Высшая мера наказания в беларуси. Процедура исполнения смертной казни в белоруссии

С переходом к рыночным условиям основными источниками социального обеспечения нетрудоспособных граждан являются специализированные (внебюджетные) фонды конкретных видов социального страхования, в основу формирования которых положены страховые принципы (т.е.

Уплата страховых взносов). Такими фондами являются:

ь Пенсионный фонд Российской Федерации;

ь Фонд социального страхования;

ь Государственный фонд занятости;

ь Фонд обязательного медицинского страхования.

Принятый 16 июля 1999 г. Федеральный закон « Об основах обязательного социального страхования» в качестве основного принципа осуществления обязательного социального страхования выделяет принцип автономности финансовой системы обязательного социального страхования (ст. 4 Закона).

Бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью, расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, и изъятию не подлежат.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона « Об основах обязательного социального страхования» источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются:

§ страховые взносы;

§ дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

§ штрафные санкции и пени;

§ денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

§ доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

§ иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Размер тарифа страхового взноса в конкретные фонды обязательного социального страхования (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и др.) устанавливается федеральным законом (как правило, ежегодно) дифференцированно по каждому фонду. Дифференциация тарифов страхового взноса на обязательное социальное страхование осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств.

Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники. В частности, для индивидуальных предпринимателей это может быть доход или стоимость патента; для других граждан - вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, а также по авторским договорам. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ. Ежегодно в Российской Федерации принимались федеральные законы о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Так, в 1995 г. это был Федеральный закон от 10 января 1995 г. № 3-ФЗ; в 1996 г. - Федеральный закон от 21 декабря 1995 г. № 207-ФЗ; в 1997 г. - Федеральный закон от 5 февраля 1997 г. № 26-ФЗ;

в 1998 г. - Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 9-ФЗ, в 1999 г. - Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 1- ФЗ. Размер страховых взносов на 2000 г. установлен Федеральным законом « О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год» от 20 ноября 1999 г. № 197-ФЗ.

Анализ развития законодательства о страховых тарифах за последние годы показывает ярко выраженные две тенденции - увеличение налогооблагаемой базы и увеличение размера страхового тарифа. Такие тенденции объясняются, прежде всего, недостатком финансовых ресурсов, аккумулируемых в социальных фондах (особенно это касается Пенсионного фонда РФ).

Плательщиками страховых взносов являются как юридические лица (работодатели), так и физические лица (наемные работники; лица, работающие по гражданско-правовым договорам; индивидуальные предприниматели).

На 2000 год установлены следующие размеры страховых тарифов: В Пенсионный фонд Российской Федерации:

28% - для работодателей-организаций; 20,6% - для работодателей-организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции; 28% + 14% - для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации для физических лиц; 20,6% (с дохода) - для индивидуальных предпринимателей, частных Детективов, частных нотариусов; 20,6% - для адвокатов; 1% - для наемных работников, а также лиц, работающих по гражданско-правовым договорам.

В случаях, если указанные физические лица осуществляют наем рабочей силы (в любой форме) они обязаны дополнительно уплачивать в Пенсионный фонд РФ 28% с выплат в денежной и натуральной форме, начисленных в пользу наемных работников и лиц, работающих по гражданско-правовым договорам.

В Фонд социального страхования РФ - 5,4% - для организаций-работодателей и для граждан, осуществляющих прием на работу по трудовым договорам. В Государственный фонд занятости населения РФ - 1,5% - для работодателей-организаций, работодателей - физических лиц.

В Фонды обязательного медицинского страхования РФ - 3,6% - для организаций-работодателей, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных детективов, адвокатов, а также физических лиц, осуществляющих наем рабочей силы в любой форме. От уплаты страховых взносов в социальные страховые фонды освобождены общероссийские организации инвалидов, организации-работодатели в части выплат в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности, а также индивидуальные предприниматели (частные детективы, нотариусы, адвокаты), являющиеся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности.

Впервые Федеральным законом от 16 июля 1999 г. « Об основах обязательного социального страхования» предусматривается, что страховые взносы с работников, у которых размер заработной платы ниже величины прожиточного минимума, установленного законодательством Российской Федерации, не взимаются и вносятся за них страхователем-работодателем.

Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах Центрального банка Российской Федерации, а также на счетах иных банков, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации. Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается.

Одним из принципов осуществления обязательного социального страхования является устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования. Государственными гарантиями устойчивости финансовой системы является предоставление дотаций и обязательства Правительства РФ. Статьей 24 Федерального закона от 16 июля 1999 г. « Об основах обязательного социального страхования» прямо предусматривается, что в случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и иных установленных федеральными законами расходов, Правительство РФ при разработке проекта на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного

социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами выплаты по обязательному социальному страхованию. Другой государственной гарантией устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования является то, что вложение временно свободных

денежных средств обязательного социального страхования может осуществляться только по обязательствам Правительства РФ, обеспечивающим их доходность. Профсоюзные организации имеют право на осуществление контроля за использованием средств обязательного социального страхования 3.

Внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Денежные средства фондов находятся в государственной собственности, но не входят в состав бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ и административно-территориальных образований, изъятию не подлежат.

Основными источниками финансирования данной системы являются:

  • - средства системы обязательного социального страхования, консолидируемые в фондах конкретных видов страхования;
  • - средства бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации - федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов;
  • - средства организаций и индивидуальных предпринимателей (работодателей);
  • - средства добровольного социального страхования.

Правовые и финансовая основы обязательного социального страхования практически были сформированы в 1990-1991 гг. Тогда были созданы внебюджетные социальные фонды: Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ, а также приняты правовые акты, регламентирующие деятельность данных фондов.

Каждый из указанных фондов отвечает за финансирование мер страхового обеспечения, соответствующих определенной группе социальных страховых рисков:

  • 1) ПФР - старость, инвалидность, потеря кормильца
  • 2) ОМС - необходимость получения медицинской помощи
  • 3) ФСС - временная нетрудоспособность, материнство, необходимость ухода за маленькими детьми
  • 4) ГФЗ - признание безработным

Средства на выплату трудовых пенсий, социально-страховых пособий и медицинскую помощь в рамках ОМС концентрируются в централизованных внебюджетных фондах социального страхования. Оказание государственной социальной помощи, социальное обслуживание, предоставление льгот осуществляется за счет бюджетов различных уровней.

Под фондом социального обеспечения мы понимаем следующее. Во-первых, в его состав входят специально предназначенные для нужд социального обеспечения специализированные страховые внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (в дальнейшем - ПФР), Фонд социального страхования РФ (в дальнейшем - ФСС РФ), фонды обязательного медицинского страхования (в дальнейшем - фонды ОМС).

Во-вторых, та часть государственного бюджета (имеется в виду иерархия бюджетов по вертикали бюджетной классификации - федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты), которая непосредственно направляется на социальное обеспечение граждан, не подлежащих прямому обязательному социальному страхованию. К ним относятся: дети; граждане, имеющие детей; военнослужащие и члены их семей; государственные служащие и члены их семей; некоторые категории безработных и иных граждан в случаях, установленных законом. По российскому законодательству названные социальные внебюджетные фонды, как и средства из государственного бюджета, выделяемые на нужды социального обеспечения, организационно не объединены в одном государственном фонде социального обеспечения. Поэтому о нем можно говорить, как об экономической категории. Фонд социального обеспечения является главным фактором, определяющим материальное и социальное положение "еще", "временно" и "уже" нетрудоспособных, безработных и иных категорий граждан. Социальные внебюджетные фонды на федеральном уровне организационно также не объединены. Фактически общее руководство и управление ими осуществляет Правительство РФ. Состав средств социальных внебюджетных фондов свидетельствует, прежде всего, о воплощении принципа обязательного участия трудящихся в формировании и участии в финансировании средств на социальное обеспечение, а также о целевом расходовании указанных средств. Неуплата работодателями за своих наемных работников страховых взносов не должна лишать их права на обеспечение по системе обязательного социального страхования. Данное предписание следует рассматривать как гарантию предоставления социального обеспечения. Надо полагать, законодатель учитывает негативные последствия проводимых экономических реформ для граждан, пытающихся способом самозанятости решать вопросы собственного материального, а зачастую и физического выживания.

Поясним это на примере. В условиях спада промышленного производства многие работники предприятий регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Нечеткость правовой регламентации, а в отдельных случаях неурегулированность и пробелы в финансовом и налоговом законодательстве позволяют им заведомо существенно занижать или утаивать реальные доходы. А это ведет к снижению размера вносимых страховых взносов (единого социального налога) в социальные внебюджетные фонды. Получается так, что расходы на отдельные виды обеспечения по обязательному социальному страхованию могут превышать доходы социальных внебюджетных фондов, направляемые на социальное обеспечение.

Таким образом, государственный бюджет экономически объединяет все источники финансирования социального обеспечения в одну систему. К финансированию социального обеспечения подключаются также страховые взносы самих работников, например, по обязательному пенсионному страхованию.

Тем самым государство гарантирует фактическое осуществление гражданами права на социальное обеспечение. (Конечно, уровни экономического, духовного и политического развития страны оказывают непосредственное влияние на возможности как всего права, так и правового регулирования отношений по социальному обеспечению. Чем выше уровень их развития, тем стабильнее положение дел в социальной сфере государства. Отсутствие достаточных финансовых ресурсов снижает степень участия государства в эффективном осуществлении гражданами своих прав в области социального обеспечения). Как мы видим, основными источниками социального обеспечения являются средства социальных внебюджетных фондов и ассигнования из государственного бюджета. В качестве главного принципа осуществления обязательного социального страхования в Законе 1999 г. об основах социального страхования выделяется принцип автономности финансовой системы названного страхования. Поэтому бюджеты социальных внебюджетных фондов не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Одновременно надо отметить еще одну особенность бюджетов социальных фондов - они не подлежат изъятию.

Бюджеты социальных фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год утверждаются федеральнымизаконами (ст. 15 Закона об основах социального страхования).

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты социальных внебюджетных фондов являются: а) единый социальный налог; б) страховые взносы; в) дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством РФ; г) штрафные санкции и пеня; д) денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам; е) доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования; ж) иные поступления, не противоречащие законодательству.

Размер тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование до 2001 г. устанавливался ежегодно. С 1 января 2001 г. была введена в действие глава 24 Налогового кодекса РФ "Единый социальный налог" дальнейшем - ЕСН) (СЗ РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 33-40.). Теперь установлен новый порядок исчисления и уплаты взносов в вышеназванные страховые внебюджетные фонды. В Налоговом кодексе РФ (в дальнейшем - НК РФ) дается указание на круг плательщиков ЕСН в страховые внебюджетные фонды. Ими признаются как юридические, так и физические лица: а) лица, производящие выплаты физическим лицам (к ним относят организации; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями); б) индивидуальные предприниматели, адвокаты (члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям). В тех случаях, если плательщик ЕСН одновременно относится к нескольким категориям вышеприведенных налогоплательщиков, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.

В ст. 236 НК РФ определен равный для всех плательщиков ЕСН объект налогообложения, к которому относятся: выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками ЕСН в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам (предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам, и доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением и пр. В ст. 237 НК РФ дается расшифровка налоговой базы отдельных категорий налогоплательщиков. Она определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. В ст. 238 НК РФ приводятся перечни, не подлежащие налогообложению. Налоговым кодексом РФ предусматриваются налоговые льготы (ст. 239ч.2НКРФ.). Например, от уплаты ЕСН освобождаются: организации любых организационно-правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы, и т.п.

Таким образом, вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ. Эти средства предназначены для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение: по возрасту; по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей; в случае безработицы; на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством РФ для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Исходя из того, что социальный страховой взнос представляет собой возмездный обязательный платеж, который уплачивается плательщиками в бюджеты фондов социального страхования и целевым назначением которого является материальное обеспечение граждан в порядке обязательного социального страхования, было бы целесообразно единый социальный налог заменить данными взносами.

Тарифы страховых взносов установить единые для всех плательщиков, например, в ПФР - 20-28 процентов, в ФСС РФ - 2,9-3,5 процентов, в Федеральный фонд ОМС - 1,1 процента, в территориальные фонды ОМС - 2,0 процента. Пониженный тариф можно было бы установить для сельскохозяйственных производителей, индивидуальным предпринимателям, производящим выплаты физическим лицам, и другим организациям.

К числу плательщиков социального налога (взноса) относятся:

  • 1) работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе: бюджет тариф социальный страхование
  • - организации;
  • - индивидуальные предприниматели;
  • - родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
  • - крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • - физические лица;
  • 2) индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты.

Особые правила в исчислении социального налога (взноса) установлены ст. 235-238 Налогового кодекса РФ (ч. 2).

Разграничение полномочий по правовому регулированию отношений в сфере социального обеспечения между федеральными и региональными органами государственной власти. Участие органов местного самоуправления в регулировании отношений по социальному обеспечению.

Правовая основа оказания социально-обеспечительной помощи на федеральном и региональном уровнях заложена в п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ. В соответствии с данной нормой координация вопросов социального обеспечения относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В настоящий момент на федеральном уровне действует большое количество нормативных правовых актов по основным направлениям оказания социально-обеспечительной помощи – предоставление пособий, предметов первой необходимости, компенсаций, услуг и льгот. Соответствующая нормативная база деятельности по оказанию гражданам комплексной социально-обеспечительной поддержки постепенно создается и на региональном уровне . При этом региональная система нормативных правовых актов в этой области основывается как на Конституции РФ, так и нормах Уставов (Конституций) самих субъектов Федерации.

Участие органов местного самоуправления в регулировании отношений по социальному обеспечению ограничено пределами муниципального образования. Большинство актов органов местного самоуправления в области социально-обеспечительной помощи так или иначе направлены на реализацию положений, закрепленных в нормативных актах федерального и регионального уровней. В то же время муниципальные органы власти нередко проявляют нормотворческую самостоятельность и автономно принимают акты, предусматривающие предоставление «новых» видов социально-обеспечительной помощи с автоматическим их финансированием за счет собственных средств.

Основными источниками социального обеспечения нетрудоспособных граждан являются специализированные (внебюджетные) фонды конкретных видов социального страхования, в основу формирования которых положены страховые принципы (т.е. уплата страховых взносов). Такими фондами являются: Пенсионный фонд РФ; ФСС; Государственный фонд занятости; Фонд обязательного медицинского страхования.

ФЗ« Об основах обязательного социального страхования» в качестве основного принципа осуществления обязательного социального страхования выделяет принцип автономности финансовой системы обязательного социального страхования (ст. 4 Закона). Бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью, расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, и изъятию не подлежат. В соответствии со ст. 17 ФЗ « Об основах обязательного социального страхования» источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются: § страховые взносы; § дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством РФ; § штрафные санкции и пени; § денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам; § доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования; § иные поступления, не противоречащие законодательству РФ.



Размер тарифа страхового взноса в конкретные фонды обязательного социального страхования (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и др.) устанавливается федеральным законом (как правило, ежегодно) дифференцированно по каждому фонду. Дифференциация тарифов страхового взноса на обязательное социальное страхование осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств. Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники. В частности, для индивидуальных предпринимателей это может быть доход или стоимость патента; для других граждан - вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, а также по авторским договорам. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ. Ежегодно в РФ принимались федеральные законы о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах ЦБРФ, а также на счетах иных банков, перечень которых определяется Правительством РФ. Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается.

ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Конституция РФ не содержит однозначно прописанного меха­низма финансирования реализации прав граждан на социальное обеспечение, так же как и указаний на конкретные организацион­но-правовые формы институтов социального обеспечения. Такими механизмами могут быть бюджетное финансирование, обязательное социальное страхование, а также добровольное социальное страхо­вание. Однако в настоящее время основным механизмом , в рамках которого реализуется право граждан Российской Федерации на со­циальное обеспечение, является механизм обязательного социально­го страхования . Это подтверждается действующим законодательст­вом, а также позицией Конституционного Суда РФ, отражённой в ряде его решений.

В России в начале 90-х годов прошлого века при переходе к ры­ночной модели хозяйствования была практически сформирована правовая и институциональная основа системы социального страхо­вания. В частности, были созданы независимые специализирован­ные институты социального страхования - так называемые внебюд­жетные социальные фонды . Созданные структуры - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхова­ния, Государственный фонд занятости населения РФ - обладали главными характеристиками институтов социального страхования, зафиксированными в системе международных трудовых норм. Их средства не были консолидированы в составе федерального бюдже­та, обеспечивая тем самым большую степень прозрачности для их использования исключительно на нужды застрахованных. Каждый из фондов отвечал за управление социальной защитой от опреде­лённой группы социальных рисков, традиционно объединяемых в рамках самостоятельных отраслей социальной защиты:

1) старость, инвалидность, потеря кормильца;

2) необходимость медицинской помощи;

3) временная нетрудоспособность, включая беременность, роды и уход за малолетними детьми;

4) безработица.

Каждый из фондов осуществлял сбор обязательных страховых взносов, уплачиваемых работодателями (и работником в случае обязательного пенсионного страхования), что определяло ответственность каждого фонда за финансовое состояние отрасли социального страхования. Порядок уплаты и размеры взносов устанавливались законом.

Словом, созданная институциональная структура и её правовое обеспечение как никогда до и после того соответствовали принципам социального страхования, таким как субсидиарность со стороны государства, социальная (партисипативная) демократия для участников системы, страховой механизм возмещения утраченного заработка и др.



В июле 1999 г. был принят Федеральный закон «Об основах обя­зательного социального страхования». Этот Закон занимает особое место в правовом массиве, регулирующем права граждан на соци­альное обеспечение, так как имеет рамочный характер. В Законе за­ложены правовые основы и общие принципы функционирования всей системы обязательного социального страхования. Подразуме­вается, что все другие законы, касающиеся отдельных видов обяза­тельного социального страхования, должны соответствовать общим принципам, зафиксированным в данном Законе. В частности, в тек­сте Закона дано определение правового статуса объектов социаль­ного страхования, изложены их права и обязанности.

Впервые в этом Законе закреплены основные принципы обяза­тельного социального страхования:

Устойчивость его финансовой системы за счёт эквивалентно­сти страхового обеспечения и страховых взносов;

Всеобщий и обязательный характер;

Доступность для застрахованных лиц;

Государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных рисков;

Исполнение страховщиком обязательств по обязательному со­циальному страхованию независимо от финансового положения;

Государственное регулирование системы обязательного соци­ального страхования;

Паритетность участия субъектов в органах управления;

Общественный контроль.

Также предусмотрены правовые механизмы, обеспечивающие за­щищённость финансовых средств государственного социального страхования. Устанавливается автономность бюджетов обязательно­го социального страхования, которые не входят в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления; включены по­ложения о разделении полномочий федеральных и региональных органов государственной власти в сфере обязательного социального страхования, определен круг вопросов, относимых к ведению феде­ральных властей.

В ст. 24 Закона предусмотрены государственные гарантии устой­чивости финансовой системы обязательного социального страхова­ния в виде предоставления дотаций, а также возможности вложения временно свободных денежных средств только по обязательствам Правительства РФ, обеспечивающим их доходность. Профсоюзные организации имеют право контроля за использованием этих средств.

Для ведения финансовой деятельности государственных внебюд­жетных фондов ежегодно принимаются федеральные законы о бюд­жетах фондов на очередной финансовый год и утверждается испол­нение бюджетов государственных внебюджетных фондов за очеред­ной финансовый год.

Тем не менее изменения последних лет в законодательстве, ре­гулирующем обязательное социальное страхование, в частности порядок его финансирования, говорят скорее о стихийном, чем по­следовательном развитии этой социально значимой сферы жизни общества.

Указанным Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 118 страховые взносы на обязательное социальное страхование были консолидированы в составе Единого социального налога (взноса). Таким образом, был законодательно усилен процесс нивелирования раз­личий между обязательными страховыми взносами и налогами.

Специалисты в области международного трудового права и управ­ления социальной защитой, а также профсоюзные лидеры преду­преждают об опасности смешения правового статуса этих обяза­тельных платежей. Особый статус обязательных взносов на соци­альное страхование признается одним из эффективных инструментов достижения финансовой устойчивости и прозрачности систем социального страхования, а также основным условием реализации страхового принципа организации этой системы.

Также начиная с 2001 г. перестал действовать Государственный Фонд занятости , другими словами, была ликвидирована система социального страхования от безработицы. Обеспечение безработных происходит теперь на основе бюджетного финансирования , что в корне меняет сложившуюся систему.

Единый социальный налог (ЕСН) был введён Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» . Он зачислялся в Пенсионный фонд, Федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также в Фонд социального страхования (за исключением взносов на обязательное социальное страхование от профессиональных рисков и платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения). Уплачивать его должны все работодатели, индивидуальные предприниматели, рядовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты, частные нотариусы и др.

Объект налогообложения почти не различается более в зависимости от вида социального страхования - Единым социальным налогом облагались все доходы, начисленные работодателем в пользу работника.

Ответственность за сбор обязательных страховых взносов, его своевременность и полноту возложена на налоговые органы.

Принятие нового пенсионного законодательства с 1 января 2002 г. повлияло на порядок сбора ЕСН. В течение всего 2001 г. в Пенсионный фонд зачислялась вся часть единого социального на­лога, предназначенного для выплаты трудовых пенсий. А с 2002 г. в связи с принятием новых пенсионных законов и дополнительны­ми изменениями налогового законодательства при той же налого­вой нагрузке на фонд оплаты труда платёж, зачисляемый в Пенси­онный фонд, делится на две части. Одна часть в размере до 14 % от выплат в пользу работника зачисляется в федеральный бюджет и идет на выплату базовой части пенсии . Данная часть платежей в пенсионную систему носит налоговый характер, т. е. является без­возмездной и индивидуально обезличенной. Вторая часть (остав­шиеся около 14 % от максимально возможного 28 %-го тарифа) за­числяется в бюджет Пенсионного фонда и предназначена для вы­платы страховой и накопительной части пенсии . Эта часть, таким образом, имеет другую правовую природу и именуется пенсионны­ми страховыми взносами, а в российском Налоговом кодексе - «сборами (взносами)».

В целом следует отметить, что в терминологии пенсионного и налогового законодательства отсутствует единообразие. Иногда формулировки НК РФ приводят к неоднозначному прочтению фундаментальных для системы обязательного социального страхо­вания положений. Нивелирование различий между страховыми и налоговыми платежами на концептуальном уровне способствует нестрогому подходу к целевому предназначению средств социально­го страхования.

Например, ст. 234 НК РФ, действовавшая до 1 января 2005 г., предусматривала, что ЕСН (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды, предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное и социальное обеспе­чение и медицинскую помощь. Из этой нормы вытекало, что ЕСН может служить источником финансирования как страховых, так и нестраховых социальных выплат . А это подрывает основы соци­ального страхования.

С отменой этой статьи средства, поступающие от уплаты, не ут­ратили целевого характера использования (согласно п. 3 ст. 9 Феде­рального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязатель­ном пенсионном страховании в Российской Федерации» финанси­рование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счёт сумм ЕСН, зачисленных в федеральный бюджет). Целевой ха­рактер использования средств ЕСН, зачисляемых в бюджеты фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обяза­тельного медицинского страхования, определяется положениями бюджетного законодательства (глава 17 БК РФ, законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год) и законодательства о социальном страховании.

Федеральным законом от 20 июля 2004 г. № 70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации » и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Фе­дерации» с 2005 г. совокупная базовая ставка единого социального налога снижена на 9,6 процентных пункта (с 35,6 до 26,0 %). Следует отметить, что в результате снижения ставки единого со­циального налога уже в 2005 г. в федеральный бюджет и бюджеты государственных фондов недопоступили значительные суммы средств - свыше 300 млрд. руб. Таким образом, на выплату базовой части пенсии отчис­лялось 6 % (вместо 14 %, как было указано выше), а на выплату стра­ховой и накопительной части пенсии оставлено, как и ранее, 14 %.

При введении ЕСН были также приняты важнейшие решения в отношении социального страхования как экономической системы - в частности, были снижены тарифы на обязательное социальное страхование, введена регрессивная шкала по взиманию взносов с заработной платы. Декларируемые при этом цели в целом совпадали с целями либерализации экономики и облегчения налоговой нагрузки на работодателя и на социальные группы, имеющие более высокий доход:

Упрощение для работодателя перечисления взносов;

Повышение собираемости налогов;

Снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;

Стимулирование работодателя не уходить от уплаты налогов и т.д.

О результативности такой политики за прошедшее время поступают самые разноречивые сведения.

Будучи отстранены от функции сбора страховых средств и их аккумуляции, внебюджетные фонды стали неполноценными распорядителями страховых средств. Средства собираются на счетах казначейства, создавая возможность их нецелевого использования в связи с хроническими сложностями с пополнением бюджета. Та­кая опасность традиционно существует и более или менее успешно преодолевается при таком же распределении функций в странах, где уже сложилась более эффективная межведомственная коорди­нация при управлении государственными финансами, где сущест­вуют традиции в повышении открытости и прозрачности управле­ния.

Специального регулирования, безусловно, потребовало обяза­тельное социальное страхование в отношении не наёмных работни­ков в ходе изменения порядка уплаты страховых взносов. Измене­ния были внесены и в Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определен­ных видов деятельности».

Ряд организаций и индивидуальных предпринимателей платили не Единый социальный налог (взнос), а единый налог на вменён­ный доход . Сумма этого налога рассчитывалась в регионах в зави­симости от неодинаковых экономических факторов и совершенно не зависела от вклада конкретного работника в производственный процесс. Эти лица освобождены от уплаты ЕСН за себя и платят фиксированный платёж в бюджет Пенсионного фонда. Этот платёж является обязательным для уплаты и закреплен в НК РФ. Такое же положение распространено и на индивидуальных предпринимате­лей, частных нотариусов, адвокатов, частных детективов, членов крестьянских (фермерских) хозяйств и др.

24 июля 2009 года был принят федеральный закон № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» отменивший ЕСН.

Статья 12. «Тарифы страховых взносов» устанавливает:

1. Тариф страхового взноса - размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.

2. Применяются следующие тарифы страховых взносов:

1) Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов;

2) Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента;

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2,1 процента;

4) территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3 процента.

Исчисление дохода с целью уплаты в ПФР ведётся нарастающим итогом с начала года по каждому работнику.

С 1 января 2010 г. вступили в силу поправки, внесённые в Налоговый кодекс РФ. Изменения затрагивают первую часть Кодекса, а также главы об НДС, акцизах, НДФЛ, спецрежимах, транспортном и земельном налогах, налоге на имущество организаций. Большое количество внесённых изменений касается порядка расчета налога на прибыль. Однако самым значимым событием текущего года стала замена ЕСН страховыми взносами.

Беларусь ждет реакции президента Александра Лукашенко на смертный приговор «витебским террористам» - Дмитрию Коновалову и Владиславу Ковалеву. В то, что глава государства помилует их, почти не верится. Несмотря на то, что тысячи людей подписали петицию о помиловании.

С этой точки зрения особое зловещее значение приобретает интервью, которое дал «Московскому комсомольцу» Олег Алкаев - человек, который руководил расстрельной бригадой белорусского МВД.

Олег Алкаев

Олег Алкаев - единственный человек на постсоветском пространстве, который не скрывает, что на протяжении 10 лет работал палачом. На его счету - более 130 казненных. Правда, собственноручно на курок он не нажал ни разу. Алкаев являлся руководителем расстрельной бригады. Откровения этого человека шокируют.

«Никто не отказывался работать в расстрельной бригаде»

- Олег, сколько человек входило в вашу бригаду?

В мою команду входило 13 человек вместе со мной. Это оптимальное число людей, которое позволяло без проблем обеспечить процесс исполнения смертных приговоров. Одни люди выводили осужденного из камеры, другие осуществляли доставку в пункт исполнения приговора, третьи - расстреливали и захоранивали.

- Существовал дублирующий состав бригады на случай болезни кого-то из ваших подчиненных?

Такая замена не предусматривалась. Всегда обходились своими силами.

- Как отбирали персонал для расстрельной бригады?

При подборе персонала для спецподразделения образование или должность значения не имели. Набирали людей с устойчивой психикой, физически здоровых и не обремененных семейно-бытовыми проблемами. Как правило, все эти люди уже имели опыт общения с заключенными. В специальном обучении или подготовке никто не нуждался. Все обучение проводилось внутри подразделения. Психологов в команде тоже не было. Можно сказать, я заменял ребятам и психолога, и наставника. Исключение из спецгруппы производилось, как правило, либо по состоянию здоровья, либо в связи с уходом на пенсию.

- После такой работы никто из ваших подчиненных с ума не сошел?

В психбольницу никто не попал. Имели место быть депрессия и незначительные нервные расстройства. Но это вполне нормальное состояние человека, который впервые столкнулся с расстрелами. Я тоже поначалу испытывал подобные ощущения. Потом прошло...

- Как снимали стресс?

Сотрудникам специальной группы разрешалось употребление алкоголя, но в разумных пределах и только после работы. Пьяниц в группе не держали.

- Кто-нибудь из вашей бригады уволился по собственному желанию?

Как это ни покажется странным, случаев добровольного отказа от работы в расстрельной команде я не знаю. Поймите, человек ко всему привыкает. К такой работе тоже.

- Такая работа оплачивалась отдельно? Какой гонорар платили за расстрел?

Естественно, что за внеурочную работу во внеурочное время полагалось дополнительное вознаграждение. Сумму вознаграждения я называть не буду, скажу только, что она была очень невелика.

- Почему вы согласились возглавить расстрельную команду?

Мое руководство расстрельной командой началось одновременно с вступлением в должность начальника СИЗО. Инструкция позволяла отказаться от этой работы, но это расценили бы как проявление слабости, что поставило под сомнение мою способность вообще быть руководителем. Честно говоря, я не помню случаев добровольного отказа от руководства специальной группой. Я так же, как и все новички, поначалу испытывал стресс и другие негативные последствия этой работы. Но ситуация не позволяла поддаваться эмоциям и чувствам, поэтому уже в последующих процедурах я участвовал как вменяемый и адекватный руководитель команды. Первый стресс, как и все другие начинающие коллеги, снимал водкой. Потом научился обходиться без нее.

- Наверняка самым страшным для новичков был первый расстрел?

Исполнение смертного приговора - не геройский поступок, а довольно отвратительное мероприятие и тем более зрелище. Все члены команды это понимали, хотя вслух об этом никто никогда не говорил. Первое участие в процессе смертной казни вызывает сильнейший стресс у любого нормального человека. Опытные сотрудники всегда поддерживали новичков, старались оградить от наиболее эмоциональных моментов. Но новички быстро научились абстрагироваться от всего происходящего, и вскоре им можно было поручать исполнение любых функций.

- Вы помните свой первый расстрел?

В начале моей деятельности на посту руководителя расстрельной команды процедура исполнения приговора происходила в лесной местности. Людей привозили в лес, выводили из машины и расстреливали по одному. Машина с другими осужденными, ожидающими своей очереди, находилась в двух десятках метров от могилы. Представляете состояние осужденных? Позже мною было принято решение перенести процесс исполнения наказания в помещение. Это внешне выглядело более цивилизованно, хоть и увеличивало объем работы: нужно было упаковывать и грузить трупы, затем хоронить, тогда как в лесу приговоренные подходили к могиле на своих ногах.

- Где потом стали проводить в исполнение приговор?

Место исполнения приговора определял руководитель группы в зависимости от обстоятельств. Специальная инструкция давала такое право. Приговор мог приводиться в действие или непосредственно в районе места захоронения осужденного, или в специальном помещении. Помещение, где производились расстрелы, представляло собой строение, замаскированное под объект хозяйственно-бытового назначения. Его месторасположение засекречено, и назвать я его не могу - так как, возможно, там до сих пор расстреливают приговоренных к смертной казни.

У приговоренных к смерти нет права на последнюю просьбу

- Олег, насколько я знаю, тела расстрелянных не отдают родственникам. Где хоронят смертников?

По поводу места захоронения осужденных я не могу говорить. Это не моя тайна! Так предусмотрено белорусским законодательством, и нарушать его даже сейчас я не стану. Скажу лишь, что места захоронения безымянные. Никаких табличек, бугорков, веточек или других признаков захоронения мы не оставляли.

Облегчить задачу с захоронением могла бы кремация. Почему в Белоруссии запрещено кремировать таких осужденных?

Предложение по кремированию мне сделали в мае 1999 года. В то время я еще не знал, что оно скрывало двоякий смысл - изыскивались пути бесследного уничтожения политических противников правящей верхушки. Я выступил категорически против. Объяснил, что сотрудники крематория могут «расшифровать» членов расстрельной команды, что повредило бы нам. И со мной согласились.

- Все участники расстрельной бригады соблюдали конспирацию?

Члены группы по исполнению смертных приговоров были хорошо законспирированы. Нам было запрещено даже обсуждать между собой тему исполнения смертных приговоров. Никто из наших близких не знал, чем мы занимаемся. Таким известием мы бы нанесли психологическую травму близким. Вряд ли человек способен спокойно воспринять известие, что его муж, брат, отец - палач. Не исключалась и возможность мести со стороны родственников казненных.

- Как начальнику СИЗО вам приходилось общаться с родственниками приговоренных к казни?

Процедура общения с такими родственниками в моральном плане гораздо более стрессовая, чем сам процесс казни. Встречи с матерями преступников были для меня самым тяжелым испытанием. У женщин случались истерики, обмороки, люди задавали самые несуразные вопросы, выдвигали нелепые предложения. Приходилось терпеливо выслушивать. Например, мать одного осужденного предлагала мне деньги за имитацию расстрела. Просила указать место захоронения, чтобы успеть выкопать тело якобы расстрелянного сына, чтобы потом увезти его из страны. А вот другая женщина, которая не оправдывала сына, совершившего убийство милиционера, настаивала на расстреле его соучастников, которые были осуждены к пожизненному заключению. Инструкция запрещала мне каким-либо образом комментировать исполнение приговора. Я мог произносить только предусмотренные все той же инструкцией слова: «Убыл по приговору». Куда убыл и зачем - не пояснялось. Подобная информация порождала много слухов и домыслов. Бытовало мнение, что осужденных к смертной казни увозили в Россию на предприятия оборонного значения с очень вредным производством. Мы эту легенду не опровергали. Напротив, поддерживали эту версию в разговоре с родственниками осужденных. Конечно, верили не все, но большинство из них надеялись именно на такой исход дела.

- Каким образом совершалась смертная казнь?

Только расстрел! Выстрел производился из пистолета с глушителем марки «6ПБ9». Из этого пистолета выстрел был наиболее приглушенным и не доносился до слуха других осужденных, ожидавших своей очереди.

- Перед тем как в человека выстрелят - он имеет право на последнюю просьбу? Например, выкурить сигарету...

Мы следовали инструкции. Пункт о последней воле подсудимого там отсутствовал. Я лично не помню случая, чтобы какое-либо желание вырвалось из уст осужденных. Один раз, правда, поступила просьба - стрелять в сердце. Но на эти слова никто из нашей бригады не обратил внимания.

- Часто от осужденных слышно: «Лучше смерть, чем жизнь за решеткой».

Не верьте этим словам! Смерть всегда страшна. Даже естественная. Но когда жизнь забирают другие люди, смерть становится безмерно страшной. И не нужно верить тем, кто сетует на пожизненное заключение, уверяя, что было бы лучше, если бы его расстреляли. Право уйти из жизни добровольно у него никто не отнимал. И даже в тюрьме есть десятки способов совершить суицид. Но самоубийство в тюрьме - редкий случай. Я помню только один случай, когда двое осужденных за несколько дней до исполнения приговора повесились по очереди на одной веревке. Вычислив периодичность обхода камер постовым, примерно через 8-10 минут. Сначала повесился один. Второй успел его вынуть из петли, уложить на кровать и лечь сам. Затем после обхода также залез в петлю, где и был обнаружен.

- Я слышала, что приговоренные к смертной казни в ожидании оглашения приговора сходят с ума?

Люди, ожидающие смертный приговор, постоянно находятся в высочайшем нервном напряжении. Это что-то вроде затяжного прыжка без парашюта, где есть слабая надежда на стог сена. Естественно, что во время исполнения приговора напряжение доходит до высших пределов человеческого организма. Стадию безумия определить сложно, но неадекватность и прострация наблюдаются практически у всех. Для осужденных характерны покорность и полное безволие. Трудно выделить что-то индивидуальное. На моей памяти лишь несколько человек перед исполнением приговора выглядели более-менее вменяемыми и осознавали, что с ними происходит. Это были верующие люди.

«Смертник ждет исполнения приговора каждый день»

Говорят, что следователи Беларуси способны любого человека довести до приговора без особых улик и свидетелей?

В отношении работы белорусских следователей вопрос поставлен не совсем корректно. Без улик невозможно доказать преступление. Другое дело - как добываются улики? В практике белорусского правосудия имели место случаи, когда улики подтасовывались, фальсифицировались или подбрасывались. Так было по делу витебского маньяка Михасевича, где посредством такого обращения с уликами были осуждены 13 невиновных человек. Причем один из них был расстрелян. Что касается возможностей оперативных аппаратов мест лишения свободы, следует отметить, что это очень сильные структуры, способные решать самые сложные оперативные задачи. В вопросах раскрытия преступлений оперативные аппараты мест лишения свободы руководствуются инициативными заданиями органов внутренних дел, прокуратуры, КГБ и другими инициаторами. Однако всегда существует угроза использования возможностей этого аппарата для решения задач, никаким образом не связанных с деятельностью органов внутренних дел и пенитенциарной системы. А именно как репрессивный аппарат. Так, например, в 2011 году оперативные подразделения системы ДИН МВД Беларуси использовались для дискредитации лидеров политических партий и движений, оказавшихся в местах лишения свободы. Жестоким репрессиям подверглись и подвергаются сейчас осужденные кандидаты в президенты Андрей Санников и Николай Статкевич, политзаключенные Дмитрий Дашкевич и Николай Автухович, а также многие другие, имевшие несчастье быть несогласными с итогами выборов президента Беларуси в декабре 2010 года.

Геннадий Михасевич, казненный за убийство 36 женщин в 1988 году.

- Вернемся к смертной казни. В каких камерах сидят смертники?

Камеры смертников находятся в подвальном, изолированном от других камер блоке, доступ к которому ограничен. Камера рассчитана на двух человек. На дверях - дополнительное запирающее устройство, которое может открываться только с пульта дежурного по СИЗО. На прогулку осужденных к смертной казни не выводят. Двери в их камеру открываются только в присутствии дежурного по СИЗО и при усиленном наряде контролеров. Все выводы человека из камер производятся только по распоряжению начальника учреждения.

- Осужденному заранее объявляют дату его смерти?

Человек, приговоренный к смертной казни, не знает даты исполнения приговора, поэтому он ждет ее каждый день. Об этой дате вообще никто не знает, кроме руководителя расстрельной команды, так как он ее и определяет. Происходит это так. После получения от президента указа об отказе в помиловании у руководителя согласно инструкции есть ровно месяц на приведение приговора в исполнение. Дата казни определятся в зависимости от разных условий. В том числе и погодных. Учитывались даже такие мелочи, как полученная смертником передача. Я всегда давал возможность доесть принесенные ему продукты. Осужденные это тоже знали и были неимоверно рады, когда получали передачу. Это гарантировало им несколько дней некоторого расслабления от ожидания смерти. Также никогда не исполнялись приговоры в выходные дни. И дело здесь не в гуманизме, а в опасности «расшифровки» членов команды перед сотрудниками СИЗО. Системный сбор одних и тех же сотрудников в дни отдыха и «привязка» их к выводу из камер смертников, вывозу их за пределы СИЗО не могли бы остаться незамеченными дежурными сменами.

- И все-таки когда наступает день приговора, как об этом объявляют осужденному? Как он себя ведет?

«Смертный приговор разрушает криминальное братство»

- Когда судья объявляет расстрельный приговор - это не значит, что приговор завтра приведут в исполнение. Затем следует ходатайство президенту о помиловании. Все обращаются с такой просьбой к президенту?

Случаи отказа от ходатайства о помиловании имели место. Но это крайне редко. О помиловании не просили люди, которые совершили страшные преступления и сами осознавали бессмысленность такого ходатайства. Как правило, это были осужденные за изнасилование и убийство несовершеннолетних.

Родственники осужденного до последнего борются за отмену приговора, а сами приговоренные к казни пытаются как-то оттягивать дату приговора?

Конечно, на всех стадиях ожидания решения президента о помиловании продолжается борьба за жизнь осужденных. Как их самих, так и родственников. Адвокаты на этой стадии уже бессильны. Осужденные, как правило, «вспоминают» новые обстоятельства дела, позволяющие, по их мнению, смягчить их вину, либо вводят в дело новых фигурантов. Пишут зачастую явки с повинной по чужим преступлениям - в надежде, что откроется новое следствие и продлит ему жизнь. Случаи симуляции болезни бесполезны, потому что согласно инструкции любая медицинская помощь оказывается только в камере.

- Грубо говоря, человек после приговора начинает сдавать соучастников преступления?

Смертный приговор разрушает «криминальное братство». И бывшие подельники, которым вынесли смертный приговор, зачастую начинают старательно рассказывать «правду» - естественно, приуменьшая свое участие в преступлении и до предела загружая содеянным остальных преступников. Но поскольку это «прозрение» происходит после вынесения приговора, то подобные признания уже не влияют на принятое судом решение и расцениваются как способ ухода от ответственности. Однако был случай, когда осужденный, заметив случайно на свидании мать своего соучастника, обратился ко мне и заявил, что берет всю вину на себя и просит расстрелять его одного. Я пообещал сделать все возможное и сказал, что его соучастник обязательно переживет его. В то время жить им оставалось всего несколько дней. Слово я сдержал. Расстреляны они были, конечно, оба. И в один день. Но соучастник действительно пережил подельника на 10-15 минут. Не знаю, доставило ли ему это удовлетворение, но перед казнью я ему об этом напомнил и сказал, что сделал все, что в моих силах. Он был, на мой взгляд, в относительном сознании. Во всяком случае, кивнул головой, подтверждая, что мои слова ему понятны.

Вы часто беседовали с приговоренными к расстрелу? О чем они говорят, что просят, зная, что жить им осталось немного?

По долгу службы мне приходилось часто встречаться со смертниками. Заявления от них поступали самые необычные. Я к этому относился спокойно. Каждый вправе спасать свою жизнь. Даже приговоренный к расстрелу. Одни давили на чувства своих родственников, требуя добиваться встречи с президентом или другими влиятельными лицами вплоть до Папы Римского. Кто-то писал письма близким, что скоро их заживо разберут на донорские органы. Такие заявления мы либо цензурировали, либо не отправляли, чтобы не причинять родителям излишних страданий.

- С вас брали подписку о неразглашении при поступлении на такую должность?

Подписку о неразглашении служебной или государственной тайны любой сотрудник МВД дает при поступлении на службу. Я тоже подписывал такой документ - ведь я много лет проработал начальником СИЗО. Но я нарушил закон - потому что действующая власть сама допустила публикацию в СМИ моих показаний, которые проходили в уголовном деле под грифом «совершенно секретно». В этих публикациях меня назвали руководителем расстрельной команды. Также была описана деятельность возглавляемого мною подразделения, не подлежащая разглашению. После этого я был вынужден эмигрировать из страны. Оставаться там было небезопасно.

- Чем вы занимаетесь сейчас?

Я уехал в Германию. Получил здесь жилье, прошел курсы по изучению немецкого языка и несколько лет жил на пособие. Потом начал осваивать наиболее приемлемые для меня профессии. Наконец я определился. Окончил курсы шоферов. Устроился водителем небольшого автобуса в берлинском туристическом агентстве «Русская почта». Кроме того, по вечерам я работаю в русском магазине на специальном агрегате по уборке помещения. У меня практически нет выходных. Чему я безмерно рад. В Германии почетен любой труд. И когда мои друзья и бывшие коллеги подсмеиваются надо мной, я им отвечаю так: «Моими конкурентами в трудоустройстве на мои рабочие места были и остаются по сей день два доцента и один профессор». И это не шутка.

- Если бы вам довелось прожить другую жизнь, в ней была бы смертная казнь?

Знаете, если бы мне довелось прожить жизнь еще раз, я бы не стал в ней ничего менять. Иногда меня посещали мысли: стоило ли отдавать лучшие годы жизни общению с бандитами? Но когда я познакомился с политиками - вдруг ощутил себя счастливым человеком, так как понял, что ранее всю жизнь имел дело с порядочными людьми...

Давайте представим, что завтра вам снова предложат вернуться к той самой должности палача, - согласились бы?

К смертной казни я всегда относился как к необходимому злу. И сегодня мое мнение в отношении этого вида наказания мало изменилось. Поэтому сегодня я ни за что бы не согласился участвовать в расстрелах.



Просмотров