К кому не применяется административная ответственность. Какие правонарушения административного плана наказуемы

В условиях кардинальных преобразований всех сфер государственной и общественной жизни при осуществлении гражданами своих нрав и исполнении ими обязанностей исключительно важное значение имеет ответственность государственных органов, общественных организаций и объединений, должностных лиц, а также всех граждан России за правильное, добросовестное, неуклонное и эффективное исполнение возложенных на них обязанностей.

Административная ответственность выступает разновидностью юридической ответственности, обладая всеми признаками последней.

Большинство современных ученых-правоведов понимают юридическую ответственность как форму социальной ответственности, рассматривают се в позитивном и негативном значении. В позитивном смысле юридическая ответственность означает ответственное отношение человека к своим обязанностям, ответственность за правильное выполнение физическим или юридическим лицом возложенных на него законом обязанностей. Она выражается в осознании лицом необходимости неуклонно и добросовестно исполнять свои обязанности, в требованиях, предъявляемых к лицу обществом и государством, в системе мер, которыми обеспечивается исполнение лицом лежащих на нем обязанностей.

Если же обязанность не выполняется, наступает ответственность в ее так называемом негативном значении – необходимость лица подвергнуться мерам государственного принуждения за совершенное правонарушение. Являясь властно-принудительным способом воздействия на субъектов правоотношений, смысл юридической ответственности состоит в наказании за нарушение правовых норм. Фактическим основанием ее применения является состав правонарушения, предусматривающий вид санкций. Юридическая ответственность может наступить только за виновный противоправный проступок. Необходимым субъективным основанием применения мер ответственности является наличие вины лица, нарушившего правовые обязанности. Юридическая ответственность всегда сопряжена с ограничением или лишением прав лица, нарушившего правовую норму, в порядке реализации санкций, указанных в правовых актах.

Административная ответственность – наиболее распространенный вид юридической ответственности. Она наступает и за нарушение правил дорожного движения, и за совершение мелкого хищения или за сокрытие товара от таможенного контроля, и во многих других случаях.

Административная ответственность – это разновидность административного принуждения, которая выражается в применении уполномоченными государственными органами или должностными лицами наказаний, установленных материальными нормами административного права, к лицам, совершившим административное правонарушение.

Следовательно, для правонарушителя административная ответственность означает применение к нему санкций материальных административно-правовых норм, а также его обязанность претерпевать меры государственного принуждения, применяемые на основе норм права в установленном законодательством порядке.

Основными признаками административной ответственности, отличающими ее от наиболее близких по юридической природе дисциплинарной и уголовной ответственности, являются:

1. Наличие собственной нормативной правовой основы, которую составляют КоАП РФ и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов РФ об административных правонарушениях. Это обусловлено тем, что административное законодательство в соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции РФ отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Федерация устанавливает общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях; перечень видов административных наказаний и правила их применения; административную ответственность по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административную ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний (ст. 1.3 КоАП РФ).

Отнесение указанных вопросов к компетенции Российской Федерации оправданно, так как они во многом определяют сущность административной ответственности, ее принудительный характер. Применение санкций, предусмотренных административным законодательством, всегда сопряжено с ограничением конституционных прав и свобод, а подобные ограничения, согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, могут быть определены только федеральным законом. Субъекты РФ не вправе принимать в указанной сфере свои нормативные правовые акты. Собственное правовое регулирование в сфере административной ответственности возможно только на основе федерального закона, устанавливающего разграничение предметов совместного ведения на федеральные и региональные.

В отличие от административной уголовная ответственность устанавливается только УК РФ, а дисциплинарная – как различными законами и подзаконными актами, так и локальными нормативными актами.

  • 2. Основанием административной ответственности является состав административного правонарушения. Уголовной – состав преступления, а дисциплинарной – состав дисциплинарного проступка.
  • 3. Субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица. Статья 2.10 КоАП РФ определяет, что юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями Особенной части указанного Кодекса или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Субъектами уголовной и дисциплинарной ответственности могут быть только физические лица.

4. Административная ответственность отличается от других видов юридической ответственности по видам и характеру применяемых санкций. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 5) административный арест; 6) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 7) дисквалификация; 8) административное приостановление деятельности; 9) обязательные работы.

Наряду с административными наказаниями, ограничивающими имущественные права правонарушителя (штраф, конфискация), административной юрисдикции присущи санкции, ограничивающие другие конституционные права: например, права на свободу передвижения (при применении административного ареста, административного выдворения). Кроме указанных санкций предусмотрены и наказания, целью применения которых является недопущение рецидива правонарушения. Превентивное наказание в виде предупреждения не ограничивает конституционных прав и свобод. Предупреждение, вынесенное в письменной форме, воздействует на нравственные устои правонарушителя, не посягая на его имущественные интересы.

Сочетание санкций, ограничивающих права и свободы граждан, с санкциями, воздействующими на моральные устои бытия правонарушителя, свойственно только административной ответственности.

Перечень видов уголовных наказаний устанавливается в ст. 44 УК РФ. В настоящее время он не предусматривает превентивных санкций наподобие административного наказания в виде предупреждения. Применение уголовных наказаний по преимуществу ограничивает право человека на свободу (ограничение свободы, арест, лишение свободы на определенный срок, а также пожизненное лишение свободы), возможность осуществления любых конституционных прав (в том числе права на жизнь) прекращается при назначении исключительной меры наказания – смертной казни.

Административные и уголовные наказания, ограничивающие имущественные права нарушителя, различаются по способу их применения: штраф как наиболее распространенная разновидность имущественных административных санкций может применяться только в качестве основного административного взыскания; штраф как уголовное наказание может применяться в качестве как основного, так и дополнительного вида наказания.

Уголовное наказание влечет присущее только уголовной ответственности правовое последствие – судимость.

Дисциплинарные взыскания, помимо предусмотренных ст. 192 ТК РФ (замечание, выговор, увольнение), устанавливаются федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. Они имеют воспитательное воздействие и, как правило, сопровождаются отрицательными для трудовой деятельности правонарушителя последствиями, тем самым препятствуют его служебному продвижению и улучшению материального благосостояния.

5. Различаются и субъекты осуществления ответственности. К административной ответственности граждане, должностные и юридические лица привлекаются уполномоченными на то органами (судьями, мировыми судьями, органами исполнительной власти и др.), перечень которых дан в разд. III КоАП РФ. Рассматривают дела об административных правонарушениях не только федеральные органы исполнительной власти, но и их территориальные подразделения, а также соответствующие органы и учреждения исполнительной власти субъектов РФ; как правило, наказания налагаются от их имени уполномоченными должностными лицами.

В отличие от этого исключительными полномочиями привлечения к уголовной ответственности наделена не исполнительная, а судебная власть. К дисциплинарной ответственности виновные привлекаются теми должностными лицами или руководителями, которым нарушители подчинены по работе (службе).

6. Процессуальный порядок привлечения к административной ответственности устанавливается административным законодательством. Раздел IV КоАП РФ предусматривает особые процессуальные формы производства по делам об административных правонарушениях. Они отличаются от процедуры привлечения к уголовной ответственности, которая установлена УПК РФ, во-первых, значительной упрощенностью содержания стадий административного производства, во-вторых, отсутствием многих обязательных в уголовном судопроизводстве процессуальных действий, в-третьих, различием субъектов процессуальных отношений, особенностями их правового положения.

Дисциплинарное производство в отличие от порядка привлечения к административной ответственности урегулировано в законодательстве только в общих чертах, в нем не устанавливаются стадии этого процесса, его особенности, права и обязанности участников.

Таким образом, административная ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности. Она характеризуется наличием собственного основания – административного правонарушения, особых санкций – административных наказаний, субъекта административного правонарушения и субъекта функциональной власти, уполномоченного применять административные наказания в установленном законом порядке.

Предупреждение - вид взыскания, преследующий целью моральное осуждение правонарушителя. Предупреждение, как правило, производится в письменной форме и применяется за неосторожные правонарушения, совершаемые лицом впервые.

Административный штраф - это разовое денежное взыскание, назначаемое в определенной денежной сумме. Величина штрафа может устанавливаться: 1) кратно минимальному размеру оплаты труда; 2) кратно стоимости похищенного, утраченного или поврежденного имущества; 3) фиксированной денежной суммой. Возмездное изъятие предметов применяется в отношении предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения. Это взыскание состоит в принудительном изъятии предмета и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета (например, нарушение правил перевозки опасных веществ и предметов на воздушном транспорте влечет в том числе возмездное изъятие этих объектов).

Конфискация - это принудительное безвозмездное отчуждение в пользу государства вещи, явившейся орудием или предметом совершенного правонарушения (например, конфискация таможенным органом предмета, провоз которого через границу запрещен).

Лишение специальных прав представляет собой взыскание, направленное на права, которые предоставлены лицу компетентным органом власти. Правонарушитель может быть лишен следующих прав: управления транспортным средством; охоты; эксплуатации радиоэлектронных устройств.

Исправительные работы представляют собой удержание в доход государства сумм из заработка нарушителя. Удержание устанавливается в процентном отношении (но не более 20 %) к заработной плате и производится в течение некоторого периода.

Административный арест - кратковременное (не более 15 суток) лишение свободы, применяемое за наиболее опасные правонарушения. Данное взыскание налагается судом.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства - это принудительное (самостоятельное) и контролируемое перемещение через государственную границу Российской Федерации за пределы страны. Данное взыскание применяется в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства, воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения российских законов, уважения к нравственным правилам поведения, принятым в нашем обществе, а также предупреждения совершения новых правонарушений.

Отличие административной ответственности от других видов ответственности.

Административная ответственность является конкретным видом юридической ответственности. Присущие ей особенности позволяют провести грань между нею и другими видами такой ответственности.

Особенности административной ответственности, которые позволяют установить ее отличие от других видов ответственности:

Административная ответственность регулируется нормами института административной ответственности, которые содержатся в законах и подзаконных актах (уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная ответственность - законодательством о труде, подзаконными актами, которые устанавливают особенности положения отдельных категорий служащих и рабочих; материальная ответственность - законодательством о труде, гражданским законодательством);

Основанием административной ответственности является административное правонарушение (основанием уголовной ответственности является преступление, дисциплинарной - дисциплинарный проступок, материальной - причинение материального вреда);

Субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица (субъекты уголовной ответственности - только физические лица);

За административные правонарушения применяются административные наказания (за преступления - меры уголовной ответственности, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания);

Административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов (должностных лиц) исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (меры уголовной ответственности определяются только судом; дисциплинарные взыскания - органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью; материальные - судами общей юрисдикции и арбитражными судами);

Применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы - лицо, к которому оно применено, считается подвергнутым административному наказанию в течение определенного срока (применение мер уголовной ответственности к лицу, осужденному за совершение преступления, влечет судимость; один из видов дисциплинарного взыскания - увольнение с работы);

Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях (уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности -в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства).

Подводя итоги, отметим отличия административной ответственности от других видов юридической ответственности.

Так, для уголовной ответственности основанием является совершение преступления; наступает она исключительно в судебном порядке; ее основные стороны регламентированы УК РФ и УПК РФ; уголовной ответственности подлежат только физические лица.

Дисциплинарная ответственность, хотя и наступает во внесудебном порядке, что сближает ее с административной ответственностью, характерна для отношений, в рамках которых виновный подчинен органу или должностному лицу, являющемуся субъектом дисциплинарной власти. Основанием ее служит дисциплинарный (служебный) проступок, представляющий собой нарушение или ненадлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей, за что на виновное лицо налагается дисциплинарное взыскание.

Для гражданско-правовой ответственности (имущественной) характерно возмещение убытков или вреда, а потому ее основное содержание составляют последствия имущественного характера, включая восстановительные меры. Административная же ответственность не предполагает возмещения имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение (проступок), за совершение которого к виновным применяются административные взыскания.

Административная ответственность регулируется нормами административного права , которые представляют исчерпывающий перечень административных правонарушений и административных взысканий, налагаемых за их совершение.

Основным нормативным актом, устанавливающим административную ответственность физических лиц , является Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, принятый 20 июня 1984 г. (КоАП РСФСР). Он содержит не только материальные нормы (перечень взысканий, состав правонарушений и т.д.), но и нормы, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях .

К административной ответственности привлекается широкий круг органов и должностных лиц, перечень которых содержится в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях и других законах и подзаконных актах. Административные взыскания в отличие от дисциплинарных применяются органами и должностными лицами в отношении лиц, не подчиненных им по работе или службе.

Законодательство, регулирующее административную ответственность организаций, в настоящее время не кодифицировано. Отдельные законы и постановления правительства устанавливают виды административных правонарушений и субъектов административной ответственности за них.

Административное правонарушение

Основанием для привлечения к административной ответственности является административное правонарушение. В соответствии с КоАП РСФСР (ст. 10) административным правонарушением является посягающее на государственный или общественный порядок, собственность , права и свободы граждан , на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает в том случае, если за эти правонарушения действующим законодательством не предусмотрена уголовная ответственность .

Административное правонарушение характеризуется антиобщественным характером деяния (действия или бездействия), поскольку посягает на государственный или общественный порядок, т.е. причиняет вред интересам граждан и государства . Оно является и противоправным деянием, так как связано с нарушением норм административного и других отраслей права (конституционного, финансового, трудового, гражданского), которые охраняются мерами административной ответственности. Административная ответственность может наступать только за правонарушения, прямо предусмотренные КоАП и другими правовыми актами.

Административное правонарушение является виновным деянием, поскольку может быть совершено с умыслом или по неосторожности.

Деяние, квалифицируемое законодательством как административное правонарушение, должно содержать не только вышеперечисленные признаки, но и состав административного правонарушения.

Однако даже при наличии всех признаков состав административного правонарушения может отсутствовать. В этом случае применение мер административной ответственности исключается*. Субъектами административного правонарушения по закону (ст. 13 КоАП) являются лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16 лет.

Понятие и виды административных взысканий

Административное взыскание – это мера административной ответственности за административное правонарушение.

Определение размера штрафа с учетом инфляции производится по следующим основаниям:

1) по отношению к сумме стоимости предмета - объекта правонарушения. В частности, наложение штрафа в размере сокрытой (заниженной) суммы доходов от налогообложения;

2) в кратном исчислении к месячному доходу (до трехмесячного дохода, например);

3) в кратном исчислении к минимальному месячному размеру оплаты труда;

4) по отношению к должностному окладу.

Законом РФ от 14 июля 1992 г. № 3293-1 «О порядке пересчета размеров штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях» установлен порядок пересчета штрафов, предусмотренных в КоАП РСФСР. С учетом инфляционного месячного процесса размер штрафа, установленный в твердой сумме, подлежит перерасчету.

Возмездное изъятие применяется как принудительная мера только в отношении предмета, который явился предметом или объектом административного правонарушения. Вырученная сумма за изъятый предмет передается бывшему собственнику имущества.

Конфискация - это принудительное безвозмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, в собственность государства.

Конфискация как мера административной ответственности состоит в безвозмездном изъятии только предмета правонарушения, но не вообще имущества правонарушителя как меры уголовной ответственности.

Лишение специальных прав , предоставленных гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты), на срок от 15 дней до трех лет. Лишение прав управления транспортными средствами не может применяться к лицам, пользующимся этими средствами в связи с инвалидностью, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Исправительные работы применяются на срок от 15 дней до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение. Часть его заработка (не более 20%) удерживается в доход государства.

Административный арест применяется в исключительных случаях за отдельные виды правонарушений до 30 суток. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.

Законодательство об административной ответственности организаций не упорядочено и не представляет сложившуюся систему. Нормы об административной ответственности организаций содержатся в отдельных законах, принятых в последние годы, например в Законе РФ «Об административной ответственности предприятий , учреждений, организаций и объединений за нарушения в области строительства». По общему правилу субъектами административной ответственности являются организации - юридические лица . В отдельных случаях к административной ответственности могут привлекаться обособленные подразделения юридических лиц - филиалы. Административная ответственность юридических лиц наступает в виде штрафа.

Крылова З.Г. Основы права. 2010

Глава 1. Административная ответственность

1.1. Понятие административного правонарушения и административной ответственности. Виды административного наказания

Административное право является одной из отраслей права России. Предмет данной отрасли права – общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти, которые согласно ст. 10 Конституции РФ составляют одну из ветвей государственной власти России.

Органы исполнительной власти осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность государства, выполняют функции управления во всех сферах жизни общества.

Система органов исполнительной власти и их компетенция закреплены в Конституции РФ, федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации (см. Раздел I настоящей работы).

Органы исполнительной власти подразделяются на:

Федеральные органы (органы РФ) и органы исполнительной власти субъектов РФ;

Органы исполнительной власти общей компетенции, которые осуществляют исполнительно-распорядительные функции по всем вопросам, входящим в компетенцию органов исполнительной власти;

Органы исполнительной власти отраслевой компетенции, осуществляющие руководство и управление определенной отраслью;

Органы исполнительной власти функциональной компетенции, которые осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность по определенному, четко очерченному кругу полномочий.

Административное право регулирует отношения между различными звеньями органов исполнительной власти; между органами исполнительной власти и юридическими лицами; между органами исполнительной власти и гражданами.

Административно-правовые отношения характеризуются методом власти и подчинения, методом властных предписаний.

Помимо отношений, складывающихся с участием органов исполнительной власти, административное право регулирует учебные отношения (между школьником и школой, студентом и вузом и т. д.). Хотя в этих отношениях не участвуют органы исполнительной власти, по методу регулирования они близки к административно-правовым, строятся также на методе власти и подчинения, поэтому и входят в предмет административного права.

Нормами административного права регламентируется административная ответственность за правонарушения.

Административная ответственность является разновидностью юридической ответственности, которая во всех случаях является результатом неправомерного поведения лица и выражается в применении к нему полномочными органами и их должностными лицами в установленном законом порядке соответствующих юридических санкций.

Основным законодательным актом, регулирующим административную ответственность, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. От 02.07.2005 г.).

Задачами законодательства об административных правонарушениях является защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений (ст. 1.2 КоАП).

Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП). Таким образом, вопрос об административной ответственности может встать только если совершено деяние, предусмотренное Кодексом, т. е. подпадающее под действие соответствующей статьи раздела II (Особенная часть), в котором предусмотрены деяния, признаваемые административными правонарушениями, либо соответствующими законами субъектов РФ.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решать дело об административном правонарушении, могут освободить совершившего его от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

Субъектами административной ответственности являются: граждане (физические лица); организации (юридические лица); должностные лица; некоторые другие, указанные в Кодексе лица (военнослужащие, иностранцы, лица без гражданства и др.).

Административная ответственность граждан наступает по достижении 16-летнего возраста (ст. 2.3 КоАП).

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административного правонарушения в случаях, когда их ответственность предусмотрена статьями раздела II Кодекса или законами субъектов РФ.

Административную ответственность несут также должностные лица в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом ответственность должностных лиц наступает, когда в статьях кодекса они названы в качестве субъектов ответственности.

Понятие должностных лиц как субъектов административной ответственности дано в Примечании к ст. 2.4. КоАП. Под должностными лицами понимаются: лица, осуществляющие функции представителя власти, т. е. наделенные распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от них; лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, в Вооруженных силах РФ. Административную ответственность как должностные лица несут (если иное не установлено законом) руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица за совершение административных правонарушений в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Административная ответственность наступает только при наличии вины в совершении правонарушения (ст. 1.5 КоАП). При этом, как и в уголовном праве, действует презумпция невиновности совершившего правонарушение. Это значит, что лицо считается невиновным пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Привлечение к административной ответственности юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновных в нем физических лиц.

Санкцией за совершение административного правонарушения является административное наказание.

Административным наказанием является установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП).

Видами административного наказания являются следующие:

Предупреждение;

Административный штраф;

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

Административный арест;

Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства;

Дисквалификация;

Административное приостановление деятельности.

В отношении юридического лица могут применяться следующие меры наказания: предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие, а также конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Предупреждение выносится в письменной форме и выражает официальное порицание физического или юридического лица.

Административный штраф – денежное взыскание, которое выражается в величине, кратной:

Минимальному размеру оплаты труда (МРОТ);

Стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

Сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Размер административного штрафа не может быть менее 0,1 МРОТ. Предельные размеры штрафов установлены ст. 3.5 КоАП и составляют:

При исчислении штрафов: для граждан – 25 МРОТ, для должностных лиц – 50 МРОТ, для юридических лиц – 1000 МРОТ. За отдельные правонарушения могут устанавливаться повышенные размеры штрафов, налагаемых на должностных лиц и на юридических лиц, но не выше: для должностных лиц – 200 МРОТ, для юридических лиц – 5000 МРОТ;

При исчислении штрафов, исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов, размер штрафа не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета или суммы неуплаченных налогов, сборов.

Такие меры административного наказания, как возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, назначаются только судьей.

Лишение специальных прав применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных Кодексом, и назначается судьей на срок от одного месяца до 2 лет.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за отдельные правонарушения – до 30 суток. Данная мера наказания назначается судьей только в исключительных случаях за отдельные виды правонарушений. Эта мера не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей до 14 лет, несовершеннолетним, инвалидам I и II групп.

Дисквалификация устанавливается сроком от шести месяцев до 3 лет, назначается судьей. Эта мера может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе и к арбитражным управляющим.

Административное приостановление деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств и других объектов, назначается судьей в случаях, предусмотренных Кодексом, на срок до 90 дней.

В разделе III Кодекса определены органы, правомочные рассматривать административные правонарушения и применять к нарушителям меры административного наказания. Четко проведено разграничение компетенции этих органов.

Дела об административных правонарушениях рассматривают:

Судьи (мировые судьи);

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

Федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные уполномоченные органы (ст. 22.1 КоАП).

Административные правонарушения рассматриваются налоговыми органами; органами, ответственными за исполнение федерального бюджета; Федеральной инспекцией труда и подведомственными ей государственными инспекциями труда; органами государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и т. д. (см. ст. 23.123.61 КоАП).

В Кодексе дается регламентация порядка ведения производства по делам об административных правонарушениях (гл. 24–30), порядка исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях (гл. 31–32).

1.2. Административная ответственность за отдельные виды правонарушений в сфере предпринимательской деятельности

Правонарушения в сфере предпринимательской деятельности посягают на нормальную организацию этой деятельности гражданами и юридическими лицами. Виды правонарушений и ответственность за них установлена гл. 14 Кодекса об административных правонарушениях. Наиболее характерными составами указанных правонарушений являются следующие.

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст. 14.1 КоАП).

Административная ответственность наступает за:

Осуществление предпринимательской деятельности гражданином без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или организацией без государственной регистрации в качестве юридического лица и влечет штраф в размере от 5 до 20 МРОТ;

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно, и влечет штраф на граждан от 20 до 25 МРОТ, на должностных лиц – от 40 до 50 МРОТ, на юридических лиц – от 400 до 500 МРОТ. При этом возможно дополнительное наказание – конфискация изготовленной продукции, орудий производства и сырья;

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет штраф на граждан от 15 до 20 МРОТ, на должностных лиц – от 30 до 40 МРОТ, на юридических лиц – от 300 до 400 МРОТ. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет штраф на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 40 до 50 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, на должностных лиц – от 40 до 50 МРОТ, на юридических лиц – от 400 до 500 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена (ст. 14.2 КоАП), влечет штраф на граждан от 15 до 20 МРОТ, на должностных лиц – от 30 до 40 МРОТ, на юридических лиц – от 300 до 400 МРОТ. Во всех указанных случаях возможна конфискация предметов правонарушений.

Продажа товаров, выполнение работ или оказание населению услугненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил (ст. 14.4 КоАП). Ответственность наступает:

За продажу товаров, выполнение работ или оказание населению услуг ненадлежащего качества, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке, и влечет штраф: на граждан от 10 до 15 МРОТ, на должностных лиц – от 20 до 30 МРОТ, на юридических лиц – от 200 до 300 МРОТ;

За продажу товаров, выполнение работ или оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющих безопасность товаров, работ или услуг для жизни и здоровья людей, и влечет штраф: на граждан от 20 до 25 МРОТ, на должностных лиц – от 40 до 50 МРОТ, на индивидуальных предпринимателей – от 40 до 50 МРОТ либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, на юридических лиц – от 400 до 500 МРОТ либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Во всех указанных случаях дополнительной мерой наказания может быть конфискация товаров.

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин (ст. 14.5 КоАП). Ответственность несут юридические лица, реализующие товары, выполняющие работы либо оказывающие услуги, а также граждане-предприниматели при отсутствии установленной информации об изготовителе или продавце либо без применения в установленных случаях контрольно-кассовых машин. Ответственность в виде штрафа на граждан – от 15 до 20 МРОТ, на должностных лиц – от 30 до 40 МРОТ, на юридических лиц – от 300 до 400 МРОТ.

Нарушение порядка ценообразования (ст. 14.6 КоАП), т. е. завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов) на продукцию, товары либо услуги; завышение или занижение установленных надбавок к ценам, а также иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет штраф на граждан от 20 до 25 МРОТ, на должностных лиц – от 40 до 50 МРОТ, на юридических лиц – от 400 до 500 МРОТ.

Обман потребителей (ст. 14.7 КоАП), т. е. обвешивание, обмеривание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы или оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), влечет штраф на граждан от 10 до 20 МРОТ, на должностных лиц – от 10 до 20 МРОТ, на юридических лиц – от 100 до 200 МРОТ.

Нарушение иных прав потребителей (ст. 14.8 КоАП). Ответственность наступает за следующие нарушения:

Нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет штраф на должностных лиц от 5 до 10 МРОТ, на юридических лиц – от 50 до 100 МРОТ;

Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, влечет штраф на должностных лиц от 10 до 20 МРОТ, на юридических лиц – от 100 до 200 МРОТ;

Непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, влечет штраф на должностных лиц от 5 до 10 МРОТ, на юридических лиц – от 50 до 100 МРОТ.

Ограничение свободы торговли должностными лицами органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления, т. е. недопущение на местные рынки товаров из других регионов РФ либо запрещение вывоза местных товаров в другие регионы РФ (ст. 14.9 КоАП) влечет штраф от 40 до 50 МРОТ.

Незаконное получение кредита либо льготных условий кредитования путем предоставления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о своем хозяйственном положении или финансовом состоянии влечет штраф на граждан от 10 до 20 МРОТ, на должностных лиц – от 20 до 30 МРОТ, на юридических лиц – от 200 до 300 МРОТ (ст. 14.11 КоАП).

Фиктивное или преднамеренное банкротство, т. е. заведомо ложное объявление руководителем юридического лица о несостоятельности данного юридического лица или индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, в том числе обращение этих лиц в арбитражный суд с заявление о признании должника банкротом при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, влечет штраф от 40 до 50 МРОТ или дисквалификацию на срок до 3 лет.

Преднамеренное банкротство, т. е. умышленное создание или увеличение неплатежеспособности юридического лица или индивидуального предпринимателя, влечет штраф от 40 до 50 МРОТ или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет (ст. 14.12 КоАП).

Нарушение правил продажи отдельных видов товаров влечет штраф на граждан от 3 до 15 МРОТ, на должностных лиц – от 10 до 30 МРОТ, на юридических лиц – от 100 до 300 МРОТ (ст. 14.15 КоАП).

Ненадлежащее управление юридическим лицом, т. е. использование полномочий по управлению организацией вопреки ее законным интересам или интересам ее кредитора, повлекшее уменьшение собственного капитала организации или возникновение убытков, влечет штраф до 10 МРОТ или дисквалификацию на срок до трех лет (ст. 14.21 КоАП).

Совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (ст. 14.22 КоАП). Ответственность наступает за заключение лицом, выполняющим управленческие функции, сделок или совершение им действий, выходящих за пределы его полномочий, в виде штрафа до 10 МРОТ или дисквалификации на срок до трех лет.

Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 14.25 КоАП). Ответственность наступает за следующие нарушения:

Несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц влечет штраф на должностных лиц, осуществляющих регистрацию юридических лиц, от 10 до 20 МРОТ;

Незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, лицам, заинтересованным в получении такой информации, влечет штраф на должностных лиц, осуществляющих регистрацию юридических лиц, от 10 до 20 МРОТ;

Непредоставление, или несвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, в случае, если такое предоставление предусмотрено законом, влечет предупреждение или штраф на должностных лиц в размере 50 МРОТ;

Предоставление в орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно-наказуемого деяния, влечет штраф в размере 50 МРОТ или дисквалификацию на срок до трех лет.

1.3. Административная ответственность в области финансов, налогов, рынка ценных бумах

Правонарушения в указанной области достаточно многочисленны, они рассматриваются в гл. 15 КоАП. Наиболее характерными составами указанных правонарушений являются следующие.

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц – от 400 до 500 МРОТ (ст. 15.1 КоАП). А в соответствии со ст. 15.2 невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями правил ведения кассовых операций наказывается штрафом в размере от 20 до 30 МРОТ.

Кодексом РФ об административных правонарушениях установлены различные основания для применения ответственности в налоговой сфере. В частности, перечень налоговых правонарушений, за которые руководитель или главный бухгалтер организации привлекаются к административной ответственности, насчитывает шесть позиций.

1. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда (при этом деятельность организация не вела) – штраф от 5 до 10 МРОТ (п. 1 ст. 15.3 КоАП).

2. Те же действия, сопряженные с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, – штраф от 20 до 30 МРОТ (п. 2 ст. 15.3 КоАП).

3. Нарушение срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в кредитной организации – штраф от 10 до 20 МРОТ (ст. 15.4 КоАП).

4. Нарушение сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета – штраф от 3 до 5 МРОТ (ст. 15.5 КоАП).

5. Непредставление в установленный срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда документов и других сведений, необходимых для налогового контроля, – штраф от 3 до 5 МРОТ (п. 1 ст. 15.6 КоАП).

6. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (данные искажены не менее чем на 10 %), а также порядка и сроков хранения учетных документов – штраф от 20 до 30 МРОТ (ст. 15.11 КоАП).

Административные штрафы в различных размерах налагаются и на граждан, виновных в нарушении законодательства. Так, в случае непредставления в установленный срок либо отказа от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда документов и иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, предусмотрено взыскание штрафа с физических лиц – от 1 до 3 МРОТ.

Субъектами административной ответственности являются банки или иные кредитные организации (ст. 15.7-15.10). Ответственность должностных лиц указанных организаций наступает за следующие нарушения:

Открытие счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Это влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 20 МРОТ;

Открытие счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии решения налогового органа либо таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица влечет наложение штрафа в размере от 20 до 30 МРОТ;

Нарушение установленного срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора), пеней и штрафов в бюджет приводит к наложению штрафных санкций в размере от 40 до 50 МРОТ;

Неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента влечет штраф в размере от 20 до 30 МРОТ.

Неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда приводит к наложению штрафных санкций в размере от 40 до 50 МРОТ.

В бюджетной сфере в соответствии со ст. 15.14–15.16 КоАП административная ответственность наступает за:

Нецелевое использование бюджетных средств и влечет штраф на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц – от 400 до 500 МРОТ;

Нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, и влечет штраф на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц – от 400 до 1000 МРОТ;

Нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами и влечет штраф на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц – от 400 до 500 МРОТ.

Административная ответственность на рынке ценных бумаг определяется ст. 15.17–15.24 и охватывает вопросы эмиссии ценных бумаг и сделок с ними, информационного обеспечения рынка, ведения реестра владельцев ценных бумаг.

Например, в соответствии со ст. 15.21 использование служебной информации для заключения сделок на рынке ценных бумаг лицами, располагающими такой информацией в силу служебного положения или договора, заключенного с эмитентом, влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ. А нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг наказывается штрафом на должностных лиц в размере от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц – от 100 до 200 МРОТ (ст. 15.22).

Наконец, административная ответственность наступает за нарушения:

Валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования (ст. 15.25). Это касается осуществления незаконных валютных операций, нарушения правил по обязательной продаже части валютной выручки и т. д. Например, нарушение порядка открытия счетов (вкладов) в банках за пределами РФ влечет наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 15 МРОТ; на должностных лиц – от 50 до 100 МРОТ; на юридических лиц – от 500 до 1000 МРОТ;

Законодательства о банках и банковской деятельности (ст. 15.26), а именно за осуществление кредитной организацией производственной, торговой или страховой деятельности, а также за нарушение установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований. Размер штрафов достигает 500 МРОТ;

Законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ст. 15.27). В этом случае административный штраф на юридических лиц достигает максимального размера – до 5000 МРОТ.



Просмотров