Должностные преступления как вид преступлений. Должностные (служебные) преступления и проступки Безверхов Артур Геннадьевич Система служебных преступлений

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления в условиях совершенствования деятельности госаппарата на протяжении многих лет являются предметом пристального внимания многих правоведов. Так, еще в 1892 г. Н.И. Коркунов писал, что преступления должностных лиц «больше чем правонарушения частных лиц подрывают авторитет закона, колеблют прочность юридического порядка, они более непосредственно отзываются на интересы своего государства. Вместе с тем полномочия власти, которыми наделены должностные лица, дают им возможность с большей легкостью совершать правонарушения, делают их более опасными, ставят частных лиц в более беззащитное в отношении к ним положение. Наконец, пользуясь своей властью, должностные лица могут совершать и такого рода правонарушения, которые совершенно невозможны для частных лиц».

Данное высказывание актуально и в современных условиях. Так, в Послании Президента России Федеральному Собранию РФ подчеркивается: «Наше чиновничество еще в значительной степени представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса. И потому задачей номер один для нас по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению» Российская газета. 2009. 10 мая. . Далее Президент отметил, что «…несмотря на предпринимаемые усилия, нам до сих пор не удалось устранить одно из самых серьезных препятствий на пути нашего развития - коррупцию».

Злоупотребление должностными полномочиями является общим составом преступления для всех преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Превышение же должностных полномочий представляет собой один из самых распространенных и опасных его видов.

В соответствии со ст. 8 Проекта ФЗ «Основы законодательства об антикоррупционной политике» злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285) и превышение должностных полномочий (ст. 286) - при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности, относятся к коррупционным преступлениям См.: Проект ФЗ «Основы законодательства об антикоррупционной политике // www. legislature. ru. . Совершение этих преступлений наносит не только урон государственным органам, интересам государственной службы и службы в органах самоуправления, но и подрывает авторитет государственной власти как внутри государства, так и на международном уровне.

В Указе Президента РФ от 4.04.92 г. См.: Указ Президента РФ от 4.04.92 г. № 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» // Российская газета. 1992. 7 апреля. , в частности, подчеркивается, что коррупция в органах власти и управления ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, извращает принципы законности, препятствует проведению экономических реформ.

Сложившаяся ситуация свидетельствует о своевременности и целесообразности дальнейшего изучения всего комплекса вопросов, связанных с законодательным описанием и квалификацией злоупотребления и превышения должностных полномочий.

Актуальность темы исследования. Вопросы квалификации преступлений, совершаемых путем превышения должностных полномочий, традиционно вызывают интерес в отечественной уголовно-правовой науке. Обращение к данной проблематике в рамках настоящего дипломного исследования обусловлено комплексом разнопорядковых факторов, которые в своей совокупности делают заявленную тему в достаточной степени актуальной.

Как известно, публичная власть выполняет в обществе две основные функции - функцию социального регулирования и социального контроля. Их успешная реализация, в конечном итоге, должна обеспечивать стабильность и порядок в социуме. Долговременная ситуация, когда лица, составляющие аппарат публичной власти, превышая свои полномочия, причиняют вред правам и законным интересам граждан, общества и государства, ведет к нарушению работы всей институциональной системы, снижению ее эффективности и, соответственно, снижению управляемости социальных процессов и объектов. Более того, множественные случаи совершения должностными лицами преступлений приводят к дискредитации государственной власти, снижению ее авторитета, и, как следствие, происходит отторжение населением властных структур. Подобное противостояние власти и населения - доминантный признак социально-политического кризиса, преодоление которого названо в качестве одной из основных задач современной российской власти.

Систематическая практика злоупотреблений и превышений полномочий со стороны должностных лиц государственных и муниципальных органов власти приводит к тому, что подобные действия воспринимаются как социальная норма как самими публичными служащими, так и населением в целом. В обществе начинают преобладать представления о фактической допустимости запрещенных форм поведения. Основным мотивом поступления на государственную службу становится возможность использовать административный ресурс к личной выгоде путем злоупотребления или превышения полномочий. Ориентируясь на противоправную модель поведения, демонстрируемую представителями власти, обычные жители страны все с большей легкостью идут на нарушение закона. В конечном итоге, можно говорить о постепенном «размывании» нравственных устоев населения.

Вопросы противодействия преступлениям должностных лиц, совершающих преступления путем превышения полномочий, можно рассматривать также в криминологическом контексте. Для начала обратимся к данным официальной статистики. Так, в 2002 г. в РФ было зарегистрировано 22543 преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, в 2003 г. - 23208, в 2004 г. - 24669, в 2005 г. - 25570, в 2006 г. - 30603, в 2007 г. - 34498, в 2008 г. - 36777 1 По данным ГИАЦ МВД России. .

При этом следует отметить, что на региональном уровне должностная преступность растет темпами, опережающими общефедеральные. Однако, несмотря на постоянный рост числа зарегистрированных преступлений против государственной власти, интересов государственный службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30 УК РФ) в федеральном и региональном масштабе, государственно-правовую реакцию на факты совершения преступлений должностными лицами, в том числе и путем превышения полномочий, нельзя признать адекватной. Эта реакция, во-первых, является явно недостаточной: указанные виды преступлений обладают высоким уровнем латентности, причем во многих случаях она носит искусственный характер.

Факты уголовного преследования должностных лиц, совершающих преступления путем злоупотребления или превышения полномочиями, имеют селективный характер: случаи привлечения должностных лиц, занимающих высокопоставленные посты, к ответственности единичны. Таким образом, наиболее опасные по своим последствиям вследствие высокого социального статуса должностных лиц указанной категории преступления фактически остаются вне поля уголовно-правового реагирования - этот статус служит фактической защитой данных лиц от уголовного преследования.

Применительно к составу превышения должностных полномочий есть еще один аспект, повышающий актуальность исследования. Именно по ст. 286 УК РФ в текущей следственно-судебной практике квалифицируются случаи укрывательства преступлений, совершаемых должностными лицами. Борьба с укрывательством преступлений (в том числе и путем уголовного преследования лиц, его осуществляющих) является значимой специальной мерой в общей системе мер противодействия преступности: выявление случаев укрывательства дает возможность выявлять и укрываемые предикатные преступления.

Итак, вполне очевидно, что борьба с преступлениями, совершаемыми должностными лицами путем превышения полномочий, должна быть системной и последовательной. Но любые меры, предпринимаемые государством и направленные на борьбу с должностными преступлениями, будут носит декларативный характер без действенного механизма реализации. Немаловажное значение в этом механизме имеет правильная квалификация совершенных преступлений. Как известно, квалификация является центральным этапом правоприменительной деятельности по уголовным делам. Правильная и своевременная квалификация сокращает сроки расследования уголовных дел, является одним из условий эффективной работы следственных органов, обеспечивает неотвратимость и справедливость назначаемого судами наказания.

Однако в текущей правоприменительной практике квалификацию должностных преступлений, совершаемых путем превышения должностных полномочий, нельзя признать беспроблемной. Сложности при уголовно-правовой оценке данных преступлений обусловлены как несовершенством уголовного законодательства (казуистичность, бланкетность, пробельность, наличие оценочных признаков в тексте уголовного закона), так и с тем, что в правоприменительной практике не выработаны типовые правила применительно к общим и специальным вопросам их квалификации. По нашему мнению, несовершенство законодательной техники и сложности в квалификации обусловлены проблемой более общего характера - в теории уголовного права до сих пор не решен вопрос о юридической природе превышения должностных полномочий, что, соответственно, порождает и проблемы законодательной регламентации (в части соотношения с иными составами должностных преступлений), и проблемы правоприменения.

Перечисленные обстоятельства в своей совокупности определили актуальность работы и обусловили выбор темы дипломного исследования.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с нормальным порядком несения государственной и муниципальной службы, которые подвергаются посягательствам в случае совершения должностными лицами преступлений путем превышения полномочий.

Предметом выступают нормы уголовного законодательства, устанавливающие ответственность за преступления, совершаемые должностными лицами путем превышения полномочий, судебная практика применения указанной группы норм.

Цель и задачи исследования. Главными целями настоящего исследования рассмотрение вопросов квалификации преступлений, совершаемых должностными лицами путем превышения полномочий.

Для достижения указанных целей по ходу исследования последовательно решаются следующие задачи:

изучение юридической природы полномочий и выделение специфических признаков должностных полномочий;

исследование вопроса о юридической природе категории «превышение полномочий» в контексте анализа смежных категорий злоупотребления правом и злоупотребления полномочиями;

выявление соотношения категорий «злоупотребление полномочиями» и «превышение полномочий» и анализ существующих законодательных конструкций;

выделение форм и видов превышения должностных полномочий;

выявление соотношения общего состава и специальных видов превышения должностных полномочий в статьях Особенной части УК РФ;

обоснование и предложение законодательных изменений норм, регламентирующих ответственность за преступления, совершаемые путем превышения должностных полномочий;

Нормативной основой исследованиястали международно-правовые документы, Конституция Российской Федерации, действующее уголовное законодательство России, законы и подзаконные акты о государственной и муниципальной службе, иные законы и подзаконные акты различных отраслей права.

1. Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы в органах местного самоуправления

Глава 30 "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления" включена в разд. X "Преступления против государственной власти" УК РФ. Содержащиеся в этой главе статьи предусматривают уголовную ответственность за так называемые должностные преступления или связанные с ними деяния. Они отличаются прежде всего своеобразием объекта преступного посягательства и спецификой его субъекта.

Объектом должностных преступлений является предусмотренная соответствующими правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований РФ. Эта деятельность основывается на общественных отношениях, определяющих цели, задачи, содержание государственной и муниципальной службы. Эти общественные (правовые) отношения предполагают законное, справедливое, эффективное осуществление государственной (муниципальной) службы. Ее представители должны действовать в соответствии с интересами личности, общества, государства. Именно существенное нарушение этих интересов Речь идет о правах и законных интересах граждан и организаций, а также об охраняемых законом интересах общества или государства. определяет общественную опасность рассматриваемых преступлений.

Непосредственным объектом должностного преступления являются права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства.

Отличительная черта этих преступлений заключается в том, что, посягая на нормальное функционирование указанных органов и учреждений, это преступление подрывает не только их авторитет в обществе, но и уверенность граждан в защищенности их прав и законных интересов.

Объективная сторона рассматриваемых преступлений связана с использованием должностным лицом предоставленных ему полномочий вопреки интересам службы. Ряд статей рассматриваемой главы прямо предусматривают последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ст. 285-287, 293 УК РФ). Другие составы преступлений, предусмотренные рассматриваемой главой УК РФ в неявном виде, также исходят из наличия последствий в виде существенного вреда, например ст. 289 "Незаконное участие в предпринимательской деятельности" указывает на последствия в виде предоставления незаконных льгот, преимуществ, покровительства и т.д.; ст. 292 "Служебный подлог" указывает на внесение в документ заведомо ложных сведений или иное искажение их действительного содержания. Таким образом, объективная сторона должностных преступлений предполагает наличие таких обязательных признаков, как совершение указанных в диспозиции соответствующих статей деяний вопреки интересам службы, т.е. находящихся в противоречии не только с задачами, но и с теми полномочиями, выполнение которых непосредственно возложено на должностное лицо; наступление определенных последствий преступления и наличие причинной связи между незаконными действиями (бездействием) должностного лица и наступившими последствиями.

Глава 30 УК РФ характеризуется в целом материальным содержанием ее составов. В то же время в каждом конкретном случае предполагается установить, какие именно права и обязанности государственного (муниципального) служащего использованы вопреки интересам службы, каким актом и в каком порядке служащий ими наделен.

Способы и формы совершения того или иного должностного преступления могут быть различными, но объединяет их то, что они находятся в противоречии с интересами службы.

Субъективная сторона рассматриваемых деяний характеризуется наличием умысла (прямого или косвенного) либо наличием двух форм вины: умышленной применительно к деянию и неосторожной применительно к преступным последствиям.

Субъектом преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ, могут быть:

а) должностные лица, а в предусмотренных законом случаях - иные государственные служащие;

б) должностные лица, в предусмотренных законом случаях - иные служащие органов местного самоуправления;

в) лица, не входящие в этот перечень, если соответствующий состав предусматривает их ответственность наряду с ответственностью государственных или муниципальных должностных лиц (речь идет, в частности, о ст. 290, 291 УК РФ).

Данная характеристика субъектов преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ, требует некоторых пояснений, вытекающих из Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы в Российской Федерации" СЗ РФ. 1995. N 31. Ст. 2990. , а также примечаний к ст. 201, 285, 318 УК РФ.

Основным специальным субъектом преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ, является должностное лицо. Не случайно рассматриваемые деяния называют должностными преступлениями. Должностное лицо - это государственный или муниципальный служащий, который постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет функции представителя власти либо организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в войсках и иных воинских формированиях (независимо от ведомственной подчиненности) Российской Федерации.

Таким образом, понятие должностного лица - более узкое, нежели понятие государственного или муниципального служащего (служащего государственного или муниципального аппарата). Государственный служащий - это гражданин, исполняющий возложенные на него обязанности за вознаграждение, выплачиваемое за счет средств бюджета Российской Федерации или ее субъекта. Соответственно муниципальный служащий - это лицо, выполняющее возложенные на него обязанности за вознаграждение из средств бюджета органа местного самоуправления.

Любое должностное лицо является государственным или муниципальным служащим, но не любой такой служащий может рассматриваться как должностное лицо. Служащие, не являющиеся должностными лицами, несут ответственность за преступления, предусмотренные гл. 30 УК РФ, только в случае прямого указания на это в соответствующих составах, например ст. 288, 292. Должностные же лица могут нести ответственность по любой статье рассматриваемой главы. Конечно, "просто" служащие могут являться соучастниками (пособниками), но исполнителями преступлений, предусмотренных ст. 285-287, 289, 290, 293 УК РФ, могут быть только должностные лица.

Представитель власти - это лицо, наделенное распорядительными функциями в отношении физических и юридических лиц независимо от их служебной подчиненности. Например, работник милиции вправе предложить любому нарушителю прекратить противоправные действия, а в случае отказа применить предусмотренные законом меры. Представителями власти являются, в частности, депутаты Федерального Собрания, представительных органов субъектов Федерации, члены Правительства, судьи, прокуроры, следователи, судебные исполнители, оперативные работники правоохранительных органов, инспекторы контролирующих органов и т.д.

Управленческие функции как признак должностного лица связаны с руководством деятельностью государственного (муниципального) органа, учреждения, воинской части или учреждения подразделений и служб и т.д. Управленческими являются и функции по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом. Речь идет о руководителях хозяйственных и финансовых подразделений, служб, выделенных органов и учреждений, о которых только что говорилось.

Должностными лицами и иными служащими, несущими ответственность за преступления, предусмотренные гл. 30 УК РФ, являются только служащие государственных (муниципальных) органов, учреждений, а также войск и воинских формирований. Лица же работающие в коммерческих и некоммерческих хозяйствующих организациях и предприятиях, в том числе государственной, муниципальной или смешанной форм собственности, несут в аналогичных случаях ответственность по статьям гл. 23 УК РФ.

В статьях 285-287 и 290 УК РФ применительно к должностным лицам выделяется в свою очередь более узкое понятие "лица, занимающие государственные должности Российской Федерации, а также главы органов местного самоуправления". К лицам, занимающим государственные должности в смысле гл. 30 УК РФ, относятся президент страны, председатели палат Федерального Собрания РФ, председатель Правительства, его заместители и министры, должностные лица различных рангов на уровне субъектов Федерации и т.д. Их перечень включен в ст. 1 Федерального закона "Об основах государственной службы в Российской Федерации" и выделен в категорию "А".

2. Злоупотребление должностными полномочиями и их превышение (статья 285,286 УК )

Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями

1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, -

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

4. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

5. Иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации, совершившие преступление, предусмотренное статьями настоящей главы, несут уголовную ответственность по статьям в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Основным объектом злоупотребления должностными полномочиями является осуществляемая в соответствии с законом деятельность публичного аппарата власти и управления. В качестве дополнительного объекта выступают конституционные права человека и гражданина, охраняемые законом экономические и иные интересы граждан, организаций и государства.

Объективная сторона преступления состоит из трех обязательных признаков:

1) совершения деяния (действия либо бездействия) - использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы;

2) наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

3) причинно-следственной связи между деянием и последствием.

1. Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями состоит из трех обязательных признаков:

а) использования должностных полномочий вопреки интересам службы, которое может быть выражено как в действии, так и в бездействии;

б) общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и охраняемых законом интересов;

в) причинной связи между деянием и последствиями (см. п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий").

2. Использование служебных полномочий представляет собой совершение (несовершение) действий, формально правомерных, входящих в служебную компетенцию должностного лица, связанных с осуществлением тех прав и обязанностей, которыми оно наделено исключительно в силу занимаемой им должности.

3. Опасность указанных деяний определяется их совершением вопреки интересам службы: имеющиеся у должностного лица полномочия используются им совсем не в тех целях, для которых оно ими наделено. Конкретными формами злоупотребления должностными полномочиями являются: нарушения финансовой дисциплины; сокрытие правонарушений; необоснованное проведение (или не проведение) проверок и ревизий; извлечение имущественной выгоды за счет государственного или муниципального имущества или за счет публичной деятельности иных (подчиненных) лиц без признаков хищения и т.п.

4. Последствия преступления наиболее часто выражаются в причинении имущественного ущерба в виде прямых убытков либо упущенной выгоды, в нарушении конституционных прав и свобод граждан, в сокрытии крупных хищений и других тяжких преступлений и т.п.

Для признания нарушения прав существенным необходимо учитывать следующие факторы: степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу конкретного звена властного публичного аппарата; характер и размер причиненного материального ущерба; число потерпевших граждан; тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда.

5. Преступление характеризуется специальными мотивами (см. п. 16 постановления пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19). Корыстная заинтересованность означает стремление виновного получить имущественную выгоду или уклониться от неизбежных материальных затрат (например, сокрытие путем запутывания учета образовавшейся в результате халатности недостачи с целью избежать материальной ответственности). Иная личная заинтересованность это карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, в том числе улучшить показатели своей работы, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п.

6. В силу примечания 1 к статье должностными лицами признаются три категории граждан:

а) лица, осуществляющие функции представителя власти;

б) лица, выполняющие организационно-распорядительные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ;

в) лица, выполняющие административно-хозяйственные функции в тех же местах.

Организационно-распорядительные функции обычно реализуются в сфере подчиненности одних лиц другим. Административно-хозяйственные функции означают полномочия по управлению государственным, муниципальным и корпоративным имуществом, по определению его правовых перспектив. К таковым могут быть отнесены принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей и т.п. (см. п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе", п. 2-5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19).

7. Функции всех трех указанных выше видов могут осуществляться постоянно, временно или по специальному полномочию.

8. Особо квалифицированный вид злоупотребления должностными полномочиями будет иметь место тогда, когда оно повлекло тяжкие последствия (ч. 3). Тяжкими последствиями следует признавать крупные аварии, длительную остановку транспорта или производственного процесса, дезорганизацию работы учреждения, срыв выполнения государственных планов (например, по поставкам оружия в зарубежные страны), нанесение материального ущерба в особо крупных размерах и др. (п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19).

9. В примечании 4 к статье специально оговаривается, что не являющиеся должностными лицами государственные служащие и служащие органов местного самоуправления несут уголовную ответственность по нормам гл. 30 УК только в случаях, когда это предусмотрено соответствующими статьями (ст. 288, 292, 292.1 УК).

10. Действие норм гл. 30 УК распространяется на преступные деяния иностранных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций (например, членов Европарламента). Согласно примечанию 5 к статье уголовная ответственность этих лиц возможна в случаях, предусмотренных международными договорами России (например, Конвенцией об уголовной ответственности за коррупцию).

Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств

1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, -

2. То же деяние, совершенное:

б) в особо крупном размере, -

Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 285.2 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Объект преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ, - соответствующая закону деятельность публичного аппарата власти и управления в сфере бюджетных отношений.

Предметом преступления являются бюджетные средства (бюджетные ассигнования) - средства бюджетов различных уровней, за исключением средств государственных внебюджетных фондов.

Одним из условий нормального функционирования публичного аппарата власти и управления является финансирование его деятельности государством путем предоставления соответствующих бюджетных средств.

Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ) СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823. . Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов);

Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ);

Местные бюджеты (разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований).

Бюджетная система РФ основана на принципах, перечисленных в ст. 28 БК РФ. Одним из них является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, в соответствии с которым бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ).

Объективная сторона рассматриваемого состава преступления выражается в действии - расходовании (трате) бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения этих бюджетных средств, совершенном в крупном размере. Указанные условия при этом определяются утвержденными: бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.

Бюджет - это документ об образовании и расходовании всего фонда денежных средств. Бюджетная же роспись предназначена для его практического исполнения и представляет собой документ о распределении доходов и расходов бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств.

Бюджетная роспись составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств в зависимости от уровня бюджетной системы: федеральным органом государственной власти, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления (главным распорядителем также может выступать наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета). В соответствии с бюджетной росписью главный распорядитель распределяет бюджетные средства между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств (орган государственной власти, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение) в свою очередь распределяет полученные от главного распорядителя бюджетные средства между непосредственными подведомственными получателями бюджетных средств.

Получателем бюджетных средств являются: орган государственной власти, орган местного самоуправления, а также находящееся в ведении главного распорядителя (или распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета. Бюджетным учреждением при этом признается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Показатели бюджетной росписи доводятся до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств в форме специального документа - уведомления о бюджетных ассигнованиях (т.е. о количестве выделенных бюджетных средств). Имея такую информацию, бюджетное учреждение составляет смету доходов и расходов, которая затем утверждается вышестоящим распорядителем бюджетных средств. Смета доходов и расходов представляет собой финансовый документ, содержащий информацию об образовании и расходовании денежных средств. В ней должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения: получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Бюджетное учреждение обязано использовать бюджетные средства строго в соответствии с утвержденной сметой.

Для наступления уголовной ответственности необходимым условием является крупный размер нецелевого расходования бюджетных средств. В соответствии с примечанием к ст. 285.1 УК РФ крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.

По конструкции объективной стороны состав преступления формальный. Преступление окончено с момента направления бюджетных средств на цели, не предусмотренные соответствующим документом, т.е. с момента списания их с лицевого счета бюджетного учреждения.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновное лицо осознает, что расходует выделенные бюджетные средства на цели, не соответствующие условиям их получения, и желает совершения этих действий. Мотивы действий не имеют значения для квалификации деяния. Это могут быть личная заинтересованность, ложно понятые интересы службы и др. Однако, если нецелевое расходование средств осуществляется в целях предотвращения наступления более существенного вреда, действия виновного следует рассматривать с учетом правил ст. 39 УК РФ (крайняя необходимость), например в преддверии скорой зимы лицо направляет средства для обеспечения отопительного сезона вместо строительства участка дороги.

Субъект преступления специальный - должностное лицо получателя бюджетных средств, обладающее правом подписи соответствующих расходных документов.

Часть 2 ст. 285.2 УК РФ предусматривает более строгую ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств, совершенное группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК РФ) либо в особо крупном размере (в соответствии с примечанием к ст. 285.1 УК РФ - в сумме, превышающей семь миллионов пятьсот тысяч рублей).

Статья 285.2. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов

1. Расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством Российской Федерации, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Состав преступления, предусмотренного ст. 285.2 УК РФ, во многом имеет сходство с составом ст. 285.1 УК РФ. Отличие заключается в том, что в анализируемой статье речь идет о нецелевом расходовании не бюджетных средств, а средств государственных внебюджетных фондов, т.е. предметом преступления являются средства государственных внебюджетных фондов. Целевое же предназначение таких средств определяется на уровне законодательства РФ и закрепляется в бюджете соответствующего внебюджетного фонда.

Объект преступления - соответствующая закону деятельность внебюджетных фондов в сфере бюджетных отношений.

Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджета какого-либо уровня, не подлежат изъятию, находятся в федеральной собственности и управляются органами государственной власти РФ.

В соответствии с п. 8 данного Положения средства Фонда социального страхования РФ направляются на строго определенные цели, среди которых: выплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении и усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; частичная оплата путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан; обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда; участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования и др.

В системе Фонда социального страхования предусматривается наличие бюджетов нескольких уровней: во-первых, это бюджет самого Фонда социального страхования, который ежегодно утверждается в форме федерального закона; во-вторых, бюджеты региональных отделений Фонда, управляющих средствами социального страхования на территории субъектов, которые утверждаются председателем Фонда; в-третьих, бюджеты центральных отраслевых отделений Фонда, управляющих средствами социального страхования в отдельных отраслях хозяйства, которые также утверждаются председателем Фонда. В указанных бюджетах все доходы и расходы Фонда и его отделений получают подробную детализацию Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 183-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" // РГ. 2007. 25 июля. ;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан, осуществляя свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-I "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 27. Ст. 920. и Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 857 СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3902. . На территории субъектов РФ функционируют территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Правовой основой их деятельности являются названный Закон, а также Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. N 4543-1 Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 17. .

Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования являются самостоятельными государственными некоммерческими финансовo-кредитными учреждениями. Для выполнения возложенных на них функций (среди которых организация обязательного медицинского страхования граждан; осуществление расходов на обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными средствами; финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями (страховщиками); выделение Федеральным фондом средств для выполнения территориальными фондам территориальных программ обязательного медицинского страхования; и др.) п. 8 Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования (утв. постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 857); п. 3 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования (утв. постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. N 4543-1). в Федеральном и каждом территориальном фондах предусматривается наличие собственного бюджета, содержащего подробную структуру доходов и расходов Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 184-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" // РГ. 2007. 27 июля. Бюджет Федерального фонда ежегодно утверждается в форме федерального закона, бюджет территориального фонда - в форме закона субъекта РФ.

В соответствии со ст. 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.

Объективная сторона анализируемого состава преступления выражается в действии - расходовании в крупном размере средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие тем условиям, которые определены специальными нормативными правовыми актами, регулирующими их деятельность, а также утвержденным бюджетам этих фондов. Крупный размер нецелевого расходования средств определен в примечании к ст. 285.1 УК РФ - это сумма, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.

По своей конструкции состав преступления формальный. Преступление окончено с момента направления средств государственного внебюджетного фонда на цели, не предусмотренные специальным нормативным правовым актом и бюджетом фонда, т.е. с момента списания их с лицевого счета фонда.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что расходует средства государственного внебюджетного фонда не по их целевому назначению, и желает совершить эти действия.

Субъект преступления специальный - должностное лицо, правомочное распоряжаться средствами государственных внебюджетных фондов. Например, в соответствии с п. 9 Положения о Фонде социального страхования РФ распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда - управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда.

Квалифицирующие признаки, предусмотренные ч. 2 ст. 285.2 УК РФ, аналогичны квалифицирующим признакам ч. 2 ст. 285.1 УК РФ.

Статья 286. Превышение должностных полномочий

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий, -

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

1. Объективная сторона преступления характеризуется тремя признаками:

а) общественно опасное деяние в форме действий, явно выходящих за пределы полномочий должностного лица;

б) общественно опасные последствия, текстуально указанные в законе аналогично последствиям должностного злоупотребления;

в) причинная связь между действием и последствиями.

В судебной практике выделяются четыре типовые формы превышения должностных полномочий:

а) совершение действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица;

б) совершение действий, которые могли быть совершены только при наличии особых условий, указанных в законе или подзаконном акте и отсутствовавших в данной ситуации;

в) совершение действий, которые никто ни при каких обстоятельствах не вправе совершить;

г) совершение единолично действий, которые могли быть совершены только коллегиально или по согласованию с другим должностным лицом или органом (п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от октября 2009 г. N 19). Во всех этих случаях действия явно, очевидно для виновного выходят за пределы его полномочий, но при этом с ними связаны. В основе превышения всегда лежит осуществление должностным лицом своих прав и обязанностей по службе, но это осуществление выходит за рамки, установленные существующими правилами.

2. Общественно опасные последствия как признак состава превышения должностных полномочий в законе описаны аналогично ст. 285 УК.

3. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. При этом весьма характерны, но не обязательны, ложно понимаемые служебные интересы.

4. Применение насилия (п. "а" ч. 3) означает нанесение потерпевшему побоев, причинение физической боли, легкого и средней тяжести вреда здоровью, ограничение свободы (например, связывание), истязание. Причинение смерти или тяжкого вреда здоровью не охватывается составом превышения должностных полномочий и требует квалификации по совокупности с соответствующими статьями УК о преступлениях против личности. Угроза убийством охватывается комментируемой нормой.

5. Судебная практика обоснованно исходит из того, что сам по себе факт незаконного применения оружия (п. "б" ч. 3) связан с существенным нарушением прав граждан, вне зависимости от наступления каких-либо иных последствий. Специальные средства это средства, предназначенные для применения на определенных законом основаниях в целях пресечения правонарушений и нейтрализации правонарушителей (например, резиновые палки, водометы и т.п.). Под применением оружия и специальных средств следует понимать как фактическое их использование для физического воздействия на потерпевшего, так и угрозу их применения, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозит опасность.

6. Для превышения полномочий характерны и такие тяжкие последствия, как причинение тяжкого вреда здоровью или смерти хотя бы одному человеку. Психическое отношение к смерти и причинению тяжкого вреда здоровью может быть выражено только в форме неосторожности.

Подобные документы

    Понятие и криминологическая характеристика злоупотребления должностными полномочиями. Законодательство о преступлениях против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Объективные и субъективные элементы преступления.

    дипломная работа , добавлен 28.07.2010

    Ответственность за использование должностным лицом служебных полномочий. Следственная и судебная практика в сфере злоупотребления должностными полномочиями и их превышения. Нецелевое расходование бюджетных средств. Отказ в предоставлении информации.

    презентация , добавлен 18.09.2015

    Основные виды преступлений, посягающих на политическую систему Российской Федерации. Понятие преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Непосредственные объекты преступлений.

    реферат , добавлен 07.02.2010

    Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Понятие подлога документов в уголовном праве, объективная и субъективная стороны преступления, ответственность.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2014

    Виды должностных преступлений: квалификация и ответственность. Характеристика преступлений против государственной власти, интересов службы в органах местного самоуправления. Злоупотребление служебным положением. Нецелевое расходование бюджетных средств.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2014

    Законодательство Приднестровской Молдавской Республики о должностных преступлениях. Возрастные признаки субъекта преступления, вменяемость, невменяемость. Субъект преступлений против службы в органах местного самоуправления, против государственной власти.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2010

    История законодательства, регулирующего должностные преступления. Понятия и виды должностных преступлений. Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2011

    Теоретический анализ понятия, видов и принципов государственной службы в Республике Казахстан. Характеристика преступлений против интересов государственной службы. Состав, квалификация и виды преступлений против интересов государственной собственности.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2010

    Виды и принципы государственной службы в Республике Казахстан, характеристика преступлений против нее. Состав, квалификация преступлений против интересов государственной собственности. Коррупционные преступления против интересов государственной службы.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2014

    Классификация должностных преступлений, изучение их объективной и субъективной сторон. Характеристика преступлений против государственной власти и службы в органах местного самоуправления. Присвоение полномочий должностного лица. Получение и дача взятки.

должностной преступление злоупотребление власть

Теория уголовного права определяет должностное преступление как общественно опасное действие (бездействие) должностного лица, совершаемое благодаря занимаемому им служебному положению и вопреки интересам службы, которое причиняет существенный вред нормальному функционированию государственного (общественного) аппарата или содержит угрозу причинения такого вреда. Следовательно, должностное преступление отличается от всех других преступных посягательств тремя специфическими признаками. Оно совершается: а) специальным субъектом - должностным лицом; б) путем использования служебного положения либо посредством нарушения конкретных должностных обязанностей; в) причиняет или может причинить существенный вред правильному функционированию государственного или общественного аппарата 2.

Родовым объектом должностного преступления является совокупность общественных отношений, обеспечивающих формирование и нормальное функционирование государственного (а также общественного) аппарата нового типа, создаваемого в ходе коренной перестройки общества, служащего интересам государства и общества и действующего на основе строгого соблюдения законности. Под государственным аппаратом понимается при этом весь механизм государства, охватывающий органы государственной власти всех звеньев и органы государственного управления, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность (мэрии, префектуры, исполкомы и т.п.), включая также и аппарат управления предприятиями, учреждениями и организациями.

Непосредственный объект должностного преступления составляют отдельные сферы деятельности аппарата, правильная работа его звеньев либо отдельных предприятий, учреждений и организаций.

Для некоторых должностных преступлений (злоупотребления властью или служебным положением, превышения власти или служебных полномочий и халатности) характерен дополнительный непосредственный объект - охраняемые законом блага личности (жизнь, здоровье, достоинство, конституционные права) либо собственность. Следует иметь в виду, что этот объект для названных трех преступлений альтернативно обязателен.

Объективная сторона должностного преступления заключается в общественно опасных действиях (бездействии) виновного, которые совершаются вопреки интересам службы и единственно в силу занимаемого должностного положения.

Преобладающая часть должностных преступлений может быть совершена только путем действия, некоторые из них (злоупотребление властью или служебным положением, халатность) могут выражаться и в бездействии.

Под служебным положением следует понимать, по общему правилу, тот объем обязанностей, прав и полномочий, которым лицо наделяется в силу занимаемой должности, выполнения функций представителя власти либо специальных полномочий и которые могут быть им использованы или нарушены преступным образом.

В то же время в современных условиях с учетом неизбежного роста самостоятельности в деятельности предприятий, учреждений и организаций необоснованно оценивать как совершенные вопреки интересам службы действия должностных лиц, хотя бы и являвшиеся нарушением своих служебных полномочий, но совершенные в целях предупреждения вредных последствий, более значительных, чем фактически причиненный вред, когда этого нельзя было сделать иными средствами. Такие действия следует оценивать по правилам о крайней необходимости.

Любое должностное преступление всегда нарушает определенные правовые установления. При этом действие (бездействие) применительно к некоторым должностным преступлениям может иметь место формально в пределах служебной компетенции лица.

Для преступления с материальным составом обязательными признаками являются преступные последствия (существенный вред правоохраняемым государственным, общественным или личным интересам) и причинная связь (между деянием должностного лица и существенным вредом).

Субъективная сторона всех должностных преступлений (кроме халатности) характеризуется только умышленной виной.

Обязательными признаками отдельных преступлений (злоупотребления властью или служебным положением, а также должностного подлога) является мотив - корыстное побуждение или иная личная заинтересованность. Необходимый субъективный признак получения взятки - корыстный мотив.

Субъектом должностного преступления могут быть только должностные лица, под которыми, согласно закону, понимаются "лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также занимающие постоянно или временно в государственных или общественных учреждениях, организациях или на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющие такие обязанности в указанных учреждениях, организациях и на предприятиях по специальному полномочию".

В самом уголовном законе субъекты должностных преступлений подразделяются в зависимости от характера и содержания выполняемых ими функций.

Из приведенного законодательного определения следует, что субъектами должностного преступления могут быть три категории лиц: а) представитель власти; б) работники, занимающие должности, связанные с выполнением либо организационно-распорядительных, либо административно-хозяйственных обязанностей; в) лица, выполняющие те же обязанности по специальному полномочию.

К представителям власти относятся работники государственных органов и учреждений, наделенные правом в пределах своей компетенции предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности.

Представителями власти являются не только работники, непосредственно представляющие тот или иной орган власти, но и некоторые работники органов управления (в частности, милиции). Представителями власти будут, например, председатели, их заместители и члены мэрий, префектур и т.п., судьи, прокуроры, следователи, государственные инспекторы и контролеры, лесничий и др.

Таким образом, основными признаками представителей власти следует считать: а) наделение их властными полномочиями; б) несвязанность их действий ведомственными рамками и в) право совершать действия, обязательные для организаций и граждан.

Организационно-распорядительными являются такие обязанности (и, соответственно, полномочия), вытекающие из занимаемой должности, которые состоят в руководстве трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников. Конкретно эти функции могут заключаться в подборе и расстановке кадров, в планировании работы, организации труда подчиненных, поддержании трудовой дисциплины и т.п. Например, к числу должностных лиц, выполняющих такие функции, относятся руководители министерств, ведомств, государственных, кооперативных, общественных предприятий, учреждений, организаций и их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами, их заместители и т.п.), руководители участков работ (мастера, прорабы, бригадиры). Судебная практика считает также, что организационно-распорядительными полномочиями наделены контролеры исправительно-трудовых учреждений и следственных изоляторов.

Важным показателем принадлежности к этой категории должностных лиц является либо наличие в подчинении у виновного других работников 3, либо самостоятельная ответственность за участок работы.

Содержание административно-хозяйственных обязанностей (и, соответственно, полномочий) составляет управление или распоряжение государственным, кооперативным или общественным имуществом (в частности, обязанности по определению порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечению контроля за этими операциями, организация бытового обслуживания населения и т.д.). К числу лиц, выполняющих такие функции, относятся, например, начальники планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб и их заместители, заведующие складами, магазинами, мастерскими, ателье, ведомственные ревизоры и контролеры, заготовители и др. К этой же категории субъектов должностных преступлений могут быть отнесены руководители предприятий общественного питания (ресторанов, кафе, столовых, закусочных, буфетов и т.п.) и их заместители, главные и старшие бухгалтеры и плановики. В системе торговли к числу таких лиц следует относить (помимо заведующих магазинами и их заместителей) заведующих иными торговыми организациями (киосками, палатками, иными торговыми точками), руководителей структурных подразделений торговых предприятий (отделов, секторов, филиалов), а также старших продавцов (имеющих подчиненных).

Для признания лица субъектом должностного преступления по признакам наделения его организационно-распорядительными или административно-хозяйственными обязанностями требуется, чтобы оно занимало должность в конкретной организации, учреждении или на предприятии, т.е. состояло там на работе, связанной с выполнением указанных в законе обязанностей, При этом не имеет значения, выполняет ли лицо работу постоянно или временно, за плату или без вознаграждения, по назначению или по выборам. Занятие должности оформляется определенным документом, имеющим правовое значение (указ, приказ, решение, постановление, трудовое соглашение и т.п.)

К числу субъектов должностных преступлений могут быть отнесены не только руководящие работники предприятий, учреждений и организаций, но и другие лица, выполняющие любые функции организационно-распорядительного либо административно-хозяйственного характера (например, члены государственных или квалификационных комиссий и др.).

Некоторые категории работников (врачи, преподаватели, воспитатели, экспедиторы, определенные лица, работающие в сфере бытового обслуживания, общественного питания либо коммунального хозяйства и т.п.) могут в ряде случаев выполнять должностные функции: определять нетрудоспособность, устанавливать инвалидность, решать вопросы о госпитализации, принимать решения о квалификации, присвоении звания или степени, аттестации об окончании учебного заведения, ответственно распоряжаться материальными ценностями. Во всех этих и подобных случаях выполняемые ими обязанности носят организационно-распорядительный либо административно-хозяйственный характер. Допускаемые ими при этом нарушения по службе при наличии других признаков составляют должностное преступление. Обоснованно был признан должностным лицом и осужден за взяточничество врач районной больницы К., который получил незаконные вознаграждения за неосновательную выписку гражданам листков нетрудоспособности, т.е. за действия организационно-распорядительного характера.

В других случаях эти работники выполняют лишь производственно-профессиональные функции: врачи ставят диагноз заболевания, проводят обследования, лечение, операции; педагоги осуществляют обучение и воспитание, передачу знаний и контроль за их усвоением; работники торговли и сферы обслуживания (продавцы, приемщики, мастера и т.п.) отпускают товары (продукты), производят расчет за покупки и заказы, выполняют работы по заказам граждан, обслуживают покупателей и т.п.

Во всех подобных ситуациях они не могут быть признаны должностными лицами и нести ответственность за должностные преступления, поскольку не выполняют при этом организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные обязанности.

Кроме того, в государственном аппарате, в организациях, учреждениях и на предприятиях немалое число работников выполняют чисто технические функции и не наделены ни одним из предусмотренных законом полномочий должностного лица (курьер, уборщица, вахтер, машинистка, сторож, лифтер и т.п.). Нести уголовную ответственность за должностные преступления такие работники не могут. Однако ошибки в этой части имеют место.

Не превращает работника в должностное лицо (например, продавца) и возложение на него материальной ответственности. Заключение договора о материальной ответственности за сохранность вверенных ценностей само по себе не является основанием для признания этого работника субъектом должностного преступления 2. Такое лицо может стать должностным лишь при условии, если на него наряду с обязанностями по непосредственному хранению (сохранности) имущества возлагаются на правовом основании функции по управлению и распоряжению им (например, организация доставки грузов, распределение их по снабженческим точкам и т.п.).

Не могут быть субъектами должностных преступлений рядовые рабочие и колхозники, если они не выполняют функции представителей власти. Не несут ответственности за должностные преступления также лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы в исправительно-трудовых учреждениях, даже если на них возлагаются должностные функции 1.

Третью категорию субъектов должностных преступлений составляют лица, выполняющие функции представителей власти либо организационно-распорядительные или административные обязанности по специальному полномочию, т.е. в порядке осуществления возложенных на них правомочными на то органами или должностными лицами специальных функций. К числу таких лиц относятся, например, народные заседатели, общественные контролеры и ревизоры, члены товарищеских судов, тренеры спортивных обществ и команд и др.

Выполнение должностных функций по специальному полномочию означает осуществление их без замещения должности, но в установленном законом порядке при наличии надлежащего правового основания и в строго ограниченных законом или иными нормативными актами (положение, приказ, доверенность и т.д.) пределах. При этом полномочия предоставляются на определенное время или для выполнения конкретного задания (например, контролеру для проведения в ряде магазинов контрольных закупок) 3.

Вместе с тем фактическое исполнение должностных функций при отсутствии специального полномочия не может являться основанием для признания конкретного лица должностным.

Так, по просьбе директора магазина А. его отец оставался в отсутствие А. в магазине, самостоятельно проводил торговые и денежные операции, совершал при этом хищения и с целью их сокрытия путем подлогов в документах вводил в заблуждение инвентаризационные комиссии. Верховный Суд обоснованно отменил приговор в отношении отца А. в части осуждения его за злоупотребление служебным положением и должностной подлог, указав, что обязанности директора магазина на него в установленном порядке не возлагались и поэтому должностным лицом он не является.

Нарушение законодательных нормативов сотрудниками государственного аппарата и органов муниципального управления объединены в единое понятие должностных преступлений. Законом установлены признаки, условия и порядок взыскания при совершении должностными лицами противоправных поступков.


Согласно последним поправкам к закону, должностными лицами не являются сотрудники негосударственных и коммерческих структур.

Определение должностного лица

Согласно ст.285 УК РФ, существует перечень лиц, являющихся субъектами должностных преступлений. Сотрудники государственного аппарата, административных и управленческих структур, наделенные распорядительными и управленческими полномочиями могут привлекаться к ответственности при наличии состава должностного преступления. Например, ответственности подвергаются сотрудники ГИБДД, полиции, воинских подразделений, муниципальных и федеральных исполнительных и надзорных органов.

Должностным проступком является нарушение финансовой дисциплины руководителей, приводящей к уголовному преследованию. Внутренние проступки, совершаемые в организациях, являются дисциплинарными, могут преследоваться по административному кодексу.

Должностному лицу сопутствуют два обязательных признака. Гражданин осуществляет трудовые обязанности в качестве представителя государства в соответствии со строго установленными правовыми нормами. Совершая официальные поступки от уполномочившего его органа, лицо воздействует на правовые взаимоотношения юридических и физических лиц. Государственный исполнитель действует в соответствии с выделенными ему полномочиями: на временной, постоянной основе или по одноразовому назначению.

Признаки должностного преступления

Согласно ст.30 УК РФ, юридически обозначены необходимые для квалификации признаки должностных противоправных деяний:

  • субъектом является государственный или муниципальный служащий;
  • проступок возможен с использованием служебного положения;
  • производится нарушение деятельности органов в результате проступка служащего;
  • совершенные действия не связаны со служебной необходимостью.


Причиняя существенный вред государственным интересам и нарушая законные права граждан, должностное лицо может быть обвинено в следующих видах должностных преступлений:

  • совершаемые лицами, наделенными должностными полномочиями;
  • государственными служащими;
  • муниципальными сотрудниками;
  • общими субъектами наказания.

Существует три вида противоправных поступков государственных служащих. В первую очередь ответственность накладывается за проступки, совершенные с использованием должностных полномочий в любой сфере деятельности самой структуры. Подобные общие преступления классифицируются по соответствующим статьям УК РФ, не зависимо от статуса организации.

Вторым видом являются специальные преступления, которые могут быть совершены исключительно внутри подразделений государственных служб с использованием предоставленных полномочий. Третий вид должностных противоправных деяний обозначен как альтернативный, присущий любому гражданину, но совершенный лицом при исполнении служебных обязанностей.

Правоохранительные действия

Наиболее частыми уголовно наказуемыми проступками сотрудников являются дела о взятках. Доказать и привлечь к ответственности виновного бывает достаточно сложно, особенно в случае преступного сговора. Чаще всего возбуждение дела происходит по заявлению лица, у которого вымогают взятку или ставят в условия, когда он вынужден идти на преступление. Определить виновность можно по официальному заявлению потерпевшего, которое является основанием для возбуждения дела.


Заявитель освобождается от ответственности и при согласии участвует в операции при передаче денег подозреваемому. При этом применяются современные средства фиксации и наблюдения, поскольку доказательства передачи денег должны быть официально отображены. Дела о противоправных деяниях государственных служащих требуют выполнения основных условий оперативной работы.

Важное значение имеют место и время совершения преступления, которое должно происходить в служебное время. Определяется осведомленность других сотрудников, возможность группового сговора и содействия преступным планам.

На квалификацию влияют мотивы проступка, непредумышленное нарушение повлечет более мягкое наказание. Осознанность и корыстность поступка, особенного в крупных размерах, приводит к значительному уголовному наказанию, связанному с лишением свободы.

Служебные преступления.

Служебные преступления или, говоря языком УК РФ, преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - сравнительно небольшая группа уголовных составов. Тем не менее, категория служебных и должностных преступлений часто встречается в адвокатской практике. Из всех преступлений, совершаемых в сфере государственной и муниципальной службы, именно служебные преступления наиболее распространены.
Субъектами служебных преступлений являются должностные лица, которыми признаются лица, осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции. Именно они несут ответственность при совершении служебных преступлений. Государственные и муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами, будут нести ответственность не по статьям служебных преступлений, а по иным составам.
В перечень служебных преступлений входят такие распространенные составы как "Злоупотребление должностными полномочиями" (ст. 285 УК РФ), "Превышение должностных полномочий" (ст. 286 УК РФ), получение и дача взятки (ст. ст. 290 и 291 УК РФ), халатность (ст. 293 УК РФ).
Поскольку обвиняемые или подозреваемые в служебных преступлениях должностные лица, как правило, имеют очень широкий круг полномочий, при ведении дел из служебных преступлений адвокату приходится сталкиваться одновременно с вопросами гражданского, финансового, административного, конституционного и уголовного права. Поэтому уголовные дела, возбуждаемые по признакам служебных и должностных преступления, без сомнения относятся к категории дел высшей сложности и требуют особой квалификации адвоката.

Артем Иванчин, Михаил Каплин

Служебные преступления

Введение

Разработка и внедрение в образовательную деятельность ЯрГУ курса «Служебные преступления» и подготовка настоящего пособия продиктованы рядом обстоятельств.

Во-первых, количество преступлений, совершаемых по службе, остается в нашей стране стабильно высоким (при этом официальная статистика не отражает реального положения дел, поскольку в силу объективных причин служебные преступления характеризуются повышенной латентностью). Этот факт на фоне высокой степени общественной опасности последних заставляет государство активизировать усилия по борьбе с ними. Как следствие, раскрытию и расследованию преступлений данной категории уделяется особое внимание в практике, и для эффективной работы от выпускников вузов требуется глубокое знание не только законодательной, но и теоретической базы в этой области.

Во-вторых, уголовно-правовые нормы о служебных преступлениях и иноотраслевое законодательство в последние годы (2008–2012 гг.) подверглись многочисленным изменениям и дополнениям. Значительный объем поправок, в том числе в Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 г. (далее – УК РФ, УК), ставит перед теорией и практикой новые, подчас сложные вопросы, которые нуждаются в тщательном анализе и решении. В связи с корректировкой законодательства меняется и его восприятие следственной и судебной практикой, и многие принципиальные позиции, в частности Верховного Суда РФ, безусловно, необходимо знать сегодняшним студентам – завтрашним сотрудникам правоохранительных органов, адвокатам и судьям.

В-третьих, вопросы квалификации служебных преступлений, даже в условиях стабильного законодательства, всегда вызывали и продолжают вызывать массу сложностей. По многим таким вопросам, которые, казалось бы, давно обсуждаются специалистами (о понятии должностного лица, круге мотивов в ст. 201 и 285 УК, квалификации по совокупности взяточничества и коммерческого подкупа с иными преступлениями, о соотношении взятки и обычного подарка и т. д.), и по сей день нет единства взглядов и единообразия в следственно-судебной практике. Без преодоления таких трудностей (и в ходе подготовки будущих специалистов тоже) вряд ли мыслимо эффективное противодействие служебным преступлениям.

В-четвертых, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция» для степени «магистр» к числу общекультурных компетенций относит проявление выпускником нетерпимости к коррупционному поведению, к числу профессиональных компетенций – способность выпускника выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения, а также способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

В настоящем пособии, как, впрочем, и во многих доктринальных источниках, термином «служебные преступления» именуются деяния, которые регламентированы в гл. 23 и 30 УК. Однако такое содержательное наполнение данного термина условно, поскольку, во-первых, не все преступления, обрисованные в данных главах, совершаются служащими (например, субъект дачи взятки, предмета коммерческого подкупа – общий) и, вовторых, множество служебных преступлений предусмотрено в иных главах УК (мошенничество с использованием служебного положения, присвоение и растрата, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, вынесение заведомо неправосудного приговора и т. д.).

Как известно, обособление в УК 1996 г. глав 23 и 30 было продиктовано желанием разработчиков УК РФ разграничить два разряда преступлений, посягающих на 1) интересы службы в частном секторе и 2) интересы публичной службы (так называемые должностные преступления). Соответственно, уровень наказуемости вторых (должностных) в первоначальной редакции УК РФ был заметно выше первых, что являлось безусловным свидетельством их существенно повышенной общественной опасности в сравнении с деяниями, описанными в гл. 23 УК. Однако с течением времени законодательная оценка общественной опасности рассматриваемых деяний изменилась. Если ранее санкция ч. 2 ст. 201 УК (злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия) предусматривала лишение свободы на срок до 5 лет, то ныне – до 10 лет; если ранее ч. 4 ст. 204 грозила сроком до 5 лет лишения свободы, то сейчас – до 12 лет. Для сравнения: за наиболее опасные разновидности злоупотребления должностными полномочиями и превышение их в сфере публичной службы (ч. 3 ст. 285 и ч. 3 ст. 286 УК) максимальное основное наказание составляет 10 лет лишения свободы. Правда, по-прежнему лидером по суровости остается санкция за наиболее опасную форму получения взятки (ч. 6 ст. 290 УК), максимум наказания по которой после ряда поправок составляет уже 15 лет лишения свободы. Тем не менее в настоящее время уже не наблюдается существенных разрывов в наказуемости служебных преступлений первой и второй групп.

Антикоррупционное законодательство также во многом сближает преступления этих двух групп. Согласно ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» понятием коррупции охватываются не только преступления, предусмотренные гл. 30 УК (злоупотребление должностными полномочиями, взяточничество и др.), но и деяния, названные в гл. 23 УК, в частности предусмотренные ст. 201 и 204. При этом общие составы в гл. 23 УК (ст. 201, 204) весьма близки по набору признаков аналогичным составам должностных преступлений (ст. 285, 290, 291). Эта родственность глав 23 и 30 УК делает целесообразным рассмотрение предусмотренных ими преступлений в рамках единого учебного курса «Служебные преступления» и одноименного пособия, которое читатель держит в руках.

Глава I. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях

(М. Н. Каплин)

§ 1. Общая характеристика преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях

Уголовная ответственность за совершение преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях предусмотрена гл. 23 УК РФ. Данная глава объединяет четыре статьи, которые описывают пять составов преступлений (ст. 201–204) .

Глава 23 завершает раздел VIII УК РФ «Преступления в сфере экономики». Таким образом, по мысли законодателя, межродовым объектом преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях является нормальное функционирование экономической сферы жизни общества. Данную сферу составляют также отношения собственности и установленный порядок осуществления экономической деятельности, охраняемые гл. 21 и 22 УК РФ.

Представляется, что размещение гл. 23 в указанном разделе в определенной мере является условным, поскольку это касается в основном коммерческих организаций. Деятельность некоммерческих организаций может не затрагивать сферу экономики, преследуя, например, политические или социально полезные цели. Что касается интересов службы частных нотариусов, аудиторов, детективов и охранников, то они не лежат в сфере экономики (хотя и могут ее затрагивать), а связаны с надлежащим выполнением отдельных правоохранительных и контрольных функций, переданных государством частным субъектам. Поэтому объект преступлений, предусмотренных ст. 202 и 203, значительно ближе к объекту гл. 30 УК РФ, так как совершение соответствующих преступлений подрывает и авторитет государства.

Родовым объектом гл. 23 УК РФ являются интересы службы в коммерческих и иных организациях. В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ юридические лица в зависимости от наличия или отсутствия в качестве основной цели своей деятельности извлечения прибыли делятся на два вида: коммерческие и некоммерческие. Таким образом, иная организация – это некоммерческая организация, не являющаяся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением (примечание 1 к ст. 201 УК).

Интересы службы в организации определяются целями и задачами, закрепленными в законодательстве и обозначенными в ее учредительных документах. Кроме того, организация не должна нарушать интересов своих учредителей, работников, деловых партнеров, потребителей, общества, государства.

В целях ограничения возможности вмешательства государства в частную сферу примечания 2 и 3 к ст. 201 УК закрепляют правило, согласно которому, если предусмотренное гл. 23 УК деяние причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия; если же такое деяние причинило вред интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях.



Просмотров