Органы судейского сообщества. Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей

В соответствии со ст.10 Конституции РФ , государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Статья 1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" прямо прописывает данную норму. Она гласит: «Судьи - носители судебной власти. Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа».

Судьи всех степеней, осуществляющие судебную власть именем Российской Федерации и наделенные для этой цели соответствующими полномочиями, образуют в своей совокупности судейский корпус.

С целью подтверждения факта действий от имени Российской Федерации, Законом «О статусе судей» утверждены символы судебной власти. Они представлены следующим образом:

3. Каждому судье выдается соответствующее удостоверение.

Лица, желающие работать в качестве судьи должны соответствовать перечню довольно жестких требований.

"Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть". Присяга дисциплинирует судью в его работе, а так же является юридическим основанием его ответственности за нарушение изложенных в ней принципов.

Большие разнообразные требования, предъявляемые к лицам, претендующим на должность судьи, обусловлены той высокой ролью, которая отводится им как носителям судебной власти, действующим от имени государства, наделенным полномочиями по осуществлению правосудия и призванным при разрешении любых споров отстаивать законность и справедливость. Это важно отметить, ибо Конституция право на обращение в суд, закрепленное в ст.46, рассматривает как универсальное, ничем не ограниченное.

Эти требования касаются гражданства, возраста, образования, стажа работы по профессии. В то же время указывается, что федеральным законом к судьям могут быть предъявлены дополнительные требования. Такие требования в части судей общих судов и арбитражных судов содержатся в ранее упомянутом Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г. и ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г. N 3132-1. При этом Закон о статусе судей, указывает, что к кандидатам на должности судей судов Российской Федерации федеральным законом могут быть установлены и дополнительные требования.

Совершенно ясно, что иностранный гражданин или лицо без гражданства не может быть судьей России. Это конституционное требование, и оно не допускает исключения. От иностранца нельзя требовать, чтобы он присягал на верность Конституции и России. Следующее условие - возрастной ценз для судей установлен не менее 25 лет, но лицо этого возраста может занимать должность судьи только первого звена судебной системы.

В соответствии с дополнительными требованиями, установленными упомянутым законодательством, судьей вышестоящего суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - 35 лет, а судьей Конституционного Суда, - 40 лет.

Высокий возрастной ценз дает возможность формировать судейский корпус людьми, имеющими большой жизненный опыт, что чрезвычайно важно, при разрешении ими сложных ситуация.

В соответствии с комментируемой нормой судьей может быть лишь лицо, имеющее высшее юридическое образование.

Понятно, что наличие множества законодательных и иных нормативных актов, рассредоточенных в различных отраслях права, необходимость их глубокого знания и правильного применения в свете требований Конституции, федеральных законов, конституций (уставов) субъектов Федерации, международно-правовых актов требует разносторонней подготовки в области права, которую можно получить только в высшем учебном заведении.

Следующим требованием для судьи низшего звена является стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. В стаж включается работа в органах прокуратуры, адвокатом, юрисконсультом и т.д. В понятие "юридическая профессия" входит также научная и преподавательская деятельность в области права.

В вышестоящих судах требуется стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Для занятия должности судьи Конституционного Суда нужно иметь стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет. Для судей Конституционного Суда существует и требование - обладать признанной высокой квалификацией в области права. Это требование учитывалось при назначении указанных судей на эту должность. Почти все они имеют ученую степень доктора или кандидата юридических наук, многие являются заслуженными юристами Российской Федерации, заслуженными деятелями науки, известны как специалисты в соответствующих отраслях права.

Для судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов есть дополнительное требование - сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Кроме упомянутых требований, ко всем судьям предъявляются высокие морально-этические требования, недопустимость совершения порочащих судью поступков. В отношении кандидатов на должность судьи Конституционного Суда сказано, что они должны иметь безупречную репутацию.

Личные качества судьи чрезвычайно важны для принятия законного, обоснованного и справедливого решения. Такие качества, как честность, объективность, непредвзятость, неподкупность, умение терпеливо выслушать каждого участника процесса, рассудительность, способствуют не только осуществлению правосудия, как того требует Конституция и закон, но и играют роль воспитательного, профилактического характера, демонстрируют справедливость суда и правосудия.

Законом установлено, что судья "обязан неуклонно соблюдать Конституцию и законы, при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности".

Существуют и некоторые запреты для лиц, имеющих судейский статус. Так судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Он не вправе быть даже третейским судьей.

Судья же Конституционного Суда не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом, до принятия решения по этому вопросу.

Статья 32 Конституции России (ч. 5) предусматривает: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия». Таким образом устанавливается одна из форм привлечения граждан к решению государственных дел. Это право осуществляется гражданами, привлекаемыми в качестве присяжных и арбитражных заседателей. Ранее действовавшее законодательство предусматривало еще одну форму реализации права - участие в осуществлении правосудия в качестве народного заседателя. Часть 4 ст. 123 Конституции РФ дополняет: «В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей». Таким образом, участие присяжных заседателей является также принципом осуществления судебной власти. Учитывая дискуссии вокруг данного института, отметим, что суд присяжных выполняет также функции политического института и является индикатором степени демократичности правосудия в государстве. Например, одним из признаков тоталитаризма в советской государственной системе управления назывался факт отсутствия именно суда присяжных.

Статья 8 ФКЗ о судебной системе расшифровывает конституционное правило. Участие в осуществлении правосудия является не только правом гражданина, но и его долгом.

Суд присяжных выступает конституционной гарантией защиты прав граждан. Статья 20 (ч. 2) Конституции РФ предусматривает, что обвиняемый в совершении преступления, наказанием за которое выступает смертная казнь, имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. На это значение суда присяжных направлено постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. № 3-П: «...право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей выступает особой уголовно-процессуальной гарантией судебной защиты права каждого на жизнь (как основного, неотчуждаемого и принадлежащего каждому от рождения), прямо установленной самой Конституцией Российской Федерации; оно является непосредственно действующим и в качестве такового должно определять смысл, содержание и применение соответствующих положений уголовного и уголовно-процессуального законодательства, равно как и деятельность законодательной власти по принятию, изменению и дополнению этого законодательства, и обеспечиваться правосудием».

Конституции зарубежных стран также содержат нормы, гарантирующие рассмотрение судебных дел с участием присяжных заседателей. В качестве примера можно привести Билль о правах Соединенных Штатов Америки. Так, Поправка VI к Конституции США устанавливает: «Во всех случаях уголовного преследования обвиняемый имеет право на скорый и публичный суд беспристрастных присяжных того штата и округа, где было совершено преступление...» Поправка VII предусматривает участие присяжных в рассмотрении гражданских дел: «По судебным делам, основанным на общем праве с суммой иска, превышающей 20 долларов, сохраняется право на суд присяжных, и ни один факт, рассмотренный присяжными, не должен подвергаться пересмотру каким-либо судом Соединенных Штатов иначе как на основе норм общего права».

Родиной суда присяжных считается Англия, где его становление произошло в XII-XV вв. В России суд присяжных был введен в рамках судебной реформы 1864 г. о введении суда присяжных при рассмотрении уголовных дел и просуществовал вплоть до 1917 г. Первое упоминание о присяжных в составе 12 судебных мужей встречается в истории права Дании VIII в. Рагннар Дадброк, король датский, первый учредил думу из 12 присяжных на всей территории Скандинавии и на севере Европы, где она объединяла все племена норманнов (викингов) . На территории современной Франции 12 судных мужей - рахимбургов появляются после ее завоевания германскими племенами. В Англии 12 старшин - тэнов утверждаются после ее завоевания датскими племенами. В Киевской Руси 12 судных мужей в уголовном судопроизводстве появляются после утверждения династии Рюриковичей, имеющей норманнское происхождение .

После большого перерыва (с 1917 г.) в России реставрируется этот институт. В 1989 г. Основы законодательства о судоустройстве

СССР и союзных республик предоставили союзным республикам право предусматривать в своем законодательстве возможность решения вопроса о виновности подсудимого судами присяжных (расширенной коллегией народных заседателей) по делам

  • 0 преступлениях, за совершение которых законом предусмотрена смертная казнь либо лишение свободы на срок свыше 10 лет.
  • 1 ноября 1991 г. в ст. 166 Конституции РСФСР появилось положение о возможности рассмотрения уголовных дел с участием суда присяжных 1 .

Сущность суда присяжных как особой формы судопроизводства заключается в делении суда на две работающие совместно коллегии, каждая из которых в процессе судебного разбирательства действует в пределах своей компетенции: коллегию непрофессиональных судей, состоящую из двенадцати комплектных и двух запасных присяжных заседателей, и решающую вопросы факта, и коллегию профессиональных судей, которая без участия присяжных заседателей решает вопросы о допустимости доказательств, квалификации деяния и другие правовые вопросы (в современном российском суде присяжных она состоит из одного профессионального судьи - председательствующего) 2 . Таким образом, в суде присяжных происходит общественная оценка судебного дела неподготовленными с профессиональной точки зрения людьми. Как отмечал А.Ф. Кони: «Формальная справедливость не всегда равна правосудию». Вся государственная система должна прислушиваться к общественным потребностям и требованиям народного правового чувства, что и достигается с помощью суда присяжных. Суды присяжных нередко обвиняют за принятие решений, которые совсем не ожидаемы либо со стороны общественности, либо со стороны государственного обвинения. Один из главных «обвинительных» аргументов - вынесение большого количества оправдательных приговоров. Хотя в этом плане интересно мнение «...плохо скорее не то, что в суде присяжных много оправдательных приговоров, а то, что их мало в обычных судах» 3 . Согласно статистическим данным, в том, что суд присяжных является важным средством утверждения подлинно независимого суда, реальной гарантией судейской независимости, убеждены 98% судей, участвующих в рассмотрении дел с участием присяжных заседателей, и 60% судей, у которых такого опыта еще нет .

В то же время схема «12 + 1» является не единственной в построении суда присяжных. При принятии нового УПК в России предлагался французский вариант, при котором три профессиональных судьи и пять присяжных участвуют в исследовании доказательств. По окончании судебного следствия профессиональные судьи и присяжные удаляются в совещательную комнату и решают вопросы о доказанности вины, квалификации преступления и назначении наказания подсудимым.

С 1 июня 2018 г. по инициативе Президента РФ происходит реформа суда присяжных. Во-первых, изменяется численный состав коллегии с 12 до 8 заседателей на уровне краевого (областного) суда (речь идет также о верховном суде республике, суде города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) суда). Во-вторых, происходит перенесение суда присяжных на уровень районных судов: судья и коллегия из шести присяжных заседателей. В-третьих, определяется порядок принятия оправдательного вердикта, путем изменения ч. 3 ст. 343 УПК РФ в следующей редакции: « Оправдательный вердикт считается принятым, если за отрицательный ответ на любой из поставленных в вопросном листе основных вопросов проголосовало не менее четырех присяжных заседателей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда и не менее трех присяжных заседателей районного суда, гарнизонного военного суда».

Как указывалось, существуют различные формы «народного представительства» в процессе. В советский период любое судебное дело рассматривалось с участием народных заседателей. Участие в разрешении дел народных заседателей было закреплено в ст. 3 Основ судоустройства Союза ССР и союзных республик, утвержденных постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 г. Советская пропаганда настаивала на том, что это отвечает действительным демократическим ценностям, так как мировая статистика свидетельствовала, что с участием присяжных заседателей рассматривалось от 3 до 10% всех судебных дел. Во многом данный институт себя дискредитировал, народных заседателей стали называть «кивалами». Эти обстоятельства, а также экономическая «дороговизна» постоянного представительства в суде по любому делу обусловили сокращение дел с участием народных заседателей, что и можно было наблюдать в течение 1990-х гг. С принятием новых процессуальных кодексов институт народных заседателей фактически прекратил существование. Это вызвало далеко не однозначную оценку в связи с тем, что такое положение дел фактически лишило граждан права на участие в осуществлении правосудия по гражданским делам. Действительно, если в уголовном процессе присутствует институт присяжных заседателей, в арбитражном - арбитражных, то в гражданском судопроизводстве в судах общей юрисдикции все дела рассматриваются только профессиональными судьями. В юридической литературе отмечается, что при единоличном рассмотрении дел возрастают вероятность судебной ошибки, опасности проявления пристрастности судьи или противозаконного влияния одной из сторон на должностное лицо, наделенное полномочиями по единоличному разрешению дела

  • 1. Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей. Органы судейского сообщества
    • 1.1 Единство статуса судей и основные правила формирования судейского корпуса
      • 1.2 Гарантии независимости судей
        • 1.3 Статус присяжных и арбитражных заседателей.
        • 1.4 Судейское сообщество и его органы
    • Задача 1
    • Задача 2
    • Список использованной литературы
    • 1. Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей. Ор ганы судейского сообщества
1.1 Единство статуса судей и основные правила формирования судейского корпуса Подобно тому как судебная система РФ есть совокупность судов Российской Федерации, учрежденных в соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации", совокупность государственных служащих --судей, наделенных в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющих свои обязанности на профессиональной основе, принято называть судейским корпусом.Его состав охватывает всех судей - от Председателя и членов Конституционного Суда РФ, председателей и членов других высших судебных инстанций до судей основного звена судов общей юрисдикции. В их число входят также судьи, пребывающие в отставке. Особенность возлагаемых на суд и судейский корпус задач - отправление правосудия, осуществление судебного и конституционного контроля предопределяют отличие положения, статуса судей от положения других государственных учреждений и их должностных лиц.Они наделены присущими только им правами и обязанностями, которые не свойственны другим государственным служащим и гражданам. Данные обстоятельства обусловливают и ряд требований, предъявляемых к членам судейского корпуса - судьям как в профессиональной, так и внеслужебной деятельности. О них также можно судить и по Кодексу чести судьи РФ, одобренному 30 октября 1993 г. II Всероссийским съездом судей.Он выделяет три группы требований, предъявляемых к судье:- общие требования - о приоритетном значении, по сравнению с иными занятиями, обязанностей по осуществлению правосудия, о сохранении личного достоинства, заботе о своей чести и т.д.;- требования (правила), связанные с осуществлением профессиональной деятельности, -- терпение, вежливость, тактичность, беспристрастность, постоянное поддержание высокого уровня квалификации, недопустимость публичной критики решений и действий коллег, всего судейского сообщества и т.д.;- требования, предъявляемые к внеслужебной деятельности - соблюдение принципа деполитизации (департизации), неучастие в акциях политического характера, недопустимость личных, финансовых и деловых связей, которые способны помешать ему должным образом исполнять профессиональные обязанности и т.д.Независимо от того, в суде какого звена судебной системы осуществляет свою деятельность судья, выполняемые им функции одинаково важны для осуществления судебной власти на территории РФ. Единство судебной власти и производное от него единство судебной системы страны обусловливает и единый статус для судей всех судов.Важнейшей предпосылкой отбора лица в число кандидатов на замещение судейских должностей является, прежде всего, соответствие кандидата в судьи требованиям ст. 119 Конституции Российской Федерации. Конституция, в частности, устанавливает, что судьями могут быть избраны граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Эти требования являются не только минимальными, но и в определенной мере общими. Поэтому в указанной статье Конституции четко оговорено, что федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. В развитие нормативных положений ст. 119 Конституции необходимые дополнения даны в Законе о статусе судей и в Законе о Конституционном Суде.Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" содержит дополнительные требования к кандидату на должность судьи. Так, кандидатом на должность судьи может быть лицо, не совершавшее порочащих его поступков, сдавшее квалификационный экзамен и получившее рекомендацию квалификационной коллегии судей.Минимальные и общие требования к кандидатам в судьи являются достаточными для низового звена федеральной судебной системы (включая не только общие суды, но и арбитражные, а также военные суды и мировые суды). Но эти требования недостаточны или не вполне достаточны для кандидатов в судьи вышестоящих судов. Судьи этих, как и низовых, судов должны быть гражданами России, иметь высшее юридическое образование. В этой части к судьям различных звеньев общих (включая военные) и арбитражных судов предъявляются одинаковые требования.В то же время некоторые другие требования к кандидатам в судьи различных звеньев - неодинаковые. Стаж работы по юридической профессии (перечень должностей, работа на которых требует юридического образования, изложен в ч. 1 ст. 2 указанного Закона) для кандидатов в судьи вышестоящих судов (включая арбитражные и военные суды) должен составлять не менее 10 лет, среднего звена -- не менее семи лет, основного звена и мировых судей -- не менее пяти лет, а для кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ -- не менее 15 лет.Отличаются от минимальных общих требований установленные федеральными законами стандарты в части возраста для кандидатов в судьи вышестоящих судов: для судов среднего звена (включая арбитражные и военные суды) он должен быть не менее 30 лет, для Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - 35 лет, а судьи Конституционного Суда РФ ко дню назначения должны иметь возраст не менее 40 лет.Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" установлено, что для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование..Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей РФ на основании представления Минздрава России.Наличие в законе четких научно обоснованных требований, предъявляемых к кандидатам на должность судей, - существенная предпосылка к оптимальному формированию судейского состава. Но от провозглашения указанных положений в законе до реального вступления судьи в должность необходима организация фактического проведения ряда последовательных мер, включающих: отбор и выдвижение кандидатов на должности судей; сдачу ими в установленном законом порядке квалификационного экзамена на должность судьи; рассмотрение квалификационной коллегией судей заявления о даче рекомендации для занятия должности судьи; вынесение заключения квалификационной коллегией о даче рекомендации (или об отказе в этом) и т. д.Полномочия судьи не ограничены определенным сроком. Однако из этого общего правила есть несколько исключений:Предельный возраст пребывания в должности судьи -- 65 лет; для судей Конституционного Суда РФ -- 70 лет; районные судьи и военные судьи судов основного звена, назначенные впервые, могут оставаться в должности не более трех лет, а потом, если они зарекомендовали себя должным образом, в том же порядке их назначают бессрочно, до достижения ими предельного возраста пребывания в должности судьи.Однако судьи военных судов всех уровней могут занимать свои должности до тех пор, пока они находятся на действительной военной службе, которая для них может продолжаться в зависимости от состояния здоровья и присвоенного воинского звания, максимум до достижения ими возраста 65 лет (ч. 3 ст. Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации"); мировые судьи назначаются (избираются) на должность на срок, установленный субъектом РФ, но не более чем на пять лет; при повторном и последующих назначениях срок полномочий не может быть менее пяти лет (ст. 7 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации"); в связи с постепенным введением в действие ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" предполагается ограничение срока полномочий председателей федеральных судов и их заместителей шестью годами. Повторное их назначение, возможно будет только один раз подряд.Завершающим этапом наделения кандидата полномочиями судьи является принесение присяги. Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, - со дня его назначения (избрания) на должность судьи.Судья, впервые назначенный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания: "Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть".1. 2 Гарантии независимости судей Независимость судей - важнейший принцип правосудия. Не случайно, поэтому он получил отражение в законах о судах (ст. 5 Закона о судебной системе; ст. 12 Закона о судоустройстве; ст. 6 Закона об арбитражных судах; ст. 5, 13 Закона о Конституционном Суде, в процессуальных кодексах; Законе о статусе судей (ст. 1, 9, 10). Особо необходимо отметить ст. 120 Конституции РФ, в которой выражена суть принципа независимости судей: "Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону".Значение данного принципа правосудия состоит в создании для судей таких условий осуществления их деятельности, при которых они могли бы рассматривать дела и принимать по ним решения на основе Конституции и других законов, руководствуясь исключительно своим внутренним убеждением. Независимость судей является непременным условием отправления правосудия. Независимость - это исключение любого воздействия на судей со стороны других лиц и организаций при рассмотрении судом конкретных дел.В числе средств обеспечения независимости судей Закон о статусе судей указывает: а) наличие особой процедуры осуществления правосудия; б) установление под угрозой ответственности запрета на вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия; в) установление порядка приостановления и прекращения полномочий судьи; г) право судьи на отставку; д) неприкосновенность судьи; е) система органов судейского сообщества; ж) предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу; з) наличие особой защиты государством не только судьи, но и членов его семьи, а также имущества.Средством обеспечения независимости судей является установление их несменяемости (ч. 1 ст. 121 Конституции РФ, ст. 15 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", ст. 12 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации"). Судья не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.Полномочия судьи приостанавливаются только решением квалификационной коллегии судей (ККС) при наличии оснований для этого. Приостановление полномочий -- это временное отстранение судьи от исполнения им своих обязанностей. Но это не лишает его гарантий неприкосновенности, не снижает уровень материального обеспечения и т.д.Прекращение полномочий судьи -- это полное отстранение его от исполнения должностных полномочий. Оно также осуществляется решением соответствующей ККС по установленному законом исчерпывающему перечню оснований. Прекращение полномочий судьи, заключающееся в лишении его права исполнять должностные полномочия, происходит при наличии указанных в законе оснований.Законом установлен особый порядок принятия решения по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу. Оно принимается Генеральным прокурором РФ.Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается по представлению Генерального прокурора РФ определёнными в законе судами и судебными коллегиями.Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей. Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается Верховным Судом РФ по ходатайству (представлению) Генерального прокурора РФ.1.3 Статус присяжных и арбитражных заседателей Статус института арбитражных заседателей регламентируется Федеральный закон Российской Федерации от 20 августа 2004 года, N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" и Уголовно-процессуальным кодексом, а статус института арбитражных заседателей - Федеральным законом от 30 мая 2001 г. "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" и Арбитражно-процессуальным кодексом.Присяжными и заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.К кандидатам в арбитражные заседатели предъявляются следующие требования: ими могут быть граждане РФ, достигшие 25-летнего возраста, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.Независимость присяжного заседателя при исполнении им обязанностей в суде обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; неприкосновенностью присяжного заседателя.Присяжный заседатель, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры по обеспечению безопасности присяжного заседателя, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от присяжного заседателя, исполняющего обязанности в суде, поступит соответствующее заявление, а также в случаях, когда органы внутренних дел обнаружат другие свидетельства угрозы безопасности указанных лиц или сохранности их имущества.На присяжного, членов их семьи на период осуществления ими правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".На присяжного заседателя и арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и Федеральным законом Российской Федерации от 20 августа 2004 года, N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".1. 4 Судейское сообщество и его органы Органы судейского сообщества образуются для выражения интересов судей как носителей судебной власти. В них входят как активно работающие судьи, так и судьи в отставке. Через свои органы судейское сообщество призвано оказывать активное влияние на процессы, непосредственно связанные с организацией судов и их функционированием.В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" ими являются: Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектов РФ; Совет судей РФ; советы судей субъектов РФ; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей РФ (ВККС); квалификационные коллегии судей субъектов РФ (ККС).Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.Основными задачами органов судейского сообщества являются: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики. В этих целях они обсуждают вопросы судебной практики, проводят общественную экспертизу законов, иных нормативных актов, касающихся деятельности суда и статуса судей, рассматривают проблемы организации судов, их кадрового, ресурсного обеспечения, правового и социального положения судей, представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях.Особое место среди органов судейского самоуправления занимают квалификационные коллегии судей.ВККС РФ рассматривает заявления кандидатов на должности Председателя Верховного Суда РФ, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, их заместителей и представляет Президенту РФ свои заключения; рассматривает заявления кандидатов на должности председателей, заместителей председателей других федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, окружных (флотских) военных судов и представляет соответственно Председателю Верховного Суда РФ и Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ свои заключения; объявляет в средствах массовой информации об открытии указанных вакантных должностей; осуществляет квалификационную аттестацию указанных судей (за исключением Верховного Суда РФ, Высшего АрбитражногоСуда РФ и районных судов; присваивает судьям первый и высший квалификационные классы; налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов и окружных (флотских) военных судов за совершение ими дисциплинарного проступка; осуществляет иные полномочия, предусмотренные законами (ст. 17--18).ККС рассматривают вопросы отбора кандидатов на должность судьи, приостановления или прекращения полномочий судьи, прекращения отставки судьи, проведения их аттестации и присвоения судье квалификации.Эти коллегии также дают согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судьи, привлечения его к уголовной ответственности, заключения под стражу или его привода, а также решают иные вопросы, возлагаемые на них Федеральным законом "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (ст. 19).Задача 1 Перечислите, со ссылкой на соответствующие статьи закона, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи районного суда.1. Общие требования:ст. 119 Конституции Российской Федерации. Судьями могут быть избраны граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.2. Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" содержит дополнительные требования к кандидату на должность судьи.Статья 4 Закона:Судьей может быть гражданин Российской Федерации:1) имеющий высшее юридическое образование;2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.Статья 5 Закона.Кандидатом на должность судьи может быть лицо, сдавшее квалификационный экзамен и получившее рекомендацию квалификационной коллегии судей.Задача 2 Перед удалением присяжных заседателей в совещательную комнату для вынесения вердикта председательствующий судья разъяснил присяжным заседателям, что основная их задача - разрешить вопрос о виновности или невиновности подсудимого, в то время как характер наказания определяет судья единолично. Один из присяжных заявил, что присяжные пользуются с судьей равными правами, следовательно, также должны участвовать в определении наказания.Оцените ситуацию. Какими правами и обязанностями присяжные заседатели наделены законом?Заявление присяжного неправомерно.Присяжные, образуя самостоятельную коллегию, принимают решение (вердикт) лишь по вопросам факта -- о виновности или невиновности подсудимого, о наличии или отсутствии обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, о том, заслуживает или не заслуживает он снисхождения, и т.д. (ст. 339 УПК). Вместе с тем они не участвуют в определении меры наказания, других значимых юридических вопросов, сопряженных с разбирательством конкретного уголовного дела.Присяжные заседатели, в том числе и запасные, вправе:1) участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовного дела, задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам, участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий;2) просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание оглашенных в суде документов и другие неясные для них вопросы и понятия;3) вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные перед присяжными заседателями вопросы.В соответствии со ст. 334 УПК:1. В ходе судебного разбирательства уголовного дела присяжные заседатели разрешают только те вопросы, которые предусмотрены пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 299 Кодекса и сформулированы в вопросном листе:1) доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый;2) доказано ли, что деяние совершил подсудимый;4) виновен ли подсудимый в совершении этого преступления;2. Вопросы, не указанные в части первой настоящей статьи, разрешаются без участия присяжных заседателей председательствующим единолично.Список использованной литературы 1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993;2. Уголовно-процессуальный Кодекс от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.07.2010).3. Федеральный закон от 26 июня 1992 г. (ред.от 27.09.09) N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации".4. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. (ред.от 22.08.04) N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".5. Федеральный закон от 10 января 1996 г. (ред.от 28.06.09) N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации".6. Федеральный закон от 30 мая 2001 г. (ред.от 09.02.09) N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации".7. Федеральный закон от 14 марта 2002 г. (ред.от 24.07.09) N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".8. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. (ред.от 22.12.08) N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".9. О порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов см.: Инструкция, утвержденная Минюстом России, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ 27 декабря 1996 г. № 10 (35) // БНА РФ. 1997. № 38.10. Приказ Минздрава России от 21 февраля 2002 г. № 61 "Об утверждении формы документа, свидетельствующего об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи" // БНАРФ. 2002. № 13.11. Положение об органах судейского сообщества Российской Федерации, утвержденное II Всероссийским съездом судей 30 июня 1993 г., Регламент Высшей квалификационной коллегии судей РФ (принят в новой редакции постановлением V Всероссийского съезда судей от 29 ноября 2000 г.).12. Борисов А.Н. Комментарий к Закону Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (постатейный). - М.: Юстицинформ, 2008.13. Клеандров М.И. "Статус судьи: правовой и смежные компоненты" под ред. М.М. Славина. - М.: НОРМА, 2008.14. Кодекс судейской этики // Российская юстиция. 2005. №1-2.15. Комментарий к Федеральному закону от 20 августа 2004 г. №113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации". (Постатейный). А.В. Шнитенков, Д.П. Великий. М., 2007.16. Савюк Л.К. Правоохранительные органы: Учебник. -- М.: Юристъ, 2004.17. Фоков А.П. Конституционный Суд Российской Федерации "О статусе судей и об органах судейского сообщества в Российской Федерации" // Российский судья. 2009. N5.
  • 6.Понятие принципов правосудия, их система.
  • 7.Осуществление правосудия только судом.
  • 8.Осуществление правосудия в точном соответствии с законом.
  • 9.Независимость судей и подчинение их только закону.
  • 10.Порядок наделения судей полномочиями. Приостановление и прекращение полномочий судей.
  • 11.Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи.
  • 12.Неприкосновенность судей, присяжных и арбитражных заседателей, гарантии неприкосновенности.
  • Фз от 20.08.04 г. "о присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в рф". Ст. 12. Гарантии независимости и неприкосновенности присяжного заседателя
  • Федеральный закон от 30.05.01г. "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов рф" Ст. 7. Гарантии независимости и неприкосновенности арбитражных заседателей
  • 13.Право граждан на судебную защиту.
  • 14.Презумпция невиновности.
  • 15.Обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту.
  • 16.Национальный язык судопроизводства.
  • 17.Гласность судебного разбирательства.
  • 18.Состязательность при рассмотрении судебных дел. Равенство сторон.
  • 19.Понятие судебной системы рф. Признаки судебной системы.
  • 21.Конституционный суд рф: задачи, принципы организации и деятельности.
  • 22.Высший Арбитражный Суд рф: структура и компетенция.
  • 23.Федеральные арбитр. Суды округов: порядок образования, структура, полномочия.
  • 24.Арбитражные Суды субъектов рф: порядок образования, структура, полномочия.
  • 25.Понятия «звено судебной системы» и «судебная инстанция».
  • 26.Понятие суда 1ой инстанции: суды рассматривающие дела в первой инстанции.
  • 27.Понятие суда 2й (кассационной) инстанции: суды рассматр. Дела во 2й инст-ции
  • 28.Понятие суда апел-ной инст-ции: суды рассматр. Дела в апел-ной инст-ции.
  • 29.Понятие суда надзорной инст-ции: суды рассматр-щие дела в надзорн. Инст-ции.
  • 30.Верховный Суд рф: его полномочия и структура.
  • 31.Суды субъектов рф: мировые судьи, конституционные (уставные) суды.
  • 32.Районный суд: порядок образования, состав, полномочия.
  • 33.Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей.
  • 34.Организационное обеспечение деятельности судов, отличие его от судебного надзора.
  • 35.Судебный департамент при Верховном Суде рф и его функции.
  • 36.Федеральная служба по незаконному обороту наркотических и психотропных веществ: задачи и компетенция.
  • 37.Служба судебных приставов: система, состав, полномочия.
  • 38.Органы судейского сообщества, их функции.
  • 39.Понятие прокурорского надзора. Задачи прокуратуры.
  • 40. Понятие и виды отраслей прокурорского надзора
  • 41.Протест, представление, постановление, предостережение прокурора как акты прокурорского надзора(средства реагирования)
  • 33.Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей.

    Поскольку судебной власти в достижении поставленных целей отводится столь важная роль – разрешать возникающие споры, дела, устранять неопределенности правового характера в порядке конституционного и гражданского судопроизводства, судьи как носители судебной власти наделяются высоким правовым статусом. Одновременно им предоставлены и значительные полномочия в сфере правосудия, а также гарантии их независимости. Под правовым статусом судьи принято понимать совокупность прав, обязанностей, ответственность, а также гарантии, обеспечивающие реальность предоставляемых прав. Кроме того, со статусом судьи тесно связаны требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, и порядок наделения граждан полномочиями судьи.

    Закон о статусе судей (ст. 1) устанавливает, что судебная власть в РФ принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа. Независимо от того, в суде какого звена судебной системы РФ осуществляет свою деятельность судья, выполняемые им функции одинаково важны для осуществления судебной власти на территории России. Поэтому в Законе о судебной системе специально подчеркивается, что единство судебной системы РФ обеспечивается и единством правового статуса судей, независимо от того, в составе какого суда они осуществляют свои полномочия и какое звено судебной системы они представляют (ст. 12). В этом законе определены требования, предъявляемые к судьям и кандидатам на должность судьи, порядок их отбора и наделения полномочиями, гарантии независимости и неприкосновенности судей, приостановление и прекращение полномочий судьи.

    Присяжный заседатель - лицо, привлеченное в установленном законом порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта - решения о виновности или невиновности подсудимого. Уголовное дело, в котором участвует несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе. Присяжные заседатели оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью.

    Присяжные заседатели, в т. ч. и запасные, вправе: участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовного дела; задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам; участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий; просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание оглашенных в суде документов и другие неясные для них вопросы и понятия; вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные перед присяжными заседателями вопросы.

    Присяжные заседатели не вправе: отлучаться из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела; высказывать свое мнение по рассматриваемому уголовному делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта; общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела; собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания; нарушать тайну совещания и голосования присяжных заседателей по поставленным перед ними вопросам.

    В ходе судебного разбирательства уголовного дела присяжные заседатели разрешают только следующие вопросы, сформулированные в вопросном листе: 1) доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый; 2) доказано ли, что деяние совершил подсудимый; 3) виновен ли подсудимый в совершении этого преступления. В случае признания подсудимого виновным присяжные заседатели также указывают, заслуживает ли подсудимый снисхождения.

    При осуществлении своих полномочий присяжные заседатели пользуются гарантиями неприкосновенности судей, получают вознаграждение за выполнение своих обязанностей. Не могут быть присяжными заседателями лица: не достигшие 25-летнего возраста; недееспособные или ограниченно дееспособные; не владеющие языком судопроизводства; достигшие 70-летнего возраста; не способные выполнять обязанности присяжных заседателей в силу своих физических или психических недостатков; занимающие определенные в законе должности (судьи, прокуроры, нотариусы, следователи и др.); являющиеся военнослужащими; являющиеся священнослужителями; иные лица, перечисленные в законе. (ФЗ от 20.08.04 г. "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ")

    Арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов РФ являются граждане РФ, наделенные полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений.

    Требования, предъявляемые к арбитражным заседателям: гражданство РФ; достижение 25-летнего возраста; безупречная репутация; высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее 5 лет.

    Арбитражными заседателями не могут быть: 1) лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость; 2) лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти; 3) лица, признанные вступившим в законную силу решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными; 4) лица, замещающие государственные должности, предусмотренные Федеральным законом "Об основах государственной службы РФ", лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления; 5) прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов РФ, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии); 6) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.

    Арбитражный заседатель, впервые приступивший к исполнению своих обязанностей, в открытом судебном заседании приносит присягу.

    Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов РФ на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей. Списки арбитражных заседателей представляются арбитражными судами субъектов РФ в ВАС РФ и утверждаются Пленумом ВАС РФ, а затем публикуются в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ" и могут быть опубликованы в иных СМИ.

    Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение 2-х лет и может быть повторно включен в списки арбитражных заседателей. Срок полномочий арбитражного заседателя, истекший в процессе рассмотрения дела с его участием, может быть продлен до окончания рассмотрения дела по существу.

    Основания для приостановления полномочий арбитражного заседателя: предъявление обвинения в совершении преступления (до вступления в законную силу приговора суда); неспособность по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (более 6 месяцев) исполнять обязанности арбитражного заседателя; признание безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу.

    Основания для прекращения полномочий арбитражного заседателя: истечение срока полномочий; прекращение гражданства РФ; вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении арбитражного заседателя либо решения суда о применении к нему принудительных мер медицинского характера; вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности арбитражного заседателя либо о признании его недееспособным; совершение поступка, умаляющего авторитет судебной власти; неоднократное уклонение без уважительных причин от исполнения своих обязанностей; замещение должностей, исключающих привлечение арбитражного заседателя к участию в осуществлении правосудия; письменное заявление арбитражного заседателя о прекращении полномочий по уважительным причинам; смерть арбитражного заседателя или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    Судья - государственное должностное лицо, уполномоченное в соответствии с законом осуществлять правосудие на профессиональной основе.
    Судьей в нашей стране может быть физическое лицо, соответствующее требованиям, установленным Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также в ряде случаев законами субъектов Федерации.
    В настоящее время к кандидату на должность судьи федеральным законодательством предусмотрены следующие требования (см. также схемы): гражданство РФ и отсутствие иного гражданства или документа о праве постоянного проживания на территории иностранного государства (например, вид на жительство); высшее юридическое образование; определенный возраст (в зависимости от вида суда); стаж работы по юридической специальности (в зависимости от вида суда); не быть привлеченным к уголовному преследованию или ответственности (не иметь судимости (в том числе снятой или погашенной); не быть подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления); дееспособность; не иметь заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи; сдать квалификационный экзамен; получить рекомендацию квалификационной коллегии судей.
    Кроме того, Закон о Конституционном Суде РФ, Закон о военных судах, Закон о мировых судьях устанавливают ряд других и дополнительных требований к кандидату на должность судьи соответствующего суда, а законом субъекта Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидату на должность мирового судьи, судьи конституционного (уставного) суда данного субъекта Федерации.

    Любой гражданин, достигший установленного законом возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо такого заявления в экзаменационную комиссию представляются: подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина РФ, или его копия; анкета, содержащая биографические сведения о претенденте; подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, или его копия; подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копии; документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.
    Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему названные документы (или их копии).
    Кандидат в судьи, сдавший квалификационный экзамен, в течение 3 лет вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей за получением рекомендации для назначения на должность судьи. После получения такой рекомендации в установленном законом порядке решается вопрос о наделении этого лица полномочиями судьи соответствующего суда (см. схемы).
    Судья, впервые назначенный (избранный) на должность, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания:
    «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть».
    В зависимости от видов действующих в Российской Федерации судов судейский состав классифицируется на судей федеральных судов и судей субъектов Федерации. К первой группе из них, именуемой также федеральные судьи, относятся: судьи Конституционного Суда РФ; судьи федеральных судов общей юрисдикции - Верховного Суда РФ, верховных судов республик, краевых и областных судов,
    судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов; судьи арбитражнык судов - Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражнык судов округов, арбитражных апелляционные судов, арбитражных судов субъектов Федерации.
    Судьями субъектов Федерации являются: судьи конституционных (уставных) судов субъектов Федерации; мировые судьи, являющиеся при этом и судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.
    Кроме того, в судах предусматриваются следующие виды судейских должностей: председатель суда, первый заместитель председателя суда, заместитель председателя суда, председатель судебной коллегии, председатель судебного состава, судья-секретарь президиума суда, судья.
    Законом о статусе судей закреплено, что все судьи в Российской Федерации, в каком бы суде, в какой бы должности они ни работали, обладают единым статусом. Правовой статус судьи означает обусловленную профессиональным предназначением, правовой ролью судьи совокупность предусмотренных законодательством его прав и обязанностей, требований, предъявляемых к нему, гарантий его деятельности, правовой регламентации привлечения судьи к уголовной, дисциплинарной и иной юридической ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязанностей. Составляющие правовой статус судьи элементы закреплены в законах о Конституционном Суде РФ, о статусе судей, о военных судах, о мировых судьях, об арбитражных судах и в ряде других правовых актов.
    В частности, в них регламентируются: гарантии независимости судьи, срок полномочий судьи, правовая регламентация привлечения судей к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности, материальное обеспечение судей, меры социальной защиты судей и членов их семей, основания и порядок приостановления, прекращения полномочий судьи, отставка судьи.
    Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные классы (см. схемы). Присвоение судье квалификационного класса не означает изменение его статуса относительно других судей в Российской Федерации.

    Наряду с обозначением единого статуса судей закон устанавливает особенности правового положения некоторых категорий судей: в зависимости от вида суда - судей Конституционного Суда РФ, судей военных судов, мировых судей; в зависимости от занимаемой должности в суде. Так, например, статья 62 Закона о статусе судей определяет председателям и заместителям председателей судов дополнительно к единому статусу судей полномочия по организации работы суда.
    Кроме того, к кандидату на должность мирового судьи, судьи конституционного (уставного) суда наряду с общими требованиями
    Схема 50. Требования, предявляемые
    (ст. 4 Закона о статусе судей


    Требования
    Должность"""^
    судьи

    Гражданство

    Возраст

    Стаж работы по
    юридической
    профессии

    судья арбитражного суда субъекта Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, мировой судья

    гражданство РФ и отсутствие иного гражданства или документа о праве постоянного проживания на территории иностранного государства

    25 лет-70 лет

    не менее 5 лет

    судья областного и иного равного ему по уровню суда общей юрисдикции, а также федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда

    то же

    30 лет-70 лет

    не менее 7 лет

    Судья ВС РФ, ВАС РФ

    то же

    35 лет-70 лет

    не менее 10 лет

    Судья
    Конституционного Суда РФ

    то же

    40 лет-70 лет

    не менее 15 лет

    законодательством субъекта Федерации могут устанавливаться и другие дополнительные требования.
    Кандидат на должность судьи военного суда, имеющий воинское звание офицера (действующий либо в запасе или отставке), обладает преимущественным правом на назначение на эту должность.
    В названных законах содержится также еще одно требование к кандидату на должность судьи: «Не совершить порочащих его поступков».
    к кандидатам на должность судьи
    и положения ряда иных законов)


    Образование

    Квалификация

    Состояние
    здоровья

    Иные
    требования

    высшее
    юридическое
    образование

    сдан квалификационный экзамен и получена рекомендация квалификационной коллегии судей

    дееспособность; не иметь заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи

    не иметь судимости (в том числе снятой или погашенной); не быть подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления

    то же

    то же

    то же

    то же

    то же

    то же

    то же

    то же

    то же

    обладающий высокой квалификацией в области права

    то же

    то же, а также
    безупречная
    репутация

    Схема 51. Порядок наделения судей полномочиями
    (ст. 13 Закона о судебной системе, ст. 10 Закона о КС РФ, ст. 6 Закона о статусе судей, ст. 6 Закона о мировых судьях)

    Схема 52. Порядок наделения полномочиями председателей и заместителей председателей судов
    (ст. 23 Закона о КС РФ, ст. 6 Закона о статусе судей)


    Председатель КС РФ и его заместители, Председатель ВС РФ, Председатель ВАС РФ, их заместители
    назначаются Советом Федерации; по представлению Президента РФ; при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ; сроком на шесть лет

    Председатели других федеральных судов (кроме КС РФ,
    ВС РФ, ВАС РФ, районных судов) и их заместители
    назначаются Президентом РФ; по представлению соответственно Председателя ВС РФ или Председателя ВАС РФ; при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ; сроком на шесть лет

    Председатели районных судов и их заместители
    назначаются Президентом РФ; по представлению Председателя ВС РФ; при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей субъекта РФ; сроком на шесть лет

    Председатели конституционных (уставных) судов субъектов РФ и их заместители

    назначаются в порядке, определяемом законами соответствующих субъектов РФ

    Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд1.

    Схема 53. Срок полномочий судьи
    (ст. 12 Закона о КС РФ, ст. 11 Закона о статусе судей)
    Общее правило - полномочия судьи в России не ограничены
    определенным сроком, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
    Исключительные правила, ограничивающие срок полномочий судьи
    по возрасту:
    предельный возраст пребывания в должности судьи:
    а) федерального суда или мирового судьи - 70 лет;
    б) для судей конституционных (уставных) судов субъектов Федерации законами соответствующих субъектов Федерации может быть установлен иной предельный возраст
    по должности:
    председатели федеральных судов и их заместители назначаются сроком на 6 лет. При этом одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд (кроме КС РФ)
    по периоду назначения (избрания):
    а) судья федерального суда (за исключением КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ) в первый раз назначается на должность сроком на 3 года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;
    б) мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Федерации, но при этом: в первый раз - не более чем на 5 лет; на повторный и следующие периоды - не менее чем на 5 лет

    (п. 4, 9-11, 15 Положения о квалификационной аттестации судей)

    Квалификационные классы присваиваются соответствующими квалификационными коллегиями судей по представлению соответствующих председателей судов в зависимости от занимаемой судьей должности, судейского стажа, опыта и срока пребывания в предыдущем квалификационном классе.

    Схема 55. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям
    (ст. 3, 7, 8 Закона о присяжных заседателях, ст. 326, 328 УПК РФ) Присяжным заседателем может быть лицо: имеющее гражданство РФ; включенное в списки кандидатов в присяжные заседатели, составленные на основе списков избирателей или граждан, имеющих право участвовать в референдуме; достигшее к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; дееспособное; не имеющее судимости; не состоящее на учете в нарко- или психоневрологическом диспансере в связи с лечением
    При этом в качестве присяжных заседателей не допускаются:


    Председателем суда или председательствующим судьей освобождаются от исполнения обязанностей присяжных заседателей, а высшим исполнительным органом госвласти субъекта Федерации исключаются из списков кандидатов в присяжные заседатели лица -

    при выявлении обстоятельств о том, что эти лица:

    по их письменному заявлению:
    являются подозреваемым или обвиняемыми в совершении преступлений; не владеют языком на котором ведется судопроизводство; имеют физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела type="disc"> не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; не способные исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами; достигшие возраста 65 лет; узамещающие государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления; военнослужащие; судьи, прокуроры, следователи, дознаватели, адвокаты, нотариусы или имеющие специальное звание сотрудника ОВД, органов наркоконтроля, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений УИС; осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии); священнослужители

    Кроме того, согласно УПК РФ от исполнения обязанностей присяжного заседателя по конкретному делу председательствующий судья освобождает лиц, подлежащих отводу: одно и то же лицо не может участвовать в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза; по их устному или письменному заявлению председательствующим судьей могут быть освобождены лица старше 60 лет; женщины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет; лица, которые в силу религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия; лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может нанести существенный вред общественным или государственным интересам; иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном заседании.
    Схема 56. Основные этапы составления общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели
    (ст. 4-8 Закона о присяжный заседателях) (на примере области) Председатель областного суда не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели предыдущего списка (либо в случае изменения и дополнения) вносит главе областной администрации представление о необходимом для работы суда числе присяжных заседателей Областная администрация, исходя из существующей пропорции числа жителей каждого района и города области, устанавливает число граждан, которых необходимо включить в списки присяжных заседателей от соответствующего района или города, о чем сообщает главам районных и городских администраций
    Районная (городская) администрация или иной исполнительнораспорядительный орган муниципального образования: составляет список кандидатов в присяжные заседатели на основе списков избирателей (согласно Государственной автоматизированной системе РФ «Выборы») путем случайной выборки из числа граждан, постоянно проживающих в соответствующем районе (городе) области. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями в соответствии с частью 2 ст. 3 Закона о присяжных заседателях (см. предыдущ. схему); извещает население соответствующего района (города), уведомляет граждан, включенных в этот список, о составлении списка кандидатов в присяжные заседатели и в течение двух недель после этого предоставляет им возможность ознакомления со списком, рассматривает поступающие письменные заявления об исключении из списка, его уточнении; уточненный список кандидатов в присяжные заседатели, подписанный главой районной (городской) администрации, представляется в областную администрацию Областная администрация: составляет на основании поступивших от районных и городских администраций списков кандидатов в присяжные заседатели общий список кандидатов в присяжные заседатели области, который подписывается главой областной администрации и скрепляется печатью; публикует общий список в средствах массовой информации соответствующих районов и городов для сведения населения; не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели предыдущего списка направляет новый общий список кандидатов в присяжные заседатели в областной суд

    Одновременно с составлением общего списка кандидатов в присяжные заседатели областная администрация составляет запасной список кандидатов в присяжные заседатели. При этом: число граждан, включаемые в запасной список, определяется областной администрацией в размере не более 1/4 всех кандидатов в присяжные заседатели, включаемых в общий список; в запасной список включаются только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту постоянного нахождения областного суда (т.е., как правило, в областном центре).
    Схема 57. Порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного заседателя
    (ст. 4, 10 Закона о присяжных заседателях)
    Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Федерации
    Вызов необходимого числа кандидатов в присяжные заседатели в суд для участия в рассмотрении дел осуществляется аппаратом суда в соответствии с распоряжениями судей, рассматривающих дела с участием коллегии присяжных заседателей
    В случае обнаружения судом обстоятельств, требующих исключения лица из списка кандидатов в присяжные заседатели, суд сообщает об этом областной администрации
    Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей один раз в год на 10 рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжного заседателя, не окончилось к моменту истечения указанного срока - на все время рассмотрения этого дела

    Кандидаты в присяжные заседатели, вызванные в суд, но не отобранные в состав коллегии присяжных заседателей и не освобожденные от исполнения обязанностей кандидатов в присяжные заседатели ввиду исключительных обстоятельств, указанных в статьях 3 и 7 Закона о присяжных заседателях, могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании
    Схема 58. Требования, предъявляемые к арбитражным заседателям
    (ст. 2 Закона об арбитражных заседателях)
    Арбитражными заседателями могут быть граждане достигшие 25 лет; с безупречной репутацией; имеющие высшее профессиональное образование; стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее 5 лет
    Арбитражными заседателями не могут быть лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость; лица, совершившие проступок, умаляющий авторитет судебной власти; лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда; лица, замещающие государственные должности, предусмотренные Законом об основах государственной службы и другими федеральными законами, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления; должностные лица правоохранительных органов, перечисленные
    в Законе об арбитражных заседателях, военнослужащие, адвокаты, нотариусы, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии); лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах

    (ст. 3 Закона об арбитражных заседателях)
    Численность арбитражных заседателей в арбитражном суде субъекта Федерации определяется из расчета не менее двух арбитражных заседателей на одного судью арбитражного суда, рассматривающего дела в первой инстанции.
    Списки арбитражных заседателей

    Схема 60. Срок полномочий арбитражного заседателя
    (ст. 4, 5 Закона об арбитражных заседателях) арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение 2 лет; по истечении срока полномочий арбитражный заседатель может быть повторно включен в списки арбитражных заседателей в установленном законом порядке; срок полномочий арбитражного заседателя, истекший в процессе рассмотрения дела с его участием, может быть продлен председателем соответствующего арбитражного суда до окончания рассмотрения дела по существу; в случаях, предусмотренных Законом об арбитражных заседателях, полномочия арбитражного заседателя приостанавливаются председателем соответствующего арбитражного суда субъекта Федерации либо прекращаются Пленумом ВАС РФ по представлению председателя соответствующего арбитражного суда субъекта Федерации

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ «СТАТУС СУДЬИ, ПРИСЯЖНЫХ И АРБИТРАЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ» Что понимается под статусом судьи? Какие требования предъявляются к кандидату на должность судьи: районного суда, областного суда, военного суда, Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ? Какие квалификационные классы присваиваются судьям Российской Федерации? Кто не может быть присяжным заседателем? Кто может быть арбитражным заседателем? В каком порядке судьи наделяются полномочиями? В каком порядке судьи привлекаются к уголовной ответственности? Возможно ли привлечение судей к дисциплинарной ответственности? Какие гарантии независимости судей устанавливает закон? На каких должностях время работы включается в стаж работы по юридической специальности, требуемый при назначении лица на должность судьи? В каком порядке наделяются полномочиями председатели судов и их заместители? Ограничивает ли закон срок полномочий судьи? В каком порядке формируются списки арбитражных заседателей? Как в законе регламентируется срок полномочий арбитражного заседателя? Каковы основные этапы составления общих списков присяжных заседателей?

    Еще по теме § 5. СТАТУС СУДЬИ, ПРИСЯЖНЫХ И АРБИТРАЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ:

    1. 23 . Каков порядок участия в осуществлении правосудия присяжных заседателей и арбитражных заседателей
    2. 21 . Каким образом осуществляется государственная защита судей, арбитражных заседателей и присяжных заседателей
    3. 32.1. Судебное разбирательство в суде с участием присяжных заседателей
    4. Порядок составления предварительного списка присяжных заседателей.
    5. §3. Судебное разбирательство в суде с участием присяжных заседателей
    6. §5. Вынесение и провозглашение вердикта присяжных заседателей
    7. 32.4. Вынесение и провозглашение вердикта присяжных заседателей
    8. § 5. Постановка вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателям
    9. Глава 32 ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ, РАССМАТРИВАЕМЫМ СУДОМ С УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
    10. § 2. Особенности производства по уголовным делам в суде с участием присяжных заседателей


    Просмотров