Прямая и непрямая демократия. Формы демократии

Прямая демократия (непосредственная демократия) — одна из форм организации и устройство общества, при которой основные решения принимаются и исполняются непосредственно гражданами. Инициаторами вопросов, которые требуют совместного решения, могут быть как отдельные граждане, так и целые группы людей. Современные средства мобильной связи и Интернет значительно упрощают эту форму управления на больших территориях.

✪ Формы и виды демократии в управлении делами государства

Виды демократии или народовластия в управлении государством представлены всего двумя составляющими:

  • прямая или непосредственная демократия;
  • представительная демократия.

Гораздо разнообразнее формы, методы, способы реализации этих видов демократии: участие в управлении делами государства непосредственно, используя , референдумы и выборы от местного до всероссийского уровня, митинги, шествия, пикетирование, опросы и т.д, где граждане в конкретных мероприятиях конкретными действиями воплощают в жизнь свои идеалы.

Волеизъявления граждан основаны на принципах выборности, добровольности, гласности, законности, подконтрольности, отчетности.

Демократию можно рассматривать, как ценность, как принцип, как механизм, как процедуру.

Одна из важнейших функций демократии – это механизм формирования и смены элит , чего на сегодня российский народ лишен. Примером являются , где народ ничего не решает по существу: реальные конкуренты устраняются, а победитель предопределен заранее.

✪ Истоки прямой демократии и современное законодательство

В своём развитии прямая демократия проходит путь от формы общинновечевой самоорганизации до электронной демократии через такое средство связи, как Интернет.

Одной из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств были народные вече. Так что демократия – это исконно русская форма правления. Нам надо просто вернуться к своим истокам!

Формы прямой демократии или непосредственной власти народа прописаны в Конституции РФ 1993 года и отнесены к основам конституционного строя.

Ст. 3 Конституции РФ закрепляет право народа на прямую демократию:

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления .
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

В Ст. 32 Конституции РФ праву народа соответствует конституционное право каждого гражданина РФ:

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей .
2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Если послушать власть имущих того или иного периода правления страной на постсоветском пространстве, их речи относительно принципов, провозглашенных в Конституции, звучат очень даже обнадеживающе, как . Президент страны Д.А. Медведев, начиная с обращения к Федеральному Собранию в конце 2009 года, четко обозначил и зафиксировал ситуацию перехода от власти представительной к непосредственной власти народа . Иначе это называется децентрализация власти . И постоянно в многочисленных последующих выступлениях закрепляет эту мысль в умах граждан и чиновников.

«Твёрдо убеждён, что сила государства в его гражданах, в их способности и желании поднимать страну, делать её современной, успешной и безопасной. В умении людей свободно мыслить, самостоятельно действовать и брать на себя гражданскую ответственность» - декларирует с высокой трибуны Д.А. Медведев.

По факту получается всё несколько иначе. Так уж засело в умах людей, при постоянных «правоучениях» слуг-чиновников, что прямая непосредственная демократия это и есть представительная власть. Более того, прямая демократия эффективна в небольших населенных пунктах, где количество жителей примерно такое, что все знают всех и могут реально оценить выдвигаемые кандидатуры, оценить их работу и эффективность на занимаемом посту. При больших цифрах, начиная с уровня областных городов, регионов, страны непосредственное участие граждан в принятии решений затруднено.

Сегодня граждане России понимают, что современные средства коммуникации могут позволить преодолеть даже этот барьер для полноценного перехода к непосредственной власти народа. Однако, представительная власть в России пока главенствует.

✪ Представительная демократия — ведущая форма власти в большинстве государств

Представительная демократия, это форма власти, при которой источником власти является народ, но управление делами государства на всех его уровнях делегируется различным представительным органам, призванным выражать интересы людей, отдавать распоряжения, принимать законы, утверждать бюджет, устанавливать налоги и сборы и т.д. Участие граждан в принятии решений получается опосредованным, а прямая демократия всё более условной.

Представительная демократия имеет множество принципиальных недостатков. Выбирая органы власти путем голосования на выборах, чаще всего избиратели вынуждены отдавать голоса за незнакомые кандидатуры, которые им предлагаются и будут участвовать в управлении после избрания. Как следствие, формируется фиктивная элита, якобы имеющая такие качества, которые обязательно отличают её от основной массы избирателей. И где самый посредственный депутат умнее среднестатистического гражданина.

Депутаты обладают по сравнению с обычными гражданами целым набором привилегий и возможностей, особенно это ценно для тех, кто имеет доступ к PR-технологиям, финансам, инструментам манипулирования общественным мнением. Сегодня не все депутаты работают честно и ответственно, есть такие, кто этот пост использует для пиара, карьерного роста и обогащения.

При опосредованной форме демократии законы в абсолютном большинстве принимаются людьми, даже мало-мальски не разбирающимися в сути обсуждаемого вопроса: как депутаты-учителя могут заботиться о чаяниях фермеров, врачи — о нуждах военных, а домохозяйки — о производстве. В результате бывает, что принимаются не просто никому не нужные, а вредные законы. А потом к этим законам принимаются тысячи поправок. А это потерянные деньги, время …

Законы должны формулироваться грамотно, для чего в их разработке должны участвовать авторитетные и лучшие представители конкретных профессий и отраслей экономики. Возможно, что предложение С. Бабурина собрать в соответствии со Ст. 135 Конституции РФ не лишено здравого смысла.

При всех своих недостатках представительное управление в России на сегодня является доминирующим. Но России нужна новая модель управления государством. Что и необходимо, и возможно.

✪ Электронная демократия, как возможный и реальный способ современной демократии

При современном уровне развития информационно-коммуникационных технологий электронная демократия может стать основным средством для коллективных мыслительных и административных процессов (информирования, принятия совместных решений - электронное голосование, контролирование исполнения решений и т. д.) на всех уровнях прямой или представительной демократии, начиная с уровня местного самоуправления и заканчивая международным.

Она реально предоставляет более широкие возможности доступа граждан к демократическим процедурам, расширению гражданского участия в принятии решений. Что в конечном итоге должно привести к принятию более качественных законов и законодательных актов.

Электронная демократия способствует развитию прозрачности и подотчетности власти обществу. Те, кто управляют, становятся ближе к тем, кем они управляют. Таким образом власть становится более легитимной.

Для безопасного проведения взаимодействия между гражданами и правительством должна быть обеспечена сохранность персональных данных.

К сожалению, сегодня далеко не у всех граждан есть доступ к сети Интернет. А точнее, в силу разных причин, в том числе в силу какого-то страха и непонимания, возможность пользоваться этим каналом получения информации и связи. Но количество пользователей глобальной сети растет год за годом. Все больше участников пополняют Интернет-форумы, блоги, социальные сети, где информация имеет свойство распространяться очень быстро. Так называемый вирусный маркетинг.

Как и в обычной прямой демократии в электронной прямой демократии граждане имеют право высказываться о законопроектах до того, как это сделает парламент, инициировать новые законопроекты и отзывать представителей на любой стадии.

Электронная демократия сейчас находится в начальной стадии своего развития, ее потенциальные возможности широко обсуждаются по всему миру, предпринимаются первые попытки ее внедрения.

✪ Непосредственная демократия в современной России в действии

Прямое (непосредственное) является одним из главных элементов прямой демократии, исходящей из принципа самостоятельного решения людьми своих проблем, без какой бы то ни было опоры на государственные представительные институты.

Основой для существования прямой демократии (в любом государстве) являются права гражданина (свобода для принятия конкретных решений) и их защита, без которых прямая демократия не в состоянии выжить.

Примеры современный прямой демократии на сегодня уже существуют и проявляют себя, однако встречают на своем пути массу препятствий.

Сегодня, благодаря Ларисе Николаевне Бозиной, граждане России начали массово приступать к управлению делами государства непосредственно. Используя заявительную норму права, свои — бланк и печать, они отправляют уведомления о своем решении приступить к управлению делами государства непосредственно президенту РФ и Председателю Правительства РФ.

В своих письмах граждане не просто уведомляют высших должностных лиц, но и отдают распоряжение перечислить 40% от их доли в государственном бюджете РФ на личные расчетные счета для более рационального и бережливого обращения с народными денежными средствами. Все это делается для улучшения качества жизни гражданина. Ибо никто лучше самого гражданина не знает, какова потребность его души!

Правда представительной верхушке всё это не по нраву. Видимо, призывом Первого Президента России Б.Н. Ельцина « «, когда-то придет время воспользоваться.

Конституционные основы политических общественных отношений в России определяют, кому принадлежит власть и властные полномо­чия, какие субъекты и в каком порядке их осуществляют. В соответствии с установленным в Конституции РФ принципом народного суверените­та (или народовластия) власть в стране принадлежит ее многонациональ­ному народу.

Народный суверенитет реализуется посредством представительной и непосредственной демократии (народного правления, власти народа). Представительная демократия означает, что граждане участвуют в осу­ществлении власти через избранных народных представителей (депута­тов парламентов, иных представительных учреждений).

Непосредственная демократия означает, что граждане напрямую участвуют в осуществлении власти. Посредством непосредственного волеизъявления каждый гражданин отдает свой голос по вопросу при­нятия того или иного публично-властного решения. Непосредствен­ная демократия может реализовываться в нескольких формах, основ­ными из которых в Российской Федерации являются: референдум, выборы, всенародное обсуждение, народная (правотворческая) ини­циатива, предложение (петиция), отзыв выборных должностных лиц, собрание граждан (собрание делегатов), сход граждан, публичные слушания.

Референдум это голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам общественного и государствен­ного значения. Референдум в России может проводиться на трех уров­нях власти: федеральном, региональном и местном. Конституционно-правовые основы организации и проведения референдумов определяются в Конституции РФ и в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации, а также в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации».

Федеральный референдум организуется и проводится в соответствии с ФКЗ «О референдуме Российской Федерации». Предметом федераль­ного референдума не могут быть некоторые установленные названным законом вопросы: об изменении статуса субъекта РФ; о досрочном пре­кращении или продлении срока полномочий высших органов государ­ственной власти; о перенесении сроков проведения выборов; о персональ­ном составе федеральных государственных органов; о принятии и об из­менении федерального бюджета; о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов и другие вопросы ст. 6 ФКЗ. Каждый из названных вопросов должен быть решен в порядке, специально установ­ленном для его решения. В названном законе устанавливаются обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума, поря­док организации и сбора подписей в поддержку инициативы проведе­ния референдума.

Инициатива проведения федерального референдума принадлежит Конституционному Собранию по вопросу принятия новой Конституции РФ (не менее, чем 2 млн. граждан РФ), а также федеральным органам государственной власти в случаях, предусмотренных международным договором и в соответствии с ФКЗ «О референдуме Российской Федера­ции» . Назначает федеральный референдум Президент РФ в соответствии со ст. 23 Закона, после того как Конституционный Суд РФ оценит ини­циативу проведения референдума по предложенному вопросу как соот­ветствующую Конституции РФ.

Центральная избирательная комиссия РФ признает решение принятым на референдуме, если за вопрос референдума проголосо­вало более половины его участников, принявших участие в голосо­вании. Решение, принятое на федеральном референдуме, обладает высшей юридической силой. Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном ут­верждении. Такое решение может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения та­кого решения.

Свободные выборы, как и референдум, являются непосредствен­ным выражением власти народа (ч, 3 ст. 3 Конституции РФ). Выбо­ры это непосредственное волеизъявление граждан по вопросу за­мещения выборных должностей конкретными кандидатами. Выбо­ры в России проводятся на трех уровнях власти: федеральном, региональном и местном. Конституционно-правовые основы органи­зации и проведения выборов определяются в Конституции РФ и в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации», а также в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Выборы таких федеральных органов власти как Президент РФ и Государственная Дума проводятся на основе соответственно ФЗ «О выбо­рах Президента Российской Федерации» и «О выборах депутатов Госу­дарственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Порядок организации и проведения выборов специально рассматрива­ется в лекции 9 настоящего учебного пособия.

Всенародное обсуждение это непосредственное волеизъявле­ние граждан относительно содержания того или иного законопроек­та или конкретного вопроса общественного и государственного зна­чения. В отличие от референдума прямое волеизъявление граждан осуществляется не в форме голосования, а в форме направления за­мечаний и пожеланий по вопросу, вынесенному на всенародное об­суждение.

Всенародные обсуждения могут проводиться в России на трех уров­нях власти: федеральном, региональном и местном. Конституционно-правовые основы организации и проведения всенародных обсуждений определяются в действующем до настоящего времени Законе СССР 30.06.1987 «О всенародном обсуждении важных вопросов государ­ственной жизни». Возможность проведения всенародных обсуждений в настоящее время предусмотрена Регламентом Государственной Думы РФ. В законодательстве некоторых субъектов РФ и нормативных пра­вовых актах муниципальных образований всенародные обсуждения также предусматриваются в качестве форм непосредственной демо­кратии.

Народная (правотворческая) инициатива это разработка граж­данами проекта закона или иного правового акта и внесение его в упол­номоченный орган для рассмотрения и принятия при условии поддерж­ки реализации такой инициативы необходимым количеством голосов граждан, предусмотренным в соответствующей норме права. Внесенный гражданами проект правового акта подлежит обязательному рассмот­рению в соответствующем органе.

На федеральном уровне российской власти граждане не обладают народной (правотворческой) инициативой. Названная форма непосредственной демократии предусматривается в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации «, встре­чается в законодательстве субъектов РФ и соответствующих положени­ях местных органов.

Предложение (петиция) это направление гражданами в органы публичной власти обращений о принятии или отмене законов, дополнени­ях и изменениях действующего законодательства или проведении конкрет­ных социально-экономических реформ или государственных программ.

Такая форма непосредственной демократии как предложение (петиция) предусматривается в Конституции РФ, Федеральном законе «Об об­щих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», до сих пор действующем Указе Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 г. (в ред. 02.02.1988 г.) «О порядке рассмот­рения предложений, заявлений и жалоб граждан» и других норматив­ных правовых актах советского периода. В настоящее время готовится федеральный закон, учитывающей современные реалии института пред­ложений (петиции).

Отзыв выборных должностныхлиц это форма непосредствен­ной демократии, при которой граждане имеют возможность досрочно прекратить полномочия избранного ими конкретного должностного лица (например, депутата путем прямого волеизъявления в порядке, предус­мотренном для проведения референдума, в связи с совершением отзы­ваемым лицом противоправных публично-властных актов, подтверж­денных в качестве таковых в судебном порядке).

На федеральном уровне российской власти граждане не обладают правом на отзыв выборных должностных лиц.

Собрание граждан (собрание делегатов) это форма непосред­ственной демократии, при которой граждане путем прямого волеизъяв­ления могут принимать обращения к соответствующим органам или из­бирать делегатов, призванных представлять интересы населения перед властными структурами.

Сход граждан это форма непосредственной демократии, при ко­торой граждане путем прямого волеизъявления принимают решения публично-властного характера, имеющие соответствующую юридиче­скую силу и обязательное значение на соответствующей территории.

Публичныеслушания это форма непосредственной демократии, при которой на заседании, организованном уполномоченными органа­ми местного самоуправления с участием населения, принимаются ре­шения, как правило, по проектам нормативных правовых актов, про­граммам развития территорий и т. д.

  • Конституционное право как учебная дисциплина
    • Понятие конституционного права как учебной дисциплины
    • Функции конституционного права как учебной дисциплины
    • Соотношение учебной дисциплины конституционного права с методологическими, социально-гуманитарными и юридическими дисциплинами
  • Конституционное право в системе национальных отраслей права
    • Понятие конституционного права
    • Конституционно-правовые отношения
    • Субъекты конституционно-правовых отношений
    • Конституционно-правовые отношения с участием индивидуальных субъектов права
    • Реализация в конституционно-правовых отношениях правосубъектности организаций
    • Особенности конституционно-правовых отношений с участием социальных общностей
    • Возникновение, изменение и прекращение конституционно-правовых отношений
    • Конституционно-правовые нормы
    • Источники конституционного права
    • Методы конституционно-правового регулирования
    • Система конституционного права как национальной отрасли права
    • Конституционно-правовое принуждение
  • Современная наука конституционного права
    • Понятие науки конституционного права
    • Юридический позитивизм в науке конституционного права
    • Нормативистская теория права Г. Кельзена и ее методологическое значение для науки конституционного права
    • Социологическое направление в науке конституционного права
    • Политическое направление в науке конституционного права
    • Психологическое направление в науке конституционного права
    • Марксистское направление в науке конституционного права
    • Интегративная юриспруденция и наука конституционного права
    • Теологические направления в науке конституционного права
  • Конституции современных государств
  • Конституционные основы формы государства
    • Понятие формы государства
    • Способы конституционного определения формы государства
    • Конституционное регулирование формы правления современных государств
    • Нетипичные формы государственного правления
    • Россия как президентско-парламентская республика
    • Институт пожизненного президентства как совокупность квалифицирующих признаков формы государственного правления
    • Политико-территориальная организация государства
    • Конституционные основы регионалистского государства
    • Конституционно-правовые основы политического режима
  • Конституционно-правовой статус человека, личности и гражданина
    • Понятие конституционно-правового статуса индивида (физического лица)
    • Конституционно-правовой статус человека
    • Особенности конституционно-правового статуса личности
    • Конституционно-правовой статус гражданина
    • Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства
    • Гарантии конституционных прав и свобод человека, личности и гражданина
  • Гражданство
    • Понятие и признаки гражданства, соотношение с подданством
    • Способы приобретения гражданства
    • Выход из гражданства, смена гражданства
    • Двойное гражданство и лица без гражданства
  • Суверенитет в конституционном праве
  • Конституционно-правовые основы гражданского общества
    • Понятие и сущность гражданского общества
    • Конституционно-правовое регулирование производственных отношений гражданского общества
    • Конституционные основы социальных отношений гражданского общества
    • Особенности конституционно-правового регулирования духовно-культурных отношений
    • Конституционно-правовое регулирование политических отношений
    • Проблемы формирования гражданского общества в России
  • Конституционно-правовое регулирование деятельности политических партий и общественных объединений
  • Конституционные формы народовластия
  • Конституционные основы государственной власти
    • Понятие и сущность государства как конституционного института
    • Принцип разделения властей в современном государстве
    • Конституционно-правовая регламентация системы органов государственной власти
  • Избирательное право и избирательные системы современного государства
  • Конституционно-правовой статус главы государства
    • Место и роль главы государства в системе разделения властей
    • Полномочия главы государства
    • Политическая и правовая ответственность главы государства
  • Парламент - высший представительный и законодательный орган государственной власти
    • Понятие и структура парламентов
    • Порядок формирования и конституционно-правовые основы роспуска парламентов
    • Полномочия парламента
    • Законодательный процесс и иные парламентские процедуры
    • Правовой статус члена парламента
  • Конституционно-правовой статус правительства
    • Место правительства в системе органов государственной власти
    • Порядок формирования и структура правительства
    • Компетенция правительства и его функции
    • Конституционно-правовая ответственность правительства
  • Конституционные основы судебной власти
    • Судебная система в современном государстве
    • Функции судебной власти
    • Конституционное правосудие
  • Конституционно-правовые основы прокурорско-надзорной власти
    • Понятие и сущность прокурорско-надзорной власти
  • Конституционно-правовые основы органов государственной власти в субъектах федерации
    • Статус субъектов федерации
    • Органы государственной власти субъектов федерации
  • Конституционно-правовые основы местного управления и самоуправления
    • Понятие местного управления и самоуправления
    • Модели местного управления и самоуправления
    • Система и компетенция органов местного управления и самоуправления
    • Взаимоотношения органов местного управления и самоуправления с органами государственной власти
  • Особенности конституционного права зарубежных государств, входивших в состав Российской Империи, Советского Союза
    • Основы конституционного права Польши
    • Основы конституционного права Финляндии
    • Основы конституционного права Украины
    • Основы конституционного права Белоруссии
    • Основы конституционного права государств Закавказья
    • Основы конституционного права Казахстана
    • Основы конституционного права государств Средней Азии
    • Основы конституционного права Молдовы
    • Основы конституционного права государств Балтии

Непосредственная демократия в современном государстве

Конституция Российской Федерации в ст. 3 определяет, что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы». Таким образом, в Конституции РФ закреплены две формы народовластия - прямая (непосредственная) и представительная демократия.

Прямая демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа или групп населения по вопросам государственного или местного значения. В противовес прямой, представительная демократия предполагает осуществление власти посредством выборных представителей, выражающих волю всего народа или населения отдельных территорий.

Между тем, в науке конституционного права нет единства в определении непосредственной (прямой) демократии. Можно выделить широкий и узкий подходы к данному определению. В широком смысле непосредственная демократия означает прямое волеизъявление народа при выработке и принятии государственных решений, а также прямое участие в проведении этих решений в жизнь, в осуществлении народного контроля. При широком подходе к прямой демократии можно отнести и процесс выборов - формирования представительных органов власти.

Непосредственная демократия в узком смысле рассматривается как прямое осуществление народом функций законодательства и управления. Она фактически ограничивается такими формами, как референдум и собрания граждан. Непосредственная демократия в узком смысле - это порядок, при котором решения принимаются на основе прямого волеизъявления всех граждан, результат которого не нуждается в каком-либо утверждении для исполнения.

Прямая и представительная формы народовластия отличаются, прежде всего, субъектом правомочий: в первом случае им является непосредственно народ как совокупность граждан Российской Федерации. Во втором случае - избранные представительные органы и подчиненные им другие структуры государственной власти.

Возникает вопрос о принадлежности к формам прямой демократии таких политических прав граждан, как право на проведение демонстраций, шествий, митингов, пикетирование, выражающих протест граждан Российской Федерации по поводу определенных решений объектов государственной и муниципальной власти. Такие действия не являются властным волеизъявлением и не могут быть основанием для отмены решений государственных и муниципальных органов без пересмотра их в установленном законом порядке.

Таким образом, под прямой демократией понимаются общественные отношения, возникающие в процессе принятия решений по вопросам государственного и местного значения, путем непосредственного волеизлияния народа, имеющего властный характер.

Преимущество прямой демократии по сравнению с представительной очевидно. Основным недостатком представительной демократии является обособленность представительных органов власти от народа, который они представляют, неспособность обеспечить участие населения в решении важнейших вопросов жизни общества.

В противовес представительной демократии, прямая демократия предполагает принятие публично-властных решений непосредственно самим народом. Широкое использование механизмов прямой демократии могло бы позволить решить проблему отчуждения власти от общества, обеспечить интересы и потребности граждан.

В то же время прямая демократия не свободна от недостатков. В свете проблемы правосубъектности народа, нельзя говорить о равенстве «голосующего большинства» с народом, подчиненным этой власти. Результатом прямой демократии станет диктат воли активной части электората всему народу. При прямой демократии проблематично принятие компетентных решений, поскольку они будут иметь субъективный характер.

Несмотря на наличие таких недостатков, развитие прямой демократии является наиболее явным выражением конституционного принципа народного суверенитета. Функционирование институтов прямого народовластия позволяет придать большую легитимность принимаемым решениям.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Референдум и выборы проводятся на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Референдум - голосование граждан по важнейшим вопросам государственного или местного значения. Решения, принятые на референдуме, не нуждаются в утверждении и обязательны для применения. Выборы - осуществление власти народа посредством голосования за своих представителей для осуществления власти в органах государственной власти или органах местного самоуправления в соответствии с интересами граждан.

Среди форм (институтов) непосредственной демократии выделяют как способы принятия общеобязательных решений (решающие формы), так и формы выражения мнения, не имеющие общеобязательного значения (консультативные формы). К формам решающей непосредственной демократии , помимо выборов и референдума, относятся отзывное производство, участие граждан (народных и присяжных заседателей) в осуществлении правосудия, собрания (сходы) граждан в муниципальных образованиях. К консультативным формам непосредственной демократии можно отнести всенародное обсуждение, народную правотворческую инициативу, публичные мероприятия (митинги, демонстрации, шествия, пикетирование), различные собрания. Ряд ученых полагает, что такие консультативные формы следует именовать формами косвенной демократии.

В США также активно используются формы непосредственной демократии, но в основном на уровне штатов и муниципальных образований. Так, в США нет прецедентов проведения федеральных референдумов. Отчасти такой референдум противоречил бы положениям Конституции США о полномочиях Конгресса, так как проведение референдума по данным вопросам будет означать вмешательство в работу парламента. Однако на уровне штатов референдум неоднократно применялся. Наиболее известен референдум в Калифорнии, проведенный в 2008 году по вопросу однополых браков. Данный референдум, известный также как «предложение 8» (номер поправки к Конституции Калифорнии) ставил на голосование положение, согласно которому брак определялся как «союз мужчины и женщины», исключая, тем самым, возможность однополых браков. За принятие поправки проголосовали 52,5%, однако в 2010 году данная поправка была отменена федеральным судом, чье решение было поддержано и апелляционной инстанцией.

Известны также региональные референдумы в ряде штатов по вопросу легализации хранения и употребления марихуаны, в том числе в медицинских целях. Положительные результаты референдумов по данному вопросу в штатах Колорадо и Вашингтон породили правовую коллизию, так как принятые решения вступили в противоречие с федеральным законодательством, соответственно, результаты этих референдумов также могут быть отменены в судебном порядке. Приведенные примеры демонстрируют, что в США референдум не признается высшим выражением воли народа.

В противовес США, в Швейцарии референдумы - важнейшая форма выражения народного суверенитета. В Конституции Швейцарии определено, что «высшей законодательной властью» в Швейцарской Конфедерации обладает народ, выражающий свою волю посредством всенародных голосований (референдумов). На референдумы выносятся предложения по изменению и дополнению Конституции, принятые парламентом законы, а также международные договоры, соглашения, заключенные правительством, и другие важные вопросы. Как правило, швейцарцы голосуют четыре раза в году. С 1848 г. в Швейцарии прошло более пятисот референдумов, в большинстве случаев предметом голосования являлась ревизия Конституции, принятие законопроекта или одобрение какого-либо договора. В Швейцарии отсутствует перечень вопросов, которые могут быть вынесены на референдум и решения референдума обладают высшей юридической силой. В частности, примером особого характера референдума в Швейцарии является решение референдума о запрете минаретов в 2009 г. и решение о запрете трудовой миграции в 2014 г. В обоих случаях решения референдума противоречили ранее достигнутым соглашениям с Европейским Союзом, но, несмотря на это, вступили в силу.

Помимо Швейцарии и США, представляют интерес референдумы, которые проводились в Австралии по вопросу формы правления и в Исландии по вопросу выплаты внешнего долга. Особняком стоят случаи проведения референдумов по вопросам территориальных изменений - сецессии части государства, либо объединения государств. Таких примеров множество - референдумы в Либерии (1848), Восточном Тиморе (1999), Черногории (2006), Южном Судане (2011).

В Квебеке референдумы 1980 и 1995 г. г. об отделении от Канады завершились неудачей сторонников отделения. Ряд референдумов, на которых были приняты решения об отделении и образовании независимых государств, не признаются подавляющим большинством стран мира - как, например, референдумы в Южной Осетии 1992 и 2006 гг., а также в Приднестровье в 2006 г.

В 2012 г. в Пуэрто-Рико прошел референдум о статусе государства, на котором большинством голосов было принято решение о вхождении Пуэрто-Рико в состав США на правах отдельного штата.

В 2014 г. в Автономной Республике Крым и в г. Севастополе был проведен референдум о статусе территории, результатом которых стало решение о воссоединении Крыма с Российской Федерацией и образование в составе РФ двух новых субъектов.

07Ноя

Демократия – это термин который применяется к описанию политической системы управления государством, идее и концепции, основанной на принципах народной власти. Буквально, слово «демократия «, переводится как «власть народа » и имеет Древнегреческое происхождение, ведь именно там сформировались и были реализованы основные идеи демократической концепции управления.

Что такое демократия простыми словами – краткое определение.

Простыми словами, демократия – это система управления государством, источником власти в которой является сам народ. Именно народ решает, какие законы и нормы необходимы для гармоничного существования и развития государства. Таким образом, каждый человек в демократическом обществе получает определенный набор свобод и обязательств сформированных с учетом интересов всего сообщества. Исходя из вышесказанного, можно заключить, что демократия – это возможность для каждого человека свободно участвовать в непосредственном управлении своим государством, обществом и личной судьбой в конечном счете.

Узнав определения термина «демократия», закономерно возникают вопросы типа: «А как именно, народ управляет государством?» и «Какие существуют формы и способы демократического управления?».

В данный момент существует две основные концепции осуществления народной власти в демократическом обществе. Это: «Непосредственная демократия » и «Представительная демократия ».

Непосредственная (прямая) демократия.

Прямая демократия – это система при которой все решения принимаются непосредственно самим народом через его прямое волеизъявление. Данная процедура становится возможной благодаря проведению различных референдумов и опросов. К примеру, это может выглядеть следующим образом: В государстве «N», нужно принять закон о запрете употребления алкогольных напитков в определенное время. Для этого проводится референдум, на котором жители голосуют «За» или «Против» данного закона. Решение о том будет ли принят закон или нет, формируется исходя из того как проголосовало большинство граждан.

Стоит отметить, что с учетом развития современных технологий, подобные референдумы могут проходить довольно быстро и эффективно. Дело в том, что практически все граждане обладают современными гаджетами (смартфонами) с помощью которых и можно проводить голосование. Но, вероятней всего, прямой демократией государства пользоваться не будут, по крайней мере в полном объеме. Это связано с тем, что непосредственная демократия имеет ряд проблем, о которых мы поговорим ниже.

Проблемы прямой демократии.

К основным проблемам прямой демократии можно отнести такой аспект как: количество людей. Дело в том, что принцип постоянного прямого народного управления возможен только в относительно небольших социальных группах где возможны постоянные обсуждения и компромиссы. В противном случаи, решения всегда будут приниматься в угоду настроениям большинства, не учитывая мнение меньшинства. Из этого следует, что решения могут быть приняты на основе симпатий большинства, а не на логичных и обоснованных мнениях меньшинства. В этом и заключается главная проблема. Дело в том, что по факту, не все граждане являются, так сказать политически и экономически грамотными. Соответственно, что в большинстве случаев, принятые ими (большинством) решения будут заранее неверными. Если уж говорить совсем простыми словами, то будет не верно доверять управление важными политическими и экономическими делами, людям, которые в этом не разбираются.

Представительная (репрезентативная) демократия.

Представительная демократия – это самый распространенный вид управления государством, при котором люди делегируют часть своих полномочий избранным на выборах специалистам. Простыми словами, репрезентативная демократия – это когда люди выбирают себе власть путем народных выборов, и уже потом на избранную власть ложатся обязательства по управлению страной. Люди в свою очередь оставляют за собой право контролировать власть используя различные рычаги влияния: , отставка правительства (чиновника), и тому подобное.

На данном этапе развития человеческого общества, именно Представительная демократия показывает себя самым эффективным способом управления, но и она не лишена недостатков. К основным проблемам данной формы можно отнести: , узурпацию власти и другие неприятные моменты. Именно для предотвращения таких проблем, общество всегда должно быть активным и постоянно держать власть под контролем.

Суть и принципы демократии. Условия и признаки демократии.

Переходя к данному относительно большому разделу, в первую очередь стоит перечислить основные моменты или так называемые «столпы» на которых базируется вся концепция демократии.

Основные столпы на которых базируется демократия:

  • народа;
  • Правительство формируется с согласия народа;
  • Действует принцип большинства;
  • Соблюдаются права меньшинств;
  • Гарантируются основные права и свободы человека;
  • Свободные и честные выборы;
  • Равенство перед законом;
  • Соблюдение правовых процедур;
  • ограничения в отношении правительства (власти);
  • Социальный, экономический и ;
  • Ценности , сотрудничества и компромисса.

Итак, ознакомившись с базисом, можно переходить к разбору концепции в более мелких деталях.

Из чего состоит демократия.

Для лучшего понимания всех ключевых моментов демократии следует разложить концепцию на основные ключевые элементы. Всего их четыре, это:

  • Политическая система и система выборов;
  • Активность граждан в политической и социальной жизни государства;
  • Защита прав граждан;
  • Верховенство права (равенство перед законом).

Образно говоря, сейчас мы в подробности разберем вышеперечисленные пункты и выясним какие должны быть условия для процветания демократии.

Политическая система и система выборов.

  • Возможность выбирать своих лидеров и привлекать их к ответственности за действия, совершенные будучи на посту.
  • Люди решают, кто будет представлять их в парламенте, и кто возглавит правительство на национальном и местном уровнях. Они делают это, выбирая между конкурирующими сторонами на регулярных, свободных и честных выборах.
  • В условиях демократии народ является высшей формой политической власти.
  • Властные полномочия переходят от людей к правительству только на определенное время.
  • Законы и политика требуют поддержки большинства в парламенте, но права меньшинств защищены различными способами.
  • Люди могут критиковать своих избранных лидеров и представителей. Могут наблюдать за тем, как они работают.
  • Избранные представители на национальном и местном уровнях должны прислушиваться к людям и отвечать на их запросы и потребности.
  • Выборы должны проходить через регулярные промежутки времени, как это предусмотрено законом. Те, кто у власти, не могут продлить срок своего пребывания на должности, не прося согласия у народа на референдуме.
  • Для того, чтобы выборы были свободными и справедливыми, они должны контролироваться нейтральным, профессиональным органом, который одинаково относится ко всем политическим партиям и кандидатам.
  • Все партии и кандидаты должны иметь право свободно проводить избирательную кампанию.
  • Избиратели должны иметь возможность голосовать втайне, без запугивания и насилия.
  • Независимые наблюдатели должны иметь возможность наблюдать за голосованием и подсчетом голосов, чтобы гарантировать, что этот процесс свободен от коррупции, запугивания и мошенничества.
  • Споры в отношении результатов выборов рассматривает беспристрастный и независимый суд.

Активность граждан в политической и социальной жизни государства.

  • Ключевая роль граждан в демократии — участвовать в общественной жизни.
  • Граждане обязаны внимательно следить за тем, как их политические лидеры и представители используют свои полномочия, а также выражать свои собственные мнения и пожелания.
  • Голосование на выборах — важная гражданская обязанность всех граждан.
  • Граждане должны делать свой выбор досконально разобравшись в предвыборных программах всех сторон, что обеспечивает объективность при принятии решения.
  • Граждане могут принимать активное участие в предвыборных компаниях, публичных обсуждениях и протестах.
  • Важнейшей формой участия является членство в независимых неправительственных организациях, которые представляют свои интересы. Это: фермеры, рабочие, врачи, учителя, владельцы бизнеса, религиозные верующие, студенты, правозащитники и так далее.
  • В условиях демократии, участие в гражданских объединениях должно быть добровольным. Никто не должен быть принужден присоединиться к организации против своей воли.
  • Политические партии являются жизненно важными организациями в условиях демократии, а демократия становится сильнее, когда граждане становятся активными членами политических партий. Однако никто не должен поддерживать политическую партию, потому что на него оказывают давление. В условиях демократии граждане могут свободно выбирать, какую сторону поддерживать.
  • Участие граждан должно быть мирным, уважительным к закону и толерантным в отношении взглядов оппонентов.

Защита прав граждан.

  • В условиях демократии каждый гражданин имеет определенные основные права, которые государство не может отнять. Эти права гарантируются международным правом.
  • Граждане имеют право на свои собственные убеждения. Имеют право свободно говорить и писать о том, о чем думают. Никто не может указывать на то как гражданин должен думать, во что верить, об чем говорить или писать.
  • Существует свобода религии. Каждый может свободно выбирать свою религию и поклоняться ей по своему усмотрению.
  • Каждый человек имеет право пользоваться своей собственной культурой вместе с другими членами своей группы, даже если их группа является меньшинством.
  • В средствах массовой информации есть свобода и плюрализм. Человек может выбирать между различными источниками новостей и мнений.
  • Человек имеет право общаться с другими людьми, а также создавать и присоединяться к организациям по своему выбору.
  • Человек может свободно перемещаться по стране, или по желанию покинуть ее.
  • Человек имеет право на свободу собраний и протесты против действий правительства. Однако он обязан осуществлять эти права мирным путем с уважением к закону и правам других граждан.

Верховенство права.

  • В условиях демократии верховенство закона защищает права граждан, поддерживает порядок и ограничивает власть правительства.
  • Все граждане равны по закону. Никто не может подвергаться дискриминации по признаку расы, религии, этнической группы или пола.
  • Никто не может быть арестован, заключен в тюрьму или изгнан безосновательно.
  • Человек считается невиновным если его вина не доказана в соответствии с законом. Любой, кто обвиняется в совершении преступления, имеет право на справедливое публичное разбирательство в беспристрастном суде.
  • Никто не может облагаться налогом или преследоваться по закону, за исключением случаев, предусмотренных законом.
  • Никто не выше закона, даже не король или избранный президент.
  • Закон справедливо, беспристрастно и последовательно применяется судами, независимыми от других ветвей власти.
  • Пытки и жестокое и бесчеловечное обращение абсолютно запрещены.
  • Верховенство закона ограничивает власть правительства. Ни один правительственный чиновник не может нарушать эти ограничения. Ни один правитель, министр или политическая партия не могут указывать судье, как решить дело.

Требования к обществу для нормальной работы демократической системы.

  • Граждане должны не только осуществлять свои права, но и соблюдать определенные принципы и правила демократического поведения.
  • Люди должны уважать закон, и отвергать насилие. Ничто не оправдывает использование насилия против ваших политических противников, только потому, что вы не согласны с ними.
  • Каждый гражданин должен уважать права своих сограждан и их достоинство как людей.
  • Никто не должен осуждать политического противника как зло в чистом виде, просто потому, что у него другие взгляды.
  • Люди должны ставить под сомнение решения правительства, но не отвергать власть правительства.
  • Каждая группа имеет право практиковать свою культуру и иметь определенный контроль над своими делами. Но, в то же время, такая группа должна признать, что она является частью демократического государства.
  • Когда человек выражает свое мнение, он также должен выслушать мнение оппонента. Каждый человек имеет право быть услышанным.
  • Когда люди выдвигают требования, они должны понимать, что в условиях демократии невозможно угодить абсолютно всем. Демократия требует компромисса. Группы с разными интересами и мнениями должны быть готовыми договориться. В данных условиях одна группа не всегда получает все, что хочет, но возможность компромиссов ведет к всеобщему благу.

Итог.

В итоге, хотелось бы закончить данную статью словами действительно великого человека – Уинстона Черчилля. Однажды он сказал:

«Демократия - наихудшая форма правления, за исключением всех остальных, которые пробовались время от времени.»

И судя по всему, он был прав.

Категории: , / / от

Считается наиболее приемлемым способом управления страной. Говорить о том, что же он собой представляет, и дискутировать о его преимуществах и недостатках, не стоит. Главное определить, что существует две формы: представительная и непосредственная демократия. Именно последней посвящена данная статья.

Понятие и формы непосредственной демократии

Как известно, в большинстве стран сегодняшнего мира по основному закону власть принадлежит населению государства. Данное утверждение проистекает не только из заложенных в законодательстве положений, но и из самой сущности демократии (в переводе с греч. «власть народа»). Но в то же время ситуация, при которой власть принадлежит всем и, следовательно, всеми осуществляется, не может способствовать эффективному развитию. Поэтому саму демократию разделили на два типа - непосредственную и представительную. Представительная подразумевает собой передачу части полномочий по оперированию государственными делами определенному лицу или группе.

Непосредственная демократия (она же прямая), в свою очередь, является самым ярким выражением сущности власти населения. Фактически, при таком любой гражданин страны имеет право высказываться и принимать решение по конкретной проблеме функционирования государства. В эту группу могут быть включены: решения о пути развития страны, формировании институтов представительной демократии, а также иные вопросы, признанные значимыми. И на основании данных прав могут быть выведены формы непосредственной демократии.

Первой и основной формой является институт выборов , или формирования демократии. Как правило, они проводится один раз в строго отведенный промежуток времени. Но существуют множество оговорок, предусматривающих изменения как на общегосударственном, так и на местном уровнях.

Второй формой может служить референдум , на котором обсуждается возможность кардинального изменения одного из общенациональных аспектов. Референдум может быть проведен как на уровне всей страны, так и в отдельной её части. Большинство теоретиков политологии и правоведения относят к данному институту также плебисцит, опрос и обсуждение.

Третьей формой предстает народная законодательная инициатива . В данном случае от населения органам представительной демократии направляется документ, содержащий тезисы о регулировании определенного важного отношения в обществе.

Четвертой, и основной последней, является право на собрания . Таким образом, население страны может выразить свое недовольство тем, как принимаются решения на основании представительной демократии.

Непосредственная для развития государства

Казалось бы, если существует такая форма, как зачем необходима и непосредственная? На самом деле значение последней велико. Основывается данное утверждение на том, что непосредственная демократия фактически и формирует всю власть в стране. На её базе могут функционировать государственные учреждения, создаваться законодательные акты, осуществляться правоохранительные функции.

Однако существуют и риски. Институты непосредственной демократии при их прямом использовании могут привести к тому, что нарушится главный принцип данного политического режима, а именно: учета мнения меньшинства. Какую бы форму не принимала результатом её применения всегда является позиция большинства. В такой ситуации в государстве должны действовать механизмы сдерживания и защиты несогласной части общества. В противном случае институты непосредственной демократии могут перерасти в Следовательно, существование только вышеуказанного вида не достаточно.

Другим риском, который может возникнуть, является недопонимание и незнание процессов управления страной. Общий образовательный и интеллектуальный уровень всего населения не позволяет эффективно внедрять и проводить определенную политику. А потому при имплементации любой формы прямой демократии народ страны задает лишь общее направление, а избранные им органы разрабатывают необходимую тактику.

В заключении отметим, что непосредственная демократия по своей сути является как фактором формирования представительной, так и фактором сдерживания последней. А потому говорить о сепаратном существовании данных форм демократии не представляется возможным.



Просмотров