Понятия правовой основы социального государства. «Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие и признаки социального государства………………………………….4
Основные социальные права человека и гражданина по Конституции Российской Федерации…………………………………………………………..8
Проблемы становления социального государства в России………………….15
Заключение……………………………………………………………………….19
Список используемых источников……………………………………………..21

Введение
Актуальность данной работы обусловлена тем, что долгие годы существования СССР социальная составляющая формировалась по остаточному принципу. И после перехода к капитализму Россия еще не достаточно эффективно разработала свои социальные реформы по сравнению с западной Европой. Существует еще ряд кризисных моментов в становлении социальной политике государства. Однако в Конституции Россия провозглашает себя социальным государством, признанным заботится о своих гражданах.
Социальное государство создается и действует ради удовлетворения социальных потребностей граждан и всего общества в целом. России необходима разработка функций социального государства и создании блока социальных программ, которые обязаны удовлетворить потребность граждан в справедливости и обеспечить возможность зарабатывать по труду. Существующие политические разногласия, неконсолидированность демократии подчеркивают необходимость солидарности, а не взаимной ответственности, с одной стороны, человека, которому негде заработать на профессиональной основе, а с другой – государства.
Цель работы заключается в комплексном анализе конституционно правовой основы социального государства в Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:
Дано понятие и признаки социального государства;Охарактеризованы Основные социальные права человека и гражданина по Конституции Российской Федерации;Выявлены Проблемы становления социального государства в России.

Понятие и признаки социального государства Социальное государство не может существовать само по себе, оно не прерывно связано и с другими составляющими характеристиками государства. Развитие социального государства зависит от степени развития гражданского общества, экономического потенциала страны, правового государства, и иных характеристик. Если же уровень культурного, экономического, правового, развития государства столь низок, то соответственно такое государство не может быть хорошо развито в социальном плане.
Социальное государство – своеобразный тип развитого государства, обеспечивающий высокий уровень социальной защищенности жителей какой-либо страны, вследствие регулирования государством вопросов политической, экономической, социальной и и иных сфер жизни общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство показывает высокий показатель сближения гармонизации и цели, а также отношений между обществом и государством.
Социальным может называться то государство, которое обязуется заботиться о своих гражданах, обеспечивает социальную справедливость, защиту. Но это должно проходить не таким образом, как это было в СССР, когда была общество уравнивали, решая тем самым некоторых прав и основных свобод. Напротив, оно обязует защиту социально неблагополучного населения, не нарушая тем самым прав и законных интересов иных слоев. Социальное государство как бы исправляет формализм понятий «свобода» и «равенство», помогая людям непредприимчивым и бедным.
Принято считать, что первым понятие «социальное государство» выдвинул немецким экономистом, правоведом и историком Лоренцем фон Штейном. На его теорию «социального государства» оказали сильное влияние философии Гегеля, французских социалистических доктрин и анализ развития капитализма Германии. Он считал, что функции государства заключаются в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого и в этом смысле мы говорим об общественном, или социальном, государстве. Котомина Либеральную концепцию социального государства развил Фридрих Науманн. Он ставил перед государством задачу не только защищать собственность и социальный порядок, но и материально, и морально поднять низшие классы с помощью широких социальных реформ.
Основные признаки социального государства:
1. Высокий уровень экономического развития граждан в стране
2. Ориентация экономики на помощь обществу;
3.Поддежка детства, материнства, семьи;
4. Разработка социальных программ;
5. Развитое социальное законодательство;
6.Важнейшая задача государства состоит в благополучии общества;
7. Ответственность государства перед своими гражданами.
8.Социальная поддержка нуждающегося в помощи населения.
Цель социального государства состоит не только в развитой социальной политики - в этом случае в связи со сменой правительств многие аспекты этой политики исчезали бы или серьезно менялись. Такое действительно имеет место, но главное состоит не в социальной политике, а в создании необратимой законодательной и административной структуры социальной деятельности государства, в результате чего социальное государство остается таким при всех правительствах.
Такая концепция социального государства на практике существенно ослабила социальную напряженность между трудом и капиталом, снизила деструктивную активность левого радикализма. Постепенно пошла на спад (без особых запретов) забастовочная борьба, профсоюзы научились добиваться своих целей методами социального партнерства. И хотя нужда и даже нищета значительных групп населения окончательно не исчезли, в целом благосостояние низшего и среднего классов неуклонно улучшается.
Государство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Вмешательство государства осуществляется лишь тогда, когда такая возможность по разным причинам не может быть реализована и потребности человека не могут быть удовлетворены надлежащим образом.
Внутреннюю политику социального государства стремится к социальному компромиссу в обществе. Одна из важнейших целей перераспределение от одних групп к другим (от работающих к пенсионерам и инвалидов, от богатых к бедным) реализуются отношения солидарности. Государство смягчать социальное неравенство. Государство должно распределять не только материальные блага, но и духовные.
Задачи современного социального государства очень широки и распространяются на здравоохранение, рынок труда, образование и социальное страхование.
Социальное государство должно:
1) Поддерживать социально незащищенные слои населения (пенсионеров, безработных, инвалидов).
2) охранять труд и здоровье населения.
3) поддерживать семьи, матерей, детей.
4) устранять социальное неравенство путем перераспределения доходов.
5) поощрять благотворительную деятельность.
6) оказывать финансовую поддержку образовательных и культурных программ.
7) бороться с безработицей.
В РФ являются довольно распространенными программы, по общедоступности и бесплатности основного общего и среднего профессионального образования, медицинского обслуживания, пенсии, пособия и иные материальные выплаты незащищенным слоям населения, существования системы переобучения лиц, которые не могут трудоустроиться, обеспечивание работой молодежь и иные. Данные меры государства должны обеспечить гарантию право своих граждан на "достойное проживание", минимальные «рамки» благополучия. Данная политика государства должна обеспечивать равные возможности гражданам, не зависимо от каких-либо прежних достоинств. Государство социально должно обеспечивать все категории населения, а в первую тех, кто не может сделать это самостоятельно в силу каких-либо причин. Именно по уровню благосостояния населения страны, минимальной оплаты труда, материальной обеспеченности населения, можно судить о государстве социальное оно или же нет. Если да, то человек в таком государстве вправе требовать достойного существования, а также равенство всех граждан в независимости от каких, то ни было показателей.
Таким образом, целью социального государства является удовлетворить социальные потребности общества, а в первую очередь индивида, как части этого общества.

Основные социальные права человека и гражданина по Конституции Российской Федерации Основные социальные права прописаны в конституции РФ и возлагают следующее.
Каждому гарантируется право на труд в условиях, которые отвечают требованиям безопасности и гигиены, за определенное вознаграждение. При этом не допускается дискриминация и установление оплаты труда ниже уровня установленного федеральным законом. В России также действует ряд программ по уменьшению безработицы.
Основой существования любого общества является труд, в данной сфере применяются основные способности и силы человека. В основных демократических государствах в настоящее время труд доброволен, каждый сам решает, как и где ему трудиться и вообще работать или же нет. Государство не имеет право принуждать граждан к труду.
Организация труда проходит в основном на базе предприятий, учреждений, организаций и т.д. коллективный труд связывает работу людей, повышая ее эффективность. Работа граждан, которая обеспечивает им доход(заработок) и удовлетворяет основные жизненные потребности, а также не противоречит законодательству нашей страны, имеет название занятость. Социальное государство должно стремиться к полной занятости, для этого необходимо обеспечивать равные условия труда для всех граждан, поддерживать развития предпринимательства, которое осуществляется в рамках законодательства. Безработными являются граждане, которые способны трудиться, находятся в трудоспособном возрасте, ищут работу и зарегистрированы в органах службы занятости.
Государство должно обеспечивать безопасность условиям труда, а для опасных профессий(шахтеры, военные, полиция, пожарные и т.д.), где условия труда отличаются от безопасных – поощрять различными льготами.
Кроме охраны труда основным элементом социальной политики России является охрана здоровья граждан. Государство должно финансировать федеральные программы, которые предназначаются для охраны и укрепления здоровья населения, совершенствовать систему здравоохранения, поощрять деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развивать спорт и физическую культуру, обеспечивать санитарно-эпидемиологическое и экономическое благополучие.
Характерной чертой социального государства является его ответственность за предоставление каждому гражданину достойного человека прожиточного минимума. Однако данная ответственность не первична. Социальное государство должно руководствоваться прежде всего тем, что каждый гражданин работая должен на заработную плату обеспечивать себя и всю свою семью, если же этого не происходит, то государство должно обеспечить финансовую помощь данной семье.
В статье 39, пункте 1 конституции Российской Федерации говорится: «Каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаев, установленных законом».
В России материнство, отцовство и детство находиться под защитой государства. Именно на добровольности и равноправии должны строиться отношения между родителями и детьми в демократическом, социальном государстве. Государство обязуется предоставления всем гражданам равных прав, в независимости от пола, расы, национальной принадлежности, политических убеждений. Но при этом права одного человека должны заканчиваться там, где начинаются права другого. Государство должно защищать данные права.
Важнейшей чертой правоотношений в обществе является брак. Как и в других развитых странах, брак в России обосновывается на равноправии сторон и взаимном согласии. При этом брак это довольно большая ответственность - основа общества. Семья обеспечивает не только репродуктивную функцию, но и "уровень населения", отражает психическое состояние, уровень культуры, способности к интеграции в общественную жизнедеятельность, Выполнения различных социальных ролей, правил поведения. Все это как бы «заставляет» государство, обеспечивать поддержку здоровья общества и развитие нового поколения. В РФ родители обеспечивают и содержат своих несовершеннолетних детей. Либо же лица их заменяющие (опекуны, попечители). Они определять, как им воспитывать детей, в какие кружки, секции отправлять, в какой школе учиться и многие другие аспекты, но не противоречащие закону. Воспитание детей приравнивается к иному труду, и должен нести социальное обеспечение.
В свою очередь трудоспособные дети должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.
Так как в России все граждане равноправны, все дети пользуются равной социальной защитой.
В статье 41, пункте 1 конституции записано: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». В России действует государственная система социальных служб. В нее входят государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся федеральной собственностью или собственностью субъектов Российской Федерации, а также муниципальную систему социальных служб. Кроме того, социальное обслуживание осуществляется предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения. Государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб независимо от форм собственности.
Государство, согласно Федеральному закону, гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным этим Законом, в число которых входят материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, реабилитационные услуги. В России платные социальные услуги могут оказываться исходя из норм закона.
Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно.
Развитие государственной системы социального обеспечения является важной социальной гарантией реализации конституционного права граждан Российской Федерации на материальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государство в законодательном порядке определяет систему государственных пенсий и социальных пособий. Развитие этой системы обеспечивается ростом расходов государства на пенсионное обеспечение, обусловленным прежде всего увеличением численности и доли людей, имеющих право на получение пенсий и пособий, в общем составе населения, а также инфляционными явлениями.
Право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст.42) - так называемое экологическое право. Конституция, гарантируя каждому благоприятную окружающую среду, обязывает каждого человека сохранять ее (ст. 58 КРФ) Широкое развитие получают в настоящее время общественные движения, цель которых охрана окружающей среды, животных. Важной гарантией соблюдения данного права является положение статьи конституции о возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу экологическим преступлением.
Права социальные неотделимы от политических. Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы (ст.30) – международные правовые документы и Конституция РФ закрепляет это право, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены в законах и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, защиты прав и свобод других лиц. Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31) – данное право принадлежит только гражданам РФ. Осуществление данного права не должно нарушать права и свободы других лиц, должно соответствовать статье 55 КРФ. Незаконное воспрепятствование проведению данных мероприятий может быть обжаловано в суд.
Право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; право на равный доступ к государственной службе; право н участие в отправлении правосудия (ст. 32) – это право, принадлежащее только гражданам РФ. Оно соответствует правовым нормам международных документов и реализуется прежде всего в избирательном праве граждан – право избирать и быть избранными. Для осуществления этого права необходим определенный статус личности – наличие дееспособности, достижение определенного возраста, состояние здоровья и т.д. – исходя из этих требований могут возникать ограничения в осуществлении данных прав.
Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33) – важное средство осуществления и охраны прав личности. Лично или через своего законного представителя любой гражданин может обратиться в государственные органы с ходатайством, жалобой заявлением. Рассмотрение обращений граждан гарантируется. В случае нарушения прав и свобод любой может обратиться в суд, для обжалования незаконных действия, восстановления прав и получения компенсации. Для каждого гражданина гарантируется право обращения в Конституционный суд при нарушении конституционных прав и свобод. Гарантии на социально-экономические права и свободы:
Право на предпринимательскую и иную, не запрещенную законом деятельность (ст. 34) – право предпринимательской деятельности с использованием своих способностей и имущества предоставляется гражданам РФ, лицам без гражданства, лицам с двойным гражданством. Регулируются эти отношения в первую очередь Гражданским Кодексом, федеральными законами и международными договорами. Ограничения могут быть для государственных служащих; для лиц, которым запрещено заниматься той или иной профессиональной деятельностью в качестве наказания и т.д. Все эти ограничения закреплены в законах и любой произвол и нарушения прав могут быть обжалованы в суд. Законодательство регулирует виды и формы предпринимательской деятельности, определяет права и обязанности юридических и физических лиц и т.д.
Право частной собственности; право иметь имущество в собственности, владеть и распоряжаться как единолично, так и совместно с другими лицами; право наследования (ст. 35) – государство берет на себя ответственность за соблюдение данных прав путем принятия соответствующих законов, основанных на основных принципах международного права. Право собственности - абсолютное право и может быть ограничено лишь в соответствии со ст. 55 КРФ или в соответствии с УК РФ или ГК – только по решению суда. Право наследования тесно связано с правом частной собственности, так как наследодатель вправе распоряжаться имуществом по своему усмотрению. В этом случае законодательство охраняет права наследодателя и наследников – в случае отсутствия завещания наследование регулирует закон, учитывающий интересы наименее социально незащищенных наследников.
Право на образование (ст. 43); - так же как и права охрану здоровья, охрану материнства и детства право на образование предполагает заботу государства и общества о своем будущем. Основные положения этих прав базируются на ст. 26 Всеобщей декларации прав человека. Конституционные гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, основного школьного и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, В настоящее время многие вопросы образования и государственной поддержки этой сферы требуют решения. Так в стадии разработки находится федеральный закон «Об обучении лиц с ограниченными возможностями получения образования». Больным вопросом нашей жизни является положение учителей в Российской Федерации. Сейчас это, пожалуй, она из самых незащищенных социальных групп – стоит, наверное, вспомнить здесь и конституционную гарантию о праве на труд и праве на вознаграждение за этот труд.
Таким образом, конституция гарантирует основные социальные права граждан, как и иные права, связанные с социальными. Защищенное социально общество залог благополучия всей нации.

Проблемы становления социального государства в России В первые, социальное государство в России стало рассматриваться не так то и давно, лишь в 1993 году. В данное время Конституционное совещание работало над текстом Основного Закона России. По просьбе членов совещания, в мае 1993 года, Академия труда и социальных отношений созвала конгресс для обсуждения темы «Человек, социальная политика, социальное партнерство». И по итогам данного конгресса Россия решила принять модель социального государства. При этом был использован опыт зарубежных стран и предыдущий опыт советского союза.
Таким образом, появился пункт 1 в статье 7 Конституции Российской Федерации. В последующие годы ученые из Академии труда и социальных отношений вместе с учеными и специалистами ряда других научных и учебных центров при поддержке и активном участии профсоюзов продолжали работу над совершенствованием модели социального государства.
В 1996 году в ходе организованного Академией труда и социальных отношений и Федерации независимых профсоюзов России «круглого стола», на тему «Российская Федерация – социальное государство» были сформулированы основные критерии социального государства. «Социальным государством» может считаться государство:
государство обеспечивающее права и свободы человека и гражданина;создающее гражданам возможность свободно трудиться, учиться и удовлетворять иные свои потребности;достижения высоких жизненных стандартов, материальную поддержку нуждающихся слоев населения, а также сильную последовательную социальную политику; создающее благоприятные условия для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти и управления;признающее и реализующее систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия, равных интересов работника, работодателя, государства при регулировании наиболее важных вопросов;ориентация на укрепления семьи, повышению морали в обществе, культурных ценностей, заботе о близких. В 2006 году в России были выдвинуты основные концепции содержания социальной реформы.
В настоящее время по-прежнему российскому обществу уже устаревшие условия, в которых социальная роль минимальна. В западной Европе это уже прошлое. В современном обществе уже не пристойны теории ориентации на равенство и справедливость. Это давно уже пройденный этап. Хотя когда то общественное сознание и формировалось на данных принципах. В.С.Нерсесянцем рассмотрел следующий способ равноправия постсоветском обществе. Следуя его теории, социализм есть не случайная тупиковая ветвь развития общества, а естественный закономерный процесс, который приводит к созданию цивилизма - постсоциалистического строя, когда равенство(правовое) всех граждан, будет дополняться экономическим равенством. Необходимо преобразовать социалистическую собственности в равную гражданскую собственность, что создаст более равную справедливость и свободу.
Социальное обслуживание в нашей стране создает иногда больше проблем, чем положительных действий. Для общества стали привычны преступность, беднота, попрошайничество, воровство и многое другое. Хотя органы местного самоуправления пытаются все больше уделять внимания социальной сфере, но все равно этого пока недостаточно.
В последние годы социальная защита населения России ориентировалась самых острых, кризисных социальных проблем, не говоря уже о создании и совершенствовании иных направлений развития социальных мер в стране.
В условиях кризиса экономики государство еще не коим образом не может гарантировать всех социальных прав граждан в должной мере, которые прописаны в Конституции нашей страны.
Пункт 2 статьи 7 Конституции дает некоторую расшифровку обязанностей государства:
- поддержка здоровья и безопасность;
- гарантированность размера МРОТ;
- обеспечение господдержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
- развитость системы соцслужб;
- установление государственных пенсий, пособий;
- другие гарантии соцзащиты.
Данный перечень социальных обязанностей государства явно устарел по сравнению с западными странами. Однако если данный термин «социальная защита» внесен в Конституцию, то возможно он затем будет расширяться и совершенствоваться законодательством.
Ряд недостатков существует в реализации иных направлений социальной политики России, в частности в сфере охраны труда и здоровья населения. В настоящее время существует рост аварий на предприятиях, профессиональных заболеваний, производственных травм, в ряде регионов нашей страны имеется неблагоприятная экологическая обстановка, особенно в промышленных регионах.
В настоящее время существуют следующие проблемы формирования социального государства в России:
После перехода от СССР Россия еще не развила стабильную правовую систему, социальное государство должно опираться на стабильную правовую обстановку в стране: развитие социального государства это не новый этап формирования правового государства, как это происходило во многих стран запада;Отсутствие в России среднего класса населения;Ненадлежащие состояние экономике в стране;Отсутствие рыночной конкуренции, так как существует ряд монополии по производству различных видов товара:Не достаточно сформировано гражданское общество; Упадок нравственности в социуме, утеря духовных ориентиров отдельных групп населения. Отсутствия у ряда политических партий формирования социальных программ; В обществе практически нет реальных целей, каких либо планов жизнеустройства;Снижена уровень государственности, общество привыкшее к тому, что государство само определяет доходы и расходы, как было это ранее не смогло окончательно «перепрограммироваться» к нынешним реалям рынка. Таким образом, проблемы, которые складываются сейчас в нашей стране, пагубным образом влияют на проводимую государством социальную политику. Только тогда будет возможным развивать все сферы социальной жизни общества, когда экономика страны будет на соответствующем уровне, который позволит обеспечить нормальную (достойную) жизнь всего населения страны, о чем и говориться в Конституции России. Прямопропорционально будет зависеть развития социальных сфер от дохода и благосостояния населения страны.

Заключение
Целью социального государства является удовлетворить социальные потребности общества, а в первую очередь индивида, как части этого общества.
Конституция гарантирует основные социальные права граждан, как и иные права, связанные с социальными. Защищенное социально общество залог благополучия всей нации.
Проблемы, которые складываются сейчас в нашей стране, пагубным образом влияют на проводимую государством социальную политику. Только тогда будет возможным развивать все сферы социальной жизни общества, когда экономика страны будет на соответствующем уровне, который позволит обеспечить нормальную (достойную) жизнь всего населения страны, о чем и говориться в Конституции России. Напрямую будет зависеть развития социальных сфер от дохода и благосостояния населения страны.
В РФ являются довольно распространенными программы, по общедоступности и бесплатности основного общего и среднего профессионального образования, медицинского обслуживания, пенсии, пособия и иные материальные выплаты незащищенным слоям населения, существования системы переобучения лиц, которые не могут трудоустроиться, обеспечивание работой молодежь и иные. данные меры государства должны обеспечить гарантию право своих граждан на "достойное проживание", минимальные «рамки» благополучия. Данная политика государства должна обеспечивать равные возможности гражданам, не зависимо от каких-либо прежних достоинств. Государство социально должно обеспечивать все категории населения, а в первую тех, кто не может сделать это самостоятельно в силу каких-либо причин. Именно по уровню благосостояния населения страны, минимальной оплаты труда, материальной обеспеченности населения, можно судить о государстве социальное оно или же нет. Если да, то человек в таком государстве вправе требовать достойного существования, а также равенство всех граждан в независимости от каких, то ни было показателей.

Список используемых источников
Нормативно-правовые акты: 1. Всеобщая декларация прав человека 1948 года 2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года 3. Конституция Российской Федерации - М.: «Омега-Л», 2011. Специальная литература:
1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. Учебник [Текст]: - М.: «РЮИД», 2009 - 426с.
2. Бабаев В.К. Теория государства и права. Учеб. [Текст]: В.К. Бабаев- М.: «Юристъ», 2009 - 592с. 3. Баглай М. В. Конституционное право РФ. Учебник для юрид. Вузов и факультетов [Текст]: М. В. Баглай – М.: « ИНФРА», 2009 – 776 с. 4. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебник [Текст]: А. Б. Венгеров – М.: «Юриспруденция» , 2008 – 528 с. 5. Голубок С.А. Конституционное право России. Учебное пособие [Текст]: С.А. Голубок – М.: «Юрайт» -2008 - 161 с. 6. Григорьевна И.В.Теория государства и права. Учебное пособие [Текст]: И.В.Григорьевна – Тамбов: Тамб. гос. техн. ун-т, 2009 – 346 с. 7. Козлова М. В. Конституционное право РФ. Учебник [Текст]: М. В. Козлова – М.: «Юристь», 2010 – 420 с.
8. Корельский В.М. Теория государства и права. Учебник [Текст]: В.М. Корельский - М.: «НОРМА-ИНФРА», 2008 - 570 с.
9. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. Учебник [Текст]:В.В. Лазарев - М.: «Юристъ», 2008 - 520 с.
10. Мелехин А.В. Теория государства и права. Учебник [Текст]: А.В. Мелехин – М.: «Маркет ДС корпорейшн», 2010 – 560 с.
11. Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. Учебник [Текст]: Л.А. Морозова – М.: «Новый Юристъ», 2008 - 124 с.
12. Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации. Конспект лекций [Текст]: С.И. Некрасов - М.: «НОРМА-ИНФРА», 2009 - 167 с.
13. Пиголкин А.С. Теория государства и права. Учебник [Текст]: А.С. Пиголкин - М.: «Юрайт», 2012 - 613с.
14. Рассолов М.М. Теория государства права Учеб. пособ. [Текст]: М.М.Рассолова – М.: « ИНФРА», 2010 – 261 с.
15. Самигуллин В.К. Конституционное право России. Курс лекций [Текст]: В.К.Самигуллин - Уфа: РИО БашГУ, 2009 - 347 с.
16. Черданцев А. Ф. Теория государства и права. Учебник для вузов [Текст]: А. Ф. Черданцев – М. : «Юрайт2, 2009 – 432 с.

Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации. Конспект лекций [Текст]: С.И. Некрасов - М.: «НОРМА-ИНФРА», 2009. С.72.
Корельский В.М. Теория государства и права. Учебник [Текст]: В.М. Корельский - М.: «НОРМА-ИНФРА», 2008.С.103.
Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. Учебник [Текст]: Л.А. Морозова – М.: «Новый Юристъ», 2008.С.87.
Самигуллин В.К. Конституционное право России. Курс лекций [Текст]: В.К.Самигуллин - Уфа: РИО БашГУ, 2009.С.93.
Бабаев В.К. Теория государства и права. Учеб. [Текст]: В.К. Бабаев- М.: «Юристъ», 2009.С.173.
Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебник [Текст]: А. Б. Венгеров – М.: «Юриспруденция» , 2008.С.95.
Черданцев А. Ф. Теория государства и права. Учебник для вузов [Текст]: А. Ф. Черданцев – М. : «Юрайт2, 2009.С.38.
Рассолов М.М. Теория государства права Учеб. пособ. [Текст]: М.М.Рассолова – М.: « ИНФРА», 2010. С.95.
Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. Учебник [Текст]: - М.: «РЮИД», 2009.С.76.
Баглай М. В. Конституционное право РФ. Учебник для юрид. Вузов и факультетов [Текст]: М. В. Баглай – М.: « ИНФРА», 2009.С.92.
Лазарев В.В. Общая теория права и государства. Учебник [Текст]:В.В. Лазарев - М.: «Юристъ», 2008.С.94.

Вопрос № 1. Возникновение и развитие у чения о правовом государстве

Надо сказать, что идея правового государства возникла еще в древности, она прошла долгий путь уточнения, шли­фовки. К этому приложили свои умы многие ученые и политики.

Современные концепции правового государ­ства основаны на идеях Канта (1724-1804гт.), Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей XVШ и XIX вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж. -Ж. Руссо.

Еще в Древней Греции античные мыслители - Сократ, Платон, Аристотель - сделали первые шаги по созданию учения о правовом государстве. Они высказали идею о верховенстве закона. Аристотель, например, утверждал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и какой либо форме государственного строя», что закон должен властвовать над всем.

Отдельные принципы правового государства (разде­ление властей, верховенство закона) имели место в Ста­туте Великого Княжества Литовского (1588 г.). Автор и активный участник издания Статута канцлер Лев Сапега (1557 - 1633 гг.) считал, что господствовать в государстве должны не люди, а законы. Статут разделял государ­ственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть принадлежала Сейму, исполнительная - Великому Князю и Раде, судебная - Великокняжескому и местным судам.

Дальнейшее развитие учение о правовом государстве получило в трудах ученых нового времени. По Д.Локку государство устанавливает законы для уст­ройства и учреждения собственности. Дж. Локк (1632 - 1704 гг.) положил начало теории разделения вла­стей, по которой необходимо разделить государственную власть на несколько самостоятельных властей, не допустив, тем самым, сосредоточения всей полноты власти в одних руках, с целью исключения злоупотреблений.

Ш. Монтескье (1689 - 1775 гг.) развивает теорию раз­деления властей. Он выделяет законодательную, испол­нительную и судебную власть. Путем разделения властей, а также системой сдержек и противовесов можно обес­печить соблюдение прав и свобод граждан.

Большой вклад в философское обоснование теории правового государства внесли Кант и Гегель. Кант рас­сматривал государство как объединение множества лю­дей, подчиненных правовым законам.

И.Кант разработал философскую основу теории правово­го государства, центральное место в которой занимает лич­ность, человек, его свобода.

И. Кант, основываясь на прогрессивных идеях своих пред­шественников о политико-правовом устройстве общества, со­здал целостное учение о правовом государстве. Он полагал, что источником развития государства является социальный антагонизм. Существует противоречие между склонностью людей жить сообща и присущими им недоброжелательнос­тью и эгоизмом. Разрешение этого противоречия, обеспече­ние реального равноправия всех членов общества, по мнению И. Канта, возможно лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества, управляемого правовым государством. Правовое государство представляет собой державное соедине­ние воли лиц, образующих народ. Им же формируется за­конодательная власть. Исполнительная власть подчиняется законодательной и, в свою очередь, назначает судебную власть. Такой способ организации власти, по мнению И. Кан­та, должен обеспечить не просто разделение властей, но и их равновесие.

Гегель рассматривал государство и право как одно­значные понятия. Г.Гегель считал, что государство есть «наиболее совер­шенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы» (Философия права. М., 1990. С. 95).

Цицерон говорил о государстве как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке».

Ж.Боден определял государство как правовое управление многими семействами, тем, что им принадлежит.

Г.Гроций считал, что существует право естественное и право волеустановленное. Источником первого является при­рода человека, разум. Второе, исходящее от государства, должно соответствовать принципам естественного права. Борясь с феодальным произволом, он требовал нового пра­ва, «отвечающего законам разума».

Б.Спиноза дал теоретическое обоснование демократичес­кого государства, которое, будучи связано законом, обеспе­чивает действительные права и свободы человека.

Термин «правовое государство» в 1813 году впервые применил в своих работах немецкий ученый К. Велькер, а ввел его в научный оборот в 1832 г. также немецкий ученый Роберт фон Моль. Он рассматривал правовое го­сударство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве.

На протяжении последующих веков идеи правового госу­дарства, сформулированные И. Кантом, постоянно привлека­ли внимание философов, юристов и государствоведов. В конце XIX в. немецкий юрист Г. Еллинек выдвинул идею самоогра­ничения государства создаваемыми им законами. Однако вре­мя показало, что это еще не гарантирует гражданскому обще­ству защиту от произвола со стороны государства. Государство может быть в равной степени связано как демократическими, так и авторитарными законами, возводящими в ранг права произвол и насилие. Например, фашистская Германия, объяв­лявшая себя правовым государством, неукоснительно выпол­няла принятые законы и, тем не менее, представляла собой ти­пичное тоталитарное государство, основанное на насилии и про­изволе.

Проблема правового государства в России имеет глубо­кие исторические корни. О правовом государстве писали российские ученые.

С середины XIV до конца XVIII века М.М.Сперанский, А.Н.Радищев, П.И.Пестель, Н.М.Муравьев, А.И.Герцен за­нимались вопросом о реорганизации Российского общества.

Во время правления Александра II: 1861 г. - отменено крепостное право; 1864 г. - начало судебной реформы. После событий 1905 года новые шаги по реформирова­нию: учреждение Госдумы, столыпинские реформы.

Значительный интерес к теории правового государства был проявлен и российскими правоведами в конце XIX - начале XX вв., когда перед Россией стояла проблема перехода от фе­одального, полицейского государства к буржуазному, основан­ному на лозунгах братства, равенства и свободы.

Так, знаменитый русский ученый-юрист, профессор Пе­тербургского университета Н. М. Коркунов, рассуждая о ме­ханизме обеспечения законности в государстве, развил теорию разделения властей: он полагал, что главным в ней является не просто обособление их друг от друга, а их взаимное сдер­живание. Такого сдерживания, по мнению Н. М. Коркунова, можно достичь тремя путями:

а) разделением отдельных функций между различными органами;

б) совместным осуществлением одной и той же функции не­ сколькими органами (например, двумя палатами парламента);

в) выполнением различных функций одним и тем же орга­ном, но в различном порядке.

Но этого для обеспечения режима законности мало, пола­гал ученый. Поэтому он ставил вопрос о создании особых средств и органов надзора за соблюдением законности в дея­тельности органов управления. Важной при этом является идея о всеобщем праве граждан на подачу петиций, т. е. жалоб.

Высказанные Н. М. Коркуновым идеи актуальны и сегод­ня, ибо они позволяют обеспечить реальную реализацию прав и свобод граждан.

Одним из последователей Н. М. Коркунова был С. А. Котляревский. Он считал, что «необходимые свободы» граждан дол­жны быть закреплены в конституции и обеспечены государ­ством. К ним С. А. Котляревский относил свободу собраний и союзов, свободу слова и печати, свободу вероисповедания, лич­ную неприкосновенность и др. Ставя во главу угла признание важности «индивидуальных прав» личности, он предлагал и определенные условия их реализации. Это, прежде всего, орга­низация судебной защиты против случаев нарушения этих прав и политическая ответственность высших представителей влас­ти перед представителями народа за правонарушения.

Выдвинутые С. А. Котляревским идеи нашли свое отраже­ние в современной концепции правового государства и форму­лируются как принцип взаимной ответственности личности и государства.

Российские ученые правоведы М.М.Ковалевский, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, С.А. Котлеровский, В.М. Рессен обобщили исторический опыт западноевропейских мыс­лителей и создали концепцию правового государства, применимую к Российской действительности.

Г.Ф.Шершеневич в понятие правового государства вклю­чал: а) неотъемлемые права личности, б) правовое самоог­раничение власти, в) принцип разделения властей, г) под­чиненность государства стоящему над ним праву.

Таким образом, идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей несколь­ких столетий превратилась в стройную теорию, а впоследствии нашла свое практическое воплощение в ряде стран мира.

Правовое государство - это такое государство, в котором созданы условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека.

Возникновение правового государства выражает каче­ственную грань, обозначающую переход от системы тотали­таризма к гражданскому обществу.

Прообраз идеи правового государства возник, по сути дела, как реакция на деспотизм, тиранию и пр. Со време­ни возникновения государства и права и до сих пор че­ловечество ищет оптимальные формы взаимоотношений между личностью, государством и обществом.

Такой процесс происходит сейчас в России. В ст. 1 Конституции РФ сказано, что «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской фор­мой правления». Но на се­годняшний день - это декларативное заявление, цель, к ко­торой стремиться наша государственность в идеале, а не констатация достижения этой цели.

система законодательных, нормативных и правовых актов, способствующих практическому осуществлению декларированных Конституцией принципов социального государства, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7 Конституции РФ). Часть вторая этой статьи объясняет основополагающие принципы социальной политики государства как его обязанность труд и здоровье людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В Конституции РФ основная часть перечисленных принципов социальной политики связана с неотъемлемыми правами и свободами человека и гражданина (гл. 2 Конституции РФ).

При этом к исключительной компетенции РФ отнесено «установление основ федеральной политики и федеральные программы в области… социального… развития Российской Федерации» (ст. 71 Конституции РФ), а к совместному ведению РФ и ее субъектов – вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности, охраны окружающей среды и экологической безопасности, охраны памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидация их последствий; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (ст. 72 Конституции РФ).

Действующим федеральным законодательством определен целый ряд систем социальной деятельности государства, таких, как охрана здоровья, культура, наука, социально-трудовые отношения, занятость населения, социальное страхование, социальное обслуживание, пенсионное обеспечение и др. ФЗ определяют общие принципы отношений субъектов социального взаимодействия, содержат нормы прямого действия, ссылки на федеральные законы, в более полном объеме регулирующие пограничные области социальных взаимоотношений, а также требования к органам государственной власти по принятию нормативных правовых актов в развитие отдельных норм закона или разработке новых федеральных законов.

Так, ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ потребовал разработки таких ФЗ, как «О Фонде социального страхования Российской Федерации», «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти». Принятие Трудового кодекса РФ повлекло за собой разработку ФЗ «О поэтапном повышении минимального размера оплаты труда», «О минимальной часовой ставке оплаты труда», «Об объединениях работодателей», внесение изменений в целый ряд законов и нормативных правовых актов по вопросам организации и охраны труда, занятости населения, деятельности профсоюзов и др. Практически каждый ФЗ, даже содержащий только нормы прямого действия, требует принятия соответствующих актов органов государственной власти от федерального уровня до органов местного самоуправления, которыми будут определены порядок и формы исполнения этих норм.

Основной социальный законопроектный портфель Государственной думы Федерального собрания РФ находится в Комитете по труду и социальной политике. Через него за годы деятельности Госдумы прошло более 500 законов, в том числе и названные выше, и в настоящее время, кроме перечисленных, разрабатываются проекты федеральных законов «Об основах социальной политики в Российской Федерации», «О государственных социальных стандартах» и др.

Другие новости по теме:

  • Взаимодействие в социальной педагогике и социальной работе
  • ЗАДАЧИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ЗАДАЧИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в области образования
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Научные исследования проблем социального государства в современной России
  • Организационные и правовые средства и методы реализации функций социального государства
  • ОСНОВНЫЕ ВЗРОСЛЫХ
  • ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Принципы государственной политики в области образования
  • Принципы государственной политики в области образования
  • Правовая основа социального государства

    Правовая основа социального государства есть совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально - экономические права личности. В социальном государстве нормативно - правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства, то есть в Конституции Российской Федерации, соответствующих кодексах, законах и подзаконных актах, которые устанавливают минимальные социальные критерии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования и т. д.

    Современное социальное государство одновременно является также и правовым, поскольку провозглашение и свобод, в том числе и в социальной сфере, нуждается в их реальном экономическом наполнении. Правовую основу социального государства составляют не только российская законодательная база, но и соответствующие международные документы, например, пересмотренная Европейская социальная партия, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Модельный закон, принятый межпарламентским комитетом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и др.

    Россия на пути к социальному государству

    Так является ли современная Россия социальным государством? Лично мое мнение - нет, не является, как бы горько и печально это не звучало, но еще раз нет. По моему мнению, социальным является государство, которое в полной мере выполняет свои социальные функции и одновременно является правовым и демократическим государством. Поэтому, едва ли правильно называть современную Россию социальным государством - она пока еще только намерена стать таковой, и я уверен, станет, для этого уже есть серьезные предпосылки. Наверное, справедливее или правильнее называть Россию страной, ставшей на путь строительства социального государства. Путь этот можно спрогнозировать по трем этапам. Учитывая специфику России, осуществляющую переход от социалистического через ранний капиталистический к социальному государству, первый этап - начальный. На этом этапе должна быть создана научная концепция социального государства, и с ее учетом обновлена или вновь создана правовая основа на всех уровнях власти, управления, местного самоуправления, системы социального партнерства и гражданского общества; должны быть подготовлены необходимые кадры, структуры и механизмы, основные направления социальной и экономической политики для функционирования социального государства с социальным рыночным хозяйством. Россия этот этап, на мой взгляд, преодолела.

    Второй этап - переходный - может длиться от 5 до 10 лет. На этом этапе должны быть апробированы законы, подзаконные акты, эффективность работы органов власти и управления, местного самоуправления, социального партнерства и др. После апробирования должны вноситься соответствующие коррективы во всю законодательную базу, структуры органов руководства (реальный тому пример, недавняя отставка Кабинета Министров) и управления, в государственные образовательные стандарты и др. Сейчас Россия находится на этом этапе.

    Функционирование правового государства самым тесным об­разом связано с утверждением гражданских и политических прав. Это, прежде всего право на участие в реализации власти, право на свободу слова, на частную жизнь и т.п. В п. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека говорится: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилите, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, ко­торый необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработи­цы, болезни» инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам, К числу социально-экономических и культурных прав относятся право на труд, на справедливую зар­плату и равное вознаграждение за труд равной ценности; условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, право на отдых, досуг, разумное ограничение рабочего времени и опла­чиваемый периодический отпуск; право на социальное обеспече­ние, включая социальное страхование; право на участие в куль­турной жизни; право на использование достижений культуры. Этот и другие международные правовые документы составляют основу социальной государственности и в самом общем виде обя­зывают государство обеспечивать приемлемый социальный жизненный стандарт.

    Правовая основа социального государства есть совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов, провоз­глашающих и гарантирующих социально-экономические права личности. В социальном государстве нормативно-правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства. Наиболее полно свое выражение правовая основа социального государства получает в Конституция Российской Федерации, соответствующих кодексах, законах и подзаконных актах, которые устанавливают минимальные социальные критерии в области оп­латы труда, пенсионного обеспечении, обратившим и т.д.

    Современное социальное государство одновременно является также и правовым государством, поскольку провозглашение прав и свобод, в том числе и в социальной сфере, нуждается в их реальном экономическом наполнении. Правовую основу социаль­ного государства составляют не только российская законодатель­ная база, но и соответствующие международные документы, на­пример, пересмотренная Европейская социальная хартия, международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Модельный закон, принятый Межпарламентским коми­тетом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызс­кой Республики, Российской Федерации и Республики Таджи­кистан и др.

    2. Механизм правового регулирования в социальном государстве

    Механизм правового регулирования в социальном государстве включает в себя определение так называемых «правил игры», а также контроля за их соблюдением.

    Федеральные законы принимаются Государственной думой и Советом Федерации. Они должны действовать (на практике это не всегда так) на всей территории Российской Федерации и иметь верховенство над законами, принятыми на региональном уров­не. Они должны разрабатываться в строгом соответствии с Основным и другими законами Российской Фе­дерации.

    Правовые основы регулирования рыночных реформ в государ­стве, нацеленных на решение социальных проблем, призваны:

    создать с помощью целенаправленных юридических средств и экономических мер простор и поддержку для инициативной са­мостоятельной экономической деятельности граждан (физических лип), коммерческих (хозяйственных товариществ и обществ, .про­изводственных коллективов, государственных и муниципальных предприятий) и некоммерческих организаций (потребительских кооперативов» общественных объединений, фондов, некоммерчес­ких партнерств, автономных некоммерческих организаций и др.),

    предупредить, ограничить, устранить все, что препятствует экономическому и социальному прогрессу.

    Подготовка и издание новых нормативных актов включает четы­ре основных блока нормативно-правовых актов. Первый блок оп­ределяет внутренние отношения в конкретной экономической структуре: порядок учреждения, конституирован не хозяйствующего субъекта, управление, самоуправление и организация труда в коммерческих и некоммерческих организациях. Второй блок ре­гулирует отношение по вертикали: между хозяйствующими субъек­тами, с одной стороны, и органами государственной власти и местного самоуправления - с другой. Третий блок опосредует соотношение хозяйствующих субъектов с банка­ми, учреждениями по валютному регулированию и контролю. Четвертый блок регулирует отношение хозяйствующих субъектов с партнерами по экономической деятельности.

    В регулирование экономических отношений, обеспечение экономических реформ включены все отрасли законодательств - го­сударственное, административное, финансово-налоговое, уголов­ное, гражданское и иные.

    В целом же работа по формированию правовых основ и меха­низмов социального государства, воспитания культуры социаль­ного общежития граждан требует комплексного подхода всех ветвей власти, общественных и научных организаций, включения в эту деятельность широких масс граждан России.

    Лекция №6. Социальное партнерство и социальный аудит

    1. Социальное партнерство в социальном государстве

    2. Российская модель системы социального партнерства

    3.Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально- -трудовых отношений (ВТК)

    Ключевые слова: Международная организаций труда, Рос­сийская модель социального партнерства, Российская трех­сторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, Система социального партнерства, Социальное партнерство, Трипартизм.



  • Просмотров