Хозяйственное право и его источники кратко. Создание юридического лица

-

/. Понятие источников хозяйственного права.
Акты федеральных органов.
Акты субъектов Российской Федерации.
Акты органов местного самоуправления.
Акты органов бывшего СССР.
Международные акты.

1. Источники хозяйственного права - это юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы. В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники хозяйственного права можно разделить на следующие группы:
акты федеральных органов;
акты субъектов Российской Федерации;

Акты органов местного самоуправления;
акты органов бывшего СССР;
международные акты.

2. Акты федеральных органов подразделяются на законы Российской Федерации и подзаконные федеральные акты.
Законы Российской Федерации:
а)Конституция Российской Федерации. Конституция обладает высшей

Юридической силой и является базой текущего законодательства;
б)акты Федерального Собрания Российской Федерации:
федеральные конституционные законы;
федеральные законы;
акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.).
Подзаконные федеральные акты:
указы, распоряжения Президента Российской Федерации;
постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации;

Нормативные акты министерств и других центральных органов;
приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти.

3. Акты субъектов Российской Федерации подразделяются па законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации.
Законы субъектов Российской Федерации:
конституции, уставы субъектов Российской Федерации;
законы субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты субъектов Российской Федерации:
указы, распоряжения президентов (губернаторов);
постановления, распоряжения правительств субъектов Российской Федерации;
нормативные акты министерств субъектов Российской Федерации;
приказы, постановления иных органов субъектов Российской Федерации.

4. Акты органов местного самоуправления - нормативные акты местной администрации, которые действуют только на территории края, области, города, района, сельской местности.
Виды актов местного самоуправления:
распоряжения;
решения.

5. После распада Советского Союза на территории Российской Федерации продолжают действовать союзные акты (акты органов бывшего СССР). Это обусловлено тем, что еще не приняты соответствующие нормативные акты Российской Федерации или союзные акты не противоречат российскому законодательству.
К союзным актам, продолжающим действовать в Российской Федерации, относятся:
законы СССР;
указы Президиума Верховного Совета;
постановления и распоряжения Совета Министров СССР;
приказы, постановления, инструкции министерств и других государственных комитетов бывшего СССР.
6. Нормы международных актов имеют преимущество перед внутренним российским законодательством, в связи с чем их роль в регулировании хозяйственных отношений чрезвычайно высока.

1. Под источником права в общем значении понимается государ-

ственная воля, выраженная в акте компетентного государственного

органа. В конкретном значении источником права являются именно

важно определить, в каких актах содержится отраслевое регулиро-

вание. Для хозяйственного права эта задача тем более важна, пос-

кольку в основе хозяйственного законодательства не было и нет

системообразующего акта и законы хозяйственной сферы представ-

ляют собой неупорядоченный ряд актов, принимаемых различными

государственными органами вне какой-либо системы. Установление

круга источников хозяйственного права осложнено и научными пред-

ставлениями о данной отрасли, ее системе, субъектах и т.п.

2. Очевидно, что главным источником является Конституция

Российской Федерации. Для хозяйственного права здесь центральное

значение имеют нормы ст. 8-9, определяющие равенство форм

собственности.

Переход к рыночным отношениям диктует необходимость ис-

пользовать в экономике конкурентное взаимодействие всех форм

собственности: государственной, муниципальной собственности и

собственности граждан.

В этой главе не упомянуты коллективная собственность, пол-

учившая закрепление в Законе о собственности в РСФСР. Известно,

что в ряде законодательных актов уже функционировавшая коллек-

тивная собственность кооперативов и колхозов переведена законо-

дателем в разряд коллективно-долевой (коллективно-совместной),

общей долевой, общей совместной, трактуемых в качестве частной

собственности (*1). Известно также, что в ст. 12 Конституции РФ пос-

ледних лет была реформирована и аграрная государственная собст-

венность: принадлежащие ранее государству имущественные фонды

совхозов объявлены собственностью совхозов, а их собственность в

(**1) См., например, ст. 5 Закона РФ "0 потребительской копперации в Российской

Федерации>. - ВВС. 1992, № 30. ст. 1788. ст. 8-9 Земельного кодекса РСФСР. -

ВВС. 1991 ,№22. ст. 768. Указ Президента РФ от 27 декабря 1992 года мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР>. - ВВС, 1992, № 1, ст. 53.

упоминаемых здесь актах в свою очередь стала трактоваться как

общая долевая, общая совместная, то есть частная собственность.

Исключительная собственность на землю государства заменена

своеобразным институтом многообразия форм собственности на зем-

лю отдельных субъектов.

Новая Конституция РФ устранила понятие личной собственности

граждан, что дало им основание использовать имущество в том числе

и в производственных целях, а не только для удовлетворения своих

потребностей, как это было ранее.

В новом Основном законе исключены нормы, говорившие о пла-

новости ведения хозяйства, исходя из задач перехода к рыночной

экономике. Устранено также упоминание о хозрасчете как методе

ведения хозяйства. Из этого можно сделать вывод, что данный метод

хозяйствования, опиравшийся на директивную плановость, по об-

щему правилу более не применяется лаже предприятиями, дейст-

вующими на базе государственной и муниципальной собственности.

Конституция РФ в ее нынешнем виде отразила противоречия

переходного к рынку периода. Она выразила шаткий компромисс

сил, выступающих за разные рыночные варианты хозяйства: капи-

талистический и социалистический.

Эти противоречия будут нам

понятны и в ходе изучения отдельных тем курса. Как они будут

разрешены, покажет время.

3. Основным видом источников хозяйственного законодательства

являются законы Российской Федерации. Переход к законодатель-

ству, а не подзаконному регулированию экономики, несомненно

следует отнести к положительному явлению в нашей жизни. Досто-

инство закона, состоящее в его высоком уровне подготовки и при-

нятия, непререкаемости, абсолютном знании (никто не вправе ссы-

латься на его незнание) делают закон мощным рычагом реализации

экономического строительства. Законы регламентируют исходные

позиции рыночной экономики. К числу таких законов относятся

Закон, Закон принимательской деятельности>, Закон РСФСР ограничении монополистической деятельности на товарных рынках>

Большая группа законов посвящена правовому положению субъ-

ектов, действующих в новых условиях. Это Закон РСФСР тральном банке РСФСР (Банке России)>, деятельности в РСФСР>, (*1),

(*2) и другие.

(**1) ВВС, 1991 .№ 1. ст. 5.

(**2) ВВС, 1992, № 18. ст. 961.

В законах (*1), областном Совете народных депутатов и краевой, областной адми-

нистрации> (*2) изложены основные положения о статусе регионов,

краев и областей, районов, городов, функционирующих на базе

муниципальной собственности и государственной собственности, на-

ходящейся в ведении краев и областей. Через компетенцию соот-

ветствующей администрации определена компетенция данных тер-

риториальных образований в области экономики.

В законах решаются также многие вопросы регулирования хо-

зяйственной деятельности в различных сферах: поставки продукции

и товаров, инвестирования, приватизации) закупки сельскохозяй-

ственных продуктов, перевозки грузов и другие.

Законом урегулирован статус и деятельность центрального пра-

воохранительного органа власти хозяйственных отношений - Ар-

битражного Суда Российской Федерации, Закон суде> (*3) и Арбитражно-процессуальный кодекс (*4) определяют положе-

ние арбитражного суда и главную процессуальную форму реализации

защиты хозяйственных прав.

Необходимо учитывать, что правосубъектность и компетенция

регионов сегодня определяется наряду с названными законами также

Указом Президента РФ от 22 октября 1993 года № 1723 началах организации государственной власти в субъектах Российской

Федерации> (*5), которым утверждено Положение об основных началах

организации и деятельности органов государственной власти краев,

областей, городов федерального значения, автономной области, ав-

тономных округов Российской Федерации на период поэтапной кон-

ституционной реформы. Этим Указом подтверждено также, что

названные законы применяются в части, не противоречащей насто-

ящему Указу (ст. 2).

Указом Президента РФ от 26 октября 1993 года № 1760 реформе местного самоуправления в Российской Федерации> (*6) уста-

новлено, что Закон РФ Федерации> применяется в части, не противоречащей настоящему

Указу, что функции городских и районных Советов выполняет со-

ответствующая местная администрация.

Следует также иметь в виду, что в соответствии с Указом Пре-

(**1) ВВС. 1991. № 29, ст. 1010

(**2) ВВС, 1992, № 13, ст. 697.

(**3) ВВС 1991, № 30. ст. 1013.

(**4) ВВС, 1992, № 16, ст. 836.

(**5) САПП, 1993 № 43, ст. 4089.

(**6) САПП, 1993 №44 ст. 4188.

вании в период поэтапной конституционной реформы в Российской

Федерации> (*1) подтверждено действие всех законов Российской Фе-

Особо набежит сказать о таких законах, как Основы гражданского

законодательства Союза СССР и республик и ГК РСФСР, которые

применяются на территории Российской Федерации с оговорками,

сделанными в постановлении Верховного Совета Российской федера-

ции от 14 июля 1992 года № 3301-2 правоотношений в период проведения экономической реформы>. (*2) В

этих законах регламентируются традиционно по дуалистической мо-

дели отношения в области товарно-денежного оборота.

4. Указы Президента Российской Федерации составляют большой

массив нормативных актов, регулирующих хозяйственные отноше-

ния. В соответствии со ст. 90 Конституции Российской Федерации

указы Президента не могут противоречить Конституции и Феде-

ральным законам Российской Федерации.В случае их противоречия

действует норма Конституции, закона Российский Федерации.

Указы как средство регулирования хозяйственных отношений

применяются в силу этого при пробельности в решении законом тех

или иных вопросов или при необходимости оперативного развития

законодательных решений.

Таковы, например, Указ Президента РФ государственного регулирования поставок в 1992 году отдельных

видов продукции и товаров за пределы Российской Федерации в

декабря 1991 года резерва РСФСР в 1992 году (*4), Указ от 20 февраля 1992 года мерах по стабилизации работы промышленности Российской Феде-

рации в 1992 году> (*5), Указ от 16 февраля 1992 года лизации деятельности предприятий потребительской кооперации в

Российской Федерации> (*6).

Надо тем не менее отметить, что в период проведения реформы

президентские Указы использовались не только в дополнение и

развитие законов, но нередко даже вопреки Конституции Российской

Федерации. В качестве примера можно привести Указ Президента

(**1) (САПП. 1993. №41. ст. 3919)

(**2) ВВС, 1 992, № 30, ст. 1800. См. также: постановление Верховного Совета РФ от 3

марта 1993 г. "0 некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на

территории Российской Федерации". - ВВС. 1993. № 1 1 . ст.393.

(**3) ВВС, 1992, № 1,ст, 52.

(**4) ВВС. 1992, № 2, ст. 76.

(**5) ВВС. 1992, №9, ст. 442.

(**6) ВВС, 1992. № 9, ст. 415

мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР> (*1), в котором

вопреки ст. 12 действовавшей тогда Конституции Российской Фе-

дерации была намечена широкая приватизация земель, включение

их в оборот через залог, обмен земельных паев, сдача в аренду уже

не властью госорганов, а граждан, продажа земель гражданам и

юридическим лицам. Указ к тому же, не считаясь с волей собствен-

ников колхозов, декретировал преобразование коллективной формы

собственности в частную, заставляет колхозы выделять земельные

и имущественные паи членам колхозов и бывшим колхозникам.

5. В практике регулирования хозяйственных отношений встре-

чались постановления Верховного Совета Российской Федерации.

Такие постановления опирались на ст. 113 Регламента Верховного

Совета РСФСР. В соответствии с этой нормой в целях осуществления

распорядительных и контрольных полномочий Верховный Совет

Российской Федерации был вправе принимать и постановления.

Насколько точно здесь выдерживалась намеченная Регламентом

компетенция, проводилось разграничение между законодательным

разрешением вопроса и путем принятия постановлений? Ответить

на этот вопрос достаточно сложно. Однако, в области хозяйственных

отношений такие постановления необходимо учитывать в качестве

источников хозяйственного права.

Примером актов такого рода могут служить постановление от 30

Крайнего Севера и приравненные к ним местности" (*3), постановление

вердившее Положение о чеках (*5), и другие.

6. Постановления Правительства Российской Федерации, издан-

ные в соответствии с его компетенцией, также являются источниками

хозяйственного права. Акты правительства в точном смысле их

регулятивных возможностей должны издаваться в развитие и ис-

полнение законов, Трудно сказать, выдерживается ли сегодня пра-

вительством это положение. Например, большинство актов о статусе

хозяйствующих субъектов принято на уровне законов. Но тем не

менее статус такого важнейшего хозяйствующего субъекта, как ак-

ционерное общество определяет Положение об акционерных общес-

(**1) ВВС, 1992, №1, ст. 53.

(**2) ВВС. 1992, № 15, ст. 804.

(**3) ВВС, 1992, № 16. ст. 843.

(**4) ВВС, 1992, № 30.

ст. 1791.

(**5) ВВС, 1992, № 24, ст. 1283.

твах, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от

Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых

биржах в РСФСР утверждено постановлением Правительства РСФСР

В этом смысле более обоснованно появление в ряду актов-норм

хозяйственного права постановления правительства Российской Фе-

дерации от 5 августа 1992 года, утвердившее Положение затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг),

включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке

формирования финансовых результатов, учитываемых при налого-

обложении прибыли> (*4), постановления правительства Российской Фе-

7. В ряду источников хозяйственного права стоят акты минис-

терств и ведомств, принятые в соответствии с их компетенцией.

Среди этих актов наибольшее значение имеют акты органов, дей-

ствующих непосредственно в экономической сфере. Это министер-

ство финансов РФ, министерство внешнеэкономических связей РФ,

министерство экономики РФ, Государственный комитет по антимо-

нопольной политике и поддержке новых экономических структур,

Центральный Банк России и другие.

Например, такой важнейший акт, как Положение о бухгалтерском

учете и отчетности в Российской Федерации утверждено приказом

года утверждена инструкция сделок с ценными бумагами (*7). Постановлением комитета цен при

Министерстве экономики Российской Федерации № 2, 1992 г. ут-

вержден Порядок декларирования свободных цен и тарифов на

продукцию производственно-технического назначения, товары на-

родного потребления и услуги, производимые (оказываемые) пред-

приятиями-монополистами (*8).

(**1) СП РСФСР, 1991 ,№6, ст. 92.

(**2) СП РСФСР, 1991 ,№5. ст. 26.

(**3) ЭиЖ, 1991, №36.

(**4) САПП, 1992, № 9, ст. 602.

(**5) САПП, 1993, № 48, ст. 4662.

(**6) БНА, 1992, № 6.

(**7) ФГ, 1992, № 28.

(**8) ЭиЖ. 1992. №33,; №34.

Много актов по вопросам налогообложения издается Государст-

венной налоговой службой Российской Федерации, которые регули-

руют финансовые доходы предприятий и предпринимателей и в

частности являются источниками хозяйственного права. Например,

8. Местные органы власти и управления также могут издавать

нормативные акты хозяйственно-правового содержания, опираясь

на Конституцию РФ, Закон РСФСР от 4 июля 1991 года самоуправлении>, Закон РФ депутатов и краевой, областной администрации>.

Ст. 73 Конституции Российской Федерации предусматривает воз-

можности регулирования субъектами Российской Федерации всех

отношений, находящихся вне пределов ведения, установленных

ст. 71-72. Эти указания Основного закона развиты в упомянутых

законах о компетенции соответствующих Советов и местной адми-

нистрации (ст. 27, 45, 49-57 Закона народных депутатов и краевой, областной администрации>;

ст. 18,38,39,60 и др. Закона).

Например, район вправе определить правила пользования при-

родными ресурсами, правила пользования водозаборными соору-

жениями, условия и порядок разгосударствления и приватизации

муниципальных предприятий и муниципального имущества

(ст. 55 п. 7, II, 16 Закона), а

районная администрация определяет условия проведения изыс-

кательских работ на территории района (ст. 60 п. 13 того же

Очевидно, что главные регулирующие возможности территори-

альных образований и их органов связаны с правом собственности

на принадлежащие им имущественные фонды.

9. В связи с изменением функций государственного арбитража

и преобразованием его в арбитражный суд по новому должен быть

решен вопрос о нормативном характере актов Высшего арбитражного

суда Российской Федерации.

В соответствии со ст. 30 Закона Пленум

Высшего арбитражного суда Российской Федерации рассматривает

обобщенные материалы практики применения законодательства ар-

битражными судами и дает в порядке судебного толкования руко-

водящие разъяснения по вопросам применения законодательства.

Разъяснения Пленума Высшего арбитражного суда РСФСР обяза-

тельны для всей системы арбитражных судов России. Являются эти

разъяснения источниками права?

(**1) ФГ. 1992. №16.

При решении данного вопроса, очевидно, надо исходить из двух

соображений. Преобразование арбитража в арбитражный суд озна-

чает отход от представлений об арбитраже, как об органе управления,

наделенном в силу этого правом регулировать деятельность пред-

приятий, основанных на государственной собственности. Превраще-

ние арбитража в арбитражный суд означает появление органа пра-

восудия в сфере экономических споров, где действуют уже не ячейки

государственного народного хозяйства, а самые различные субъекты,

основанные на разных формах собственности. Органы же правосудия

не могут законодательствовать. Как ранее мы не признавали нор-

мотворческой компетенции за Верховным Судом СССР, так не

может идти речь о признании возможностей нормотворчества за

Высшим арбитражным судом Российской Федерации. Это противо-

речило бы также принципу разделения законодательной, исполни-

тельной и судебной власти, закрепленному ст. 10 Конституции Рос-

сийской Федерации.

Исходя из этого разъяснения Пленума Высшего арбитражного

суда - не источник права, а лишь средство установления единооб-

разного понимания законов хозяйственной сферы. Обобщая прак-

тику, Высший арбитражный суд Российской Федерации разрабаты-

вает и в установленном порядке вносит предложения по совершен-

ствованию законодательства (ст. 32 Закона).

Определение 1

Право, которое имеет любое государство мира, состоит из различных отраслей и звеньев, которые называются отраслями государственного права. Стоит отметить, что хозяйственное право – это центральная отрасль государственного права, которая включена в общую систему российского права. С целью качественного разграничения правовой отрасли следует использовать методы и предметы правового регулирования. Подобное регулирование происходит на территории конкретного государства и позволяет должным образом устанавливать правовые и прочие системы.

Предметом российского хозяйственного права являются установленные общественные отношения, которые позволяют грамотно регулировать конкретную отрасль российского права. Методом же современного хозяйственного права считается схоже е регулирование отрасли права.

Источники хозяйственного права в России

Источники хозяйственного права на территории Российской Федерации позволяют обеспечить полную картину информирования населения. Именно при помощи источников могут быть восстановлены и урегулированы общественные отношения. Современное хозяйственное право включает в себя четыре основных составляющих. Во-первых, это определенная совокупность государственных правовых норм. Во-вторых, это российские предпринимательские отношения, которые создают и регулируют предпринимательскую и иную экономическую направленности в стране. В-третьих, это российская хозяйственная деятельность , которая подвергается контролю со стороны государственных структурных организаций. В-четвертых, это система государственного регулирования деятельности хозяйственного права в Российской Федерации.

Замечание 1

Стоит отметить, что именно совокупность российских правовых норм создает систему общеобязательных правил, которые закреплены на основании федеральных законов. Для хозяйственного права важную роль также играет и предпринимательская деятельность. Современные предпринимательские отношения – это самостоятельная деятельность физических и юридических лиц, которая осуществляет процесс работы гражданского оборота в стране.

Источники хозяйственного права установлены на основании федеральных законов, актов и норм. Кроме того, часть источников хозяйственного права в стране определяется на основании законов и постановлений органов местного самоуправления, а также на основании государственных органов.

Правовые нормы хозяйственного права

Правовые нормы, которые установлены на территории Российской Федерации, и позволяют регулировать хозяйственное право в стране, определяется следующими значениями:

  • Единая система установленного и определенного хозяйственного законодательства на территории Российской Федерации. Здесь необходимо говорить об определенной совокупности государственных правовых норм, которые содержаться в правовых и нормативных актах. Эти нормы могут регулировать порядок хозяйственной деятельности.
  • Наука, то есть определенная система знаний, а также определенных совокупностей научных представлений. Данные представления используются и могут быть применены в хозяйственном праве.
  • Учебная дисциплина, она используется в виде обобщенных знаний, а также сведений в системе российского хозяйственного права.
  • Отрасль государственного права. Стоит отметить, что это определенная совокупность установленных правовых норм, которые могут должным образом регулировать хозяйственные отношения и систему права. Специалисты отмечают, что возникают отношения, которые касаются системы регулирования хозяйствования.
- 89.00 Кб

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Региональный центр повышения квалификации

КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯРАБОТА

по дисциплине «Хозяйственное право»

на тему:

«Источники хозяйственного права»

Выполнил: студент гр. 760672в Аркатова П.Е.

Проверил: к.э.н., доцент Федорова Т.А

Тула, 2012

Введение

Как отрасль права предпринимательское право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними отношения (предшествующие, сопутствующие, сменяющие), в том числе отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности. Также предпринимательское право можно рассматривать как отрасль законодательства (совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность), как науку (систему знаний о предпринимательском праве, истории и тенденциях его развития) и как учебную дисциплину (систему обобщенных знаний о предпринимательском праве как отрасли права, нормативной базе предпринимательского права и практике ее применения, а также о науке предпринимательского права).

Предметом отрасли предпринимательского права являются:

1) отношения, возникающие в ходе осуществления предпринимательской деятельности (отношения купли-продажи, аренды, кредитования, ценообразования и т. п.);

2) отношения некоммерческого характера, тесно связанные с предпринимательскими;

3) отношения по государственному регулированию отдельных аспектов предпринимательской деятельности. Метод предпринимательского права является комплексным, что обусловлено спецификой предмета данной отрасли права. Метод правового регулирования предпринимательского права основан на сочетании диапозитивных и императивных правовых норм.

Принципы предпринимательского права - это основные начала, характеризующие систему предпринимательских отношений, определяющие основу их строения и развития. К числу принципов предпринимательского права относятся:

1) принцип свободы экономической деятельности;

2)принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств в Российской Федерации;

3) принцип признания разнообразия форм собственности, их юридического равенства и равной защиты;

4)принцип поддержки конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Перечисленные принципы нашли отражение в Конституции РФ, кроме них можно назвать еще ряд принципов предпринимательского права, важнейшими из которых являются принцип законности и принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Источники хозяйственного права

Под источниками права понимаются формы выражения права. Эти формы различны в разных правовых системах. Так, в европейской континентальной системе права главным источником права является закон. В англо-саксонской правовой системе в качестве источника права наряду с законом широко используется также судебный прецедент.

В нашей стране распространено понятие законодательства, включающего не только законы в собственном смысле, но и указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты субъектов РФ, ведомственные нормативные акты. В таком смысле понимается и предпринимательское (хозяйственное) законодательство как источник предпринимательского (хозяйственного) права.

Предпринимательское (хозяйственное) законодательство является основным источником предпринимательского (хозяйственного) права. Если предпринимательское (хозяйственное) право как отрасль права представляет собой совокупность норм по регулированию предпринимательских (хозяйственных) отношений, то предпринимательское (хозяйственное) законодательство - это совокупность нормативных актов, в которых содержатся данные нормы.

Предпринимательское (хозяйственное) законодательство постоянно развивается, что определяется условиями переходного периода. Становление и развитие предпринимательства требует разработки и юридического закрепления новых форм ведения хозяйственной деятельности. Будучи в принципе необходимым, такое положение иногда затрудняет ведение предпринимательской деятельности, для которой нужна стабильная юридическая база.

Вместе с тем некоторые принципиальные положения нормативного правового регулирования хозяйственной деятельности остаются неизменными. К ним, в частности, относится то, что предпринимательское (хозяйственное) законодательство является в основном единым для всей страны, нормы предпринимательского права содержатся, как правило, в федеральных законах и иных нормативных актах. Это соответствует конституционному положению о том, что в России гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ). Понятно, что единство экономического пространства может быть обеспечено только на основе единого правового регулирования экономики в масштабах страны.

В России как федеральном государстве законодательство издается не только на уровне РФ, но и ее субъектами. Разграничение компетенции РФ и субъектов РФ в области издания актов законодательства определяется в Конституции РФ. В ст. 71 Конституции РФ содержатся положения, из которых вытекает, что издание актов хозяйственного законодательства относится к ведению РФ. Согласно этой статье к ведению РФ относятся: установление правовых основ единого рынка, гражданское и арбитражно-процессуальное законодательство, решение других вопросов, связанных с хозяйственной деятельностью.

В то же время федеральными законами решение некоторых вопросов правового регулирования предпринимательской деятельности может передаваться субъектам РФ. Так, в Федеральном законе от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» предусматривается, что некоторые вопросы его поддержки определяются законодательством субъектов РФ. Соответственно, в некоторых субъектах РФ были изданы законы, регулирующие деятельность малых предприятий. Например, издан Закон города Москвы от 28 июня 1995 г. № 14 «Об основах малого предпринимательства в Москве».

Кроме того, субъекты РФ имеют возможность воздействовать на предпринимательскую деятельность, решая вопросы, относящиеся к совместному ведению РФ и ее субъектов. Согласно ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению РФ и субъектов РФ относятся, в частности, административное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах. Административное законодательство определяет общий порядок государственного управления, относящийся и к управлению хозяйственной деятельностью. Что касается таких отраслей законодательства, как земельное, лесное, водное и законодательство о недрах, то они регулируют не только порядок охраны природных ресурсов, но и порядок их использования, т.е. решают и некоторые вопросы хозяйственной деятельности.

Согласно ст. 73 Конституции РФ вне пределов ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ последние обладают всей полнотой государственной власти. Это означает, что в соответствующих случаях субъекты РФ могут самостоятельно издавать законы и иные нормативные акты.

Нормативные акты, относящиеся к регулированию хозяйственной деятельности, в пределах своих полномочий издают также муниципальные образования (органы местного самоуправления).

В некоторых случаях между РФ и ее субъектами заключаются соглашения, предусматривающие передачу на решение субъектам РФ отдельных вопросов, относящихся к ведению РФ, в том числе вопросов, связанных с регулированием хозяйственной деятельности. В результате такой практики полномочия различных субъектов РФ оказались неодинаковыми. Однако в последнее время действие некоторых ранее заключенных подобных договоров было прекращено по соглашению сторон. Важно и то, что порядок заключения и изменения соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами субъектов РФ о передаче друг другу осуществления части своих полномочий определен Правилами подготовки, согласования и утверждения соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий, а также о внесении изменений в такие соглашения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 1 марта 2004 г. № 1171 .

В хозяйственном законодательстве используются такие же нормативные акты, которые применяются и в других отраслях законодательства: законы, указы, постановления правительства, ведомственные нормативные акты.

Актом высшей юридической силы является закон. Основным законом является Конституция РФ, которая определяет основные принципиальные положения, относящиеся ко всем отраслям права. При рассмотрении принципов предпринимательского права приводились некоторые положения Конституции РФ, имеющие отношение к правовому регулированию хозяйственной деятельности. Все законы должны соответствовать Конституции РФ, а в случае несоответствия могут быть обжалованы в Конституционный Суд РФ. В случае признания Конституционным Судом РФ закона не соответствующим Конституции РФ, закон или его отдельные положения утрачивают силу.

Федеральные законы принимаются Федеральным Собранием РФ в соответствии с процедурой, установленной Конституцией РФ. В ней выделяется особый вид законов - конституционные законы, прямо предусмотренные в Конституции РФ. Они принимаются квалифицированным большинством голосов и имеют более высокую юридическую силу, чем другие законы, которые не должны противоречить конституционным законам. Почти все законы в области правового регулирования предпринимательской деятельности являются обычными, а не конституционными.

Предпринимательская (хозяйственная) деятельность регулируется многочисленными законами. Так, правовое положение хозяйствующих субъектов определяется Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 5 января 2006 г.), Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»2 (в ред. от 29 декабря 2004 г.), Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах», Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», многими другими законами и иными нормативными актами.

Особое место среди законов занимают кодексы, которые содержат основные положения соответствующих отраслей законодательства. Предпринимательский кодекс в России отсутствует, хотя Указом Президента РФ от 29 апреля 1994 г. № 848 «Об исследовательской программе „Пути и формы укрепления российского государства" была предусмотрена необходимость его разработки. Проект предпринимательского (хозяйственного) кодекса был разработан Институтом государства и права РАН совместно с другими организациями, но принят не был.

Частноправовые нормы предпринимательского права охватываются ГК РФ, который в связи с этим имеет важное значение для регулирования предпринимательской деятельности. Принятие первой и второй части ГК РФ позволило улучшить частноправовое регулирование предпринимательской деятельности, хотя и не затронуло публично-правовые аспекты предпринимательского законодательства. Правда, в этом кодексе имеются отдельные нормы публично-правового характера, но они не вписываются в рамки общей концепции гражданско-правового регулирования.

В ГК РФ имеются некоторые неудачные формулировки. Так, в п. 2 ст. 3 ГК РФ указывается, что ему должны соответствовать нормы гражданского права, содержащиеся в других законах. Однако ГК РФ является не конституционным, а обычным законом. Следовательно, к нему должны применяться обычные правила толкования законов, согласно которым более поздний закон имеет преимущество перед ранее изданным, а специальный закон - перед законом общего характера.

Помимо законов, существуют и другие нормативные акты, являющиеся источниками предпринимательского (хозяйственного) права. Такие нормативные акты должны соответствовать законам, не противоречить им. Поэтому они и называются обычно подзаконными актами. Среди них особенно значимы указы Президента РФ. Роль президентских указов в регулировании предпринимательской деятельности весьма велика, в этой области было издано большое количество указов, особенно на начальном этапе развития рыночной экономики. Чрезмерное расширение «указного законодательства» объективно приводило к принижению роли закона. В настоящее время президентские указы, регулирующие предпринимательскую деятельность, издаются гораздо реже.

Описание работы

Как отрасль права предпринимательское право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними отношения (предшествующие, сопутствующие, сменяющие), в том числе отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности. Также предпринимательское право можно рассматривать как отрасль законодательства (совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность), как науку (систему знаний о предпринимательском праве, истории и тенденциях его развития) и как учебную дисциплину (систему обобщенных знаний о предпринимательском праве как отрасли права, нормативной базе предпринимательского права и практике ее применения, а также о науке предпринимательского права).

Нормальное функционирование хозяйственной деятельности возможно лишь при условии обеспечения надлежащего ее правового регулирования. Необходим отлаженный и безупречно функционирующий механизм правового обеспечения экономики, представляющий собой совокупность законов и подзаконных (общих и специальных) нормативных актов, регулирующих основные направления хозяйственной деятельности. Эти акты и составляют источники хозяйственного (предпринимательского) права.

Под источниками права в российском законодательстве понимается государственная воля, выраженная в актах компетентных органов государственной власти. Этими актами в хозяйственном праве являются:

  • · Конституция Российской Федерации -- основной источник всей системы права. Нормы Основного закона определяют основы экономической, политической и социальной системы общества, компетенцию органов государственной власти всех уровней, принципы хозяйствования, гарантии предпринимательства и конституционные ограничения;
  • · Кодексы Российской Федерации. Поскольку хозяйственное (предпринимательское) право является комплексной отраслью права, то для регулирования правовых отношений с участием хозяйствующих субъектов оно сочетает нормативные правовые акты ряда фундаментальных отраслей права. В частности, нормы гражданского права, регулирующие имущественные, и также связанные с ними неимущественные частноправовые отношения участников экономического оборота, основанного на товарно-денежной форме; нормы административного, бюджетного, земельного, налогового, уголовного, трудового, экологического права, которые регулируют соответствующие правоотношения, и определяют ответственность за дисциплинарные проступки и правонарушения в хозяйственной сфере;
  • · Федеральный конституционный закон, называемый иногда также органическим, представляет собой нормативный правовой акт высшей юридической силы, принимаемый в особом порядке по сравнению с федеральным законом. Он обладает более высокой юридической силой по сравнению с федеральш.ш шкопом. Федеральный закон не может противоречить федеральному конституционному закону. Эта норма закреплена в ч. 3 ст. 76 Конституции РФ. Федеральный конституционный закон не может быть отклонен Президентом РФ. Федеральный конституционный закон регулирует основополагающие, устойчивые общественные отношения, обладает повышенной стабильностью и более широкой сферой действия по сравнению с другими законами. Федеральные конституционные законы в соответствии с ч. 1 ст. 108 Конституции РФ принимаются исключительно по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ;
  • · Федеральный закон -- нормативный правовой акт высшей юридической силы по отношению к иным актам, содержащий первичные нормы права, принятый в установленном порядке палатами Федерального Собрания РФ, либо путем всенародного голосования. Наряду с Конституцией РФ федеральный закон занимает центральное место в иерархии нормативных актов и является основой для указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, актов субъектов РФ и иных актов. Федеральный закон -- продукт законотворческого процесса и представляет собой властное предписание государства, подлежащее обязательному исполнению всеми гражданами, государственными и общественными организациями, хозяйствующими субъектами и должностными лицами, на которых эти предписания распространяются. В Российской Федерации установлено верховенство закона, т. е. все издаваемые акты должны соответствовать федеральным законам;
  • · Указы Президента РФ -- нормативные акты, издаваемые в пределах компетенции Президента РФ, в том числе в дополнение или развитие законов при наличии в них пробелов и при необходимости оперативного установления правовых норм;
  • · Постановления Правительства РФ -- нормативные акты, издаваемые в пределах его компетенции в развитие и во исполнение законов;
  • · Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, действующие в экономической сфере, -- Министерства Финансов РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства природных ресурсов РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства транспорта РФ, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по финансовым рынкам, Центрального банка РФ и др.;
  • · акты органов государственной власти субъектов РФ, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами;
  • · акты органов местного самоуправления, касающиеся хозяйственной деятельности на своих территориях.

Правовые акты органов государственной власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня.

В качестве источника хозяйственного права выступают решения Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд РФ занимается толкованием Конституции РФ и ее норм. Нормативное толкование Конституционного Суда РФ рассчитано на неоднократное применение, осуществляется в отношении широкого круга общественных отношений, в том числе и хозяйственных, является официальным и обязательным. Правовая позиция суда, выраженная в решении по конкретному делу, распространяется не только на участников спора, в связи с которым она была сформулирована, но и на неограниченный круг юридических и физических лиц. Поэтому прецеденты, создаваемые Конституционным Судом РФ, как и акты толкования, имеют нормативно регулирующее значение и в этом смысле также являются высшими по своей юридической силе правовыми нормами.

В качестве источника хозяйственного (предпринимательского) права приобретает все большее значение арбитражная и судебная практика. Она по форме выражается в решениях по отдельным делам, обобщенных и зафиксированных в постановлениях пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ по определенным направлениям. Эти документы выполняют функцию толкования норм закона и условий договоров, но порой под видом толкования создаются новые нормы права. И надо сказать, что это оправданно, потому что арбитражные суды и суды общей юрисдикции повседневно рассматривают тысячи конкретных дел, связанных с хозяйственной деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В качестве примеров можно привести следующие совместные постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ:

  • · от 8 октября 1998 г. № 13/14 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами»;
  • · от 11 июня 1999 г. № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»;
  • · от 4 декабря 2000 г. № 33/14 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей»;
  • · от 12 ноября 2001 г. № 15 и от 15 ноября 2001 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности».
  • · Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан и юридических лиц».

В связи с предстоящим вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) особое значение приобретают нормы международного права и обычаи делового оборота для регламентации предпринимательской деятельности в стране.

Правда, нормы международного права применяются к хозяйственным отношениям в результате их преобразования в нормы внутригосударственного права. Такая трансформация осуществляется путем ратификации международных договоров в форме федеральных законов. Нормы международного права включаются также в нормативные правовые акты Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Более того, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены российским законодательством, то применяются правила международного договора. Следовательно, за нормами международного договора, участником которого является Российская Федерация, признается более высокая юридическая сила.

Нормы международного права в сфере хозяйственной (предпринимательской) деятельности имеют существенное значение.Их удельный вес постоянно возрастает, что объясняется неуклонным стремлением России войти в мировую экономику, стать равноправным членом мирового сообщества. В настоящее время Российская Федерация является участником многих международных договоров.

Большое значение в регулировании хозяйственных отношений в Российской Федерации приобретают обычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признается «сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе» (ст. 5 ГК РФ).

Признаки обычая делового оборота сводятся к трем моментам:

  • · Это правило поведения, не предусмотренное законодательством, применяется, если не противоречит обязательным для участников хозяйственного оборота положениям закона или договору.
  • · Это правило поведения, сложившееся и широко применяемое на практике, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо нормативном акте. Статья 431 ГК РФ указывает, что при толковании условий договора судом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая обычаи делового оборота.
  • · Это правило поведения, применяемое исключительно в сфере предпринимательской деятельности.

Обычай хозяйственного оборота -- это разновидность обычая вообще. Так, в ст. 309 ГК РФ установлено, что «обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований -- в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями».

К группе источников хозяйственного (предпринимательского) права относятся локальные акты субъектов хозяйственной деятельности. Это прежде всего нормативные акты, которые разрабатываются самими хозяйственными организациями, но обязательно подлежат государственной регистрации. К ним относятся уставы и другие документы, в которых фиксируется правовое положение конкретной организации, а также акты о службах, подразделениях, филиалах, должностные инструкции работников.

В своей практической деятельности руководители и служащие хозяйственных организаций обязаны строго руководствоваться не только вышеперечисленными источниками права, но и нормами нравственности. Сейчас ведется разработка Кодекса деловой чести. Он будет содержать стандарты и этические нормы корпоративного управления. На его основе хозяйственные компании смогут разрабатывать собственные внутренние документы.

Безусловно, законодательство регулирует основную часть хозяйственных отношений, однако существуют ситуации, которые не подпадают под сферу действия правовых норм, но оказывают сильное влияние на экономику страны. Речь идет о корпоративной этике. Кодекс корпоративного поведения вынудит хозяйственные (предпринимательские) организации еще больше заботиться о собственной репутации. Хозяйственная организация, не выполняющая правил эффективного корпоративного управления, будет наказана не санкциями со стороны государства, а потерей репутации на рынках, уменьшением инвестиционной привлекательности и снижением котировок акций, а следовательно, уменьшением доходов.



Просмотров