим полномочием (см. комментарий к п. 1 ст. 13 Закона).

Согласно ранее действовавшему законодательству о лицензировании, лицензирующие органы обладали соответствующими полномочиями, позволяющими им оперативно реагировать на допущенные нарушения путем приостановления или аннулирования лицензии. По мнению некоторых авторов, самодостаточность такого механизма исключала необходимость в параллельном текущем контроле за деятельностью лицензиатов в части соблюдения затрагиваемых при ее осуществлении публичных интересов. Однако такая ситуация создавала предпосылки для произвола лицензирующих органов, в связи с чем законодатель пришел к более верному решению, ограничив полномочия лицензирующих органов по прекращению действия лицензии единственным случаем, когда лицензиат по собственной инициативе прекращает осуществление лицензируемого вида деятельности и подает заявление о прекращении действия лицензии. Таким образом, в настоящее время, несмотря на достаточно широкий круг полномочий, лицензирующие органы не вправе прекратить действие лицензии в принудительном порядке.

Руководствуясь принципом гласности и открытости, лицензирующие органы ведут реестры лицензий, занося в них сведения о процессе лицензирования, а также обеспечивают доступ к этим и иным сведениям в области лицензирования (подробнее об этом см. комментарий к ст. 14 Закона). Данное полномочие представляется важным, поскольку реестры лицензий отражают информацию обо всех мероприятиях, имевших место в отношении выданной лицензии, что значительно облегчает полномочия по контролю за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий.

По сравнению с ранее действовавшим законодательством в комментируемом Законе полномочия по осуществлению контроля существенно урезаны. Прежде по своей правовой природе лицензирование являлось мерой прямого административного воздействия на хозяйствующие субъекты. Однако это создавало зависимость предпринимателей от лицензирующих органов. В связи с чем в настоящее время содержание полномочий лицензирующих органов по контролю за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий включает в себя лишь проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии и лицензиате, возможности выполнения соискателем лицензии и соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий (подробнее об этом см. комментарий к ст. 12 Закона).

Законодатель в положениях комментируемой статьи возлагает на лицензирующие органы полномочия по обращению в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Как уже отмечалось, в настоящее время лицензирующие органы лишены возможности самостоятельно аннулировать лицензию, однако на них возложена обязанность по обращению в суд с заявлением об аннулировании лицензии, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата (см. комментарий к п. 2 ст. 13 Закона). Следует обратить внимание, в комментируемом Законе специально подчеркивается, что обращение лицензирующего органа в суд с заявлением об аннулировании лицензии - это его обязанность, а не право. В силу этого исходя из определения сущности полномочий, которые представляют собой "правообязанности" в строгом смысле этого слова, обращение лицензирующего органа в суд нельзя рассматривать как полномочие, поскольку речи о праве здесь не идет: при неустранении лицензиатом нарушений лицензионных требований и условий лицензирующий орган должен обратиться в суд. Альтернативы в этом случае лицензирующему органу не предоставляется, и действовать по своему усмотрению он не может. При этом при обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии важен сам порядок приостановления действия лицензии лицензирующим органом в случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности, соблюдение сроков приостановления действия лицензии, указание лицензиату на сроки устранения нарушений лицензионных требований и условий. Судебная практика также придерживается указанной позиции. Так, Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2007 по делу N А56-342/2007 признано, что несоблюдение лицензирующим органом порядка административного приостановления действия лицензии является основанием для отказа судом в удовлетворении требований об аннулировании лицензий.

Конкретное содержание полномочий конкретного лицензирующего органа и порядок их осуществления устанавливаются соответствующим положением о лицензировании конкретного вида деятельности. Так, Положением о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.08.2002 N 600 (в ред. от 26.01.2007), установлено, что лицензирующий орган в лице МВД России в целях контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий проводит плановые и внеплановые проверки. По результатам проверки в зависимости от характера нарушения лицензирующий орган вправе вынести предупреждение лицензиату либо приостановить действие лицензии до устранения выявленных нарушений.

Пункт 1 комментируемой статьи содержит исчерпывающий перечень полномочий лицензирующих органов, который может быть изменен только путем внесения соответствующих изменений (исключений или дополнений) в комментируемый Федеральный закон. Все вышеперечисленные полномочия тесно связаны между собой, одни полномочия порождают другие, входят в состав друг друга. Так, например, полномочия по контролю неразрывно связаны с полномочиями по предоставлению лицензий, поскольку в рамках последних проводится проверка сведений о соискателе лицензий. В целом перечисленные полномочия последовательно отражают полную совокупность мероприятий, осуществляемых в рамках лицензионной процедуры. При этом первые четыре полномочия соответствуют стадиям лицензионной процедуры, в то время как последние два пронизывают весь процесс лицензирования.

4. Положения п. 2 комментируемой статьи тесно связаны с полномочиями лицензирующих органов по ведению реестров и предоставлению информации о лицензировании, а в целом являются формой реализации и конкретизации принципа гласности и открытости лицензирования. Законодатель возложил на лицензирующие органы обязанность по формированию информационных ресурсов, доступных для ознакомления юридическим и физическим лицам. Указанные в комментируемом пункте информационные ресурсы включают в себя:

Сведения, содержащиеся в реестрах лицензий. Каждый гражданин или юридическое лицо, обратившееся в лицензирующий орган, имеет право ознакомиться с информацией, касающейся как самого лицензиата, так и выданной лицензии. Положения комментируемой статьи находят отражение и в других нормативных актах. Так, Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ в п. 4 ст. 5 устанавливает обязанность лицензирующих органов представлять сведения о лицензиях, полученных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, для внесения данных сведений в государственные реестры не позднее пяти рабочих дней с момента принятия соответствующего решения;

Положения о лицензировании конкретных видов деятельности, которые позволяют физическим и юридическим лицам ознакомиться с лицензионными требованиями и условиями, порядком лицензирования и т.п. конкретного вида лицензируемой деятельности;

Технические регламенты, которые принимаются только в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. В технических регламентах содержится исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента. В техническом регламенте в целях его принятия могут содержаться правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;

Иные нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования к лицензируемым видам деятельности. К таким нормативным документам можно отнести, к примеру, Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ, нормативные акты Правительства, приказы федеральных министерств, служб и агентств, применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации и др.

Более конкретно рассмотренная обязанность лицензирующих органов определяется в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности. Так, в соответствии с Положением о лицензировании перевозок морским транспортом, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 490 (в ред. от 18.07.2008), информация, относящаяся к осуществлению перевозок пассажиров, размещается на свободной и безвозмездной основе в официальных электронных или печатных средствах массовой информации Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также на информационных стендах в помещениях Службы в течение 10 дней с даты:

Принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии, переоформлении лицензии, приостановлении или возобновлении ее действия, об аннулировании лицензии;

Получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

Вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

В соответствии со ст. 128 ГК РФ, информация является объектом гражданских прав. Следовательно, ограничение права на информацию должно регулироваться с учетом требований конституционно-правовых норм ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в соответствии с которыми право может быть ограничено только на основании федерального закона и только в соответствии с конституционно значимыми целями. Согласно конституционно-правовым нормам единственным ограничением общедоступности и открытости информационных ресурсов, установленным положениями комментируемого пункта, являются интересы сохранения государственной или служебной тайны. Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 в ст. 5 определен перечень сведений, составляющих государственную тайну (о понятии государственной тайны см. комментарий к п. 2 ст. 1 Закона). Согласно этому, если в информационных ресурсах лицензирующего органа имеются сведения, перечисленные в ст. 5 указанного Закона, то доступ к ним должен быть ограничен, поскольку, чтобы ознакомиться с такими сведениями, необходимо получить допуск, т.е. санкцию полномочного должностного лица на ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну. В соответствии с положениями ст. 139 ГК РФ, информация тогда является служебной или коммерческой тайной, когда имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами. Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными законодательством, в частности, лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Таким образом, если лицензиат предоставляет сведения, содержащие служебную тайну, то лицензирующий орган обязан принять меры по ее сохранности и не допустить возможности ознакомления с такой информацией третьих лиц.



Просмотров