Пособия гражданам, имеющим детей. Государственные пособия гражданам, имеющим детей

Пособия на детей в 2008-2009 гг. Порядок оформления, учета и выплаты Сергеева Татьяна Юрьевна

1. Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей

С началом 2007 года произошли существенные изменения в законодательстве, которые изменили не только размеры пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет, но и принципиально обновился сам порядок расчета и выплаты пособий.

В декабре 2006 года и на протяжении 2007 года приняты следующие законы и постановления, которыми следует руководствоваться при расчете пособий в 2008 году :

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 188-ФЗ «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» установил максимальные размеры больничного и декретного пособия;

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» определяет правила расчета больничного и декретного пособия, а также особенности определения среднего заработка для всех пособий ФСС России;

Федеральный закон от 5 декабря 2006 года № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» устанавливает правила расчета детских пособий – единовременного пособия на рождение ребенка и пособия по уходу за ребенком до полутора лет;

Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей») предусматривает право женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года на получение материнского (семейного) капитала;

Постановление правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 865 «Об утверждении положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей» (далее Постановление правительства «Об утверждении положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей» устанавливает перечень документов, на основании которых выдаются декретное и детские пособия;

Постановление правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 870 «Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию» разъясняет каким документом руководствоваться при расчете среднего заработка для исчисления пособий ФСС России.

На что же может рассчитывать женщина, решившая родить ребенка? Нашим законодательством предусмотрена система государственной поддержки граждан имеющим детей, которой предусмотрены следующие виды пособий:

1) единовременное пособие при рождении ребенка, включая выплаты неработающим женщинам;

2) единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

3) пособие по беременности и родам;

4) ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

5) компенсация по уходу за ребенком до трех лет

6) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

7) выплата пособия по временной нетрудоспособности при уходе за заболевшим ребенком.

В России с 1 января 2008 года вводятся два новых «детских» пособия. Это выплаты беременным женам военных и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего.

С 1 января 2007 года Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусмотрено для женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка получение материнского (семейного) капитала в размере 250000 рублей.

С 1 января 2008 года федеральным законом от 25.10.2007г. № 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ вводятся следующие новые виды пособий:

– единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

– ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

В Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» внесены изменения, касающиеся размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком , выплачиваемого до достижения ребенком возраста полутора лет. Указанные размеры увеличены с 700 руб. до 1500 руб. на период ухода за первым ребенком и до 3000 руб. – на период ухода за вторым ребенком и последующими детьми. За счет средств Фонда социального страхования начнут выплачиваться указанные пособия лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, то есть не работающим.

Размер пособия лицам, подлежащих обязательному социальному страхованию, может быть исчислен в размере 40% от среднего заработка. При этом установлены максимальный и минимальный размеры пособия. Максимальный размер за полный календарный месяц не может превышать 6000 руб. При расчете размеров пособия будут применяться районные коэффициенты к заработной плате.

В 2007 году появилось еще одно пособие – Единовременное пособие при усыновлении ребенка в размере 8 тысяч рублей – которое выплачивается при передаче ребенка на воспитание в семью опекунам, усыновителям, приемным родителям.

С 1 января 2007 года в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» введен механизм компенсации части затрат на плату родителей за содержание детей в детском дошкольном учреждении (новые статьи 52.1 и 52.2. данного закона) – родители будут получать компенсацию оплаты за посещение их детей детских садов.

Законом впервые прямо определено, что учредители образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей или законных представителей за содержание ребенка в указанных учреждениях, если иное не установлено федеральными законами.

Ранее ни в одном законе не содержалось нормы, на основании которой взималась плата за детский сад. Теперь данная плата подлежит непосредственному регулированию на федеральном уровне путем установления требований к порядку формирования обоснованных затрат на содержание ребенка. Перечень затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Размер родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, – 10 процентов указанных затрат.

Это важно! Для детских дошкольных учреждений, имеющих иную форму собственности (не государственных и не муниципальных ), предел родительской платы законом не установлен.

В соответствии с постановление правительства РФ «Об утверждении положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей» государственные пособия назначаются и выплачиваются следующим категориям лиц:

Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Российской Федерации;

Граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданский персонал воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, когда выплата этих пособий предусмотрена международными договорами Российской Федерации;

Постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также беженцы;

Временно проживающие на территории Российской Федерации и подлежащие обязательному социальному страхованию иностранные граждане и лица без гражданства.

Государственные пособия не могут быть назначены следующим категориям граждан:

Гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

Гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным родительских прав;

Гражданам Российской Федерации, выехавшим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.

В следующей таблице мы представим вам в кратком виде всю информацию по государственным пособиям гражданам, имеющим детей.

Таблица 1. Виды и размеры пособий в 2007 году по социальному страхованию гражданам, имеющим детей

Из книги Финансовая статистика автора Шерстнева Галина Сергеевна

10. Виды государственных доходов и расходов Доходы включают обязательные безвозвратные платежи, которые поступают в бюджет и делятся на три группы:1) налоговые;2) неналоговые;3) безвозмездные перечисления.Центральное место в системе государственных доходов занимают

Из книги Механизм уплаты налогов при многоуровневой структуре организации автора Мандражицкая Марина Владимировна

<...> Статья 288. Особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения 1. Налогоплательщики – российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также

Из книги Как правильно применять «упрощенку» автора Курбангалеева Оксана Алексеевна

Налогообложение пособий по временной нетрудоспособности Порядок учета зависит от выбранного объекта

Из книги Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности автора Брагинская Лада Сергеевна

Предоставление и исполнение государственных гарантий. Предоставление государственных гарантий, включенных в состав государственного внешнего долга Значительный объем предоставления гарантий Правительства Российской Федерации приходится на импортеров –

Из книги Бюджетный учет. Организация и ведение автора Соснаускене Ольга Ивановна

7. ПОРЯДОК ВЫПЛАТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЙ Размер и порядок расчета государственных пособий гражданам, имеющим детей, установлен Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ (далее – Закон № 81-ФЗ). В соответствии со ст. 4.2 данного Закона детские пособия подлежат индексации

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

9.6. Досрочная пенсия безработным гражданам Законом Российской Федерации «О занятости населения» предусмотрена возможность досрочного выхода на пенсию по старости (по возрасту) безработных граждан, но не ранее чем за 2 года до предусмотренного законодательством срока

Из книги Бюджетная система России. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

11.5. Виды государственных пенсий

Из книги Новый порядок расчета и выплаты больничных автора Сергеева Татьяна Юрьевна

14.4. Перечень документов, необходимых для назначения пенсии гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф Для назначения пенсии по старости гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, необходимо

Из книги Пособия на детей в 2008-2009 гг. Порядок оформления, учета и выплаты автора Сергеева Татьяна Юрьевна

Глава 18 Выплата пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации Порядок назначения и сроки выплаты пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, регулируются несколькими

Из книги автора

1. Бюджетные правоотношения и бюджетное законодательство К бюджетным правоотношениям относятся: – отношения, возникающие между субъектами в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и

Из книги автора

Глава 2. Виды пособий Размеры пособий, а также условия их выплаты устанавливаются специальными федеральными законами. Об этом сказано в ст. 183 Трудового кодекса РФ.Прежде всего, это:– Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального

Из книги автора

Глава 13. Источник выплаты пособий В 2006 г. пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается работнику за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а с третьего дня временной нетрудоспособности – за

Из книги автора

Глава 16. Выплата пособий на детей и пособия по беременности и родам 16.1. Единовременное пособие при рождении ребенка Правом на единовременное пособие при рождении ребенка или усыновлении ребенка в возрасте до 3 месяцев обладает один из родителей либо лицо, его заменяющее

Из книги автора

16.4. Учет и налогообложение пособий Начисление и выплату пособий в бухгалтерском учете рассмотрим на примере.Пример 3. Сотрудница организации ушла в отпуск по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет и написала заявление на продление отпуска по уходу за ребенком до 3

Какие выплаты положены на детей

На родителей, будущих и уже состоявшихся, ложится бремя финансовой ответственности за ребенка. В этом им призваны помочь различные виды пособий и денежных выплат.

Классификация пособий гражданам, имеющим детей

Детские пособия по кратности получения можно разделить на:

  1. выплачиваемые единовременно,
  2. ежемесячные пособия,
  3. выплаты к какому-либо событию (например, началу учебного года).

По зависимости от финансового положения пособия гражданам, имеющим детей, бывают:

  1. выплачиваемые всем,
  2. пособия для малоимущих семей.

Также существуют специальные выплаты для разных категорий жителей РФ (матерям-одиночкам, женам военнослужащих, родителям детей-инвалидов, лицам, усыновившим детей).

Рассмотрим сначала, какие самые распространенные пособия положены гражданам, ждущим или уже имеющим детей, в порядке их назначения.

  • Пособие женщинам, которые встали на учет в ЖК в первом триместре беременности . Выдается на работе или выплачивается Соцзащитой (если женщина безработная с биржи труда или студентка, причем учится на очной форме обучения).
  • Пособие на питание беременной . Положено женщинам, стоящим на учет в ЖК, если ее семья признана малообеспеченной. Назначается с момента обращения, выплачивается ежемесячно до родов.
  • Пособие по беременности и родам . Дается работающим женщинам, учащимся очной формы и сокращенным, состоящим на бирже труда. Для назначения необходимо наблюдаться в женской консультации. Выплачивается за все дни декретного отпуска в размере средней зарплаты последних двух лет (за вычетом отпусков и больничных). Для неработающих, имеющих право на эту выплату, ее размер значительно меньше. Безработным пособие не положено. Можно оформить, как только у вас на руках - больничный лист, или позднее (до возраста 6 месяцев). Выплачивается однократно, по месту работы.

Пособия выплачиваемые после родов

  • Единовременное пособие при рождении ребенка положено и работающим (учащимся), и безработным родителям. Получить может любой из родителей, а второй должен заказать справку с работы (учебы), что пособие не получал. Неработающим родителям назначается через Соцзащиту, переводится на сберкнижку в банке.
  • Ежемесячное пособие гражданам, имеющим детей. Оформляется в Соцзащите, если семья является малообеспеченной. Начисляется на сберкнижку. Выплачивается с рождения ребенка и до совершеннолетия.
  • Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. Начинает выплачиваться, когда закончится декретный отпуск. Оформить можно на любого родственника, который будет опекать и ухаживать за ребенком. При оформлении на маму от отца требуется справка с работы (учебы), что он пособие не получал. Работающим выплачивается на предприятии, остальным - через Соцзащиту. Составляет 40% от среднемесячной зарплаты последних двух лет. Для мам, стаж которых на последнем месте работы меньше полугода и для тех, у кого зарплата не превышает МРОТ - государством гарантированы минимальные выплаты. В то же время, есть максимальный размер пособия, который оно не может превышать, какой бы ни была зарплата.
  • Пособие по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет. Эту выплату можно получить по месту работы, составляет она лишь 50 руб. каждый месяц, не индексировалось уже много лет. Отдельные предприятия увеличивают пособие гражданам, имеющим детей, в этот период.

Пособия для детй в детских садах и на домашнем воспитании

  • Пособие гражданам, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, при условии, что для их ребенка в детских садах не хватило места. Нет федерального закона, регулирующего эту выплату, она отдана на усмотрение субъекта РФ. В некоторых регионах не выплачивается, в остальных сумма сильно отличается. В отдельных областях размер выплаты дифференцируется по количеству детей в семье. Оформляется в Соцзащите. Перестает выплачиваться, если на ребенка дали освбодившееся место в одном из детских садов.
  • Компенсация за детский сад. Получить ее может тот из родителей, который заключал договор с дошкольным учреждением. Составляет 20% от оплаченной суммы за пребывание в саду на ребенка. Для второго и остальных детей эта сумма больше (50 и 70% соответственно). Назначается пособие всем гражданам, имеющим детей, от зарплаты не зависит. Главное, чтобы старшие дети не достигли 18 лет (24 - для студентов-очников). Переводится ежемесячно на сберкнижку.

Пособия при появлении второго ребенка

Материнский капитал. Назначается пособие гражданам, имеющим детей, после появления второго ребенка. Оформить право получать данную выплату необходимо в Пенсионном Фонде. Ежегодно повышается. От зарплаты не зависит, на руки не выдается. Потратить можно на улучшение условий проживания, учебу детей или отложить на пенсию маме, по достижении ребенком, на которого выдавался сертификат, 3 лет, раньше - только на погашение ипотеки.

Остальные пособия гражданам, имеющих двух и более детей, зависят от субъекта РФ.

Если у родителя есть инвалидность, он может претендовать на доплату к пенсии за каждого своего ребенка, как за иждивенца. Подробности нужно уточнять, обратившись в районный Пенсионный Фонд, так как существуют разные виды пенсий, не ко всем из них эта прибавка положена.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

пособие периодический социальный демографический

Введение

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСОБИЙ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ

Глава 2. ВИДЫ ПОСОБИЙ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ ПО СРОКАМ ВЫПЛАТЫ

Глава 3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В РФ

3.2 Пути решения проблем реализации дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей

Заключение

Список использованных источников

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения. С развитием цивилизации, технического прогресса и культуры, распадом семейно-родственных и общинных связей государство все более активно принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека.

В настоящее время Президент РФ и Правительство РФ значительно больше внимания уделяют государственной поддержке семьи и детства, разрабатываются и принимаются законы, регулирующие направления и методы социально-правовой защиты семьи, имеющей детей. Гарантом социальной защиты семьи, ее прав, прав ребенка является Конституция Российской Федерации, в частности, статьей 38 Основного закона установлено, что "материнство и детство, семья находятся под защитой государства".

В реализации мер государственной поддержки семьи необходимо взаимодействие федеральной и региональных властей. Региональная социальная политика призвана обеспечить защиту прав и интересов семьи на основе федеральных законов, создание условий для ее функционирования. В условиях социально-экономического кризиса важнейшая задача региональной политики состоит в реализации дополнительных мер поддержки семьи.

Начиная с 1991 г. в нашей стране ведется активная работа по формированию системы учреждений социального обслуживания семьи. Такие учреждения предназначены для оказания услуг по уходу за детьми, престарелыми и больными членами семьи, для оказания материальной, консультативной и иных форм социальной поддержки нуждающихся семей. Сложившаяся система социального обслуживания семей включает в себя: центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, специализированные центры социально-психологической помощи семье и детям, центры поддержки молодой семьи, женские кризисные центры и др. Семья и детство находятся под защитой государства. Федеральным законом от 19.05.96 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с изм. от 03.07.2013г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.), установлена единая система государственных пособия гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

За последние два-три года в нашей стране сделано очень многое в системе социального обеспечения граждан, в том числе и семьи. Увеличены все виды государственных пособий гражданам, имеющим детей. Введены новые виды пособий: единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Актуальность темы обусловлена тем, что социальная дифференциация общества продолжает усугубляться, все большее количество семей доходит до нищеты. Поэтому общество, государство должны изменить свое отношение к семье как социальному, культурно-историческому институту, чтобы ее сохранить. Необходима особая забота, внимание и помощь материнству, отцовству, детству и семье. Но если материнство, детство и семья всегда были под защитой государства, то говорить о социальной поддержке отцовства стало возможным сравнительно недавно. В нашем государстве только-только пришли к правовому определению понятия "отец-одиночка" и приравняли его к правам одинокой матери. Также недостаточны меры государственной поддержки семей, имеющих ребенка-инвалида. Качество социально-правовой защиты семьи во многом определяется уровнем развития законодательства, которое уже на сегодняшний день дает больше возможностей российской семье, будет продолжать совершенствоваться и в будущем.

Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. охарактеризовать пособия гражданам, имеющим детей;

2. описать виды пособий гражданам, имеющим детей;

3. раскрыть дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей в РФ.

Для более глубокого изучения рассмотрим в практической части выпускной квалификационной работы основы социального обеспечения женщин.

Методологической базой выпускной квалификационной работы является комплекс разнообразных методов научного исследования: анализ и синтез; сравнение и обобщение; индукция и дедукция, моделирование, исторический, системно-структурный, функциональный, сравнительно-правовой, формально-юридический характер

Теоретической основой исследования составили работы отечественных ученых, посвященных социальному обеспечению граждан, имеющих детей: Шершеневича Г.Ф., Вавилина Е.В., Абдулаев М.И., Матузова Н.И., Мачульская Е.Е. и других. Они в своих исследованиях подробно раскрывали роль социального обеспечения в регулировании общественных отношений, но, к сожалению, они не исследовали многие проблемы, а именно по назначению и определению размера пособий для отдельных категорий граждан имеющих детей

Объектом исследования выступают государственные пособия гражданам, имеющим детей.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСОБИЙ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ

1.1 Понятие пособий гражданам, имеющим детей и основания его возникновения

Социальное обеспечение есть одно из главнейших мест в общественной жизни, которое непосредственно зависит от степени развития экономики и имеет глубокую связь с политикой государства и социальным благополучием населения. Содержание соцобеспечения, его типы, размер все время изменяются и формируются по ходу развития самой системы соцобеспечения (социальных гарантий) в стране.

Среди всех функций соцобеспечения выделяется демографическая, которая, в свою очередь, способствует стимулированию роста количества населения государства, воспроизводству здорового поколения, увеличению продолжительности жизни людей и другое.

Основные типы финансовой государственной поддержки семей, имеющих детей, прописаны в таких нормативно-правовых актах, как Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (с изм. от 03.07.2013г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.), Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 865 "Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей" и Постановление Правительства РФ от 15 июня 2007г. №375 "Об утверждении положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 19.10.2009 № 839, от 01.03.2011 № 120, от 20.02.2013 № 145, от 25.03.2013 N 257, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 09.02.2011 N ГКПИ10-1462)

Федеральным законом № 81-ФЗ " О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", предусмотрены следующие виды пособий:

Пособие по беременности и родам;

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в

медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

Ежемесячное пособие на ребенка;

Вступил в силу Федеральный закон от 25 февраля 2011 № 21-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Наиболее массовым видом социальной поддержки семей, имеющих детей является пособие.

Пособие представляет собой выплаты, производимые родителям (или заменяющим их лицам) в связи с рождением и воспитанием детей, установленные законом в целях материальной поддержки материнства, отцовства и детства.

Пособия - важный вид социального обеспечения, который предоставляется гражданам при наступлении социальных рисков. Е. Е. Мачульская определяет социальный риск как "вероятное событие, наступающее в результате утраты заработка или другого трудового дохода, падение уровня жизни ниже отметки прожиточного минимума и по объективным социально значимым причинам создающее необходимость социальной защиты населения со стороны государства".

Современная система пособий динамично развивается: появляются новые виды пособий, которые призваны нивелировать новые социальные риски (например, возникновение поствакцинальных осложнений), улучшить демографическую ситуацию в стране, (материнский (семейный) капитал) смягчить негативные последствия безработицы и т. д. При этом система пособий чрезвычайно нестабильна, поскольку в регулирующие их нормативные акты непрерывно вносятся изменения. Эти обстоятельства указывают на необходимость выявления тенденций развития российского законодательства о пособиях, что будет способствовать определению стратегии дальнейшего развития законодательства в этой сфере и поможет гарантировать конституционное право граждан на социальное обеспечение.

В частности, до этого времени социальное обеспечение в стране предоставлялось как денежные выплаты (например, пенсии, пособия) или услуг в натуральном виде (протезирование), а сам "материнский капитал" невозможно получить деньгами, хотя он выражен в рублях. Если рассматривать государственное пособие сквозь призму отрасли права социального обеспечения, то следует определить, прежде всего, его основное место в системе типов соцобеспечения, то, как он вписывается в сложенную систему социального обеспечения.

При этом нужно исходить из того, что любая отрасль права в основании имеет основополагающие начала, определяющие структуру всей отрасли и содержание ее норм. Регулирование же отношений по соцобеспечению выполняется на основе таких принципов, как всеобщность социального обеспечения; дифференциация типов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми.

В Российском государстве пособие гражданам, имеющим детей было введено в одно и тоже время с введением пособия по временной нетрудоспособности. Хотя до начала 40-х годов беременность и роды были представлены как один из фактов обеспечения пособием в связи с временной нетрудоспособностью. Потом данная выплата по беременности и родам стала самостоятельным видом пособия. Целью такого пособия являлось возмещение утраченного заработка по причине прекращения женщиной своей трудовой деятельности в случае беременности и родов, обеспечение охраны здоровья будущей матери, полное восстановление ее здоровья после родов и материнский уход в первые месяцы после рождения ребенка. Данное пособие было рассчитано только на работающих женщин.

Как это не покажется парадоксальным, оплаты пособия по беременности и родам, характерны не всем развитым государствам. Например, в США, оно не предусматривается на общегосударственном уровне и было введено лишь в нескольких штатах. В СССР и затем в России этому виду обеспечения социального всегда придавалось и придается ныне повышенное ролевое значение: право на декретный отпуск и выплата за время такого отпуска пособия в СССР предусматривалось законом, в России такое право было закреплено в законодательных российских основах по охране здоровья населения, в Федеральном законе "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в

С принятием Федерального закона №122-ФЗ от 22 августа 2004 г. (в народе называемом законом о монетизации льгот) основные виды деятельности, ответственность и финансирование социальной поддержки семей имеющих детей были переданы регионам, что кардинально изменило подходы к порядку назначения, выплаты и размерам ежемесячного пособия на ребенка. С 1 января 2005 года каждый субъект РФ выплачивает пособие в размерах и на условиях, определяемых собственными нормативными правовыми актами. Это положение предопределяет существенные различия между регионами в уровне поддержки семей с детьми, в том числе и многодетных.

Одно из принципиальных положений - это перенесение бремени финансовой ответственности за гарантированность социальной поддержки семей, имеющих детей, в части выплаты ежемесячного пособия на ребенка на уровень субъекта Российской Федерации. Согласно нормативным положениям статьи 3 Закона "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей", данное пособие отнесено к расходным обязательствам субъекта.

Таким образом, пособие представляет собой выплаты, производимые родителям (или заменяющим их лицам) в связи с рождением и воспитанием детей, установленные законом в целях материальной поддержки материнства, отцовства и детства. Основные типы финансовой государственной поддержки семей, имеющих детей, прописаны в таких нормативно-правовых актах, как Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (с изм. от 03.07.2013г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.) и Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 865 "Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей".

Основания возникновения выплаты пособий гражданам, имеющим детей.

Согласно п. 12 Постановления № 865 основанием для назначения и выплаты пособия по беременности и родам являются:

Листок нетрудоспособности для женщин, подлежащих обязательному

социальному страхованию;

Медицинская справка установленной формы для женщин,

обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования.

Право на единовременное пособие имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель) (п. 15 Постановления N 865). Для назначения и выплаты такого пособия они представляют в учреждение справку из женской консультации либо другого медицинского учреждения, поставившего женщину на учет в ранние сроки беременности.

Единовременное пособие при рождении ребенка получить имеет право один из родителей либо лицо, его заменяющее (если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка), на каждого родившегося ребенка (в случае рождения двух или более детей). Для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка представляются следующие документы:

Справка о рождении ребенка, выданная органами загса.

В случае если оба родителя работают (учатся), дополнительно представляется справка с места работы (учебы) другого родителя о том, что такое пособие не назначалось и не выплачивалось. Однако следует сказать, что если при рождении ребенок умирает, то данное пособие не выплачивается. Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается не позднее десяти дней со дня представления всех необходимых документов.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком получают матери, либо отцы, либо другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Кроме того, на назначение и выплату этого пособия могут рассчитывать студенты, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

Если отпуск по беременности и родам наступает в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком, ей предоставляется право выбора одного из этих двух видов пособий, выплачиваемых в данном периоде. Лица, имеющие право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по нескольким основаниям, могут выбрать одно из них.

Согласно ст. 14 Закона № 81-ФЗ пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком представляются:

Заявление о назначении пособия;

Копия свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка, за которым

осуществляется уход;

Копия свидетельства о рождении (усыновлении, смерти)

предыдущего ребенка (детей) (если таковые имеются);

Справка с места работы (учебы, службы) матери (отца) ребенка о том,

что она (он) не использует указанный отпуск и не получает пособие. Если мать (отец) ребенка не работает (не учится, не служит), необходимо наличие справки из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка, подтверждающей, что она (он) не получает это пособие.

Основанием для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком матерям (отцам, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком и подлежащим обязательному социальному страхованию), а также лицам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования, является решение учреждения о предоставлении отпуска по уходу за ребенком.

1.2 Круг лиц, имеющих право на пособие

В настоящее время право на пособие имеют (Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (с изм. от 03.07.2013г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.) ст.6):

Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Российской Федерации;

Граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданский персонал воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

Постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также беженцев;

Временно проживающие на территории Российской Федерации и подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранных граждан и лиц без гражданства.

Действие Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (с изм. от 03.07.2013г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.) ст.6) не распространяется на:

гражданства), дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

Граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без

гражданства), лишенных родительских прав либо ограниченных в родительских правах, за исключением случаев назначения и выплаты пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщине, вставшей на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, и единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

Граждан Российской Федерации, выехавших на постоянное место

жительства за пределы Российской Федерации.

Иные категории лиц, проживающих на территории Российской Федерации, на которых действие настоящего Федерального закона не распространяется, могут быть признаны нуждающимися в получении государственных пособий гражданам, имеющим детей, в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

ГЛАВА 2. ВИДЫ ПОСОБИЙ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ ПО СРОКАМ ВЫПЛАТЫ

2.1 По сроку выплаты - единовременные пособия

К единовременным пособиям, выплачиваемым гражданам, имеющим детей, относятся следующие виды пособий:

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

Единовременное пособие при рождении ребенка;

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учет в медицинских организациях в сроки беременности до двенадцати недель.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности с 1 января 2014 года составляет 515 рублей 33 копейки.

После рождения ребенка, каждой молодой семье, а именно одному из родителей или маме ребенка, или папе, или лицу, официально заменяющему родителя, то есть опекуну, полагается первая выплата - единовременное пособие при рождении ребенка.

В 2012 г. сумма пособия составляла - 12 405, 32 руб., в 2013 г. - 13 087, 61 руб., с наступлением 2014 года сумма выплаты составляет 13 741,99 руб. (рис. 1). В 2015 году пособия на детей, в том числе и единовременная выплата по рождению ребенка будут проиндексированы и размеры пособий повышены.

Это пособие обычно выплачивается по текущему месту работы. Если претендующий на пособие родитель обучается или находится на военной службе, то по месту учебы и, соответственно, службы. В том случае, если ни отец ребенка, ни мать не работали, нужно будет обратиться к специалисту ОСЗН (органа соцзащиты) по месту постоянного проживания.

Право на получение единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью имеет один из родителей или опекунов (приемных родителей). На 2014 год размер пособия составляет 13741 рубль (13 087 рублей в 2013 году, 12 405 рублей в 2012 году, 11 703 рубля в 2011 году, 10 988,85 рублей в 2010 году). Выплата пособия производится по месту работы (учебы) одного из родителей ребенка либо в РУСЗН, если оба родителя безработные. Обращаться за получением пособия нужно в течение 6 месяцев после рождения ребенка. Для получения выплаты по месту работы вам нужно предоставить следующие документы: паспорта родителей свидетельство о рождении ребенка справка из ЗАГС, выданная при получении свидетельства о рождении ребенка справка с места работы другого родителя о том, что он не получал единовременного пособия при рождении ребенка.

В 2008 году появилось сразу новое пособие - это единовременное пособие беременной жене военнослужащего по призыву.

Если срок Вашей беременности не менее 180 дней, а мужа призвали в армию, то Вы имеете право на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Причем, выплачивается это пособие независимо от наличия права на иные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей.

В 2012 года размер единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, был равен 19645,12 руб., в 2013 г. - 20 725, 6 руб., с 2014 г. сумма пособия составляет 21 761,25 руб.

Женам курсантов военных образовательных учреждений данное пособие не выплачивается.

Табл. 1. Единовременная выплата по рождению ребенка на 2012 - 2014 гг.

Вид пособия

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

единовременное пособие при рождении ребенка

12405,32 руб.

единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью

12405,32 руб.

единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

19645,12 руб.

По данным таблицы 1 можно сделать вывод о том, суммы пособий имеют положительную тенденцию к увеличению, так ежегодно государства проводит индексацию.

2.2 По сроку выплаты - периодические пособия

К периодическому пособию, выплачиваемому гражданам, имеющим детей, относят пособие по беременности и родам.

Пособие по беременности и родам было введено в Российском государстве в одно и тоже время с введением пособия по временной нетрудоспособности. Хотя до начала 40-х годов беременность и роды были представлены как один из фактов обеспечения пособием в связи с временной нетрудоспособностью. Потом данная выплата по беременности и родам стала самостоятельным видом пособия. Целью такого пособия являлось возмещение утраченного заработка в связи с прекращением женщиной своей трудовой деятельности в случае беременности и родов, обеспечение охраны здоровья будущей матери, полное восстановление ее здоровья после родов и материнский уход за ребенком в первые месяцы после его рождения. Данное пособие было рассчитано только на работающих женщин.

Как это не покажется парадоксальным, выплаты пособия по беременности и родам, характерны не всем развитым государствам. Например, в США, оно не предусматривается на уровне общегосударственном и было введено лишь в нескольких штатах. В СССР и затем в России этому виду обеспечения социального всегда придавалось и придается ныне повышенное ролевое значение: право на декретный отпуск и выплата за время такого отпуска пособия в СССР предусматривалось законом, в России такое право было закреплено в законодательных основах Российской Федерации об охране здоровья граждан, в Федеральном законе "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в Кодексе законов о труде. Много лет всем женщинам, которые работают, без исключения пособие выплачивается в размере полной фактической заработной платы. Но следует иметь в виду, что некоторые правила, которые касаются в основном заработной платы, по ней исчисляется это пособие, подсчет общей суммы причитающегося пособия, совпадает с теми, действующими в отношение пособий по временной нетрудоспособности. Еще законодательством СССР они были установлены.

Женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности в соответствии со ст. 255 ТК РФ должен был предоставлен отпуск по беременности и родам по государственному социальному страхованию с выплатой пособия в размере установленном федеральными законами.

В настоящее время право на пособие по беременности и родам имеют по (ст. 6 Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (с изм. от 03.07.2013г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.):

Женщины, которые подлежат обязательному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособности и с материнством, сюда входят женщины из числа персонала (гражданских) воинских формирований Российской Федерации, которые находятся на территориях зарубежных стран по условиям предусмотренных пунктами международных договоров Российской Федерации, а также женщины, уволенные в связи с прекращением деятельности предприятий, прекращением деятельности физическими лицами как индивидуальные предприниматели, прекращением нотариусами полномочий, занимающимися частной практикой, и прекращением адвокатского статуса, а также в связи с прекращением иными физическими лицами деятельности, чья трудовая деятельность по федеральному закону подлежит обязательной государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню решения о признании их в установленном порядке безработными;

Женщины, которые проходят обучение в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и профессионального высшего образования и учреждениях послевузовского профессионального образования на очной форме обучения;

Женщины, служащие по военному контракту, проходящие службу в качестве лиц состава рядового и начальствующего в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, в органах, контролирующих оборот наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах;

Пособие подлежит выплате до срока достижения ребенком полутора лет.

Если лицо, которое находится в отпуске по уходу за ребенком, осуществляет трудовую деятельность на условиях неполного рабочего дня или же на дому, а также в случае продолжения процесса обучения право на данное пособие сохраняется все равно.

Для тех, кто одновременно является правопреемником ежемесячного пособия по уходу за ребенком и пособия по безработице, следует выбрать лишь одно.

В случае если женщина опять забеременеет в период нахождения в декретном отпуске по уходу за ребенком, то ей снова необходимо сделать выбор между пособиями.

Выплата пособия по беременности и родам происходит за период декретного отпуска продолжительность, которого составляет семьдесят календарных дней до родов и семьдесят календарных дней после родов.

Рассмотрим динамику пособий по беременности и родам в таблице 2.

Табл. 2. Размер пособия по беременности и родам на 2012-2014гг.

Доход, учитываемый за каждый год, не может превышать предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС. Доход, учитываемый за 2012 год, ограничен сверху 512000 рублей, а учитываемый доход за 2013 год ограничен сверху 568000 рублей.

Таким образом, для женщин, уходящих в декрет в 2014 году, размер пособия по беременности и родам за 140 дней не может быть больше 206840 рублей, за 156 дней при осложненных родах -- не больше 230479 рублей и за 194 дня больничного по беременности и родам при рождении двойни или тройни -- не больше 286621 рубля.

Табл.3. Продолжительности выплаты пособий в особых случаях.

Отпуск по беременности и родам вне зависимости от количества дней, фактически использованных до родов начисляется суммарно и предоставляется женщине в полном размере.

Как показывает практика, возникают проблемы с компенсацией пособий например, если незадолго до выхода работницы в отпуск по беременности и родам ее перевели на более высокооплачиваемую должность, в конечном итоге сумма пособия была больше, нежели та, что была бы рассчитана исходя из старого оклада. К таким обстоятельствам сотрудники фонда относятся более чем подозрительно и нередко отказывают в зачете данных выплат, мотивируя тем, что действия работодателя были направлены на неправомерное возмещение сумм пособий за счет средств ФСС.

Судебная практика рассматривала такую ситуацию, при которой были

удовлетворены исковые требования прокурора в интересах гражданки Д., обратившейся с иском о взыскании с ООО "О" в пользу Д. задолженности по пособию по уходу за ребенком (см. - Приложение).

Таким образом, пособие по беременности и родам является одной из видов социальных выплат по временной нетрудоспособности. Право на пособие по беременности и родам прописано в Федеральном законе "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (с изм. от 03.07.2013г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.) и в Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 865 "Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей".

Не все беременные женщины и роженицы имеют право на пособие, а только те, кто находится в отпуске по беременности и родам. Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. (в новой редакции) определяет определенный круг женщин, имеющих право на получение пособия по беременности и родам.

2.3 По сроку выплаты - ежемесячные пособия

Гражданам, имеющим детей, назначаются и выплачиваются следующие виды ежемесячных пособий:

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего

военную службу по призыву.

Пособие по уходу за ребёнком до 1,5 лет начисляется на следующий день после окончания больничного листа по беременности и родам. Начало отпуска по уходу за ребенком до 1.5 лет отсчитывается с момента окончания отпуска по беременности и родам.

В соответствии с Федеральным законом РФ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" получать пособие может один из родителей ребенка, опекун или родственник, фактически осуществляющий уход за ребенком.

Если работник, находящийся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, то пособие выплачивается ему в обычном порядке.

Лицам, имеющим право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по нескольким основаниям, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований. Например, если работница находится в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет и в этот период у нее начинается отпуск по беременности и родам, то она может получить только одно пособие по ее выбору.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком по день исполнения ребенку полутора лет.

При увольнении из одной организации (в том числе, в порядке перевода в другую организации) и устройстве на работу в другую организации - к новому работодателю, либо в это же юридическое лицо (новый трудовой договор) заработок, полученный у предыдущего работодателя (до увольнения), при исчислении пособия не учитывается. Пособие в данном случае исчисляется из фактического заработка, начисленного новым работодателем по новому месту работы, то есть за период работы по новому трудовому договору, заключенному после увольнения.

Обратиться за пособием нужно не позднее шести месяцев со дня, когда ребенку исполнится 1,5 года. То есть до момента, когда ребенку исполнится два года. Если человек пропустил этот срок, то пособие ему не выплачивается. (ст. 17.2 Закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ и пункт 55 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 865).

Неработающим гражданам ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается в органах социальной защиты населения по месту жительства со дня рождения ребенка до достижения ребенком возраста полутора лет, при условии, что они не получают пособие по безработице.

Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.

Отпуск по уходу за ребенком может быть использован женщиной полностью или по частям. Если женщина прервет отпуск и выйдет на работу, то ежемесячное пособие по уходу за ребенком ей выплачиваться не будет. Если женщина уже частично использовала отпуск по уходу за ребенком, после чего вышла на какое-то время на работу и вновь желает воспользоваться таким отпуском, то на основании заявления издается приказ на оформление оставшейся части отпуска.

Женщина имеет право работать на условиях неполного рабочего времени как по месту основной работы, так и в другой организации или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию. Женщина, работающая на условиях неполного рабочего времени, имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск (ст. 93 ТК РФ).

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае продолжения обучения. (п. 43 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23 декабря 2009 г. № 1012н).

Отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности.

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет выплачивается ежемесячно в день выдачи зарплаты.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается работающим гражданам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком) в размере 40% от среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по месту работы за последние 12 календарных месяцев до наступления отпуска по уходу за ребенком. (Средний заработок рассчитывается только за месяцы работы у последнего работодателя, который назначает данное пособие).

Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до 1,5 дет в 2014 году ребенка составляет 2577 рублей на первого ребёнка и 5153 рубля на последующих детей (данные в сравнении с 2013 годом приведены в таблице.

Районный коэффициент применяется только к минимальным размерам пособий по уходу за ребенком.

Табл.4. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до 1,5 лет.

Право на получение ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеют:

Мать ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по

Опекун ребенка военнослужащего, проходящего военную службу

по призыву, либо другой родственник такого ребенка, фактически осуществляющий уход за ним, в случае, если мать умерла, объявлена умершей, лишена родительских прав, ограничена в родительских правах, признана безвестно отсутствующей, недееспособной (ограниченно дееспособной), по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняется от воспитания ребенка или от защиты его прав и интересов, или отказалась взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и из других аналогичных учреждений.

В том случае если уход за ребенком военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, осуществляют одновременно несколько лиц, право на получение ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, предоставляется одному из указанных лиц. Размер ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву с учетом индексации в 2014 году составляет 9326 руб. 52 коп. на каждого ребенка (в 2013 году - 8882 руб.).

Право на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, не предоставляется матери, опекуну либо другому родственнику ребенка курсанта военного образовательного учреждения профессионального образования.

Выплата ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, прекращается по достижении ребенком военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, возраста трех лет, но не позднее дня окончания отцом такого ребенка военной службы по призыву.

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, назначается и выплачивается в органах социальной защиты населения по месту жительства ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

ГЛАВА 3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В РФ

3.1 Проблемы и недостатки демографической политики РФ

Российские социологи и демографы в течение последних десятилетий отмечают необходимость принятия эффективных мер в сфере семейно-демографической политики для выхода из демографического коллапса. В настоящее время это признано и руководством страны.

Основные демографические проблемы страны общеизвестны: прежде всего, это депопуляция населения, обусловленная высокой смертностью, в том числе от устранимых причин, низкой, по сравнению с развитыми странами, продолжительностью жизни. Добавляет демографических проблем, снижая репродуктивные показатели, высокий уровень разводов на фоне все более поздних браков. Наконец, наблюдается исчерпание миграционного потенциала республик бывшего СССР. Легальная миграция на сегодня компенсирует убыли населения.

Другая, вызывающая особое беспокойство, проблема - старение населения. По критериям, принятым ООН, население страны считается старым, если доля лиц в возрасте старше 65 лет превышает 7 %. За последние полвека в мире доля людей старше 60 лет выросла с 8 % до 10 %, и достигла 600 млн. чел.

Главным ресурсом любого государства являются его граждане. Это возобновляемый ресурс, в равной мере природный и социальный, количество и качество которого зависят изначально от деятельности семьи. Рождение, физическое и духовно-нравственное вскармливание детей и их воспитание - это деятельность, самая главная, ответственная, творческая и тяжелая из всех ныне известных, в связи с чем необходимо признать, что проблема объективного и критического анализа истинного положения, перспектив развития и оздоровления семьи стоит со всей остротой.

Основным принципом социальной политики государства в отношении детей должно быть наилучшее обеспечение их интересов в ходе проводимых социально-экономических реформ. Но отсутствие целенаправленной государственной политики в отношении института семьи сделало его безоружным перед натиском деструктивных процессов, вызванных социально-экономическими и политическими реформами.

Выделим основные проблемы и недостатки семейной и демографической политики.

1. Следствием кризисного состояния семьи в свою очередь стало возрастание числа неблагополучных, в том числе асоциальных семей, часто полное устранение родителей от воспитания своих детей, рост агрессии семьи по отношению к детям: их физическое, психологическое и сексуальное насилие, экономическая эксплуатация. Нарушенная система отношений в этих семьях породила такие проблемы, как социальная и школьная дезадаптация, детский суицид, детская проституция, наркомания, алкоголизм, распространение таких негативных социальных явлений, как детская безнадзорность и беспризорность, социальное сиротство.

2. Неблагоприятные современные социально-политические и социокультурные условия резко усугубили противоречия между традиционными семейными и внесемейными отношениями, что позволяет, говорить о кризисном состоянии духовно-ценностного потенциала семьи. Еще одной из основных причин нарушения детско-родительских отношений, деформации или утраты семьей социализирующей и воспитательной функций способствовала государственная политика в отношении семьи и детей в России, начиная с послереволюционных лет и до недавнего времени. Она нацеливала семью на коллективистское воспитание детей как на наилучшее, отлучала детей от семьи, а их воспитание доверялось государству. Идеологическая установка на "огосударствление" семьи во многом определила проводимую в стране социальную политику, существенно ускорила процессы разрушения патриархальной семьи, ее переориентацию на внесемейные ценности, передачу государственным институтам (образования, досуга, культуры) многих традиционных семейных функций. Это постепенно обесценивало институт семьи, что не замедлило сказаться на качестве социализации и воспитания подрастающего поколения.

Дезорганизация семейного воспитания наблюдается сегодня во взаимной отчужденности детей и родителей, "нежелании посвящать лучшие годы жизни заботе о детях", что часто сопровождается насилием родителей над детьми, побегами последних из семьи, асоциальным поведением детей и подростков.

Сегодня стало ясно, что государственная система воспитания не смогла сформировать нравственно устойчивого человека. И если раньше вина за неадекватную социализацию возлагалась на школу, производственный коллектив, то теперь главный источник нерешенных проблем образования и воспитания стал усматриваться в семье.

Следует признать, что нарастание социальных рисков превосходит адаптационные возможности большинства семей. Вследствие очевидного противоречия между реальными возможностями семьи, обусловленными ее современным положением и социально-экономической ситуацией в обществе - с одной стороны и возлагаемыми на нее обязанностями, возникшими из-за отказа государства выполнять ранее взятые в отношении ее обязательства - с другой стороны, семья не справляется со своими функциями.

3. Сегодня единая правовая база государственной семейной политики в стране отсутствует, ее функции системно не включены в деятельность органов государственной власти.

Функции семейной политики чётко не определены и крайне недостаточно включены в практическую деятельность органов власти. При решении экономических, политических, других государственных проблем права и интересы семьи целенаправленно не прорабатываются и не учитываются в необходимом объёме. Не решены в интересах семьи многие проблемы, возникшие в переходный к рыночным отношениям период (приватизация, налогообложение, семейное предпринимательство, кредитование и др.). В новых условиях не переосмыслен накопленный в прошлые годы опыт поддержки семьи. Происходит недооценка правоспособности семьи (иметь права и выполнять обязанности), необходимости наделения семьи полноценным социальным статусом, обеспечения правового регулирования отношений семьи с государством и его институтами.

В деятельности органов власти не получили отражения важнейшие вопросы, связанные с жизнедеятельностью немаргинальных семей, оказанием им содействия в реализации основных функций, развитием семейной экономики, культуры, образования. Недооцениваются задачи проведения социальной экспертизы принимаемых в регионах решений с точки зрения их воздействия на жизнедеятельность семьи. Программы часто не соответствуют требованиям, предъявляемым к такого рода документам. Их комплексность зачастую выражается лишь в объединении мероприятий, относящихся к разным сферам социальной политики. Нередко в программах не представлены концепции, механизмы реализации намеченных мер.

Принимаемые государством меры в основном адресованы индивидууму и слабо учитывают интересы семьи как социального института. Вместе с тем при формировании семейной политики необходимо принимать во внимание, что семья - сложно устроенная система, а не просто проживание в одном месте взрослых и детей. Защищая и обеспечивая интересы одного из членов этой системы (семьи), важно понимать актуальность сохранения целостности этой системы для каждого из ее членов, а для ребенка - в первую очередь. Реализуя право ребенка на защиту государства в случае неисполнения или исполнения не в полной мере семьей обязанностей в отношении него, важно помнить, что биологическая семья - это прежде всего среда, естественная для ребенка. Государственно-правовая охрана детства - один из важнейших принципов социальной политики, непосредственно закрепленных в ст. ст. 7, 38, 39 Конституции РФ. Обеспечение прав и защита интересов ребенка, безусловно, приоритетны.

Другой проблемой работы органов социальной защиты является недостаточное финансирование социальной сферы, поскольку без достаточного финансового обеспечения социальной сферы "социальная политика как бы повисает в воздухе остается нереализованной". Необходимость увеличения государственных ассигнований столь же настоятельно требует их более рационального использования.

4. Положение многих российских семей, имеющих детей, в современных условиях можно охарактеризовать как кризисное. Сегодня многодетные семьи, одинокие матери, семьи с детьми-инвалидами, студенческие семьи, как правило, находятся на самой низкой ступени по размеру реальных доходов, принадлежат к беднейшим слоям общества. Для абсолютного большинства семей с детьми основным источником доходов остается заработная плата. Между тем за 90-е годы ее реальная покупательная способность снизилась почти в 2 раза, обесценились фактически до нуля денежные сбережения семей.

Значительный вес в доходах многодетных семей (а во многих - и основную) занимают детские пособия. Во многом уровень жизни малообеспеченных семей с детьми не претерпевает положительных качественных изменений именно потому, что такие пособия индексируются в меньшей степени, чем пенсии и стипендии, и от одной индексации до другой сокращаются в реальном выражении. Так, размер ежемесячного пособия на ребенка, которое сегодня получают более 70% детей, составляет всего 3,3% от стоимости прожиточного минимума ребенка. Поэтому ничего нет удивительного в том, что именно дети представляют самую многочисленную группу в общей численности малоимущего населения; кроме того, именно в этой возрастной группе наблюдается самый высокий уровень бедности (доля населения со среднедушевыми доходами ниже величины прожиточного минимума) - 17,4%, против 13,3% для молодежи в возрасте 16-30 лет, 13,7% - для населения 31-59 лет и 9,2% для лиц старше трудоспособного возраста.

О низком уровне жизни семей, имеющих детей, свидетельствуют также официальные данные балансов доходов и расходов домашних хозяйств. Примечательной в этом плане является структура потребительских расходов домохозяйств с детьми, в которой доля расходов на питание занимает от трети до почти половины всех расходов, свидетельствуя о невысоком уровне жизни таких семей, причем данный показатель растет с увеличением числа детей. Для многодетных семей также характерен заметно более низкий уровень потребления непродовольственных товаров, в особенности товаров длительного пользования.

Подобные документы

    Порядок назначения и выплаты государственных пособий. Пособия по беременности, родам, уходу за ребёнком и иные дополнительные меры социальной помощи. Пути совершенствования законодательства Российской Федерации о пособиях гражданам, имеющим детей.

    дипломная работа , добавлен 01.06.2015

    Общая характеристика и правовое регулирование государственных пособий, предоставляемых гражданам, имеющим детей. Положения Законодательства РФ о государственных пособиях гражданам, имеющих детей, классификация категорий, подпадающих под его действие.

    реферат , добавлен 17.05.2011

    Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в Российской Федерации. Установление гарантий социальной защиты. Правовое регулирование государственных пособий гражданам, имеющих детей. Способы системы финансирования.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2015

    Система законодательства Российской Федерации, регулирующая порядок выплаты пособий на детей. Получатели пособий на детей. Право на государственные пособия гражданам, имеющим детей и порядок их выплаты: по беременности и родам, семьям, имеющим детей.

    курсовая работа , добавлен 04.04.2009

    Социальная поддержка граждан, имеющим детей. Понятие и основные виды пособий, право на их получение. Порядок назначения и выплаты государственных пособий: пособия по беременности и родам, по уходу за ребёнком. Особенности пособий многодетным семьям.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2017

    Положение семей и детей в РФ. Основные направления государственной семейной политики. Новые законодательные инициативы в поддержку материнства и детства. Федеральные программы по поддержке семей и детей. Государственные пособия гражданам, имеющим детей.

    дипломная работа , добавлен 18.07.2011

    Государственные пособия гражданам, имеющим детей. Порядок перерасчета пособий по беременности и родам. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Пособие при рождении, передаче ребенка в семью.

    курсовая работа , добавлен 17.10.2014

    История развития законодательства о детских пособиях. Общая характеристика закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Основы выплат по беременности и родам. Проблемы гендерного равенства в связи с предоставлением детских пособий.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2015

    Основные принципы и виды материального обеспечения семей с детьми. Характеристика назначения государственных пособий, предоставляемых гражданам, имеющим детей. Пособие по беременности и родам, единовременные пособия, пособия по уходу за ребенком.

    дипломная работа , добавлен 15.11.2013

    Виды материального обеспечения граждан, имеющих детей. Правовые источники материального обеспечения граждан, имеющих детей. Единовременные пособия и пособия по беременности и родам. Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей.

Государственные пособия гражданам, имеющим детей, - это единая система государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Предоставление пособий гражданам, имеющим детей, производится на основании ФЗ от 19.05.95 №81 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Постановлением Правительства РФ от 04.09.95 № 883 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей».
Установлены следующие виды государственных пособий:
- пособие по беременности и родам;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет;
Перечисленные пособия отличаются друг от друга по следующим признакам: по целевому назначению; источникам финансирования; субъектам; порядку исчисления и размерам.
По целевому назначению: пособие по беременности и родам и пособие на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет направлены на замещение утраченного заработка; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки, должно побуждать женщин заботиться о своем здоровье и здоровье ребенка, своевременно обращаться к врачу; единовременное пособие и ежемесячное пособие на ребенка предназначены для оказания помощи семье в содержании и воспитании детей.
Источник финансирования зависит от трудового статуса субъекта:
а) работающие по трудовому договору получают пособия из средств ФСС;
б) занятые иными видами общественно полезной деятельности (военная служба, учеба), а также неработающие - из бюджетов различных уровней.
Ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет выплачивается за счет бюджетных средств. Право получения этого пособия определяется на основании среднедушевого дохода семьи. Данный вид пособия следует рассматривать в качестве одного из видов социальной помощи.
Все пособия, за исключением пособия по беременности и родам, назначаются в твердых размерах.
Различия не позволяют отнести все пособия к одной организационно-правовой форме. Включение конкретного пособия в государственную систему социального страхования или государственную социальную помощь зависит от сочетания указанных признаков. В частности, единовременное пособие при рождении ребенка для лиц, работающих по трудовому договору, является страховым пособием, выплачиваемым из ФСС, а для неработающих граждан - социальной помощью, финансируемой из бюджета.
Государственные пособия на детей не назначаются:
- гражданам РФ, иностранцам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;
- гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным родительских прав;
- гражданам РФ, выехавшим на постоянное место жительства за пределы страны.
Для получения пособия необходимо подать заявление со всеми необходимыми документами. В 10 - дневный срок соответствующие органы принимают решение о назначении пособия.
Рассмотрим назначение первого вида пособий гражданам, имеющим детей, - пособие по беременности и родам. Это пособие имеют право получать женщины:
во-первых, подлежащие государственному социальному страхованию;
во-вторых, уволенные в связи с ликвидацией предприятия в течение 12 месяцев до признания их безработными;
в-третьих, обучающиеся с отрывом от производства;
в-четвертых, проходящие военную службу по контракту и др.;
Пособие предоставляется за период отпуска продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 дней после (в случае осложнения - 86, при рождении двух и более детей - 110 дней).
При усыновлении ребенка в возрасте до 3 месяцев пособие выплачивается со дня его усыновления и до истечения 70 дней (при усыновлении двух и более детей - 110 дней) со дня рождения ребенка.
Пособие по беременности и родам выплачивается в следующих размерах:
1) среднего заработка - женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию;
2) 300 рублей - женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия в течение 12 месяцев до признания их безработными;
3) стипендии - женщинам-студенткам, обучающимся с отрывом от производства; денежного довольствия - женщинам, проходящим военную службу по контракту.
Пособие выплачивается по месту работы, службы, учебы. Женщинам же, уволенным в связи с ликвидацией предприятия, пособие назначается и выплачивается органами социальной защиты.
Пособие по беременности и родам предоставляется на основании:
- листка нетрудоспособности (больничного листка) - для работающих женщин по трудовому договору;
- заявления, выписки из трудовой книжки, листка нетрудоспособности, справки из органов занятости - уволенным женщинам;
- медицинской справки из женской консультации - всем остальным женщинам, имеющим на него право.
ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» предусмотрено два вида единовременных пособия: пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности и пособие при рождении ребенка.
Если женщина встала на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности, т. е. до 12 недель, то она имеет право получить единовременное пособие в размере 300 рублей. Оно назначается и выплачивается по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам.
Пособие предоставляется при наличии справки из женской консультации или другого медицинского учреждения.
Единовременное пособие при рождении ребенка или усыновлении его в возрасте до 3 месяцев имеет право получить один из родителей либо лицо, его заменяющее. В случае рождения (усыновления) двух и более детей пособие назначается и выплачивается на каждого ребенка в размере 4500 рублей (с 1 января 2002 года). Пособие назначается и выплачивается по месту работы (службы, учебы), а незанятым лицам - органом социальной защиты населения по месту жительства ребенка.
Для назначения пособия необходимо предоставить: заявление; справку органов загса о рождении ребенка; справку с места работы (службы, учебы) другого родителя о неполучении пособия. Незанятые граждане должны также приложить к заявлению выписки из трудовой книжки, военного билета. Опекун должен предъявить выписку из решения органа местного управления об установлении опеки.
Пособие на период отпуска по уходу за ребенком (рожденным, усыновленным, принятым под опеку) до 1,5 лет предоставляется только матерям, работающим по трудовому договору, обучающимся без отрыва от производства, военнослужащим по контракту. Этот вид пособия в настоящее время может назначаться отцам, усыновителям, бабушке, дедушке, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход и подлежащим государственному социальному страхованию.
Женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия, пособие назначается в случае неполучения ими пособия по безработице.
Пособие сохраняется, если лицо, находится в отпуске на условиях неполного рабочего времени или работы на дому, а также в случае получения стипендии при продолжении обучения.
Размер данного вида пособия - 500 рублей. Выплачивается оно в сроки, установленные для выплаты заработной платы, стипендии, денежного довольствия, независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход.
Для оформления пособия необходимо предоставить следующие документы:
- заявление;
- копию свидетельства о рождении ребенка;
- уволенным - выписку из трудовой книжки (военного билета);
- копию приказа об отпуске по уходу за ребенком;
- справку о неполучении пособия по безработице.
В случае увольнения с работы (за исключением увольнения в связи с ликвидацией) или окончания дневной формы обучения выплата ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет прекращается.

За счет средств Фонда социального страхования РФ выплачивают:

Пособие по беременности и родам;

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

Единовременное пособие при рождении ребенка;

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.

Пособия гражданам, имеющим детей, налогом на доходы физических лиц, страховыми взносами во внебюджетные фонды, а также взносами на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний не облагаются. Сумму пособия по беременности и родам определяют в том же порядке, что и при выплате пособий по временной нетрудоспособности.

Обратите внимание: размер пособия гражданам, имеющим детей, индексируют в зависимости от уровня прогнозируемой инфляции столько раз, сколько предусматривает закон о федеральном бюджете на очередной год (ñò. 4.2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ).

Пособие по беременности и родам рассчитывают исходя из 100% среднего заработка, если страховой стаж превышает шесть месяцев. При этом сумма заработка не должна превышать установленную предельную сумму (415 000 рублей в 2009, 2010 годах и 463 000 рублей в 2011 году). Если страховой стаж меньше шести месяцев, то пособие рассчитывают исходя из минимального заработка за два расчетных года (ÌÐÎÒ х 24). В этом случае могут применяться районные коэффициенты.

Единовременное пособие в ранние сроки беременности выплачивают женщинам, которые встали на учет в медицинских учреждениях до 12 недель беременности. Сумма пособия с 1 января 2011 года составляет 438,87 рубля.

При рождении ребенка (при усыновлении ребенка в возрасте до трех месяцев) выплачивают единовременное пособие. Пособие выплачивают по месту работы одного из родителей или усыновителей ребенка (по их выбору). Размер единовременного пособия при рождении ребенка с 1 января 2011 года - 11 703,13 рубля.

Если работник уходит в отпуск по уходу за ребенком, то ему выплачивают ежемесячное пособие.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивают в размере 40% от среднего заработка по месту работы за последние два календарных года, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. При этом минимальный размер пособия с 1 января 2011 года составляет 2194,34 рубля по уходу за первым ребенком и 4388,67 рубля по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за одним ребенком не может превышать за полный календарный месяц в 2011 году 13 825,80 рубля.

Продолжительность периода выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком - до достижения им полутора лет. Как рассчитать ежемесячное пособие по уходу за ребенком, видно из примера.

Пример

Иванова А.С. работает в ООО "Ветер". Она родила двойню. С 1 марта 2011 года сотрудница берет отпуск по уходу за детьми.

Средний заработок за расчетный период составил 144 080,1 руб. Это меньше предельной суммы 830 000 руб. (415 000 + 415 000).

Средний дневной заработок равен 197,37 руб. (144 080,10 руб. : 730 дн.).

Среднемесячный заработок для расчета пособия равен 6000,04 руб. (197,37 руб. х 30,4 дн.).

Размер пособия составит 4800 руб. (6000,04 руб. х 40% х 2).

Сравним полученный результат с минимальным пособием, которое положено работнице за обоих детей. Его сумма зависит от того, есть ли у нее еще дети. Если нет, то считают так. На одного ребенка - 2194,34 руб., на другого - 4388,6 руб. Получается минимум: 2194,34 руб. + 4388,67 руб. = 6583,01 руб.

Эта сумма больше той, которая рассчитана по средней зарплате. Значит, ежемесячно Иванова будет получать наибольшую сумму - 6583,01 руб.

Теперь предположим, что у этой сотрудницы уже есть ребенок. Тогда размер минимального пособия считают по-другому: 4388,67 руб. + 4388,67 руб. = 8777,34 руб.

В этом случае Иванова будет ежемесячно получать именно такую сумму. Несмотря на то, что она больше, чем та, которая получилась из расчета по среднему заработку.

В случае ухода за двумя и более детьми пособия суммируют.

При этом суммированный размер не может превышать максимального размера, но и не может быть меньше суммированного минимального размера пособия.

Пример

Работница находится в отпуске по уходу за тремя детьми: первым ребенком и последующими двумя. Средний заработок женщины составил 4500 руб. Расчетный размер пособия на одного ребенка равен:

4500 ðóá. õ 40%= 1800 ðóá.

Эта сумма меньше минимума (2194,34 руб.). Поэтому пособие на первого ребенка работнице нужно выплатить в размере 2194,34 руб., а на двух других детей - 8777,34 руб. (4388,67 + 4388,67).

Тогда расчетное суммированное пособие составит 10 971,68 руб. (2194,34 + 8777,34), что меньше верхней допустимой планки - 13 825,80. Поэтому именно эту сумму ей следует выплатить.

А до достижения ребенком трехлетнего возраста работнику положены ежемесячные компенсационные выплаты в сумме 50 рублей (óêàç Президента РФ от 30 мая 1994 г. N 1110).

Пример

Работница основного производства ООО "Пассив" Клюева ушла в отпуск по уходу за первым ребенком.

По приказу руководителя ООО "Пассив" ей назначено ежемесячное пособие и компенсационная выплата. Предположим, ежемесячное пособие по уходу за ребенком равно 2200 руб. А компенсационная выплата до достижения им трех лет, как мы знаем, установлена в фиксированной сумме - 50 руб.

Бухгалтер "Пассива" должен ежемесячно делать следующие проводки:

до достижения ребенком полутора лет:

Дебет 69.1 Кредит 70

2200 руб. - начислено пособие Клюевой;

Дебет 20 Кредит 70

Дебет 70 Кредит 50

2250 руб. (2200 + 50) - выплачены деньги Клюевой;

от полутора лет до достижения ребенком 3 лет:

Дебет 20 Кредит 70

50 руб. - начислена компенсация Клюевой;

Дебет 70 Кредит 50

50 руб. - выдана компенсация Клюевой.



Просмотров