Как заседают совет федерации и государственная. Совместные заседания палат парламента

Текст Ст. 100 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Комментарий к Ст. 100 Конституции Российской Федерации

1. В конце 1993 г. впервые было введено раздельное попалатное формирование федерального представительного и законодательного органа государственной власти — Федерального Собрания Российской Федерации. Использовалась смешанная избирательная система при выборах депутатов нижней палаты — Государственной Думы и мажоритарная избирательная система относительного большинства при выборах членов верхней палаты — Совета Федерации*(524).

Раздельное заседание палат парламента соответствует мировой практике. Принцип раздельного заседания палат Федерального Собрания РФ обусловлен федеративным государственным устройством России. Совет Федерации представляет субъекты РФ. Государственная Дума является палатой общенародного представительства. Отчасти поэтому у палат различная компетенция, они относительно независимы друг от друга, самостоятельно осуществляют свои законодательные полномочия и определяют внутренний порядок деятельности, принимая каждая свой регламент.

Раздельная попалатная организация деятельности парламента целесообразна во многих отношениях, и, в частности, это обеспечивает лучшее качество принимаемых законов ввиду того, что каждая палата оценивает законопроект независимо. Для того чтобы обеспечить полное изолирование палат, они занимают разные здания.

Однако в некоторых случаях палаты могут собираться совместно, например для заслушивания посланий Президента РФ, образовывать на паритетной основе согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий.

2. Заседания Государственной Думы и Совета Федерации проводятся открыто, на гласной основе и освещаются средствами массовой информации. По решению палаты на ее заседания могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым палатой законопроектам и иным вопросам. Кроме того, на заседаниях палат парламента ведутся протоколы и стенограммы, которые подлежат опубликованию, а также размещаются в Фонде электронных информационных ресурсов Государственной Думы (для Государственной Думы) и в Бюллетене заседания Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Стенографическом отчете заседания Совета Федерации Федерального Собрания РФ (для Совета Федерации).

Кроме того, Федеральным законом от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» предусмотрена обязанность государственных федеральных аудиовизуальных средств массовой информации обеспечивать распространение обращений и заявлений Совета Федерации и Государственной Думы, открытия первого заседания Совета Федерации, открытия первого заседания Государственной Думы в теле- и радиопрограммах в полном объеме не менее чем по одному общероссийскому телеканалу и одному общероссийскому радиоканалу в удобное для телезрителей и радиослушателей время, но не позднее чем через 24 часа с момента совершения событий. Также государственные аудиовизуальные средства массовой информации должны:

включать в информационные программы в день, когда состоялось событие, сообщения о решениях и действиях: Совета Федерации — в отношении отрешения Президента РФ от должности, утверждения изменения границ субъектами РФ, утверждения Указа Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения и др.; Государственной Думы — в отношении дачи согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, решения вопроса о доверии Правительству РФ и др.;

еженедельно, за исключением времени, когда заседания Совета Федерации и Государственной Думы не проводятся, выпускать в эфир по одному из общероссийских теле- и радиоканалов обзорные информационно-просветительские программы продолжительностью не менее 45 минут об итогах работы совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, депутатских объединений в Государственной Думе, о проведении парламентских слушаний, об истории и о практике российского и зарубежного парламентаризма, об укреплении российской государственности, о содержании и применении основных положений Конституции РФ, законов и иных правовых актов, принимаемых в Российской Федерации;

по просьбе избранного по территориальному избирательному округу депутата Совета Федерации, либо депутата Государственной Думы, либо депутата Государственной Думы, которому данный регион определен для работы его депутатским объединением в Государственной Думе, предоставлять им возможность выступления по месту их избрания один раз в два месяца по телеканалу и один раз в месяц по радиоканалу;

не реже одного раза в месяц выпускать в эфир по одному из общероссийских теле- и радиоканалов программы дебатов представителей депутатских объединений в Государственной Думе;

при формировании программной политики предусматривать в иных публицистических информационных и информационно-аналитических программах всестороннее и объективное информирование телезрителей и радиослушателей о работе федеральных органов государственной власти, о позиции депутатских объединений в Государственной Думе, депутатов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, разрешении дел и споров судами*(525).

Гласность и открытость в деятельности законодательных органов признаются фундаментальными принципами осуществления законодательной власти. Их следует рассматривать как одни из основополагающих принципов демократии, от практической реализации которых в России во многом зависит успех процесса демократизации.

Открытость заседаний палат Федерального Собрания есть одно из проявлений демократичности российского парламента. Народ должен иметь полную возможность следить за работой своих избранников, когда они принимают законодательные и иные важные государственные решения*(526).

Принцип открытости является общим правилом практически для всех парламентов мира. Во Франции, например, каждый гражданин может сесть в ложу и наблюдать, как идет заседание парламента. В Германии любое заседание суда открытое. Однако толкование этого принципа, даваемое самими палатами в их регламентах, весьма затруднительно, так как отсутствуют места для посетителей. Здания, где размещены палаты парламента, не приспособлены для этого. Конечно, отчасти открытость обеспечивается путем прямой трансляции заседаний на мониторы, расположенные, в том числе, в помещении, доступном всем имеющим пропуск (хотя бы одноразовый) в здание соответствующей палаты парламента. Впрочем, для обычного человека проблематичным является и получение пропуска в здание палаты*(527).

Таким образом, открытость и прозрачность не только правовой принцип, но и цель, которую парламент должен достичь в либеральном, демократическом обществе.

Палаты парламента могут принять решение о проведении закрытого заседания. Такая возможность закреплена в их регламентах.

Предложения о проведении закрытого заседания вправе вносить Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председательствующий на заседании палат, комитеты палат, Советом Государственной Думы, депутатское объединение, Председатель Государственной Думы, комиссия Совета Федерации, группа членов Совета Федерации. Для Совета Федерации устанавливается ограничение на численность присутствующих на закрытом заседании — не менее 25 человек.

Решение о проведении закрытого заседания принимается большинством голосов от числа депутатов Государственной Думы, принявших участие в голосовании, и большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем 46 голосами.

На открытом и закрытых заседаниях палат парламента вправе принимать участие Президент РФ, Председатель Правительства РФ, члены Правительства РФ, Председатель Счетной палаты РФ, Генеральный прокурор РФ, Председатель Центральной избирательной комиссии РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, заместитель Председателя Счетной палаты РФ, члены Общественной палаты РФ, уполномоченные советом Общественной палаты РФ. На заседании в государственной Думе также могут принимать участие полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе, Председатель Совета Федерации, члены совета Федерации, полномочный представитель Правительства РФ в Государственной Думе, члены Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, аудиторы счетной палаты РФ. На заседании в Совете Федерации — Председатель Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, полномочный представитель Президента РФ в Совете Федерации, полномочный представитель Правительства РФ в Совете Федерации, полномочный представитель Государственной Думы в Совете Федерации.

Закрытое заседание Государственной Думы назначается, как правило, не менее чем за один час до планируемого времени проведения открытого заседания.

3. Палаты Федерального Собрания могут собираться на совместные заседания.

В ряде парламентов зарубежных государств допускается совместное заседание только для решения или обсуждения вопросов, входящих в их общую компетенцию. Например, совместные заседания в Швейцарии проводятся в таких случаях, как избрание ряда должностных лиц, разрешение споров о компетенции между высшими федеральными органами власти, принятие решения о помиловании, принятие заявлений и доведение их до сведения Федерального совета*(528).

Согласно комментируемой статье, палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента. Президент РФ в соответствии с п. «е» ст. 84 Конституции РФ обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (см. комментарий к ст. 84). Так, с момента принятия Конституции РФ Федеральным Собранием было заслушано 14 посланий Президента РФ: 24 февраля 1994 г., 16 февраля 1995 г., 23 февраля 1996 г., 6 марта 1997 г., 17 февраля 1998 г., 31 марта 1999 г., 8 июля 2000 г., 3 апреля 2001 г., 18 апреля 2002 г., 16 мая 2003 г., 26 мая 2004 г., 25 апреля 2005 г., 10 мая 2006 г., 26 апреля 2007 г.

Процедура совместных заседаний палат Федерального Собрания специально не урегулирована. Во время совместного заседания не используются традиционные формы парламентской работы: не проводятся обсуждения, не задаются вопросы выступающему, не принимаются никакие решения. Для данного мероприятия не требуется кворума. Порядок проведения подобных заседаний устанавливается президентской стороной по согласованию с руководством палат парламента. Для этого Президент РФ издает распоряжение, в котором предлагает председателям палат Федерального Собрания РФ собрать палаты в указанное им время. Как правило, подобное мероприятие проходит в Мраморном зале Московского Кремля. Обсуждение вопросов, заслушиваемых на таких заседаниях, а также принятие по ним решений возможно в последующем на раздельных заседаниях Федерального Собрания. Так, вопрос об обсуждении посланий и обращений Президента РФ подлежит внеочередному рассмотрению в палатах парламента.

Послание Конституционного Суда РФ Федеральному Собранию является одной из форм взаимодействия судебной и законодательной властей. Важность посланий Конституционного Суда РФ определяется его ролью в обеспечении законности, толковании Конституции РФ, предупреждении ее нарушений в правотворческой и правоприменительной деятельности*(529).

В зарубежной практике закреплена обязанность судебного органа направить послание законодательному органу. Например, Конституционный Суд Республики Беларусь согласно законодательству обязан ежегодно принимать и направлять послание в адрес Президента Республики Беларусь, а также Палаты Представителей и Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь.

Последним основанием для совместного сбора палат комментируемой статьей называется необходимость заслушивания выступлений руководителей иностранных государств, но, несмотря на это, практика совместного заседания Федерального Собрания по поводу заслушивания выступлений руководителей иностранных государств пока не сложилась. В Регламенте Совета Федерации закреплено, что руководители парламентов иностранных государств, руководители иностранных государств, посещающие Совет Федерации, могут выступить на заседании Совета Федерации. Решения о приеме делегаций иностранных государств и международных организаций в Совете Федерации принимаются Председателем Совета Федерации*(530). В Регламенте Государственной Думы указано, что эта палата утверждает согласованный с ней единый порядок протокольного, финансового и организационно-технического обеспечения парламентских делегаций иностранных государств и международных парламентских организаций в Российской Федерации*(531).

А) сообща;

Б) раздельно;

В) вместе;

Г) совместно.

9) К ведению Совета Федерации относятся:

А) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации

Б) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации

В) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации

Г) объявление амнистии.

10. К ведению Государственной Думы относятся:

А) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности

Б) назначение выборов Президента Российской Федерации

В) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации

Г) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения.

11. Федеральные законы принимаются:

А) Государственной Думой

Б) Совет Федерации

В) Председателем правительства;

Г) Президентом.

12. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее:

А) одной третей от общего числа депутатов Государственной Думы;

Б) половины от общего числа депутатов Государственной Думы;

В) одной десятой от общего числа депутатов Государственной Думы;

Г) двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

13. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение ________ передаются на рассмотрение Совета Федерации:

А) семи дней;

Б) пяти дней;

В) двух недель;

Г) одного месяца.

14. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:



А) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

Б) федеральных налогов и сборов;

В) войны и мира;

Г) федерального бюджета;

Д) все выше перечисленные.

15. Отправляется принятый федеральный закон для подписания и обнародования:

А) Президенту РТ;

Б) Председателю правительства;

В) Президенту РФ;

Г) Премьер министру РФ.

16. Президент Российской Федерации в течение ____________ подписывает федеральный закон и обнародует его:

Б) 30 дней;

Г) 14 дней;

17. Принятый федеральный конституционный закон в течение _______________ подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию:

А) 3 часов;

Б) 14 дней;

В)1 месяца;

18. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и ____ Конституции Российской Федерации:

19. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через:

А) четыре месяца с момента роспуска;

Б) одного месяца с момента роспуска;

В) четырнадцати дней с момента роспуска;

Г) полугода с момента роспуска.

20. Государственная Дума не может быть распущена:

А) в период действия на всей территории РФ военного положения;

Б) чрезвычайного положения;

В) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ;

Г) все перечисленное.

21. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет:

А) Государственная Дума;

Б) Председатель Правительства;

Г) Совет Федерации.

22. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ______ Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания:

А) статьей 118;

Б) статьей 215;

В) статьей 107;

Г) статьей 117.

23. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия:

А) Государственной Думы;

Б) Губернаторов областей;

В) Народа;

Г) Совета Федерации.

24. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре:

А) полугода со дня внесения предложения о кандидатуре;

Б) пяти дней со дня внесения предложения о кандидатуре;

В) месяца со дня внесения предложения о кандидатуре;

Г) недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

25. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и ____________________:

А) муниципальных чиновников;

Б) федеральных министров;

В) губернаторов;

Г) президентов республик.

26. Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой:

А) Совет Федерации

Б) Президент;

В) Правительство Российской Федерации;

Г) Конституционный суд.

27. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется:

А) федеральным законом;

Б) конституционным законом;

В) федеральным конституционным законом;

Г) законом о защите прав потребителей.

28. ___________ Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации:

А) Постановления и распоряжения;

В) Постановления

Г) Распоряжения.

29. Правительство Российской Федерации перед вновь избранным Президентом Российской Федерации:

А) празднует его назначение;

Б) слагает свои полномочия;

В) принимает новые полномочия;

Г) скорбит по этому поводу.

30. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке:

А) Министра образования;

Б) Государственной Думы;

В) Совет Федерации;

Г) Правительства Российской Федерации.

31. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии:

А) Правительству Российской Федерации

Б) Президенту РФ;

В) Совету Федерации;

Г) Министру обороны.

32. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до:

А) до сформирования новой Государственной Думы;

Б) до сформирования нового Совет Федерации;

В) до сформирования нового Правительства Российской Федерации;

Г) все перечисленное.

33. Правосудие в Российской Федерации осуществляется:

А) Правительством РФ;

Б) Президентом РФ;

В) Советом Федерации;

Г) только судом.

34. Судебная власть осуществляется посредством __________ судопроизводства:

А) конституционного

Б) гражданского

В) административного и уголовного

Г) все перечисленное.

35. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и _________:

А) Международным соглашением;

Б) Федеральным конституционным законом;

В) Федеральным Законом

Г) Муниципальным законодательным актом.

36. Создание чрезвычайных судов:

А) при необходимости допускается;

Б) допускается;

В) не допускается

Г) приветствуется.

37. Судьями могут быть граждане:

А) граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет

Б) имеющие высшее юридическое образование;

В) работы по юридической профессии не менее пяти лет;

Г) все перечисленное.

38. Федеральным законом дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации установлены:

А) да, могут;

Б) нет, не могут;

В) возможно;

Г) зависит от ситуации.

39. Судьи независимы и подчиняются только:

А) Конституции Российской Федерации и федеральному закону;

Б) Конституции РФ;

В) федеральному закону;

Г) Президенту РФ.

40. Судьи:

А) сменяемы

Б) несменяемы;

В) сменяемы, в зависимости от сложности дела.

41. Судья быть привлеченным к уголовной ответственности:

А) да, может;

Б) нет, не может;

В) не знаю;

Г) в Конституции об этом не сказано.

42. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из ____ судей:

43. Разбирательство дел во всех судах открытое:

А) не знаю;

Б) в Конституции об этом не сказано;

В) закрытое;

Г) открытое.

44. Финансирование судов производится только из:

А) местного бюджета;

Б) федерального бюджета

В) государственного внебюджетного фонда;

Г) бюджета субъектов РФ.

45. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам ________ дает толкование Конституции Российской Федерации:

А) Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

Б) Совета Федерации и Государственной Думы;

В) законодательной власти субъектов Российской Федерации;

Г) все перечисленное.

46. Является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики:

А) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

Б) Конституционный Суд;

В) Верховный Суд РФ;

Г) Мировой суд.

47.Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ________________ по представлению Президента Российской Федерации:

А) Советом Федерации

В) Государственной Думой;

Г) все перечисленное.

48. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с:

А) учетом мнения населения всей территории РФ;

Б) учетом мнения населения соответствующих территорий;

В) учетом мнения иностранных граждан, живущих на этой территории;

Г) учетом мнения населения соседствующих территорий.

49. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности по представлению Президента Российской Федерации:

А) Председателем правительства;

Б) Государственной Думой;

В) Советом Федерации

Г) все перечисленное.

50. Структура органов местного самоуправления определяется:

А) Советом Федерации;

Б) Председателем правительства;

В) Президентом РФ;

Г) населением самостоятельно.


Литература

Основная литература

1. Конституция РФ; – М;: Проспект, 2012; – 32 с;

Дополнительная литература

1. Бархатова Е;Ю; Комментарий к Конституции Российской Федерации; - М;: "Проспект", 2010; – 370 с;

2. Соколов И;А; Конституционное право Российской Федерации: Учебное пособие; – М;: МГИУ, 2010; – 260 с;

3. Стрекозов В;Г; Конституционное право России / Учебник для бакалавров; – М;: Юрайт, 2012; – 278 с;

4. http://constitution;garant;ru/science-work/comment/5817497/ (сайт Конституции РФ) (дата обращения 24;10; 2012)

5. www;memo;ru (Законодательство и права человека) (дата обращения 24;10; 2012)

6. www;hright;ru (Институт прав человека) (дата обращения 24;10; 2012)

7. www;ycentre;org (Молодежный центр прав человека) (дата обращения 24;10; 2012)

8. www;ks;rfnet;ru (Официальный сайт Конституционного суда Российской Федерации) (дата обращения 24;10; 2012)

9. www;gov;ru (Официальный сервер органов государственной власти Российской Федерации) (дата обращения 24;10; 2012)

10. www;krremlin; ru (Официальный сайт Президента Российской Федерации) (дата обращения 24;10; 2012)

11. www;duma;gov;ru (Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации) (дата обращения 24;10; 2012)

12. www;council;gov;ru (Официальный сайт Совета Федерации Российской Федерации) (дата обращения 24;10; 2012)

13. www;government;gov;ru (Официальный сайт Правительства Российской Федерации) (дата обращения 24;10; 2012)

14. www;ksrf;ru (Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации) (дата обращения 24;10; 2012)

15. www;supcourt;ru (Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации) (дата обращения 24;10; 2012)

16. www;arbit;ru (Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации) (дата обращения 24;10; 2012)

17. www;kmo;ru (Официальный сайт Конгресса муниципальных образований Российской Федерации) (дата обращения 24;10; 2012)

18. www;wrs;ru (Официальный сайт Союза российских городов) (дата обращения 24;10; 2012)


Основы конституционного права Российской Федерации:

Методические указания к практическим занятиям

по дисциплине «Правоведение»

Издательство

Казанского государственного архитектурно-строительного университета

Подписано в печать Формат 60х84/16

Заказ Бумага офсетная № 1 Усл.-печ.л.

Тираж экз. Печать ризографическая Уч.-изд.л.

__________________________________________________________________

Отпечатано в полиграфическом секторе

издательства КГАСУ

420043, г. Казань, ул. Зеленая, д. 1

Последняя редакция Статьи 100 Конституции РФ гласит:

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Комментарий к Ст. 100 КРФ

1. Положение о раздельном проведении заседаний палатами Федерального Собрания было включено в Конституцию, чтобы преодолеть существовавшую в советские времена традицию преимущественно совместных заседаний палат Верховного Совета СССР и позднее также РСФСР (первоначально Верховный Совет РСФСР был однопалатным). Поскольку каждая из палат предназначена для представительства различных интересов (преимущественно социально-политических - Государственная Дума и преимущественно региональных - Совет Федерации), целесообразно, чтобы проекты решений Федерального Собрания оценивались каждой палатой самостоятельно, без влияния другой палаты. Для лучшего осуществления указанного в комментируемой части принципа палаты занимают даже разные здания. Это не исключает проведения совместных заседаний в случаях, установленных Конституцией РФ (см. комм. к ч. 3 данной статьи).

2. Предусмотренная в Конституции РФ открытость заседаний палат Федерального Собрания должна была стать одним из проявлений демократичности российского парламента. По идее, граждане должны иметь возможность лично наблюдать за работой своих избранников, когда они обсуждают государственные дела и принимают законодательные и иные важные государственные решения. Однако помещения, в которых работают палаты, не снабжены галереями для публики, какие имеются в ряде зарубежных парламентов (например, в Конгрессе США). В начале демократических преобразований в России заседания законодательного органа транслировались по телевидению, однако затем эта практика прекратилась (возможно, потому, что поведение законодателей являло собой отнюдь не привлекательное зрелище, но ведь известно, что на зеркало пенять не стоит). Сегодня гражданину, интересующемуся деятельностью парламентариев, приходится довольствоваться тем, о чем сочтут нужным сообщить СМИ. Соответственно толкование принципа открытых заседаний, даваемое самими палатами в их регламентах, носит весьма ограничительный характер, конституционность которого не бесспорна.

Порядок проведения открытых и закрытых заседаний палат Федерального Собрания урегулирован в их регламентах.

2.1. Так, в ст. 38 Регламента Совета Федерации от 30 января 2002 г. (СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 635; с изм. и доп.) сказано, что заседания Совета Федерации проводятся открыто, на гласной основе и освещаются СМИ. Однако Совет Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, председательствующим на заседании палаты, комитетом, комиссией Совета Федерации или группой членов Совета Федерации численностью не менее 25 человек. Такое решение принимается большинством голосов числа членов Совета Федерации, участвовавших в голосовании, но не менее чем 46 голосами. Содержание закрытого заседания Совета Федерации, сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, могут быть использованы членами Совета Федерации только для их деятельности в Совете Федерации. В случае принятия решения о проведении закрытого заседания палаты председательствующий объявляет дополнительный перерыв на 30 минут.

В открытом и закрытом заседаниях Совета Федерации вправе принимать участие Президент РФ, Председатель и члены Правительства РФ, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель, Уполномоченный по правам человека в РФ, Генеральный прокурор РФ, Председатель Центральной избирательной комиссии РФ, полномочные представители в Совете Федерации: Президента РФ, Правительства РФ, Государственной Думы. Присутствовать на открытом и закрытом заседаниях Совета Федерации вправе депутаты Государственной Думы, судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, аудиторы Счетной палаты, руководители законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, а также члены Общественной палаты РФ, уполномоченные ее советом, при соблюдении требований законодательства РФ о государственной тайне. По решению Совета Федерации на заседания палаты приглашаются представители государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных учреждений, независимые эксперты, ученые и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Советом Федерации вопросам.

Представители СМИ могут присутствовать на открытых заседаниях палаты при условии их аккредитации в Совете Федерации. Другие лица, не являющиеся членами Совета Федерации, могут присутствовать на заседаниях палаты только по специальному приглашению, выдаваемому за подписью Председателя Совета Федерации. Вот так понимается Советом Федерации открытость его заседаний.

На заседаниях Совета Федерации запрещается использование средств телефонной связи и радиосвязи.

На закрытом заседании палаты запрещается использование фото-, кино- и видеотехники, средств телефонной связи и радиосвязи, а также средств звукозаписи и обработки информации. Присутствовать на закрытом заседании Совета Федерации могут работники Аппарата Совета Федерации в соответствии со списком, утверждаемым Председателем Совета Федерации. Председательствующий на закрытом заседании палаты информирует членов Совета Федерации и других присутствующих на заседании лиц о правилах проведения закрытого заседания и запрете распространения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

Порядок обеспечения проведения открытых и закрытых заседаний Совета Федерации утверждается Председателем Совета Федерации.

Согласно ст. 39 Регламента, лица, не являющиеся членами Совета Федерации и принимающие участие в его заседании, имеют право участвовать в прениях, делать замечания, вносить предложения и поправки по существу обсуждаемых вопросов, задавать вопросы, давать справки в рамках установленных Регламентом нормативов времени. По решению Совета Федерации этим лицам может быть предоставлено слово для выступления.

На заседании Совета Федерации ведутся протокол и стенограмма (ст. 40 Регламента). Протокол заседания подписывается председательствующим на заседании. Стенограмма открытого заседания Совета Федерации подлежит опубликованию в "Бюллетене заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" и "Стенографическом отчете заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", причем член Совета Федерации вправе ознакомиться со стенограммой своего выступления до ее опубликования. Стенограмма закрытого заседания палаты хранится в соответствующем структурном подразделении Аппарата Совета Федерации на правах секретного документа.

2.2. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания от 22 января 1998 г. (СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801; с изм. и доп.) содержит по рассматриваемому вопросу в ст. 37-39 ряд норм, аналогичных нормам Регламента Совета Федерации или сходных с ними.

Так, установлено, что заседания Государственной Думы проводятся открыто, гласно и освещаются в СМИ. По решению палаты на ее заседания могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Государственной Думой законопроектам и иным вопросам. Представители СМИ могут присутствовать на открытых заседаниях палаты при условии их аккредитации в Государственной Думе.

Государственная Дума может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено председательствующим на заседании Государственной Думы, Советом Государственной Думы, Президентом РФ, комитетом Государственной Думы или депутатским объединением, Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства РФ. Решение о проведении закрытого заседания принимается большинством голосов числа депутатов Государственной Думы, участвовавших в голосовании. Закрытое заседание назначается, как правило, не менее чем за один час до планируемого времени его проведения. Запрещается проносить на закрытое заседание Государственной Думы и использовать в ходе такого заседания фото-, кино- и видеотехнику, средства телефонной связи и радиосвязи, а также средства звукозаписи и обработки информации. Представители СМИ на закрытые заседания не допускаются. Сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну и обсуждаемые на закрытом заседании Государственной Думы, разглашению и распространению не подлежат.

Председательствующий на закрытом заседании палаты в начале указанного заседания уведомляет депутатов Государственной Думы и приглашенных лиц об основных правилах проведения закрытого заседания, о степени секретности обсуждаемых на нем сведений и предупреждает об ответственности за разглашение и распространение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну. Стенограмма закрытого заседания Государственной Думы, а также документы, имеющие отношение к рассматриваемым на указанном заседании вопросам, учетные данные электронной системы о регистрации депутатов Государственной Думы и результаты их голосования, в том числе поименного, хранятся в структурном подразделении по защите государственной тайны Аппарата Государственной Думы в режиме секретного документа. Ознакомление депутатов Государственной Думы со стенограммой закрытого заседания Государственной Думы и с приобщенными к ней материалами производится в указанном подразделении Аппарата под расписку. Порядок организационно-технического обеспечения закрытых заседаний Государственной Думы, закрытых парламентских слушаний, закрытых заседаний комитетов и комиссий Государственной Думы устанавливается положением, утверждаемым распоряжением Председателя Государственной Думы по согласованию с Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы.

Президент РФ, его полномочный представитель в Государственной Думе, Председатель и члены Совета Федерации, Председатель и члены Правительства РФ, его полномочный представитель в Государственной Думе, члены Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель Счетной палаты РФ, его заместители и аудиторы Счетной палаты, Уполномоченный по правам человека в РФ, Генеральный прокурор РФ, Председатель Центральной избирательной комиссии РФ вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты. Члены Общественной палаты, уполномоченные ее советом, могут присутствовать на открытых заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, являвшихся объектом экспертизы Общественной палаты. Руководители федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных министров) и их заместители могут присутствовать на открытых заседаниях Государственной Думы, а на закрытых заседаниях палаты только при наличии специальных пропусков, оформляемых по письменному разрешению Председателя Государственной Думы или - по его поручению - одного из его заместителей. Такие специальные пропуска требуются для присутствия на закрытых заседаниях палаты также других лиц.

Государственная Дума по предложению депутатов Государственной Думы, депутатских объединений, комитетов и комиссий Государственной Думы вправе пригласить на свое заседание в целях получения информации по вопросам, носящим чрезвычайный характер, Председателя Правительства РФ, его заместителя, Генерального прокурора РФ, Председателя Центрального банка РФ, Председателя ЦИК РФ, иных должностных лиц. В постановлении о приглашении Государственная Дума указывает дату заседания и время, на которое приглашается должностное лицо, а также определяет содержание рассматриваемого вопроса. Принятое Государственной Думой постановление по этому вопросу, а также приглашение Председателя Государственной Думы направляются приглашенному должностному лицу не позднее чем за пять дней до заседания Государственной Думы, на которое приглашено должностное лицо. Процедура рассмотрения вопроса с участием указанных должностных лиц вносится Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы по поручению ее Совета и принимается на заседании палаты. Как правило, процедурой предусматриваются заслушивание приглашенного должностного лица и его ответы на вопросы депутатов. Допускаются выступления представителей депутатских объединений и представителя профильного комитета.

На заседаниях Государственной Думы ведутся протоколы и стенограммы. Протокол подписывается председательствующим на заседании. Стенограммы заседаний Государственной Думы, за исключением стенограмм закрытых заседаний, подлежат опубликованию, а также размещаются в Фонде электронных информационных ресурсов Государственной Думы. Депутат Государственной Думы вправе ознакомиться со стенограммой своего выступления до ее опубликования. В отличие от Регламента Совета Федерации Регламент Государственной Думы не указывает, где публикуются стенограммы.

2.3. Открытость, а строго говоря, гласность работы палат Федерального Собрания в определенной мере обеспечивается СМИ, прежде всего государственными.

13 января 1995 г. Президент РФ подписал ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" (СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 170; с изм. и доп.). Согласно ст. 4 этого ФЗ, пресс-службы федеральных органов государственной власти ведут аудио- и видеозапись, в частности, всех заседаний Совета Федерации и Государственной Думы. Для таких записей устанавливается бессрочный режим хранения. Записи закрытых мероприятий производятся и хранятся в соответствии с требованиями законодательства РФ. Журналисты СМИ имеют право знакомиться с записями и снимать копии с них, кроме записей закрытых мероприятий. ФЗ не ограничивает право аккредитованных журналистов производить собственную аудио- и видеозапись на заседаниях, совещаниях и иных открытых официальных мероприятиях.

Как указано в ст. 5 этого ФЗ, государственные федеральные аудиовизуальные СМИ обязаны обеспечивать распространение в числе прочих следующих теле- и радиопрограмм в полном объеме не менее чем по одному общероссийскому телеканалу и одному общероссийскому радиоканалу в удобное для телезрителей и радиослушателей время, но не позднее чем через 24 часа с момента совершения соответствующих событий, к числу которых, в частности, относятся:

Обращения и заявления Совета Федерации и Государственной Думы, трансляция которых предусмотрена этими органами;

Открытие первого заседания Совета Федерации;

Открытие первого заседания Государственной Думы.

Государственные аудиовизуальные СМИ включают в информационные программы в день, когда состоялось соответствующее событие, сообщения о решениях и действиях:

Совета Федерации в случаях рассмотрения им вопросов об отрешении от должности Президента РФ, об утверждении изменения границ между субъектами Федерации, об утверждении указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения, о возможности использования российских Вооруженных Сил за пределами территории России, о назначении выборов Президента РФ;

Государственной Думы в случаях рассмотрения ею вопросов о даче согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, о доверии Правительству РФ, об объявлении амнистии, о выдвижении обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Кроме того, государственные федеральные аудиовизуальные СМИ включают в информационные программы в день, когда состоялось соответствующее событие, сообщения:

О решениях и действиях Совета Федерации, когда он производит назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, назначения на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов, голосование федерального закона и участвует в создании согласительной комиссии для преодоления разногласий с Государственной Думой;

О решениях и действиях Государственной Думы, когда она производит назначения на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека, принимает федеральные законы и повторно голосует федеральные законы, отклоненные Советом Федерации;

О заявлениях и об обращениях Совета Федерации и Государственной Думы;

О выступлениях Председателя Правительства РФ на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы;

О пресс-конференциях Председателя Совета Федерации и Председателя Государственной Думы;

Об иных общественно значимых фактах деятельности Федерального Собрания и его палат.

Наконец, государственные федеральные аудиовизуальные СМИ должны обеспечивать оперативное информирование телезрителей и радиослушателей, в частности, об официальных визитах за рубеж делегаций Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 6 ФЗ).

Согласно ст. 7 ФЗ, государственные федеральные аудиовизуальные СМИ должны еженедельно, за исключением времени, когда заседания Совета Федерации и Государственной Думы не проводятся, выпускать в эфир по одному из общероссийских телеканалов и по одному из общероссийских радиоканалов обзорные информационно-просветительские программы продолжительностью не менее 45 минут об итогах работы Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, депутатских объединений в Государственной Думе, о проведении парламентских слушаний, об истории и практике российского и зарубежного парламентаризма. Порядок вещания разрабатывается руководством редакций соответствующих СМИ по представлению пресс-служб обеих палат. Прием этих программ телезрителями и радиослушателями подлежит обеспечению государственными федеральными аудиовизуальными СМИ на территориях всех субъектов Федерации.

В ст. 8 ФЗ требует, чтобы в информационных программах государственных аудиовизуальных СМИ сообщения о заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, как правило, передавались отдельным блоком и сопровождались видеорядом данного заседания, если видеосюжет технически подготовлен к передаче в эфир.

Согласно ст. 9-12 ФЗ, государственные региональные СМИ должны по просьбе представляющего соответствующий субъект Федерации члена Совета Федерации либо депутата Государственной Думы, которому данный регион определен для работы его депутатским объединением в Государственной Думе, предоставлять им возможность выступления один раз в два месяца по телеканалу и один раз в месяц по радиоканалу.

Государственные федеральные аудиовизуальные СМИ должны не реже одного раза в месяц выпускать в эфир по одному из общероссийских телеканалов и по одному из общероссийских радиоканалов программы дебатов представителей депутатских объединений в Государственной Думе.

ФЗ обязывает государственные аудиовизуальные СМИ при формировании программной политики предусматривать в иных публицистических, информационных и информационно-аналитических программах всестороннее и объективное информирование телезрителей и радиослушателей, в частности, о позиции депутатских объединений в Государственной Думе, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Обеспечению открытости (точнее, гласности) заседаний палат Федерального Собрания служат и приводимые ниже некоторые положения Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации" (Ведомости РФ. 1992. N 7. Ст. 300; с изм. и доп.), в частности нормы ст. 47 о правах журналиста.

3. Совместные заседания палат Федерального Собрания могут иметь место только в трех указанных в Конституции случаях: а) при заслушивании посланий Президента РФ; б) при заслушивании посланий Конституционного Суда РФ; в) при заслушивании выступлений руководителей иностранных государств.

В отношении посланий обоих федеральных органов государственной власти нормативных предписаний немного. Тематика посланий Президента определена пунктом "е" ст. 84 Конституции, который также предусмотрел, что послания являются ежегодными, а в отношении посланий Конституционного Суда в п. 4 ч. 2 ст. 21 ФКЗ от 12 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" (СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447; с изм. и доп.) установлено, что они принимаются только на пленарных заседаниях Суда. Периодичность посланий Конституционного Суда не установлена. Возможно, поэтому они и не практикуются, хотя оснований к тому немало.

Процедура совместных заседаний палат Федерального Собрания специально не урегулирована. На этих заседаниях никакие обсуждения не проводятся, вопросы не задаются и решения не принимаются. Однако в последующем на раздельных заседаниях палат такие обсуждения возможны. Например, регламенты обеих палат предусматривают, что послания и обращения Президента рассматриваются на заседаниях палат в первую очередь.

Очевидно, что инициатива выступления с посланием Федеральному Собранию принадлежит управомоченному Конституцией автору послания.

Порядок организации выступлений перед Федеральным Собранием руководителей иностранных государств также не урегулирован. Очевидно, что вопрос этот решается по согласованию по крайней мере с председателями обеих палат. Это косвенным путем выводится из регулирования, содержащегося в регламентах палат. Так, в соответствии со ст. 203 Регламента Государственной Думы руководителям парламентов, главам государств и правительств, руководителям парламентских делегаций других государств по их желанию может быть предоставлена возможность выступить на заседании Государственной Думы. Совет Государственной Думы по письменному представлению принимающего парламентскую делегацию ее комитета или депутатского объединения вносит в порядок работы Государственной Думы предложение о таком выступлении. В предложении должны быть указаны день, время, продолжительность выступления. Как правило, такие предложения рассматриваются на заседании Совета Государственной Думы не позднее чем за два дня до предполагаемой даты выступления. Согласно ч. 3 ст. 205 Регламента Совета Федерации, руководителям парламентов иностранных государств, руководителям иностранных государств, посещающим Совет Федерации, по их желанию может быть предоставлена возможность выступить на заседании Совета Федерации. По предложению Председателя Совета Федерации, а также Комитета Совета Федерации по международным делам или Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств Совет палаты включает этот вопрос в проект повестки дня заседания.

  • Вверх

Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Комм. Рахманина Т.Н., Чернобель Г.Т.

Проведение раздельных заседаний Совета Федерации и Государственной Думы связано с различным содержанием компетенции палат Федерального Собрания. Данное конституционное положение означает, что палаты самостоятельно решают вопросы, отнесенные к их ведению Конституцией России (см. комментарии к ст. и ).
Порядок раздельных заседаний Совета Федерации и Государственной Думы устанавливается регламентами палат. Первостепенным при этом является вопрос о кворуме, обеспечивающем легитимность заседаний палат, т.е. о количестве депутатов, присутствие которых делает Совет Федерации и Государственную Думу правомочными осуществлять свою деятельность (открывать заседания, определять повестку дня, обсуждать законопроекты, проводить парламентские слушания, принимать решения и т.д.).
В парламентской практике зарубежных стран различают кворум, необходимый для открытия заседаний парламента, его палат, и кворум, необходимый для принятия решений. В большинстве стран кворум для открытия парламентских заседаний составляет относительное большинство депутатов. Для принятия решений достаточно простого большинства голосов депутатов, присутствующих и принимающих участие в голосовании, т.е. кворум равен половине общего числа депутатов плюс один человек. При этом некоторые регламенты (например, Регламент Палаты депутатов итальянского парламента) в число Присутствующих включают депутатов, выполняющих парламентские функции вне стен парламента, а также депутатов - членов правительства, занятых на соответствующей государственной службе.
Количество голосов, составляющих большинство, всегда зависит от числа присутствующих. Поэтому в регламенте обычно закрепляется требование присутствия на парламентских заседаниях определенного числа депутатов (особенно во время голосования). В парламенте Индии, например, кворум для ведения заседаний палат (Народная палата - 525 депутатов, Сенат штатов - 231 депутат) составляет 1/10 общего числа избранных депутатов. В Ирландии Палата представителей состоит из 144 депутатов, Сенат - из 60 депутатов, кворум для обеих палат составляет 20 человек. В Великобритании Палата общин (около 670 членов) для кворума требует присутствия всего лишь 40 членов, а Палата лордов (более 1200 членов) считает возможным проводить заседание, если на нем присутствуют хотя бы три члена палаты.
Заседания Государственной Думы правомочны, если на них присутствует большинство от общего числа депутатов. Случаи, когда для принятия решений требуется квалифицированное большинство, особо оговариваются в Конституции и Регламенте палаты. Заседание Совета Федерации считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Совета Федерации (ч.1 ст.47 Регламента Совета Федерации).
Кроме очередных заседаний палаты Федерального Собрания могут назначить и внеочередные. Государственная Дума может проводить такие заседания по требованию Президента Российской Федерации или депутатских объединений палаты. Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента, Председателя Совета Федерации, Правительства России, субъекта Федерации, комитетов палаты либо по предложению, поддержанному не менее чем 1/5 от общего числа членов Совета Федерации.
В открытых заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы реализуется принцип гласности, характерный для представительных учреждений в демократическом государстве. В соответствии с регламентами Совета Федерации и Государственной Думы на заседания палат по их решению приглашаются представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, независимые эксперты. На открытых заседаниях палат могут присутствовать также представители средств массовой информации.
По предложению Президента, Председателя Правительства Российской Федерации, а также по требованию не менее чем 1/5 числа депутатов, принявших участие в голосовании, Государственная Дума вправе проводить закрытые заседания по специальному решению палаты. Такие заседания стенографируются.
Согласно Регламенту Совета Федерации Совет Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено Президентом Российской Федерации, Председателем Правительства России, председательствующим на заседании Совета Федерации, комитетом, комиссией палаты или не менее чем 30 членами палаты.
В парламентской практике зарубежных стран при организации совместных заседаний палат парламента (если они предусмотрены Конституцией) применяется либо специально для этих случаев выработанный регламент, принимаемый совместным решением палат, либо регламент одной из палат (как правило, той, которая избрана прямым голосованием).
В Конституции России дан перечень оснований для проведения совместных заседаний Совета Федерации и Государственной Думы. На совместных заседаниях заслушиваются послания Президента Российской Федерации о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Особое значение имеет обсуждение на совместных заседаниях палат посланий Президента, содержащих законодательную программу или законодательные предложения и являющихся определенным ориентиром для органов государственной власти. Так, в президентском Послании Федеральному Собранию 1995г. рекомендованы:
а) внесение элементов системности в законотворчество;
б) усиление юридической проработанности и согласованности законопроектов;
в) применение пакетного принципа формирования нормативных актов;
г) координация и взаимодействие органов власти в законопроектной работе;
д) предварительная общественная экспертиза важнейших законопроектов;
е) согласование законопроектов с субъектами Российской Федерации.
Основанием для проведения совместных заседаний являются также послания Конституционного Суда Российской Федерации и выступления руководителей иностранных государств. Важность посланий Конституционного Суда определяется его ролью в обеспечении законности, толковании Конституции, предупреждении нарушений Конституции в правотворческой и правоприменительной деятельности.

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Статья 105

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Статья 107

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.



Просмотров