Субъекты осуществляющие государственный и муниципальный финансовый контроль. Государственный контроль и государственный надзор

Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства, т. е. в процессе создания, распределения и использования фондов денежных средств. И это объяснимо, ибо финансам как экономической категории присуща как распределительная, так и контрольная функция. Государство аккумулирует, распределяет и расходует денежные средства для выполнения своих задач. Разумеется, и результативность выполнения многих задач государством во многом зависит от правильного и четко поставленного контроля за финансовой деятельностью его органов и хозяйствующих субъектов.

Финансовый контроль – это контроль за финансово-хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов. Все государственные органы занимаются финансовым контролем, включая специальные контрольные органы при участии хозяйствующих субъектов и общественных организаций. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы законодательством.

Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996 г.

№ 1095 (ред. от 18.07.2001 г.) установлены конкретные объекты финансового контроля и его субъекты. В соответствии с данным Указом финансовому контролю подлежат:

Исполнение федерального бюджета и бюджета федеральных органов;

Организация денежного обращения;

Использование кредитных ресурсов;

Состояние государственного долга и резервов;

Предоставление финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Цель финансового контроля – эффективное использование финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны. По существу, без достижения этой целевой установки невозможна успешная реализация всей финансовой политики государства.

Объектом финансового контроля являются не только денежные средства, но и различные материальные и нематериальные средства, так как их оценка осуществляется в денежной форме. Непосредственной проверке подлежат такие показатели, как выручка от реализации, себестоимость, прибыль, налоги, отчисления в фонды. Финансовым контролем охватывается практически вся хозяйственная деятельность, связанная с использованием денег или их эквивалентов.

К важнейшим задачамфинансового контроля необходимо отнести следующие:

Обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов в финансовой и хозяйственной деятельности;

Содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и величиной денежных доходов государственного бюджета;

Обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой всеми субъектами финансовых правоотношений;

Содействие рациональному расходованию товарно-материальных ценностей и денежных средств на предприятиях и в организациях;

Предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины, бухгалтерского учета и отчетности.

Финансовый контроль неотделим от ответственности хозяйствующих субъектов за нарушение ими правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств. Мерой этой ответственности являются финансовые санкции, которые содействуют оздоровлению и повышению эффективности производства.

Подытоживая сказанное, финансовый контроль можно определить как один из видов финансовой деятельности государства, осуществляемый всей системой его органов власти и управления, по проверке законности и рациональности действий в процессе создания, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов хозяйствования путем применения специальных форм, методов и методик контрольной работы.

Классификация видов финансового контроля возможна по различным основаниям.

В зависимости от правовой природы субъектов, занимающихся контрольной деятельностью, финансовый контроль подразделяется на государственный, внутрихозяйственный и аудиторский. Последние два вида представляют собой негосударственную деятельность в финансовой сфере.

Государственный финансовый контроль, осуществляемый органами власти и управления, реализуется через: общегосударственный, вневедомственный, ведомственный финансовый контроль.

Общегосударственный контроль осуществляют Федеральное собрание РФ и Правительство РФ; вневедомственный контроль – специальные финансово-кредитные органы в лице Министерства финансов РФ, Банка России, Федеральной налоговой службы и ее территориальных подразделений и др.; ведомственный контроль осуществляют министерства, ведомства, другие органы государственного управления за деятельностью входящих в их систему хозяйствующих субъектов.

Кратко охарактеризуем некоторые специальные органы государственного финансового контроля, выступающие в качестве его субъектов.

Счетная палата РФ – постоянно действующий орган, образуемый Федеральным собранием РФ и подотчетный ему. Правовой статус определен Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ (ред. от 01.12.2004 г.). Основная задача Счетной палаты заключается в контроле за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, а также в определении эффективности и целесообразности расходов государственных средств.

Министерство финансов РФ контролирует исполнение федерального бюджета и целевое использование средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, организациям и учреждениям. Оно также осуществляет контроль за использованием средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

В подчинении министерства находится федеральное казначейство. На органы казначейства возложены задачи по управлению доходами и расходами федерального бюджета, регулированию финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами и др. Для этого открываются счета казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы.

На Федеральную налоговую службу возложены: контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, определение правильности исчисления налогов и других обязательных платежей, контроль полноты и своевременности их внесения в соответствующие бюджеты. Контроль проводится должностными лицами налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции посредством: налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода; в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом (НК).

Согласно законодательству налоговый контроль осуществляется в формах камеральной, выездной и встречной налоговых проверок. Процессуальные правила и условия проведения налоговых проверок закреплены в ст. 87–89 НК. Субъекты и объекты налоговых проверок многочисленны. К ним отнесены: министерства, ведомства, государственные учреждения и организации; коммерческие предприятия и организации; совместные предприятия; негосударственные и некоммерческие учреждения и организации; граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.

Банк России осуществляет банковское регулирование и надзор за деятельностью банков и других кредитных учреждений. Правовой основой деятельности банка служит упомянутый ранее Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В соответствии со ст. 59 Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает им лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их. Главный банк страны также контролирует проведение расчетов, денежное обращение, валютные операции.

Федеральная таможенная служба (ФТС) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Эти функции предусмотрены Положением о ФТС, утвержденным Правительством РФ в 2004 г.

Осуществление государственного контроля, надзора муниципального или регионального предприятия направлено на выявление, предупреждение и пресечение нарушений установленных обязательных требований в сфере безопасности и качества, а также в области стандартизации изделий, работ, услуг. Нормативными актами определен порядок его проведения, а также круг субъектов, в чьи полномочия он входит. Рассмотрим далее, что собой представляет государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований.

Общие сведения

Федеральный государственный контроль и надзор выполняется:

  1. У предпринимателей, юрлиц, разрабатывающих, изготавливающих, реализующих, эксплуатирующих, утилизирующих, хранящих и транспортирующих продукцию, предоставляющих услуги и производящих работы.
  2. В испытательных центрах (лабораториях).
  3. В ведущих деятельность по подтверждению соответствия.

Специфика

Идентичны по своему содержанию. Разница состоит в полномочиях лиц, их выполняющих. Надзор, в частности, распространяется на объекты, которые не находятся в ведомственном подчинении проверяющих структур. К примеру, служащие Госстандарта вправе посетить любое предприятие, функционирующее в сфере обслуживания или промышленности. Аналогичное правило действует и в отношении иных органов, обладающих правом административного надзора в конкретной области. Среди них, в частности, различные комитеты, службы, инспекции, действующие в сфере противопожарной безопасности, экологии, лекарственных веществ, охраны труда, горного дела, санитарно-эпидемиологического благополучия, морских, воздушных и речных судов, ветеринарии, строительства, торговли и так далее.

Цели

В настоящее время государственный надзор и приобретают социально-экономическую направленность. Это обуславливается тем, что основные его задачи связаны с проверкой строгого выполнения всеми экономическими субъектами установленных и обязательных для всех правил и норм, с помощью которых обеспечиваются интересы потребителей, защита имущества и здоровья населения, а также окружающей среды. В качестве ключевого направления следует назвать выявление, пресечение и предотвращение нарушений требований госстандартов и сертификации.

Нормативная база

Осуществление государственного контроля и надзора регламентируется в настоящее время на основании ФЗ "О техрегулировании", "О защите потребительских прав", "Об обеспечении единства измерений" и рядом других документов. Между тем на общественном обсуждении находится новый нормативный акт, обобщающий все положения и устанавливающий ключевые принципы выполнения проверок. Закон о государственном контроле и надзоре предположительно может вступить в силу 01.01.2017 г.

Структура деятельности

Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в области обеспечения единых измерений, стандартизации и предусматривает проверку выполнения:

  1. Юрлицами и ИП установленных требований госстандартов к услугам, изделиям и работам.
  2. Правил по обязательной сертификации.
  3. Требований при аккредитации структур, выполняющих оценку соответствия производственных процессов, продукции и услуг действующим нормативам по безопасности и качеству.

В структуру работы входят мероприятия по проверке выпуска, состояния и применения измерительных средств, аттестованных методик, эталонов единиц величин, количества товара, отчуждаемого при совершении операций, объема фасованных изделий в упаковках различного типа. контроля и надзора наделяются и иными полномочиями. В частности, они осуществляют утверждение типов, поверку измерительных средств, эталонов в том числе, лицензирование деятельности по их производству и ремонту.

Объекты

Государственный контроль и государственный надзор направлен на:


Государственный контроль и государственный надзор выполняется для проверки выполнения индивидуальными предпринимателями и юрлицами:

  1. Обязательных требований на этапах разработки, подготовки изделий к производству, их выпуска, реализации, эксплуатации, транспортировки, хранения и утилизации.
  2. Правил подтверждения соответствия услуг, продукции, работ действующим нормам посредством принятия декларации.
  3. Порядка обязательной сертификации.

Уполномоченные инстанции

Государственный контроль и государственный надзор выполняется по правилам, установленным Госстандартом с учетом предписаний ФЗ, регламентирующего защиту прав юрлиц и предпринимателей в ходе проведения проверок. Уполномоченными структурами выступают:


Компетентные должностные лица

Служащими, уполномоченными выполнять госконтроль и надзор от лица органов сертификации, метрологии и стандартизации, выступают:

  1. Председатель Госстандарта. Он является главным госинспектором РФ по надзору за нормами и обеспечению единых измерений.
  2. Зампредседателя Госстандарта, руководитель подразделения. В их обязанности входит решение вопросов, связанных с организацией и выполнением контроля и надзора.
  3. Руководители центров сертификации, метрологии, стандартизации. Они являются главными госинспекторами регионов и их заместителями. Назначение их на должности и освобождение от них осуществляется председателем Госстандарта.
  4. Работники структурного подразделения - госинспекторы.
  5. Сотрудники отделов центров сертификации, метрологии, стандартизации.

Надзор за соблюдением норм и сертифицированной продукцией выполняют госинспектор либо комиссия, которую он возглавляет. Проверку выполнения правил сертификации производит группа, состав которой определяется председателем Госстандарта.

Дополнительные структуры

Госстандарт осуществляет координацию деятельности исполнительных институтов, в полномочия которых входи надзор за безопасностью и качеством услуг, изделий и работ. К таким структурам, в частности, относят:

  1. Госинспекцию по торговле, защите потребительских прав.
  2. Госкомитет по охране природы.
  3. Государственная санэпидемслужба. Она производит проверку выполнения нормативных предписаний при разработке, выпуске и эксплуатации всех типов продукции, импортируемой в том числе.

Общий порядок

Госконтроль и надзор осуществляется, согласно планам, которые утверждаются главными госинспекторами РФ и регионов. Деятельность ведется путем проведения выборочных проверок. Не чаще 1 р./год выполняются плановые мероприятия по госконтролю и надзору в отношении одного предпринимателя либо юрлица. Внеплановая работа производится в случаях:


Права уполномоченных служащих

Госинспекторы могут:

  1. Иметь доступ в производственные и служебные помещения предприятия или ИП с соблюдением порядка, установленного в нормативных актах.
  2. Получать от субъектов документацию, необходимую для выполнения проверочных мероприятий.
  3. Применять технические средства либо привлекать компетентных специалистов ИП или организации при осуществлении своих обязанностей.
  4. Проводить отбор проб/образцов услуг, изделий, работ, в соответствии с нормативной документацией, для проверки их соответствия.
  5. Получать экземпляры документации, необходимой для госнадзора и контроля, оформления полученных результатов.

Руководитель либо другое организации или ИП обеспечивает госинспекторам надлежащие условия для исполнения ими своих прямых обязанностей, согласно действующим нормативным предписаниям.

Государственный контроль осуществляется государственными органами зако­нодательной и исполнительной власти, в том числе подведомственными им контрольно-ревизионными органами.

Законодательно признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами ревизий и проверок в органах исполнительной власти всех уровней, а также на предпри­ятиях и в организациях, использующих бюджетные ассигнования и средства государственных внебюджетных фондов (Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспе­чению государственного финансового контроля в Российской Федера­ции» от 25 июля 1996 года (в ред. от 25 июля 2000 г.).

В Российской Федерации государ­ственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполне­нием федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредит­ных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и на­логовых льгот и преимуществ. Кроме того, государственный финансовый контроль распространяется на образование, распределение и использование всех бюджетных и внебюджетных средств, использование государственной и иной собственности и поступления за это арендной и иной платы, кругооборот этилового спирта и иной спиртосодержащей продукции.

Одновременно в соответствии с установленным законодательством Рос­сийской Федерации разграничением функций и полномочий указываются также конкретные субъекты государственного финансового контроля: Президент через контрольно-ревизионное управление и своих представителей в субъектах РФ, Счетная палата Российской Федерации; Центральный банк Российской Федерации; Министерство финансов Российской Федерации и подведомственные ему Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство; Федеральная таможенная служба; Федеральная служба по финансовым рынкам; Федеральная служба по тарифам; контрольно-ревизионные службы органов исполнительной власти; иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходовани­ем бюджетных и внебюджетных средств.

11. Контрольные функции органов государственного финансового контроля

Для усиления контроля со стороны Федерального Собрания РФ за сво­евременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению была создана Счетная палата Российской Федерации - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ, к основным задачам которой отнесены:

    организация и осуществление контроля за своевременным исполнени­ем доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов фе­деральных внебюджетных Фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

    определение эффективности и целесообразности расходов государствен­ных средств и использования федеральной собственности;

    оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета;

    финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов Федеральных органов государственной власти;

    анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета и подготовка предложений по их устранению;

    контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в Центральном банке, уполномоченных банках и иных финан­сово-кредитных учреждениях;

    регулярное представление палатам Федерального Собрания информации о ходе исполнения бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата осуществляет следующие виды деятельности:

    контрольно-ревизионную: организация и проведение оперативного конт­роля за исполнением федерального бюджета в отчетном году; проведе­ние комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным раз­делам и статьям федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

    подготовка и представление в Совет Федерации и Государственную Думу заключений по исполнению федерального бюджета в отчетном году;

    экспертно-аналитическую: экспертиза проектов нормативных актов, меж­дународных договоров, федеральных программ и иных документов, зат­рагивающих вопросы федерального бюджета и финансов РФ;

    подготовка заключений и ответов на запросы органов государственной власти РФ;

    информационные и иные виды деятельности.

Счетная палата состоит из Председателя, заместителя председателя, аудиторов и аппарата Счетной палаты. Председателя Счетной палаты и шесть аудиторов Счетной палаты назначает Государственная Дума на шесть лет, а Совет Федерации также на шесть лет назначает заместителя председателя и еще шесть аудиторов.

Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляю­щие основные направления деятельности Счетной палаты, которые ох­ватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или рас­ходных статей федерального бюджета, объединенных общим назначением. Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов и иных штатных со­трудников, в служебные обязанности которых входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу. В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящей государству ущерб и требующей пресечения, Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организа­ции предписания, обязательные для исполнения. В случаях неоднократ­ного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять ре­шение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и рас­четных операций по счетам проверяемых организаций.

Счетная палата должна регулярно представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2004 г., является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим выработку единой финан­совой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование на основании Конституции РФ и законов и актов Президента РФ и Правительства РФ в финансовой сфере, координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб. Одна из основных функций - разработка и представление в Правительство РФ проектов законов по вопросам контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, а также разработка и утверждение порядка организации и осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, методологии противодействия легализации доходов, добытых преступным путем, коррупции и финансированию терроризма, контроля за исполнением федерального бюджета и др.

Министерству финансов РФ подведомственны федеральные службы непосредственно осуществляющие государственный финансовый контроль:

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет в соответствии с законодательством ниже­следующие функции:

    проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тема­тические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета;

    контролирует в установленном порядке рациональное и целевое исполь­зование средств государственных внебюджетных фондов и других феде­ральных средств;

    проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов;

    организует ревизии и финансовые проверки в организациях по обраще­ниям органов государственной власти субъектов Российской Федера­ции и органов местного самоуправления.

Осуществляя государственный контроль, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право:

    ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекра­щать в соответствии с законодательством Российской Федерации фи­нансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетно­сти о расходовании ранее полученных средств;

    взыскивать в установленном порядке с организаций средства федераль­ного бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансовые органы субъектов Российской Федерации при осуществле­нии государственного финансового контроля за использованием ассиг­нований соответствующего бюджета наделяются правами, аналогичны­ми правам Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Федеральная на­логовая служба, включающая территориальные органы - управления по субъектам федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспек­ций межрайонного уровня.

Главными задачами Федеральной на­логовой службыявляются:

    государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками;

    реализация налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государствен­ные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обяза­тельных платежей;

    обеспечение государственного регулирования, межотраслевой коорди­нации и государственного контроля в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

Федеральная на­логовая служба выполняет следующие функция:

    проводит непосредственно и организует работу государственных нало­говых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законо­дательства о налогах и других платежах в бюджет;

    производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреж­дениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с ис­числением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

    организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оцен­ке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, перешед­шего по праву наследования к государству, и кладов;

    осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и дру­гих обязательных платежей в бюджет;

    анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке ин­структивных методических указаний и других документов по примене­нию законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и дру­гие функции.

Государственные налоговые инспекции на территории субъектов Рос­сийской Федерации и городов с районным делением осуществляют функции, предусмотренные законодательством для Федеральной на­логовой службы.

Государственная налоговая инспекция выполняет следующие функции:

    осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет и во внебюджетные государственные фонды;

    обеспечивает своевременный и полный учет плательщиков налогов и других платежей в бюджет, правильность начисления платежей гражда­нами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства, а так­же поступление этих платежей в соответствующий бюджет;

    контролирует своевременность представления плательщиками бухгал­терских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет; а также проверяет достоверность этих документов в части пра­вильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налога и других платежей в бюджет;

    передает правоохранительным органам материалы по фактам наруше­ний, за которые предусмотрена уголовная ответственность;

    предъявляет в суд и в арбитражный суд иски;

    приостанавливает операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в кредитных организациях и др.

Законом РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993 года (в ред. от 7 ноября 2000 года) были организованы федеральные органы налоговой полиции, которые являлись правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности РФ и выполняли основные задачи:

    предупреждение, выявление, пресечение и расследование нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями;

    обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых ин­спекций;

    предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

Федеральная служба страхового надзора организует страховую деятельность в Российской Федерации, осуществляет выдачу лицензий страховым организациям на право заниматься страховой деятельностью и контролирует обоснованность установления ими страховых тарифов и соблюдение страхового законодательства.

Федеральная служба по финансовому мониторингу контролирует отмывание доходов, добытых преступным путем, проверяет законность всех банковских операций свыше 600 тыс. рублей и сомнительных операций по сведениям представляемых банками.

Федеральное казначейство осуществляет исполнение федерального бюджета, в том числе кассовое (с 2005 г. исполнение всех бюджетов), осуществляет предварительный и последующий финансовый контроль за всеми операциями по использованию государственных бюджетных и внебюджетных средств.

Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по тарифам и Федеральная служба по финансовым рынкам выполняют функции государственного финансового контроля по своим сферам финансовой деятельности.

Государственный финансовый контроль осуществляется также банками и други­ми учреждениями кредитной системы.

Банковский контроль осуществляется банками в ходе операций по кре­дитованию, финансированию и расчетам. Банковский контроль необходим для эффективного использования бан­ковских ссуд и направлен также на укрепление платежной дисциплины. Обеспечение возвратности кредита создает основу для банковского кон­троля в процессе кредитования, а контроль в свою очередь служит не­обходимым условием возвратности кредита.

Банки осуществляют предварительный и текущий контроль в ходе про­ведения денежных операций через проверку представленных докумен­тов, устанавливая право хозяйствующего субъекта на получение ссуды, проведение платежей ссудных счетов.

При оформлении кредита банк проверяет наличие у предприятия соб­ственных оборотных средств и знакомится с важнейшими показателя­ми хозяйственной деятельности. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обес­печение, то есть наличие у предприятия товарно-материальных ценностей, под которые она получается. Проверка осуществляется по данным бухгалтерского учета, отчетным балансам хозяйственных орга­нов, а также в натуре на месте с проверкой условий хранения кредиту­емых ценностей. Она не прекращается на протяжении всего срока пользо­вания кредитом. Обеспечение кредита позволяет контролировать также целевое использование заемных средств.

Банковский контроль в процессе кредитования сочетается с контролем, осуществляемым при организации расчетов. Принимая поручение хозяй­ствующего субъекта на перечисление денег другому предприятию или организации, банк проверяет законность этой сделки: платеж должен производиться за поставленный товар, произведенные работы в соответ­ствии с договором или на другом, указанном в нормативном акте, осно­вании. Объектом банковского контроля выступает оборачиваемость пла­тежных средств. Банки проверяют своевременность предъявления платежных документов поставщиком и оплату их покупателем в установленные сроки. Отказ плательщика от оплаты счетов должен быть обосно­ванным, иначе причитающиеся суммы списываются со счета заказчика.

Банк России является органом государственного валютного регулиро­вания и валютного контроля, органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Центральный банк РФ осуществляет надзор за деятельностью кредит­ных учреждений, организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки.

Банк России вправе назначить и осуществить проверку операций банков. Проверки могут осуществляться уполномоченными Советом директоров пред­ставителями Банка России и по его поручению - аудиторскими фирмами.

Уполномоченные Советом директоров представители Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных орга­низаций. Центральный банк вправе давать кредитным организациям и их филиа­лам обязательные для исполнения предписания об устранении обнару­женных нарушений. В случае неисполнения их Центробанк может предъя­вить кредитным организациям требования о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению, о реорганизации (ликвидации) банка, о замене его руководства.

За нарушение банковского законодательства Банк России имеет право взыскивать денежный штраф; повысить нормы обязательных резервов для банков, нарушающих установленные экономические нормативы; отозвать лицензию на совершение банковских операций; назначить вре­менную администрацию по управлению банком на период, необходи­мый для его финансового оздоровления.

Сущность государственного контроля состоит в проверке соблюдения органами исполнительной власти и их должностными лицами законности, а также обеспечения целесообразности и эффективности в своей деятельности.

В государственном управлении осуществляются следующие виды государственного контроля:

контроль, осуществляемый Президентом Российской Федерации (президентский контроль);

контроль, осуществляемый органами представительной власти (парламентский контроль);

контроль, осуществляемый органами исполнительной власти;

судебный контроль.

Президентский контроль. Президентский контроль в государственном управлении состоит в том, что в соответствии с полномочиями, предоставленными Конституцией и федеральными законами, он осуществляет контрольные полномочия при формировании Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, Совета Безопасности Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, а также при назначении и освобождении высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации, назначении и отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент Российской Федерации осуществляет функции контроля в процессе обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия Правительства Российской Федерации и других органов государственной власти, а также руководства рядом федеральных органов исполнительной власти. Он имеет право

председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации.

Президент Российской Федерации непосредственно руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации.

Необходимо отметить и то, что постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Контроль в сфере государственного управления осуществляется Президентом Российской Федерации через подразделения Администрации Президента Российской Федерации, а также Совет Безопасности Российской Федерации.

Так, самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации является Контрольное управление Президента Российской Федерации. Основными функциями Контрольного управления являются:

контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организациями федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента Российской Федерации, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации;

контроль за реализацией общенациональных проектов;

контроль и проверка исполнения поручений Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;

контроль за реализацией ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, бюджетных посланий Президента Российской Федерации и иных программных документов Президента Российской Федерации;

информирование Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации о результатах проверок и подготовка на их основе предложений по предупреждению и устранению выявленных нарушений.

Управление для осуществления своих задач и функций имеет право:

создавать комиссии с привлечением в установленном порядке работников аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, работников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов;

направлять работников Управления на заседания Правительства Российской Федерации, коллегий федеральных органов исполнительной власти, а также на совещания по вопросам контроля, проводимые федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

вносить в установленном порядке предложения Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о привлечении к дисциплинарной ответственности государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации, а также о временном отстранении государственных служащих, допустивших должностной проступок, от исполнения должностных обязанностей;

вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу неисполнения или ненадлежащего исполнения федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента Российской Федерации, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации;

направлять в органы прокуратуры Российской Федерации, органы внутренних дел Российской Федерации, органы Федеральной службы безопасности и иные государственные органы материалы о выявленных в результате проверок нарушениях;

запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций и должностных лиц.

Контрольные полномочия в сфере обеспечения безопасности Президент Российской Федерации осуществляет через Совет безопасности Российской Федерации. В соответствии с п. "ж" ст. 83 Конституции Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О безопасности" Указом Президента Российской Федерации утверждено Положение о Совете безопасности Российской Федерации.

Совет безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности. Совет безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации формирует и возглавляет Президент Российской Федерации.

Основными задачами Совета безопасности являются:

обеспечение условий для реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, организации взаимодействия органов государственной власти, определению основных направлений внутренней и внешней политики государства;

определение жизненно важных интересов личности, общества и государства как основных объектов обеспечения национальной безопасности, выявление внутренних и внешних угроз безопасности этих объектов;

разработка основных направлений стратегии развития государства, обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности Российской Федерации;

подготовка решений по нейтрализации внутренних и внешних угроз безопасности личности, общества и государства;

подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и решений по организации ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

подготовка предложений Президенту Российской Федерации о введении, продлении или об отмене чрезвычайного положения;

решение иных задач в сфере обеспечения национальной безопасности.

Во исполнение своих задач Совет безопасности осуществляет такие функции, как организация и координация разработки стратегии в области внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации; рассмотрение вопросов, касающихся создания, контроля, поддержания в готовности сил и средств обеспечения национальной безопасности, а также осуществляет ряд других контрольных функций в сфере деятельности органов исполнительной власти по обеспечению безопасности.

Важную роль в реализации контрольных полномочий Президента Российской Федерации играют полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах.

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Президента Российской Федерации в пределах соответствующего федерального округа. Он обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа. Непосредственное обеспечение деятельности полномочного представителя осуществляет аппарат полномочного представителя, являющийся самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации. В состав аппарата полномочного представителя входит соответствующая окружная инспекция Контрольного управления Президента Российской Федерации.

Основными задачами полномочного представителя являются:

организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации;

организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента Российской Федерации;

представление Президенту Российской Федерации регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту Российской Федерации соответствующих предложений.

К функциям полномочного представителя относятся: обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе; анализ эффективности деятельности правоохранительных органов; организация контроля за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, за реализацией федеральных целевых программ в федеральном округе, а также внесение Президенту Российской Федерации предложений о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Для осуществления своих задач и функций полномочный представитель имеет право запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, от федеральных органов государственной власти, а также от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, находящихся в пределах соответствующего федерального округа, и от должностных лиц. Полномочный представитель вправе организовывать в пределах своей компетенции проверки исполнения указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также хода реализации национальных проектов, федеральных целевых программ, использования федерального имущества и средств

федерального бюджета в федеральном округе.

По результатам своей деятельности он может вносить в соответствующие федеральные органы исполнительной власти предложения о поощрении руководителей их территориальных органов, находящихся в пределах федерального округа, и применении к ним мер дисциплинарного взыскания.

К проведению проверок, анализу состояния дел в организациях, находящихся в пределах федерального округа, полномочный представитель вправе привлекать сотрудников Контрольного управления Президента Российской Федерации, а в необходимых случаях и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов.

Контроль, осуществляемый органами представительной власти. Этот вид государственного контроля осуществляется палатами Федерального Собрания Российской Федерации (парламента Российской Федерации), являющегося представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание Российской Федерации состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации может осуществлять контроль при решении следующих вопросов, отнесенных к его ведению Конституцией Российской Федерации:

утверждение федеральных законов, в том числе федерального закона о федеральном бюджете;

утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного или военного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

отрешение Президента Российской Федерации от должности;

назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации.

Государственная Дума может осуществлять контроль при решении следующих вопросов, отнесенных к ее ведению Конституцией Российской Федерации:

принятие федеральных законов, в том числе федерального закона о федеральном бюджете;

дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

объявление амнистии;

выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

В соответствии с Регламентом Совета Федерации, утвержденным постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 33-СФ*(130) и Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, принятым постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. N 2134-П ГД*(131) формами контрольной деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации являются следующие:

подготовка и принятие парламентского запроса;

проведение парламентских слушаний;

заслушивание на заседаниях палат членов Правительства Российской Федерации (парламентский час);

рассмотрение вопросов, отнесенных к ведению палат, на заседаниях их комитетов и комиссий;

приглашение на заседание комитета представителей органов исполнительной власти;

запрос комиссией и комитетом необходимых документов и материалов;

депутатский запрос.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются Федеральным законом от 11 января 1995 г. "О Счетной палате Российской Федерации"*(132).

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Счетная палата состоит из Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.

Задачами Счетной палаты являются следующие:

организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

определение эффективности и целесообразности расходов государственных

средств и использования федеральной собственности;

оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

В процессе реализации своих задач Счетная палата осуществляет контрольно- ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. При этом Счетной палатой используются следующие формы и методы деятельности:

организация и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;

проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

экспертиза проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов Российской Федерации.

Счетная палата анализирует нарушения в бюджетном процессе и вносит в Совет Федерации и Государственную Думу предложения по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом.

Она осуществляет подготовку и представляет в Совет Федерации и Государственную Думу заключения по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов

в отчетном году.

Кроме того, по результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата направляет органам государственной власти Российской Федерации, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности. Представление Счетной палаты должно быть рассмотрено в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 20 дней со дня его получения. О принятом по представлению решении и о мерах по его реализации Счетная палата уведомляется незамедлительно.

В случаях выявления при проведении проверки или ревизии хищения государственных денежных или материальных средств, а также иных злоупотреблений Счетная палата незамедлительно передает материалы проверки или ревизии в правоохранительные органы.

При выявлении на проверяемых объектах нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания.

При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций.

Предписание Счетной палаты может быть обжаловано в судебном порядке.

Контроль, осуществляемый органами исполнительной власти. Данный вид государственного контроля осуществляют Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Так, Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" осуществляет систематический контроль за исполнением Конституции Российской Федерации и федеральных законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской

Федерации.

Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, находящихся в его ведении, и контролирует их деятельность. Эти федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству Российской Федерации и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Правительство Российской Федерации осуществляет контрольные функции при утверждении положений о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, установлении предельной численности работников их аппаратов и размеров ассигнований на содержание этих аппаратов, назначении на должность и освобождении от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве Российской Федерации, утверждении членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

Правительство Российской Федерации также осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.

Правительство Российской Федерации вправе внести предложения Президенту Российской Федерации о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или если ими нарушены права и свободы человека и гражданина.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют отраслевой контроль. Отраслевой (внутриведомственный) контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти в отношении подведомственных федеральных органов исполнительной власти и организаций в отраслях и сферах своей деятельности.

Так, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно- техническому сотрудничеству, Федеральной службы по оборонному заказу, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федерального агентства специального строительства.

Судебный контроль в государственном управлении осуществляется Конституционным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, а также арбитражными судами.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации"*(133) Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют надотраслевой (межведомственный) контроль по конкретным порученным им вопросам (статистика, бухгалтерская деятельность, стандартизация и др.) в отношении неподчиненных им органов.

Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

а) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Феде рации:

федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

б) разрешает споры о компетенции:

между федеральными органами государственной власти;

между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

в) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего

применению в конкретном деле;

г) дает толкование Конституции Российской Федерации;

д) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде является обращение в Конституционный Суд в форме запроса, ходатайства или жалобы. Рассмотрение и разрешение дел осуществляется Конституционным Судом в пленарных заседаниях и заседаниях палат.

Перед рассмотрением дела Конституционный Суд вправе истребовать тексты нормативных и других правовых актов, документы и их копии, а также другие материалы. Конституционный суд также вправе поставить вопрос о проведении проверок, исследований, экспертиз; об установлении определенных обстоятельств; о привлечении специалистов; о даче разъяснений, консультаций и об изложении профессиональных мнений по рассматриваемым делам. Эти требования обязательны для всех органов, организаций и лиц, которым они адресованы. Требования Конституционного Суда Российской Федерации должны быть рассмотрены, и ответ по результатам их рассмотрения должен быть направлен Конституционному Суду Российской Федерации в течение месяца со дня получения этих требований, если иной срок не указан Конституционным Судом Российской Федерации.

Итоговое решение Конституционного Суда по делу, в зависимости от существа вопроса, выносится в форме постановлений, заключений или определений. Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации, не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

В случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан несоответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью, либо о внесении необходимых изменений или дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция Российской Федерации.

Во исполнение решения Конституционного Суда органы государственной власти должны принять следующие меры к устранению противоречий и пробелов в правовом регулировании:

а) Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации отменяют нормативный акт соответственно Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, принимают новый нормативный акт либо вносят изменения или дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части;

б) Правительство Российской Федерации не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона, федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений или дополнений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части. Указанные законопроекты рассматриваются Государственной Думой во внеочередном порядке;

в) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносит необходимые изменения в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации, отменяет признанный неконституционным закон субъекта Российской Федерации, принимает новый закон субъекта Российской Федерации или ряд взаимосвязанных законов либо вносит изменения и (или) дополнения в закон субъекта Российской Федерации, признанный неконституционным в отдельной его части. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вносит соответствующий законопроект в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации. Если по истечении шести месяцев после опубликования решений Конституционного Суда Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта

Российской Федерации не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;

г) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации отменяет признанный неконституционным нормативный акт, принимает новый нормативный акт либо вносит изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. Если по истечении двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;

д) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, заключившие признанные полностью или частично не соответствующими Конституции Российской Федерации договор между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договор между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносят в соответствующий договор изменения и (или) дополнения или прекращают действие договора.

Контроль в сфере государственного управления осуществляют также суды общей юрисдикции. Эти суды осуществляют контрольные полномочия в процессе осуществления гражданского, уголовного и административного судопроизводства в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, определяющими порядок данного вида судопроизводства.

Сущность контрольной деятельности судов общей юрисдикции заключается в том, что они при рассмотрении конкретных дел оценивают законность актов и действий органов исполнительной власти и их должностных лиц. Суд, признав жалобу обоснованной, выносит решение об обязанности соответствующих государственного органа или должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина. С момента вступления в законную силу решения суда о признании акта либо отдельной его части незаконными, этот акт или его отдельная часть считаются недействующими.

Кроме того, суд, обнаружив при рассмотрении дела нарушения законности должностными лицами, выносит частное определение и направляет его в соответствующие государственные органы, которые обязаны сообщить суду о принятых ими мерах. Это сообщение должно быть сделано в месячный срок со дня получения копии частного определения.

Контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется также судьями в процессе рассмотрения дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом судья выясняет следующие вопросы: не превышены ли компетенции органа исполнительной власти, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, а также правильно ли оформлены иные материалы дела, а также ряд иных вопросов, связанных с деятельностью органов исполнительной власти, осуществляющих административную юрисдикцию.

Арбитражные суды выполняют свои функции, в том числе и контрольные, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. "Об арбитражных судах в Российской Федерации"*(134).

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (арбитражные суды субъектов Российской Федерации).

Арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции. При этом основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:

защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

  • 3.3. Внешний контроль качества. Требования к контролю качества со стороны федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности
  • Субъектами финансового контроля являются специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права. Субъекты контроля для реализации поставленных задач выполняют конкретные действия или функции, реализация которых осуществляется на основании их полномочий, определяющих компетенцию органа, осуществляющего контроль.
    Процесс целенаправленной деятельности субъектов контроля, или процесс финансового контроля, осуществляется с использованием определенных методов. Под методами финансового контроля понимают конкретные способы осуществления контрольных действий и операций. Внешнее выражение контрольных действий и операций реализуется в определенной форме контроля. Установленный порядок осуществления контрольных действий и операций составляют процедуры контроля. Определенная последовательность процедур финансового контроля в совокупности с используемыми методами составляет механизм финансового контроля.
    Как правило, процесс финансового контроля включает следующие основные этапы:
    планирование, которое предполагает определение объекта, целей, задач и форм контроля и формирование набора количественных и качественных показателей, по которым будет производиться оценка реализации финансовых решений;
    проведение контроля, целью которого является сбор оперативных данных, характеризующих состояние объекта контроля, и их предварительная оценка;
    систематизация результатов контроля (обобщение и упорядочение полученной информации по определенным критериям) и составление отчетности;
    реализация результатов, которая предполагает доведение принятых по результатам контроля решений до всех заинтересованных лиц, выработку и проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.
    Финансовый контроль организуется и проводится на основе определенных принципов. Принципы финансового контроля, которые легли в основу организации прежде всего государственного финансового контроля в Российской Федерации, были приняты IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г. в городе Лиме (Франция) и нашли свое отражение в Лимской декларации руководящих принципов контроля.
    Основными принципами финансового контроля являются следующие: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий, системности.

    Еще по теме Субъекты финансового контроля:

    1. 24.Финансовый контроль: сущность, принципы, задачи, объекты и субъекты.
    2. 24.Финансовый контроль: сущность, принципы, задачи, объекты и субъекты.
    3. ТЕМА 20. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СУБЪЕКТОВ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
    4. 3. Счетная палата Российской Федерации как субъект государственного финансового контроля
    5. ВОПРОС 11 Виды финансового контроля в зависимости от природы субъектов, занимающихся контрольной деятельностью
    6. 1. Понятие финансового контроля, его принципы и задачи. Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях


    Просмотров