Флаг красный синий желтый горизонтальные полосы страна. Чей флаг сине-жёлто-красный? История флага Румынии

вид наказания, предусмотренный п. "в" ст. 44 и ст. 48 УК РФ и заключающийся в лишении перечисленных званий и наград, которые могут быть наложены исключительно в виде дополнительного наказания за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Данный вид наказания оказывает моральное воздействие на осужденного, а равно лишает его преимуществ и льгот, установленных для лиц, имеющих перечисленные звания, а в ряде случаев ограничивает дальнейшую профессиональную карьеру осужденного (например, военнослужащего). Воинские звания - это звания, принятые в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках (например, пограничных), органах внешней разведки, федеральных органах службы безопасности, установленные Законом РФ "О воинских обязанностях и воинской службе" от 11 февраля 1993 г. (Ведомости РФ. 1993. ¦ 9. Ст. 325). К воинским званиям относятся следующие: рядовой, матрос, ефрейтор, сержант, старшина, прапорщик, мичман, лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор и т. д. Специальными являются звания, присвоенные работникам органов внутренних дел, дипломатической, таможенной, налоговой службы и т. д. Порядок присвоения специальных званий, предоставление в связи с ними льгот и преимуществ определяются соответствующими нормативно-правовыми актами. Например, перечень и порядок присвоения и пожизненного сохранения специальных званий начальствующего состава работников органов внутренних дел регламентирован ст. 6 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации от 23 декабря 1992 г., с изменениями от 24 декабря 1993 г. (Ведомости РФ. 1993. ¦ 2. Ст. 70; САПП. 1993. ¦ 52. Ст. 5086). К почетным званиям относятся: заслуженный или народный артист, народный учитель, заслуженный деятель науки РФ и др. Порядок их присвоения регламентируется Положением о почетных званиях, утвержденным Указом Президента "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении Положения о почетных званиях и описании нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации" от 30 декабря 1995 г. (Российская газета. 1996. 13 февр.). Классными чинами являются чины, присваиваемые государственным служащим, занимающим государственные должности. Например, действительный государственный советник Российской Федерации, государственный советник 1, 2 и 3 класса, советник государственной службы 1, 2 и 3 класса и т. д. Присвоение классных чинов регламентируется Положением о федеральной государственной службе, утвержденным Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. ¦ 2267 (Российская газета. 1993. 24 дек.). Данный вид наказания не распространяется на все виды званий, носящих квалификационный характер, т. е. подтверждающие признанный государством уровень профессионального мастерства. К ним относятся ученые степени и звания, спортивные звания, профессиональные квалификационные разряды. Государственными наградами в соответствии с п. 1 Положения о государственных наградах являются звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации, а также почетные звания. Положение о государственных наградах Российской Федерации утверждено Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. ¦ 442 "О государственных наградах Российской Федерации" с изменениями от 1 июня 1995 г. (САПП. 1994. ¦ 10. Ст. 775; СЗ РФ. 1995. ¦ 23. Ст. 2207). В соответствии с п. 17 данного Положения лишение государственных наград может быть произведено только Президентом РФ по представлению суда в случае осуждения награжденного за тяжкое преступление. О лишении государственных наград издается указ Президента РФ. Ордена, медали, знаки отличия и нагрудные знаки к почетным званиям, документы о награждении, принадлежащие лицу, лишенному государственных наград, изымаются правоохранительными органами и направляются в Службу государственных наград Президента РФ. Положение предусматривает возможность восстанов

Еще по теме ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО, ВОИНСКОГО ИЛИ ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ. КЛАССНОГО ЧИНА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАГРАД:

  1. 3.17. УЧЕТ СПЕЦИАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА (СПЕЦИАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА, СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ, СПЕЦИАЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ)
  2. Ограничение дееспособности гражданина, признание гражданина недееспособным. Ограничение или лишение несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться своими доходами.
  3. 74.Ограничение дееспособности гражданина, признание гражданина недееспособным, ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами.

1. Нормативная характеристика, данная в ст. 48 УК РФ, гласит: "При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград".

392 Глава 15.

Понятие, виды и цели наказания

Предписания данной статьи в основном повторяют предписания ст. 36 УК РСФСР. Изменения состоят в следующем: внесено указание на возможность лишения классного чина, что отсутствовало в ст. 36 УК РСФСР; установлено право суда лишить лицо перечисленных в статье отличий и государственных наград, тогда как в ст. 36 УК РСФСР суд лишь решал вопрос о целесообразности внесения представления в соответствующие органы, которые и решали вопрос окончательно; в отличие от ранее действовавшего законодательства (ст. 36), связывавшего применение данного вида наказания с совершением тяжкого преступления, применение данного вида наказания возможно при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, что, впрочем, представляет редакционную особенность, отражающую новую классификацию преступлений.

Применяется это наказание, как указано в ст. 45 УК РФ, только в качестве дополнительного.

Содержание наказания. Данный вид наказания: а) оказывает психологическое воздействие на осужденного, который лишается знаков отличия, полученных им за прошлую деятельность и, как правило, значимых для него; б) возможно, ограничивает дальнейшую профессиональную деятельность осужденного, поскольку она может быть связана с наличием определенного специального или воинского звания, и поскольку лишение этих знаков отличия (наряду с судимостью) создает дополнительные препятствия для профессиональной карьеры лица, отбывшего наказание, продолжает свое негативное воздействие на положение осужденного и после погашения или снятия судимости; в) оказывает прямое или косвенное экономическое воздействие на осужденного, ибо лишение отличий и наград может привести к потерям различных льгот имущественного характера, что также будет носить более длительный характер, чем собственно судимость.

Приведенная характеристика содержания данного вида наказания конкретизируется описанием правовых благ, которых оно лишает осужденного.

Специальные звания и классные чины присваиваются в настоящее время работникам многих ведомств, в частности органов внутренних дел, прокуратуры, суда, Федеральной службы безопасности, таможенной службы, дипломатической службы и др. Порядок присвоения и лишения специальных званий и классных чинов определяется соответствующими нормативно-правовыми актами. Например, перечень, порядок присвоения и пожизненное сохранение специальных званий начальствующего состава работников органов внутренних дел регламентированы ст. 6 "Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации" от 23 декабря 1992 г. с изменениями от 24 декабря 1993 г.1 Воинские

См.: ВВС РФ. 1993. № 2. Ст. 70; САПП РФ. 1993. № 52. Ст. 5088.

§ 5. Отдельные виды наказания 393

звания установлены Законом РФ "О воинской обязанности и воинской службе" от 11 февраля 1993 г.

Специальные звания присваиваются работникам органов внутренних дел, таможенной и налоговой служб, дипломатической службы и некоторых других.

В соответствии со ст. 45 этого Закона званиями, принятыми в Вооруженных Силах Российской Федерации и других войсках (пограничных), органах внешней разведки, службы безопасности являются: рядовой, матрос, ефрейтор, сержант, старшина, прапорщик, лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник и т.

Почетными званиями являются: заслуженный или народный артист, заслуженный деятель науки Российской Федерации и др. в соответствии с Положением о почетных званиях, утвержденным Указом Президента РФ "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении Положения о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации" от 30 декабря 1995 г.1

Классные чины присваиваются государственным служащим, занимающим государственные должности, например чин действительного государственного советника.

Классные чины могут иметь и иные наименования, например старший советник юстиции, советник юстиции, которые присваиваются прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О прокуратуре Российской Федерации"» от 17 ноября 1995 г.2

Предписания данной статьи не распространяются на все виды званий, носящих квалификационный характер, т. е. подтверждающих признанный государством уровень профессионального мастерства. К такого рода званиям относятся ученые степени и звания, спортивные звания, профессиональные квалификационные разряды.

Государственными наградами в соответствии с п. 1 Положения о государственных наградах являются: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации, а также почетные звания3. В соответствии с п. 17 Положения лишение государственных наград может быть произведено только Президентом Российской Федерации по представлению суда в случае, если награжденный осужден за тяжкое преступление.

О лишении государственных наград издается Указ Президента Российской Федерации. Ордена, медали, знаки отличия и нагрудные знаки к почетным званиям, документы о награждении, принадлежащие лицу, лишенному государственных наград, изымают-

ГСЗ РФ. 1996. № 2. Ст. 64.

2 СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

3 СЗ РФ. 1995. № 23. Ст. 2207.

Глава 15. Понятие, виды и цели наказания

ся правоохранительными органами и направляются в Службу государственных наград Президента Российской Федерации. Положение предусматривает возможность восстановления в правах на государственные награды при отмене приговора по реабилитирующим основаниям.

В соответствии со ст. 61 УИК РФ суд, вынесший приговор о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, после вступления его в законную силу направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин или наградившему его государственной наградой. Это должностное лицо в установленном порядке вносит в соответствующие документы запись о лишении осужденного указанных звания, чина, наград, а также принимает меры по лишению осужденного прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующие звание, чин или награды. Копия приговора суда в отношении военнослужащего запаса направляется в военный комиссариат по месту воинского учета. Установлена обязанность должностного лица в течение месяца со дня получения копии приговора сообщить в суд, вынесший приговор, о его исполнении.

Осужденное за тяжкое либо особо тяжкое преступление лицо, имеющее воинское, специальное звание, ранг,

чин или квалификационный класс, может быть лишено

по приговору суда этого звания, ранга, чина или квалификационного класса.

Данная статья может применяться при осуждении

за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления.

Применяется это наказание только в качестве дополнительного (ч.2. ст. 52).

2. Лишение воинского или специального звания, предусмотренное ст. 54, суд вправе применить к лицу, совершившему тяжкое или особо тяжкое преступление и тем

самым опорочившему присвоенное ему звание. Суд решает вопрос о назначении этого наказания исходя из общих

начал назначения наказания (ст. 65 УК). В контексте положений ст. 52 УК ранги, чины и квалификационные классы являются специальными званиями в широком значении этого понятия. Не относится к компетенции суда

лишение государственной награды (ордена, медали, почетного звания), ученой степени или звания.

3. Военнослужащие и военнообязанные подразделяются на рядовой состав, сержантский и старшинский состав,

состав прапорщиков и мичманов и офицерский состав, который подразделяется на младший и высший офицерский

состав. Каждому военнослужащему и военнообязанному

присваивается воинское звание. Все звания в Вооруженных Силах Украины и других войсках подразделяются

на армейские и флотские. Устанавливаются следующие

военные звания: рядовой, матрос, старший солдат, старший матрос (рядовой состав), младший сержант, старшина

2 статьи, сержант, старшина 1 статьи, старший сержант,

главный корабельный старшина (сержантский и старшинский состав), прапорщик, мичман, старший прапорщик, старший мичман (состав прапорщиков и мичманов), младший

лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан, капитан-лейтенант (младший офицерский состав), майор, капитан 3 ранга, подполковник, капитан 2 ранга, полковник,

капитан 1 ранга (старший офицерский состав), генералмайор, контр-адмирал, генерал-лейтенант, вице-адмирал, генерал-полковник, адмирал, генерал армии Украины (высший офицерский состав). К воинским званиям граждан,

состоящих в запасе или отставке, прибавляются соответственно слова -запаса- или -в отставке-. Воинские звания присваиваются в соответствии с временными положениями о прохождении военной службы разными категориями военнослужащих, которые были утверждены

(см.: п. 24 Временного положения о прохождении военной службы солдатами, матросами, сержантами и старшинами; п.18 Временного положения о прохождении военной службы лицами офицерского состава. //Вшськове законодавство Украши: Зб1рник нормативних акт!в.- К.,

1996.- С.с. 122, 142, 156-157).

Лишение воинского звания осуществляется должностными лицами, которым предоставлено право присваивать

воинские звания, а также по приговору суда в случае дискредитации военнослужащим своей чести и достоинства

(см., например, п.30 Временного положения происхождении военной службы лицами офицерского состава). Военнослужащие срочной службы (кроме тех, которые имеют

звания рядового и матроса) могут быть лишены воинского звания в порядке, предусмотренном Дисциплинарным

уставом Вооруженных Сил Украины (см. п.4 ст. 5 Закона

О всеобщей воинской обязанности и военной службе- от

25 марта 1992г. //Закони Украши. Том 3.- К., 1996. С. 157). В соответствии с абз. 10 п. 15 Инструкции относительно порядка применения отдельных статей Временного положения о прохождении военной службы солдатами,

матросами, сержантами и старшинами, утвержденной приказом Министерства обороны от 11 августа 1993г. -181

и зарегистрированной в Министерстве юстиции 31 августа 1993 г. под - 118 (Закон i б!знес.- 1993.- 24 сентября), военнослужащие, проходящие воинскую службу по

контракту и имеющие звания -старший солдат- (-старший матрос-) и выше, могут быть лишены этих воинских

званий: а) по приговору суда в случае совершения ими

преступления; б) за систематическое совершение проступков, которые дискредитируют звание военнослужащего.

Постановлением Президиума Верховного Совета Украины от 21 февраля 1994г. -О воинских званиях судей

военной коллегии Верховного Суда Украины- (Ведомости

Верховного Совета Украины.- 1994.- -24.- Ст. 192) в

соответствии со штатным расписанием судьям военной

коллегии Верховного Суда Украины устанавливаются такие воинские звания: председатель коллегии - генералполковник, заместитель председателя коллегии - генерал-лейтенант, судья коллегии - генерал-майор. Воинские

звания судьям военной коллегии Верховного Суда Украины присваивает Президент Украины.

Кроме военнослужащих Вооруженных Сил Украины,

воинские звания имеют также военнослужащие Национальной гвардии Украины, Службы безопасности Украины,

Пограничных войск Украины, войск гражданской обороны,

войск внутренней и конвойной охраны МВД Украины,

Управления охраны высших должностных лиц Украины

и иных военных формирований, созданных в соответствии

с законодательством Украины.

3. Специальные звания присваиваются Президентом

Украины (высшие специальные звания), а также руководителями соответствующих ведомств.

Постановлением Верховного Совета Украины от 22 апреля 1993 г. -О специальных званиях, форменной одежде и

знаках различия в органах внутренних дел Украины- (Ведомости Верховного Совета Украины. -1993. - - 22. Ст. 234) установлены следующие специальные звания: рядовой милиции, рядовой внутренней службы (рядовой состав), младший сержант милиции, младший сержант внутренней службы, сержант милиции, сержант внутренней

службы, старший сержант милиции, старший сержант внутренней службы, старшина милиции, старшина внутренней

службы, прапорщик милиции, прапорщик внутренней

службы, старший прапорщик милиции, старший прапорщик внутренней службы (младший начальствующий состав), младший лейтенант милиции, младший лейтенант

внутренней службы, лейтенант милиции, лейтенант внутренней службы, старший лейтенант милиции, старший лейтенант внутренней службы, капитан милиции, капитан внутренней службы (средний начальствующий состав), майор

милиции, майор внутренней службы, подполковник милиции, подполковник внутренней службы, полковник милиции, полковник внутренней службы (старший начальствующий состав), генерал-майор милиции, генерал-майор

внутренней службы генерал-лейтенант милиции, генераллейтенант внутренней службы, генерал-полковник милиции, генерал-полковник внутренней службы Украины (высший начальствующий состав). Порядок присвоения специальных званий младшего начальствующего состава и

рядового состава органов внутренних дел определяется

МВД. Специальные звания старшего и среднего начальствующего состава присваиваются в порядке, определяемом

Кабинетом Министров, а высшего начальствующего состава - Президентом Украины по представлению Министра внутренних дел. Лица начальствующего состава могут быть лишены специальных званий в случаях утраты

гражданства Украины или приговором суда, вступившим

в законную силу.

4. В соответствии со ст. 15 Закона -О государственной налоговой службе в Украине- от 4 декабря 1990 г. в

Том 1. - К., 1996.- С.с. 45-46) должностным лицам

государственных налоговых администраций присваиваются специальные звания: главный государственный советник налоговой службы, государственный советник налоговой службы I, II или III ранга, советник налоговой службы I, II или III ранга, инспектор налоговой службы I, II или

III ранга. Положение о специальных званиях и их при142

своения в данном случае утверждается Кабинетом Министров Украины.

Специальные звания работников налоговой милиции

установлены Законом -О государственной налоговой службе в Украине- (ст. 24 в редакции Закона от 5 февраля

Специальные звания работников таможенной службы

О персональных званиях государственной таможенной службы Украины- (Ведомости

Верховного Совета Украины.- 1992.- -19.- Ст. 26).

5. Постановлением Верховного Совета Украины от

31 января 1992 г. -О дипломатических рангах Украины- (Ведомости Верховного Совета Украины.- 1992.-18.- Ст. 236) установлены такие ранги: Чрезвычайный и Полномочный Посол, Чрезвычайный и Полномочный Посланник первого класса, Чрезвычайный и Полномочный Посланник второго класса, советник первого класса, советник второго класса, первый секретарь первого

класса, первый секретарь второго класса, второй секретарь первого класса, второй секретарь второго класса, третий секретарь, атташе. Уполномоченные дипломатические

ранги посла и посланников присваивает Президент Украины, другие дипломатические ранги - министр иностранных дел.

16 декабря 1993 г. Верховный Совет Украины принял Закон -О государственной службе- (Закони Украши.

Том 6.- К., 1996.- С.с. 231-244), который определяет

общие принципы деятельности, а также статус государственных служащих, работающих в государственных органах и в их аппарате. Государственная служба - это

профессиональная деятельность лиц, которые занимают

должности в государственных органах и получают заработную плату за счет государственных средств (ч. 1

ст. 13 Закона).

Принятие на государственную службу, продвижение по

ней служащих, стимулирование их труда, решение других

вопросов, связанных со службой, проводится в соответствии с категориями должностей служащих, а также согласно рангам, которые им присваиваются. Закон устанавливает семь категорий должностей служащих (ст. 25). Основными критериями классификации должностей государственных служащих является организационно-правовой уровень органа, который принимает их на работу, объем и характер компетенции на конкретной должности,

роль и место должности в структуре государственного органа. В соответствии со ст. 26 Закона устанавливаются

такие ранги государственных служащих: служащим, занимающим соответственно должности, отнесенные к первой категории, могут быть присвоены 3, 2 и 1 ранги, второй категории - 5, 4 и 3 ранги, третьей категории - 7, 6 и

Положение о рангах служащих утверждает Кабинет

Министров Украины. Ранг служащему присваивается в

соответствии с должностью, которую он занимает, уровнем профессиональной квалификации и результатов работы. Ранги, соответствующие должностям первой категории, присваиваются Президентом Украины, второй категории - Кабинетом Министров Украины, третьейседьмой категории - руководителем государственного

органа, в системе которого работает государственный служащий. В трудовой книжке государственного служащего делается запись о присвоении, изменении и лишении

соответствующего ранга.

200 утверждена -Инструкция о порядке присвоения рангов государственным служащим управлений видов Вооруженных Сил Украины, военных округов и других, приравненных к ним органов военного управления, объединений

(армия, корпус) и военных комиссариатов-, которая зарегистрирована в Министерстве юстиции 4 ноября 1995 г. под

6. В соответствии с -Положением о классных чинах

работников органов прокуратуры Украины- установлено

10 классных чинов: государственный советник юстиции

Украины, государственный советник юстиции 1 класса,

государственный советник юстиции 2 класса, государственный советник юстиции 3 класса, сарший советник юстиции, советник юстиции, младший советник юстиции, юрист

1 класса, юрист 2 класса, юрист 3 класса. В соответствии с

Законом Украины -О прокуратуре- классные чины государственного советника юстиции 1 класса, государствен144

ного советника юстиции 2 класса, государственного советника юстиции 3 класса присваиваются Президентом

Украины, другие классные чины - Генеральным прокурором Украины.

2001 года предусматривает прохождение аттестации судьями хозяйственных судов, по результатам которой им

присваиваются квалификационные категории, а также специалистам и другим работникам хозяйственных судов,

должности которых подлежат квалификационной аттестации. В соответствии с Законом Украины -О квалификационных комиссиях, квалификационной аттестации и

дисциплинарной ответственности судей судов Украиныот 1 июля 2001 г. для судей установлено 6 квалификационных классов (высший, первый, второй, третий, четвертый, пятый).

7. Законом -О квалификационных комиссиях, квалификационной аттестации и дисциплинарной ответственности судей судов Украины- от 2 февраля 1994 г. (Закони

Украши. Том 7.- К.,1997.- С.с. 98-111) предусмотрено

(ст. 16), что в зависимости от должности, стажа и опыта

работы, уровня профессиональных знаний для судей пожизненно устанавливается семь квалификационных классов: высший, первый, второй, третий, четвертый, пятый и

(Закони Украши. Том 8.- К., 1997.- С.с. 225-260) установлено (ст. 16), что в зависимости от специализации и

уровня подготовки руководящих работников и специалистов, привлекаемых к производству судебных экспертиз или участвующих в разработках теоретической и методической базы, им присваивается квалификация судебного эксперта с разрешением производства определенного вида экспертиз и квалификационный класс. Порядок

проведения аттестаций и присвоения квалификационных

классов определяется министерствами и ведомствами, в

систему которых входят специализированные учреждения и ведомственные службы, производящие судебные

экспертизы.

8. Следует отметить, что сейчас, исходя из нового текста ст. 54, суд может сам, при наличии к тому оснований,

лишить лицо любого воинского звания, включая звание

высшего офицерского состава, равно как и любого специального звания, ранга, чина или квалификационного класса (выше приведен лишь примерный перечень нормативных актов, регламентирующих эти вопросы), независимо

от того, кем они были присвоены. В таком решении вопроса находит конкретное выражение принцип равенства

всех граждан перед законом, а также принцип независимости судебной власти.

9. Лишение воинского, специального звания, ранга, чина или квалификационного класса судом при наличии

оснований, указанных в ст. 54, является наказанием и влечет за собой неблагоприятные для осужденного последствия в виде лишения определенных прав, освобождения со

службы или устранения от должности.

Решение суда о лишении осужденного воинского или

специального звания, ранга, чина или квалификационного

класса должно быть изложено в резолютивной части приговора. При этом следует иметь в виду, что лицу, признанному виновным в совершении нескольких преступлений,

предусмотренных различными статьями Уголовного Кодекса либо частями или пунктами, дополнительное наказание, предусмотренное ст. 54, должно быть назначено за

одно или отдельно за несколько тяжких преступлений, а

потом по их совокупности. Назначение рассматриваемого дополнительного наказания только по совокупности

преступлений является недопустимым (см.: абз. 1 п.9

Постановления Пленума Верховного Суда Украины от

уголовного наказания-).

10. Порядок и условия исполнения наказания, предусмотренного п. 2 ст. 51 и ст. 54 УК, установлены гл.VI

Положения о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительнотрудового воздействия на осужденных, утвержденного

УДК 343.24

C.B. изосимов,

доктор юридических наук, доцент

Нижегородская академия МВД России

ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО, ВОИНСКОГО ИЛИ ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ, КЛАССНОГО ЧИНА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАГРАД КАК ВИД УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ

В статье рассматривается малоисследованный вопрос лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград как вид уголовного наказания, его особенности. Проводится анализ отдельных случаев лишения воинский званий, в том числе и необоснованных.

Действующая система уголовных наказаний знает лишь одно наказание, которое может назначаться только в качестве дополнительного, -лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ч. 3 ст. 45 УК)1. Данное наказание достаточно редко применяется в судебной практике . В этой связи некоторые авторы считают целесообразным "упразднить" его. Так, по мнению А.И. Сакаева, "дополнительное наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград следует исключить из системы наказаний и считать его мерой уголовно-правового характера, которая сопутствует осуждению к лишению свободы за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления" . Аналогичной позиции придерживается и С.И. Коновалова .

Видимо, в силу своей факультативности наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и

1 Федеральным законом РФ № 162-ФЗ от 8 декабря 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (СЗ РФ. - 2003. - № 50. - Ст. 4848) из системы уголовных наказаний был исключен такой дополнительный вид наказания, как конфискация имущества.

государственных наград не только остается недооцененным судьями, но и нечасто привлекает к себе исследовательское внимание ученых.

Как правило, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград рассматривается в связи с исследованием дополнительных видов наказаний или наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества .

Можно выделить, пожалуй, только одну монографическую работу, специально посвященную анализируемому виду наказания, написанную за десять лет действия нового уголовного законодательства, - кандидатское диссертационное исследование В.П. Мосиенко "Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград как вид наказания в российском уголовном праве" .

Получение чинов2, званий3 и наград4, а также их лишение как виды государственного поощрения и депоощрения , как правило, тесно

Под чином обычно понимается служебный разряд воен-

ных и гражданских служащих, с которыми связаны определенные должностные права и обязанности .

связаны с государственной службой, так как данные правовые блага зачастую являются производными от нее и зависят от вида государственной службы, занимаемой должности, что в целом определяет положение в государстве и обществе каждого, кто состоит на государственной службе .

В настоящее время система государственных наград определяется Положением "О государственных наградах Российской Федерации", утвержденным Указом Президента РФ № 442 от 2 марта 1994 г. в редакции от 25 ноября 2003 г. "О государственных наградах Российской Федерации" . В нем, в частности, отмечается, что "Государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством".

В ст. 191 Трудового кодекса РФ также говорится, что за особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

Государственными наградами Российской Федерации являются:

3 Звание является почетным наименованием, обычно связанным с наделением конкретного лица особыми правами и преимуществами, и, как правило, согласуется с рангами чинов и должностей, но непосредственно и точно с ними не связано .Существовал да и сейчас существует огромный перечень различных званий: воинские, ученые, специальные, почетные, квалификационно-профессиональные и т.п.

Награда - одна из форм поощрения, свидетельство признания особых заслуг . Русская наградная система возникла почти одновременно с образованием русского государства. Уже в XI - XII веках в Киевской Руси существовал обычай награждать за военные подвиги особым знаком отличия - золотой шейной гривной. В дальнейшем, в XV - XVI веках, на Руси появляется отсутствовавший в других странах мира того времени обычай массового награждения лиц, принимавших участие в том или ином походе, особыми наградными знаками - золотыми медалями. Награду получали все участники события, независимо от степени участия в нем, с той только разницей, что чем выше было положение награжденного, тем большим по размеру и весу знаком он отмечался. Обычай награждения всех участников отдельных кампаний отличал отечественную наградную систему от наградных систем любого из государств того времени.

Звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации;

Почетные звания Российской Федерации5.

П. 27 Положения "О государственных наградах Российской Федерации" устанавливает, что в системе государственных наград учреждены: орден Святого апостола Андрея Первозванного; орден "За заслуги перед Отечеством"; орден Жукова; орден Мужества; орден "За военные заслуги"; орден Почета; орден Дружбы; знак особого отличия - медаль "Золотая Звезда"; медаль ордена "За заслуги перед Отечеством"; медаль "За отвагу"; медаль "Защитнику свободной России"; медаль "За спасение погибавших"; медаль Суворова; медаль Ушакова; медаль Нестерова; медаль "За отличие в охране государственной границы"; медаль "За отличие в охране общественного порядка"; юбилейная медаль "50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг."; медаль Жукова; юбилейная медаль "300 лет Российскому флоту"; медаль "В память 850-летия Москвы"; знак отличия "За безупречную службу".

Кроме этого, названным Положением сохранены военный орден Святого Георгия и знак отличия - Георгиевский Крест; военные ордена Суворова, Ушакова, Кутузова, Александра Невского, Нахимова.

Помимо названных, установлены:

а) звание Героя Российской Федерации;

б) почетные звания6: "Летчик-космонавт Российской Федерации"; "Народный артист

Порядок лишения почетных званий и наград, присуждаемых международными организациями, общественными фондами, научными учреждениями, а также зарубежными государствами, как правило, определяется их уставами, международными договорами и соглашениями .

6 Относительно почетных званий необходимо отметить, что из анализа текста упомянутого выше «Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР» и действующего в настоящее время Положения «О государственных наградах Российской Федерации» следует, что почетные звания относились и относятся к видам государственных наград. В этой связи считаем целесообразным согласиться с предложением С.Л. Краснорядцева об исключении из текста ст. 48 УК РФ указания на почетные звания, с тем, чтобы, во-первых, устранить дублирование, и, во-вторых, избежать ошибочного представления о самостоятельной природе почетных званий .

Российской Федерации"; "Народный художник Российской Федерации"; "Заслуженный агроном Российской Федерации"; "Заслуженный артист Российской Федерации"; "Заслуженный архитектор Российской Федерации"; "Заслуженный ветеринарный врач Российской Федерации"; "Заслуженный военный летчик Российской Федерации"; "Заслуженный военный специалист Российской Федерации"; "Заслуженный военный штурман Российской Федерации"; "Заслуженный врач Российской Федерации"; "Заслуженный геолог Российской Федерации"; "Заслуженный деятель искусств Российской Федерации"; "Заслуженный деятель науки Российской Федерации"; "Заслуженный землеустроитель Российской Федерации"; "Заслуженный зоотехник Российской Федерации"; "Заслуженный изобретатель Российской Федерации"; "Заслуженный конструктор Российской Федерации"; "Заслуженный лесовод Российской Федерации"; "Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации"; "Заслуженный мастер производственного обучения Российской Федерации"; "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации"; "Заслуженный мелиоратор Российской Федерации"; "Заслуженный металлург Российской Федерации"; "Заслуженный метеоролог Российской Федерации"; "Заслуженный метролог Российской Федерации"; "Заслуженный механизатор сельского хозяйства Российской Федерации"; "Заслуженный пилот Российской Федерации"; "Заслуженный пограничник Российской Федерации"; "Заслуженный работник бытового обслуживания населения Российской Федерации"; "Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации"; "Заслуженный работник геодезии и картографии Российской Федерации"; "Заслуженный работник дипломатической службы Российской Федерации"; "Заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации"; "Заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации"; "Заслуженный работник культуры Российской Федерации"; "Заслуженный работник лесной промышленности Российской Федерации"; "Заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности Российской Федера-

ции"; "Заслуженный работник пищевой индустрии Российской Федерации"; "Заслуженный работник рыбного хозяйства Российской Федерации"; "Заслуженный работник связи Российской Федерации"; "Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации"; "Заслуженный работник социальной защиты населения Российской Федерации"; "Заслуженный работник текстильной и легкой промышленности Российской Федерации"; "Заслуженный работник торговли Российской Федерации"; "Заслуженный работник транспорта Российской Федерации"; "Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации"; "Заслуженный рационализатор Российской Федерации"; "Заслуженный сотрудник органов безопасности Российской Федерации"; "Заслуженный сотрудник органов внешней разведки Российской Федерации"; "Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации"; "Заслуженный спасатель Российской Федерации"; "Заслуженный строитель Российской Федерации"; "Заслуженный учитель Российской Федерации"; "Заслуженный химик Российской Федерации"; "Заслуженный художник Российской Федерации"; "Заслуженный шахтер Российской Федерации"; "Заслуженный штурман Российской Федерации"; "Заслуженный штурман-испытатель Российской Федерации"; "Заслуженный эколог Российской Федерации"; "Заслуженный экономист Российской Федерации"; "Заслуженный энергетик Российской Федерации"; "Заслуженный юрист Российской Федерации"7.

Ранее действовавшее "Общее положение об орденах, медалях и почетных званиях СССР", утвержденное Указом ПВС СССР от 3 июля 1979 г. "Об утверждении общего положения

об орденах, медалях и почетных званиях СССР", устанавливало почетные звания, во многом совпадающие с ныне существующими за исключением таких званий, как "Народный архитектор СССР"; "Народный врач СССР"; "Народный учитель СССР"; "Заслуженный парашютист-испытатель СССР"; "Заслуженный технолог СССР".

Почетные звания за различные достижения, большой личный вклад в той или иной сфере деятельности могут устанавливаться субъектами Российской Федерации. К почетным званиям следует относить также знаки отличия, присваиваемые в отдельных городах, например, "Почетный гражданин города" .

Следует отметить, что лишение государственных наград может быть произведено только Президентом РФ и оформляется в виде соответствующего Указа. Ордена, медали, знаки отличия и нагрудные знаки к почетным званиям, документы о награждении, принадлежащие лицу, лишенному государственных наград, изымаются правоохранительными органами и направляются в Службу государственных наград Президента РФ .

Вопрос о государственных наградах возникает и при применении акта амнистии в связи с наличием у осужденных юбилейных медалей: можно ли признавать указанные медали государственными наградами? В этом случае следует иметь в виду, что государственными наградами могут быть признаны ордена и медали, перечень которых дан в указанном выше Положении "О государственных наградах Российской Федерации" и в "Общем положении об орденах, медалях и почетных званиях СССР". Более четко вопрос о медалях решен в постановлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26 мая 2000 г. № 399-Ш ГД "О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов". В п. 6 названного Постановления указано, что подлежат амнистии лица, награжденные орденами СССР или Российской Федерации, и лица, награжденные медалями, перечень и наименование которых даны в подпункте "б" п. 6 Постановления.

В соответствии со ст. 48 УК, кроме государственных наград и почетных званий, о которых

В специальной литературе отмечается, что в настоящее время в России различают следующие виды званий: специальные, воинские, почетные, ученые, квалификационно-профессиональные, спортивные, академические, звания лауреатов премий и конкурсов, звания, присваиваемые по итогам смотров, а также классные чины. Вместе с тем необходимо особо подчеркнуть, что в порядке применения уголовного наказания лица, виновные в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, могут лишаться только специальных, воинских, почетных званий и классных чинов .

говорилось выше, осужденный может быть лишен специального, воинского звания или классного чина.

Специальные звания - это звания, присваиваемые в установленном соответствующими нормативными правовыми актами порядке работникам органов внутренних дел, Министерства по налогам и сборам РФ, дипломатической, таможенной служб и т.п.

Не относятся к специальным званиям ученые звания (например, старший научный сотрудник, доцент, профессор), ученые степени (кандидат наук, доктор наук), а также звания, носящие квалификационный характер, например, профессиональные квалификационные звания (токарь 3-го разряда, слесарь 4-го разряда и т.п.) и спортивные звания (кандидат в мастера спорта, мастер спорта и т.п.) .

Воинские звания представляют собой специальные наименования, персонально присваиваемые каждому военнослужащему и военнообязанному Вооруженных Сил России, Военно-морского флота, а также сотрудникам федеральной пограничной службы, федеральной службы безопасности, органов внешней разведки и других войск (например, железнодорожных, пограничных) . Воинскими являются звания, перечисленные в ст. 45 Федерального закона от 28 марта 1998 г. "О воинских обязанностях и военной службе" . Это солдаты и матросы; сержанты и старшины; прапорщики и мичманы; младшие, старшие и высшие офицеры. Указанные звания присваиваются с учетом служебного положения, воинской или специальной подготовки того или иного военнослужащего, принадлежащего к соответствующему роду войск или виду службы, а также в соответствии с заслугами.

Следует иметь в виду, что в качестве меры наказания может быть применено только лишение воинского или специального звания, но не снижение в звании .

Необходимо отметить, что судебная практика идет по пути лишения, как правило, офицерских званий. Однако имеют место случаи, и это вполне соответствует букве закона, лишения судом и сержантских званий. Так, Пятигорским

военным судом младший сержант Н. был осужден за превышение должностных полномочий с применением насилия (п. "а" ч. 3 ст. 286 УК РФ) к лишению свободы сроком на 3 года (санкция предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 3-х до 10 лет - тяжкое преступление). В соответствии со ст. 48 УК РФ, суд постановил применить в качестве дополнительного наказания к виновному лишение специального воинского звания "младший сержант" .

Вместе с тем в судебной практике встречаются случаи, когда, несмотря на то, что имеются все, предусмотренные законом условия для назначения виновному дополнительного наказания, предусмотренного ст. 48 УК РФ, данное наказание, однако, не применяется. Так, военнослужащий Р., имеющий звание старшины, был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 338 УК РФ ("Дезертирство"), и осужден к 6 годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Как видно из материалов дела, Р. совершил тяжкое преступление, по службе характеризовался отрицательно, до призыва в армию привлекался к уголовной ответственности. Несмотря на это, суд не лишил виновного имевшегося у него воинского звания8.

Нередко допускается необоснованное назначение анализируемого вида наказания. Так, Определением Военной Коллегии Верховного Суда РФ было принято решение об исключении из приговора Мирненского гарнизонного военного суда от 15 мая 2001 г., определения 3 окружного военного суда от 20 июля 2001 г. и постановления Президиума 3 окружного военного суда от 18 октября 2001 г. наказания в виде лишения осужденного Ч. воинского звания "капитан". В ходе разбирательства по делу было установлено, что военнослужащий войсковой части № 30107 капитан Ч. совершил хищение чужого имущества путем обмана (ч. 1 ст. 159 УК), что относилось в момент совершения дан-

ного деяния к категории преступлений средней тяжести (в настоящее время это преступление отнесено к разряду деяний небольшой тяжести), а в соответствии со ст. 48 УК РФ дополнительное наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград может быть назначено лишь при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления .

В другом случае Определением Военной Коллегии Верховного Суда РФ дополнительное наказание в виде лишения виновного воинского звания "старший лейтенант" было исключено из приговора, поскольку оно не было назначено отдельно ни за одно из вмененных обвиняемому Щ. преступлений (хотя они и относились к категории тяжких и особо тяжких - п. "з" ч. 2 ст. 105, пп. "б", "в" ч. 3 ст. 162, ч. 2 ст. 222, п. "в" ч. 3 ст. 226 УК РФ)9.

В.П. Мосиенко отмечает, что в судебной практике встречаются случаи, когда рассматриваемый вид наказания назначается за деяния, не предусмотренные Уголовным кодексом . Основные же нарушения, как правило, связаны с невнимательностью и невдумчивым подходом судей при анализе норм УК о преступлениях, за совершение которых может быть применено данное дополнительное наказание. Порой в мотивировочной части приговора суды допускают нелогичные и противоречивые формулировки, которые к тому же не основываются на законе. Данный тезис иллюстрирует приговор военного суда в отношении военнослужащего Т., осужденного по ст. 292УК РФ ("Служебный подлог"). В соответствии со ст. 48 УК РФ, суд, кроме применения основного наказания в виде лишения свободы (условно), назначил дополнительное наказание - лишение осужденного воинского звания "старший лейтенант". Принятое решение суд "обосновал" следующим образом: "С учетом личности и обстоятельств дела, а также участия Т. в выполнении боевых задач в зонах вооружен-

См.: Обзор судебной практики военных судов Дальне- См.: Обзор судебной практики военных судов Дальне-

восточного военного округа по уголовным делам за I полуго- восточного военного округа по уголовным делам за I полугодие 1998 г. дие 1998 г.

ного конфликта в Чеченской и Ингушской Республиках, учитывая тяжелые условия пограничной службы и совершение Т. преступления впервые, будучи молодым офицером, суд считает возможным исправление Т. без отбывания наказания в виде лишения свободы и применяет ст. 73 УК РФ, назначая ему наказание условно, но с лишением права занимать должности, связанные с выполнением властных полномочий, и с лишением, в соответствии со ст. 48 УК РФ как совершившего тяжкое преступление, воинского звания "старший лейтенант"10.

Как видим, решение суда является, по меньшей мере, странным.

Во-первых, преступление, за которое привлекается к ответственности виновный не относится к разряду тяжких, а является преступлением небольшой тяжести. Данное обстоятельство сразу же исключает назначение дополнительного наказания, предусмотренного ст. 48 УК.

Во-вторых, если даже гипотетически предположить, что преступление, за которое виновный привлекается к ответственности, является тяжким, то решение суда выглядит еще более парадоксальным и нелогичным, так как характеристика личности виновного, которую суд обязан учитывать при назначении рассматриваемого вида дополнительного наказания, в данном случае никак не повлияла на принятие судебного решения.

Классные чины - это квалификационные чины, которые присваиваются в установленном законом порядке государственным служащим, занимающим государственные должности Российской Федерации или субъектов Федерации (действительный государственный советник РФ, государственный советник 1, 2 или 3 класса, советник государственной службы 1, 2 или 3 класса), сотрудникам органов прокуратуры, следователям, судьям (Действительный государственный советник юстиции, Государственный советник юстиции 1, 2 или 3 класса,

10 Обзор судебной практики Северо-Кавказского окружного военного суда по применению норм УК РФ за период с 1998 по 1999 гг.

старший советник юстиции, советник юстиции, младший советник юстиции, юрист 1, 2 или 3 класса). Аналогичные классные чины присваиваются сотрудникам министерств иностранных дел, морского флота, путей сообщения.

Вопрос о лишении званий и чинов может решаться как в отношении лиц, состоящих на службе, так и ушедших в запас или отставку . В отличие от ранее действовавшего законодательства, суд может самостоятельно по приговору лишить осужденного любого воинского, специального или почетного звания, классного чина и государственной награды независимо от того, какой орган или какое должностное лицо присвоили это звание, чин или удостоили награды11.

Судебная практика показывает, что в некоторых случаях при назначении наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград суды не всегда учитывают принципы действия закона во времени. Кроме того, при назначении данного наказания по смыслу ст. 48 УК РФ следует конкретно указывать, чего именно лишается осужденный. Причем за пределы названных званий, чинов и наград суд выходить не должен .

В этой связи интерес представляет следующий случай. Судом первой инстанции П. и Ш. были признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ст. 102 УК РСФСР. Вместе с назначенным в отношении осужденных основного наказания в виде лишения свободы они были дополнительно лишены государственных наград: медалей "За отвагу", "За отличие в воинской службе" и ордена "Орден Мужества". Однако кассационная инстанция совершенно справедливо исключила из приговора указание о лишении наград, поскольку действующая на день совершения преступления ст. 36 УК РСФСР

11 В связи с распадом СССР возник вопрос о возможности лишения осужденного ордена или медали, которыми он был награжден, либо звания, присвоенного ему Указом Президиума Верховного Совета СССР, Советом Министров СССР, Президентом СССР. Поскольку Россия является правопреемником СССР, вопрос о лишении соответствующих званий или наград должен решаться по тем же правилам, что и в отношении наград Российской Федерации, то есть судом .

не предусматривала права суда при постановлении приговора лишать государственных наград, кроме того, в силу ст. 10 УК РФ, устанавливающей, что закон, ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет, суд не вправе был руководствоваться ст. 48 УК РФ12.

Как отмечалось ранее, рассматриваемое дополнительное наказание не может применяться к лицам, осужденным за преступления, не являющиеся тяжкими или особо тяжкими. Законодатель, таким образом, значительно сузил круг преступлений, по которым возможно его назначение, что в какой-то мере сокращает возможности суда в индивидуализации наказания и смягчает уголовную репрессию в отношении лиц, имеющих права и блага, лишение которых предусмотрено ст. 48 УК РФ, и совершивших преступления небольшой или средней тяжести. Это, однако, не лишает суд права вынести частное определение о совершении осужденным действий, несовместимых с присвоенным ему званием, например, при осуждении лица, имеющего звание заслуженного врача Российской Федерации, за неоказание помощи больному по ст. 124 УК, хотя это преступление не является ни тяжким, ни особо тяжким .

Частное определение направляется органу или должностному лицу, присвоившему данное звание, в том числе и Президенту Российской Федерации. Эти лица вправе лишить осужденного присвоенного звания и награды. Однако решение по существу принимает не суд, а соответствующий орган или должностное лицо, причем лишение лица звания в таком порядке дополнительным наказанием не является.

По мнению В.П. Мосиенко, ограничив применение наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград только за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, законодатель тем самым дал возможность лицам, совершившим преступления иной категории тя-

См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второе полугодие 1997 г. (по уголовным делам) (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 14 января 1998 г.) // Определение № 77-097-26.

жести, исправиться либо встать на путь исправления . Однако, по мнению автора, ис-правительно-воспитательное значение этого наказания на осужденного не очень велико, поскольку в большинстве случаев позорящее воздействие наказания (особенно лишение воинского звания), направленное на психологическую сторону личности осужденного, не достигает своей цели. Более того, оно может привести к озлоблению осужденного, усилению его асоциальных наклонностей, способствовать его отчуждению от общества ("поставлен вне закона"). В то же время данное наказание подчеркивает осуждение преступного поведения виновного судебными органами и государством в целом.

Правильность закрепленного в УК законодательного решения, а именно применение рассматриваемого вида наказания только за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, поставил под сомнение В.П. Щупленков, который полагал, что было бы более верным разрешить суду назначать осужденным наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград при совершении преступлений любой категории тяжести, если виновные своим поведением показали, что не достойны их иметь .

С этим предложением согласны A.C. Мих-лин , С.Л. Краснорядцев , A.C. Колосов , С.Ф. Милюков , О.В. Старков и Т.В. Непомнящая . Автор статьи также солидарен с таким решением. Представляется, что совершенно прав С.Ф. Милюков, отмечающий, что решающее значение при принятии судом решения о назначении или о неназначении виновному рассматриваемого вида наказания имеют характер и конкретные обстоятельства совершения соответствующего преступного деяния. "Например, нецелесообразно лишать боевой награды человека, причинившего тяжкий вред здоровью потерпевшего в обоюдной драке. Другое дело, если это лицо совершило государственную измену или диверсию. Звание заслуженного работника торговли можно сохранить лицу, виновному в совершении насильственных действий сексуального характера, но вряд ли обоснованным будет сохранение в этом случае звания на-

родного учителя (особенно, если преступление совершено против ученика)" .

В связи с этим представляется необоснованным запрещение применять рассматриваемое наказание при совершении подсудимым преступления иной, нежели тяжкого или особо тяжкого, категории. Скажем, совершенное врачом принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (ст. 120 УК РФ), незаконное производство аборта (ст. 123 УК РФ) или неоказание помощи больному (ст. 124 УК РФ) должно, при определенных отягчающих обстоятельствах, влечь для виновного лишение почетного звания и (или) государственных наград .

По своей правовой природе наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград не отличается от иных видов уголовных наказаний . Вместе с тем ему присущи определенные особенности.

Во-первых, оно не предусмотрено в санкциях статей Особенной части УК РФ . Следовательно, в каждом случае совершения лицом тяжкого или особо тяжкого преступления суд обязан рассматривать вопрос о целесообразности применения анализируемого дополнительного наказания.

Во-вторых, назначение этого наказания, если для этого есть формальные основания, не обязанность, а право суда. При этом судам при рассмотрении дел и вынесении приговора, связанного с назначением данного наказания, следует учитывать обстоятельства дела, все данные, характеризующие личность виновного, и непременно задаваться вопросом, целесообразно ли лишать осуждаемого звания, чина или награды, если преступление совершено вследствие случайного стечения обстоятельств, в условиях нервно-психологических перегрузок, в экстремальной ситуации и т.п. В случаях, когда характер преступления и иные обстоятельства говорят о том, что виновный по своим деловым и моральным качествам не способен исполнять обязанности и занимать должности, которые соответствуют его званию (чину), суды не вправе сохранять звание осуждаемому .

При оценке данных, характеризующих личность виновного, следует учитывать:

а) его социально-демографическую характеристику, то есть пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья, наличие постоянного места работы и жительства, социальное и семейное положение и т.п. ;

б) его уголовно-правовую характеристику, то есть привлекался ли он ранее к уголовной ответственности; если привлекался, то осталась ли неснятой и непогашенной судимость, характер и степень общественной опасности ранее совершенного преступного деяния и т.д.;

в) его уголовно-исполнительную характеристику, то есть отбывал ли он ранее наказание, если да, то какое именно, поведение во время отбывания наказания, наличие поощрений и взысканий, отношение к труду, обучению, воспитательной работе и др. ;

г) его специальный статус, включающий в себя отношение лица к выполнению обязанностей, связанных с использованием специального, воинского звания или классного чина, продолжительность выполнения этих обязанностей, наличие либо отсутствие взысканий, поведение в быту, отношение к коллегам и другим гражданам, использование почетного звания или государственных наград в корыстных либо в иных личных интересах и т.п.;

д) его правовой статус, подтверждающий, что виновный является лицом, обладающим именно специальным, воинским либо почетным званием, классным чином и государственными наградами (в этом отношении, решая вопрос о применении ст. 48 УК РФ, суд должен располагать объективными сведениями о характере присущих такому лицу звания, чина либо наград);

е) использовал ли виновный свое положение либо свой особый статус в целях совершения преступного деяния .

В-третьих, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград может быть назначено виновному в дополнение к основному наказанию при осуждении его за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (ст. 48 УК РФ). Согласно ст. 15 УК РФ, тяжкими преступлени-

ями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы, а особо тяжкими - умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

В-четвертых, рассматриваемое наказание носит преимущественно "позорящий" характер и связано с морально-психологическим воздействием на осужденного .

В-пятых, оно является по своей сути видом государственного депоощрения, то есть состоит в лишении осужденного определенных привилегий и отличий, полученных за прошлую деятельность и, как правило, значимых для него.

В-шестых, оно влечет ограничения дальнейшей профессиональной деятельности осужденного, если она связана с наличием определенного специального или воинского звания и лишение этих знаков отличия (наряду с судимостью) создает дополнительные препятствия для профессиональной карьеры лица, отбывшего наказание, сохраняет свое негативное воздействие на положение осужденного и после погашения или снятия судимости .

В-седьмых, это наказание оказывает прямое или косвенное экономическое воздействие на осужденного, так как лишение чинов, наград и званий может привести к потерям различных льгот имущественного характера, установленных для соответствующих категорий лиц (отмена соответствующих льгот, прекращение определенных выплат и т.д.), что также носит более длительный характер, чем собственно судимость .

Исходя из указанных выше особенностей, характеризующих анализируемый вид наказания, можно дать ему следующее определение. Уголовное наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград - это дополнительное наказание, не закрепленное в санкциях статей Особенной части УК, которое назначается по усмотрению суда (с учетом данных, характеризующих личность виновного) в отношении лица, совершившего тяжкое или особо

тяжкое преступление, связанное с морально-психологическим воздействием на осужденного и являющееся по своей сути видом государственного депоощрения, влекущее определенные ограничения как экономического, так и профессионального характера, сохраняющее свое негативное воздействие на положение осужденного и после погашения или снятия судимости.

Список литературы

1. Непомнящая Т.В. Назначение уголовного наказания: теория, практика, перспективы. - СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юрид. центр Пресс", 2006.

2. Сакаев А.И. Система наказаний по уголовному праву России (история и современность): дис. ... канд. юрид. наук. - Казань, 1999. - С. 274.

3. Коновалова С.И. Система наказаний в российском уголовном праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -Ростов н/Д., 1999. - С. 22-23.

4. Устименко Р.Г. Теоретические и практические аспекты назначения дополнительных видов наказаний: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов н/Д., 2004.

5. Колосов А.С. Ответственность за уклонение от отбывания наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005.

6. Мосиенко В.П. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград как вид наказания в российском уголовном праве: дис. .канд. юрид. наук. - Ростов н/Д., 2000.

7. Советский энциклопедический словарь; под ред. А.М. Прохорова. - 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1983.

8. Шепелев Л.Е. Отмененные историей. Чины, звания и титулы в Российской империи. - Л., 1977. - С. 17.

9. Девяшин И.В. Депоощрение по российскому праву (проблемы теории и практики): автореф. дис____канд.

юрид. наук. - Н. Новгород, 2006. - С. 14.

10. САПП РФ. - 1994. - № 10. - Ст. 775.

11. СЗ РФ. - 1995. - № 23. - Ст. 2207.

12. СЗ РФ. - 1999. - № 2. - Ст. 269.

13. СЗ РФ. - 2000. - № 27. - Ст. 2821.

14. СЗ РФ. - 2003. - № 16. - Ст. 1508.

15. СЗ РФ. - № 47. - Ст. 4520.

16. СЗ РФ. - № 48. - Ст. 4659.

17. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: в 2-х т. Том I. - Н. Новгород: Номос, 1996. - С. 110.

18. Краснорядцев С.Л. Уголовная ответственность за незаконный оборот государственных наград: дис. .канд. юрид. наук. - М., 2004.

19. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации; рук. авт. кол. и отв. ред. А.И. Зубков. - М.: Издат. группа ИНФРА-М - НОРМА, 1997. -С. 123.

20. Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными; под общ. ред. П.Г. Мищенкова. - М.: Экспертное бюро-М, 1997. -С. 212.

21. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации; отв. ред. В.М. Лебедев. - 3-е изд., доп. и испр. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - С. 110.

22. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 декабря 1997 № 2038-II ГД "Об объявлении амнистии".

23. Цветков А.Н. Система уголовных наказаний и порядок их исполнения: лекция. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД РФ, 2000. - С. 37.

24. Собрание Законодательства РФ. - 1998. - № 13. -Ст. 1475.

25. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: (постатейный); отв. ред. Л.Л. Кругликов. - М.: Изд-во Волтерс Клувер, 2005. - С. 121.

26. Архив Пятигорского гарнизонного военного суда. - 1999. - Уголовное дело № 22/99.

27. Научно-практическое пособие по применению УК РФ; под ред. В.М. Лебедева. - М.: Норма, 2005. -С. 129.

28. Положение о федеральной государственной службе, утвержденное Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. (САПП. - 1993. - № 52. - Ст. 5073).

29. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ; под общ. ред. С.В. Степашина. - М.: Юристъ, 2001.

30. Благов Е.В. Применение уголовного права (теория и практика). - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. - С. 370.

31. Щупленков В.П. Лишение воинских и других званий, а также орденов, медалей и почетных званий / Наказания, не связанные с лишением свободы. - М., 1972. -С. 86-87.

32. Михлин А.С. Понятие наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и его исполнение // Российский следователь. - 2001. - № 3. - С. 25.

33. Колосов А.С. Ответственность за уклонение от отбывания наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества: автореф. дис. .. .канд. юрид. наук. -М., 2005. - С. 13.

34. Милюков С.Ф. Российское уголовное законодательство: опыт критического анализа. - СПб.: Знание, 2000.

35. Старков О.В., Милюков С.Ф. Наказание: уголовно-правовой и криминопенологический анализ. - СПб.: Изд-во "Юрид. центр Пресс", 2001.

36. Малков В.П. Назначение дополнительных наказаний: сб. науч. тр. - Уфа, 1990. - С. 122.

37. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий; под ред. А.С. Михлина, В.И. Селиверстова. - М., 2004.

38. Уголовное право. Общая часть: учебник; под ред. В.Н. Петрашева. - М.: ПРИОР, 1999. - С. 372.

39. Российское уголовное право: в 2-х т. Том I. Общая часть; под ред. А.И. Рарога. - М.: Профобразование, 2001. - С. 401.

40. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации; отв. ред. А.И. Рарог. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - С. 89.

41. Устименко Р. Г. Теоретические и практические аспекты назначения дополнительных видов наказаний: дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2004. - С. 109-110.

42. Советское уголовное право. Общая часть: учебник; под ред. Г.А. Кригера, Н.Ф. Кузнецовой, Ю.М. Тка-чевского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - С. 237.

43. Уголовное право. Общая часть: учебник; под ред. В.Н. Петрашева. - М.: ПРИОР, 1999. - С. 369.

44. Курс уголовного права. Общая часть. Т. 2: Учение о наказании: учебник для вузов; под ред. д.ю.н., проф. Н.Ф. Кузнецовой и к.ю.н., доц. И.М. Тяжковой. -М.: ИКД Зерцало-М, 2002. - С. 39-40.

Здравствуйте уважаемые. Несколько дней назад мы с Вами начали разговор о вексиллологии. В первой части моего повествования () я рассказывал о государственных флагах государств, которые из-за своей идентичности вызывают нешуточные споры и обиды. Сегодня будет уместным рассказать о флагах, которые не являются одинаковыми, но похожи друг на друга, из-за чего тоже возможна путаница.
Начнем с того, с чего закончили в прошлый раз с флагов Румынии и Чада.
Дело в том, что триколор подобных же цветов имеют еще 2 государства - Молдавия (или правильнее сказать Республика Молдова) и Андорра.
С флагом Молдавии вся в принципе понятно - с момента распада Советского Союза это республика не скрывает своего желания воссоединиться с Румынией. Отчасти это будет справедливо (как не крути один народ), а отчасти - нет (так как большая часть Молдавии была губерниями Российской империи). Ну а раз велико желание воссоединится, то за основу собственного государственного флага был взят румынский, правда с тремя отличиями.

Флаг Молдовы


Во-первых, в среднюю (желтую) полосу поместили государственный герб.
Герб представляет собой орла, держащего в клюве золотой крест, а в когтях зелёную оливковую ветвь справа и золотой скипетр (слева). На груди орла расположен щит. Он (щит) пересечен по правилам геральдики, в верхней его части — красное поле, в нижней — синее. В центре щита изображена голова зубра, между рогами которого расположена восьмилучевая звезда, справа от головы — пятилепестковая роза, слева — полумесяц, обращённый и слегка наклонённый влево. Орел - символ Валахии, щит с головой зубра - символ Молдавии. Интересно, что вплоть до 2010 года флаг Молдавии, наряду с еще 2-мя государствами (Парагвай и Саудовская Аравия) был уникальным тем, что его лицевая и оборотная сторона отличались - герб находился только на лицевой стороне. Однако с 26 ноября 2010 года, когда вступил в силу Закон «О Государственном флаге Республики Молдова» оборотная и лицевая сторона флага стали зеркальны.
Во-вторых, несколько отличается цвет одной из полос триколора. Если у Румынии цвет темно-синий, то у Молдовы он светло-синий, ближе по оттенку к голубому.
Ну и в третьих, дело в пропорциях флага У румын отношение ширины флага к его длине — 2:3, а вот у Молдовы 1:2

флаг Андорры

Флаг княжества Андорра указывает на расположение и историческое прошлое этой крошечной страны. Синий и красный цвета - это намек на Францию, желтый и красный - на Испанию. Две этих великих государства с 13 столетия осуществляли надзор и покровительство над Андоррой, хотя де-юре на данный момент больше прав именно у французов.
В центре флага, на желтой полосе расположен герб княжества: щит с изображением митры и посоха, двух коров, трех красных столбов и красных полос на золотом фоне.

герб родины дАртаньяна - Беарна

Митра и посох намекает на власть Урхельского епископа, который был одним из соправителей (наряду с французским президентом) княжества, 2 красных коровы с синими ошейниками и колокольчиками на золотом фоне - это знак Беарна, то есть намек на покровительство Франции; красные полосы на жёлтом фоне — гербовые цвета Каталонии, а 3 красных столба - знак графов де Фуа (покровительство Испании). Под щитом написан девиз Virtvs Vnita Fortior (латинский - Единство делает сильным).
Осталось только добавить, что пропорции флага 7:10.
Следующая пара государств, чьи флаги иногда (пусть и редко) путают это Италия, и достаточно неожиданно Мексика.

флаг Республики Италия

И тот и иной флаг испытали явное влияние французского флага, имеют похожие цвета и размеры.
Итальянский флаг в своем нынешнем состоянии был позаимствован из цветов флага так называемой Транспаданской республики, созданной Наполеоном Бонапартом после побед над австрийцами на Аппенинском полуострове из территорий Миланского герцогства, герцогства Мантуя, Епископства Трент и части Венецианской республики.

герб Милана

Первоначально Наполеоном планировался триколор очень схожий с французским, за тем исключением, что первый цвет должен был быть «aдзурри» (небесно-лазуревый), в честь савойской династии. Однако Бонапарт то ли под воздействием самих итальянцев, то ли с каким-то дальним, одному ему известным, прицелом в последний момент изменил цвет на зеленый, а точнее говоря на цвет светло-зеленой травы. Официально объяснения выглядели так - белый и красный взяты с геральдических цветов Милана (красный крест Амвросия Медиоланского на белом фоне), а зеленый цвет формы северо-итальянского гражданского ополчения (милиции) бок о бок сражающихся с французами против австрийских оккупантов. Впоследствии этот же флаг использовал Гарибальди, и после объединение раздробленной Италии в середине 19 столетия, он стал государственным. Прошло много времени, и даже большинство итальянцев не помнят уже происхождение своего знамени, однако Il verde, il bianco e il rosso (зелено-бело-красное) полотнище есть в доме практически у каждого жителя страны, итальянцы помнят и свято чтут свой государственный символ, нередко правда, беззлобно иронизируя и находя альтернативные объяснения цветов. Мне, например, нравится пояснение южан о том, что зеленый - это цвет салата, белый - мацареллы, а красный -томатов.

Squadra Azzurra - чемпион мира 2006 года

Лазурный, кстати, народом также не забыть. Гордость Италии, вторая после религии (а то и первая) страсть футбольная сборная страны носит название Squadra Azzurra (лазуревая эскадра), из-за цвета футбольной формы, которую сборная надела впервые в начале 20 столетия именно из-за того, что лазуревый - это один из основных цветов итальянцев.

процедура поднятия главного флага Мексики

Мексиканцы получили цвета своего флага в 1821 году, после обретения независимости. Повстанцы, воевавшие за свободу, поднимали трёхцветные бело-зелено-красные флаги, которые и были взяты за основу. Только несколько переставили очередность колеров и линии сделали горизонтальными. В центре (на белой полосе) был расположен герб Мексики, который несколько раз менялся. Поэтому в нынешнем состоянии флаг Республики Мексика был принят в 1968 году. Первоначально цвета флага символизировали независимость (зеленый), чистоту религии (белый) и стремление к объединению между коренными расами и испанцами (красный). Сегодня они обозначают надежду (зеленый), чистоту (белый) и религию (красный). В центре флага расположен национальный тотем - орел, сжимающий в лапах змею. Это так называемый ацтекский орел - символ и герб Мексики. По легенде, орел, схвативший змею в лапы и стоящий на цветущем мексиканском кактусе, растущем из скалы в центре Теночтитланского озера, появился на месте, где ацтеки решили построить свою столицу в 1325 году.

виды Мехико-сити

Из этой столицы впоследствии вырос Мехико, главный город всей Мексики.
Отличий от итальянского флага у мексиканцев 3: Герб в центре флага, пропорции (4:7 у мексиканцев, против 2:3 у итальянцев) и оттенок зеленого цвета (у Мексики он более темный).
Давайте перейдем к следующему ряду государств с похожими флагами.

знамя Австрии

У Австрии, наряду с Данией старейшее знамя в Европе. Возникло оно, по преданию, еще во время Третьего Крестового похода, когда после одной из битв австрийский герцог Леопольд V из династии Бабенбергов снял свою белоснежную котту, то она вся была покрыта кровью, но когда он снял пояс, оказалось, что под него кровь не проникла, и посреди формы осталась белая полоса. Леопольду так понравилось, что он сделал эти цвета своим личным штандартом. Вскорости они стали геральдическими цветами рода, а там и всей Австрии. Нынешний флаг принят в 1946 году.

Герцог Леопольд V

Красный цвет символизирует кровь, пролитую в борьбе за свободу и независимость Австрийской Республики. Белый цвет — символ свободы, чистоты помыслов и республики. Есть альтернативная версия - красный - это цвет красивой земли Австрии, а белый - реку Дунай, протекающую по территории страны. Все три полосы флага одинаковы, а его пропорции составляют 2:3.
С австрийским часто путают латышский флаг, хотя они отличаются. Прежде всего, флаг республики Латвия состоит из трёх разновеликих горизонтальных полос: тёмно-красной, белой и тёмно-красной в соотношении между собой как 2:1:2, а отношение ширины флага к его длине 1:2. Ну а главное цвет полос. У латышей он темно-красный, цвета венозной крови, в геральдике носит название «латвийский красный». У Австрии оттенок более легкий, светлый.

Флаг Республики Латвия

Флаг Латвии утвержден 15 июня 1921 года, повторно принят 15 февраля 1990 года. Исторически считается, что впервые такие цвета были использованы отрядом ополчения замка Веден (ныне Цесис) в 13 столетии. Возможно, сыграли свою роль и цвета Ливонского Ордена, которые располагались на части современной Латвии. Мне последний вариант кажется более предпочтительным.

флаг Ливана

Третьим флагом с подобным австрийским цветами является флаг Ливанской республики. Его красно белые цвета первоначально ассоциировались с кланами каузитов и йеменитов, а зелений кедр - символ и тотем государства, с Маронитской католической церковью. Нынешний флаг принят в 1943 г. Красный цвет символизирует кровь, пролитую в борьбе за независимость с французами, турками и иными завоевателями, а также униформу первых национальных полков белый — чистоту снега ливанских гор и мир между различными общинами страны, а зеленый кедр - символ бессмертия и надежды.

флаг Французской Полинезии

Несколько похож с вышеуказанными также флаг заморского департамента Французской Республики - так называемой Французской Полинезии. По сути, этот флаг является не государственным, а региональным и создан на основе флага острова Таити - полинезийское каноэ с красными парусами на фоне 10 солнечных лучей и 5 рядов морских волн синего и белого цветов, которое располагается на белой полосе, между двух красных.
Следующей парой будет у нас Лихтенштейн и Гаити.

знамя княжества Лихтенштейн

Княжество Лихтенштейн - еще один осколок позднего средневековья, имеющий с 1719 года суверенный статус. Это карликовое государство с населением чуть больше 35 000 человек и с одним из самых высоких уровней жизни в мире, находится между Австрией и Швейцарией. Как понятно из названия Лихтенштейн монархия, причем монархия конституционная, во главе которой стоит князь из дома Лихтенштейнов (родственные австрийским Габсбургам). Нынешним правящим князем является Йоханнес Адам Фердинанд Алоис Джозеф Мария Марко дАвиано Пий фон унд цу Лихтенштейн или просто Ханс-Адам II.

Ханс-Адам II

Государственные цвета Лихтенштейна, вероятно, происходят от синего и красного ливрейных цветов, использовавшихся в XVIII столетии слугами князя Иосифа Венцеля Лихтенштейнского. Синий цвет символизирует синеву неба над страной, красный — яркие закаты солнца в горах Лихтенштейна. Горизонтальный двухцветный флаг был подтвержден в качестве государственного флага в Конституции, подписанной 5 октября 1921 года. На Олимпийских играх 1936 года произошел казус, когда делегация княжества увидела точно такой же (или скорее похожий) флаг у Гаити. Поэтому уже в следующем году был принят законопроект, по которому в верхней части флага у древка была введена золотая княжеская корона - символ княжеской власти, единства династии и народа. В 1982 году дизайн короны был несколько изменен и флаг приобрел тот дизайн, который мы можем видеть и сейчас.

Флаг Гаити

В отличие от богатого Лихтенштейна Республика Гаити это одно из наибеднейших государств не только центральной и Серверной Америки, но и вообще мира.
В советские времена страна широко была известна «папой Доком» Дювалье со своими тонтон-макутами, а в последнее время все ассоциируют Гаити со страшным землетрясением, постигшем страну и с последовавшим за этим хаосом и мародерством.
Тем не менее, Гаити одна из первых (если не вообще первая) республика, возглавляемая неграми. В далеком 1804 году на этом острове произошла революция, которая привела к независимости и созданию республики.

Франсуа "Папа Док" Дювалье

Первоначально флаг введен в 1897 году, повторно введен 25 февраля 1986 года.
Красный и синий цвет во флаге символически воплощения союз мулатов и чернокожих. В центре флага в белом квадрате расположен герб Республики - Капустная пальма, увенчанная фригийским колпаком свободы и украшенной трофеями (ружьями, флагами, топорами, пушками, ядрами, трубами, якорями и т.д.). Внизу лента с девизом «L"Union Fait La Force» (французский «В союзе сила»).
В оттенках цветов и в пропорциях и размерах флаги Гаити и Лихтенштейна подобны.
Ну и последняя пара флагов на сегодня - это Венгрия и Таджикистан.

флаг Венгрии

Венгерский флаг официально был принят в 1848 году, повторно введен 1 октября 1957 года. Три цвета - красный, белы и зеленый являются национальными и идут с глубокой древности. Прежде всего - это цвета венгерского герба (красный щит, белые полосы и патриарший крест, зеленая гора с тремя вершинами). Красный щит с белыми полосами в свою очередь это цвета княжеского рода Арпадов, с IX века правившими венгерскими землями, двойной белый крест ассоциируется с Иштваном I Великим, святым покровителем страны, а зеленые холмы - это три горы Татра, Матра и Фатра.

герб Венгрии

На данный момент официально считается, что красный цвет символизирует кровь венгерских патриотов, пролитую в борьбе за независимость Венгрии. Белый цвет-символ нравственной чистоты и благородства идеалов венгерского народа, а зелёный цвет — символ надежды на лучшее будущее страны.
Пропорции флага - 2:3
Флаг Таджикистана также состоит из 3 полос: верхней — красной, средней — белой и нижней — зелёной в соотношении между собой по ширине как 2:3:2. В центре флага изображена золотая стилизованная корона с полукругом из семи 5-конечных звёзд над ней.
Цветовой символизм многозначен. Официально (по положению о Государственном флаге Республики Таджикистан от 24 ноября 1992 года) красный цвет обозначает рабочих, зеленый - крестьян, белый - интеллигенцию, а сочетание цветов на флаге - единение всех прогрессивных сил страны.
Есть вторая трактовка - красный — свобода и независимость, белый — мир и спокойствие, зеленый — благоустроенность и процветание. По третьему значению: Красный — это цвет солнца и победы; белый обозначает чистоту, хлопок и лежащий в горах снег, а зеленый представляет духовное значение ислама и благородство природы. Ну и наконец, это цвета 3 каст древнеиранского общества: военные - красный, духовенство - белый и скотоводы, земледельцы и ремесленники - зеленый.

флаг Таджикистана.

В отличие от венгерского флага, у таджикского в центре белой полосы расположена золотая корона в окружении 7 звезд. Корона означает сам таджикский народ, вообще название государства происходит от термина «таджвар», что означает «коронованный». Символика семи звезд очень различна. Это и семь выдающихся персидско-таджикских поэтов и таджикские легенды о небесах, состоящих из семи прекрасных орхидей, разделенных семью горами, на вершине каждой горы сияет звезда. Мне же представляется наиболее вероятным семь звезд, как обозначение исторических областей страны: 1) Согд; 2) Зарафшан; 3) Хисар; 4) Рашт; 5) Вахш; 6) Хатлон; 7) Бадахшан.



Просмотров