Требования нормативных правовых актов к проведению обязательного. Федеральный закон "о нормативных правовых актах в российской федерации"

Информационное письмо о порядке применения положений отдельных государственных стандартов (ГОСТ Р 58202-2018 «Производственные услуги. Средства индивидуальной защиты людей при пожаре. Нормы и правила размещения и эксплуатации. Общие требования»)

В настоящее время в адрес Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий участились обращения от органов исполнительной власти, организаций и граждан по порядку применения положений ГОСТ Р 58202-2018 «Производственные услуги. Средства индивидуальной защиты людей при пожаре. Нормы и правила размещения и эксплуатации. Общие требования» (далее – ГОСТ 58202-2018).

В целях разъяснения возникающих вопросов, а также установления единого порядка применения требований пожарной безопасности сообщается, что указанный документ в соответствии Федеральным законом от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации» применяется исключительно на добровольной основе.

Неисполнение требований ГОСТ Р 58202-2018 не может квалифицироваться надзорными органами МЧС России как нарушение обязательных требований.

Одновременно сообщается, что нормы оснащения средствами индивидуальной защиты людей при пожаре зданий и сооружений установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 9 Правил на объекте защиты с ночным пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного.

Информационное письмо о порядке применения оборудования систем передачи извещений о пожаре от 25.12.2018 № 43-8785-19

В настоящее время в адрес МЧС России продолжают поступать обращения от юридических лиц и граждан по реализации положений Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее -Технический регламент), касающиеся дублирования сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации и порядка обслуживания и содержания оборудования системы передачи извещений.

В целях разрешения возникающих проблемных вопросов, а также выработки единой позиции, в части установления требований к формам и способам дублирования сигнала о возникновении пожара на пульт пожарно-спасательного подразделения, сообщается следующее.

В соответствии с частью 7 статьи 83 Технического регламента дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны предусматривается исключительно для объектов класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 (здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов, больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений), Ф1.2 (гостиницы, общежития и т.п.), Ф4.1 (здания образовательных учреждений и т.п.), Ф4.2 (здания образовательных учреждений: высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования).

В рамках актуализации требований пожарной безопасности издан приказ МЧС России от 05.09.2018 № 374 «О признании утратившими силу некоторых приказов МЧС России», предусматривающий отмену нормативных актов, в том числе приказов МЧС России от 29.01.2016 № 35 «О признании утратившими силу некоторых приказов МЧС России и организации работы по совершенствованию систем передачи информации о возникновении пожара и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 16.10.2017 № 443 «Об организации работы по передаче сигнала о возникновении пожара в пожарно-спасательные подразделения без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации» и от 15.01.2018 № 8 «О внесении изменений в приказ МЧС России от 16.10.2017 № 443».

Вместе с тем, указанным приказом действие приказа МЧС России от 28.12.2009 № 743 «О принятии на снабжение в системе МЧС России программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях» не восстановлено. Издание указанного приказа не является основанием для прекращения эксплуатации оборудования системы передачи извещений о пожаре, ранее установленного в подразделениях пожарной охраны до истечения установленного срока службы годности).

Действующим законодательством предусмотрено проведение процедуры подтверждения соответствия оборудования системы передачи извещений о пожаре требованиям Технического регламента. При этом не ограничивается тип указанных приборов, а также способы передачи информации при дублировании сигнала о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны.

Одновременно сообщается, что в настоящее время прорабатывается возможность отнесения указанной деятельности в отдельную государственную услугу и устанавливаются требования к организациям, выполняющим работы по установке и обслуживанию приборов пультовых оконечных.

Информационное письмо о порядке применения отдельных положений Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390

В настоящее время от граждан и организаций в адрес Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России поступают запросы о порядке применения требований по размещению временных строений возле зданий и сооружений, установленных абзацем 2 пункта 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390.

В целях разъяснения возникающих вопросов, а также установления единого порядка применения требований пожарной безопасности сообщается, что под определением «временные строения» необходимо понимать некапитальные строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

Термин «некапитальные строения, сооружения» установлен статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ.

Одновременно сообщается, что при размещении указанных временных строений у противопожарных стен допускается их устанавливать вплотную к зданию и сооружению.

Информационное письмо о порядке применения отдельных требований нормативных документов по пожарной безопасности

В настоящее время в адрес Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий участились случаи обращения от органов исполнительной власти, организаций и граждан по порядку применения отдельных нормативных документов по пожарной безопасности.

В целях разъяснения возникающих вопросов, а также установления единого порядка применения требований пожарной безопасности сообщается следующее.

В соответствии с пунктом 4.3.3 свода правил СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» при дверях, открывающихся из помещений в коридоры, за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора, уменьшенную:

на половину ширины дверного полотна – при одностороннем расположении дверей;

на ширину дверного полотна – при двустороннем расположении дверей. Указанное требование не распространяется на поэтажные коридоры (холлы), устраиваемые в секциях зданий класса Ф1.3 между выходом из квартиры и выходом в лестничную клетку.

Одновременно сообщается, что ширина эвакуационного пути определяется в свету, по минимальному расстоянию между смежными дверными полотнами, расположенными в одном уровне, либо между дверным полотном и ограждающими конструкциями эвакуационных коридоров.

Также сообщается, что в соответствии с пунктом 4.2.7 свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток в зданиях высотой более 15 м., кроме квартирных, должны быть глухими или с армированным стеклом.

При этом установка армированного стекла во всех дверях здания не требуется, а только в случаях, предусмотренных названным пунктом свода правил, в том числе в дверях, ведущих на эвакуационную лестничную клетку. Кроме того, указанные двери могут быть глухими.

Двери, заполнение по проекту которых армированным стеклом не предусмотрено, устанавливать в указанном исполнении не требуется.

Одновременно сообщается, что, по мнению Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России, допускается взамен армированного стекла предусматривать и иные типы заполнения проемов, обеспечивающие в случае пожара травмобезопасность, в том числе отсутствие осколков при их разрушении, а также дымогазонепроницаемость.

Информационное письмо «Услуги по построению системы мониторинга автоматических систем противопожарной защиты и вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112», а также ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования»

В настоящее время в адрес Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий участились обращения от органов исполнительной власти, организаций и граждан по порядку применения положений ГОСТ Р 56935-2016 «Услуги по построению системы мониторинга автоматических систем противопожарной защиты и вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112», а также ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования».

В целях разъяснения возникающих вопросов, а также установления единого порядка применения требований пожарной безопасности сообщается, что указанные документы в соответствии Федеральным законом от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации» применяются исключительно на добровольной основе.

Неисполнение требований таких документов не может квалифицироваться надзорными органами МЧС России как нарушение обязательных требований.

Пояснительная записка к постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2017 г. № 864 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения риск-ориентированного подхода при осуществлении отдельных видов государственною надзора и лицензионного контроля»

В целях реализации положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Правительством Российской Федерации принято постановление
«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерациипо вопросам применения риск-ориентированного подхода при осуществлении отдельных видов государственного надзора и лицензионного контроля».

В постановлении предусмотрены положения, предусматривающие внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны и федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также применение проверочных листов в рамках проведения плановых проверок при указанных видах надзора.

Все поднадзорные объекты будут отнесены к одной из четырех категорий риска с периодичностью проведения плановых надзорных мероприятий раз в 2 и 3 года и не чаще, чем раз в пять лет, в отношении категории низкого риска плановые проверки не проводятся.

При этом, при соблюдении всех обязательных требований объект надзора будет вправе подать заявление на переход в другую, более низкую категорию риска, где частота проведения проверок также снизится.

Изложенные подходы к организации и осуществлению надзорных функций дадут возможность сосредоточить основное внимание надзорных органов на силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также на объектах, обеспечивающих устойчивое функционирование экономики нашей страны и выживание населения в военное время, и (или) представляющих потенциальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, вводится новая для должностных лиц надзорных органов обязанность по использованию проверочных листов, и теперь предмет плановой проверки ограничивается исключительно перечнем вопросов, включенных в эти проверочные листы.

Одновременно, перечень вопросов, содержащихся в поверочных листах, планируется ограничить только теми обязательными требованиями, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинениявреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Внедрение указанных новых принципов правового регулирования надзорной деятельности позволит максимально снизить административное давление на предпринимательское сообщество и выстроить гармоничные, понятные и прозрачные отношения между властью и бизнесом.

Комментарии к Федеральному закону от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – федеральный закон) направлен на создание законодательных основ государственной службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы как самостоятельного вида федеральной государственной службы, а также на регулирование правоотношений, связанных с прохождением государственной службы сотрудниками федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.

Федеральный закон заменяет для сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, проходящих службу в федеральном органе исполнительной власти в области пожарной безопасности, Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1.

Федеральный закон регулирует правоотношения, связанные с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.

Федеральным законом определяются понятия «служба в федеральной противопожарной службе», «должности в федеральной противопожарной службе», «руководитель федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности», «руководитель (начальник)» и «уполномоченный руководитель», устанавливаются основные права и обязанности, требования к служебному поведению, ограничения, связанные с прохождением службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и ответственность сотрудников федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы;

устанавливается обязательность служебных отношений на контрактной основе;

определяются общие квалификационные требования к должностям сотрудников ФПС;

устанавливаются гарантии социальной защиты сотрудников ФПС, по денежному довольствию, жилищному, медицинскому, санаторно-курортному обеспечению, страховые гарантии и порядок их выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей;

устанавливаются социальные гарантии лицам, уволенным со службы в ФПС.

Кроме того, за сотрудниками, проходившими службу в федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы до вступления в силу федерального закона, устанавливаются гарантии социальной защиты, а также гарантии по прохождению ими дальнейшей службы в ФПС, том числе, засчитываются периоды службы (работы), которые ранее были включены (подлежали включению) в стаж службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, сохраняются специальные звания и сроки выслуги и этих званиях.

Комментарии к приказу МЧС России от 30.11.2015 № 618 «О внесении изменений в Правила использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденные приказом МЧС России от 27.05.2003 № 285» (зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2015, регистрационный № 40363)

Правилаи спользования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденные приказом МЧС России от 27.05.2003 № 285 (далее – Правила)разработаны на основании федеральных законов от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», постановлений Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» и от 27 апреля 2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств» и определяют требования к специализированным складским помещениям (местам хранения), а также порядку накопления, хранения, учета, использования и восполнения запасов средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля.

В 2015 году приказом МЧС России от 30.11.2015 № 618 «О внесении изменений в Правила использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденные приказом МЧС России от 27.05.2003 № 285»в Правила были внесены следующие изменения:

1. Введено понятие «специализированное складское помещение (место хранения)» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны». Данное изменение позволит хранить средства индивидуальной защиты помимо складских помещений на рабочих местах (специализированных местах хранения), это приведет к сокращению бюджета на содержание складов (см. п. 1.2 Правил). Также время на выдачу средств индивидуальной защиты, которые хранятся на рабочих местах, для работников организаций сократится в разы, что повысит степень их безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.

2. По всему тексту Правил понятие «дозиметрические приборы» заменено понятием «приборы радиационного контроля» в соответствии с
СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)», так как введенное понятие является более всеобъемлющим и включает в себя «дозиметрические приборы».

3. Понятие «заведующий складом» заменено понятием «ответственный за хранение», что позволит избежать включения в штат отдельной должности при хранении средств индивидуальной защиты в специализированных местах хранения, то есть на рабочих местах.

4. В пункте 2.8.11 понятие «фильтрующие противогазы, камеры защитные детские и дополнительные патроны к противогазам» заменены понятием «средства индивидуальной защиты органов дыхания», которое является более всеобъемлющим и включает в себя первое понятие.

Комментарии к приказу МЧС России от 22.12.2015 № 679 «О внесении изменений в приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (зарегистрирован в Минюсте России 21 января 2016 г., регистрационный № 40682)

В приказе:

В пункте 2 слова «Департамента гражданской защиты» заменены словами «Департамент гражданской обороны и защиты населения» и пункт 3 исключен с учетом распределения основных функций и задач между структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России в соответствии с приложением № 6 к приказу МЧС России от 06.10.2014 № 550 «Об утверждении положений о структурных подразделениях центрального аппарата МЧС России».

В приложении к приказу:

1. По тексту:

слова «начальник гражданской обороны» заменены словами «руководитель гражданской обороны» в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;

слова «проект», «техническая и эксплуатационная документация»,
«техническая документация», «проекты и техническая документация» и «эксплуатационная документация» заменены словами «проектная документация» в целях приведения в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (ст. 48,
пункт 2), постановлением Правительства Российской Федерации
от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

2. В разделе «Основные сокращения, применяемые в Правилах» абзацы 5 и 11 исключены. Постановление Правительства Российской Федерации
от 10 июня 1999 г. № 620 «О гражданских организациях гражданской обороны» (начало действия документа - 22.06.1999, окончание действия документа - 08.12.2007) утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804. При применении данного документа следовало учитывать, что в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28 декабря 2013 г.
№ 404-ФЗ в Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ, организации, имеющие рганизации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а не гражданские организации гражданской обороны.

3. В пункт 1.1 внесены изменения в целях приведения в соответствие
с действующим законодательством.

4. В пункте 1.2, 2.4, подпункте 3.5.5, подпункте 1 и 2 пункта 3.6, абзацах первом и втором подпункта 6.2.1 пункта 6.2, подпунктах 6.3.1 и 6.3.3 пункта 6.3, абзаце девятом подпункта 6.4.3 пункта 6.4, приложениях № 1 к п. 1.4 Правил и №№ 8, 9 и 11 к п. 3.6, приложении № 6 к п. п. 1.2, 3.6 Правил слова «убежища и противорадиационные укрытия», «противорадиационные укрытия» заменены словами «убежища, противорадиационные укрытия и укрытия», т. к. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2015 г. № 737 «О внесении изменений в Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» определен новый вид защитных сооружений гражданской обороны (далее – ЗС ГО) – укрытие.

5. Пункт 1.5 после слова «согласно» дополнен словом «примерным». Это означает, что нормы оснащения формирований носят рекомендательный характер, что снижает избыточное регулирование, предъявляемое к организациям.

6. В абзаце первом пункта 1.6, а также приложениях № 2 и 3 оптимизирован по согласованию с Минздравом России порядок оснащения
ЗС ГО лекарственными препаратами и медицинскими средствами в соответствии с приказами Минздрава России от 15.02.2013 № 70н
«Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями комплекта индивидуального медицинского гражданской защиты для оказания первичной медико-санитарной помощи и первой помощи» и от 08.02.2013 № 61н Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями укладки санитарной сумки для оказания первой помощи подразделениями сил гражданской обороны».

7. В пункты 2.12, 2.13 внесены изменения в соответствии с приложением № 6 к приказу МЧС России от 06.10.2014 № 550 «Об утверждении положений о структурных подразделениях центрального аппарата МЧС России».

8. В подпункте 3.2.17, подпункте 2 пункта 3.6, подпункте 4.1.3, наименовании пункта 4.2, пункте 4.2, наименовании пункта 4.3, подпунктах 4.3.2, 4.3.7, 4.3.10, 4.3.11, наименовании пункта 4.4, подпункте 4.4.2, наименовании и графе 3 таблицы 1 подпункта 4.4.2, в подпункте 4.4.5, наименовании пункта 4.5, 5.1.2, 5.1.4, 5.3.4, 6.1.1, 6.1.4, приложении № 12
к п. п. 4.1.3, 6.1.4 Правил, приложении № 13 к п. 4.1.6 Правил слова «проверка» и «проверка состояния» заменены словами «оценка технического состояния» - исключены мероприятия по проверке ЗС ГО, так как они противоречат Положению о государственном надзоре в области гражданской обороны и приводят к избыточным требованиям, предъявляемым к организациям, судебным разбирательствам и жалобам граждан, а вместо них определены порядок и периодичность оценки технического состояния ЗС ГО, которая проводится балансодержателем в целях планирования и проведения текущих и капитальных ремонтов (Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны», приказ МЧС России от 26.06.2012 № 358 «Об утверждении административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны»).

9. В подпункт 3.3.3 пункта 3.3 внесены изменения, а примечания к пункту 3.6 дополнены новым подпунктом 3 в целях установки правил эксплуатации нового вида ЗС ГО – укрытий, которые оптимальны и обеспечивают снижение расходов на содержание фонда защитных сооружений в целом (постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2015 г. № 737 «О внесении изменений в Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»). Например, в укрытиях снабжение воздухом осуществляется за счет естественной вентиляции, если иное не предусмотрено проектной документацией. Для них не отрабатываются инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, журналы регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования и другие документы в части касающейся оборудования и инженерных систем, не предусмотренных проектом.

10. Пункт 4.2 дополнен подпунктом 4.2.6 следующего содержания:

«4.2.6. Контроль состояния осуществляется в отношении технических систем и оборудования ЗС ГО, предусмотренных проектной документацией.». В целях снятия избыточных требований к организациям, эксплуатирующим ЗС ГО, установлено, что контроль состояния систем жизнеобеспечения осуществляется только в отношении технических систем и оборудования
ЗС ГО, предусмотренных проектной документацией.

11. Наименование запасов средств индивидуальной защиты и средств радиационной и химической разведки в приложениях № 2 и 3 приведено в соответствие с приказами МЧС России от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» и от 18.12.2014 № 701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне».

Комментарии к приказу МЧС России от 14.09.2015 № 499 «О внесении изменений в Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденный приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575» (зарегистрирован в Минюсте России 26 октября 2015 г., регистрационный № 39455)

В приказе:

1. Пункт 1 дополнен абзацем следующего содержания:

«К ЗС ГО относятся убежища, противорадиационные укрытия и укрытия.». В данном пункте введено новое понятие «укрытие» - защитное сооружение гражданской обороны (далее – ЗС ГО), обеспечивающее защиту укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, что позволяет оптимизировать количество ЗС ГО и повысить уровень защиты населения в современных условиях (постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309
«О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2015 г. № 737 «О внесении изменений в Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»).

2. Изменения в пункты 2, 3, 9 внесены в целях приведения в соответствие со сводом правил СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77*» (утвержден приказом Минстроя России 18.02.2014 № 59/пр).

3. В пункте 13 понятие «перевод ЗС ГО на режим убежища» заменен понятием «приведение ЗС ГО в готовность к приему укрываемых» с целью приведения в соответствие с приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583
«Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».

Комментарии к приказу МЧС России от 18.11.2015 № 601 «О внесении изменений в Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденное приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687» (зарегистрирован в Минюсте России 08.12.2015, регистрационный № 39995)

Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденное приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Федеральный закон № 28-ФЗ), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» (далее - постановление Правительства № 804) и определяет организацию и основные направления подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а также основные мероприятия по гражданской обороне в муниципальных образованиях и организациях.

В 2015 году приказом МЧС России от 18.11.2015 № 601 «О внесении изменений в Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденное приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687»в Положениебыли внесены следующие изменения:

1. По тексту Положения формулировки «военный конфликт» и «безопасный район» приведены в соответствие с Федеральным законом № 28-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 303 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы» (далее – постановление Правительства № 303).

2. В пункте 4 и 5 Положения разграничены и раскрыты понятия подготовки к ведению и ведения гражданской обороны на муниципальном уровне и в организациях в соответствии с постановлением Правительства № 804. Данное изменение уточняет, что подготовка к ведению гражданской обороны определяется положением об организации и ведении гражданской обороны, а ведение гражданской обороны осуществляется на основе планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований и планов гражданской обороны организации, таким образом, данное изменение позволяет избежать дублирования идентичной информации, излагаемой в них.

3. Пункт 13 Положения приведен в соответствие с Федеральным законом
№ 28-ФЗ, который уточняет какие именно организации осуществляют сбор и обмен информацией в целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской обороне.

5. Пункты 15 и 16 Положения приведены в соответствие с Федеральным законом № 28-ФЗ и постановлением Правительства № 303, а именно:

в подпункте 15.1 приказа понятие «обучение населения» меняется на «подготовку населения», так как понятие «подготовка» является более всеобъемлющим, в том числе включает в себя «обучение»;

в подпунктах 15.3, 16.3 раскрыты основные положения по организации планирования, подготовки и проведения эвакуации. Данные изменения наиболее четко и понятно разъясняют из каких зон проводится эвакуация работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

в подпунктах 15.6, 15.7, 15.8, 15.14, 16.4, 16.13 мероприятия по выполнению задач гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях приведены в соответствие с Федеральным законом № 28-ФЗ и постановлением Правительства № 804;

в подпункте 16.2 изменения носят рекомендательных характер в части касающейся организаций, которые создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности локальные системы оповещения. Данные изменения повысят эффективность оповещения населения в условиях чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;

в подпункте 16.6 в соответствии с Федеральным законом
№ 28-ФЗ разъясняется какими организациями создаются нештатные аварийно-спасательные формирования. Также данный подпункт дополнен абзацем по созданию, оснащению и подготовке нештатных формирований по выполнению мероприятий по гражданской обороне.

Пояснения по правоприменению в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуация природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах

В соответствии с пунктом 9 указанных Правил на объекте с ночным пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала па случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения.

Одновременно сообщается, что средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения на объекте с ночным пребыванием людей должны быть обеспечены дежурные и обслуживающий персонал учреждения, так как они осуществляют эвакуацию людей в случае возникновения пожара. При этом места размещения указанных средств индивидуальной защиты на объекте защиты определяются руководителем организации.

Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»

В соответствии с ч. 2 ст. 78 Технического регламента для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований настоящего Федерального закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Учитывая, что СП 4.13130.2013 не ограничивает размещение крышных котельных по высоте здания и содержит необходимый перечень требований пожарной безопасности к ним, разработка СТУ на данные объекты и согласование их размещения с органами федерального государственного пожарного надзора не требуется.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 271-ФЗ «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и статью 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»

Федеральный закон направлен на совершенствование общественных отношений в сфере оказания бесплатной юридической помощи гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Федеральным законом закреплено предоставление права на получение бесплатной юридической помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и уточнен перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, а также перечень случаев, при которых осуществляется оказание бесплатной юридической помощи гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, необходимой для восстановления имущественных прав, неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайных ситуаций, возмещения ущерба причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций.

Предлагаемая в Федеральном законе конкретизация прав граждан, пострадавших от чрезвычайных ситуаций, позволит на практике избежать необоснованной волокиты и обеспечит оперативное принятие мер по восстановлению нарушенных прав и защите интересов граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, а также позволит обеспечить согласованные и эффективные действия органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимые для реализации права на бесплатную юридическую ^омощь гражданами, пострадавшими от чрезвычайных ситуаций.

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий»

Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Утверждение Правил в новой редакции вызвано необходимостью совершенствования механизма выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористических актов, и на возмещение вреда, причиненного при пресечении террористических актов правомерными действиями.

Кроме вышеуказанного Правилами определены формы документов, обосновывающих размер запрашиваемых бюджетных ассигнований для финансового обеспечения мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Правилами упрощается механизм и сокращаются сроки оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, особенно в части оказания этим гражданам единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой ими имущества, а также в части выплаты единовременного пособия членам семей погибших (умерших) граждан и гражданам, здоровью которых причинен вред различной степени тяжести (предлагается установить авансовое перечисление бюджетам субъектов Российской Федерации части (30 процентов) бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение указанных мероприятий). Это позволяет в три раза сократить срок оказания гражданам единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 300 «О государственной программе Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»

Постановлением Правительства Российской Федерации обновлена госпрограмма «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

Ответственный исполнитель программы - МЧС России.

Госпрограмма включает 3 подпрограммы: «Предупреждение, спасение, помощь», «Обеспечение и управление», «Развитие системы обеспечения промышленной безопасности». Цель программы - минимизация социального, экономического и экологического ущерба, наносимого населению, экономике и природной среде от военных действий, террористических актов, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и происшествий на водных объектах.

Программа реализуется в 2 этапа (1 января 2013 г. - 31 декабря 2015 г.; 1 января 2016 г. - 31 декабря 2020 г.).

Объем ассигнований на реализацию программы за счет средств федерального бюджета - 1 744 837 773,1 тыс. руб., ранее составлял 1 556 736 573,58 тыс. руб.

Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2014 г. № 532 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности маломерных судов»

Постановление Правительства Российской Федерации подготовлено в соответствии с Планом мероприятий, направленных на реализацию технического регламента Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» (ТР ТС 026/2012) (далее - технический регламент) в Российской

Федерации, одобренным на заседании подкомиссии по техническому регулированию Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции (протокол от 19 декабря 2012 г. № 5 раздел VIII).

В целях организации на территории Российской Федерации государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента указанным Постановлением уполномочены на осуществление надзорных функций в соответствии со сферами компетенции: Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России (далее - ГИМС МЧС России), Росприроднадзор, Роспотребнадзор.

В целях недопущения одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) согласно статье 3 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» Постановлением разграничены полномочия надзорных органов с учетом сферы их деятельности:

ГИМС МЧС России в рамках осуществления государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях;

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках осуществления государственного экологического надзора;

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Органы ГИМС МЧС России осуществляют контроль за соблюдением обязательных требований, предъявляемых к маломерным судам, в форме классификации и освидетельствования маломерных судов.

Приказ МЧС России от 27.05.2014 № 262 «Об утверждении Правил аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 августа 2014 г., регистрационный № 33667)

Приказ МЧС России от 27.05.2014 № 262 издан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. № 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». Приказом МЧС России от 27.05.2014 Ке 262 утверждены новые Правила аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, а также признан утратившим силу приказ МЧС России от 29.06.2005 № 498 «Об утверждении Правил аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Издание Приказа МЧС России от 27.05.2014 № 262 обусловлено необходимостью оптимизации (повышения качества) предоставления государственной услуги по аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, приведения правил в соответствие с требованиями Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, а также утверждения новой формы бланка удостоверения на право управления маломерными судами, коррелирующего с международными аналогами.

Приказ МЧС России от 27.05.2014 № 263 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 августа 2014 г., регистрационный № 33666)

Приказ МЧС России от 27.05.2014 № 263 издан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. № 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» и устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) МЧС России, осуществляемых по запросу о предоставлении государственной услуги по аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, в пределах установленных нормативными актами Российской Федерации полномочий.

Издание Приказа МЧС России от 27.05.2014 № 263 обусловлено необходимостью совершенствования системы предоставления государственных услуг МЧС России в электронном виде с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.

«Услуги по построению системы мониторинга автоматических систем противопожарной защиты и вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112», а также ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования».

Содержание норм права выражается в статьях. Совокупность статей, сгруппированных по определенным принципам, представляет отдельный нормативно-правовой акт. Термин «акт» в юриспруденции понимается в двух смыслах: 1) как правотворческое действие органов государственной власти; 2) как официальный документ, закрепляющий (устанавливающий) результаты тех или иных действий либо предписывающий, обязывающий или запрещающий совершать те или иные действия. Термин «нормативный» означает, что данный официальный документ (акт) содержит нормы права. Термин «правовой» является синонимом термина «юридический» . Поэтому иногда правовой акт называют нормативным юридическим актом.

Нормативно-правовой акт – содержащий юридические нормы официальный документ, который создается в результате правотворческой деятельности государства или всенародного волеизъявления (референдума). Нормативно-правовой акт является основной формой права. Кроме нормативно-правовых актов, формами права являются санкционированный обычай, судебный прецедент, нормативный договор .

Санкционированному обычаю государство придает обязательное значение и соблюдение его гарантирует своей принудительной силой. В настоящее время такая форма права почти не используется.

Судебный прецедент придание конкретному решению суда обязательного значения. На это решение суда можно ссылаться как на статью закона при решении аналогичных дел. Само слово «прецедент» переводится как «факт, имевший пример в прошлом». Такая форма права широко распространена в Великобритании. В Российской Федерации судебный прецедент не является формой права.

Нормативный договор это либо международный договор, либо договоры о разграничении предметов ведения между субъектами федерации. Данная форма права больше относится к выполнению внешних функций государства и к организации формы государственного устройства.

Некоторые теоретики права, характеризуя нормы права, называют их источниками права . Они считают, что государство первично по отношению к праву, а нормативно-правовой акт результат правотворческой деятельности государства, которое порождает право. Это точка зрения представителей нормативистской теории права. Но если исходить из точки зрения, согласно которой процессы возникновения права и государства происходили одновременно, то можно утверждать, что подлинными источниками права являются не нормы права, а правовые идеи, зарождавшиеся в недрах общественной жизни людей. К источникам права можно отнести традиции, обряды, обычаи, регулировавшие отношения в обществе на ранних этапах развития человечества. Все это дает основание говорить о нормативно-правовых актах как о формах права (т.е. как о чем-то вторичном, производном от чего-то), а не как об источниках права (т.е. как о чем-то первичном, исходном). Хотя в силу сложившейся традиции большинство теоретиков права не делают различий между формами права и источниками права, считая, что это две ипостаси одного и того же.

Нормативно-правовые акты следует отличать от индивидуально-правовых актов и актов применения норм права.

Индивидуально-правовые акты имеют три характерных признака:

1) в них не содержатся правила поведения (т.е. нормы);

2) они являются актами одноразового и кратковременного действия;

3) носят строго адресный, персонифицированный характер, т.е. обращены к конкретным лицам.

Назначение индивидуально-правовых актов:

а) определять порядок проведения одноразовых мероприятий (например, постановление главы местной администрации о проведении праздника в честь Дня города);

б) регистрировать юридические факты (например, все документы, имеющие отношение к сфере нотариальных действий);

в) представлять разрешение возникающих споров (например, решения и постановления судебных органов, за исключением постановлений Верховного Суда РФ, которые могут иметь нормативный характер).

Иногда в юридической литературе для краткости индивидуально-правовой акт называют правовым , а нормативно-правовой акт называют нормативным .

Акт применения норм права официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое формулируется на основе норм права в отношении конкретных обстоятельств или персонально определенных лиц (например, акты парламента, главы государства, органов исполнительной власти, судебные решения, акты прокурорского надзора и др.).

Акты применения норм права отличаются от нормативно-правовых актов:

Во-первых, акты применения норм права имеют исключительно повелительный характер. Нормы, содержащиеся в них, отличаются категоричностью. Это либо императивные, либо запретительные нормы права. Они не дают права выбора лицу, в отношении которого применяются. Например, вступившее в силу решение суда по конкретному делу обязательно для исполнения всеми сторонами.

Во-вторых, исполнение требований, содержащихся в актах применения норм права, в необходимых случаях обеспечивается принудительно.

В-третьих, акты применения норм права издаются только в установленной форме, а именно: 1) они должны иметь полное и точное название с указанием органа, выдавшего этот акт, и с указанием конкретного адресата, к которому в данном акте предъявляются требования; 2) в содержании акта применения норм права должны быть изложены фактические обстоятельства дела и указаны все статьи законов, на основании которых принималось решение по этому делу. К подобным актам относятся решения и постановления судебных органов. Однако постановления Пленума Верховного Суда РФ и заключения Конституционного Суда РФ в пределах их ведения могут иметь нормативно-правовой характер.

Акты применения норм права отличаются от индивидуально-правовых актов , хотя общих черт между ними больше, чем различий:

– во-первых, они являются письменными официальными правовыми документами;

– во-вторых, актами одноразового применения;

– в-третьих, они не имеют общеобязательного характера, так как сфера их действия распространяется лишь на ограниченный круг лиц или даже на одно лицо.

Различие в том, что акт применения норм права содержит нормы права, что сближает его с нормативно-правовым актом.

Виды нормативно-правовых актов.

Закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке с целью регулирования наиболее важных с точки зрения государственного и общественного интереса отношений.

Правом принятия законов в Российской Федерации обладают:

1) Федеральное Собрание РФ (законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации);

2) законодательные органы субъектов Российской Федерации;

3) граждане, имеющие право избирать и участвовать в референдуме (п.2 ст.32 и ст.60 Конституции РФ).

Виды законов:

1. Основные Конституция РФ и Конституции субъектов Российской Федерации.

2. Федеральные конституционные законы законы, регулирующие наиболее важные в стратегическом плане общественные отношения, которые определяют форму государства и всю его политическую систему. К ним относятся: законы об условиях и порядке введения чрезвычайного положения; законы о порядке принятия в состав РФ нового субъекта, а также об изменении конституционно-правового статуса субъекта Федерации; законы о порядке деятельности Правительства РФ; законы о судебной системе РФ; и др. Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и если он одобрен не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации. Федеральный конституционный закон, принятый Федеральным Собранием РФ, не может быть отклонен Президентом. Конституция РФ обязывает Президента в течение четырнадцати дней подписать его в той редакции, в какой закон был принят Федеральным Собранием (ст.108 Конституции РФ).

3. Федеральные законы призваны регулировать основные сферы деятельности общества и государства. Например, закон о федеральном бюджете; законы, регулирующие финансовую, налоговую и таможенную политику государства; законы, касающиеся экономической, политической, культурной жизни общества; и др. Федеральный закон действует на всей территории страны. Он не должен противоречить Конституции и федеральному конституционному закону. Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы (226 человек). После этого он должен быть одобрен простым большинством членов Совета Федерации. Затем Федеральный закон поступает на подпись Президенту РФ, который имеет право в случае несогласия отклонить его. В случае отклонения федерального закона Президентом Государственная Дума вновь рассматривает этот закон и либо вносит в него поправки согласно замечаниям президента, либо оставляет закон в старой редакции. Во втором случае вето президента может быть преодолено, если за закон проголосовало не менее 2/3 депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. После этого Президент обязан подписать Федеральный закон в течение семи дней (ст.107 Конституции РФ).

4. Законы субъектов Российской Федерации регулируют социальную, экономическую, культурную, научную и другие сферы общественной жизни в рамках отдельных регионов государства. Эти законы принимаются представительными законодательными органами субъектов Федерации и действуют только на их территории. Поэтому в отличие от федеральных законов законы субъектов Федерации обладают относительно высшей юридической силой. Соотношение федеральных законов и законов субъектов Федерации определено в п.5 ст.76 Конституции РФ.

Законы принимаются в порядке законодательной инициативы. Право законодательной инициативы это право выдвигать предложение о необходимости принятия закона и вносить в законодательный орган проект закона

В Российской Федерации правом законодательной инициативы обладают:

1) депутаты Государственной Думы,

2) Совет Федерации и члены Совета Федерации;

3) Президент;

4) Правительство;

5) законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;

6) высшие судебные органы (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд) по вопросам их ведения.

Право законодательной инициативы порождает обязанность законодательного органа обсудить вопрос о принятии к рассмотрению выдвинутых предложений или законопроектов.

Законы первичные нормативно-правовые документы, так как они содержат нормы, которых до их принятия не было. Вторичными нормативно-правовыми актами являются подзаконные акты.

Подзаконный акт – один из видов нормативно-правового акта, который создается для того, чтобы конкретизировать положение принятых законов с целью облегчения их применения с учетом специфики различных слоев населения, территориальных особенностей и индивидуальных интересов. Подзаконные акты характеризуются двумя признаками:

2) обладают меньшей юридической силой, чем закон (если нормы, содержащиеся в подзаконном акте, противоречат нормам закона, то применяется закон).

По степени юридической силы подзаконные акты подразделяются на:

1) нормативные указы Президента , которые не могут отменять или изменять положение закона. Согласно Конституции РФ, лишь в условиях чрезвычайного или военного положения президентские нормативные акты могут приостанавливать и корректировать закон;

2) постановления Правительства . Они принимаются в контексте с Указами Президента и призваны регулировать более узкие вопросы государственного управления, социального строительства, образования, здравоохранения, культуры и т.д.;

3) ведомственные нормативные акты нормативно-правовые акты общеобязательного характера, но сфера их действия ограничена рамками ведомственных отношений;

4) подзаконные акты органов местного самоуправления . К ним относятся нормативные акты региональных и муниципальных органов представительной законодательной власти (постановления, распоряжения и т.д.);

5) внутриорганизационные акты такие нормативные акты, которые издаются руководителями различных предприятий, организаций для регламентации своих внутренних вопросов. Их действие распространяется только на членов этих организаций (например, приказ руководителя предприятия).

Требования, предъявляемые к нормативно-правовым актам:

1. Законность . Понимается как единая целенаправленность правотворчества органов государственной власти, которое должно осуществляться в рамках действующего законодательства с целью принятия наиболее оптимальных, отвечающих интересам общества правовых норм.

2 Компетентность . Нормативно-правовой акт должен составляться, компетентными специалистами, хорошо осведомленными в вопросах, которые призван регулировать разрабатываемый ими правовой акт.

3 Четкость и непротиворечивость изложения . Это требование означает, что ни одно положение нормативно-правового акта не должно пониматься двусмысленно и должно быть доступно каждому, чтобы исключить разночтение статей закона Это требование трудновыполнимо. Как правило, суть нормативно-правовых актов поясняют подзаконные акты (инструкции, разъяснения и т.д.).

4. Своевременность принятия . Одно из требований, позволяющих нормативно-правовым актам более эффективно регулировать процессы общественного развития (например, согласно этому требованию Закон РФ «О федеральном бюджете Российской Федерации» должен приниматься не позднее конца текущего года).

5. Оперативность доведения содержания до исполнителей означает, что необходимо устанавливать максимально короткие сроки между датой принятия нормативного акта и датой его обнародования (опубликования).

Состав комиссии для расследования легкого несчастного случая на производстве

1. Для расследования легкого несчастного случая на производстве (ст. 229ТК РФ) в организации работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее 3 человек.

В состав комиссии включаются:

Специалист по охране труда или лицо, назначенное приказом (распоряжением) работодателя ответственным за организацию работы по охране труда;

Представители работодателя;

Представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченный по охране труда.

Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченный им представитель. Состав комиссии утверждается приказом работодателя.

2. В расследовании легкого несчастного случая на производстве у работодателя - физического лица принимают участие:

Работодатель или уполномоченный его представитель;

Доверенное лицо пострадавшего;

Специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе.

3. Несчастный случай на производстве, происшедший с лицом, направленным для выполнения работ к другому работодателю, расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай. В состав комиссии входит уполномоченный представитель работодателя, направившего это лицо.

4. Несчастный случай, происшедший с работником организации, производящей работы на выделенном участке другой организации, расследуется и учитывается организацией, производящей эти работы. В этом случае комиссия, проводившая расследование несчастного случая, информирует руководителя организации, на территории которой производились эти работы, о своих выводах.

Каждый работник или уполномоченный им представитель имеет право на личное участие в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве.

В состав комиссии при расследовании легкого несчастного случая на производстве в организации входят: работодатель или его представитель (председатель комиссии), инженер по охране труда, представитель профсоюзного органа.

В состав комиссии при расследовании легкого несчастного случая на производстве у работодателя - физического лица входят: работодатель или его представитель (председатель комиссии), инженер по охране труда, доверенное лицо пострадавшего.При этом во всех случаях состав комиссии должен состоять из нечетного числа членов.

Расследование несчастных случаев (в том числе групповых), происшедших в организации или у работодателя - физического лица, в результате которых пострадавшие получили повреждения, отнесенные в соответствии с установленными квалифицирующими признаками к категории легких, проводится комиссиями, образуемыми работодателем (его полномочным представителем) в соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 229 Кодекса, с учетом требований, установленных настоящим Положением. Лица, осуществляющие (осуществлявшие) непосредственный контроль за работой пострадавшего, в состав комиссии не включаются.

Несчастные случаи, происшедшие с лицами, направленными в установленном порядке для выполнения работ к другому работодателю и работавшими там под его руководством и контролем (под руководством и контролем его представителей), расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой этим работодателем (его представителем). В состав комиссии включается полномочный представитель организации или работодателя физического лица, направивших упомянутых лиц.

Несчастные случаи, происшедшие на территории организации с работниками сторонних организаций и другими лицами при исполнении ими трудовых обязанностей или задания направившего их работодателя (его представителя), расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой этим

работодателем (его представителем). При необходимости в состав комиссии могут включаться представители организации, за которой закреплена данная территория на правах владения или аренды.

Несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, выполнявшими работу по заданию работодателя (его представителя) на выделенном в установленном порядке участке сторонней организации, расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой работодателем (его представителем), производящим работу, с обязательным участием представителя организации, на территории которой производилась эта работа.

Несчастные случаи, происшедшие с работниками при выполнении работы по совместительству, расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой работодателем (его представителем), у которого фактически производилась работа по совместительству. В этом случае комиссия, проводившая расследование, информирует о результатах расследования и сделанных выводах работодателя (его представителя) по месту основной работы пострадавшего.

Расследование несчастных случаев со студентами или учащимися образовательных учреждений соответствующего уровня, проходящими в организациях производственную практику или выполняющими работу под руководством и контролем работодателя (его представителя), проводится ко-

миссиями, формируемыми и возглавляемыми этим работодателем (его представителем). В состав комиссии включаются представители образовательного учреждения.

Расследование несчастных случаев со студентами или учащимися образовательных учреждений, проходящими производственную практику на выделенном для этих целей участках организации и выполняющими работу под руководством и контролем полномочных представителей образовательного учреждения, проводится комиссиями, формируемыми руководителями образовательных учреждений. В состав комиссии включаются представители организации.

Несчастные случаи, происшедшие с профессиональными спортсменами во время тренировочного процесса или спортивного соревнования, независимо от количества пострадавших и тяжести полученных ими повреждений, расследуются комиссиями, формируемыми и возглавляемыми работодателями (их представителями) с обязательным участием представителей профсоюзного органа или иного уполномоченного профессиональными спортсменами органа, с учетом требований Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях.

Расследование и учет несчастных случаев, происшедших со спортсменами - любителями во время учебно-тренировочных занятий и проведения спортивных соревнований, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами физической культуры и спорта по согласованию с Минздравсоцразвития РФ. Расследование несчастных случаев, происшедших: с гражданами, привлекаемыми в установленном порядке к мероприятиям по ликвидации последствий катастроф и других ЧС природного характера, проводится комиссиями, состав которых формируется и утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или (по их поручению) органами местного самоуправления, возглавляемыми должностными лицами территориальных органов МЧС РФ.

О несчастном случае с числом пострадавших 2 человека и более (далее -групповой несчастный случай), несчастном случае, в результате которого пострадавшим было получено повреждение здоровья, отнесенное в соответствии с установленными квалифицирующими признаками к категории тяжелых (далее - тяжелый несчастный случай), или несчастном случае со смертельным исходом, происшедшем с работниками или другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, работодатель (его представитель) в течение суток обязан направить извещение по форме 1 в органы и организации, указанные в статье 228 Кодекса.

О случаях острого отравления работодатель (его представитель) сообщает также в соответствующий орган Роспотребнадзора. Острые профессиональные заболевания (отравления), в отношении которых имеются основания предполагать, что их возникновение обусловлено воздействием вредных производственных факторов, подлежат расследованию в соответствии с Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. №967.

Форма сообщения о групповом несчастном случае, тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом утверждена постановлением Минтруда РФ «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» от 24.10.2002 № 73



Просмотров