Имеет полный доступ к информации. IV

Право на информацию (Right of Access to information, RTI) чётко обозначено в международном законодательстве как право человека, относящееся к свободе самовыражения, а также как важный механизм реализации других прав и целей, в том числе целей борьбы с коррупцией.

Право на информацию полностью признано статьей 19 Всеобщей декларации прав человека и статьёй 19 Международного пакта о гражданских и политических правах (далее - Пакт) как право на поиск и получение информации. В 2011 году Комитет ООН по правам человека выпустил директивное Замечание общего порядка, определяющее предмет и границы права на информацию. Этот документ устанавливает, что статья 19 Пакта гарантирует право на информацию, находящуюся в распоряжении государственных органов. Он требует, чтобы государства в приоритетном порядке распространяли информацию, имеющую общественный интерес, и что доступ к ней должен быть "легким, быстрым, эффективным и практическим". В Замечании также заявляется, что государства должны учредить " необходимые процедуры", например, законодательство, для реализации права на информацию, а также что плата за доступ к информации должна быть ограничена в размерах, отвечать на запросы следует своевременно, органы власти должны обосновывать отказы в предоставлении, а государствам следует создать механизмы обжалования отказов.

Позже Комитет по правам человека работал над включением вопроса о праве на информацию в деле Токтакунова против Кыргызстана , постановив, что исключения из данного права ограничиваются случаями, предусмотренными пунктом 3 статьи 19 Пакта, и что для предоставления информации не требуется непосредственной потребности в ней или какого-либо обоснования. Помимо свободы самовыражения, потребность в доступе к информации в различных других секторах также была признана международным правом, относящимся к иным правам человека, социальным и экономическим правам - в частности, к праву на воду , праву на здоровье и праву на образование . Право на информацию рассматривается здесь как инструмент обеспечения иных прав, содействующий общественному участию или позволяющий людям лучше реализовывать свои иные права. Право на информации. также упоминается в многочисленных международных договорах и соглашениях, в том числе по вопросам загрязнения окружающей среды , изменений климата , ограниченных возможностей и мигрантов.

Существуют и иные важные международные соглашения, признающие право на доступ к информации. Одно из важнейших - статья 13 Конвенции ООН против коррупции (UNCAC), требующая, чтобы государства принимали надлежащие меры обеспечения для населения эффективного доступа к информации. Эта статья обязывает также защищать информаторов (whistle-blower).

II. Доступ к информации в Европе

Доступ к информации широко признан в Европе в рамках различных правовых систем. Право на информацию признается как необъемлемое условие свободы самовыражения, необходимое для укрепления демократии и общественного участия, как антикоррупционный инструмент, а также как важный инструмент защиты окружающей среды. Хотя многие из соответствующих правовых инструментов чисто декларативны, некоторые из них, в частности, Европейская конвенция по правам человека, касаются в том числе и России и налагают на страну обязательства, которые должны соблюдаться государственным служащими.

Совет Европы/ ЕСПЧ

Совет Европы признает важность права на доступ к информации давно - начиная с конца 1970-х годов. Сейчас это выражено в многочисленных резолюциях Комитета министров и Парламентской ассамблеи, решениях по делам в рамках Европейской конвенции по правам человека и Европейской социальной хартии, а также в недавно одобренной конвенции о доступе к документам. Комитет министров и Парламентская ассамблея Совета Европы подчеркнули, что в демократическом обществе информация имеет принципиальное значение для общественности и для укрепления доверия граждан к государству, и призвали государства предпринять "всё возможное… для обеспечения максимально возможной доступности для общественности информации, имеющейся у органов власти", в том числе предоставлять любому право на получение информации без предъявления конкретного правового интереса к ней (с ограниченными исключениями), своевременно отвечать на вопросы и создать механизм оспаривания отказов.

Европейский суд по правам человека находит, что право на доступ к информации предусмотрено несколькими положениями Европейской конвенции по правам человека. Это включает право на информацию как средство содействия подотчетности государств, свободе самовыражения, а также защите окружающей среды и здоровья населения. Начиная с 1980-х годов, ЕСПЧ начал выносить постановления о том, что в рамках статьи 2 Конвенции (право на жизнь) и статьи 8 (право на жилище) существенной обязанностью государственных органов является сбор и предоставление гражданам информации о факторах окружающей среды, способных отрицательно повлиять на здоровье населения. В частности, в двух делах суд принял решение не в пользу Турции: одно касалось доступа к исследованиям загрязнения окружающей среды золотодобывающим прииском, другое - отсутствия своевременного информирования жителей трущоб об опасностях, связанных с муниципальной свалкой, что привело к смерти 39 человек. Обязанности того же рода были найдены и в Европейской социальной хартии. С 2009 года ЕСПЧ утверждает существование более широкого основного права, чем собственно право на свободу самовыражения, в рамках статьи 10 Конвенции, - права на доступ к информации государственных органов как средства участия в свободном обмене мнениями и идеями, а также эффективного и корректного администрирования публичной политики. Суд также подчеркнул важность обеспечения доступа к информации для общественных наблюдателей, в том числе - прессы, НКО и любых физических лиц, планирующих вынести информацию в публичное поле.

В 2009 г. Совет Европы принял Конвенцию о доступе к официальным документам. Этот документ устанавливает широкое поле для доступа к информации в любой форме, хранящейся государственными органами, ограниченный набор исключений, проверку соответствия общественным интересам и процесс обжалования отказа, в том числе рассмотрение жалобы независимым органом или судом. Эта конвенция вступит в силу, когда ее ратифицируют 10 стран. На момент написания данного руководства Россия не подписала и не ратифицировала данную конвенцию. Доступ к информации также является важной частью мер по противодействию коррупции в рамках Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. Группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), включающая США и 48 стран - членов Совета Европы, включила право на информацию как ключевой момент в свой опросник по реализации данных конвенций. Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН )

ЕЭК ООН, региональная комиссия ООН, охватывающая Европу и Центральную Азию, приняла несколько договоров, связанных с доступом к информации. Наиболее заметный из них - Конвенция о доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция). Она требует от всех стран-участниц (на сегодня их 47) принять правовые нормы, обеспечивающие любым лицам доступ к экологической информации, хранящейся как государственными, так и многими негосударственными организациями, а также упростить процедуры запроса и получения такой информации - с ограниченными исключениями. Каждому государству следует также принять соответствующие законодательные нормы касательно сбора и публикации экологической информации. Помимо этого, общественность должна быть вовлечена в принятие важных решений касательно окружающей среды, а также должен действовать эффективный механизм реализации соответствующих прав. К данной конвенции имеется также несколько протоколов касательно публикации данных в общедоступных форматах в открытом реестре, генетически модифицированных организмов, а также загрязнения воздуха. Конвенция обязательна для всех стран Европейского Союза , а страны-участницы согласились продвигать ее принципы на всех международных форумах.

Кроме того, ЕЭК ООН приняла ряд других конвенций, содержащих положения о доступе общественности к информации, устанавливающие минимальные процедуры по вовлечению общественности в экологическое планирование. Это касается доступа к оценкам воздействия на окружающую среду (ОВОС) , промышленных аварий, требующих уведомления общественности, а также защиты трансграничных водотоков.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

ОБСЕ также во многих документах возвращается к изначальной важности свободы самовыражения, включая право всех на поиск и получение информации. На встрече стран - участниц Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе "Человеческое измерение" (1990) была достигнута договорённость о "поощрении, продвижении и… поддержке" инициатив, направленных на "доступ к информации и защиту частной жизни", а также о "предоставлении общественности доступа к информации касательно применения смертной казни". Позже, на саммите в Дублине в 2012 г., была достигнута следующая договорённость :

"Мы признаем, что свобода информации и доступ к ней способствуют открытости и подотчетности в вопросах государственной политики и закупок и позволяют гражданскому обществу, включая средства массовой информации, вносить вклад в предупреждение коррупции, финансирования терроризма, отмывания денег и предикативных преступлений и борьбу с ними. Мы вновь подтверждаем наше обязательство повышать транспарентность наших государственных органов посредством дальнейшего развития процедур и институтов, предназначенных для предоставления своевременной информации, включая надежные статистические данные, в целях создания условий для диалога между хорошо информированными сторонами, восприимчивыми к мнению друг друга".

Европейский Союз

У Европейского Союза имеется ряд различных обязательных соглашений касательно прозрачности, начиная с подотчетности государств, государственных закупок, защиты окружающей среды и прав человека. На высшем уровне как Договор о Европейском Союзе, так и Хартия Европейского Союза об основных правах утверждают: "Каждый гражданин или гражданка Союза либо каждое физическое или юридическое лицо, проживающее или имеющее юридический адрес в государстве-члене, имеет право доступа к документам Европейского парламента, Совета и Комиссии".

ЕС принял множество Директив, требующих от стран-членов принять законодательство о доступе к информации в различных областях, в том числе связанных с добывающей промышленностью , опасными отходами , загрязнением окружающей среды , а также с генетически модифицированными организмами . Директива о повторном использовании информации государственного сектора требует от стран - членов ЕС установить “справедливые, пропорциональные и недискриминирующие условия для повторного использования” информации, выпускаемой государственными органами, как для экономических, так и для некоммерческих целей. Это помогло запустить во многих странах инициативы по открытым данным.

III. Национальные тенденции в области законов о праве на информацию

На уровне отдельных стран признание права на информацию значительно выросло за последние 15 лет. На сегодня около 100 стран мира (около 70 из них - за последние 15 лет) приняли законы о доступе к информации или национальные нормативные акты, устанавливающие официальные правила доступа к информации государственных органов. В последние годы в их число вошли страны, весьма различные по уровню экономического и политического развития, в том числе Бразилия, Индонезия, Китай, Монголия, Нигерия, Россия, Тунис, Чили и Эфиопия. Многие другие страны (примерно 50), в том числе Ботсвана, Гана, Египет, Казахстан, Камбоджа и Парагвай, находятся на различных стадиях рассмотрения соответствующих законопроектов. Проактивный доступ общественности к информации обеспечивается во все большем масштабе не только законодательными, но и иными способами, такими, как открытые данные и электронные правительства.

Большинство законов о праве на информацию весьма схожи по структуре и функциям. Ниже представлены общие элементы, содержащиеся в законах разных стран мира о праве на информацию.

Право на доступ - право физического лица. организации или юридического лица на возможность запрашивать информацию у государственных органов без обязанности правового обоснования своего к ней интереса;

Обязанность предоставлять информацию - обязанность государственных органов отвечать на запросы и предоставлять информацию. Это включает механизмы работы с запросами и установление предельных сроков ответа на запросы;

Исключения - позволяют не раскрывать определенные категории информации. Обычно для этого требуется, чтобы до сокрытия информации было показано, какой вред ее раскрытие может нанести;

Обжалование - внутренние механизмы обжалования, позволяющие заявителю оспаривать отказы в предоставлении информации;

Внешнее обжалование и надзор - рассмотрение жалоб независимым органом. Обычно в рамках закона либо создается отдельное ведомство (например, комиссия по информации) либо жалобы могут рассматриваться действующим уполномоченным по правам человека или судебными инстанциями. Такой орган также надзирает за реализацией закона.

Проактивная публикация - требование к органам власти проактивно публиковать информацию (некоторых конкретных видов) о своей деятельности.

Санкции - наказание для должностных лиц за незаконное уничтожение или изменение информации либо за незаконный отказ в ее предоставлении, а для органов - за неисполнение распоряжений внешнего надзирающего органа.

Право на информацию признано в Европе почти повсеместно, за исключением горстки малых стран и островов, где законы пока не приняты.

IV. Зачем нужно право на информацию

В общем, все согласны, что работающий и правильно применяемый режим права на информацию приносит немало выгод государственным ведомствам, равно как и гражданам. Исследование Всемирного банка (2003) пришло к выводу, что “чем прозрачнее правительство, тем лучше оно управляет - с точки зрения множества различных показателей, таких как эффективность правительства, бремя нормативно-правового соответствия, уровень коррупции, право голоса и подотчётность, верховенство закона, административная эффективность, уровень отказов от исполнения договоров, уровень риска экспроприации и [комбинированный индекс прозрачности/коррупции].”

- Демократическое участие и понимание: Общественность более способна участвовать в демократических процессах, располагая информацией о деятельности и политике правительства. Информированность общества о причинах принимаемых решений укрепляет поддержку и уменьшает непонимание и неудовлетворённость. Каждый парламентарий тоже становится способнее осуществлять наблюдение. Наблюдательный комитет в Новой Зеландии пришёл к выводу,что "нельзя ожидать, что бОльшая свобода информации покончит со всеми расхождениями во мнениях внутри сообщества или решать глобальные политические проблемы. Однако при ее систематической применении, с надлежащим соблюдением равновесия в решении разнонаправленных вопросов, [изменения] будут содействовать сужению расхождений во мнениях, росту эффективности реализуемой политики и усилению общественного доверия к системе.”

- Улучшение процессов принятия решений: Решения, которым предстоит стать публичными, с большей вероятностью основываются на объективных разумных причинах, которые также оглашаются публично. Доверие к правительству возрастает, если известно, что его решения предсказуемы. Канадская Комиссия по вопросам доступа к информации находит, что “содержание и качество подачи информации в документах канадских центральных ведомств со временем улучшило”. В Австралии Комиссия по реформированию законодательства и Совет по административному надзору пришли в 1997 году к выводу,что “Акт [о свободе информации] заметно повлиял на то, как ведомства принимают решения и документируют информацию …[Он] сосредоточил мышление тех, кто принимает решения, на необходимости основывать свои решения на релевантных факторах и документировать процесс принятия решений. Государственный сектор постоянно дисциплинируется, зная, что решения и процессы открыты для внимательного изучения, в том числе в рамках Акта о свободе информации.”

- Улучшение обращения с государственными документами: Оказалось, что принятие законодательства о праве на информацию улучшает практику документооборота в государственных органах. Причиной этому - как модификация систем документооборота в соответствии с новыми требованиями закона, так и упомянутая выше необходимость основывать решения на рациональных процессах. Некоторые правительства воспользовались этим как возможностью переписать заново руководства и иные документы. Другие стали хранить больше информации касательно решений.

- Борьба с коррупцией : Право на информации считается ключевым инструментом антикоррупционной деятельности, так как заключение контрактов и иные финансовые транзакции должны быть задокументированы и обоснованы . Как Конвенция ООН по борьбе с коррупцией, так и региональные конвенции Европы, обеих Америк и Африки требуют от государств принятия законов, обеспечивающих доступ общественности к соответствующей информации.

- Восстановление справедливости по отношению к прошлому: В странах, совершивших переход к демократии недавно, законы о праве на информацию разрешают правительствам порвать с прошлым и позволить обществу лучше понять, что происходило в прошлом с жертвами злоупотреблений и с их близкими. Большинство стран Центральной Европы приняли законы о доступе к документам тайной полиции прошлого. Специальный докладчик ООН по вопросам продвижения и защиты прав человека и свободы информации в условиях борьбы с терроризмом, а также Европейский и Межамериканский суды по правам человека подчеркивали важность доступа общественности к информации для продвижения права на правду.

- Улучшение внутриведомственной эффективности: Право на информацию может также усовершенствовать информационные потоки внутри самих правительств. Избыточная секретность сужает возможности обмена информацией между государственными ведомствами и снижает их эффективность. Многие государства отчитались, что принятие законов о свободе информации улучшило координацию работы и процессы разработки политик.

- Альтернативное регулирование: Государственные органы собирают большие объёмы информации о деятельности частного сектора. Раскрытие информации государственными органами может служить альтернативным методом регулирования. Публичное раскрытие информации может мотивировать негосударственные субъекты улучшить своё поведение, чтобы избежать критики и репутационных потерь. Дюжины государств публикуют информацию об индустриальных загрязнениях окружающей среды, информируя местные сообщества о потенциальных угрозах. В Европе свыше 30 стран ратифицировали протокол ЕЭК ООН о регистрах выбросов и переноса загрязнителей от 2003 года. В США пришли к выводу, что введение Реестра токсичных выбросов помогло снизить объёмы выбросов токсичных материалов по стране почти вдвое. Теперь региональные регистры существуют в Европе и Северной Америке.

Ирландское правительство делает вывод о выгодах принятия Акта о свободе информации (1997), что было одной из основных рекомендаций программы модернизации “Обеспечить лучшее правительство ”. Оценочный отчет, выпущенный через 5 лет после принятия акта, указывает, что:

“Он оказал долговременное и широкомасштабное положительное влияние на государственную службу …Почти все руководящие работники высшего звена, с которыми мы говорили, признали значительную роль Акта в обеспечении прозрачности государственных заказов и в развитии чувства подотчётности перед обществом. Это подтверждают также результаты опроса: 60% респондентов ощущают, что их ведомство/отдел стали более открытыми во взаимодействии с заказчиками и заинтересованными лицами.”

Доступ к информации

Доступ к информации

Доступ к информации - в широком смысле - операционный тип взаимодействия между субъектом и объектом, в результате которого создается поток информации от одного к другому.
Доступ к информации - в узком смысле - операция записи, модификации, передачи или чтения данных.

По-английски: Access to information

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Доступ к информации" в других словарях:

    Доступ к информации - возможность получения информации и ее использования. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    доступ к информации - Получение субъектом возможности ознакомления с информацией, в том числе с помощью технических средств . [ГОСТ Р 50922 96] [ОСТ 45.127 99] доступ к информации Возможность получения информации и ее использования. [ОАО РАО "ЕЭС России"… …

    Доступ к информации - (information access) возможность получения информации и ее использования. Работа сотрудника организации с определенным составом информационных ресурсов (базы данных, сведения,файлы и др.) должна быть санкционирована полномочным должностным лицом … Экономико-математический словарь

    Доступ к информации - возможность получения информации и ее использования. Реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере занимает важное место среди национальных интересов России. Право на поиск, получение и передачу информации (право на доступ к… … Большой юридический словарь

    Доступ к информации - 6) доступ к информации возможность получения информации и ее использования;... Источник: Федеральный закон от 27.07.2006 N 149 ФЗ (ред. от 28.07.2012) Об информации, информационных технологиях и о защите информации … Официальная терминология

    ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ - 1) согласно Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.06.2006 № 149 ФЗ, – возможность получения информации и ее использования; 2) согласно ГОСТ Р 50922– 96 «Защита информации. Основные термины и… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

    ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ - ознакомление с информацией, копирование, модификация, создание и уничтожение информации … Большой экономический словарь

    Доступ к информации - 1. Возможность получения информации и ее использования Употребляется в документе: № 149 ФЗ от 27 июля 2006 года … Телекоммуникационный словарь

    доступ к информации (ресурсам информационной системы) - Получение возможности ознакомления с информацией, обработки информации и (или) воздействия на информацию и (или) ресурсы информационной системы с использованием программных и (или) технических средств . Примечание Доступ осуществляется… … Справочник технического переводчика

    доступ к информации, составляющей коммерческую тайну - Ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации. [ОАО РАО "ЕЭС России" СТО… … Справочник технического переводчика

Книги

  • Философия информации: профессионально-мировоззренческое учебное пособие , А. В. Соколов. "Информация" - один из самых распространенных и самых многозначных терминов современного русского языка. В каких только контекстах он не встречается! Информации посвящаются декларации…
  • Реализация права на доступ к информации: проблемы правового регулирования , М. В. Короткова. Право на доступ к информации приобретает особое значение в условиях развития информационного общества в современном российском государстве. Постоянные технические изменения и внедрения…

К информации открытого доступа относится не только общедоступная информация, предоставляемая по запросу, но и такая информация, которую собственник обязан распространять.

  • 1. К общедоступной информации, предоставляемой по запросу, относится:
    • - информация о деятельности государственных органов, в том числе в порядке гласности судопроизводства. Обязанность предоставления этой информации закреплена рядом законов, таких, как «Об административных процедурах», «О национальной безопасности», постановление Правительства «Об утверждении Правил приема граждан в центральных и местных исполнительных органах Российской Федерации», указ Президента "О порядке рассмотрения обращений граждан». В законодательстве специально оговорена недопустимость проявлений бюрократизма и волокиты при рассмотрении обращений граждан и организаций.

Гласность открытых судебных процессов закреплена в соответствующих статьях процессуальных кодексов.

  • - правовая информация, в том числе информация о правах, свободах, обязанностях граждан и о порядке их реализации. Официальное опубликование таких нормативных актов является обязательным условием их применения. Соответственно, такая информация должна быть доступна. Причем, законна любая форма запроса - как письменная, так и устная.
  • - информация о чрезвычайных ситуациях, экологическая, санитарно-эпидемиологическая и иная информация, обеспечивающая безопасность населения. Законодательством РФ на соответствующие органы возложена обязанность защищать жизненно важные права и интересы, здоровье и благополучие граждан Российской Федерации. На государственные органы и их пресс-службы возложена и функция информирования населения о чрезвычайных ситуациях, экологической и санитарно-эпидемиологической ситуации в стране;
  • - информация о деятельности общественных объединениях и политических партий. Закон РФ «Об общественных объединениях» устанавливает право общественных объединений распространять информацию о своей деятельности. Закон РФ «О политических партиях» дает аналогичное право политическим партиям. Они также обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации;
  • - информация о деятельности юридических лиц. Государственные органы, общественные и иные организации всех форм собственности, а также должностные лица обязаны предоставлять в СМИ информацию о своей деятельности. Исключение составляет конфиденциальная информация (коммерческая тайна, банковская и т.д.);
  • - иная информация, не относящаяся к охраняемой законом тайне, должна предоставляться всем журналистам без ограничений. Это значит, что отказ в предоставлении вам информации (кроме случаев, оговоренных выше) незаконен.

А теперь обратимся к информации свободного доступа, которую обязан распространять ее собственник.

2. Общедоступная информация, обязанность распространения которой возложена на собственника.

К ней относится:

Информация о введении чрезвычайного положения и другие обязательные сообщения в связи с действующим чрезвычайным положением в чрезвычайной ситуации. Такую информацию составляют сведения о степени риска и вредности деятельности организаций, данные о необходимой безопасности, последствиях, мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Эта информация является открытой и гласной и обязательна для опубликования в средствах массовой информации, а также через системы связи и оповещения.

Не допускается сокрытие, несвоевременное представление или представление должностными лицами заведомо ложной информации в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Такую информацию вам должны предоставить по первому вашему запросу;

  • - информация о факте регистрации политической партии и политического общественного объединения (при участии партии в выборах - обязательна публикации программы). Политическая партия - это добровольное объединение граждан, выражающих свою политическую волю через своих представителей во властных структурах. Закон РФ «О политических партиях» предусматривает обязательную государственную регистрацию партии. Очевидно, что любая партия имеет и свою программу, которая отражает ее политическую платформу, стратегию и тактику и заинтересована в ее широком освещении. Закон РФ «О политических партиях» наделяет партии правом распространять информацию о своей деятельности и пропагандировать свои цели и задачи, а также вменяет в обязанность обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с теми документами, решениями и источниками информации партии, которые затрагивают его права и интересы;
  • - информация о деятельности ОАО, акционерных инвестиционных фондов, касающихся их деятельности, порядка управления и осуществления эмиссии. Закон РФ «Об акционерных обществах» обязывает акционерные общества публиковать в средствах массовой информации данные о годовом балансе, отчет о доходах и убытках, информацию о деятельности в случае выпуска и размещения облигаций, а также в случаях реорганизации ОАО. Статья 41 Закона предусматривает также публикацию сведений об эмиссиях акций и об условиях их размещения;
  • - информация о деятельности некоммерческих организаций. Закон РФ «О некоммерческих организациях» обязывает такие организации представлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Республики Казахстан и учредительными документами организации;
  • - информация, опровергающая ранее распространенные сведения, не соответствующие действительности и порочащие честь, достоинство и деловую репутацию. Обязанность распространения такой информации закреплена в статьях Гражданского кодекса РФ и в Законе РФ «О средствах массовой информации». В случаях, когда публикация ущемляет личные неимущественные права гражданина или юридического лица, средство массовой информации обязано восстановить нарушенное право этого лица и опубликовать опровержение;
  • - социальная и культурная информация. О таких событиях, как анонс спектакля или концерта, открытие художественной выставки, проведение общественного мероприятия, праздника, народных гуляний, субботников и т.д., сообщает то учреждение, которое является их инициатором.

А теперь рассмотрим не менее важный вопрос: как и в какой форме запрашивать информацию

И устная, и письменная форма запроса информации одинаково законны. Действующее законодательство определяет запрос как обращение, выражающее потребность граждан в получении информации по интересующим вопросам личного или общественного характера.

Если вам нужно получить оперативную информацию, вы имеете право на устный запрос. К сожалению, практика показывает, что чиновники в большинстве своем не считают устный запрос правомерной формой и под разными предлогами уклоняются от ответа. Независимо от формы запроса должностное лицо обязано предоставить вам информацию в рамках своей компетенции.

С письменным запросом можно обращаться тогда, когда для ответа на ваши вопросы требуется время и поиск дополнительной информации:

  • - запрашиваемую информацию государственные органы и иные организации обязаны представить не позднее трех дней со дня поступления обращения либо дать ответ с указанием срока представления или мотива отказа;
  • - на обращение, требующее дополнительного изучения и проверки, ответ должен быть дан в срок не позднее одного месяца со дня его поступления;
  • - в случае обращения средства массовой информации в государственные органы или иные организации, в компетенцию которых не входит разрешение поставленных вопросов, в срок не позднее пяти дней это обращение должно быть направлено в соответствующие органы, о чем средство массовой информации должно быть извещено.

право информация государственный тайна

Ограничения доступа к информации

Ситуация с доступом к информации для журналистов во многом обусловлена непониманием или отрицанием законодателями и чиновниками той роли, которую призваны играть в обществе средства массовой информации. Как следствие, белорусское законодательство о СМИ и правоприменительная практика далеки от признания особой роли свободных СМИ в качестве «стража общества». Государственные органы в Беларуси не учитывают «общественный интерес» как категорию, определяющую правомерность предоставления той или иной информации. Так, в Законе «О средствах массовой информации» отсутствует какое-либо упоминание об общественных функциях журналистов и СМИ, гарантиях реализации их права на доступ к информации в связи с осуществлением профессиональной деятельности.

Белорусское законодательство содержит целый ряд предпосылок для практически бесконтрольного ограничения права на получение информации журналистами. При этом в стране отсутствует независимый орган, к которому было бы можно апеллировать в таких случаях.

Закон «О средствах массовой информации» содержит понятие «информация ограниченного доступа» (статья 37). К такой информации, в частности, относятся:

Сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую, личную или иную охраняемую законом тайну;

Сведения о системе организации, об источниках, о способах, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности;

Материалы дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства до окончания производства по уголовному делу;

Иная информация, предусмотренная законодательными актами.

В соответствии со статьей 16 Закона «О государственных секретах» такие сведения подразделяются на две категории в зависимости от тяжести возможных последствий от их разглашения: государственную тайну и служебную тайну.

Государственная тайна - это сведения, в результате разглашения или утраты которых могут наступить тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь.

Служебная тайна - сведения, в результате разглашения или утраты которых может быть причинен существенный вред национальной безопасности Республики Беларусь. Отнесение сведений к государственным секретам осуществляется государственными органами и организациями, наделенными этим полномочием.

В соответствии с «Перечнем государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам», утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 г. № 68 «О некоторых вопросах в сфере государственных секретов» , их насчитывается около шестидесяти.

Среди них, например, Уполномоченный по делам религий и национальностей, Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром», Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира, Национальная государственная телерадиокомпания. Таким образом, отдельные государственные органы и организации по собственной инициативе имеют возможность вводить ограничения на распространение целых сегментов информации.

Важно отметить, что приведенный в Законе о СМИ перечень случаев допустимого ограничения доступа к информации не закрыт и содержит отсылку к другим «законодательным актам», что дает возможность для его расширительного толкования.

Так, в 2013 году были внесены дополнения в Закон «Об информации, информатизации и защите информации», который хотя прямо и не касается средств массовой информации, но вводит новую категорию информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено – «служебная информация ограниченного распространения» .

К ней относятся сведения, касающиеся деятельности государственного органа, юридического лица, распространение и (или) предоставление которых может причинить вред национальной безопасности Республики Беларусь, общественному порядку, нравственности, правам, свободам и законным интересам физических лиц, в том числе их чести и достоинству, личной и семейной жизни, а также правам и законным интересам юридических лиц, и которые не отнесены к государственным секретам (статья 18-1).

Информация может быть отнесена к служебной информации ограниченного распространения в соответствии с перечнем сведений, определяемым Советом Министров Республики Беларусь, а также в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь. С учетом того, что президент имеет право принимать акты нормативного характера, которые не подлежат опубликованию в общедоступных источниках, у государственных органов существует возможность отказывать в доступе к информации, под предлогом ее отнесения к служебной информации ограниченного распространения.

Закрытость государственных органов

Особой проблемой для белорусских журналистов является жесткая регламентация контактов госчиновников с прессой, которая фактически не допускает их непосредственного взаимодействия. В соответствии со статьей 22-1 Закона «О государственной службе», «целесообразность публикаций и выступлений государственных служащих, связанных с исполнением служебных обязанностей, определяется руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность, или уполномоченным им лицом».

Публикации и выступления государственных служащих, связанные с исполнением служебных обязанностей, допустимы только по поручению или с согласия руководства и подлежат обязательному согласованию с ним. Указом Президента Республики Беларусь № 65 от 6 февраля 2009 г. «О совершенствовании работы государственных органов, иных государственных организаций со средствами массовой информации» во всех государственных органах и организациях функции общения с прессой возлагаются на пресс-секретаря или другое лицо, которое подчиняется непосредственно руководителю государственного органа.

Практически при всех государственных органах созданы пресс-службы (иногда их функции выполняют идеологические отделы), которые монополизировали предоставление информации для СМИ, любые заявления для прессы государственных служащих должны быть согласованы с ними. Согласно Указу Президента № 65, общая координация деятельности лиц, ответственных за работу со СМИ, по вопросам, касающимся освещения проводимой Президентом Республики Беларусь государственной внутренней и внешней политики, осуществляется Администрацией Президента Республики Беларусь. Администрации Президента совместно с Национальным пресс-центром Республики Беларусь и Академией управления при Президенте Республики Беларусь уполномочены на постоянной основе осуществлять мониторинг деятельности лиц, ответственных за работу со СМИ.

Аккредитация как разрешение на профессию

Дополнительным ограничением права на получение информации журналистами в Беларуси является порядок аккредитации журналистов. Право на которую им дает статья 35 Закона «О средствах массовой информации». Хотя отсутствие аккредитации не должно являться препятствием для свободного осуществления журналистской деятельности, на практике институт аккредитации в Беларуси зачастую используется для ограничения доступа журналистов к информации. Возможность для этого заложена в самом определении «аккредитации журналиста средства массовой информации», данном в статье 1 Закона о СМИ, характеризующем ее как «подтверждение права журналиста средства массовой информации освещать мероприятия, организуемые государственными органами, политическими партиями, другими общественными объединениями, иными юридическими лицами, а также другие события, происходящие на территории Республики Беларусь и за ее пределами». Аккредитация трактуется как реализация права государственного органа или другого учреждения разрешить тому или иному журналисту освещать его деятельность.

Кроме того, Закон предусматривает (статья 35) обязательную аккредитацию журналистов иностранных медиа Министерством иностранных дел, которую могут получить только штатные сотрудники зарубежных СМИ. Различия в порядке аккредитации журналистов белорусских и иностранных СМИ носят дискриминационный характер и препятствуют журналистам, сотрудничающим с зарубежными медиа, реализовывать свое право на получение информации. Оспорить отказ в аккредитации невозможно, поскольку суды отказываются принимать такие жалобы на действие (бездействие) государственных органов и их должностных лиц к рассмотрению. Так, суды первой и второй инстанций отказались рассматривать жалобу журналиста Беларускага Радыё Рацыя» (Польша) Виктора Парфёненко, который семь раз получал от МИД отказ в аккредитации.

Наиболее уязвимой категорией в вопросах доступа к информации являются те, кто осуществляют журналистские функции и не имеют возможности получить аккредитацию с учетом того, что определение журналиста, данное в Законе о СМИ, фактически не предусматривает возможности самостоятельной журналистской работы вне договорных отношений с редакциями СМИ. К ним относятся журналисты-фрилансеры и блогеры. В большинстве случаев они вынуждены работать, не имея легального статуса журналиста. В результате фрилансеры, сотрудничающие с иностранными медиа, рассматриваются как правонарушителями и подвергаются административному преследованию. Ссылка на будущий текст по 22.9

Помимо формальных барьеров, белорусские независимые журналисты постоянно сталкиваются в ходе своей профессиональной деятельности с противодействием со стороны сотрудников правоохранительных органов, недопуском на открытые судебные заседания и официальные мероприятия, необоснованными отказами в предоставлении информации при обращении в государственные органы и другими препятствиями.

Материалы по теме сюжета


Новости

По версии милиции, журналист телеканала «Белсат» Андрей Козел незаконно снимал процедуру подсчета голосов на местных выборах, а потом отказался покинуть помещение после требований сотрудников милиции.


Новости

Письменные запросы в работе журналистов становятся все более бессмысленной формой получения ответов. Несмотря на законодательное регулирование, чиновники и руководители игнорируют письменные запросы, причем разными способами и под разными предлогами.


Новости

Редакция «Intex-press» обратилась в райисполком с просьбой аккредитовать корреспондента Юлию Ивашко. Однако райисполком в письме за подписью заместителя председателя Александра Грицкевича от 16 мая ответил отказом.


Новости

Мининформ отказал БелаПАН в аккредитации на XІ Белорусский международный медиафорум

Министерство информации Беларуси отказалось аккредитовать корреспондента и видеооператора информационной компании БелаПАН на XI Белорусский международный медиафорум "Партнерство во имя будущего: интеграция как фактор созидания", который официально открывается 13 мая в Минске.


Новости

Журналисты барановичского независимого издания Intex-press не могут добиться информации от Управления капитального строительства города Барановичи ни на свои устные, ни на письменные обращения.

Виды доступа к информации

Доступ к информации также важно четко разграничить в зависимости от вида информации и вида субъекта, реализующего свое право на доступ к информации. Исходя из этого, различаются следующие виды доступа:

1. Обязательное доведение.

2. Свободный доступ.

3. Предоставление информации по запросу юридических лиц.

4. Предоставление информации по запросу физических лиц.

Например, доступ к информации через обязательное ее доведение (на примере законодательной деятельности) должен быть обеспечен после принятия закона и подписания его Президентом РФ, поскольку законы должны быть опубликованы и вступают в силу только в случае их обязательного опубликования.

Наряду с этим обязательному доведению подлежит информация об обстоятельствах и фактах по угрозе общественной безопасности,

здоровью и жизни граждан, о реквизитах организаций, предоставляющих информацию, о реестрах официальных документов, которые также подлежат обязательному доведению.

Свободный доступ - это ситуация, когда, например, на сервере соответствующего субъекта органа власти в электронном виде выставляется информация о законопроекте. Правомочия на свободный доступ к информации в данном случае могут реализоваться через обязанность государства создать условия, при которых лицо, заинтересованное в получении информации, могло получить к ней доступ по своему желанию. В перечень таких условий могут входить - накопление информации и поддержание ее в актуальном состоянии, систематизация информации и т. п. В то же время условия свободного доступа, включая адрес нахождения информации, должны быть широко известны, и здесь применимо уже правомочие обязательного доведения.

Различаются четыре основных вида отношений, которые могут возникать между субъектами по степени ограничения доступа:

Лиц (как физических, так и юридических) по отношению к государству;

Государства по отношению к лицам (как физическим, так и юридическим);

Физических лиц по отношению к организациям (юридическим лицам);

Юридических лиц по отношению к физическим лицам.

Например, при запросе лиц в органы государственной власти и органы местного самоуправления ограничение права на доступ к информации связано только с государственной тайной, служебной тайной и персональными данными, потому что коммерческой тайны, банковской тайны, профессиональной тайны в органах государственной власти и органах местного самоуправления, по определению, быть не может.

Что касается государственных предприятий, которые, казалось бы, представляют государство, то в данной ситуации они являются коммерческими структурами с государственным видом собственности, в которых может иметь место коммерческая тайна.

При запросах государства по отношению к физическим и юридическим лицам (что регламентируется нормами Законов РФ «О государственной службе», «О воинской обязанности и военной службе», «Об обороне», «О милиции» и т. п.) в качестве основания для ограничения права доступа к информации могут выступать персональные данные, коммерческая тайна, банковская тайна и профессиональная тайна.

При реализации права физических лиц на доступ к информации у юридических лык в качестве основания для ограничения права доступа к информации могут выступать профессиональная тайна, коммерческая тайна, банковская тайна. При запросе юридических лиц к физическим лицам основанием для ограничения права могут выступать персональные данные.

При реализации права на доступ к информации важно обеспечить, чтобы получаемая информация была достоверной, полной и ее подлинность при дальнейшем использовании не вызывала ни у кого сомнения. В связи с возрастающим объемом хранения и использования информации, в т. ч. ограниченного доступа, в электронном виде все чаще применяется понятие «электронного документа». В то же время проблема сохранения электронных документов от уничтожения, копирования, модификации, подделки требует для своего разрешения специфических средств и методов защиты (формирование корпоративных сетей, техническая защита сетей, криптографическая защита и т. д.).



Просмотров