Государственные инспекторы труда имеют право беспрепятственно посещать. Федеральная инспекция труда (ГИТ)

Должностная инструкция Государственного инспектора (правового, по охране труда) Государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА
ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ

Должностная инструкция
Государственного инспектора
(правового, по охране труда)
Государственной инспекции труда
по Санкт-Петербургу

I. Общие положения

1.1. Основными задачами государственной инспекции труда являются:

1.2. Осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, а также связанных с ним законодательных и правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях, законодательства Российской Федерации об охране труда на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности.

1.3. Защита трудовых прав работников, защита их от незаконных действий работодателей, должностных лиц и других ответственных работников, ущемляющих права.

1.4. Анализ обстоятельств и причин нарушений законодательства о труде, выработка мер по их устранению.

1.5. Содействие овладению работодателями и работниками знаниями законодательства Российской Федерации и действующих норм и нормативов о труде и охране труда.

1.6. Государственный инспектор (правовой, по охране труда) в своей работе непосредственно подчиняется главному государственному (правовому, по охране труда) инспектору по группе отраслей, выполняет его законные требования и распоряжения.

1.7. В своей работе государственный (правовой, по охране труда) инспектор руководствуется конституцией Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства, законодательством о труде, Законами в области занятости, банкротства, приватизации, социального страхования, охраны труда, Положением о федеральной инспекции труда (Рострудинспекции), утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 1504 от 20.07.94, приказами, распоряжениями Рострудинспекции, и настоящей должностной инструкцией.

1.8. Государственный инспектор (правовой, по охране труда) осуществляет свою деятельность во взаимодействии с правоохранительными органами, органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, другими органами надзора и контроля.

1.9. На должность государственного (правового, по охране труда) инспектора назначаются лица, имеющие соответствующее высшее образование и стаж практической работы не менее трех лет.

1.10. Государственный (правовой, по охране труда) инспектор назначается приказом Главного государственного инспектора труда по Санкт-Петербургу.

1.11. Государственный инспектор (правовой, по охране труда) в своей работе непосредственно подчиняется руководителю структурного подразделения государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу Главному Государственному (правовому, по охране труда) инспектору.

II. Обязанности государственного инспектора по охране труда

2.1. Государственный инспектор по охране труда обязан:

Сохранять государственную служебную и коммерческую тайну, полученную при осуществлении своих полномочий, не сообщать работодателю сведения о лицах, обратившихся к нему с заявлением, жалобой;

Контролировать соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и, при необходимости, давать по ним заключения;

Анализировать обстоятельства и причины нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов по охране труда и принимать меры по их устранению;

Проводить предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного и социально-культурного назначения с целью предотвращения отступления от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность;

Информировать работников предприятий, организаций и учреждений о выявленных по результатам обследований нарушениях правовых актов об охране труда;

Направлять работодателям материалы проверок состояния условий труда и производственного травматизма для принятия мер;

Оформлять каждое обследование предприятия, учреждения, организации любой формы собственности предписанием и добиваться от работодателя выполнения выданного предписания, устранения обнаруженных в ходе проверок нарушений по охране труда;

Рассматривать заявления, письма, жалобы и иные обращения работников и их объединений о нарушениях их прав по охране труда и принимать меры по их устранению;
- отчитываться о своей работе перед вышестоящим руководителем.

III. Права государственного инспектора по охране труда

3.1. Государственный инспектор по охране труда имеет право:

Беспрепятственно посещать в любое время суток предприятия и их подразделения в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов по охране труда;

Запрашивать и беспрепятственно получать от органов исполнительной власти (предприятий) документы, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

Налагать в установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях штрафы на руководителей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий, виновных в нарушении законов и иных нормативных актов по охране труда;

Предъявлять руководителям, должностным лицам и другим ответственным работникам предприятий обязательное для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов по охране труда, о привлечении лиц, ответственных в этих нарушениях, к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном законом порядке;

Передавать материалы на работодателей и других должностных лиц предприятий, организаций и учреждений любой формы собственности, не обеспечивающих соблюдение законодательства, правил и норм по охране труда, не выполняющих предписания государственного инспектора по охране труда, в правоохранительные органы;

Приостанавливать эксплуатацию производственного оборудования и деятельность производственных подразделений в случаях нарушения норм и правил по охране труда;

Отстранять от работы лиц, не прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда;

Контролировать выполнение работодателями мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями и требовать устранения допущенных в этой части нарушений условий коллективных договоров, соглашений;

Ставить вопрос перед главным государственным инспектором по охране труда о приостановке работы цехов, производств, предприятий, организаций и учреждений любой формы собственности, на которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;

Требовать от проектно-конструкторских организаций, предприятий-изготовителей внесения изменений в технологические процессы, конструкции оборудования, не соответствующие требованиям по охране труда, и ставить вопрос о прекращении производства;

Участвовать в комиссиях по приемочным испытаниям опытных образцов оборудования и давать заключения о возможности его производства;

Проводить выборочную экспертизу проектов строящихся и реконструируемых объектов производственного и социально-культурного назначения, требовать от работодателей проведения экспертизы этих проектов на соответствие их требованиям правил и норм по охране труда и экологическим требованиям;

Участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию новых или реконструированных предприятий, цехов, участков, зданий и сооружений производственного и социально-бытового назначения и принимать решения о возможности ввода их в эксплуатацию;

Требовать в необходимых случаях от работодателей проведения технической экспертизы состояния зданий, сооружений, оборудования технологических процессов для определения возможности их дальнейшей эксплуатации;

Вносить в соответствующие органы предложения о привлечении предприятий, организаций и учреждений любой формы собственности к экономической ответственности за допущенные нарушения требований охраны труда;

Вне очереди приобретать билеты на все виды транспорта при следовании в командировку, бронировать и получать места в гостиницах при выезде в командировку.

3.2. Работодатель обязан обеспечить государственного инспектора по охране труда необходимыми условиями труда (предоставить помещение, оргтехнику, средства индивидуальной защиты).

3.3. Действия государственного инспектора по охране труда обжалуются в установленном законодательством порядке.

3.4. Социальные гарантии деятельности государственного инспектора по охране труда осуществляются в порядке, установленном законом.

IV. Обязанности государственного правового инспектора труда

4.1. Разбираться в текущем законодательстве, знать судебную и арбитражную практику по трудовым и хозяйственным спорам.

4.2. Осуществлять контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде, занятости, коллективных договорах, за предоставлением социальных гарантий трудящихся работодателями на всех предприятиях независимо от форм собственности.

4.3. Проводить проверки соблюдения законодательства о труде на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности, информировать о результатах проверки работодателя, требовать устранения выявленных нарушений.

4.4. Своевременно подготавливать представление об устранении работодателем выявленных нарушений законодательства о труде.

4.5. Вносить на рассмотрение работодателей предложения, направленные на устранение и предупреждение нарушений трудового законодательства, а в необходимых случаях доводить о них до сведения органов прокуратуры.

4.6. Вести прием и рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений работников о нарушении их трудовых, социально-экономических прав и прав на охрану труда, принимает меры по их устранению.

4.7. Проводить обучение работодателей и работников по вопросам нормативно-правовых актов о труде и охране труда.

V. Права государственного правового инспектора труда

5.1. Беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и иных нормативно-правовых актов о труде.

5.2. Проводить проверки соблюдения законодательства о труде Российской Федерации.

5.3. Налагать в установленном законодательством Российской Федерации об административных нарушениях порядке штрафы на работодателей, должностных лиц и других ответственных работников предприятия, учреждений, организаций независимо от форм собственности.

5.4. Запрашивать и получать от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, предприятий документы, объяснения и иную информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций.

5.5. Предъявлять работодателям, должностным лицам и другим ответственным работникам предприятий обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о труде, о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном порядке.

5.6. Сохранять государственную, коммерческую и служебную тайну, полученную при осуществлении своих полномочий, не сообщать работодателю сведения о лицах, обратившихся с жалобой.

VI. Ответственность государственного инспектора (правового, по охране труда)

6.1. Государственный инспектор (правовой, по охране труда) несет ответственность за выполнение обязанностей и осуществление прав, предусмотренных настоящей должностной инструкцией и Положением о Федеральной инспекции труда в установленном порядке.

Текст документа сверен по:
Должностная инструкция
государственного инспектора
(правового, по охране труда)
Государственной Инспекции
Труда по Санкт-Петербургу.- СПб, 1995 год.

Должностная инструкция государственного инспектора (правового, по охране труда) Государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу

Название документа: Должностная инструкция государственного инспектора (правового, по охране труда) Государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу
Номер документа: 086
Вид документа: Приказ Государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу
Принявший орган: Государственная инспекция труда по Санкт-Петербургу
Статус: Действующий
Опубликован: Официальное издание
Дата принятия: 26 октября 1995
Дата начала действия: 26 октября 1995

Федеральная инспекция труда – это единая система государственных инспекций в каждом субъекте РФ, возглавляемая главным государственным инспектором. В статье мы расскажем о том, как ведется надзор за соблюдением требований законодательства, а также о правах и обязанностях ГИТ.

Из статьи вы узнаете:

Государственный надзор и контроль за соблюдением охраны труда

Функции по надзору и контролю в сфере трудовых отношений, в том числе за соблюдением ОТ, осуществляет Роструд. Территориальными органами в субъектах РФ являются государственные инспекции труда. Роструд утверждает Положение о территориальных органах в соответствии с Приказом от 26 мая 2015 года № 318н. Это установлено в Приказе Минтруда России от 30.10.2012 № 354н.

Надзорные мероприятия проводятся в соответствии с конвенциями МОТ, Трудовым кодексом, КоАП РФ, а также . Полномочия Роструда не распространяются на , в этой сфере контроль ведет Ростехнадзор.

Функции Федеральной инспекции труда

Роструд проводит надзорные мероприятия согласно 57 статье Трудового кодекса в отношении юрлиц и индивидуальных предпринимателей, заключивших трудовые договора с работниками, а также с физическими лицами.

Предметом надзорных мероприятий является соблюдение работодателями ТК РФ и в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Общие требования к проведению проверок указаны в Федеральном Законе РФ № 294-ФЗ.

Главный государственный инспектор труда Российской Федерации

Руководитель ГИТ является главным государственным инспектором в каждом субъекте РФ, а его заместители – соответственно заместителями ГГИ. Эти должности относятся к категории государственных служащих в ранге советников. Информацию о действующем главном госинспекторе труда можно найти на сайте ГИТ .

Обязанности и права инспекторов ГИТ

Государственный инспектор труда имеет право проводить следующие мероприятия:

  • запрашивать документы и иную необходимую информацию для ;
  • возглавлять расследование при наступлении тяжелых, групповых и ;
  • во время выездной проверки ходатайствовать о приостановлении деятельности предприятия в случае грубого нарушения норм трудового права, которые грозят жизни и здоровью работников;
  • направлять в суд материалы проверок и ходатайствовать о наложении административных или уголовных санкций на работодателей-нарушителей норм трудового права;
  • выдавать работодателю предписания и требовать их исполнения;
  • запрещать проведение работ, не отвечающих .

Инспекторы ГИТ относятся к гражданским госслужащим и обязаны отчитываться о своих доходах и доходах членов семьи. Они не должны допускать возникновения конфликта интересов в своей деятельности.

На какие действия не имеет права государственный инспектор

Проверяющий при проведении проверки не имеет право забирать у организации оригиналы документов. По его требованию достаточно предоставить простые заверенные (не нотариально) копии вместе с оригиналами. После приема копий оригиналы работодатель должен оставить себе.

К грубым нарушениям при проведении проверок ГИТ, результаты которых признаются судами недействительными, относятся:

  • Проверка без распоряжения главного государственного инспектора труда (руководителя инспекции труда).
  • Запрос информации и взыскание документов, не относящихся к предмету проверки.
  • Превышение установленных сроков проведения проверок.
  • Непредоставление работодателю . Но если для принятия решения необходимо дождаться решения экспертизы, то акт может быть вручен позже.

Решения инспекторов могут быть обжалованы работодателем в следующем порядке:

1. руководителю надзорного органа,

2. в вышестоящую инспекцию субъекта РФ

Соблюдение требований и предписаний трудового законодательства неразрывно связано с надлежащим осуществлением государством надзора. Права работника будут соблюдаться в полной мере в том случае, когда работодатель знает, что его деятельность подконтрольна, а любое нарушение законодательства в сфере труда может привести к соответствующим санкциям.

Именно поэтому федеральная инспекция труда – в частности государственные инспекторы труда (ГИТ) — играют большую роль в регулировании отношений, которые возникают в процессе взаимодействия работника и работодателя.

Кто такой государственный инспектор по охране труда?

Таким образом, единственным руководством для ГИТ и ФИТ является законодательство РФ.

Основной целью существования таких образований как ФИТ является защита прав работников и в целом. Помимо выполнения таких функций, как участие в проведении расследований вследствие несчастного случая, имевшего место на производстве и страховании работников, ФИТ также осуществляет функции надзора, обладает полномочиями по контролю в отношении банкротящихся организаций.

В полномочия ГИТ также входит проверка соблюдения требований безопасности, которые варьируются в зависимости от типа деятельности, осуществляемой той или иной организацией. Более того, в задачи ФИТ входит дача рекомендаций работникам и работодателям относительно способов более эффективного соблюдения законодательства в сфере труда.

Таким образом, деятельность ГИТ не ограничивается исключительно защитой интересов работника или восстановления его прав, но также направлена на создание и оптимизацию безопасных , соответствующих всем требованиям законодательства, путем обобщения сложившейся практики.

Права и обязанности инспектора

Права, которыми обладает ГИТ, прямо перечислены в законодательстве РФ, а именно в ст. 357 Трудового Кодекса РФ. Анализируя положения указанной статьи, можно провести деление прав ГИТ на две большие группы.

Первая группа прав

ГИТ имеет определенные полномочия.

Относится к реализации им функций по выявлению нарушений законодательства в сфере труда, совершенных работодателями или их уполномоченными представителями, а также иных взаимосвязанных НПА. Такие права включают в себя:

  1. Право в любое время осуществить беспрепятственное посещение работодателя (в том числе физического лица) или какой-либо инспектируемой организации;
  2. Право запрашивать и получать от работодателей, органов МСУ или исполнительной власти, проверяемых организаций всю необходимую информацию или документацию, которую инспектор считает необходимой для того, чтобы всеобъемлюще осуществлять свои контрольные и надзорные функции;
  3. Право на получение образца или изъятие каких-либо веществ и материалов, при реализации данного права ГИТ обязан составить акт, подтверждающий изъятие конкретной вещи.

Вторая группа прав

Имеет право запрашивать необходимые документы.

Предоставляет ГИТ возможности для пресечения совершения каких-либо нарушений в сфере труда, такие права можно назвать определенными властными полномочиями, которыми наделен ГИТ.

Сюда включаются:

  • право выносить предписания в адрес работодателей, содержащие в себе требование устранить нарушения, допущенные в отношении трудового законодательства. Стоит отметить, что такие предписания носят не рекомендательный, а обязывающий характер;
  • право обращаться в суд с требованием о ликвидации организации-работодателя в виду обнаружения факта несоблюдения требований, предъявляемых к , а также на основании соответствующей государственной экспертизы;
  • право отстранять работников от выполнения трудовых функций в случае непрохождения последними обязательного обучения, стажировки, аттестации и прочего;
  • право составления протоколов и рассмотрения административных дел в пределах, установленных для ГИТ законодательством РФ и другие.

Обязанности, возложенные на ГИТ, перечислены в статье 358 ТК РФ, в них входит обязанность соблюдения законодательства в сфере труда и сопутствующих ему НПА, а также обязанность не разглашать охраняемую законом тайну (коммерческую, государственную и др.) и конфиденциальность источника поступления жалобы, не сообщать работодателю о сделавшем обращение заявителе.

Основной обязанностью, тем не менее, является качественное выполнение своих функций в соответствии с законом.

Проведение проверки государственным инспектором по охране труда

Инспектор может совершать проверки.

Процедура проведения проверки описана в статье 360 ТК РФ и предоставляет ГИТ возможность проводить 2 типа проверок: плановую и внеплановую. Территориальные пределы, в рамках которых ГИТ может осуществлять подобные проверки, ограничены юрисдикцией и территорией РФ.

Проверка направлена на выявление нарушений, допущенных работодателем в рамках трудового права в процессе его деятельности, или на выявление факта выполнения ранее выданных предписаний.

ГИТ, несмотря на наличие у него достаточно широкого круга полномочий, не может истребовать больший объем информации, нежели предусмотрено законом. Так, инспектор может затребовать все кадровые и сопутствующие им документы для проверки на соответствие требованиям законодательства, но не может попросить представить документы, не связанные с трудовым правом, содержащие конфиденциальную информацию инспектируемого.

Внеплановая проверка может быть проведена на основании обращений и заявлений, в которых говорится о факте нарушения конкретным работодателем положений законодательства в сфере труда, после истечения срока, отведенного на устранение ранее выявленного нарушения, а также в случае наличия приказа ФИТ, изданного на основании поручения Правительства РФ, прокурора и других уполномоченных лиц. Уведомление работодателя о проверке не предусмотрено.

Плановая проверка должна быть проведена единожды за три года и осуществляться в соответствии с разработанными планами проведения проверок. ГИТ обязан уведомить работодателя о проведении подобной проверки не менее чем за три дня до планируемого дня проверки.

В случае несогласия работодателя с действиями инспектора, у работодателя имеется право обжаловать действия ГИТ в рамках 361 статьи ТК РФ, а именно руководителю ГИТ, проводившего проверку, главному ГИТ РФ или в судебном порядке.

Таким образом, деятельность государственного инспектора по охране труда направлена на реализацию положений ТК РФ. Выявление нарушений и вынесение предписаний об их устранении способствует улучшению функционирования институтов трудового права, что, при проведении надлежащего анализа и консолидации, приведет к созданию универсальной системы построения отношений работника и работодателя.

Из этого видео вы узнаете о защите трудовых прав.

Форма для приема вопроса, напишите свой



Просмотров