Что делать если вас задержали. Полиция задержала тебя без законных оснований: что делать? А что делать, если я не понимаю по-румынски

Полицейские - блюстители правопорядка и безопасности граждан, поэтому их полномочия весьма обширны. Они вправе задерживать людей, чтобы предотвратить преступление или расследовать уже совершенное. Причины временного ограничения свободы разнообразны: от подтверждения личности гражданина до подозрения в правонарушении. Но сколько могут держать в отделении полиции?

Основания задержания

Время задержания зависит от причин, по которым человека доставили в отделение полиции. Сотрудники МВД обязаны их назвать и указать, на какой срок ограничивают свободу.

По каким основаниям сотрудники полиции могут задержать гражданина:

  • отсутствие удостоверения личности;
  • подозрение в совершении или соучастии в преступлении;
  • наличие решения суда о заключении под стражу;
  • уклонение от исполнения наказания;
  • розыск или побег из-под стражи.

Это наиболее распространенные причины задержания. Полный список оснований содержится в ст. 14 Федерального закона «О полиции».

На всякий случай носите с собой паспорт. Не сможете подтвердить личность - задержат.

Особое внимание хотелось бы заострить на причинах задержания человека, подозреваемого в совершении преступления. Его свободу могут временно , если:

  • поймали с поличным на месте преступления;
  • опознала жертва или очевидцы события;
  • при нем нашли улики со следами крови.

Отметим один нюанс. Сотрудники полиции вправе задерживать только по подозрению в преступлениях, за которые грозит лишение свободы. В остальных случаях ограничивать свободу запрещено.

Порядок задержания

Любое задержание должно проходить по правилам. Сотрудник МВД обязан:

Задержанного привозят в отделение полиции. Его вещи досматривают, составляют опись и вносят информацию в протокол. Копию протокола передают гражданину для ознакомления и подписи. Будьте внимательны - даже если вас уверяют в его формальности, читайте протокол от начала и до конца. Иначе можно запросто подписать признание в совершении преступления.

При задержании внимательно читайте все бумаги и не подписывайте их без адвоката.

Задержанных содержат в специально отведенных помещения, которые должны отвечать всем санитарным нормам. При этом запрещено содержать в одном месте:

  • мужчин и женщин;
  • взрослых и несовершеннолетних;
  • здоровых и страдающих инфекционными заболеваниями.

Им предоставляется питание и обеспечивается место для отдыха.

И хотя человек содержится взаперти, он вправе позвонить семье, адвокату или уведомить начальство о задержании. Если гражданину не исполнилось 18 лет, полицейские обязаны сразу сообщить родителям или опекунам о его задержании.

У задержанного есть право на один телефонный звонок.

Задержание на 48 часов

Многих людей интересует, за что могут задержать на 48 часов. Это возможно только по одной причине - полицейские подозревают гражданина в нарушении закона. У них есть двое суток, чтобы подтвердить свои догадки или отпустить задержанного.

Задержать на 48 часов для выяснения обстоятельств могут и в следующих случаях:

На аналогичный срок задержат человека, который подозревается в административном правонарушении. Но только за которое предусмотрен арест или выдворение из страны.

Если вас подозревают в совершении преступления, то вправе задержать на 48 часов.

Спустя 48 часов события могут развиться по одному из трех сценариев:

  1. суд изберет меру пресечения;
  2. продлят время задержания (только по исключительным основаниям);
  3. гражданина освободят.

Освобожденному человеку выдают справку о нахождении в течение двух суток в полиции. Она пригодится на работе.

С какого момента исчисляется время задержания?

Любой, даже законопослушный гражданин может быть задержан. Такие случаи не редкость. Поэтому важно знать с какого момента исчисляется срок задержания.

И УПК РФ (ст. 10) гласят, что до решения суда никто не может быть подвергнут задержанию на срок более 48 часов с момента фактического задержания . Время указывается в протоколе, от него и нужно отсчитывать 48 часов. Даже минутное превышение этого срока - незаконно.

Время задержания отсчитывается с момента фактического ограничения свободы.

В каких случаях задерживают на 3 часа?

Не всегда срок задержания составляет двое суток. В некоторых случаях могут задержать на 3 часа. Например, для выяснения личности. Если гражданин вызвал подозрения у сотрудников полиции, но не смог предъявить документы, то его вправе доставить в отделение.

У полицейских 3 часа, чтобы выяснить личность гражданина и узнать, не находится ли он в розыске или не проходит подозреваемым по уголовному делу. Если за ним водится грешок, то время задержания в полиции увеличится.

Спустя 3 часа задержанного должны отпустить, если:

  • личность подтверждена;
  • подозрения не подтвердились;
  • отсутствуют основания для заключения под стражу;
  • при задержании нарушены требования закона.

Основная причина задержания на 3 часа - подтверждение личности.

На сколько могут задержать в полиции без предъявления обвинения?

Обычно такой срок составляет 48 часов. Но если гражданин подозревается в преступлении, то суд вправе продлить срок ограничения свободы до 72 часов. Максимальный период задержания в полиции - 120 часов.

Если подозрения не подтвердились, то задержанного обязаны отпустить. Возможен и другой вариант - избрание меры пресечения, если есть основания. Например, суд может назначить домашний арест или отпустить под подписку о невыезде.

Задержание могут продлить до 120 часов, но только по решению суда.

Права задержанного

Каждый вправе защищать свои права. Поэтому важно знать, на что имеет право задержанный.

Во-первых, попросите полицейского представиться и показать служебное удостоверение. Узнайте, на каком основании проводится задержание и на какой срок.

Во-вторых, не , даже если не согласны с причинами задержания. Не спорьте и не оскорбляйте сотрудников полиции при исполнении, за это грозит уголовная ответственность по . Никому не хочется платить штраф до 40 тыс. руб.

В-третьих, вы сразу же вправе позвонить адвокату. В отделении вам обязаны выдать копию протокола о задержании.

В-четвертых, никто не может принуждать вас давать показания. Также вы можете доказывать свою невиновность и подавать жалобы на действия сотрудников полиции.

Надеемся, что эти простые правила помогут отстоять ваше право на свободу. Если задержание окажется , сотрудников полиции можно привлечь к ответственности.

Помните, что вы вправе встретиться с адвокатом сразу после задержания.

Обычная реакция человека, впервые задержанного полицией, — растерянность, недоумение и сильное волнение, которое связано, в первую очередь, с незнанием своих прав. В зарубежных детективах мы часто можем слышать фразу полицейского «все, что вы скажете, может обернуться против вас; вы имеете право на один телефонный звонок». А как происходит задержание по российским законам? В этой статье мы расскажем, что необходимо знать о своих правах и как применить свои знания на практике, если вы по каким-то причинам задержаны правоохранительными органами. Информация, представленная здесь, во многом сэкономит ваше время, деньги и, безусловно, нервы.

Когда и кто вправе вас задержать

Уголовно-процессуальное законодательство РФ и некоторые федеральные законы (например, закон «О полиции») содержат нормы, регламентирующие основания и порядок задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Соответственно, каждый задержанный вправе обжаловать действия полиции, если к нему применены недозволенные методы или допущено безосновательное ограничение свободы. Подробнее о требованиях закона при мы писали . Напомним читателю, что задержать могут:

  • подозреваемого в совершении преступлений, за которые предусмотрено лишение свободы;
  • если есть следы преступления, прямо или косвенно указывающие на причастность конкретного лица к происшествию;
  • если потерпевший, свидетели указывают на конкретного человека;
  • если у гражданина изъяты вещественные доказательства (оружие, наркотики, похищенное) – дома, при себе, в машине и т.д.

Имеют ли право задерживать людей охранники? Существуют отдельные законодательные акты, которые разрешают охранникам задерживать преступников на месте до приезда полиции, которую в обязательном порядке должны вызвать немедленно. При этом действия охранников будут считаться законными лишь в том случае, если были веские основания подозревать того или иного человека в совершении преступления. Без таких оснований задержание может быть признано не соответствующим законодательству, что повлечет ответственность охранников вплоть до уголовной.

Пример №1 . В продуктовом супермаркете велась скрытая видеосъемка, где было отчетливо видно, как пожилой человек берет со стеллажа две бутылки водки и прячет их под куртку. На выходе из магазина мужчина был остановлен охранниками, которые сразу же вызвали полицию, сотрудники которой оформили протокол места происшествия и изъяли похищенное. Действия секьюрити вполне законны.

Пример №2 . Из этого же супермаркета выходила женщина с коляской, при этом охранникам показалось, что нижнее отделение коляски слишком наполнено, они остановили женщину и потребовали показать содержимое. Действия охранников были несколько грубы, поэтому возмущенная женщина отказалась открывать сумку и сама вызвала полицию. В данном случае задержание охранниками было признано незаконным, поскольку отсутствовали основания для таких действий (видеокамер не было, женщина оказалась непричастной к хищению). По заявлению пострадавшей было возбуждено уголовное дело по ст. 203 УК РФ «Превышение полномочий частного охранника при выполнении своих должностных обязанностей».

Кстати, если охранниками применено насилие или оружие, то наказание по ч. 2 ст. 203 УК РФ может достигать лишения свободы до 7 лет.

Итак, кто имеет право задерживать подозреваемого? Отвечаем: только сотрудники правоохранительных органов (полиция, следственный комитет, ФСБ и т.д.), при этом должностные лица обязаны представиться и объяснить, чем вызваны их действия.

Права задержанного

Исходя из того, что ограничение конституционных прав (в том числе и права на свободу передвижения) допустимо только в исключительных случаях, прямо предусмотренных законом, существуют общепризнанные права задержанного гражданина:

Знать, в чем подозревается

Об этом гражданину должно быть объявлено сотрудниками полиции. Необходимость неукоснительного соблюдения этого права очевидна - с одной стороны, человек сразу для себя понимает, причастен ли он к происшествию или нет, из чего впоследствии формируется его позиция (согласие или несогласие с обвинением).

С другой стороны, при осведомленности о характере деяния можно понять, предусмотрено ли за него лишение свободы или нет. Если нет, то вместе с адвокатом, которого должны предоставить в течение 24 часов, нужно заявлять о незаконности действий полицейских.

Пример №3 . Колосова Е.К. задержали по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ст.174 УК РФ (легализация, т.е. отмывание денежных средств, приобретенных другими лицами преступным путем). Колосову Е.К. не объявили норму уголовного закона, в связи с которой он заинтересовал правоохранительные органы. Прибывший на место задержания адвокат заявил, что полиция грубо нарушила право его подзащитного знать, какое преступление ему вменяется. После этого дежурный следователь объявил, что Колосов Е.К. подозревается в совершении преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ. Вместе с тем, в указанной норме несколько частей, первая из которых (отмывание денег до полутора миллионов рублей) не предусматривает наказание в виде лишения свободы – а значит, по ней никто не может быть задержан. По мнению правоохранительных органов, Колосов легализовал около одного миллиона рублей, что соответствует ч. 1 ст. 174 УК РФ, вследствие чего задержанный был немедленно освобожден.

Из этого примера видно, что в некоторых случаях должностные лица правоохранительных органов могут намеренно умолчать о квалификации того преступления, в совершении которого они вас подозревают. Если информация о статье УК РФ не была объявлена, есть веские основания для обжалования действий полиции.

Право на защитника

Ранее мы упомянули, что адвокат должен быть предоставлен лицу в течение 24 часов с момента фактического задержания, если не представилось технической возможности обеспечить юридическую помощь немедленно. Обязанность полиции допустить адвоката напрямую связана с требованием закона провести допрос в течение суток.

Как известно, допрос подозреваемого не может происходить без профессионального защитника, – следовательно, адвокат должен быть предоставлен в столь сжатые сроки. Более того, другая норма уголовно-процессуального закона предусматривает, что консультация с адвокатом по продолжительности не может быть менее 2-х часов (если только сам подозреваемый не сочтет меньший период достаточным). Поэтому, если в точности следовать букве закона, то защитник должен быть предоставлен лицу не позднее 22 часов с момента фактического ограничения свободы (не с момента составления протокола!) . При нарушении этого требования действия полицейских, а впоследствии и протокол допроса могут быть признаны незаконными.

Пример №4 . Иванов Е.Г. был задержан на месте преступления в качестве подозреваемого в совершении убийства. Ему было объявлено, в чем он подозревается, после чего Иванов Е.Г. потребовал адвоката. Поскольку сотрудники полиции изъяли у Иванова телефон, в связи с чем он не мог осуществить звонок, задержанный назвал коллегию, в которой состоял адвокат, его фамилию и номер рабочего телефона в офисе. Сотрудниками Следственного комитета адвокат был приглашен за 15 минут до истечения срока задержания, чтобы привлечь его к участию в допросе. Адвокат указал в протоколе, что право на 2-часовую консультацию с подзащитным нарушено и впоследствии в суде заявил об исключении протокола допроса из числа доказательств вины. Такое ходатайство судом было удовлетворено, поскольку было установлено грубое нарушение права на юридическую защиту.

На сколько имеют право задержать в полиции и где все это время содержится человек

Закон допускает находиться в статусе задержанного 48 часов , до истечения этого срока должен быть решен вопрос об избрании домашнего ареста или заключении под стражу. Исходя из этих требований, гражданин имеет право быть освобожденным, если нахождение в неволе превысило 2 суток.

В исключительных случаях срок 48 часов может быть продлен судом дополнительно (но не более 72-часов), если, к примеру, сторона защиты не успела собрать важные сведения, влияющие на решение.

Пример №5 . Проклов К.К. был задержан сотрудниками полиции за совершение мошенничества в крупном размере. По техническим причинам Проклов К.К. был доставлен в суд для решения вопроса об избрании меры пресечения спустя 50 часов с момента фактического ограничения свободы. Конвой немедленно освободил Проклова К.К. ввиду нарушения требования закона о 2-х сутках.

Таким образом, если срок 48 часов был нарушен без решения суда, имеет место грубейшее нарушение конституционных прав гражданина.

Пример №6 . После задержания Маков Л.Д. был доставлен полицейскими в суд (48 часов еще не истекли, нарушений закона не усматривается). Во время судебного заседания по рассмотрению ходатайства следователя об избрании заключения под стражу адвокат заявил о том, что он не успел собрать характеризующие данные о подзащитном, составе его семьи, справки о заболеваниях и сведения о месте проживания, просил отложить судебное заседание, продлив срок задержания еще на 30 часов. Заседание перенесли на следующий день, в судебном заседании были изучены новые сведения о задержанном, которые повлияли на решение суда – Макову Л.Д. был избран домашний арест.

В этом примере срок был продлен судом на законных основаниях, по заявлению защиты. Иными словами, суд счел невозможным принять решение о заключении человека под стражу без выяснения дополнительных обстоятельств.

Право на звонок

Любой человек, подвергнутый задержанию, имеет право на уведомление своих родственников или близких в течение 12-ти часов . Речь идет о том самом телефонном звонке, на который, как часто мы можем видеть в фильме, каждый оказавшийся в отделе полиции имеет право.

Теоретически, такое право на звонок действительно имеется, но только с разрешения следователя, который может избрать другой способ уведомления близких подозреваемого. Так, если следователь сочтет невозможным разрешить подозреваемому воспользоваться телефоном, он может уведомить родственников официальным письмом.

В то же время, при наличии особых обстоятельств (например, характер дела диктует необходимость сохранить задержание в тайне) правоохранительные органы могут не уведомлять других лиц о произошедшем. Исключение составляют несовершеннолетние, которых полиция также вправе задерживать при наличии оснований подозревать их в совершении преступлений. В таких ситуациях закон обязывает немедленно уведомлять родителей (законных представителей) всегда, в противном случае следственные действия могут быть признаны незаконными.

Дополнительные права

На самом деле, вышеприведенный перечень общих требований закона далеко не исчерпывающий. Есть множество смежных прав, которыми могут пользоваться задержанные.

Знаете ли вы, где содержатся задержанные? Практически всегда до суда они содержатся в ИВС – изолятор временного содержания, откуда специальным конвоем их доставляют в районный суд для решения вопроса об аресте. Находясь в этом учреждении, очень сходным с СИЗО, человек должен знать о следующем:

  • правила содержания граждан в ИВС регулируются специальными нормативными актами, как ведомственными, так и федеральными; в них четко прописано, какие действия администрации ИВС допустимы, а какие нет;
  • для каждого находящегося в ИВС произошедшее – это безусловный стресс. Такой стресс многократно возрастает, если человек не ведает о том, что будет дальше и почему он здесь. Полезным будет знать, что федеральное законодательство прямо предусматривает безусловное право лица получать любую информацию, касающегося его лично. Так, гражданин может обращаться посредством личного приема к начальнику ИВС, обращаться письменно и устно к работникам ИВС, ставить вопрос об оказании ему медицинской помощи и т.д.;
  • каждый попавший в ИВС имеет право на собственную безопасность. Это означает, что в случае реальных угроз жизни или здоровью его обязаны перевести в отдельную камеру;
  • в ИВС действует очень жесткий распорядок дня, в течение которого должны соблюдаться права находящихся там людей: если объявлен отбой, никто не вправе нарушить покой и, например, привлечь человека к работе на территории ИВС. Также все содержащиеся в ИВС бесплатно питаются, пользуются материальным оснащением и т.д.

Есть дополнительные права и у отдельных категорий людей. Так, к примеру, у иностранного гражданина есть специальное право сообщить о случившемся не позднее 12 часов в посольство той страны, к гражданству которой он принадлежит. Если речь идет о подозреваемом военнослужащем – должна быть уведомлена в тот же срок военная часть, его руководство и т.д.

Таким образом, прав у задержанного довольно много. Каждая стадия процедуры вплоть до избрания меры пресечения регулируется общими федеральными нормами и ведомственными актами (стадия выезда из ИВС, препровождения в суд, содержание в специальной камере в суде, доставка в зал судебного заседания и т.д.).

Если проанализировать судебную практику, права задержанных нарушаются нередко. Поэтому самое часто использующееся ими право – это обжалование незаконных действий полиции, оспаривание ограничения свободы как такового и т.д.

Что делать, если задержала полиция

Самое главное – не паниковать, внимательно фиксировать все действия сотрудников правоохранительных органов и пользоваться своими правами, о которых мы писали ранее.

Если вы считаете, что действия полиции не соответствуют закону, необходимо писать жалобу. Первый вопрос, который возникает – куда ее писать? Здесь все зависит от того, чего вы хотите добиться:

  • если возбуждения уголовного дела за превышение или злоупотребление должностными полномочиями, то нужно обращаться в следственный комитет;
  • если вы желаете, чтобы компетентный орган, надзирающий за полицией или комитетом, проверил законность процедуры ограничения свободы передвижения, нужно обращаться в прокуратуру;
  • если ваша цель – признать задержание незаконным, можно обращаться с заявлением в суд;
  • есть еще один вариант – обратиться к начальству отдела полиции, но, как показывает практика, это напрасная трата времени.

Примерный образец обращения в следственный комитет:

В СУ СК по Ленинскому району г. Калуги
Петрова Е.Н., проживающего в
г. Калуга, ул. Лесная, д. 10
тел. 89288888888
[email protected] (если вы желаете ускорить получение результата своего обращения,
можно указать адрес электронной почты,
тогда вам обязаны будут продублировать ответ на «электронку»)

Жалоба на незаконное задержание сотрудниками полиции

Прошу привлечь к уголовной ответственности должностных лиц отдела полиции № 1 по г. Калуге, которые 02.09.2019 незаконно меня задержали по подозрению в разбое.

Так, вечером 02.09.2019 я шел с работы домой по ул. Лесная, г. Калуга. Двое сотрудников полиции, которые были не в форменном обмундировании, не представившись, объявили, что меня подозревают в совершении разбойного нападения на ларек. Как пояснили эти сотрудники полиции, мне необходимо было поучаствовать в опознании, и если меня не опознает продавщица ларька, то меня отпустят домой.

Далее мне надели наручники, поместили в камеру ИВС, где я находился с 23.00 02.09.2019 до 18.00 03.09.3017, то есть до опознания пострадавшей Соловьевой Е.Н., которая не узнала во мне грабителя. При этом протокол о задержании не составлялся, я не был допрошен в качестве подозреваемого.

По возможности нужно назвать личные данные полицейских, если они вам известны.

Таким образом, действиями сержанта ППСП УМВД России по г. Калуге Миронова К.К., сержанта ППСП УМВД России по г. Калуге Яковлева Е.Р. мне был причинен существенный моральный вред, поскольку данные лица превысили свои должностные полномочия и нарушили мои конституционные права. Если вы не знаете фамилий полицейских, можно указать номер наряда или просто указать время и место событий – личные данные должностных лиц в ходе проверки узнают по ежедневным реестрам личного состава.

На основании изложенного, руководствуясь Конституцией РФ, ст. 91 УПК РФ,

Возбудить уголовное дело в отношении полицейских Миронова К.К., Яковлева Е.Р. по ст. 286 УК РФ за превышение должностных полномочий.

Признать меня, Петрова Е.Н., потерпевшим по делу.

О принятом решении уведомить меня почтой, а также электронно (для этого мы в «шапке» указали электронный адрес) .

Петрова Е.Н., 05.09.2019

Из представленного образца жалобы видно, что, обращаясь в следственный комитет, поставлен вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников полиции. По подведомственности именно отделы следственного комитета РФ занимаются процессуальными проверками и ведением расследования в отношении работников правоохранительных органов.

Обращаться в комитет с иной просьбой (например, привлечь к дисциплинарной ответственности) не стоит – для этого есть другой государственный орган надзора, именуемый прокуратурой. Сотрудники прокуратуры имеют право истребовать любое дело из подконтрольного ей отдела полиции, проверить его в связи с поступившим обращением гражданина, а по итогам такой проверки внести представление в адрес руководителя полиции города о привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе и в виде увольнения, виновных сотрудников.

Сразу уточним: если вам не была избрана мера пресечения в виде домашнего ареста или заключения под стражу и вы были освобождены, это не значит, что предшествующая этому процедура задержания была незаконной. Так, если основания для составления протокола у полиции были, но потом подозрение не подтвердилось по объективным причинам, то действия сотрудников не могут быть признаны не соответствующими закону. Незаконным является такое задержание, оснований для которого либо не было вообще, либо они были надуманны .

Самым действенным способом обжаловать действия полиции всегда было и остается обращение в суд.

Жалоба в суд пишется в обычном порядке, который предусмотрен ст. 125 УПК РФ:

В Апрельский районный суд г. Перми
Иванова Р.П., проживающего по адресу:
ул. Летняя, д. 38, кв.67 г. Перми
Тел. 89277777777777

Жалоба на действия сотрудников полиции
в порядке ст. 125 УПК РФ

Прошу признать незаконными действия следователя Рябинина П.Е., задержавшего меня по уголовному делу.

В производстве следователя Следственного управления УМВД по г. Перми находится уголовное дело в отношении Рыбакова Е.П., совершившего преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 228.1 УК РФ – сбыт наркотических средств в крупном размере. 26.09.2019 я был задержан в качестве подозреваемого как лицо, которое, по мнению следствия, действовало по предварительному сговору с Рыбаковым. Таким образом, следователь Рябинин счел, что я тоже сбывал наркотические средства на территории г. Перми.

Поскольку я не причастен к совершению Рыбаковым преступлений, что впоследствии было установлено и зафиксировано постановлением о прекращении уголовного преследования в отношении меня от 28.09.2019, считаю, что задержание меня в качестве подозреваемого незаконно, поскольку не соблюдены требования ст. 91 УПК РФ, а именно:

  • не было свидетелей или иных лиц, указывающих на мою причастность к совершению преступления;
  • не зафиксировано следов преступлений в моем доме, при моем личном досмотре;
  • в момент совершения преступления я находился в другом месте, о чем указал в протоколе.

Таким образом, у следователя Рябинина П.Е. не было оснований для применения ко мне спецсредств (наручников), а также для помещения меня в ИВС. Кроме того, впоследствии я был освобожден из ИВС по указанию следователя, однако основания освобождения мне неизвестны, следователем объявлены мне не были, документ об освобождении мне не выдан.

На основании изложенного, руководствуясь Конституцией РФ, ст. 91 УПК РФ, ст. 125 УПК РФ,

Признать действия следователя Следственного управления УМВД по г. Перми Рябинина П.Е. по задержанию и протокол задержания Иванова Р.П.(то есть меня) от 26.09.2019 незаконными, не соответствующими уголовно-процессуальному законодательству.

Иванов Р.П., 29.09.2019

По итогам рассмотрения судом выносится постановление, которое вступает в законную силу в течение 10 дней. После этого гражданин, чьи права были признанны нарушенными, может обратиться в суд повторно, но уже в порядке ст. 133 УПК РФ – эта норма позволяет реализовать свое право на реабилитацию, в том числе на возмещение имущественного и морального вреда, причиненного правоохранительными органами.

По нашему мнению, именно судебное рассмотрение жалоб на действия полицейских, в том числе и по ограничению свободы передвижения, наиболее эффективно. Так, заявитель принимает непосредственное участие в судебном заседании, он вправе предъявить свои доказательства, ссылаться на различные источники, задавать вопросы участникам процесса и т.д. При этом неявка заявителя в судебное заседание не препятствует рассмотрению жалобы в его отсутствие, поэтому при желании присутствовать в судебном процессе необходимо об этом проинформировать суд любым способом (по телефону, электронно или путем подачи заявления в канцелярию).

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, - до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, - до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, - до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом ;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом ;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, - до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, - до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, - до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, - до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

3. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее - задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей .

9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

Права граждан при задержании: понятие задержания.

Задержание в самом широком смысле представляет собой меру государственного принуждения, которая осуществляется в ходе пра-воохранительной деятельности и заключается в кратковременном (на срок не свыше 48 часов) лишении человека права на свободу и личную неприкосновенность.

Задержание является достаточно распространенным методом государственно-правового регулирования. Существование подобной принудительной меры обусловлено самой сущностью правоохрани-тельной деятельности, направленной, как известно, на защиту жизни и здоровья, собственности, иных охраняемых государством социальных благ, на охрану общественного порядка, обеспечение общественной безопасности и других общественно-значимых интересов. Посредством задержания сотрудники полиции и иных правоохранительных органов в частности получают объективную возможность пресекать противо-правные действия отдельных лиц, предупреждать совершение ими но-вых правонарушений, удерживать их в своем «поле зрения» во время проверки на предмет причастности к совершению преступления, адми-нистративного правонарушения и т.д.

Таким образом, по своему правовому смыслу задержание имеет весьма существенное значение для современной правоохранительной практики полиции и иных правоохранительных органов.

Задержание преимущественно проводится на первоначальном эта-пе осуществления соответствующей правоохранительной деятельности, например, если лицо застигнуто в момент совершения противоправно-го поступка или сразу после, если лицо длительное время уклонялось от явки в правоохранительные органы или находилось в розыске и т.п. В связи с этим задержание следует отличать от иных мер государствен-ного принуждения, также выраженных в ограничении конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность. Таковыми, например, могут являться меры уголовного наказания (лишение свободы, арест и т.д.), меры административного наказания (административный арест), принудительные меры медицинского характера (помещение в психиа-трический стационар), меры уголовно-процессуального пресечения (за-ключение под стражу и домашний арест) и некоторые другие.

В отличие от всех указанных мер государственного принуждения задержание носит предварительный характер и зачастую осуществля-ется без наличия достаточных доказательств, подтверждающих проти-воправность поведения человека. Именно задержание в совокупности с другими предусмотренными законом средствами и методами позво-ляет сотрудникам полиции или иных правоохранительных органов со-брать необходимые сведения (достаточную доказательственную базу) для решения вопроса о возможности или, наоборот, невозможно-сти, применения к лицу какой-либо ответственности либо других мер государственно-властного реагирования.

Более того, в отличие от иных мер принуждения, связан-ных с ограничением права на свободу и личную неприкосно-венность, задержание носит ис-ключительно внесудебный ха-рактер. Оно осуществляется на основании собственного реше-ния органа или должностного лица, осуществляющего пред-варительное расследование по уголовному делу, выполняю-щего оперативно-розыскные мероприятия или проводящего административную деятель-ность. Так, например, согласно ст. 91 УПК РФ правом задержа-ния подозреваемого по уго-ловному делу наделены орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа. В свою очередь в соответствии со ст. 27.3. КоАП РФ задержание могут проводить органы исполнительной власти и их должностные лица, в частности полиция, пограничные органы, таможенные органы и т.д.

И именно в этой связи общий срок задержания не может превышать 48 часов. Подобное ограничение прямо предусмо-трено Конституцией РФ, где в ч.2 ст. 22 четко отмечает-ся, что до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию более чем на 48-часовой срок.

Таким образом, задержание представляет собой кратковремен-ную меру государственного принуждения, имеющую исключительно предварительный характер. Факт задержания никоим образом не мо-жет расцениваться как признающий человека виновным в совершении какого-либо противоправного деяния и ставящим его вне закона. Сле-довательно, задержание нельзя считать ни мерой уголовного наказа-ния, ни мерой административного наказания, ни любой иной формой ответственности.

Согласно конституционному принципу презумпции невиновности вина считается доказанной, а человек подлежит ответственности лишь только после вступления в законную силу приговора суда (иного судеб-ного решения), а по некоторым делам об административных правона-рушениях - соответствующего постановления компетентного органа исполнительной власти или должностного лица. Поэтому задержанные лица, хотя и испытывают на себе некий груз государственного принуж-дения, связанный с временным ограничением права на свободу и лич-ную неприкосновенность, тем не менее, считаются невиновными и в остальном сохраняют за собой все предоставленные им государством права и свободы.

Права граждан при задержании: случаи применения задержания.

Как уже было отмечено ранее, задержание представляет собой одну из мер государственного принуждения, используемую полицией и иными правоохранительными органами для решения стоящих перед ними задач. Таким образом, задержание может применяться лишь в свя-зи с осуществлением правоохранительной деятельности и лишь специ-ально уполномоченными субъектами в строго установленных законом случаях.

Анализ действующего законодательства Российской Федерации по-зволяет выделить несколько видов правоохранительной деятельности, где допускается задержание.

1. Уголовное судопроизводство, а точнее предварительное рассле-дование по уголовному делу (гл. 12 УПК РФ).

2. Производство по делам об административных правонарушениях (ст. 27.3-27.6. КоАП РФ).

3. Оперативно-розыскная деятельность. Так, например, согласно ст. 14 закона «О полиции» сотрудники полиции вправе задерживать лиц, находящихся в розыске, до передачи их соответствующим органам, учреждениям (должностным лицам этих органов и учреждений).

4. Деятельность, связанная с обеспечением исполнения уголовных или административных наказаний или иных судебных решений. Так, в частности, законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность задержания лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного или административного на-казания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установ-ленный в указанном предписании срок.

В данном случае задержанию также могут быть подвергнуты и лица, уклоняющиеся от применения в отношении них принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия, лица, со-вершившие побег из психиатрических учреждений и т.п.

5. Профилактическая деятельность, например, задержание лиц, не-законно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объ-екты, а также лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имею-щих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя, окружающих и т.д.

Помимо этого законодательство Российской Федерации, в частно-сти закон «О полиции», предусматривает возможность задержания и в некоторых иных случаях, например при нарушении человеком правил комендантского часа или в случае необходимости выдачи лица по за-просу иностранного государства.

В рамках настоящей работы с учетом ее ограниченного объема нами будут рассмотрены лишь проблемы задержания лица в уголовном судопроизводстве. Однако при этом многие содержащиеся здесь пра-вила и рекомендации вполне могут быть применимы и по отношению к иным видам задержания.

Права граждан при задержании: правовые условия задержания лица в уголовном судопроизводстве по подозрению в совершении преступления.

Одним из наиболее существенных видов задержания является при-менение данной меры принуждения в уголовном судопроизводстве в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Уголовно-процессуальное задержание - это такое средство принудительного ха-рактера, которое применяется к лицу, в отношении которого уже осу-ществляется уголовное преследование, но еще не собраны достаточные доказательства, позволяющие предъявить ему обвинение. В противном случае он может быть арестован на основании судебного решения или подвергнут действию любой другой меры уголовно-процессуального пресечения.

Таким образом, человек, задержанный по подозрению в соверше-нии преступления, вовсе не обязательно впоследствии станет обвиняе-мым, а сформированные в отношении него материалы будут направлены в суд. Современной правоприменительной практике известно множе-ство случаев освобождения задержанных по подозрению в совершении преступления без продолжения ведения в отношении них уголовного преследования.

Основания задержания - это предусмотренные уголовно-процессуальным законом определенные фактические данные, позволяющие подозревать лицо в совершении преступления. Так, в соответствии со ст. 91 УПК РФ основаниями для задержа-ния подозреваемого являются следующие:

1. Лицо застигнуто при совершении преступления или непосред-ственно после его совершения. Данное основание предполагает нахож-дение лица в момент его фактического задержания в непосредственной близости от места совершения преступления или места обнаружения следов преступления. Это, в частности, может выражаться в пресече-нии сотрудниками правоохранительных органов самой преступной деятельности или попыток скрыться, уничтожить следы преступления, довести до конца преступный умысел и т.д. Подобное основание рас-пространяется и на случаи, когда лицо застигнуто в ином месте, но по-сле длительного преследования (погони), начатого в месте совершения преступления.

2. Потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление. Это основание предполагает связь подо-зреваемого с преступлением посредством мысленного образа, запе-чатленного в сознании наблюдавших за его действиями (бездействием) лиц: самих потерпевших или очевидцев. Под очевидцами понимаются те свидетели, которые непосредственно присутствовали на месте престу-пления и наблюдали за его подготовкой, совершением или сокрытием.

3. На этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. Такое основание предполагает связь подозреваемого с преступлением посредством объектов матери-ального мира, элементов вещной обстановки. Поэтому, говоря о явных следах преступления, законодатель подразумевает именно материаль-ные следы: следы-предметы, следы-вещества или следы-отображения (например, обнаруженный в кармане подозреваемого пистолет, след пальца руки подозреваемого на месте происшествия и т.д.).

4. Иные данные, дающие основание подозревать лицо в соверше-нии преступления. Под иными данными законодатель понимает любые сведения, позволяющие выдвинуть следственную версию о причастно-сти данного лица к совершению преступления (например, его внешнее сходство с приметами разыскиваемого лица и т.д.)

Законодательство не содержит исчерпывающего перечня подоб-ных иных данных, оставляя решение этого вопроса на собственное усмотрение органа или должностного лица, проводящего задержание. В этой связи возникает достаточно серьезная опасность чересчур рас-ширенного истолкования сотрудниками правоохранительных органов соответствующей нормы закона или просто злоупотребления своими полномочиями. Поэтому для минимизации возможных рисков законо-датель вводит определенные ограничения - дополнительные условия, без которых задержание лица по последнему, четвертому основанию невозможно.

Согласно ч. 2 ст. 91 УПК РФ таковыми условиями являются следую-щие:

Человек пытался скрыться;

Человек не имеет постоянного места жительства;

Не установлена его личность;

В суд уже направлено ходатайство об аресте этого лица в поряд-ке ст. 108 УПК РФ.

Более того, независимо от основания такая мера принуж-дения как задержание в уголовном процессе вообще может быть применена только в отношении лиц, подозреваемых в соверше-нии преступлений, за которые УК РФ предусматривается на-казание в виде лишения свободы. Если же человек подозревается в совершении иного преступления, за которое по закону он принципиально не может быть лишен свободы, то задержа-ние в данном случае неприемлемо ни при каких условиях.

Законность задержания в уголовном процессе также обуславлива-ется строгим порядком его осуществления, который регламентирован ст. 92-96 УПК РФ.

На практике процедура задержания обычно начинается с так на-зываемого фактического задержания (захвата) лица, то есть с момента фактического лишения человека права на свободу и личную неприкос-новенность. Далее захваченное лицо подлежит доставлению в орган дознания или к следователю, которые при наличии указанных выше оснований принимают процессуальное решение об его задержании.

Впоследствии задержанный может быть подвергнут личному обыску (ст. 93 УПК РФ) и в течение 12 часов с момента фактического задержания должен быть допрошен в качестве подозреваемого (ч. 2 ст. 46 УПК РФ).

О факте задержания в обязательном порядке должны быть уведомлены заинтересованные лица (ст. 96 УПК РФ).

При этом очевидно, что задержание подозреваемого не ограни-чивается лишь осуществлением упомянутых предписаний закона. Как уже было отмечено выше, задержание не имеет своей самоцелью ли-шение человека права на свободу и личную неприкосновенность. Оно необходимо для возможности проведения с его участием ряда след-ственных и иных процессуальных действий, направленных на собира-ние доказательств по уголовному делу. Именно проведение данных действий с участием подозреваемого: очных ставок, предъявлений для опознания, проверок показаний на месте и т.д. как раз и занимает основную часть времени, отведенного законом для задержания подо-зреваемого.

А заканчивается процедура задержания подозреваемого в мо-мент принятия ответственного решения о его дальнейшей судьбе - либо подозреваемый освобождается, либо суд выносит решение о его заключении под стражу.

Должностные лица, уполномоченные принимать процессуальное решение о задержании подозреваемого.

После фактического задержания человек подлежит доставлению в орган дознания или предварительного след-ствия для принятия процессуального решения о его задержании.

Согласно ст. 91 УПК РФ правом задержания подозреваемого наделены: следователь или дознаватель (орган дознания).

Следователь является должностным лицом, уполномочен-ным в пределах компетенции осуществлять предваритель-ное следствие по уголовному делу, а также некоторые иные предусмотренные законом процессуальные полномочия (ст. 38 УПК РФ).

Независимо от ведомственной при-надлежности все следователи обладают одинако-выми уголовно-процессуальными полномочия-ми, в том числе и по задержанию.

При этом для возможности начала осущест-вления данных полномочий следователь должен принять соответствующе уголовное дело к своему производству (ч. 2 ст. 156 УПК РФ). Первоначально решение о принятии уголовного дела к производ-ству включается одним из пунктов в постановле-ние о возбуждении уголовного дела. Однако на протяжении предварительного расследования следователи могут меняться; к расследованию могут быть подключены дополнительные сотруд-ники и т.д. Поэтому каждый новый следователь, приступая к работе по уголовному делу, обязан вынести собственное постановление о принятии уголовного дела к своему производству. Без вы-несения такого решения все последующие про-цессуальные акты следователя, в том числе и о задержании подозреваемого, будут незаконными.

Полномочиями следователя, в частности и правом задержания подозреваемого, обладает также руководитель следственного органа - должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение (следственный отдел, управление и т.д.), а также его за-меститель (п. 38.1 УПК РФ).

Органы дознания - это государственные органы и долж-ностные лица, уполномоченные осуществлять:

Дознание как форму предварительного расследования (ст. 32 УПК РФ);

Производство неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно предварительное следствие (ч. 1-3 ст. 157 УПК РФ);

Выполнение следственных действий по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ);

На практике нередко возникают ситуации, когда преступление со-вершается вдали от населенных пунктов, а порой - и вообще за предела-ми основной территории РФ. Следовательно, быстрое прибытие долж-ностного лица органа дознания на место для расследования уголовного дела также является весьма затруднительным. Поэтому в соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК РФ полномочия органа дознания по возбуждению уго-ловных дел и производству неотложных следственных действий, в том числе по задержанию подозреваемого, также возлагаются на:

Капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем пла-вании;

Руководителей геологоразведочных партий и зимовок, располо-женных в удаленных местах;

Глав дипломатических представительств и консульских учрежде-ний Российской Федерации.

Орган дознания является коллегиальным субъектом правоприме-нения. Структурно он состоит из следующих звеньев:

Начальника органа дознания;

Начальника подразделения дознания;

Дознавателя.

Начальник органа дознания - это должностное лицо, осуществляю-щее общее руководство органом дознания, а также ведомственный кон-троль за деятельностью дознавателей. Например, таковыми являются начальник районного отдела внутренних дел, начальник линейного от-дела внутренних дел на транспорте и т.д.

Начальник подразделения дознания - должностное лицо органа до-знания, возглавляющее соответствующее специализированное подраз-деление, которое осуществляет предварительное расследование в фор-ме дознания, а также его заместитель (например, начальник отделения дознания при районном отделе внутренних дел и т.д.).

Дознаватель - это должностное лицо, на которое возложено не-посредственное осуществление полномочий органа дознания (ст. 41 УПК РФ). При этом он, как и следователь, перед началом осуществления своих полномочий должен принять уголовное дело к своему производ-ству.

Правовые условия принятия решения о задержании подозреваемого.

Юрисдикционное решение о задержании подозреваемого оформ-ляется соответствующим протоколом задержания подозреваемого.

В соответствии с ч. 1 ст. 92 УПК РФ протокол задержания подозреваемого должен быть составлен в течение 3 часов с момента его доставления в орган дознания или к следователю. Указанное время законодатель предоставляет для проведения необходимых проверочных действий, получения доказательств и иных сведений, дающих основания для применения данной меры принуждения. Так, за это время дознаватель или следователь могут допросить потерпевших или очевидцев преступления, предъявить им подозреваемого для опознания, провести обыск по месту жительства задержанного, осуществить иные про-верочные мероприятия.

В соответствии с ч. 2 ст. 92 УПК РФ в таком протоколе указываются:

Дата и время его составления;

Дата, время, место, основания и мотивы задержания подозревае-мого;

Результаты его личного обыска;

Другие обстоятельства задержания.

Протокол задержания должен быть предъявлен задержанному для ознакомления и подписания. При этом обязательно следует обращать внимание на правильность указанных в нем сведений, например, на вре-мя фактического задержания, на результаты личного обыска, на основа-ния и мотивы задержания. В случае если какие-то фрагменты протокола, по мнению задержанного, не будут соответствовать действительности, протокол задержания подозреваемого - это единственный протокол, фиксирующий не процессуальное действие, а решение.

Не-обходимо отметить о нежелательно-сти отказа от подписания протокола задержания подозреваемого, по-скольку данный факт не имеет суще-ственного юридического значения.

Протокол задержания по-дозреваемого - это уголовно-процессуальный акт, порождающий возникновение новых публично-правовых отношений между госу-дарством и задержанным. Именно с момента составления протокола задержанное лицо в полном объеме приобретает процессуальный статус подозреваемого и получает воз-можность использовать весь спектр предоставленных ему прав и воз-можностей. Поэтому после осуществления юридического задержания дознаватель или следователь обязаны разъяснить подозреваемому его права, о чем делается соответствующая отметка в протоколе.

Лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, помещается в специализированное учреждение - изолятор временно-го содержания (ИВС). При этом дознаватель или следователь вправе в любой момент вызвать подозреваемого из изолятора для проведения с ним дальнейших следственных действий. Они также могут разрешить встречу с подозреваемым оперативного сотрудника (ч. 2 ст. 95 УПК РФ).

Задержание подозреваемого до возбуждения уголовного дела.

В настоящее время в теории и практике уголовного процесса до-статочно актуальным является вопрос о возможности осуществления задержания подозреваемого до возбуждения уголовного дела. Эта про-блема обусловлена следующими обстоятельствами. Так, с одной сторо-ны, по всем канонам уголовно-процессуального права применение к лицу любой меры уголовно-процессуального принуждения, в том числе и его задержание по подозрению в совершении преступления, возмож-но лишь в связи с производством по конкретному уголовному делу. Од-нако с другой стороны, в практической деятельности нередки случаи, требующие необходимости задержания лица в тот момент, когда соот-ветствующее уголовное дело еще не возбуждено. Эта проблема в част-ности касается такого основания для задержания, при котором лицо задерживается прямо в момент совершения преступления или сразу после (п. 1 ч. 1 ст. 91 УПК РФ). Эта проблема также может быть связана и с другими предусмотренными законом основаниями для задержания. Например, сотрудники полиции в ходе планового рейда задерживают человека, пытающегося сбыть наркотическое вещество. Еще одним при-мером может послужить задержание сотрудниками таможни лица, пы-тающегося перевезти через границу контрабандный груз. Задержание может иметь место и в случае прибытия сотрудников полиции по сиг-налу, поступившему на пульт дежурного вневедомственной охраны. По данному поводу имеется еще множество примеров.

Очевидно, что все указанные случаи связаны с только что выявлен-ными признаками преступления. Поэтому ни о каком возбужденном уголовном деле речь здесь идти не может. Органам дознания или следо-вателю еще только предстоит рассмотреть представленные материалы, провести необходимые проверочные мероприятия, на основании чего решить вопрос о возбуждении по этому поводу уголовного дела. А за-держание лица, исходя из сложившихся обстоятельств, должно быть проведено сиюминутно, незамедлительно.

Сам по себе термин «задержание» может пониматься, по крайней мере, двояко. Как уже отмечалось выше, существует фактическое задержание (захват), то есть непроцессуальное мероприятие, заключающееся в физических действиях сотрудников правоохранительных органов по лишению лица права на свободу и личную неприкосновенность. Существует и юриди-ческое задержание, выраженное в оформлении соответствующего про-токола задержания подозреваемого.

При этом фактическое задержание не имеет процессуальной фор-мы. Его основания и порядок не регламентированы УПК РФ. Фактиче-ское задержание, как отмечалось выше, проводят не дознаватель или следователь, а иные должностные лица правоохранительных органов.

Таким образом, осуществление фактического задержания и доставления вполне возможно и до возбуждения уголовного дела.

В свою очередь, составление протокола задержания подозревае-мого может осуществляться исключительно в рамках уголовного судо-производства. Следовательно, для принятия процессуального решения о задержании необходимо наличие возбужденного уголовного дела. Как представляется, вопрос о возбуждении уголовного дела по поводу до-ставленного лица должен быть решен дознавателем или следователем в тот самый 3-часовой срок, отведенный законодателем для составления протокола задержания.

Порядок личного обыска задержанного.

Личный обыск задержанного подозреваемого заключается в прину-дительном обследовании его тела, одежды и сопутствующих вещей в це-лях отыскания и изъятия предметов, документов и ценностей, имеющих значения для уголовного дела. В соответствии со ст. 93 УПК РФ проведе-ние личного обыска является правом, а не обязанностью дознавателя или следователя. Однако, исходя из сложившейся следственной практи-ки, такое процессуальное действие проводится в каждом случае задер-жания подозреваемого. О необходимости проведения личного обыска подозреваемого сразу после его задержания свидетельствует и ч. 2 ст. 92 УПК РФ, предписывающая фиксировать его результаты прямо в про-токоле задержания.

Порядок проведения личного обыска задержанного регламентиро-ван ст. 184 УПК РФ. В этой связи сразу необходимо отметить, что личный обыск задержанного подозреваемого проводится по факту, то есть без вынесения отдельного постановления или судебного решения.

В силу закона при проведении личного обыска должны обязательно принимать участие не менее чем двое понятых. Понятые - это не заин-тересованные в исходе уголовного дела лица, привлекаемые дознавате-лем или следователем для удостоверения факта производства, а также содержания, хода и результатов следственного действия (ч. 1 ст. 60 УПК РФ). Основная задача понятых заключается в осуществлении функции так называемого общественного контроля за действиями государственных органов и должностных лиц, осуществляющих дознание и предваритель-ное следствие. По мнению законодателя, это способствует законности в действиях дознавателя или следователя, а также правильности составле-ния протокола. Поэтому основными качествами, которыми должны об-ладать понятые являются их независимость, беспристрастность, а также способность правильно воспринимать объективную действительность. И, следовательно, в качестве понятых не могут приглашаться:

Несовершеннолетние;

Участники уголовного судопроизводства, а также их близкие род-ственники;

Работники правоохранительных органов, наделенные полномо-чиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования;

Иные лица, прямо или косвенно заинтересованные в исходе уго-ловного дела.

Помимо понятых следователь или дознаватель вправе привлечь к производству личного обыска оперативных работников (ч. 7 ст. 264 УПК РФ) и специалиста.

Специалист - это лицо, обладающее специальными знаниями в об-ласти науки и техники, искусства и ремесла. Он может быть привлечен для производства личного обыска в целях содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, а также применения технических средств.

Вместе с тем специалист не может принимать участие в производ-стве личного обыска, если он:

Является или являлся иным участником по данному уголовному делу, в частности дознавателем, следователем, прокурором, потерпев-шим, свидетелем и т.д.;

Является близким родственником или родственником любого из участников производства по данному уголовному делу;

Находился или находится в служебной или иной зависимости от сторон или их представителей;

Является некомпетентным в соответствующей области специаль-ных знаний;

Если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе данного уго-ловного дела.

Поэтому при обнаружении любого из вышеперечисленных обстоя-тельств, специалисту, привлеченному для производства личного обы-ска, задержанное лицо вправе заявить отвод.

Требование об отводе может быть зафиксировано прямо в тексте протокола или оформлено отдельным документом на имя соответствую-щего дознавателя или следователя. Согласно с. 71 УПК РФ в ее систем-ном единстве со ст. 69 УПК РФ решение вопроса по заявленному отводу специалиста находится в компетенции самого дознавателя или следова-теля, которые могут оставить его без удовлетворения. Однако данные о заявленном отводе, тем не менее, в материалах уголовного дела бу-дут зафиксированы, что впоследствии возможно позволит оспорить от-дельные результаты проведенного обыска.

И наконец, еще одним участником личного обыска является пере-водчик, о котором мы уже говорили выше. Переводчик привлекается к производству данного следственного действия в том случае, если за-держанный не в достаточной степени владеет языком уголовного су-допроизводства. На переводчика также распространяются вышепри-веденные ограничения на участие в уголовном деле и правила на его отвод.

Касательно лиц, участвующих в личном обыске задержанного, су-ществует еще одна важная особенность, обусловленная принципом ува-жения чести и достоинства личности: все эти лица, включая самого до-знавателя или следователя, должны быть одного пола с обыскиваемым.

До начала обыска обыскиваемый должен быть ознакомлен с решением о его проведении. Ему должно быть предложено вы-дать искомые предметы, документы или ценности доброволь-но. В случае такой добровольной выдачи и при отсутствии оснований полагать о сокрытии каких-либо иных значимых объектов следственное действие может быть окончено. В противном случае дознаватель или следователь приступает к осуществлению непосредственных поисковых мероприятий.

В ходе личного обыска могут быть изъяты:

Предметы, документы или ценности, имеющие, по мнению дозна-вателя или следователя, отношение к уголовному делу (например, ору-дия совершения преступления, какие-либо похищенные вещи и т.д.);

Предметы, которые изъяты из свободного оборота (например, оружие, наркотики и пр.).

В ходе личного обыска также могут быть временно изъяты некоторые лич-ные вещи: личные доку-менты, шнурки, ремень, золотые украшения и тому подобные объек-ты, хранение которых во время задержания запрещено.

Все изъятые в ходе обыска объекты долж-ны быть предъявлены участвующим лицам, а при необходимости - надлежащим образом упакованы, опечатаны, заверены подписями следователя и понятых и надлежащим образом подробно описаны в протоколе.

В случае, если, по мнению задержанного, следователь описал изъятые у него вещи неправильно или ненадлежащим образом, он имеет полное право собственноручно внести в конце прото-кола соответствующие уточнения или дополнения.

Порядок допроса подозреваемого

Допрос подозреваемого - это следственное действие, которое со-стоит в процессе получения от него показаний. Показания подозре-ваемого могут касаться любых значимых для уголовного дела обстоя-тельств, в частности, - имеющихся в отношении него подозрений. Они имеют двойственную правовую природу. С одной стороны, такие пока-зания являются источником доказательственной информации, а с дру-гой - средством защиты от выдвинутого в отношении лица подозрения. С учетом специфики процессуального статуса подозреваемого дача им показаний - это результат его свободного волеизъявления. Подозревае-мый, участвуя в уголовном деле со стороны защиты, может вообще от-казаться от дачи показаний, а также не несет никакой ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Следовательно, содержание сооб-щенных им сведений может неоднократно меняться. При этом отказ от показаний или их последующие изменения не вправе трактоваться как обстоятельства, подтверждающие виновность подозреваемого.

Допрос задержанного по подозрению в совершении преступления - это правовой императив. Он должен быть произведен в независимо-сти от волеизъявления допрашиваемого. Следовательно, если подо-зреваемый, пользуясь предоставленными ему правами, вообще отка-зывается давать показания или не желает этого делать в данное время, дознаватель или следователь формально составляют протокол допроса и фиксируют в нем факт подобного отказа.

В соответствии с ч.2 ст. 46 УПК РФ подо-зреваемый должен быть допрошен в присутствии своего защитника в течение 24 часов с момента его фактического задержания. При этом до начала допроса по просьбе подозреваемого ему обеспечи-вается конфиденциальное свидание с защитником продолжительностью не менее 2 часов. Помимо защитника в допросе могут принимать участие и другие лица (переводчик, специалист и т.д.).

Допрос задержанного лица может быть произведен в кабинете до-знавателя или следователя либо в изоляторе временного содержания.

На практике большинство допросов подозреваемых не занимают длительного времени. Однако в ряде случаев объемы сообщаемой до-прашиваемым лицом информации могут быть настолько велики, что процесс получения его показаний затягивается на несколько часов или даже более. В связи с этим законодатель устанавливает определенные временные рамки для производства данного следственного действия. Так, допрос не может длиться непрерывно более 4 часов, после чего дознаватель или следователь обязаны предоставить допрашиваемому перерыв не менее чем на 1 час для отдыха и приема пищи. А общая про-должительность допроса в течение дня не должна превышать 8 часов. Более того, при наличии медицинских показаний, подтвержденных за-ключением врача, продолжительность допроса может быть и еще мень-шей. А для несовершеннолетних эти сроки сокращены вдвое: соответ-ственно до 2 и до 4 часов.

Поэтому в случае, если дознаватель или следователь не успевает получить все необходимые показания в обозначенные сроки, процеду-ра допроса прерывается и продолжается в другой день.

Перед началом допроса дознаватель или следователь, удостове-рившись в личности допрашиваемого, разъясняют ему права и порядок производства следственного действия. Законодатель предусматривает свободу тактики допроса. Это означает, что дознаватель или следова-тель по своему усмотрению определяют структуру и содержание вер-бального общения (беседы) с допрашиваемым лицом, в том числе, зада-ют необходимые вопросы. Так, допрос может начинаться со свободного рассказа допрашиваемого и заканчиваться вопросами; в другой ситуа-ции дознаватель или следовать сразу начинают задавать необходимые вопросы и т.д. Допрашиваемый вправе изложить свои показания (часть показаний) и собственноручно. Однако эта свобода тактики допроса ограничивается запретом задавать наводящие вопросы, которые своей формулировкой предопределяют получение желаемого ответа. Давая показания допрашиваемое лицо вправе пользоваться документами и записями.

Участвующий в допросе защитник имеет право: а) давать подозреваемому в присутствии дознавателя или следова-теля краткие консультации; б) задавать ему с разрешения дознавателя или следователя вопросы; в) делать письменные замечания по поводу правильности и полноты записей в прото-коле. Дознаватель или следователь могут и отвести вопросы защитника, но обязаны при этом занести их в протокол.

Ход и результаты допроса отражаются в соответствующем прото-коле. Показания допрашиваемого принято записывать от первого лица и по возможности дословно. Вопросы и ответы на них записываются в той последовательности, которая имела место в ходе допроса. В прото-коле указываются и те вопросы, которые были отведены дознавателем или следователем, или на которые допрашиваемый отвечать отказался, а также мотивы таких отводов или отказов. И наконец, протокол должен содержать указание об имевшем место в ходе допроса предъявлении отдельных материалов уголовного дела (вещественных доказательств, документов и т.д.) и данных в связи с этим пояснениях. Дополнительны-ми средствами фиксации хода и результатов допроса подозреваемого могут быть аудио- и видеозаписи. Помимо этого, допрашиваемым ли-цом могут быть изготовлены схемы, чертежи, рисунки, диаграммы. Все эти материалы приобщаются к протоколу, о чем в нем делается соответ-ствующая запись.

Протокол допроса в обязательном порядке должен быть предъявлен для ознакомления самому подозреваемому и его за-щитнику. Если допрос помимо протокола фиксировался каким-либо иным способом, например посредством видеозаписи, то для ознакомления должны быть предъявлены и соответствую-щие материалы (кассеты, диски и т.д.)

В этой связи подозреваемому желательно самым внимательным об-разом ознакомиться с текстом протокола своего допроса, поскольку в отличие от ранее описанных объяснений, его показания уже являются полноценными процессуальными доказательствами. А любые содержа-щиеся там сведения могут быть либо сами по себе, либо в совокупности с другими доказательствами использованы для предъявления ему обви-нения, постановления приговора и т.д. Если же какие-то фрагменты про-токола представляются неполными, неверными, искаженными, то подо-зреваемому надлежит собственноручно внести в него соответствующие замечания, дополнения и уточнения.

К великому сожалению, в современных условиях весьма распро-странены случаи отказа подозреваемых от подписания протоколов их допросов. Это же касается и протоколов иных действий, произведенных с их участием, о чем мы уже говорили выше. Причина подобного и не совсем правильного поведения заключается в низком уровне правовой культуры и правовой грамотности этих лиц. Их логика представляется весьма простой: «Если я ничего не подписал, значит, ничего не было, зна-чит, я ни в чем не сознался».

Однако подобный «способ» реализации своих прав представляется весьма примитивным и абсолютно бесполезным. Ведь согласно ст. 167 УПК РФ в случае отказа кого-либо из участвующих лиц подписать про-токол дознаватель или следователь делают в нем соответствующую за-пись, которая удостоверяется подписью защитника. В этом случае про-токол имеет такое же юридическое значение, как и при подписании его подозреваемым.

Следовательно, более рациональным и правильным будет не по-добный пассивный, а наоборот активный способ защиты. Если подозре-ваемый полностью или частично не согласен с изложенными сведения-ми, он должен в конце протокола собственноручно отметить данный факт и подробно описать свою позицию. В этом случае она не останется без должного внимания со стороны потенциальных читателей: прокуро-ра, суда и т.д.

Уведомление о задержании близких родственников или иных лиц подозреваемого.

Как уже было отмечено выше, после фактического задержания лица ему должна быть предоставлена возможность лично или через сотруд-ника правоохранительного органа уведомить по телефону о случив-шемся своих близких родственников или иных лиц.

Однако после составления протокола задержания на дознавателе или следователе лежит обязанность официального уведомления о за-держании. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 92 УПК РФ орган дознания, до-знаватель или следователь в течение 72 часов с момента задержания подозреваемого обязаны о уведомить об этом прокурора. Также в тече-ние 72 часов о задержании должен быть уведомлен кто-либо из близких родственников, а при их отсутствии - другой родственник. В случае за-держания несовершеннолетнего уведомляются законные представите-ли - родители или лица, их заменяющие.

При задержании военнослужащего об этом уведомляется командо-вание воинской части, а в случае задержания иностранного гражданина - соответствующее посольство или консульство (ч. 2-3 ст. 96 УПК РФ). При задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законода-тельством РФ, об этом уведомляются секретарь Общественной палаты РФ и соответствующая общественная наблюдательная комиссия

Исключением из вышеуказанных правил является ситуация, связан-ная с необходимостью сохранения в интересах предварительного рас-следования в тайне факта задержания. Здесь законодатель позволяет не уведомлять о задержании определенных лиц. Однако эта возможность допускается только с согласия прокурора и не распространяется на слу-чаи задержания несовершеннолетнего.

Сущность процессуального статуса подозреваемого.

С момента своего задержания лицо приобретает уголовно-процессуальный статус подозреваемого. Подозреваемый - это участ-ник уголовного судопроизводства, находящийся на начальном этапе осуществления в отношении него уголовного преследования. Пребы-вание лица в статусе подозреваемого означает, что государство в лице органов дознания или предварительного следствия уже имеет по от-ношению к нему определенные уголовно-правовые претензии. Однако данные претензии еще недостаточно обоснованы. Иными словами по-дозрение - это форма уголовного преследования, осуществляемая при наличии сведений, позволяющих полагать о совершении лицом престу-пления, но в условиях недостаточности доказательств для предъявле-ния ему обвинения.

Следовательно, участие подозреваемого в уголовном деле носит временный, локальный характер. Так, с одной стороны, подозреваемый уже находится в определенной процессуальной связи с государством и испытывает на себе тяжесть уголовного преследования. Но с другой стороны, подозреваемый еще не является обвиняемым, поэтому его процессуальная связь с государством не так сильна. Нахождение лица в статусе подозреваемого является промежуточным этапом на пути его привлечения к уголовной ответственности, на пути формирования в отношении него уголовно-правовой претензии, подлежащей рас-смотрению и разрешению в судебном заседании. Поэтому статус подо-зреваемого характерен исключительно для досудебного производства. Впоследствии подозреваемый либо становится обвиняемым, либо уго-ловное преследование в отношении него прекращается.

В целях обеспечения подозреваемому процессуальной возможно-сти защиты от уголовного преследования этот участник уголовного су-допроизводства наделен весьма широким комплексом процессуальных возможностей. Так, согласно ч. 4 ст. 46 УПК РФ он вправе:

Знать, в чем он подозревается;

Знакомиться с затрагивающими его права процессуальными решениями и получать их копии;

Давать объяснения и показания на любом языке и при необхо-димости бесплатно пользоваться помощью переводчика;

По желанию отказаться от дачи объяснений и показаний;

Пользоваться помощью защитника и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально, в том числе и до первого допроса подозреваемого;

Представлять доказательства;

Заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы;

Участвовать в следственных действиях, знакомиться с соот-ветствующими протоколами и подавать на них замечания;

Защищаться иными, не запрещенными законом средствами и способами.


Обратите внимание! Если сотрудником полиции предъявлено законное требование о предъявлении документов, удостоверяющих личность, гражданин обязан его выполнить. Если указанные документы отсутствуют при гражданине, либо он отказывается их предъявлять, возникает законное основание для административного задержания. Временное ограничение свободы в рамках КоАП РФ не может превышать трех часов. Как правило, этого времени достаточно для подтверждения личности гражданина. Для проверки достаточно назвать свои личные данные, а также адрес постоянной или временной регистрации. Сотрудники полиции выполнят проверку с использованием информационных баз данных и, при отсутствии претензий, гражданин будет освобожден.

На сколько имеют право задержать в полиции

Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 27.5 « Сроки административного задержания» КоАП РФ. Административное задержание на срок не более 48 часов может применяться лишь в случае, если имеются достаточные основания считать его необходимым и соразмерным для обеспечения производства по конкретному делу об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено наказание в виде административного ареста.


Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Статья 14. задержание

Внимание

Любой гражданин нашей страны может стать жертвой задержания полицией. И это вовсе не будет значить, что вы являетесь преступником.


Важно

Полиция имеет право задержать Вас для выяснения личности или причастности к ранее совешенным преступлениям. В этой ситуации не забывайте, что у вас тоже есть свои права, которые нужно знать и уметь применить на деле.

Как себя вести при задержании Каждый человек имеет право на уважительное отношение к себе, даже если он является иностранцем или лицом без гражданства. Обратите внимание на то, что по статье 19.15 Кодекса об административных правонарушениях (отсутствие регистрации) полиция не имеет право задерживать на улице, так как применяется лишь по месту Вашего проживания или пребывания (квартира, дом, коттедж).

Начнем с того, что при задержании, будь оно оправданным или безосновательным, ни в коем случае нельзя впадать в панику, ругаться и скандалить.

Что делать, если задержала полиция

Срок административного задержания, согласно статье 27.5 КоАП РФ в вольном переводе: 1. Не должен превышать три часа, за исключением случаев в пунктах 2 и 3.
2. Для нарушителей государственной границы, нарушителей на воде и в исключительной экономической зоне РФ, нарушителей таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть увеличено до 48 часов. 3. Может быть до 48 часов для лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест. 4.

Прежде чем куда-то Вас везти, сотрудник правоохранительных органов должен представиться, показать удостоверение личности, объяснить причину задержания. Если этого не произошло, смело набирайте 02 и говорите, что Вас хочет похитить человек в полицейской форме, отказавшийся показывать удостоверение.

Все звонки, поступающие по номеру полиции, прослушиваются и записываются, то есть будет зафиксирован факт Вашего общения с полицейским и он уже не сможет действовать в дальнейшем противозаконно. Ваши действия при задержании Если задержания избежать не удалось, то постарайтесь позвонить своим родственникам или друзьям и сообщите, что Вас могут задержать. Запретить звонок Вам никто не может, но ситуации бывают разные, поэтому приложите все усилия, чтобы его совершить.

Административное задержание гражданина. арест.

Диспозиция статей 3.9 и 27.5, на моя взгляд, должна все таки решаться в пользу беременных и т.п., поскольку несмотря на то, что наказание может предусматривать арест — он (арест) не может применяться на этих лиц и, соответственно, их нельзя задерживать более чем на 3 часа. Если ваше правонарушение предусматривает в качестве наказания арест, вас МОГУТ в ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ случаях задержать.
О задержании в обязательном порядке составляется протокол. По вашей просьбе обязаны уведомить ваших родственников.


Время задержания начинается с момента ДОСТАВЛЕНИЯ к месту составления протокола. Нужно понимать, что доставлять вас могут несколько часов, ведь оно должно быть осуществлено ВОЗМОЖНО БЫСТРЕЕ, а не в течение 10, например, минут.О доставлении составляется отдельный протокол, либо вносится соответствующее пояснение в протокол о задержании или административном правонарушении (часть 3 статьи 27.2).

В каких случаях вас может задержать полиция?

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с задержанием в полиции, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Если задержали на 48 часов На какое время сотрудники полиции имеют право задерживать граждан? Ответ на этот вопрос зависит от оснований задержания. Должностные лица правоохранительных органов вправе осуществлять два самостоятельных вида временного ограничения свободы:

  • задержание гражданина, подозреваемого в совершении уголовного преступления;
  • административное задержание лица при отсутствии признаков совершенного преступления.

При указанных основаниях будет различаться и предельный срок задержания.

Если вы не знаете их контактных данных, можете описать внешние признаки (это может быть полезным при установлении личности сотрудника полиции, нарушившего ваши права, в том числе это может быть использовано при проведении ряда следственных действий — к примеру, при предъявлении лиц для опознания). Также вы можете указать номера патрульных машин, которые вас доставляли с места задержания в отделение. В тексте жалобы потребуйте признать действия сотрудников полиции неправомерными и привлечь их к ответственности. Ваши личные данные должны быть указаны максимально подробно: фамилия, имя и отчество, адрес фактического проживания, контактные телефоны, паспортные данные, дата подачи заявления, личная подпись, иначе ваша жалоба не будет принята; — если вы подаете жалобу в органы УСБ, то в дежурной части вам должны выдать номерной талон-уведомление, свидетельствующий о принятии вашего заявления.

Без составления протокола задержания полиция может задержать человека на срок не более 3 часов. Очень часто это правило (и закон) нарушается полицией, единственный действенный способ противодействия незаконному удержанию в полиции — вызов адвоката в отделение.

По общему правилу, без судебного решения, полиция может задерживать на срок не более 48 часов (2 суток). Если полиция задержала человека по делу об административном правонарушении, за которое может быть назначен административный арест, то, при условии составления протокола административного задержания, полиция может задерживать человека на срок до 48 часов (2 суток). По уголовным делам, протокол задержания должен быть составлен не позднее 3 часов. Поэтому, без составления протокола задержания подозреваемого могут держать в полиции не более 3 часов.

Имеет ли полиция задержать на 3 часа

Сохраняйте спокойствие, иначе это может обернуться наручниками и применением силы, так как эти действия попадают под ст.20 Закона «О полиции» «Применение физической силы». Также не стоит пытаться убежать от сотрудников полиции, даже в том случае, когда вы уверены в своей невиновности.

Помните, Вы мо­же­те быть осуж­де­ны за лю­бое ока­за­ние со­про­тив­ле­ния со­труд­ни­ку по­ли­ции, оскор­бле­ние, не­по­ви­но­ве­ние. Все это ка­ра­ет­ся вплоть до уго­лов­ной от­вет­ст­вен­нос­ти.

Если Вы счи­та­е­те, что бы­ли за­дер­жа­ны не­за­кон­но, то со­об­щи­те полицейскому о том, что Вы вы­нуж­де­ны под­чи­нить­ся, но в слу­чае про­дол­же­ния на­ру­ше­ний Вам придется обжаловать его дей­ст­вия. Второй важный пункт если задержала полиция – удостоверение сотрудника полиции. Совсем не факт, что человек одетый в полицейскую форму является им.
Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом. 7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции. 8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей. 9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу. 10.
Дозвонившись, в первую очередь, сообщите время, во сколько вас задержали, место задержания и приметы полицейского, от фамилии до внешних признаков, номер машины и так далее. Это лишит его анонимности и он уже не сможет действовать не по закону. При задержании полицейский обязан:

  1. Представиться, обязательно показать удостоверение.
  2. Объяснить основания для задержания.
  3. Разъяснить права задержанного и обязанности, согласно статье 27.3 (пункт 5) КоАП РФ.

Если этого не было сделано, частично или полностью, напишите об этом в протоколе об административном задержании. Что делать если сотрудники не собираются его оформлять? Требуйте его составления, на основании статьи 27.4 КоАП РФ. Не поленитесь запомнить время вашего задержания и проследите за тем, что бы его правильно указали в протоколе о задержании. При задержании сотрудники полиции нередко проводят обыск.



Просмотров