Ликвидация унитарного предприятия влечет за собой. Ликвидация муниципального унитарного предприятия - понятие, порядок и сроки ликвидации

Общие правила создания и ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий установлены Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (в редакции от 01.12.2007, далее - Закон об унитарных предприятиях).

Напомним, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

Итак, основным отличием унитарного предприятия от коммерческих организаций других организационно-правовых форм является то, что оно не наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. От бюджетных учреждений (собственниками имущества которого также являются органы государственной власти) унитарное предприятие отличается тем, что основной целью его создания и функционирования является систематическое получение прибыли (предпринимательская деятельность).

Имущество унитарного предприятия формируется за счет: - имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

Доходов унитарного предприятия от его деятельности;

Иных не противоречащих законодательству источников.

Из этого следует, что имуществом унитарного предприятия может быть не только имущество, закрепленное за предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, но и имущество, приобретенное за счет доходов унитарного предприятия от его деятельности. Перечень источников формирования имущества не является закрытым.

Следовательно, это могут быть, например, и безвозмездное поступление имущества от коммерческих организаций, физических лиц и т.п. Кроме того, имущество может приобретаться за счет накопленной амортизации, прибыли, остающейся в распоряжении унитарного предприятия, заемных средств (с учетом требований, установленных Законом об унитарных предприятиях), а также других традиционных источников.

В пассиве баланса стоимость первоначально внесенного собственником имущества также учитывается на счете 80 "Уставный капитал", однако в отношении унитарных предприятий подобным порядком учитывается уставный фонд.

В соответствии со ст. 12 Закона об унитарных предприятиях уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующий интересы кредиторов такого предприятия.

То есть при его определении используется тот же подход, что и при определении уставного (складочного) капитала хозяйственных обществ и товариществ: уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия. За основу принята юридическая составляющая уставного фонда - в отличие от производственной или финансовой концепции поддержания капитала, применяемой при организации бухгалтерского учета по стандартам МСФО. Из этого можно сделать вывод, что, по меньшей мере, в части учета уставного фонда (как и уставного капитала) переход на стандарты МСФО не предполагается.

Весьма существенной особенностью передачи имущества в уставный фонд унитарных предприятий является законодательное регулирование их оценки. Если при формировании уставного (складочного) капитала или паевого фонда субъектов предпринимательской деятельности других организационно-правовых форм основным способом оценки передаваемого имущества является оценка, согласованная учредителями, то в ст. 8 Закона об унитарных предприятиях прямо определено, что имущество унитарных предприятий должно оцениваться в соответствии с требованиями законодательства об оценочной деятельности. Это значит, что независимо от суммы взноса, характера, состояния передаваемого имущества и иных факторов для их оценки необходимо привлечь независимого оценщика. (Для обществ с ограниченной ответственностью и производственных кооперативов необходимость использования данного вида услуг возникает только при определенных условиях - при стоимости передаваемого имущества выше определенного предела).

Минимальный размер уставного фонда ограничен п. 2 ст. 12 Закона об унитарных предприятиях: размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее 5000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия. Эта сумма в 5 раз превышает ограничение, установленное для уставного капитала открытых акционерных обществ, и в 50 раз - для закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

Учитывая определение уставного фонда, приведенное выше, нетрудно сделать вывод, что интересы кредиторов унитарных предприятий защищены более существенно, чем интересы кредиторов коммерческих организаций иных организационно-правовых форм.

Для муниципальных предприятий ограничение установлено на более низком уровне: размер уставного фонда таких предприятий должен составлять не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда.

В казенном предприятии уставный фонд не формируется. Положение, в соответствии с которым в казенном предприятии уставный фонд не формируется, содержится и в Гражданском кодексе РФ.

Каким образом и на каких счетах (пассивных) бухгалтерского учета отражается стоимость имущества, переданного казенным предприятиям, документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета не установлено.

Впредь до внесения изменений в План счетов и Инструкцию по его применению, по нашему мнению, наиболее правомерным является использование счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

2. Разумеется, для этих целей к счету должны быть открыты как минимум два субсчета: для учета стоимости имущества, переданного при создании казенного предприятия, и для учета имущества, переданного позднее (для пополнения оборотных средств казенного предприятия или иных целей).

В отличие от иных хозяйственных обществ и товариществ, в которых уставный (складочный) капитал должен быть сформирован в течение года после государственной регистрации организации, уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия. То есть срок, в течение которого все имущество и денежные средства, подлежащие передаче, должны поступить в унитарное предприятие, в 4 раза меньше.

В бухгалтерском учете применяется схема, установленная для хозяйственных обществ и товариществ:

Дебет 75 "Расчеты с учредителями" Кредит 80 "Уставный капитал" - на сумму размера уставного капитала, указанную в учредительных документах;

Дебет 51 "Расчетные счета" Кредит 75 - на сумму денежных средств, поступивших в унитарное предприятие в качестве вклада в уставный фонд;

Дебет счетов учета имущества (08 "Вложения во внеоборотные активы", 10 "Материалы" и т.д.) Кредит счета 75 - на сумму поступивших в унитарное предприятие вкладов в уставный фонд, внесенных в неденежной форме.

При внесении вкладов в уставный фонд имуществом, отличным от денежных средств, следует иметь в виду, что под установленным порядком передачи имущества понимается соблюдение требований законодательства о бухгалтерском учете по оприходованию полученных активов. В частности, если в виде взносов в уставный фонд передается недвижимое имущество, отражение его в бухгалтерском балансе возможно только после получения акта государственной регистрации прав. В соответствии со ст. 131 ГК РФ государственной регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления и т.д.

Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества.

Унитарное предприятие может быть также ликвидировано по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом РФ (ст. 64 ГК РФ) и иными федеральными законами.

Ликвидация унитарного предприятия влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию.

Одним из основных отличий ликвидации унитарного предприятия от ликвидации организации иной организационно-правовой формы является то, что остаток имущества, оставшийся после удовлетворения требований кредиторов, между работниками унитарного предприятия не распределяется, а подлежит передаче в соответствующий бюджет.

То есть по завершении расчетов с кредиторами и составления второго ликвидационного баланса все оставшееся имущество должно быть передано собственнику - органу государственной власти или органу местного самоуправления. При этом не возникает необходимости предварительного объединения всех пассивов на счете 80. Хотя собственником имущества может быть определена и иная схема списания стоимости пассивов с баланса ликвидируемого унитарного предприятия.

При уменьшении уставного фонда унитарного предприятия следует также учитывать требования ст. 15 Закона об унитарных предприятиях (так как при этом могут возникнуть дополнительные основания для ликвидации предприятия).

Порядок уменьшения уставного фонда унитарного предприятия определен ст. 15 Закона об унитарных предприятиях. При этом сохранены те же подходы, что и в отношении уставного капитала акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью:

Уставный фонд не может быть уменьшен, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше минимального размера;

Собственник имущества предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда в случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов окажется меньше размера его уставного фонда. При этом уставный фонд должен быть уменьшен до размера, не превышающего стоимости его чистых активов;

В случае если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше установленного на дату государственной регистрации такого предприятия минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества государственного или муниципального предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.

С учетом требований, предъявляемых к минимальному размеру уставного фонда, можно заключить, что наиболее вероятной представляется реорганизация унитарного предприятия в открытое акционерное общество. О ликвидации предприятия в большинстве случаев речь вряд ли может идти, так как создание унитарных предприятий, как правило, обусловлено существенными экономическими и социальными причинами;

Если собственник имущества государственного или муниципального предприятия в течение шести календарных месяцев после окончания финансового года не принимает решение об уменьшении уставного фонда, о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, о ликвидации или реорганизации государственного или муниципального предприятия, то кредиторы вправе потребовать от государственного или муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных им убытков.

Схема и последовательность действий кредиторов представляются весьма прозрачными. С большой долей вероятности можно предположить, что процитированное требование в скором будущем может стать базой для "принудительной" приватизации наиболее рентабельных унитарных предприятий;

В течение 30 дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного фонда государственное или муниципальное пред приятие обязано в письменной форме уведомить всех известных ему кредиторов об уменьшении своего уставного фонда и о его новом раз мере, а также опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении.

При этом кредиторы государственного или муниципального предприятия вправе в течение 30 дней с даты направления им уведомления о принятом решении или в течение 30 дней с даты опубликования указанного сообщения потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств государственного или муниципального предприятия и возмещения им убытков. Данная законодательная норма еще более укрепляет права и расширяет возможности кредиторов унитарного предприятия;

Государственная регистрация уменьшения уставного фонда государственного или муниципального предприятия осуществляется только при представлении таким предприятием доказательств уведомления об этом кредиторов. Аналогичное требование содержится и в Законе об АО.

Кроме того, необходимость ликвидации унитарных предприятий может возникать при осуществлении некоторых форм преобразования - присоединения или слияния.

Унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном законодательством (п. 1 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях).

В случаях, установленных федеральным законом, реорганизация унитарного предприятия в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких унитарных предприятий осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа или решения суда.

Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику (п. 3 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях).

Данное условие является специфическим для унитарных предприятий. В Законе об унитарных предприятиях прямо не говорится, но предполагается, что присоединение унитарных предприятий, имущество которых принадлежит разным собственникам (например, субъекту Российской Федерации и органу местного самоуправления), допустимо только после изменения права собственности на одно (или на несколько, если присоединяется несколько юридических лиц) предприятие, то есть после изменения вида унитарного предприятия (унитарных предприятий).

Не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия, а также изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию).

Разновидностью ликвидации юридического лица является ликвидация вследствие его банкротства. В соответствии со ст. 65 ГК РФ казенное предприятие не может быть признано несостоятельным (банкротом). Унитарное предприятие признается банкротом, если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Признание судом юридического лица банкротом влечет его ликвидацию.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, может совместно с кредиторами принять решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.

Особенности правового регулирования ликвидации организаций в рамках процедуры банкротства рассмотрены далее в отдельном подразделе.

А.Г. Шалапугин, исполнительный директор Адвокатского бюро "Лекс"

Н.В. Сандалова, исполнительный директор ООО "Лекс-Консалтинг"

Как показывает практика, механизм ликвидации предприятия , организации используется в основном для того, чтобы освободить предприятие от кредиторской задолженности или переоформить право собственности на активы.

Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрены две основные формы прекращения деятельности юридических лиц: добровольная ликвидация или принудительная ликвидация посредством процедур, предусмотренных Федеральным законом от 26.10.02 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Добровольная ликвидация

Правовыми основаниями для добровольной ликвидации юридических лиц служат положения Гражданского кодекса РФ (ст. 61-64 ч. 1) и специальных законов: Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон № 14-ФЗ), Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон № 208-ФЗ), Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и др. Кроме того, Федеральный закон от 08.08.01 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее-Федеральный закон № 129-ФЗ) установил порядок государственной регистрации факта добровольной ликвидации,

Наиболее распространены следующие причины добровольной ликвидации юридических лиц :

Потеря интереса собственников к деятельности, осуществляемой организацией (как правило, в совокупности с невозможностью продать бизнес);

Убыточность (нерентабельность) финансово-хозяйственной деятельности;

окончание срока, на который была создана организация;

Достижение целей, ради которых создавалась организация;

Состояние чистых активов предприятий.

Решение о ликвидации организации, предприятия принимается органом, уполномоченным учредительными документами организации. Для муниципальных унитарных предприятий - это решение органа местного самоуправления.

Обычно принимается решение о ликвидации предприятия , назначается ликвидационная комиссия (ликвидатор) и избирается председатель ликвидационной комиссии, определяются сроки и порядок ликвидации, в т. ч. порядок уведомления кредиторов.

Нормативными актами могут быть установлены специальные требования к составу ликвидационной комиссии юридических лиц соответствующего вида. Например, когда акционером ликвидируемого акционерного общества является государство или муниципальное образование либо учредителем муниципального унитарного предприятия выступает орган местного самоуправления, в состав ликвидационной комиссии включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом, фонда имущества или органа местного самоуправления.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого предприятия выступает в суде. В ее состав обычно включают участников и сотрудников ликвидируемого предприятия. Председателем ликвидационной комиссии, как правило, назначается руководитель предприятия.

Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о его ликвидации, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом уполномоченному государственному органу для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Статья 20 Федерального закона № 129-ФЗ предписывает сделать это в течение трех дней с даты принятия решения о ликвидации. Для этого в регистрирующий орган представляются следующие документы:

Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме Р15001;

Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора по форме Р15002;

Протокол собрания учредителей, принявших решение о ликвидации (для муниципального предприятия - решение учредителя);

Решение уполномоченного органа о назначении ликвидационной комиссии и ее руководителя;

Доверенность (для лиц, не имеющих права действовать от имени ликвидируемого лица без доверенности).

Регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических или запись о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, государственная регистрации юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, возникающих в результате его реорганизации.

В соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ, Федеральных законов № 208-Ф31 № 14-ФЗ, от 14.11.02 № 161 -ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Федеральный закон» № 161 -ФЗ) юридические лица в случае ликвидации обязаны опубликовать сообщение в специализированном журнале "Вестник государственной регистрации".

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, где публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сведения о ликвидации данного юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов, получена дебиторской задолженности и письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

При подаче объявления необходимо указать следующие сведения о ликвидируемое предприятии:

Полное наименование юридического лица;

ИНН (КПП);

Адрес (местонахождение) юридического лица;

Сведения о том, кем и когда принято решение о ликвидации;

Порядок и сроки заявления требований кредиторами, способ связи с ликвидационный комиссией (адрес, телефон).

Заявку о публикации подписывает руководитель.

В течение срока, определенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия работает согласно разработанному и утвержденному ею плану, в обязательном порядке включающему:

Инвентаризацию имущества предприятия;

Подготовку сведений о размерах и составе активов предприятия (характеристику активов, подлежащих реализации, их состояние, степень ликвидности);

Сбор сведений об участниках, имеющих право на получение доли имущества предприятия, оставшегося после расчетов с кредиторами;

Составление развернутой характеристики финансового состояния предприятия на момент ликвидации;

Увольнение персонала ликвидируемого предприятия;

Установление всех организаций, учредителем которых является юридическое лицо, и вывод его из состава учредителей.

Если ликвидируемое предприятие является единственным учредителем другой организации, то эта организация тоже должна быть ликвидирована;

Сверку расчетов по всем федеральными территориальным платежам с налоговыми органами и внебюджетными фондами;

Анализ и оценку дебиторской задолженности, разработку мероприятий по ее взысканию (группировку дебиторской задолженности по степени ликвидности, возможности и срокам получения долгов или их реализацию);

Анализ и характеристику кредиторской задолженности (подготовку решения по каждому долгу);

Определение порядка реализации иму­щества ликвидируемого предприятия (группировку имущества по степени ликвидности, возможностям и условиям реализации);

Предварительное определение порядка расчетов с кредиторами, относящимися к одной очереди удовлетворения требований кредиторов;

Определение порядка распределения между учредителями денежных и иных средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов;

Подготовку документов для исключения предприятия из Единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с утвержденным планом необходимые поручения даются бухгалтерии и другим отделам и службам предприятия.

Для взыскания задолженности ликвидационная комиссия направляет дебиторам письма с требованием выплатить деньги или вернуть имущество. Если должники отказываются платить, можно обратиться с иском в суд. В этом случае представлять интересы организации в суде будут представители ликвидационной комиссии. Дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, отражается в составе внереализационных расходов, а в дальнейшем списывается в убыток.

По правилам ст. 12 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, ликвидационная комиссия обязана провести инвентаризацию имущества ликвидируемого предприятия. Инвентаризация, проводимая при ликвидации предприятия, ничем не отличается от обычной инвентаризации. При этом проверке подлежат абсолютно все позиции активов и пассивов. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета. При проведении инвентаризации следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. приказом Минфина России от 13.06.95 № 49.

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации работодатель предупреждает работников персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения. Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца, одновременно выплатив ему дополнительную компенсацию в размере двухмесячного среднего заработка.

При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не более чем на два месяца со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Кроме того, работнику выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск. В соответствии со ст. 140 ТК РФ администрация предприятия должна рассчитаться с увольняемым сотрудником в последний день его работы. Если в этот день его не было на рабочем месте, то следует выплатить ему деньги на следующий день, после того, как он за ними обратится.

Согласно п. 1 ст. 49 НК РФ обязанность по уплате налогов ликвидируемой организации исполняет ликвидационная комиссия за счет денежных средств, поступающих от реализации имущества. Если организация продала какие-либо активы, то у нее возникает обязанность по уплате налогов, связанных с этой продажей (НДС, налог на прибыль). Ликвидационная комиссия обязана представлять в налоговый орган декларации по каждому из налогов, подлежащих уплате в бюджет до момента ликвидации организации.

Если денежных средств ликвидируемой организации, в частности полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, то остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации. В случае несостоятельности (банкротства) общества по вине его участников или других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом определять его действия, на указанных участников или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

После получения уведомления о начале ликвидации предприятия налоговая инспекция, являясь потенциальным кредитором организации в случае не доначисления налогов, начинает проверять ликвидируемое предприятие. Проверка проводится по всем налогам независимо оттого, когда проводились предыдущие проверки.

Проведение налоговой проверки является самым длительным периодом в процедуре ликвидации, который зависит от оборотов конкретной организации и загруженности инспектора, контролирующего данную организацию. Согласно Налоговому кодексу РФ проверка охватывает три последних календарных года. По закону она является выездной, однако на практике проводится только у средних и крупных налогоплательщиков. Небольшие компании, как правило, сами представляют в инспекцию все запрашиваемые документы.

По необходимости, уполномоченные должностные лица, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых им для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения. На основании актов сверки с налоговыми органами и актов документальной проверки расчетов определяется сумма задолженности организации.

Промежуточный ликвидационный баланс составляется по действующим правилам ведения бухгалтерского учета и отчетности и характеризует имущественное и финансовое положение юридического лица (активы и пассивы) по состоянию на дату истечения срока для предъявления требований кредиторов, указанного в сообщении о ликвидации юридического лица. В соответствии с Законом о бухгалтерском учете при ликвидации юридического лица для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности ликвидационная комиссия обязана в ходе инвентаризации имущества и обязательств юридического лица проверить и документально подтвердить их наличие, состояние и оценку. К промежуточному ликвидационному балансу прилагаются перечень имущества ликвидируемого юридического лица, а также перечень кредиторов и их требований, учтенных в размере, признанном ликвидационной комиссией.

Требования кредиторов учитываются в размере, признанном ликвидационной комиссией, на основании документов, подтверждающих наличие и размер обязательств юридического лица. Такими документами являются договор, заключенный данным юридическим лицом, решение судебных органов, иные документы (ценные бумаги, в т. ч. векселя, платежные поручения и т. п.).

В случае несогласия ликвидационной комиссии с суммой требования кредитора в промежуточном ликвидационном балансе отражается сумма требования, принятая ликвидационной комиссией. Обязательства ликвидируемого юридического лица, по которым не предъявлены требования в установленный срок, а также заявленные в установленный срок, но не признанные органом, осуществляющим ликвидацию, также отражаются на соответствующих счетах промежуточного ликвидационного баланса. При решении суда об удовлетворении требования кредитора такое требование учитывается в промежуточном ликвидационном балансе в размере, определенном решением суда.

Если стоимость имущества юридического лица по данным промежуточного ликвидационного баланса недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидация юридического лица должна проводиться в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве). В частности, ликвидационная комиссия должна совершить действия либо по подготовке к применению процедуры добровольной ликвидации, что предусматривает принятие такого решения совместно с кредиторами, либо по подаче в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) юридического лица.

Промежуточный ликвидационный баланс выносится ликвидационной комиссией на рассмотрение учредителей (участников) юридического лица или органа, принявших решение о ликвидации, и утверждается ими. Законом могут быть предусмотрены случаи, в которых утверждение промежуточного ликвидационного баланса осуществляется по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Таким образом, промежуточный ликвидационный баланс составляется перед тем, как удовлетворять требования, предъявленные кредиторами в срок, установленный ликвидационной комиссией. Цель составления баланса - уточнить реальное финансовое положение ликвидируемого предприятия.

В регистрирующий орган представляются:

Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме Р15003;

Доверенность (для лиц, не имеющих права действовать от имени ликвидируемого лица без доверенности);

Промежуточный ликвидационный баланс.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом.

Законом установлены очередность и порядок удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица. Основанием для начала выплаты денежных сумм кредиторам является утверждение промежуточного ликвидационного баланса юридического лица.

Выплаты кредиторам первых четырех очередей осуществляются со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а выплаты кредиторам пятой очереди по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. При этом требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица. Требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, а также не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, считаются погашенными.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, также считаются погашенными. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлен законом. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредите ров, заявленных в срок.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торге в порядке, установленном для исполнена судебных решений. Порядок реализации имущества определен Федеральным закону от 21.07.97 № 119-ФЗ "Об исполнительно) производстве" и осуществляется в следующей очередности. Перед продажей имущества ликвидационная комиссия сама оценивает его по рыночной стоимости или привлекает независимого оценщика. Затем оно реализуется специализированной организацией.

Недвижимое имущество реализуется на торгах. Эти торги подготавливают и проводя организации, имеющие право совершат сделки с недвижимостью. Сначала продается имущество, которое не участвует в производстве. Это могут быть ценные бумаги валютные ценности, транспортные средств и т. д. Затем подлежит продаже готова продукция. В последнюю очередь продается недвижимость, сырье, материалы иные средства.

Ликвидационная комиссия должна принять решение об очередности реализации активов предприятия, исходя из экономической целесообразности.

Нельзя забывать, что операции по выбытию имущества облагаются всеми установленными налогами. Полученные денежные средства поступают в кассу предприятия или на его расчетный счет. После этого продолжается процесс расчетов с кредиторами.

После осуществления расчетов со всеми кредиторами ликвидационная комиссия в соответствии с п. 5 ст. 63 ГК РФ должна составить ликвидационный баланс. Этот баланс содержит информацию об активах, которые остались у организации к моменту ее ликвидации и до того, как будут произведены расчеты с учредителями. По ликвидационному балансу можно судить об имуществе, которое переходит к учредителям. Баланс утверждается учредителями (участни­ками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации, а также согласовывается с налоговым органом.

Имущество, оставшееся после расчетов организации с кредиторами, распределяется между ее участниками пропорционально их доле в уставном капитале организации. Распределение имущества между учредителями производится на основании акта. В нем указывается, кому и что передается. Акт подписывают все участники организации.

После проведения взаиморасчетов необходимо закрыть все счета организации в банках, для чего достаточно подписать заявление о закрытии счета, которое выдается самим банком. Следует уведомить налоговую инспекцию о закрытии счетов. Для этого нужно подать сообщение о закрытии счета в двух экземплярах, на одном из которых налоговая инспекция поставит отметку с датой принятия. Такое сообщение необходимо сдать не позднее десяти дней со дня закрытия счета. Невыполнение данного требования влечет наложение штрафа в размере 5000 руб.

Предприятие прекращает свое существование после внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц.

После утверждения ликвидационного баланса заявитель (руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) или конкурсный управляющий) направляет в регистрационный орган:

Заявление о государственной регистрации по форме Р16001, утвержденной Правительством РФ, с нотариально заверенной подписью заявителя. В заявлении подтверждаются соблюдение установленного федеральным законом порядка ликвидации юридического лица, завершение его расчетов с кредиторами и согласование вопросов ликвидации юридического лица с соответствующими государственными и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

Подлинник платежного поручения об уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.;

Два экземпляра расписки;

Ликвидационный баланс.

Необходимо отметить, что от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц освобождаются:

Органы государственной власти и местного самоуправления;

Профессиональные союзы, объединения (ассоциации) профессиональных союзов, первичные профсоюзные организации при их государственной регистрации в качестве юридических лиц, в частности при государственной регистрации изме­нений, вносимых в их учредительные документы.

В течение пяти дней с даты подачи указанного комплекта документов налоговая инспекция обязана выдать свидетельство о прекращении деятельности юридического лица и уведомление о снятии с налогового учета. Внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ) осуществляют снятие с учета только после того, как это будет сделано в налоговом органе.

Снятие с учета в фондах осложняется следующим обстоятельством: внебюджетные фонды так же, как и налоговая инспекция, обязаны провести проверку налогоплательщика, включая сверку по платежам. В случае выявления у ликвидируемой организации задолженности оплата происходит не с расчетного счета, так как он уже закрыт, а через Сбербанк России. Поэтому сверку с фондами необходимо провести до составления промежуточного ликвидационного баланса.

После получения свидетельства о прекращении деятельности нужно уничтожить печать и сдать документы в архив. Действующее законодательство не разъясняет процедуру уничтожения печати. Обычно составляется акт об уничтожении, который подписывается председателем ликвидационной комиссии. Собственно, на этом процедура добровольной ликвидации заканчивается.

Данный механизм является началом ликвидации предприятия в принудительном порядке (по заявлению собственника (учредителя) или руководителя предприятия) при наличии задолженности, которую невозможно погасить в установленный законом срок.

Срок проведения всех предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации ликвидационных процедур составляет от 2 до 7 месяцев с момента опубликования соответствующего сообщения в журнале "Вестник государственной регистрации".

С проведением процедуры добровольной ликвидации муниципального унитарного предприятия связаны следующие затраты: на вознаграждение членов ликвидационной комиссии (заработная плата в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации); на публикацию соответствующих сообщений в СМИ; на нотариальное заверение документов, представляемых в государственные органы.

Принудительная ликвидация

Как и другие коммерческие организации, муниципальное унитарное предприятие может быть признано несостоятельным и подвергнуто процедуре принудительной ликвидации (банкротству) в соответствии с положениями Федерального закона от 26.10. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон № 127-Ф; Согласно действующему законодательству несостоятельность (банкротство) – это признанная арбитражным судом неспособность должника:

В полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам (банковские кредиты, расчеты по договорам, оплата векселей, бюджетные кредиты и др.);

В полном объеме исполнить обязанности по уплате обязательных платежей (налоги, сборы, другие платежи в бюджеты и уровней и в государственные внебюджетные фонды).

Муниципальное унитарное предприятие считается несостоятельным, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии что требования к должнику - унитарному предприятию в совокупности составляет не менее 100 000 руб.

При рассмотрении дел о банкротстве муниципальных унитарных предприятий, как правило, применяются следующие процедуры банкротства:

Наблюдение - процедура банкротства применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом в
обеспечения сохранности его имущества проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях сораз мерного удовлетворения требований кредиторов за счет продажи имущества должника.

Специфика применения процедур бан­кротства в отношении муниципальных уни­тарных предприятий связана с их особым правовым статусом, который определен федеральным законодательством.

Процедура банкротства, как правило, преследует две цели:

Освобождение предприятия от кредитор­ской задолженности при сохранении действующего бизнеса в ходе финансо­вого оздоровления или внешнего управ­ления;

Перераспределение ресурсов в пользу нового собственника в результате ликви­дации предприятия-должника в ходе конкурсного производства.

В обоих случаях процедура банкротства призвана защищать интересы и должника, и кредитора. При этом должник в лице муни­ципального унитарного предприятия получа­ет возможность восстановить свое финансо­вое состояние, не подвергаясь ликвидации, а кредиторы получают гарантию исполнения в их пользу денежных обязательств за счет продажи имущества должника.

Если собственник унитарного предпри­ятия не заинтересован в продолжении его деятельности, Федеральный закон № 127-ФЗ дает возможность добровольно объявить о банкротстве предприятия-должника. Осно­ванием для объявления должника - унитар­ного предприятия банкротом является реше­ние собственника его имущества в лице уполномоченного органа.

Согласно Федеральному закону № 161 -ФЗ при ликвидации унитарного предприятия по решению собственника имущества в случае его неспособности удовлетворить требова­ния кредиторов в полном объеме руководи­тель муниципального предприятия или лик­видационная комиссия обязаны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании предприятия банкротом. Ситуация осложняется тем, что ряд муниципальных унитарных предприятий, в отношении которых приняты решения о ликвидации, не имеют собствен­ных средств и имущества для удовлетворе­ния в полном объеме требований кредиторов и возмещения расходов на ликвидационные мероприятия.

Таким предприятиям арбитражный суд отказывает в принятии заявления о призна­нии несостоятельным (банкротом), ссылаясь на недостаточность средств для финансиро­вания судебных расходов, а именно на возна­граждение арбитражного управляющего и оплату услуг привлекаемых лиц, на опуб­ликование соответствующих сведений. Под­тверждением этому являются положения ин­формационного письма Президиума ВАС РФ от 26.07.05 № 94 "О порядке рассмотрения заявления должника о признании его банкро­том при отсутствии у него имущества, дос­таточного для покрытия расходов по делу о банкротстве". Если выясняются подобные обстоятельства, предусмотренные ст. 230 Федерального закона № 127-ФЗ, то арбит­ражный суд применяет положения о банкрот­стве отсутствующего должника. По смыслу п. 1 ст. 227 Федерального закона № 127-ФЗ заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано в арбитражный суд только конкурсным кре­дитором либо уполномоченным органом.

Таким образом, необходимым условием для принятия арбитражным судом заявления собственника (учредителя) или руководителя предприятия о признании муниципального унитарного предприятия несостоятельным (банкротом) является нахождение на балансе предприятия достаточного количества иму­щества для покрытия судебных расходов.

К числу преимуществ начала процесса банкротства через добровольную ликви­дацию необходимо отнести отсутствие про­цедуры наблюдения (срок от 2 до 7 месяцев с соответствующими затратами на вознагра­ждение временного управляющего и его расходов на проведение соответствующих мероприятий), в ходе которой анализируется финансово-хозяйственная деятельность и выявляются признаки преднамеренного (фиктивного) банкротства. Конкурсное про­изводство, как правило, открывается сроком на один год.

К затратам, связанным с ходом конкурс­ного производства, можно отнести:

Вознаграждение конкурсного управляю­щего, которое составляет законодательно установленный ежемесячный минимум в размере 10 000 руб.;

Расходы, связанные с вознаграждением бухгалтера, лиц, привлеченных к проведению инвентаризации и прочим мероприятиям.

Итак Вы ищете Порядок ликвидации муниципального предприятия . В интернете можно скопировать довольно много примеров. Как отыскать соответствующий и тот который подходит к конкретной ситуации. Юристы подготовили правила. Выясните составителя документа. Доверие адвоката, который изготовил образец сделает понятной полезность изделия. Важным будет сколько месяцев назад он был изготовлен. Старые формуляры мало доставят облегчения. Критичным выясняется вопрос в любой ли стране возможно было применять. Не все, что размещено в справочниках можно применять для каждого случая. Для страховки проверьте еще парочку подобных.

Муниципальные предприятия в России имеют организационно-правовую форму, которая наделяет их правом использования и управления имуществом, закрепленным за ними собственником. В качестве собственников муниципальных предприятий могут выступать так называемые муниципальные образования, т.е. районы, поселения, города и т.д., а также государственные органы.

Горячие новости

Порядок ликвидации предприятия в Украине от А до Я Аналитические материалы

  • admin
  • Апрель 29, 2013
  • 0 Комментариев

    Перед многими юридическими лицами однажды встает вопрос об окончании своей предпринимательской деятельности и ликвидации предприятия.

    Однако данный процесс достаточно «затянутый», в связи с тем, что в нем задействовано много органов, которые непосредственно связанны с соответствующим видом деятельности. Чтобы ускорить процесс ликвидации предприятия. необходимо соблюдать порядок предусмотренный законодательством Украины.

    Основные пункты при ликвидации предприятия:

    Решение о процессе ликвидации предприятия;

    Назначение комиссии по ликвидации предприятия

    Предоставление всех необходимых документов в налоговую службу согласно законодательству

    Закрытие банковского счета

    Налоговая проверка соответствующего предприятия на наличие задолженности перед государством;

    Передача предприятием печатей и штампов инстанции

    Подготовка и предоставление соответствующих документов для исключения юридического лица из единого государственного реестра

    Принятие решения о ликвидации предприятия

    Решение о ликвидации может быть принято в самостоятельном порядке, при котором онооформляется по форме протокола на основании общего собрания учредителей. Или же решение выносится органам исполнительной власти (судом), наиболее распространенной причиной, которого является – банкротство.

    Назначение ликвидационной комиссии

    После принятия решения о ликвидации предприятия, органом вынесшим решение назначается ликвидационная комиссия.

    План и сроки относительно ликвидации предприятия

    Назначив ликвидационную комиссию, обязательно требуется установить сроки и привести в действие план по ликвидации предприятия. В соответствии с законодательством срок должен быть не меньше двух месяцев со дня принятия решения о ликвидации предприятия.

    Однако данный срок не предусматривает ситуацию, при которой ликвидация была назначена судом из-за банкротства юридического лица.

    В чем заключается суть плана ликвидации предприятия?

    План ликвидации – это своеобразный порядокпроцесса по ликвидации предприятия, который регулируется законодательством Украины и ускоряет его завершение.

    В план ликвидации входит ряд пунктов, а именно:

    1. назначается комиссия по ликвидации предприятия, составляются соответствующие документы о сдаче и приеме реквизитов предприятия;

    2. оповещение о ликвидации – это предусмотрено для того чтобы кредиторы моги предъявить предприятию свои требования, в случае открытых у них счетов.

    3. составление смет относительно кредитной задолженности ликвидируемого предприятия и его доходов. А также полное взыскание, в случае нехватки средств у предприятия первоначально взымается сумма по задолженности перед государством.

    4. имущественная оценка предприятия

    5. после принятия решения о ликвидации составляется документ о финансовом состоянии ликвидируемого предприятия, который подтверждается подписью владельцев или соучредителями компании.

    6. уведомление о ликвидации государственных органов и соответствующее оформление данных уведомлений:

    Для государственного регистратора предоставляется копия с решением относительно ликвидации, которая заверена нотариусом и документы об оплате объявления о ликвидации

    Для налоговой инспекции следует подготовить пакет документов, который состоит из: заявление по форме №8-ОПП от юридического лица, справка формы №4-ОПП, копия решения о ликвидации предприятия, копия решения о назначении комиссии, ведомость от государственного регистратора, подтверждающая внесение в реестр отметки о ликвидации, далее в течение 10 дней, необходимо предоставить финансовый отчет, то есть ликвидационный баланс.

    7. подается заявление в государственные органы, связанные с деятельностью предприятия о снятии с учета юридического лица. Заявление подается в течение 10 дней со дня решения о ликвидации.

    8. рассматриваются требования от заемщиков, если у предприятия нет денежных средств для их погашения, то расчет производится посредством продажи имущества ликвидируемого предприятия.

    9. производятся взыскания и выплаты относительно задолженности по дебету;

    10. решается вопрос относительно кадровой ситуации на ликвидируемом предприятии;

    11. производятся внеплановые проверки и выезды налоговой инспекцией;

    12. производится проверка правильности расчетов и уплаты налогов и взносов в бюджет, при выявлении задолженности предприятие в обязательном порядке выплачивает всю сумму.

    13. выдача органами налоговой службы справки о том, что предприятие не имеет задолженности перед бюджетом государства. Данная справка действительна в течение месяца с момента ее получения;

    14. закрытие всех банковских счетов, ликвидируемого предприятия, при этом остается нетронутым счет, который предназначен для ликвидации. Для осуществления данного процесса в банк подается ряд документов: копия решения о ликвидации, заверенная нотариусом и нотариально заверенный документ с подписями соучредителей и членов ликвидационной комиссии.

    15. подача заявления об аннуляции регистрации предприятия в органы налоговой службы, через 10 дней налоговая служба должна предоставить решение об аннуляции;

    16. составляется итоговая ликвидационная смета, которая предоставляется для подписи государственному регистратору;

    17. передача всех реквизитов в МВД и их аннуляция

    18. составление комиссией акта по ликвидации предприятия

    19. передача всех документов ликвидируемого предприятия в архив

    20. предоставление справки о ликвидации

    21. Пройдя все пункты данного плана, следует государственному регистратору предоставить документы:

    Справки из государственных органов об отсутствии задолженности;

    Акт, составленный ликвидационной комиссией, а также ликвидационный баланс;

    Справка, предоставленная архивом;

    Свидетельство о государственной регистрации;

    После исключения предприятия из Единого реестра государства, уполномоченному лицу выдается справка о ликвидации предприятия.

    Реорганизация и ликвидация образовательного учреждения

    Организационная форма образованного предприятия подразумевает возможность или невозможность их собственников управлять вверенной собственностью. Согласно этому, к организационно-правовой форме, позволяющей собственнику пользоваться и управлять имуществом, за ним закрепленным, относятся и все муниципальные образования Российской Федерации. В качестве собственников в этом случае выступают непосредственно муниципальные образования, такие как районы, города, поселения и государственные органы.

    Структура образовательного учреждения и система управления.

    Среди разнообразия существующих муниципальных организаций особое место занимают государственные бюджетные предприятия областного, краевого, городского или районного значения плюс государственные учреждения образования, культуры и спорта, здравоохранения, и т.д. Стало быть, каждое из них подразумевает прохождение нескольких этапов своего функционирования. Это организация, управление и ликвидация муниципального образования.

    Как и все другие организации, администрация муниципального уровня имеет право на прекращение своей деятельности 2-мя способами. Первый предполагает путь полной ликвидации организации или его своевременной реорганизации.

    Второй случай делает возможным слияние данной компании с другим предприятием: присоединение ее к существующему и успешно функционирующему государственному холдингу или разделение данной компании на несколько специализированных и т.д. При реорганизации муниципального образования поддерживается тенденция, предусматривающая сохранение имеющегося до данного процесса, его правового статуса.

    Законные основы реорганизации и ликвидации образовательного учреждения

    Прекратить свою работу муниципальное предприятие может согласно установленному для юридических лиц закону. Как и все другие организации, муниципальное образование ликвидироваться может 2-мя принятыми решениями. В первом случае это происходит согласно решению его учредителей или собственников.

    Второй случай предполагает вмешательство суда, который и выносит, опираясь на имеющиеся основания, свое решение. В список тех оснований, которых достаточно для ликвидации предприятия. согласно статьи 61.2.3. Гражданского кодекса Российской Федерации, включают грубые, неустранимые никаким способом нарушения законодательства, которые имели место в период создания или функционирования предприятия.

    А также в случае, если администрация организации осуществляет деятельность без разрешающих документов либо она противоречит целям, указанным в главном документе – уставе данного предприятия.

    Если вдруг какое-то из вышеуказанных условий приводит к необходимости пойти на ликвидацию муниципального образования, то нужно приступить к действиям, которые законодательно установлены.

    Порядок ликвидации предприятия муниципального уровня

    Статья 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывающая «Порядок ликвидации юридического лица », совместно с Федеральным законом и прикрепленными к нему иными нормативными правовыми актами позволяет администрации официальным образом справиться с поставленной задачей.

    После того как решение о прекращении существования образования уже принято, в силу вступает законная процедура. Для ее осуществления собственнику необходимо создать ликвидационную комиссию. В состав данной группы входят учредители и все непосредственные участники предприятия. Данная группа берет на себя существующие обязанности и права, связанные с функционированием и управлением делами муниципальной компании.

    Далее ликвидационная комиссия должна разместить в СМИ, в печатном виде, данные о ликвидации образования, об утвержденном порядке и сроках принятия требований к должнику, которые имеют кредиторы ликвидируемой фирмы.

    В срок за 2 месяца после данной публикации ликвидационная комиссия должна приступить к выявлению кредиторов, имеющихся у администрации образования, и к сбору дебиторской задолженности, если она имеется. Более того, к обязанностям данной комиссии относят и необходимость в письменном виде извещать кредиторов о процессе ликвидации муниципального образования.

    Когда же этот этап завершен, в порядке ликвидации муниципального предприятия происходит составление ликвидационного баланса. В нем указывается информация об имуществе администрации ликвидируемого предприятия, перечень долговых требований, которые предъявляются кредиторами, и итоги проведенной работы. Этот ликвидационный промежуточный баланс зачитывается на собрании кредиторов и принимается уполномоченным органом в государственном порядке.

    В той ситуации, когда у ликвидируемого образования нет достаточно средств на то, чтобы в полном объеме рассчитаться с кредиторами, ликвидационной комиссией принимаются меры по самостоятельной реализации имущества. Для этого комиссия организует аукцион, на что указывает Гражданский кодекс Российской Федерации в пункте 3, статьи 63.

    Администрации многих муниципальных организаций сталкиваются с такими ситуациями, когда дальнейшее существование их невозможно, по крайней мере, в их прежнем виде. Дела становятся настолько плохими, что единственным решением является его непременное закрытие.

    Хотя сегодняшний день предоставляет возможность прекратить деятельность образования многими другими способами. И выбрать самый подходящий из них можно будет в зависимости от тех обстоятельств, которые сложились в организации. Не менее важно и обратить внимание на преимущества, которыми обладают данные виды, предполагающие организацию процедуры ликвидации.

    Добровольная ликвидация организации

    Добровольной ликвидацией называют официальную деятельность, направленную на прекращение деятельности предприятия, при которой данное решение принимает сам учредитель, администрация или же все участники муниципального учреждения. Этот процесс длится очень долго и предусматривает определенный порядок действий, который установлен законодательно.

    Сперва в единый государственный реестр юридических лиц необходимо внести информацию о том, что предприятие вошло в стадию ликвидации.

    Затем организуется ликвидационная комиссия, с помощью которой публикуются сведения о прекращении деятельности организации в специализированном печатном издании. После этого в течение 2-х месяцев кредиторы предъявляют свои претензии. Затем комиссией организуется работа по получению дебиторской задолженности и определению всех требований по задолженности предприятия, после чего сводится баланс.

    Если необходимо, комиссия организует аукционную распродажу имущества муниципального образования. Одновременно с этим, свою проверку проводит и налоговая служба, цель которой определить, имеет ли предприятие задолженности государству. Если все эти этапы проходят без чрезвычайных ситуаций, то официально организация будет ликвидирована в течение полугода.

    Такой способ может гарантировать, что с закрытым предприятием в будущем, не возникнет никаких проблем, так как оно пройдет все необходимые проверки, что докажет отсутствие у муниципального предприятия долговых обязательств.

    Возможные способы ликвидации муниципального учреждения

    Многими юридическими фирмами предлагается несколько способов ликвидировать муниципальное образование.

    Ликвидировать путем постановления о смене администрации – директора и главного бухгалтера компании

    Данный способ занимает самое малое количество времени – всего 1,5-2 недели, да и стоимость его много дешевле, нежели всех остальных. Он будет приемлем для тех, кому необходимо в максимально сжатые сроки избавиться от имеющегося предприятия.

    Для этого необходимо быть уверенным в том, что это предприятие не имеет никаких долгов и обязательств перед кредиторами. Но этот случай абсолютно не застрахован от того, что организацию и ее новую администрацию не настигнет налоговая проверка. Это обусловлено тем, что запись о ликвидации организации будет внесена в Единый Государственный Реестр, что автоматически вносит все сведения о муниципальном образовании в базу данных налоговой службы.

    Реорганизация предприятия путем слияния или присоединения к другой компании

    В этом случае обеспечивается передача прав и обязанностей от бывшей администрации учреждения к его правопреемникам. Таким образом, предприятие фактически остается и функционирует в дальнейшем, но уже в новом для него виде. Данный способ занимает приблизительно 3-4 месяца.

    При всем при этом он считается самым сложным из всех остальных видов ликвидации муниципального учреждения, что сказывается и на цене данной процедуры, которая дороже всех остальных. Более того, подобным способом, администрация ликвидируемого учреждения может избежать лишних проблем с налоговыми структурами, что особенно привлекательно для муниципального предприятия с государственными долгами.

    Этапы, входящие в процедуру ликвидации

    Ликвидации может пройти по 2-м сценариям: полное и официальное прекращение всех действий учреждения или же обыкновенная перерегистрация, смысл которой заключается в получении постановления о выводе предприятия из государственного реестра. Во втором случае администрации компании предстоит пройти процедуру, содержащую полную проверку ИФНС и другими государственными учреждениями. Производится аннулирование всех документов учреждения, в том числе и его устава, удаление печатных документов или сдача их в государственный архив.

    Для достижения успешного результата придется пройти несколько этапов. На первом из них участники собрания должны принять решение о ликвидации учреждения. создании соответствующей комиссии, которая станет заниматься делами, при помощи которых обеспечивается порядок ликвидации и обеспечивается контроль сроков осуществления работы.

    На следующем этапе в течение 3-х дней происходит оповещение официальных государственных органов о решении прекратить деятельность администрации и всего учреждения. После чего процедура ликвидации отмечается в государственном реестре. Организованной комиссией публикуется объявление о принятом решении, где указывается информация о сроках подачи претензий со стороны кредиторов и адресе, по которому это можно сделать.

    Установленный срок не должен превышать 2-х месяцев от момента публикации в прессе. Затем ликвидационная комиссия должна подать заявление в те органы, которые контролируют данное учреждение, о снятии его с налогового учета.

    Дальнейшая работа связана с описью обязательств и имущества муниципального предприятия. В этот процесс может быть вовлечена и администрация учреждения. Более того, в этот же момент происходит поиск всех, если таковые имеются, кредиторов. Их необходимо письменно известить о предстоящем закрытии компании.

    Итоговые этапы процедуры

    В итоге периода, отведенного для того, чтобы кредиторы выразили претензии, комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который утверждает администрация учреждения. Это означает начало конечного этапа по ликвидации муниципального образования.

    Далее имеющийся промежуточный баланс по ликвидации отправляется в инспекцию, согласно которому все счета учреждения закрываются. Если у него есть долги, то их необходимо погасить. Вспомогательным моментом тут может стать распродажа имущества и оплата долгов вырученными средствами. Происходит это в установленном Гражданским кодексом порядке.

    Когда все процедуры уже окончены, ликвидационная комиссия должна собрать все документы и отправить их в органы регистрации, там решается вопрос о том, снимут данное муниципальное учреждение с реестра или нет. Срок ликвидации предприятия по общей схеме может продлиться от 6 месяцев до 1 года. Если администрация решает перерегистрировать муниципальное образование посредством изменения его руководителей, то измениться, по желанию новой администрации, может только устав и договор учреждения.

    Алгоритм быстрой ликвидации компании

    Для того чтобы процесс ликвидации муниципального образования прошел успешно и не затянулся на долгие годы, необходимо грамотно подойти к его организации. Для этого был разработан пошаговый алгоритм действий администрации по прекращению деятельности организации.

    Первое действие: сразу же при образовании необходимости ликвидировать предприятие поставьте в известность Федеральную налоговую службу, которая должна будет на основании вашего заявления внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации. Если в течение 3-х дней вы сделать это не успеете, то штрафа в размере 5 тысяч рублей не избежать.

    Второе действие – создайте ликвидационную комиссию.

    Третье действие предполагает работу комиссии по публикации сведений о прекращении работы муниципального учреждения. В статье необходимо сообщить срок, в который кредиторы смогут предъявить требования, касающиеся платежных обязательств администрации предприятия. Этот срок должен равняться примерно 2-м месяцам.

    Следующее действие предполагает проведение инвентаризации имущества и оповещение кредиторов об официальном закрытии предприятия.

    Пятое действие состоит в необходимости составления промежуточного ликвидационного баланса, в который входит информация об имуществе муниципального образования, список требований, предъявленных кредиторами и результаты по их рассмотрению. После того как администрация и учредители образования утвердят данный документ, он отправляется в налоговую инспекцию.

    Следующее действие предполагает распределение материальных средств, собранных с продажи имущества по кредиторам. Параллельно производиться деятельность ликвидационной комиссии по получению дебиторской задолженности с полным погашением долговых обязательств. После чего предприятие считается практически готовым к официальному закрытию. Ликвидационной комиссии нужно будет снова составить баланс, который администрация должна подписать.

    Если вдруг после погашения долгов учреждения остаются какие-нибудь средства, то распределяться они будут между учредителями или участниками закрывающегося предприятия. Когда данные действия полностью завершатся, все его банковские счета будут закрыты.

    Последним действием станет подача в налоговую службу заявления по особой форме № Р16001, согласно которому производится государственная регистрация юридического лица, связанная с его ликвидацией. Заявление должно быть подписано руководителем ликвидационной комиссии и заверено нотариусом. Более того, необходимо будет заплатить и государственную пошлину, после чего выйдет постановление о ликвидации.

    Успешное решение проблемы по ликвидации муниципального образования будет возможным при грамотном подходе администрации данного предприятия, с обращением к опытным юристам.

    Порядок ликвидации муниципального предприятия

    Муниципальные предприятия в России имеют организационно-правовую форму, которая наделяет их правом использования и управления имуществом, закрепленным за ними собственником. В качестве собственников муниципальных предприятий могут выступать так называемые муниципальные образования, т.е. районы, поселения, города и т.д. а также государственные органы.

    Среди разновидностей муниципальных предприятий встречаются государственные бюджетные организации областного, городского, районного значения, а также учреждения образования, здравоохранения, культуры и т.д.

    Как и любая другая организация, муниципальное предприятие может прекратить свою деятельность двумя способами: путем ликвидации предприятия и его реорганизации. Во втором случае возможны слияние с другим предприятием, присоединение к какому-либо государственному холдингу, а также его разделение и другие способы реорганизации предприятия. Процесс реорганизации муниципального предприятия имеет определенную специфику, которая предусматривает сохранение его правового статуса.

    Прекращение работы муниципального предприятия осуществляется по закону, установленному для юридических лиц. Как и многие другие организации, муниципальное предприятие ликвидируется по двум решениям: по решению его учредителя или собственника, а также по судебному решению на определенных основаниях. В числе оснований для ликвидации предприятия, относительно статьи 61.2.3. в Гражданском кодексе РФ, грубые неустранимые нарушения законов во время создания или действия предприятия, осуществление данным предприятием деятельности без разрешительных документов либо противоречащей целям, прописанным в уставе предприятия, и т.д.

    Если какое-либо из названных условий привело к необходимости произвести ликвидацию муниципального предприятия, то здесь дальнейшие действия должны производиться в соответствии с установленным порядком.

    Порядок ликвидации муниципального предприятия определяется статьей 63 Гражданского кодекса РФ «Порядок ликвидации юридического лица», а также по Федеральному закону и иным нормативным правовым актам.

    После принятие решения о прекращении существования предприятия начинается процедура прекращения деятельности муниципального предприятия. Согласно установленному порядку, собственник имущества предприятия создает ликвидационную комиссию, в состав которой войдут учредители и участники предприятия. С этого момента она берет на себя обязанности и право управления делами муниципального предприятия.

    Комиссия размещает в СМИ сведения о ликвидации предприятия, а также о порядке и назначенном сроке принятия требований от кредиторов ликвидируемой фирмы. В период двух месяцев после публикации сообщения ликвидационная комиссия занимается выявлением кредиторов, а также сбором дебиторской задолженности, если таковые имеются. Помимо этого в обязанности комиссии входят письменные извещения кредиторов о ликвидации предприятия.

    По завершению данного срока порядок ликвидации муниципального предприятия предполагает составление комиссией так называемого промежуточного ликвидационного баланса. Он будет содержать информацию об имуществе ликвидируемого предприятия, а также перечень требований, предъявленных кредиторами и итоги их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс принимается определенным государственным органом.

    В ситуации, когда не хватает средств для того, чтобы рассчитаться с кредиторами, действуя соответственно пункту 3 статьи 63 Гражданского кодекса РФ, ликвидационная комиссия принимает меры по реализации имущества предприятия посредством аукциона.

  • Порядок ликвидации государственного унитарного предприятия(далее ГУП) определяется статьями — ГК РФ. О том, в каких случаях и как ликвидируется ГУП, читайте в рекомендации ниже.

    При государственной регистрации ликвидации ГУП Вы можете ориентироваться на рекомендацию , так как процедура регистрации ликвидации ГУП не отличается от процедуры ликвидации ООО.

    Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах« Системы Юрист».

    « Государственное или муниципальное унитарное предприятие(далее — предприятие) можно *:


    • либо добровольно, то есть ;

    • либо принудительно, то есть .

    Такое правило установлено в Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ« О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»(далее — Закон об унитарных предприятиях).

    Ликвидация унитарного предприятия по решению собственника его имущества

    Как правило, решение о ликвидации предприятия принимает собственник его имущества, то есть Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование( , Закона об унитарных предприятиях). Другими словами, добровольная ликвидация встречается на практике гораздо чаще, нежели принудительная.

    Собственник вправе принять решение о ликвидации предприятия в любой момент и независимо от каких-либо условий*.

    Собственник имущества унитарного предприятия принял решение о его ликвидации. Можно ли добиться отмены такого решения через суд

    Как правило, нельзя.

    Дело в том, что законодательство не предусматривает каких-либо ограничений права собственника на принятие решения о ликвидации предприятия.

    Пример из практики: суд отказал в иске о признании недействительным постановления администрации муниципального образования о ликвидации предприятия, указав, что действующим законодательством не предусмотрено ограничение права собственника на принятие такого решения

    Глава администрации муниципального образования К. принял постановление« О ликвидации муниципального унитарного предприятия« М.»».

    Не согласившись с указанным постановлением, МУП« М.» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления недействительным.

    Суд отказал в иске, указав на следующее. статьи 35 Закона об унитарных предприятиях предусматривает, что предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов(). Порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий определяется представительным органом муниципального образования(п. , ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ« Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; далее — Закон о принципах организации местного самоуправления).

    Суд посчитал, что порядок принятия решений о ликвидации муниципальных предприятий, установленный в муниципальном образовании К., был соблюден. В частности, решение о ликвидации МУП« М.» приняло уполномоченное лицо — глава администрации.

    При этом суд отметил, что ни Гражданский кодекс РФ, ни Закон об унитарных предприятиях не предусматривают ограничение права собственника на принятие решения о ликвидации предприятия().

    Однако суд может встать на сторону предприятия и признать решение о ликвидации недействительным в каждом из следующих случаев:


    • нарушен порядок принятия решения о ликвидации предприятия(к примеру, решение принял неуполномоченный орган);

    • нарушены государственные(муниципальные) интересы.

    Пример из практики: суд признал недействительным постановление главы администрации города о ликвидации предприятия, указав на нарушение установленного в городе порядка принятия решений о ликвидации. Помимо этого суд обратил внимание на то, что в постановлении не были указаны причины ликвидации предприятия, которое являлось единственным в городе

    Комитет по управлению имуществом города Т. принял решение о создании МУП« З.» с целью бесперебойного и постоянного обеспечения населения печатной продукцией и получения соответствующей прибыли. Основным видом деятельности предприятия стала розничная торговля книгами, журналами, газетами, писчебумажными и канцелярскими товарами, а также техническими носителями информации.

    Позднее глава администрации города Т. издал постановление о ликвидации МУП« З.» и назначил ликвидационную комиссию.

    Полагая, что указанное постановление является незаконным и нарушает права предприятия на осуществление уставной деятельности, МУП« З.» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления недействительным.

    Суд указал, что порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий определяется представительным органом муниципального образования(п. , ч. 10 ст. 35 Закона о принципах организации местного самоуправления). Как установил суд, аналогичные положения содержит и устав города Т.

    Однако на дату принятия оспариваемого постановления городская дума(представительный орган города Т.) не утвердила порядок принятия решений о создании, реорганизации или ликвидации муниципальных предприятий и учреждений. При этом устав МУП« З.» предусматривает, что предприятие можно реорганизовать или ликвидировать лишь по решению городской думы, а также по решению суда по основаниям и в порядке, установленным действующим законодательством.

    В результате суд пришел к выводу о том, что решение о ликвидации МУП« З.» был вправе принять только представительный орган — городская дума. При этом суд учел, что устав МУП« З.» не является типовым и в него не были внесены изменения после утверждения Положения о муниципальных унитарных предприятиях муниципального образования города Т.(п. 4.2 этого положения предусматривает, что решение о ликвидации предприятия принимает глава администрации города).

    Суд отклонил доводы ответчика и третьих лиц о том, что в отсутствие порядка принятия решений о ликвидации муниципальных предприятий решение о ликвидации МУП« З.» в силу статей и Гражданского кодекса РФ может принимать глава администрации города. По мнению суда, законодатель императивно предусмотрел необходимость определения такого порядка и отнес это к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления().

    Кроме того, суд учел, что в оспариваемом постановлении не были указаны причины и обстоятельства, которые побудили администрацию города Т. принять решение о ликвидации МУП« З.». Вместе с тем, данное предприятие является единственным предприятием в городе, осуществляющим розничную торговлю книжной продукцией. Оно добросовестно уплачивало налоги и не было убыточным. Суд принял во внимание и тот факт, что ликвидация МУП« З.» могла повлечь за собой увольнение 18 человек.

    Отклонил суд и довод ответчика о том, что собственник вправе ликвидировать созданное им предприятие без каких-либо оснований в силу положений Гражданского кодекса Р. Ф. Суд указал, что в рассматриваемом случае нормы гражданского законодательства подлежат применению в совокупности с положениями Закона о принципах организации местного самоуправления, в связи с чем при принятии решений о ликвидации муниципальных предприятий и учреждений необходимо учитывать публично-правовую природу муниципальной собственности и приоритет муниципальных интересов.

    В итоге суд удовлетворил требование МУП« З.» и признал постановление главы администрации города Т. о ликвидации предприятия недействительным().

    Ликвидация унитарного предприятия по решению суда

    По решению суда предприятие может быть ликвидировано по основаниям и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами(). Речь идет о следующих случаях*:


    • государственная регистрация предприятия признана недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если они носят неустранимый характер;

    • предприятие ведет деятельность без надлежащего разрешения(лицензии), в том числе после аннулирования полученной ранее лицензии( «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц(коммерческих организаций)»);

    • предприятие осуществляет деятельность, запрещенную законом, либо с нарушением Конституции Р. Ф. , либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

    Такие правила установлены в статьи 61 Гражданского кодекса РФ.

    Иным федеральным законом, устанавливающим основание для ликвидации предприятия, является «О несостоятельности(банкротстве)». В соответствии с статьи 149 данного закона определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства считается основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника.

    Внимание! Суд может принять решение о ликвидации унитарного предприятия, если оно не привело свой устав в соответствие с нормами Закона об унитарных предприятиях.

    Переходные положения Закона об унитарных предприятиях предусматривают, что в срок до 1 июля 2003 года все унитарные предприятия обязаны привести свои уставы в соответствие с нормами этого закона().

    В настоящее время все еще существуют предприятия, которые эту обязанность не исполнили. Таким предприятиям необходимо учитывать риск принудительной ликвидации и постараться привести свои уставы в соответствие с законом в максимально короткие сроки.

    Пример из практики: суд удовлетворил требование налоговой инспекции о ликвидации малого государственного предприятия, поскольку оно не привело свой устав в соответствие с нормами Закона об унитарных предприятиях

    Инспекция ФНС России обратилась в арбитражный суд с заявлением о ликвидации малого государственного предприятия« Ч.».

    Заявленное требование инспекция мотивировала тем, что действующее законодательство не предусматривает такой организационно-правовой формы юридического лица, как малое предприятие. Ответчик, по мнению инспекции, не привел свои учредительные документы в соответствие с Законом об унитарных предприятиях.

    Суд удовлетворил заявленное требование и возложил обязанности по ликвидации предприятия на собственника его имущества(территориальное управление Росимущества) и учредителя ликвидируемого лица(государственное предприятие). При вынесении решения суд руководствовался следующими нормами права:


    • статьи 6 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ статьи 61 Гражданского кодекса РФ;, отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

      Порядок ликвидации унитарного предприятия

      Независимо от того, кто принял решение о ликвидации предприятия(собственник его имущества или суд), собственнику нужно назначить *.

      С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого предприятия выступает в суде. Такие правила установлены в статьи 35 Закона об унитарных предприятиях.

      Ликвидационная комиссия обязана совершить ряд действий, направленных на прекращение деятельности предприятия.

      Ликвидация считается завершенной, а предприятие — прекратившим свое существование после внесения в ЕГРЮЛ сведений о его прекращении()*.

      Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.



    Просмотров