Гражданское общество и правовое государство их взаимосвязь. Теория государства и права

Соотношение понятий «правовое государство» и «гражданское общество»

Среди существенных предпосылок успешного формирования и функционирования правового государства следует назвать наличие в стране гражданского общества. В отечественной и зарубежной литературе существует довольно много несовпадающих друг с другом представлений о понятии гражданского общества и характере его соотношения с государством.

Например, нередко гражданское общество понимается как система противостоящих государству и «конкурирующих между собой взглядов, интересов и воззрений отдельных социальных групп и индивидов», как комплекс различных общественных объединений, движений, связанных между собой личными и общественными интересами, «экономическими взаимозависимостями», а также правовыми и неправовыми правилами и обычаями.

Среди составных частей гражданского общества при этом выделяются прежде всего такие ассоциации, как клубы, университеты, церковь, семья, объединения бизнесменов и др. Все они относительно самостоятельны применительно друг к другу, а также независимы от государства. Согласно сложившимся воззрениям «царство гражданского общества» исключает какие бы то ни было политические связи и отношения, а также «институты государства».

Иными словами, гражданское общество выступает, и в этом есть значительная доля истины, в качестве своего рода антитезы, противовеса государству. Соотносясь подобным образом с государством, гражданское общество в лице различных социальных групп, классов и прослоек, организованных в специальные институты и объединения, имеет своим главным назначением не только внимательное наблюдение за действиями государства, с тем чтобы они не выходили за рамки законности и конституционности, но и принятие всех дозволенных законом мер для того, чтобы заставить государство и его органы в случае нарушения ими действующих правовых актов вернуться на стезю закона.

Гражданское общество выступает не только как гарант последовательного и непрерывного развития цивилизации, но и как важнейшее условие, гарант существования и развития самого правового демократического государства.

Гражданское общество - это та часть жизни людей, в которой они самостоятельно реализуют свои интересы, объединяются по интересам, регулируют отношения через созданные ими же организации. Государство не должно без излишней необходимости вмешиваться в дела общества. Люди в гражданском обществе должны быть независимы от государства, прежде всего независимы экономически, т. е. они должны обладать частной собственностью и иметь самостоятельные и достаточные доходы.

Таким образом, гражданское общество предстает как сообщество свободных индивидов, система самостоятельных институтов, независимых от государства отношений. К наиболее важным признакам гражданского общества относятся: 1. Индивидуальная свобода. Это предполагает широкую степень личной свободы человека - свободу слова, свободу собраний, объединений, передвижения, избирательную свободу, свободу в выборе собственности, профессии и т.п. В гражданском обществе каждый индивид имеет возможность при необходимости привлечь государство к суду, а государство не должно вмешиваться в частную жизнь.

  • 2. Наличие среднего класса. Это предполагает наличие обеспеченной, экономически самостоятельной и независимой прослойки людей, обладающих чувством ответственности перед обществом. Средний класс - социальная основа и опора гражданского общества.
  • 3. Открытость общества. Это предполагает, что информация свободно перемещается в обществе и доступна, в том числе информация о том, что делает государство, государственные органы, должностные лица. В таком обществе нет культа секретности, обеспечена свобода печати, критики. В международных делах такое общество открыто для сотрудничества, взаимодействия с партнерами из-за рубежа.
  • 4. Плюрализм (политический, экономический, идеологический). Это предполагает, что в таком обществе существует многообразие партий, общественных организаций, форм собственности, идеологических концепций, доктрин, воззрений, и государство не навязывает какую-то одну из них, не монополизирует политическую, экономическую или идеологическую сферу жизни.
  • 5. Самоуправляемость общества. Это предполагает, что люди самостоятельно управляют своими интересами, создают общественные органы и организации, в том числе местные органы самоуправления.
  • 6. Правовое государство. Это предполагает, что государство несет по отношению к обществу определенные обязанности и прежде всего обязанность закрепить законами и гарантировать естественные права человека. Граждане в таком обществе должны уметь уважать право. Право является приоритетом как для граждан, так и для государства, должностных лиц.

Там, где есть перечисленные признаки, можно констатировать наличие гражданского общества. В качестве вывода можно вывести два различных варианта определения гражданского общества: Во-первых, гражданское общество - это совокупность внегосударственных и внеполитических отношений свободных индивидов-собственников. Во-вторых, гражданское общество - это та часть общественных отношений, в которых люди самостоятельно решают вопросы своей жизни, где они экономически независимы от государства.

Основой правового государства служит развитое гражданское общество, где действует принцип свободы экономической деятельности, основанной на верховенстве правовых законов. Гражданское общество и государство - не равнозначные понятия. С гражданским обществом нельзя смешивать политическое общество (государство и другие институты), ибо основной фигурой и содержанием гражданского общества являются приобретающие всеобщее социальное значение человек как личность и его частные интересы и потребности, свободная реализация которых возможна лишь вне политического контроля. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, культурные объединения, научные ассоциации, профсоюзы, и др.

Гражданское общество - это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений, т. е. система экономических, духовных, культурных, нравственных, правовых, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в различные организации и союзы для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Государство - лишь форма гражданского общества. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих в рамках права, которые служат барьером для монополизации государственной власти.

Можно охарактеризовать гражданское общество как сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда.

В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, класс, нация) не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т. е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т.д.) может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя.

Вся идея правового государства сводилась к идее верховенства закона. Но это упрощенное представление. Сам закон - это форма выражения права. Немало было и есть законов, которые санкционируют произвол и беззаконие. Говорить о правовом государстве как верховенстве закона недостаточно. Речь идет именно о верховенстве правового закона, закона, основанного на правовых принципах.

Правовое государство предполагает ограничение власти правом. Концепция правового государства непременно предполагает теоретическое и практическое признание приоритета права над государством, политикой, насилием, отвергает идеологизированное представление о государстве как механизме господства одних над другими, как диктатуре одного класса над другим.

Государство в собственном смысле слова по своей глубинной природе и социальному предназначению - это политическая сила (организация), предназначенная для охраны права и действующая сама в границах права. Именно связанность правом и отличает действительное государство (государство в собственном смысле) от иных политических организаций, от иных форм внеправового господства и властвования.

Конечно, внешними признаками государства может обладать и такая политическая власть, которая на деле творит произвол, не связана правом и не защищает правопорядок - таков любой тоталитарный политический режим, который, строго говоря, не может и считаться государством: например, фашизм, большевизм.

Правовое государство является таким демократическим государством, где обеспечиваются господство права, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации и деятельности государственной власти положен принцип разделения (обособления) законодательной, исполнительной и судебной властей.

Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние граждан.

Теперь перейдём к третьему вопросу работы и более подробно рассмотрим соотношение правового государства и гражданского общества. Вначале работы я воспользовалась эпиграфом, взятым мною из названия статьи Ильина М.В. и Коваля Б.И., из журнала Полис: «Две стороны одной медали: гражданское общество и государство». В процессе исследования вопроса я постараюсь доказать данный тезис.

Решая поставленную задачу, я буду опираться на мнения ученых правоведов, а так же воспользуюсь некоторой учебной литературой.

О гражданском обществе, так же как о правовом государстве, стали говорить не так давно. И не случайно: гражданское общество - это спутник правового государства. Точнее, правовое государство появляется в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а гражданское общество.

Современный цивилизованный взгляд на эти проблемы состоит в том, что правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создаёт для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействии содержаться гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путём, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного развития общества.

Современная либерально-юридическая теория в соответствии с традициями либерализма рассматривает гражданское общество и государство как относительно независимые сферы частных и общих интересов. Развитое демократическое правовое государство является социальной ценностью всего человечества, условием развития свободной личности, гарантом сохранения стабильного мира и благополучия. Гражданское общество - это сфера свободной активности, в которой действуют индивидуальные и коллективные субъекты, преследующие частные цели и интересы. «В этом контексте государство выступает как сфера публично-властных отношений, в которых носители властных полномочий, составляющие аппарат государства, обязаны руководствоваться всеобщими интересами». Но, для полного формирования правового государства, помимо провозглашения конституционного принципа, прежде всего, нужен определенный уровень материальной обеспеченности людей, развитая экономика, определенный культурный уровень населения. Отсталая страна не в состоянии сформировать правовое государство. В условиях отсутствия демократии правовое государство немыслимо. Правовое государство нельзя установить одним каким-либо актом. Для его становления необходимо создать гражданское общество с достаточно высоким уровнем политической и правовой культуры населения и государственного аппарата, с развитой демократией. Основой правового государства служит развитое гражданское общество, где действует принцип свободы экономической деятельности, основанной на верховенстве правовых законов. Государство - это сфера общих дел тех же субъектов, которые в отношениях гражданского общества выступают как частные лица.

Вот в каких трёх стратегиях видит взаимоотношения правового государства и гражданского общества Соловьёв А.И. «свои основополагающие функции государство выполняет в первую очередь как сугубо политический институт. Являясь наиболее эффективным инструментом социального властвования, государство воспринимается зачастую как исключительно политическое образование. Не касаясь оценки разнообразных сторон и источников, отметим лишь, что собственно политический характер государства выявляется, прежде всего в сфере межгрупповой конкуренции и борьбы за власть. Из этого вытекает та основная задача государственной политики, которая определяет в данном аспекте характер отношений государства с гражданским обществом, а именно: укрепление позиции достигшей власти группы или, другими словами, легитимности правящего режима.

Иная стратегия отношений образуется во взаимодействии государства с гражданским обществом, когда государство выступает как структура, имеющая своей главной целью не власть (то есть не власть конкретной группы, сословия или класса), а управление, урегулирование и упорядочение социальных взаимоотношений людей. В данном аспекте государство предстаёт уже не как центр властвования, но как орган макроуправления социума, функционально подчинённый последнему, не как институт ориентированный на те или иные групповые (сословные, классовые, корпоративные) приоритеты (в том числе, возможно, и приоритеты большинства общества), а как структура, руководствующаяся общесоциальными задачами, критериями общественной пользы и экономической эффективности.

Перспективы сотрудничества. У гражданского общества, однако, существуют и другие резервы активизации. Связаны они с иной гранью социальной активности государства - с его деятельностью как параполитического объединения граждан. В частности, в отношениях с гражданским обществом оно может выступать и в виде совокупности специфических, определённым образом иерархизированных организаций, усматривающих свою задачу в реализации интересов общества и оказывающих людям конкретные практические услуги. Другими словами, государство может быть некой административной структурой, действующей не согласно законам власти или принципам социального макрорегулирования, а согласно специфической логике служебных и человеческих отношений. Гражданское общество контактирует с государством даже не как партнёр, а как получающий услуги клиент, ещё точнее - как совокупность клиентов определённых государственных организаций и учреждений. Именно в данном аспекте граждане в наиболее зримой форме выступают как носители социальных, материальных, культурных и прочих потребностей, способ удовлетворения которых является показателем реального отношения к ним государства».

Гражданское общество и государство - не равнозначные понятия. С гражданским обществом нельзя смешивать политическое общество (государство и другие институты), так как основной фигурой и содержанием гражданского общества являются приобретающие всеобщее социальное значение человек как личность и его частные интересы и потребности, свободная реализация которых возможна лишь вне политического контроля. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, культурные объединения, научные ассоциации, профсоюзы и др.

Есть особая сфера жизнедеятельности гражданского общества - сфера политического участия, в которой индивиды, организованные в соответствии со своими частными интересами, одновременно выступают как граждане, участвующие в формировании государственной власти. Хотя гражданское общество в целом - это неполитическое сообщество, в его рамках действуют так называемые политические объединения, обеспечивающие связь гражданского общества и государства. Сфера политического участия представляет собой систему отношений, связующих неполитическую сферу гражданского общества с политической сферой государства. «Политические объединения лишь называются политическими, в действительности это общественные объединения, которые выражают частные интересы индивидов и социальных групп и которые сами по себе не имеют и не могут иметь политической власти».

Государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры. Но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние. Структура гражданского общества способны оказать воздействие, прежде всего на правотворческую деятельность государства, критикуя законопроекты, внося в них дополнения, изменения или предлагая новые. Правоисполнительная деятельность государства также является полем активного влияния структур гражданского общества. Оценивая те или иные экономические мероприятия, проводимые правительством, партии или союзы предпринимателей или общества потребителей способны донести до сведения правительства интересы той или иной части общества и заставить правительство действовать в интересах граждан. Правоохранительная деятельность государства в меньшей степени подвержена воздействию со стороны структур гражданского общества по причине её меньшей гласности. И, тем не менее, судебные дела, например, получившие огласку с помощью средств массовой информации, рассматриваются судебными органами более пристально и взвешенно.

Одним словом, гражданское общество - питательная среда правового государства - заставляет государственную власть умерить свои желания, подчиниться законам, ею принятым, и служить населению всей страны.

Гражданское общество - это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений, т.е. система экономических, духовных, культурных, нравственных, правовых, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в различные организации и союзы для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Государство - лишь форма гражданского общества. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих в рамках права, которые служат барьером для монополизации государственной власти. Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества и превращение подданных государства в свободных граждан. Основным препятствием к развитию гражданского общества является доминирование государства над обществом. Верховенство государства по отношению к личности ведет к подчинению и разрушению гражданского общества.

Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для функционирования демократических форм государства, для утверждения правовой государственности. И, наоборот, чем меньше развито гражданское общество, тем больше оснований для наличия авторитарных и тоталитарных режимов власти.

Развитость гражданского общества определяется не столько степенью охвата слоёв населения, сколько уровнем развития свободы личности, признаваемой в этом обществе. Реальная же свобода личности становится возможной в обществе подлинной демократии, где не государство и политическая власть господствуют над обществом и его членами, а общество имеет безусловное господство по отношению к государству. Такое общество и называется гражданским, а государство - правовым.

Следовательно, наличие гражданского общества может расцениваться как важнейший признак правового государства, в котором власть обеспечивает надёжную защиту прав и свобод человека и гражданина.

Вот как рассматривает соотношение правового государства и гражданского общества известный ученый правовед Четвернин В. А.: «в контексте «гражданское общество - государство» последнее можно рассматривать, с одной стороны, как публично-правовую ассоциацию, включающую в себя всех граждан. С другой стороны, государство выступает в отношения с гражданским обществом как публично-властный аппарат, или «государство в узком смысле». Именно аппарат, а не совокупность граждан (народ), осуществляет государственную власть. Граждане же (отдельные граждане, их объединения и вся совокупность граждан) сами по себе могут лишь участвовать в формировании и осуществлении государственной власти». Однако здесь следует заметить, что если «государство в узком смысле» будет правовым, то его «публично-властный аппарат» станет регулироваться гражданским обществом, то есть возможность граждан непосредственно участвовать в осуществлении государственной власти будет значительно шире, помимо того она (эта возможность) будет подкреплена законом, и с такой конструкцией функционирование всех систем общества, в том числе и правовой, станет наиболее результативным, а общество, в данном контексте, называемое гражданским, будет абсолютно удовлетворено действиями государственной власти.

Государство (государственный аппарат) выступает в качестве управляющей системы по отношению к гражданскому обществу как управляемой системе. Вместе с тем гражданское общество функционирует как саморегулирующаяся социальная система, детерминирующая государство. В том, что гражданское общество - система саморегулирующаяся и одновременно управляемая, нет противоречия. Оно саморегулируется, в частности, так, что само для себя формирует управляющую систему - аппарат государственной власти. Саморегулирующееся общество задаёт параметры и пределы государственного вмешательства. В этом заключается демократический принцип взаимоотношений гражданского общества и государства. Вместе с тем государство как управляющаяся система способно и к авторитарному воздействию на управляемую систему. Причем, авторитарное регулирование свидетельствует о неразвитости гражданского общества, о недостаточной разделённости публичной и частной сфер, государства и общества.

Само гражданское общество как совокупность частных индивидов никуда не девается, только теперь оно функционирует не само по себе, как если бы оно было самостоятельной и последней исторической реальностью, а в составе целого, материализованного - в государстве. Соответственно частные интересы - теперь уже не просто частные интересы, подлежащие удовлетворению, во что бы то ни стало, а выражение и продолжение общих интересов, общего блага, субъектом которого является общество в целом, народ, нация, государство.

Гражданское общество на пути к правовому государству развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние граждан. Государство в собственном смысле слова по своей глубинной природе и социальному предназначению - это политическая сила (организация), предназначенная для охраны права и действующая сама в границах права. Именно связанность правом и отличает действительное государство (государство в собственном смысле) от иных политических организаций, от иных форм внеправового господства и властвования.

Для охраны своих прав и свобод люди образуют государство - политическую силу, главное предназначение которой - охрана естественных и неотчуждаемых прав человека. В сущности, естественные права человека - это безусловные притязания индивида на свободную самореализацию в обществе и государстве. Сначала они складываются в общественном правосознании, а затем уже формируются и гарантируются в конституциях и законах. Каждый человек рождается свободным и равным другому человеку, каждый от рождения обладает неотчуждаемым кругом основных прав. Государство может выполнять свою основную функцию в том случае, если оно принадлежит народу - всем людям, его образовавшим и образующим нацию.

Государство, которое не опирается на гражданское общество, не упирается в него и не сдерживается им, столь же опасно, как и гражданское общество, которое не снимается в национальном государстве, не объединяется им в новую общезначимую целостность. «Соответственно: в современном обществе и для современного общества институционально-государственная мораль, которая не базируется на индивидуальной морали и корректируется ею, также разрушительна, как и индивидуальная мораль, которая не поднимается до институционально-государственной морали, не дополняется ею». Итак, государство по природе своей - правовой союз граждан и служить оно должно обществу, безопасности человека, а свобода в государстве достигается лишь в том случае, когда власть ограничена правом и строится на принципе относительной самостоятельности законодательных, исполнительных и судебных органов.

Словосочетание «гражданское общество и правовое государство» корректно лишь в известной мере, в понятийном плане, когда слова, хоть и соединяются союзом «и», но находятся по разные стороны от него. Правовое государство, по сути дела, - политическая ипостась гражданского общества. Их взаимодействие в принципе складывается по законам соотношения формы и содержания. Нерасторжимые и проникающие друг в друга, они олицетворяют целостность общества как такой системы, в которой прямые и обратные связи находят нормальное и прогрессивное проявление. В понятии правового государства заключено важнейшее требование гражданского общества к государству - правовыми методами обеспечивать социальную справедливость, защищенность каждого. «Гражданское общество может существовать только в связке с правовым государством, то есть там, где и государство в целом, и каждый гражданин в отдельности находится в одинаковом положении перед законом, где установлены чёткая иерархия законов, главенство конституции».

Связанность правового государства и личности взаимными правами и обязанностями в гражданском обществе не исчерпывается объяснением их неотчуждаемости. Это лишь основание, на котором возвышаются различные социально-экономические, политические, культурные и личные права, закреплённые в конституционном праве и других отраслях законодательства.

Таким образом, можно сделать следующие вводы о взаимоотношения правового государства и гражданского общества:

  • - во-первых, гражданское общество является одним из важнейших условий формирования правового государства, а правовое государство, по сути дела, - политическая ипостась гражданского общества.
  • - во-вторых, противоречия правового государства снимаются наличием развитого гражданского общества, а столкновения между членами гражданского общества регулируются справедливыми законами правового государства.
  • - в-третьих, правовое государство - это такое государство, которое обеспечивает реализацию потребностей гражданского общества, а оно, в свою очередь служит показателем развития личности в таком государстве.
  • - в-четвёртых, правовое государство и личность связаны взаимными правами и обязанностями в гражданском обществе, что служит основанием для развития других прав, закреплённых в законодательстве.
  • - в-пятых, необходимость создания правового государства в гражданском обществе, обуславливается желанием людей защитить свои права и свободы. То есть гражданское общество - общество свободных индивидов, образует государство, призванное охранять их личные права и свободы. А такое государство имеет место называть правовым.
  • - в-шестых, государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры, но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние. Гражданское общество так же оказывает воздействие на все сферы деятельности государства: правотворческую (одобрение, внесение дополнений, предложение новых законопроектов); правоисполнительную, давая оценку тем или ним мероприятиям проводимым правительством, партии или иные общественные организации и объединения выражают потребности общества и могут заставить правительство действовать в их интересах; правоохранительную (хотя эта сфера государственной деятельности труднее всего поддаётся контролю и воздействию со стороны общества, тем не менее, средства массовой информации, как одна из общественных структур, может значительно повлиять на ход того или иного дела).
  • - в-седьмых, в паровом государстве все его граждане, то есть члены гражданского общества, и государственные органы, в лице должностных лиц, одинаково равны перед законом и за совершение правонарушений несут ответственность в строго установленных законом рамках.

Итак, ограничусь эти количеством аргументов, доказывающих, что правовое государство и гражданское общество - вполне соотносимые понятия, взаимосвязанные между собой и зависящие напрямую друг от друга. Хотя если немного подумать, то конечно можно найти ещё очень много точек соприкосновения этих двух явлений.

Теперь перейдём к третьему вопросу работы и более подробно рассмотрим соотношение правового государства и гражданского общества. Вначале работы я воспользовалась эпиграфом, взятым мною из названия статьи Ильина М.В. и Коваля Б.И., из журнала Полис: «Две стороны одной медали: гражданское общество и государство». В процессе исследования вопроса я постараюсь доказать данный тезис. Решая поставленную задачу, я буду опираться на мнения ученых правоведов, а так же воспользуюсь некоторой учебной литературой. О гражданском обществе, так же как о правовом государстве, стали говорить не так давно. И не случайно: гражданское общество - это спутник правового государства. Точнее, правовое государство появляется в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а гражданское общество. Современный цивилизованный взгляд на эти проблемы состоит в том, что правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создаёт для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействии содержаться гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путём, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного развития общества. Современная либерально-юридическая теория в соответствии с традициями либерализма рассматривает гражданское общество и государство как относительно независимые сферы частных и общих интересов. Развитое демократическое правовое государство является социальной ценностью всего человечества, условием развития свободной личности, гарантом сохранения стабильного мира и благополучия. Гражданское общество - это сфера свободной активности, в которой действуют индивидуальные и коллективные субъекты, преследующие частные цели и интересы. «В этом контексте государство выступает как сфера публично-властных отношений, в которых носители властных полномочий, составляющие аппарат государства, обязаны руководствоваться всеобщими интересами». Но, для полного формирования правового государства, помимо провозглашения конституционного принципа, прежде всего, нужен определенный уровень материальной обеспеченности людей, развитая экономика, определенный культурный уровень населения. Отсталая страна не в состоянии сформировать правовое государство. В условиях отсутствия демократии правовое государство немыслимо. Правовое государство нельзя установить одним каким-либо актом. Для его становления необходимо создать гражданское общество с достаточно высоким уровнем политической и правовой культуры населения и государственного аппарата, с развитой демократией. Основой правового государства служит развитое гражданское общество, где действует принцип свободы экономической деятельности, основанной на верховенстве правовых законов. Государство - это сфера общих дел тех же субъектов, которые в отношениях гражданского общества выступают как частные лица. Вот в каких трёх стратегиях видит взаимоотношения правового государства и гражданского общества Соловьёв А.И. «свои основополагающие функции государство выполняет в первую очередь как сугубо политический институт. Являясь наиболее эффективным инструментом социального властвования, государство воспринимается зачастую как исключительно политическое образование. Не касаясь оценки разнообразных сторон и источников, отметим лишь, что собственно политический характер государства выявляется, прежде всего в сфере межгрупповой конкуренции и борьбы за власть. Из этого вытекает та основная задача государственной политики, которая определяет в данном аспекте характер отношений государства с гражданским обществом, а именно: укрепление позиции достигшей власти группы или, другими словами, легитимности правящего режима. Иная стратегия отношений образуется во взаимодействии государства с гражданским обществом, когда государство выступает как структура, имеющая своей главной целью не власть (то есть не власть конкретной группы, сословия или класса), а управление, урегулирование и упорядочение социальных взаимоотношений людей. В данном аспекте государство предстаёт уже не как центр властвования, но как орган макроуправления социума, функционально подчинённый последнему, не как институт ориентированный на те или иные групповые (сословные, классовые, корпоративные) приоритеты (в том числе, возможно, и приоритеты большинства общества), а как структура, руководствующаяся общесоциальными задачами, критериями общественной пользы и экономической эффективности. Перспективы сотрудничества. У гражданского общества, однако, существуют и другие резервы активизации. Связаны они с иной гранью социальной активности государства - с его деятельностью как параполитического объединения граждан. В частности, в отношениях с гражданским обществом оно может выступать и в виде совокупности специфических, определённым образом иерархизированных организаций, усматривающих свою задачу в реализации интересов общества и оказывающих людям конкретные практические услуги. Другими словами, государство может быть некой административной структурой, действующей не согласно законам власти или принципам социального макрорегулирования, а согласно специфической логике служебных и человеческих отношений. Гражданское общество контактирует с государством даже не как партнёр, а как получающий услуги клиент, ещё точнее - как совокупность клиентов определённых государственных организаций и учреждений. Именно в данном аспекте граждане в наиболее зримой форме выступают как носители социальных, материальных, культурных и прочих потребностей, способ удовлетворения которых является показателем реального отношения к ним государства». Гражданское общество и государство - не равнозначные понятия. С гражданским обществом нельзя смешивать политическое общество (государство и другие институты), так как основной фигурой и содержанием гражданского общества являются приобретающие всеобщее социальное значение человек как личность и его частные интересы и потребности, свободная реализация которых возможна лишь вне политического контроля. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, культурные объединения, научные ассоциации, профсоюзы и др. Есть особая сфера жизнедеятельности гражданского общества - сфера политического участия, в которой индивиды, организованные в соответствии со своими частными интересами, одновременно выступают как граждане, участвующие в формировании государственной власти. Хотя гражданское общество в целом - это неполитическое сообщество, в его рамках действуют так называемые политические объединения, обеспечивающие связь гражданского общества и государства. Сфера политического участия представляет собой систему отношений, связующих неполитическую сферу гражданского общества с политической сферой государства. «Политические объединения лишь называются политическими, в действительности это общественные объединения, которые выражают частные интересы индивидов и социальных групп и которые сами по себе не имеют и не могут иметь политической власти». Государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры. Но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние. Структура гражданского общества способны оказать воздействие, прежде всего на правотворческую деятельность государства, критикуя законопроекты, внося в них дополнения, изменения или предлагая новые. Правоисполнительная деятельность государства также является полем активного влияния структур гражданского общества. Оценивая те или иные экономические мероприятия, проводимые правительством, партии или союзы предпринимателей или общества потребителей способны донести до сведения правительства интересы той или иной части общества и заставить правительство действовать в интересах граждан. Правоохранительная деятельность государства в меньшей степени подвержена воздействию со стороны структур гражданского общества по причине её меньшей гласности. И, тем не менее, судебные дела, например, получившие огласку с помощью средств массовой информации, рассматриваются судебными органами более пристально и взвешенно. Одним словом, гражданское общество - питательная среда правового государства - заставляет государственную власть умерить свои желания, подчиниться законам, ею принятым, и служить населению всей страны. Гражданское общество - это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений, т.е. система экономических, духовных, культурных, нравственных, правовых, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в различные организации и союзы для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Государство - лишь форма гражданского общества. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих в рамках права, которые служат барьером для монополизации государственной власти. Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества и превращение подданных государства в свободных граждан. Основным препятствием к развитию гражданского общества является доминирование государства над обществом. Верховенство государства по отношению к личности ведет к подчинению и разрушению гражданского общества. Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для функционирования демократических форм государства, для утверждения правовой государственности. И, наоборот, чем меньше развито гражданское общество, тем больше оснований для наличия авторитарных и тоталитарных режимов власти. Развитость гражданского общества определяется не столько степенью охвата слоёв населения, сколько уровнем развития свободы личности, признаваемой в этом обществе. Реальная же свобода личности становится возможной в обществе подлинной демократии, где не государство и политическая власть господствуют над обществом и его членами, а общество имеет безусловное господство по отношению к государству. Такое общество и называется гражданским, а государство - правовым. Следовательно, наличие гражданского общества может расцениваться как важнейший признак правового государства, в котором власть обеспечивает надёжную защиту прав и свобод человека и гражданина. Вот как рассматривает соотношение правового государства и гражданского общества известный ученый правовед Четвернин В. А.: «в контексте «гражданское общество - государство» последнее можно рассматривать, с одной стороны, как публично-правовую ассоциацию, включающую в себя всех граждан. С другой стороны, государство выступает в отношения с гражданским обществом как публично-властный аппарат, или «государство в узком смысле». Именно аппарат, а не совокупность граждан (народ), осуществляет государственную власть. Граждане же (отдельные граждане, их объединения и вся совокупность граждан) сами по себе могут лишь участвовать в формировании и осуществлении государственной власти». Однако здесь следует заметить, что если «государство в узком смысле» будет правовым, то его «публично-властный аппарат» станет регулироваться гражданским обществом, то есть возможность граждан непосредственно участвовать в осуществлении государственной власти будет значительно шире, помимо того она (эта возможность) будет подкреплена законом, и с такой конструкцией функционирование всех систем общества, в том числе и правовой, станет наиболее результативным, а общество, в данном контексте, называемое гражданским, будет абсолютно удовлетворено действиями государственной власти. Государство (государственный аппарат) выступает в качестве управляющей системы по отношению к гражданскому обществу как управляемой системе. Вместе с тем гражданское общество функционирует как саморегулирующаяся социальная система, детерминирующая государство. В том, что гражданское общество - система саморегулирующаяся и одновременно управляемая, нет противоречия. Оно саморегулируется, в частности, так, что само для себя формирует управляющую систему - аппарат государственной власти. Саморегулирующееся общество задаёт параметры и пределы государственного вмешательства. В этом заключается демократический принцип взаимоотношений гражданского общества и государства. Вместе с тем государство как управляющаяся система способно и к авторитарному воздействию на управляемую систему. Причем, авторитарное регулирование свидетельствует о неразвитости гражданского общества, о недостаточной разделённости публичной и частной сфер, государства и общества. Само гражданское общество как совокупность частных индивидов никуда не девается, только теперь оно функционирует не само по себе, как если бы оно было самостоятельной и последней исторической реальностью, а в составе целого, материализованного - в государстве. Соответственно частные интересы - теперь уже не просто частные интересы, подлежащие удовлетворению, во что бы то ни стало, а выражение и продолжение общих интересов, общего блага, субъектом которого является общество в целом, народ, нация, государство. Гражданское общество на пути к правовому государству развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние граждан. Государство в собственном смысле слова по своей глубинной природе и социальному предназначению - это политическая сила (организация), предназначенная для охраны права и действующая сама в границах права. Именно связанность правом и отличает действительное государство (государство в собственном смысле) от иных политических организаций, от иных форм внеправового господства и властвования. Для охраны своих прав и свобод люди образуют государство - политическую силу, главное предназначение которой - охрана естественных и неотчуждаемых прав человека. В сущности, естественные права человека - это безусловные притязания индивида на свободную самореализацию в обществе и государстве. Сначала они складываются в общественном правосознании, а затем уже формируются и гарантируются в конституциях и законах. Каждый человек рождается свободным и равным другому человеку, каждый от рождения обладает неотчуждаемым кругом основных прав. Государство может выполнять свою основную функцию в том случае, если оно принадлежит народу - всем людям, его образовавшим и образующим нацию. Государство, которое не опирается на гражданское общество, не упирается в него и не сдерживается им, столь же опасно, как и гражданское общество, которое не снимается в национальном государстве, не объединяется им в новую общезначимую целостность. «Соответственно: в современном обществе и для современного общества институционально-государственная мораль, которая не базируется на индивидуальной морали и корректируется ею, также разрушительна, как и индивидуальная мораль, которая не поднимается до институционально-государственной морали, не дополняется ею». Итак, государство по природе своей - правовой союз граждан и служить оно должно обществу, безопасности человека, а свобода в государстве достигается лишь в том случае, когда власть ограничена правом и строится на принципе относительной самостоятельности законодательных, исполнительных и судебных органов. Словосочетание «гражданское общество и правовое государство» корректно лишь в известной мере, в понятийном плане, когда слова, хоть и соединяются союзом «и», но находятся по разные стороны от него. Правовое государство, по сути дела, - политическая ипостась гражданского общества. Их взаимодействие в принципе складывается по законам соотношения формы и содержания. Нерасторжимые и проникающие друг в друга, они олицетворяют целостность общества как такой системы, в которой прямые и обратные связи находят нормальное и прогрессивное проявление. В понятии правового государства заключено важнейшее требование гражданского общества к государству - правовыми методами обеспечивать социальную справедливость, защищенность каждого. «Гражданское общество может существовать только в связке с правовым государством, то есть там, где и государство в целом, и каждый гражданин в отдельности находится в одинаковом положении перед законом, где установлены чёткая иерархия законов, главенство конституции». Связанность правового государства и личности взаимными правами и обязанностями в гражданском обществе не исчерпывается объяснением их неотчуждаемости. Это лишь основание, на котором возвышаются различные социально-экономические, политические, культурные и личные права, закреплённые в конституционном праве и других отраслях законодательства. Таким образом, можно сделать следующие вводы о взаимоотношения правового государства и гражданского общества: - во-первых, гражданское общество является одним из важнейших условий формирования правового государства, а правовое государство, по сути дела, - политическая ипостась гражданского общества. - во-вторых, противоречия правового государства снимаются наличием развитого гражданского общества, а столкновения между членами гражданского общества регулируются справедливыми законами правового государства. - в-третьих, правовое государство - это такое государство, которое обеспечивает реализацию потребностей гражданского общества, а оно, в свою очередь служит показателем развития личности в таком государстве. - в-четвёртых, правовое государство и личность связаны взаимными правами и обязанностями в гражданском обществе, что служит основанием для развития других прав, закреплённых в законодательстве. - в-пятых, необходимость создания правового государства в гражданском обществе, обуславливается желанием людей защитить свои права и свободы. То есть гражданское общество - общество свободных индивидов, образует государство, призванное охранять их личные права и свободы. А такое государство имеет место называть правовым. - в-шестых, государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры, но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние. Гражданское общество так же оказывает воздействие на все сферы деятельности государства: правотворческую (одобрение, внесение дополнений, предложение новых законопроектов); правоисполнительную, давая оценку тем или ним мероприятиям проводимым правительством, партии или иные общественные организации и объединения выражают потребности общества и могут заставить правительство действовать в их интересах; правоохранительную (хотя эта сфера государственной деятельности труднее всего поддаётся контролю и воздействию со стороны общества, тем не менее, средства массовой информации, как одна из общественных структур, может значительно повлиять на ход того или иного дела). - в-седьмых, в паровом государстве все его граждане, то есть члены гражданского общества, и государственные органы, в лице должностных лиц, одинаково равны перед законом и за совершение правонарушений несут ответственность в строго установленных законом рамках. Итак, ограничусь эти количеством аргументов, доказывающих, что правовое государство и гражданское общество - вполне соотносимые понятия, взаимосвязанные между собой и зависящие напрямую друг от друга. Хотя если немного подумать, то конечно можно найти ещё очень много точек соприкосновения этих двух явлений.

Гражданское общество является совокупностью социально-экономических, национальных, семейных, религиозных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и групп. Структура гражданского общества включает в себя: негосударственные социально-экономические отношения и институты (социальное партнерство, предпринимательство и др.), общественные объединения, церковь, семью, политические партии и движения и др. Гражданское общество – это «свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства».

Гражданское общество связано прежде всего с периодом, когда на смену отношениям подданства приходят отношения гражданства, и одновременно, когда ликвидируется общественное неравенство, все граждане объявляются формально-юридически равными. При этом происходит отделение государства от социальных структур, сужается сфера государственной регламентации, расширяется охраняемая сфера свободы личности. Формирование гражданского общества занимает несколько столетий, этот процесс продолжается и на современном этапе.

В структуре гражданского общества принято выделять определенные уровни, например: воспроизводства человека (семья, быт, культура, образование), уровень экономики (производство, распределение, обмен), где субъектами отношений выступают многообразные социальные объединения, уровень политики, где субъектами отношений выступают как граждане так и их объединения. Таким образом, эти уровни образуют своего рода подсистемы гражданского общества: экономическую, социальную, политическую, духовно-культурную, информационную.

Гражданское общество предполагает определенную правовую культуру общества, основанную на уважении прав человека и гражданина и правовой характер отношений, охватываемых правовым регулированием. Гражданское общество предполагает и определенную децентрализацию государственной власти и развитие самоуправления. Большое развитие получает парламентаризм, развитие всех форм непосредственной и представительной демократии. Юридической основой гражданского общества является всеобщее равенство перед законом и судом.



К числу основных признаков гражданского общества можно отнести:

– наличие обществ и ассоциаций свободных индивидов;

– самоуправленческий характер всей системы организаций;

– открытый характер гражданского общества как системы связей и отношений;

– связи и отношения координационного типа;

– плюралистическая система;

– правовое и демократическое сообщество.

Если государство организовано как вертикальная система органов, отношений, должностных лиц и др., то гражданское общество является горизонтальной системой отношений граждан и их объединений. Эти отношения характеризуются равноправием и партнерством и строятся на основе договоров. Вся деятельность всех субъектов гражданского общества подчиняется правовым началам. Большое место в деятельности гражданского общества на современном этапе занимают религиозные и другие некоммерческие организации, политические партии, профсоюзы. Возрастает значение общепризнанных норм и принципов международного права в регулировании отношений гражданского общества внутри отдельных государств.

Государство является основным элементом политической системы общества. Таким образом, взаимоотношения государства и гражданского общества строятся на принципах, аналогичных построению отношений между государством и другими составными элементами политической системы. Но политическая система помимо гражданских объединений (партий, организаций, движений) включает в себя и государство.

В правовом государстве отношения между ним и гражданским обществом основываются на принципе невмешательства, когда осуществляется процесс позитивного правового регулирования. В случаях нарушения регулятивного взаимодействия внутри гражданского общества государство обязано вмешаться в эти отношения и детально урегулировать их. Другими словами свобода гражданского общества реализуется лишь в сфере дозволенного, в противном случае государство обязано обеспечить защиту свободы от нарушений на основе закона. Само понятие правового государства как государства права было впервые сформулировано в работе К.Т.Велькера «Конечные основания права, государства и наказания» (1813 г.). Идеи правового государства особое распространение приобрели в новое и новейшее время в трудах Ш-Л. Монтескье, Д.Локка, Ж-Ж..Руссо, Т.Гобса, Г.Гегеля, И.Канта, К.Т.Велькера. В России идеи правового государства были сформулированы в трудах В.М.Гессена, С.А.Муромцева, С.А.Котляревского, П.И.Новгородцева, М.М.Ковалевского и др. Модель правового государства прежде всего нашла закрепление в Конституциях, принятых после второй мировой войны. В Конституции Российской Федерации также закрепляется положение, что Россия является «демократическим, правовым государством с республиканской формой правления». Аналогичные положения закреплены в большинстве современных конституций различных государств. Но одного провозглашения государства правовым недостаточно, необходимо надлежащее и полное обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Отношения между государством и личностью строятся на основе взаимной ответственности. Это выражается в установлении ограничений в деятельности государственных органов, их должностных лиц, а также участников иных отношений. Ответственность государства перед гражданским обществом выражается в ответственности исполнительной ветви власти перед представительными органами власти, которые формируются на основе выборов из среды самого гражданского общества. Существуют такие формы ответственности должностных лиц, как выборы, референдумы, отзывы депутатов, отставка членов правительства, судей и др., импичмент, дисциплинарная, гражданско-правовая, уголовная ответственность и др.

Правовое государство является политической организацией общества, которое основано на верховенстве закона и создает условия для обеспечения основных прав человека и гражданина. Правовое государство само себя ограничивает правом. Для чего создается необходимый баланс властей, законодательно определяются формы и методы контроля гражданского общества за государственными структурами. Концепция правового государства основывается на принципе верховенства закона, различении закона и права (правового закона), особой роли суда как арбитра при разрешении споров. Среди других принципов правового государства выделяют следующие принципы:

– принцип приоритета права (господства права);

– принцип правовой защищенности человека и гражданина;

– принцип единства права и закона;

– принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

Принято выделять три основных компонента правового государства: правовой, индивидуально-правовой и организационно-правовой. Правовой компонент обеспечивает реализацию принципа формально-юридического равенства, выражается в создании правовых законов. Индивидуально-правовой компонент связан с реализацией правовых форм в отношениях между государством и личностью. Организационно-правовой компонент предполагает наличие нормативных предписаний, формы их реализации, механизм исполнения решений и формы контроля за их исполнением и др.

Если государство является родовым понятием, то правовое государство – видовым понятием. При построении правовой государственности не допустимо разрушать основы государственности вообще, так как вид не может терять признаков рода. Обычными признаками государства являются: публичная власть, наличие специального аппарата управления, наличие системы налогов, правовой и судебной системы, монополия на правотворчество, наличие территориальных делений и др. Отличительными признаками правового государства в основном являются: наличие гражданского общества, разделение властей, верховенство закона, реальность прав и свобод граждан, наличие взаимной ответственности государства и личности.

В принципе, модель правового государства в настоящем смысле слова не реализована ни в одной стране. В Конституции Российской Федерации норма о правовом государстве является прежде всего нормой- целью, нормой-задачей. Можно говорить лишь о степени развития тех или иных его элементов, о становлении эффективного механизма контроля и ответственности, реализации правовых предписаний.

В правовом государстве должно обеспечиваться верховенство правового закона, а власть должна быть четко юридически определена (состав, компетенция, порядок формирования) и ограничена. Законы обладают высшей юридической силой, т.е. исключается ситуация, когда доминирует подзаконное нормотворчество исполнительных органов власти. Существует реальная система судебного контроля и надзора за законностью, режим демократического конституционного правления. Правовому государству присущ вид демократического политического режима, народ объявляется источником власти. Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина по Конституции РФ объявляются высшей ценностью, т.е. определяющими общими началами действующего законодательства.

Типичными признаками правового государства являются:

Верховенство правового закона;

Реальное осуществление режима законности;

Наличие механизма юридических гарантий прав и свобод;

Осуществление режима разделения и координации (согласования и единства) властей;

Реальное осуществление режима демократии и народного суверенитета;

Обеспечение принципа формально-юридического равенства;

Наличие системы социальной защиты и социальных гарантий;

Эффективное действие механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

Соблюдение режима конституционализма, государственного и народного суверенитета;

Правовое государство является моделью самоуправления: реальное развитие всех избирательных процессов, наличие системы самоуправления;

Наличие системы качественного, непротиворечивого законодательства;

Реальное обеспечение правопорядка как предпосылки эффективной реализации прав личности;

Равенство прав, свобод и обязанностей;

Доступность и эффективность правосудия;

Создание институциональных гарантий прав человека;

Легитимность и демократический характер государственной власти.

Важнейшей формой реализации гражданами права на управление государством являются свободные выборы, основанные на равноправии и демократических принципах и нормах, периодичности, установленной в законодательстве. Демократическое правовое государство основано на реализации принципа законности, т.е. создании гарантий законности. В числе этих гарантий можно рассматривать весь правоприменительный и правозащитный механизмы государства и гражданского общества, особенно необходимо наличие независимой и действенной судебной власти. Но необходимы и четкие механизмы контроля за судебными органами для преодоления признаков автаркии судебной власти.

Наряду с различиями между гражданским обществом и государством необходимо отметить их единство в достижении общих задач, направленных на формирование действенного механизма защиты прав и свобод граждан, гражданских объединений и инициатив. Независимость и автономность гражданского общества обеспечивается государством, тогда государство становится правовым, т.е. составной частью гражданского общества. Правовое государство строится на принципах гражданского общества, на принципах самоуправления. Оно является организацией, органично сочетающей управление и самоуправление. Фактически правовое государство становится формой организации гражданского общества. Правовое государство должно быть государством социальным, иначе нормативные положения, фиксирующие компоненты и механизм такой государственной модели, становятся простыми декларациями. Правовое государство является типом государства с точки зрения цивилизационного подхода, так как оно обеспечивает не просто господство закона, а верховенство правового закона.

Соотношение гражданского общества и правового государства

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Соотношение гражданского общества и правового государства
Рубрика (тематическая категория) Государство

Существуя в рамках огромного исторического времени, правовое государство не было застывшим. Оно изменялось и развивалось, отражая процессы, происходившие в социальных структурах. Этот подход, в частности, предполагает глубокое осмысление принципиальных позиций по отношению к правовому государству, его влияния в сфере гражданских прав и свобод человека. В течение длительного времени данная область деятельности была ареной ожесточенной политической и идеологической конфронтации.

Устанавливая конкретные права и обязанности сторон (граждан, должностных лиц), правовое государство вносит определœенный порядок в общество, создает юридические предпосылки для его активности и эффективности, создает тесную взаимосвязь с гражданским обществом в процессе социального, экономического, духовного и политико–правового развития.

Гражданское общество – система экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства. Государство – лишь форма гражданского общества. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. 1)

Правовое государство - ϶ᴛᴏ государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого – обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека. 2)

Государство является одновременно и аппаратом насилия, принуждения граждан, и механизмом обеспечения общего блага. Соответственно, современное государство - механизм согласования различных потребностей и интересов граждан и их организаций в целях обеспечения общего блага. Одной из основополагающих целœей власти является защита и соблюдение прав человека и базовых его свобод. Современное правовое государство призвано обеспечивать не просто формальную законность, но и справедливость. При этом к элементам справедливости относятся:

– свободные периодические выборы;

– представительная по своему характеру форма правления, при которой исполнительная власть подотчетна избранным законодательным органом или избирателям;

– обязанность органов государственной власти соблюдать конституцию и действовать совместимым с законом образом;

– четкое разделœение между государством и политическими партиями;

– деятельность исполнительных и судебных органов осуществляется в соответствии с системой, установленной законом;

– вооруженные силы и полиция находятся под контролем гражданских властей и подотчетны им;

– права человека и основные свободы гарантируются законом и соответствуют обязательству по международному праву и др. 1)

Личность, кроме этого, должна быть социально защищена, и первое место в социальной защите личности должно принадлежать государству. Именно государство должно обеспечивать личности пенсионное пособие по старости или по инвалидности, право на труд и на отдых, на бесплатное медицинское обслуживание и образование. При этом не отрицается, что всœе то же самое могут осуществлять и коммерческие или иные структуры.2)

Элементом механизма гос. власти является человек - субъект государственной власти, которые различным образом объединяются, формируя институты. Развитое гражданское общество и правовое государство ориентируются на социальную справедливость. Господство права измеряется степенью развитости и гарантированности свобод личности, юридическим характером ее взаимосвязей с обществом и государством. Основным гарантом свобод личности является государство, но так как государство понятие абстрактное, то оно находит свое выражение в чиновничьем аппарате. Важно заметить, что для сдерживания аппетитов чиновников и для более эффективной защиты прав человека крайне важно привлекать суды, которые должны состоять из представителœей самого народа. Тогда будет исключаться сама возможность договориться между разными ветвями бюрократического аппарата. Только суд, основанный на представительстве в нем народных выборных, может защитить граждан от чиновничьего произвола и сохранить их права и свободы.

Соотношение гражданского общества и правового государства - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Соотношение гражданского общества и правового государства" 2017, 2018.



Просмотров