Государственный и муниципальный контроль и его виды. Муниципальный контроль - это что такое

1. Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти.

Счетная палата Российской Федерации как субъект государственного финансового контроля.

Для усиления контроля со стороны Федерального Собрания за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» была создана Счетная палата РФ - постоянно действующий орган государственного финансового контро-ля, подотчетный Федеральному Собранию РФ.

Основные задачи Счетной палаты РФ:

определение целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд-жетных фондов;

проведение экспертизы проектов федеральных законов, иных нормативных актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджета;

осуществление контроля за законностью и своевременностью движения средств бюджета в ЦБ РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации и т.д.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет по представлению Президента РФ. Заместитель Председателя назначается на должность Со-ветом Федерации на тот же срок. При формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет.

Для реализации возложенных на нее задач Счетная палата осу-ществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что включает в себя:

организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;

проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов Российской Федерации;

подготовку и представление заключений в обе палаты парламента по исполнению названных бюджетов и т.д.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются, во-первых, на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды; во-вторых, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреж-дения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют пре-доставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу.

В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящих государству ущерб и требующих пресечения, Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. В случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего испол-нения предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций.

Счетная палата должна регулярно представлять сведения о своей деятельности СМИ.

Президент РФ. Контроль за финансами со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя ЦБ РФ, Председателя Счетной палаты РФ. В соответствии с Конституцией РФ Президент страны обращается с ежегодным Бюджетным посланием к Федеральному Собранию.

Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ. Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц и др.

Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий (не-зависимо от формы собственности) представления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок. Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены в течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции к нарушителям финансовой дисциплины. Материалы об этом направляются в соответствующие контрольные или правоохранительные органы для принятия необходимых мер.

В системе исполнительной власти образованы органы, наделенные специальной компетенцией в области финансового контроля, к которым относятся Федеральное казначейство и федеральные службы.

Федеральное казначейство было образовано в 1992 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556і. В на-стоящее время его деятельность регламентируется постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 7032. Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы страны, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Оно находится в ведении Минфина России.

Федеральное казначейство наделено следующими полномочиями для реализации стоящих перед ним целей:

доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;

ведет учет операций по кассовому исполнению бюджетов;

открывает и ведет лицевые счета указанных субъектов;

составляет и представляет в Минфин России оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета;

осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и др.

Наряду с перечисленными полномочиями Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными рас-порядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

В целях реализации перечисленных полномочий Федеральное казначейство имеет право:

запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности;

давать разъяснения по вопросам в сфере бюджетной деятельности;

организовывать проведение необходимых экспертиз, анализов и оценок;

осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Федерального казначейства;

применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений обязательных требований в бюджетной сфере, а также меры по ликвидации последствий указанных наруше-ний.

Органы Федерального казначейства осуществляют контрольные функции во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, налоговыми, правоохранительными органами и банками; передают правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответ-ственность.

Правомочия органов Федерального казначейства в сфере финансовых отношений достаточно широки. Его роль значительно повышается в связи с передачей ему из банковской системы функций по кассовому исполнению бюджета, в соответствии со ст. 215.1 БК РФ.

В соответствии с БК РФ руководители органов Федерального казначейства, его территориальных органов имеют право приостанавливать в предусмотренных бюджетным законодательством случаях операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях.

Списание средств со счетов Федерального казначейства и его территориальных органов без их распоряжения осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 284 БК РФ.

В целях усиления финансового контроля в 2004 г. была создана Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), функционирующая на основании постановления Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 2781. Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Полномочия Росфиннадзора включают в себя осуществление контроля и надзора:

за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материаль-ных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;

соблюдением требований бюджетного законодательства получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций;

исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре;

исполнением бюджетов субъектами Российской Федерации и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в части указанных средств и т.д.

Для реализации названных полномочий Росфиннадзор имеет право:

проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;

проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов, данных с соответствующими документами и данными проверяемой организации (встречная проверка);

направлять обязательные к исполнению представления и предписания по устранению выявленных нарушений;

осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями нарушений зако-нодательства;

запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений;

давать разъяснения по вопросам компетенции Росфиннадзо- ра и др.

В ведение Росфиннадзора переданы контрольно-ревизионные органы, территориальные органы по валютному контролю Минфина России. В свою очередь, Росфиннадзор находится в ведении Минфина России.

В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»1 и Указом Президента РФ от 1 ноября 2001 г. № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в структуре Минфина России был образован Комитет РФ по финансовому мониторингу. В рамках проводимой административной ре-формы Комитет был преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу, находящуюся в ведении Минфина России.

Служба наделена полномочиями:

по осуществлению контроля и надзора за выполнением всеми лицами требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за привлечением к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;

сбору, обработке и анализу информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подле-жащими контролю в соответствии с законодательством;

осуществлению проверок полученной информации о названных операциях, получению необходимых разъяснений;

Выявлению признаков, свидетельствующих о том, что опера

ция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма.

Служба также ведет учет организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, подлежащими контролю, формирует перечень организаций и физических лиц, в отношении которых име-ется информация об их участии в экстремистской деятельности; разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства в указанной сфере; принимает в пределах компетенции решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации; издает постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом.

Служба координирует деятельность федеральных органов испол-нительной власти в данной сфере, а также направляет информацию по операциям (сделкам) с денежными средствами или иным имуществом в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией преступных до-ходов.

Переход к рыночным отношениям в экономике, изменения в области ценообразования и планирования, возникновение таких хозяйствующих субъектов, как хозяйственные товарищества и общества, приватизация объектов государственной и муниципальной собственности, превращение налогов в основной источник государственных доходов и т.д. обусловили необходимость появления новых органов, осуществляющих финансовый контроль, и новых форм его проведения.

В соответствии с Законом о налоговых органах РФ при Министерстве финансов РСФСР была создана единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством, - Государственная налоговая служба РФ. Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. № 1635 Государственная налоговая служба РФ была преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам. В настоящее время правопреемником министерства является ФНС России, находящаяся в ведении Минфина России.

Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов.

Служба наделена широким кругом полномочий, включая осуществление контроля и надзора:

за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, иных платежей в бюджет;

осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;

соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;

полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.

Помимо названного ФНС России осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств; ведет в установленном порядке учет всех налогоплательщи-ков и иные полномочия.

В целях реализации полномочий ФНС России имеет право запрашивать и получать необходимые сведения от налогоплательщиков; проводить налоговые проверки, иные контрольные мероприятия, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Права и обязанности налоговых органов регламентируются также нормами, содержащимися в соответствующих статьях НК РФ.

Осуществление контрольных и надзорных полномочий в сфере страховой деятельности возложено на Федеральную службу страхово-го надзора, созданную постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330, о чем подробнее говорится в гл. XIX учебника.

Контроль и надзор в сфере финансовых рынков возложен на Федеральную службу по финансовым рынкам2. Это выражается:

1) в регистрации:

а) выпусков эмиссионных ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска;

б) правил доверительного управления паевыми инвестиционными фондами;

в) правил негосударственных пенсионных фондов, документов профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и не-государственных пенсионных фондов;

осуществлении лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также лицензирование других видов деятельности, отнесенных к компетенции ФСФР России;

контроле порядка проведения операций с денежными средствами или иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем;

приостановлении эмиссии ценных бумаг;

проведении проверок эмитентов, субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечных агентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и иных субъектов в данной сфере;

проведении контрольно-ревизионных мероприятий в отношении бюро кредитных историй; а также осуществляет иные функции по контролю и надзору.

Контрольные полномочия в сфере финансовой деятельности возложены также на Федеральную таможенную службу и Департамент экономической безопасности МВД России.

2. Ведомственный (внутриведомственный) финансовый контроль. Данный вид финансового контроля осуществляется в министерствах, ведомствах руководителями соответствующих органов и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, ведомства.

Контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

Государственный контроль осуществляется федеральными органа­ми законодательной власти, федеральными органами исполнитель­ной власти, в том числе специально созданными органами исполни­тельной власти.

Счетная палата Российской Федерации как субъект государствен­ного финансового контроля.

Для усиления контроля со стороны Фе­дерального Собрания за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной пала­те Российской Федерации»1 была создана Счетная палата РФ - по­стоянно действующий орган государственного финансового контро­ля, подотчетный Федеральному Собранию РФ.

Основные задачи Счетной палаты РФ:

Определение целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

Оценка обоснованности доходных и расходных статей проек­тов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд­жетных фондов;

Проведение экспертизы проектов федеральных законов, иных нормативных актов, предусматривающих расходы, покрыва­емые за счет средств бюджета;

Осуществление контроля за законностью и своевременно­стью движения средств бюджета в ЦБ РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Россий­ской Федерации и т.д.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Госу­дарственной Думой сроком на шесть лет по представлению Прези­дента РФ. Заместитель Председателя назначается на должность Со­ветом Федерации на тот же срок. При формировании Счетной па­латы Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет.

Для реализации возложенных на нее задач Счетная палата осу­ществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюдже­тов федеральных внебюджетных фондов, что включает в себя:

Организацию и проведение оперативного контроля за испол­нением федерального бюджета в отчетном году;

Проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, затрагивающих вопросы федераль­ного бюджета и финансов Российской Федерации;

Подготовку и представление заключений в обе палаты парла­мента по исполнению названных бюджетов и т.д.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются, во-первых, на все государственные органы и учреждения в Россий­ской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды; во-вторых, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреж­дения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют фе­деральную собственность либо управляют ею, а также имеют пре­доставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в опе­ративную деятельность проверяемых организаций. О результатах ре­визий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу.

В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящих государству ущерб и требую­щих пресечения, Счетная палата вправе давать администрации про­веряемой организации предписания, обязательные для исполнения. В случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего испол­нения предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Госу­дарственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским сче­там проверяемых организаций.

Счетная палата должна регулярно представлять сведения о своей деятельности СМИ.

Президент РФ. Контроль за финансами со стороны Президен­та РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем из­дания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра фи­нансов РФ, представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя ЦБ РФ, Председателя Счет­ной палаты РФ. В соответствии с Конституцией РФ Президент стра­ны обращается с ежегодным Бюджетным посланием к Федерально­му Собранию.

Определенные функции финансового контроля выполняет Кон­трольное управление Президента РФ. Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Пре­зиденту РФ, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций контроль за деятельностью органов кон­троля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнитель­ной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц и др.

Контрольное управление наделено правом требовать от руково­дителей государственных органов, организаций и предприятий (не­зависимо от формы собственности) представления документов, ма­териалов и любой информации, необходимой для проведения про­верок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президен­та РФ предложения по результатам проверок. Оно вправе направ­лять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены в течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции к нарушителям фи­нансовой дисциплины. Материалы об этом направляются в соответ­ствующие контрольные или правоохранительные органы для приня­тия необходимых мер.

В системе исполнительной власти образованы органы, наделен­ные специальной компетенцией в области финансового контро­ля, к которым относятся Федеральное казначейство и федеральные службы.

Федеральное казначейство было образовано в 1992 г. в соответ­ствии с Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556. В на­стоящее время его деятельность регламентируется постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703. Федеральное казна­чейство является федеральным органом исполнительной власти (фе­деральной службой), осуществляющим правоприменительные функ­ции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы страны, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, рас­порядителями и получателями средств федерального бюджета. Оно находится в ведении Минфина России.

Федеральное казначейство наделено следующими полномочиями для реализации стоящих перед ним целей:

Доводит до главных распорядителей, распорядителей и полу­чателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объ­емы финансирования;

Ведет учет операций по кассовому исполнению бюджетов;

Открывает и ведет лицевые счета указанных субъектов;

Составляет и представляет в Минфин России оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета;

Осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Рос­сийской Федерации;

Осуществляет в установленном порядке кассовое обслужива­ние исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и др.

Наряду с перечисленными полномочиями Федеральное казна­чейство осуществляет предварительный и текущий контроль за веде­нием операций со средствами федерального бюджета главными рас­порядителями, распорядителями и получателями средств федераль­ного бюджета.

В целях реализации перечисленных полномочий Федеральное казначейство имеет право:

Запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам установ­ленной сферы деятельности;

Давать разъяснения по вопросам в сфере бюджетной деятель­ности;

Организовывать проведение необходимых экспертиз, анали­зов и оценок;

Осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Федерального казначейства;

Применять предусмотренные законодательством меры огра­ничительного, предупредительного и профилактического ха­рактера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений обязательных требований в бюджетной сфере, а также меры по ликвидации последствий указанных наруше­ний.

Органы Федерального казначейства осуществляют контроль­ные функции во взаимодействии с соответствующими органами ис­полнительной власти, налоговыми, правоохранительными органа­ми и банками; передают правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответ­ственность.

Правомочия органов Федерального казначейства в сфере финан­совых отношений достаточно широки. Его роль значительно повы­шается в связи с передачей ему из банковской системы функций по кассовому исполнению бюджета, в соответствии со ст. 215.1 БК РФ.

В соответствии с БК РФ руководители органов Федерально­го казначейства, его территориальных органов имеют право при­останавливать в предусмотренных бюджетным законодательством случаях операции по лицевым счетам, открытым в органах Феде­рального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организа­циях.

Списание средств со счетов Федерального казначейства и его тер­риториальных органов без их распоряжения осуществляется в случа­ях, предусмотренных ст. 284 БК РФ.

В целях усиления финансового контроля в 2004 г. была создана Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), функционирующая на основании постановления Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 2781. Росфиннадзор является федеральным ор­ганом исполнительной власти, осуществляющим функции по конт­ролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции ор­гана валютного контроля.

Полномочия Росфиннадзора включают в себя осуществление кон­троля и надзора:

За использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материаль­ных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

Соблюдением резидентами и нерезидентами валютного зако­нодательства, а также за соответствием проводимых валют­ных операций условиям лицензий и разрешений;

Соблюдением требований бюджетного законодательства по­лучателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджет­ных инвестиций;

Исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправ­ления законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре;

Исполнением бюджетов субъектами Российской Федерации и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в части указанных средств и т.д.

Для реализации названных полномочий Росфиннадзор имеет право:

Проверять в организациях, получающих средства федераль­ного бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные цен­ности, находящиеся в федеральной собственности, в органи­зациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бух­галтерского учета, отчеты, планы, сметы, фактическое нали­чие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также по­лучать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и за­веренные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;

Проводить в организациях любых форм собственности, полу­чивших от проверяемой организации денежные средства, ма­териальные ценности и документы, сличение записей, доку­ментов, данных с соответствующими документами и данны­ми проверяемой организации (встречная проверка);

Направлять обязательные к исполнению представления и предписания по устранению выявленных нарушений;

Осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями нарушений зако­нодательства;

Запрашивать и получать сведения, необходимые для приня­тия решений;

Давать разъяснения по вопросам компетенции Росфиннадзо- ра и др.

В ведение Росфиннадзора переданы контрольно-ревизионные органы, территориальные органы по валютному контролю Минфина России. В свою очередь, Росфиннадзор находится в ведении Мин­фина России.

В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Указом Президента РФ от 1 ноября 2001 г. № 1263 «Об уполномочен­ном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в структуре Минфина России был образован Комитет РФ по финан­совому мониторингу. В рамках проводимой административной ре­формы Комитет был преобразован в Федеральную службу по финан­совому мониторингу, находящуюся в ведении Минфина России.

Служба наделена полномочиями:

По осуществлению контроля и надзора за выполнением все­ми лицами требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за привлечением к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законо­дательства;

Сбору, обработке и анализу информации об операциях (сдел­ках) с денежными средствами или иным имуществом, подле­жащими контролю в соответствии с законодательством;

Осуществлению проверок полученной информации о назван­ных операциях, получению необходимых разъяснений;

* выявлению признаков, свидетельствующих о том, что опера­

ция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией доходов, полученных преступным пу­тем, или с финансированием терроризма.

Служба также ведет учет организаций, осуществляющих опера­ции с денежными средствами, подлежащими контролю, формирует перечень организаций и физических лиц, в отношении которых име­ется информация об их участии в экстремистской деятельности; раз­рабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства в указанной сфере; принимает в пределах компе­тенции решения о нежелательности пребывания иностранного граж­

данина или лица без гражданства в Российской Федерации; издает постановления о приостановлении операций с денежными средства­ми или иным имуществом.

Служба координирует деятельность федеральных органов испол­нительной власти в данной сфере, а также направляет информацию по операциям (сделкам) с денежными средствами или иным иму­ществом в правоохранительные органы в соответствии с их компе­тенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией преступных до­ходов.

Переход к рыночным отношениям в экономике, изменения в об­ласти ценообразования и планирования, возникновение таких хо­зяйствующих субъектов, как хозяйственные товарищества и обще­ства, приватизация объектов государственной и муниципальной собственности, превращение налогов в основной источник государ­ственных доходов и т.д. обусловили необходимость появления новых органов, осуществляющих финансовый контроль, и новых форм его проведения.

В соответствии с Законом о налоговых органах РФ при Мини­стерстве финансов РСФСР была создана единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью ис­числения, полнотой и своевременностью внесения в соответствую­щий бюджет налогов и других обязательных платежей, установлен­ных законодательством, - Государственная налоговая служба РФ. Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. № 16351 Государствен­ная налоговая служба РФ была преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам. В настоящее время правопреемником минис­терства является ФНС России, находящаяся в ведении Минфина России.

Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, пра­вильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и иных обязательных платежей, а также за произ­водством и оборотом табачной продукции и соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов.

Служба наделена широким кругом полномочий, включая осущест­вление контроля и надзора:

За соблюдением законодательства о налогах и сборах, пра­вильностью исчисления, полнотой и своевременностью вне­сения налогов и сборов, иных платежей в бюджет;

Осуществлением валютных операций резидентами и нерези­дентами, не являющимися кредитными организациями;

Соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;

Полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

Проведением лотерей, в том числе за целевым использовани­ем выручки от проведения лотерей.

Помимо названного ФНС России осуществляет государствен­ную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве ин­дивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хо­зяйств; ведет в установленном порядке учет всех налогоплательщи­ков и иные полномочия.

В целях реализации полномочий ФНС России имеет право за­прашивать и получать необходимые сведения от налогоплательщи­ков; проводить налоговые проверки, иные контрольные мероприя­тия, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Права и обязанности налоговых органов регламентируются так­же нормами, содержащимися в соответствующих статьях НК РФ.

Осуществление контрольных и надзорных полномочий в сфере страховой деятельности возложено на Федеральную службу страхово­го надзора, созданную постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 3301, о чем подробнее говорится в гл. XIX учебника.

Контроль и надзор в сфере финансовых рынков возложен на Фе­деральную службу по финансовым рынкам2. Это выражается:

1) в регистрации:

а) выпусков эмиссионных ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска;

б) правил доверительного управления паевыми инвестици­онными фондами;

в) правил негосударственных пенсионных фондов, доку­ментов профессиональных участников рынка ценных бу­маг, а также специализированных депозитариев инвести­ционных фондов, паевых инвестиционных фондов и не­государственных пенсионных фондов;

2) осуществлении лицензирования профессиональной деятель­ности на рынке ценных бумаг, а также лицензирование дру­гих видов деятельности, отнесенных к компетенции ФСФР России;

3) контроле порядка проведения операций с денежными сред­ствами или иным имуществом, совершаемых профессио­нальными участниками рынка ценных бумаг, в целях про­тиводействия легализации доходов, полученных преступным путем;

4) приостановлении эмиссии ценных бумаг;

5) проведении проверок эмитентов, субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязатель­ному пенсионному страхованию и профессиональному пен­сионному страхованию, ипотечных агентов, профессиональ­ных участников рынка ценных бумаг и иных субъектов в дан­ной сфере;

6) проведении контрольно-ревизионных мероприятий в отно­шении бюро кредитных историй; а также осуществляет иные функции по контролю и надзору.

Контрольные полномочия в сфере финансовой деятельности возложены также на Федеральную.таможенную службу и Департамент экономической безопасности МВД России.

2. Ведомственный (внутриведомственный) финансовый контроль. Данный вид финансового контроля осуществляется в министер­ствах, ведомствах руководителями соответствующих органов и спе­циально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредст­венно руководителю министерства, ведомства.

Контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федера­ции и муниципальных образований осуществляют финансовый конт­роль за операциями с бюджетными средствами главных распорядите­лей, распорядителей и получателей бюджетных средств соответству­ющих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципаль­ных гарантий условий выделения, получения, целевого использова­ния и возврата бюджетных средств.

Основными задачами данного вида контроля являются:

Выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нару­шений финансовой дисциплины;

Разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих;

Принятие мер по возмещению виновными лицами причи­ненного ущерба и др.

Еще по теме § 3. Государственный и муниципальный контроль 1.:

  1. Глава 12. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
  2. § 5. Основные положения о контроле в сфере размещения государственных или муниципальных заказов
  3. Под ред. А.Н. Марковой, Ю.К. Федулова. История государственного управления в России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по специальности «Государственное и муниципальное управление» (080504)- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, - 319 с. - (Се­рия «Государственное и муниципальное управление»)., 2007
  4. Глава 26 Государственный и муниципальный долг. Управление государственным и муниципальным долгом
  5. Под ред. А.Н. Костюкова. Муниципальное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 030501 «Юриспруденция», 080504 «Государственное и муниципальное управление» - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, - 687 с., 2012
  6. Мухаев Рашид Тазитдинович. Правовые основы Российского государства: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Госу­дарственное и муниципальное управление» (080504) / Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, - 351 с. - (Серия «Государственное и муниципальное управление»)., 2007
  7. 8.4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ 8.4.1. Сущность государственного долга
  8. 16.3. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
  9. ЛЕКЦИЯ 9. Приватизация государственной и муниципальной собственности
  10. 2.13. Принцип установления государственных гарантий прав работников и государственного контроля за их соблюдением

Базовым нормативным правовым актом в области государственного и муниципального контроля является Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В настоящее время ведется работа по внесению изменений с целью совершенствования механизмов проверок в отношении малого и среднего бизнеса.

«Частная собственность и свобода предпринимательства — такие же базовые ценности, как и патриотизм, уважение к истории и другие. Отношения бизнеса и государства должны быть партнерскими и равноправными» - сказал глава государства в ежегодном послании Федеральному Собранию. Одним из ключевых тезисов, касающихся бизнеса, стал тезис о реформировании контрольно-надзорной деятельности: проверки должны стать публичными, а предприятиям, работающим без нарушений в течение трех лет, следует предоставлять надзорные каникулы.

В настоящее время разработаны две концепции проекта федерального закона о государственном и муниципальном контроле: Высшей школы экономики и Минэкономразвития России. На основании обеих концепций Торгово-промышленной палатой РФ выработана свою точку зрения. Так, ТПП РФ поддержана необходимость введения риск-ориентированного подхода, альтернативных механизмов регулирования (СРО, добровольное подтверждение соответствия, страхование), обеспечение открытости информации, актуализация, систематизация и доведение требований к бизнесу.

В перспективе необходимо раскрытие обязательных требований к бизнесу на Едином портале как условие действительности проверки, проводимой в части соблюдения таких требований, введение института профилактических мероприятий, а также создание системы информационно-аналитического обеспечения контрольной деятельности, в том числе для оценки эффективности государственного контроля.

«В следующем году запускается специальный реестр - с информацией о том, какой орган и с какой целью инициировал проверку, какие результаты получены. Это позволит отсечь немотивированные и, еще хуже, «заказные» визиты контролеров», - заявил Президент РФ.

В соответствии с посылом, данным главой государства, 10 декабря 2014 в Государственной Думе принят в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Закон о проверках №294-ФЗ).

Напомним, что новый законопроект содержит идеи, сформулированные Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, в том числе, в ежегодном докладе Уполномоченного по защите прав предпринимателей Президенту Российской Федерации, о ведении электронного реестра проверок предпринимателей.

Существуют две категории проверок предприятий: плановые и внеплановые. Информация о плановых проверках размещается на сайте Генпрокуратуры, и предприниматели знают о них заблаговременно. Сложнее обстоит дело с проверками внеплановыми: как следует из названия, они могут происходить внезапно. Несмотря на то, что закон предписывает контролирующему органу предупреждать предпринимателя о предполагаемой проверке за двадцать четыре часа, это правило редко соблюдается. О результатах проверок нигде не сообщается, то есть о них знают лишь сам предприниматель и инспекторы надзорного органа.

Единый реестр проверок призван обнародовать не только график плановых и внеплановых контрольно-надзорных мероприятий, но и освещать результаты проверок, а также сведения о принятых мерах по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений. Таким образом, проект закона предусматривает полное перенесение информации о проверках на единую электронную площадку.

По мнению ТПП РФ, введение реестра проверок должно, помимо информативной функции и функции учета, нести функцию защитного механизма для подконтрольных субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). В этой связи Палата предложила внести в законопроект два важных положения:

1) проведение проверок без включения сведений о них в единый реестр проверок, а также до присвоения проверке учетного номера, не допускается;

2) результаты проверки, проведенной с нарушением вышеназванного положения, являются недействительными.

Однако введение реестра - это далеко не все, что предполагается сделать в рамках реформирования контрольно-надзорной деятельности. В частности, Торгово-промышленная палата России рассматривает введение единого реестра проверок как важный фактор реализации риск-ориентированного подхода, который предусматривает зависимость интенсивности проверок от степени риска причинения вреда и ущерба. Как показывает статистика, 89% всех контрольно-надзорных мероприятий проводятся такими органами как Ростехнадхор, Ространснадзор, МЧС. Это говорит о высокой степени влияния деятельности этих ведомств на бизнес. Поэтому, по мнению ТПП РФ, «пилотное» введение риск-ориентированного подхода целесообразно именно в этих структурах.

Кроме того, важным вопросом, требующим проработки, является ситуация с анонимными заявлениями, которые становятся основаниями для внеплановых проверок. Действующее законодательство не позволяет осуществлять внеплановую проверку по причине обращения анонима в контрольно-надзорные органы. Однако на практике такие случаи нередки. В 2014 году бизнес жаловался на проверки на основании сообщений, поступивших на телефон «горячей линии». «Натравливание» инспекторов зачастую выступает инструментом конкурентной борьбы среди предпринимателей и мести со стороны недовольных клиентов.

Внеплановые проверки составляют пятую часть всех внеплановых мероприятий, проведенных федеральными органами контроля. Препятствием для использования анонимных сообщений в качестве оснований для внеплановых проверок может стать предусмотренный Законом №294-ФЗ механизм согласования проверок с органами Генпрокуратуры.

Совершенствование порядка проведения контрольно-надзорных процедур является на сегодняшний день актуальной задачей, однако не менее важным является вопрос о справедливости наказаний за выявленные нарушения в ходе проверок предприятий малого и среднего бизнеса.

Согласно позиции ТПП РФ, необходима дифференциация штрафов в зависимости от категории подвергаемого штрафу субъекта малого и среднего предпринимательства, от уровня опасности, связанной с нарушениями, а также от того, впервые ли предприятие привлекается за правонарушение или имел место рецидив. Палатой уже было высказано предложение об отмене возможности административной приостановки деятельности на срок до девяноста суток в случае выявления нарушений. Кроме того, следует ограничить совокупный размер суммы штрафов на одного хозяйствующего субъекта, налагаемых по разным статьям КоАП в ходе одного контрольного мероприятия (предельную сумму необходимо установить, исходя из принципа дифференциации административного наказания). По мнению ТПП РФ, применение вышеуказанной системы наложения штрафов позволит в значительной мере исключить коррупционную составляющую и стимулировать представителей предпринимательского сообщества к исправлению выявленных нарушений.

Важным посылом стало сообщение Президента о надзорных каникулах, что подтвердили крупнейшие российские объединения предпринимателей, включая Торгово-промышленную палату. Вектор задан, и в будущем году предстоит большая работа по улучшению условий для бизнеса в целом совершенствованию механизмов контрольно-надзорной деятельности в частности.

На любом уровне власти действуют исполнительные структуры. Надзор за их работой осуществляют компетентные инстанции. Рассмотрим далее существующие виды государственного, муниципального контроля.

Общие сведения

Муниципальная власть избирается населением. Она действует от имени граждан и в их интересах. Соответственно, население имеет право осуществлять контроль над деятельностью ее органов. Эта возможность реализуется путем обращения в компетентные инстанции с заявлениями, жалобами, письмами. Непосредственную проверку деятельности осуществляет целая система надзорных органов. Они работают как на федеральном, так и на региональном и территориальном уровнях.

Федеральный уровень

К исполнительным структурам специальной компетенции относят Минфин, Федеральное казначейство, ФНС и пр. Эти органы осуществляют государственный финансовый контроль. Минфин функционирует в соответствии с отраслевым положением, утвержденным правительственным Постановлением № 329. В соответствии с ним указанное Министерство вправе вносить проекты ФЗ и прочих нормативных актов, по которым необходимо решение правительства, по вопросам, входящим в сферу ведения Минфина, подведомственных ему служб, а также прогнозные показатели работы и проект плана деятельности. В компетенцию этой структуры входит контроль исполнения бюджетных статей. Федеральное казначейство функционирует через территориальные подразделения. В его полномочия входит учет операций кассового исполнения федерального бюджета, установление режимов счетов, распределение доходов от поступивших налогов в соответствии с положениями законодательства. ФНС осуществляет деятельность по Положению № 506. Налоговая служба реализует свои полномочия через территориальные подразделения. ФНС осуществляет контроль:

  • Над соблюдением законодательства о сборах и налогах.
  • Правильностью начисления, своевременностью и полнотой поступлений, установленных НК.
  • Валютными операциями, совершаемыми резидентами и нерезидентами, не выступающими в качестве бирж и кредитных структур.
  • Полнотой учета прибыли индивидуальных предпринимателей и организаций и пр.

ФСФБН

Служба по финансово-бюджетному надзору реализует свои полномочия как непосредственно, так и через территориальные органы. ФСФБН осуществляет надзор:

  1. За расходованием федеральных бюджетных и внебюджетных средств, материальных ценностей, относящихся к госсобственности.
  2. Соблюдением валютного законодательства всеми субъектами, нерезидентами в том числе, соответствием проводимых операций разрешениям и лицензиям.
  3. Деятельностью организаций, использующих материальные ценности, относящиеся к госсобственности, получающих финансовую помощь из бюджетных средств, кредиты, ссуды и инвестиции.

Таможня

ФТС является уполномоченной федеральной структурой, действующей в соответствии с отраслевым законодательством. Таможенная служба обеспечивает контроль ввоза/вывоза грузов на/с территории РФ. В ее полномочия входит валютный контроль, борьба с контрабандой и прочими преступлениями и административными нарушениями.

Служба мониторинга

Этот исполнительный орган осуществляет мероприятия, направленные против легализации доходов, которые получены преступными способами, финансирования терроризма. В компетенцию службы входит выработка госполитики, нормативно-правовое регулирование и координация деятельности в указанной сфере остальных исполнительных институтов. Служба мониторинга реализует полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные подразделения.

Муниципальный контроль: понятие и виды

Законодательство предусматривает право компетентных структур осуществлять деятельность, направленную на выявление, предотвращение и пресечение нарушений нормативных актов. Для этого определяются различные виды проверок муниципального контроля (предварительная, текущая или последующая). Надзорная деятельность предполагает систематическое наблюдение за выполнением обязательных предписаний, анализ и прогнозирование соблюдения требований законодательных актов гражданами и организациями. В перечень видов муниципального контроля включается:

  1. Изучение документации.
  2. Обследование сооружений, территорий, помещения, оборудования, грузов и транспортных средств.
  3. Отбор образцов объектов производственной и окружающей среды, продукции, их исследование, экспертиза.
  4. Проведение расследований, направленных на выявление причин и последствий нанесенного ущерба вследствие нарушений требований.

Общая классификация

В первую очередь следует назвать такие виды муниципального контроля, как внутрихозяйственный и внутриведомственный. Последний проводится министерствами и прочими структурами по отношению к подотчетным учреждениям. Внутрихозяйственный надзор выполняется специальными службами в пределах одной организации. Существуют следующие основные виды муниципального контроля в муниципальном районе: экологический, бюджетный, правовой, а также надзор за исполнением работ. В уставы МО включаются соответствующие положения об их формах.

Надзор за исполнением работ

Виды муниципального контроля в сфере обслуживания включают в себя:

  1. Опрос жителей.
  2. Рассмотрение жалоб.
  3. Периодическое сопоставление расходов с затратами других подрядчиков и служб.

Реализация надзора обеспечивается размещением контактов компетентных структур в доступных для населения местах. В таком случае некачественное оказание услуг будет выражено увеличением жалоб от граждан. При этом необходимо, чтобы обращения поступали непосредственно в муниципальный контролирующий орган, а не на предприятие, выполняющее те или иные работы. Так будет обеспечен надлежащий учет эффективности обслуживания населения подрядчиками. Степень удовлетворенности услуг определяется также периодическими опросами людей. К методам контроля относят плановые и внеплановые инспекции, выборочные проверки. Так изучается качество уборки и благоустройства территории, ремонта дорог, соблюдение маршрутного графика общественного транспорта и так далее.

Экологический надзор

Законодательство предусматривает различные виды муниципального контроля в сфере охраны природы. Территориальные структуры и должностные лица должны оказывать содействие населению, общественным и прочим некоммерческим организациям в реализации ими своих экологических прав. При осуществлении ими хозяйственной и прочей деятельности уполномоченные институты власти обязаны принимать надлежащие меры по предотвращению и устранению негативного влияния на здоровье граждан и природу вибрации, шумов, электромагнитных полей в зонах отдыха, обитания животных в пределах населенных пунктов. Надзорная деятельность предполагает плановые и внеплановые проверки, отбор проб и образцов, проведение экспертиз. Особое значение в реализации компетентными структурами своих полномочий имеют обращения граждан. Каждая жалоба или заявление проверяется в установленном порядке. При выявлении нарушений виновные лица привлекаются к ответственности.

Виды государственного (муниципального) финансового контроля

Надзор в бюджетной сфере разделяется на инициативный и обязательный. Последний выполняется такими структурами, как подразделения ФНС, Федерального казначейства, а также Счетная палата. Инициативный надзор проводится по решению хозяйствующего субъекта при наличии необходимости. Существуют следующие виды муниципального финансового контроля: налоговый, страховой, валютный и пр.

Особенности деятельности

Различают виды муниципального контроля органов местного самоуправления и представительных структур. Надзор осуществляется в процессе рассмотрения проектов бюджетов, ряда вопросов, касающихся их исполнения и пр. Контрольная деятельность законодательных органов осуществляется через специальные комиссии и комитеты.

Законодательная база

Все виды муниципального контроля направлены на ту или иную сферу деятельности. Формы надзорных мероприятий, полномочия компетентных структур определяются в федеральном законодательстве. В частности, в ФЗ № 131 в число вопросов территориального значения включаются лесной и земельный контроль. Право на проведение надзорных мероприятий предусматривается и иными нормативными актами. Например, в ЖК, ст. 12, установлены полномочия по контролю использования и сохранности жилфонда МО, в ФЗ № 154 – по соблюдению условий соглашений/договоров с казачьими объединениями об их участии в территориальном управлении и пр.

Объекты

Они определяются в федеральных, региональных законах, а также нормативных актах МО. Например, в ФЗ № 171, регламентирующем производство и оборот этилового спирта, алкогольной продукции, установлено, что местные органы власти в рамках своей компетенции контролируют соблюдение законодательных предписаний в сфере розничной торговли указанных товаров и их качество. В качестве объекта надзора выступает обеспечение сохранности автодорог территориального значения. Это положение закреплено в ст. 13, ч. 1 ФЗ № 257. На региональном уровне могут утверждаться нормативные акты, регламентирующие содержание особо ценных природных комплексов. В частности, по ст. 12 Закона Вологодской области в компетенцию местных органов входит осуществление контроля в сфере организации и функционирования охраняемых территорий муниципального значения.

Заключение

Контроль является неотъемлемым элементом управленческой деятельности. Он может осуществляться в рамках отдельных федеральных полномочий, переданных соответствующим территориальным структурам. Такая форма контроля предусматривается в нормативных актах некоторых субъектов РФ. Надзорная деятельность позволяет выявлять причиняющие ущерб или незаконные действия территориальных властей, привлекать виновных к ответственности в соответствии с законодательством.

Государственный и муниципальный финансовый контроль является частью финансового контроля в широком

смысле слова. Помимо государственного и финансового контроля, существует и негосударственный финансовый контроль.

Он представлен финансовым контролем независимых аудиторских служб, внутренним финансовым кон-тролем частных предприятий, некоммерческих организаций и т.д.

Объектом финансово-правового регулирования является только государственный и муниципальный финансовый контроль, который осуществляется органами государственного финансового контроля и органами местного самоуправления.

Существование государственного и муниципального финансового контроля обусловлено контрольной функцией финансов. Выполнение этой обеспечивает «контроль рублем» за собиранием, распределением и использованием государством и муниципальными образованиями денежных средств бюджета и госу-дарственных и муниципальных внебюджетных фондов. В связи с этим финансовый контроль осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности государства и муниципальных образований, т.е. на стадиях собирания, распределения и использования денежных средств.

Непосредственной целью государственного и муниципального финансового контроля является обеспечение эффективности финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Ведь с помощью финансового контроля государство следит за тем, чтобы все запланированные средства своевременно поступали в государственные фонды, а также за целевым использованием выделенных государственных средств. В широком понимании целью государственного и муниципального финансового контроля, как и всякого другого, является создание научно обоснованной финансовой создание

эффективного финансового механизма1.

Содержанием государственного и муниципального финансового контроля являются различные операции, осуществляемые в форме проверок и ревизий государственными органами, органами местного самоуправления, а иногда и банками и направленные на обеспечение эффективности финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Конкретно государственный и муниципальный финансовый контроль состоит в:

проверках выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны физических лиц и организаций;

проверках и ревизиях целевого выделения государством и муниципальными образованиями запланированных денежных средств из бюджета и внебюджетных фондов (государственных и местных);

проверках и ревизиях целевого использования средств, выделенных из бюджетов;

проверках правил ведения кассовых операций на предприятиях, а также правил работы с валютной выручкой;

ревизиях финансово-хозяйственной деятельности организаций и др.

Государственный и муниципальный финансовый контроль отличается от экологического, различных видов технического контроля по объекту. Объектом государственного и муниципального финансового контроля является состояние окружающей природной среды, не технические механизмы, а денежные процессы, имеющие место при формировании, распределении и использовании государственных и муниципальных фондов денежных средств. Непосредственным предметом государственного и муниципального финансового контроля являются бухгалтерские отчеты, балансы, сметы и другие документы.

С юридической точки зрения государственный и муниципальный финансовый контроль представляет собой финансово-правовой институт. Он включает в себя нормы, регулирующие отношения по поводу осуществления финансового контроля в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образова-

См.: Теория финансов. Минск, 1998. С. 182.

ний. Институт государственного и муниципального контроля является комплексным институтом финансового права, поскольку он включает нормы, являющиеся одновременно составляющими других финансово-правовых институтов. В частности, правовые нормы, регулирующие бюджетный контроль, являются составной частью бюджетного права как подотрасли финансового права, а нормы, регулирующие финансовый контроль в сфере налогообложения, использования средств государственных внебюджетных фондов, валютного регулирования и т.д., являются, соответственно, составными частями налогового права как подотрасли права финансового, института расходов государственных внебюджетных фондов, финансово-правового института валютного регулирования и т.д.

Кроме того, в комплексный финансово-правовой институт дарственного и муниципального финансового контроля включаются и нормы финансового права, регулирующие организацию и порядок проведения, общие цели, задачи и принципы осуществления финансового контроля, характеристику его форм и методов.

В целях наибольшей доступности восприятия материала в данной главе будут рассмотрены общие вопросы государственного и муниципального финансового контроля, а фи

нансовый в бюджетной, налоговой сфере и т.д. будет

освещен в главах, посвященных бюджетному, налоговому праву идр.

Еще по теме § 1. Понятие государственного и муниципального финансового контроля:

  1. § 2. Формы и виды государственного и муниципального финансового контроля. Органы, осуществляющие финансовый контроль
  2. § 2. Виды и органы государственного и муниципального финансового контроля


Просмотров