Срок обжалования акта формы н 1. Правомерны ли их действия в том, что события описаны не точно, что делать куда обратиться если не согласен к актом? Решил: оставить без изменения, жалобу юридического лица – без удовлетворения

Чтобы признать несчастный случай на производстве и обязать работодателя оформить акт Н-1 мне пришлось испытать следующее:
1) ОАО «СОДА» меня безосновательно направляла на различные медосмотры, включая биопсию. Данные медосмотры роли не играли.
2) Меня незаконно отстранили от работы на 2 месяца.
3) Под давлением мне пришлось перевестись на другую работу, в том числе и обучиться по новой профессии, правда за счет работодателя.
4) Участвовать в качестве заинтересованной стороны в особом производстве при оспаривании ОАО «СОДА» 2-х предписаний ГИТ. Одно связано с выдачей акта Н-1, другое с незаконным отстранением от работы. В суде пришлось активно противостоять вместе с ГИТ - ОАО «СОДА». Поэтому мне пришлось детально изучать различные приказы Минздрава РФ, мне они очень помогли!
5) Подавать иск в суд о признании со мной несчастного случая на производстве и обязании ОАО «СОДА» оформить акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1.
6) Подавать иск в суд о взыскании судебных расходов с ОАО «СОДА» в связи с оспариванием ОАО «СОДА» предписаний ГИТ.
7) Жаловаться в прокуратуру, правительство, президенту на ОАО «СОДА» по поводу несчастного случая.
8) Жаловаться на всех врачей, которые были заинтересованы, чтобы не признавать акт о несчастном случае на производстве.
9) Жаловаться на всех судей, которые рассматривали мое дело.
10) Проходить судмедэкспертизу (хотя ее проводят только по уголовным делам, для работников есть бюро МСЭ и то для установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности).
11) Когда работал на другой работе постоянно испытывал давление и дискриминацию со стороны ОАО «СОДА».

Ну основные свои трудности я перечислил.
В приложении к статье я приложил треть документов связанных с оформлением акта по форме Н-1 - ответы с правительства, судов (все документы в единственном экземпляре).
Были еще жалобу в Общественную палату РФ - ответы пришли на электронку, и в Правительство РФ несколько раз - ответов почтой и по электронке - 0.

Итог: ОАО «СОДА» оформила акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1, оплатила больничный в размере 100% среднего заработка, оплатила время вынужденного прогула за незаконное отстранение от работы, выплатила компенсацию за задержку выдачи заработной платы, выплатила компенсацию морального вреда за несчастный случай на производстве, выплатила судебные расходы в связи с оспариванием предписаний ГИТ, при увольнении по соглашению сторон выплатила денежную компенсацию.

P.S. Отстаивайте свои права всеми способами не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ, ст. 352 ТК РФ).

Можно ли работодателю обжаловать Акт о несчастном случае на производстве формы Н1 (который сам работодатель и составлял на основе заключения гос. инспектора труда)? Какие сроки и порядок обжалования данного акта?

Ответ

Да, такая возможность предусмотрена ст. 231 ТК РФ.

Однако, если из самого акта следует, что работодатель полностью согласен с выводами комиссии, то оспаривание такого акта представляется затруднительным. Объясняется это тем, что Акт утверждает сам работодатель и в таком случае, получается, что работодатель обжалует свое собственное решение (ч. 5 ст. 230 ТК РФ, п. 26 Положения о расследовании несчастных случаев).

Но в этом случае можно оспорить предписание ГИТ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» и в материалах «Системы Кадры».

"Обязанности работодателя при несчастном случае (161,51038)

При несчастном случае работодатель обязан:

  • немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставить его в медучреждение (например, в поликлинику);
  • принять меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
  • сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к возникновению чрезвычайных обстоятельств). Если это невозможно, нужно зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, сделать фотографии или видеосъемку);
  • проинформировать о несчастном случае соответствующие ведомства и организации (при групповом, тяжелом несчастном случае или смертельном исходе);
  • сообщить о несчастном случае родственникам пострадавшего (при тяжелом несчастном случае или смертельном исходе);
  • принять все меры для надлежащего и своевременного расследования и оформления несчастного случая.

Такой порядок установлен статьей 228 Трудового кодекса РФ.

Если пострадали два человека и более, несчастный случай тяжелый или пострадавший умер, в течение суток нужно известить:

  • трудовую инспекцию;
  • прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;
  • орган исполнительной власти субъекта РФ и (или) орган местного самоуправления по месту регистрации работодателя;
  • соответствующий территориальный орган по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (если несчастный случай произошел в организации, подконтрольной этому органу). Например, для организаций торговли таким органом является Роспотребнадзор (п. 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322);
  • ФСС России по месту регистрации работодателя в качестве страхователя;
  • территориальное объединение организаций профсоюзов;
  • работодателя пострадавшего (если несчастный случай произошел с сотрудником другой организации, например, находящимся в командировке).

Это следует из положений частей 1 и 2 статьи 228.1 Трудового кодекса РФ.

Несчастный случай на производстве, который произошел с застрахованным или лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний, признается страховым (ч. 7 ст. 229.2 ТК РФ). О его наступлении в течение суток сообщите в территориальное отделение ФСС России (подп. 6 п. 2 ст. 17 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). Сообщение направьте по форме, утвержденной приказом ФСС России от 24 августа 2000 г. № 157.

В случае острого отравления сотрудника уведомите Роспотребнадзор (ч. 6 ст. 228.1 ТК РФ и п. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. № 569).

Расследование несчастного случая (161,51039)

При возникновении несчастного случая в организации работодатель обязан обеспечить расследование такого случая за счет собственных средств (ч. 2 ст. 229.2 ТК РФ).

Для расследования незамедлительно создайте комиссию. Количество членов комиссии должно быть не менее трех (ч. 1 ст. 229 ТК РФ). Во всех случаях комиссия должна состоять из нечетного числа членов (п. 8 Положения, утвержденного постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73). В состав комиссии должны входить:

  • специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным по охране труда;
  • представители работодателя (например, руководитель);
  • представитель профсоюза или иного представительного органа сотрудников (при их наличии в организации).

Об этом говорится в части 1 статьи 229 Трудового кодекса РФ.

Если пострадали два человека и более, произошел тяжелый несчастный случай или пострадавший умер, в состав комиссии также необходимо включить:

  • государственного инспектора труда;
  • представителей органов исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления (по согласованию);
  • представителей территориального объединения организаций профсоюзов;
  • представителей территориального отделения ФСС России (если несчастный случай произошел с застрахованным гражданином).

При расследовании таких несчастных случаев, как правило, председателем комиссии является государственный инспектор труда.

Такой порядок установлен частью 2 статьи 229 Трудового кодекса РФ и пунктом 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324.

Если пострадавший является сотрудником другой организации (например, находится в командировке), то формировать комиссию будет организация, на территории которой произошел несчастный случай. При этом в состав комиссии необходимо включить полномочного представителя работодателя пострадавшего сотрудника, то есть той организации, которая направила его в командировку. Отсутствие такого полномочного представителя или его несвоевременный приезд не влияет на изменение сроков расследования. Такой порядок следует из положений части 5 статьи 229 Трудового кодекса РФ и разъяснен в письме Минтруда России от 14 февраля 2013 г. № 14-2-291.

В состав комиссии нельзя включать сотрудников (иных лиц), на которых возложено обеспечение требований охраны труда на участке, где произошел несчастный случай (ч. 3 ст. 229 ТК РФ).

Состав комиссии по расследованию несчастного случая утвердите приказом в свободной форме (ч. 3 ст. 229 ТК РФ).

В расследовании несчастного случая, произошедшего у работодателя-предпринимателя, принимают участие:

  • работодатель или его полномочный представитель;
  • доверенное лицо пострадавшего;
  • специалист по охране труда, которого можно привлечь на договорной основе.

Это предусмотрено частью 4 статьи 229 Трудового кодекса РФ.

Если несчастный случай происходит с сотрудником по месту работы, где он трудится в порядке совместительства, ситуация расследуется и учитывается по месту работы по совместительству (ч. 8 ст. 229 ТК РФ).

Несчастный случай, который произошел в результате аварии транспортного средства, расследуется с обязательным использованием материалов расследования аварии (ч. 9 ст. 229 ТК РФ).

Сроки расследования (161,51040)

Расследование несчастного случая нужно провести в течение:

  • трех дней, если пострадавшие получили легкие повреждения здоровья;
  • 15 дней, если пострадавшие получили тяжелые повреждения здоровья или есть погибшие;
  • одного месяца со дня поступления заявления от пострадавшего, если утрата трудоспособности наступила спустя некоторое время после несчастного случая.

Такой порядок установлен в части 1 пункта 19 и пункте 20 Положения, утвержденного постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73.

Сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней:

  • для дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая;
  • для получения медицинских и иных заключений.

Такой вывод позволяют сделать положения статьи 229.1 Трудового кодекса РФ и пунктов 19, 20 Положения, утвержденногопостановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73.

Сроки расследования несчастного случая исчисляются в календарных днях начиная со дня издания приказа об образовании комиссии по расследованию несчастного случая (ч. 2 п. 19 Положения, утвержденного постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73).

Порядок расследования (161,51041)

При расследовании несчастного случая комиссия выявляет и опрашивает:

  • очевидцев несчастного случая;
  • лиц, допустивших нарушение требований охраны труда;
  • работодателя или его представителя;
  • пострадавшего (по возможности).

Об этом говорится в части 1 статьи 229.2 Трудового кодекса РФ.

Как правило, материалы расследования несчастного случая включают:

  • приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая;
  • планы, схемы места происшествия, фиксирующие обстоятельства несчастного случая;
  • документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;
  • выписки из журналов регистрации инструктажей, протоколов проверки знаний пострадавшего по охране труда;
  • протоколы опроса очевидцев, должностных лиц, объяснений пострадавших и т. д.

Перечень документов не является исчерпывающим и определяется председателем комиссии.
Такой вывод можно сделать из положений частей 3 и 4 статьи 229.2 Трудового кодекса РФ.

На основании собранных материалов комиссия:

  • устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая;
  • определяет, кто допустил нарушения требований охраны труда;
  • вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений;
  • решает, были ли действия пострадавшего обусловлены трудовыми отношениями с работодателем;
  • квалифицирует происшествие как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.

Порядок осуществления таких проверок закреплен в Регламенте , утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 21 сентября 2011 г. № 1065н .

Оформление результатов расследования несчастного случая на производстве (161,51043)

Если комиссией будет установлено, что несчастный случай является производственным, то составьте акт по форме Н-1, утвержденной постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73, в двух экземплярах (ч. 1 ст. 230 ТК РФ). При групповом несчастном случае такой акт составьте на каждого пострадавшего (ч. 2 ст. 230 ТК РФ).

Кроме того, результаты расследования несчастного случая на производстве должны быть оформлены:

  • актом о расследовании несчастного случая (форма 4) (если речь идет о тяжелом или групповом несчастном случае, а также несчастном случае со смертельным исходом);
  • протоколом осмотра места несчастного случая (форма 7);
  • протоколом опроса пострадавшего или очевидца несчастного случая (форма 6);
  • медицинским заключением о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести (форма № 315/у);
  • справкой о заключительном диагнозе пострадавшего от несчастного случая на производстве (форма № 316/у).

Все несчастные случаи в обязательном порядке фиксируйте в журнале регистрации несчастных случаев на производстве (форма 9) (ч. 1 ст. 230.1 ТК РФ).

Рудничный районный суд г.Прокопьевска Кемеровской области в составе:

председательствующего Панькова *.*.

при секретаре Трубиной *.*.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственно учреждения Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Филиал №12 к Муниципальному учреждению Управление здравоохранения Администрации г.Прокопьевска, Муниципальному учреждению «Городская поликлиника» о признании акта формы Н-1 от 28.02.2002 года недействительным,

Установил:

Государственной учреждение Кузбасской региональное отделение Фонда социального страхования Филиал №12 обратился в суд в порядке Главы 24 ГПК РФ с иском к Муниципальному учреждению Управление здравоохранения Администрации г.Прокопьевска, Муниципальному учреждению «Городская поликлиника» о признании акта формы Н-1 от ДД.ММ.ГГГГ о несчастном случае на производстве произошедшим с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ недействительным.

Заявленные требования истец обосновал тем, что в Филиал №12 ГУ КРО ФСС РФ были предоставлены документы для назначения ежемесячных страховых выплат для возмещения вреда, причиненного здоровью ФИО1. При этом Филиал №12 ГУ КРО ФСС РФ считает, что предоставленный Акт №1 формы Н-1 от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1 не может служить документом для назначения обеспечения по страхованию, так как в Акте не были указаны ряд необходимых сведений. Кроме того, по сведениям ГИБДД г.Прокопьевска дорожно - транспортного происшествия с участием гр-ки ФИО1 на территории г.Прокопьевска зафиксировано не было. Поэтому истец считает, что данный Акт №1 формы Н-1 от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1 нельзя признать действительным.

В ходе судебного разбирательства представитель истца ФИО3, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования и пояснил, что основным документом для назначения страховых выплат, является Акт формы Н-1. Однако в данном случае предоставленный Акт был дефектным, не соответствующий требованию действующего трудового законодательства и Постановлению Правительства РФ № 279 от 11.03.1999 года. В связи с чем, просит признать данный Акт формы Н-1 недействительным. Кроме того, из сообщения ГИБДД следует, что на территории г.Прокопьевска ДТП с участием ФИО1 зафиксировано не было.

Представитель ответчика - МУ «Управления здравоохранения Администрации г.Прокопьевска» ФИО4 заявленные исковые требования не признал и пояснил, что в указанном Акте формы Н-1 от ДД.ММ.ГГГГ имеются все необходимые сведения требуемые для назначения страховых выплат. Те незначительные недоработки, которые имеют место в данном Акте, не являются основанием для признания данного акта недействительным. Кроме того, Постановление Правительства РФ № 279 от 11.03.1999 года утратило силу в соответствии с Постановление Правительства РФ №5 от 08.01.2003 года. А также Акт формы Н-1 не является нормативным актом, а Фонд социального страхования РФ не уполномочен обжаловать Акт формы Н-1.

Представитель третьего лица ФИО1 - адвокат ФИО5 также считает заявленные требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению, так как Акт формы Н-1 не является нормативным актом и не может быть обжалован в соответствии со ст.251 ГПК РФ. Фонд социального страхования РФ не уполномочен заниматься расследованием несчастных случаев, это является прерогативой работодателя. Фонд социального страхования обязан проверить полноту и достаточность предоставленных документов для назначения страховых выплат и принять Решение в соответствии компетенцией, предоставленной ему Федеральным законом №125-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Изучив материалы дела, выяснив мнения представителей сторон, суд приходит к следующему.

Так, в соответствии с п.8 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве», действовавшим в период времени, когда произошел несчастный случай с ФИО1, для расследования несчастного случая на производстве в организации работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее 3 человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда (или лицо, назначенное приказом работодателя ответственным за организацию работы по охране труда), представители работодателя, профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа (например, член комитета или комиссии по охране труда из числа представителей работников, уполномоченный по охране труда). Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченное им лицо. Состав комиссии утверждается приказом работодателя. Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке, где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включается.

Как следует из Акта №1 формы Н-1 от ДД.ММ.ГГГГ, работодатель исполнил данное требование нормативного акта. Комиссия их трех человек была создана, и расследование несчастного случая было произведено. Таким образом, работодатель признал факт произошедшего несчастного случая на производстве с ФИО1.

В соответствии с п.4 ст.15 Федерального закона №125-ФЗ от 24.07.1998г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» назначение обеспечения по страхованию осуществляется страховщиком на основании заявления застрахованного, его доверенного лица или лица, имеющего право на получение страховых выплат, на получение обеспечения по страхованию, и представляемых страхователем (застрахованным) следующих документов (их заверенных копий): акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании; и др..

При этом согласно ст.15 указанного закона страховщик обязан принять документы для обеспечения по страхованию согласно перечню и решить вопрос о назначении или об отказе в назначении страховых выплат не позднее 10 дней.

Таким образом, законодатель не наделил Фонд социального страхования функцией оспаривания Акта формы Н-1 в судебном порядке.

Кроме того, согласно ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

При этом нормативный правовой акт, это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Нормативный правовой акт в Российской Федерации является основным источником права.

Из чего следует, что Акт формы Н-1 не является нормативным правовым актом и соответственно он не может быть обжалован кем-либо в порядке ст.251 ГПК РФ.

При этом издание Акта формы Н-1 (в любом его виде) не может нарушить права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, принадлежащие Фонду социального страхования РФ.

В связи с чем, суд находит, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Филиал №12 отказать в удовлетворении иска о признании недействительным Акт №1 формы Н-1 от ДД.ММ.ГГГГ о несчастном случае на производстве, произошедшим с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Кемеровский областной суд.

Председательствующий: *.*. ПАНЬКОВ

От несчастных случаев на производстве, к сожалению, не застрахована ни одна организация, ни один работодатель. Но избавить себя от судебных споров, связанных с неправильным расследованием несчастных случаев или вовсе с отказом произвести надлежащие действия в данной ситуации, вполне возможно, если строго следовать требованиям закона (ст. ст. 227 - 231 ТК РФ). В противном случае могут возникнуть ситуации, аналогичные приведенным ниже.

Судебная практика. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд вынес следующее Постановление от 26 апреля 2007 г. по делу N А26-7222/2006-28:
ООО обратилось в суд с заявлением о признании недействительным акта госинспекции труда о расследовании несчастного случая со смертельным исходом.
В порядке ст. 49 АПК РФ ООО был изменен предмет заявленного требования, и ООО просило признать незаконными действия госинспекции труда, совершенные в связи с проверкой.
Суд установил, что апелляционная жалоба подлежит отклонению по следующим основаниям.
В госинспекцию труда поступило заявление отца погибшего с просьбой провести расследование несчастного случая, который, по мнению отца, произошел с его сыном на производстве.
В связи с получением указанного заявления инспекция направила для проведения расследования госинспектора.
По результатам изучения обстоятельств смерти сына истца был составлен акт расследования несчастного случая со смертельным исходом.
Пунктом 16 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (Приложение N 2 к Постановлению Минтруда и социального развития Российской Федерации от 24.10.2002 N 73) установлено, что "тяжелые несчастные случаи и несчастные случаи со смертельным исходом, происшедшие с лицами, выполнявшими работу на основе договора гражданско-правового характера, расследуются в установленном порядке госинспекторами труда на основании заявления пострадавшего, членов его семьи...".

Таким образом, инспекция труда была обязана по заявлению родственника пострадавшего провести расследование несчастного случая со смертельным исходом независимо от того, существовали ли между пострадавшим и ООО трудовые или гражданско-правовые отношения.
Как правильно отметил суд первой инстанции, только в ходе проведения расследования можно было установить: был ли пострадавший в момент несчастного случая связан с производственной деятельностью работодателя и объяснялось ли его пребывание на месте происшествия исполнением им трудовых обязанностей.
В соответствии с абз. 4 ч. 20 ст. 229 ТК РФ при расследовании несчастного случая на производстве в организации по требованию комиссии работодатель за счет собственных средств обеспечивает "предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи...". Статьей 357 Кодекса госинспекторам труда предоставлено право запрашивать у работодателей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.
Следовательно, доводы ООО относительно причиненных ему неудобств в виде несения затрат по предоставлению проверяющим транспорта для доставки их на базу отдыха, ксерокопированию для них большого количества документов, отвлечения работников от исполнения служебных обязанностей являются несостоятельными.
Доводы ООО об отсутствии трудовых отношений между ООО и погибшим не принимаются судом, поскольку, как следует из материалов дела, факт наличия названных трудовых отношений устанавливается в судебном порядке.
На основании изложенного решение Арбитражного суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Судебная практика. Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в Кассационном определении от 25 января 2012 г. по делу N 33-847 установила:
05.09.2011 А. обратился в суд с иском к ООО о понуждении к расследованию несчастного случая на производстве, оформлению акта формы Н-1, взыскании компенсации морального вреда, указывая, что 07.10.2010, исполняя трудовые обязанности газоэлектросварщика ООО, получил травму позвоночника, проходил лечение, затем длительное время находился на стационарном лечении. В феврале 2011 г. обратился к работодателю за оплатой листков нетрудоспособности; узнал, что уволен без законных оснований. После обращения в суд с иском восстановлен на работе на основании утвержденного судом мирового соглашения. В установленном порядке ответчиком не проведено расследование несчастного случая на производстве, не составлен акт формы Н-1. Незаконными действиями ответчика истцу причинен моральный вред (переживания).

Ответчик иск не признал, им заявлено о пропуске срока для обращения в суд с иском. Судом принято вышеназванное решение об отказе в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе истец просит решение суда отменить по следующим основаниям. Полагает, что при разрешении спора судом неправильно применены нормы трудового законодательства, не учтено, что на возникшие правоотношения не распространяется срок исковой давности.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении иска о возложении обязанности по составлению акта, возмещении морального вреда в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Суд пришел к выводу о том, что 07.10.2010 имел место несчастный случай на производстве, в результате которого повреждено здоровье истца. Вместе с тем суд посчитал пропущенным срок исковой давности - три месяца (ч. 1 ст. 392 ТК РФ), так как ст. 229.1 ТК РФ предусмотрен срок расследования несчастного случая в течение одного месяца со дня получения заявления пострадавшего; о нарушении своих прав истец должен был узнать с 01.03.2011; срок исковой давности истек 01.06.2011. 05.09.2011 истец обратился в суд с иском.
Судебная коллегия считает, что судом правильно на основании имеющихся в деле доказательств установлены обстоятельства получения 07.10.2010 истцом травмы, суд правомерно пришел к выводу о том, что эта травма получена истцом при исполнении трудовых обязанностей, следовательно, данный случай подлежит расследованию и учету как несчастный случай на производстве (ст. 227 ТК РФ).
Вместе с тем суд первой инстанции ошибочно пришел к выводу о том, что истцом по заявленным исковым требованиям пропущен срок для обращения в суд с иском. Так, из установленных судом обстоятельств следует, что со стороны ответчика имеется бездействие в отношении необходимости расследования несчастного случая и составления акта о несчастном случае на производстве, то есть нарушение носит длящийся характер. При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что ответчиком не исполнена возложенная на него обязанность по расследованию несчастного случая в установленный действующим законодательством срок. Соответственно, при обращении истца в суд с иском 05.09.2011 им не пропущен срок, предусмотренный ч. 1 ст. 392 ТК РФ.
Поскольку решение суда об отказе в удовлетворении иска в части возложения обязанности по составлению акта о несчастном случае, возмещении морального вреда является не соответствующим требованиям действующего законодательства, оно подлежит отмене.
В части отказа в удовлетворении требования о возложении на ответчика обязанности по проведению расследования несчастного случая (ст. ст. 229 - 229.2 ТК РФ) судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в соответствующей части, поскольку при разрешении спора судом установлен факт несчастного случая на производстве на основании имеющихся в деле доказательств, необходимости соответствующего расследования ответчиком не имеется.
Отменяя решение суда в вышеназванной части, судебная коллегия считает возможным принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
В соответствии с ч. 1, 6 ст. 230 ТК РФ по каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлекшему за собой необходимость перевода пострадавшего на другую работу, потерю им трудоспособности на срок не менее одного дня, оформляется акт о несчастном случае на производстве. Работодатель в трехдневный срок после завершения расследования несчастного случая на производстве обязан выдать один экземпляр утвержденного им акта о несчастном случае на производстве пострадавшему.
Учитывая, что судом установлен факт несчастного случая на производстве 07.10.2010, ответчик до настоящего времени соответствующий акт не оформил, подлежат удовлетворению требования истца о возложении на работодателя обязанности по оформлению акта о несчастном случае на производстве согласно требованиям ст. 230 ТК РФ.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ подлежит возмещению моральный вред, причиненный истцу неправомерным бездействием ответчика. Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходил из обстоятельств причинения вреда незаконным бездействием ответчика, степени нравственных страданий истца, а также исходил из принципа разумности и справедливости.

Судебная практика. Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда вынесла Определение от 18 августа 2011 г. по делу N 33-7744:
ОАО обратилось в суд с заявлением, в его обоснование указав, что на основании оспариваемого предписания заявитель обязан устранить нарушения, отмеченные в заключении госинспектора труда, оформить акт формы Н-1 по несчастному случаю с К.К., утвердить его, направить оформленный акт формы Н-1 по несчастному случаю с К.К. совместно с заключением в прокуратуру, ФСС, госинспекцию труда. Установлен срок выполнения данного предписания. Указанные требования не исполнены, заключение госинспектора труда было обжаловано в установленный законом срок в Ленинский районный суд г. Владивостока.
Заявитель считает, что дополнительное расследование, оформленное заключением госинспектора труда по поводу несогласия К.К. с выводами комиссии ОАО, было проведено в нарушение ч. 2 ст. 357 ТК РФ, законные основания для проведения дополнительного расследования на основании ст. ст. 229 - 231 ТК РФ отсутствовали.
ОАО просило суд признать незаконным предписание об обязании ОАО об устранении нарушения трудового законодательства на основании заключения госинспектора труда, оформить акт формы Н-1 по несчастному случаю с К.К., утвердить его, направить оформленный акт формы Н-1 по несчастному случаю с К.К. совместно с заключением в прокуратуру, ФСС, госинспекцию.
Судом вынесено решение об оставлении заявления без удовлетворения. ОАО подало кассационную жалобу об отмене решения как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда не находит оснований для отмены решения суда.

По правилам ст. 231 ТК РФ разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, составления соответствующего акта, несогласия пострадавшего с содержанием акта о несчастном случае рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение госнадзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в суде. В этих случаях подача жалобы не является основанием для невыполнения работодателем (его представителем) решений госинспектора труда.
В соответствии со ст. 357 ТК РФ, госинспекторы труда имеют право предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве. Данная статья предусматривает возможность обжалования предписания госинспектора в 10-дневный срок со дня его получения работодателем.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции руководствовался вышеназванными нормами трудового законодательства и исходил из того обстоятельства, что оспариваемое заявителем предписание госинспекции труда о несчастном случае на производстве законно и обоснованно, процедура расследования несчастного случая госинспекцией соблюдена, происшедшее с К.К. правильно квалифицировано как несчастный случай на производстве, так как работник ОАО К.К., находясь на вахте на танкере, получил повреждение здоровья при исполнении трудовых обязанностей, в связи с чем подлежит оформлению, учету и регистрации в ОАО акт формы Н-1.
Доводы кассационной жалобы о том, что у госинспектора труда не имелось оснований требовать от ОАО оформления акта по форме Н-1, поскольку имеется вступившее в законную силу решение Находкинского городского суда Приморского края, которым на ОАО возложена обязанность провести расследование обстоятельств и причин возникновения у К.К. отравления нефтепродуктами, в части иска К.К. о понуждении к составлению акта формы Н-1 - отказано, уже являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, получили оценку в оспариваемом решении.
Согласно ст. 229.3 ТК РФ госинспектор труда при выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, проводит дополнительное расследование несчастного случая в соответствии с требованиями настоящей главы независимо от срока давности несчастного случая. По результатам дополнительного расследования госинспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что госинспектором труда установлены обстоятельства, подтверждающие повреждение здоровья К.К., что привело к несчастному случаю на производстве, в связи с чем работодатель обязан составить акт формы Н-1.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что, проводя проверку в ОАО, госинспекция труда действовала в рамках своих полномочий.
На основании изложенного судебная коллегия определила решение Ленинского районного суда г. Владивостока оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ОАО - без удовлетворения.

Судебная практика. Пермский краевой суд в Кассационном определении от 4 мая 2011 г. по делу N 33-4299 установил:
ОАО обратилось в суд с заявлением об оспаривании предписания госинспекции труда, которым на заявителя возложена обязанность по составлению акта формы Н-1 по несчастному случаю на производстве, произошедшему с Г., выдать акт пострадавшему и направить в инспекцию, указывая, что работник ОАО Г., будучи в нетрезвом состоянии, был в устной форме отстранен от работы мастером. Однако, будучи отстраненным от работы, обнаружен на рабочем месте с травмой. Заявитель полагает, что в данном случае он не обязан составлять акт о несчастном случае на производстве.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе ОАО просит решение суда отменить, поскольку при разрешении заявления суд необоснованно не учел то обстоятельство, что Г. был отстранен от работы мастером, то есть травма им получена не при исполнении трудовых обязанностей, соответственно, у работодателя не возникло обязанности по составлению акта формы Н-1.
Судебная коллегия не находит оснований для его отмены по этим доводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 227 ТК РФ расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
В соответствии с ч. 1 ст. 230 ТК РФ по каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлекшему за собой потерю трудоспособности на срок не менее одного дня, оформляется акт о несчастном случае на производстве.
В соответствии с ч. 2 ст. 229.3 ТК РФ госинспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или госинспектора труда.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался вышеназванными нормами законодательства, исходил из того, что оспариваемое заявителем предписание госинспекции труда о возложении на работодателя обязанности по составлению акта о несчастном случае на производстве (акта формы Н-1) законно и обоснованно, так как процедура расследования несчастного случая госинспекцией соблюдена, несчастный случай правильно квалифицирован как несчастный случай на производстве, так как работник ОАО Г. получил увечье при исполнении трудовых обязанностей, в установленном порядке работодателем от работы не отстранен, в связи с чем подлежит составлению акт формы Н-1.
Судебная коллегия считает правомерным вывод суда о том, что Г. не отстранен от работы в установленном законом порядке, поскольку в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 76 ТК РФ именно на работодателя возложена обязанность по отстранению от работы работника, появившегося на работе в состоянии опьянения. В данном случае эта обязанность работодателем не исполнена, так как Г. фактически находился на рабочем месте, где произошел несчастный случай; работодателем каких-либо мер по отстранению Г. от работы не предпринято. Доводы заявителя о том, что мастер в устной форме запретил Г. находиться на рабочем месте, не являются исполнением работодателем обязанности по отстранению работника от работы, предусмотренной законом.
Руководствуясь абз. 2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила решение Ленинского районного суда г. Перми по доводам, изложенным в кассационной жалобе ОАО, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Судебная практика. Липецкий областной суд вынес Определение от 4 апреля 2011 г. по делу N 33-1016/2011:
А. обратился в суд с иском к ООО "Д" о взыскании компенсации морального вреда, причиненного ему задержкой с вручением ему акта формы Н-1.
Ответчик иск не признал, ссылаясь на отказ истца от получения направленного ему по почте акта о несчастном случае.
Решением Елецкого городского суда Липецкой области в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе истец А. просит об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное, по его мнению, применение судом норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Заслушав объяснения представителя ответчика Л., возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме.
Действительно, ст. 230 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя в трехдневный срок после завершения расследования несчастного случая на производстве выдать один экземпляр утвержденного им акта о несчастном случае на производстве пострадавшему, а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом - лицам, состоявшим на иждивении погибшего, либо лицам, состоявшим с ним в близком родстве или свойстве (их законному представителю или иному доверенному лицу), по их требованию.
При этом закон не устанавливает способ выдачи акта.
Поэтому направление акта в установленный срок потерпевшему по почте вместо вручения ему акта непосредственно не может быть признано нарушением закона и прав работника, как ошибочно считает истец.
Решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона, и оснований для его отмены не имеется.

Судебная практика. Свердловский областной суд вынес следующее Решение от 26 сентября 2011 г. по делу N 72-579/2011:
Постановлением главного госинспектора труда отрасли ООО по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ назначено административное наказание в виде штрафа за нарушение предусмотренного ст. 228.1 ТК РФ срока извещения госинспекции труда о тяжелом несчастном случае на производстве (извещение о несчастном случае в госинспекцию труда направлено работодателем по прошествии более суток с момента его наступления).
Решением судьи данное постановление оставлено без изменения.
В жалобе поставлен вопрос об отмене решения в связи с отсутствием в действиях ООО состава административного правонарушения. В обоснование указано, что извещение инспекции труда произведено своевременно, после того как ООО стало известно о тяжелом характере происшедшего несчастного случая.
Согласно ст. 227 ТК РФ расследованию и учету в соответствии с настоящей главой подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
В соответствии со ст. 228 данного Кодекса при несчастных случаях, указанных в ст. 227 ТК РФ, работодатель обязан немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в настоящем Кодексе.
При тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель, что предусмотрено ст. 228.1 ТК РФ, в течение суток обязан направить извещение по установленной форме.
Неисполнение либо несвоевременное исполнение работодателем этих требований трудового законодательства образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Как видно из материалов дела, травма получена Ш. в здании ООО, после чего потерпевшая была доставлена в медицинское учреждение, где ей был поставлен предварительный диагноз: сотрясение головного мозга.
Таким образом, степень тяжести повреждения здоровья Ш. в результате несчастного случая для работодателя была очевидной в день происшествия, вследствие чего обязанность извещения возникла с момента его наступления, а не со дня получения ООО медицинских документов о диагнозе пострадавшей.
С учетом изложенного вина юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, установлена.
На основании изложенного решение судьи Кировского районного суда г. Екатеринбурга оставлено без изменения, а жалоба защитника - без удовлетворения.

Исходя из приведенной выше судебной практики, можно дать работодателю краткие рекомендации по действиям при возникновении несчастного случая на производстве: соблюдать трудовое законодательство РФ и четко действовать в соответствии с нормами права, и тогда вероятность возникновения судебных споров будет крайне мала, а судебные решения будут приняты в пользу работодателя.

В соответствии со статьей 231 Трудового кодекса РФ разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев, непризнания работодателем (его представителем) факта несчастного случая, отказа в проведении расследования несчастного случая и составлении соответствующего акта, несогласия пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), а при несчастных случаях со смертельным исходом - лиц, состоявших на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лиц, состоявших с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), с содержанием акта о несчастном случае рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в суд.
В этих случаях подача жалобы не является основанием для невыполнения работодателем (его представителем) решений государственного инспектора труда. Данным органом является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).

Согласно 4 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, данный федеральный орган осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.​

Акт о несчастном случае на производстве в рамках гражданского дела обжаловаться не может. Если гражданин не согласен с содержанием этого акта, то он имеет право обратиться в территориальный орган Роструда для рассмотрения разногласий результатов расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, то есть обжаловать можно только в судебном порядке само решение по составленному акту (оспаривание решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению) . ​

В соответствии со статьей 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.​



Просмотров