История формирования потребительной и меновой стоимости. Потребительная и меновая стоимости

Юридическая природа Конституции просматривается в её чертах и юридических свойствах, которые отражают специфику её нормативно-правового содержания.

Каждая черта Конституции характеризует определенный аспект её содержания, являющегося сложным многоплановым правовым феноменом. И только все вместе взятые эти черты и свойства дают полное всеобъемлющее представление о Конституции.

Определение 1

Итак, юридические свойства Конституции - это качественные характеристики, отличающие ее от других законодательных актов (рис. 1). Эти характеристики следующие:

    Конституция является основным законом государства;

    она имеет юридическое верховенство;

    является базой текущего законодательства;

    имеет прямое действие;

    охраняется правом;

    имеет особый порядок изменения.

Рисунок 1. Юридические свойства Конституции

Все основные черты Конституции и ее юридические свойства являются взаимосвязанными и взаимозависимыми, они не существуют изолированно друг от друга, а оказывают влияние друг на друга и проявляются в системе. Они являются органическим единством, целостной системой, выражающей содержание Конституции.

Юридические особенности Конституции РФ

Конституция РФ 1993 г. принята на референдуме, является писаной и изменяется в жестком порядке.

Конституция РФ имеет прямое действие. Она действует прямо и тогда, когда имеющиеся правовые нормы перестают ей соответствовать. Благодаря прямому непосредственному действию конституционных норм граждане имеют возможность опираться на них в процессе осуществления своих прав.

Конституция РФ обладает верховенством. Все акты, от кого бы они ни исходили, не могут быть приняты, если они противоречат Конституции. Если же акт противоречит Конституции, но он был принят до ее вступления в действие, то его необходимо привести в соответствие с Конституцией.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу. Из этого следует, что при столкновении конституционной нормы с другими правовыми нормами всегда должна быть применена конституционная норма.

Еще одной особенностью Конституции является особый порядок ее охраны. Все государственные органы призваны обеспечивать действенность Конституции. Но в нашей стране учрежден специальный орган для осуществления конституционного контроляКонституционный суд РФ . Его исключительной компетенцией является толкование Конституции, а также соответствие конституционности действующего законодательства и не вступивших в законную силу международных договоров.

    комплексное, но в то же время сжатое закрепление основ устройства государства и негосударственных институтов;

    приоритет в регулировании прав и свобод граждан по сравнению с их обязанностями;

    учрежденные федерализм, республиканская форма правления и демократический правовой режим.

Замечание 1

Структура Конституции состоит из преамбулы и двух разделов, В первый раздел включено девять глав и 137 статей. Во второй раздел входит 9 пунктов и он называется «Заключительные и переходные положения» .

Юридическая сущность Конституции

Каждой Конституции помимо социально-политической присуща еще и юридическая сущность. Юридическая сущность Конституции - это:

    обладание высшей юридической силой;

    роль ее в качестве основы текущего законодательства;

    принципы действия;

    повышенная стабильность.

Замечание 2

Помимо юридической и социально-политической сущности, Конституция характеризуется наличием своей конкретной цели, которая заключается в защите и укреплении существующего общественного и государственного строя.

Из всего сказанного вытекают три основные функции Конституции:

    юридическая;

    политическая;

    идеологическая.

Конституция РФ является основой правопорядка в стране.

Конституция Российской Федерации - это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти, принципы организации местного самоуправления.

Рассмотрим особые юридические черты Конституции, позволяющие выделить ее среди других нормативно-правовых актов. К этим чертам относятся:

  • - Особый субъект, который принял Конституцию - народ. Конституция принята референдумом, который проводился впервые в России. Гражданам предстояло оценить проект представленный Президентом и одобренный Конституционным совещанием. В референдуме участвовало более половины (54,8%) зарегистрированных избирателей -58187775 человек, большинство из которых - 32937630 или 58,4% проголосовало за принятие Конституции.
  • - Учредительный, первичный характер конституционных установлений.

Источником власти в демократическом государстве является народ, и поэтому именно он обладает таким ее высшим проявлением, как учредительная власть. В ее содержание вкладывается право принимать Конституцию и тем самым учреждать те основы устройства общества и государства.

Учредительная природа Конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений Конституции не существует никаких юридических ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в Конституцию по признаку ее несоответствия какому-либо правовому акту данного государства. Из этого, однако, не следует вывод о том, что содержание конституционных установлений определяется произвольно, что в Конституцию могут быть включены любые нормы. На процесс выработки Конституции воздействует широкая система факторов- экономических, политических, внешнеполитических, социальных, исторических и т.д.

Особый предмет конституционного регулирования.

Регулируемые Конституцией отношения затрагивают все основные сегменты жизнедеятельности общества и государства, поэтому сферу конституционного регулирования отличает особый, не присущий никакому другому правовому акту всеохватывающий характер.

Рассмотрим основные юридические свойства Конституции, то есть признаки, позволяющие отличить ее от других правовых актов.

1. Принцип верховенства Конституции РФ

Рассмотрим пункт 2 статьи 4 Конституции. В нем отражается утверждение конституционного строя, стремление к созданию правового государства, к подчинению государства праву. В принципе верховенства Конституции отражается и федеративный характер нашего государства. Верховенство федеральной Конституции означает, что ей должны соответствовать конституции республик в составе России.

Верховенство Конституции РФ означает ее приоритетное положение в системе юридических актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации»- закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции РФ.

Верховенство Конституции РФ проявляется как по отношению к законодательству, принятому до вступления Конституции РФ в силу, так и по отношению к законодательству, которое будет принято в будущем. Так, в п. 2 раздела II Конституции РФ говорится:

«Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации».

Верховенство Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Верховенство Конституции РФ обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения; приданием конституционным нормам высшей юридической силы; повышенной правовой защитой конституционных предписаний.

2. Конституция РФ согласно пункту 1 статьи 15 имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России.

Высшая юридическая сила Конституции означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Если такие противоречия имеются, то они должны быть устранены. В противном случае такие правовые акты должны быть признаны недействующими.

Прямое действие Конституции означает, что ее нормы действуют непосредственно без принятия дополнительных актов.

Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.

Проблема обеспечения прямого действия Конституции РФ при осуществлении правосудия получила разрешение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», где говорится о том, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:

  • а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
  • б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;
  • в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ;
  • г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
  • 3. Конституция является ядром правовой системы России. Ее принципы и положения играют направляющую роль для всей системы текущего законодательства: устанавливают, какие основные акты принимают различные органы, их наименование, юридическую силу, а также порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции РФ непосредственно названы федеральные конституционные и многие федеральные законы, которые должны быть приняты.

Конституция является юридической базой текущего законодательства. Данное свойство Конституции проявляется в том, что конституционные нормы служат отправной точкой для всех отраслей российского права. Так, на базе конституционных положений, закрепляющих свободу экономической деятельности, равенство всех форм собственности развивается гражданское право России.

Нормы Конституции закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности, в этом и заключается ее учредительный характер. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.

  • 4. Особая охрана Конституции РФ. В этом задействована вся система органов власти, осуществляющих эту охрану в различных формах. Особое место в охране Конституции принадлежит Президенту, который является гарантом соблюдения Конституции, и Конституционному Суду, который разрешает вопросы о соответствии Конституции правовых актов. Акты или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом неконституционными, утрачивают свою силу.
  • 5. Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.

1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Комментарий к Статье 63 Конституции РФ

1. Политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства с учетом государственных интересов РФ на основании общепризнанных принципов и норм международного права в порядке, установленном Положением о порядке предоставления РФ политического убежища, утвержденным Указом Президента РФ от 21.07.1997 N 746 (в ред. от 27.07.2007).

Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.

Предоставление РФ политического убежища производится указом Президента РФ. Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ. Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

Политическое убежище Российской Федерацией не предоставляется, если лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в России преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам ООН; прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование; прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека; прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет согласие о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Федеральным законом «О беженцах»; представило заведомо ложные сведения; имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

Лицо, которому РФ предоставила политическое убежище, утрачивает права на предоставленное политическое убежище в случаях: возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства; выезда на жительство в третью страну; добровольного отказа от политического убежища на территории РФ; приобретения гражданства РФ или гражданства другой страны. Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ по представлению МВД России на основании заключений МИД России и ФСБ России. Решение Комиссии доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище.

Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда. Лишение политического убежища производится указом Президента РФ.

Лицо, желающее получить политическое убежище на территории РФ, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в министерство внутренних дел, главное управление, управление внутренних дел субъекта РФ по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое при наличии достаточных оснований для его рассмотрения направляется в МВД России. Срок рассмотрения ходатайств не должен превышать одного месяца в каждом из рассматривающих его органов.

Указ Президента РФ о предоставлении политического убежища вступает в силу со дня его подписания. МВД России в семидневный срок со дня издания указа уведомляет лицо, ходатайствующее о предоставлении политического убежища.

В случае отклонения ходатайства лицу сообщается, что его дальнейшее пребывание на территории России регулируется законодательством РФ, определяющим порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ.

Лицу, которому предоставлено политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством.

2. Вопросы, регламентируемые в ч. 2 ст. 63 Конституции, возникают на практике достаточно часто. Российское законодательство решает эти вопросы однозначно. Что касается граждан РФ, совершивших преступление на территории иностранного государства, то они выдаче этому государству не подлежат ни при каких обстоятельствах. Относительно иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации и находящихся на территории РФ, вопрос может решаться по-разному. Не подлежат выдаче другому государству его граждане, преследуемые за политические убеждения либо совершившие на территории государства или на территории РФ правонарушающее действие (бездействие), не признаваемое в России преступлением. Согласно ч. 2 ст. 14 УК: «Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству».

Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов РФ и находящиеся на территории РФ, согласно ст. 13 УК могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором РФ. Процедура выдачи этих лиц предусмотрена нормами уголовного законодательства РФ, а также договорами о правовой взаимопомощи, заключенными Россией со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Вместе с тем Россия руководствуется также Типовым договором о выдаче, принятым 45-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990 г. Этот договор устанавливает виды правонарушений, которые могут повлечь за собой выдачу соответствующего лица. К их числу относятся правонарушения, которые наказываются в соответствии с законодательством обеих сторон тюремным заключением или другой мерой лишения свободы на срок не менее одного года (двух лет) или влекут более серьезное наказание. Что касается передачи осужденных для отбывания наказания в других государствах, то выдача разрешается только в том случае, если до окончания срока этого наказания остается не менее четырех (шести) месяцев. Императивным основанием для отказа в выдаче является правонарушение политического характера, что не мешает сторонам осуществить судебное преследование, если они не осуществляют выдачу.

Договор предусматривает и другие основания для отказа в выдаче лиц, совершивших правонарушения:

— если запрашиваемое государство имеет веские основания полагать, что просьба о выдаче сделана с целью судебного преследования или наказания лица по признаку расы, вероисповедания, гражданства, этнической принадлежности, политических взглядов, пола и статуса или что положению такого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин;

— если лицо, в отношении которого поступает просьба о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания либо если это лицо в процессе уголовного разбирательства не обладало или не будет обладать правом на минимальные гарантии в процессе уголовного разбирательства, предусмотренные Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 14).

Статья 48 Конституции РФ

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Комментарий к Статье 48 Конституции РФ

1. Кодекс поведения для юристов в Европейском сообществе подчеркивает особое назначение юристов во всех цивилизованных обществах, основанных на уважении норм закона. Юрист должен служить интересам правосудия так же, как и интересам тех, кто доверил ему отстаивать и защищать свои права и свободы. В его обязанность входит не только представлять интересы своего клиента, но и быть его консультантом (советником).*(624) Право каждого пользоваться помощью адвоката (защитника) по крайней мере в уголовном процессе предусмотрено ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, причем в последнем случае как часть более широкого права на справедливое судебное разбирательство.

Помимо адвокатов юридическую помощь могут оказывать работники юридических служб организаций, в том числе организаций, оказывающих юридические услуги, индивидуальные предприниматели, нотариусы, патентные поверенные, работники органов государственной власти и местного самоуправления и иные лица, уполномоченные на ведение профессиональной деятельности. Однако только адвокаты допускаются в качестве защитников в уголовном судопроизводстве, что связано с высокой значимостью принимаемых судебных решений для личности и общества. Поскольку государство гарантирует право на получение именно квалифицированной юридической помощи, оно обеспечивает условия, способствующие подготовке квалифицированных, обладающих необходимыми профессиональными навыками юристов и устанавливает с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии к адвокатам, а также условия допуска тех или иных лиц в качестве защитников (Постановление КС РФ от 28.01.1997 N 2-П*(625)).

Право каждого на получение квалифицированной юридической помощи служит гарантией осуществления других закрепленных в Конституции прав и свобод, в частности на защиту своих прав всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), на судебную защиту (ст. 46), на разбирательство дела судом на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123), и находится во взаимосвязи с ними (Постановление КС РФ от 25.10.2001 N 14-П*(626)). Это право не может быть ограничено ни при каких обстоятельствах (Постановление КС РФ от 27.03.1996 N 8-П*(627)).

Порядок оказания юридической помощи адвокатами регулируется Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (в ред. от 03.12.2007), которым устанавливаются профессиональные и иные квалификационные требования к адвокатам, статус адвоката и условия его приобретения, права и обязанности адвоката, гарантии независимости адвокатской деятельности. Государство возлагает при этом на адвокатуру ряд публичных функций, прямо вытекающих из положений ст. 48 Конституции, — обязанность выполнять защиту в уголовном процессе по назначению и оказывать юридическую помощь в определенных случаях бесплатно. Однако адвокатура как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В соответствии с законом, оказывая юридическую помощь, адвокат дает консультации и справки по правовым вопросам, составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера, представляет интересы доверителя в судах и иных органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях. Помощь адвоката оказывается на основе соглашения с доверителем. Юридическая помощь может оказываться бесплатно малоимущим гражданам по делам о взыскании алиментов, о возмещении вреда, связанного с трудовой деятельностью при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий, ветеранам войны, гражданам, пострадавшим от политических репрессий, несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Необходимой составляющей права на получение квалифицированной юридической помощи являются гарантии конфиденциальности отношений адвоката с клиентом — сохранение адвокатской тайны. Упомянутый Кодекс относит к сущностным признакам адвокатской деятельности обеспечение клиенту условий, при которых он может свободно сообщать адвокату сведения, которые не сообщил бы другим лицам, и сохранение адвокатом как получателем информации ее конфиденциальности, поскольку без уверенности в конфиденциальности не может быть доверия. Требованием конфиденциальности определены права и обязанности юриста, имеющие фундаментальное значение для его профессиональной деятельности. Юрист должен соблюдать конфиденциальность в отношении всей информации, предоставленной ему самим клиентом или полученной в ходе предоставления юридических услуг, причем эти обязательства не ограничены во времени (п. 2.3)

Поэтому адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.*(628) Конституционный Суд РФ подтвердил обоснованность адвокатского иммунитета, указав, что он не ограничивается только сведениями, полученными во время защиты в процессе расследования и судебного разбирательства, но касается также предварительных консультаций и последующей юридической помощи, независимо от времени и обстоятельств получения конфиденциальной информации (Определение КС РФ от 06.07.2000 N 128-О*(629)). Однако это не исключает право адвоката дать соответствующие показания в случаях, когда сам адвокат и его подзащитный заинтересованы в оглашении тех или иных сведений при условии изменения впоследствии его правового статуса и соблюдения прав и законных интересов лиц, доверивших ему информацию (Определение КС РФ от 06.03.2003 N 108-О*(630)).

Конституционный Суд признал также неправомерным отказ в приглашении избранного обвиняемым (подозреваемым) защитника, а также допуск к участию адвоката в гражданском судопроизводстве по мотивам отсутствия у него специального допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, признав такую практику несоразмерным ограничением права на квалифицированную юридическую помощь (Постановление КС РФ от 27.03.1996 N 8-П*(631)).

Правовую помощь и юридические услуги, в том числе путем судебного представительства, оказывают не только адвокаты, но и многие субъекты частного права — юридические фирмы и организации, специально созданные для защиты бизнеса и оказания правовых услуг, частнопрактикующие юристы, не имеющие адвокатского статуса, иные лица, к которым не предъявляется особых квалификационных требований, но которые осуществляют важную функцию защиты прав и интересов доверителя по его свободному выбору, что позволяет развивать диспозитивные начала гражданского и арбитражного судопроизводства. Конституционный Суд РФ признал не соответствующими ч. 1 ст. 48 Конституции ограничения на выбор представителя в арбитражном суде, поскольку право лица, заинтересованного в защите своих имущественных интересов, предполагает свободный выбор им своего представителя и возможность обратиться помимо адвоката к другим юристам, способным оказать квалифицированную юридическую помощь. Иное фактически привело бы к понуждению использовать только один способ защиты и значительно сузило бы право на доступ к правосудию (Постановление КС РФ от 16.07.2004 N 15-П*(632)).

2. Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту является одним из базовых принципов правосудия по уголовным делам (ст. 16 УПК). Подозреваемый, обвиняемый вправе в любой момент отказаться от помощи защитника. Такой отказ не обязателен для дознавателя, следователя, прокурора и суда и не исключает возможности приглашения защитника в дальнейшем (ст. 52 УПК). В любом случае участие защитника обязательно, если подозреваемый или обвиняемый является несовершеннолетним, или в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту, или не владеет языком, на котором ведется судопроизводство, а также при обвинении в совершении особо тяжкого преступления, при рассмотрении судом дела с участием присяжных заседателей или в упрощенном порядке, установленном гл. 40 УПК (ст. 51).

Часть 2 ст. 48 Конституции предусматривает гарантии права пользоваться помощью адвоката задержанному, заключенному под стражу, обвиняемому с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Однако определение этого момента на практике зачастую связано с требованиями формального характера, которые не всегда совпадают с реальной ситуацией, когда подозреваемому лицу может потребоваться юридическая помощь и защита адвоката.

Европейский Суд по правам человека в толковании момента возникновения права на защиту прибегает к так называемым автономным понятиям, и в частности призывает видеть, что скрывается за внешней стороной дела и исследовать реалии рассматриваемой процедуры. В соответствии с этим Суд склоняется в пользу содержательного, а не формального понятия обвинения в тексте п. 1 ст. 6 Европейской конвенции. При этом под обвинением понимается не только официальное уведомление компетентных органов о вменении в вину совершения преступления, но и момент, когда подозрение в отношении лица начинает оказывать существенное влияние на его положение или приобретает форму серьезных последствий для положения подозреваемого.*(633) Аналогичный подход Европейский Суд по правам человека применяет и к понятиям задержания и содержания под стражей (см. комментарий к ст. 22).

Существенно важным в этом вопросе представляется позиция КС РФ в Постановлении от 27.06.2000 N 11-П*(634). Норма ч. 2 ст. 48 Основного Закона, отмечает Конституционный Суд, определенно указывает на сущностные признаки, характеризующие фактическое положение лица как нуждающегося в правовой помощи в силу того, что его конституционные права, прежде всего на свободу и личную неприкосновенность, ограничены, в том числе в связи с уголовным преследованием в целях установления его виновности. Поэтому конституционное право пользоваться помощью адвоката (защитника) возникает у конкретного лица с того момента, когда ограничение его прав становится реальным.

По буквальному смыслу положений, закрепленных в ст. 2, 45 и 48 Конституции, право на получение юридической помощи адвоката гарантируется каждому лицу независимо от его формального процессуального статуса, в том числе от признания задержанным и подозреваемым, если управомоченными органами власти в отношении этого лица предприняты меры, которыми реально ограничивается свобода и личная неприкосновенность, включая свободу передвижения — удержание официальными властями, принудительный привоз или доставление в органы дознания и следствия, содержание в изоляции без каких-либо контактов, а также какие-либо иные действия, существенно ограничивающие свободу и личную неприкосновенность.

В целях реализации названного конституционного права необходимо учитывать не только формальное процессуальное, но и фактическое положение лица, в отношении которого осуществляется публичное уголовное преследование и, следовательно, направленная против конкретного лица обвинительная деятельность может подтверждаться актом о возбуждении в отношении данного лица уголовного дела, проведении в отношении него следственных действий (обыска, опознания, допроса и др.) и иными мерами, предпринимаемыми в целях его изобличения или свидетельствующими о наличии подозрений против него, в частности разъяснением права не давать показаний против самого себя. Поскольку такие действия направлены на выявление уличающих лицо, в отношении которого ведется уголовное преследование, фактов и обстоятельств, ему должна быть безотлагательно предоставлена возможность обратиться за помощью к адвокату (защитнику). Тем самым обеспечиваются условия, позволяющие этому лицу получить должное представление о своих правах и обязанностях, о выдвигаемом против него обвинении и, следовательно, эффективно защищаться и гарантирующие в дальнейшем признание недопустимыми незаконно полученных в ходе расследования доказательств.

В соответствии со ст. 56 и ч. 5 ст. 189 УПК лицо, вызванное на допрос в качестве свидетеля, вправе пригласить адвоката для оказания ему юридической помощи. При этом адвокат присутствует при допросе и пользуется правом давать консультации своему клиенту, задавать вопросы допрашиваемым, делать письменные замечания в протоколе.

С момента допуска к участию в уголовном деле защитник вправе иметь свидания с подозреваемым, обвиняемым, собирать и представлять доказательства, необходимые для оказания юридической помощи, привлекать специалиста, участвовать в следственных действиях, производимых с участием его подзащитного, знакомиться с материалами дела, с которыми был ознакомлен подзащитный, а по окончании расследования со всеми материалами дела заявлять ходатайства и отводы, участвовать в судебном разбирательстве на всех стадиях процесса, приносить жалобы, использовать иные не запрещенные средства и способы защиты (ст. 53 УПК).

Число и продолжительность свиданий с адвокатом лица, задержанного или находящегося под стражей, не может быть ограничено. Конституционный Суд РФ в ряде своих решений подтвердил эту важную гарантию на получение квалифицированной юридической помощи. Порядок получения свиданий адвоката со своим подзащитным должен носить уведомительный, а не разрешительный характер, поскольку реализация права не может зависеть от усмотрения и дозволения органа или должностных лиц, в производстве которых находится дело. Право осужденного на свидание с адвокатом не может быть ограничено и во время исполнения наказания в виде лишения свободы независимо от режима его содержания. При необходимости присутствия на свидании с адвокатом переводчика последнему также не может быть отказано в допуске в пенитенциарное учреждение на такое свидание (Постановления КС РФ от 21.10.2001 N 14-П, от 26.12.2003 N 20-П; Определения КС РФ от 07.12.2001 N 276-О, от 01.04.2004 N 77-О).

Новая редакция Конституции РФ с изменениями на 2018 год

Среди всех нормативно-правовых актов, законов, постановлений Конституция РФ выделяется особым образом. Она занимает верховное положение и регулирует, а также провозглашает самые основные права, обязанности и свободы человека. Однако ее действие распространяется также на органы власти, Президента и Правительство страны.

Что такое Конституция России?

Среди всех законов, регулирующих многочисленные отрасли жизни общества, главенствующую позицию занимает Конституция Российской Федерации (КРФ 2018). Она представляет собой документ, принятый всенародным и всеобщим голосованием. Он разделен на несколько частей и определяет все отрасли жизни общества. Почему она так важна? Во-первых, ни один другой закон не может идти вразрез с ней. Это тщательно контролирует Конституционный суд России. Во-вторых, именно она принята не органами власти, а на основе голосования всего народа, проживающего в РФ.

Кому и зачем нужно ее знать?

Конституцию России или хотя бы основные ее положения необходимо знать каждому гражданину страны. Это тот документ, который должен быть знаком абсолютно всем. Зачем это нужно? Дело в том, что ни один другой закон не может противоречить Конституции, а это означает, что именно она – основа всего законодательства страны.

Для рядового гражданина такие знания – гарантия соблюдения своих гражданских обязанностей и возможность защиты прав. Нельзя рассчитывать на осуществление установленных и гарантируемых государством свобод гражданина без их соответствующего знания. Именно поэтому нельзя пренебрегать знанием этого важнейшего документа.

Для профессионального юриста, судьи или другого лица, работающего в соответствующей сфере, знание Конституции не только обязанность, но и показатель профессионализма.

Таким образом, Конституция РФ 2018 – основной документ, которому должны соответствовать и не противоречить другие нормативно-правовые акты. Этот документ принят российским народом на референдуме, следовательно, является гарантом соблюдения прав и свобод каждого человека, независимо от веры, взглядов и социального положения.

Конституция РФ имеет не стандартную структуру, которая присуща многим другим кодексам и законам. Она включается в себя:

  • преамбулу;
  • основные положения;
  • заключительные и переходные положения.
  • Что такое преамбула? Это небольшое вступление патриотического содержания, которое отражает позицию всего российского народа по согласию к принятию верховного закона. Основные положения делятся на девять глав, которые разбиваются на статьи:

    • из первой главы можно узнать о конституционном строе государства, что включает равенство народов, рас, полов. Кроме того, равноправные отношения субъектов, политический плюрализм, демократический режим и т.д.
    • во второй главе устанавливаются основные и защищаемые законами права и свободы человека;
    • третья глава определяет устройство государства, как федеративное;
    • из глав с 4 по 8 можно узнать положение Президента, судебной власти, Правительства, органов местного самоуправления и т.д.;
    • заключительная глава в первом разделе посвящена правилам и порядку пересмотра положений действующей Конституции.

    Второй раздел включает переходные положения, которые касаются, в основном, работы Государственной думы, Федерального Собрания, а также времени вступления документа в силу.

    constitutionrf.ru

    Павел Крашенинников рассказал «Российской газете», как рождалась наша Конституция

    Во вторник страна отмечает знаковый для новой России государственный праздник – День Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года. Одним из тех, кто участвовал в подготовке Основного закона страны, стал глава Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников . Впечатлениями о том, как рождался исторический документ, он поделился с читателями «Российской газеты».

    Павел Владимирович, в 1977 году, когда была принята последняя из советских Конституций, названная «брежневской», западные идеологи с издевкой писали о советской «приверженности конституционализму». Мол, каждый новый правитель пишет Основной закон «под себя». Ельцин не стал исключением?

    Павел Крашенинников: Считаю полезным кратко пройтись по истории российского конституционализма.

    Первая Конституция России готовилась при Александре Втором, но убийство императора поставило на ней крест. Следующий этап – Основные законы Николая Второго и создание в 1906 году Государственной Думы, просуществовавшей до 1917 года. В 1918 году была принята Конституция РСФСР, в 1924-м – Конституция СССР, закрепившая создание союзного государства в лице России, Украины, Белоруссии и Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики. В 1936 году была принята новая Конституция СССР – так называемая «сталинская». Следующей стала «брежневская», хотя ее подготовка началась еще в 1962 году, при Хрущеве.

    Подготовка «ельцинского варианта» 1993 года велась в изменившихся условиях, прежде всего с учетом необходимости предотвратить развал страны. Трещины шли тогда по всем направлениям – в политической сфере, в экономике, в межнациональных отношениях. Задачей Конституции было сцементировать государство, субъекты федеративных отношений, людей. Еще Гераклит сказал когда-то вещие слова: «За закон народ должен биться, как за городскую стену».

    С распадом СССР в декабре 1991 года мы остались с Конституцией РСФСР. Как только депутаты Верховного Совета РСФСР начали вносить в нее поправки, вся конструкция законодательной базы «поплыла», и в законотворчестве начался настоящий хаос, названный журналистами и политиками тех лет «войной законов».

    Ситуация была похожа на нелепую попытку отремонтировать дом путем замены отдельных кирпичей и балок на новые. В то время я присутствовал в Верховном Совете в качестве эксперта и был свидетелем, как «с голоса» принимаются поправки в Конституцию РСФСР, в законы, носящие откровенно конституционный характер. Все чаще вслух стал задаваться вопрос: «Что же мы это, товарищи, делаем? Ломаем дом, в котором живем. Давайте строить новый, пока этот не рухнул».

    Говорят, что поражение всегда сирота, а у победы полно родственников. Так и с Конституцией, что ни политик тех дней, то участник создания Основного закона. Кто реально писал исторический проект?

    Павел Крашенинников: В подготовке документа принимали участие действительно многие люди.

    Первым, кто поставил политическую цель разработать новую Конституцию России, был Борис Николаевич Ельцин. В 1993 году он издал Указ «О Конституционном совещании». Предполагалось собрать в команду представителей органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций. Первое заседание Конституционного совещания прошло летом 5 июня 1993 года в Москве в Кремле. В рамках Конституционного совещания конкуренция шла между двумя основными концепциями Конституции: «государственнической» и «основным законом для граждан».

    Был дан отрицательный ответ на предложения уйти от наличия национальных республик в составе Федерации

    На самом деле коренного противостояния здесь нет. Это просто взгляд, если можно так сказать, с разных сторон. Важно, что удалось отстоять нормы, посвященные защите прав и свобод гражданина России, выраженной в главе второй Конституции, и заложить мощную правовую основу для развития отраслевого законодательства, Гражданского и Семейного кодексов и других актов.

    Какое участие в этом процессе принимал сам президент?

    Павел Крашенинников: Он лично принимал участие в заседаниях Конституционного совещания. Докладчики были разные: Румянцев, Собчак, Алексеев, Шахрай и другие. Но точку в дискуссиях ставил сам президент. В конце 1993 года, в октябре-ноябре, «президентский» проект Конституции РФ прошел окончательную доработку во вновь созданных органах Конституционного совещания: Общественной и Государственной палатах, а также в Комиссии конституционного арбитража Конституционного совещания, после чего был вынесен президентом на референдум 12 декабря 1993 года.

    Не раз приходилось слышать, что наша Конституция якобы списана с американской или как минимум американские советники участвовали в работе над Основным Законом. Так ли это?

    Павел Крашенинников: Это не так. Единственно верное в этих историях то, что наши эксперты внимательно изучали весь комплекс конституционных актов других стран. И Конституцию США, и европейские конституции. И индийскую, которая, кстати, самая обширная по объему в мире – более 400 статей.

    Особое внимание уделяли опыту иностранных государств с федеративным устройством. Изучали, как решается нашими коллегами задача создать эффективные принципы федеративных отношений, обеспечивающие прочность государства при минимизации государственного аппарата. Смотрели иностранный опыт, как максимально «насытить» права человека и гражданина. Это было тогда действительно актуально, гораздо актуальнее, нежели сейчас. И иерархию законов, безусловно, исследовали, как это можно сделать.

    Мы знаем, что бушевали страсти, спорили по многим вопросам. Какие из них были самые острые?

    Павел Крашенинников: Ключевым был вопрос равенства субъектов Федерации. Унитарный принцип государства, если это иметь в виду под вариантами, даже не обсуждался. В итоге было принято взвешенное решение.

    В Конституции дан перечень всех субъектов Федерации. Установлен перечень полномочий, находящихся в исключительном ведении федеральных органов власти, и перечень полномочий совместного ведения. Установлены границы полномочий субъектов Федерации, порядок их изменений. Принята необходимость утверждения общенациональных символов и институтов – флаг, герб, гимн. В целом создана система, которая укрепила Россию, объединила страну и людей, что и было на тот момент архиактуальным.

    Кстати, в одном из вариантов проекта символика предлагалась в приложении к Основному закону.

    Выстраивать отношения между федеральной властью и регионами как в США мы не стали. И правильно сделали

    Важно, что был дан отрицательный ответ на предложения уйти от наличия национальных республик в составе Федерации. Напомню, тогда высказывались предложения создать субъекты Федерации исключительно по территориальному признаку. Здесь сработал известный политический принцип: политика – это искусство возможного. Если бы попытались пойти по этому пути – не удалось бы сохранить страну. Поэтому за основу мы взяли существующее на тот момент устройство Федерации.

    Делались альтернативные предложения. Например, предлагали зафиксировать федеральное устройство государства федеративным договором по аналогии с первой советской Конституцией 1924 года или Конституцией РСФСР. Горбачев в свое время, кстати, был сторонником союзного договора. Но если федеративное устройство государства выстраивается на уровне договора, то включается механизм, предполагающий подписание договора сторонами, а значит, начинается торг, раскол, автоматически вырастает статус регионов и понижается статус федеральной власти.

    Что касается ушедших в историю договоров России и субъектов, то, надо сказать, что они сыграли важную роль в сохранении целостности страны.

    В США тоже существует федеративное устройство…

    Павел Крашенинников: Как раз американская модель и не была принята разработчиками нашей Конституции. Это я говорю в адрес любителей теории американского влияния на российский конституционализм. Выстраивать отношения между федеральной властью и регионами по примеру США мы не стали. И правильно сделали. Не потому, что договорный принцип в чем-то ущербен или неправилен. Конституция США – сугубо национальный продукт политической и экономической жизни XVIII века граждан другого континента. У нас своя история, следовательно, иные решения.

    А что мы взяли из опыта других стран?

    Павел Крашенинников: Чему мы были просто обязаны поучиться у наших зарубежных коллег – так это вопросам обеспечения свобод и прав граждан. Такого опыта правовой деятельности у России не было. Конституция четко и эффективно определила статус национальных республик, решила вопросы государственного языка, обеспечила защиту коренных и малочисленных народов.

    Определено, что внешняя политика является исключительным полномочием федеральных органов власти, равно как, например, таможенное, уголовное законодательство. Был установлен запрет на ограничение свободного перемещения товаров внутри России. Эти формулировки – насущный на тот момент ответ на желание отдельных регионов взять на себя больше государственных полномочий, что в итоге разнесло бы Россию вдребезги.

    Той же цели служило введение единой денежной единицы – рубля, управление которой стало исключительной компетенцией федерального центра, с прямым запретом выпуска региональных денег.

    Сегодняшние оппоненты Конституции раз за разом возвращаются к теме ее пересмотра. Нынешний вариант Основного закона называют подчеркнуто «ельцинским», переходным, якобы исчерпавшим себя, а потому требующим либо существенной корректировки, либо полной замены. Как вы считаете, у нас есть еще порох в пороховницах?

    Павел Крашенинников: Дискуссии особенно жарко разгораются в период важных политических решений. Однако, возвращаясь к политической и правовой истории, стоит отметить, что первая советская Конституция действовала 12 лет. «Сталинская» – 41 год. «Брежневская» – 14 лет. «Ельцинская» работает уже 24 года. Есть надежда, что на этом чехарда с основными законами страны закончится, по крайней мере – на ближайшие сто лет.


    Здесь мы приблизились к узловому моменту нашего исследования - переходу от качественного аспекта понятия меновой стоимости к его количественному аспекту, т.е. к тому, каким образом измеряется, определяется меновая стоимость товара при простом товарном производстве. Мы видим, что обмен двух потребительных стоимостей на рынке происходит не произвольно, а в определенных пропорциях ввиду определенных отношений между товарами при обмене на рынке.

    Нельзя, скажем, обменять книгу на костюм или два центнера зерна, потому что книга определенным образом соотносится с теми товарами, на которые она обмёнивается на рынке, и эти соотношения устанавливаются особыми и объективными законами рынка. Речь идет о выявлении главного закона, лежащего в основе меновых отношений.

    Совершенно очевидно, что мы не сможем дать удовлетворительного объяснения тому, как определяется меновая стоимость, говоря лишь об отношениях товаров друг к другу, т.е. просто приравнивая один товар к другому. Мы не увидим здесь, в чем заключается суть меновой стоимости. А поскольку мы уже определили, что такой сущностью, общей для всех товаров, является абстрактный труд, материализованный в каждом товаре, необходимо измерить абстрактный труд, кристаллизованный в предмете обмена.

    Ясно, что простейшей и наиболее естественной мерой, выражающей действительное отношение, являются затраты времени, необходимые для выполнения данной работы . Следовательно, чтобы измерить меновую стоимость, кристаллизованную в товаре, следует определить время, необходимое для производства товара, или, как говорит Маркс, «величина стоимости данной потребительной стоимости определяется лишь количеством труда, или количеством рабочего времени, общественно необходимого для ее изготовления».

    Естественно, это определение учитывает также степень интенсивности труда.

    Здесь мы сталкиваемся со следующей трудностью: одно дело оценить изделие, являющееся продуктом труда неквалифицированного работника, а другое - определить количество труда, кристаллизованного в товаре, произведенном высококвалифицированным специалистом. Работа линотиписта квалифицированнее работы дворника или какого-либо другого простого вида труда, который не требует специальной подготовки и производственного опыта.

    Здесь необходимо изыскать такую меру, которая сделала бы возможным сравнение бесконечно разнообразных видов конкретного труда, участвующего в производстве товаров. Для этой цели нам нужны два понятия: простого и сложного труда. Простой труд - это труд человека, не требующий специальной подготовки и заключающийся в элементарной затрате физической энергии человека.

    Сложный труд включает в себя не только особую способность человека, которая выражается в труде, но также его специальную техническую подготовку, в которую в свою очередь входит время, затраченное рабочим на обучение, производственную практику. В него также входит время, затраченное тем человеком, который, владея всеми навыками ремесла, преподал их рабочему. Сложный труд, следовательно, соединяет в себе различные виды затрат энергии человека, в которых выражается специализация.

    Это означает, что определение меновой стоимости следует выводить не из прямых или косвенных затрат на подготовку рабочей силы, а на основе различия между видами труда, заключенного в продукте. Во всяком случае ясно, что за сложный труд можно принять увеличенный в несколько раз простой труд и сказать, что час работы ученого или линотиписта равен двадцати или десяти часам простого труда, выполняемого без предварительной подготовки рабочего.

    Таким образом, говоря о труде и его продолжительности, мы будем подразумевать простой труд, к которому может быть сведен также и сложный труд. «Различные пропорции, в которых различные виды труда сводятся к простому труду как к единице их измерения, устанавливаются общественным процессом за спиной производителей и потому кажутся последним установленными обычаем». Это новый аспект в общественном характере труда человека.

    По сути дела, подразделение рабочей силы по характеру исполняемого труда - простого и требующего специальной подготовки - явление социальное, зависящее от структуры общества и его истории, но именно в этом разделении, как и в распределении рабочей силы вообще, реализуется закон стоимости.

    Принцип редукции сложного труда к простому принят на практике (и не всегда в теории) современными экономистами и используется в экономической статистике. «Простой средний труд, - замечает Маркс, - хотя и носит различный характер в различных странах и в различные культурные эпохи, тем не менее для каждого определенного общества есть нечто данное».

    Меновая стоимость – основной параметр, учитываемый в процессе товарообмена между собственниками объектов сделки (товаров).

    В разных концепциях природа меновой стоимости может объясняться отличными друг от друга параметрами – предельной полезностью, издержками производства, балансом предложения и спроса, затратами времени на создание товара и так далее.

    Из данного определения можно сделать вывод, что меновая стоимость – это стоимость, которая присваиваются товару в замен его денежной стоимости. При этом меновая стоимость должна соответствовать эквиваленту обменного товара.

    История появления меновой стоимости

    Еще до появления денежных знаков у каждого товара существовал эквивалент определенного количества другого товара, например одна лошадь могла стоить 3-5 овец. При этом в те времена не существовало единых критериев обмена. Так та же лошадь могла стоить и определенного количества от собранного урожая и несколько грамм драгоценных металлов.

    В результате форма обмена была переменной и не носила постоянного характера.

    После того как общество стало на путь развития и появились многочисленные формы сделок, при увеличении ассортимента товаров, то появилась необходимость упорядочить нормы определения стоимости продаваемых объектов.

    Весь путь развития такого понятия как меновая стоимость можно описать в трех основных этапах.

    Первый этап – это потребительская цена

    Она представляет собой совокупность свойств той или иной продукции. Такая цена устанавливала прямую связь между объемом выполненных работ и его эквивалентов в виде потребительских товаров. Благодаря потребительской цене впервые появилась возможность определения стоимости каждого из товаров на рынке. Поэтому этот параметр стали называть естественным свойством блага.

    Практически все товары в современном мире могут быть оценены по потребительской цене. Но не все можно отнести к «товарам». И основным критерием для того, чтобы определиться с самой сутью товара нужно помнить, что таковым признается только объект, на создание которого были приложены человеческие усилия, при этом созданный объект должен служить для нужд потенциального покупателя.

    Объект труда, характеризуемый потребительской ценой, должен:

    • подлежать обмену на другой вид товаров;
    • обеспечивать потребности населения, как в единичном случае, для одного человека, так и для группы людей;
    • быть произведенным путем приложения человеческих усилий (труда).

    Второй этап – это общественная потребительская цена

    Данная разновидность явилась благодаря тому, что товары и услуги стали приобретаться не только для частного пользования. Параллельно с прогрессивным развитием человеческого общества, развивались и потребности каждого члена социума. Таким образом, появились новые требования ко всем товаром, реализуемых на рынке стран. Как результат, появились товары, которые отвечали потребностям не только одного человека и целых групп населения...

    К признакам общественной потребительской стоимости можно отнести:

    • Полезность для общества. Это говорит о том, что на этом этапе начали создаваться товары, которые были необходимы при групповом использовании, а не единичном, как это было раньше.
    • Создание товара в структуре и количестве, необходимом для покрытия общественной потребности.

    Третий этап – это меновая стоимость – это та же потребительская цена, но только применяемая в товарном хозяйстве

    При заключении договоров, в которых прописывается меновая стоимость, важным критерием является указание пропорций объемов продаваемых товаров (услуг, работ) к объемам товаров (работ, услуг), которые будут переданы взамен.

    Вопросом меновой стоимости занимался Карл Маркс в своих экономических трудах. Он так же являлся приверженцем трудовой теории и считал, что возможностью точной оценки товара, может быть только труд, который был затрачен на производство объекта торговли.

    В свое теории Маркс впервые ввел понятие двойного труда. Им были разделены понятия абстрактного туда и конкретного туда.

    Под первым понятием принимался труд, затраченный физическими и умственными возможностями человека. Конкретный труд представляет собой профессиональные трудозатраты – работа пекаря или механика.

    Все отклонения в меновой стоимости при проведении расчетов, Маркс списывал на случайность. Впоследствии труды Карла Маркса были подвержены критике и пересмотрены в разрезе полезности вещей.

    Как видно, существование одной теории не возможно без существования другой. На сегодняшний день так и не существует единого мнения об истории возникновения меновой стоимости.

    Сущность меновой стоимости

    В экономической литературе очень часто возникает вопрос – как оценить какой-то товар, через другой товар? Как определить верное соотношение покупаемого и меняемого объектов? Для ответов на эти вопросы в истории выделяют две основные концепции:

    1. Первая – трудовая теория меновой стоимости. Ученые, поддерживающие данное направление соизмеряются все товары и услуги в соответствии с объемом затраченного на их создание труда.
    2. Вторая – теория предельной полезности. В данном случае предполагается, что стоимость товара зависит от его полезности. Чем полезнее и необходимее товар для покупателя, тем дороже он будет стоить. Эта концепция со временем переросла в теорию, которая получила название маржинальной.

    Хотя данные концепции имеют разные системы координат они схожи в том, что ученые пришли к общему выводу о том, что для оценки товара (работ, услуг) первозначным является не его количество, а его качество.

    Однако данная теория не охватывает каждую сторону торгового процесса. Так как в ней практически не отражены варианты оценки товаров со стороны продавца.

    В результате, оценка товара происходит со стороны потребительской необходимости – это и становится меновой стоимостью. Важным аспектом этого вопроса остается тот факт, что в товарообмене задействованы не только покупатели, но сторона, которая принимала участие в непосредственном создании продажных товаров и их реализации (продаже). В разрезе маржинализма этот аспект практически не освещается.

    При этом это упущение полностью раскрывает первая концепция меновой стоимости – трудовая. Именно в ней оценка товаров (работ, услуг) происходит относительно заложенных трудовых затрат, понесенных при производстве объекта торговли.

    При этом данную теорию можно назвать противоположностью маржинальной, потому что трудовая меновая цена отражает только взгляд продавца, которому важно возместить все понесенные им убытка (работа по производству товара, закуп материалов и проч.). При этом реальная полезность произведенного товара для него не так и важна.

    В результате, учитывая результаты исследований в области меновой стоимости и трудовых затрат, при производстве товаров, была разработана теория трудовой цены. Причинами столь разных научных взглядов и большого количества расхождений в теории смысловой нагрузки меновой стоимости служат вполне очевидные объяснения:

    • В трудовой теории меновая стоимость зависит от общественного труда. То есть, её основой является заложенная оценка труда на этапе создания и реализации того или иного товара. В результате, такая теория поддерживает важность трудовых ресурсов, применяемых при производстве товаров.
    • В теории предельной полезности формируется утверждение о том, что товар – это результат уровня спроса на рынке, который создается основными потребностями прямых потребителей товаров. В данной ситуации меновая стоимость товара утверждает, что основным фактором формирования ценности является востребованность товара на рынке.

    В результате можно сделать вывод о том, что более точной меновой стоимостью может быть только та стоимость, которая оценивает точку каждой из сторон торгового процесса.

    Характеристики стоимости

    Стоит помнить, что стоимость и затраты – это два разных понятия, которые не могут быть равнозначными. Поэтому невозможно определить соответствующую стоимость товара, если провести только оценку трудозатрат, потраченных на производство какого-либо товара.

    Стоимость обладает двумя характеристиками:

    1. Качественная характеристика. Она отражает производственную сторону между участниками торговых отношений.
    2. Количественная сторона. Она отражает объем необходимого товара в зависимости от необходимости общества в нем. То есть – полезность товара.

    Как видно эти два показателя, качества и количества, трудозатратности и полезности, неразделимы.

    В современном мире практически все цены на товары (работ, услуги) можно отнести к категории меновой стоимости, а договора, заключаемые между сторонами торговой сделки, можно назвать меновыми договорами.

    Однако сейчас общество практически ушло от оценки стоимости товара в натуральных единицах измерения, заменив их на денежный знак. При этом введение денег намного упростило процедуру проведения определения меновой стоимости объектов торговли, так как эквивалент потерял качественные характеристики и вносит только количественные (100 рублей или 500 франков).

    В данной ситуации ни продавца, ни покупателя не интересует качество бумаги, на которых были напечатаны деньги. При этом они не могут обменять 100 рублей на 500 рублей, при этом, не внося дополнительные элементы эквивалента пятисот рублей.

    Таким образом, вопрос о том, на чем же основываться при вынесении меновой стоимости товара (работ, услуг), так и остается на грани вечного спора между двумя противоборствующими сторонами.

    Которые, в общем-то, являются двумя сторонами одной и той же медали.



    Просмотров