Функции прокуратуры российской федерации.

  • 13. Осуществление правосудия только судом.
  • 14. Независимость судей и подчинение их только крф и фз.
  • 15. Участие граждан в отправлении правосудия.
  • 16. Равенство всех перед законом и судом.
  • 18. Обеспечение доступа к правосудию.
  • 19. Право на получение квалифицированной юридической помощи при осуществлении правосудия.
  • Часть 1 ст. 48 Конституции гарантирует каждому право на получение юридической помощи, в том числе и бесплатной, в случаях, установленных законом.
  • 20. Состязательность и равноправие сторон.
  • 23. Язык судопроизводства и делопроизводства.
  • 24. Судебная система рф, её структура и признаки.
  • 1) Суды, составляющие судебную систему рф (общая характеристика).
  • 28. Понятие судебных инстанций.
  • 34. Составы суда при рассмотрении дел в первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.
  • 35. Районный суд. Состав, полномочия.
  • 36. Председатель районного суда, его права и обязанности.
  • 37. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа: состав, структура, полномочия.
  • 38. Президиум Верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа: порядок его образования и работы, полномочия.
  • 1. Судебные
  • 39. Председатель Верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, его полномочия.
  • 40. Судебные коллегии Верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа: порядок их образования, полномочия.
  • 1. В качестве суда первой инстанции судебные коллегии рассматривают:
  • 41. Военные суды. Понятие, система, полномочия.
  • 42. Гарнизонный военный суд. Состав и полномочия.
  • 43. Окружные (флотские) военные суды. Состав, структура, полномочия.
  • 44. Военная коллегия Верховного Суда рф. Состав, порядок формирования, полномочия.
  • 45. Верховный Суд рф. Структура и полномочия.
  • 46. Пленум Верховного Суда рф. Состав и полномочия. Разъяснения Пленума вс рф по вопросам судебной практики, их значение.
  • 47. Президиум вс рф. Состав, порядок формирования, полномочия.
  • 48. Кассационная коллегия вс рф.
  • 49. Судебные коллегии вс рф. Состав, порядок формирования, полномочия.
  • 1. В качестве суда первой инстанции:
  • 50. Председатель вс рф, его полномочия. Заместители председателя Суда. Председатели Судебных коллегий.
  • 51. Мировые судьи. Понятие, порядок назначения (избрания), полномочия.
  • 52. Конституционный Суд рф. Место в судебной системе рф. Состав суда. Полномочия.
  • 53. Решения кс рф, их юридическое значение.
  • 54. Арбитражные суды. Система, задачи, полномочия. Высший Арбитражный Суд рф.
  • 55. Статус судей в рф. Общая характеристика.
  • 56. Требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности.
  • 57. Независимость и неприкосновенность судей, гарантии.
  • 60. Приостановление полномочий судьи.
  • 65. Федеральная служба судебных приставов. Система органов и полномочия.
  • 66. Органы предварительного расследования, понятия и виды.
  • 67. Органы предварительного следствия.
  • 68. Органы дознания. Их задачи, система и полномочия.
  • 69. Оперативно-розыскная деятельность (орд). Понятие, задачи, органы, её осуществляющие.
  • 70. Прокуратура рф: понятие, задачи, функции. Законодательство, регулирующее организацию и деятельность прокуратуры рф.
  • 71. Понятие прокурорского надзора, отличие от других видов контроля и надзора, отрасли прокурорского надзора.
  • 72. Принципы организации и деятельности прокуратуры (73 – 76)
  • 77. Прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор). Предмет надзора и полномочия прокурора.
  • 78. Акты реагирования прокурора на нарушение закона при осуществлении общего надзора.
  • 83. Участие прокурора в рассмотрении дел судами
  • 84. Система и структура органов прокуратуры (основные положения).
  • 85.Система и задачи органов военной прокуратуры.
  • 86. Генеральная прокуратура рф. Состав и структура.
  • 87. Прокуратура субъекта рф и приравненные к ней прокуратуры. Их состав.
  • 88. Прокуратура района и приравненные к ней прокуратуры. Их состав.
  • 89. Коллегия в органах прокуратуры.
  • 90. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров рф
  • 94. Понятие и задачи адвокатуры и адвокатской деятельности.
  • 95. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре в рф.
  • 98. Приостановление и прекращение статуса адвоката. Основания, порядок.
  • 100. Формы адвокатских образований.
  • 104. Министерство юстиции
  • 70. Прокуратура рф: понятие, задачи, функции. Законодательство, регулирующее организацию и деятельность прокуратуры рф.

    Прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением действующих на ее территории законов, иные функции, установленные федеральными законами в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (ст. 1 Закона о прокуратуре).

    Цели деятельности современной прокуратуры РФ указаны в п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ», где указано, что прокуратура осуществляет свою деятельность в целях обеспечения:

      Верховенства закона;

      Единства и укрепления законности;

      Защиты прав и свобод человека и гражданина;

      Охраняемых законом интересов общества и государства.

    Задачи прокурорского надзора:

      Своевременное выявление нарушений закона

      Своевременное устранение нарушений закона 3) Предупреждение нарушений закона.

    Главной функцией прокуратуры является надзор за исполнением законов.

    Надзорная функция подразделяется на подфункции:

      надзор за исполнением законов федеральными Министерствами, службами и агентствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

      надзор за соблюдением нрав и свобод человека и гражданина названными выше субъектами правоприменения;

      надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;  надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

    Правовые основы организации и деятельности прокуратуры РФ :

      Конституция РФ ст. 129

      Закон «о прокуратуре» № 168-ФЗ от 17.11.95г

      Кодификационные нормативно-правовые акты УПК, ГК, АПК РФ 4. Приказы Генерального прокурора РФ

    5. Решения КС РФ.

    71. Понятие прокурорского надзора, отличие от других видов контроля и надзора, отрасли прокурорского надзора.

    Прокурорский надзор - это одно из направлений правоохранительной деятельности, которое состоит в решении прокуратурой задач по обеспечению исполнения законов и соблюдению прав и свобод человека на всей территории РФ и осуществляется в пределах и порядке, установленном ФЗ «О прокуратуре РФ».

    Прокурорский надзор подразделяется на так называемые отрасли , т.е. направления его осуществления. В отличие от иных направлений деятельности прокуратуры, каждая отрасль прокурорского надзора характеризуется рядом признаков. К ним относятся следующие:

      Предмет надзора, т.е. определенная сфера деятельности государственных и муниципальных органов и иных организаций, их должностных лиц, в рамках которой прокуратура осуществляет надзорные полномочия.

      Совокупность необходимых полномочий, предоставленных прокурору при осуществлении им конкретной отрасли надзора, позволяющих эффективно принимать меры к устранению нарушений законности.

      Средства прокурорского реагирования – т.е. определенные акты – постановления, протесты, представления и предостережения о недопустимости нарушений закона, направленные на устранение нарушений законности, прав и свобод человека и гражданина, которые выносит прокурор при реализации надзорных полномочий, действуя в установленных законом правовых формах.

    Таким образом, отрасли прокурорского надзора - это регламентированные ФЗ виды деятельности прокуратуры по обеспечению соблюдения законов, прав и свобод человека, каждая из которых характеризуется определенным предметом надзора, полномочиями прокуроров и средствами прокурорского реагирования на нарушения законности.

    В соответствии с Законом «О прокуратуре РФ» можно выделить следующие отрасли прокурорского надзора:

        надзор за исполнением законов органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

        надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами, органами и управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

        надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

        надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

    Прокуратура Российской Федерации – совокупность органов, осуществляющих деятельность по надзору за соблюдением действующего законодательства. Все они призваны упрочнить законность и равенство. Также, осуществляя основные функции прокуратуры, регламентированные законодательством, эти учреждения обеспечивают соблюдение человеческих прав, оберегают общественные и государственные интересы.

    Система

    В систему органов прокуратуры входят несколько учреждений. Их перечень приведен ниже.

    1. Генеральная прокуратура России.
    2. Органы прокуратуры субъектов (городские, районные).
    3. Учреждения научного и образовательного характера.
    4. Иные специальные органы и военные прокуратуры.
    5. Следственный комитет, включающий в себя наличие специализированных управлений.

    Принципы работы

    Прокуратура в своей деятельности руководствуется основными принципами. Что это такое? Принципы прокуратуры - основополагающее начало, определяющее главные стороны, признаки и существующие условия, предъявляемые органам для регулирования их деятельности. Рассмотрим их более подробно.

    • Принцип законности является главенствующим основополагающим началом. Он обеспечивает деятельность и организацию работы комитетов прокуратуры. Все основано на соблюдении законодательства.
    • Принцип централизации отвечает за единство системы учреждений и органов прокуратуры. Также он обеспечивает их иерархичность по отношению друг к другу.
    • Принцип независимости состоит в том, что принятие решений и совершение действий сотрудниками основаны на их собственных убеждениях, и они руководствуются в своей деятельности нормативно-правовыми актами. Влияние на органы прокуратуры в отношении их работы и ее результата влечет установленную законодательством ответственность.
    • Принцип гласности или открытости обеспечивает доступность информации для обычных граждан и средств, через которые она поступает в массы. Он должен осуществляться таким образом, чтобы это не противоречило законодательству и не наносило вреда репутации органов прокуратуры и их сотрудников.
    • Принцип единства . Название говорит само за себя. Он обеспечивает единство всех органов прокуратуры, составляющих общую систему, руководствующуюся в своей деятельности основами законодательства РФ.
    • Принцип внепартийности работников прокуратуры . Это правило означает запрет для сотрудников быть членами политических организаций.

    Основная функция органов прокуратуры

    Основные функции прокуратуры и главный принцип существования этого органа – надзор за исполнением действующего законодательства. Что это значит? Надзор включает в себя контроль: дознавательных органов, представителей предварительного следствия и иных учреждений. В обязанности подконтрольных организаций входит исполнение и применение мер принудительного характера, назначенных соответствующими инстанциями. Также под надзором находится соблюдение человеческих свобод и прав. Контроль осуществляется и над действиями оперативно-розыскных органов. Ведь они не должны противоречить закону.

    Осуществляя надзорную деятельность, прокуратура имеет право принимать акты реагирования. Они носят информационно-правовой характер. Опротестовывая незаконный нормативно-правовой акт, прокуратура требует у органа управления, который принял это решение, выполнить необходимые действия по существу установленных ею нарушений и обстоятельств, им способствовавших.

    Иные функции

    К функциям прокуратуры относится: рассмотрение жалоб, заявлений, а также иных обращений, содержащих сведения о нарушении закона; уголовное преследование и надзор за исполнением закона предварительным следствием и дознанием. В судебном производстве представитель рассматриваемого учреждения отвечает за поддержку государственного обвинения. Уголовное преследование осуществляется стороной обвинения в целях определения лица, совершившего преступление.

    Таким образом обеспечивается регулирование борьбы с преступностью правоохранительными органами. Для этого прокурор организовывает координационные совещания, рабочие группы, истребует информацию и т. д. Сотрудник органа участвует в отправлении правосудия, то есть выступает в суде, направляет представления в вышестоящие инстанции.

    Он задействован в правотворческом процессе путем выдвижения предложений об отмене, дополнении, принятии или изменении нормативно-правовых актов (приказов, указаний, распоряжений, положений, инструкций). Проще говоря, происходит согласованное взаимодействие правоохранительных государственных структур с органами прокуратуры и осуществляется контроль над их работой. В функции прокуратуры также входит причастность к издательской деятельности. Речь идет о выпуске специальной литературы.

    Функции Генеральной прокуратуры

    В основные функции прокуратуры РФ, входящие в компетенцию генерального органа, внесены следующие задачи.

    • Ведение надзора.
    • Сотрудничество с государствами, организациями международного уровня и другими органами.
    • Налаживание контактов с вышеуказанными учреждениями.
    • Принятие соглашений, способствующих оказанию правовой помощи и борьбе с преступностью.
    • Выпуск определенных изданий.
    • Оказание содействия в разработке международных договоров и других правовых актов.
    • Оперативное управление объектами хозяйственного и социально-бытового назначения, имеющимися в ведении Генеральной прокуратуры.

    Функции прокурора в уголовном процессе

    Прокурором является должностное лицо. В его компетенцию входит осуществление уголовного преследования, надзор за процессуальными действиями и поддержание обвинения в суде.

    Условно функции прокуратуры можно разделить на две самостоятельных ветви. Каковы они? Это функции прокурорской деятельности в уголовном процессе. В предварительном следствии – надзор за возбуждением и расследованием дела, последующим преследованием. Вторая часть задачи заключается в участии в судебном процессе. Проводится поддержка обвинения и подается прошение в вышестоящую инстанцию в порядке надзора за решением нижестоящего органа власти.

    Обязанности

    В обязанности прокуратуры РФ входит рассмотрение сообщений, заявлений и жалоб о нарушении человеческих свобод и прав. Все виды обращений должны предъявляться в письменной форме. Все они рассматриваются в установленный законом срок. После этого заявитель получает ответ с результатом проверки. Работники рассматриваемого органа должны разъяснять пострадавшим порядок защиты их интересов и прав.

    В обязанности прокуратуры входит осуществление мер пресечения и предупреждения возможных нарушений, возмещение причиненного ущерба и привлечение к уголовной ответственности тех людей, которые нарушили закон. Также этот орган осуществляет контроль над деятельностью территориальных и специализированных прокуратур; координирует работу по борьбе с преступностью; проводит экспертизы правовых актов с целью выявления коррупционных факторов.

    Ограничения и запреты для работников прокуратуры

    Основные принципы, обязанности, функции прокуратуры и ее работников дополнены ограничениями и запретами по отношению к ним. Рассмотрим их.

    • Прокурорские работники не имеют права являться членами созданных для политических целей различных общественных объединений.
    • Заниматься иной оплачиваемой или не приносящей прибыль деятельностью одновременно с основной работой (за исключением преподавательской, творческой и научной).

    Прокуратура Российской Федерации (далее - прокуратура) - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

    Прокуратура в Российской Федерации не относится ни к одной из ветвей власти - исполнительной, законодательной или судебной. Согласно ст. 129 Конституции Российской Федерации прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации . Прокуратура является самостоятельным правоохранительным органом, который обеспечивает соблюдение законности в Российской Федерации. Основной, ведущей функцией прокуратуры является прокурорский надзор , который предопределяет ее социальное предназначение как государственного института.

    История

    В переводе с латинского «procure» означает «обеспечиваю, предотвращаю, забочусь». Указ Петра I о создании российской прокуратуры, прообразом которой послужила прокуратура Франции, издан 12 января 1722 г. Этим же указом при Правительствующем Се-нате была учреждена должность генерал-прокурора, ко-торому предписывалось надзирать за законностью дея-тельности государственных органов.

    Суть самой должности прокурора Пётр I выразил словами, когда 18 января 1722 г. представлял сенаторам генерал-прокурора П. И. Ягужинского: «Вот моё око, коим я буду всё видеть…». С тех пор в общественном сознании и закрепилось представление о прокуроре как об «оке государевом».

    Функции прокурора были довольно широкими, хотя и видоизменялись. Тем не менее, основным назна-чением прокуратуры практически на всех этапах её существования (вплоть до 1864 г.) был надзор за исполнением законов государственными и обще-ственными органами.

    В период судебной реформы 1864 г. произошел по-ворот прокуратуры от функции блюстителя законности, «ока государева», к функции обвинитель-ной власти - «обличения обвиняемых перед судом». Был введён институт государственных обвинителей, заимствованный с Запада .

    Дореволюционные российские юристы и общественные деятели неоднократно отмечали необходимость нравственных начал в работе прокурора. Как писал известнейший русский криминалист И. Я. Фойницкий : «…в прокурорской деятельности , кроме стороны исполнительной, есть сторона творческая, духовная; она неотделима от личности со всеми её симпатиями и антипатиями, со всеми её убеждениями и даже предубеждениями; успех её, крайне важный для государства, может быть обеспечен только при условии широкого признания в лице прокурора человека, не поглощаемого в чиновнике» .

    Российские учёные-правове-ды включили прокурора в уголовное судопроизводство, устранив инквизиционный процесс, но вместе с ним — и так называемый общий надзор, осуществляемый прокуратурой в дореформенный период. Прокуратура в России в таком виде просуществовала до ее упразднения Декретом о суде № 1, принятом СНК РСФСР 24 ноября 1917 г.

    Опыт последующих лет показал необходимость воссоздания независимого органа, осуществлявшего от имени государства надзор за законностью. В ход дискуссии по вопросу о статусе прокуратуры вмешался В. И. Ленин , написавший письмо «О «двойном» под-чинении и законности» . В этом письме изложены принципы организации и деятельности советской про-куратуры, реализованные в Положении о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 г. В Положении нашли последо-вательное закрепление принципы единства и централи-зации прокурорской системы и её независимости от местных влияний.

    С момента своего воссоздания прокуратура не была самостоя-тельным органом. В течение длительного времени она находилась в составе Наркомюста РСФСР, а затем, вплоть до 1933 г., при Верховном Суде СССР осу-ществляла надзор за законностью в стране во взаимо-действии с органами юстиции. Народный комиссар юстиции являлся одновременно и прокурором респуб-лики.

    Важное событие в истории прокуратуры — принятие 20 июня 1933 г. постановления ЦИК и СНК СССР «Об учреждении Прокуратуры Союза ССР», в котором определялись полномочия Прокурора Союза ССР.

    Постановлени-ем ЦИК и СНК СССР от 17 декабря 1933 г. было утверждено Положение о Прокуратуре Союза ССР. В нём были определены функции Прокуратуры СССР и порядок их осуществления, а также отрасли прокурор-ского надзора: общий надзор, надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ и милиции, надзор за предварительным расследованием, надзор (наблюде-ние) за правильным и единообразным применением законов судебными органами, надзор за законностью и правильностью деятельности исправительно-трудовых учреждений.

    В период так называемой «хрущёвской оттепели», знаменующей отказ от сталинской уго-ловной политики, очередным важным этапом в разви-тии прокуратуры стало принятие 24 мая 1955 г. Поло-жения о прокурорском надзоре в СССР. В нём были законодательно закреплены и получили развитие идеи о значении законности в Советском государстве и о роли прокуроров в его обеспечении. В Поло-жении были определены задачи, полномочия прокуро-ров, средства прокурорского реагирования на обнару-женные нарушения законов в уголовном и гражданском судопроизводстве.

    Принятие Конституции СССР 1977 г. обусловило необходимость подготовки Закона о прокуратуре СССР, который был принят 30 ноября 1979 г. В нём нашли закрепление и правовую регламентацию основополагающие принципы органи-зации и функционирования органов советской проку-ратуры, основные направления их деятельности.

    Распад СССР, новые политико-правовые и эконо-мические условия развития нашей страны, связанные с реальным разделением законодательной, исполнительной и судебной властей, ростом разногласий во взаимоотношениях между Российской Федерацией и её субъектами, развитием рыночных отношений, обусловили необходимость принятия Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре), в который 17 ноября 1995 г. были внесены существенные изменения. По сути можно говорить о принятии в 1995 г. нового Закона о прокуратуре. В законе сохранены и усилены положения, учитывающие преем-ственность отечественного правового опыта, в том числе направленность деятельности прокуратуры на обеспечение реальных га-рантий прав и свобод человека и гражданина.

    Система прокуратуры Российской Федерации

    Система прокуратуры Российской Федерации согласно Закону о прокуратуре включает в себя три основных звена - Генеральная прокуратура Российской Федерации , прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. В систему органов прокуратуры также входят научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами .

    К числу специализированных прокуратур относятся военные прокуратуры, транспортные прокуратуры, прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, природоохранные прокуратуры, прокуратуры за исполнением законов на особо режимных объектах, работа которых построена не по территориальному, а по предметному (функциональному) принципу.

    Например, с учетом особенностей организации и управления в Вооруженных силах Российской Федерации (межрегиональный характер размещения войск, особый характер взаимоотношений органов военного управления с органами государственной власти и ) надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов органами военного управления, соответствие законам издаваемых или правовых актов, соблюдением прав военнослужащих и членов их семей осуществляется военными прокуратурами.

    Возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации .

    В систему прокуратуры Российской Федерации с 2007 года входит Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации , который возглавляется Первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

    Законом о прокуратуре определены цели и принципы организации и деятельности прокуратуры. Прокуратура осуществляет свою деятельность в целях обеспечения: 1) верховенства закона; 2) единства и укрепления законности; 3) защиты прав и свобод человека и гражданина; 4) защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

    Принципами организации и деятельности прокуратуры являются:

    • принцип законности;
    • принцип единства;
    • принцип централизации или принцип подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим;
    • принцип независимости;
    • принцип гласности;
    • принцип «внепартийности» прокурорских работников.

    Функции прокуратуры Российской Федерации

    Основная функция прокуратуры — это надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов. По своей природе эта деятельность многообразна, направления названной деятельности, имеющие собственный предмет надзора, принято называть отраслями прокурорского надзора. Закон выделяет четыре отрасли прокурорского надзора:

    • надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти , представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
    • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
    • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность , дознание и предварительное следствие;
    • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

    Закон о прокуратуре определяет полномочия прокурора применительно к каждой из отраслей прокурорского надзора, регламентирует меры прокурорского реагирования на нарушение закона.

    Например, при осуществлении надзора за исполнением закона (первая отрасль) и за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (вторая отрасль) в целях выявления нарушения закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

    • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
    • требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
    • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

    Для устранения выявленных нарушений прокурором могут быть приняты меры реагирования - протест , представление , постановление о возбуждении производства об административном правонарушении , а в целях предупреждения нарушений - объявление предостережения о недопустимости нарушений закона .

    Применение актов реагирования отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают.

    Выбор того или иного средства реагирования относится к компетенции прокурора и зависит от характера нарушений закона, необходимости достижения стоящих перед прокуратурой задач по эффективному их устранению.

    В ходе профилирующей надзорной деятельности наиболее ярко проявляется правозащитный потенциал прокуратуры, направленность ее деятельности на обеспечение верховенства закона и защиту прав человека и гражданина.

    Выполнению надзорной функции призваны содействовать другие функции, возложенные на прокуратуру - уголовное преследование, координация правоохранительных органов по борьбе с преступностью , участие в соответствии с процессуальным законодательством в рассмотрении дел судами (арбитражными судами), участие в правотворческой деятельности, международное сотрудничество.

    И задачи которой будут рассмотрены далее, не относится к судебной системе. Работа в ее учреждениях и подразделениях является разновидностью федеральной госслужбы. Органами прокуратуры решаются задачи , направленные на надзор за соблюдением законодательства, действующего на территории страны. Они призваны обеспечить защиту свобод, прав граждан, интересов государства и общества. Рассмотрим далее задачи органов прокуратуры, а также принципы, на которых базируется их работа.

    Ключевые направления

    Понятие и задачи прокуратуры закреплены в ФЗ № 2202-1. В 1 статье нормативного акта определены ключевые направления работы. Цели и задачи прокуратуры сводятся к обеспечению:

    1. Верховенства закона.
    2. Защите свобод,
    3. Укрепления и единства закона.
    4. Защиты государственных и общественных интересов.

    Первое и второе направления считаются приоритетными. Вместе с тем недопустимо противопоставлять правозащитные задачи деятельности прокуратуры охране государственных и общественных интересов. Без обеспечения последней нельзя гарантировать защиту свобод и прав населения. Цели надзора можно разделить на конечные и ближайшие. К первым относят принятие мер по выявлению конкретного нарушения интересов граждан и их восстановление. В качестве конечного результата выступает создание условий, исключающих несоблюдение закона.

    Задачи прокуратуры РФ

    Они сформулированы в конституционных положениях, ФЗ № 2202-1, указаниях и приказах, прочих нормативных актах. Задачи органов прокуратуры связаны с обеспечением надзора за единообразным и точным соблюдением законов федеральными службами, министерствами и прочими институтами власти, региональными и территориальными структурами, подразделениями военного управления, контроля, их служащими, администрациями и руководителями организаций. В каждой отрасли, направлении работы ставятся конкретные вопросы и проблемы. Их разделяют на частные и общие. Все они связаны друг с другом, их реализация взаимообусловлена. Специальные и общие задачи органов прокуратуры закреплены Конституцией, законодательством и прочими актами, регламентирующими отдельные элементы надзора и другой работы института. Частные проблемы достаточно многочисленны и разнообразны. Они появляются в конкретных условиях работы института.

    Основные задачи прокуратуры

    В рамках надзора за соблюдением нормативных предписаний должностные лица в первую очередь осуществляют проверку соответствия издаваемых правовых документов Конституции, ФЗ, В входит:

    1. Защита интересов и прав организаций и граждан, ставших потерпевшими в преступлениях, личности от необоснованного и незаконного обвинения, ограничения свобод, осуждения.
    2. Обеспечение строго выполнения положений УПК при задержании подозреваемых.
    3. Соблюдение законности при применении мер пресечения и привлечении к ответственности по статьям УК.
    4. Выполнение нормативных предписаний и распоряжений Генпрокурора об объективном, всестороннем и полном изучении обстоятельств дела.

    В рамках надзора за соблюдением законодательства администрациями учреждений, осуществляющих исполнение наказаний, принудительных мер, назначенных судом, производятся проверки:

    1. Правомерности нахождения граждан в местах предварительного заключения, содержания задержанных, исправительных и прочих заведениях.
    2. Соблюдения прав и выполнения обязанностей осужденных, заключенных под стражу, задержанных и субъектов, подвергнутых принудительным мерам, установленных нормативными актами, обеспечения условий, порядка их содержания.

    Участие в уголовных производствах

    В рамках рассмотрения дел реализуются следующие :


    Гражданское судопроизводство

    В рамках рассмотрения споров в входит:

    1. Обеспечение требований законодательства о полном, всестороннем и объективном рассмотрении судом обстоятельств дела, содействие в вынесении обоснованного, справедливого, правомерного решения.
    2. Своевременное принятие мер, предусмотренных нормами, по устранению нарушений, от кого бы они ни исходили.
    3. Участие в разбирательстве гражданских споров в случаях, закрепленных законодательством.
    4. Обращение в суды общей юрисдикции с заявлениями о защите интересов и прав организаций, государства и граждан. Законодательство специально оговаривает соответствующие случаи.
    5. Внесение представлений в апелляционную надзорную, кассационную инстанции для обеспечения обоснованности, правомерности и справедливости актов, вынесенных судами общей юрисдикции.

    Арбитражные процессы

    В при разбирательстве экономических споров входит:

    Исполнительное производство

    В задачи прокуратуры также входит надзор за работой судебных приставов. В частности, должностные лица:

    1. Обеспечивают обоснованность исполнения норм процессуального права, регулирующих правильность и своевременность исполнения актов судов по гражданским, уголовным, арбитражным производствам.
    2. Проверяют законность постановлений.
    3. Контролируют правомерность применения приставами оружия и прочих спецсредств, соблюдение ими свобод и прав граждан при реализации принудительных мер, осуществлении мероприятий по поддержанию в служебных помещениях общественного порядка.

    Принципы работы

    Прокуратура России формирует единую централизованную федеральную систему учреждений и подразделений. Полномочия реализуются на основе вертикального подчинения. Органы прокуратуры выполняют задачи независимо от федеральных, региональных, территориальных институтов власти, общественных организаций в строгом соответствии с нормативными предписаниями. реализуют полномочия гласно в той степени, в которой это допускают правовые акты об охране свобод и интересов граждан, о государственной и иной охраняемой тайне.

    Ограничения

    Следователи и прокуроры обладают особым статусом. Он накладывает на них соответствующие ограничения. В частности, указанные лица не могут состоять в общественных объединениях, политической направленности, а также участвовать в их работе. Не допускается формирование таких организаций и в учреждениях прокуратуры. Кроме этого, служащие не могут совмещать основную работу с иными оплачиваемыми или оплачиваемыми занятиями. Исключениями являются преподавательская, научная, творческая деятельность.

    Независимость

    Законодательство запрещает всякое вмешательство в Любое воздействие структур власти, общественных организаций, СМИ, их должностных лиц и представителей для влияния на принимаемые решения или создания препятствий в работе служащих предполагает ответственность. Прокуроры не обязаны давать какие-либо объяснения по существу дел, находящихся у них в производстве, предоставлять материалы кому-либо для ознакомления, кроме случаев, прямо закрепленных законодательством. Должностные лица не связаны решениями, принимаемыми общественными объединениями. Никто не может без разрешения служащих обнародовать информацию о предварительном следствии и проверках до их окончания. Невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, уклонение от явки по вызову влекут ответственность, определенную законом.

    Права

    Для реализации задач, прокуроры могут участвовать в заседаниях органов представительной и исполнительной власти федерального и регионального уровня, а также территориальных структур власти. Они могут привлекаться к рассмотрению протестов и представлений, внесенных ими. Генпрокурор и служащие, подчиненные ему, координируют деятельность, направленную на борьбу с преступностью органов ВД, ФСБ, ФТС и иных правоохранительных структур. Для обеспечения реализации соответствующих полномочий организуются совещания, создаются рабочие группы, запрашивается статистическая и иная информация, осуществляются иные мероприятия, согласно Положению, утвержденному Президентом.

    Дополнительно

    Прокурор при возникновении в ходе реализации своих задач необходимости совершенствования существующих нормативных актов может внести в органы, наделенные законодательной инициативой, соответствующего, а также нижестоящего уровня предложения о дополнении, изменении, принятии, отмены правовых документов. Данное право делает служащих активными участниками нормотворчества. В органах прокуратуры осуществляется рассмотрение и разрешение обращений, заявлений, жалоб, содержащих информацию о нарушении законодательных положений. Решения, принимаемые должностными лицами, не препятствуют реализации лицами их права на предъявление исков в суд. При этом установлен определенный порядок подачи Решения по жалобе на определение, приговор, постановление суда может оспариваться. Соответствующее заявление направляется исключительно вышестоящему прокурору. Законодательство предписывает служащим составлять мотивированный ответ на жалобу или иное обращение. В случае отказа в удовлетворении заявления, лицу его направившему, должны разъясняться правила обжалования такого решения, порядок, в соответствии с которым ему надлежит требовать судебной защиты, если это предусматривается нормами.

    Прокурор, согласно предписаниям законодательства, принимает необходимые меры для привлечения субъектов, совершивших нарушение, к ответственности. Нормативными актами не допускается пересылка жалобы в орган либо должностному лицу, действия или решения которых оспариваются.

    Прокуратура не входит в судебную власть . Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной служ-бы. Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за ис-полнением действующих на ее территории законов. Она призва-на обеспечивать верховенство закона, единство и укрепление за-конности, защиту и свобод человека и , а также охраняемые законом интересы общества и государства.

    В этих целях прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и испол-нительными органами субъектов РФ, органами местного само-управления, органами военного управления, органами контроля,их должностными лицами, а также за соответствием законам изда-ваемых ими правовых актов. Прокурорский надзор распространя-ется на органы управления и руководителей коммерческих и не-коммерческих организаций, а также на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предваритель-ное следствие, и органы и учреждения, исполняющие наказание и применяющие назначаемые судом меры принудительного харак-тера, судебных приставов, администрации мест содержания задер-жанных и заключенных под стражу.

    Прокуратура осуществляет уголовное преследование в соот-ветствии с полномочиями, установленными уголовно-процессу-альным законодательством РФ, координа-цию деятельности правоохранительных органов по борьбе с пре-ступностью.

    Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательст-вом РФ участвуют в рассмотрении дел суда-ми, опротестовывают противоречащие закону решения, пригово-ры, определения и постановления судов. Кроме того, прокурату-ра принимает участие в правотворческой деятельности.

    Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и пол-номочия прокуроров определяются Конституцией РФ (ст. 129), Федеральным законом «О прокуратуре РФ» и другими федеральными законами, международными договорами РФ. На прокуратуру не может быть возложе-но выполнение функций, не предусмотренных федеральными за-конами.

    Принципы организации и деятельности прокуратуры

    Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизован-ную систему органов и учреждений и действует на основе подчи-нения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральномупрокурору РФ. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, ор-ганов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соот-ветствии с действующими на территории РФ законами. Они действуют гласно в той мере, в какой это не про-тиворечит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о го-сударственной и иной специально охраняемой законом тайне.

    Этим задачам соответствует статус прокуроров и следователей, которые не могут быть членами выборных и иных органов, обра-зуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Они не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность обществен-ных объединений, преследующих политические цели, и их орга-низаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений и не вправе со-вмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, науч-ной и творческой.

    Закон закрепляет недопустимость вмешательства в осуществ-ление прокурорского надзора. Любое воздействие каких бы то ни было органов государственной власти, общественных объедине-ний, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повли-ять на принимаемое им решение или воспрепятствование в ка-кой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность. Прокурор и следователь не обязаны да-вать каких-либо объяснений по существу находящихся в их про-изводстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, преду-смотренных федеральным законодательством. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения. Неисполнение требований прокурора и следо-вателя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от яв-ки по их вызову влекут за собой установленную законом ответст-венность.

    Для того чтобы осуществлять свои функции и задачи, проку-роры вправе участвовать в заседаниях федеральных органов зако-нодательной и , представительных (зако-нодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления. Они также могут участвовать в рас-смотрении внесенных ими представлений и протестов федераль-ными органами исполнительной власти, представительными (за-конодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, коммерческими и неком-мерческими организациями.

    Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры ко-ординируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, ор-ганов таможенной службы и других правоохранительных орга-нов. В целях обеспечения этой координации прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, ис-требует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утвер-ждаемым Президентом РФ.

    Прокурор при установлении в ходе осуществления своих пол-номочий необходимости совершенствования действующих нор-мативных правовых актов вправе вносить в законодательные ор-ганы и органы, обладающие правом законодательной инициати-вы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмени или принятии законов и иных . Такое право делает прокуроров ак-тивными участниками правотворческой деятельности.

    В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и поста-новление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Закон требует, чтобы ответ на заявление, жалобу и иное обращение был мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяс-нены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. Проку-рор в установленном законом порядке принимает меры по при-влечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

    При этом запрещается пересылка жалобы в орган или должност- лицу, решения либо действия которых обжалуются.

    Система и организация прокуратуры

    Систему прокуратуры РФ составляет Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, при-равненные к ним военные и другие специализированные проку-ратуры, научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Образование, реорганизация и упразднение орга-нов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компе-тенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются.

    Генеральный прокурор РФ назначается на должность и осво-бождается от должности Федерального Соб-рания РФ по представлению Президента РФ. В отсутствие Гене-рального прокурора или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый замести-тель, а в случае отсутствия Генерального прокурора и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязан-ностей - один из заместителей Генерального прокурора в соот-ветствии с установленным распределением обязанностей между заместителями.

    Срок полномочий Генерального прокурора - пять лет. Еже-годно он представляет палатам и Прези-денту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению. Доклад Совету Федерации Генеральный прокурор РФ представ-ляет лично на заседании палаты.

    Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность также сроком на пять лет Генеральным прокурором РФ по согласова-нию с органами государственной власти субъектов РФ. Прокуро-ры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному проку-рору РФ и освобождаются им от занимаемой должности. Проку-роры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность сроком на пять лет, под-чинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

    В структуру Генеральной прокуратуры входит на правах струк-турного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляе-мая заместителем Генерального прокурора РФ - Главным военным прокурором. На законных основаниях строятся органы военной прокуратуры нижестоящих звеньев.



    Просмотров