Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере какие дисциплины. Новая специальность – «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере

Специальность «интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» сочетает в себе обширные и востребованные знания общих и специальных предметов с учетом региональных особенностей учебного заведения, включает методы и алгоритмы анализа данных, знания по экспертным системам, инструментам обработки текстов, способам представления знаний.

Направления применения обширны: лингвистическое и программное обеспечение интеллектуальных, информационных и автоматизированных систем, компьютерные системы перевода текста и распознавания образов. Продуктивными и востребованными являются области оптимизации веб-ресурсов, работа с контекстом и базами данных.

В программу подготовки входят блок общеобразовательных предметов (история, философия, социология, менеджмент, высшая математика), общелингвистические переводческие дисциплины, специальные математические предметы и прикладные курсы по программированию и информационным технологиям.

Студентам предлагают специальный математический анализ и его прикладные сферы, теорию вероятностей в практическом применении, математическую логику в контексте анализа и принятия решений, математическую лингвистику.

Большое внимание уделяется формализации и представлению информации, изучению теории реляционных отношений и баз данных, логическому программированию, информационным и интеллектуальным системам, компьютерной лингвистике.

Важный элемент обучения - практический курс иностранного языка, обычно английского.

Направления профессиональной деятельности

Диплом по специальности «интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» предоставляет своему владельцу обширный спектр областей приложения полученных знаний, от участия в разработке реальных высокотехнологичных информационных и интеллектуальных систем принятия решения, машинного перевода и распознавания образов до частных прикладных задач, таких как:

  • применение и развитие интеллектуальных систем;
  • проектирование баз знаний, правил автоматизации рассуждений;
  • экспертные системы, методики и ;
  • исследовательская деятельность и моделирование знаний и операций с ними;
  • разработка алгоритмов обнаружения и обработки информации в интернет;
  • другие направления автоматизированной обработки информации.

Решить, получив специальность "интеллектуальные системы в гуманитарной сфере", кем работать, очень просто. Развитие сделало специалистов такого профиля крайне востребованными, и карьерный рост от простого специалиста до руководителя подразделения или компании может измеряться не годами, а месяцами.

Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере: отзывы и мнения выпускников

Специальность предусматривает получение обширных практических и востребованных знаний, а также расширенный курс английского языка. Структура изучаемых предметов построена таким образом, что социальная составляющая настраивается на понимание логики программирования и компьютерных систем, но не затрагивает их по существу.

Выпускник по профилю «интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» не становится программистом и, соответственно, не тратит время на изучение специальных предметов, анализ проблем и решений, которыми, между тем, учится эффективно управлять и понимать их сущность.

Практически все отзывы положительные, но отмечается необходимость много и внимательно учиться. Выпускники обоснованно считают себя "недопрограммистами", но ведь их программистами и не делают: профиль "интеллектуальные системы в гуманитарной сфере" - это совершенно другой уровень программирования. Эта работа больше относится к умению анализировать и программировать социальную сферу, поведение отдельной личности.

Области применения и перспективы специальности

Дипломы специалистов по ИТ-технологиям, особенно по практическому программированию и разработке, - одни из самых почетных, но специальность «интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» с каждым днем становится всё популярнее.

Высшее учебное заведение, как и образование в целом, инерционно, программы курсов всегда декларируют однотипные программы обучения и области профессиональной пригодности выпускников.

Но, выпуская программирующих «недопрограммистов» по специальности «интеллектуальные системы в гуманитарной сфере», российская образовательная система «интуитивно», хотя на самом деле абсолютно объективно, сформулировала ответ на растущую насущную потребность в специалистах особенной ориентации: анализ поведения человека в компьютерной, прежде всего, в информационной системе.

Это не просто перспективная сфера деятельности. Это ответ на растущий уровень угроз, который основывается не на банальных вирусах и действиях хакеров, а на планомерном, многоуровневом, многостороннем влиянии на действующие информационные системы.

Сегодня защита бизнеса, защита корпоративных интересов компании, частной собственности, персональных данных стала крайне актуальной. Нужны специалисты, которые могут определять поведение клиента и квалифицировать его как допустимое или вредоносное.

Работник компании может получать доступ в ее информационную среду с различных устройств, и обычные методы защиты здесь не срабатывают. Требуется комплексный подход, необходимо уметь строить социальный портрет компании и уметь в динамике анализировать его состояние, обнаруживать отклонения. Перспектива для «недопрограммистов» - просто колоссальная.

Мой предыдущий пост, посвященный использованию бесплатного статистического пакета R при обучении статистике, вызвал очень полезное (по крайней мере для меня) обсуждение. При этом один из участников предложил мне описать свой опыт преподавания в более широком контексте. Этот пост - попытка суммировать свой 15-летний опыт преподавания на отделении интеллектуальных систем РГГУ.

В настоящее время в нескольких ВУЗах Москвы существуют кафедры и отделения, обучающие специальностям «Искусственный интеллект», «Интеллектуальные системы» и т. п. Среди них - кафедра «Математическая теория интеллектуальных систем» мехмата МГУ, кафедры № 29 «Управляющие интеллектуальные системы» и № 22 «Кибернетика» МИФИ, базовая кафедра «Интеллектуальные системы» ФУПМа МФТИ в ВЦ РАН…

Менее известным является отделение интеллектуальных систем (в гуманитарной сфере) РГГУ. Идейным вдохновителем создания этого отделения и его руководителем является д.т.н., профессор Виктор Константинович Финн . Волей судьбы мне повезло учиться у него и работать под его руководством в ВИНИТИ РАН и на описываемом отделении. Принципы, заложенные в основу отделения, свободно обсуждались В.К. Финном со своими сотрудниками, поэтому, надеюсь, мое изложение их будет близким к оригиналу. Сделаю оговорку, что это - мое изложение, поэтому оно будет таким, как я это понимаю.

Сейчас, в связи с переходом обучения на систему «бакалавр-магистр» учебные планы будут изменяться, поэтому в своем изложении я попытаюсь отразить улучшения (и ухудшения), привносимые в учебный процесс этой реорганизацией. В 2008 году ОИС РГГУ выиграло тендер Федерального агентства по образованию РФ на создание учебных программ по специальности «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере». Поэтому, описываемые принципы предполагается внедрять во всех университетах России, обучающих студентов по этой специальности.

Идейно преподавание специальности ИСвГС разделяется на несколько блоков учебных дисциплин, проходящих через все обучение.

Первый - прикладная математика:

  • математический анализ,
  • алгебра,
  • дискретная математика,
  • теория вероятностей и математическая статистика,
  • вычислительная математика,
  • алгебраические методы в информатике,
  • теория реляционных баз данных.
Второй блок - логика:
  • математическая логика,
  • теория алгоритмов,
  • математическая лингвистика,
  • аксиоматические системы и элементы теории моделей.
Третий - программирование:
  • программирование на языках С и С++,
  • операционные системы,
  • логическое программирование,
  • программирование БД,
  • введение в Windows-программирование (модель COM),
  • Интернет-программирование (язык Javascript).
Четвертый - интеллектуальные технологии:
  • информационные системы,
  • интеллектуальные системы,
  • машинное обучение.
Конечно, имеется некоторое число обязательных дисциплин общегуманитарного цикла.

Большое количество дисциплин отнесено к вариативной части (могут выбираться студентами): генетические алгоритмы и нейросети, нечеткие множества, теория случайных процессов, теория сходства, параллельное программирование, онтологии и представление знаний и др. Многие из этих курсов в РГГУ читаются привлеченными специалистами.

Исторически имеется большой блок лингвистических дисциплин: морфология, синтаксис, семантика, лексикография, компьютерная лингвистика. Из-за сокращения нагрузки на студента, в новых планах эта часть будет значительно сокращена.

Однако, идеальность такого построения учебных планов наталкивается на реальные трудности. Главной из них считаю непонимание абитуриентами того, куда они поступают, какие предметы базовые, кем они станут после окончания ВУЗа. Другая трудность - несогласованность учебных курсов.

Попробую объяснить это на личном примере. Я преподавал и преподаю курсы «Аксиоматические системы и элементы теории моделей», «Машинное обучение», «Логические средства интеллектуальных систем».

Так как последний курс зависит от первого, а также от базового курса «Математическая логика», читаемого самим В.К. Финном в первых двух семестрах, то мне удавалось согласовать материал так, чтобы избежать дублирования (организовав, конечно, напоминание материала). Должен сказать, что студенты изучив метод аналитических таблиц на 1 курсе, в большинстве своем могут использовать его на 5 курсе, когда они изучают «Логические средства …».

С курсом «Машинное обучение» ситуация кардинально отличается. Сейчас мой курс (под влиянием моих личных научных интересов) сдвигается в сторону вероятностной теории обучения (аля В.Н. Вапник). Но курс теории вероятности и статистики не предполагает изложение нужного мне материала (неравенства Чернова, метод повторной выборки и т. п.). Поэтому я вынужден прерывать изложение материала вставками из теории вероятностей. И все равно, как я считаю, понимания у студентов не появляется. Уж слишком сильно отличается вероятностный материал от алгоритмического. Также мной наблюдается факт полного забывания студентами материала о NP-полноте (это нужно для доказательства того, что иногда обучающегося алгоритма не существует). Это усугубляется еще тем обстоятельством, что курсы «Теория алгоритмов» и «Теория реляционных БД» трактуют ее в разных терминах. Наконец, про теорию информации по Шеннону (нужно для изложения алгоритма ID3 обучения деревьям решений) студенты ничего не знают вообще!

По поводу же неправильного целеполагания и неумения выделить главное у абитуриентов и студентов могу добавить лишь, что наблюдаю усердное изучение ими математического анализа, который они к 5 курсу благополучно забывают, так как (кроме как в курсе вычислительной математики) нигде не используется. Да и методы численного анализа наши выпускники, по моему мнению, вряд ли когда будут разрабатывать самостоятельно.

Как я понимаю, большинство способных выпускников ОИСвГС РГГУ устраивается на работу компьютерными лингвистами в компанию ABBYY, так как конкурировать со студентами ВМиК МГУ и ФУПМ МФТИ за места программистов они не могут. Другая дорога - фрилансеры. По моему мнению, только несколько человек из почти 15-летнего выпуска отделения занимаются программированием (особенно интеллектуальных систем).

В качестве позитива расскажу о научных направлениях, в которых принимают участие наши студенты. Их три: онтологии и представление знаний, компьютерная лингвистика и интеллектуальные системы.

Первое направление посвящено разработке оригинальной системы представления знаний «ЭЗОП» . Это - система формирования и использования онтологии, основанной на теории категорий и формальных грамматиках. Основным языком разработки является Prolog.

Второе направление пытается разработать и внедрить общие модели представления лингвистических знаний, и применить их к задачам синтаксического и поверхностного семантического анализа. Основным языком разработки является LISP.

Третье направление - создание интеллектуальных систем анализа данных в социологии, криминалистике, науках о жизни и робототехнике. Под руководством В.К. Финна группа исследователей из ВИНИТИ РАН разработала в начале 80-х годов оригинальный метод анализа данных - ДСМ‑метод. В нем средствами многозначных логик формализуются идеи индукции по Д.С. Миллю, фальсификации по К. Попперу, рассуждению по аналогии и абдукции по Ч.С. Пирсу. Этот синтез познавательных процедур привел к логико-комбинаторному методу машинного обучения, где из обучающей выборки извлекаются причинно-следственные зависимости.

Первоначально метод применялся в фармакологии, где общие фрагменты химических формул лекарств (фармакофоры) предполагались причинами их биологического (медицинского) действия. Затем область применения метода расширилась на социологию, где общие признаки описания личности респондента служат «причиной» их поведения или мнения. Затем возникла криминалистическая задача, где общие признаки написания букв могут служить поводом для выяснения пола и темперамента написавшего. В настоящее время метод активно развивается для применения в медицинских исследованиях. Есть попытки применения метода для обучения интеллектуальных роботов в Лаборатории робототехники и искусственного интеллекта Политехнического Музея, которая тоже сотрудничает с отделением.

Взаимодействие ОИС РГГУ с ВИНИТИ РАН переросло из научного сотрудничества в образовательную сферу. Созданная в ВИНИТИ РАН базовая кафедра обеспечивает обучение по многим ранее описанным дисциплинам. Особенно выделю курсы «Операционные системы» и «Элементы параллельного программирования», где студенты имеют возможность научиться программировать в различных ОС и на развернутом в ВИНИТИ РАН многопроцессорном кластере.

Понимаю, что это - субъективные заметки о преподавании искусственного интеллекта в РГГУ. Думаю, читателям будет полезен взгляд изнутри студентки отделения интелектуальных систем, который можно найти в ее

Бакалавр по направлению подготовки Интеллектуальный системы в гуманитарной сфере изучит предметы в области программирования, информационных технологий, общелингвистические дисциплины, а также блок математических дисциплин. За период обучения студенты учатся разрабатывать, совершенствовать и использовать интеллектуальные системы в гуманитарной сфере. Список обязательных к глубокому изучению дисциплин включает дискретную, вычислительную математику, математическую логику, матанализ, компьютерную лингвистику, проходят углубленный курс английского языка и другие предметы.

Выпускники, получившие образование по данной специальности, могут найти работу в разных отраслях. Такие специалисты работают в переводческой сфере, программного обеспечения, информационных систем (программирование, разработка баз данных, создание новых программ), а также в любой организации, где есть необходимость в автоматизации баз данных. В условиях активно развивающихся компьютерных технологий, специалисты по интеллектуальным системам стали очень востребованы, также как специалисты по базам данных и оптимизаторы сайтов. Квалифицированных выпускников специальности 45.03.04 Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере Бакалавриат с радостью берут на работу бизнес-структуры, банки, торговые структуры, образовательные учреждения, информационные и аналитические отделы разных фирм и организаций.

Что изучают

Базы данных | Безопасность жизнедеятельности | Введение в компьютерную лингвистику | Интеллектуальные системы | Интеллектуальный анализ данных и машинное обучение | Интернет–технологии | Информационные системы | Логическое программирование | Практический курс иностранного языка (английский) | Программирование

Мой предыдущий пост, посвященный использованию бесплатного статистического пакета R при обучении статистике, вызвал очень полезное (по крайней мере для меня) обсуждение. При этом один из участников предложил мне описать свой опыт преподавания в более широком контексте. Этот пост - попытка суммировать свой 15-летний опыт преподавания на отделении интеллектуальных систем РГГУ.

В настоящее время в нескольких ВУЗах Москвы существуют кафедры и отделения, обучающие специальностям «Искусственный интеллект», «Интеллектуальные системы» и т. п. Среди них - кафедра «Математическая теория интеллектуальных систем» мехмата МГУ, кафедры № 29 «Управляющие интеллектуальные системы» и № 22 «Кибернетика» МИФИ, базовая кафедра «Интеллектуальные системы» ФУПМа МФТИ в ВЦ РАН…

Менее известным является отделение интеллектуальных систем (в гуманитарной сфере) РГГУ. Идейным вдохновителем создания этого отделения и его руководителем является д.т.н., профессор Виктор Константинович Финн . Волей судьбы мне повезло учиться у него и работать под его руководством в ВИНИТИ РАН и на описываемом отделении. Принципы, заложенные в основу отделения, свободно обсуждались В.К. Финном со своими сотрудниками, поэтому, надеюсь, мое изложение их будет близким к оригиналу. Сделаю оговорку, что это - мое изложение, поэтому оно будет таким, как я это понимаю.

Сейчас, в связи с переходом обучения на систему «бакалавр-магистр» учебные планы будут изменяться, поэтому в своем изложении я попытаюсь отразить улучшения (и ухудшения), привносимые в учебный процесс этой реорганизацией. В 2008 году ОИС РГГУ выиграло тендер Федерального агентства по образованию РФ на создание учебных программ по специальности «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере». Поэтому, описываемые принципы предполагается внедрять во всех университетах России, обучающих студентов по этой специальности.

Идейно преподавание специальности ИСвГС разделяется на несколько блоков учебных дисциплин, проходящих через все обучение.

Первый - прикладная математика:

  • математический анализ,
  • алгебра,
  • дискретная математика,
  • теория вероятностей и математическая статистика,
  • вычислительная математика,
  • алгебраические методы в информатике,
  • теория реляционных баз данных.
Второй блок - логика:
  • математическая логика,
  • теория алгоритмов,
  • математическая лингвистика,
  • аксиоматические системы и элементы теории моделей.
Третий - программирование:
  • программирование на языках С и С++,
  • операционные системы,
  • логическое программирование,
  • программирование БД,
  • введение в Windows-программирование (модель COM),
  • Интернет-программирование (язык Javascript).
Четвертый - интеллектуальные технологии:
  • информационные системы,
  • интеллектуальные системы,
  • машинное обучение.
Конечно, имеется некоторое число обязательных дисциплин общегуманитарного цикла.

Большое количество дисциплин отнесено к вариативной части (могут выбираться студентами): генетические алгоритмы и нейросети, нечеткие множества, теория случайных процессов, теория сходства, параллельное программирование, онтологии и представление знаний и др. Многие из этих курсов в РГГУ читаются привлеченными специалистами.

Исторически имеется большой блок лингвистических дисциплин: морфология, синтаксис, семантика, лексикография, компьютерная лингвистика. Из-за сокращения нагрузки на студента, в новых планах эта часть будет значительно сокращена.

Однако, идеальность такого построения учебных планов наталкивается на реальные трудности. Главной из них считаю непонимание абитуриентами того, куда они поступают, какие предметы базовые, кем они станут после окончания ВУЗа. Другая трудность - несогласованность учебных курсов.

Попробую объяснить это на личном примере. Я преподавал и преподаю курсы «Аксиоматические системы и элементы теории моделей», «Машинное обучение», «Логические средства интеллектуальных систем».

Так как последний курс зависит от первого, а также от базового курса «Математическая логика», читаемого самим В.К. Финном в первых двух семестрах, то мне удавалось согласовать материал так, чтобы избежать дублирования (организовав, конечно, напоминание материала). Должен сказать, что студенты изучив метод аналитических таблиц на 1 курсе, в большинстве своем могут использовать его на 5 курсе, когда они изучают «Логические средства …».

С курсом «Машинное обучение» ситуация кардинально отличается. Сейчас мой курс (под влиянием моих личных научных интересов) сдвигается в сторону вероятностной теории обучения (аля В.Н. Вапник). Но курс теории вероятности и статистики не предполагает изложение нужного мне материала (неравенства Чернова, метод повторной выборки и т. п.). Поэтому я вынужден прерывать изложение материала вставками из теории вероятностей. И все равно, как я считаю, понимания у студентов не появляется. Уж слишком сильно отличается вероятностный материал от алгоритмического. Также мной наблюдается факт полного забывания студентами материала о NP-полноте (это нужно для доказательства того, что иногда обучающегося алгоритма не существует). Это усугубляется еще тем обстоятельством, что курсы «Теория алгоритмов» и «Теория реляционных БД» трактуют ее в разных терминах. Наконец, про теорию информации по Шеннону (нужно для изложения алгоритма ID3 обучения деревьям решений) студенты ничего не знают вообще!

По поводу же неправильного целеполагания и неумения выделить главное у абитуриентов и студентов могу добавить лишь, что наблюдаю усердное изучение ими математического анализа, который они к 5 курсу благополучно забывают, так как (кроме как в курсе вычислительной математики) нигде не используется. Да и методы численного анализа наши выпускники, по моему мнению, вряд ли когда будут разрабатывать самостоятельно.

Как я понимаю, большинство способных выпускников ОИСвГС РГГУ устраивается на работу компьютерными лингвистами в компанию ABBYY, так как конкурировать со студентами ВМиК МГУ и ФУПМ МФТИ за места программистов они не могут. Другая дорога - фрилансеры. По моему мнению, только несколько человек из почти 15-летнего выпуска отделения занимаются программированием (особенно интеллектуальных систем).

В качестве позитива расскажу о научных направлениях, в которых принимают участие наши студенты. Их три: онтологии и представление знаний, компьютерная лингвистика и интеллектуальные системы.

Первое направление посвящено разработке оригинальной системы представления знаний «ЭЗОП» . Это - система формирования и использования онтологии, основанной на теории категорий и формальных грамматиках. Основным языком разработки является Prolog.

Второе направление пытается разработать и внедрить общие модели представления лингвистических знаний, и применить их к задачам синтаксического и поверхностного семантического анализа. Основным языком разработки является LISP.

Третье направление - создание интеллектуальных систем анализа данных в социологии, криминалистике, науках о жизни и робототехнике. Под руководством В.К. Финна группа исследователей из ВИНИТИ РАН разработала в начале 80-х годов оригинальный метод анализа данных - ДСМ‑метод. В нем средствами многозначных логик формализуются идеи индукции по Д.С. Миллю, фальсификации по К. Попперу, рассуждению по аналогии и абдукции по Ч.С. Пирсу. Этот синтез познавательных процедур привел к логико-комбинаторному методу машинного обучения, где из обучающей выборки извлекаются причинно-следственные зависимости.

Первоначально метод применялся в фармакологии, где общие фрагменты химических формул лекарств (фармакофоры) предполагались причинами их биологического (медицинского) действия. Затем область применения метода расширилась на социологию, где общие признаки описания личности респондента служат «причиной» их поведения или мнения. Затем возникла криминалистическая задача, где общие признаки написания букв могут служить поводом для выяснения пола и темперамента написавшего. В настоящее время метод активно развивается для применения в медицинских исследованиях. Есть попытки применения метода для обучения интеллектуальных роботов в Лаборатории робототехники и искусственного интеллекта Политехнического Музея, которая тоже сотрудничает с отделением.

Взаимодействие ОИС РГГУ с ВИНИТИ РАН переросло из научного сотрудничества в образовательную сферу. Созданная в ВИНИТИ РАН базовая кафедра обеспечивает обучение по многим ранее описанным дисциплинам. Особенно выделю курсы «Операционные системы» и «Элементы параллельного программирования», где студенты имеют возможность научиться программировать в различных ОС и на развернутом в ВИНИТИ РАН многопроцессорном кластере.

Понимаю, что это - субъективные заметки о преподавании искусственного интеллекта в РГГУ. Думаю, читателям будет полезен взгляд изнутри студентки отделения интелектуальных систем, который можно найти в ее

выпуск 2016 года

Алена Степанищева

Магистрант Университета ИТМО

Я училась по программе «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» и была в числе первых выпускников по этому направлению. Благодаря обучению я стала комплексным специалистом со знаниями в области лингвистики, а также азами программирования, логистики. Очень сильно мне пригодился английский язык, который я здорово подтянула в университете благодаря тому, что нередко профессиональную литературу приходилось читать именно на иностранном языке. Благодаря вузу я не только приобрела востребованную специальность (сейчас я обучаюсь в магистратуре по программе "Прикладная информатика"), но и нашла свое призвание в социальной сфере. На протяжении трех лет я руковожу Студенческим добровольческим центров в вузе и теперь работаю в Центре социального проектирования и предпринимательства, приобщая обучающихся к реализации добровольческих инициатив. Сейчас я продолжаю обучаться в Университете ИТМО в магистратуре по программе «Прикладная информатика» и могу совмещать учебу, работу и любимое хобби.

выпуск 2012 года

Владимир Фомкин

Аспирант Университета ИТМО

Я с детства увлекался компьютерами и всем, что с ними связано. Во многом это определило выбор учебного заведения в пользу «главного компьютерного вуза страны» - так тогда называли Университет ИТМО в кругах абитуриентов. Забегая вперед, скажу, что сейчас работаю практически по специальности, а учеба в стенах родного университета научила самому главному - решать сложные технические и организационные жизненные задачи, говоря проще - выживать в современном мире и продолжать развиваться. Учеба в Университете ИТМО помогла мне не только в профессиональном и личностном становлении, но и дала множество важных знакомств: здесь я нашел лучшего и надежного друга. Сложно сказать, какой была бы моя жизнь, если бы я не сделал свой выбор в пользу Университета ИТМО, ведь именно здесь я получил отличное образование и начал профессиональную деятельность.

выпуск 2014 года

Алиса Фазанова

Мое решение поступить в Университет ИТМО на новое направление «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» было относительно спонтанным, принятым после общения с сотрудниками факультета. Их эрудированность, доброжелательное отношение и отзывчивость стали не только стимулом поступить, но и мотивировали на протяжении всего обучения. Информационные технологии, программирование, математический анализ и статистика, психология, лингвистика, социология... Кто бы мог подумать, что все эти дисциплины могут преподаваться взаимосвязано и взаимодополняемо. Я уверена, что Университет ИТМО - это лучший выбор для тех, кому интересны новые технологии, общение с прогрессивными образованными людьми и саморазвитие. Посвятив немало времени и сил изучению учебного материала, расширив свой кругозор, побывав в роли исследователя, аналитика, став в конечном счете не только успешным студентом, но и сотрудником университета, я получила бесценный опыт и знания, которые многого стоят в современном мире и позволяют быть конкурентоспособным во многих сферах деятельности

выпуск 2015 года

Павел Бурак

Генеральный директор компании WebKit

В 9 классе я хотел стать или ветеринаром, или программистом. Определиться с выбором будущей профессии помогла моя учительница информатики. Именно она привила мне любовь к программированию, определив дальнейший путь развития. Поэтому после окончания 9 класса я решил поступить на факультет среднего профессионального образования Университета ИТМО. За четыре года обучения у меня сформировалась большая база технических знаний, и я даже помог друзьям подготовиться к вступительным испытаниям в вузы. Учиться на ФСПО было непросто: писали много самостоятельных работ, в которых перед нами ставились нетривиальные задачи. Конечно, я всегда мог задать вопрос преподавателю и получить на него ответ. Но в остальном приходилось думать только своей головой. На преддипломной практике я приобрел первый и интересный опыт прикладного программирования: нам посчастливилось попасть на завод, где создавали программное обеспечение для атомных подводных лодок. Именно тогда я почувствовал значимость выбранной профессии. Поставленные передо мной задачи, конечно, были не очень масштабными, но, выполняя их, я убедился, что и в области программирования можно «пощупать» результаты проделанной работы! А теперь и я готов учить талантливых стажеров, но уже в своей компании. После окончания ФСПО я перешел на третий курс на интеллектуальные технологии в гуманитарной сфере на естественнонаучный факультет (сейчас это относится к факультету ИКТ). Здесь учили сначала продумывать, что и как ты будешь делать, и только потом приступать к работе, то есть писать красивый, функциональный и понятный для других код. Историю Павла Бурака читайте на сайте «Мегабайт»: mbradio.ru/publication/2134/



Просмотров