Противоэпидемиологические санитарно гигиенические и специальные профилактические мероприятия. Профилактические и противоэпидемические мероприятия

Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия

В систему санитарно-противоэпидемических мероприятий включаются следующие:

  • § санитарная охрана территории РФ;
  • § ограничительные мероприятия(карантин);
  • § производственный контроль(включая проведение лабораторных исследований и испытаний);
  • § меры в отношении больных инфекционными заболеваниями;
  • § обязательные медицинские осмотры;
  • § профилактические прививки;
  • § гигиеническое воспитание и обучение.

Санитарная охрана территории РФ - направлена на предупреждение заноса и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также на предотвращение ввоза в нашу страну товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и т.д. Для санитарной охраны территории в пунктах пропуска через Государственную границу вводится санитарно-карантинный контроль.

Ограничительные мероприятия (карантин) - вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу, на территории РФ или ее субъектов, в муниципальных образованиях, в организациях в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Производственный контроль (включая проведение лабораторных исследований и испытаний) - контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнение работ в оказании услуг, осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Его цель заключается в обеспечении безопасности для человека и среды его обитания выпускаемой продукции, производимых работ и оказываемых услуг.

В особую группу противоэпидемических мероприятий выделены меры в отношении больных инфекционными заболеваниями , лиц с подозрением на такие заболевания, находившихся в контакте с заболевшими, а также носители возбудителе инфекционных заболеваний. Такие категории граждан подлежат лабораторному обследованию, медицинскому наблюдения и лечению. Если они представляют опасность для окружающих, эти лица подлежат обязательной госпитализации или изоляции. Процедура обязательной госпитализации или изоляции законом не предусмотрена.

Все случаи инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний подлежат регистрации органами здравоохранения по месту их выявления. Учет и отчетность по таким случаям ведется органами и учреждениями государственной и санитарно-эпидемиологической службы.

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций обязаны проходить профилактические медицинские осмотры . При необходимости по предложению органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы, решениями органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления могут вводиться дополнительные показания к проведению медосмотров работников. здоровье санитарный эпидемиологический

Важное место в системе санитарно-эпидемиологических мероприятий занимает иммунопрофилактика . ФЗ от 17 сентября 1998 года (ред.02.07.2013 год) "Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний" определяет ее как систему мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок. Последние представляют собой введение в организм человека медицинских иммунобиологических препаратов (вакцин, анатоксинов, иммуноглобулинов и т.д.) для создания специфической невосприимчивости к инфекционным заболеваниям. В области иммунопрофилактики государство гарантирует поддержку отечественных производителей соответствующих препаратов, научных исследований и т.д. Провозглашается принцип доступности для граждан прививок, что обеспечивается за счет бесплатного проведения профилактических прививок в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в двух случаях:

  • 1)если они включены в Национальный календарь профилактических прививок (гепатит В, дифтерия, коклюш, корь, краснуха, полиомиелит, столбняк, туберкулез, паротит) - прививаются все граждане в сроки, в нем установленные. Это нормативный акт, который утверждается органом исполнительной власти в области здравоохранения;
  • 2)профилактические прививки по эпидемическим показаниям. Они проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных заболеваний, перечень и сроки, проведения которых устанавливает Минздрав. Решения об их приведении принимает главный государственный санитарный врач РФ или главный санитарный врач субъектов Федерации.

Граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют следующие права на услуги:

  • § получить от медработника полную и объективную информацию о необходимости прививки, последствия отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях;
  • § выбрать учреждение здравоохранения либо частнопрактикующего врача, у кого делать прививку;
  • § на бесплатные прививки в случаях, указанных выше;
  • § на бесплатный медосмотр или даже обследование перед прививкой в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;
  • § на бесплатное лечение в этих учреждениях при возникновении осложнений;
  • § на соцзащиту при поствакцинальных осложнениях;
  • § на отказ от прививок, граждане должны подтверждать отказ от прививки в письменной форме. У каждого должен быть сертификат профилактических прививок, в котором они фиксируются.

Прививки делают лишь с согласия гражданина, родителей или иных законных представителей. Прививки проводятся гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний. Министерство здравоохранения должно утвердить перечень противопоказаний к проведению профилактических прививок. Если гражданин отказался от прививки, то наступают последствия в виде:

  • § запрета выезда в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами РФ требуют конкретных профилактических прививок;
  • § временного отказа в приеме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе эпидемий;
  • § отказа в приеме на работу или отстранение от работы граждан, если выполнение таких работ связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень таких работ утвержден постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 года. В него, в частности, включены работы с больными инфекционными заболеваниями, с живыми культурами возбудителей таких заболеваний, работы с кровью и биологическими жидкостями человека, работы во всех видах и типах образовательных учреждений.

Устанавливая довольно жестокие правила иммунопрофилактики, государство должно гарантировать защиту прав граждан при ее осуществлении, особенно при наступлении неблагоприятных последствий. Соцзащита граждан при возникновении поствакцинальных осложнений включает в себя такие меры, как единовременные пособия в размере 100 минимальных размеров оплаты труда, либо 300 - в случае смерти гражданина вследствие таких осложнений, ежемесячные компенсации в размере 10 минимальных размеров оплаты труда инвалидам, а также выплату пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 % заработка независимо от непрерывного стажа. Причем право на эти выплаты возникает только в том случае, если поствакцинальные осложнения возникли при проведении обязательных прививок. Перечень поствакцинальных осложнений, дающих право на получение государственных единовременных пособий, утвержден Правительством РФ от 2 августа 1999 года, В него включены, в частности, анафилактический шок, тяжелые аллергические реакции, энцефалит, поражение центральной нервной системы, артрит хронический, вызванный вакцинацией краснухи и др.

Порядок выплаты государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций гражданам при возникновении у них поствакцинальных осложнений утвержден постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 года. Основанием для назначения указанных выплат является наличие осложнений после обязательных прививок, т.е. прививок, включенных в Национальный календарь, либо сделанных по эпидемиологическим показаниям. Гражданин должен быть признан инвалидом вследствие этого осложнения. Если следствием поствакцинального осложнения стала смерть гражданина, право на получение единовременного пособия приобретают члены семьи, круг которых определяется по правилам ст.9 ФЗ "О трудовых пенсиях". Пособие выплачивается одному из них с письменного согласия всех совершеннолетних членов семьи.

Другие нормативные документы, регламентирующие проведение прививок:

  • § Закон "О лекарственных средствах". Закон уравнивает иммунобиологические препараты с другими лекарственными средствами, регулирует отношения в сфере обращения лекарственных средств.
  • § Письмо Минздрава РФ №1100/403-98-114 от 13.03.98 "О вакцинации против менингита и дифтерии лиц, выезжающих в Саудовскую Аравию". Саудовская Аравия - единственное государство, для въезда в которое обязательна вакцинация от менингококковой инфекции.
  • § Письмо Минздрава РФ № 2510/4106-97-32 от 5.06.97 "Об изменении требований по проведению вакцинации против желтой лихорадки при въезде российских граждан в зарубежные страны". В письме приведен список стран, для въезда в которые требуется международное свидетельство о вакцинации против желтой лихорадки: Бенин, Буркина-Фасо, Габон, Гана, Заир, Камерун, Конго, Кот-д-Ивуар, Либерия, Мавритания (для лиц, прибывающих на срок более 2 недель), Мали, Нигер, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Того, Французская Гвиана, Центральная Африканская Республика. В письме приведен список стран, которые являются эндемичными по желтой лихорадке или имеют эндемичные зоны, поэтому Минздрав РФ рекомендует лицам, выезжающим в эти страны, делать прививку.
  • § СП 3.3.2. 1224-03 "Условия транспортирования и хранения медицинских иммунологических препаратов" утверждены 20 марта 2003 г. Постановлением №22. В СП определен порядок отпуска вакцин из аптечной сети
  • § Гос. сан. эпид. нормирование РФ. 3.3. Иммунопрофилактика инфекционных болезней. "Порядок проведения профилактических прививок". МУ 3.3.1889-04 М.2004. Документ разрешает использование зарубежных вакцин, зарегистрированных в России.
  • § Гос. сан. эпид. нормирование РФ. 3.3. Иммунопрофилактика инфекционных болезней. "Организация работы прививочного кабинета детской поликлиники, кабинета иммунопрофилактики и прививочных бригад". МУ 3.3.189-04 М.2006.
  • § Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека "Иммунизация детей инактивированной полиомиелитной вакциной (ИПВ)". МР З.ЗД.2131-06.

В системе противоэпидемических мероприятий особое место должно занимать гигиеническое воспитание и обучение граждан . Оно направлено на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний, распространение знаний о здоровом образе жизни и является обязательным. Оно осуществляется в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других общеобразовательных учреждениях; при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников посредством включения в программы обучения разделов и гигиенических знаниях, а также при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с изготовлением и оборотом пищевых продуктов, питьевой воды, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, воспитанием и обучением людей.

Каждый военнослужащий должен заботиться о сохранении своего здоровья, не скрывать болезней, строго соблюдать правила личной и общественной гигиены и воздерживаться от вредных привычек.

Выполнение правил личной гигиены включает:

Утреннее умывание до пояса холодной водой с чисткой зубов;

Мытье рук перед приемом пищи;

Умывание, чистку зубов и мытье ног перед сном;

Своевременное бритье лица, стрижку волос и ногтей;

Еженедельное мытье в бане со сменой нательного и постельного белья, портянок и носков;

Прическа военнослужащего, усы, борода, если они имеются, должны быть аккуратными, отвечать требованиям гигиены и не мешать использованию средств индивидуальной защиты и ношению снаряжения.

Ношение бороды разрешается только офицерам.

Правила общественной гигиены включают: поддержание чистоты в спальных помещениях, туалетах и других комнатах общего пользования, регулярное проветривание помещений; поддержание чистоты в общественных местах, а также на территории расположения воинской части (подразделения).

Для обеспечения невосприимчивости военнослужащих к инфекционным болезням проводятся предохранительные прививки. Прививки могут быть плановыми и по эпидемическим показаниям.

Плановые предохранительные прививки всему личному составу воинской части (подразделения) проводятся в соответствии с календарем прививок, а по эпидемическим показаниям - приказом старшего командира (начальника).

От прививок военнослужащие освобождаются только по заключению врача.

Отметки о прививках заносятся в медицинские книжки и военные билеты.

Военнослужащий обязан доложить по команде о возникновении инфекционного заболевания у него или среди лиц, проживающих с ним в одной квартире (комнате общежития), а также в казарме и исполнять служебные обязанности с разрешения своего непосредственного командира (начальника) по заключению начальника медицинской службы.

При необходимости в воинской части вводится режим обсервации или карантин, прекращается или ограничивается контакт с гражданским населением, внутри воинской части запрещаются собрания личного состава и массовые культурные мероприятия, устраиваются дополнительные изоляторы.

Лечебно-профилактические мероприятия

Основными лечебно-профилактическими мероприятиями являются медицинское обследование (диспансеризация), амбулаторное, стационарное и санаторно-курортное лечение военнослужащих.

В целях предупреждения распространения инфекционных заболеваний лечебно-профилактические мероприятия, предлагаемые медицинской службой, обязательны для всех военнослужащих.

Медицинское обследование (диспансеризация) включает медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава, активное раннее выявление заболеваний, изучение условий службы и быта военнослужащих, выявление факторов, отрицательно влияющих на их здоровье, проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий.

Медицинский контроль за состоянием здоровья военнослужащих осуществляется путем проведения:

Ежедневного медицинского наблюдения за личным составом в процессе боевой подготовки и в быту;

Медицинских осмотров военнослужащих;

Углубленных и контрольных медицинских обследований военнослужащих.

Медицинским осмотрам подвергаются:

Весь личный состав воинской части (подразделения) - перед проведением профилактических прививок;

Все военнослужащие срочной военной службы - в бане перед помывкой;

Личный состав караула, дежурных сил (смен) - перед заступлением в караул и на боевое дежурство (боевую службу);

Военнослужащие, работа которых связана с возможным воздействием неблагоприятных факторов, а также лица, находящиеся под диспансерным динамическим наблюдением, - в установленные для них сроки;

Лица, постоянно работающие в столовых, на продовольственных складах, объектах водоснабжения, в пекарнях, банях, прачечных, и санитары - один раз в неделю;

Личный состав, назначаемый в наряд по столовой, - до развода суточного наряда;

Все военнослужащие, вновь прибывшие в воинскую часть, а также возвратившиеся из отпусков, командировок и лечебных учреждений по выздоровлении, - в день прибытия в воинскую часть, но до направления их в подразделения;

Водители - перед выездом в рейс;

Участники спортивных состязаний - перед соревнованием;

Арестованные в дисциплинарном порядке - перед направлением на гауптвахту.

Углубленные медицинские обследования проводятся:

Военнослужащих срочной военной службы - два раза в год перед началом зимнего и летнего периодов обучения;

Офицеров, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - в четвертом квартале; во втором квартале проводится контрольное медицинское обследование.

К углубленному медицинскому обследованию офицеров, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, привлекаются врачи-специалисты из военно-лечебных учреждений.

Время, порядок и место проведения медицинского обследования и осмотра личного состава воинской части (подразделения) объявляются в приказе по части. Запрещается назначать медицинские обследования и осмотры подразделений в дни отдыха.

Подразделение на медицинское обследование представляет командир подразделения, а на медицинский осмотр - старшина роты.

На медицинских обследованиях личного состава подразделения обязаны присутствовать все офицеры, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту. Они должны сообщать врачу о своих наблюдениях за состоянием здоровья подчиненных.

Результаты медицинских обследований и осмотров личного состава подразделения врач заносит в медицинские книжки. Военнослужащие, нуждающиеся по состоянию здоровья в диспансерном динамическом наблюдении, берутся на учет и периодически подвергаются контрольным медицинским обследованиям. Командир подразделения (роты) отвечает за полный охват личного состава медицинским обследованием.

Военнослужащие, отсутствующие по каким-либо причинам на медицинском обследовании, направляются командиром подразделения для этого в медицинский пункт воинской части при первой возможности.

Результаты медицинского обследования личного состава воинской части, а также предложения по проведению необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий начальник медицинской службы воинской части докладывает командиру воинской части.

Военнослужащий не должен скрывать своего заболевания.

При заболевании он обязан немедленно доложить об этом непосредственному начальнику и с его разрешения обратиться за медицинской помощью в медицинский пункт воинской части.

Амбулаторный прием военнослужащих и членов их семей проводится в медицинском пункте воинской части и в военно-медицинских учреждениях гарнизона в часы, установленные командиром воинской части и начальником гарнизона.

Военнослужащие, внезапно заболевшие или получившие травму, направляются в медицинский пункт воинской части или военно-медицинское учреждение гарнизона немедленно в любое время суток.

Военнослужащие срочной военной службы направляются в медицинский пункт воинской части дежурным по роте под командой санитарного инструктора роты или старшего, назначенного из числа больных. Книга записи больных (приложение 11) за подписью старшины роты представляется дежурному по медицинскому пункту части не позже чем за 2 часа до начала амбулаторного приема.

Врач контролирует прибытие в медицинский пункт всех военнослужащих, внесенных в книгу записи больных роты.

После осмотра врачом (фельдшером) заболевшие в зависимости от характера болезни направляются для лечения в медицинский пункт воинской части, в лечебное учреждение вне части (госпиталь, больницу) или им назначается амбулаторное лечение.

О результатах осмотра больных, характере оказанной помощи, назначениях врач делает соответствующие отметки в медицинских книжках, а заключения фиксирует в книге записи больных.

После получения медицинской помощи военнослужащие срочной военной службы возвращаются в роту под командой санитарного инструктора или старшего. Старший команды передает книгу записи больных дежурному по роте, который представляет ее командиру роты. Старшина роты по заключению врача, имеющемуся в книге записи больных, соответствующему решению командира роты отдает необходимые указания.

Заключение на частичное или полное освобождение от занятий и работ дается врачом, а в воинских частях, где врач штатом не предусмотрен, - фельдшером не более чем на 3 суток. В случае необходимости освобождение может быть повторено. Рекомендации врача (фельдшера) о частичном или полном освобождении от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) подлежат обязательному выполнению должностными лицами.

По истечении предоставленного срока освобождения военнослужащие срочной военной службы должны быть направлены, если они в этом нуждаются, на повторный медицинский осмотр.

Об освобождении от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) офицеров, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и о выходе их на службу после болезни объявляется в приказе по воинской части.

Больные, назначенные на амбулаторное лечение, для приема лекарств и проведения других лечебных процедур, а также нуждающиеся в консультации медицинских специалистов, направляются в медицинский пункт воинской части в дни и часы, указанные врачом в книге записи больных.

Зачисление нуждающихся солдат (матросов) и сержантов (старшин) на диетическое питание осуществляется приказом командира воинской части на срок до трех месяцев на основании заключения начальника медицинской службы части.

О всех военнослужащих, поступивших на стационарное лечение вне расположения воинской части, а также о выписке их по выздоровлении начальник (командир) лечебного учреждения (части) обязан в тот же день сообщить командиру части, из которого эти военнослужащие прибыли.

Об обнаружении у поступившего больного инфекционного заболевания и о поступлении больных с отравлениями, травмами начальник (командир) лечебного учреждения (части) обязан немедленно известить командира той воинской части, из которой прибыл больной (больные), а об инфекционном заболевании, кроме того, и ближайшее санитарно-эпидемиологическое учреждение.

Военнослужащие, заболевшие в период отпуска или командировки, на стационарное лечение могут направляться военной полицией, штабом, подчиненным начальнику гарнизона, или военными комиссарами.

Выздоровевшие военнослужащие направляются из военного госпиталя или больницы в воинскую часть с соответствующими документами, которые сдаются по команде.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Эпидемиологическая диагностика - это система методов выявления причин и условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний в воинских коллективах и разработки научно обоснованных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Эпидемиологическая диагностика включает санитарно-эпидемиологическую разведку, санитарно-эпидемиологическое наблюдение, эпидемиологическое обследование очага заболевания, ретроспективный и оперативный эпидемиологические анализы.

Усиленное медицинское наблюдение - комплекс мероприятий, направленных на раннее активное выявление больных и подозрительных на инфекционные заболевания путем опроса, осмотра, термометрии и специальных исследований (лабораторных, инструментальных) населения, подвергшегося риску заражения.

Обсервация - система изоляционно-ограничительных, лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционных заболеваний.

Карантин - система административных, медико-санитарных, ветеринарных и иных мер, направленных на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающих особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижений личного состава, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Дезинфекция - уничтожение на объектах или удаление с них патогенных микроорганизмов . В зависимости от показаний выделяют профилактическую и очаговую дезинфекцию.

Профилактическая дезинфекция проводится систематически независимо от эпидемиологической обстановки. Профилактической дезинфекции подвергаются наружные уборные, мусоросборники, помещения бань (санитарных пропускников), столовых, продовольственных складов, лечебно-профилактических учреждений и другие объекты, накопление патогенных возбудителей в которых представляет угрозу для населения.

Инсектициды применяют в виде дустов, смачивающихся порошков, суспензий, эмульсий, растворов и аэрозолей.

Все лица, подлежащие вакцинации, должны быть предварительно осмотрены врачом с целью выявления противопоказаний к вакцинации.

Экстренная профилактика предусматривает применение вакцин, анатоксинов, иммуноглобулинов, сывороток, бактериофагов, антибиотиков, химиопрепаратов, иммуномодуляторов и некоторых других средств.

Вакцины и анатоксины применяются для экстренной профилактики дифтерии, менингококковой инфекции, столбняка , кори, ботулизма, бешенства, раневых и других инфекций.

Сыворотки и иммуноглобулин используются для экстренной профилактики дифтерии, кори, гриппа, коклюша, клещевого энцефалита, вирусных гепатитов , сибирской язвы, лептоспирозов, столбняка и бешенства.

Антибиотики применяются для экстренной профилактики ангины, менингококковой инфекции, чумы, туляремии, холеры, сибирской язвы, бруцеллеза, лихорадки цуцугамуши и других бактериальных и риккетсиозных инфекций.

Химиопрепараты применяются для экстренной профилактики гриппа, туберкулеза, малярии, оспы и других заболеваний.

Бактериофаги используются в эпидемических очагах брюшного тифа, дизентерии и других инфекций.

Иммуномодуляторы применяются с целью повышения неспецифической резистентности организма (для профилактики острых респираторных вирусных инфекций, вирусных гепатитов и других заболеваний).

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

по «Инфекционным заболеваниям»

«Соблюдение противоэпидемического режима

в стационарах как средство борьбы с госпитальной инфекцией»

Выполнила студентка ЗФВМСО

группы 59-04

Слесарева С.В.

Противоэпидемические мероприятия и основы организации противоэпидемической работы
o Противоэпидемические мероприятия 3
o Организационная структура 3
o Факторы эпидемиологического процесса 5
o Эффективность противоэпидемических мероприятий 6
o Режимно-ограничительные мероприятия 9
o Мероприятия по разрыву путей передачи инфекции 9
o Мероприятия по повышению невосприимчивости населения
o Система регистрации инфекционных больных 11
Эпидемиологический надзор 12
o Эпидемиологический надзор 12
o Эпидемиологический диагноз 14
o Предпосылки 15
o Предвестники 16
Госпитальные инфекции 17
o Госпитальные инфекции 17
o Механизмы, пу­ти и факторы передачи ВБИ 22
o Особенности эпидемического процесса 24
o Архитектурно-планировочные мероприятия 26
o Санитарно-гигиенические мероприятияя 27
o Профилактика артифициального механизма 28
o Организационная работа 28

o Профилактика ВБИ у медицинского персонала

o Список использованной литературы

Противоэпидемические мероприятия и основы организации противоэпидемической работы

Противоэпидемические мероприятия можно определить как совокупность обо­снованных на данном этапе развития науки рекомендаций, обеспечивающих предупреждение инфекционных заболеваний среди отдельных групп населе­ния, снижение заболеваемости совокупного населения и ликвидацию отдель­ных инфекций. Противоэпидемические мероприятия проводят в случае воз­никновения (выявления) инфекционной болезни, профилактические - по­стоянно, независимо от наличия или отсутствия инфекционного больного.

Основу профилактики инфекционных болезней в масштабе страны составля­ют повышение материального благосостояния народа, обеспечение населения благоустроенным жильем, квалифицированной и доступной медицинской помощью, развитие культуры и т.д.

Медицинские аспекты профилактики инфекционных болезней включают систематический санитарный контроль за водоснабжением населения; сани­тарный и бактериологический контроль за качеством пищевых продуктов, са­нитарным состоянием предприятий пищевой промышленности и объектов общественного питания, торговли и детских учреждений; проведение плано­вых дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий; плановую специфическую профилактику среди населения; осуществление мер по санитарной охране границ с целью предупреждения заноса на территорию страны из-за рубежа инфекционных болезней и др.

Организационная структура системы противоэпидемической защиты насе­ления включает медицинские и немедицинские силы и средства. Важную роль в обеспечении противоэпидемического режима играют исполнители не­медицинского профиля. Комплекс различных по характеру и направленнос­ти мероприятий, связанных с очисткой населенных пунктов, питанием, во­доснабжением и т.д., выполняют государственные органы, учреждения, пред­приятия при активном участии населения. Исполнение целого ряда противоэпидемических мероприятий осуществляют лечебно-профилактичес­кие учреждения. Санитарно-эпидемиологическая служба главным образом управляет этой деятельностью. Она включает диагностическую (эпидемио­логическая диагностика), организационную, методическую и контрольную функции. Исполнительская функция санитарно-эпидемиологических учреж­дений ограничивается проведением отдельных мероприятий по иммунопро­филактике и дезинфекции, противоэпидемической работой в очаге инфек­ции. Сложность управленческой деятельности санитарно-эпидемиологичес­ких учреждений заключается в том, что для борьбы с инфекционными заболеваниями требуется привлечение сил и средств, учреждениям не под­чиненных.

Правовые аспекты противоэпидемической деятельности закреплены в за­конодательных документах. Так, в соответствии с Конституцией РФ (ст. 42) каждый гражданин России имеет право на благоприятную среду обитания и достоверную информацию о ее состоянии. Гражданский кодекс РФ (гл. 59), Основы законодательства РФ об охране здоровья населения, закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения России», Поло­жение о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ регла­ментируют права и обязанности граждан и медицинских работников в реше­нии задач санитарно-эпидемиологического благополучия и сохранения здоро­вья населения.

В систему государственной санитарно-эпидемиологической службы Россий­ской Федерации входят:

1) Департамент санитарно-эпидемиологического надзора центрального ап­парата Министерства здравоохранения Российской Федерации;

2) центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, городах и районах, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора на водном и воздушном транс­порте (региональные и зональные);

3) научно-исследовательские учреждения санитарно-гигиенического и эпи­демиологического профиля;

4) дезинфекционные станции;

5) государственные унитарные предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов;

6) санитарно-эпидемиологическая служба Федерального управления меди­ко-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохране­ния Российской Федерации, подведомственные ему центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

7) другие санитарно-эпидемиологические учреждения.

Органы и учреждения государственного санитарно-эпидемиологического надзора во взаимодействии с органами и учреждениями здравоохранения раз­рабатывают целевые комплексные программы профилактических и оздорови­тельных мероприятий по важнейшим проблемам охраны здоровья населения, принимают совместные решения по вопросам профилактики заболеваний людей; изучают состояние здоровья населения и демографическую ситуацию в связи с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека; организуют и контролируют работу по профилактике инфекционных (парази­тарных), профессиональных и массовых неинфекционных заболеваний и от­равлений людей. Мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в войсках и на специальных объектах Министерства обороны, Министерства путей сообщения, Министерства внутренних дел, органов государственной безопасности осуществляют специальные службы этих ми­нистерств и ведомств.

Факторами эпидемиологического процесса являются: источник инфекции, механизм передачи возбу­дителя и восприимчивость населения. Устранение одного из факторов неизбеж­но приводит к прекращению эпидемического процесса и, следовательно, ис­ключает возможность существования инфекционной болезни. Поэтому профилактические и противоэпидемические мероприятия могут быть эффек­тивными в том случае, если они направлены на обезвреживание (нейтрализа­цию) источника инфекции, перерыв путей передачи возбудителя и повыше­ние невосприимчивости населения (табл. 1).

Таблица 1. Группировка противоэпидемических мероприятий по их направленности на звенья эпидемического процесса

В отношении источника инфекции при антропонозах выделяют диагности­ческие, изоляционные, лечебные и режимно-ограничительные мероприятия, а при зоонозах - санитарно-ветеринарные и дератизационные.

Мероприятия по разрыву механизма передачи возбудителя являются санитарно-гигиеническими. В самостоятельную группу можно выделить дезинфек­ционные и дезинсекционные мероприятия.

Мероприятия по защите популяции хозяина в основном представлены вак­цинацией населения, цель которой - создать специфическую невосприимчи­вость (иммунитет) к отдельным инфекционным заболеваниям. Отдельную груп­пу представляют лабораторные исследования и санитарно-просветительная ра­бота, которые не могут быть отнесены ни к одному направлению, однако выполняются в интересах каждого из них.

Раннее и полное выявление инфекционных больных является предпосыл­кой своевременно начатого лечения, изоляции и проведения противоэпиде­мических мероприятий в очаге. Различают пассивное и активное выявление инфекционных больных. В первом случае инициатива обращения за меди­цинской помощью принадлежит больному или его родственникам. К методам активного выявления инфекционных больных относят: выявление больных по сигналам санитарного актива, подворные обходы, выявление больных и носи­телей при различных профилактических осмотрах и обследованиях (группы риска). Так, обязательному медицинскому осмотру и лабораторному обследо­ванию подлежат дети перед поступлением в детское дошкольное учреждение, взрослые при приеме на работу на пищевые предприятия. К активному выяв­лению следует также отнести выявление инфекционных больных при прове­дении медицинского наблюдения в эпидемических очагах.

Учебные вопросы:

1. Задачи, принципы и основные мероприятия санитарно-противоэпидемического обеспечения в ЧС. Критерии ЧЭС.

2. Организация и задачи сети наблюдения и лабораторного контроля.

3. Организация санитарной экспертизы и защиты продуктов питания, пищевого сырья, воды в ЧС.

4. Эпидемии инфекционных заболеваний и групповые отравления Мероприятия по локализации очагов массовых инфекционных заболеваний в очаге бакзаражения (ОБЗ).

5. Основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые при проведении эвакуационных мероприятий в местах временного расселения.

Введение

Изучение истории различных СБ, катастроф и войн, происхо-дивших как в далеком прошлом, так и в настоящий период, показывает, что в ЧС час-то возникают эпидемии или резко повышается уровень инфекционной заболеваемо-сти среди пострадавшего населения.

В период и после происшедших СБ, аварий, катастроф, в ходе ведения боевых действий происходит резкое ухудшение социальных условий жизни и быта населения, появляется большое число механических травм, ожогов и других поражений, при которых значительно снижается естественная резистентность организма, возни-кают стрессовые состояния и другие явления. Население лишается жилищного фон-да, электроэнергии, питьевой воды, разрушается канализация, нарушается работа банно-прачечных учреждений, ухудшается организация питания. Все это значительно ухудшает санитарно-гигиеническую обстановку, сущест-венно обостряет эпидемическую ситуацию по ряду инфекций, создается положение когда потенциальные источники инфекции оказываются неизолированными в течение длительного времени, имеют многочисленные контак-ты с окружающими их лицами.

При нарушении экологических систем возможно «оживление» при-родных очагов особо опасных инфекций (туляремии, чумы, сибирской язвы и др.) и их распространение.

Наличие в лабораториях и накопление некоторыми странами бактериальных средств в качестве биологического оружия дают основание предполо-жить возможность использования их в войне, а также вероятность рассеивания в виде аэрозоля в мирное время.

Организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий наряду с лечебно - эвакуационными мероприятиями в общей системе ликвидации медико-санитарных последствий ЧС име-ет весьма важное значение в сохранении жизни, здоровья и трудоспособности населения, пострадавшего при ЧС и в ходе ведения боевых действий.

Вопрос № 1

Задачи, принципы и основные мероприятия санитарно-противоэпидемического обеспечения в ЧС. Критерии ЧЭС.

Санитарно - противоэпидемическое обеспечение в ЧС - это составная часть медико-санитарного обеспечения населения, включает в себя ком-плекс организационных, правовых, медицинских, гигиенических и противоэпидемических - мероприятий, направленных на решение следующих основных задач:

  1. Предупреждение возникновения массовых инфекционных заболеваний среди населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, а в случае возникновения, на их быстрейшую ликвидацию.
  2. Со-хранение и укрепление здоровья населения, поддержание его трудоспособности путем обеспечения санитарного благополучия и устранения неблагоприятных санитарных последствий ЧС или применения противником ОМП в военное время.
  3. Контроль за соблюдением санитарных пра-вил и норм в зоне ЧС и в местах расселения пострадавшего населения.

Санитарно - противоэпидемиологическое обес-печение строится на следующих принципах :

  1. государственный и приоритетный характер санитарно-эпидемиологической службы;
  2. единый подход к организации санитарно - противоэпидемических мероприятий;
  3. соответствие содержания и объема мероприятий, санитарно - эпидемической обстановке;
  4. дифференцированный подход к формированию сил и средств службы, с учетом региональ-ных особенностей, уровня потенциальной опасности территорий;
  5. постоянная готовность ее сил и средств, их высокая мобильность;
  6. взаимодействие санитарно-эпидемиологической службы Минздрава с органами и учреждениями других ведомственных медико-сани-тарных служб.

В целях предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС СЭС проводит следующие ос-новные мероприятия:

  1. осуществляет контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой в зоне ЧС и вокруг нее;
  2. ор-ганизует экспертизу пищевого сырья, продуктов питания, питьевой воды, на загрязненность радиоактивными веществами, отравляю-щими и химически опасными веществами, патогенными микроорганизмами;
  3. проводит специальную подготовку сотрудников санитарно-эпидемиологиче-ских учреждений и формирований для работы в ЧС;
  4. поддерживает в высокой степени готовности территориальные центры Гос-санэпиднадзора, формирования и учреждения санэпидслужбы, силы и сред-ства научно-исследовательских институтов, функционирующих в РСЧС;
  5. осуществляет накопление, хранение, освежение, учет и контроль медицин-ского имущества, необходимого для работы формирований и учреждений са-нитарно-эпидемиологической службы в ЧС;
  6. осуществляет контроль за соблюдением санитарных правил, гигиенических нормативов при возникновении ЧС в мирное и военное время;
  7. организует работу сети наблюдения и лабораторного контроля по своевремен-ному обнаружению и индикации биологического (бактериологического) зара-жения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продоволь-ствия, объектов окружающей среды в ЧС мирного и военного времени;
  8. осуществляет прогнозирование возможности возникновения эпидемий на территории Российской Федерации.

В районах ЧС из-за ухудшения санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановки, зачастую возникают эпидемические очаги.

Эпидемический очаг это:

Место пребывания заболевших инфекционной болезнью людей.

Либо территория, в пределах которой произошло заражение людей или сельскохозяйственных животных возбу-дителями заразных болезней.

Характерными особенностями эпидочага в районах ЧС являются:

Массовость заражения людей и формирование множественных очагов;

Длительность действия очага за счет не выявленных источников;

Сокращенный инкубационный периода из-за постоянного контакта с не выявленными источниками инфекций;

Наличие большой инфицирующей дозы возбудителей;

Отсутствие защиты населения и пораженных от контакта с заразными боль-ными в связи с несвоевременной изоляцией инфекционных больных и несвоевременной диагностики.

Чрезвычайная эпидемиологическая ситуация (ЧЭС) оценивается по следующим критериям:

  1. риску заноса и распространения инфекционных болезней среди населения;
  2. прогрессирующему нарастанию инфекционной заболеваемости среди населения в эпидочаге.
  3. угрозе появления значительного числа инфекционных больных с разной этиологией за счет «фактора перемешивания»;
  4. возможному социальному и экономическому ущербу;
  5. появлению тяжелых форм инфекционных болезней, препятствующих своевременной эвакуа-ции больных из зоны ЧС в лечебные учреждения;
  6. невозможностью территориальных органов полностью справиться с эпидситуацией;
  7. 7. опасностью передачи инфекции за пределы зоны ЧС.

По прибытии в зону ЧС специалисты санитарно-эпидемиологической службы проводят тщательное эпидемиологическое расследование, оценивают эпидемическое состояние территории, формулируют гипотезу о характере возбудителя, путях его передачи и возможности дальнейшего развития эпидемии.

Санитарно - эпидемическое состояние района ЧС может быть оценено как благопо-лучное, неустойчивое, неблагополучное и чрезвычайное:

Благополучное состояние характеризуется:

Наличием единичных инфекционных за-болеваний, не связанных друг с другом;

Удовлетворительным санитарным состояние территории, объектов водоснабжения;

Коммунальной благоустроенностью.

Неустойчивое состояние характеризуется:

Ростом уровня инфекционной заболеваемости или воз-никновение групповых заболеваний без тенденции к дальнейшему распространению;

Наличием эпизоотических очагов зоонозных инфекций, представляющих угрозу для людей;

Появлением единичных инфекционных заболеваний, связанных между собой при удовлетворитель-ном санитарном состоянии территории.

Неблагополучное состояние характеризуется:

- появлением групповых случаев опасных инфекци-онных заболеваний в зоне ЧС при наличии условий для их дальнейшего распространения;

Многочисленных заболеваний неизвестной этиологии;

Возникновением единичных за-болеваний ООИ;

Чрезвычайное состояние характеризуется:

- резким нарастанием в короткий срок числа опасных инфекционных заболеваний среди пострадавшего населения;

Наличием повторных или групповых заболеваний ООИ;

Активизацией в зоне ЧС при-родных очагов опасных инфекций с появлением заболеваний среди людей.

Вопрос 2

Организация и задачи сети наблюдения и лабораторного контроля.

Система СНЛК включает в себя службы наблюдения и лабораторного контроля различных министерств и ведомств, в том числе и ГСЭН. Она является составной частью сил и средств наблюдения и контроля РСЧС. Имеет три уровня: федеральный, региональный, местный и функционирует в трех режимах деятельности. Общее руководство СНЛК возлагается на МЧС России.

Служба выполняет три основные задачи:

1. Наблюдение за объектами внешней среды. Это обеспечивает своевременное обнаружение зараженности объектов окружающей среды (продовольствия, пищевого и фуражного сы-рья, питьевой воды) РВ, ОВ, АОХВ и БС с помощью технических средств.

2. Лабораторный контроль - обнаружение в пробах с объектов окружающей среды (продовольствии, пищевом и фуражном сырье, воде) искомого аген-та, а именно РВ, ОВ, АОХВ, БС.

3. Индикация аген-та - подтверждение факта заражения (загрязне-ния) и определение вида РВ, ОВ, АОХВ, БС.

Выполнение этих задач системой СНЛК позволяет вовремя принять экстренные меры по защите населения, сельскохозяйственного про-изводства от РВ, АОХВ (ОВ), возбудителей инфекционных заболеваний.

Система СНЛК включает в себя:

Всероссийский центр наблюдения и лабораторного контроля МЧС;

Академические и отраслевые научно-исследовательские учреждения;

Кафедры (лаборатории) ряда ВУЗов (гидрометеорологическо-го, хим., токсикологического, ветеринарного, агрохимического и др. профилей);

Территориальные центры по гидрометеорологии и мониторин-гу окружающей среды;

Авиа- и гидрометеорологические станции и посты;

Специализированные комбинаты «Радон»;

ЦГСЭН на воз-душном и водном транспорте (бассейновые ЦГСЭН);

Территориальные ЦГСЭН;

ЦГСЭН на железнодорожном транспорте России.

Противочумные учреждения;

Пограничные пункты по карантину растений;

Ветеринарные лаборатории;

Посты радиационного и химического наблюдения;

Химико-радиометрические лаборатории гражданской обороны;

Химико-радиометрические лаборатории гражданской обороны проводят радиационную, химическую, неспецифическую бактериологическую разведку в зонах за-ражения, индикацию OB (AOXB) в том числе компонентов ракетного топлива, участвуют в подготовке специалистов объектовых ла-бораторий, включая в СНЛК.

Посты радиационного и химического наблюдения осуществляют наблюдение за внешней средой и своевременное обнаружение в объектах окружаю-щей среды РВ, ОВ и АОХВ и их индикацию техническими средствами.

В соответствии со схемой лабораторных исследований в учреждениях и форми-рованиях ЦГСЭН ежедневно можно исследовать до 30 микробиологических проб, 50 - токсико-химических и до 100 - радиологических проб.

После доставки проб из эпидочага определяется вид бактерий, при чем предварительный ответ выдается через 1-3 ч, а окончательный через 12-48 ч.

Вопрос 3

Организация санитарной экспертизы и защиты продуктов питания, пищевого сырья, воды в ЧС.

При применении противником ОМП или при ряде техногенных ЧС мирного времени может произойти загрязнение продовольствия, продуктов питания и воды РВ, ОВ, БС. Степень загрязнения продуктов питания зависит от вида продукта питания, степени герметизации, вида тары, качества упаковки, времени воздействия и стойкости воздействующего агента.

Густоконсистентные и сыпучие продукты питания загрязняются в основном поверхностно, а жидкие - по всему объе-му.

РВ в зерно могут проникать на глубину до 30 мм, в хлебобулочные изделия - до 10 мм. ФОВ проникают в виде паров в хлеб на глубину до 20 мм, в мясо - до 70 мм, в макаронные изделия - до 160 мм. Заражение продуктов питания и воды БС может произойти при оседа-нии на них аэрозолей с микробными рецептурами, контакте с зараженными насеко-мыми, грызунами, больными людьми.

Большинство пищевых про-дуктов является хорошей питательной средой для развития и накопления патогенных микроорганизмов. (возбудитель холеры сохраняется в масле до 30 сут, в черном хлебе - до 4 сут, в белом хлебе - до 26, на овощах и фруктах -8 сут; дизентерийный микроб живет в воде - до 92, на хлебе - до 20, на свежих овощах и фруктах - до 6 сут.

Общая ответственность за проведение мероприятий по защите продовольствия и пить-евой воды возлагается на руководителей соответствующих административных терри-торий, в военное время на начальников ГО. Непосредственная ответственность за выполнение этих мероприятий возлагается на руководителей соответствующих предприятий и объектов.

Защита различных видов продовольствия и воды осуществляется по следующим основным направлениям:

а) организационное;

б) инженерно-техническое;

в) санитарно-гигиеническое.

Организационное направление включает в себя:

Рассредоточение запасов продовольствия в загородной зоне при угрозе воз-никновения ЧС;

Подготовку рабочих и служащих продовольственных объектов к проведению мероприятий по защите продовольствия и воды, а также к проведе-нию работ по их обеззараживанию;

Подготовку лаб. ЦСЭН и формирований для индикации РВ, АОХВ, ОВ, БС, проведения санитарной экспертизы и лабораторного контроля за загрязненностью продовольствия и питьевой воды;

Накопление средств обеззараживания.

б) Инженерно-техническое направление включает в себя:

Строительство новых продовольственных складов, элеваторов в загородной зоне и реконструкция старых;

Проведение работ по герметизации складских и производственных помеще-ний;

Внедрение герметического оборудования и тары для хранения продовольствия;

Постоянное содержание мест водозабора и водопроводной сети в технически исправном состоянии, а также создание герметичных емкостей для хранения питьевой воды.

в) Санитарно-гигиеническое направление включает в себя:

Соблюдение санитарных норм и требований при хранении, транспортировке продовольствия, содержание во-доисточников в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями;

Проведение работ по уничтожению насекомых и грызунов на территории объектов;

Соблюдение рабочими и служащими пищевых объектов правил личной гигиены;

Строгое выполнение санитарных норм и правил технологической и кулинар-ной обработки продуктов питания на предприятиях общественного питания и на предприятиях перерабатывающих про-довольственное сырье.

Мероприятия по обеззараживанию продовольствия и питьевой воды на базах, складах, торговых, промышленных предприятиях и водо-насосных станциях организуются руководителями этих объектов и осуществляются силами и средствами объектовых формирований.

Контроль за качеством обеззараживания продуктов питания и воды осуществляется службой санитарно-эпидемиологического надзора.

Обеззараживание подразделяется на: естественное и искусственное.

Естественное обеззараживание осуществляется путем оставления зараженного продовольствия и воды на определенный срок, за который происходит са-мообеззараживание продукта. Оставленные на самообеззараживание продукты питания, фураж и ис-точники водоснабжения обозначаются знаками «Заражено», за ними организуется на-блюдение и лабораторный контроль. Продовольствие и питьевая вода, зараженные БС, естественному обеззараживанию не подлежат.

Искусственное обеззараживание производится различными способами:

  • обмывание тары водой или мыльными растворами,
  • обработка дезсредствами,
  • обтирание тары ветошью,
  • перекладывание продуктов в чистую тару,
  • удаление загрязненного (зараженного) слоя продукта,
  • отстаивание жидких продуктов (при загрязнении РВ) и т.д.

Обезвреживание продовольствия и воды включает в себя дезактивацию, дегаза-цию и дезинфекцию.

Данные вопросы вы проходили подробно в курсе общей гигиены.

При возникновении очага загрязнения (заражения) служба торговли и питания организует свою работу в следующей последовательности :

I

На пищевом объекте, продскладе силами объектовой медслужбы и контрольными звеньями объекта проводится обследование терри-тории, складских помещений, продовольственного транспорта, тары, инвентаря с составлением акта обследования.

II

Проводится осмотр пищевых продуктов и их сортировка на:

Явно загрязненные (заражен-ные);

Подозрительные на загрязнение - не имеющие внешних признаков загрязнения (заражения), но находящиеся вблизи загряз-ненных (зараженных) помещений или территорий.

Незагрязненные (незараженные) - это продукты, хранящиеся в надежных и неповрежденных укрытиях и емкостях.

Экспертизе подлежит только подозрительное на загрязнение (за-ражение) продовольствие и продовольствие после его обезвреживания.

III

После обследования и проведения сортировки продуктов питания и воды приступают к отбору проб .

Пробы воды и жидких продук-тов берутся после тщательного перемешивания. Пробы сухих продуктов берут с наи-более подозрительных по загрязнению мест с поверхностных слоев.

Взятые пробы помещают в банки, бутылки, пакеты, которые упако-вываются в прорезиненный мешок и в кратчайшие сроки доставляются в лаборато-рию вместе с сопроводительной запиской, в которой указываются вид объекта, условия содержания продукта, состояние тары, вид продукта (название водоисточника), цель исследования, дата взятия пробы.

Лица, производящие забор проб, должны быть в защитной одежде и использовать средства защиты орга-нов дыхания, а после окончания работ пройти полную санитарную обработку.

Подозрительные продукты и питьевая вода до получения результатов лабора-торного анализа должны находиться в сохранности, считаются условно загрязненными (зараженными) и не могут быть использованы для питания.

IV

Отпуск пищевых продуктов, подозрительных на заражение, производится толь-ко после проведения санитарной экспертизы.

В результате экспертизы санитарным экспертом могут быть приняты следующие решения:

1. Продукт разрешается для использования без всяких ограни-чений (не имеет загрязнения или заражения);

2. Продукт годен к употреблению здоровыми людьми в течение определенного срока, если количество РВ (концентрация АОХВ, ОВ) не превышает пре-дельно допустимые нормы. Этот продукт не может быть направлен в детские и ЛУ. В сопровододительных документах и на таре делается отметка «Д-РВ» или «Д-АОХВ» (допустимое загрязнение РВ или АОХВ). Продукты, зараженные БС, должны быть полностью обеззаражены .

3. Продукт годен к употреблению, но подлежит реализации через систему об-щепита , если есть уверенность, что после кулинарной и техно-логической обработки количество РВ (концентрация АОХВ, ОВ) не будет превышать допустимые нормы, а БС будут полностью отсутствовать. Такое заключение, санитарный эксперт дает после проведение контрольной варки. После нее готовый продукт подлежит повторному исследованию.

4. Продукт подлежит обезвреживанию с по-вторной экспертизой.

5. Продукт не пригоден к употреблению в пищу, но может быть использован для технических нужд (передан на утилизацию);

6. Продукт не пригоден к употреблению и подлежит уничтожению.

Уничтожение загрязненного (зараженного) продовольствия производится путем сжигания или закапывания на глубину не менее 1,5 м с предварительной денатурацией нефтью, лизо-лом, хлорной известью, керосином и т.п.

Продукты, подлежащие утилизации или унич-тожению, перевозят в специально оборудованных закрытых машинах. Транспорт после перевозки загрязненных (зараженных) продуктов подлежит обеззараживанию.

Вопрос 4

Эпидемии инфек. заболеваний и групповые отравления. Мероприятия по локализации очагов массовых инфекционных заболеваний в ОБЗ.

Эпидемия - это массовое инфекционное заболевание людей в пределах определенного региона, когда уровень инфекционной заболеваемости на данной территории значительно превышает обычно регистрируемый уровень заболеваемости для этой территории.

Возникновение эпидемий может быть связано с

ü Природными факторами,

ü Климатическими факторами,

ü Материально-бытовыми факторами,

ü Социальны-ми условиями,

ü а также с биоритмами макро- и микроорганизмов.

Ус-ловно эпидемии можно подразделить на: естественные и искусственные.

Возникновению эпидемии инфекционных заболеваний в ЧС и в военное время способствует:

  1. Резкое ухудшение социальных условий жизни и быта населения (скученность, утрата жилищного фон-да, отсутствие электроэнергии, питьевой воды, разрушение канализации, нарушение работы банно-прачечных учреждений, ухудшение организации питания).
  2. Интенсивная миграция людей.
  3. Появление большого числа лиц с лучевой болезнью, механическими травмами, ожогами, стрессовыми состояниями, которые значительно снижают резистентность организма и повышают восприимчивость к инфекциям.
  4. Частая не изолированность источников инфекции.
  5. Возможно массовое размножение грызунов, появление эпизоотии среди них, а также может происходить активиза-ция при-родных очагов ООИ (туляремии, чумы, сибирской язвы и др.).
  6. Возможное применение противником БО в военное время.
  7. Ухудшение санитарно-гигиенического состояния территории за счет разрушения промышленных предприятий, наличия трупов людей и животных, гниющих продуктов жи-вотного и растительного происхождения.
  8. Выход из строя или нарушения работы сети санитарно-эпидемиологических и ЛПУ в результате ЧС или ведения боевых действий.

Мероприятия по ликвидации эпидемиологических очагов (очагов заражения биологическими агентами) проводятся в соответствии с планом противоэпидемической защиты , который составляется ЦГСЭН совместно с органом управ-ления здравоохранением и утверждается соответствующим органом исполнительной власти или местного самоуправления.

Решение о введении плана противоэпидемической защиты населе-ния принимает санитарно-противоэпидемическая комиссия (СПК) в мирное время или начальник ГО области, города в военное время.

СПК создается на всех уровнях административной и исполнительной власти. Возглавляет ее Глава администрации или его замес-титель. Зампредседателя СПК назначается главный государственный санитарный врач административной территории. В состав этих комиссий включаются руководители служб административной территории (представители органов управления и учреждений медслужбы, ОВД, воинских частей, ельского хозяйства, транспортного сообщения, торговли и др.).

Основные противоэпидемические мероприятия при ликвидации эпиде-мического очага (ОБЗ):

  1. регистрация и оповещение;
  2. эпидемиологическое обследование и санитарно-эпидемиологическая разведка;
  3. выявление, изоляция и госпитализация заболевших;
  4. проведение режимно - ограничительных мероприятий (карантин, обсервация);
  5. экстренная неспецифическая и специфическая профилактика;
  6. обеззараживание эпидемического очага (дезинфекция, дезинсекция, дератизация);
  7. выявление бактерионосителей и усиленное медицинское наблюдение за по-раженным населением;
  8. санитарно-разъяснительная работа.

* При выявлении больных ООИ или групповых заболеваний острозаразными болезнями или если имеется установленный факт применения противником БС, проводится оповещение населения.

* Проводится санитарно-эпидемиологическая разведка или эпидобследование предполагаемого района заражения, с отбором проб из внешней среды, отлов подозрительных насекомых, грызунов и т.д. Для этого создаются ГЭР.

* Организуется активное выявление больных, их изоляция и госпитализация.

(Своевременная и ранняя изоляция больного с проведением заключительной дезинфекции является кардиналь-ной мерой предотвращающей распространение инфекции).

При выявлении больных особо опасными инфекционными заболеваниями не позд-нее чем через 6-8 ч организуется проведение подворных обходов по участковому принципу курации, с разделением участка на микроучастки. Работа на микроучастке осуществляется медбригадой в составе : вра-ча, двух медсестер, двух дезинфекторов и нескольких человек-ак-тивистов (уполномоченных) от местного населения.

На такую бригаду выделяют участок с населением до 2000 чел. Она обеспечивается укладкой для забора материала от больных, препарата-ми для экстренной профилактики, дезсредствамими (1,5 л), специальными бланками, ей может придаваться автотранспорт.

Помимо выявления больных и заподозренных на заболевание, подворные обходы проводятся для проверки осуществления госпитализации больных, массовых прививок, для наблюде-ния за сансостоянием жилищ и территории, осуществления санитарно-разъяснительной работы.

Следует особо подчеркнуть, что работа бригады проводится в условиях строгого противоэпидемическо-го режима, т.е. личный состав бригады работает в защитной оде-жде. Комплекты этой одежды хранятся в ЛПУ.

Каждая бригада составляет поквартирные списки населения, проживающего на данной территории, включая приезжих.

Поквартирные обходы проводятся не реже двух раз в сутки с обязательным измерением температуры тела у всех проживающих (термометрия проводится самими проживающими). Результаты термометрии зано-сятся в специальный журнал.

В квартире организуются мероприятия по изоляции больного и проведению текущей дезинфекции.

Пациенты с повышенной температу-рой госпитализируются в провизорное отделение, а больные с симптомами, характер-ными для данного заболевания, - в инфекционный стационар.

В конце дня каждая бригада заполняет специальную отчетную форму. Руководитель бригады обобщает полученные сведения и передает их в поликлинику, откуда они поступают в отдел здравоохранения района.

* В зависимости от особенностей инфекции и эпидемиологической обстановки может организовываться карантин или обсервация.

Карантин - это комплекс строгих режимно - ограничительных, изоляционных и противоэпидемических мероприятий, на-правленных на предупреждение выноса возбудителя опасного инфекционного заболевания как за пределы эпидочага, так и разноса его внутри очага.

Организация карантина включает в себя:

  1. Полную изоляцию эпидочага с установлением вооруженной охраны (оцепления) на прилегающих территориях. На всех дорогах, ведущих в зону эпидочага (ОБЗ), организуются заградительные посты.
  2. Строгий контроль за въездом и выездом населения и вывозом имущества из зоны карантина. Запрещается проезд через очаг заражения автотранспорта и ос-тановок вне отведенных мест при проезде транзитного железнодорожного и водного транспорта;
  3. Организацию контрольно-пропускных пунктов на основных маршрутах, по которым осуществляется подвоз дополнительных сил и средств для ликвидации очага. Для материально - технического снабжения организуются приемно-передаточные пункты, через которые в зону карантина доставляется сырье, продукты питания, имущество, техника; через них идет вывоз готовой продукции.
  4. Создание обсерваторов для лиц, выбывающих за пределы карантинизированной зоны;
  5. Раннее выявление инфекционных больных, их изоляцию и госпитализациию в специально выделенное ЛУ;
  6. Ограничение общения между отдельными группами населения, прекращение деятельности зрелищных учреждений, учебных заведений, рынков и т.д.;
  7. Охрану инфекционных больниц, водоисточников, продскладов, организацию комендатской службы.
  8. Установление противоэпидемического режима работы медучреж-дений, находящихся в очаге;
  9. Проведение экстренной и специфической профилактики и другие мероприятия.

При наложении карантина на крупные административные и промышленные цен-тры в границы карантина включаются прилегающие к нему населенные пункты, связанные с ним местным транспор-том, общей системой снабжения и торговли, а также производственной деятельностью. В условиях проведения эвакуации и рассредоточения из карантинизированных городов границы карантина расширяются с включением населенных пунктов, где размещается эвакуируемое население.

Введение карантина сопровождается одновременным введением режима обсер-вации во всех сопредельных с зоной карантина административных территориях.

Обсервация - это комплекс ограничительных мероприятий, предусматривающий усиление медицинского наблюдения с целью своевременного обнаружение случаев появления инфекционных болезней, принятия экстренных мер по их локализации и устранению причин, способствующих их распространению.

Обсервацией преду-сматривается:

  1. Ограничение выезда, въезда и транзитного проезда всех видов транспорта че-рез обсервируемую территорию. Для этого выставляются регулировочные посты;
  2. Проведение экстренной профилактики среди контактных лиц (проведение вакцинации);
  3. Усиление медконтроля за состоянием территории, организацией питания, водоснабжения, правилами торговли.
  4. Опросы и термометрия населения с целью активного и своевременного выявления инфекционных больных и их госпитализации;
  5. Усиление санитарно-просветительной работы;
  6. Ограничение передвижения и перемещения населения;
  7. Проведение обеззараживания зараженных объектов внешней среды и ряд др. мер.

Обсервация и карантин отменяются по истечении срока максимального инкубационного периода данного инфекционного заболевания с момента изоляции послед-него, проведения заключительной дезинфекции и санобработки об-служивающего персонала и населения.

Снятие карантина или обсервации проводится распоряжением председателя СПК, по рекомендациям органов здравоохранения и может осуществляться постепенно в отдельных населенных пунктах или сразу во всей зоне.

В эпидочаге недо-пустимо скопление людей, в том числе в поликлинических учреждениях, поэтому медпомощь приближается к населению и оказывается на дому или на предприятиях и в учреждениях.

В МСЧ и МП промышленных предпри-ятий и учреждений, находящихся в очаге, медработники свою деятельность переносят в цеха и отделы с целью избежания контакта лиц, обращающихся за медпомощью. При этом силами медпостов и санитарного актива про-водится активное выявление больных, термометрия рабочих и служащих не реже двух раз в смену.

Личный состав формирований, учреждений и подразделений в конце рабочего дня проходит полную санобработку со сменой одежды. В зависимости от конкретных условий указанные лица размещаются в местах постоянного проживания или переходят на «казарменное» положение.

На всех этапах оказания медпомощи инфекцион-ным больным должен быть обеспечен необходимый противоэпидемический режим.

* Обеззараживание эпидемических очагов (дезинфекция, дезинсекция, дератизация)

Обеззараживание территории, зданий и полная санитарная обработка населения проводится коммунально-технической службой.

Обеззараживание квартирных эпидочагов инфекции, одежды организуется силами госанэпидслужбы путем проведения текущей и заключительной дезинфекции. Дезинфекция - проводиться дезинфекционными группами. Одна группа в составе: дезинструктора, дезинфектора и двух санитаров в течение рабочего дня способна об-работать 25 квартир площадью 60 м 2 каждая.

* Проводение населению экстренной неспецифической и специфической профилактики. Продолжительность курса экстренной неспецифической профилактики определяется временем, необходимым для выявления и идентификации возбудителя, со-ставляет в среднем 2-5 суток.

* Выявление бактерионосителей и усиленное медицинское наблюдение за по-раженным населением, личным составом спасательных формирований.

* Усиление санитарно-просветительной работы. Для этого используется радио, телевидение, печать. Эта работа направлена на строгое выполнение всем населением общих рекомендаций по правилам поведения, соблюдению санитарно-гигиенических пра-вил и других мер личной защиты.

Вопрос 5

Основные санитарно-гигиенические и п/эпидемиологические мероприятия, проводимые при проведении эвакуационных мероприятий и в местах временного расселения .

Организация и проведение санитарно - гигиенических и противоэпидемических мероприятий в период рассредоточения и эвакуации населения будут представлять значительные трудности.

Эти мероприятия организуются и проводятся ЦГСЭН, НИИ санитарно-гигиенического и эпидемиологических профилей, противочумными учреждениями, а также создаваемыми на их базе формированиями МСГО (СЭО, СЭБ, СПЭБ, ГЭР).

Санитарно - гигиенические и противоэпидемические мероприятия организуются и проводятся на сборных эвакуационных пунктах, промежуточных пунктах эвакуации, приемных пунктах, пунктах посадки и высадки, в пути сле-дования, в районах временного и постоянного размещения эвакуируемого населения и включают в себя:

  1. Постоянный контроль за санитарно-гигиеническими условиями размещения в местах размещения эвакуируемых .

При этом:

Контролируется санитарное состояние территории , своевременное ее очистку и обеззараживание. Для размещения населения при эвакуации в общежитиях и других временных помещениях, в палаточных городках минимальная норма площади должна быть 4,0 - 4,5 м 2 на человека. Умывальники устанавливаются из расчета один сосок на 10 - 15 человек. Туалеты оборудуются из расчета одно сиденье на 34 -40 человек мужчин и одно сиденье на 25-30 женщин. При размещении населения в палаточном городке оборудуются полевые ровики (вместо санузлов) из расчета: один ровик шириной 0,3 м, глуби-ной 0,5 м и длиной 1 м на 20 чел. Туалеты и полевые ровики следует размещать на расстоянии 50-60 метров от места проживания населения. Ровики должны располагаться ниже источников воды и на расстоянии не менее 200 м. от них. Нечистоты в ровиках необходимо под-вергать дезинфекции и засыпать слоем земли. Нечистоты собираются в специальные емкости. Одна емкость 50-100 л на 50 человек.

  1. 2. Контроль за водоснабжением населения.

Водоснабжение является актуальнейшей проблемой во время эвакуации и в районах расселения. При расчете потребности воды надо исходить из того, что для обеспечения самых элементарных нужд на одного человека в сутки потребуется 10 литров воды, а на санитарную обработку од-ного человека - 40—45 л, на одного больного находящегося на стацлечении - 75 л. воды. Органами управления здравоохранени-ем, а также персоналом сан-эпид. учреждений и формирований особое внимание обращается на контроль за оборудованием водозаборных пунктов или организацией подвоза питьевой воды на маршрутах движения. СЭС организует лабораторный контроль за ка-чеством воды, ее хлорированием.

3. Контроль за питанием , соблюдением санитарных - гигиенических правил при хранении продуктов, приготовлением пищи на объектах питания.

  1. Своевременное выявление инфекционных больных, их изоляцию и госпитализация .

Для этого при всех медицинских пунктах на маршрутах эвакуации развертываются инфекционные изоляторы.

Постоянно проводится наблюдение за эпидемической обстановкой и информация населения об эпидемической обстановке.

В зависимости от санэпидобстановки на конечных пунктах расселения может возникнуть необходимость проведения населению экстрен-ной профилактики инфекционных заболеваний антибиотиками, массовых прививок.

Для проведения прививок эвакуируемому населению во всех ЛУ, МСЧ, медформированиях ГО организуются прививочные бригады в составе:

1 врача и 2-ух средних медработников

Или 1 среднего медработника и 2-ух сандружинниц (в этом случае на 3-4 такие бригады выделяется 1 врач).

Предусматривается также органи-зация в сжатые сроки подвижных и временных прививочных пунктов, создаваемых силами ЛПУ.

Большое значение в период рассредоточения и эвакуации населения приобретает санпросветработа среди эвакуируемых с учетом обстановки.

  1. Контроль за организацией банно-прачечного обслуживания населения в мес-тах его размещения .

При необходимости организуются дезинсекционные мероприятия (камерная обработка белья и постельных принадлежностей).

  1. 6. Проведение дезинфекционных и дератизационных мероприятий.
  2. При организации медико-санитарного обеспечения эвакуации, следует учитывать климато - географические условия .

В холодное время года, для медформирований, спасательных отрядов и в пунктах сбора населения необходимо иметь теплые помещения для обогрева лю-дей и сушильные комнаты для одежды и обуви площадью 15-18 м 2 на 100 чел. Пострадавших следует располагать на тюфяках, кроватях, подстилках, нарах на расстоянии не менее 0,3-0,5 м от наружных стен.

При эвакуации населения зимой, особенно важное значение имеет профилактика отморожений у лиц, получивших травму с кровопотерей .

Для согревания пораженных медицинские пункты должны обеспечивать их одеялами, грелками, термосами с горячим чаем.

При эвакуации в условиях жаркого климата должны быть приняты все меры по предупреждению тепловых и солнечных ударов, обмо-рочных состояний, желудочно-кишечных расстройств.

При проведении эвакуации инфекционных больных соблюдается необходимый противоэпидемический режим (больные, эвакуируются на специальном транспорте согласно графику использования дорог, выделенных для их движения).

Заключение:

Для санитарно - эпидемиологической службы, как и для всего здравоохранения, резкие, часто непредвиденные изменения в обычной обстановке, возникшие в результате стихийного бедствия, катастрофы, аварии могут сопровождаться многочисленными человеческими жертвами, массовыми заболеваниями и поражениями людей, резким ухудшением санитарно - гигиенической обстановки и крайней сложной эпидситуацией.

В связи с этим, одной из основных задач ВСМК и МСГО является предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний среди населения, обеспечение санитарного благополучия населения. Организация и проведение экстренных санитарно-противоэпидемических меро-приятий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени строятся на общих принципах охраны здо-ровья, оказания медицинской помощи населению, предупрежде-ния возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Ст. преподаватель кафедры МПЗ и МК



Просмотров