Как правильно хранить документы в архиве. Условия хранения документов в архиве

Хранятся в течение определенных сроков, после чего они должны быть переданы на государственное хранение в государственные и муниципальные архивы. Федеральным законодательством определены предельные сроки хранения документов, включенных в установленном порядке в состав Архивного фонда Российской Федерации:

В случае ликвидации организации, документы постоянного срока хранения и поличному составу передаются в государственный (муниципальный) архив. Для негосударственных организаций, часть документов которых отнесена к составу Архивного фонда Российской Федерации, для такой передачи необходимо заключение договора с учреждением системы Федеральной архивной службы России. Если организация своевременно не заключила договор с архивом, то в этом случае государственный (муниципальный) архив обязан принять на хранение только документы по личному составу работников организации. Место хранения остальных документов определятся председателем ликвидационной комиссии или конкурсным управляющим.

Контракты, забастовки, увольнения, лицензии, социальный контракт, счета-фактуры, доказательство оплаты, короче говоря, многие вещи, которые никто не хочет, а в некоторых случаях никогда. Помимо хранения многих ненужных документов, многие предприятия делают копии и больше копий этой документации, что в конечном итоге создает еще больше бумаги для хранения. «Когда мы начинаем работу в компании, мы сначала встречаемся, чтобы понять потребности клиента», - говорит менеджер. Это статистически, так что это сложно.

Как только этот процесс будет выполнен, клиент может запросить проверку всего, что было удалено, чтобы доступ к материалу все еще можно было сделать, но теперь полностью цифровым способом. Мы организуем и делаем все доступным через Интернет. У нас есть собственная система управления, потому что наша цель состоит в том, что за три клика находится найденный документ.

Подготовка документов к передаче в архив

В каждой организации в течение года образуется определенное количество дел. Часть из них после установленного срока хранения надо сдавать в архив. Это дела с исполненными документами постоянного» временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу. Сдаются дела в архив через год после завершения их в делопроизводстве. Подготовка документов к передаче в архив проводится работниками службы ДОУ и секретарями структурных подразделений. Дела сдают в архив после того, как они полностью оформлены.

Для клиентов, у которых больше боксов, эта цифра сильно падает. Многие считают, что это может быть ненужным типом обслуживания, поскольку в «файле» доступно много места в компании, однако это не всегда вопрос пространства, а дезорганизация, поскольку во многих случаях не всегда то, что сообщается в поле соответствует то, что внутри него. Это опасность заблудиться в середине документации. Например, если вам нужна какая-либо документация от соавтора, ответственный может войти в систему с логином и паролем, искать и иметь все, что вам нужно. «Кроме того, вы можете отправлять все по электронной почте, не прилагая ничего, сама система отправляет ссылку доступа».

Оформление дел состоит из следующих операций:

  • проверка правильности группировки документов в дела;
  • брошюровка (подшивка);
  • нумерация листов;
  • составление заверителыюй надписи (листа-заверителя);
  • составление в необходимых случаях внутренней описи документов дела;
  • внесение уточнений в реквизиты обложки дела (уточнение названия организации, регистрационного индекса, крайних дат дела, заголовка дела);
  • составление и оформление описи дела.

Дела временного срока хранения (до 10 лет включительно) подлежат частичному оформлению, при этом допускается:

Еще один дифференциал - это отслеживание, которое может быть сделано, как представлений, так и представлений. Космическая проблема действительно серьезная, от малого до крупного бизнеса. Время, когда оно начинает уменьшаться и не содержит ничего другого, заключается в том, что он борется с отчаянием, - предупреждает Розангела.

Также проводятся систематические процедуры для дезинфекции и переупаковки коллекции. Современные субстраты с момента своего возникновения имеют внутренние факторы износа, поскольку их долговечность не связана. Таким образом, например, современная бумага кислотная и хрупкая, дискета длится несколько лет, а цветная фотография быстро теряет свой цвет. Существуют также внешние факторы, которые изолированы или сопряжены, вызывают ухудшение документов независимо от их поддержки.

  • не проводить систематизацию документов в деле;
  • не нумеровать листы дела;
  • не составлять заверительные надписи;
  • не прошивать (не брошюровать).

Проверка правильности группировки документов в дела проводится для того, чтобы еще раз проверить соответствие документов в деле заголовку по номенклатуре, расположение документов внутри дела по определенным принципам: по рассматриваемым вопросам; по хронологии; по географическому признаку; по алфавиту корреспондентов и т.д.

Влажность и температура световые излучения пыль и загрязнение воздуха биологические атаки катастрофы неадекватное обращение и упаковка. Ухудшение документов можно контролировать или смягчать путем принятия превентивных мер, которые могут продлить срок действия документов и гарантировать доступ к содержащейся в нем информации.

Как должна защищать окружающую среду? Место хранения документов должно быть очень чистым. Накопление пыли в окружающей среде способствует развитию и распространению микроорганизмов, наносящих ущерб как документам, так и здоровью людей. Гигиена полок, шкафов и полов должна систематически выполняться с пылесосами и слегка увлажненными полотнами, чтобы избежать распыления пыли.

Рис. 6.2. Форма листа-заверителя дел

При полном оформлении необходимо подшить или переплести дело. Предварительно из дела удаляются все металлические предметы: скрепки, булавки и т.п. Документы снимаются со скоросшивателя. Вслед за последним документом в дело вкладывается лист для заверителыюй записи» в начале дела, при необходимости, вкладывается лист или листы для внутренней описи (если есть, то отпечатанные бланки внутренней описи). Дело не должно превышать 250 листов. Если в течение года документов в деле отложилось больше, то их надо разделить на несколько томов.

Никогда не потребляйте пищу и напитки на рабочих местах и ​​при хранении документов. Пищевые отходы и крошки привлекают грызунов и насекомых, которые нападают на документы, а также риск пролития жидкостей и загрязняющих документов или повреждающего оборудования.

Курение запрещено на рабочих местах и ​​при хранении документов. В дополнение к проблеме безопасности химические остатки от дыма наносят ущерб документам. Индексы высокой температуры и влажности чрезвычайно вредны для документов. Эти факторы ускоряют химические процессы ухудшения, в дополнение к предотвращению распространения вредителей и нападению микроорганизмов. Особое внимание следует обратить на фильмы, фотографии, негативы и микрофильмы, на которые легко нападают грибы. В сухих средах, в свою очередь, определяется потеря влаги в материалах.

Все документы подшиваются или переплетаются в твердую обложку. Поскольку в деле откладываются документы разного формата, то подшивать их нужно на 4 прокола. Это обеспечит надежное скрепление всех документов.


Рис. 6.3. Форма внутренней описи документов дела

В делах длительных сроков хранения можно прошивать дело насквозь, включая как верхнюю, так и нижнюю часть обложки. Дела постоянного срока хранения подшиваются, начиная с листа, идущего вслед за обложкой. Верхняя же часть обложки не подшивается. На первый лист накладывается тонкая, шириной до 1 см картонная прокладка, и через нее прошивается дело. Поскольку предполагается такое дело хранить вечно, то такая подшивка предохраняет нитки от истирания и придает более эстетичный вид делу.

В случае бумаги он становится хрупким и хрупким. Полки, картон и шкафы должны быть покрыты металлической эмалью и обработаны фосфатированием для предотвращения ржавчины. Противопоказано использование деревянной мебели, на которую могут нападать термиты и другие насекомые, которые наносят ущерб бумаге. Для предотвращения повреждения документов рекомендуется использовать мебель, подходящую для типа и размера документов.

Мебель должна быть размещена так, чтобы она не получала прямой свет. Световая радиация является фактором ухудшения документов, вызывая физико-химические изменения в структуре бумаги, чернил, фотографий и кожи на обложке книг. Солнечные и искусственные огни излучают различные виды излучения, являясь одним из самых разрушительных ультрафиолетовых лучей. Выброс такого типа излучения, существующего в основном в люминесцентных лампах, может контролироваться специальными фильтрами.

При подшивке надо следить, чтобы весь текст документов мог быть прочитан. Документы со сроком хранения менее 10 лет могут не подшиваться, а оставаться в скоросшивателе.

Все листы в делах постоянного и временного хранения для обеспечения сохранности документов и удобства использования нумеруются. Нумеруют листы черным графитным карандашом или нумератором в правом верхнем углу только с лицевой стороны листа, не задевая текста документа. Использование чернил и цветных карандашей запрещается. Лист большего формата, чем А4, подшивается за один край, разворачивается и нумеруется как один лист. Сложенный и подшитый за середину лист нумеруется как два листа. Иллюстрированные материалы, фотографии нумеруются на оборотной стороне в левом верхнем углу. Подшитые в дело конверты с надписями или вложениями нумеруются самостоятельно. Вложение в конверт нумеруется очередным номером за конвертом. При создании нескольких томов одного дела каждое из них нумеруется самостоятельно.

Руки следует стирать в начале и в конце работы. Часто пальцы могут быть загрязнены чернилами, окрашивая бумагу. Естественный жир в руках также повреждает документ с течением времени. Когда вы консультируетесь с книгами или документами, не поддерживайте руки и локти. Всегда рекомендуется обрабатывать их на столе.

Будьте осторожны, чтобы не разорвать документ или повредить крышки и шипы при удалении из папки, коробки или полки. При удалении книги из книжного шкафа вы должны крепко держать ее в середине привязки. Удаление книги, потянув ее через верхний край позвоночника, наносит ущерб связыванию.


Рис. 6.4. Форма обложки дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения

Итоги нумерации фиксируют в доверительной записи на вшитом специально для нее последнем листе дела. Б ней указывается цифрами и прописью количество пронумерованных листов документов и отдельно через знак «+» число листов внутренней описи, литерные и пропущенные номера.

Не сгибайте и не разорвите документы, так как место, в котором оно складывается, приводит к хрупкой области, которая легко ломается и легко разрывается. В дополнение к произведенным перфорациям, металлические скобы ржаветь быстро. Избегайте использования металлических зажимов в непосредственном контакте с бумагой. Предпочтительно используйте пластиковые зажимы или закрепите документы небольшим листом бумаги в зоне контакта.

Не используйте клейкие ленты непосредственно на документах. Этот тип клея быстро теряет адгезию, что приводит к темному пятну, которое трудно удалить. Использование копий документов противопоказано, потому что. Копировальные аппараты, которые работают с ультрафиолетовым излучением при высокой интенсивности, наносят ущерб как бумаге, так и чернилам оригинального документа; неправильное обращение с копировальными машинами может вызвать складки и слезы в документах. В случае связывания он может повредить шов и позвоночник. . Большинство картонных коробок и паст, доступных на рынке, изготовлены из кислотной бумаги и картона и содержат вредные элементы, такие как лигнин и сера.

Заверительная запись подписывается лицом, ее составившим, с указанием должности, личной подписи, фамилии и даты составления. Составлять заверительиую надпись на обложке дела или оборотной стороне последнего листа запрещается.

Форма листа-заверителя дела установлена Основными правилами работы архивов организаций.

В случае, когда дело содержит особо ценные документы — в личных делах, делах о присуждении ученых степеней и присвоении

Кислотность, считающаяся одним из худших факторов ухудшения документа с течением времени, имеет характерную черту миграции через контакт, то есть упаковка из материала низкого качества неизбежно наносит ущерб содержащимся в нем документам. В связи с этим особое внимание следует уделить выбору упаковочных материалов. Рекомендуется использовать бумагу и картон, содержащие щелочь и лигнин.

Вы можете использовать различные модели ящиков, конвертов, папок, папок и т.д. чтобы определить наилучшую форму упаковки, необходимо учитывать размер и тип документа, доступное пространство, стоимость и срок хранения. Хорошим упаковочным решением является багет, который должен быть изготовлен из бумаги хорошего качества и увязан с хлопчатобумажным шнурком. Никогда не используйте нитку или эластик, которые разрезают и повреждают упаковку и документы в ней. Металлические крепежные изделия легко ржавы и повреждают документ. Используйте упаковку, которая больше, чем документ, чтобы вы не складывали или не мешали. Не упаковывайте документы выше емкости папки или коробки.

  • Проанализируйте лучшие варианты упаковки.
  • Используйте папки с пластмассовыми застежками и стержнями.
Рекомендовать эту страницу по электронной почте.

ученых званий, о выдаче авторских свидетельств и патентов, судебных и следственных делах и ряде других случаев составляются внутренние описи на документы дела.

Государственным стандартом Р 51141-98 закреплено такое определение внутренней описи: «Внутренняя опись документов дела — это учетный документ, содержащий перечень документов дела с указанием порядковых номеров документов, их индексов, названий, дат, номеров листов» 1 .

Норма Кассарес Обзор Альба Жизель Гуже Графический дизайн Мария Джудит Азеведо Виейра Обложка Суэли Араухо Особая благодарность Марии Изабель Оливейре. Документы - Сохранение и сохранение. Национальный совет архивов. 8 3. Является общим руководством, которое указывает наиболее подходящие процедуры хранения и сохранения документов. Рекомендации направлены на то, чтобы дать возможность планировать стратегии сохранения и сохранения таким образом. Ниже приведены рекомендации по обеспечению адекватного и безопасного хранения.

Рекомендации по изготовлению и хранению архивных документов. Документы, идентифицированные в таблицах времени и назначения в качестве постоянного значения, должны быть получены в щелочных бумагах. иконографический. должны выпускаться в стандартных форматах. 7. Руководства по управлению и сохранению цифровых документов рассматриваются в «Письме о сохранении цифрового архивного наследия». организации и доступа к документам. с целью обеспечения его сохранения в течение срока хранения, установленного в расписании и месте назначения.

Внутренняя опись подшивается перед документами дела и содержит сведения о каждом из них. В итоговой записи внутренней описи указывается количество включенных в нее документов и количество листов самой описи.

При использовании автоматизированных систем регистрации документов внутренняя опись может создаваться и распечатываться автоматически на основе сведений, введенных в регистрационные карточки документов, помещенных в дело. После того, как документы подшиты, пронумерованы, составлена заверительная надпись и внутренняя опись документов дела, проводится дополнительное оформление обложки дел.

Клипы должны быть выполнены из пластмассы или неокисляемого металла. в соответствии с их размерами. так что местоположение и возвращение в место депозита выполняются гибким способом без риска возмещения убытков или убытков. 8. Секретариат логистики и информационных технологий. таких как база данных. и что системы восстановления широко совместимы. Следует избегать практики сшивания и склеивания документов. который предусматривает «процедуры, касающиеся деятельности административных коммуникаций». Все документы должны быть сохранены в условиях, подходящих для их использования.

Оформление обложки дел производится в процессе заведения дел в делопроизводстве и выполняется в соответствии с требованиями государственного стандарта ГОСТ 17914-72. «Обложки дел длительного хранения. Типы, размеры, технические требования». В момент заведения дела по номенклатуре дел ряд сведений уже был вынесен на обложку:

  • наименование учреждения (организации) и его подчиненность;
  • наименование структурного подразделения;
  • делопроизводственный индекс дела;
  • заголовок дела;
  • срок хранения дела.

При подготовке дела к сдаче в архив эти реквизиты уточняются и дополняются. Например, на обложке проставляют:

Следует добавить, что: можно упомянуть постановление №. Важно, чтобы записи, относящиеся к документам, были включены в информационную систему. Информация должна быть правильно идентифицирована. Районы, близкие к тяжелым отраслям промышленности с высоким уровнем загрязнения воздуха. Области хранения Все документы должны храниться в местах с условиями окружающей среды, соответствующими их требованиям сохранения. к периоду хранения, установленному в таблице времени и распределения. Внешние районы Месторасположение хранилища должно обеспечивать доступ и средства защиты от неминуемых опасностей.

  • номер тома, если дело имеет несколько томов;
  • крайние даты дела;
  • количество листов в деле;
  • номера фонда, описи и дела по описи.

Последний реквизит проставляется в архиве.

Рис. 6.5. Форма описи дел постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения

Очень важно при оформлении обложки соблюдать определенные требования. Так, наименование организации пишется в именительном падеже. Если наименование менялось в течение года, то па обложке приводятся оба названия, причем прежнее название берется в скобки, а новое пишется под ним.

Заголовок дела переносится на обложку в начале года из . Но после анализа содержания документов может потребоваться внесение некоторых уточнений в заголовок. При возникновении такой необходимости следует внести дополнение в номенклатуру дел и на обложку выносить заголовок и индекс в соответствии с этим дополнением. Сначала в заголовке должен быть указан вид дела (дело, переписка, документы и т.д.) или вид документов (протоколы, приказы, отчеты, акты). Затем указывается автор или корреспондент (если это переписка) и далее вопрос, отражающий содержание документов. Возможно формирование в одном деле документов нескольких авторов или корреспондентов, если они относятся к одному вопросу. Подлинность документов в заголовках не указывается, но наличие копийных документов оговаривается. На обложке дела в обязательном порядке указываются даты самых ранних и поздних документов и срок хранения дела. На делах с документами постоянного хранения указывается «хранить постоянно», на других — конкретный срок хранения в соответствии с перечнем.

При указании количества листов листы внутренней описи и заверительной записи не учитываются.

На все дела постоянного и долговременного сроков хранения составляется опись. Опись — это архивный справочник, содержащий систематизированный перечень единиц хранения, а также предназначенный для их учета и закрепления систематизации. Опись служит основным учетным справочным пособием в делопроизводстве и архиве. Составляются описи отдельно на дела постоянного хранения, дела временного (свыше 10 лет) хранения, дела по личному составу. В отдельных случаях в зависимости от специфики организации описи могут составляться на определенные категории дел (судебные и следственные дела, научные отчеты по темам и т.п.).

Дела располагаются в описи по степени значимости. Например, последовательность может быть такой: устав предприятия, протоколы общих собраний акционеров, протоколы заседаний совета директоров, приказы директора по основной деятельности, годовые планы и т.д. Описи на дела составляются в каждом структурном подразделении работниками службы делопроизводства.

Рис. 6.6. Форма годового раздела сводной описи дел постоянного хранения

Опись состоит из годовых разделов. Годовые разделы составляются по установленной форме. Сведения по каждому делу, включенному в опись, называются описательной статьей. В нее входят:

  • порядковый номер дела (тома) по описи;
  • индекс дела (тома);
  • заголовок дела (тома);
  • даты дела (тома);
  • число листов в деле (томе);
  • срок хранения (для дел, хранящихся свыше 10 лет);
  • примечание.

Каждое дело в описи имеет самостоятельный порядковый номер.

Если дело состоит из нескольких томов, каждый том имеет свой номер. Располагает дела в описи по порядку архив организации. Он же присваивает номера описи структурного подразделения.

При передаче в архив дел за несколько лет их необходимо систематизировать. Обычный порядок систематизации дел в организации — хронологически-структурный. Это означает, что, во-первых, дела систематизируют по годам. Во-вторых, дела систематизируют по названиям структурных подразделений, в которых они хранятся. Все дела постоянного срока хранения за год располагаются по степени важности. Обычно это соответствует порядку расположения структурных подразделений и заголовков дел в номенклатуре дел.


Рис. 6.7. Форма итоговой записи и заверительной подписи

Таким образом, получается стройный перечень всех дел одного срока хранения за один год. Для удобства поиска наименования структурного подразделения могут быть указаны в описи перед первым делом соответствующего структурного подразделения.

В организациях, где количество дел, образующихся в год, невелико, нецелесообразно каждый год составлять новую опись. Возможна подготовка одной описи, включающей дела за несколько лет.

Рис. 6.8. Форма годового раздела сводной описи дел по личному составу

Рис. 6.9. Форма описи электронных документов постоянного срока хранения

В таких организациях ежегодно составляется годовой раздел описи с продолжающейся нумерацией дел. Каждый из годовых разделов описи начинается с указания соответствующего года, и далее дела располагаются в соответствии с принятой структурой.

Каждая опись имеет свой номер. Обычно опись на дела постоянного хранения имеет 1, на дела со сроком хранения более 10 лет- N& 2, на дела по личному составу — № 3 с добавлением буквенного индекса «л/с».

Заканчивается опись итоговой записью. В ней указывается цифрами и прописью количество включенных в опись дел, первый и последний номера дела по описи, оговариваются особенности нумерации (литерные и пропущенные номера). Опись должна быть подписана составителем с указанием его должности и расшифровки фамилии. Проставляется дата составления описи.

Кроме описей на дела постоянного срока хранения, дела временного (свыше 10 лет) срока хранения кадровые службы организаций ежегодно должны составлять описи на дела по личному составу. Документы по личному составу имеют особое социальное значение — они являются основанием для подтверждения трудового стажа, занимаемой должности, продолжительности работы в данной организации и других фактов трудовых отношений. В целях предотвращения утери этих документов большая часть документов по личному составу уволенных работников сдается в архив и хранится 75 лет.

В связи с развитием компьютерных технологий, увеличением объема документов на электронных носителях у организаций возникает необходимость в хранении аудиовизуальной и электронной документации. В архиве организации в зависимости от состава и объема ЭД составляются описи электронных документов постоянного срока хранения. Электронные документы включаются в самостоятельные описи.

Количество экземпляров описи определяется сроком хранения дел. Опись на дела постоянного хранения составляется в четырех экземплярах. Один экземпляр остается в соответствующем структурном подразделении, второй экземпляр описи передается в службу ДОУ, третий в архив организации. Четвертый экземпляр направляется в соответствующий государственный или муниципальный архив.

Организации, не сдающие документы в государственные архивы, составляют опись на дела постоянного хранения, на дела со сроком хранения 10 и более лет и по личному составу в трех экземплярах.

На дела временного срока хранения описи не составляются» их заменяет номенклатура дел, где напротив каждого заголовка проставляется отметка о сроке хранения.

В период подготовки дел структурным подразделением к передаче в архив организации сотрудником архива предварительно проверяется правильность их формирования, оформления и соответствие количества дел, включенных в опись дел (структурного подразделения), количеству дел, заведенных в соответствии с номенклатурой дел организации. Все выявленные при проверке недостатки в формировании и оформлении дел работники структурного подразделения обязаны устранить. При обнаружении отсутствия дел составляется соответствующая справка.

Прием каждого дела производится лицом, ответственным за архив организации, в присутствии работника структурного подразделения. При этом на обоих экземплярах описи дел структурного подразделения против каждого дела, включенного в нее, делается отметка о наличии дела. В конце каждого экземпляра описи указываются цифрами и прописью количество фактически принятых в архив дел, номера отсутствующих дел, дата приема-передачи дел, а также подписи ответственного за архив и лица, передавшего дела. При приеме особо ценных дел проверяется количество листов в делах.

Дела, увязанные в связки, доставляются в архив организации сотрудниками структурных подразделений. Вместе с делами в архив передаются регистрационные картотеки на документы. Наименование каждой картотеки включается в опись.


Введение

Завершающим этапом процесса делопроизводства является подготовка исполненных документов к хранению. Через год после окончания дела постоянного и временного хранения передаются в архив. Главным документом, на котором строится организация архивного хранения документов является Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», а также новый типовой перечень, действующий с 2000 г. и получивший название «Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения».

Однако принятие в 2004 г. нового закона «Об архивном деле в Российской Федерации» обострило проблему, заложенную еще в Основах архивного законодательства 1994 г. Тогда, с учетом изменения государственного строя и появления частной собственности, были посеяны первые зерна размежевания архивных документов на государственные и негосударственные. Последствия такого решения еще долго будет чувствовать вся страна, так как в результате колоссальное количество документов (особенно по личному составу ликвидированных коммерческих организаций) уже утрачено и продолжает утрачиваться ежегодно.

Целью данной работы является анализ основных положений и краткая характеристика действующего федерального закона «Об архивном деле». Ее достижению способствует решение ряда задач:

Рассмотрение понятийного аппарата данного закона;

Анализ основных его структурных частей;

Определение сильных и слабых сторон, а также практической ценности закона.

Структура работы определяется структурой закона и логикой проведенного исследования.


1.Общие положения и понятийный аппарат федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации»

Хранение архивных документов – обеспечение рационального размещения и сохранности документов. Согласно российской практике делопроизводства архивное хранение документов является самостоятельным процессом, не относящимся к документообороту. Однако практически любой орган власти осуществляет архивное хранение собственных документов.

Законодательной базой, на которой основывается весь процесс организации архивного хранения документов, является федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», пришедший на смену Основам законодательства РФ об Архивном фонде Российской Федерации и архивах от 7 июля 1993 года № 5341-1 и Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 7 июля 1993 года № 5342-1 «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации об Архивном фонде РФ и архивах».

Новая редакция Федерального закона «Об архивном деле в РФ», состоящего из девяти глав, была опубликована 27 октября 2004 г. и вступила в силу с момента опубликования. Позднее, 4 декабря 2006 г. в документ были внесены некоторые изменения.

Настоящий закон регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в России в интересах граждан, общества и государства.

В законе последовательно раскрываются основные, применяемые в нем, понятия, такие как архивное дело и архивный документ, документы по личному составу, документ Архивного фонда РФ, особо ценные и уникальные документы, государственный и муниципальный архивы, постоянное, временное и депозитарное хранение документов Архивного фонда РФ и многие другие.

Под архивным делом следует понимать деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов (ст.3, п/п. 1).

Сами же архивные документы представляют собой материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства (ст.3, п/п.2).

Совокупность архивных документов, исторически или логически связанных между собой, составляет архивный фонд. Под архивом же понимается учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющие хранение, комплектование, учет и использование архивных документов (ст.3, п/п.9). При этом понятия государственный и муниципальный архив четко разделяются:

· государственный архив – это федеральное государственное учреждение, создаваемое Правительством РФ, или государственное учреждение субъекта РФ, создаваемое органом государственной власти субъекта Российской Федерации, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов (ст.3, п/п.10);

· муниципальный архив – это структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов (ст.3, п/п.11).

Таким образом, отечественная сеть архивов сегодня представлена следующим образом:

Одиннадцать федеральных архивов;

Региональные государственные архивы;

Муниципальные, городские или архивы местных образований;

Федеральные ведомства, которые обладают правом постоянного хранения (МИД, ФСБ, Госстандарт и т. п.).

Рассмотрим еще два понятия, определение которых конкретизируется настоящим федеральным законом – владелец и пользователь архивными документами.

· владелец архивных документов – государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, осуществляющие владение и пользование архивными документами и реализующие полномочия по распоряжению ими в пределах, установленных законом или договором (ст.3, п/п.18);

· пользователь архивными документами – государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, обращающиеся на законных основаниях к архивным документам для получения и использования необходимой информации (ст.3, п/п.19).

Также в законе приводится перечень полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в области архивного дела.

Таблица 1. Полномочия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в области архивного дела (ст.4)

Полномочия в области архивного дела

Полномочия РФ

· разработка и проведение единой государственной политики в области архивного дела;

· установление единых правил организации хранения, комп-лектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов и контроль за соблюдением указанных правил;

Федеральных гос. архивов, федеральных музеев и биб-лиотек;

Федеральных органов гос. власти, иных гос. органов РФ (в т.ч. органов прокуратуры РФ, Центральной избира-тельной комиссии РФ, Счетной палаты РФ, Централь-ного банка РФ (Банка России);

Гос. внебюджетных фондов;

Гос. академий наук и организаций гос. академий наук;

Федеральных гос. унитарных предприятий, включая ка-зенные предприятия, и федеральных гос. учреждений (в т.ч. расположенных за пределами России);

· решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов РФ и/или муниципальных образований;

· решение вопросов о временном вывозе документов Архив-ного фонда РФ за пределы России;

Полномочия субъекта РФ

· проведение гос. политики в области архивного дела на территории субъекта РФ;

· хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов:

Гос. архивов, музеев, библиотек субъекта РФ;

Органов гос. власти и иных государственных органов субъекта РФ;

Гос. унитарных предприятий, включая казенные предп-риятия, и гос. учреждений субъекта РФ;

· решение вопросов о передаче архивных документов, находя-щихся в собственности субъекта РФ, в собственность Российской Федерации, иных субъектов РФ и/или муници-пальных образований;

Полномочия муници-пального образования

· хранение, комплектование (формирование), учет и исполь-зование архивных документов и архивных фондов:

Органов местного самоуправления, муниципальных архивов, музеев, библиотек;

Муниципальных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и муниципальных учреждений;

· решение вопросов о передаче архивных документов, находя-щихся в муниципальной собственности, в собственность Российской Федерации, субъектов РФ, иных муниципальных образований.

2. Архивный фонд Российской Федерации

Архивный фонд Российской Федерации – исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению (ст.3, п/п.8).

В состав Архивного фонда Российской Федерации входят находящиеся на территории Российской Федерации архивные документы независимо от источника их происхождения, времени и способа создания, вида носителя и форм собственности и места хранения, в том числе:

Юридические акты,

Управленческая документация,

Документы, содержащие результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ,

Градостроительная документация,

Кино-, фото-, видео- и фонодокументы,

Электронные и телеметрические документы,

Рукописи,

Рисунки и чертежи,

Дневники и мемуары,

Переписка,

Копии архивных документов на правах подлинников,

Архивные документы государственных организаций, находящихся в иностранных государствах.

Архивный фонд не включает в себя документы с временными сроками хранения и имеет стабильный состав, который может только наполняться.

Включение архивных документов в состав Архивного фонда Российской Федерации происходит на основании экспертизы ценности документов. Экспертиза ценности документов подразумевает изучение документов на основании критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их для включения в состав Архивного фонда РФ (ст.3, п/п.16).

Этот процесс осуществляется центральной экспертно-проверочной комиссией специально уполномоченного Правительством России федерального органа исполнительной власти, и в его ходе происходит выявление в составе Архивного фонда Российской Федерации особо ценных и уникальных документов.

Особо ценный документ – это документ Архивного фонда РФ, который имеет непреходящую культурно-историческую и научную ценность, особую важность для общества и государства и в отношении которого установлен особый режим учета, хранения и использования (ст.3, п/п.5).

Уникальный документ – это особо ценный документ, не имеющий себе подобных по содержащейся в нем информации и/или его внешним признакам, невосполнимый при утрате с точки зрения его значения и/или автографичности (ст.3,п/п.6).

Экспертизе ценности документов подлежат все документы на носителях любого вида, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъекта России или муниципальной собственности. До проведения в установленном порядке экспертизы ценности документов уничтожение документов запрещается.

Включение документов, находящихся в частной собственности, в состав Архивного фонда РФ осуществляется также на основании экспертизы ценности документов и оформляется договором между собственником или владельцем архивных документов и государственным или муниципальным архивом, музеем, библиотекой или организацией Российской академии наук. В данном договоре указываются обязанности собственника или владельца архивных документов по хранению, учету и использованию документов Архивного фонда РФ.

Таблица 2. Архивные документа различных форм собственности

Форма собственности

Относящиеся архивные документы

Государственная собственность

Федеральная собственность

· документы, хранящиеся в федеральных гос. архивах, федеральных музеях и библио-теках, организациях Российской академии наук;

· документы государственных органов и организаций, указанных в подпункте «б» п.3 ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона;

· документы бывших неприятельских госу-дарств, перемещенные в СССР в результате Второй мировой войны и находящиеся на территории РФ (если иное не предусмотрено законодательством РФ о перемещенных культурных ценностях);

· документы, отнесенные к федеральной собственности федеральными законами;

Собственность субъекта РФ

· документы, хранящиеся в гос. архивах, музеях и библиотеках субъекта РФ (за ис-ключением архивных документов, передан-ных в эти архивы, музеи и библиотеки на основании договора хранения без передачи их в собственность);

· документы гос. органов и организаций субъекта РФ;

Муниципальная собственность

· органов местного самоуправления и муниципальных организаций;

· документы, хранящиеся в муниципальных архивах, музеях и библиотеках (за исключе-нием архивных документов, переданных в эти архивы, музеи и библиотеки на осно-вании договора хранения без передачи их в собственность);

собственность

· документы организаций, действующих на территории РФ и не являющихся государст-венными или муниципальными, в т.ч. об-щественных объединений со дня их регист-рации в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях и религиозных объединений после отделения церкви от государства;

· документы, созданные гражданами или законно приобретенные ими.

Следует отметить, что архивные документы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не подлежат приватизации, не могут быть объектом продажи, мены, дарения, а также иных сделок, могущих привести к их отчуждению (ст.10, п.3). В случае приватизации государственных или муниципальных предприятий образовавшиеся в процессе их деятельности архивные документы, в т.ч. документы по личному составу, остаются соответственно в федеральной собственности, собственности субъекта РФ и муниципальной собственности.

3. Управление архивным делом в Российской Федерации

Создание архивов – процесс сложный и трудоемкий. Государственные органы, органы местного самоуправления муниципального района и городского округа обязаны создавать архивы в целях хранения, комплектования, учета и использования образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов.

Организации и граждане также имеют право создавать архивы. Чаще всего это происходит в целях хранения образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов, в т.ч. – хранения и использования архивных документов, не относящихся к государственной или муниципальной собственности.

Государственное управление архивным делом в Российской Федерации осуществляют федеральные органы государственной власти, в том числе специально уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти. В субъектах России этим делом занимаются органы государственной власти субъектов РФ. Управление же архивным делом в муниципальных образованиях осуществляют органы местного самоуправления. При этом государство выступает гарантом прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обеспечивает развитие архивного дела в Российской Федерации на основе проведения соответствующей научно-технической и финансовой, в том числе налоговой и кредитной, политики (ст.14, п.1).

Финансовое и материально-техническое обеспечение архивного дела осуществляется следующим образом. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны:

Обеспечивать финансовые, материально-технические и иные условия, необходимые для комплектования, хранения, учета и использования архивных документов;

Предоставлять создаваемым ими архивам здания и/или помещения, отвечающие нормативным требованиям хранения архивных документов и условиям труда работников архивов.

В случае реконструкции, передаче или сносе здания, в котором размещен государственный или муниципальный архив, государственный орган или орган местного самоуправления, принимающие подобное решение, обязаны предоставить этому архиву здание, отвечающее всем нормативным требованиям хранения документов.

В современных рыночных условиях важным становится право архивов осуществлять приносящую доход деятельность постольку, поскольку это предусмотрено их учредительными документами, служит и соответствует достижению целей, ради которых они созданы, а также покрывать свои расходы за счет иных поступлений, разрешенных российским законодательством.

Таким образом, все услуги архива можно разделить на бесплатные и платные. К бесплатными услугами государственного архива можно отнести социально-правовые запросы граждан, составляющие основной костяк обращений в Государственный архив России:

Подбор документов для оформления пенсий;

Рассмотрение запросов граждан, пострадавших во время Второй мировой войны;

Справочная работа, связанная с желанием потомков репрессированных и реабилитированных граждан ознакомиться с личными делами своих родственников;

Запросы граждан, бежавших с территории Чечни, где документов и учреждений не сохранилось.

Однако существуют работы, выполнение которых не бесплатно, и это имеет смысл. Например, много запросов поступает от организаций, обращающихся с просьбой подтвердить право собственности на землю, здание, и ответы на них уже являются платной услугой. Кроме того, документы архивов часто используют для съемок фильмов исторического плана. Но в каждом отдельном случае заключают договор и учитывают массу деталей.

4. Хранение и учет архивных документов.

Комплектование архивов архивными документами

Государственные органы или органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в т.ч. документов по личному составу, в течение сроков их хранения:

Кратковременные сроки хранения ( менее 10 лет);

Долговременные сроки хранения (более 10 лет, включая постоянное хранение).

В отношении особо ценных документов, в т.ч. уникальных документов, устанавливается особый режим учета, хранения и использования. Создаются страховые копии этих документов.

Таблица 3. Хранение документов Архивного фонда

Российской Федерации (ст.18)

Форма собственности

Срок хранения

Постоянный

Временный

Государственная собственность

хранятся в гос. архивах, музеях, библиотеках и организациях Российс-кой академии наук

хранятся в гос. органах, гос. организациях, соз-даваемых ими архивах в течение установлен-ных сроков, а также в муниципальных архи-вах (в случае наделения органа местного само-управления муниципа-льного района или городского округа от-дельными гос. полно-мочиями)

Муниципальная собственность

хранятся в муници-пальных архивах, музе-ях и библиотеках

хранятся в органах местного самоуправле-ния, муниципальных организациях и созда-ваемых ими архивах в течение установленных сроков

Частная собственность

могут храниться их собственниками или вла-дельцами самостоятельно или могут быть пере-даны по договору на хранение в государственный или муниципальный архив, библиотеку, музей, а также в организацию Российской академии наук.

(при этом условия хранения этих документов определяются их собственниками или владель-цами с соблюдением норм настоящего Федераль-ного закона)

Уничтожение документов Архивного фонда Российской Федерации настоящим законом запрещается.

Государственному учету подлежат все документы Архивного фонда Российской Федерации независимо от места их хранения. Его порядок определяется специально уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Уникальные документы подлежат также учету в Государственном реестре уникальных документов Архивного фонда РФ.

Также следует отметить, что документы Архивного фонда Российской Федерации, хранящиеся в государственных и муниципальных архивах, музеях, библиотеках, организациях Российской академии наук, не входят в состав имущества этих архивов, музеев, библиотек и организаций Российской академии наук (ст.19, п.2).

Источниками комплектования государственных и муниципальных архивов архивными документами могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, в процессе деятельности которых образуются документы Архивного фонда РФ и другие архивные документы, подлежащие приему на хранение в государственные и муниципальные архивы.

При этом передача документов Архивного фонда Российской Федерации на постоянное хранение происходит следующим образом:

· документы Архивного фонда РФ, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, по истечении сроков их временного хранения в государственных органах, органах местного самоуправления либо государственных и муниципальных организациях передаются на постоянное хранение в соответствующие государственные и муниципальные архивы (ст.21, п.1);

· документы Архивного фонда РФ, образовавшиеся в процессе деятельности территориальных органов федеральных органов государственной власти и федеральных организаций, иных государственных органов, расположенных на территории субъекта РФ, могут передаваться в государственные архивы субъекта РФ на основании договора между органом или организацией, передающими указанные документы, и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в области архивного дела (ст.21, 2);

· документы Архивного фонда РФ, находящиеся в частной собственности, поступают в государственные и муниципальные архивы, музеи, библиотеки, организации Российской академии наук на основании договоров между этими архивами, музеями, библиотеками, организациями Российской академии наук и собственниками указанных документов (ст.21, п.3).


Таблица 4. Сроки временного хранения документов Архивного фонда РФ до их передачи на постоянное хранение (ст.22)

Виды документов, включенных в состав Архивного фонда РФ

Документы федеральных органов гос. власти и иных гос. органов РФ, в т.ч.:

Органов прокуратуры РФ,

Центральной избирательной комиссии РФ,

Счетной палаты РФ,

Центрального банка РФ (Банка России),

Гос. внебюджетных фондов и федеральных организаций

Документы органов гос. власти и иных гос. органов субъектов РФ и организаций субъектов РФ

Документы органов местного самоуправления и муници-пальных организаций

Другие виды архив-ных документов

Записи актов гражданского сос-тояния

Документы по личному составу, записи нотариальных действий, похозяйственные книги и касаю-щиесяя приватизации жилищно-го фонда документы

Проектная документация по ка-питальному строительству

Технологическая и конструктор-ская документация

Патенты на изобретение, полезная модель, промышлен-ный образец

Научная документация

Кино- и фотодокументы

Видео- и фонодокументы

5. Доступ к архивным документам и их использование

В Конституции РФ оговорено, что каждый гражданин имеет право пользоваться культурным наследием. То есть, он имеет право использовать, передавать, распространять информацию, содержащуюся в предоставленных ему архивных документах, а также копии архивных документов для любых законных целей и любым законным способом (ст.26, п.1).

Пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы. Доступ к архивным документам обеспечивается путем предоставления пользователю архивными документами справочно-поисковых средств и информации об этих средствах, а также подлинников и/или копий необходимых ему документов.

Так, в Читальном зале Государственного архива РФ принимают всех посетителей по направлению института или по личному заявлению. Чтобы оформить заказ, необходимо обратиться в приемную Госархива, где есть образец анкеты. Но, так как пишут со всей страны, и требовать единообразия трудно, допустимой является и произвольная форма: «Прошу подтвердить факт… (с дальнейшим изложением информации)».

Условия доступа к архивным документам, находящимся в частной собственности, за исключением архивных документов, доступ к которым регламентируется российским законодательством, устанавливаются собственником или владельцем архивных документов.

Однако доступ к архивным документам может быть ограничен – в соответствии с международным договором России, законодательством страны, а также в соответствии с распоряжением собственника или владельца архивных документов, находящихся в частной собственности.

Также в федеральном законе «Об архивном деле в РФ» указывается, что ограничивается доступ к архивным документам независимо от их форм собственности, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством РФ тайну, а также к подлинникам особо ценных документов, в т.ч. уникальных документов, и документам Архивного фонда РФ, находящимися в неудовлетворительном физическом состоянии. Отмена ограничения на доступ к архивным документам, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.25, п.2).

Существуют также ограничения на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности (на срок 75 лет со дня создания указанных документов). Ранее этого срока оно может быть отменено только с письменного разрешения самого гражданина, а после его смерти – с письменного разрешения его наследников.

Использование архивных документов, на которые распространяется действие закон об интеллектуальной собственности, осуществляется с учетом требований этого закона.

6. Контроль за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации и ответственность за его нарушение

Так как документы Архивного фонда РФ, находящиеся в частной собственности, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом, то федеральным законом на правопреемника возлагается обязанность уведомить об этом соответствующий государственный, муниципальный архив, музей, библиотеку, организацию Российской академии наук, с которыми прежний собственник заключил договор.

Если собственник особо ценных документов и охраняемых государством документов не выполняет свои обязанности по хранению, учету и использованию этих документов, что может привести к утрате ими своего значения, такие документы по решению суда могут быть изъяты у собственника в соответствии со ст.240 Гражданского кодекса РФ.

Также, в случае проведения торгов по продаже архивных документов, находящихся в частной собственности, организаторы торгов обязаны не позднее чем за 30 дней до дня их проведения проинформировать в письменной форме о месте, времени и об условиях продажи архивных документов специально уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти и соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в области архивного дела, на территории которого проводятся торги. Нарушение данного порядка продажи архивных документов может служить основанием для возникновения права требовать в судебном порядке в соответствии с гражданским законодательством перевода на них прав и обязанностей покупателя (ст.11, п.4).

Право собственности на архивные документы независимо от их форм собственности охраняется законом. Изъятие архивных документов, не предусмотренное федеральными законами, запрещается.

Архивные документы, находящиеся в незаконном владении, подлежат передаче собственникам или законным владельцам в соответствии с международным договором России и законодательством РФ.

Контроль за соблюдением законодательства об архивном деле в РФ осуществляют федеральные органы государственной власти, в т.ч.:

Специально уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти;

Органы государственной власти субъектов РФ (в т.ч. уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ в области архивного дела).

Ответственность за нарушение законодательства об архивном деле в Российской Федерации предполагает следующее: юридические лица, а также должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства об архивном деле в Российской Федерации, несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность, установленную законодательством РФ (ст.27).

7. Международное сотрудничество РФ в области архивного дела

Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные архивы, музеи, библиотеки и иные юридические лица, а также граждане – собственники или владельцы архивных документов могут принимать участие в международном сотрудничестве в области архивного дела, участвовать в работе международных организаций, совещаний и конференций по вопросам архивного дела и в международном информационном обмене.

Вывоз и ввоз архивных документов регулируется настоящим федеральным законом.

Вывоз за пределы Российской Федерации архивных документов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также документов Архивного фонда РФ, находящихся в частной собственности, запрещается (ст.29, п.1).

В отличие от них архивные документы, находящиеся в частной собственности, могут быть вывезены за пределы России. При этом заявленные к вывозу документы подлежат экспертизе ценности документов в порядке, установленном Правительством РФ.

Ввоз в Российскую Федерацию разрешается лишь архивных документов, приобретенных и/или полученных на законных основаниях.

Вывоз и ввоз в Российскую Федерацию приобретенных и/или полученных на законных основаниях копий архивных документов на носителях любого вида осуществляются без ограничений, за исключением вывоза копий архивных документов, доступ к которым ограничен в соответствии с российским законодательством.


Заключение

Федеральный закон № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» определяет весь порядок организации архивного хранения документов. Ключевым моментом в его реализации является разработка, принятие и внедрение подзаконных нормативных правовых актов, и в первую очередь единых правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов. В них не только сконцентрированы действующие нормативы и методики по всем основным направлениям архивной работы, но и отражены накопленные архивистами опыт и достижения современных технологий.

По закону право постоянного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации имеют в стране не только государственные и муниципальные архивы, организации Российской академии наук, но и государственные и муниципальные библиотеки и музеи.

Однако с его реализацией связано возникновение определенных трудностей. В прошлом единый Архивный фонд РФ был разделен на три части – федеральные, региональные и муниципальные архивные документы. Это был достаточно логичный и понятный шаг, тесно связанный с проводимой в тот момент административной реформой. Однако, разделяя собст­венность на документы, никто соответствующим образом не изменил систему комплектования и хранения документов, существовавшую еще с советских времен. Наоборот, в ст.21 закона было введено положение, сохраняющее прежний порядок: документы Архивного фонда Российской Федерации, образовавшиеся в процессе деятельности территориальных органов, федеральных органов государственной власти и федеральных организаций, иных государственных органов Российской Федерации, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, могут передаваться в государственные архивы субъекта Российской Федерации на основании договора между органом или организацией, передающими указанные документы, и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела .

Разделение собственности на документы тут же провело черту между «своими» и «чужими». Возник вопрос о финансировании работы региональных и муниципальных архивов с «чужой» собственностью.

В результате остро встал вопрос о документах территориальных подразделений федеральных органов власти, таких как суды, прокуратуры, налоговые органы, органы службы безопасности, таможенные органы, комиссариаты, органы статистики, управления федерального казначейства, контрольные и надзорные службы, службы занятости населения, отделения Пенсионного фонда, федеральные государственные учреждения и унитарные предприятия, учреждения культуры и образования и т.д. По новому закону получается, что вся их документация является федеральной собственностью и должна быть принята на хранение в 15 федеральных архивов: два из которых располагаются в Санкт-Петербурге, один – во Владивостоке и двенадцать – в Москве. Таким образом, данный федеральный закон, сняв одни противоречия, породил другие.


Список литературы

1. http://www.rg.ru

2. http://www.termika.ru

3. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. –№ 33. – ст. 1311, 1312.

4. Организация работы с документами: Учебник/ Под ред. проф. В.А. Кудряева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 592 с.

5. «Российская газета» – Федеральный выпуск №3614 от 27 октября 2004 г.

6. Специалисты Росархива – о Правилах 2007 г. // Отечественные архивы. – 2007. – №4. – С. 30-38.

7. Федеральный закон «Об архивном деле в РФ. Положение о Федеральном архивном агентстве». – М.: Приор, 2005. – 32 с.


Федеральный закон «Об архивном деле в РФ. Положение о Федеральном архивном агентстве». – М.: Приор, 2005. – С. 14.

Специалисты Росархива – о Правилах 2007 г. // Отечественные архивы. – 2007. – №4. – С. 34.

«Российская газета» – Федеральный выпуск №3614 от 27 октября 2004 г.



Просмотров