Герб и флаг южной осетии. Символика рсо-алания - дигорский район

Представители мира местной фауны достаточно часто «посещают» геральдические символы городов и регионов. Их основная роль – показать главные природные богатства местности, кроме того, символически продемонстрировать те или иные качества, например, силу, выносливость, красоту. Герб также занимает достойное место в этом ряду, демонстрируя миру красавца-барса.

Описание герба

Современный геральдический символ Северной Осетии утвержден Парламентом Республики в ноябре 1994 года. У изображения есть конкретный автор – художник Мурат Джигкаев, основная задача которого была в символической форме показать эпоху государственного и общественного единства.

В отличие от большинства гербов российских регионов, этот символ имеет круглую форму. Щит окрашен в червленый цвет, который ассоциируется с расцветом и пышностью. Также этот цвет символизирует мужество, героизм, готовность стоять на страже рубежей республики. Всего три элемента присутствует на щите круглой формы:

  • золотой с черными пятнами красавец-барс;
  • золотое основание, на котором располагается животное;
  • семь заснеженных горных вершин на заднем плане.

Небольшое количество элементов, украшающих герб Северной Осетии, компенсируется глубоким смыслом каждого из символов. Сдержанная палитра цветов – показатель высокого вкуса, геральдический знак выглядит как законченное произведение искусства. С другой стороны, выбраны богатые цвета, червленый, золотой, серебряный, играющие важную роль в геральдической палитре.

Легенды и мифы

Кавказский леопард – вполне реальное животное, которое и сегодня можно встретить в отдаленных горных районах Северной Осетии. Также можно отметить, что это хищное и красивое животное очень часто является главным героем произведений устного народного творчества.

Историки утверждают, что герб древнего осетинского государства украшал именно кавказский леопард. Второе важное замечание – на историческом геральдическом символе грозный хищник также изображался на фоне красивых горных пейзажей, заснеженных вершин.

Геральдическое животное символизирует сильную государственную власть в республике, а золотой цвет соотносится с такими важными для осетин понятиями, как уважение и величие. Горные вершины – это так называемая Мировая гора, модель мира у древних предков осетин, серебряный цвет означает радость, мудрость и чистоту.

РЕСПУБЛИКА СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ . Дата образования - 1991 г. Территория - 8 тыс. кв. км. Административно-территориальные единицы: 8 районов, 2 города республиканского подчинения, 4 города районного подчинения, 7 поселков городского типа, 91 сельский совет.

Население - 663,2 тыс. чел. 68,9% населения проживает в городах. 56% населения составляют осетины, 29,9% - русские, 2% - ингуши, 2,2% - армяне, 1,9% - грузины, 8% - другие национальности.

Центр - г. ВЛАДИКАВКАЗ . Основан в 1784 г. Население - 311,3 тыс. чел. Расстояние от Москвы до Владикавказа - 1500 км.

Герб Республики Северная Осетия - Алания

Описание: Герб Республики Северная Осетия - Алания представляет собой круглый щит с золотым барсом на фоне горной цепи голубого цвета. Барс (леопард) изображен в спокойной, но в настороженной позе. На теле на белом фоне черные пятна. Живот - белого цвета, без пятен. Один из главных компонентов герба - силуэт горных цепей - символ ландшафта местопроживания осетин. Второй компонент герба - символ барса - можно понять, дав ему короткую характеристику. Барс - из семейства кошачьих. Длина - 1,5 метра, тело вытянутое, гибкое и мускулистое. Мех густой, пушистый. Окраска желтая или рыжая с черными пятнами, живот без пятен, белого цвета.

По свидетельству ученого с мировым именем в области животного мира Бремма, барс по гармонии телосложения и красоте, силе и подвижности очень отличается от тигра. Барс, отмечает он, одновременно наделен теми физическими и душевными качествами кошачьих, которыми они отличаются друг от друга. В одинаковой мере (степени) он красив и опасен, силен и поворотлив, отважен и коварен. Барс искусно лазает по деревьям и скалам, при необходимости может плавать в воде. Барс очень отчаянный и решительный зверь. В трудной ситуации не отступает, без страха рвется к врагу, кто бы он ни был...

Дата принятия: 24.11.1994

Флаг Республики Северная Осетия - Алания

Описание: Флаг Республики Северная Осетия - Алания представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - красного, нижней - желтого цветов. Соотношение сторон флага - 1:2 (на иллюстрации флаг показан с принятым в России соотношением 2:3).

Цвета флага Северной Осетии являются символами моральной чистоты (белый), воинской доблести (красный), изобилия и благодати (желтый). Эти цвета и понятия, которые они символизируют, связаны с социальной структурой древнеосетинского (скифского и аланского) общества и являются отражением этой структуры.

Ее суть заключается в делении общества на три социальные группы, составляющие органическое целое. Этими группами были военная аристократия, из среды которой выдвигались вожди племен и военачальники, служители культа или жречества и рядовые общинники, состоявшие из скотоводов и землепашцев. Это деление, получившее в литературе название трехфункционального или трехчленного, прослеживается на протяжении почти всей этнической истории осетинского народа, начиная от скифской эпохи и вплоть до настоящего времени. Конечно, с течением времени и изменением общественных условий институты, которые отражали это деление, не могли не меняться, приспосабливаясь к новым условиям. Однако сама идея трехфункционального деления общества выдержала испытание временем и нашла отражение в широком круге представлений - религиозных верованиях, эпосе, бытовых обычаях и традициях, языке. Согласно сведениям "отца истории" Геродота (V в. до н. э.) и других античных авторов, скифское общество состояло из скифов "царских" (паралата), жречества (авхата) и рядовых общинников. Вещественными символами этих групп были секира или копье, чаша и плуг с ярмом, упавшие, согласно представлениям скифов, с неба. Это деление было реальным и четко осознавалось самими скифами и нашло широкое отражение в мифологии, религии и искусстве скифов. Оно соответствовало кастовому делению древних арийских (индоиранских) народов, частью которых были скифы, и тройственному членению древнего индоевропейского общества в целом.

Наиболее характерной особенностью и обязательной принадлежностью скифского жреческого костюма был особый белый головной убор, трижды обвивавший голову, со спускающимися с головы двумя лентами повязками, считавшимися священными. Греческие авторы называли их "пилофорами", т. е. "носящими священную шапку". Специальный головной убор был отличительным признаком и других индоиранских народов, изображения такого убора обнаружены при археологических раскопках скифских древностей. Цветом этой скифской социальной группы был именно белый, как символ моральной чистоты, что находит подтверждение и в том, что цветом жреческой касты в Индии и Иране также считался белый. По данным источников, родоначальник жреческой касты скифов Авх, согласно легенде, имеет от рождения белые волосы. Вот что пишет по этому поводу в своей поэме "Аргонавтика" римский поэт I в. н. э. Валерий Флакк: "...у него издавна белые волосы, прирожденный знак. Обвивая виски тройным узлом, он спускает со священной головы две повязки". Цветом же военной касты считался красный, точнее - золотисто-красный, цвета пламени, что подтверждается как письменными источниками, так и этнографическим материалом. В той же поэме содержится описание знаков высшей власти скифского вождя Колакса, которые окрашены именно в оттенки красного цвета - это огни сверкающей молнии, золотисто-красные крылья. (Валерий Флакк пишет, что отряд Колакса "носит на разных покровах (т. е. щитах) Юпитеров знак (т. е. знак бога войны римской мифологии) - разделенные на три части огни молнии". Как бы подчеркивая заимствование этой символики римскими войсками, поэт говорит: "Не ты первый, римский воин, рассыпал по щитам лучи сверкающей молнии и красные крылья"). Эти данные греческих и римских источников убедительно подтверждаются и данными сравнительной этнографии. Согласно этим данным, в мифологии ряда индоиранских народов говорится, что основатели и боги военной касты рождаются с волосами и бородой золотисто-красного цвета.

Если судить по имеющимся у нас данным, то античные источники не содержат прямых указаний на цветовую символику третьего слоя скифского общества, рядовых общинников - скотоводов и земледельцев. Видимо, это объясняется тем, что данная социальная группа привлекла меньше внимания со стороны древних авторов, чем первые две. Это, в общем, вполне понятно. Однако данные осетинской этнографии и, в первую очередь, нартского эпоса дают возможность восполнить этот пробел.

Подобно скифам, нарты также делились на три четко выраженные социальные группы или рода. Это были - Ахсартаггата (воины), Алагата (жрецы), Бората или Бурата (рядовые общинники). К числу первых принадлежали наиболее выдающиеся нарты - Урузмаг, Хамыц, Батрадз, Сослан. Вторые осуществляли обрядовые функции нартов, и именно в их доме хранилась священная чаша Уацамонга и Нартамонга, служившая определителем истинного нарта (вспомним чашу как символ жреческой касты у скифов). И, наконец, последние олицетворяли собой изобилие и благодать (фарн) нартов. Родоначальник этой фамилии назывался Бора-фарнуг или Бурафарнуг, т. е. Бора (Бура), наделенный фарном. Первая же часть этого слова, судя по всему, связана с осетинским словом <желтый>, встречающимся в сказаниях о нартах как в дигорском, так и в иронском вариантах...

Бытование у предков современных осетин особых флагов, прямо называемых аланскими, уходит своими корнями в сармато-аланскую эпоху и зафиксировано различными источниками. Сведения об аланских флагах содержатся и в г.реко-латинских и армянских источниках. Армянский автор V в. н. э. Фавстос Бузандаци приводит титулатуру одного из крупнейших армянских феодальных (нахарарских) родов Мамиконянов. В числе других эпитетов этой титулатуры он приводит и такие: аланазгик и аланадравшк, означающие <аланского происхождения> и <аланское знамя несущий>. Подробное описание этого знамени автор не приводит, однако, судя по тому, что роду Мамиконянов должность командующего войсками (спаспет), речь идет о военном знамени.

Наличие в титулатуре Мамиконянов имени алан объясняется двумя факторами. Во-первых, в первых вв. н. э. царствующие фамилии Армении и Алании принадлежали к одной и той же фамилии Аршакидов, скифской по своему происхождению, другие ветви которой правили и в других странах. Грузинские источники знают армянских Аршакидов под именем царей Ажгаланов (мепени ажгаланиании), т.е. Аланидов, аланского происхождения (первая часть этого имени идентична армянскому азг <народ, происхождение>), один из которых Ажгалан Мудрый упоминается в качестве первого царя Персии (Парфии) после Александра Македонского. Во-вторых, наряду с сохранением своего этнического значения, термин <алан> получил в армянском языке и значение <победоносный, славный, достойный>. Тем самым становится понятным и содержавшееся в титулатуре Мамиконянов упоминание аланского или победоносного флага. Античный автор II в. н. э. Флавий Арриан, служивший правителем римской провинции Каппадокии (на территории современной Турции) и лично командовавший римскими войсками, направленными против вторгшихся в Закавказье алан в 135 г. н. э., в своей работе <Тактика> приводит описание скифских военных знамен и значков: <Скифские военные значки представляют собой драконов, развевающихся на шестах соответствующей длины. Они сшиваются из цветных лоскутьев, причем головы и все тело вплоть до хвостов делаются наподобие змеиных, как только можно представить страшнее. Выдумка состоит в следующем. Когда кони стоят смирно, видны только разноцветные лоскутья, свешивающиеся вниз, но при движении они от ветра надуваются так, что делаются очень похожими на этих животных (т. е. драконов), и при быстром движении даже издают свист от сильного дуновения, проходящего сквозь них. Эти значки не только своим видом причиняют удовольствие или ужас, но и полезны и для различения атаки и для того, чтобы разные отряды не нападали один на другой.

В рассказе Флавия Арриана обращает на себя внимание в первую очередь то, что военные знамена скифов и алан, на которых наносились изображения фантастических и полуфантастических животных, сшивались именно из разноцветных лоскутьев...

Под влиянием скифов и затем алан подобные драконообразные значки и их изображения на знаменах получили распространение в персидском, парфянском и римском войске.

Дата принятия: 24.11.1994

Гимн Северной Осетии-Алании

Описание: Гимн Северной Осетии-Алании был принят постановлением Верховного Совета Республики Северная Осетия-Алания от 24 ноября 1994 г. Согласно статье 1 - "Государственный гимн Республики Северная Осетия-Алания является символом государства, сохранения традиций национальной культуры, единства многонационального народа республики". Автор слов гимна на осетинском языке Камал Ходов. Перевод - Ирины Гуржибековой. Автором музыки является Аркадий Цорионти, обработка - Ацамаза Макоева.

Здесь прошлое с будущим в симде сошлись,
А нынешний день наш - творец и мечтатель.
Песня, лети в поднебесную высь!
О, Уастырджи, дай нам твоей благодати!
ПРИПЕВ:

Счастлива будешь, родная земля!
Ведь щит мы, и меч, и надежда твоя!
Пусть мужество младших и мудрость отцов
С нами пребудут во веки веков.
Горы не терпят насилья и зла.
Наша дорога пряма и светла.
ПРИПЕВ:
Крылья орлиные мчат нас вперёд.
Полнится чаша трудов и забот.
Дети Осетии, будем, как братья!
Уастырджи, дай нам твоей благодати!

Флаг

Государственный флаг Республики Южная Осетия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных равновеликих полос: верхней – белого, средней – красного и нижней – желтого (золотого) цветов.

Цвета флага символизируют три важнейшие ценности национального мировоззрения осетин. Белый воплощает идеи справедливости, правды и чистоты (осет. ард ), красный цвет символизирует сакральное понятие силы, мужества, права, могущества и власти (æхсар ), а золотой или желтый связан с понятием фарн .- мира, добра, счастья, благополучия и процветания, исходящих от неба и солнца. Единство этих священных для осетин ценностей, которые манифестируются в осетинской традиционной культуре, символизирует и воплощает национальный флаг.

Сочетанием белой, красной и желтой полос окрашивали древки своих стрел древние предки осетин, а триколор «солнечных цветов» упоминается в осетинских эпических сказаниях, однако возвращение древнего триколора в число национальных символов происходило во второй половине 80-х гг. XX в. В феврале 1989 года представители Народного Фронта Южной Осетии «Адæмон Ныхас» и Северо-Осетинского Общественного движения «Адæмон Цæдис» договорились о возрождении общенационального триколора. В мае 1989 года бело-красно-желтый флаг появился на улицах Цхинвала. Вопрос о национальном флаге был вынесен на всенародный форум, состоявшийся в июле 1989 года. С этого времени трехцветный бело-красно-желтый флаг стал использоваться как национальный гражданский, общественный символ и быстро приобрел всенародную популярность. Уже в октябре 1989 года множество национальных флагов развивалось на праздновании 130 годовщины со дня рождения основоположника осетинской литературы К. Хетагурова.

В качестве государственного символа бело-красно-желтый триколор был утвержден Законом о государственном флаге Республики Южная Осетия от 13 января 1992 года. 30 марта 1992 года Указом Президиума Верховного Совета Республики Южная Осетия было утверждено Положение о государственном флаге Республики Южная Осетия.

Герб

Согласно Закону Республики Южная Осетия о Государственном гербе, принятому 2 декабря 1998 года, Государственный герб Республики Южная Осетия связан с геральдическим знаком эпохи общегосударственного единства: в красном поле гербового щита на золотой земле идущий золотой с черными пятнами барс; позади него семь серебряных гор. Щит имеет кайму с надписью на осетинском и русском языках «Республика Южная Осетия».

Барс или леопард на фоне гор – древний национальный символ. В осетинском национальном эпосе барс представляется стражем вселенского порядка и противостоит силам хаоса. Геральдические изображения барса на фоне гор или древа широко представлены на предметах скифо-сарматской культуры. Сохранился сделанный грузинским царевичем Вахуштом рисунок «знамени Осетии», датируемый 1735 г., где представлен тот же образ барса на фоне гор.

Геральдический образ барса тесно связан с символикой мужества, бесстрашия, государственной власти и независимости. Поднятая правая передняя лапа барса - геральдический жест, подчеркивающий величие верховной власти. Это означает также начало движения (дела) «шагом правой ноги», доброе начало движения по пути обновления. Клыки и когти барса означают его готовность постоять за себя и за тех, кого он защищает. Положение хвоста барса передает спокойствие и уверенность в себе.

Серебряные скалистые горы на гербе связаны не только с характерными особенностями ландшафта Осетии; как геральдическая эмблема они соотносятся с символикой чистоты, мудрости, стойкости и вечности, подъема и устремленности, являясь при этом средоточием и источником силы. Золотая земля под ногами барса символизирует страну, исполненную солнечной благодати фарна.

Три цвета герба – белый (серебряный), красный, золотистый – повторяют цвета национального флага с их геральдической символикой.

Символическое значение Государственного герба Республики Южная Осетия раскрывается как образ благодатной страны, свободу, спокойствие и благополучие которой оберегает твердая государственная власть.

ГИМН

Кады зарæг

Музыка – Феликса Алборова, текст – Тотрадза Кокайты. Утвержден сессией Верховного Совета Республики Южная Осетия 5 мая 1995 года.

Уарзон Ирыстон! Дæ номы кадæн

Лæууæм цырагъау мах уырдыг,

Ды дæ нæ уарзты æнусон авдæн,

Ды – нæ цин æмæ хъыг!

Фæхæрæм мах дæ зæххæй ард,

Дæ ном дын исам бæрзонд,

Удуæлдай дын кæнæм лæггад,

Дæуæн у нæ цард нывонд!

Уæ, Стыр Хицау! Дæ хорзæх, Дæ арфæ –

Иры Уæзæгæн Ды цардамонд радт!

Уæззау уыд дæ ивгъуыд, Иры Бæстæ –

Зылди дæ фæдыл сау фыдох,

Фæлæ-иу уæддæр дæ фарны рæстæй

Кодтой дæ зынтæ рох.

Царды рухсмæ æдзух цыдтæ,

Фыдбонты нæ саст дæ ныфс

Сæрбæрзонд алкæддæр уыдтæ,

Æргомæй размæ цæуыс!

Уæ, Уастырджы! Дæ хорзæх, Дæ арфæ –

Иры дзыллæйæн фæнддагамонд радт!

Фыдæлты æрдхæрæн, Иры Уæзæг!

Зæрдæйы тæгтæй дæ нывæст,

Ацы дунейы нын масты уæзæй

Ма у дих æмæ уæрст.

Дугæй дугмæ нæрæд дæ ном,

Бæрзонддæр кæнæд дæ кад,

Дæ ныфсæй мах цæрæм æнгом,

Дæ фæрцы рухс у нæ цард!

Уæ, Бæсты Фарн! Дæ хорзæх, Дæ арфæ –

Нæ уарзон Ирæн Ды иу амонд радт!

Ном æмæ йын кад!

Кизил в цвету

29.03.2019

Президент Анатолий Бибилов встретился с Председателем Комитета Государственной думы Российской Федерации по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаилом Дегтяревым. Поблагодарив гостя за визит в Южную Осетию, глава государства выразил уверенность, что работа с югоосетинскими коллегами будет плодотворной. «Нам многое надо обсудить в сфере взаимодействия комитетов Госдумы и Парламента Южной Осетии в сфере развития спорта и туризма», – сказал он. В свою очередь, депутат Госдумы РФ поблагодарил Анатолия Бибилова...

29.03.2019

Визит генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга в Грузию вызвал волну восторга у официального Тбилиси. В рамках визита Столтенберг провёл ряд встреч с высшим руководством Грузии и посетил командно-штабные учения «НАТО-Грузия 2019», которые проходят на территории Центра поддержки учений и военного образования «Крцаниси» близ Тбилиси. На встрече с президентом Грузии Саломе Зурабишвили Йенс Столтенберг получил очередные заверения, что «в Грузии делается всё, чтобы мы твёрдо шли по пути к НАТО». «Для...

29.03.2019

Президент Анатолий Бибилов принял участие в Фестивале культуры стран, признавших независимость Республики Южная Осетия, который прошел в стенах Цхинвальского многопрофильного колледжа. На мероприятие были также приглашены Министр образования и науки Натали Гассиева, Министр культуры Жанна Зассеева, Министр иностранных дел Дмитрий Медоев, другие официальные лица. К гостям обратилась директор колледжа Лира Козаева. Она поблагодарила всех коллег и студентов, задействованных в организации мероприятия. «Мероприятие важное, познавательное. Оно знакомит нас с культурой народов,...

29.03.2019

С распадом СССР и падением социалистических режимов в государствах-сателлитах на геополитической карте мира произошли глобальные перемены, которые в дальнейшем определили перестройку международных отношений. Появление на постсоветском пространстве новых независимых государств, к примеру, таких как Южная Осетия и Абхазия, обусловило разработку Европейским Союзом собственного внешнеполитического подхода в данном направлении. Однозначно, что государства Южного Кавказа, несмотря на географическую отдаленность, имеют особое значение для ЕС. О том, какое именно и какие инструменты политики...

29.03.2019

Скоро близ высокогорного села Згубир Дзауского района начнет функционировать санаторий. По словам инициатора проекта предпринимателя Владимира Босикова, объект будет работать на круглогодичной основе. В настоящее время в здании, на базе которого будет обустроен санаторий, ведутся внутренние ремонтные работы. После того, как здесь растает снег, рабочие приступят к обустройству прилегающей территории. «Планируем открыться в мае. Здесь будут все удобства на уровне четырехзвездочного отеля. Первоначально санаторий будет рассчитан на восемь мест. Но...

29.03.2019

Несколько дней назад пять беспилотных самолетов одновременно пересекли воздушную границу Южной Осетии. Они пробыли на территории республики минут 40-60. Четыре из них долетели до Квайсы. Какое-то время пробыли в воздушном пространстве, развернулись и улетели в сторону Грузии. Об этом нам рассказал заместитель Полномочного представителя Президента РЮО по вопросам постконфликтного урегулирования Егор Кочиев. По его словам, один дрон завис над населенным пунктом Ахсарджын, минут 20 висел над ним. Не приземлялся, улетел...

29.03.2019

Лауызгæнæн – один из обычаев похоронно-поминального цикла, обязательных поминок у осетин-христиан. Лауызгæнæнтае отмечают в пятницу вечером третьей и четвертой недели Великого поста. По словам кандидата исторических наук, доцента Мурата Джиоева, этот обычай посвящен умершим родственникам. Обряд поминовения усопших имеет целью помянуть, оказать внимание умершим членам семьи. «По поверью, бытовавшему среди наших предков еще в прошлом веке, в пятницу души умерших бывают среди нас. Покойники отправляются повидать своих близких, семью. К...

28.03.2019

В Государственном комитете информации и печати прошла пресс-конференция Председателя Центральной избирательной комиссии Беллы Плиевой. «Был издан Указ Президента о назначении парламентских выборов на 9 июня 2019 года и с этого времени ЦИК в полном объеме начал свою работу, - сказала Белла Плиева. Выборы в Парламент пройдут по мажоритарно-пропорциональной системе. Будет избрано 34 депутата, половина из которых будет выдвигаться из одномандатных избирательных округов, а остальные – избраны по спискам политических партий....

28.03.2019

В Правительстве и Парламенте республики работают над устранением пробелов в правовой сфере касательно различных направлений деятельности, в том числе государственной службы. Как сообщает Официальный сайт Правительства РЮО, на состоявшемся в среду заседании Правительства Эрик Пухаев обязал руководителей органов исполнительной власти в короткие сроки представить в Правительство штатные расписания и данные о количественном составе сотрудников в государственных организациях. «Вопрос принятия закона о госслужбе, который позволит придать соответствующий статус государственным служащим, назрел...

28.03.2019

Президент Анатолий Бибилов подарил инвалидные коляски нескольким жителям Южной Осетии, обратившимся к нему с просьбой оказать помощь в их приобретении. Глава государства посетил семью Инги Бестаевой, чья дочь нуждалась в приобретении инвалидной коляски. Анатолий Бибилов передал также прогулочную инвалидную коляску с электроприводом Эмме Кочиевой, которой сегодня исполнилось 18 лет. «Ты очень сильная девочка, и пусть твои силы никогда не иссякнут. Теперь у тебя будет возможность выезжать на своей новой коляске...

И Южная Осетия, исторически страны одного народа. Разделение между ними - не границы, а горный перевал. Практически, это единый народ, они и символы своих республик выбрали одинаковые. Флаг Осетии - это триколор, который сочетает в себе цвета: белый, красный, желтый.

Северная Осетия - Алания

Территория Северного Кавказа была заселена племенами аланов с первого века новой эры. В десятом веке - это уже христианская страна, которая имеет торговые отношения с Киевской Русью, Грузией, Византией. В последующие века республика подвергалась агрессии со стороны соседних стран и народов, в том числе и монголо-татар. В 1774 году Осетия присоединилась к России, а с 1861 года она находится в составе Терской области.

Республика Осетия - Алания была определена в 1924 году как автономная область и вошла в состав РСФСР. Называлась она Северо-Осетинская Автономная Советская Социалистическая Республика. С 1991 года - это республика (со столицей - городом Владикавказом), которая имеет флаг Осетии и герб. Новое название - Республика Северная Осетия - Алания. Территория, которую она занимает - 8000 квадратных км, а численность населения - 709900 человек.

Символы государственности

Как и все страны мира, она имеет знаки государственности - герб и флаг Северной Осетии. Вид последнего принят современным республиканским Парламентом в 1994 году. Это прямоугольное полотнище, которое состоит из полос, расположенных горизонтально. Последовательность их такова: верхний цвет - белый, средний - красный, нижний - желтый.

Цвета, которые составляют флаг Осетии, имеют определенные значения. Белый - это цвет, символизирующий моральную чистоту народа. Красный - символ воинской доблести, а желтый - знак изобилия и благодати. Все эти значения и символы отражают древнюю культуру народа, которая относится к социальной структуре скифского и аланского общества.

Герб и флаг Осетии

Как и флаг, был принят Парламентом в 1994 году. Автором рисунка является Мурат Джигкаев. Вид герба был взят с рисунка исторического знамени. Этот рисунок, автором которого был Вахушти Багратиони, обозначен датой - 1735 год на котором изображен кавказский леопард или барс на фоне голубых гор). Некоторые считают, что на рисунке но это ошибочное мнение. Ирбис никогда на Кавказе не водился. Здесь всегда обитал который внешне похож на снежного барса. Все зависит от его окраса. Герб и флаг Южной Осетии выглядят так же и значение знаков то же.

Сегодня государственный герб Алании - это круглый щит на красном поле. По золотой земле идет золотой барс с черными пятнами на спине. На видно семь серебряных гор.

Как братский и единый народ, с 1998 года соседняя страна принимает новые геральдические знаки. И теперь флаг Южной Осетии идентичен флагу Северной.

Значение геральдических символов

Почему изображен именно на фоне гор - это историческое изображение. Оно всегда считалось эмблемой осетинского государства. Красное поле на щите - это сила и мужество. Круглая форма щита является традиционной для народа и страны. Леопард означает твердую государственную власть. Его золотой окрас - величие, уважение. Горы - это главная Мировая гора и шесть вершин. Так виделась древняя модель мира, которая представлена предками осетинского народа. Герб и флаг Осетии важны для народов двух республик.

Одна из вершин - самая высокая - означает верховную власть республики, или божественный абсолют древних народов. Три вершины ниже - это народ, мир людей. Три следующие вершины, уровнем ниже, означают пределы страны или стороны света. Все они сверкают серебром - этот цвет символизирует мудрость и чистоту, радость бытия.

Герб и флаг Северной Осетии стали символами и для братского народа Южной Осетии.

Герб Республики Северная Осетия-Алания

Герб Республики Северная Осетия-Алания был утвержден Законом республики №521 от 24 ноября 1994 года "О Государственном гербе Республики Северная Осетия-Алания "

Описание герба республики: "На круглом щите в червленом (красном) поле на золотой земле идущий золотой с черными пятнами барс; позади него семь серебряных гор (одна, три и три); первая нижняя гора имеет две вершины, из которых первая выше".

Толкование герба республики: барс на фоне гор - историческая эмблема Осетии, в средние века служившая гербом осетинского государства. Круглый (восточный) щит - традиционная для Осетии геральдическая форма. Красное поле щита в соответствии с общепринятой мировой (и осетинской национальной) символикой геральдических красок обозначает право, силу и мужество.

Барс является историческим символом осетинской государственности и твердой власти. Золотой цвет символизирует верховенство, величие и уважение.

Горный кряж воспроизводит космологический образ Мировой Горы с восемью вершинами - древнейшей модели мира у предков осетин и других индоевропейских народов. На верхнем уровне - одна вершина (божественный абсолют, верховная власть), на среднем уровне - три вершины (мир людей, три социальных функции индоевропейцев), на нижнем уровне - четыре вершины (стороны света, географические пределы страны). Значение серебряного цвета - чистота, мудрость, радость.

История

Терская область

Во времена Российской империи территория нынешней Северной Осетии входила в состав Терской области. Герб Терской области утверждён 15 марта 1873 года: в чёрном щите золотой императорский штандарт в правую перевязь, поверх всего серебряная волнистая левая перевязь. На щите «древняя царская» корона, вокруг щита — дубовый венок, перевитый александровской лентой.

Северо-Осетинская АССР

5 декабря 1936 года была образована Северо-Осетинская АССР (СОАССР). В редакции 1940 года Конституции СОАССР говорилось:

«Государственным гербом Северо-Осетинской Автономной Советской Социалистической Республики является государственный герб РСФСР, который состоит из изображения золотых серпа и молота, помещённых крест на крест, рукоятками книзу, на красном фоне в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью „РСФСР“ и „Пролетарии всех стран, соединяйтесь!“ на русском и осетинском языках, (РСФСР / УСФСР) (ÆППÆТ БÆСТÆТЫ ПРОЛЕТАРТÆ БАИУ УТ!) с добавлением под надписью „РСФСР“ буквами меньшего размера надписи „Северо-Осетинская АССР“ на русском и осетинском языках. (ЦÆГАТ-ИРЫСТОНЫ АССР)» (статья 111).

В 1978 году на герб СОАССР (также, как и на герб РСФСР) была добавлена красная звезда.

Современный герб

24 ноября 1994 года был утверждён и принят Парламентом Закон № 521 о гербе республики. Автор рисунка — Мурат Джигкаев. Прообразом герба послужил рисунок «знамени Осетии» Вахушти Багратиони, датированный 1735 год. На красном знамени был изображён переднеазиатский (персидский, кавказский) леопард (барс) на фоне голубых гор. Отождествление рисунка со снежным барсом (ирбис) является ошибочным. Ирбис никогда не водился на Кавказе. Переднеазиатский леопард (лат. Panthera pardus ciscaucasica или Panthera pardus saxicolor) может быть внешне (в зависимости от окраски) очень похожим на снежного барса.

Флаг Республики Северная Осетия-Алания

Флаг республики был утвержден Законом №522 от 24 ноября 1994 года "О Государственном флаге Республики Северная Осетия-Алания".

Описание флага республики: Государственный флаг Республики Северная Осетия-Алания представляет собой полотнище прямоугольной формы, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз полос белого, красного и желтого цветов шириной в одну треть ширины флага каждая. Отношение ширины флага к его длине - 1:2.

Цвета флага Северной Осетии являются символами моральной чистоты (белый), воинской доблести (красный) и изобилия и благодати (жёлтый). Эти цвета и понятия, которые они символизируют, связаны с социальной структурой древнеосетинского (скифского и аланского) общества и являются отражением этой структуры.

История

Флаг Северо-Осетинской АССР (1937—1938 гг.)

По Конституции СССР 1936 года и Конституции РСФСР 1937 года Северо-Осетинская автономная область была преобразована в Северо-Осетинскую АССР. Конституция Северо-Осетинской АССР была утверждена 3 июля 1937 года. Чрезвычайным VII съездом Советов Северо-Осетинской АССР и её статьёй 112 было установлено:

«Государственным флагом Северо-Осетинской А.С.С.Р. является государственный флаг Р.С.Ф.С.Р., который выполнен из красной ткани, с левой стороны вверху под древком золотыми буквами написано „Р.С.Ф.С.Р.“ на русском и осетинском языках; под „Р.С.Ф.С.Р.“ более мелкими буквами дописано „Северо-Осетинская А.С.С.Р.“ на русском и осетинском языках».

В то время осетинская письменность имела латинский алфавит и надпись на осетинском языке, соответственно была на латинице.

Флаг Северо-Осетинской АССР (1938—1954 гг.)

28 июля 1938 года бюро Северо-Осетинского обкома ВКП (б) приняло постановление о введении с 15 августа 1938 года алфавита осетинской письменности на основе русской графики. Поэтому надпись на осетинском языке стала выполняться кириллицей.

16 июня 1954 года шестая сессия Верховного Совета Северо-Осетинской АССР приняла Закон Северо-Осетинской АССР «О Государственном флаге Северо-Осетинской Автономной Советской Социалистической Республики», которым была установлена новая редакция статьи 112 Конституции (Основного закона) Северо-Осетинской АССР:

«Государственным флагом Северо-Осетинской Автономной Советской Социалистической Республики является Государственный флаг Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, состоящий из красного полотнища со светло-синей полосой у древка во всю ширину флага. Светло-синяя полоса составляет одну восьмую длины флага, в левом верхнем углу красного полотнища изображены золотые серп и молот и над ними красная пятиконечная звезда, обрамленная золотой каймой, под серпом и молотом надпись: „Северо-Осетинская А.С.С.Р.“ на русском и осетинском языках. Отношение ширины флага к длине 1:2».

Флаг Северо-Осетинской АССР (1981—1991 гг.)

24 июня 1981 года Указом Президиума Верховного Совета Северо-Осетинской АССР было введено «Положение о Государственном флаге Северо-Осетинской Автономной Советской Социалистической Республики», в котором уточнялось:

«… Надписи „Северо-Осетинская АССР“ на русском и осетинском языках размещаются горизонтально в две строки ниже рукоятки серпа на 1/16 ширины флага. Первая буква первой строки и рукоятка серпа находятся на одной вертикали. Расстояние одной строки от другой равняется 1/25 ширины флага. Размер букв составляет 1/16 ширины флага».

При этом звезда, серп и молот, а также надписи выполнялись только на лицевой стороне флага.

Флаг Северо-Осетинской ССР (2 октября 1991 — 10 декабря 1991)

20 июля 1990 года третья сессия Верховного Совета Северо-Осетинской АССР приняла Декларацию о государственном суверенитете, согласно которой Северо-Осетинская АССР преобразовывалась в Северо-Осетинскую ССР. Однако старый советский флаг АССР по-прежнему оставался официальным до 2 октября 1991 года, когда Постановлением Верховного Совета Северо-Осетинской ССР был утверждён новый флаг:

«Государственный флаг Северо-Осетинской Советской Социалистической Республики представляет собой полотнище из трёх равновеликих горизонтально расположенных полос: верхней — белого, средней — красного, нижней — жёлтого цветов. Отношение ширины флага к его длине — 1:2».

10 декабря 1991 года Указом Президиума Верховного Совета Северо-Осетинской ССР было уточнено, что:

«Государственный флаг Северо-Осетинской Советской Социалистической Республики представляет собой полотнище из трёх равновеликих горизонтально расположенных полос: верхней — белого, средней — пурпурного, нижней — золотистого цветов. Отношение ширины флага к его длине — 1:2».

12 ноября 1994 года Верховный Совет республики принял новую Конституцию, согласно которой республика получила своё нынешнее название — Республика Северная Осетия-Алания. 24 ноября 1994 года Верховный Совет Республики Северная Осетия-Алания своим постановлением № 522 принял Закон Республики Северная Осетия — Алания «О Государственном флаге Республики Северная Осетия — Алания», которым устанавливался нынешний флаг Республики Северная Осетия.

Республикæ Цæгат Ирыстон-Аланийы паддзахадон гимн

Зæрин хур йæ тынтæ нывæнды фæлмæн
Нæ фыдæлты рагон уæзæгыл рæдауæй...
Арвы бын калы, фæрдыгау, тæмæн
Ирыстон йæ адæмты фарнæй.

Заманты тарæй æрттивы, зынгау,
Дæ уидаг — нæ Ивгъуыд, нæ Абон, нæ Фидæн...
Барвæсс нæ куывдыл, Хуыцæутты Хуыцау!
Уастырджи, рафæлгæс, табу — Дæхицæн!

БАЗАРД:

Кад æмæ радимæ фидæнмæ кæс!
Амондæй абузæд, ронгау, дæ цард!
Амонд, мысайнагау, фидæнма хæсс!
Дæ кæстæр дын басгуыхæд кард æмæ уарт!

Фæлтæрæй-фæлтæрмæ фæцæуæд дæ фарн!
Рын æмæ сонæй дæ хизæд хъысмæт!
Хистæры намыс, кæстæры æхсар!
Хурау дын царды цырагъдарæг уæнт!

БАЗАРД:

Кад æмæ радимæ фидæнмæ кæс!
Фарнимæ абузæд, ронгау, дæ цард!
Амонд, мысайнагæy адæмтæн хæсс!
Уастырджи, рафæлгæс! Табу — Дæхицæн!

Государственный гимн Республики Северная Осетия-Алания

Под утренним солнцем, на древней земле
Алмазом сверкает наш ИР величавый.
Мы пронесли через тысячу лет
Аланскую гордость и славу.

Здесь прошлое с будущим в симде сошлись,
А нынешний день наш — творец и мечтатель.
Песня, лети в поднебесную высь!
О, Уастырджи, дай нам твоей благодати!

ПРИПЕВ:



Счастлива будешь, родная земля!
Ведь щит мы, и меч, и надежда твоя!

Пусть мужество младших и мудрость отцов
С нами пребудут во веки веков.
Горы не терпят насилья и зла.
Наша дорога пряма и светла.

ПРИПЕВ:

Крылья орлиные мчат нас вперёд.
Полнится чаша трудов и забот.
Дети Осетии, будем, как братья!
Уастырджи, дай нам твоей благодати!



Просмотров