Процессуальный статус потерпевшего в административном процессе. Участники производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях – установленный административно-юрисдикционными нормами порядок привлечения к административной ответственности.

Производство по делам об административных правонарушениях в составе административного процесса.

Административный процесс – регламентированный административно-процессуальными нормами порядок реализации административной власти.

В широком смысле административный процесс включает правотворческую (производство по принятию НПА) и правоприменительную (разрешение индивидуальных конкретных дел) формы. Правоприменительная форма делится на правонаделительную и юрисдикционную форму. В юрисдикционную форму входят производство по жалобам, дисциплинарное производство, производство по делам об административных правонарушениях.

В состав производства по делам об административных правонарушениях входят 4 стадии:

1)Возбуждение дела об административном правонарушении;

2)Рассмотрение дела об административном правонарушении – основная стадия;

3)Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях – факультативная стадия;

4)Исполнение постановлений.

Участники производства по делам об административных правонарушениях (глава 25 КоАП) – 12 :

1)лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (физические и юридические лица)

2)потерпевший

3)их законные представители (законные представители физического лица и законные представители юридического лица)

4)защитник

5)представитель

6)Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей

7)свидетель

8)понятой

9)специалист

10)эксперт

11)переводчик

12)прокурор

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

По общему правилу, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

По общему правилу, дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего.

Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители.

Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.

Защиту прав и законных интересов юридического лица , в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица . Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

По общему правилу дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица.

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.

В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей

по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности, может быть допущен к участию в деле в качестве защитника.

В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.

Свидетель вправе:

1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;

2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;

3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;

4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.

Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей свидетель несет административную ответственность, предусмотренную КоАП.

В случаях, предусмотренных КоАП, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо . Число понятых должно быть не менее двух.

Присутствие понятых обязательно в случаях, предусмотренных главой 27 КоАП –Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Об участии понятых в производстве по делу об административном правонарушении делается запись в протоколе.

Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол.

В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля.

В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

Специалист обязан:

2) участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

3) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

Специалист предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений.

Специалист вправе:

1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием;

2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

3) делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий. Заявления и замечания подлежат занесению в протокол.

За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей специалист несет административную ответственность, предусмотренную КоАП.

В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

Эксперт обязан:

1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

2) дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.

Эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Эксперт имеет право отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения.

Эксперт вправе:

1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

3) указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.

За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей эксперт несет административную ответственность, предусмотренную КоАП.

В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.

Переводчик назначается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

Переводчик обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выполнить полно и точно порученный ему перевод и удостоверить верность перевода своей подписью.

Переводчик предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо неправильного перевода.

За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей переводчик несет административную ответственность, предусмотренную КоАП.

Прокурор в пределах своих полномочий вправе:

1) возбуждать производство по делу об административном правонарушении;

2) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;

3) приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.

Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении

1. К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица в случае, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу.

2. К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве специалиста, эксперта и переводчика не допускаются лица в случае, если они состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу, а равно если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно, заинтересованными в исходе данного дела.

Отводы лиц, участие которых в производстве по делу об административном правонарушении не допускается

1. При наличии обстоятельств, исключающих возможность участия лица в качестве защитника, представителя, специалиста, эксперта или переводчика в производстве по делу об административном правонарушении, указанное лицо подлежит отводу.

2. Заявление о самоотводе или об отводе подается судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

3. Рассмотрев заявление о самоотводе или об отводе, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

Возмещение расходов потерпевшему, его законным представителям, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому

1. Потерпевшему, его законным представителям, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому возмещаются в установленном Правительством Российской Федерации порядке расходы, понесенные ими в связи с явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

2. Труд специалиста, эксперта и переводчика оплачивается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении

1. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

2. Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

3. Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.

4. Если лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, заявило ходатайство о направлении извещений по иному адресу, суд, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение также по этому адресу. В этом случае извещение считается врученным лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении, если извещение доставлено по указанному таким лицом адресу.

Доказательства по делу об административном правонарушении - любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Источники доказательств, средств доказывания:

1)Документы (протоколы и т.д.)

2)Вещественные доказательства

3)Показания специальных технических средств.

Понятие и правовой статус потерпевшего закреплен не только в Уголовно-процессуальном кодексе (УПК), но также в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП). Если УПК РФ под потерпевшим понимает физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации, то КоАП потерпевшим признает физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

В приведенных выше определениях потерпевшего главным отличием является причина возникновения вреда - преступление или административное правонарушение.

Причиненный в результате совершения административного правонарушения физический вред потерпевшему, как правило, выражается в легком вреде его здоровью. Правонарушения, следствием которых является причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, законодатель относит к преступлениям.

Имущественный вред, причиненный потерпевшему в результате совершения административного правонарушения, в основном является мелким ущербом. При принятии решения по делу об административном правонарушении стоимостная оценка ущерба нередко крайне важна, так как для ряда правонарушений стоимость имущественного ущерба вообще является основанием для отграничения проступков от преступных посягательств.

Физическое лицо приобретает статус потерпевшего по делу об административном правонарушении с того момента, когда оно фиксируется в данном качестве в протоколе об административном правонарушении либо в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении. С этого момента у лица, признанного потерпевшим, возникают определенные процессуальные права и обязанности.

Основными правами потерпевшего от административного правонарушения являются:
- возможность не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников,
- давать показания на родном языке или на языке, которым владеет, а также пользоваться бесплатным переводчиком,
- делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

Если потерпевшим является несовершеннолетний, то обязательным является присутствие законных представителей при производстве по административному делу.

Потерпевший при административном производстве вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу и т.д.

Согласно КоАП потерпевшему от административного правонарушения возмещаются расходы, понесенные им в связи с явкой в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Выплаты производятся на основании постановления судьи или должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении и которые привлекали этих лиц для участия в осуществлении процессуальных действий, за счет средств, предусмотренных на указанные цели судам и органам, осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях.

Добавить комментарий

Новая редакция Ст. 25.2 КоАП РФ

1. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

2. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

4. Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 25.2 КоАП РФ

1. Физическое или юридическое лицо приобретает статус потерпевшего по делу об административном правонарушении с того момента, когда оно фиксируется в данном качестве в протоколе об административном правонарушении либо в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении. С этого момента у лица, признанного потерпевшим, возникают определенные процессуальные права и обязанности. Оно вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу и т.д.

2. Потерпевшим признается физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Из контекста статьи 151 Гражданского кодекса под моральным вредом следует понимать нравственные или физические страдания, причиненные действиями, посягающими на личные неимущественные права либо на принадлежащие гражданину нематериальные блага.

3. Потерпевший обладает правом на участие в рассмотрении дела об административном правонарушении, что является важной гарантией обеспечения и защиты его прав и законных интересов. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24 марта 2005 г. N 5 разъяснил, что право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.

4. В отсутствие потерпевшего дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Другой комментарий к Ст. 25.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

Процессуальные права потерпевшего в целом аналогичны правам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Он вправе пользоваться юридической помощью представителя.

Правила участия либо неучастия потерпевшего в производстве не отличаются от аналогичных правил, предусмотренных для лица, в отношении которого ведется производство. Однако он может быть опрошен в качестве свидетеля по данному делу.

<*> Закон и право. 2005. N 2.

В соответствии со ст. 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях потерпевшим признается гражданин или юридическое лицо, которым вследствие административного правонарушения причинен физический, имущественный или моральный вред.

Размер причиненного вреда, иные последствия являются критериями отграничения административного правонарушения от преступления. КоАП РФ предусматривает такие критерии не во всех случаях. Например : для юридической квалификации хищения чужого имущества по ст. 7.27 КоАП как мелкого хищения надо установить, что стоимость похищенного не превышает одного минимального размера оплаты труда, установленного на день совершения данного правонарушения; для признания административным правонарушением нарушения Правил дорожного движения на основании ст. 12.24 КоАП надо установить, что такое нарушение ПДД повлекло причинение легкого вреда здоровью потерпевшего и повлекло расстройство здоровья на срок до 21 дня.

В иных случаях размер вреда, даже сам факт его причинения определяются с учетом рекомендаций, выработанных правоприменительной практикой, содержащихся в руководящих постановлениях Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, данных по материалам обобщения гражданских и уголовных дел и дел об административных правонарушениях соответствующих категорий.

Сущность морального вреда и порядок его компенсации выражены в ст. 151 ГК РФ: "Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред".

Содержание указанных выше нематериальных благ раскрыто в ст. 150 ГК РФ. К ним относятся: жизнь и здоровье человека, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или по закону.

Правовой институт морального вреда в российском законодательстве существенно развивается в процессе правоприменительной практики и нашел отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда". Разъяснено, что к неимущественным правам относятся: право на пользование именем, охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности, временное ограничение или лишение какого-либо права, физическая боль либо повреждение здоровья, связанное с заболеванием, перенесенным вследствие нравственных страданий.

Размер морального вреда определяется в денежном выражении в порядке гражданского судопроизводства.

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что на требования о компенсации морального вреда исковая давность не распространяется, поскольку они вытекают из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ (п. п. 2, 7, 10 названного Постановления).

Потерпевший как объект противоправного посягательства устанавливается при выявлении признаков административного правонарушения, и необходимые данные о потерпевшем, а также сведения о характере причиненного ему вреда записываются в протоколе об административном правонарушении.

В производстве по делу об административном правонарушении о признании потерпевшим не принимается специального решения в виде отдельного постановления или определения. При указанных в ч. 1 ст. 25.2 КоАП обстоятельствах статус гражданина или юридического лица в качестве потерпевшего записывается в протоколе об административном правонарушении либо в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и указанным лицам разъясняются их права и обязанности, предусмотренные ст. 25.2 КоАП.

КоАП предусматривает широкие процессуальные права потерпевшего, который вправе знакомиться со всеми материалами дела, участвовать в рассмотрении его, то есть давать объяснения, представлять доказательства и высказывать по ним свои суждения, заявлять ходатайства об истребовании документов, назначении экспертизы, вызове свидетелей, заявлять отводы должностным лицам и составу коллегиального органа, рассматривающим дело, пользоваться юридической помощью представителя, услугами переводчика, просить об отложении рассмотрения дела, обжаловать вынесенные по делу постановления, определения либо иные решения.

Такой процессуально-правовой статус потерпевшего в ст. 25.2 КоАП закреплен только по существу, краткой формулой, содержание которой раскрывается в ряде других статей Кодекса: право получать копии протокола и постановлений (ч. 6 ст. 28.2, ч. 2 ст. 29.11, ч. 2 ст. 30.1); об ознакомлении с материалами дела (ч. 4 ст. 26.4); об участии в решении вопросов о назначении экспертизы (ст. 26.4) и продлении срока рассмотрения дела (ч. 2 ст. 29.6); о заявлении отводов (ст. 25.13, ч. 4 ст. 26.4, ч. 2 ст. 29.3); о заявлении ходатайств (ст. 24.4); об обжаловании определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (ч. 4 ст. 30.1); об обжаловании постановления по делу и решения по жалобе на постановление (ч. 1 ст. 30.1, ст. 30.9).

При наличии оснований гражданин либо юридическое лицо могут быть признаны потерпевшими на стадии рассмотрения дела по существу. Во всяком случае, позиция потерпевшего (или его представителя) должна быть отражена в постановлении по делу об административном правонарушении. Недостаточно указания о потерпевшем в протоколе об административном правонарушении и даже во вводной части постановления по делу. Полагаем, что соответствующее постановление о признании заинтересованного лица потерпевшим было бы целесообразно, и в нем можно было бы указать права и обязанности потерпевшего. Будет практически полезно и целесообразно на последней странице обложки дела об административном правонарушении воспроизвести тексты ст. ст. 25.1 и 25.2 КоАП РФ - о правах и обязанностях лица, привлекаемого к ответственности, и потерпевшего с установлением отметки об ознакомлении с материалами дела. Это исключило бы многие вопросы и недоразумения при рассмотрении дела по существу, а также при рассмотрении жалоб на постановление по делу.

Рассмотрение дела проходит с участием потерпевшего, о чем он извещается своевременно и достоверно. В отсутствие потерпевшего дело об административном правонарушении может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о том, что потерпевший не заявляет ходатайство об отложении рассмотрения дела либо в случае, если такое ходатайство (в зависимости от причин) отклонено коллегиальным органом или должностным лицом, на рассмотрении которых находится дело. Недопустимо рассматривать дело при отсутствии сведений о неуважительности причин неявки потерпевшего. Несостоятельными в ряде случаев являются ссылки на то, что "может, по почте не дошло извещение".

По смыслу ч. 6 ст. 28.2 КоАП, не должно ограничиваться временем и какой-либо стадией производства право потерпевшего на получение копии протокола об административном правонарушении: это право абсолютное, безусловное.

В соответствии со ст. 25.2 КоАП статус потерпевшего по делу об административном правонарушении существенно расширен. Особое внимание теперь следует уделять праву потерпевшего быть активным участником процесса непосредственного разбирательства по делу, что предусматривается ч. 3 ст. 25.2 КоАП.

Установленные ст. 25.2 КоАП нормы о статусе потерпевшего по делу об административном правонарушении в полной мере корреспондируют с нормами ст. 52 Конституции Российской Федерации о правовой охране и защите прав потерпевшего от преступления, и в соответствующих случаях конституционные положения следует применять как нормы закона прямого действия на основании ст. 15 Конституции Российской Федерации.

Лицо (физическое или юридическое), признанное потерпевшим по протоколу об административном правонарушении, вправе обращаться к соответствующему органу с заявлениями о возмещении имущественного или морального вреда, об отложении рассмотрения дела и т.п. В соответствии со ст. 4.7 КоАП при рассмотрении дела об административном правонарушении судья вправе решить вопрос о возмещении имущественного ущерба, если отсутствует спор о его размере. В других случаях, в том числе при рассмотрении дела иными органами и должностными лицами, вопрос о взыскании имущественного ущерба рассматривается в порядке гражданского судопроизводства.

Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, во всех случаях рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Верховный Суд Российской Федерации последователен в соблюдении установленных законом требований о необходимости надлежащего извещения участников рассмотрения дела об административном правонарушении. Несоблюдение таких условий признается основанием для отмены постановлений о применении административных наказаний <1>.

<1> См., напр.: БВС РФ. 1996. N 8. С. 7 - 8; 1997. N 10. С. 3 - 4.

Есть необходимость для регламентации в КоАП оснований для отмены постановлений по делам об административных правонарушениях при существенных нарушениях процессуальных прав участников административного производства, а ненадлежащее извещение таких лиц о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении признать существенным нарушением требований процессуального законодательства.

При опросе потерпевший не предупреждается о юридической ответственности за ложную информацию. Но по решению коллегиального органа или должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, потерпевший может быть опрошен в качестве свидетеля. В таких случаях потерпевший приобретает процессуальный статус свидетеля, предусмотренный ст. 25.6 КоАП, и предупреждается об административной ответственности за заведомо ложные показания. За такое правонарушение ст. 17.9 КоАП предусматривает штраф в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда. Напомним, что расчетной ставкой является сумма в 100 рублей.

На потерпевшего, как и на каждого гражданина, распространяются установленные ст. 51 Конституции Российской Федерации правовые нормы о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Являющееся потерпевшим физическое лицо вправе не давать объяснений, чтобы избежать свидетельств против себя.

В связи с трансформацией статуса потерпевшего в статус свидетеля на практике приходится решать вопрос о применении привода в отношении такого лица в соответствии со ст. 27.15 КоАП. Однозначного суждения по этому поводу не имеется, так же как и по поводу возможного привлечения потерпевшего к административной ответственности в качестве свидетеля на основании ст. 17.9 КоАП. Мы полагаем, что применение привода в указанных случаях правомерно, но считаем, что по указанным вопросам необходимо официальное разъяснение Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Надо иметь в виду, что доказательства по делу об административном правонарушении оцениваются с учетом объективного и всестороннего исследования всех обстоятельств дела в их совокупности (ст. 26.11 КоАП).

Права потерпевшего распространяются на законного представителя юридического лица, законного представителя и представителя физического лица (ст. ст. 25.4, 25.5 КоАП) в части, касающейся участия в процессе разбирательства по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 25.5 КоАП представителем потерпевшего по делу могут быть адвокат или иное лицо. Они также участвуют в производстве по делу с момента составления протокола об административном правонарушении.

Участие потерпевшего в производстве по делу об административном правонарушении социально важно и находится под защитой государства. В соответствии со ст. 25.14 КоАП потерпевшему возмещаются расходы, связанные с его участием в производстве по делу об административном правонарушении.

В п. 1 ч. 1 ст. 24.7 КоАП нет указания об отнесении к издержкам по делу об административном правонарушении денежных сумм, взыскиваемых в пользу потерпевших. На практике правоприменителей это не смущает, но отмеченную коллизию закона целесообразно устранить посредством включения слова "потерпевшим" в указанную правовую норму.

Потерпевший является активным участником производства по делу об административном правонарушении. Поэтому государство принимает на себя издержки, связанные с возмещением потерпевшим расходов по явке в суд, коллегиальный орган, к должностному лицу, в производстве которого находится дело об административном правонарушении (ст. 24.7 Кодекса).

Порядок и размеры указанных выплат регламентированы Положением о возмещении расходов лиц в связи с их явкой по вызову в суд, орган к должностному лицу, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, а также об оплате их труда (утв. Постановлением Правительства от 4 марта 2003 года РФ N 140.

Лицам, не работающим по найму, выплачивается вознаграждение за отвлечение их от обычных занятий в размере командировочных расходов.

Потерпевшим оплачивается проезд к месту явки и обратно по представлении проездных документов. В исключительных случаях возможна оплата проезда без представления документов по минимальной стоимости проезда.

Оплата проезда регламентирована названным Положением. Проезд к месту явки и обратно к месту постоянного жительства оплачивается на основании проездных документов, но не выше установленных размеров на всех видах транспорта (железнодорожном, водном, воздушном и автомобильном), кроме такси.

При предъявлении соответствующих документов возмещаются страховые платежи по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте, стоимость предварительной продажи проездных документов и затраты за пользование в поезде постельными принадлежностями.

При отсутствии проездных документов оплачивается минимальная стоимость проезда от места жительства к месту явки.

Размеры выплаты командировочных и оплаты расходов по найму жилья индексируются в соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 26 февраля 1992 г. N 122 "О нормах возмещения командировочных расходов" и на 1 января 2003 г. составляют: оплата найма жилого помещения - не более 550 рублей в сутки, а при отсутствии документов - 12 рублей в сутки; оплата суточных - 100 рублей за каждый день пребывания в командировке (см. Приказ Минфина России от 6 июля 2001 г. N 49Н с изменениями от 9 сентября 2001 г.).

В заключение выскажем некоторые суждения по совершенствованию нормативно-правового закрепления статуса потерпевшего и усилению правовых гарантий обеспечения защиты его прав и законных интересов.

По смыслу ч. 2 ст. 25.2 КоАП, потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении на всякой стадии производства по делу. Полагаем, что это действие должно обязательно проводиться по инициативе должностного лица, в производстве которого находится дело, до направления дела на рассмотрение, с обязательной отметкой об этом в справочном листе дела, под роспись потерпевшего. Здесь же должна делаться подобная отметка об ознакомлении с материалами дела лица, привлекаемого к административной ответственности (см. ч. 1 ст. 25.1 КоАП). Раньше этого момента такому лицу, привлекаемому к ответственности, по крайней мере нельзя знать адреса потерпевшего, чтобы исключить воздействие на него. Есть недопустимые примеры. Так, в нарушение Правил дорожного движения, на пешеходной дорожке между детским садом и книжным магазином мотоциклист, проезжая без сигнала, забрызгал грязной водой пешехода и ребенка, создав опасную ситуацию. Потерпевший обратился в ГАИ-ГИБДД с заявлением, но домой к потерпевшему заявился водитель мотоцикла - амбал с внешностью байкера-хирурга, чтобы выяснить: "Ну, че там, типа, было?".

В целях исключения процессуальных осложнений следовало бы признать недопустимым рассмотрение дела об административном правонарушении без ознакомления с ним потерпевшего и в его отсутствие по не предусмотренным КоАП основаниям. Несоблюдение таких условий в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП должно признаваться существенным нарушением процессуальных требований, влекущим отмену постановления.

По общему правилу юридическая помощь по делам об административных правонарушениях оказывается за плату, размеры которой (платы) определяются в зависимости от сложности дела и длительности участия в нем адвоката. Конкретный размер устанавливается в соглашении об оказании юридической помощи либо в отдельном договоре. Деньги вносятся в кассу адвокатского образования. Гражданам Российской Федерации юридическая помощь оказывается бесплатно, если среднедушевой размер доходов в их семье ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, в соответствии с федеральным законодательством, либо если у одиноко проживающего гражданина РФ доходы ниже указанной величины <1>.

<1> См.: ст. ст. 25, 26 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре" в редакции от 28 октября 2002 г., 22 августа 2003 г. // СЗ РФ. 2003. N 23. Ст. 2102; 2004. N 35. Ст. 3607.

В связи с отмеченным представляются уместными и полезными включения в типизированную форму протокола об административном правонарушении таких реквизитов: расписку о получении его копии; о разъяснении потерпевшему процессуальных прав; о подписи протокола потерпевшим; о праве потерпевшего получить копию протокола; о решении, принятом по протоколу <1>.

<1> См.: Дугенец А.С. Процессуальный порядок привлечения к административной ответственности / ВНИИ МВД России. М., 2002. С. 42 - 93.

Безусловную практическую помощь правоприменителям оказала бы инструкция МВД о производстве по делам об административных правонарушениях, обновление которой задерживается. Потребность в таком акте возрастает в связи с принятием региональных законов об административной ответственности, для правильного применения которых работниками милиции общественной безопасности будут полезными методические установки инструкции МВД, в том числе по составлению процессуальных документов и оформлению материалов и дел об административных правонарушениях.

Непредставление потерпевшему копии протокола об административном правонарушении либо отсутствие в нем сведений о потерпевшем (адреса или указания о месте пребывания) исключает его участие в производстве по делу, что приводит не только к нарушению прав потерпевшего, но и к невыполнению задач производства по делам об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном рассмотрении дел в соответствии с требованиями закона и об обеспечении исполнения вынесенного постановления (ст. 24.1 КоАП).

В ч. 3 ст. 25.2 КоАП содержится категорическое предписание: "Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения". Из этого следует, что недостаточно для рассмотрения дела в отсутствие потерпевшего только справки о высылке потерпевшему соответствующего извещения (повестки). Несостоятельны также ссылки некоторых работников правоохранительных органов на то, что извещения повсеместно посылаются не заказной, а простой корреспонденцией - закон конкретен: "Если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего". Такими данными могут быть личная расписка адресата либо иного получателя извещения (повестки), представленная соответствующему органу (должностному лицу) и подтвержденная в установленном порядке непосредственно при рассмотрении дела - в сообщении руководителя жилищного органа либо при опросе в качестве свидетеля лица, передавшего извещение (повестку) потерпевшему.

В протоколе об административном правонарушении надо предусмотреть такие реквизиты: сведения о потерпевшем, размере имущественного вреда с возможным приложением соответствующих справок; об ознакомлении его с материалами дела и разъяснении ему прав и обязанностей; о времени получения копии протокола и расписки об этом. Такое положение связано с тем, что потерпевший, участвуя при рассмотрении дела, способствует акцентированию внимания на существенных обстоятельствах и доказательствах, которые могут быть предметом анализа и при рассмотрении дела по жалобе потерпевшего. Отсутствие в материалах дела, и прежде всего в протоколе по делу об административном правонарушении, необходимых сведений о потерпевшем лишает его права в установленный срок обжаловать постановление по делу об административном правонарушении в так называемом порядке административного производства. Пересмотр постановлений в надзорном порядке теперь усложнен и допускается только по протесту прокурора субъекта Российской Федерации либо по протесту Генерального прокурора РФ и их заместителей. Такие протесты вправе рассматривать только председатели судов субъектов РФ, Председатель Верховного Суда РФ и их заместители, а также Высший Арбитражный Суд в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ (ст. 30.11 КоАП).

Непреодолимая сила инерционности "должностной правоты" здесь усугубляется тем, что отказы в пересмотре постановлений по делам об административных правонарушениях "формируются" теми работниками правоохранительных органов, которые склонны подтверждать только свою правоту. В этом отношении характерно дело о мелком хулиганстве в отношении И., рассмотренное федеральным судьей Московского района г. Твери.

В продолжение трех месяцев И. многократно в вечернее время разбивала стеклянные банки и бутылки о металлическую дверь соседей по лестничной площадке пятиэтажного дома, сквернословила, высказывала угрозы в адрес всех соседей по подъезду, в связи с чем однажды был вызван наряд милиции. И во время проверки, проводившейся отделом внутренних дел и районной прокуратурой, до и после отобрания у И. объяснений она повторяла угрозы, пыталась "разобраться" с соседкой. В возбуждении уголовного дела было отказано, а на неработающую И. был наложен административный штраф, который остался не взыскан.

В кратком до непонятного постановлении судьи (воспроизводится дословно) указано: "И. 18 декабря 2002 г. в 19 час. 30 мин., 4 февраля 2003 г. в 15 час., 12 февраля 2003 г. в 19 час. 30 мин., находясь в состоянии СИЛЬНОГО ПСИХИЧЕСКОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ (выделено мной. - М.М.), кричала, била стеклянную посуду на лестничной площадке, 2 этаже, бросала ее в пролет между этажами... (указан адрес). И. вину свою признала, не отрицает фактов, изложенных в протоколе об административном правонарушении, объясняя свое поведение нервным срывом.

Вина И. подтверждается не административным материалом, А ОБЪЯСНЕНИЯМИ (так в постановлении. - М.М.) свидетелей А., С., Х., К., К., Т.".

Потерпевший с протоколом и другими материалами дела не был ознакомлен. Судья А. рассмотрела дело в отсутствие потерпевшего и свидетелей, которые при отобрании у них объяснений, естественно, о юридической ответственности не предупреждались, никакой экспертизы по делу не проводилось, а объяснения свидетелей (даже в их числе не назван заявитель) оказались нечитаемыми из-за плохого качества ксерокопий.

Исключенный из участников процесса, заявитель просил прокурора Тверской области принести протест на постановление судьи и отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении И. при признаках в ее действиях реальной угрозы, что подпадает под юридическую квалификацию ее действий как уголовно наказуемого хулиганства. Но заявление было направлено только прокурору района, где конечно, ничего не нашли и даже не сообщили заявителю о мотивах отказа в пересмотре дела. Последующее заявление Генеральному прокурору, аналогичное ранее направленному областному прокурору, было по трафаретной схеме переслано областному прокурору. Из областной прокуратуры - с сопроводительным письмом начальника отдела заявление опять ушло в районную прокуратуру... Порочный круг замкнулся. Между тем со дня вынесения судьей постановления прошло более трех месяцев. Постановление осталось неисполненным, к закрытой двери И. время от времени приезжают врачи, чтобы, как пишет заместитель районного прокурора, провести "недобровольное освидетельствование" И. А соседи с обреченностью заложников ждут - "рванет или не рванет" подъезд, так как угрозы "всех сжечь" продолжаются.

В целях обеспечения надлежащей социальной эффективности законодательства об административной ответственности необходим систематический анализ практики применения федерального и регионального законодательства. Это будет способствовать принятию в недалекой перспективе раздельных Российского кодекса об административной ответственности и Российского административно-процессуального кодекса, более совершенных и современных.

СТ 25.2 КоАП РФ

1. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

2. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

4. Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 25.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

3. Законодатель не определяет, какой орган или должностное лицо могут признать физическое или юридическое лицо потерпевшим от административного правонарушения. Однако по смыслу ряда положений КоАП РФ очевидно, что признание лица потерпевшим от правонарушения осуществляется судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, причем как при составлении протокола об административном правонарушении на стадии возбуждения дела, так и при рассмотрении дела.

4. Решить вопрос о возмещении имущественного ущерба (при отсутствии соответствующего спора между потерпевшим и лицом, совершившим административное правонарушение) одновременно с наложением административного взыскания вправе судья в процессе рассмотрения дела. Возникшие же споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом только в порядке гражданского судопроизводства. Другие субъекты административной юрисдикции не наделены правом решать вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного в результате правонарушения. Вопросы, связанные с возмещением морального вреда, причиненного административным правонарушением, также рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.

5. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по делу (см. комментарий к ст. ст. 24.4, 25.5, 25.13, 26.2, 26.3, 30.1 КоАП РФ), пользоваться иными процессуальными правами. Так, законодатель установил обязанность органов и должностных лиц, возбуждающих дело по административному правонарушению, вручать потерпевшему копию протокола об этом правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ).

Потерпевшему, не владеющему языком, на котором ведется производство по делу, либо являющемуся немым или глухим, предоставляется переводчик или лицо, владеющее навыками сурдоперевода (ст. 25.10 КоАП).

О законных представителях физических и юридических лиц см. соответственно комментарий к ст. ст. 25.3 и 25.4 КоАП РФ.

6. Одно из важнейших прав потерпевшего - заявлять ходатайства, в том числе о привлечении и заслушивании специалиста, назначении по делу экспертизы, предлагать вопросы, выносимые на разрешение эксперта (см. комментарий к ст. 26.4 КоАП РФ). Ходатайство должно быть заявлено потерпевшим в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело.

7. Как отмечалось, потерпевшему предоставлено право давать объяснения. Формально в комментируемой статье ничего не говорится об обязанности потерпевшего явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело, однако указывается, что потерпевший может быть опрошен по правилам, предусмотренным ст. 25.6 КоАП РФ для свидетеля (см. комментарий к ст. 25.6 КоАП РФ).

Представляется, что в праве опроса потерпевшего в качестве свидетеля имеется серьезное законодательное противоречие. С учетом положений ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.6 КоАП РФ о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, очевидна возможность отказа потерпевшего от дачи показаний в качестве свидетеля. Потерпевший вправе считать, что все необходимое он уже изложил в ранее данных объяснениях, а его ответы в процессе опроса как свидетеля будут истолкованы не в его пользу и лишь улучшат положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

8. Комментируемой статьей установлено, что дело об административном правонарушении разбирается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.



Просмотров