Отражение положений конвенции о правах ребенка в белорусском законодательстве. Основные критерии выбора доменного имени

В Республике Беларусь, на момент принятия Конвенции о правах ребёнка входящей в состав Советского Союза, первый шаг в области защиты прав ребёнка был предпринят в Москве, когда 8 января 1990 г. на совместном заседании четырёх комитетов Верховного Совета СССР, в число которых входили следующие: по науке, народному образованию, культуре и воспитанию; по делам женщин, охраны семьи, материнства и детства; по делам молодёжи; по международным делам, было принято решение о том, что Конвенция о правах ребёнка будет представлена к ратификации на 3-й сессии Верховного Совета. 13 июня 1990 г. эта ратификация состоялась, а для Беларуси в соответствии со всеми процедурными моментами конвенция вступила в силу с 31 октября того же года .

Следующим этапом стала работа над Законом "О правах ребёнка". Первый проект такого закона был подготовлен по инициативе Советского детского фонда весной 1991 г. Однако распад Советского Союза и последующие социальные катаклизмы приостановили процесс создания этого важнейшего документа, однако Беларусь первой вернулась к идее создания Закона "О правах ребёнка".

Работа над проектом Закона Республики Беларусь "О правах ребёнка" продолжалась около полутора лет. В первом чтении проект был одобрен на осенней сессии 1992 г., а окончательно принят 19 ноября 1993 г., после чего вступил в действие.

Параллельно происходила подготовка другого важного документа: Первоначального периодического доклада Республики Беларусь о выполнении положений Конвенции о правах ребёнка.

Республика Беларусь, признавая приоритет общепризнанных принципов международного права, 27 июля 1990 г. ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, которая для Беларуси вступила в силу 31 октября 1990 г. Присоединившись к Конвенции, республика тем самым приняла на себя международные обязательства по приведению своего законодательства в соответствие с Конвенцией.

Однако процесс имплементации международных норм о правах ребенка в законодательство Республики Беларусь происходит довольно сложно. Вопрос приобретает еще большую остроту в связи с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС

В 1991 г. было принято несколько нормативных актов, имеющих прямое отношение к правам ребенка. Верховным Советом Республики Беларусь были приняты постановление "О дополнительных мерах по улучшению охраны материнства и детства в Республике Беларусь", а также две государственные программы: "Национальная программа профилактики генетических последствий, обусловленных катастрофой на ЧАЭС" и комплексная целевая программа "Охрана материнства и детства в условиях воздействия последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 1991--1995 гг.".

Совет Министров РБ принял постановление "О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии".

Одновременно начался активный законодательный процесс по созданию правовой базы в области защиты прав ребенка. В 1991--1992 гг. были приняты законы: закон "О гражданстве РБ" 1991 г., закон "Об образовании в РБ" 1991 г., закон "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" 1992 г., закон "Об общих началах государственной молодежной политики в РБ" 1992 г., закон "О свободе вероисповеданий и религиозных организациях" 1992 г.

12 февраля 1993 г. Республика Беларусь, согласно статье 44 Конвенции, предоставила первоначальный доклад о принятых ею мерах по реализации положений Конвенции Комитету по правам ребенка. Комитет на своей 5-й сессии в январе 1994 г. рассмотрел первоначальный доклад Беларуси и принял заключительные замечания, в которых содержались предложения и рекомендации относительно повышения эффективности защиты прав детей в государстве. В частности. Комитет рекомендовал подготовить национальный план действий в интересах детей; учредить постоянный орган контроля за осуществлением прав ребенка; обратиться за технической помощью к Детскому фонду ООН, Всемирной организации здравоохранения. Замечания, сделанные Комитетом, были учтены Республикой Беларусь в ее последующей нормотворческой деятельности в области защиты прав детей.

19 ноября 1993 г. Республика Беларусь приняла Закон о правах ребенка. Закон, состоящий из 35 статей, закрепил правовой статус ребенка как субъекта правоотношений, а также определил принципы государственной политики в отношении ребенка, права и обязанности ребенка, обязанности государственных органов, учреждений, предприятий и организаций, общественных объединений и граждан по защите детства.

Согласно Закону ребенком является лицо с момента его рождения и до достижения 18-летнего возраста, если по законодательству он раньше не приобрел гражданскую дееспособность в полном объеме (ст. 1). По аналогии с Конвенцией о правах ребенка Закон закрепляет за ребенком гражданско-политические и социально-экономические и культурные права .

Контроль над соблюдением Закона был возложен на Министерство образования Республики Беларусь.

Права ребенка были закреплены и на конституционном уровне. Конституция Республики Беларусь провозглашает, что брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. В Конституции признается, что ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении (ст. 32 Конституции).

На международном уровне Республика Беларусь заключила ряд соглашений о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам с Польшей, Латвией, Литвой, Китайской Республикой .

В рамках СНГ принята Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, которую подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.

Для создания более эффективного механизма защиты прав многие страны создают у себя специальные органы по защите прав детей: институты уполномоченных по правам ребенка (омбудсмены по правам ребенка). Было бы хорошо, чтобы и в Республике Беларусь рассматривалась омбудсмены по правам ребенка, а также детские (ювенальные) суды.

В нашей республике на государственном уровне эти вопросы только начали обсуждаться. При содействии ЮНИСЕФ в июле 1998 г. был проведен "круглый стол" о необходимости введения в республике Института омбудсмена по правам ребенка, В Национальной комиссии по правам ребенка рассматривается вопрос о создании специальных детских судов. Но все это находится на стадии становления .

Далее отмечалось, что, являясь частью мирового сообщества, республика должна также в полной мере разделить его тревогу по поводу трансформации некоторых общечеловеческих моральных ценностей, приводящей к деградации части молодежи. Поэтому создаваемый закон был призван обеспечить юридическую основу для физического, нравственного и духовного здоровья ребёнка. Во вступлении была зафиксирована идея о создании системы особой государственной заботы и социальной защиты детей, находящихся в неблагоприятных условиях или попавших в экстремальные ситуации, т. е. детей, временно или постоянно лишившихся семейного окружения, пострадавших в результате вооружённых конфликтов на национальной или иной почве, стихийных бедствий, аварий, вызванных человеческой деятельностью, детей-инвалидов, детей с особенностями в умственном или физическом развитии.

Также в преамбуле проекта закона подчёркивалась значимость семьи как естественной среды, необходимой для полноценного развития ребёнка, определены меры по обеспечению ребёнку семейного окружения, с одной стороны, и по установлению ответственности родителей за воспитание детей -- с другой.

Принципиально новым в проекте закона явились:

Идея о посильном вовлечении детей в самостоятельную трудовую деятельность, начиная с младшего дошкольного возраста;

Расширение прав ребёнка, привлечённого к уголовной ответственности (право на содействие педагога или психолога в процессе следствия или дознания, право на отпуск во время отбывания наказания, на свидания не только с родными, но и с другими заинтересованными лицами);

Повышение ответственности родителей за воспитание детей (оплата содержания детей, лишённых родительской опеки и находящихся на государственном обеспечении);

Определение юридического статуса детских домов семейного типа (ДДСТ) как альтернативной формы содержания детей-сирот (в том числе социальных);

Защита детей от таких участившихся в последние годы неблагоприятных явлений, как вовлечение в наркоманию, токсикоманию, занятие проституцией, а также похищение детей и торговля ими.

· Один из 4 ведущих принципов конвенции -- обеспечение права ребёнка на выживание и здоровое развитие, т. е. на достойный уровень жизни и максимальное использование государством своих

· ресурсов -- был положен в основу таких конкретных мер, как: предоставление в школах учащимся бесплатного питания, запрещение сокращения базы отдыха ;

· гарантированное трудоустройство выпускников средней школы или средних специальных учебных заведений ;

· льготное налогообложение предприятий и организаций, оказывающих детям материальную поддержку в любой форме ;

· создание специального органа или структуры с компетентными специалистами, которые будут заниматься проблемами детства .

Сложная социально-экономическая ситуация переходного периода не позволяла надеяться на достаточно серьезные затраты из государственного бюджета для создания механизма реализации закона. Именно поэтому одной из самых спорных оказалась статья 36, в которой речь идет о контроле над выполнением закона. Оптимальным, по мнению авторов проекта закона, явилось бы создание новой структуры или органа (комитета, ведомства) по делам детей. Этот орган мог бы объединить функции различных министерств: образования, здравоохранения, юстиции, внутренних дел, социальной защиты и других в той части, которая касается детей. Поскольку по финансовым причинам такой выход исключался, в результате из двух предложенных вариантов статьи большинством голосов был выбран тот, где контроль возлагался на Министерство образования, что, естественно, выходит за рамки его компетенции.

В результате длительных дебатов в Законе "О правах ребёнка" был зафиксирован возраст в 14 лет (вместо предлагаемых 12), с которого может быть в случае согласия родителей или опекуна заключён трудовой договор. А с 16 лет (вместо предлагаемых 15) несовершеннолетние допускаются к самостоятельной трудовой деятельности.

Что касается статьи 25 ("Защита прав детей, лишенных родительской опеки"), то здесь спорным стал вопрос о международном усыновлении. Критики проекта закона считали возможным допустить международное усыновление только в исключительных случаях. Между тем ориентация на создание препятствий для усыновления сирот, в том числе социальных, гражданами другой страны нарушает, как полагали разработчики проекта закона, принцип приоритетности интересов ребёнка. Более передовой им представлялась позиция, когда лишённому семейного окружения ребёнку в первую очередь подыскивается возможность обрести семейный очаг на родине, но при отсутствии такого варианта допускается международное усыновление. Именно такая формулировка и была заложена в законе.

Ещё одной спорной проблемой явилась защита чести и достоинства детей. Так, у членов Комиссии по делам семьи и молодежи не нашло поддержки предложение увольнять педагогов государственных учебно-воспитательных учреждений для детей-сирот, совершивших аморальные поступки в отношении детей, без права занимать подобные должности в будущем .

После длительных дебатов и доработок закон был одобрен в первом чтении на осенней сессии 1992 г., а окончательно принят 19 ноября 1993 г., после чего вступил в действие. Утверждённый Закон Республики Беларусь "О правах ребёнка" состоял из преамбулы и 5 разделов. В 1-м разделе "Общие положения" в 11 статьях были изложены цель и задачи закона, определён возраст ребёнка как субъекта права - 16 лет, зафиксированы основные сущностные и процедурные права, а также включена одна статья об обязанностях ребёнка.

Во 2-м разделе "Ребенок и семья" (6 статей), намеренно расположенном впереди остальных, подчеркивается важнейшее право ребенка на семью как естественную и необходимую для его нормального развития среду, очерчены границы ответственности родителей и возможности владения ребёнка имуществом, а также зафиксирована защита семьи как важнейшая задача государства.

3-й раздел "Ребёнок и общество" включает 7 статей и закреплял экономические, социальные и культурные права: на приобщение к культурным ценностям, на образование, труд и отдых, защиту чести и достоинства. Здесь же были отражены некоторые политические права: на свободу вероисповедания и на создание и объединение в общественные организации.

Чрезвычайно важным явился 4-й раздел под названием "Ребёнок в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях" из 9 статей. В нём закреплены права детей-сирот, инвалидов, несовершеннолетних преступников, беженцев, пострадавших от различного рода катастроф, очутившихся в зоне военных действий и др.

"Заключительные положения" (раздел 5) определили рамки сотрудничества в интересах детей, контроль за реализацией закона и ответственность за его нарушение.

Анализ содержания Закона Республики Беларусь "О правах ребёнка" 1993 г. с точки зрения полноты отражения международно-правовых норм, в частности соответствия конвенции, которая послужила основной причиной создания национального юридического акта, приводит к следующим выводам. Согласно 3 ведущим принципам конвенции, в статье 5 закона юридически закреплено право детей на равенство во всех сферах жизнедеятельности (т. е. принцип недискриминации), в статье 4 -- приоритет интересов ребёнка, в статье 7 -- право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития.

Что же касается 4-го принципа конвенции, т. е. права ребёнка на участие, уважения мнения ребёнка в вопросах, где затрагиваются его интересы, то, с одной стороны, при разработке проекта закона этот принцип соблюдался. Так, в Законе отмечено, что "ребёнок имеет право на развитие своей общественной активности, получение информации, свободное выражение собственного мнения . Однако сделана оговорка относительно информации, которая должна соответствовать его возрасту. То же самое можно сказать и применительно к статье 23, где зафиксировано, что "дети имеют право на объединение в самостоятельные детские организации". Но далее звучит: "Деятельность детских организаций, преследующих политические цели, запрещается" .

Таким образом, действие принципа уважения личного мнения ребенка ограничено рамками закона Республики Беларусь.

Именно на это неполное соответствие конвенции было обращено внимание членов Комитета по правам ребёнка при защите Первоначального национального доклада о выполнении положений конвенции и формулировке ими заключительных выводов.

В Законе "О правах ребёнка" формулируются основные идеи, которые далее развиваются в отраслевом законодательстве или подзаконных актах. Однако некоторые проблемы, касающиеся защиты прав детей, не были затронуты из-за отсутствия конкретных предложений для их разрешения или вследствие возникающих юридических противоречий. Появление детей-бомжей стало ярким подтверждением необходимости принятия конкретных мер по урегулированию защиты права ребёнка на жилплощадь, владетелями которой являются его родители.

Национальное законодательство по правам детей не ограничивается одним законом, ибо истоки защиты прав каждого гражданина Республики Беларусь, а следовательно, и детей лежат в Конституции и в Кодексе о Браке и Семье.

Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребёнок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь. Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей .

Принципиально важными в новой редакции закона можно считать два момента. Это, во-первых, признание за ребёнком права самостоятельно выступать в защиту своих интересов и, во-вторых, конкретизация и расширение границ свободы, включая тайну корреспонденции. Можно отметить также попытку разрешить спорную ситуацию с контролем над исполнением закона. Поскольку действительно Министерство образования не может контролировать действия других министерств и ведомств, не находящихся в его подчинении, то была принята иная формулировка. В статье "Органы, обеспечивающие защиту прав и интересов ребёнка. Координация деятельности государственных и негосударственных организаций по реализации настоящего Закона" упомянутая координация возложена на Министерство образования .

Помимо упомянутых законов, в сферу национального законодательства по правам ребёнка входят, во-первых, разделы из иных юридических актов, например Кодекс "Об образовании в Республике Беларусь", Уголовного, Уголовно-процессуального, Административного кодексов и др. Во-вторых, различные подзаконные акты, положения и постановления, касающиеся конкретных вопросов.

Таким образом, за истёкшее десятилетие со дня вступления в действие Конвенции ООН о правах ребёнка в Республике Беларусь была создана основа национального законодательства по защите прав и интересов детей.

Национальное законодательство исходит из того, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в особой преимущественной и первоочередной заботе, как со стороны родителей, так и со стороны государства. Государство гарантирует защиту прав ребенка как до, так и после рождения.

В соответствии с конвенцией о правах ребенка государство уважает и обеспечивает охрану неприкосновенности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, физического и психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к алкоголю, употребления наркотических средств и психотропных веществ, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеству, азартным играм.

В соответствии статьей 182 кодекса "о браке и семье" все дети имеют равные права, независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья. Равной и всесторонней защите пользуются дети, рожденные в браке и вне брака.

Как и в отношении конвенции, применительно к законодательству Республики Беларусь можно сказать, что сделаны первые шаги, позволяющие в дальнейшем выделить целую систему.

Важнейшей политической, социальной и экономической задачей Республики Беларусь является гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства. Определение прав ребенка логически определяется из основных идей Всеобщей декларации прав человека. В статье, посвященной детям, указывается, что «материнство и детство дают право на особое попечение и помощь». Для гармоничного развития личности ребёнок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей.

В цивилизованном правовом государстве проблемы заботы о детях рассматриваются и решаются государством и обществом по меньшей мере на пяти уровнях: законодательном, программном, управленческом, исполнительском и просветительском, которые предлагают определенные конкретные правовые механизмы.

Законодательный уровень. Главным международным документом, закрепляющим права детей и защищающим их интересы является Конвенция о правах ребенка. На республиканском уровне в 1993 году принят Закон «О правах ребёнка» .

Программный уровень. Подкрепляющей и конкретизирующей государственную правовую политику в области защиты прав детей и детства должна стать разработка специальных долговременных социальных программ. Программа «Дети Беларуси».

Управленческий уровень. Правовая политика в области защиты прав детей и детства не будет осуществляться целенаправленно, если на различных уровнях не будут функционировать социальные управленческие органы в интересах детей

Исполнительский уровень. Функционально проблемами защиты детей и детства занимаются на местах органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, а также благотворительные, молодежные и детские организации и т.д. В некоторых городах созданы реабилитационные комплексы для подростков.

Просветительский уровень. Дело первоначальной важности - изучение и пропаганда Конвенции и Закона о правах ребёнка. В достижении этой цели главная роль отводится общеобразовательной школе .

Таким образом, государство в виде специально созданных органов, призвано обеспечить соблюдение прав и свободы человека, выполнения им своих обязанностей перед обществом, законность и порядок.

Законодательством закреплены следующие социальные права детей:

  • 1) Право детей на жизнь, достойное условия жизни и охрану здоровья (ст. 184 КоБС Республики Беларусь).
  • 2) Право на жизнь в семье (ст. 185 КоБС Республики Беларусь).
  • 3) Право на образование и труд (ст. 186 КоБС Республики Беларусь).
  • 4) Право на отдых и досуг (ст. 187 КоБС Республики Беларусь).
  • 5) Право на свободу личности (ст. 188 КоБС Республики Беларусь).
  • 6) Право на защиту (ст. 189 КоБС Республики Беларусь).

Статья 6 Конвенции о правах ребенка 1989 года и статья 4 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» 1993 года предусматривает, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники конвенции обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка .

Государство защищает жизнь ребенка от любых противоправных посягательств. Применение смертной казни и пожизненного заключения в отношении лиц, совершивших преступление в возрасте до восемнадцати лет, не допускается (ст. 4 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»).

Согласно ст. 27 Конвенции о правах ребенка и статье 8 Закона РБ «О правах ребенка», государства-участники, а именно РБ, признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Родители или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития. Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и в случае необходимости оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем .

Право на образование закреплено в ст. 28 Конвенции о правах ребенка, ст. 49 Конституции РБ, ст. 23 Закона РБ «О правах ребенка» и др. НПА. Суть этого положения сводится к тому, что дети имеют право на:

  • 1) равные возможности доступа к национальной системе образования;
  • 2) получение бесплатного образования в том числе на родном языке;
  • 3) получение бесплатного среднего и профессионально-технического образования в государственных учреждениях образования;
  • 4) выбор учреждения образования и получения образования;
  • 5) получение профессии в соответствии со своими склонностями и способностями;

Право на труд закреплено в ст. 23 Конвенции о правах ребенка, ст.41 Конституции РБ, в ст. 272-282 Трудового кодекса РБ.

Право на отдых и досуг закреплен в ст. 31 Конвенции о правах ребенка, ст. 43 Конституции РБ, ст. 25 Закона РБ «О правах ребенка»:

Право на свободу личности закреплено в ст. 14-16 Конвенции о правах ребенка, ст. 33-36 Конституции РБ, ст. 188 КоБС РБ.

Право ребенка на защиту включает возможность самостоятельно, независимо от возраста, обратиться за защитой своих прав и интересов. Статья 189 КоБС Республики Беларусь предусматривает право на защиту. Каждый ребенок имеет право на защиту своей личности, чести и достоинства от любых видов эксплуатации и насилия: экономических, сексуальных, физических, духовных, политических, моральных.

Ребенок вправе обратится за защитой своих прав и законных интересов в комиссию по делам несовершеннолетних, орган опеки и попечительства, прокуратуру, а с 14 лет - и в суд, а также осуществлять защиту прав и законных интересов через своих законных представителей. Ребенок в возрасте 14 лет и старше имеет право на получение юридической помощи для осуществления и защиты своих прав и свобод .

В ст.7 Конвенции о правах ребенка, в ст. 68 и 69 КоБС РБ, в ст.20 Закона РБ «О правах ребенка» закреплено право каждого ребенка на имя. Право и обязанность определить собственное имя ребенка принадлежат родителям. Ребенку может быть дано не более двух собственных имен, первое имя является основным. Фамилия ребенка, определяется фамилией родителей, при разных фамилиях родителей - присваивается фамилия матери или отца с согласия родителей. Отчество ребенку присваивается по собственному имени отца.

Ребенок имеет право на гражданство. Статья 10 Конституции Республики Беларусь провозглашает, что никто не может быть лишен гражданства РБ или права изменить гражданство. Приобретение или утрата гражданства осуществляется в соответствии с законом.

Ряд нормативных актов закрепляет право каждого ребенка с момента рождения на гражданство:

  • 1) Статья 7 Конвенции о правах ребенка, принятая ООН 1989 года;
  • 2) Статья 68 КоБС Республики Беларусь;
  • 3) Статья 7 Закона РБ от 19 ноября 1993 года «О правах ребенка».

Основными личными не имущественными правами ребенка являются: право на жизнь, достаточные условия жизни и охрану здоровья; право на жизнь в семье; право на образование и труд; право на отдых и досуг; право на свободу личности; право на защиту.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН принята Конвенция о правах ребенка, которая вступила в силу 2 сентября 1990 г. Она провозгласила приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. В Конвенции закреплены 4 важнейших принципа: принцип недискриминации (ст. 2), принцип приоритетности прав детей (ст. 3), принцип уважения прав детей на выражение собственных взглядов (ст. 12), принцип соблюдения прав детей на жизнь, выживание и развитие (ст. 6). Беларусь одна из первых бывших союзных республик СССР в 1990 г. ратифицировала Конвенцию о правах ребенка и начала разрабатывать комплекс мер, направленных на защиту законных прав и интересов детей. Уже в 1993 г. был принят Закон Республики Беларусь «О правах ребенка», а в 2000 г. в него были внесены дополнения и изменения, усиливающие совместную работу государства и семьи по реализации прав детей. Координация деятельности государственных и негосударственных организаций по реализации Закона осуществляется Министерством образования Республики Беларусь. В 1995 г. был разработан Национальный план действий по защите прав детей на гг., введено преподавание спецкурса «Права ребенка» во всех заведениях системы образования. В 1996 г. создана Национальная комиссия по правам ребенка, согласно Указу Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. 675 утверждены новое Положение о Национальной комиссии по правам ребенка и ее обновленный состав. Основными задачами Комиссии являются: 1) контроль за соблюдением прав и законных интересов детей; 2) проведение мониторингов и анализ положения детей в Республике Беларусь; 3) участие в разработке актов законодательства по вопросам реализации прав и законных интересов детей; 4) разработка предложений по совершенствованию социальной политики и механизмов поддержки детства, укреплении семьи; 5) принятие мер по обеспечению благополучия детей в семье, повышению ответственности родителей за воспитание детей; 6) утверждение национальных докладов, которые представляются на рассмотрение Комитета по правам ребенка при ООН; 7) содействие взаимодействию государственных органов и иных организаций с иностранными государствами и международными организациями по вопросам реализации прав и защиты законных интересов детей. Целенаправленно и конкретно на заседании Комиссии обсуждаются актуальные вопросы защиты прав детей, организации их полноценной жизнедеятельности. Так, 6 июня 2012 г. члены Комиссии обсуждали такие вопросы: «О реализации местными исполнительными и распорядительными органами права ребенка на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия», «О координации деятельности органов, учреждений и иных организаций по реализации Декрета Президента

2 Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» в Минской области». Организована работа приемной Национальной комиссии по правам ребенка (на базе Национального центра художественного творчества детей и молодежи: Минск, ул. Кирова, 16; аналогичные приемные созданы в каждом областном центре). В приемной: 1) ведется регистрация всех заявлений граждан; 2) отслеживаются результаты их рассмотрения; 3) анализируются жалобы и предложения; 4) ведется журнал предварительной записи граждан на прием; 5) организуются тематические приемы, которые проводят члены Национальной комиссии во взаимодействии со специалистами по вопросам прав и защиты детей (педагогами, психологами, юристами, медиками, экономистами и др.). В 1998 г. разработан и представлен Комитету ООН по правам ребенка. Первый периодический доклад о реализации положений Конвенции о правах ребенка, утверждена президентская программа «Дети Беларуси», создан Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь и введено преподавание спецкурса «Права человека» во всех учебных заведениях системы образования. Знаменательным стал 1999 год: принят Национальный план развития образования в области прав человека на гг. и подготовлен национальный доклад «Положение детей в Республике Беларусь в 1999 году», который стал готовиться и утверждаться ежегодно. С 2000 и по 2008 год в Республике Беларусь с целью защиты прав и интересов детей были подготовлены и приняты Национальный доклад о выполнении Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей, программа «Дети Беларуси» на гг., Второй периодический доклад Комитету ООН по правам ребенка о выполнении положений Конвенции о правах ребенка, Национальный план действий по улучшению положений детей и охране их прав на гг., президентская программа «Дети Беларуси» на гг. В целях усиления работы с семьями и детьми 2006 год был объявлен Годом матери, а Годом ребенка . Комитет по правам ребенка признал факторы и сложности, затрудняющие процесс реализации Конвенции в Беларуси: экономические трудности переходного периода порождают рост бедности, который сказывается на благополучии семей, особенно многодетных и проживающих в сельских районах; последствия аварии на Чернобыльской АЭС продолжают оказывать негативное воздействие на население страны в целом, а также на состояние здоровья и развитие детей; заметна растущая тенденция распада семей, рост числа неполных семей и случаев уклонения от выполнения родительских обязанностей; недостаточен уровень информации и осведомленности о случаях грубого обращения и злоупотреблений в отношении детей в семье, школе и других учреждениях; заметен рост заболеваемости детского населения . В объединенном Третьем и Четверном периодическом докладе «Осуществление Конвенции о правах ребенка в Республике Беларусь» отражены

3 ответы на заключительные замечания Комитета по правам ребенка : - осуществлен комплекс мер по совершенствованию действующего законодательства, направленного на защиту прав и улучшение положения детей в Республике Беларусь (за гг. разработано более 25 нормативных правовых актов, 10 из них размещены на сайте Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь - получила дальнейшее развитие и структурное оформление система защиты прав детей. Указом Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. «О Национальной комиссии по правам ребенка» значительно расширены ее состав, полномочия и функции. В Минске и во всех регионах страны действуют приемные Комиссии, осуществляется мониторинг реализации положений Конвенции о правах ребенка, рассматриваются жалобы детей в случае нарушения их прав; - применяется дифференцированный подход в оказании многодетным семьям финансовой помощи государства в погашении задолженности по льготным кредитам при рождении третьего и последующих детей и при наличии трех и более детей. С г. размер пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет увеличен до 100% бюджета прожиточного минимума; - осуществляется взаимодействие с многочисленными международными организациями (ЮНИСЕФ, ВОЗ, МККК, MOM), международными неправительственными организациями, которых в Беларуси насчитывается более По линии Министерства здравоохранения совместно с Белорусским детским фондом и Международным фондом (США) реализуется программа «Детское сердце»; - сформирована единая система образования в области распространения знаний о Конвенции о правах ребенка, создана многоступенчатая система образования в сфере прав человека и ребенка. Изданы программы, учебники, учебно-методические пособия, рекомендации, буклеты. Образование в области прав человека осуществляется посредством изучения обучающимися учебных предметов «История Беларуси», «Всемирная история», «Обществоведение», факультативных занятий «Правила моей жизни», «Основы правовых знаний», «Исследуя гуманитарное право», «Права человека». - получило развитие детское форумное движение, были организованы форумы «Дети Беларуси на пороге третьего тысячелетия» (2000), «Улучшим мир для детей вместе с детьми» (2001), «Лидер-2002» (2002), «Не забыть ни одного ребенка» (2003), «Дети Беларуси: инициатива, творчество, поиск» (2010). Ежегодно на базе Национального детского оздоровительного лагеря «Зубренок» проводится международный форум «Дружба без границ»; - усилена моральная и материальная ответственность родителей за воспитание и содержание детей. Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» предусмотрены такие меры: а)

4 помещение детей, находящихся в социально опасном положении, на государственное обеспечение; б) возмещение родителями затрат на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении; - сокращение в гг. вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что явилось следствием целенаправленной работы органов охраны детства, создание в регионах наиболее полной сети детских социальных приютов и организации ранней профилактики социального сиротства путем своевременного выявления неблагополучных семей и оказание им масштабной социальнопедагогической поддержки с целью сохранения детско-родительских отношений. Из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях проживает За период реализации Декрета 18 (ноябрь гг.) суды возвратили родительские права на 2180 детей; - совершенствование системы охраны репродуктивного здоровья, включающей предупреждение нежелательных беременностей, снижение числа абортов, консультирование, планирование семьи, подготовка женщин и их семей к беременности и родам, пренатальная охрана плода с предупреждением и лечением внутриутробных инфекций, профилактика вертикального пути передачи ВИЧ-инфекции, внедрение скрининговых программ по профилактике и раннему выявлению заболеваний репродуктивной системы, тестирование беременных женщин на ВИЧ/СПИД при постановке их на медицинское наблюдение в женской консультации, мониторинг оказания услуг по профилактике передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку. В возрастной структуре ВИЧ-инфицированных удельный вес молодых людей лет уменьшился с 24,5% в 1996 г. до 2,1% в 2011 г. Осуществляется деятельность молодежного сайта по профилактике ВИЧ- СПИДа услугами которого воспользовалось посетителей; - развитие приоритетных направлений по предотвращению детской инвалидности. В рамках подпрограммы «Дети-инвалиды» президентской программы «Дети Беларуси» на гг. и Государственной программы по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на гг. реализуются конкретные медико-социальные, социально-педагогические и психолого-педагогические мероприятия по совершенствованию медицинской помощи и оздоровлению детей, профилактике заболеваемости и инвалидности в детском возрасте, обеспечение детей-инвалидов современными индивидуальными техническими средствами реабилитации и средствами, облегчающими им самообслуживание; - трансформация специального образования в открытую образовательную систему, позволяющую интенсифицировать социальное развитие детей, повысить качество, обновлять содержание и технологии обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития. В учреждениях образования создано адаптивное образовательное пространство, функционируют 47 специальных общеобразовательных школинтернатов, 143 центра коррекционно-развивающего обучения и

5 реабилитации, 209 специальных и интегрированных классов, пунктов коррекционно-педагогической помощи, в которых работают олигофренопедагоги, логопеды, сурдопедагоги, тифлопедагоги, преподаватели жестового языка, специальные психологи. Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации формируют позитивное общественное мнение в отношении детей с особенностями психофизического развития, улучшают их морально-психологическое положение в семье, коллективе, обществе. Учреждения образования оборудуются пандусами, поручнями, лифтами с учетом требований по формированию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и физически ослабленных лиц. При финансовой поддержке Швейцарского Управления по развитию и сотрудничеству в 2010 г. создан сайт управления специального образования Asabliva.by, который ежегодно посещают около 1000 пользователей . Министерство образования Республики Беларусь осуществляет целенаправленную работу по подготовке Национального плана действий по улучшению положения детей и защиты их прав и законных интересов на годы. После реализации данного плана будет подготовлен сводный доклад, объединяющий пятый и шестой периодические доклады, который будет представлен в Комитет по правам ребенка ООН в 2017 году. Литература 1. Положение детей в Республике Беларусь в 2010 году: нац. доклад. Минск: НИО, с. 2. Рассмотрение докладов, представленных государствамиучастниками в соответствии со статьей 44 Конвенции о правах ребенка. Беларусь. ООН: Комитет по правам ребенка, с. 3. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания: учеб. пособие / В.В. Чечет. Мн., Чечет, В.В. Реализация в Республике Беларусь предложений Комитета по правам ребенка при ООН / В.В. Чечет, Л.С. Борисик // Сацыяльна-педагапчная работа С; 2. С Чечет, В.В. Защита прав и законных интересов детей важнейшая функция Национальной комиссии по правам ребенка / В.В. Чечет // Сацыяльна-педагагічная работа С В. В. Чечет, профессор кафедры частных методик Институт повышения квалификации и переподготовки УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», член Национальной комиссии по правам ребенка


УТВЕРЖДЕНО Постановление Совета Министров Республики Беларусь 2017 НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ И ОХРАНЕ ИХ ПРАВ НА 2017-2021 ГОДЫ Национальный план действий по улучшению положения

УТВЕРЖДЕНО Постановление Совета Министров Республики Беларусь 22.09.2017 710 Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2017 2021 годы Национальный план действий по улучшению

Профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности и безнадзорности в Российской Федерации В Российской Федерации по состоянию на 2007 год проживает 27,9 млн. детей. Будущее России

Модуль 5. Социализация личности. Семейное воспитание. Тема: Правовые основы семейного воспитания Правовые основы семейного воспитания В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено

Инновационные формы межведомственного взаимодействия в сфере профилактики социального сиротства Варкова Людмила Викторовна начальник отдела охраны прав детства г. Москва, 16-17 мая 2013 Ситуация в регионе

К 20-летию принятия ООН Конвенции о правах ребенка Конвенция ООН о правах ребёнка - международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АЛТАЙСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ" АПЭК УТВЕРЖДЕНО

УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра образования Республики Беларусь К.С.Фарино 24.12.2010 Отчет по итогам работы управления специального образования Министерства образования в 2010 году В 2010 году управлением

Основные задачи отдела социальной защиты детства, опеки и попечительства Министерства образования и науки Республики Марий Эл 2.1. Организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству на

Министерство образования Республики Беларусь О реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь Анастасия Гвардиян Координатор программ и проектов Центра стратегических и внешнеполитических

Региональная конференция по профилактическому образованию «Образование для здоровья, развития и участия» 3 4 декабря 2013 г. г. Киев, Украина Итоговый документ 3 4 декабря 2013 года в Киеве, Украина, состоялась

ДОКЛАД министра образования и науки Мурманской области «О ходе исполнения Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2012 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты

ИНФОРМАЦИЯ О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ПРОВОДИМОЙ В 2011 ГОДУ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ В ЧАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Д.А. МЕДВЕДЕВА ФЕДЕРАЛЬНОМУ

Паспорт районной целевой «Социальная защита детей, требующих особой защиты государства, на 2-22 гг.» Наименование Заказчик Основание для разработки Основные разработчики Цели и задачи Сроки реализации

Разработчик программы: С.М. Кобачевская, начальник отдела международного сотрудничества БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент Рекомендована к утверждению: Кафедрой дополнительного педагогического

Областное государственное автономное образовательное учреждение ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ Иркутской области Нормативно-правовые основы деятельности психолого-медико-педагогических

ШЕСТЬДЕСЯТ ЧЕТВЕРТАЯ СЕССИЯ ВСЕМИРНОЙ АССАМБЛЕИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ WHA64.28 Пункт 13.16 повестки дня 24 мая 2011 г. Молодежь 1 и риски для здоровья Шестьдесят четвертая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения,

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9 января 2018 г. 91-З О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь Принят Палатой представителей 14 декабря 2017 года Одобрен Советом Республики 19

Социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", законодательными и нормативными правовыми актами Ставропольского

Отчет по итогам работы управления специального образования Министерства образования в 2009 году В 2009 году управлением специального образования Министерства образования Республики Беларусь продолжалась

Роль психолого-медикопедагогических комиссий в организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья Болдырева Виктория Эдуардовна Заведующий центральной психолого-медико-педагогической комиссией

Приложение к постановлению областной Думы от Рекомендации дня депутата по теме: «Организация деятельности по содержанию, воспитанию и образованию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

ПРАВИТЕЛЬСТВО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18.01.2016 7 О внесении изменений в постановление администрации Тульской области от 17.02.2011 95 «О мониторинге демографической ситуации и реализации мероприятий

Проект внесен депутатом ГС РК Бобковым В.В. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "О социальной работе с семьями, детьми и молодежью в Республике Крым" Настоящий Закон разработан на основе статьей 7, подпункта "ж" пункта

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 2 октября 2010 г. 518 О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ, НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ И СВЯЗАННЫМ С НИМИ ПРОТИВОПРАВНЫМ ДЕЯНИЯМ НА 2011-2013 ГОДЫ В

УТВЕРЖДЕНО Постановление Совета Министров Республики Беларусь 04.03.2011 269 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА профилактики ВИЧ-инфекции на 2011 2015 годы ПАСПОРТ Государственной программы профилактики ВИЧ-инфекции

Сто тридцать вторая сессия EB132.R5 Пункт 6.5 повестки дня 23 января 2013 г. Инвалидность Исполнительный комитет, рассмотрев доклад по вопросам инвалидности 1, РЕКОМЕНДУЕТ Шестьдесят шестой сессии Всемирной

ДЕИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ Проблема социального сиротства в нашей стране приобрела весьма широкий масштаб, что вынуждает государство применять самые разнообразные

ОХРАНА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Аннотированный библиографический список Витебск 2016 УДК 347.61/.64 ББК 67.404.5(4Беи) О-92 Составитель Ю. С. Малашонок Редактор библиографических записей

Постановление Городская Дума г. Нижнего Новгорода от 20.02.2008 г 24 О порядке исполнения полномочий, в том числе государственных, в области образования, по организации и осуществлению деятельности по

УТВЕРЖДЕН Постановлением администрации городского округа Карпинск от 07.08.2015 г. 127108.08.2013 г. 1588 «Об утверждении плана мероприятий на по реализации Стратегии действий в интересах детей на 2013-2017

Дополнительное соглашение от к соглашению между администрацией Городецкого района, профсоюзами и работодателями района на 2008 2010 годы. г. Городец 2010г. Договаривающиеся стороны администрация Городецкого

ЗАКОН ПЕРМСКОГО КРАЯ О системе профилактики детского и семейного неблагополучия в Пермском крае Принят Законодательным Собранием Пермского края 19 июня 2014 года Настоящий Закон устанавливает правовые

Республика Казахстан Финансирование и планирование ресурсов в интересах ребенка в системе охраны детства Председатель Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан

ПРИНЯТО Педагогическим советом ГОУ гимназии 52 от 20 протокол УТВЕРЖДАЮ Директор ГОУ гимназии 52 И.В. Гузаева Приказ от 20 ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение определяет

Положение о Службе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей различных категорий. Общие положения. 1.1 Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей-сирот

Нормативно-правовая база образования детей с с ОВЗ Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:

Бесолова А.А. 1, Кесаева Ж.Э. 2 1 Кандидат исторических наук, 2 кандидат социологических наук, 1,2 доцент кафедры психолого - педагогических и медицинских проблем социальной работы ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский

Информация отдела социальной защиты населения Вурнарского района КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии за 1 квартал 2016 год. В районе сохраняются все меры государственной

29 декабря 2009 года N 178-ОЗ ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИИ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ Принят областной Думой 24 декабря 2009 года (в ред. законов Воронежской

УДК 340,1 Н. В. Кабзова (Могилев, Беларусь) АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В КОНТЕКСТЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Введение. Семья составляет значительную

Администрация муниципального образования Сасовский муниципальный район Рязанской области ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 июня 2014 года 412 Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по обеспечению семейного

Государственная программа по предупреждению насилия в семье на 2014-2023 годы Утверждена постановлением Правительства Республики Таджикистан от 3 мая 2014 года, 294 Предисловие Государственная программа

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРАНЫ БЕЛАРУСЬ Население: 9,8 млн. человек (ООН, 2005 г.) Столица: Минск Территория: 207595 кв. км (80153 кв. миль) Основной язык: русский, белорусский (оба являются

Гречнева Е.Ф. Государственная политика в сфере здравоохранения. Приоритеты государственной политики в области физкультуры и спорта. Развитие здравоохранения. Здравоохранение - система государственных,

Семья является важнейшим социальным институтом современного общества, основой формирования любой нации. Она составляет значительную часть общества, а также в значительной мере влияет на демографическую

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 516 НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПРИНЯТО решением Совета ГБОУ СОШ 516 Невского района Санкт-Петербурга Протокол

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО

Какие права имеет ребенок в Российской Федерации? Права детей в Российской Федерации регулируются следующими законами: "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила

Задачи и функции Дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, геронтологический центр предназначены для предоставления социальных услуг при постоянном, временном (на срок,

Информация о деятельности Национального фонда защиты детей от жестокого обращения по разработке, апробации и внедрению технологии раннего выявления и работы со случаями нарушений прав и законных интересов

ШЕСТЬДЕСЯТ ПЯТАЯ СЕССИЯ ВСЕМИРНОЙ АССАМБЛЕИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ WHA65.4 Пункт 13.2 повестки дня 25 мая 2012 г. Глобальное бремя психических расстройств и необходимость в комплексных, скоординированных ответных

КОНЦЕПЦИЯ развития инклюзивного образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре I.Общие положения Государственные гарантии Российской Федерации (далее - РФ) на достойную жизнь и свободное развитие

П/п Название мероприятия 1. Взаимодействие с отделами образования, спорта и туризма Гродненской области, учреждениями образования, социально-педагогическими учреждениями по вопросам раннего выявления признаков

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ Социально-педагогическую помощь семьям призваны оказывать и организации, которые имеют отношение к созданию н функционированию семьи, воспитанию детей. Система

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 20 сентября 2013 года 1082 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ В соответствии с частью 5 статьи 42 Федерального

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОТОКОЛ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА 1 16 апреля 2013 года Председательствующий: начальник управления социального развития Министерства социальных отношений

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА РАСПОРЯЖЕНИЕ от 25 декабря 2012 г. N 73-рп О ПЛАНЕ МЕРОПРИЯТИЙ НА 2013-2015 ГОДЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ НА 2012-2017 ГОДЫ И

Информация о предоставлении путевок в детские оздоровительные лагеря весной и летом 2018 года Льготные категории детей, имеющие право на предоставление путевок с оплатой полной стоимости. Решение о предоставлении

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ГУ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ГИГИЕНЫ, ЭПИДЕМИОЛОГИИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ» МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ СИТУАЦИИ

Профилактика ВИЧ среди женщин. Лечение и поддержка ВИЧинфицированных женщин А.В. Русанович Заведующий отделом профилактики ВИЧ/СПИД ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»,

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних являются специализированными учреждениями, созданным в целях профилактики безнадзорности

Организация Объединенных Наций Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин CEDAW/C/VNM/Q/6 Distr.: General 8 August 2006 Russian Original: English Комитет по ликвидации дискриминации

АДМИНИСТРАЦИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ 11.12.2015 997-ра Об утверждении Плана мероприятий по реализации на территории первого этапа Концепции государственной семейной политики на В целях формирования

План работы социального педагога Калашниковой Натальи Александровны по профилактике правонарушений ГБОУ ЦО 1439 на 2012-2013 учебный год Основные направления работы по взаимодействию ребенка с социальной

РЕШЕНИЕ МИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ 16 января 2018 г. 260 О внесении изменений и дополнений в решение Минского областного Совета депутатов от 27 декабря 2017 г. 252 На основании пункта 2 статьи

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗ OS AJM/t. г. Липецк Об организации работы центральной психолого-медико-педагогической комиссии Липецкой области В соответствии со статьей 42 Федерального

СОГЛАСОВАНО Первый заместитель Министра образования Республики Беларусь А.И. Жук 01 октября 2013 г. УТВЕРЖДАЮ Ректор учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени

В нынешнем году 20 ноября в Беларуси отмечают не только Всемирный день ребенка, но и 25 лет со дня принятия Конвенции о правах ребенка – основного международно-правового документа, детально рассматривающего права детей. Он принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (вступил в силу в 1990 году).

Конвенция признает детей личностями, субъектами права, а не его объектами, как было до принятия этого документа. 54 статьи Конвенции подробно рассматривают самые разные аспекты прав детей – еще бы, ведь создавался этот документ целых 10 лет!

Основные положения конвенции можно разделить на три основные категории:

    защита детей (от дискриминации, насилия, наркотиков и т.д.);

    обеспечение основных прав и свобод (права на жизнь, особую заботу и помощь, здравоохранение и образование, отдых и досуг, на сохранение индивидуальности и т.п.), наилучших условий для развития;

    участие (право на доступ к информации, возможность выражать свои взгляды, участвовать в принятии решений по важным для формирования личности вопросам и т.д.).

Ребенок должен быть воспитан в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности, говорится в Конвенции.

Эволюция нормативных актов в области прав детей прошла длительный путь от Женевской декларации прав ребенка (1924 год) и Декларации прав ребенка (20 ноября 1959 года) до наших дней. В настоящий момент Конвенцию о правах ребенка ратифицировали 193 страны мира (кроме США, Южного Судана и Сомали).

Республика Беларусь присоединилась к Конвенции 1990 году, а 19 ноября 1993 года приняла Закон «О правах ребенка».

На 1 января 2014 года, подсчитали в Белстате, в Беларуси проживало 1 761 000 детей (это 18,6% от всего населения страны). К сожалению, количество детей в стране снижается: еще в 2013 году этот показатель составлял 20%, а 14 лет назад, в начале 2000 года, детей в Беларуси было 2 391 900. Виной всему низкая рождаемость в 90-е.

Чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, в стране утвержден Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2012–2016 годы. А для снижения детской смертности от внешних причин разработана и действует стратегия профилактики детского травматизма на 2012–2015 годы.

Кстати, показатель детской смертности в Беларуси традиционно ниже, чем у соседей по СНГ. Опережает их наша страна и в рейтинге Mother’s Index (его определяет благотворительная организация Save the Children) – в нем у Беларуси 26 место.

По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!
(фото - НЦПИ)

Формируется позитивное общественное мнение в отношении признания прав детей, улучшения их положения, понимания того, что каждый ребенок нуждается в помощи, поддержке и защите, особенно уязвимые категории детей (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети с особенностями психофизического развития, дети, проживающие на территории, пострадавшей от катастрофы на Чернобыльской АЭС, дети из малообеспеченных семей, дети в конфликте с законом и др.). Развивается гражданское движение в поддержку детей для оказания им необходимой помощи и обеспечения благополучной интеграции в общество.

При этом можно выделить следующие основные подходы в совершенствовании правового механизма защиты прав ребенка в Республике Беларусь:

ü создание правовых условий для улучшения положения семей и детей, находящихся в трудных жизненных обстоятельствах, перераспределение государственных ресурсов в пользу таких семей, обеспечение их адресной социальной защиты, учет в жилищной политике числа детей в семье и возможности рождения детей в целях улучшения демографической ситуации;

ü обеспечение бесплатности и доступности для всех детей базовых услуг здравоохранения, образования, социального обслуживания и др.;

ü систематизация законодательства, пересмотр декларативных и проти- воречащих друг другу норм, преимущественный переход к нормам прямого действия, имеющим финансовые и организационные механизмы реализации.

В Республике Беларусь созданы условия для реализации права ребенка на социальную защиту и инклюзию.

Обеспечена институциональная поддержка реализации права , создана надежная система социальной защиты детей, семей с детьми, социальная защита детей, проживающих на территориях, пострадавших от последствий катастрофы на ЧАЭС, проводятся реабилитация и адаптация детей с ОПФР с учетом их функциональных возможностей, оказывается помощь детям-инвалидам, реализуется комплекс мероприятий по их социальной реабилитации.

Обучение подростков с инвалидностью и особенностями психофизиче- ского развития (в том числе с интеллектуальной недостаточностью, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, нарушением зрения и слуха) осуществля- ется в 85 учреждениях профессионально-технического образования, 65 учреждениях среднего специального образования, а также в учреждениях высшего образования Республики Беларусь. Одним из наиболее приоритетных направлений развития системы социальной защиты граждан, имеющих те или иные ограничения, должно стать усиление проводимой в стране работы по созданию безбарьерной среды . Это обеспечит детям с ограничениями по передвижению, зрению, слуху, интеллекту доступность социальных объектов для удовлетворения жизненных интересов, развития, обучения, включенности в жизнь общества.

В обеспечении права ребенка на защиту от насилия, угрозы торговли людьми и эксплуатации законодательство Республики Беларусь ориентируется на положения Конвенции о правах ребенка. В последнее десятилетие в стране предпринимаются усилия по созданию действенного механизма выявления ситуаций насилия в отношении детей , предупреждения и противодействия всем формам их проявления. Имеет место тенденция уменьшения доли детей в возрасте 2–14 лет, которые подвергались психологическим или физическим наказаниям со стороны своих ро- дителей/воспитателей или других членов семьи (с 82,6 процента в 2005 г. до 64,5 процента в 2012 г.).

Вместе с тем отмечается недостаточный уровень психологической культуры взрослых, сформированности у них установок на ненасильственные методы дисциплинирования ребенка. Программой по борьбе с преступностью и коррупцией на 2013–2015 годы предусматривается проработка вопроса о возможности присоединения Республики Беларусь к Конвенции Совета Европы о защите детей от эксплуатации и надругательств сексуального характер. Государственной программы противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанным с ними противоправным деяниям на 2011–2013 годы. Закон Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 350-з «О противодействии торговле людьми».

Требует совершенствования с ориентацией на международные стандарты законодательная и нормативная правовая база в сфере защиты детей от насилия, угрозы торговли людьми и эксплуатации. Необходимо выработать единую политику в отношении предупреждения и противодействия всем формам насилия. Нуждается в дальнейшем развитии система оказания психологической и социально-педагогической помощи детям – жертвам насилия.

Реализация права ребенка на доступ к справедливому правосудию в Республике Беларусь основывается на комплексной политике межведомственного взаимодействия. Система работы с детьми, вступившими в конфликт с законом, включает в себя: профилактику правонарушений среди несовершеннолетних; реабилитацию; ресоциализацию. Реабилитацией и ресоциализацией несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, занимаются специальные учебно-воспитательные и специальные лечебно-воспитательные учреждения, основная задача которых – оградить несовершеннолетних от негативного влияния компании, соблазна употребления психоактивных веществ, показать актуальность и значимость общечеловеческих ценностей и общепринятых моделей поведения, восстановить позитивные детско-родительские отношения. Ведется работа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних: предупреждение безнадзорности, правонарушений, иных антиобщественных действий несовершеннолетних;

Выявление и устранение их причин и условий;

Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

Социально-психологическая и педагогическая реабилитация несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;

Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобще ственных действий.

В Республике Беларусь имеется законодательство по применению процедур, дружественных детям. Законодательством страны и практикой его применения обеспечен доступ несовершеннолетних к правосудию. Начиная с 2006 года, в стране существует единая государственная система регистрации и учета правонарушений, в том числе несовершеннолетних. Несмотря на имеющиеся позитивные результаты в реализации права, остаются группы детей, которые нуждаются в особом внимании и защите. Сохраняется угроза совершния административных правонарушений для подростков, употребляющих алкоголь.

В Республике Беларусь запрещается привлечение детей к тяжелым работам и работам с вредными и(или) опасными условиями труда. Характерным для страны является минимальное распространение детского труда, который должен быть исключен. Всего 1,4 процента детей в возрасте 5–14 лет занимаются трудовой деятельностью в таких формах, как работа в интересах семейного бизнеса и вне домашнего хозяйства.

Наряду с совершенствованием законодательной и нормативной правовой базы, реализующей право ребенка на справедливое правосудие, необходимо обеспечить дальнейшее развитие систем: профилактики правонарушений несовершеннолетних; исполнения наказания в отношении несовершеннолетних; реинтеграции и реабилитации несовершеннолетних правонарушителей.

Право ребенка родиться свободным от ВИЧ-инфекции и оставаться неин- фицированным в Республике Беларусь гарантировано как законодательно, так и институционально. В стране создана система, обеспечивающая всеобщую доступность к консультированию и тестированию на ВИЧ-инфекцию. Все беременные женщины должны проходить двукратное тестирование на ВИЧ-инфекцию. Социальная защита детей, живущих с ВИЧ/СПИДом, в Республике Беларусь обеспечена Законом Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», а также Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей. С 2013 года 100 процентов детей, рожденных ВИЧ-позитивными мамами, обеспечены заместительным вскармливанием. Социальное сопровождение затронутых проблемой ВИЧ/СПИДа семей реализуется преимущественно общественными объединениями в рамках грантов Глобального фонда по противодействию распространению ВИЧ-инфекции, туберкулеза и малярии, осуществляемого Программой развития ООН в сотрудничестве с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

В Республике Беларусь созданы условия для реализации права ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих интересы детей. Приняты нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию права на уровне учреждения образования, города, региона, страны. Дети участвуют в деятельности Советов учреждений образования, в ученическом самоуправлении, что обеспечивает развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Через школьные прессу, радио, сайты дети имеют возможность высказывать свои идеи, мнения по вопросам организации образовательного процесса, проведения мероприятий.



Просмотров