Чем отличается военный суд от обычного. Сходство и различие военных и общих судов общей юрисдикции, система военных судов рф

Понятие и особенности организации военных судов в Российской Федерации

Исходя из особого правового статуса военнослужащих и приравненных к ним лиц, в рамках современной судебной системы Российской Федерации сформирована самостоятельная группа элементов, под общим обозначением «военные суды».

Определение 1

Военные суды – это составная часть отечественной судебной системы, приравненная к федеральным судам общей юрисдикции, сфера компетенции которых представлена отправлением правосудия в Вооруженных силах РФ, а также в иных войсках, воинских формированиях и органах государственной власти, в которых законом предусматривается несение военной службы.

При этом проводя характеристику военных судов необходимо отметить, что несмотря на некоторую схожесть с системой федеральных судов, рассматриваемую группу юрисдикционных органов отличает наличие ряда особенностей:

  1. Военные суды формируются по территориальному принципу, исходя из мест расположения и дисклокации воинских частей, военизированных учреждений и органов государственной власти;
  2. Отличаются наличием особой подсудности рассматриваемых категорий дел;
  3. Судопроизводство и судоговорение ведется исключительно на русском языке;
  4. Особый субъектный состав лиц, в отношении которых может осуществляться производство в военных судах: военнослужащие, включая лиц, проходящих военную службу по призыву или по контракту в Вооруженных силах, иных войсках и формированиях, а равно в военизированных органах, и обладающих воинскими званиями. Кроме того, военные суды рассматривают дела в отношении граждан, проходящих военные сборы.

Одной из особенностей правового положения судей военных судов по сравнению с судьями судов общей юрисдикции и арбитражных судов, выступает больший объем неприкосновенности.

Пример 1

Так, например, в качестве одного из подтверждений приведенной точки зрения выступает то, что решение вопроса о рекомендации к назначению и прекращению полномочий всех военных судей принимается исключительно Высшей квалификационной коллегией судей РФ, в отличие от гражданских судов, в которых соответствующие вопросы в отношении большинства судей могут разрешаться на уровне квалификационных коллегий субъекта РФ.

При этом необходимо обратить внимание на то, что лишь с 2009 года появилась возможность замещения должностей военных судей без воинского офицерского звания, до того времени соответствующее звание было обязательны условием для претендента на такую должность.

Сфера компетенции военных судов

Наряду с указанием на особенности подсудности и субъектного состава дел, рассмотрение которых осуществляется в рамках военных судов, необходимо обратить внимание на то, какие конкретно категории дел могут разрешаться военным судом в отношении обозначенных выше лиц:

  • Гражданско-правовые и административные споры о защите нарушенных или оспариваемых прав военнослужащих;
  • Споры о защите прав, свобод и законных интересов соответствующих лиц от действия органов военного управления, их должностных лиц и принимаемых решений;
  • Дела об уголовных преступлениях и административных правонарушениях, совершенных военнослужащими.

Применительно к последней категории необходимо обратит внимание на то, что дела об уголовных преступлениях военнослужащих относятся к юрисдикции военных судов независимо от того находятся они на военной службе (военных сборов) или уже уволены. Ключевым фактором в рассматриваемой сфере выступает совершение преступления в период прохождения соответствующей службы (сборов).

Кроме того, военные суды рассматривают материалы и выносят решения о применении мер пресечения в отношении подсудных военнослужащих, включая такие меры как заключение под стражу, домашний арест, выносят акты о проведении следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав и свобод личности, рассматривают жалобы на действия и решений должностных лиц органов предварительного расследования и прокуратуры в отношении военнослужащих, и т.д.

Система и виды военных судов

Современная система военных судов, утвержденная на уровне российского федерального законодательства, предполагает наличие трехзвенной организации соответствующих органов, в которую входят гарнизонные, окружные суды и Коллегия по делам военнослужащих.

Гарнизонный военный суд – низшее звено системы военных судов, действующее на территории дислокации одного (или нескольких) военных гарнизонов, которым по первой инстанции рассматриваются все гражданские, административные и уголовные дела специальной юрисдикции, за исключением тех из них, которые прямо отнесены к подсудности иных звеньев системы военных судов. Судопроизводство по всем делам в гарнизонном суде ведется профессиональным судьей единолично.

Окружной (или флотский) военный суд – среднее звено системы военно-юрисдикционных органов, сфера действия которого распространяется на территорию одного или нескольких субъектов РФ, в пределах которых дислоцированы воинские части и иные учреждения, органы, формирования и войска. За исключением особенностей юрисдикции, свойства организации и деятельности окружного военного суда во многом схожи с организацией и деятельностью судов общей юрисдикции уровня субъекта РФ. В том числе, окружные суды также могут выступать в качестве первой, апелляционной и кассационной инстанций, а также пересматривать составляющие компетенцию дела по новым (вновь открывшимся) обстоятельствам, и т.д.

Военная коллегия Верховного суда (Коллегия по делам военнослужащих) – третье звено отечественной системы военных судов, к подсудности которого отнесено:

  • оспаривание ненормативных актов федеральных органов государственной власти и Президента РФ, касающихся прав и свобод военнослужащих;
  • дела о преступлениях, по подозрению в совершении которых обвиняются судьи военных судов, а равно уголовные дела особой сложности (особого общественного значения) – при наличии ходатайства обвиняемого.
В основе военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации лежат принципы централизации, полного единоначалия и воинской дисциплины, которые характеризуют военное управление как специфическую часть государственного управления. Органы военного управления представляют собой относительно обособленную систему органов государственного управления, объединенную Министерством обороны. У военнослужащих есть определенные особенности в правовом статусе, например, военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира. Право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы. Военным судам подсудны: гражданские и административные дела о защите интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, дела обо всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

2. Дисциплинарные батальоны можно назвать исправительными колониями?

Содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Военный суд отправляет сюда как за воинские, так и за общеуголовные преступления, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок. Дисбат для правонарушителя - это фактически последнее предупреждение, альтернативное, более мягкое наказание, чем в ИТК. Нахождение в ОДБ - это еще не лишение свободы. Пребывание здесь не портит биографию - после отбытия наказания судимость у бывшего "рядового переменного состава" сохраняется лишь в течение года. Минимальный срок наказания для провинившегося солдата - 3 месяца, максимальный - 2 года. Время, проведенное солдатом в дисбате, не засчитывается в срок службы по призыву, однако в виде поощрения за хорошее поведение командующий округом, которому непосредственно подчиняется эта в/ч, может своим приказом сделать исключение. Но исключение уже фактически стало правилом, а потому, выйдя из ворот дисбата, солдат отправляется домой. Помимо работы, осужденные под руководством сержанта усиленно топчут плац, добиваясь высокой степени мастерства в исполнении строевых приемов, изучают уставы и проходят общегосударственную подготовку.

3. Какие дела и в отношении кого рассматривает только военное правосудие и военные органы следствия?

Преступлениями против военной службы признаются преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов. Наиболее распространены из них преступления против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений, они нарушают определенные военным законодательством правила отношений подчиненного и начальника, а также военнослужащих, не подчиненных друг другу, между собой.

4. Положен ли солдату, в отношении которого ведёт следствие военная прокуратура, гражданский адвокат?

И вообще, чем военное следствие и военный суд отличаются от гражданских? В своей деятельности при рассмотрении дел военная прокуратура и военные суды руководствуются, как и другие суды общей юрисдикции, таким же процессуальным и материальным законодательством, а их решения могут быть обжалованы наравне с решениями иных судов общей юрисдикции в Верховный Суд РФ, где создана Военная коллегия. При осуществлении предварительного следствия и правосудия военные суды проводят обеспечение права на защиту. Адвокаты оказывают юридическую помощь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами, в порядке, определяемом Правительством РФ.

5. Назовите наиболее тяжкие военные преступления, которые предусматривают максимальные сроки наказания?

Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на Российскую Федерацию либо по обеспечению ее безопасности, если это деяние повлекло тяжкие последствия, - до 10лет лишения свободы. Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (членовредительство), или подлога документов, или иного обмана - совершенное в целях полного освобождения от исполнения обязанностей военной службы, - наказывается лишением свободы на срок до семи лет. Дезертирство, то есть самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявка в тех же целях на службу - наказывается лишением свободы на срок до семи лет, а с оружием, вверенным по службе, а равно дезертирство, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, - наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет. Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, связанное с унижением чести и достоинства или издевательством над потерпевшим либо сопряженное с насилием, - с причинением средней тяжести вреда здоровью, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет, повлекшие тяжкие последствия, - до десяти лет.

    военные суды осуществляют правосудие в отношении далеко не всех граждан ,

    их деятельность по проверке правомерности действий и решений государственных органов и должностных лиц ограничена сравнительно узкими рамками – она распространяется лишь на органы военного давления и соответствующих должностных лиц ,

    особенностью полномочий военных судов является то, что только они могут рассматривать и разрешать уголовные дела о преступлениях против военной службы (неисполнение приказа, сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы, самовольное оставление части или места службы, дезертирство, нарушение правил несения боевого дежурства, утрата военного имущества и т.д.).

В организации и функционировании военных структур на первом плане находится обеспечение безопасности Российской Фе­дерации , необходимой боеспособности и боеготовности войск и фор­мирований, поддержание воинской дисциплины и установленного по­рядка несения службы.

С учетом этих и некоторых других обстоя­тельств дислокация войск и сил флота не связывается жестко с ус­тановленным законодательством национально-территориальным или административно-территориальным делением Российской Федера­ции .

В определенных случаях войска и силы флота могут находить­ся за пределами страны . Естественно, вместе с ними располагаются и военные суды .

Однако россий­ские военные суды являются неотъемлемой частью судов общей юрисдикции .

Предусмотренный ст. 126 Конституции РФ судебный надзор за деятельностью военных судов , осуществ­ляет Верховный Суд РФ .

Понятие прокуратуры Российской Федерации, основные направления её деятельности.

Прокуратура Российской Федерации единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Рос­сийской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и ис­полнением законов, действующих на территории Российской Феде­рации .

Помимо этого, прокуратура выполняет и другие функции, установленные законодательством (ч. 1 ст. 1 Закона о прокуратуре ).

В той же статье названного закона определяется и цель проку­рорской деятельности .

Ею является:

    обеспечение верховенства закона,

    единства и укрепления законности,

    защита прав и свобод человека и гражданина,

    а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Выделяются следующие направления деятельности прокуратуры:

    уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Рос­сийской федерации ;

    координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью .

Новым направлением стал надзор за исполнением законов су­дебными приставами .

Прокуратура РФ принимает участие в правотворческой дея­тельности .

Понятие прокурорского надзора и его отрасли. Акты прокурорского реагирования.

Под прокурорским надзором можно понимать осуществляемую от имени государства деятельность спе­циально уполномоченных должностных лиц – прокуроров по обес­печению точного исполнения и единообразного применения Консти­туции РФ и законов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечения виновных к ответ­ственности .

Статус военных и гражданских лиц существенно различается. В чем конкретно это может выражаться?

В чем специфика статуса военного?

В РФ военный - это лицо, которое исполняет свои обязанности, связанные со службой в вооруженных силах, решением задач в области обеспечения безопасности страны.

Приобретать статус военного граждане России могут:

  • вследствие призыва на службу в армии;
  • вследствие подписания контракта с вооруженными силами.

Российские военные проходят службу в специализированных формированиях - воинских частях, на объектах инфраструктуры армии, в различных учреждениях, на военных базах, на боевом дежурстве (в рамках обеспечения функционирования объектов ПВО, флота, военно-воздушных сил).

Важнейшая отличительная характеристика военного человека - наличие звания. Оно присваивается исходя из уровня опыта, квалификации и заслуг военнослужащего. Как правило, наличие у человека более высокого звания предполагает, что он может отдавать распоряжения, обязательные к исполнению, если иное не установлено в нормативных актах, в адрес людей званием ниже.

Российские военнослужащие имеют ряд ограничений на осуществление некоторых видов деятельности. К примеру, предпринимательской и иной, которая оплачивается. Вместе с тем у военных РФ есть довольно большое количество социальных преференций - таких как, например, возможность получения жилья, поступления в вузы на льготной основе.

Военные должны быть готовы к участию в боевых действиях. В случае если они вступают в вооруженный конфликт, то получают особый статус - комбатанта. На них начинает распространяться действие Женевской конвенции о военнопленных, которые должны рассматриваться пленившим их субъектом главным образом как лица, исполняющие приказ и потому заслуживающие человеческого отношения и обеспечения нахождения в приемлемых условиях.

В чем специфика статуса гражданина?

Человек, имеющий статус гражданина государства, обладает основными правами и обязанностями, гарантированными национальной конституцией и иными законами страны. В современных развитых странах перечень прав гражданина довольно масштабен - они связаны, в частности, со свободой слова, передвижения, выбора занятий, выезда за рубеж, получения определенного объема государственных услуг и социальных гарантий.

Важное место в спектре прав граждан современных государств занимают политические права - избирать кандидатов в органы власти и быть избранным, организовывать объединения в защиту интересов тех или иных социальных групп, взаимодействовать с действующими органами власти.

Обязанности граждан в современных развитых странах чаще всего связаны:

  • с необходимостью исполнения норм законов, принятых государством;
  • с необходимостью уплаты налогов;
  • с необходимостью содействия реализации интересов своего государства, недопустимостью государственной измены, инициирования политических изменений революционным путем;
  • с участием в защите своего государства.

Во многих государствах мира, в том числе и в РФ, в обязанности граждан - мужского (в России) или же обоих полов - входит служба в армии, приобретение статуса военнослужащего.

Сравнение

Главное отличие военных от гражданских заключается в том, что первые наделены особыми правами и обязанностями, сущность которых предопределена прохождением ими службы в вооруженных силах государства.

Военные имеют звания, делающие возможным отдавать распоряжения в адрес солдат и офицеров званием ниже и в то же время обязующие подчиняться военнослужащим с более высоким званием. В гражданской среде подобная субординация отсутствует.

Военнослужащий должен быть готов к участию в боевых действиях - в том числе и за рубежом. Гражданин в общем случае является субъектом мирной жизни и при отсутствии всеобщей мобилизации населения даже при участии страны в вооруженном конфликте не вступает в боевые действия.

Военнослужащие обычно имеют больший объем социальных преференций, предоставляемых государством. Вместе с тем у них есть не характерные для гражданских лиц ограничения, в частности, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

У военных и гражданских может существенно различаться образ жизни. Первые значительную часть своего времени тратят на боевую подготовку, освоение различных видов техники и вооружений, изучение тактик ведения войны. Гражданские же могут заниматься совершенно иными видами деятельности.

Определив, в чем разница между военными и гражданскими, зафиксируем выводы в таблице.



Просмотров