Роль нормативно правового регулирования инновационного процесса. Нормативно- правовое регулирование инновационной деятельности


Инновационная деятельность осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Правовое обеспечение инновационной деятельности в современной России несовершенно. В декабре 1999 г. был принят Государственной Думой и утвержден Советом Федерации закон "Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике", но затем он был отклонен Президентом РФ.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим начальные стадии инновационного процесса, является Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"- *(источник № 995), который регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг).
Закон определяет правовой статус субъектов научной и (или) научно-технической деятельности, порядок формирования государственной научно-технической политики.
Особое значение для научно-технической сферы имеет Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"- *(источник № 996). Закон регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации и охраной ее конфиденциальности. К информации, составляющей коммерческую тайну, отнесена научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау). Закон связан с решением проблемы контроля оборота результатов научно-технической деятельности.
Действуют законодательные акты, регламентирующие правовой режим отдельных интеллектуальных продуктов, таких, как изобретения, полезные модели, промышленные образцы- *(источник № 997), программы для ЭВМ и базы данных- *(источник № 998), топологии интегральных микросхем- *(источник № 999), товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров- *(источник № 1000).
Существенную роль в бюджетном обеспечении инновационной политики играет БК РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ- *(источник № 1001). Фундаментальные исследования финансируются из средств государственного бюджета. Ежегодно в Федеральном законе "О федеральном бюджете" оговариваются инвестиционные проекты и их финансирование.
НК РФ, часть вторая от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ устанавливает определенные льготы хозяйствующим субъектам, занятым в сфере инновационной деятельности.
При отсутствии законодательного акта, регламентирующего инновационную деятельность, возрастает значение подзаконных актов, связанных с ее правовым обеспечением.
Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу утверждены Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. В Основах сформулированы цель, задачи и важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий.
Федеральная целевая научно-техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 гг. утверждена постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 605- *(источник № 1002).
Основными задачами Программы являются развитие инфраструктуры инновационной деятельности, развитие механизмов стимулирования инновационной активности организаций всех секторов экономики, совершенствование нормативно-правовой базы, стимулирующей создание и реализацию инноваций, а также эффективную защиту прав интеллектуальной собственности.
Распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 1163-р утверждена Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.)- *(источник № 1003). В качестве главной задачи государственной политики в области развития науки и стимулирования инноваций рассматривается эффективное использование научно-технического потенциала для развития инновационной экономики.
Распоряжением Правительства РФ от 21 августа 2003 г. N 1187-р утвержден План мероприятий на 2003-2005 гг. по стимулированию инноваций и развитию венчурного инвестирования- *(источник № 1004).
"Концепция государственной инновационной политики Российской Федерации на 2002-2005 годы"- *(источник № 1005) содержит цели и задачи государственной инновационной политики, характеризует стратегию инновационного развития, механизмы реализации инновационной политики.
В целях усиления государственного воздействия на процессы реформирования инновационного потенциала и создания условий, способствующих привлечению инвестиций, Правительство РФ приняло постановление от 31 марта 1998 г. N 374 "О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу"- *(источник № 1006).
Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1460 "О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности"- *(источник № 1007) направлено на обеспечение устойчивого функционирования малых предприятий как одного из факторов стабилизации экономики страны в целом.
Распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 1607-р одобрены Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности- *(источник № 1008). Данный акт принят во исполнение Указа Президента РФ от 22 июля 1998 г. N 863- *(источник № 1009).
Постановлением Правительства РФ от 14 января 2002 г. N 7 утверждено Положение об инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности- *(источник № 1010). Такая инвентаризация представляет собой выявление прав на результаты научно-технической деятельности с целью их последующего учета и правомерного использования в гражданском обороте.
Постановлением Госкомстата РФ от 25 июля 2002 г. N 158 утверждена форма государственного федерального статᴎϲтического наблюдения N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности предприятия"- *(источник № 1011).
Ряд субъектов РФ, например Томская, Тверская и Новосибирская области, осуществляли попытки принять законодательные акты об инновационной деятельности. В научной печати эти попытки были названы единичными, в целом безуспешными акциями. В Саратовской области в 1997 г. был принят Закон "Об инновациях и инновационной деятельности"- *(источник № 1012). Под инновациями (нововведениями) в этом документе понимается результат научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности, являющийся объектом интеллектуальной собственности.
Московская городская Дума приняла Закон города Москвы от 7 июля 2004 г. "Об инновационной деятельности в городе Москве"- *(источник № 1013). Закон содержит понятия инновационной деятельности, продукции инновационной деятельности, субъекта инновационной деятельности и др. В Законе определены цели, задачи и функции инновационной системы города Москвы. В частности, указано, что инновационная система города Москвы формируется с целью обеспечения правовых, экономических, финансовых, социальных и иных условий инновационного пути развития экономики города Москвы.
В Законе характеризуются формы государственной поддержки инновационной деятельности, к которым относятся предоставление гарантий города Москвы под кредиты, содействие продвижению продукции инновационной деятельности на внутреннем и внешнем рынках и т.д. Обращает на себя внимание вопрос о формировании Правительством Москвы системы льготного налогообложения инновационных предприятий, реализующих инновационные проекты в рамках инновационной программы города Москвы.
В целях развития малого наукоемкого бизнеса в Москве Правительство Москвы приняло постановление от 2 ноября 2004 г. N 763-ПП "О городской целевой программе поддержки и развития малого предпринимательства в инновационной сфере на 2004-2006 годы"- *(источник № 1014). Программа содержит четыре подпрограммы, в которых рассматриваются вопросы нормативно-правового и научно-методического обеспечения развития и поддержки субъектов малого предпринимательства в инновационной сфере, финансовые механизмы их поддержки, вопросы расширения деловых возможностей малого предпринимательства в инновационной сфере и развития городской инновационной инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства.

Лекция, реферат. 20.2. Правовое регулирование инновационной деятельности - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.


26.03.2004/курсовая работа

История развития Православной Церкви и отношений с государством. Церковь и государство. Церковь и политика. Преступность, наказание, исправление. Государство, оставаясь светским, может сотрудничать с церковью.

27.12.2003/реферат

Право муниципальной формы собственности, закреплённой в ст. 8 Конституции РФ, возникает из оснований, предусмотренных целым рядом законодатель-ных и иных правовых актов. Органы местного самоуправления. Способы формирования муниципальной собственности.

3.06.2008/реферат

Задачи, принципы и функции аттестационного производства. Правовое регулирование и стадии аттестационного производства. Поощрение сотрудников органов внутренних дел. Ответственность сотрудников органов внутренних дел за нарушения служебной дисциплины.

22.04.2003/реферат

Понятие, правовое регулирование и правовая природа договора возмездного оказания услуг. Элементы договора возмездного оказания услуг. Содержание договора возмездного оказания услуг.

7.02.2009/курсовая работа

Теоретический и правовой аспекты инвестиций в РФ. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в РФ. Основные принципы инвестиционной политики муниципальных образований. Инвестиционная политика муниципального образования на примере города Пскова.

22.01.2009/реферат

Юридические лица и использование ими земель в Республики Беларусь. Правовое регулирование и общая характеристика использования земель. Классификация юридических лиц и описание их особенностей. Порядок приобретения и прекращения права пользования землей.

Регулирование инновационных процессов предопределено их возросшей весомостью в экономике и развития общества. Любая инновационная деятельность основана на поиске новых идей и их оценке, необходимых ресурсов, создании и управлении хозяйствующим субъектом, получением дохода и удовлетворении результатом инновирования.

Правовая незащищенность инновационных процессов ведет к ослаблению заинтересованности в инновировании, увеличении рисков, связанных с данными процессами, что определяет область инноваций, как недостаточно привлекательную и развивающуюся.

Значимость нормативно - правового регулирования в сфере инновационных процессов отмечена Дивуевой Н.А. в статье «Вопросы нормативно - правового регулирования инновационной деятельности в части управления отбором проектов в сфере науки», в которой сказано, что «нормативно - правовые основы инновационной деятельности должны обеспечивать политику, проводимую государством в этой сфере. Главным инструментом данной политики являются федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации» .

Одним из действенных моментов является создание новых отраслей, возникновения производств, что ведет к повышению имиджа экономики и государства в целом .

Политика Российской Федерации с точки зрения инновационных процессов, развития инновационной системы определена государственно - частным партнерством и направлена на эффективную инновационную деятельность. Модель государственно - частного партнерства основывается на объединении ресурсов и распределению рисков, основываясь на соглашениях с партнерами .

Государственная инновационная политика в промышленно развитых странах направлена на благоприятное воздействие и поддержку экономического климата, взаимосвязь инновационных процессов, производства, образования.

Роль государства сводится к разработке стратегии научно-технической политики, включающей:

Оптимизацию законодательных актов, связанных с патентными правами: создание законов о соблюдении качества продукции, защиты прав потребителей, антимонопольное законодательство;

Улучшению законодательства в сфере косвенных мер, влияющих на инновационные процессы (целенаправленная налоговая и амортизационная политика).

Весомое значение в нормативно - правовом регулировании должно быть уделено вопросам финансирования. Рассматривая финансирование научных разработок в ведущих странах, можно отметить, что государство финансирует до половины и более затрат на научно-исследовательскую работу. Компенсирование затрат может происходить посредством льготного кредитования. Льготное инновационное кредитование представляет финансовую поддержку инновационной деятельности, предусматривающей предоставление льготных займов, грантов или компенсацию банковского процента (целиком или частично) в случае направления займа на финансирование инвестиций в инновационные процессы.

Государство инвестирует средства в инновации в фундаментальные исследования, проводимые в государственных лабораториях; серьезное внимание уделяется долгосрочным проектам в сфере частного предпринимательства. Инвестирование осуществляется в форме бюджетных ассигнований под определенные проекты (применение программно-целевого контрактного финансирования) .

Программно - целевое финансирование предполагает системное выделение денежных ресурсов на долгосрочные программы, направление которых определено решением социальных экономических задач. Эффективное функционирование данного механизма предопределено следующими принципами: единством подходов к формированию фондов финансирования программы инновирования; оптимальности распределения ресурсов по различным направлениям инновационных процессов; адаптационной гибкости в реализации программы инновационных процессов .

Контрактное финансирование представляет собой выделение денежных средств под залог прав - требований по контрактам.

Нормативно - правовое обеспечение должно быть направлено на регулирование инновационного цикла, представляющего собой преобразование научного знания в инновацию. Каждая стадия инновационного цикла требует законодательного подхода, так как включает возникновение идеи, фундаментальные и прикладные исследования, разработку промышленных образцов, коммерциализацию инновационных идей, производство и реализацию инновационной продукции. Каждая стадия несет в себе определенные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании. Итак, можно сделать вывод, что нормативно - правовое воздействие должно концентрировать внимание на регуляцию следующих моментов:

1.В процессе возникновения идеи;

2.В процессе преобразования идее в материально - вещественную инновацию;

3.В процессе передачи права на использовании научного результата.

Структурно - правовой механизм инновационной деятельности можно представить двумя взаимосвязанными правовыми блоками. К первому блоку можно отнести нормы, обеспечивающие четкую организацию отношений в области инновационной деятельности, эффективность их применения в соответствии с потребностями общества. Второй блок будет объединять нормы управления инновационными процессами.

Наиболее важным аспектом, заслуживающим особого внимания, занимают позиции охраны интеллектуальной собственности - совокупность авторских и других прав на результаты инновационной деятельности, охраняемые законодательными актами государства.

Правовая обеспеченность инновационных процессов должна быть построена на создании условий, которые поощряли к развитию и внедрению инноваций, повышали спрос на инновационный продукт.

Система нормативного правового регулирования инновированием в Российской Федерации состоит из целого комплекса нормативных правовых актов.

Уровни нормативно - правового регулирования представлены на рисунке 1.

Нормативно - правовыми факторами государственного регулирования инновационной деятельности являются: правовые основы взаимоотношений субъектов инновационной деятельности, гарантированность прав и поддержание интересов субъектов инновационной деятельности.

Регулирование инновационной деятельности осуществляется посредством применения норм Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, международных договоров.

Рисунок 1 - Уровни нормативно - правового регулирования в Российской Федерации

Инновационные процессы на уровне субъектов Российской Федерации рассматриваются с точки зрения стимулирования, финансирования, поддержки процессов инновирования. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатываются региональные и межрегиональные программы инновирования, принимаются нормативные акты, регулирующие отдельные вопросы инновационной деятельности. Нормативно - правовое регулирование инновационных процессов на уровне регионов должно строиться на системе единства целей, задач регулирования, параллельности иных правовых актов.

Комплекс действий нормативно - правового регулирования инновирования на уровне региона должен предопределяться следующей спецификой:

Особенностями региона, развитием производства, полномочиями органов власти, источниками финансирования;

Взаимодействиями органов государственной власти Российской Федерации, представителей учреждений науки и высшего образования, представителей бизнеса и общественных организаций;

Возможностью разработки и применением программ в сфере развития инновационной деятельности. Отслеживание высококвалифицированных специалистов - исполнителей, ответственных лиц за ход работы.

Рассматривая подзаконные нормативные акты можно отметить следующие их особенности: во - первых, данная документы издаются в соответствии с законом; во - вторых, регулируют отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

В активизации инновационной деятельности заметную роль играют акты локального регулирования. Локальные акты принимаются субъектом, которые их выполняет, определяя возможность гибко реагировать на изменяющиеся условия инновационных процессов.

Уделив внимание вопросам нормативно - правового регулирования инновационных процессов, можно сделать вывод, что область разработки, систематизации и развития инновационного законодательства должна быть направлена на обеспечение:

1.Развития фундаментальной науки, прикладных исследований, системы формирования долгосрочного прогнозирования, выделение приоритетов научно - технической и инновационной деятельности. В письме Президента Российской Федерации № Пр-576 стратегической составляющей развития общества является фундаментальная наука, результатом которой выступает экономический рост, устойчивое развитие государства, что обеспечивается:

Государственной поддержкой фундаментальных, социальных и гуманитарных исследований;

Сохранением и поддержкой научных и научно - технических школ;

Развитием исследовательской, конструкторской, опытно - экспериментальной базы;

Совершенствованием информационной инфраструктуры ;

2.Повышения эффективности использования результатов научной и научно - технической деятельности. Вовлечение в хозяйственный оборот результатов инновационных процессов и повышение адаптационной возможности внедряемых инноваций должно базироваться:

На создании системы учета информативных данных о научных исследованиях и научно - технической деятельности;

Государственном стимулировании создания, правовой охраны, защиты и использования результатов научной и научно - технической деятельности;

Нормативно - правовом регулировании механизмов передачи разработчикам, инвесторам, хозяйствующим субъектам прав на результаты научной и научно - технической деятельности при введении их в хозяйственный оборот;

Усиление порядка учета, инвентаризации, амортизации и налогообложения объектов интеллектуальной собственности;

3.Формирования рынков потребления научно - технической продукции (создание системы государственных заказов, стимулирование инвестиций в инновационную сферу). Система государственных заказов должна быть построена на эффективном обеспечении результата, максимально соответствующего ожиданиям заказчика, полном удовлетворении общественных потребностей при существующих финансовых, производственных ограничениях. Разработка механизмов стимулирующих факторов инвестирования в инновационную сферу должна опираться на организационно - правовые механизмы, способствующие привлечению средств российских и зарубежных структур для финансирования инновационных процессов, учитывая внедрение действующих государственных гарантий, страхование рисков, минимизируя риски и потери инвесторов;

4.Защиты результатов интеллектуальной деятельности (РИД). Обеспечение охраны результатов интеллектуальной деятельности путем государственной регистрации исключительного права на РИД активизируют инновации, оказывают стимулирующее воздействие на авторов, творческие коллективы, защищают от несанкционированного использования результатами инновационного процесса третьих лиц. В Российской Федерации вопросы правовой охраны и защиты РИД регламентируются международными договорами, Гражданским кодексом Российской Федерации, соглашениями, нормативными правовыми актами ;

5.Совершенствования механизмов государственно - частного партнерства в инновационной сфере и регулирование взаимодействия между участниками инновационного процесса. Эффективное функционирование инновационных систем характерно в случае тесного взаимодействия между государством и бизнес - сообществом, научными, образовательными учреждениями, взаимосвязи между предприятиями. Партнерство частного и государственного секторов экономики выделяют ключевые компоненты новой инновационной политики, поскольку при правильной организации обеспечивают дополнительные преимущества от инвестирования в государственные исследования ;

6.Развития кадрового потенциала научно - технического и инновационного комплексов. Наличие компетентного, высококвалифицированного персонала позволяют обеспечить профессиональную разработку и внедрение инновации от стадии идеи до коммерциализации. Успешность деятельности кадрового потенциала возможно в условиях согласованности действий органов управления, образовательных учреждений, представителей бизнеса, развитой социальной инфраструктуры . На первый план выдвигается возможность применения профессиональных навыков, заинтересованность молодого поколения в становлении инновационного общества.

7.Заимствования опыта зарубежных стран в продвижении инновационных процессов. Опыт зарубежных стран показывает, что центральное место в инновационных процессах отводится созданию условий льготного кредитования и налогообложения, страхованию, защите промышленной и интеллектуальной собственности. Особое внимание уделяется развитию технопарковых структур, главной задачей которых является оказание разнообразных услуг и создание наиболее благоприятных для инновационных предприятий условий путем объединения усилий учебных заведений, научно - исследовательских центров, предприятий. Закрепленные законодательные нормы в странах Запада закрепляют права изобретателей получать «инновационную ренту» - плату за пользование изобретением, что активизирует создание инноваций. Одним из основных вопросов является финансирование инновационных решений. Для стимулирования инвестиционных процессов в инновационные технологии уменьшается налог для вновь входящих на рынок предприятий, функционирующих в данной сфере.

Ежегодно в России органами законодательной и исполнительной власти принимаются от полутора до двух тысяч нормативных актов. «Согласно оценке экспертного совета по кодификации и систе­матизации законодательства при Председателе Государственной Думы, законодательство Российской Федерации на современном этапе включает порядка 1 млн. нормативных актов, причем федеральное за­конодательство составляет не более 10 процентов, а остальное — законодательство субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов местного самоуправления» .


Большое количество нормативных документов, упоминающих в своем контексте словосочетания «инновация», «инновационный продукт», «инновационная деятельность», значительно усложняет их изучение, а так же делает непростым применение на практике. Вот почему законодательная деятельность должна состоять не только в принятии очередных нормативных актов, регулирующих инновационную деятельность, но и в упорядочении действующих правовых норм и выработке единого механизма правового регулирования инновационной деятельности. Только тщательный анализ действующего инновационного законодательства поможет понять и объективно оценить причины недостаточной эффективности существующих правовых механизмов, определить и устранить проблемные зоны в законодательстве.


Основным источником права является Конституция РФ, которая гарантирует свободу предпри­нимательской деятельности, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, финансовых средств и услуг, поддержку конкуренции.


Конституция РФ закрепляет частную, государственную, муниципальную и иные формы собственно­сти, а так же гарантирует равенство всех форм собственности. Каждый может использовать находящееся в собственности имущество для любой не запрещенной законом экономической деятельности.


Конституция РФ отнесла правовое регулирование вопросов гражданского законодательства и ин­теллектуальной собственности к исключительному ведению Российской Федерации. Такой подход объ­ясняется как важностью регулируемых общественных отношений, так и заинтересованностью всех субъ­ектов Федерации и самой Федерации в едином правовом пространстве в сфере гражданско-правового регулирования.


Основополагающим законодательным актом, регулирующим предпринимательскую деятельность, является Гражданский кодекс РФ. В нем более детально регламентируются отношения в сфере пред­принимательства, дается определение предпринимательской деятельности и закреплена классификация хозяйствующих субъектов. Важным событием является принятие четвертой части Гражданского ко­декса РФ, в которой закреплены материальные нормы, регулирующие отношения в сфере создания и использования результатов интеллектуальной деятельности.


К числу специальных федеральных законов, регулирующих инновационную предпринимательскую деятельность, необходимо отнести следующие:


1.Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ.


2.Федеральный закон «Об инновационном центре "Сколково"» от 28.09.2010 № 244-ФЗ.


3.Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ.


4. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.



7. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 4 декабря 2006 г. № 202-ФЗ.


8. Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации» от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ.


9. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ.


10. Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ» от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ.


11. Налоговый кодекс: часть первая от 31.07.1998 № 146 -ФЗ; часть вторая от 5 августа 2000 № 117-ФЗ.


12. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу от 30 марта 2002 г. Пр-576.


Представленный перечень нормативно-правовых актов не является исчерпывающим. Правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется и иными правовыми актами принятыми как федеральными органами власти, так и на региональном уровне.


В большинстве государств, в том числе федеративных, законодательство об интеллектуальной собственности, патентной службе строго централизовано, поскольку в этом секторе правоотношений единообразное регулирование служит интересам личности и государства в целом, гарантирует защиту творческой деятельности человека, производителей и создателей продукции. Правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности на федеральном уровне создает условия для сохранения и приумножения интеллектуального потенциала страны, предотвращения его утечки за рубеж. Однако отнесение названных вопросов к исключительному ведению Российской Федерации не означает, что субъекты Федерации в своих нормативных актах не вправе касаться этих вопросов. Напротив, они должны на региональном уровне расширять права и свободы, но сужать и ущемлять их они не вправе. Многие субъекты Федерации воспользовались этим правом .


Ориентируясь на сферу правового регулирования, следует иметь в виду, что инновационная деятель­ность - деятельность коммерческая, связанная с получением нового продукта и реализацией его другим участникам рынка. Такое понимание инновационной деятельности находится в русле традиционных представлений о бизнесе, характерном для зарубежных предпринимателей. Так, в деловой практике США инновация определяется как использование нового продукта (услуги, метода) в практике бизнеса, непосредственно следующее за его открытием; новый подход к конструированию, производству и сбыту продукции, позволяющий обойти конкурентов. Поэтому целью инновационной деятельности явля­ется не только социально-экономический эффект от использования интеллектуального потенциала, но и получение прибыли. Следовательно, необходимыми компонентами инновационной деятельности являются:


Развитие прикладной науки;


Создание пилотного образца;


Оформление технической документации на новый продукт;


Юридическое оформление прав на интеллектуальную собственность;


Серийное производство;


Передача инновационного продукта в коммерческий оборот.


Таким образом, инновационную деятельность как процесс преобразования научного знания в новшество и доведение полученного интеллектуального продукта до рынка можно представить в виде последовательно сменяющихся правовых отношений, опосредующих действия, в процессе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется на рынке путем ее коммерциализации. Инновационный процесс, в отличие от иных видов деятельности, имеет достаточно необычный правовой механизм. Дело в особом характере инновационной деятельно­сти, являющейся процессом, где один вид отношений сменяется другим, равно как и участники этой деятельности.


Объектами правового регулирования выступают: порядок создания и использования инноваци­онной продукции; механизм взаимодействия между участниками инновационного процесса; защита интеллектуальной собственности и прав субъектов инновационного процесса.


Изучение правового механизм регулирования инновационной деятельности в современных россий­ских условиях позволяет выявить главный пробел российского законодательства в данной области - отсутствие системности. Имеющаяся в России правовая база инновационного развития во многом носит декларативный характер, инструктивные документы нередко вступают в противоречие с законодатель­ными актами, а некоторые предметные области отношений субъектов инновационной деятельности вообще остались вне правового регулирования. Так, правовое регулирование российской науки и отечественной системы образования осуществляется вне связи с другими важнейшими элементами инновационной системы: рыночным сектором, производством, инновационной инфраструктурой .


Правовое регулирование в сфере инноваций должно обеспечивать комплексное регулирование во всех направлениях, начиная с создания и использования инновационных продуктов, и заканчивая отношениями, возникающими в процессе их реализации: в области производства, бизнеса, торговли, обновлением образования, науки. Только комплексное правовое регулирование способно обеспечить эффективность инновационной предпринимательской деятельности и создать конкурентоспособную экономику.


Список литературы


1. Волынкина М. В. Правовой инновационный опыт регионов / Журнал российского права, 2006.


2. Шкатулла В. И. Право. М.: Высшая школа, 2004. С. 55.


3. Курочкин В. Н. Правовое обеспечение инновационной деятельности в интересах экономической безопасности России: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 05.26.02. М., 2004. 27 с.


4. Сушкова О. В. Гражданско-правовой режим инноваций в научно-технической сфере: на приме­ре деятельности высших учебных заведений: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М., 2010. - 22 с.

Учебные вопросы:

1 .Понятие интеллектуальной собственности.

2 .Патенты. Основная характеристика.

3 .Лицензирование и юридический порядок передачи технологий.

При изучении первого учебного вопроса внимание уделить нормативно - правовому регулированию инновационной деятельности в РФ.

Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется на базе Конституции РФ (ст. 44), Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности.

В основе этого регулирования - правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности.

Интеллектуальная собственность - собственность на результаты интеллектуальной деятельности, интеллектуальный продукт, входящий в совокупность объектов авторского и изобретательского права.

На международном уровне юридическое понятие интеллектуальная собственность предусмотрено Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, созданную в 1967 году. Главной задачей Всемирной организации интеллектуальной собственности является содействие ее охране.

В Российской Федерации правовая охрана интеллектуальной собственности осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ, Патентным законом РФ, Законом об авторском праве и смежных правах и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности.

Нововведение представляет собой прогрессивное новшество, задействованное в динамике, которое является новым для организационной системы, принимающей и использующей ее. Это целенаправленное изменение, которое вносит в производство новые относительно стабильные материальные и социальные элементы.

Новшество - объект промышленной собственности и (или) связанный с ним продукт интеллектуальной деятельности, являющийся предметом нововведения; результат интеллектуальной деятельности, законченных научных исследований и разработок, обладающий новизной и спросом для включения в экономический оборот; это предмет инновации.

В зависимости от правового режима выделяют три группы объектов интеллектуальной собственности.

К первой группе относятся объекты, регулирование которых осуществляется специальными законами или нормами, содержащимися в законодательстве.

В настоящее время в России правовыми нормами (патентным законом РФ, законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров») охраняются объекты интеллектуальной собственности, которые могут быть закреплены за физическими и юридическими лицами в форме авторского права, изобретательского и патентного права, права на промышленные образцы, полезные модели и других формах.

Создателю объекта интеллектуальной собственности, находящегося под правовой охраной, принадлежит авторское право. Авторское право, защищенное патентом, предоставляет исключительное право на использование объекта интеллектуальной собственности по усмотрению создателя в течение конкретного отрезка времени. Данное право собственника поддерживается государством и закрепляется юридически.

Предоставление патента – это распространенный способ возмещения затрат средств, времени и человеческого капитала частных организаций и отдельных специалистов на получение такого общественного товара как новые научно-технические знания. В течение срока действия патента патентообладатель обеспечивает экономическую эксплуатацию объекта интеллектуальной собственности и доступ к нему иных экономических агентов.

Ко второй группе относятся объекты промышленной и интеллектуальной собственности, которые обеспечиваются правами в пределах сформулированных понятий или установленного перечня сведений (коммерческие сведения, промышленные секреты, «ноу-хау»).

К третьей группе относятся объекты, не определенные правами, регулирование которых осуществляется в договорной форме или на уровне локальных актов.

Второй учебный вопрос внимание уделить основным характеристикам патентов.

Патентное право - отрасль права, нормы которой устанавливают систему охраны прав на технические решения изобретения путем выдачи патента.

Патент (англ. рatent) - документ, удостоверяющий авторство и исключительное право на изобретение; свидетельство на изобретение, выдаваемое компетентным органом государства, удостоверяющее признание предложения изобретением, приоритет изобретения, авторство и исключительное право на изобретение.

Кроме того, патент представляет собой документ, выдаваемый официальным органом государства на право занятия каким-либо ремеслом или промыслом при соблюдении необходимых условий и внесении платежа (патентного сбора).

В России выдача патентов и публикация официальной информации о них осуществляется Роспатентом. Непосредственному получению патента предшествует подача заявки, которая содержит сведения об авторе, заявителе, его законном представителе, описание объекта, объеме и сроках охраны.

Патенты защищают только принципиально новые технические изобретения, позволяющие получать качественно новые результаты. Они выдаются физическим и юридическим лицам. Если патент принадлежит определенному физическому или юридическому лицу, то другое лицо не имеет права использовать запатентованный объект без разрешения владельца патента. Продажа лицензии в другое государство означает получение там патента. Патент действует только в пределах территории того государства, ведомство которого его выдало.

В Гражданском кодексе Российской Федерации определены способы охраны служебной и коммерческой тайны. Объекты интеллектуальной собственности могут использоваться предприятиями и организациями, приносить доход. Они включаются в состав нематериальных активов – то есть активов, не имеющих физической, осязаемой формы: управленческие, организационные, технические ресурсы, репутация в финансовом мире, капитализированные права, привилегии, конкурентные преимущества, контроль над сбытовой сетью, защита, обеспечиваемая страховкой, патенты и торговые марки, фирменные знаки, "ноу-хау", другие виды интеллектуальной собственности, право на пользование.

Охранными документами на изобретения являются патенты, авторские свидетельства.

Третий учебный вопрос

Результатом инновационной деятельности являются ноу-хау («знаю, как») , которые представляют собой полностью или частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и иного характера.

Ноу-хау могут быть незапатентованные технологические знания и процессы, практический опыт, методы, способы и навыки по производству изделий; проведению научных исследований и разработок, а также опыт в области дизайна, маркетинга, управления, экономики, финансов.

Ноу-хау - термин, применяемый для обозначения обязательства по передаче на коммерческой основе другой организации выраженных в форме документации технических знаний, опыта, навыков, включая инжиниринговые услуги; это совокупность знаний и навыков, которые носят конфиденциальный характер. Использование ноу-хау обеспечивает определенные преимущества и коммерческую выгоду лицу, их получившему.

В отличие от секретов производства «ноу-хау» не патентуются, поскольку в значительной своей части состоят из определенных приемов и навыков и, поэтому не пользуются патентной защитой.

Первоначально «ноу-хау» понималось как информация, необходимая для осуществления изобретения и специально упущенная заявителем в патентном описании (смысл – «знать, как применить патент»), с течением времени термин «ноу-хау» утратил первоначальное значение и стал обозначать «знать, как сделать». Под «ноу-хау» обычно понимают:

    технологические, конструкторские решения и секреты, не охраняемые патентами (комплекс технических знаний) или нововведения, которые могли бы быть защищены патентами, но незапатентованы по тем или иным причинам;

    конфиденциальные сведения различного характера (коммерческие секреты).

Ноу-хау технического характера кроме незарегистрированных образцов включают также техническую документацию, инструкции, производственный опыт и описание технологий, знания и навыки в области статистической, финансовой отчетности, правовой и экономической работы. Под “ноу-хау” коммерческого характера подразумевают адресные бланки данных, картотеки клиентов, данные об организации и эффективности производства, данные об обучении персонала и другие сведения.

Основные признаки «ноу-хау»:

    неизвестность неопределенному кругу лиц и отсутствие свободного доступа к информации;

    наличие явных усилий владельца «ноу-хау» по его сохранению в секрете;

    коммерческая и промышленная ценность соответствующей информации.

Права обладателей конфиденциальной информации закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Неправомерное использование «ноу-хау» влечет за собой имущественную ответственность, которая включает в себя компенсацию его владельцу прямого ущерба, упущенной выгоды и моральных издержек (в соответствии с гражданским законодательством РФ). При передаче прав на использование «ноу-хау» оговаривается конфиденциальность информации, и предусматриваются санкции за ее нарушение.

Передача ноу-хау – один из видов передачи объектов инновационной деятельности. Сделка по передаче ноу-хау - предоставление беспатентной лицензии.

Основные особенности передачи ноу-хау:

    большой риск, связанный с раскрытием конфиденциального существа ноу-хау до заключения контракта и утечкой ноу-хау от получателя третьим лицам после заключения контракта;

    необратимый характер передачи ноу-хау;

    постоянно присутствующий временной фактор;

    неопределенность периода сохранения конфиденциальности ноу-хау.

Коммерческая передача ноу-хау оформляется лицензионными отношениями (договорами, соглашениями), предусматривающими не только передачу соответствующей документации, но также и подготовку персонала и оказание иной технической помощи импортеру.

Лицензионные соглашения – это соглашения о передаче прав на использование лицензий, «ноу-хау», товарных знаков.

Права на изобретения, товарные знаки, промышленные образцы и другие результаты инновационной деятельности оформляются лицензией. Лицензии различаются по характеру и объему прав, по наличию правовой охраны, по способам передачи и условиям использования и другим признакам.

Лицензия – это разрешение, выдаваемое патентовладельцем (лицензиаром) юридическим и физическим лицам (лицензиатам) на коммерческое использование изобретения, защищенного патентом, в течение определенного срока и за определенное вознаграждение. Право собственности на него остается за лицензиаром. Предоставление лицензии регулируется лицензионным соглашением между лицензиатом и лицензиаром.

Лицензионное соглашение предусматривает уплату лицензиатом определенного вознаграждения лицензиару:

    роялти – регулярные платежи, размер которых устанавливается в виде доли прибыли или суммы продаж продукции, произведенной по лицензии (их размер которых определяют на основе фактического экономического результата использования лицензии – например, периодические процентные отношения, участие в прибылях);

    паушальный платеж – фиксированная сумма вознаграждения - выплачивается единовременно или по частям - первоначальный платеж наличными; национальный платеж; передача ценных бумаг лицензиата; передача встречной технической документации.

Этот платеж применяется в ограниченном числе случаев, в том числе, при продаже лицензии вместе с оборудованием, при продаже лицензии неизвестной организации, при опасности утечки производственных секретов, а также тогда, когда лицензиат не хочет допустить контроля над своей деятельностью или существуют ограничения на перевод прибыли из страны, где расположен лицензиат.

Размер лицензионных вознаграждений этого типа непосредственно не связан с фактическим использованием лицензий, а заранее устанавливается и указывается в договоре, исходя из возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей лицензиата на основе использования лицензии.

Вопросы для самоконтроля:

    Назовите основные материальные и нематериальные результаты инновационной деятельности.

    Дайте определение патент, патентной формы защиты изобретений.

    Какие задачи решает товарный знак? В чем особенности технологии как товара?

    Раскройте понятие «ноу-хау», передачи «ноу-хау».

    Какие задачи решает лицензия? В чем значение лицензионной торговли? В чем различие понятий "лицензиатор" и "лицензиат"?

    Назовите организационные формы продажи лицензий на внешнем рынке.

    Охарактеризуйте внутренние и внешние затраты на осуществление инновационной деятельности.

основная

Знать: законодательство о научно-технической и инновационной деятельности; понятие и признаки инновационной деятельности; направления государственного регулирования инновационной деятельности.

Уметь: определять признаки инновационной деятельности, меры поддержки со стороны государства инновационной деятельности; квалифицировать договоры, связанные с инновационной деятельностью.

Владеть: навыками составления проектов договоров, связанных с инновационной деятельностью; навыками оформления документов, связанных с получением мер государственной поддержки инновационной деятельности

Понятие и признаки инновационной деятельности

В СССР в условиях плановой экономики производство в целом было индифферентно к научно-техническому прогрессу, отсутствовало стремление осваивать передовые достижения науки и техники (исключения составляли успехи в освоении космоса и в сфере военно-промышленного комплекса). К сожалению, вхождение страны в рыночные отношения в начале 90-х гг. прошлого века не привело к резкому скачку в развитии и применении новых технологий, появлению на рынке российских товаров, соответствующих мировым образцам.

В связи с вступлением России в ВТО, применяемыми к России санкциями, особенно остро встает проблема ухода страны от сырьевой зависимости, повышения конкурентоспособности национальных товаров и услуг, обеспечение импортозамещения. Соответственно, возрастает роль правового регулирования инновационной деятельности, ее поддержки со стороны государства.

Важнейшим направлением экономической политики России является перевод экономики на инновационный путь развития.

В Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. определены показатели, при достижении которых наша экономика будет инновационной (а не сырьевой).

К таким показателям, в частности, относятся:

  • увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и др.) до 5-10% в 5-7 и более секторах экономики к 2020 г.;
  • увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25-35% к 2020 г. (в 2010 г. - 4,9%).

Ранее разработанная Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 г. включала целевые показатели коммерциализации разработок и общей инновационной активности бизнеса, однако в большей степени была нацелена на поддержку предложений в сфере научных исследований и разработок.

Обратим внимание, что новая Стратегия ориентирует на развитие инновационной деятельности предприятий промышленного производства. Недостаточное внимание к решению задач по поддержке инновационной активности промышленных предприятий, инноваций в регионах, и целого ряда других задач не позволили обеспечить необходимую комплексность подхода к развитию инновационной системы страны.

В результате в настоящее время ключевой проблемой является в целом низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная структура - многие предприниматели предпочитают закупать готовое оборудование за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок.

В правовых актах различного уровня отмечалось два подхода к определению инновационной деятельности:

а) это научно-техническая деятельность, в результате которой создается результат интеллектуальной деятельности и внедренческая, которая приводит к созданию новых товаров, реализуемых на рынке. Первым актом, в котором отражен такой подход, было Письмо Инновационного совета при Совмине РСФСР от 19 апреля 1991 г. № 14-448, Минфина РСФСР от 14 мая 1991 г. № 16/135В «Об инновационных (внедренческих) сферах деятельности».

В соответствии с указанным Письмом инновационной (внедренческой) считалась деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке. Как видим, хотя деятельность инновационная и внедренческая определялись как синонимы, на самом деле инновационная деятельности не сводилась к внедрению готового научного результата, а охватывала и создание этого результата.

В налоговых целях, чтобы стимулировать деятельность с помощью налоговых льгот, к инновационной отнесены были и такие виды деятельности, как:

  • - организация экспертиз, тиражирование научно-технических разработок, научных произведений, открытий, промышленных образцов, товарных знаков, коммерческих обозначений и других произведений, на которые распространяются международно-признанные права, относящиеся к интеллектуальной собственности в сфере науки и техники;
  • - патентно-лицензионная деятельность.

Понятно, что тиражирование указанных «произведений», равно как и патентно-лицензионную деятельность государства вряд ли можно отнести к инновационной деятельности.

Данным разъяснением было предложено руководствоваться при решении вопросов о предоставлении предусмотренных законом льгот по налогообложению прибыли малых внедренческих предприятий (подпункт «б» пункта 8 статьи 6 Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций»),

б) инновационная деятельность начинается с момента принятия к внедрению уже созданного, готового результата интеллектуальной деятельности, то есть инновационная деятельность определялась более узко, ее начало связывалось с фактом внедрения уже существующего, законченного научно-технического исследования, разработки в новый или усовершенствованный продукт, технологический процесс, реализуемые на рынке .

В соответствии со ст. 2 Закона о науке под инновационной понимается деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую) направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.

Инновация определена этим законом как введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике организации рабочих мест или во внешних связях. Особенно актуально для нас создание таких инноваций как новые виды товаров (услуг) и технологий.

Как видим, указанный Закон воспринял широкий подход - инновационная деятельность начинается с создания научного результата и завершается появлением на рынке товаров, технологий, в которых научные новинки воплощены.

Различные подходы в определении инновационной деятельности в нормативных правовых актах отражаются в доктрине: существуют различные точки зрения по поводу понятия инновационной деятельности.

Чаще всего инновационная деятельность определяется как широкое понятие, включающее создание результата интеллектуальной деятельности и воплощение этого результата в новые виды товаров 1 , как последовательно сменяющиеся правовые отношения, опосредующие действия, в процессе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется на рынке путем ее коммерциализации . При этом имеются в виду, прежде всего, прикладные исследования, то есть исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иногда к инновационной деятельности относят и фундаментальные научно-исследовательские работы, полученные знания в результате которых используются при проведении опытно-конструкторских работ, завершающихся в свою очередь разработкой проекта по продвижению новшеств на рынок .

Реже она определяется как деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг, работ), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках . В данном случае инновационная деятельность отсекает научно-техническую, она начинается с практического использования уже созданных, существующих результатов интеллектуальной деятельности.

Надо иметь в виду, что научная и инновационная - принципиально разные виды деятельности. Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение и применение новых знаний.

Считаем, что инновационная - предпринимательская деятельность, основанная на применении (внедрении) результатов научно-технической деятельности (например, изобретений). Если организация внедрила новинку и переходит к производству нового товара, она продолжает свою производственную деятельность, но на качественно ином - инновационном уровне. Инновационной деятельностью занимаются те, кто производит инновации. Инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях (ст. 2 Закона о науке).

Отметим, что Закон о промышленной политике разграничивает научно-техническую и инновационную деятельность. Так, ст. 12 говорит о поддержке научно-технической и инновационной деятельности при осуществлении промышленной политики.

Инновационная деятельность характеризуется следующими признаками:

  • 1) непосредственная (ближайшая) цель этой деятельности - воплощение идеи, научно-технического результата в новые виды товаров, услуг, технологии. Эта цель достигается на этапе внедрения (практического использования результата интеллектуальной деятельности). На данном этапе создаются в условиях производства хозяйствующего субъекта опытные образцы, производится их испытание, осуществляется обучение персонала работе на новом оборудовании, с новыми материалами и пр. На этом этапе осуществляется освоение производства промышленной продукции, то есть проводятся мероприятия, обеспечивающие подготовку субъектов деятельности в сфере промышленности (далее - также промышленные предприятия) к выпуску ранее не производимой ими промышленной продукции или существенному увеличению количества ранее производимой промышленной продукции, и включающие в себя подготовку к вводу в эксплуатацию основных средств и их ввод в эксплуатацию, разработку и отработку технологических процессов, овладение практическими навыками производства промышленной продукции (п. 10 ст. 3 Закона о промышленной политике);
  • 2) конечная цель - получение прибыли. Эта цель достигается на этапе изготовления и выпуска на рынок новых товаров, использования новых технологий, в которых воплощены научно-технические результаты. Указанный этап завершается по достижении окупаемости инновационного проекта;
  • 3) основана на применении научно-технических результатов, в том числе результатов интеллектуальной деятельности. Законом о промышленной политике ставится задача (ст. 4) стимулировать субъектов деятельности в сфере промышленности осуществлять внедрение результатов интеллектуальной деятельности и освоение производства инновационной промышленной продукции.

Надо иметь в виду, что не любой научно-технический результат отвечает признакам практической применимости. Ведь он может быть создан в виде, понятном только разработчику. Он может быть зафиксирован на любом информационном носителе, например в виде чертежей, отчета, представленного сотрудником руководителю организации. Далеко не все подобные научные результаты, если они даже обладают патентоспособностью, находят практическое применение. Если, например, научная организация, сотрудниками которой создана научно-техническая разработка, не является участником инновационного проекта, ее разработки могут оказаться не востребованными. Причинами этого является, в частности, отсутствие опыта коммерциализации научных результатов у разработчиков и заинтересованности в их практическом применении у хозяйствующих субъектов. Принимается к внедрению научный результат, доведенный до состояния возможности практического применения. Это достигается описанием сфер, способов использования, алгоритма действий по внедрению результата. При наличии необходимых условий у разработчика этот этап может быть завершен созданием опытного образца. Внедряется научно-технический результат, преобразованный в научно-техническую продукцию.

Научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации (ст. 2 Закона о науке).

Инновационная деятельность - производственная деятельность, осуществляемая при информационно-консультационной поддержке создателя научно-технической продукции. Она отличается от научной деятельности.

Научная деятельность носит творческий характер и осуществляется лицами профессионально и творческими для этого подготовленными.

На этапе изготовления новых товаров и их реализации на рынке представители научных организаций - разработчиков приглашаются при необходимости консультирования по вопросам устранения выявившихся в процессе использования потребителями новых товаров недостатков.

Инновационная деятельность осуществляется на основании и во исполнение инновационного проекта. Инновационный проект представляет собой комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и научно-технических результатов (ст. 2 Закона о науке). Закон не раскрывает, за исключением коммерциализации научно-технического результата, какие мероприятия составляют содержание инновационного проекта.

Инновационный проект можно определить и как комплекс юридически значимых действий, которые должны быть совершены исполнителями научно-технических работ, заказчиками, пользователями результатов интеллектуальной деятельности, которые в итоге приводят к появлению на рынке новых видов продукции, услуг, технологий в установленные сроки. Важным условием обеспечения непрерывности цикла от создания объекта интеллектуальной собственности (например, изобретения) до изготовления товаров, в которых оно воплощено, является финансирование проекта.

Инновационный проект может быть разработан хозяйствующим субъектом и реализован им самостоятельно. Если, например, в составе коммерческой организации есть научное подразделение, то в рамках организации создаются научно-технические результаты, на их основе производятся новые товары или совершенствуются уже выпускаемые. Внутри организации инновационный проект может быть оформлен приказом с указанием ответственных лиц на всех стадиях инновационной деятельности от создания научно-технического результата до производства и реализации инновационных товаров.

Возможно совмещение в одном проекте инвестирования и инновационной деятельности (инвестиционный проект инновационной направленности). Например, специальный инвестиционный контракт (ст. 16 Закона промышленной политике) может содержать перечень мероприятий, направленных на создание или модернизацию и (или) освоение производства промышленной продукции, не имеющей аналогов на территории РФ.

Взаимоотношения между научно-техническими и производственными организациями выстраиваются на основе договоров.

  • Стратегия, утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. //СЗ РФ. 2012. № 1. Ст. 216.
  • Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы» // СЗ РФ. 1998.№ 32. Ст. 3886; Закон г. Москвы от 7 июля 2004 г. № 45 «Об инновационной деятельности в городе Москве» (закон утратил силу).
  • Коммерциализация - деятельность по вовлечению научножтехнического результата в экономический оборот. Это достигается передачей права на его использование хозяйствующим субъектам на основе, например, лицензионного договора.Коммерциализация предполагает мониторинг рынка, рекламу.


Просмотров