Регулирование административной ответственности.

Российским законодательством, в отношении граждан, совершивших административные правонарушения, установлен определённый порядок привлечения их к административной ответственности, который состоит в обеспечении гарантий законности.

Административные правонарушения являются самыми распространенными среди всех правонарушений. Эти правонарушения в нашей стране, регулируются следующими нормативно-правовыми актами:

¾ Конституцией Российской Федерации;

¾ Кодексом об административных правонарушениях;

Административным законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно основному закону, административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Правовая ответственность за административные правонарушения, возлагается, как на юридических, так и на физических лиц.

Юридические лица, согласно Кодексу об административных правонарушениях, несут административную ответственность за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных настоящим кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно Кодексу об административных правонарушениях, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. Время вступления в силу нормативного акта об административной ответственности может быть указано в самом акте.

Законодательство, устанавливающее или отягчающее административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Административные правонарушения, прописанные в настоящем кодексе, сочетают в себе более 200 юридических составов, субъектом которых является юридическое лицо: правонарушения, посягающие на права граждан, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, собственность, охрану окружающей природной среды и природопользования, в области промышленности, строительства и энергетики, сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель, дорожного движения, связи и информации, предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, на транспорте, в области таможенного дела; нарушения, посягающие на институты государственной власти и установленный порядок управления, общественный порядок и общественную безопасность, в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории нашей страны.



Как отмечает Ю. М. Козлов, комментируя кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, «Признание юридического лица субъектом административной ответственности на уровне единого закона означает, что в случае привлечения юридического лица к административной ответственности на него распространяются в равной мере общие задачи, принципы законодательства об административных правонарушениях, правила назначения административных наказаний, процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения, вынесения решения о привлечении к ответственности и его исполнения. Например, юридическое лицо, как и физическое, не может нести дважды административную ответственность за одно и то же административное правонарушение. Юридическое лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Юридическое лицо, как и физическое лицо, в случае совершения административного правонарушения подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. Исключение составляют случаи, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу, например, невменяемость, совершение административного правонарушения группой лиц». Так, как на юридическое лицо, так и на физическое, согласно российскому законодательству, юридическая ответственность распространяется одинаково.

Рассмотрим меры административной ответственности. В настоящее время, административная ответственность в нашей стране, предполагает следующие меры против нарушителей:

¾ предупреждение;

¾ штрафные санкции;

¾ административный арест;

¾ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

¾ дисквалификация;

¾ обязательные работы;

¾ лишение специального права, предоставленного физическому лицу.

Кратко рассмотрим эти меры. Предупреждение представляет собой меру мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Эта мера применяется в случае, если нарушителем не причинён вред обществу.

Штрафная санкция представляет собой меру денежного взыскания. В настоящее время, законодательством Российской Федерации установлены следующие размеры штрафов:

¾ штраф, равный минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законодательством Российской Федерации;

¾ штраф, равный стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

¾ штраф, равный сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа;

¾ штраф, равный сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение, либо за предшествующую дате выявления правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

Административный арест представляет собой меру, связанную с лишением свободы нарушителя. Срок лишения свободы составляет до 15 суток. Административный арест определяется решением суда.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства представляет собой принудительное перемещение граждан, совершивших нарушение, через Государственную Границу Российской Федерации. Такая мера, в основном, применяется в отношении иностранных граждан, а также, лиц без гражданства.

Дисквалификация представляет собой лишение права физического лица, занимать должность, относящуюся к государственной службе Российской Федерации. Такое наказание выносится на основании решения суда.

Обязательные работы представляют собой физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей. Срок выполнения административных работ составляет от 20 до 200 часов, не более 4 часов в день.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу представляет собой ограничение физического лица от пользования определёнными привилегиями. К этим привилегиям могут относится различные скидки и льготы государственным служащим, при пользовании общественными услугами, ношение оружия, льготный проезд и т. д.

Таким образом, административная ответственность, в правовом порядке, относительно нашей страны, регулируется такими нормативно-правовыми актами, как Конституция Российской Федерации, а также, Кодекс об административных правонарушениях, а также, административное законодательством субъектов Российской Федерации. Административная ответственность в отношении правонарушителя. Может применяться в виде таких мер, как предупреждение, административный арест, штрафные санкции и т. д. Отметим, что каждая из этих мер применяется, в зависимости от вида и характера административного правонарушения. Правовое регулирование административной ответственности, позволяет обеспечить верное её применении, в отношении граждан, совершивших административные правонарушения.

Выводы по главе I

Теоретически обосновав сущность, правовое регулирование, а также, рассмотрев меры административной ответственности в России, сформулируем следующие выводы:

1. установлено, что административная ответственность представляет собой реализацию правовой санкции, в отношении гражданина, в случае совершения им административного правонарушения. Как установлено, данному понятию уделяли внимание множество учёных – политологов и правоведов. Рассмотрев позиции некоторых из них, можем сказать, что, хотя они и имеют некоторые различия, смысл их единый. Он заключается в том, что административная ответственность – это применение государством определённых мер, в отношении гражданина, совершившего правонарушение. Отметим, что, чем качественнее применяются меры административной ответственности, тем меньше правонарушений административного характера, совершается гражданами;

2. административная ответственность, в правовом порядке, относительно нашей страны, регулируется такими нормативно-правовыми актами, как Конституция Российской Федерации, а также, Кодекс об административных правонарушениях, а также, административное законодательством субъектов Российской Федерации. Административная ответственность в отношении правонарушителя. Может применяться в виде таких мер, как предупреждение, административный арест, штрафные санкции и т. д. Отметим, что каждая из этих мер применяется, в зависимости от вида и характера административного правонарушения. Правовое регулирование административной ответственности, позволяет обеспечить верное её применении, в отношении граждан, совершивших административные правонарушения.

Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; САНКЦИИ; АДМИНИСТРАТИВНЫЕ КОМИССИИ; КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ; ADMINISTRATIVE LAW; LEGISLATION; COMPOSITION OF THE OFFENSE; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; SANCTIONS; ADMINISTRATIVE COMMISSIONS; COMMISSIONS ON JUVENILE AFFAIRS AND PROTECTION OF THEIR RIGHTS.

Аннотация: В статье приводится сравнительная характеристика законодательства Республики Мордовия, Республики Марий Эл, Республики Коми, Удмуртской Республики по вопросу административной ответственности, включающее в себя общие и различные положения, а также закономерности и противоречия. Описываются составы правонарушений в данных субъектах, дается оценка применяемых санкций.

Административная ответственность как один из институтов административного права представляет собой разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, гражданско-правовой, дисциплинарной и материальной), которая выражается в применении полномочным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение .

По мнению П. К. Маркаряна, многогранность административной ответственности объясняется её взаимодействием с другими видами административного принуждения, а также тем, что в данный институт входят не только меры ответственности, но и порядок их применения, а также составы правонарушений .

Нормативным основанием наступления административной ответственности является нарушение административно-правового запрета, закреплённого в административном законодательстве федерального уровня и уровня субъектов РФ. Совершённое административное правонарушение являет собой фактическое основание наступления данного вида ответственности, так как в результате причиняется вред или создаётся угроза причинения вреда охраняемым отношениям. Таким образом, законодательное закрепление норм об административной ответственности подтверждает их значимость для отношений в сфере государственного управления и особую роль в охране от противоправных посягательств.

Наряду с действующим Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в субъектах РФ действуют законы, регламентирующие порядок реализации и применения норм административной ответственности, а также определяющие органы, уполномоченные рассматривать и вести производство по данным категориям дел, не входя при этом в противоречие с федеральным законодательством.

Показательно в данной статье вопрос административный ответственности раскрывается на примере законодательства нескольких республик, общность которых выражается в проживании на их территории финно-угорских народов. К ним относятся Республика Мордовия, Республика, Марий Эл, Республика Коми и Удмуртская Республика. В данных республиках вопрос административной ответственности урегулирован в виде законов субъектов. В Республике Мордовия он носит название Закона об административной ответственности , так же, как и в Республике Коми . В Республике Марий Эл – Закон об административных правонарушениях , в Удмуртской Республике – Закон об административной ответственности за отдельные виды правонарушений . Все вышеперечисленные законы распространяются только на территорию конкретной республики (субъектов РФ) и не противоречат КоАП РФ.

С позиции систематизации, наиболее структурированными являются Законы Республики Мордовия и Республики Марий Эл, в которых присутствует разделение на главы, статьи и пункты. В Законе Республики Коми деление на главы отсутствует, он подразделяется на статьи и пункты. Закон Удмуртской Республики имеет лишь одну главу, в которой постатейно раскрываются отдельные составы правонарушений. Исходя из этого, можно сделать вывод о различном подходе к урегулированию административной ответственности и регламентации вопроса. Так, самым «объёмным» законом можно назвать закон Республики Мордовия, а закон Республики Коми имеет «наименьший объём» за счёт того, что значительное количество статей утратили на данный момент свою силу.

Подходя к сравнению составов правонарушений по Законам республик, следует сказать, что в них, помимо самих составов, содержатся вступительные общие положения, определяющие назначение закона. В отдельных главах Законов также закреплялась подведомственность дел об административных правонарушениях.

Составы правонарушений, согласно содержанию рассматриваемого законодательства, можно разделить на: административные правонарушения, посягающие на права граждан, общественный порядок и общественную безопасность; административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти (и местного самоуправления). Все они в разной последовательности и объёме изложены в главах и статьях соответствующих законов.

Административные правонарушения, посягающие на права граждан, общественный порядок и общественную безопасность в Законе об административной ответственности на территории Республики Мордовия раскрываются в главе, следующей сразу после общих положений. Это может быть связано с приоритетным положением прав граждан, имеющих высшую ценность и, на наш взгляд, именно таким образом законодатель решил отразить их значимость. В законе каждой Республики имеются статьи, регулирующие подобный вид правонарушений. Преобладающее количество статей содержит Закон Республики Мордовия, а наименьшее количество – Закон Удмуртской Республики и Республики Коми. Но стоит обратить внимание на тот факт, что в Законе Республики Коми, в отличие от других республик, регламентируются правонарушения, касающиеся несовершеннолетних и особенно их месту нахождения в ночное время (ст. 4, п. 3-1, 3-2), а также правонарушения в сфере охраны жизни людей на водных объектах (ст.8(2)). Во всех Законах Республик присутствует такой состав правонарушения, как нарушение покоя граждан, но размер административного штрафа существенно различается в зависимости от конкретной республики. Так, в Республике Мордовия для граждан его размер колеблется от пятисот до одной тысячи пятисот рублей (ст.3), а в Республике Коми для гражданина, нарушившего покой граждан в ночное время, административный штраф будет в размере от трёх до четырёх тысяч рублей (ст.4).

Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти (в Законе об административных правонарушениях на территории Марий Эл в наименование добавляется также институт местного самоуправления) имеют своё закрепление в главах и статьях всех законов, регулирующих вопрос административной ответственности в вышеуказанных республиках. Законы Республики Марий Эл и Коми начинаются, помимо общих положений, с характеристики именно данного вида правонарушений. Правонарушения касаются, в основном, невыполнений требований депутата законодательного органа субъекта, органов местного самоуправления, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, административных комиссий и других органов, а также воспрепятствованию их деятельности. В Удмуртии это также касается неисполнения норм и требований республиканских законов.

В данную группу правонарушений попадают и такие, которые связаны с ненадлежащим использованием государственных символов республик. Но, как и в случае с нарушением тишины, административное наказание в виде административного штрафа варьируется в зависимости от конкретной республики. Например, в Республике Марий Эл и Республике Коми административный штраф составляет для граждан от пятисот до одной тысячи рублей (ст.3; ст.3(2)), а в Республике Мордовия и Удмуртской Республике – от трёхсот до пятисот рублей (ст.15; ст.25).

Заслуживают внимания и такие составы административных правонарушений, которые касаются воспрепятствования осуществлению своей деятельности Уполномоченного по правам человека, Уполномоченного по правам ребёнка и Уполномоченного по правам предпринимателей. Такие составы присутствуют только в законах Республик Марий Эл и Мордовия и направлены, прежде всего, на защиту их независимости в принятии решений и предотвращению вмешательства в их деятельность.

В Законах Республик Коми и Марий Эл также выделяется такой состав административного правонарушения, как нарушение порядка предоставления государственной услуги, за совершение которого предусматривается наложение административного штрафа.

Не стоит оставлять без внимания наличие, если можно так выразиться, «уникальных» составов правонарушений. К ним можно отнести приставание к гражданам (ст. 3.1) и бытовое дебоширство (ст.4). Данные составы присущи только Закону Республики Мордовия и в законах других республик не представлены.

Анализируя санкции Законов Республик, стоит отметить, что все они являются относительно-определёнными, то есть устанавливают низший и высший размер наказания, и альтернативными, то есть закрепляют два и более вида наказаний. Абсолютно-определённые санкции с точным размером и видом наказания в Законах отсутствуют.

Нельзя абсолютно точно сказать, в какой республике размер административного наказания имеет наивысший предел, так как всё зависит от конкретного состава правонарушения и отсутствует определённая закономерность в установлении завышенного предела наказания в какой-либо республике.

Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях и вести производство по ним на уровне субъектов федерации, как правило, указываются в законах, регулирующих вопрос административной ответственности. В них они выделяются либо в отдельную главу, либо статью, могут находиться как в начале закона (Закон Марий Эл), так и в его конце (Республики Мордовия, Коми, Удмуртская Республика). К органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях и осуществлять административное производство в субъектах федерации, относят: административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Помимо данных органов существует и другие, которые также действуют на территории определённых субъектов. Так, в Республике Мордовия, помимо названных комиссий, административные правонарушения правомочно рассматривать Министерство культуры, национальной политики, туризма и архивного дела Республики Мордовия. В Коми их рассматривают также республиканские органы исполнительной власти и их структурные подразделения. Институт мировых судей присутствует во всех анализируемых республиках и также правомочен рассматривать дела об административных правонарушениях.

Кроме Законов об административной ответственности и административных правонарушениях, на территориях республик действуют законы об административных комиссиях (Республика Мордовия , Республика Марий Эл , Удмуртская Республика ) и Законы о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (Республика Мордовия , Республика Марий Эл , Республика Коми ). Законы устанавливают цели, систему, порядок формирования, функционирования, правовую основу организации и деятельности подобных органов в соответствующих регионах. В Удмуртской Республике координация деятельности комиссии осуществляется на основании Постановления Правительства Удмуртской Республики .

Завершая характеристику административного законодательства выбранных республик по вопросу административной ответственности, можно сформулировать несколько ключевых положений.

Во-первых, регулирование административной ответственности в республиках поддерживается на должном уровне, так как на их территории действуют не только уточняющие административную ответственность законы субъектов, но и законы об органах, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях и вести производство по ним. Тем самым обеспечивается подробная регламентация поставленного вопроса.

Во-вторых, законы республик имеют свои отличительные особенности в выделении составов правонарушений. Это ещё раз подчеркивает определённую самостоятельность при расстановке приоритетов в процессе подготовки и издания нормативных правовых актов.

В-третьих, наличие уполномоченных органов с идентичным наименованием и компетенцией характеризует в то же время некое единство правового регулирования.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что вопрос административной ответственности значим и для Российской Федерации в целом, и для отдельных её субъектов и должен быть соответствующим образом регламентирован как в нормах федерального законодательства, так и в законодательстве субъектов РФ.

Список литературы

  1. Акопов Л. В. Административное право: учеб. для бакалавров. – М.: Дашков и Ко, 2007. – 351 с.
  2. Маркарян А. П. Понятие административной ответственности в науке и законодательстве // Бизнес в законе. – 2010. – № 4. – С. 122.
  3. Об административной ответственности на территории Республики Мордовия [Электронный ресурс]: закон Республики Мордовия от 15 июня 2015 г. № 38-З: (в ред. от 25 дек. 2017 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Об административной ответственности в Республике Коми [Электронный ресурс] : закон Республики Коми от 30 дек. 2003 г. № 95-РЗ: (в ред. от 27 окт. 2017 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл [Электронный ресурс] : Закон Республики Марий Эл от 4 дек. 2002 г. № 43-З: (в ред. от 26 дек. 2017 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений [Электронный ресурс] : закон Удмуртской Республики от 13 окт. 2011 г. № 57-РЗ: (в ред. от 19 июня 2017 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. Об административных комиссиях в Республике Мордовия [Электронный ресурс] : закон Республики Мордовия от 17 окт. 2002 г. № 45-З: (в ред. от 28 марта 2016 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  8. Об административных комиссиях в Республике Марий Эл [Электронный ресурс]: закон Республики Марий Эл от 30 дек. 2008 г. № 80-З: (в ред. от 1 июля 2016 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  9. Об административных комиссиях в Удмуртской Республике [Электронный ресурс]: закон Удмуртской Республики от 17 сент. 2007 г. № 53-РЗ: (в ред. от 21 дек. 2015 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  10. Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия [Электронный ресурс] : закон Республики Мордовия от 30 марта 2005 г. № 26-З: (в ред. от 25 дек. 2017 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  11. О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав [Электронный ресурс] : закон Республики Марий Эл от 03 марта 2005 г. № 2-З: (в ред. от 3 окт. 2017 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  12. О некоторых вопросах, связанных с созданием и осуществлением деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Республики Коми [Электронный ресурс] : закон Республики Коми от 26 сент. 2014 г. № 91-РЗ: (в ред. от 29 сент. 2017 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  13. О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Удмуртской Республике [Электронный ресурс] : постановление Правительства Удмуртской Республики от 20 окт. 2003 г. № 254: (в ред. от 9 дек. 2017 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Административные правонарушения являются самыми распространенными среди всех правонарушений
Согласно пп. к) пункта 1 ст. 72 Конституции РФ, административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (далее - субъекты РФ). С 1-го июля 2002 года вступил в силу новый Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) По сравнению с ранее действовавшим кодексом КоАП РФ содержит ряд новелл, касающихся оснований и процедуры привлечения работодателя к ответственности.
Согласно п. 1 ст. 1.1. КоАП РФ, законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях Разграничение предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов производится на основании ст 1 3 КоАП РФ. субъекты РФ вправе принимать собственные законы об административной ответственности по вопросам, имеющим региональное значение, но не имеют права вводить новые виды административных наказаний, помимо перечисленных в КоАП РФ
§ 2. Структура КоАП РФ
Особенностью Кодекса является то, что он сочетает в себе как материальные нормы, так и процедурные и процессуальные.
Кодекс состоит из четырех разделов Общие положения; Особенная часть; Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях; Производство по делам об административных правонарушениях.
Разделы, в свою очередь, делятся на главы, а главы на статьи.
Нумерация статей не имеет сквозной характер, а состоит из двух
цифр, первая из них указывает на номер главы, вторая - на номер статьи в этой главе.

Нормы Раздела I «Общие положения» имеют общее значение по отношению ко всем нормам, содержащимся в других разделах Кодекса, и в обязательном порядке должны учитываться при применении специальных норм. Название главы указывает на объект посягательства административного правонарушения, например, глава 5 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушения против прав и свобод граждан.

Еще по теме § 1. Правовое регулирование административной ответственности:

  1. 38.Административно-правовое регулирование в агропромышлен­ном комплексе (АПК) и правовой статус министерствасельского хо­зяйства РФ. Административная ответственность в данном комплексе по КоАП РФ.
  2. Г. А. Кузьмичева* СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
  3. 37.Административно-правовое регулирование в промышленном и строительном комплексах. Административная ответственность в дан­ных комплексах по КоАП РФ.
  4. Тема 3.Административно-правовые нормы и отношения в механизме административно-правового регулирования
  5. 39.Административно-правовое регулирование и системе органов управления в хозяйственно-обслуживающем комплексе. Администра­тивная ответственность в данном комплексе по КоАП РФ.
  6. Предмет административного права (области административно-правового регулирования).
  7. 2.Понятие и система государственного регулирования и управления (административно-правового регулирования) в области экономики

С момента принятия в 1995 г. Федерального закона «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) порядок правового регулирования отношений, так или иначе с ней связанных, вызывал и вызывает многочисленные споры.

В настоящее время специального рассмотрения требуют правовые проблемы административной ответственности за нарушения законодательства о рекламе, что обусловлено вступлением в силу с 1 июля 2002 г. нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) /Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №1 (Часть I), ст.1/.

Напомним, что исходя из концепции Закона о рекламе, законодательство о рекламе состоит исключительно из федеральных законов. При этом отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться и подзаконными актами, но эти акты также могут приниматься исключительно на федеральном уровне (ст. 3 Закона «О рекламе»). Конституционность данного положения, означающего запрет субъектам РФ регламентировать соответствующие отношения, подтвердил Конституционный Суд РФ, обосновав это тем, что соответствующая норма Закона «распространяется на регулирование тех отношений в области рекламной деятельности, которые относятся к сфере гражданского законодательства и составляют основы единого рынка» /Постановление Конституционного Суда РФ от 4 марта 1997 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года «О рекламе»/.

Отношения, возникающие в связи с привлечением нарушителей законодательства о рекламе к административной ответственности, по своей правовой природе являются административными, а поскольку регламентирующее их законодательство об административных правонарушениях является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (в противоположность гражданскому законодательству), с практической точки зрения необходимо, в первую очередь, рассмотреть вопрос о круге правовых актов, которыми может устанавливаться административная ответственность за правонарушения в области рекламы.

В отличие от отношений, возникающих в процессе производства, размещения и распространения рекламы, которые, как указывалось, регулируются как законами, так и подзаконными актами, правовое регулирование административной ответственности может осуществляться теперь исключительно законами, так как в силу ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ законодательство России об административных правонарушениях состоит только из самого Кодекса и законов субъектов РФ. Более того, из этой нормы следует, что новый КоАП РФ был призван заменить собой все положения федерального законодательства, предусматривавшие административную ответственность, в т.ч. и соответствующие нормы ст. 31 Закона о рекламе, которые с 01 июля 2002 г. утратили силу /В соответствии со ст.2 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» («Российская газета», № 256 (2868) от 31 декабря 2001 г.) утратили силу абзац первый пункта 2, абзацы первый, пятый пункта 3 статьи 31 Федерального закона от 18 июля 1995 года № 108-ФЗ «О рекламе»/.

Но возможно ли установление административной ответственности за нарушения законодательства о рекламе законами субъектов РФ? По этому поводу необходимо отметить следующее.

Исходя из заложенной в Конституции РФ модели совместного ведения, по предметам к нему относящимся субъекты РФ имеют право регламентировать только те вопросы, регулирование которых не отнесено к полномочиям Российский Федерации. Применительно к законодательству об административных правонарушениях такие полномочия определены в ст. 1.3 КоАП РФ.

Помимо прочего, указанная статья предусматривает, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Учитывая то обстоятельство, что законодательство о рекламе состоит только из федеральных законов и, более того, любые отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться исключительно на федеральном уровне, субъекты Российской Федерации теперь не имеют права устанавливать административную ответственность за правонарушения в области рекламы.

Таким образом, с 1 июля 2002 года единственной законно установленной административной ответственностью за правонарушения в области рекламы следует признать ответственность, которая предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сам Кодекс содержит немало новых положений, в связи с чем представляется необходимым дать общую характеристику его статей, предусматривающих ответственность за правонарушения в области рекламы и регламентирующих ее применение.

Административные правонарушения, так или иначе связанные с рекламой, предусмотрены ст. ст. 5.9, 6.13, 11.21, 14.24 (часть 2), 14.3 и 15.24 КоАП РФ. В рамках настоящей статьи не представляется возможным рассмотреть специальные составы, связанные с нарушением условий и правил рекламирования в определенных сферах или применительно к определенным видам деятельности, поэтому проанализируем правонарушения, предусмотренные ст. 11.21 и 14.3 КоАП РФ.

Статья 11.21 предусматривает административную ответственность за нарушение правил охраны полосы отвода автомобильной дороги. Из ее содержания (диспозиции) следует, что административным правонарушением признается установка наружной рекламы в указанной полосе без согласования с дорожными органами.

В качестве административного наказания санкция ст. 11.21 предусматривает предупреждение либо наложение административного штрафа в размере до одного минимального размера оплаты труда. Исходя из положений ч. 1 ст. 2.10 Кодекса, а также размера санкции, к административной ответственности по этой статье юридические лица привлекаться не могут (данные субъекты подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в области рекламы лишь в случаях, прямо предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Кодекса). Намеренно это было сделано законодателем или нет, покажет будущее, однако в настоящее время данный вывод представляется бесспорным.

Характеризуя объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 11.21 КоАП, необходимо обратить внимание на следующее. Требование согласования размещения наружной рекламы закреплено в п. 2 ст. 14 Закона о рекламе. При этом для рекламы, размещаемой в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог, необходимо разрешение органа местного самоуправления, согласованное с органом милиции, уполномоченным осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения (в случае размещения ее на территориях городских и сельских поселений) /В соответствии с Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожно-го движения» такое согласование дают органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутрен-них дел РФ./, а также с соответствующим органом управления автомобильных дорог (в случае размещения рекламы за пределами территорий городских и сельских поселений).

Отсутствие согласования указанного органа (органов) на размещение рекламы, даже несмотря на наличие разрешения органа местного самоуправления, должно повлечь привлечение физического лица к административной ответственности по ст. 11.21, если наружная реклама будет установлена (при этом, разумеется, должны быть соблюдены все остальные условия привлечения к административной ответственности - вина и др.).

Особо необходимо отметить, что органы местного самоуправления могут определять лишь порядок получения разрешения, но не предусматривать в своих актах дополнительные требования к рекламе. То же относится и к органам государственной власти субъектов РФ. Напротив, МВД РФ, как федеральный орган исполнительной власти, на основании ч. 2 ст. 3 Закона о рекламе вправе устанавливать специальные требования к рекламе, размещаемой в полосе отвода автомобильной дороги. Единственное, что необходимо отметить - это целесообразность прямого указания на данное право МВД в статье 14 Закона о рекламе, поскольку исходя из позиции Конституционного Суда РФ, по крайней мере часть таких требований распространяется на регулирование тех отношений в области рекламной деятельности, которые относятся к сфере гражданского законодательства, а федеральные министерства могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, лишь в случаях и в пределах, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ (п. 7 ст. 3 ГК РФ).

В настоящее время продолжают действовать «Временные требования к размещению рекламы на автомобильных дорогах и улицах по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденные Главной государственной автомобильной инспекцией РФ 6 сентября 1995 г. /Строго говоря, подобный правовой акт должен приниматься, как минимум, самим министерством, а пока можно говорить лишь о фактическом одобрении МВД РФ данных Временных требований, поскольку они приведены в Письме МВД РФ от 14 сентября 1995 г. № 1/4377 «О реализации Закона Российской Федерации «О рекламе»/.

Основной статьей, предусматривающей административную ответственность за правонарушения в области рекламы, является статья 14.3 КоАП РФ.

Исходя из санкции данной статьи, субъектами административной ответственности за предусмотренное ею административное правонарушение могут быть как физические, так и юридические лица. При этом следует учитывать, что индивидуальные предприниматели, в силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ, несут ответственность как должностные лица.

Характеризуя диспозицию статьи 14.3, содержащую определение (признаки) предусмотренного ею правонарушения, необходимо обратить внимание на ряд моментов.

Во-первых, объективную сторону состава административного правонарушения образует нарушение только законодательства о рекламе. Как указывалось выше, законодательство о рекламе состоит исключительно из федеральных законов, в связи с чем несоблюдение положений иных правовых актов, регулирующих отношения в области рекламы, повлечь административную ответственность по статье 14.3 КоАП РФ не может.

Во-вторых, сама диспозиция раскрывает, что в данной статье имеется в виду под «нарушением законодательства о рекламе» - такими нарушениями являются ненадлежащая реклама и отказ от контррекламы.

Термины «ненадлежащая реклама» и «контрреклама» (как и термины «рекламодатель», «рекламопроизводитель» и «рекламораспространитель») являются понятиями Закона о рекламе, который в ст. 1 раскрывает их содержание. Под ненадлежащей рекламой понимается недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации. Под контррекламой Закон имеет в виду опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий.

Согласно п. 1 ст. 29 Закона о рекламе, в случае установления факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, нарушитель обязан осуществить контррекламу в срок, установленный федеральным антимонопольным органом (его территориальным органом), вынесшим решение об осуществлении контррекламы. Неисполнение в срок указанного решения и следует квалифицировать как отказ от контррекламы. Если опровержение осуществлено с нарушением положений п. 3 ст. 29 Закона о рекламе, также можно вести речь об отказе нарушителя от контррекламы. Важно помнить, что в силу ч. 4 ст. 4.1 Кодекса назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой такое наказание было назначено, что особенно актуально при привлечении к административной ответственности за отказ от контррекламы.

Иные нарушения законодательства о рекламе (помимо ненадлежащей рекламы и отказа от контррекламы) повлечь административную ответственность на основании статьи 14.3 КоАП РФ не могут. Для сравнения отметим, что нормы Закона о рекламе, утратившие силу с 1 июля 2001 г. (абз. 1 п. 2 и абз. 1 п. 3 ст. 31) предусматривали административную ответственность также за непредоставление в установленный срок сведений по требованию федерального антимонопольного органа (его территориального органа) и за неисполнение в срок предписаний антимонопольных органов о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и решений об осуществлении контррекламы.

Что касается отмены административной ответственности за неисполнение в срок решения антимонопольного органа об осуществлении контррекламы, то данная позиция законодателя вполне обоснованна, поскольку ранее получалось, что за одно деяние правонарушитель теоретически мог быть привлечен к ответственности и как лицо, отказавшееся от осуществления контррекламы, и как лицо, не исполнившее в срок соответствующее решение.

Относительно административной ответственности за непредоставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольных органов отметим следующее. В новом Кодексе есть статья 19.8, предусматривающая ответственность за непредставление в антимонопольный орган или в орган регулирования естественных монополий ходатайств, заявлений, сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством, либо представление заведомо недостоверных сведений. Думается, что во многих комментариях она будет рассматриваться в качестве замены соответствующей нормы Закона о рекламе.

Однако из диспозиции (да и санкции) статьи 19.8 очевидно, что она связана с антимонопольным законодательством и основной деятельностью соответствующих органов - поддержанием конкуренции. Осуществляя контроль за соблюдением требований к рекламе, антимонопольные органы действуют на основе законодательства о рекламе, а не законодательства о конкуренции (антимонопольного), и, по нашему мнению, существуют формальные препятствия для привлечения к ответственности на основании указанной статьи за непредставление сведений по требованию антимонопольного органа по делам, связанным с рекламой.

Административная ответственность выражается в наложении на виновных лиц предусмотренных КоАП РФ (и только им) административных наказаний. Основным наказанием за совершение административных правонарушений, связанных с рекламой, является, естественно, административный штраф. Норма Общей части Кодекса (ч. 3 ст. 3.5) содержит ограничение для санкций статей Особенной части: размер административного штрафа, налагаемого за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, не может превышать для должностных лиц двести минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц - пять тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Существует особенность относительно давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ): если по общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения, то применительно к нарушению законодательства о рекламе установлен срок в один год со дня совершения административного правонарушения (при длящемся правонарушении эти сроки начинают исчисляться со дня его обнаружения).

В связи с принятием нового КоАП РФ претерпел серьезные изменения и порядок производства по делам об административных правонарушениях в области рекламы. Здесь имеет место новелла принципиального характера: порядок производства по делам об административных правонарушениях регламентируется теперь исключительно КоАП РФ. Данный вывод следует из п. 4 ч. 1 ст. 1.3 Кодекса, который предусматривает, что установление порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, является предметом ведения Российской Федерации.

С 1 июля 2002 года иные законы, а тем более акты антимонопольных органов регулировать вопросы, относящиеся к порядку производства по делам об административных правонарушениях в области рекламы, не могут (однако это не означает запрет антимонопольным органам регламентировать процедурные вопросы рассмотрения дел данной категории, которые Кодекс не затрагивает). В этой связи требует серьезной корректировки Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации (утв. Приказом МАП РФ от 13 ноября 1995 г. № 147) в части, касающейся нарушений законодательства о рекламе, содержащих признаки административного правонарушения.

Говоря о правовом регулировании производства по делам об административных правонарушениях в области рекламы в свете положений п. 4 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ, необходимо сказать несколько слов о мерах обеспечения такого производства.

Поскольку установление мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении может осуществляться только Кодексом и в статье 27.1, последний закрепляет исчерпывающий перечень таких мер, предоставленное антимонопольным органам право принимать решения о полном или частичном приостановлении рекламы (п. 2 ст. 29 Закона о рекламе) мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении считать нельзя, со всеми вытекающими из этого последствиями хотя такая мера, безусловно, является мерой административного принуждения и применяется для пресечения административных правонарушений в области рекламы.

Особенность производства по делу о нарушении законодательства о рекламе /имеется в виду только правонарушение, предусмотренное ст.14.3 КоАП РФ, поскольку состав, предусмотренный статьей 11.21, понятием «нарушение законодательства о рекламе», содержащимся в ст.28.7 Кодекса, на наш взгляд, не охватывается/ состоит в том, что в случаях, если после выявления такого административного правонарушения осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование, срок которого не может превышать один месяц с момента возбуждения дела (в исключительных случаях он может быть продлен, но не более чем на месяц). Это новая стадия производства, не известная ранее действовавшему законодательству об административных правонарушениях.

Последнее, на что хотелось бы обратить внимание, - это порядок исполнения основного наказания за правонарушения в области рекламы - административного штрафа.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса.

Новеллой Кодекса является возврат к возможности взыскания штрафа (исполнения постановления о наложении штрафа) без судебного решения при его неуплате в установленный срок (ч. 4 ст. 32.2 КоАП РФ), и с 1 июля 2002 г. утратила силу норма абз. 5 п. 3 ст. 31 Закона о рекламе, согласно которой взыскание штрафа производилось в судебном порядке, если уплата штрафа не была произведена добровольно.

Такова в общих чертах характеристика правовых оснований и порядка привлечения к административной ответственности за правонарушения в области рекламы в настоящее время.



Просмотров