1 источником предпринимательского права является. Основные источники предпринимательского права

Под источниками права понимают формы выражения норм права. Источниками предпринимательского права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения.

Источниками предпринимательского права являются Федеральные законы, законодательные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, инструкции министерств и ведомств РФ) и обычаи делового оборота.

Нормы предпринимательского права содержаться в Конституции РФ, в ряде конституционных законов, например, в Законах РФ об арбитражном суде; в федеральных законах, например, Гражданском кодексе РФ.

1. Основным источником предпринимательского права является Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Для предпринимательского права особое значение имеют те конституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы. Кроме того, в Основном законе закреплены конституционные гарантии предпринимательства, конституционные ограничения.

Конституция разграничивает компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этим разграничением проводит дифференциацию источников права.

  • 2. Гражданский кодекс РФ охватывает своим регулированием и предпринимательские отношения, и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд прежде всего граждан. Некоторые его статьи регулируют не только частно-правовые отношения публичного характера (например, нормы о конкуренции, национализации, правила о заключении договоров в обязательном порядке и др.). Вместе с тем в ряде случаев Гражданским кодексом РФ определяются внутрихозяйственные, внутрифирменные отношения. Кодекс содержит множество норм, регулирующих предпринимательство.
  • 3. Ведущую роль в системе источников предпринимательского права играют федеральные законы.
  • А) законы, регулирующие общие состояние определенного вида рынка, например Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Федеральный закон "О рынке ценных бумаг";
  • Б) Законы, устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке, например Федеральные законы "Об акционерных обществах", "О финансово-промышленных группах" и др.;
  • В) законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, например Закон РСФСР "об инвестиционной деятельности", федеральные законы "О связи", "О рекламе" и др.;
  • г) законы, совмещающие в себе сферы регулирования второй и третьей группы, то есть устанавливающие правовое положение субъектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательства, например Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", "закон РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" и др.;
  • д) законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Закон РФ "О стандартизации", Закон РФ "О сертификации продукции и услуг", Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и др.
  • 4. Подзаконные акты. Среди ни них мы должны в первую очередь назвать указы Президента РФ. Издаваемые Президентом акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Это требование ст.90 Конституции РФ определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента. Гарантией обеспечения законности нормативных актов Президента является право Конституционного Суда РФ рассматривать дела о конституционности этих актов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат исполнению (ст.125 Конституции РФ). Однако некоторые акты Президента, Противоречащие законам, применяются на практике.

Составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, как двусторонние (о торговле экономическом сотрудничестве)

Под источником права понимаются определенные формы выражения государственной воли, складывающиеся из принятых в определенном порядке компетентными государственными органами актов, которыми устанавливаются нормы права.

Источниками предпринимательского права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие предпринимательские отношения.

Законодательство о предпринимательской деятельности включает законы и подзаконные нормативно-правовые акты, являющиеся источниками предпринимательского права.

Если предпринимательское право представляет собой совокупность правовых норм по регулированию предпринимательских отношений, то законодательство о предпринимательской деятельности - совокупность нормативных актов, в которых содержатся данные нормы.

Конечно, нормы одной отрасли права могут включаться в нормативные акты другой отрасли законодательства. Так, с одной стороны, нормы предпринимательского права содержатся в гражданском законодательстве. С другой стороны, в нормативных актах предпринимательского законодательства содержатся нормы гражданского права, примером чего являются транспортные уставы и кодексы. Преимущественно это акты предпринимательского законодательства, но в части регулирования перевозки пассажиров и багажа они содержат нормы гражданского права.

Все нормативные акты в зависимости от их юридической силы делятся на законы (законодательные акты) и подзаконные нормативные акты. Законы, как нормативные акты высших органов государственной власти, обладают высшей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам. Статья 76 Конституции РФ разграничивает федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой по сравнению с федеральными законами. Поэтому федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Переход к законодательству, а не подзаконному регулированию экономики, несомненно, следует отнести к положительному явлению в жизни страны. Достоинство закона, состоящее в его высоком уровне подготовки и принятия, непререкаемости, абсолютном знании (никто не вправе ссылаться на его незнание) делают закон мощным рычагом реализации экономического строительства. Именно закон регламентирует исходные позиции рыночной экономики.

Основным видом источников законодательства о предпринимательской деятельности являются законы Российской Федерации.

Главным источником безусловно является Конституция Российской Федерации. Для предпринимательского права центральное значение имеют нормы ст. 8 и ст. 9, определяющие равенство форм собственности. Переход к рыночным отношениям диктует необходимость использовать в экономике конкурентное взаимодействие всех форм собственности: государственной, муниципальной, частной и иных форм собственности.

Будучи Основным законом нашей страны, Конституция РФ содержит в себе нормы различных отраслей права.

Конституционные основы устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен. К числу таких прав и свобод нужно отнести право на собственность, право на информацию, право на судебную защиту и т.п.

Конституционные нормы создают основу для единообразного предпринимательского правового регулирования. Это выражается в том, что в соответствии со ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия отнесены к компетенции Российской Федерации. Поэтому любые акты субъектов РФ, принимаемые по этим вопросам, незаконны.

Особое место занимают отраслевые кодифицированные нормативные акты в виде основ и кодексов. Отраслевые кодифицированные нормативные акты являются прежде всего базой для развития всего текущего отраслевого законодательства на территории Российской Федерации.

В принятом в 1994-1995 гг. новом Гражданском кодексе РФ предмет предпринимательского права вошел в предмет гражданского права. Авторы Гражданского кодекса часть предпринимательских отношений по горизонтали отнесли к сфере гражданского законодательства, а предпринимательские по вертикали, не вошедшие в эту сферу и не регулируемые комплексно административным правом, оставили не урегулированными. Учитывая сложность и многоуровневость предпринимательских отношений, а также объективно оценивая социально-экономическую обстановку в России в настоящее время и необходимость скорейшего создания основ нормативно-правовой базы рыночной экономики, позиция авторов Кодекса вполне объяснима.

Представляется, что высказываемые предложения о проведении кодификации предпринимательского законодательства путем издания единого федерального закона, который установит общие правила и основные положения регулирования предпринимательских отношений во всех отраслях экономики и по всем видам хозяйственной деятельности, приведет предпринимательское законодательство в единую систему.

Среди подзаконных, регулирующих предпринимательские отношения, нормативных актов большой массив составляют правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством РФ. В соответствии со ст. 90 Конституции РФ Указы Президента не могут противоречить Конституции и федеральным законам РФ. В случае их противоречия действует норма Конституции, законы РФ. Указы Президента как средство регулирования предпринимательских отношений применяются при пробельности в решении законом тех или иных вопросов или при необходимости оперативного принятия законодательных решений.

Постановления Правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также являются источниками предпринимательского права. Постановления Правительства РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и Указам Президента РФ.

В противном случае постановление Правительства РФ может быть отменено Президентом РФ в соответствии с п. 3 ст. 115 Конституции РФ. Акты правительства в точном смысле их регулятивных возможностей должны издаваться в развитие и исполнение законов.

В ряде источников предпринимательского права стоят акты министерств и ведомств, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди этих актов наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере (например, антимонопольных органов и др.).

Местные органы власти и управления также могут издавать нормативные акты хозяйственно-правового содержания, опираясь на Конституцию РФ и соответствующие законы.

Статья 73 Конституции РФ предусматривает возможность регулирования субъектами РФ отношений, находящихся вне пределов ведения, установленных ст. 71-72. Главные регулирующие возможности территориальных образований и их органов связаны с правом собственности на принадлежащие им имущественные фонды. Так, например, район вправе определить правила пользования природными ресурсами, правила пользования водозаборными сооружениями, условия и порядок разгосударствления и приватизации муниципальных предприятий и муниципального имущества (ст. 55 п. 7, 11, 16 Закона “О местном самоуправлении”) и др.

Советское и современное российское законодательство о предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов никогда не было кодифицировано.

В настоящее время основной массив нормативных актов составляют акты министерств и ведомств, а законами и указами урегулированы далеко не все вопросы предпринимательской деятельности.

Для современного законодательства о предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов характерны следующие тенденции.

1. Многие предписания законодательства не порождают ни юридических прав, ни обязанностей. Они лишь в самом общем виде ставят задачи и описывают желаемое положение дел. Сами по себе правильные слова ничего в экономике страны изменить не могут. Для их реализации необходимо создание конкретных юридически закрепленных правил поведения и контроль со стороны исполнительной власти за их осуществлением.

2. В законодательстве существует часто употребляющийся термин “ответственность”. Можно назвать три значения этого термина: а) как синоним обязанности; б) сознание долга перед обществом, государством, людьми, побуждающее выполнить возложенные на хозяйственный орган или должностное лицо обязанности; в) юридическую ответственность, основанием возникновения которой является правонарушение.

Однако разработчики проектов законодательных и других нормативных актов не заинтересованы в установлении за уклонение от предписанных правовыми нормами правил юридической ответственности. Как правило, фигурирует декларация о “персональной ответственности”.

3. Значительное число актов законодательства о предприни-мательской деятельности, хотя и содержит слова “право” и “обязанность”, но создает лишь видимость правового регулирования. Если акт не обеспечен механизмом его реализации, то на практике его применить затруднительно.

4. Если при подготовке законопроектов ведомственные интересы сказываются на качестве разрабатываемых документов, то ведомственное засилье в подготовке решений Правительства РФ проявляется и в других формах. Например, просматривается тенденция к неоправданному сокращению нормативно-правового регулирования важнейших отношений в сфере народного хозяйства на уровне Правительства РФ с одновременной передачей юридической регламентации этих отношений на ведомственный уровень, причем именно тем органам, учреждениям и организациям которые являются сторонами этих отношений, что создает возможность для реализации ведомственных интересов в ущерб общегосударственным.

5. Не только наличие правового регулирования, но в ряде случаев и его отсутствие могут дать определенную информацию. Дело в том, что просматривается тенденция к затягиванию выполнения поручения о подготовке некоторых правовых актов.

6. Для законодательства о предпринимательской деятельности, как и для всего современного российского законодательства, характерна декларативность (заявления от имени государства, правительства, торжественное провозглашение основных принципов и т.п.). Между тем все зарубежные страны перешли от абстрактной формы права к более казуистичной. Казуистика - рассмотрение отдельных примеров судебных дел (казусов) с точки зрения того, как они должны решаться согласно нормам права.

7. Девальвация (снижение, уменьшение содержания) законов РФ, регулирующих хозяйственную деятельность, происходит из-за наличия в них большого количества отсылочных и бланкетных норм, то есть норм, предоставляющих государственным органам, должностным лицам право самостоятельно устанавливать правила поведения, запреты и т.п.

Тест по предпринимательскому праву

1. Источником предпринимательского права является:
а) судебный прецедент;
б) договор поставки;
в) обычай делового оборота.

2. Определение предпринимательской деятельности содержится:
а) в Уголовном кодексе РФ;
б) в Гражданском кодексе РФ;
в) в Трудовом кодексе РФ.

3. Российское предпринимательское право - это:
а) один из элементов российской правовой системы;
б) совокупность правовых норм, регулирующих правила торговли;
в) относительно самостоятельное подразделение системы российского права, состоящее из правовых норм и институтов, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений.

4. В соответствии с лицензионным законодательством понятие "лицензия" означает:
а) признание интеллектуальной собственности юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности;
б) сертификат соответствия поставляемой промышленной продукции обязательным требованиям государственных стандартов, выданный государственным органом предпринимателю;
в) разрешение, право на занятие лицензированным видом деятельности, не допускающей отступлений от лицензированных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

5. Органы нотариата защищают права и законные интересы предпринимателей:
а) по бесспорным делам;
б) по спорам хозяйственного характера в сфере предпринимательства;

157
в) по спорам, вытекающим из предпринимательства по вопросам возмещения вреда.

6. Споры в сфере предпринимательства рассматривают:
а) районные суды (суды общей юрисдикции);
б) арбитражные и третейские суды;
в) нотариальные органы.

7. Антимонопольное законодательство в хозяйственном обороте распространяется на:
а) коммерческие организации;
б) хозяйствующие субъекты, федеральные структуры исполнительной власти и соответствующие структуры субъектов РФ, органы местного самоуправления, должностные лица в процессе деятельности на товарном рынке;
в) некоммерческие организации.

8. Не признается доминирующим положение хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке определенного товара, не имеющего заменителей:
а) составляет 100 %;
б) не превышает 50 %;
в) не превышает 35 %.

9. Государственными органами, принимающими решение о злоупотреблении доминирующим положением на рынке, являются:
а) антимонопольные органы;
а) Верховный Суд РФ;
в) Высший Арбитражный Суд РФ.

10. Субъектами хозяйственной деятельности, которые подлежат государственному ценовому регулированию, являются:
а) муниципальные унитарные предприятия;
б) государственные унитарные предприятия;
в) субъекты естественных монополий.

11. Участниками предпринимательской деятельности являются:
а) персонажи театральных произведений;
б) индивидуальные предприниматели;
в) воображаемые лица.

12. Индивидуальным предпринимателем согласно ГК РФ может быть:
а) физическое лицо;

158
б) юридическое лицо;
в) муниципальный орган.

13. Физическое лицо - это:
а) физически сильный человек;
б) человек, имеющий необходимое образование в области физики;
в) гражданин, обладающий правоспособностью и дееспособностью.

14. Юридическим лицом признается:
а) специалист, работающий в области юриспруденции;
б) юридическая организация;
в) организация, которая имеет особенное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

15. Юридическим лицом является:
а) поэт;
б) экономист;
в) открытое акционерное общество "Витязь".

16. Способность иметь гражданские права и нести обязанности - это:
а) гражданская позиция;
б) гражданская правоспособность;
в) гражданское мужество.

17. В одной из норм ГК РФ говорится о способности гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В этом определении отражено понятие:
а) гражданской доблести;
б) гражданской ответственности;
в) гражданской дееспособности.

18. Гражданин вправе заниматься предпринимательством с момента:
а) государственной регистрации;
б) заключения предпринимательской сделки;
в) получения лицензии.

19. В уставном капитале субъекта малого предпринимательства доля юридического лица, не являющегося субъектом малого предпринимательства, не может превышать:
а) 20%;
б) 25%;
в) 35%.

20. К коммерческим организациям относится:
а) общественная организация;
б) благотворительный фонд;
в) общество с ограниченной ответственностью.

21. Согласно ГК РФ одним лицом может учреждаться:
а) хозяйственное общество;
б) хозяйственное товарищество;
в) муниципальное унитарное предприятие.

22. Полное товарищество отличается от коммандитного товарищества тем, что:
а) в нем нет вкладчиков (коммандитов);
б) его учредителями могут быть только предприниматели;
в) его участники отвечают по обязательствам всем своим имуществом.

23. Вкладчики в коммандитном товариществе (вносят только вклады, имуществом не отвечают, но могут потерять только свой вклад) именуются:
а) товарищами;
б) участниками:
в) коммандитами.

24. Наибольшей самостоятельностью в хозяйственном обороте обладает следующее подразделение коммерческой организации:
а) отделение;
б) филиал;
в) представительство.

25. ГК РФ исключает субсидиарную ответственность собственника за долги одного из следующих юридических лиц:
а) учреждения;
б) унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения;
в) казенного предприятия.

26. Открытое акционерное общество отличается от закрытого тем, что:
а) государство должно иметь обязательную часть (долю) в уставном капитале ОАО не менее 20% акций;
б) участники ОАО несут дополнительную ответственность за долги общества;
в) ОАО вправе проводить открытое размещение своих акций между неопределенным кругом лиц (номинальная стоимость размещаемых акций - не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда).

27. Нормы о реорганизации коммерческих организаций содержатся:
а) в законодательстве об ипотеке;
б) в законодательстве о банковской деятельности;
в) в ГК РФ.

28. Реорганизация юридического лица предусматривается гражданским законодательством РФ в форме:
а) упразднения;
б) слияния;
в) сложения.

29. Реорганизация юридического лица, предусмотренная гражданским законодательством РФ, возможна в форме:
а) слияния и присоединения;
б) слияния, присоединения, разделения, преобразования;
в) слияния, присоединения, разделения, преобразования, выделения.

30. Общество с ограниченной ответственностью в праве преобразовываться:
а) в акционерное общество;
б) в производственный кооператив;
в) в акционерное общество или в производственный кооператив.

31. Реорганизуемые хозяйственные общества могут заключить между собой договор о реорганизации в форме:
а) слияния и присоединения;
б) преобразования и разделения;
в) в любой форме, предусмотренной ГК РФ.

32. В обществе с дополнительной ответственностью решение о реорганизации может быть принято на общем собрании участников:
а) количеством голосов более 20 %;
б) квалифицированным большинством голосов (75 %);
в) по единогласному решению его участников.

33. Ликвидация юридического лица влечет:
а) его прекращение;
б) переход прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам;
в) его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

34. Признание юридического лица банкротом судом влечет:
а) его разделение;
б) его ликвидацию;
в) его преобразование.

35. Согласно Закону "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" признаком банкротства считается:
а) неспособность коммерческой организации исполнить обязательство в течение двух месяцев с наступления даты его исполнения;
б) неспособность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей исполнить обязательство по договору в течение двух месяцев с наступления даты его исполнения;
в) неспособность граждан или юридических лиц исполнить денежное обязательство в течение трех месяцев с наступления даты исполнения.

36. Понятием "имущество" охватываются:
а) вещи, нажитые личным трудом;
б) материальные блага, предназначенные для удорлетворения духовных и физических потребностей человека;
в) золотые украшения.

37. Согласно ГК РФ вещью признаются:
а) облигации и деньги;
б) электрическая энергия;
в) информация.

38. Нематериальными благами, согласно гражданскому законодательству, признаются:
а) имущественный комплекс;

162
б) жизнь, здоровье, имя человека;
в) услуги и работа.

39. Нематериальным благом, обеспечивающим физическую неприкосновенность личности, является:
а) авторство;
б) личная и семейная тайна;
в) жизнь и здоровье.

40. Коммерческую тайну предпринимателя составляет информация:
а) имеющая действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
б) содержащаяся в уставе коммерческой организации;
в) содержащаяся в лицензии коммерческая организация.

41. К средствам индивидуализации личности гражданина относится:
а) имя;
б) неприкосновенность частной жизни;
в) личная неприкосновенность.

42. Основанием возникновения обязательств являются:
а) достижения гражданином совершеннолетия;
б) договоры и иные сделки, не противоречащие закону;
в) прогулка по парку.

43. Участниками обязательств являются:
а) физические лица;
б) юридические лица;
в) все вышеназванные лица.

44. Непосредственными участниками обязательства являются:
а) должник;
б) кредитор, иногда и третье лицо;
в) все вышеназванные лица.

45. Если на стороне кредитора в обязательстве выступает несколько лиц, то их требования к должнику по ГК РФ признаются:
а) совместными;
б) солидарными;
в) долевыми.

46. Если должнику принадлежит возможность выбора одного из нескольких представлений предмета исполнения обязательства, то такое обязательство называется:
а) солидарным;
б) факультативным;
в) альтернативным.

47. Имущественная ответственность предпринимателя определяется:
а) гражданским законодательством;
б) земельным законодательством;
в) уголовным законодательством.

48. Основными условиями надлежащего исполнения предпринимательских обязательств являются:
а) надлежащие субъекты и предмет исполнения;
б) надлежащие место, время (срок), способ, качество, объем исполнения;
в) все вышеназванное.

49. К способам обеспечения исполнения предпринимательских обязательств относятся:
а) поручительство, удержание имущества должника, банковская гарантия, задаток, залог, неустойка;
б) иные способы, предусмотренные законом или договором;
в) все вышеназванное.

50. Переменой лиц в обязательстве считается:
а) замена кредитора (уступка требования (цессия) или переход прав кредитора на основании закона);
б) замена должника (перевод долга);
в) все вышеназванное.

51. Неустойка по гражданскому законодательству РФ - это:
а) мера имущественной ответственности;
б) один из способов обеспечения исполнения обязательства;
в) все вышеназванное.

52. По гражданскому законодательству РФ неустойка применяется в виде:
а) пени;
б) штрафа;
в) пени и штрафа.

53. По своей правовой природе предпринимательский договор:
а) представляет собой разновидность гражданско-правового договора;
б) имеет сходство (аналогию) с гражданско-правовым договором;
в) имеет существенное отличие от гражданско-правового договора;

54. Согласно гражданскому законодательству РФ предпринимательский договор считается заключенным, если между сторонами достигается соглашение:
а) по всем существенным условиям договора;
б) о предмете договора;
в) о сроке действия договора.

55. Договор заключается посредством:
а) направления оферты.(предложения заключить договор) одной из сторон;
б) акцепта (принятие предложений) другой стороной, т.е. ответ лица, которому адресована оферта о ее полном и безоговорочном принятии;
в) все вышесказанное верно.

56. Согласно гражданскому законодательству РФ договор считается заключенным в момент:
а) акцепта адресатом полученной оферты;
б) получения лицом, направившим оферту, ее акцепта;
в) получения лицом; направившим оферту, протокол разногласий.

57. Договор, в котором гражданским законодательством РФ установлен претензионный порядок урегулирования споров между сторонами, является:
а) договором займа;
б) договором простого товарищества;
в) договором перевозки грузов.

58. Фондовый рынок - это:
а) место купли-продажи основных средств производства;
б) аукционы по продаже предприятий;
в) совокупность отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками.

59. Ценная бумага - это:
а) десятирублевая купюра РФ;
б) договор займа;
в) акция.

60. Профессиональными участниками рынка ценных бумаг являются:
а) брокер;
б) главный бухгалтер завода;
в) налоговый инспектор.

61. Эмиссионные ценные бумаги вправе выпускать:
а) физические лица;
б) акционерные общества;
в) простое товарищество.

Ответы на тесты

1 -в; 2-6; 3 - в; 4 -в; 5 - а; 6 - б; 7 - б; 8 - в; 9 - а; 10 - в; И - б; 12 - а; 13 - в; 14 - в; 15 - в; 16 - б; 17 - в; 18 - а; 19 - б; 20 - в; 21 - а; 22 - а; 23 - в; 24 - б; 25 - б; 26 - в; 27 - в; 28 - б; 29 - в; 30 - в; 31 - а; 32 - в; 33 - в; 34 - б; 35 - в; 36 - б; 37 - а; 38 - б; 39 - в; 40 - а; 41 - а; 42 - б; 43 - в; 44 - в; 45 - в; 46 - в; 47 - а; 48 - в; 49 - в; 50 - в; 51 - в; 52 - в; 53 - а; 54 - а; 55 - в; 56 - б; 57 - в; 58 - в; 59 - в; 60 - а; 61 - б.

Источники предпринимательского права - это разнообразные формы выражения и закрепления норм права, регулирующих предпринимательские отношения. Можно выделить определенную систему источников предпринимательского права, в которой место каждого источника предопределяется его юридической силой. Данная система будет включать в себя следующие основные элементы:
1. Конституцию РФ, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993г.
Как основной закон России, нормы которого имеют прямое действие и применяются на всей территории страны, Конституция занимает самое высокое положение в системе источников предпринимательского права. Конституционные нормы формируют необходимые предпосылки для предпринимательской деятельности; предопределяют содержание, условия и порядок ее осуществления; определяют правовой статус предпринимателя, включающий его права, обязанности, ответственность, свободы, а так же устанавливают их гарантии.
2. Федеральные конституционные законы, раскрывающие и детализирующие основные положения Конституции РФ. Наиболее важными являются ФКЗ “О Конституционном Суде РФ”, “Об арбитражных судах в РФ”, которые определяют систему судебных органов, обеспечивающих защиту нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательского права.
3. Федеральные законы, среди которых особое место занимают кодексы (ГК РФ; НК РФ; БК РФ; АПК РФ и др.). В настоящее время действует большое количество федеральных законов, регламентирующих отдельные аспекты предпринимательской деятельности. Условно можно выделить федеральные законы:
а) устанавливающие правовое положение отдельных видов субъектов предпринимательской деятельности;
б) устанавливающие требования к предпринимательской деятельности;
в) регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности;
г) регулирующие отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
4. Подзаконные нормативные правовые акты, среди которых можно выделить:
а) Указы Президента Российской Федерации, призванные восполнить пробелы в законодательном регулировании, а так же при необходимости оперативно развивать законодательные положения.
б) постановления Правительства Российской Федерации, которые должны издаваться во исполнение и в развитие федеральных законов и указов Президента РФ.
в) нормативные правовые акты министерств и ведомств. Федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, детально регламентирующие отдельные вопросы предпринимательской деятельности, находящиеся в сфере ведения органа исполнительной власти.
5. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Многие вопросы регулируются на уровне субъектов Российской Федерации, которые наделены полномочиями издавать нормативные правовые акты, действующие на территории субъекта, их издавшего.
6. Хозяйственно-правовые акты органов местного самоуправления, которые они издают, опираясь на гл.8 Конституции РФ и ФЗ “Об общих принципах местного самоуправления в РФ”, реализуя право собственности на принадлежащие им имущественные фонды.
7. Локальные правовые акты регулируют отношения, возникающие внутри организации как субъекта предпринимательской деятельности. Они издаются субъектом самостоятельно и не распространяются на иных лиц. Однако положения локальных правовых актов могут играть существенную роль, например, при признании сделки, совершенной юридическим лицом, недействительной. Примерами локальных правовых актов являются: правила внутреннего трудового распорядка, положение о совете директоров акционерного общества, приказ об учетной политике организации.
Нормативные акты СССР действуют в части, не противоречащей современному российскому законодательству. В настоящее время в сфере предпринимательского права действует незначительное число таких актов.
8. Обычаи правового оборота применяются тогда, когда законодательно, то или иное правоотношение не урегулировано. Согласно ст. 5 Гражданского кодекса РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота не применяются, если они противоречат обязательным для участников правоотношения положениям законодательства или договору.
9. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, являющиеся составной частью российской правовой системы. Международные договоры РФ, в соответствии со ст.15 Конституции РФ, обладают большей юридической силой, нежели законы, устанавливающие иные нормы для предпринимательских отношений.
Исторически правовая система России принадлежит к романогерманской правовой семье, где судебные прецеденты источниками права не являются, но в настоящее время среди ученых-правоведов ведется дискуссия о признании в качестве источников права судебной практики. На наш взгляд, следует согласится с мнением, что акты органов судебной власти не могут быть самостоятельными источниками права (исходя из конституционного принципа разделения государственной власти) и должны рассматриваться как средство достижения единообразного понимания и применения источников предпринимательского права.

Вопросы для самоконтроля:

1. Определите понятие предпринимательской деятельности.
2. Укажите квалифицирующие признаки предпринимательской деятельности. Дайте их правовую характеристику.
3. Сформулируйте понятие предпринимательского права и раскройте его основные черты.
4. Каково взаимодействие частноправовых и публично-правовых средств в регулировании предпринимательской деятельности?
5. Сформулируйте объект и предмет правового регулирования в предпринимательском праве.
6. Каковы методы правового регулирования в предпринимательском праве?
7. Охарактеризуйте систему источников предпринимательского права.
8. Являются ли судебные решения источниками предпринимательского права?

Литература:

Основная: 1, 7, 9, 12, 13, 16, 18, 20.
Дополнительная: 8, 9, 19, 34.

Термин «источник права» традиционно рассматривают в двух аспектах – материальном (содержательном) и формальном. Под источником права в материальном смысле понимаются условия жизнедеятельности людей, реально складывающиеся общественные отношения.

Источник предпринимательского права – это внешняя форма выражения норм предпринимательского права, т. е. разнообразные способы фиксации, объективирования сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.

Выделяют следующие виды источников предпринимательского права :

1) нормативно-правовой акт;

2) обычай делового оборота;

3) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

В настоящее время в научной литературе идет дискуссия по поводу возможности признания судебного прецедента источником права в России. Однако Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ не являются источниками права в России, поскольку она принадлежит к романо-германской системе права, где судебные прецеденты (в отличие от стран англо-саксонской правовой семьи – Великобритании, США) не относятся к источникам права. Но выраженная в постановлениях пленумов и президиумов высших судебных инстанций, обзорах принятых судебных решений судебная практика по делам, связанная с применением норм предпринимательского права, имеет важное значение для выработки единообразного понимания и применения предпринимательского законодательства, подготовки предложений о его совершенствовании.

Нормативно-правовой акт является основным источником права в Российской Федерации. Ниже приведены нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность.

1. Конституция РФ , которая:

1) закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности:

В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (п. 1 ст. 8 Конституции РФ):

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);

Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 2 ст. 9 Конституции РФ).

Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34 Конституции РФ).

Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34 Конституции РФ).

2) устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен:

а) равная защита всех форм собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);

б) гарантия судебной защиты прав и свобод (п. 1 ст. 46 Конституции РФ);

в) возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ).

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 июня 1993 г. конституционные права и свободы человека и гражданина распространяются на юридических лиц в той степени, в какой эти права могут быть к ним применимы.

3) закрепляет предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 71–73 Конституции РФ).

2. Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, КоАП РФ и др.

3. Федеральные законы , которые можно классифицировать следующим образом:

1) Федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности:

а) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

б) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

г) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»;

2) Федеральные законы, определяющие основные правила устройства и функционирования рынка:

а) Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;

3) Федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:

б) Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

г) Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и др.

4) Федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности:

4. Подзаконные акты:

1) Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»);

2) Постановления Правительства РФ (Например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества»);

3) Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерства, ФАС РФ и др.);

5. Нормативно-правовые акты субъектов РФ – издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленной ст. 71–73 Конституции РФ компетенции и не могут противоречить федеральному законодательству.

6. Муниципальные правовые акты – принимаются по вопросам, касающимся реализации права собственности на принадлежащее муниципальным образованиям имущество.

Понятие обычая делового оборота определено в статье 5 ГК РФ.

Обычаи делового оборота – сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Обычаи делового оборота применяются в случаях, прямо указанных в законодательстве. Отсылки к обычаям делового оборота содержатся в ряде статей ГК РФ (ст. 309, 311, 314, 315, 474 ГК РФ и др.).

Правовой обычай создается в результате сложения двух элементов: внутреннего – то есть соблюдение сложившегося правила участниками гражданского оборота, и внешнего – то есть в результате придания обязательной силы путем прямого указания об этом в правовых нормах. Следовательно, для того, чтобы стать источником права, обычай должен быть санкционирован государством.

Обычай делового оборота следует отличать от обыкновения. Обычай существует независимо от сторон, заключающих договор, и применяется в качестве общего правила (если стороны не договорились об ином или иное не установлено в законе); в то время как деловые обыкновения применяются, если в договоре стороны прямо договорились об этом либо если договор позволяет предположить намерение сторон руководствоваться тем или иным обыкновением. Деловое обыкновение представляет собой подразумеваемое условие договора. Если такового условия в договоре нет, обыкновение не учитывается как обязательное правило.

Одним из видов источников российского предпринимательского права являются также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. В числе международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность можно назвать следующие:

1) Конвенция ООН о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г.;

2) Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г.;

3) Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г.;

4) Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);

5) Евразийская патентная конвенция 1994 г. и др.

Вопросы соотношения международных и внутренних источников предпринимательского права решаются в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 ГК РФ: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации имеют приоритет по отношению к нормам национального законодательства.

2.4. Сущность и виды предпринимательских правоотношений

Под предпринимательскими правоотношениями понимаются урегулированные нормами предпринимательского права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с ней связанной деятельности организационно-имущественного характера, а также отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности.

Предпринимательские правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

1) абсолютные вещные правоотношения;

2) абсолютно-относительные вещные правоотношения;

3) абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности;

4) неимущественные предпринимательские правоотношения; хозяйственные обязательства.

Охарактеризуем каждый из перечисленных видов предпринимательских правоотношений.

1. Абсолютные вещные правоотношения. Абсолютным вещным правом, не корреспондирующим ни с одним конкретным субъектом, является право собственности. Право собственности дает его субъекту возможность владения, пользования и распоряжения имуществом по своему усмотрению в соответствии с законом. Оно используется для осуществления хозяйственной деятельности на базе собственного имущества государством, муниципальными образованиями, субъектами частной собственности.

2. Абсолютно-относительные вещные правоотношения. К их числу относятся право хозяйственного ведения, право оперативного управления. Они являются абсолютно-относительными, потому что субъект такого права владеет, пользуется и распоряжается имуществом «абсолютно», не сообразуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном правоотношении. Правоотношения такого рода складываются при предоставлении государственного и муниципального имущества унитарным предприятиям.

3. Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. Для таких правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности, которая и выступает как объект правоотношения. У субъекта, ведущего хозяйствование по установленным законом правилам, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью ведения им предпринимательской деятельности и не препятствовать ее реализации. Если нормальное течение предпринимательства прерывается под влиянием третьих лиц или в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим субъектом права, абсолютное правоотношение превращается в относительное. Например, если организация осуществляет свою деятельность с соблюдением норм по ведению бухгалтерского учета, представлению бухгалтерской и статистической отчетности, формированию себестоимости выпускаемой продукции по установленным правилам, складывающееся при этом правоотношение имеет конструкцию абсолютного. Если субъект нарушает установленные нормы, компетентные государственные органы могут потребовать пресечения допущенных нарушений и возмещения убытков, наступивших для государства. Правоотношение при этом трансформируется в относительное.

4. Неимущественные предпринимательские правоотношения. Такие правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая тайна и др. В ходе нормальной реализации неимущественных прав складывающееся правоотношение является абсолютным. При нарушении таких прав возникает конкретное обязательство по их защите от нарушения и из неимущественного правоотношение трансформируется в имущественное. Потерпевший, защищая свои неимущественные права, может требовать от нарушителя возмещения убытков.

5. Хозяйственные обязательства. В обязательственных правоотношениях один участник вправе требовать от другого совершения соответствующих действий. Обязанный субъект обязан их исполнить, то есть передать имущество, выполнить работы, оказать услуги. Хозяйственные обязательства подразделяются на четыре основных вида:

Хозяйственно-управленческие, которые возникают в результате издания актов государственными органами;

Внутрихозяйственные, которые складываются между подразделениями хозяйствующих субъектов;

Территориально-хозяйственные отношения – отношения публичных образований между собой и с организациями;

Оперативно-хозяйственные, которые складываются между несоподчиненными субъектами в силу предпринимательских договоров.

Контрольные вопросы

1. Назовите виды источников российского предпринимательского права.

2. В каком нормативно-правовом акте закреплены основные принципы осуществления предпринимательской деятельности?

3. Перечислите нормативно-правовые акты, определяющие государственные требования к осуществлению предпринимательской деятельности, основы функционирования рынка в целом, а также отдельных видов предпринимательской деятельности.

4. Назовите нормативно-правовые акты, устанавливающие основы правового положения отдельных видов юридических лиц.

5. В каких случаях применяются обычаи делового оборота?

6. Охарактеризуйте каждый из видов предпринимательский правоотношений.



Просмотров