Публичные торги известны со времен. Публичные торги: извещение, порядок проведения

По наиболее общему определению торги представляют собою «заключение юридической сделки с любым лицом, предложившим наиболее выгодные условия». В отличие от торга с индивидуальным партнером, торги позволяют максимально учитывать и использовать механизм конкуренции и добиваться наиболее выгодных результатов, выдвигая более жесткие условия и требования по гарантиям исполнения.
В юридически оформленном виде торги известны еще со времен Римской империи, где они подразделялись, согласно римскому праву, на три категории: 1. Торги на труд; 2. Торги на труд с материалом; 3. Торги на поставку материалов. В этих характеристиках по сути Они выполняли функцию эквивалента рабочего времени, общественно необходимого для производства определенного товара. Поэтому купля-продажа производилась в форме публичных торгов. Практика торгов привела к тому, что они различаются по составу участников, по видам принимаемых обязательств и по финансовым условиям. В первом случае в основании различий единичные, физические, юридические и групповые субъекты (оференты) торгов. Во втором случае различие идет по договорам купли-продажи и договорам подряда. Торги по финансовым условиям различаются по предложениям цены, скидки, торги на кредитной основе и на основе оплаты наличностью, торги с товарообменными операциями.
Результат торгов — сделка, специфическое соглашение. Кроме конъюнктуры (стремления получать максимальную прибыль с учетом конкуренции), торги имеют и различные психологические основания. В числе их убеждение, что соглашение является надежным, если оно добыто в борьбе. Иной партнер теряет чувство самоуважения, если он не поторговался. Торги порою вызывают подлинную страсть и становятся манерой поведения и даже правилами игры. Человек, попавший на восточный базар без намерения что-либо покупать, теряет уважение окружающих («теряет лицо»), если он не поторговался. Зачем же тогда пришел на базар?
Наряду с психологическими моментами, есть в торгах важные методологические аспекты, имеющие прямое отношение к переговорам. Янош Нергеш, автор книги «Поле битвы — стол переговоров», пишет, что любой процесс, посредством которого два или несколько участников достигают некоторого единства, при которых действия их становятся взаимодополняющими, является торгами. Причем достижение наиболее благоприятного результата связано с использованием определенного «метода».
Очень многие процессы, не только купля — продажа, могут рассматриваться и объясняться в терминах торгов. Это судебный процесс как торг между защитой и обвинением, любое согласование действий и решений, предполагающее взаимные уступки.
Любые торги — специфическая форма разрешения и урегулирования конфликта. Сам факт торгов предполагает, что стороны ищут компромисс и поиск протекает в направлении нахождения наиболее выгодного решения. Оно не тождественно максимальным требованиям участников переговоров, или их претензиям и ожиданиям. Оптимальность компромисса — исключительная прерогатива торгов, основанных не только на сопоставлении конфликтующих позиций, но и на учете всей существующей конъюнктуры.
Большое значение имеет первый шаг. В нем стороны делают заявку. Ее особенностью является следующее: при максимальном запросе она должна выглядеть приемлемой основой для дальнейшего обсуждения с учетом повышения ставок (в пределах возможного) или уступок, не выходящих за рамки прибыльности всего этого предприятия. Торги на взаимном интересе отличаются еще и тем, что они «обречены» на результативность. Можно дать такое пояснение: футбольный матч в отличие от торгов (переговоров на взаимовыгодных условиях) характеризуется тем, что известна его продолжительность, но не известен результат. В случае с торгами мы знаем их результат, но не знаем, в течение какого времени (и какими усилиями) он будет достигнут.
Этот вопрос не является тривиальным: если ситуация столь очевидна, то почему бы сторонам не оставить торг и не перейти к соглашению немедленно? Это объясняется неизбежно возникающим в ходе переговоров или торгов внутренним противоречием между кооперативным и компетативным поведением, т.е. между установками на сотрудничество и конкуренцию. Переговаривающиеся стороны лояльно сотрудничают лишь до тех пор, пока принуждены к этому. Если же они чувствуют возможность избежать сотрудничества, они немедленно превращаются в беспощадных конкурентов и стремятся вырвать друг у друга максимально возможные уступки.
Вопрос о том, чего больше в торгах: борьбы или уступок — тоже не простой. По сути внутренняя природа торгов — «ты — мне, я — тебе», поэтому уступки — необходимая черта этой формы сотрудничества. Главное в том, что уступки должны быть взаимными и обоснованными. Если первый шаг, в расчете на доброжелательность, начинается с уступки и сразу наталкивается на уничижительный ответ, то конечно же, нормальные торги в этой ситуации уже невозможны. Начинается острая конкуренция. Понятно, что, начиная торги, не стоит приписывать своему партнеру более темные намерения, чем свои собственные. Иначе подозрительность в торгах станет основным мотивом взаимодействия.
Основным законом торгов можно назвать следующий: мера уступки должна быть уравновешена мерою приобретения. Именно это является тем основанием, на котором устанавливаются равновесие в притязаниях сторон.
Следует коснуться некоторых сторон технологии ведения торгов:
Вступая в торги, необходимо составить для себя перечень того, что и в какой очередности (а равно и в обмен на что) можно уступить;
Наряду с этим должен быть составлен список того, что желательно приобрести.
Список уступок должен быть дополнен методикой или тактикой, т.е. осмыслением возможных условий и необходимых действий.
На каждом этапе торгов должно ясно пониматься то, что каждая уступка должна подразумевать свою гарантию.
Приобретение должно быть соотносимым с ожиданием.
После каждой уступки и каждого приобретения необходимо делать экспресс-анализ, показывающий, что доминирует на данном этапе.
Разумная тактика ведения торгов рекомендует не мелочиться в большой игре и не блефовать в малой,
Не играть с целью победить любым средствами, но и не проигрывать, экономя средства.
Как и в любом другом виде взаимодействия, в торгах не допустим обман.
Подготовка торгов предполагает выдвижение предположений, установление потребностей и возможностей партнера, побуждение его к действиям, вызывая интерес к взаимной выгоде, стимулирование к доверительным действиям.
Торги — это общение и убеждение. В Оксфордском словаре отмечается, что общение — это сообщение, передача чувств, новостей, открытий; разделение чего-либо с кем-либо; установление и поддержание контакта. В этом же словаре говорится, что убеждение — «заверение кого-либо в том, что дело обстоит именно так; побуждение кого-либо к какому-нибудь действию». Это и есть торги.

Аукционы — это публичная продажа товаров, ценных бумаг, имущества, произведений искусства и других объектов. Она происходит по заранее установленным правилам, покупатели соревнуются между собой. Торги затронули практически все сферы человеческой жизни, а их история уходит в глубь времен. Так что никто уже и не знает, как, когда и при каких обстоятельствах состоялся первый аукцион.

«АУКЦИОН» в переводе с латинского означает «возрастание», «умножение».

Первые упоминания о такой форме сделок датируются 500 годом до н. э. и связаны с экзотичным для современного общества товаром — юными девушками.

В Древнем Вавилоне устраивались аукционы жен, на которых любой желающий мог приобрести супругу. Торги проходили на понижение цены: тот, кто первым соглашался с названной суммой, становился мужем. Сейчас такая система определения стоимости называется голландской.

В Римской империи на рубеже нашей эры торги были популярны при продаже семейного имущества и добра, награбленного в ходе войн. К примеру, римский император Маркус Аурелий продавал мебель, чтобы расплатиться с долгами. При реализации военных трофеев аукционист втыкал копье в землю, когда торг заканчивался.

Сейчас таким сигналом служит удар деревянного молотка. С падением Римской империи аукционы пропали из поля зрения историков. Новые данные о них датируются уже XVI веком и относятся к Голландии. В основном предметами торга становились ненужные вещи (мебель, предметы быта и пр.), поэтому их цена по ходу аукциона всегда снижалась. А сами торги больше напоминали современную распродажу. Развитие международной торговли, Великие географические открытия, совершенствование мировой кредитной и банковской систем привели к распространению торгов по всей Европе. Они стали проводиться в Англии, Франции и Германии, а в первой половине XVIII века заработали знаменитые аукционные дома: Sotheby’s и Christie"s.

ПЕТРОВСКИЙ СЛЕД

В Россию публичные торги пришли из Европы с прочими петровскими новшествами.

Государь во время Великого посольства поучаствовал во многих аукционах, где покупал книги, инструменты, разные диковины и так называемые антики (древние вещи). Большая часть экспозиции первого в России музея — Кунсткамеры — была собрана как раз из предметов, приобретенных им на европейских торгах.

Началом аукционной деятельности в России считается указ Петра Первого «О продаже конфискованных пожитков от Магистрата», где оговаривались условия реализации такого имущества посредством публичного торга. Уже через несколько лет аукционы начали использовать на государственном уровне для продажи земель, имений, движимого имущества, а также сельскохозяйственной продукции.

К концу XIX века широкое распространение получили торги по просроченным банковским залогам. Они проводились не только в Петербурге и Москве, но и на удаленных сибирских территориях и Дальнем Востоке.

Одно из первых официальных упоминаний термина «аукцион» в России датируется 1756 годом. Указ Ее Императорского Величества самодержицы всероссийской (Елизаветы Петровны) касался «продажи аукционным порядком недвижимых имений» в Ростовском и Рыльском уездах. В архивах Российской национальной библиотеки хранятся подобные указы Екатерины Великой, Павла Первого и других российских императоров. Помимо организации публичных продаж монархи активно участвовали в зарубежных торгах через эмиссаров, приобретая ценности и предметы искусства. Например, печально известный корабль «Фрау Мария», затонувший в 1771 году в Балтийском море, вез Екатерине Великой купленные в Европе произведения голландских мастеров для коллекций Эрмитажа и Царского Села. Судно до сих пор лежит на дне моря.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Первая мировая война и последующая революция на несколько десятков лет внесли аукционы в список пережитков царизма. В социалистической России, где конкуренция не приветствовалась, а граждане были обделены не только деньгами, но и товарами первой необходимости, само понятие «торги» противоречило государственной идеологии. Однако со временем руководство страны Советов пришло к выводу, что некоторые сектора экономики требуют публичных аукционов.

Так, чтобы упорядочить и централизовать операции по экспорту пушнины, в 1931 году было создано Внешнеэкономическое объединение «Союзпушнина», монополизировавшее продажу русских мехов на мировом рынке. Меха стали выставлять на открытых торгах.

Первый аукцион был организован в Ленинграде в марте 1931го, куда прибыло порядка 80 представителей из 12 стран. По его итогам удалось реализовать 95% мехов в среднем на 6-8% дороже, чем на лондонском аукционе, который состоялся в феврале того же года. Со временем примерно 80% всех мехов (от белки до соболя) продавали именно таким способом.

Позже в СССР на торги стали выставлять скаковых лошадей, книги, предметы искусства. Нередко конечные цены на редкие и дорогие лоты оговаривались с потенциальным покупателем неофициально до проведения торгов.

В середине 70х годов крупный американский предприниматель Арманд Хаммер приобрел редкого арабского скакуна на аукционе конезавода в Пятигорске за $1 млн менее чем за минуту, так как ранее эта сумма была согласована на приватной встрече с министром сельского хозяйства СССР.

С началом перестройки на торги стали выставлять все виды товаров - от предметов искусства до холодильников и запчастей для сельскохозяйственной техники.

В конце 1980х — начале 1990х начали возрождаться антикварные торги.

В 1988 году был создан первый в современной России антикварный аукционный дом «Гелос».

МОЛОТОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВА

Наибольшую популярность торги приобрели к середине 1990х, когда государство дало старт крупномасштабной приватизации.

В российской экономике наибольшее распространение получили аукционы по продаже предприятий, акций, имущества банкротов для последующих расчетов с кредиторами.

Правила организации и порядок проведения аукционов законодательно закреплены в Гражданском кодексе РФ с 1994 года.

Во многих городах создаются местные фонды имущества, реализующие государственную недвижимость, участки, предприятия и пр.

Последнее десятилетие стало наиболее насыщенным и успешным для развития института публичных торгов. Начали появляться частные аукционные дома узкой специализации, а также такие крупные мультифункциональные площадки, как Российский аукционный дом.

ВЫШЛИ В СЕТЬ

Активное развитие аукционной деятельности в мире вывело ее на электронный уровень.

Распространение в США и Европе как государственных, так и частных электронных торговых площадок привело к появлению подобных и в России. Они работают в разных секторах (недвижимости, сельском хозяйстве и пр.), торгуют антиквариатом, предметами искусства и многими другими товарами.Отдельную нишу занимают частные сайты аукционы, такие как eBay и Молоток.ру, где любой может продать принадлежащую ему вещь. К примеру, предприимчивые жители Челябинской области выставляли на онлайн аукционы части метеорита, упавшего в феврале 2013 года.

С каждым годом объем реализованного в Сети имущества увеличивается в разы. Только с 2011 по 2013 год были опубликованы объявления о проведении более 300 000 торгов на разных электронных торговых площадках страны (без учета частных сайтов аукционов). С начала 2011 года их число увеличилось в 12 раз. С развитием электронных торгов связывают будущее публичных продаж.

Однако ничто не сможет заменить стук деревянного молотка и лаконичное «Продано!» из уст аукциониста.

Вряд ли большим преувеличением будет отнесение торгов к наиболее сложным гражданско-правовым институтам. Лаконичность их законодательного регулирования явилась обманчивой простотой - применение на практике этой конструкции неизменно вызывает затруднения даже у самых искушенных правоприменителей. Если же учесть нормы специальных законов, регулирующих отдельные виды торгов, число возникающих вопросов неумолимо возрастает.

Публичные торги (англ. sale by public cant) - продажа имущества посредством вызова желающих принять участие в торгах.

Публичные торги представляют собой один из способов заключения договоров, который тесно связан с основными законами свободного рынка, выражая их наиболее последовательно. Суть публичных торгов состоит в том, чтобы обеспечить по возможности больший набор отозвавшихся на извещение и выбрать среди сделанных предложений лучшее.

Публичные торги были известны еще в Древнем Риме. Ими охватывался уже тогда весьма широкий круг отношений, притом иногда с элементами публичного характера: примером могли служить торги по сдаче в аренду городских земель. Для успешного достижения своей цели торги должны были непременно обладать двумя признаками: публичностью (обращение к публике) и состязательностью, которая и давала возможность объявить победителяСм.: Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный) /под ред. А.П. Сергеева. - М.: Проспект, - 2005 г. - 463 с..

Появившийся значительно позже конкурс родился из обстоятельств, совсем не связанных с торгами. То были обязательства в сфере бытовых отношений: нашедшему чужую вещь и возвратившему ее собственнику должно было быть выплачено обещанное вознаграждение. Много лет спустя конкурс вместе с аукционом были признаны двумя формами торгов, что означало, что родовые признаки торгов - публичность и состязательность - должны были быть присущими в равной мере и конкурсу, и аукциону.

Отсутствие в послевоенный период, свободы рынка существенно ограничивало проведение обеих форм торгов. Сфера применения конкурса оказалась узкой, специфичной. Как правило, речь в подобных случаях шла о конкурсах в сфере науки, литературы, искусства. Все сводилось к тому, что путем конкурса определялись лучшие писатели, поэты, художники, акты. Отражая это, впервые появившиеся в Гражданском кодексе РСФСР 1964 года нормы, выделенные в особую главу "Конкурс", ограничивались указанием на то, что "публичное обещание государственной, кооперативной или общественной организацией специального вознаграждения (премии) за лучшее выполнение определенной работы (объявление конкурса) обязывает эту организацию уплатить обещанное вознаграждение лицу, работа которого признана достойной вознаграждения в соответствии с условиями конкурса" (ст.439 ГК 1964 г).

Действующий ГК РФ в своей второй части содержит главу 57 ("Публичный конкурс"), которая представляет собой третий, не охваченный понятием "торги" вид конкурсов. Публичный конкурс весьма близок к тому, который был предусмотрен главой 28 ГК 1964 года ("Конкурс").

Необходимо отметить несовпадение норм о содержании условий объявления о публичном конкурсе (п.4 ст.1057 ГК РФ) и сведений извещения о торгах в форме конкурса (п.2 ст.448 ГК РФ).

Одни сведения, подлежащие указанию в объявлении о публичном конкурсе и в извещении о торгах в форме конкурса, являются идентичными понятиями, однако выражены терминологически по-разному: "существо задания" - "предмет торгов", "порядок представления работ" - "оформление участия в торгах", "критерии и порядок оценки" - "определение лица, выигравшего торги". Между ними коллизии не возникает.

Другие сведения - о времени и месте конкурса - предусмотрены для извещения о торгах в форме конкурса, но не предусмотрены для объявления о публичном конкурсе. При публичном конкурсе эти сведения могут не указываться, поскольку в этом нет той необходимости, какая имеется при проведении торгов. В торгах включение названных сведений обусловлено заключением в день проведения торгов соответствующего договора (протокола о результатах торгов) (ч.1 п.5 ст.448 ГК РФ) См.: Новоселова Л.А. Заключение договора на торгах. Проблемы юридической квалификации. // Арбитражная практика. - 2005 г. - №6 - с.14.. Сведения о времени и месте торгов информируют участников торгов о том, где и когда будет заключен соответствующий договор (в этом заключается их значимость и необходимость). В публичном конкурсе, содержащем обязательство заключить договор с победителем конкурса, договор может быть заключен не только в день проведения конкурса, но и в более поздний срок (п.5 ст.1057, ч.2 п.5 ст.448 ГК РФ). В таком случае указание в объявлении о публичном конкурсе сведений о времени и месте конкурса лишено того смысла, который оно имеет в торгах.

Существенные различия между нормами о торгах в форме конкурса и о публичном конкурсе имеются в вопросе условий и правовых последствий отмены конкурса. В торгах возможен только отказ от конкурса, который должен быть сделан не позднее чем за 30 дней до его проведения (ч.1 п.3 ст.448 ГК РФ). При закрытом конкурсе в любом случае, а при открытом конкурсе в случае нарушения установленного для отказа от конкурса срока организатор конкурса обязан возместить участникам реальный ущерб (ч.2, 3 п.3 ст.448 ГК РФ).

Между тем в публичном конкурсе допускается как изменение, так и отказ от конкурса, которые должны быть сделаны в течение первой половины установленного для представления работ срока (п.1 ст.1058 ГК РФ). Изменение или отмена публичного конкурса совершается тем же способом, каким он был объявлен (п.2 ст.1058 ГК РФ). При изменении или отмене публичного конкурса лицо, объявившее публичный конкурс - организатор конкурса, обязано возместить расходы, понесенные любым лицом, которое выполнило предусмотренную в объявлении работу, а в случае нарушения способа или срока изменения или отмены - выплатить награду лицам, выполнившим работу (ч.1 п.3, п.4 ст.1058 ГК РФ).

Данная коллизия разрешается исходя из установленного Гражданским кодексом приоритета норм о торгах в форме конкурса над нормами о публичном конкурсе. Это проявляется в том, что публичный конкурс, содержащий обязательство заключить договор, может быть изменен или отменен не позднее чем за 30 дней до его проведения; изменение условий или отмена конкурса могут быть произведены любым способом; единственным последствием изменения или отмены открытого конкурса с нарушением установленного срока (при закрытом конкурсе независимо от нарушения срока) для организатора конкурса является только возмещение реального ущерба участникам конкурса.

В юридической практике бытует мнение о том, что внесение задатка в торгах обеспечивает только интересы организатора конкурса и никак не влияет на правовые последствия проведения конкурса. Задаток обеспечивает исполнение обязательства подписать протокол о результатах торгов (ч.1 п.5 ст.448 ГК РФ) как участниками, так и организатором конкурса См.: Новоселова Л.А. Публичные торги и исполнительное производство. // Закон. - 2005 г. - №1 - с. 95..

Иногда в нормативных актах, регулирующих проведение какого-либо конкурса, задаток заменяется другим способом обеспечения обязательства, например, неустойкой, которую должен уплатить победитель конкурса в случае отказа от подписания протокола о результатах торгов.

Если объявление публичного конкурса содержало обязательство заключить с победителем конкурса договор, то последний подлежит обязательному заключению сторонами. В случае же уклонения одной из них от заключения договора в соответствии с приоритетом норм торгов в форме конкурса над нормами публичного конкурса другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Закрытое акционерное общество "Монаб" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к правительству Москвы, Комитету города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов и обществу с ограниченной ответственностью "СТ Девелопмент" о признании недействительными решения конкурсной комиссии по выбору девелопера-инвестора по реализации инвестиционного проекта строительства нового многофункционального комплекса зданий на месте зданий гостиницы "Россия", оформленного протоколом заседаний от 19.11.2004 и от 29.11.2004, а также распоряжения правительства Москвы от 08.12.2004 N 2453-РП "Об итогах конкурса по выбору девелопера-инвестора по реализации инвестиционного проекта строительства нового многофункционального комплекса зданий на месте зданий гостиницы "Россия".

Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.04.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 17.10.2005 оставил решение и постановление без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов закрытое акционерное общество "Монаб" просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, и принять, не передавая дела на новое рассмотрение, новый судебный акт о признании недействительными решения конкурсной комиссии, оформленного протоколом заседаний от 19.11.2004 и от 29.11.2004, и распоряжения правительства Москвы от 08.12.2004 N 2453-РП.

В отзывах на заявление правительство Москвы и Комитет города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзывах на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей сторон, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Иск заявлен о признании недействительными решения конкурсной комиссии и распоряжения правительства Москвы, поскольку они не соответствуют условиям конкурсной документации.

Суд отказал в иске, ошибочно полагая, что проведение конкурса и определение победителя соответствуют законодательству Российской Федерации.

Между тем в соответствии со статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации организатором торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Специализированная организация действует на основании договора с собственником вещи или обладателем имущественного права и выступает от их имени или от своего имени.

Как установлено судами, конкурс проводился в отношении объекта, имеющего нескольких собственников. Без согласия всех собственников такого объекта проведение торгов, затрагивающих их имущественные интересы, незаконно.

Условиями конкурса необоснованно возложена обязанность урегулирования имущественных отношений со всеми заинтересованными лицами на победителя конкурса, тогда как последний в каких-либо правоотношениях с этими лицами не состоит.

Условиями инвестиционного проекта и документами конкурса предусматривается возникновение права собственности на вновь созданный объект у города Москвы и инвестора в пропорции 49: 51. При этом не учитываются права других собственников и титульных владельцев реконструируемого объекта, что на этапе реализации инвестиционного проекта может повлечь нарушение их прав и законных интересов.

Кроме того, на момент проведения торгов не были урегулированы в установленном законом порядке вопросы предоставления земельного участка для строительства нового многофункционального комплекса зданий.

На основании проведенного конкурса здание гостиницы "Россия" подлежит сносу. Следовательно, земельный участок, на котором была расположена гостиница, переходит в категорию незастроенных участков.

Условия передачи незастроенных (свободных) земельных участков для строительства регламентируются статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно этой статье участки предоставляются в собственность (пункт 2) или в аренду (подпункт 3 пункта 4) на основании результатов торгов (конкурсов, аукционов). Причем, по общему правилу, проводятся торги по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

В нарушение данных норм земельного законодательства торги по продаже земельного участка под строительство нового многофункционального комплекса зданий в собственность или по продаже права на заключение договора аренды земельного участка конкурсной документацией не предусмотрены.

Допущенные нарушения закона создают условия для приобретения девелопером-инвестором застроенного на условиях конкурса земельного участка в собственность или в аренду по правилам пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в обход установленного законом порядка предоставления земельных участков для строительства.

Поскольку нарушение императивных норм законодательства является самостоятельным основанием для признания конкурса недействительным, суды должны были учесть факт нарушения этих норм независимо от того, заявлял об этом истец или нет.

Кроме того, условия конкурса не содержат определенных критериев, на основании которых был бы возможен выбор лучших предложений его участников.

При таких обстоятельствах не исключен произвольный выбор победителя конкурса, в связи с чем позиция судов трех инстанций, согласно которой арбитражный суд не может рассматривать вопрос о том, правильно ли определен победитель конкурса, не соответствует закону и нарушает единообразие судебной практики.

Таким образом, оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 29.04.2005 по делу N А40-8725/05-79-70, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2005 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17.10.2005 по тому же делу отменить.

Решение конкурсной комиссии по выбору девелопера-инвестора по реализации инвестиционного проекта строительства нового многофункционального комплекса зданий на месте зданий гостиницы "Россия", оформленное протоколом заседаний от 19.11.2004 и от 29.11.2004, а также распоряжение правительства Москвы от 08.12.2004 N 2453-РП "Об итогах конкурса по выбору девелопера-инвестора по реализации инвестиционного проекта строительства нового многофункционального комплекса зданий на месте зданий гостиницы "Россия" признать недействительными См.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 16916/05..

по состоянию на 01.01.2008.

На белорусских землях понятие «торги» было известно издавна, однако, современные формы они приобретают уже во времена вхождения Беларуси в состав Российской империи.

В XIX веке социальные и правовые отношения в обществе усложнились, область применения торгов расширилась. Но своими корнями отношения, возникающие при проведении торгов, уходят в такую важную сферу, как государственные поставки и размещение подрядов. Именно в этой сфере можно найти наиболее детальное правовое регулирование указанных отношений и проследить их историческое развитие.

В 1830 г. принимается так называемый «Лист для торга», зафиксировавший основные правила проведения торгов и послуживший основой для конструирования многочисленных правил торгов в различных областях имперского хозяйства, практически, до конца века.

На рубеже ХIХ и ХХ веков интенсивно осуществляется техническое и организационное совершенствование производства. Процессы концентрации производства по мере развития капитализма сопровождаются изменениями в отраслевой направленности торгов. На смену торгам на поставки преимущественно потребительских товаров и выдачу подрядов на строительство административных и жилых зданий приходят торги на поставку инвестиционных товаров, строительство и продажу промышленных объектов, недвижимости. Например, в соответствии с нормами о торгах, предусмотренными Горным уставом Российской империи 1893 г., по результатам конкурсных процедур, в пользование предоставлялись нефтеносные земли, расположенные на казенных землях, закрытых для частных заявок. Конкурсный механизм по Горному уставу реализовывался в двух формах: в виде торгов (т.е. аукционов) и в виде соревнований (т.е. конкурсов). Различие между торгами и соревнованиями заключалось в предмете конкурсной процедуры. Предметом торга (в соответствии со ст. 781 Горного устава) назначалась условная цена нефти. На арендатора (по условиям торгов) возлагалась обязанность поставлять в казну сырую нефть в количествах, предусмотренных «торговыми кондициями» (т.е. условиями торгов). Поставленная нефть оплачивалась арендатору по условной цене (даже если рыночная цена нефти превышала условную цену). В случае непоставки (или несвоевременной поставки) обязательного объема сырой нефти в казну, такой объем нефти мог быть приобретен казной в ином месте за счет арендатора. В случае продажи арендатором нефти по рыночной цене (не казне), арендатор уплачивал в казну разницу между стоимостью обязательного для добычи количества нефти по рыночной цене и ее стоимостью по условной цене. Нефть, добытая сверх обязательной нормы, подлежала оплате по рыночной цене (в том числе и в случае ее покупки казной).

В 1900 г. было опубликовано «Положение о подрядах и поставках», действовавшее до октября 1917 г. Положение предусматривало проведение торгов трех типов: изустные торги, торги посредством запечатанных объявлений и смешанные. Изустные торги представляли собой аукцион. В публикуемых приглашениях к торгам через запечатанные объявления указывались день и час, с которого принимались пакеты с предложениями и начинались торги. Казенная цена устанавливалась по заранее составленным сметам, с учетом сведений о ценах в местностях, где предполагалось выполнение госзаказа. Казенная цена представлялась на торги в запечатанном пакете. Если полученные заявки удовлетворяли казенной цене, этот конверт уничтожался невскрытым. Если всем претендентам отказывали в подряде, казенная цена предавалась огласке. Смешанные торги отличались тем, что сначала принимали устные заявления, а затем вскрывали конверты с заявками.

После принятия 1 сентября 1928 года Программы Коммунистического Интернационала страна начала «сворачивать» НЭП, хозяйство становилось плановым, распределение – государственным, «частный элемент» – враждебным. Формально присутствуя в законодательстве, торги исчезли, как и все относившееся к рыночному хозяйству.

Ситуация, при которой, практически, отсутствовало нормативное регулирование организации и проведения торгов, продолжалась до вступления в силу 1 июля 1999г. Гражданского кодекса Республики Беларусь. В главе 28 Кодекса содержатся три статьи (417-419), посвященные заключению договора на торгах. Кроме того, пунктом 6 статьи 417 установлено, что правила ГК применяются к публичным торгам, проводимым в порядке исполнения решения суда. С этого момента Гражданский кодекс Республики Беларусь стал основополагающим нормативным актом, содержащим положения о торгах.

В зарубежных же странах с развитой рыночной экономикой торги продолжали применяться и получать распространение в большинстве отраслей хозяйства.

Торги, как способ заключения договора, известны абсолютному большинству правопорядков как континентальной, так и англо-саксонской систем права. Так, например, в США источниками правового регулирования проведения публич­ных торгов всех разновидностей является законодательство отдель­ных штатов и законодательные акты, принимаемые органами ме­стного самоуправления и специаль­ными государственными агентства­ми штатов. Например, в штатах Калифорния и Нью-Йорк общие правила о торгах содер­жатся: в Гражданском кодексе, Гражданско-процессуальном ко­дексе, Кодексе корпораций, в Ад­министративном кодексе (Управле­ние), в Торговом кодексе штата Калифорния, а также в Своде за­конов штата Нью-Йорк (главы «Об­щие положения о торговле», «Сельскохозяйственное производ­ство и продажа», «Административ­ное регулирование», «Торговый кодекс штата Нью-Йорк», «Муни­ципальное регулирование», «Об­щие положения об обязательствах» и др.).

В США организаторами аукцио­нов и публичных торгов могут выс­тупать лица (в том числе корпорации, партнерства, ассоциации, не­коммерческие организации и фи­зические лица), получившие соот­ветствующую лицензию. Единый торговый кодекс (ЕТК) опре­деляет аукциониста как лицо, ко­торое привлекается продавцом управлять, проводить, контролиро­вать или быть ответственным за продажу через аукцион (§ 6-102 (в)). По законодательству штатов Кали­форния и Нью-Йорк, аукционист является специальным агентом, наделенным полномочиями, в от­сутствие специальных полномо­чий, возлагаемых на него догово­ром.

Порядок проведения коммерчес­ких конкурсов, аукционов и процедура подведения их итогов в США устанавливается правила­ми, разрабатываемыми и утверж­даемыми местными органами вла­сти, специальными государствен­ными агентствами.

Если правилами проведения аук­циона не установлены какие-либо особые условия на этот счет, то после полной оплаты цены к поку­пателю переходит право собствен­ности на приобретенную вещь.

При совершении на аукционе покупки через представите­ля, и до момента раскрытия аукционисту лица, для которого осуществлена покуп­ка, право собственности на вещь, в случае оплаты, считается перешедшим к лицу, сделавшему предложение на аук­ционе (то есть представителю).

В соответствии с законодатель­ством штатов Нью-Йорк и Кали­форния (США) торги могут быть при­знаны недействительными в случаях: выявления ошибки в описании вещи, выставленной на продажу, в каталоге или в извещении о проведении торгов; неточного описания вещи; отсутствия согласия собствен­ника вещи выставить ее на про­дажу.

Если покупатель не выполнит условий продажи, продавец впра­ве аннулировать результаты торгов.

К нарушениям, влекущим при­знание торгов недействительными, от­носятся, кроме перечисленного выше, невнесение частич­ной оплаты вещи на депозит орга­низатора торгов, а также ве­дение торгов лицом, не имею­щим лицензии на право осуществ­лять эту деятельность.

В случае признания торгов недействительными все права на имущество остаются у первона­чального собственника, а у орга­низатора торгов появляется обязанность вернуть полученные денежные средства, если они были уплачены или депонированы. Если продажа не состоялась по вине покупате­ля, то последний обязан возмес­тить организатору торгов понесенный им ущерб.

Правовой режим торгов в пра­ве Швейцарии установлен, главным образом, на федеральном уровне. Немногочисленные общие положения об организации и осу­ществлении торгов содержат­ся в Титуле «Куп­ля-продажа и мена» Швейцарского обязательственного закона от 30 марта 1911 года (да­лее - ШОЗ). Основной массив правил, относящихся к коммерчес­ким торгам, содержится в специ­альном законодательстве и подза­конных актах: Федеральном зако­не «О пуб­личных торгах» (далее - Закон о публичных торгах); одноименном Ордонансе Федерального Совета Швейцарской Конфедерации (далее - Ордонанс о публичных торгах). Кантоны вправе издавать в развитие поло­жений федеральных актов не противоречащие им правовые акты (поскольку в силу ст. 64 Конститу­ции Швейцарской Конфедерации правовое регулирование договоров купли-продажи отнесено к компе­тенции Конфедерации). К настоя­щему времени достигнут определенный уровень унификации кан­тональных правил о публичной продаже путем подписания 25 но­ября 1994 года семнадцатью кан­тонами Межкантонального согла­шения о публичных торгах.

Швейцарское право оперирует понятием «публичные торги», которому придается обобщающий ха­рактер. По смыслу и конкретным формулировкам Закона и Ордонан­са о публичных торгах это поня­тие включает в себя различные виды коммерческих торгов, кон­курсов и аукционов, в результате которых победителям присуждает­ся какое-либо специальное или исключительное право. Наряду с этим, в законодательстве Швейца­рии встречаются и конкретные наименования: «аукцион» (примени­тельно к продаже движимых и недвижимых вещей и к способу раздела наследственной массы), «публичное обещание награды» и «конкурс» (применительно к кон­курсам на создание произведений искусства, на проведение научных исследований и конкурсам проек­тов).

Классификация публичных тор­гов проводится по следующим основаниям.

Чаще всего это объект торгов. Закон о публичных торгах выде­ляет три основных его вида: пуб­личные торги на поставки, на ока­зание услуг и на проведение стро­ительных работ. При этом, под ними понимаются торги, проводимые в целях заключения договоров на приобретение имущества (в том числе и недвижимого) в соб­ственность или в аренду (включая аренду с правом выкупа).

Также основанием для классифи­кации торгов является начальная (стартовая) цена при их осуществлении.

В швейцарском праве специально регулируются конкур­сы на проведение научных иссле­дований и конкурсы проектов. Нор­мы, относящиеся к публичным торгам, и в этом случае подлежат восполнительному применению. Специфика правового режима та­ких конкурсов состоит в большем усмотрении их организаторов в ходе принятия решений, посколь­ку последние базируются на сугу­бо оценочных суждениях (хотя и принимаются с учетом мнения про­фессионального жюри).

Обращает на себя внимание сло­жившаяся в швейцарском праве высокая степень обобщения и асси­миляции режимов различных аук­ционов, конкурсов и торгов, сочета­ющаяся с приданием отдельным их видам специфических черт. Такое правовое решение - результат про­думанной юридической техники (в частности, широкого использования приема аналогии и общих процедур­ных конструкций и принципов).

Публичные торги в Швейцарии проводятся на основе свобод­ной конкуренции, равенства швей­царских и иностранных участни­ков. Организаторы присуждают со­ответствующее специальное, или исключительное, право только тем участникам, которые в состоянии обеспечить надлежащее соблюде­ние норм об условиях труда и ох­ране работников, равенство тру­довых прав мужчин и женщин. На­конец, организаторы не должны разглашать предоставленную учас­тниками торгов информацию, нося­щую конфиденциальный характер.

Для соблюдения перечисленных выше общих требований и созда­ния необходимых предпосылок пра­вомерного принятия решения о выборе победителей законодатель­но разработана процедура отбора претендентов на участие в торгах.

Правовые результаты отбора за­висят от избранной организатора­ми торгов процедуры их проведе­ния - открытой, отборочной или процедуры прямого безотборочно­го присуждения результатов. В первом случае отбираются лица, которые вправе направить органи­заторам оферту; во втором - лица, которые вправе лишь подать заявку на участие в торгах (а орга­низаторы из их числа будут отби­рать оферентов), и в третьем - непосредственно победители торгов.

В ходе рассмотрения заявок на участие, еще до оценки оферт, происходит предварительное опре­деление приблизительного круга участников торгов путем, так назы­ваемой, квалификации. Эта стадия подготовки к торгам оказывается на практике достаточно размытой во времени; она даже может практи­чески сливаться с оценочной ста­дией самих торгов. Представляет­ся, что такой результат входил в намерение законодателя, который создал возможность непрерывного контроля участников и одновремен­но возможность «в любое время» присоединиться к их числу, но не позднее вынесения организатора­ми решения о допуске к торгам (при отборочных торгах) или об оценке оферт (при открытых тор­гах).

Квалификация осуществляется по усмотрению организаторов тор­гов. По сути, она является допол­нительным, факультативным, усло­вием участия в торгах и основани­ем для создания системы дополни­тельного контроля.

Критерии квалификации разра­батываются самими организатора­ми и содержатся в тексте извеще­ния о проведении торгов. Законо­дательством задаются лишь от­правные точки квалификации (как, например, «оценка финансовых, экономических и технических воз­можностей» будущих участников с точки зрения «характера и масш­таба торгов»).

В Швейцарии на федеральном уровне разработаны типовые фор­мы договоров, которым должны следовать организаторы торгов, а также тарифы. Если тарифы пре­вышают этот уровень, договор со­вершается в квалифицированной письменной форме и подлежит ут­верждению со стороны Федераль­ного министерства финансов или учреждения, им назначенного.

Как исключение из этого пра­вила, договоры на открытых доб­ровольных аукционах по продаже считаются заключенными в момент присуждения результата. Переход же права собственности на вещь происходит лишь при продаже на аукционе движимости.

В отношении недвижимости та­кой переход связывается с момен­том регистрации сделки в реестре недвижимости.

Основное последствие наруше­ния правил организации и прове­дения публичных торгов в Швей­царии - возможность обжалова­ния и пересмотра решений, при­нятых организаторами торгов, и возмещения причиненных участни­ку убытков.

Страны, отошедшие от плановой экономики, также стремятся к внедрению в хозяйственную деятельность конкурентных способов ведения бизнеса. Примером тому может послужить нижеприведенный обзор законодательства о торгах Венгрии и КНР.

Так, в Венгрии источниками право­вого регулирования данных отно­шений являются: Закон «О реализации государственного имущества предпринимателям» и Закон «О публичных торгах».

В законодательстве Венгрии под публичными торгами понимаются договорные отношения, устанавли­ваемые в целях приобретения то­вара, осуществления капиталовло­жения в строительстве или оказа­ния услуг.

Конкурсы и аукционы организу­ются для заключения договоров купли-продажи государственного имущества (Закон «О реализации государственного имущества предпринимателям»). В рамках конкур­сов и аукционов реализуется так­же имущество государственного казначейства.

Торги проводятся в следующих формах: открытые, с ограниченным кругом участников, со смешанным составом участников.

Организаторами публичных тор­гов в Венгрии могут выступать: а) государство, органы местно­го самоуправления, центральные бюджетные органы и бюджетные органы местного самоуправления; б) публичные ассоциации и пуб­личные благотворительные фонды; в) благотворительные фонды и общественные организации, со­зданные указанными выше орга­нами или с их участием и другие хозяйствующие организации.

Организацией публичных торгов занимается также специально со­зданный Совет по публичным тор­гам, который в соответствии с нор­мами Закона «О публичных торгах» является са­мостоятельным хозяйственным бюд­жетным органом, подчиняющимся исключительно Государственному собранию.

Реализация государственного имущества осуществ­ляется в форме открытых или зак­рытых конкурсов, открытых аук­ционов.

Объявление о проведении от­крытого конкурса, аукциона пуб­ликуется в двух общегосударствен­ных ежедневных газетах или в од­ной общегосударственной и одной местной газете за 30 дней до сро­ка их проведения.

Изложенные в объявлении усло­вия конкурса аукциона не могут меняться до подведения их резуль­татов или до признания их несос­тоявшимися.

Закрытый конкурс проводится только в исключительных случа­ях; его организатор непосредствен­но обращается в письменной фор­ме к заинтересованным лицам с предложением о подаче заявок.

Открытый аукцион организует­ся в случаях, указанных в законе, или по решению министра финансов.

Проведение таких аукционов показано в случае реализации не­движимого имущества, оборудова­ния, средств транспорта, которые предназначены для удовлетворения потребностей широкого круга на­селения, заинтересованных част­ных лиц; причем стоимость этих предметов невысока.

Срок внесения предложений на участие в открытом конкурсе со­ставляет 30 дней после опублико­вания объявления. В обоснованных случаях он может быть однократ­но продлен не более чем на 30 дней с повторной публикацией объявлений в тех же средствах массовой информации.

При закрытом конкурсе срок ответа на сделанное предложение об участии составляет 15 дней после его получения. В случае продления срока закрытого конкурса об этом оповещаются только заинтересованные лица.

Объявление о проведении кон­курса может быть отозвано до окончания срока, определенного для внесения предложений. Об от­зыве объявления помещается со­ответствующая информация в пе­чати.

Участник конкурса может внести изменения или отозвать внесенное им предложение до истечения ус­тановленного в объявлении срока подачи предложений.

Торги, проведенные в Венгрии, признаются недействительными, если: 1) не по­ступили предложения об участии в торгах; 2) поступили исключитель­но недействительные предложе­ния; 3) всех лиц, внесших предложе­ния, следует исключить из числа участников торгов вследствие не­совместимости со статусом участ­ников; 4) ни одним из внесших предложения не соблюдены условия, оговоренные в объявлении о про­ведении торга; 5) организатор не рас­смотрел внесенные предложения в установленный срок; 6) организатор торга выносит решение о призна­нии его недействительным, по­скольку один из участников совер­шает проступок, серьезно наруша­ющий интересы остальных лиц, внесших предложения.

Аукционом, в соответствии с Законом КНР, признается форма продажи определенных вещей или вещных прав, передаваемых участнику, предложившему максимально высокую ставку в ходе публичных торгов.

Управление и надзор за аукционной деятельностью осуществляется Департаментом по надзору за аукционной торговлей при Государственном Совете КНР.

Предметом аукциона в Китае может быть любое имущество или имущественные права, продажа которых не запрещена законом.

Организатором торгов по Закону могут быть специализированные корпоративные организации, зарегистрированные в соответствии с законодательством КНР. Регистрация таких компаний производится Департаментом по надзору за аукционной торговлей при соответствующей территориальной администрации, а деятельность по организации и проведению торгов лицензируется Департаментом по индустрии и коммерции.

Продавцом признаются физические или юридические лица, передавшие имущество или имущественные права организатору торгов для продажи на аукционе. Продавец участвует в организации и проведении аукциона лично либо через своего агента.

Продавец вправе снять лот с торгов до их начала. Если такое происходит, то он обязан уплатить организатору торгов обусловленную сумму, а в случае отсутствия соглашения о стоимости услуг организатора торгов – реальные расходы.

Участниками торгов признаются физические или юридические лица, предлагающие свои ставки за определенный лот. В случае, когда закон требует соблюдения определенных условий при продаже соответствующего лота, участники торгов должны быть ознакомлены с ними.

Участники торгов вправе принимать участие в торгах лично либо через своих представителей, получать информацию о дефектах лота, осматривать лот и изучать материалы, относящиеся к нему.

Ставка, предложенная участником торгов, не может быть им отозвана, но теряет силу обязательства с момента, когда более высокая ставка предлагается другим участником.

Продавцы, выставляющие на аукцион имущество или имущественные права, обязаны представить идентифицирующие их документы, а также документы, подтверждающие правовой титул на вещь (право), либо иным образом (по требованию организатора торгов) доказать свое право на аукционную продажу лота в соответствии с законом и другими нормами. Организатор торгов обязан проверить документы и иные материалы, предоставленные продавцом.

За нарушение правил о торгах китайское законодательство предусматривает довольно суровые санкции. Так, если государственный орган реализует без соответствующего разрешения конфискованное имущество, реализация которого должна осуществляться аукционной компанией, аккредитованной правительством провинции, автономного региона, муниципалитетом либо администрацией районного города по месту нахождения такого имущества, то лица, непосредственно отвечающие за реализацию, должны понести дисциплинарное наказание. При наличии убытков государству эти лица должны их полностью возместить.

Когдаи где был проведён первый аукцион?

В древнем Вавилоне за 500 лет до н.э. существовало что-то вроде брачного аукциона , на котором по принципу «кто больше?» продавали невест. Красивые женщины быстро находили себе богатых мужей; однако, аукцион помогал и некрасивым! Часть денег, вырученных на торгах, город платил мужчинам за то, что те соглашались брать в жены «невостребованных» женщин. Подобная ярмарка невест устраивалась в каждом городе дважды в год. Проводили ее трое наиболее известных своей честностью граждан.Самый легендарный аукцион: 28 марта 193 года в Риме преторианская гвардия устроила аукцион по продаже… Римской империи (совместно с титулом императора). Победителем торгов стал богатый сенатор Марк Дидий Юлиан, который предложил за Империю 250 млн. сестерциев - по 25 000 на каждого гвардейца, что было эквивалентно их пяти годовым окладам. Однако Дидий Юлиан не смог расплатиться, потерял поддержку гвардии и через 66 дней был убит.

Аукционная форма торговли возникла с середины XVII века (хотя английская Википедия отсылает нас во времена Маркуса Аурелиуса - ссылка) сначала в Голландии, затем в Англии, Франции и повсеместно, как способ быстро превратить имущество (чаще всего выморочное - оставшееся после кончины владельца) в деньги или же собрать необходимую для удовлетворения должников сумму.
Именно такие торги проводились в XVII веке в Голландии (отсюда «голландская схема» торговли на аукционе, к которой сейчас прибегают крайне редко, - торг идет на понижение цены, ведь надо реализовать все имущество оптом, до последней нитки). Затем, со временем, аукционы распространились по всей Европе.

Самый старый из действующих аукционных домов в Европе - Stockholms Auktionsverk - был основан в 1674 году и чем только не торговал. На нем, например, сто лет назад купил подержанное пальто господин Ульянов (Ленин). Там же продавались художественные коллекции шведских королей.

С развитием любви к собиранию автографов они сделались предметом торговли; первый аукцион собрания автографов (принадлежавших Ришелье) произведен в Париже в 1801 г. С 1820 г. подобного рода аукционы быстро следовали один за другим. В Германии первый аукцион автографов состоялся в Вене в 1838 г. Первый каталог автографов вышел в Париже в 1822 г.

Виды аукционов:
Английский аукцион : самый распространенный вид аукциона - повышательный аукцион.
Слепой аукцион - аукционеры должны к определенному сроку подать свои предложения запечатанными в конвертах
Биржевой аукцион - товар продаётся на бирже
Валютный аукцион - продаются валютные средства
Вексельный аукцион - продаются казначейские векселя
Залоговый аукцион - применяется в случаях, когда продажа происходит принудительно
Интернет-аукцион - роль аукциониста выполняет электронная торговая система, а покупка-продажа товара происходит непосредственно между людьми
Золотой аукцион - предназначенный специально для продажи золота
Голландский аукцион - продажа на основе понижения цены
Двойной аукцион - конкурируют продавцы и покупатели, пока не устанавливается средняя цена, за которую продается товар.
Закрытый, или заочный аукцион, или тендер - цена на товары предлагается покупателями и продавцами одновременно, и в запечатанных конвертах, а товар достается тому покупателю, который предложил наибольшую цену, соответственно, продает товар тот продавец, который запросил наименьшую цену.



Просмотров