По степени доступа информация подразделяется на. Виды информации ограниченного доступа

Если рассматривать информацию как предмет правовых отношений, то обращает на себя внимание факт неоднородности информации, в силу чего различные типы информации подлежат регулированию различными нормами гражданского, административного или уголовного права.

В этой связи сформировалась необходимость классификации информации в аспекте правового режима. Проблема выделения типов классификации информации является еще одной дискуссионной проблемой. В информационном праве были сделаны попытки классификации информации по доступу на общедоступную и с ограниченным доступом, причем последняя в свою очередь рядом исследователей делится на несколько подклассов.

Однако при составлении 149-ФЗ РФ были разработаны несколько иные классификации, нежели предложенные специалистами. Даже при первичном анализе 149-ФЗ РФ становится очевидным, что при составлении данных классификаций была сделана попытка заменить иерархическую классификацию фасетной, так как вместо выделения одного, отличного для каждого класса элементов, типологического признака используется свой набор признаков для каждого класса. Следует отметить, что использование фасетной классификации в области законодательства вряд ли всегда возможно, поскольку если при применении иерархической классификации можно относительно четко разграничить виды информации, то при применении фасетной может иметь место ситуация, когда один и тот же вид информации будет отнесен к двум или более классам одновременно, что является недопустимым .

В 149-ФЗ РФ определены два типа классификации информации: в зависимости от категории доступа (ч. 2 ст. 5 149-ФЗ) и в зависимости от порядка предоставления или распространения информации (ч. 3 ст. 5 149-ФЗ). Разделение указанных классификаций уже вызывает ряд вопросов, так как доступ 149-ФЗ определяет как «возможность получения информации и ее использования» (п. 6 ст. 2 149-ФЗ) , при этом «предоставление» и «распространение» информации тем же 149-ФЗ определяются как «действия, направленные на получение информации» или «передачу информации» (пп. 8, 9 ст. 5 149-ФЗ) , то есть как процесс, в результате которого доступ из потенциального стал реальным, следовательно, данный процесс подлежит одному нормативному регулированию, предметом которого является один и тот же вид информации независимо от фаз данного процесса.

Далее следует конкретнее остановиться на выделенных в 149-ФЗ четырех классах информации по признаку порядка ее предоставления или распространения. 149-ФЗ выделяет «информацию, свободно распространяемую» (п. 1 ч. 3 ст. 5 149-ФЗ), «информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях» (п. 2 ч. 3 ст. 5 149-ФЗ РФ), «информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению» (п. 3 ч. 3 ст. 5 149-ФЗ РФ) и «информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается» (п. 4 ч. 3 ст. 5 149-ФЗ) . Нарекания здесь вызывает следующее. Информация, которая «в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению», может быть как «свободно распространяемой» в соответствии с нормами Конституции РФ (ч. 4 ст. 29) либо в соответствии с нормами отдельных федеральных законов, согласно которым определены разновидности информации, не могущие быть засекреченными (к примеру, по ФЗ № 5485-1 «О государственной тайне» или по 98-ФЗ «О коммерческой тайне»), либо в соответствии с решением судебных органов, если конкретная информация была необоснованно выведена из свободного доступа или должна находиться в свободном доступе.

Кроме того, «информация, распространение которой в РФ ограничивается или запрещается», может предоставляться «по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях» (к примеру, участники коммерческой сделки могут предоставить друг другу информацию, содержащую коммерческую тайну, имеющую коммерческую ценность для участников сделки именно «в силу неизвестности ее третьим лицам», поскольку к ней «нет свободного доступа на законном основании» (ст. 3 98-ФЗ) , а предприятиям или организациям, получившим лицензию на работу со сведениями, составляющими государственную тайну, предоставляется информация, распространение которой в Российской Федерации и за ее пределами карается российским уголовным законом). Можно констатировать, что при составлении данной классификации основной недоработкой является грубейшее нарушение принципов классификации как таковых.

В этой связи для классификации информации представляется более рациональным использовать уже разработанные в российском правоведении и в теории информационной безопасности классификацию по доступу с внесением в уже имеющуюся модель определенных корректировок.

По доступу, используя норму 149-ФЗ РФ, информацию принято делить на общедоступную и с ограниченным доступом.

Общедоступность информации в Российской Федерации гарантируется ч. 4 ст. 29 Конституции РФ: «каждый гражданин имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» . Общедоступная информация характеризуется рядом параметров. Следует отметить, что общедоступность информации не предполагает неограниченной возможности ее использования, скорее, лишь неограниченную возможность получения и часть прав на использование. В частности, «информация, свободно распространяемая», может предполагать только наличие возможности получения данной информации неограниченным кругом лиц без права, к примеру, любого ее изменения. В некоторых случаях при включении подобной информации в новые сообщения необходимо указать ее источник. В случае если речь идет об «информации, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению», то ее целостность должна оставаться неизменной, к примеру, если это нормативный акт, или должна в обязательном порядке присутствовать ссылка на источник, если это, например, официальное сообщение. В любом из рассмотренных случаев нарушением будет присваивание авторства и частичная или полная блокировка доступа к такой информации. Кроме того, из данного класса следует исключить объекты авторского права, которые по решению автора открыты для всеобщего ознакомления (к примеру, литературные произведения), поскольку их следует относить к защищаемой информации, т. к. на них распространяется вся совокупность авторских прав, гарантированная международными соглашениями и ч. IV ГК РФ.

Понятие «ограничение доступа» не должно пониматься в узком смысле только как «возможность ознакомления с информацией» , так как закрепленное в норме 149-ФЗ «использование» (и. 6 ст. 2 149-ФЗ) , может означать и копирование, и тиражирование, в том числе для получения коммерческой выгоды, и передачу третьему лицу, и даже попытки перекодирования в соответствии с типом полученных данных.

Ограничивать доступ к информации в России, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, могут лишь нормы, закрепленные в федеральных законах.

Информация с ограниченным доступом большинством специалистов ассоциируется с защищаемой информацией, причем объемы данных понятий, по их мнению, полностью совпадают. Однако с этим следует не согласиться, поскольку ГОСТ Р 50922-2006 защищаемую информацию определяет как предмет собственности, который подлежит «защите в соответствии с требованиями правовых документов или требованиями, устанавливаемыми собственником информации» , то есть защищаемая информация, явно не являясь предметом собственности в российском правовом поле, может находиться в чьем-то обладании, и в определенных случаях к информации такого рода доступ может быть ограничен.

Тем не менее представляется неверным полностью отождествлять объемы понятий «информация с ограниченным доступом» и «защищаемая информация», так как рядом законодательных и подзаконных актов РФ сформирован класс информации, доступ к которой ограничен определенным категориям граждан. При этом информация такого рода может официально не находиться в чьем-то обладании, и в отношении нее предпринимаются попытки широкого распространения. Такой класс информации условно можно именовать информацией , от которой нужно защищать субъектов информационных отношений.

К примеру, в настоящее время в России стала актуальной проблема так называемого спама - массовой рассылки электронных сообщений в основном рекламного характера, не запрошенных получателями. Получение спама ложится на всех пользователей российского сегмента Интернета невидимым налогом. По различным оценкам, объемы финансовых потерь колеблются от 120 до 200 млн долларов США в год .

К указанному классу информации в РФ, к примеру, согласно нормам ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ, относится реклама табачных изделий, алкогольной и наркотической продукции, распространение которой в России уже запрещено . Запрет на распространение данной разновидности информации связан со стремлением защитить здоровье граждан, оградить несовершеннолетних от потребления табачных изделий и алкогольной продукции, а также реализуется в целях защиты субъектов информационных отношений от негативного информационного воздействия .

Проблема корректировки классификации информации в таком ключе российскими исследователями начала осознаваться сравнительно недавно, в связи с чем делаются попытки терминологически определить данную информации как вредную, вредоносную, негативную. Так, к негативным информационным воздействиям Доктрина информационной безопасности РФ относит различные виды информационно-психологического воздействия (дезинформация, пропаганда, манипуляции) . В этой связи на уровне законодательных органов России неоднократно предпринимались попытки разработать и принять закон об информационно-психологической безопасности для того, чтобы в законодательном порядке регулировать вопросы защиты личности и общества от негативных информационных воздействий психологического характера.

С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ, который ввел возрастные ограничения на получение несовершеннолетними информации . Следует отметить, что нормы 436-ФЗ сформулированы настолько расплывчато, что этому следует посвятить специальное исследование. Так, под формальный запрет попадают русские былины (богатыри применяют насилие по отношению к редкому животному - Змею Горынычу и людям - Тугарину Змею, Калин - царю и прочим, что недопустимо для распространения в аудитории, не достигшей возраста 16 лет, а поскольку в былинах не содержится осуждения насилия со стороны богатырей, то знакомить детей с их содержанием до совершеннолетия закон запрещает), многие сказки, мультфильмы и все фильмы жанра «боевик», например, фильмы о Великой Отечественной войне, и многое другое. Достаточно вспомнить ситуацию с запретом «Ну, погоди!»: для детской аудитории недопустимы сцены насилия, болезни, употребления табачной и алкогольной продукции и прочих, присутствующие в мультфильме.

К негативной информации в РФ относится и информация экстремистского характера, запрет на распространение которой наложен Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» №114-ФЗ. К указанной информации относится экстремистская символика и экстремистские материалы, к которым, согласно п. 3 ст. 1 114-ФЗ, относятся «предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы» . В целях ограничения доступа к информации экстремистского содержания в РФ создан Федеральный список экстремистских материалов, а также, согласно ч. 1 ст. 15.1 149-ФЗ, Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в Интернете и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в Интернете, содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено (см. подробнее положения и критику ).

Таким образом, если четко определить правовые критерии данного типа информации, вредную (негативную) для субъектов информационных отношений информацию предлагается отнести к разновидности информации с ограниченным доступом, от воздействия которой следует защищать субъектов информационных отношений.

Однако на законодательном уровне данный класс информации стал только оформляться с принятием 436-ФЗ и в определенной мере 114-ФЗ, однако четкого нормативного оформления данный класс пока не получил, поскольку проект федерального закона РФ «Об информационно-психологической безопасности» так и не был принят.

Предлагаем разделить класс информации с ограниченным доступом на два подкласса: защищаемую информацию и негативную для субъектов информацию (условный термин) или информацию, от которой необходимо защищать психику субъектов информационных отношений.

Защищаемую информацию в Российской Федерации предлагается разделить на два подкласса в зависимости от наличия в ней определенного вида тайны: информацию, содержащую тайну, и информацию, не содержащую тайну.

Если первый из подклассов сомнений у исследователей не вызывает, то в отношении второго следует привести ряд уточнений. К информации, не содержащей тайну , но, тем не менее попадающей в категорию защищаемой, относится, к примеру, информация, являющаяся объектом авторского и патентного права и определяемая Гражданским кодексом РФ как «любая информация, которая идентифицирует произведение, автора или иного правообладателя» (ч. 1 ст. 1300 ГК РФ) . Следует не согласиться с теми специалистами, которые не относят информацию, являющуюся объектом авторского права, ни к защищаемой, ни к информации с ограниченным доступом в принципе . Если исходить из уже анализированной нормы 149-ФЗ РФ, где доступ к информации - это возможность как получения субъектом информации, так и ее использования, и поскольку автор является собственником созданного им произведения (значит, информация уже может быть отнесена к категории защищаемой), то исходя из нормы ч. 2 ст. 1330 ГК РФ , распространение (копирование, тиражирование, транслирование), безусловно, является одним из способов использования информации, которое может быть ограничено автором или лицом, получившим смежные права на определенных условиях. И сам характер исключительных прав большинством современных исследователей определяется как право автора на запрет доступа к произведению третьим лицам. В этой связи выделение указанного выше подкласса информации можно считать обоснованным.

Информация, содержащая тайну , в Российской Федерации в свою очередь разделяется на два подкласса: информацию, составляющую государственную тайну, и конфиденциальную информацию - сформированных на основании указов Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» и от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» , где к конфиденциальной информации отнесена коммерческая тайна, профессиональная тайна и персональные данные.

Основополагающим документом в этой области продолжает оставаться Конституция РФ. Однако в ней данные вопросы регулируются нормами всего трех статей (ст. ст. 23, 24, 29), причем гарантируется неприкосновенность только личной и семейной тайны, а наличие государственной тайны только декларируется.

В этой связи остальной круг вопросов регулируется нормами отдельных федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.

Введенное указами Президента РФ разделение информации, содержащей тайну, на информацию, содержащую государственную тайну, и конфиденциальную, с одной стороны, нарушает принцип равноправности субъектов информационных отношений, ставя государство в преимущественное положение, но с другой - необходимость именно в таком разделении связана с тем, что нарушение статуса, установленного в отношении государственной тайны, влечет за собой ущерб национальным интересам Российской Федерации и нарушает систему всей национальной безопасности, от чего страдают все субъекты информационных отношений. Нарушение статуса, установленного в отношении определенного рода конфиденциальной информации, наносит ущерб непосредственному собственнику данной информации, что необязательно должно повлечь за собой ущерб национальной безопасности. С одной стороны, к примеру, разглашение тайны усыновления может нанести моральный ущерб как лицам, усыновившим ребенка, так и самому усыновленному лицу, однако статус России на международной арене это не снизит и не поставит Россию в более уязвимое положение в международной конкурентной политической борьбе. С другой стороны, разглашение коммерческой тайны, к примеру, ОАО «Га- зпром», может нанести серьезный финансовый ущерб этой компании, что может в свою очередь привести к ее вытеснению с рынка мировых энергетических ресурсов или к банкротству компании, что может подорвать национальную экономику, резко изменить конъюнктуру цен на энергоносители, увеличить безработицу в топливно-энергетическом комплексе и в итоге привести к снижению позиций России на мировой арене, что является нарушением национальных интересов. Однако ущерб им в данном случае был бы нанесен не прямо, а косвенно.

Следовательно, разделение защищаемой информации на информацию, содержащую государственную тайну и конфиденциальную можно считать оправданным с точки зрения правового регулирования информационных отношений и защиты национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.

Правовое регулирование института государственной тайны было начато в Российской Федерации одним из первых в данной предметной области. Основу кроме Конституции Российской Федерации составил один из первых значительных федеральных законодательных актов - Федеральный закон «О государственной тайне» с неоднократными изменениями. Он сформулировал основные понятия в данной области, введя норму для государственной тайны (ст. 2 ФЗ №5485-1), где государственная тайна - это защищаемые государственные сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ . При этом в законе была сделана попытка выделить внутри указанных областей конкретный перечень сведений, которые подлежат засекречиванию согласно настоящему закону (ст. 5). Кроме этого, в законе, по сути, впервые в юридической практике России был определен перечень сведений, которые не могут быть засекречены (ст. 7).

Поскольку информация, содержащая государственную тайну, могла быть доступна строго определенному кругу лиц, в законе были сформулированы основные позиции по допуску и доступу к информации подобного рода. В законе также определялся порядок организации и проведения работ, связанных с информацией, содержащей государственную тайну, порядок отнесения информации к сведениям, содержащим государственную тайну, порядок засекречивания и рассекречивания информации с указанием сроков секретности, что позволило снять гриф секретности с ряда советских и досоветских документов. Хотя следует отметить, что норма закона не требует в обязательном порядке снимать гриф секретности по истечении максимального срока засекречивания, поскольку в исключительных случаях информация может оставаться засекреченной решением Межведомственной комиссии по государственной тайне (ст. 13), а предельный срок засекречивания в РФ так и не был определен, в результате чего в отношении целых массивов документов, включая дореволюционные, в настоящий момент сохраняется режим ограничения доступа.

Закон определил иерархию грифов секретности и принципы их постановки на носителе, где информационные блоки относились к разным степеням секретности. Позднее эти моменты были конкретизированы в Постановлении Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности», где была сделана попытка детализировать моменты, которые не удалось четко закрепить в законе . Однако четкая методика распределения степеней секретности по принципу величины нанесенного ущерба в результате нарушения установленного статуса информации, разработка которой была поручена Межведомственной комиссии по государственной тайне двадцать лет назад, так и не существует по сей день, в связи с чем степень секретности согласно ФЗ «О государственной тайне» определяется в соответствии с нанесением ущерба интересам отдельных предприятий или учреждений («секретно»), ведомствам или отраслям («совершенно секретно»), государству в целом («особой важности»).

Однако несмотря на все попытки учесть максимальное количество нюансов и не допустить пробелов, таковые, с учетом серьезной доработки ряда последних лет, до сих пор имеются.

Неопределенная ситуация наблюдается в плане определения термина «доступ» в данном законе. Если в ст. 2 149-ФЗ доступ к информации - возможность получения информации и ее использования , и в этом случае специалисты выделяют правомерный (санкционированный) и неправомерный (несанкционированный) доступ к защищаемой информации. Норма ст. 2 ФЗ № 5485-1 доступ к информации определяет как санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление лица со сведениями, составляющими государственную тайну . Следовательно, акциденция «санкционированность» становится обязательной для конкретизации доступа, что означает факт отсутствия любого доступа как такового при отсутствии санкции. Значит, ситуация несанкционированности доступа становится невозможной: доступ как санкционированная возможность либо есть, либо его нет. Тогда ситуация, когда злоумышленник, получив возможность ознакомиться с информацией, содержащей государственную тайну, реально не означает факт доступа к ней, а следовательно, к рассмотренной выше ситуации невозможно применить санкции ст. 276 УК РФ, поскольку для совершения преступления в форме похищения сведений, составляющих государственную тайну РФ, необходимо сначала получить к ним доступ.

В связи с этим предлагается сформулировать норму ст. 2 в ФЗ № 5485-1 с учетом нормы ст. 2 149-ФЗ следующим образом: доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - возможность получения информации, составляющей государственную тайну, и ее использования. При этом можно либо определить конкретные действия и процессы по использованию информации, составляющей государственную тайну, что даст возможность на нормативном уровне разграничить санкционированный и несанкционированный доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

Еще нарекания вызывает довольно расплывчатый, с юридической точки зрения, характер определения сведений, относимых к государственной тайне. Ущерб безопасности Российской Федерации потенциально может нанести разглашение различного рода сведений. Поэтому органы государственной власти толкуют это понятие довольно широко. В качестве подтверждения можно привести ряд примеров, связанных с предъявлением обвинений некоторым ученым по факту разглашения сведений, составляющих государственную тайну. При этом адвокаты обвиняемых строили свою защиту исходя из того, что сведения, разглашенные их подзащитными, процедурный уровень отнесения к государственной тайне не проходили, а следовательно, как минимум, противоправного умысла, а как максимум, состава преступления в действиях их подзащитных не содержится.

Кроме того, сама норма, определяющая понятие государственной тайны, требует доработки, поскольку в случае передачи лицом иностранному государству кодов, паролей и прочих данных, не обладающих семантическими характеристиками, но защищаемым в интересах национальной безопасности, к данному лицу могут быть неприменимы санкции ст. 275 УК РФ, поскольку факт измены в форме передачи иностранному государству сведений, составляющих государственную тайну, может быть не констатирован после формально-лингвистического толкования нормы закона. В связи с тем, что сам уголовный закон не трактует понятие «государственная тайна», используя бланкетный принцип, изменение нормы ФЗ № 5485-1 становится крайне важным.

Все эти факты в совокупности свидетельствуют о необходимости продолжать доработку нормативно-правовых положений в данной предметной области.

К конфиденциальной информации в Российской Федерации на основании Указа Президента «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» отнесена информация, содержащая коммерческую тайну, служебную тайну, различные виды профессиональной тайны, например, врачебную тайну, адвокатскую тайну, личную и семейную тайны, а также тайну следствия (по-видимому, имелась в виду тайна предварительного расследования) и тайну судопроизводства (хотя судебный процесс в РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2, 4 ст. 10 ГПК РФ, ч. 1 ст. 24.3 КоАП РФ, ч. ч. 2, 3 ст. 241 УПК РФ, в России гласный согласно нормам Федерального закона № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» и постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 13 декабря 2012 г.

№35 «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов», в связи с чем данное положение указа Президента вызывает недоумение, если только под ним не имеется в виду тайна совещания судей и тайна совещания присяжных заседателей).

Но именование термином «конфиденциальная» информации, содержащей любую тайну, кроме государственной, представляется не совсем верным как с лингвистической, так и с юридической точки зрения. Словарь С. И. Ожегова определяет понятие «конфиденциальный» как «тайный, доверительный» , что синонимично понятию «тайный» (хотя есть другие мнения ), следовательно, с точки зрения языковой нормы информацию, содержащую государственную тайну, можно считать конфиденциальной. В принципе, законодатель может сузить набор дефиниций, переводя распространенный в языке термин в область права, но 149-ФЗ определяет «конфиденциальность» информации как «обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя» (п. 7 ст. 2 149-ФЗ) . Тем самым в российском законодательстве, регулирующем информационные отношения, присутствует еще одна значимая недоработка, связанная с нечетким заданием норм-дефиниций, что создает ряд сложностей.

Особое место в этом ряду занимает законодательство, регулирующее вопросы, связанные с коммерческой тайной. Коммерческая тайна - термин для российского законодательства относительно не новый. Но здесь следует указать на то, что, хотя попытки раскрыть данный термин предпринимались еще в 80-е гг., Федеральный закон «О коммерческой тайне» был принят только в 2004 г. в связи со стремлением России вступить в ВТО, когда информационные отношения в экономической сфере в России давно вышли на качественно новый, по сравнению с 1980-ми гг., уровень.

Правовой основой для принятия этого закона стала Конституция РФ (ст. 34), Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. I, ст. 139 - утратила силу, где было дано понятие служебной и коммерческой тайны, и ч. II, ст. ст. 771, 772, закрепляющие конфиденциальность информации и определяющие основные принципы конфиденциальности при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ).

Основной недоработкой положений Гражданского кодекса можно считать то, что условия правовой защиты коммерческой тайны до 2008 года были распространены на служебную тайну, хотя служебная информация коммерческую ценность иметь не может.

Федеральный закон «О коммерческой тайне» имел достаточно большое значение, хотя противоречий в законодательстве не устранил. Так, ноу-хау является объектом авторского права, а охраняется в режиме коммерческой тайны.

При реализации санкций за нарушение режима коммерческой тайны (ст. 183 УК РФ) отмечается незначительность количества доведенных до суда дел в связи с тем, что часто сам работодатель, вводя режим коммерческой тайны для части своей информации, не вносит соответствующие пункты ни в трудовой договор с работником, не оформляет специальные документы о допуске работника к информации, содержащей коммерческую тайну, не составляет специальные документы об ознакомлении работника с этой информацией, в связи с чем часто невозможно во время предварительного расследования сформировать достаточную доказательную базу для передачи дела в суд. Чаще всего дела по нарушению режима конфиденциальности коммерческой тайны разбирались в арбитражных судах (до их ликвидации).

Достаточно сложным для юридической практики до сих пор считается само определение коммерческой тайны. Если под государственной тайной подразумеваются определенные сведения, то коммерческая тайна определена как некая «конфиденциальность информации» . По утверждению его составителей, данная норма была введена в закон по предложению правового управления Государственной думы, поскольку 98-ФЗ оперирует понятием «информация, составляющая коммерческую тайну», а в названии закона - «коммерческая тайна» .

Практически не конкретизировано в законе применение его норм по отношению к ноу-хау, что, как утверждают составители закона, стало камнем преткновения в споре с Президентом, по причине чего закон долго не мог быть принят . При этом, поскольку при создании и использовании ноу-хау в силу вступает законодательство, регулирующее авторское или патентное право, в частности, Гражданский кодекс (ч. IV), данный вопрос можно отнести к числу недостаточно сложных.

При разработке закона часть специалистов настаивали на установлении минимальных требований к режиму защиты коммерческой тайны . Однако в итоге нормы 98-ФЗ не обязывают собственника информации, составляющей коммерческую тайну, вводить режим ее защиты, оставляя тем самым решение этого вопроса на усмотрение собственника, что можно считать оправданным.

У некоторых специалистов вызвало нарекание положение закона, разрешающее вводить режим коммерческой тайны на некоммерческих предприятиях, хотя, скорее, это можно считать оправданным, поскольку некоммерческие предприятия, например, религиозные организации, могут заниматься коммерческой деятельностью.

Однако закон может создать сложный юридический прецедент. Поскольку несколько лиц, получивших информацию законным способом, имеют право установить в отношении нее режим коммерческой тайны, возникнет вопрос о конкретной принадлежности информации и дальнейших возможностях ее правообладателей.

В этой связи можно утверждать, что Федеральный закон «О коммерческой тайне» требует некоторой доработки, хотя не такой значительной, как остальные рассмотренные нормативные акты.

Нормативное регулирование института служебной тайны можно отнести к наиболее «странным» в российском информационном праве.

В европейском континентальном праве существует такой вид информации, как «чиновничьи секреты» или «служебная тайна государственного служащего», за разглашение которой возможно лишение свободы на срок от шести месяцев до пяти лет и весьма значительный штраф.

В СССР за разглашение служебной тайны по ст. 76 УК РСФСР 1960 г. также полагалось лишение свободы на малый срок.

Становление института служебной тайны имело весьма специфические черты. В 1994 г. постановлением Правительства от 3 ноября 1994 г. № 1233 «Об утверждении положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии» служебная тайна как особый вид тайны была ликвидирована, и вместо нее была введена новая категория информации - служебная информация, к которой относится «несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью» .

В постановлении Правительства № 1233 служебная информация отнесена к несекретной (п. 1.2), причем разрешается вести ее учет совместно с другими несекретными документами (и. 2.3), хотя они пересылаются, в том числе фельдъегерской службой (п. 2.3), выделен перечень информации, которая не может быть отнесена к служебной (и. 1.3), указаны реквизиты, проставляемые на носитель информации, включающие ограничительную отметку «Для служебного пользования» (и. 1.4), уничтожение дел производится по акту (и. 2.6).

При этом ряд моментов вызывает вопросы. Прежде всего, не совсем понятна дефиниция информации ограниченного распространения. Согласно уже приводимой норме и. 9 ст. 2 149-ФЗ (аналогичная содержалась в предыдущем законе о защите информации) распространение - это «действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц» . Если в термине «информация ограниченного распространения» заменить дифиниен- дум на дифиниенс, то получится «информация, ограниченно полученная неопределенным кругом лиц или ограниченно переданная неопределенному кругу лиц». Данная формулировка возможна только в случае, если ограничение имеет место по содержательному параметру предоставляемой информации, то есть информация передана в неполном виде. Тем не менее по смыслу постановления Правительства № 1233, речь идет об ограничении круга пользователей, но никак не содержания передаваемой информации. В этой связи базовое понятие постановления Правительства № 1233 «служебная информация ограниченного распространения» следует заменить на термин «служебная информация ограниченного доступа», тогда противоречий по объему и содержанию не будет.

Следующая неясность возникает в связи с тем, что, с одной стороны, информация несекретная, то есть тайны не содержит, может обрабатываться и храниться вместе с обычной неконфиденциальной информацией, а с другой - круг пользователей ограничен, за пределы организации выходить информация не может, пересылается фельдъегерской почтой.

До 1 января 2008 г. в отношении служебной тайны действовала норма ст. 139 ГК РФ (ч. I), определявшая служебную тайну как информацию, имеющую действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. При этом сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами .

Данная проблема достаточно давно осознавалась специалистами, в связи с чем предпринимались попытки принятия в РФ закона «О служебной тайне», в котором предполагалось, что в режиме служебной тайны должна охраняться конфиденциальная служебная информация, получаемая органами государственной власти от других субъектов, а также информация, создаваемая ими в процессе деятельности и в целях защиты определенных государственных интересов и не предназначенная для неограниченного распространения , иными словами, авторы проекта закона рассматривали служебную тайну как некую внутрисистемную информацию. Однако при этом, согласно предполагаемым нормам проекта закона «О служебной тайне», функционирование данного класса информации было возможно только в государственных органах, что существенно ограничивало права коммерческих организаций. Кроме того, такое определение служебной тайны создавало прецедент перевода информации одного класса в другой (коммерческой, профессиональной и прочих, кроме государственной, в служебную), хотя каждый из данных видов защищаемой информации может иметь свой режим защиты, а, самое главное, его нарушение может повлечь ответственность по разным нормативным правовым актам РФ.

Несмотря на это, проект закона содержал ряд положительных моментов, что потенциально позволяло заложить правовой фундамент для формирования системы оборота и защиты подобной категории информации .

Тем не менее проект закона «О служебной тайне», внесенный в Государственную думу одновременно с проектом закона «О коммерческой тайне», не принят до настоящего момента.

В результате единственным федеральным нормативным документом, регламентирующим отношения субъектов инфосферы в области служебной информации, является Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233 «Об утверждении положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти». Постановление регламентирует оборот служебной информации в федеральных органах исполнительной власти, а также на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях , что означает невозможность оборота информации подобного типа в других учреждениях и организациях.

Обращает на себя внимание и тот факт, что в Постановлении Правительства служебная информация была отнесена к категории несекретной, но с ограниченным распространением. В принципе, такое положение было бы возможным, если бы с 1996 г. не стала действовать норма ст. 139 ГК РФ, где прямо признавалось, что служебная информация содержит тайну, а Постановление Правительства, которое в связи с принятием ч. I ГК не было отменено, предписывает обрабатывать служебную информацию вместе с несекретной (п. 1.2) , хотя она не подлежит разглашению (п. 1.7), сам порядок работы с документами, содержащими служебную информацию, аналогичен порядку работы с документами, содержащими государственную тайну.

В этой связи отдельные положения постановления Правительства № 1233 вызывают некоторое недоумение: если федеральный кодифицированный закон относит служебную информацию к содержащим тайну, то подзаконный акт не может выводить ее из этого правового режима. Служебную информацию в правительственном варианте со служебной тайной ГК РФ сближает не только правовой режим, но и мера ответственности за разглашение: виновный несет дисциплинарную или иную ответственность (п. 1.8) .

К классу конфиденциальной информации кроме информации, содержащей коммерческую, служебную, профессиональную тайну (к примеру, банковскую, врачебную, адвокатскую, нотариальную и проч.), а также информации, составляющей персональные данные, в отдельных случаях можно отнести информацию, составляющую объект патентного права (секретные патенты). Хотя данная информация является объектом интеллектуальной собственности, отнесение двух указанных разновидностей информации к разным классам и подклассам оправдано тем, что информация, содержащаяся в секретном патенте или в свидетельстве, составляет тайну его собственника и может стать доступной (как и любой другой вид защищаемой информации) определенному или неопределенному кругу лиц только по особому решению либо собственника патента или свидетельства, либо государства, принявших решение об отнесении этой информации к закрытой, а охрана этой информации гарантирована Конституцией РФ (ч. 1 ст. 44).

Следующая категория защищаемой информации в РФ - персональные данные. Остановимся на такой проблеме, как соотнесение по содержанию и объему понятий «частная жизнь», «личная тайна», «семейная тайна» и «персональные данные». Что касается первых трех понятий, то предполагалось, что после принятия Конституции РФ в 1993 г. должны появиться федеральные законы, в которых будут соответствующие нормы-дефиниции. Однако до настоящего момента таких федеральных законов нет. Правда, в 2005 г. после обращения одного из граждан Конституционный суд РФ дал определение личной и семейной тайне: «Под личной и семейной тайной (частной жизнью) лица понимаются те сведения, которые не могут быть известны неопределенному кругу лиц, та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства» . Однако при этом, во-первых, Конституционный суд включил понятия «личная тайна» и «семейная тайна» в объем понятия «частная жизнь», что, по сути, исключило возможность дополнения объема указанного понятия другими. Стоит отметить, что объем понятия «частная жизнь» представляется шире, чем это следует из определения Конституционного суда, а понятия «личная тайна» и «семейная тайна» явно не контрадикторные, а соподчиненные или пересекающиеся. Во-вторых, Конституционный суд не привел отдельно дефиниции понятий «личная тайна» и «семейная тайна», поэтому определить границы их объемов является проблематичным.

Исходя из норм УК РФ можно утверждать, что информация об усыновлении (удочерении) явно относится к семейной тайне, но вопрос о том, как еще можно дополнить данный перечень, остается открытым (к примеру, информацию о заключении брака к семейной тайне отнести нельзя в силу ее общедоступности). Можно предположить, что остальная информация о частной жизни лица составляет его личную тайну. Правда, несмотря на некоторую неопределенность понятий в РФ предусматривается уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК РФ), тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных, почтовых и иных сообщений (ст. 138 УК РФ) .

Если обратиться к опыту развитых стран, то в США Верховный суд принял расширенное толкование 4-й поправки Конституции, в результате чего в 1974 г. конгрессом было закреплено в законе «О частной жизни» (The Privacy Act), закрепившем право граждан на защиту частной жизни от чрезмерного вмешательства государства (к примеру, нельзя придать огласке медицинские данные, использовать фамилию и имя без согласия лица, публиковать некоторые его фотографии, разглашать информацию о сексуальной жизни и т. п.).

В Российской Федерации рассмотренная выше правовая неопределенность, связанная с недостаточной четкостью дефиниций трех указанных терминов, усилилась вследствие введения в оборот понятия «персональные данные» после ратификации в 2005 г. Страсбургской конвенции Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» и принятия в 2006 г. Федерального закона РФ № 152-ФЗ «О персональных данных». Соотношение всех этих понятий по объему и содержанию является весьма сложным. Можно предположить, что понятия «личная тайна» и «семейная тайна» - пересекающиеся и соподчиненные понятию «частная жизнь», а понятие «персональные данные» пересекается со всеми тремя. На нормативном уровне разрешение возникшей неопределенности ожидалось в 2011 г. путем внесения поправок в Федеральный закон «О персональных данных». Однако новая редакция 152-ФЗ указанную неясность только усилила. Согласно норме ст. 3 152-ФЗ персональные данные - «любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)» , то есть фактически объем данного понятия ограничить почти невозможно (хотя по духу нормы п. а ст. 2 Страсбургской конвенции Совета Европы , персональными данными можно считать только ту информацию, на основании которой субъекта можно идентифицировать). При этом следует подчеркнуть, что если безопасное государство должно согласно ст. 2 152-ФЗ обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина при автоматизированной обработке его персональных данных , то представляется непонятным, какую именно информацию, внесенную в автоматизированные системы, государство должно защищать от противоправных посягательств в отношении целостности, конфиденциальности персональных данных, поскольку косвенно к физическому лицу может относиться не только любая социальная, но и любая биологическая и даже элементарная информация.

Безусловно, следует согласиться с тем, что сам факт принятия 152-ФЗ играет большую роль в плане защиты информационных прав личности, т. к.

выделяет тип защищаемой информации и определяет права субъекта и обязанности оператора при обработке персональных данных.

Однако данный закон также содержит ряд недоработок и неточных формулировок. К примеру, Русской православной церкви не понравилась идея введения персонального номера, и в результате, как отмечает Л. Левинсон, в законе появилось нечто обтекаемое и малосодержательное, а именно положение о недопустимости использования «оскорбляющих чувства граждан или унижающих человеческое достоинство способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных» . Понимать, как отмечают специалисты, под этим можно разное в зависимости от точки зрения .

Излишне широко, по мнению ряда специалистов, и определение оператора. Это согласно ст. 3 152-ФЗ, «государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных» . Такое определение автоматически превращает в оператора любое физическое лицо, если оно хотя бы однажды осуществляло обработку персональных данных другого лица не для личных и семейных нужд, а, например, по просьбе другого лица или по иному случаю. Например, студенту может быть поручено составить список желающих играть в институтском театре с указанием их контактных данных. Студент превращается в оператора и, согласно нормам закона, вынужден либо получить от включаемых в список лиц письменное согласие на общедоступность их данных, либо уведомить о себе «уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных» и, как иронично констатирует Л. Левинсон, «вступить с этим органом в продолжительную связь» .

Нужно также иметь в виду определение общедоступных персональных данных. Таковыми признаются «данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен с согласия субъекта персональных данных или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности» . При этом согласно ст. 8 152-ФЗ включение персональных данных в общедоступные источники возможно только с письменного согласия соответствующего лица.

Достаточно сложно дело обстоит с использованием личных данных в научных целях. В п. 3 ч. 2 ст. 6 152-ФЗ в качестве исключения из общего правила согласия субъекта персональных данных на их обработку указываются случаи, когда «обработка персональных данных осуществляется для статистических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания персональных данных» . Однако следом, в п. 6 ч. 2 ст. 6 152-ФЗ, говорится о допустимости несогласованной обработки, если таковая «осуществляется в целях профессиональной деятельности журналиста либо в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных» . Из сопоставления этих пунктов неясно, требуется ли при обработке данных в научных целях обезличивание данных либо достаточно, если при этом не будут нарушены права человека. Ведь если для статистических целей предпочтительно использование обезличенной информации, то научные исследования в широком смысле иногда нуждаются в точных сведениях о конкретных людях, особенно применительно к истории, политологии, литературоведению и иным гуманитарным дисциплинам.

Следует также согласиться со специалистами, указывающими как на недоработки 152-ФЗ, так и на создаваемые проблемы правоприменительной практики. Конкретизировать хотелось бы, прежде всего, проблему обработки специальных категорий. Здесь вполне справедливую критику можно дополнить замечанием. Если запрет на обработку информации о религиозных, политических взглядах и интимной жизни соответствует нормам ст. 19, ч. 1 ст. 24, ст. 28, ч. ч. 1, 3 ст. 29 Конституции РФ, то запрет на обработку информации о философских взглядах не имеет иного, кроме 152-ФЗ, нормативного основания и вызывает, мягко говоря, недоумение. По сути, норма закона приравнивает философские взгляды, например, к информации об интимной жизни, которая является (условно) сокровенной тайной индивида (это в определенной мере еще можно отнести к религиозным и политическим взглядам, но сокрытие философских убеждений нелепо) . По-видимому, составители 152-ФЗ имеют поверхностное представление

0 философии как об особой форме мировоззрения, абсолютно не допуская мысли о том, что это одна из наук со своим объектом, предметом и методологией. В связи с этим на уровне правоприменительной практики непонятно, как составлять философские энциклопедии, учебные пособия: ориентируясь только на общеизвестную информацию, доказывая, согласно норме 152-ФЗ, из каких открытых источников взята информация, т. к. аргумент: «известно всему философскому сообществу» с нормой 152-ФЗ не согласуется, или запрашивать согласие философа или его законных наследников на обработку и распространение информации о том, что он, к примеру, неопозитивист. Проблематичным становится и написание научных работ по истории философии, перед чем исследователь: а) должен уведомить Роском- надзор о начале обработки им персональных для внесения исследователя в реестр как оператора персональных данных, б) должен получить согласие по установленной ч. 4 ст. 9 152-ФЗ форме на разглашение персональных данных специальной категории, в) если конкретизация философского кредо субъекта стала результатом личных изысканий исследователя, то 152-ФЗ вообще не определяет норму для данной ситуации . Однако надеяться, что этот казус будет ликвидирован в ближайшее время, не приходится.

На более конкретном уровне правоприменительной практики обращают на себя внимание следующие моменты. Во-первых, в 152-ФЗ четко определено, что оператор персональных данных имеет право обрабатывать персональные данные субъекта только в случае согласия субъекта, оформленного согласно требованиям ч. 4 ст. 9 152-ФЗ. Тем не менее в реальной практике данная норма редко соблюдается. К примеру, некоторые российские коммерческие банки, выдавая денежные средства физическим лицам по денежному переводу, в квитанцию (расписку) о получении денежных средств включают пункт: «Я, (Ф. И. О.), даю согласие 1Ч-Банку на обработку любыми способами, хранение, передачу третьим лицам, включая трансграничную передачу, моих персональных данных». А некоторые маркетинговые компании, товары которых заказываются по Интернету, телефону или почте, включают в свои бланки заказов следующую фразу: «Делая заказ в любой форме, я (Ф. И. О.), даю согласие ^маркетинговой компании на обработку моих персональных данных, включая передачу партнерам компании и трансграничную передачу», что полностью противоречит требованиям ч. 1 ст. 15 и ч. 4 ст. 9 152-ФЗ и делает такое согласие неправомерным.

Следующий момент применения норм 152-ФЗ связан с определением срока, на который субъект персональных данных дает свое согласие на обработку информации. В квитанции одного из коммерческих российских банков значилась фраза: «Согласие на обработку персональных данных предоставляется пожизненно», что противоречит ч. 2 ст. 5, ч. 4 ст. 21 152-ФЗ. Некоторые другие недобросовестные операторы персональных данных вообще не оговаривают ни конкретные сроки обработки персональных данных, ни условия, при которых обработка должна быть прекращена, даже не называют цель, для реализации которой потребовались персональные данные субъекта, хотя недопустимость подобной практики зафиксирована в ст. ст. 5, 18, 21 152-ФЗ.

Устанавливаемый порядок отзыва субъектом своих персональных данных также зачастую противоречит нормам 152-ФЗ. К примеру, некоторые маркетинговые организации устанавливают срок уничтожения персональных данных субъекта после получения его письменного заявления в 180 дней, хотя ч. 2 ст. 15 вполне определенно требует немедленно прекратить по требованию субъекта обработку маркетинговыми компаниями его персональных данных .

В результате подобных действий недобросовестных операторов наносится ущерб правам личности в инфосфере. Хотя КоАП РФ и УК РФ определяют меру ответственности оператора за неправомерную обработку персональных данных субъектов или незаконный сбор сведений о частной жизни лица, в России, несмотря на первоначальные опасения специалистов, суды крайне редко рассматривают дела по подобным нарушениям. Такая ситуация, как представляется, связана с двумя обстоятельствами. Так, уровень правовой культуры граждан крайне низок, а органы государственной власти и государственные СМИ не смогли довести до сведения российской общественности информацию о том, что такое «персональные данные» и что их нужно защищать, а как именно это делать и что является нарушением - известно только узкому кругу специалистов.

Другим обстоятельством, приводящим к массовым нарушениям требований 152-ФЗ, можно считать отсутствие систематического контроля со стороны соответствующих органов государственной власти, в результате чего некоторые частные медицинские компании, несмотря на вступление 152-ФЗ в силу в полном объеме, обрабатывают персональные данные категории К 1 и К 2 без лицензий регулятора на несертифицированном оборудовании и без применения криптографических средств защиты информации , и никаких санкций к ним пока не было применено.

В этой связи можно констатировать, что проблема защиты прав личности в информационной сфере продолжает стоять крайне остро, требует значительных усилий как со стороны законодателя, так и со стороны органов исполнительной власти по созданию реальной действенной практики соблюдения вводимых федеральным законодательством норм.

Итак, на правовом уровне следует рассматривать информацию в двух аспектах: как данные, передаваемые любым способом кодировки сигналов и хранящиеся на носителях, и как сведения о фактах, событиях, явлениях и процессах, не зависящие от формы их представления. Причем информация как сведения должна обладать набором семиотических характеристик, в частности, смыслом, внутренней структурой и целевой предназначенностью, а информация как данные должна принимать на себя совокупность соответствующих количественных и качественных параметров.

Анализ основных нормативных правовых актов в области защиты информации показал, что в России продолжается процесс формирования законодательства в области защиты информации.

К определению основных понятий в области безопасности информационных технологий и общих целей защиты надо подходить с позиции защиты интересов и законных прав субъектов информационных отношений. Необходимо всегда помнить, что защищать надо именно субъектов информационных отношений, так как именно им, а не самой информации или системам ее обработки может наноситься ущерб. Такая расстановка акцентов позволяет правильно определять требования к защищенности конкретной информации и систем ее обработки.

Однако вместе с тем следует отметить, что существующее законодательство в области защиты информации имеет ряд серьезных недоработок, следовательно, развитие законодательной базы должно продолжаться.

Следует утверждать то, что защита информации должна являться важнейшим компонентом деятельности в области информационных отношений, при этом данная деятельность должна быть обеспечена как с организационной, так и с правовой точки зрения, в связи с чем необходимы серьезные доработки ряда областей права, прежде всего уголовного.

Проведенный анализ показал: российское информационное право содержит ряд недоработок, неопределенностей и спорных моментов, что также можно относить к факторам, которые, по мнению одного из ведущих российских специалистов в области информационного права и правового обеспечения информационной безопасности А. А. Стрельцова, снижают эффективность правового регулирования и правоприменительной практики в области информационных отношений . В связи с чем российскому законодателю было бы рационально использовать уже накопленный международный опыт в области регулирования информационных отношений.

  • Трофимцева С. Ю. К вопросу о классификации информации в российском информа ционном праве [Электронный ресурс] / С. Ю. Трофимцева // Рационализация современной науки: материалы XIX Международной научно-практической конференции поюридическим наукам (22-23 марта 2012 г., Украина). - Режим доступа: http://science.ucoz.ua/publ/nauchno_prakticheskie_konferencii/juridichesike_nauki/administrаЙУПОе_ргауо_і_ргосе88_Гтап80УОе^гауо_іпйогтасіоппое_ргауо/10-1-0-930 (дата обращения: 25.12.2014).
  • Федеральный закон РФ «Об информации, информационных технологиях и защитеинформации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ в ред. и с изм. ФЗ [Электронный ресурс] //СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165971/ (дата обращения: 25.12.2014).
  • Там же.
  • Там же.
  • Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» в ред. ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  • Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря1993 г. в ред. федеральных конституционных законов от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ,№ 7-ФКЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.
  • Государственный стандарт ГОСТ Р 50 50-1996: Защита информации. Основные термины и определения (утратил силу) [Текст]. - М.: Госстандарт России. Издание официальное, 1996.

Вопрос.

Понятие:

Информационное право - отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в информационной сфере, связанных с оборотом информации, формированием и использованием информационных ресурсов, созданием и функционированием информационных систем в целях обеспечения безопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, их организаций, государства и общества.

Предмет:

Основным предметом правового регулирования информационного права выступают информационные отношения , то есть общественные отношения в информационной сфере, возникающие при осуществлении информационных процессов - процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации.

Методы:

Под методом правового регулирования в информационном праве будем понимать способы воздействия отрасли информационного права на информационные отношения.

1. Императивное регулирование (повелительный характер, субординация):

1. Повеление

3. Дозволение и т.д.

2. Диспозитивное регулирование (равенство S правоотношений):

1. Соглашение

2. Поощрение и т.д.

Принципы:

1. Принцип приоритетности прав личности (ст. 2 Конституции РФ).

2. Принцип свободного производства и распространения любой информации, не ограниченной федеральным законом (принцип свободы творчества и волеизъявления).

3. Принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества, государства.

4. Принцип свободного доступа (открытости) информации.

5. Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации.

6. Принцип законности.

7. Принцип ответственности.

Источники:

Под источниками информационного права понимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм. Основу источников информационного права составляют нормативные правовые акты информационного законодательства, которое ныне активно развивается.

1. информационно-правовые нормы международных актов (Декларация прав человека (ООН 1948 год) Ст. 19 - Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; …свободу искать, получать и распространять информацию…);

2. информационно-правовые нормы Конституции РФ;

3. нормативные правовые акты отрасли информационного законодательства (ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”);

4. информационно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства (УПК: Ст. 13 - тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений).

Вопрос.

Право на информацию

Право на информацию - гарантированная Конституцией РФ возможность граждан получать достоверные сведения о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений и должностных лиц. Конституция РФ (ч. 4 ст. 29) закрепляет право каждого человека свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это право не является абсолютным и подлежит ограничению (тайны, различного характера).

Информационные правоотношения – это правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в информационной сфере, между субъектами по поводу информации, регулируемые информационными нормами права (корреспонденция взаимных прав и обязанностей субъектов данных правоотношений) – Определение писал сам, особо не доверяйте.

Виды информационных правоотношений:

1. информационные правоотношения, возникающие при осуществлении поиска, получения и потребления информации

2. информационные правоотношения, возникающие при производстве, передаче и распространении информации , информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг;

3. информационные правоотношения, возникающие при создании и применении информационных систем , их сетей, средств обеспечения;

4. информационные правоотношения, возникающие при создании и применении средств и механизмов информационной безопасности.

Структура:

(S - O - S, отношения между субъектами по поводу объекта).

К основным элементам информационного правоотношения относятся:

а)субъекты , вступающие в правоотношения при осуществлении информационных процессов;

б) поведение (действия, бездействие) субъектов при осуществлении ими информационных;

в) объекты , в связи с которыми субъекты вступают в информационные правоотношения;

г) право, обязанность и ответственность субъектов правоотношений при осуществлении информационных процессов.

Вопрос.

1. Открытые информационные ресурсы. Государственные информационные ресурсы являются открытыми, исключения предусматриваются ФЗ. Правовой режим частных информационных ресурсов определяется собственником. Индивидуальные предприниматели и организации могут установить режим конфиденциальности в отношении какой-либо информации в порядке, не противоречащем законодательству.

2. Информационные ресурсы с ограниченным доступом . Документированная информация с ограниченным доступом подразделяется на отнесенную к государственной тайне и конфиденциальную (документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ).

Введение

Ни одна сфера жизни современного общества не может функционировать без развитой информационной системы. Национальный информационный ресурс является сегодня одним из главных источников экономической и военной мощи государства. Проникая во все сферы деятельности государства, информация приобретает конкретные политическое, материальное и стоимостное выражения. На этом фоне все более актуальный характер приобретают вопросы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации как неотъемлемого элемента национальной безопасности, а защита информации превращается в одну из приоритетных государственных задач.

В любом государстве информационной безопасности придается особое значение. В своем развитии эта задача проходит множество этапов в зависимости от потребностей государства, возможностей, методов и средств добывания сведений (в частности разведки), правового режима государства и реальных его усилий по обеспечению защиты информации. Одним из важнейших аспектов обеспечения национальной безопасности любого государства, являются вопросы сохранения государственной тайны.

Виды информации в зависимости от категории доступа к ней

В зависимости от категории доступа информация подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). Об этом сказано в статье 5, ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.7.2006 г. № 149-ФЗ.

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Предусматривается, что общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации. Примером может служить информация о состоянии окружающей среды, о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, документы накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов. Так же в эту категорию можно отнести нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления. государственный тайна секретность конфиденциальность

Информацией ограниченного доступа является информация представляющая ценность для ее владельца, доступ к которой ограничивается на законном основании. В свою очередь информация ограниченного доступа подразделяется на информацию составляющую государственную тайну и информацию, соблюдение конфиденциальности которой установлено федеральным законом (конфиденциальная информация).

Информация с ограниченным доступом – это сведения, их носители, засекреченные путем установления ограничений на распространение такой информации и на доступ к ее носителям. Информация с ограниченным доступом определяется такими признаками:

    Доступ ограничен в соответствии с ФЗ;

    Цель ограничения – защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции).

Информацию с ограниченным доступом в зависимости от субъектного состава:

    Информация, содержащая государственную тайну;

    Конфиденциальная информация.

Конфиденциальность – обязательное для выполнения лицом, получившего доступ к определенной информации, требование не передавать данную информацию третьим лицам без их согласия.

Признаки и условия охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом:

    Информация должна быть документирована, то есть содержаться на материальном носителе;

    Соответствие информации ограничениям, установленным в законодательстве. Это значит:

    1. Не должна подпадать под перечь информация, ограничение доступа к которой запрещено законом;

      Должна подпадать под перечень информация, ограничение доступа к которой установлено ФЗ.

    Защита установлена ФЗ, см. ст. 16 ФЗ «Об информации».

Защите подлежит любая информация, неправомерное использование которой может нанести вред владельцу, пользователю, собственнику или иному лицу.

Вопрос 3: Государственная тайна, как предмет, изъятый из гражданского оборота

Часть 4 статьи 29 Конституции указывает на существование информации, которая должна быть защищена.

Правовой основой обеспечения защиты государственной тайне является Конституция РФ, Закон РФ «О государственной тайне», ФЗ «О безопасности», ФЗ «Об информации», Указы и Распоряжения Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти – Приказы ФСБ.

Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Принципы засекречивания:

    Законность – засекречиваемые сведения должны соответствовать перечню сведений, составляющих государственную тайну, перечню сведений, не подлежащих засекречиванию, соответствие законодательству РФ о государственной тайне.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, это совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основании и в порядке, установленным законодательством.

    Принцип обоснованности – целесообразность засекречивания конкретных сведений установлена путем экспертной оценки вероятных экономических и иных последствий. Возможности нанесения ущерба безопасности РФ, обществу, личности;

    Принцип своевременности – ограничения на распространение сведений и на доступ к ним установлены с момента получения таких сведений или заблаговременно;

    Принцип обязательной защиты сведений, составляющих государственную тайну – компетентные органы и их должностные лица приняли в отношении конкретных сведений решение об их отнесении к государственной тайне и засекречивании, установили в отношении их соответствующий режим правовой защиты, осуществляют контроль и надзор за обеспечением соблюдения режима государственной тайны (органы?).

В соответствии с перечнем должностных лиц, органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, правом отнесения информации к тайне наделены.

_____________________________________________________________________________________

Государство в отношении сведений, составляющих государственную тайну, имеют следующие права:

    Засекречивать информацию;

    Рассекречивать информацию;

    Разрешать допуск;

    Санкционировать доступ;

    Распоряжаться государственной тайной;

    Требовать защиты;

    Привлекать к ответственности.

Засекречивать сведения государство имеет право путем установления степени и грифа секретности. В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ «О государственной тайне», гриф секретности – реквизит документа, свидетельствующий о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, выставляемый на носителе и в сопроводительной документации на него.

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ в случае распространения указанных сведений.

Группы по степени секретности:

    Сведения особой важности;

    Совершенно секретные сведения;

    Секретные сведения.

К сведениям особой важности следует относить сведения, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ в целом. Ксовершенно секретным следует относить сведения, распространение которых может нанести ущерб отдельной или нескольким отраслям государственного управления. Ксекретным сведениям относят все иные сведения, содержащим государственную тайну.

Рассекречивать сведения – снимать ранее введенные ограничения на распространение сведений, составляющих государственную тайну, на доступ к их носителю. Основания для рассекречивания четко закреплены в ст. 13 ФЗ «О государственной тайне».

Допуск к государственной тайне – это добровольная процедура оформления права на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. Выделяют два вида допуска:

    Общий порядок (ст. 21 ФЗ);

    Особый порядок допуска отдельных категорий граждан (ст. 21.1 ФЗ).

Допуск организаций на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется путем получения организациями лицензий, в порядке, разработанном Правительством РФ.

Санкционировать доступ к сведениям, составляющих государственную тайну – ознакомить конкретное лицо, со сведениями, составляющими государственную тайну.

В соответствии со ст. 10 ФЗ «О государственной тайне» закреплено понятие ограничение права собственности на информационные ресурсы.

Распоряжение государственной тайной осуществляется на основании раздела 5 ФЗ «О государственной тайне».

Средства защиты информации: технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а так же средства контроля эффективности защиты информации. Данные средства должны быть сертифицированы, а так же должны быть отечественного производства.

Служебная тайна – защищаемая конфиденциальная информация, ставшая известной лицу в органах государственной власти, в органах местного самоуправления в силу исполнения служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен ФЗ.

Признаки отнесения сведений к служебной тайне:

    Информация отнесена ФЗ к служебной информации органов государственной власти, доступ к которой ограничен;

    Является конфиденциальной информацией другого лица;

    Не является государственной тайной и не подпадает под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен;

    Получена в силу исполнения служебных обязанностей на государственной или муниципальной службе.

Профессиональная тайна – защищаемая по закону информация, которая стала известна держателю в силу исполнения им своих профессиональных обязанностей, не связанных с государственной или муниципальной службой, распространение которой может нанести ущерб правам и законным интересам другого лица (доверителя), доверившего эти сведения и не являющиеся государственной или коммерческой тайной.



Просмотров